Сочинение: Война и мир, мысль народная

Созданный в 1860-х годах роман Толстого «Война и мир», пришелся на время подъёма общественного движения, народности людей. Основной темой литературы для того периода, стала тема народности и духовности жителей. Для того, чтобы раскрыть эту тематику, автор выбрал конкретный период войны 1805-1812 годов.

«Народ» Толстого – это обычные крестьяне, мещане, дворянство. Люди, только нравственно богатые. Писатель заострял внимание на важности и решающей силой народных масс в истории.

Он считает, что роль в развитии общества одного, даже самого выдающегося деятеля ничтожна.

Жизнь меняют люди, народ, а не единственный герой, который гордо возвышается над другими и по своему усмотрению угадывает ход событий.

Толстой видит победу в Отечественной войне – победой народного духа. Русские воевали за свою землю, свою Родину. А французы вели войну на чужой земле за чужие идеалы. Победа России была заведомо известна, так как русский дух и воля к победе непоколебимы.

Кутузов изображается, как герой народа, который боролся вместе с народом, а не с его помощью. Роман противопоставляет простого нравственного Кутузова и циничного захватчика Наполеона. Война с Наполеоном заставила испытать переживания, сомнения всех героев романа.

Им пришлось преодолевать испытания, пришедшие с врагом, открывать в себе и окружающих новые качества: когда Болконский Андрей увидел в свое полку не простых крепостных, а героев-патриотов, готовых пожертвовать своей жизнью за Отчизну. Эти основные человеческие качества и показывают «мысль народную» и заключают в себе смысл произведения.

Именно это ставит бок о бок на одном поле битвы дворянина и рядового крестьянина в войне за свободу русского человека. Организованная крестьянами, партизанская война сыграла огромную роль в изгнании врага с родных земель. Даже торговцы воспротивились и не стали торговать с французами сеном даже за большие деньги, а просто жгли его.

Небольшой торговец Ферапонтов, перед захватом французами Смоленска, отдал свой товар солдатам просто так, чтобы не досталось врагам. Так же поступали и другие жители, сжигая свои дома. Вконец обедневшие Ростовы, отдали все свои подводы раненым.

Толстому не нравилась война. Но со стороны народа он видел ее справедливой, ведь люди защищали свой дом. Часто, свое отношение к войне он вкладывает в слова героев. Взгляды писателя проявляются в эпизодах, насыщенных болью и жестокостью, которые сопоставляются с картинами страстной любви и преданной дружбы.

Сочинение кратко Мысль народная в романе Война и мир

И снова мы сталкиваемся с творчеством великого писателя Л.Н. Толстого и с его произведением « Война и мир ». Одной из главных тем в романе считается народная мысль. Большинство читателей этого романа воспринимают тему народа по иному, в отличие от самого писателя.

Лев Николаевич показывает всю мысль народа, для него крестьян или же офицер это единый не делимый народ. Каждый персонаж в этом романе напрямую связан и неделим со своим народом. Своих любимых героев писатель решил, соединяет напрямую с народом. В романе множество моментом подтверждающих связь, героя и его народа.

Хорошо эта тема раскрыта в произведении, и она проходит неразделимой нитью через жизнь Безухова Петра, который попадает в плен. Помогает познать истину жизни и своего окружения народа, Каратаев Платон обычный крестьянин. Также можно сказать о фрагменте, когда Болконский почувствовал свой народ.

Его реплика звучала так: « Ребята вперед » здесь он и почувствовал единую связь между собой и народом, который пошел след за ним.

Главная и самая обаятельная героиня этого романа Наташа Ростова выражает свою любовь к народу, когда в одной из глав героиня выезжает из Москвы, бросая на землю свое драгоценное имущество, и помогает раненным людям данное решение она принимает мгновенно, спонтанно этим Наташа не отделяет себя от народа.

Мысль народная отображается в каждой главе этого романа, составляет душу и раскрывает произведение в целом, каждый персонаж понимает и чувствует простоту, доброту в своем народе.

Все смерти, который автор решает нам показать, на мой взгляд они реалистичны, уместны. С ними народ обретает свободу и такая же участь у страны, в которой живет народ в этом романе. Лев Николаевич Толстой удивительный писатель сумел отобразить все в романе любовь, боль, природу и связь народа с высшим обществом.

