Сочинение: Смысл жизни «Премудрого пескаря» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/ЛитКлуб

За что читатели так высоко ценят творчество писателя Михаила Салтыкова-Щедрина? Он обладал уникальным талантом — просто и по-детски рассуждал о сложных философских, политических, социальных проблемах. Наглядный пример — сказка «Премудрый пескарь». Кратко о сюжете произведения и его скрытом смысле расскажем далее.

«Премудрый пескарь»: краткое содержание

Общественная деятельность и политическая жизнь страны были глубоко интегрированы в судьбу писателя Салтыкова-Щедрина. Исторические события и процессы в обществе были главными мотивами его творчества. Может показаться, что в сказке «Премудрый пескарь» автор решил изменить себе и написал обычный детский рассказ.

Однако Салтыков-Щедрин мог похвастаться тонким чувством юмора и в то же время обостренным чувством справедливости. Он никогда не оставался в стороне от главных политических событий.

И если копнуть глубже, становится очевидно: писатель сменил вовсе не тематику, а лишь форму повествования.

Но прежде чем анализировать тайный смысл «Премудрого пескаря», предлагаем ознакомиться с кратким пересказом произведения:

Салтыков-Щедрин: «Премудрый пескарь» вкратце

Жил в реке мудрый пескарь. Его родители тоже были умны и умудрились дожить до старых лет. Перед смертью отец учил сына быть осторожным: избегать крупной рыбы и раков, а главное — людей. Старик было сам чуть не попался и не стал для них обедом. И решил мудрый пескарь: выдолбить себе крошечную нору, в которую мог бы попасть он один, и спрятаться там от всяких опасностей.

Целыми днями пескарь тихо сидел в своей норе. Выходил лишь ночью или после полудня, когда все хищники уже были сыты. Правда, и самому пескарю питаться было нечем. Но лучше уж голодная жизнь, чем смерть в сытости.

Однажды пескарю привиделся сон, будто он выиграл в лотерею. От сладких фантазий полголовы его вылезло наружу. А там то и дело подстерегала угроза — то щука, то рак. Проживая каждый новый день, пескарь премудрый радовался, что не был съеден.

Сочинение: Смысл жизни «Премудрого пескаря» М. Е. Салтыкова-ЩедринаСказка «Премудрый пескарь»: YouTube/ЛитКлуб

Краткое содержание: премудрый пескарь и его сожаления

Живя в постоянном страхе, пескарь не завел ни семьи, ни друзей. Он вспоминал, как все было в его детстве: тогда хищники совсем мелкую рыбу не трогали, поэтому его отец еще мог позволить себе семью. А сейчас — совсем другое время.

Так пескарь прожил больше столетия:

  1. Не знал он ни любви, ни дружбы, ничего в жизни не попробовал.
  2. Перед смертью старик стал задумываться: жили бы все пескари так, как он, их род давно бы исчез.

Почувствовав себя бесполезным, старик уж было решил выйти из норы и проплыть по реке, но страх снова взял верх.

«Премудрый пескарь»: развязка истории

Рыбам, проплывающим мимо норы старика, не было до него дела. Никто не поинтересовался, как он так долго прожил, да и умным его не считали. Перед смертью пескарь снова увидел счастливый сон о лотерее. Но теперь он еще и стал больше, сам щук гоняет!

Во сне старик выпал из норы и пропал. Кто знает, что с ним произошло. Может, стал обедом для щуки. Но это вряд ли: кто захочет лакомиться стариком. Скорее всего, умер пескарь и всплыл на поверхность.

Сочинение: Смысл жизни «Премудрого пескаря» М. Е. Салтыкова-ЩедринаСказка «Премудрый пескарь»: YouTube/Советские мультфильмы

«Премудрый пескарь»: анализ произведения

На первый взгляд, Салтыков-Щедрин создал понятную и поучительную сказку для детей. Но это не совсем так. Автор спрятал в тексте глубокий посыл для взрослых и даже намекнул на политическую ситуацию в стране.

Подтекст произведения поможет раскрыть анализ. «Премудрый пескарь» — попытка писателя высказаться на запрещенные темы. Какие именно — рассмотрим далее:

История написания

Сказка «Премудрый пескарь» была написана зимой 1882–1883 гг. Она стала реакцией автора на происходящие в то время политические события:

  • В начале 1880-х участники революционной организации «Народная воля» совершили убийство императора Александра II.
  • Усилились преследования интеллигенции, участились аресты. Вместе с тем покушение на царя не вызвало народных волнений, на которые рассчитывали члены «Народной воли».
  • Боясь за собственную безопасность и жизни, революционеры решили залечь на дно и прекратили активную деятельность.