Сочинение: Война и мир, мысль народная Мысль народная в романе Война и мир

Сейчас читают:

  • Сочинение Город Калинов и его обитатели по пьесе “Гроза”
    Действие сюжета пьесы А.Н. Островского «Гроза» происходит в городе Калинов у берегов Волги. Здесь автор раскрывает множество персонажей с самыми разнообразными характерами. В течение развития событий нам открываются новые стороны их личностей,
  • Любимый герой Толстого в романе Война и мир (Пьер Безухов) сочинение
    Читая знаменитое произведение великого русского читателя многие люди переживают целую бурю различных эмоций, чувств, переживаний и так далее. Какие-то герои многим приходятся по душе, становясь любимыми, какие-то наоборот вызывают
  • Сочинение Любовь в произведениях Бунина и Куприна
    Писатель Иван Алексеевич Бунин – это один из числа самых известных писателей в России двадцатого века. Он писал романы, небольшие рассказы, стихи, прозу. У него есть рассказы, в которых тема любви проходит красной нитью. В таких его произведениях
  • Сочинение на тему Мой дом
    Дом – это то место, где всегда тепло и уютно, где тебе всегда рады и все устроено так, как хочется тебе. Часто люди говорят, мой дом моя крепость, и они совершенно правы. Но, наверное к большой радости вопреки мнению большинства, дом,
  • Сочинение Век живи век учись по пословице
    В наше время необразованному приходится туго. И это не в материальном смысле, в плане трудоустройства и обеспечения своего благополучия, хотя тоже играет значительную роль.
  • Аустерлицкое сражение в романе Война и мир сочинение
    Лев Николаевич Толстой – мастер психологизма. Внутренний мир его героев очень важен для писателя. Чтобы показать их духовное совершенствование Лев Николаевич проводит персонажей романа-эпопеи «Война и мир» через разные жизненные ситуации.

«Мысль народная» в романе «Война и мир» Толстого – сочинение по теме

«Предмет истории есть жизнь народов и человечества», – так начинает Л.Н.Толстой вторую часть эпилога романа-эпопеи «Война и мир».

Далее он задается вопросом: «Какая сила движет народами?» Рассуждая над этими «теориями», Толстой приходит к выводу, что: «Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей, ибо связь между этими несколькими людьми и народами не найдена…» Другими словами Толстой говорит о том, что роль народа в истории неоспорима, и вечная истина о том, историю вершит народ, доказана им в своем романе. «Мысль народная» в романе «Война и мир» Толстого действительно одна из основных тем романа-эпопеи.

Авторская задумка

Не все знают, что Л. Н. Толстой изначально предполагал написать роман, где центральным персонажем будет некий декабрист. Действия должны были разворачиваться, когда он возвращается после амнистии. На улице – 1856 год.

Чтобы создать такое произведение, писатель погрузился в изучение архивных документов. В процессе этого исторического исследования, Л. Н.

Толстой осознал, что он не сможет полноценно реализовать свою задумку о декабристе, не обратившись к истокам восстания, а потом и еще дальше – к самому 1812 году и, соответственно, к походу Наполеона на Россию.

Война и мир

Как видно из самого названия эпопеи, сюжет можно разделить на две темы: война и мир. Если мир представляет собой описание повседневной жизни дворян, зачастую радости, далекие от настоящего духовного подъема, то война – это демонстрация героизма народа в борьбе с захватчиком, это изображение духовного пути, а также победы и того, каким образом и какими жертвами достигается эта победа.

Таким образом, сам автор признает, что «мысль народная» – это основа данного романа. Даже эпилог писатель начинает словами о том, что предметом истории предстает жизнь народов и человечества в целом.

Эта мысль наиболее ярко раскрывается именно в теме войны, которая выпячивает не только проблемы общества, но и показывает, что побеждает именно тот народ, который оказывается более сплоченным и целостным.

Война ликвидирует деление на аристократов и простолюдинов, она уравнивает людей в борьбе за выживание, за сохранность жизней своих родных, за свои дома и, в конце концов, за свою страну.

Читайте также:  Судьба художника в повести Гоголя «Портрет»

Образ народа в романе Л. Н. Толстого

На первый взгляд, читателю может показаться, что народ в романе – это крестьяне, крепостные, солдаты, словом, «простые люди». Но на деле оказывается, что это не совсем так.

Народом автор считает всех, кто участвует в жизни страны. С Наполеоном сражаются как обычные солдаты, так и князья (как, например, Андрей Болконский), то есть дворяне идут в бою рука об руку с сыновьями крестьян.

Народ в представлении Л. Н. Толстого – целостен.

«Мысль народная» как лейтмотив

Пожалуй, все центральные персонажи романа, а особенно те, кого можно отнести к категории «герои в пути», неотделимы от «мысли народной». Она – обязательная часть развертывания сюжетной линии.

Пьер Безухов

К примеру, этот лейтмотив ясно виден на примере жизни Пьера Безухова. Нас интересует момент, когда Пьер попадает в плен: именно здесь он, наконец, находит истину жизни.

Но слышит Безухов эту истину совсем не из уст ученого мужа, но из уст простого крестьянина Платона Каратаева. Все оказалось очень просто: все люди хотят счастья.

Конец романа для некоторых читателей предстал как разочарование, но финал согласован именно с этими размышлениями о счастье.

Любопытно, что французы позволяли Пьеру перейти к равным ему по статусу пленникам, но тот пожелал остаться именно с этими простыми людьми, которые оказались мудрее, чем сотня ученых.

Андрей Болконский

Тот же лейтмотив преследует духовные поиски другого героя – Андрея Болконского. Прежде всего, читатель становится свидетелем удивления героя, ведь он, бросившись вперед в стремлении к славе и подвигам, совершенно не ожидал, что станет вдохновляющим примером для остальных солдат. Но те, увидев бесстрашного Андрея, бросились в бой вслед за ним.

Наташа Ростова

На самом деле, дворян воспитывали довольно сурово. Известно много случаев, когда девушки-дворянки выживали в самых сложных условиях. Это было возможно, так как их воспитание готовило их к разным испытаниям.

Что касается Наташи Ростовой, то «мысль народная» в ее жизни ярко прослеживается в ее поступке во время бегства из Москвы.

Когда девушка видит раненых, она не жалеет вещей и выбрасывает их из своей повозки, чтобы предоставить место раненым.

Дорогие читатели! Предлагаем прочитать о духовных исканиях Андрея Болконского” в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”

Таким образом, Наташа – аристократка – оказывается в одной карете с простыми ранеными солдатами. Это еще раз демонстрирует нам, что война всех уравнивает. Но еще больше здесь вдруг оголяются те самые противоречия русской души, о которых написано столько книг.

Партизанское движение

Эта часть войны тоже не сумела спрятаться от внимательного глаза писателя. Партизанское движение раскрывается в романе на примере образа Тихона Щербатого. Он тоже воюет с захватчиком, но методы его отличаются от прямолинейности и открытости Андрея Болконского.

  В чем заключается счастье? (сочинение-рассуждение)

Среди методов борьбы с врагом Тихона – хитрость, ловкость, внезапность и непокорность. Здесь образ Щербатого выступает противоположностью образу уже знакомого нам Платона Каратаева. Последний демонстрирует такие черты, как доброта и спокойствие, мудрость и простая философия, которую мы можем назвать житейской.

Кутузов

Пожалуй, Кутузов – это самый яркий пример, а иногда кажется, что и вовсе пример единственный, главнокомандующего, который и вправду никогда не превозносил себя. Он считал себя равным народу, солдатам, с которыми воевал рука об руку.

Предлагаем вниманию читателей описание образа Лизы Болконской в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.

Наибольшей болью для него было отсутствие единства народа, отсутствие целостности армии. Именно это, по его мнению, часто становилось причиной поражений русских.

Народ в романе «Война и мир»

Многие читатели понимают слово «народ» не совсем так, как понимает его Толстой. Лев Николаевич подразумевает под «народом» не только солдат, крестьян, мужиков, не только ту «огромную массу», движимую некой силой.