Михаил Салтыков-Щедрин не разделял такой позиции, но и открыто осуждать «Народную волю» не мог. Свое мнение автор завуалированно высказал в новом произведении «Премудрый пескарь».

Учитывая остросоциальный сюжет сказки, ее не сразу пустили в печать:

  1. Сперва «Премудрого пескаря» опубликовали в Женеве — в газете «Общее дело», которую издавали эмигранты. Произведение поместили в раздел «Сказки для детей изрядного возраста», намекая, что именно взрослым будет интересно его прочесть.
  2. В России сказка увидела свет в 1884-м в журнале «Отечественные записки».

Сочинение: Смысл жизни «Премудрого пескаря» М. Е. Салтыкова-ЩедринаПортрет Салтыкова-Щедрина: Wikipedia/Н. Н. Ге

«Премудрый пескарь»: смысл

Несмотря на политический подтекст, который поймут те, кто знаком с историей России конца девятнадцатого века, сказка проста для восприятия и вполне может понравиться ребенку. Автор создал произведение таким образом, чтобы его могли по-своему интерпретировать и дети, и взрослые.

Вот какие поучительные идеи изложил писатель:

Жить — значит рисковать

В первую очередь «Премудрый пескарь» — это рассказ о жителях подводного мира. С помощью такой аллегории автор стремился донести младшему поколению мысль, что жизнь без риска и приключений скучна, и нужно смело преодолевать все препятствия, чтобы ею наслаждаться в полной мере.

Риск — форма самореализации личности

Более глубоко эта идея раскрывается в восприятии взрослого человека: отказ от полноценной жизни, своих идей и принципов из-за страха неудачи или боязни за свою безопасность может сделать человека еще более несчастным.

Вред чрезмерной родительской опеки

Помимо этого, автор раскрывает проблему отцов и детей. Небольшой эпизод, повествующий о родителях пескаря, показывает, как пагубно родительское воспитание может сказаться на будущем ребенка.

Чрезмерная опека, попытки «загрузить» свой опыт в сознание нового поколения приводят не только к тому, что молодежь начинает страшиться реальной жизни, испытаний, но отказывается от полноты бытия и наслаждений.

Так, Салтыков-Щедрин коснулся философского вопроса о счастье и смысле жизни. Автор считает, что их суть не в количестве прожитых лет, а в простых человеческих вещах: дружбе, близких людях, развлечениях, любви.

Сочинение: Смысл жизни «Премудрого пескаря» М. Е. Салтыкова-ЩедринаСказка «Премудрый пескарь»: YouTube/Советские мультфильмы

«Премудрый пескарь»: жанр и композиция

Чтобы емко выразить свои идеи, Салтыков-Щедрин выбрал для «Премудрого пескаря» необычный жанр — сатирическая сказка. На это указывают особенности произведения:

  • С одной стороны, в нем много фантастики. Автор использует аллегорические образы рыб, чтобы на их примере донести основную мысль.
  • В то же время это пародийные образы, ведь изначально созданы, чтобы высмеять реальных политических фигур.
  • Основной сатирический прием, который использует писатель, кроется в названии сказки. Салтыков-Щедрин не зря нарочито часто называет главного героя «премудрым». Этим он лишь подчеркивает его глупость и слепую самоуверенность.

Особенности композиции «Премудрого пескаря» автор подсмотрел в народных сказках. Он ведет повествование логично и последовательно:

  1. Произведение начинается с экспозиции. В ней читатель знакомится с главным героем пескарем, узнает о его родителях.
  2. Вступление плавно перетекает в завязку: отец-пескарь дает сыну наставления о том, как правильно жить.
  3. С развитием сюжета читатель узнает, как сложилась жизнь пескаря после смерти отца и матери. Постепенно герой приходит к осознанию, что жил напрасно.
  4. В развязке пескарь умирает.

Произведение заканчивается своеобразной моралью: пескарь, который более столетия вел трусливый, затворнический образ жизни, на старости лет никому не нужен, даже хищникам, которые так долго за ним охотились.