Для Толстого «народ» – это и офицеры, генералы, и дворянское сословие. Это и Кутузов, и Болконский, и Ростовы, и Безухов, – это все человечество, охваченное одной мыслью, одним делом, одним предназначением.

Все главные герои романа Толстого напрямую связаны со своим народом и неотделимы от него.

Герои романа и «мысль народная»

Судьбы любимых героев романа Толстого связаны с жизнью народа. «Мысль народная» в «Войне и мире» проходит красной нитью через жизнь Пьера Безухова. Находясь в плену, Пьер познал свою истину жизни.

Открыл ее Безухову Платон Каратаев, крестьянский мужик: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка». Французы предлагали Пьеру перевестись из солдатского балагана в офицерский, но он отказался, оставшись верен тем, с кем постиг свою участь. И после он долго с упоением вспоминал этот месяц плена, как «о полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время».

Андрей Болконский в битве под Аустерлицем тоже почувствовал свой народ. Схватив древко знамени и ринувшись вперед, он не думал, что солдаты пойдут за ним.

А они, увидев Болконского со знаменем и услышав: «Ребята, вперед!» бросились на врага за своим предводителем.

Единство офицеров и простых солдат подтверждает, что народ не подразделяется на чины и звания, народ един, и это понял Андрей Болконский.

Наташа Ростова, выезжая из Москвы, сбрасывает на землю семейное имущество и отдает свои подводы для раненых. Это решение приходит к ней сразу, без обдумываний, что говорит о том, что героиня не отделяет себя от народа.

Еще один эпизод, говорящий об истинном русском духе Ростовой, в котором сам Л.

Толстой восхищается любимой героиней: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная гувернанткой-француженкой, — этот дух, откуда она взяла эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».

А капитан Тушин, который жертвовал собственной жизнью ради победы, ради России. Капитан Тимохин, который бросился на француза с «одной шпажкой». Денисов, Николай Ростов, Петя Ростов и многие другие русские люди, стоявшие вместе с народом и знавшие истинный патриотизм.

Толстой создал собирательный образ народа – народа единого, непобедимого, когда воюют не только солдаты, войска, а и ополченцы.

Мирные жители помогают не оружием, а своими методами: мужики жгут сено, чтобы не везти в Москву, люди уходят из города только потому, что не хотят подчиняться Наполеону. В этом и заключается «мысль народная» и способы ее раскрытия в романе.

Толстой дает понять, что в единой мысли – не сдаться врагу – силен народ русский. Для всех русских людей важно чувство патриотизма.

Мысль народная в образе Кутузова

Решения, выносимые в кулуарах власти, на законодательном уровне, русский классик называет восходящим течением развития общества. Это, по его мнению, центробежная сила истории. События, имеющие место среди простого населения, являются процессом нисходящего развития истории, центростремительной силой развития социальных связей.

Поэтому образ Кутузова наделен высокими нравственными качествами. События показывают, что генерал оказывается связанный с народом одной цепью государственных проблем.

Ему близки проблемы, переживаемые простыми людьми, находящимися намного ниже Кутузова по социальной лестнице. Тревогу, горечь поражений и радость побед легендарный полководец чувствует также естественно, как его солдаты.

У них одна задача, двигаются они одной дорогой событий, защищая Родину.

https://www.youtube.com/watch?v=rtihn4Y5rBU\u0026t=60s

В романе Кутузов является ярким представителем народа, потому что его личные цели абсолютно совпадают с целями русского населения.

Автор всячески акцентирует внимание читателя на достоинствах главнокомандующего русской армией. Его авторитет в глазах солдат и офицеров несокрушимый.

Дух войска, которым он командует, зависит от его настроения, здорового самочувствия, от его физического присутствия на поле сражения.

Платон Каратаев и Тихон Щербатый

В романе показано и партизанское движение. Ярким представителем здесь явился Тихон Щербатый, который всей своей непокорностью, ловкостью, хитростью борется с французами. Его активная деятельность приносит успех русским. Денисов гордится своим партизанским отрядом благодаря Тихону.

Противоположен образу Тихона Щербатого образ Платона Каратаева. Добрый, мудрый, со своею житейской философией, он успокаивает Пьера и помогает пережить ему плен. Речь Платона наполнена русскими пословицами, что подчеркивает его народность.

Читайте также:  Сочинение: Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова

Непобедимая сила

В романе Лев Николаевич показал, что народную силу победить нельзя. Ведь добро, простота и правда есть почти в каждом русском человеке. И истинный патриотизм не измеряется рангами, не ищет славы, не строит карьеры.

Толстой говорит о двух сторонах жизни, присутствующих в каждом человеке. Это личная жизнь, тем более свободная, чем более отвлечены её интересы. И жизнь роевая, стихийная, когда человек с неизбежностью исполняет законы, которые ему предписаны. Речь идёт о законах совести и чести, общей истории и общей культуры. Нужно о живёт в каждой главе и в каждой строке великого произведения.

Примеры похожих учебных работ

«Война и мир» Л.Н. Толстого как роман-эпопея

… так полно, точно, образно представлены в «Войне и мире». Современные исследователи придерживаются точки зрения на жанр этого произведения как на роман–эпопею. Невольно замечаешь в ней дух народного древнерусского …

Что такое «настоящая жизнь» с точки зрения Л. Толстого? (По роману «Война и мир»)

… принимая активное участие во всей боевых действиях. Закономерно и то, что погибает он на войне. «Настоящая жизнь», по мнению Толстого, включает в себя единение с природой и любовь к ней. Герои, живущие по-настоящему, способны …

Наташа Ростова — любимая героиня Л.Н. Толстого (по роману-эпопее «Война и мир»)

Сочинение: Наташа Ростова — любимая героиня Л.Н. Толстого (по роману-эпопее «Война и мир») ( … писал в письме к А. Фету). Однако до конца жизни писатель остался верен другому своему предпочтению – любимой героине книги – Наташе Ростовой. Эта простая …

Война 1812 года в изображении Л.Н.Толстого (по роману «Война и мир»)

… с Отечественной войной 1812 года. Писатель … войны человек представляет для Толстого замечательный объект восприятия истинного смысла народного сражения без всяких предрассудков военной среды. В изображении Бородинского сражения Толстой … сочинение.

По литературе : Образ войны и человека на войне в трилогии Константина Михайловича …

… творчества Симонова-писателя; Выявить особенности главного произведения писателя – романа-эпопеи «Живые и Мертвые»; Проанализировать и выявить в трилогии К. Симонова образ войны и образ человека на войне. Объектом исследования является военная …

Кутузов и народ

Единственным главнокомандующим армией, который никогда не разделял себя и народ, был Кутузов.

«Он знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат…» Разобщенность русской армии при союзе с Австрией, обман австрийской армии, когда союзники бросали русских в сражениях, для Кутузова были невыносимой болью.

На письмо Наполеона о мире Кутузов ответил: «Я был бы проклят, если бы на меня смотрели, как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки: такова воля нашего народа» (курсив Л.Н.Толстого). Кутузов писал не от себя, он выражал мнение всего народа, всех русских людей.

Образу Кутузова противопоставлен образ Наполеона, который был очень далек от своего народа. Его интересовал лишь личный интерес в борьбе за власть. Империя всемирного подчинения Бонапарту – и пропасть в интересах народа. В итоге война 1812 года была проиграна, французы бежали, и первым покинул Москву Наполеон. Он бросил свою армию, бросил свой народ.

Мысль народная в образах вельмож

Можно ли графа или князя считать народом? Свойственно ли было представителям русского дворянства отвечать требованиям исторической необходимости? Сюжетная линия романа явственно отображает нравственное развитие положительных персонажей, их слияние с народными массами в период Отечественной войны 1812 года.

Лев Толстой подчеркивает, что воля к победе, к избавлению от присутствия вражеской армии на территории своей земли проверяется мыслю народной. Пьер Безухов в одном потоке с беженцами заканчивает поиски смысла жизни, видя его в самой идее достойного выживания перед лицом опасности.

Наташа Ростова не может оставаться равнодушной и оставить раненых солдат. Молодая графиня бросается на поиски дополнительных подвод, чтобы вывезти раненых из пылающей Москвы. По Смоленской дороге она пытается помогать страждущим и умирающим от ран воинам.

Марья Болконская, сестра князя Андрея, чуть не поплатилась жизнью за желание вырваться из оккупированной врагом территории. Девушка не пристает на уговоры мадам Бурьен подождать французов в своей усадьбе, вступает в открытый конфликт с мужиками за возможность находиться с соотечественниками на русской земле.

Князь Болконский с начала сюжета почитает Наполеона, как передового современника, несущего новые идеи равенства и братства. На поле сражения под Аустерлицем его заблуждение рассеивается, когда он видит нездоровое восхищение Бонапарта, разглядывающего тела множества убитых солдат обеих армий.

Андрей Болконский погибает, оставаясь маленьким человеком, верным присяге, своему народу и императору.

Выводы

В своем романе «Война и мир» Толстой показывает, что сила народная непобедима. И в каждом русском человеке есть «простота, добро и правда». Истинный патриотизм не меряет всех по рангам, не строит карьеру, не ищет славы.

В начале третьего тома Толстой пишет: «Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы».

Законы чести, совести, общей культуры, общей истории.

Это сочинение на тему «Мысль народная» в романе «Война и мир»» открывает лишь малую толику того, что хотел сказать нам автор. Народ живет в романе в каждой главе, в каждой строке.

Тест по произведению

Патриотизм есть русское начало

Лев Толстой относится к патриотизму, как явному признаку народности, объединяющему все социальные сословия в минуты опасности. Капитан Тушин, героически защищающий позиции артиллерии, наделенный как простой человек «малым и великим». Таким же неоднозначным персонажем вступает Тихон Щербатый, безжалостный к врагам, но жестокий в душе человек в целом.

Юный Петр Ростов погибает, принимая участие в партизанском движении, которое стало важным фактором победы. Платон Каратаев, попав в плен, проявляет мужественное спокойствие, исповедуя любовь к жизни в ситуациях испытания, как основную идею христианства. Добродушие и смиренное терпение Лев Толстой превыше всего ценит в русском человеке.

История знает сотни примеров героических подвигов, порой, имена героев оказываются не известные. Остается только память и слава патриотическому несгибаемому духу русского народа, который в мирные дни остается ревнивым хранителем и носителем духовных ценностей.

«Мысль народная» в романе Л. Толстого «Война и мир»

  • Чтобы произведение было хорошо, надо 
  • любить в нем главную мысль. В «Войне и мире» 
  • я любил мысль народную. 

Л. Н. Толстой

«Война и мир» — роман-эпопея, крупное монументальное произведение, изображающее жизнь России в начале девятнадцатого века. Л. Н. Толстой ставит в романе общечеловеческие проблемы войны и мира, добра и зла, чести, порядочности, патриотизма и, наконец, проблему будущего страны. Главной мыслью своего произведения писатель считал «мысль народную».

Изображение силы и величия русского народа — вот главная цель Толстого. В книге представлены все слои русского общества, начиная с крестьян и заканчивая императором. «Мысль народная» развивается на протяжении всего повествования. Но центральным событием произведения является Отечественная война 1812 года.

В этот период русская армия обнаружила все свои лучшие качества, Мужество и героизм, патриотизм и самоотверженность, проявленные солдатами в сражении за Смоленск и в Бородинской битве, в полной мере раскрывают величие русского народа. Только такой народ мог, сплотившись в единое целое, продолжать стоять на своих позициях, даже потеряв половину войска.

Пьер видит ополченцев, надевших белые рубахи, и это — символ огромной духовной силы людей, готовых умереть, защищая Родину.

Именно дух армии, а не тактические маневры, по мнению Толстого, приносит победу русскому народу. Именно поэтому писатель рисует народного полководца Кутузова дряхлым, немощным, сонным и апатичным стариком, не предпринимающим решительных действий. Кутузов в полной мере пытается поддерживать именно дух войска. В единении с солдатами открываются главные причины величия Кутузова-полководца.

Свои лучшие качества проявило в войне с Наполеоном и мирное население. Купец Ферапонтов — образец народного мужества и патриотизма. Он верит в русскую армию и не хочет уезжать из Смоленска. «Однако затихать стала, — говорит Ферапонтов, — должно, наша взяла. Сказано, не пустят.

Читайте также:  Краткое содержание сказки о молодильных яблоках и живой воде для читательского дневника

Значит, сила…» Он разает зерно русским солдатам и сам поджигает свою лавку, чтобы она не досталась французам. Ради всеобщего блага купец жертвует имуществом, но он понимает, что сейчас важно всему народу объединиться и вместе противостоять французам, а не наживаться на чужом горе.

Простых мужиков, Карпа и Власа, таких же, как и Ферапонтов, которые не везли сено французам, а отдавали русским солдатам или жгли его, Толстой тоже считает героями, без которых не было бы победы.

Но не только простое население России, но и высшее сословие — дворяне, проявляют свои лучшие качества души.

Княжна Марья, скромная, кроткая, богобоязненная девушка, не только не хочет просить помощи у французского генерала, но она приходит в ужас при мысли о том, что она, дочь русского генерала, воспитанная на идеях патриотизма, примет покровительство господина Рамо, который пришел на русскую землю, чтоы разорять страну и убивать людей. Наташа Ростова руководствуется чувствами милосердия, доброты, сострадания к своему народу, когда отдает подводы для раненых, оставляя прямо на дороге свое имущество.

Но, наряду с истинным патриотизмом, проявленным лучшими из дворян, был и мнимый патриотизм аристократии, Жизнь в салонах Шерер и Элен почти не изменилась.

Под маской неприятия всего французского скрывалось безразличие ко всему происходящему. Болезнь Элен обсуждалась больше, чем ход войны.

Такое поведение представителей светского общества показало, насколько большая пропасть лежит между ними и народом.

Русский народ прославляется Толстым еще и потому, что он развернул против неприятеля партизанскую войну: «…благо тому народу, который в минуту испытаний, не спрашивая о том, как поступали другие, поднимает первую попавшую дубину и гвоздит ею, пока чувство мести не заменяется презрением и жалостью».

Партизанская война была всенародным явлением: отряды старостихи Василисы и сельского дьячка в пятьдесят человек действовали подчас лучше, чем целые полки со штабами. Война велась не по «фехтовальным» правилам.

Без генеральных сражений, без единого командования русские нападали на превосходящего числом противника и побеждали его.

Партизанская война стала тем последним, завершающим ударом, после которого рухнуло наполеоновское нашествие.

На примере действий отрядов Долохова и Денисова Толстой описывает участие в партизанской войне дворян. Денисов и Долохов заботливые командиры, в их действиях сочетаются смелость, дерзость, решительность. Партизаны под их руководством уже не боятся разъезжать верхом перед самым лагерем противника, в их действиях появилась уверенность в своих силах.

Тихон Щербатый — собирательный образ партизана. Он силен и вынослив, не боится тяжелой работы. Тихон ловок и хитер. Он настоящий патриот. Ему не надо наград и званий. Он присоединился к отряду Денисова для того, чтобы гнать французов со своей родной земли. Именно Тихону Денисов поручал самые опасные и трудные задания.

По мысли Толстого, народ — главная движущая сила истории, ход которой определяют не действия отдельных лиц, а поведение всего народа. Но только тогда наод может повлиять на историю, когда он един, когда каждый член общества вносит свой вклад в общее дело. Именно такой хочет видеть Толстой русскую нацию.

Народ России до Отечественной войны 1812 года был разобщен крепостным правом: интересы крестьян и дворян не совпадали, Но во время освободительной войны эта стена была разрушена: у всего русского наода появилась общая цель — изгнание французов из России.

По мнению Толстого, Отечественная война 1812 года — это тот этап развития народного самосознания, когда весь народ понял, что должен быть единым.

Сочинение на тему: «МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Л. Толстой отмечал, что произведение можно счи­тать хорошим только тогда, когда автор любит в нем свою главную мысль. А в романе «Война и мир» это «мысль народная». «Я старался писать историю наро­да», — признавался великий русский писатель.

Работая над романом «Война и мир», Л. Толстой сделал открытие, которое и высказал на страницах своего произведения.

Смысл этого открытия сводится к тому, что в 1812 году произошла не война между двумя императорами, а Отечественная война — спра­ведливая и освободительная, которую русский народ и армия вели против иноземных захватчиков — войск Наполеона.

Вот почему уже в первых сценах произве­дения писатель связывает повествование об отдельных героях с картинами, в которых раскрывается «характер русского народа и войска».

Главная мысль определяет не только художествен­ную форму произведения (роман-эпопея), но и харак­теры и оценку его героев. Л. Толстой характеризует все события и всех героев в их отношении к Отечест­венной войне 1812 года.

Все герои романа получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством единения с народом.

Поэтому все положительные герои (Кутузов, капитаны Тушин и Тимохин, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Петя Ростов, Денисов и другие) вместе с народом за­щищают родину от врага; все отрицательные персона­жи (князь Василий Курагин со своим семейством, ка­рьерист Борис Друбецкой, алчный Берг, иноземные ге­нералы, московский губернатор Растопчин) озабочены личными выгодами, далеки от народа, а потому лише­ны почетного права защищать Отечество.

То, что именно «мысль народная» является для Л. Толстого основой оценки исторических событий, можно легко понять, сравнив события 1805-1807 годов и события 1812 года. Писатель выражает народное мнение, когда осуждает несправедливые захватничес­кие войны и прославляет священную освободительную войну, в которой народ отстаивает не интересы своих господ, а национальную независимость родины.

«Мысль народная» определяет и оценку писателем ис­торических деятелей романа «Война и мир». Так, Наполе­он, от одного имени которого многие представители выс­шей русской аристократии приходили в восторженный трепет, сурово осуждается, а Кутузов, имевший не самые лестные отзывы светского общества о себе, возвеличива­ется как гениальный полководец народной войны.

Л. Толстой воссоздает в романе героические страни­цы истории народа и показывает путь своих любимых героев-правдоискателей как путь к народу, потому что именно народ является решающей силой истории.

В эпи­логе романа он говорит: «До тех пор пока пишутся исто­рии отдельных лиц, — будь они Кесари, Александры или Лютеры и Вольтеры, а не история всех, без одного ис­ключения всех людей, принимающих участие в собы­тии, — нет никакой возможности описывать движения человечества без понятия о силе, заставляющей людей направлять свою деятельность к одной цели».

Согласно выводам писателя, содержание историчес­кого процесса составляет движение народных масс, их действия, их могучая, неостановимая сила. Так «мысль народная» отразилась на определении писателем движу­щих сил истории. В романе «Война и мир» показан могу­чий образ «корабля народа», которым пытаются управ­лять «правители-администраторы».

И пока «историчес­кое море спокойно», им кажется, что они замечательно справляются с управлением движения корабля. «Но сто­ит подняться буре, взволноваться морю и двинуться са­мому кораблю, и тогда уже заблуждение невозможно».

Тогда «корабль народа» выходит из всякого повиновения и «идет своим громадным, независимым ходом», его сти­хийными действиями никто не смеет и не может управ­лять. Вспомним хотя бы сцены в Москве накануне сдачи города неприятелю и поведение губернатора Растопчина, его мысли о том, что «народная толпа страшна, она от­вратительна.

Они, как волки: их ничем не удовлетво­ришь, кроме мяса». А ведь незадолго перед тем он мнил из себя великого патриота, «руководителя народного чувства — сердца России». Беда Растопчина, по мысли Л. Толстого, была в том, что он «не имел ни малейшего

понятия о том народе, которым он думал управлять».

Подобная оценка исторического развития как сти­хийного процесса делает Л. Толстого фаталистом, по­лагающим, что все события «определены предвечно» и совершенно не зависят от воли людей. Отсюда и его объяснение причин возникновения войн, движения на­родов с запада на восток и с востока на запад, и оценка роли отдельной личности в истории.

На этой странице искали :

  • народная мысль в романе война и мир
  • мысль народная в романе война и мир сочинение
  • Мысль народная в романе война и мир
  • сочинение на тему мысль народная в романе война и мир
  • сочинение на тему народная мысль в романе война и мир

Сохрани к себе на стену!

Ссылка на основную публикацию