Рассказ не зря внесен в школьную программу: он поможет юным читателям задуматься о смысле жизни и выборе. Однако взрослым также удастся почерпнуть в нем мудрость. И, пожалуй, именно в этом и состоит уникальность творчества Михаила Салтыкова-Щедрина.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1885108-premudryj-peskar-kratko-soderzanie-i-analiz/

Премудрый пескарь – Салтыкова-Щедрина, анализ сказки, идея

Главная страница » Русские классики » Михаил Салтыков-Щедрин

Меню статьи:

Имя Михаила Салтыкова-Щедрина вошло в историю литературы под знаком сатиры. «Премудрый пескарь» – пример такого сатирического творчества русского автора. Салтыков-Щедрин – мастер-сказочник, перу которого принадлежат забавные и поучительные шедевры. Адресаты произведений писателя – взрослые люди, способные понять тонкость слога литератора.

Писатель занимался раскрытием пороков общества. Сегодня это произведение входит в школьную программу. Ученики средней школы анализируют тексты Салтыкова-Щедрина, обладающие мощным дидактическим посылом.

История создания произведения

Дата рождения сказки – зима 1882-го – 1883-го годов. Писатель остро реагировал на общественно-политическую ситуацию конца XIX столетия.

История появления анализируемого текста связана с ситуацией, которую наблюдал автор. Приходит 1881 год. В это время участники «Народной воли» совершают покушение на жизнь императора. Александр Второй погибает.

После смерти правители усиливается реакция, положение интеллигентов ухудшается, осложняется.

Интеллигенция – это либеральная прослойка общества того времени. В результате, интеллигенты заняли позицию пассивного созерцания, отказываясь рисковать своим положением.

Люди не желали попасть в тюрьму или поставить свою жизнь под угрозу. Салтыков-Щедрин придерживался другого мнения. Писатель, однако, не критиковал интеллигентов.

«Премудрый пескарь» – плод размышлений автора над этими проблемами.

Политический подтекст текста

Писатель создает анализируемое произведение не с развлекательной целью. Салтыков-Щедрин стремится выразить свои политические и социальные размышления. Автор характеризует главного героя произведения как «просвещенное, умеренно-либеральное» существо. Такое описание не слишком маскирует параллелизм реальной жизни и сюжета сказки.

«Эзопов язык» – типичный басенный прием – раскрывает литературную манеру русского гения. Писатель обращается к гиперболическим образам и гротескным ситуациям. Эти средства позволяют полноценно отобразить неприглядные стороны современного автору общества.

Под рассказом о пескаре литератор скрыл жесткую сатиру на российские реалии. 1882–1883-й годы вошли в историю как грозная реакция. Либеральные реформы погибшего правители заменились на суровую консервативную реакцию Александра Третьего. Новый император активно поощрял цензуру и ограничения свобод.

Читайте также:  Анализ стихотворения «Я помню, любимая, помню» Сергея Есенина

Люди жили в постоянном страхе, боялись сделать необдуманное движение и получить наказание. Именно об этом и пишет Михаил Евграфович. Либерал представляется сатирику человеком-конформистом, социально и политически пассивным существом.

Конформизм, приспособленчество возводится таким человеком на пьедестал философии.

Чем вдохновлялся автор?

В центре многих салтыковских творений (в том числе здесь) – грустная судьба жителей Российской империи. Автор обращается к судьбе простых людей, народа. Это протагонист щедринских текстов. Антагонист – угнетатели народа, власти. Писатель признавался, что на создание литературных шедевров его побуждает боль.

Анализируемая сказка, безусловно, переполнена революционными смыслами, опасным, бунтовским содержанием. Автор – решительный, говорит все прямо. В произведении отсутствует недосказанность.

Писатель высмеивает робость чувств, гражданскую трусость российских либералов. Интеллигенты превращаются в отрицательных героев, читатель не чувствует к ним жалости.

Причина такого отношения кроется в подходе к жизни таких людей: для них главная ценность – самосохранение.

Судьба сказки

Сегодня произведение Салтыкова-Щедрина – это иллюстрация к XIX веку, текст, который изучается в школе. Но в период жизни автора произведение не допускалось к печати цензурой. Целый год салтыковское творение лежало в ящике стола, пока писатель не получил добро на публикацию.

Первый выход произведения в печати произошел в 1883-м году. Сказку напечатала эмигрантская газета под красноречивым названием «Общее дело». Текст вышел в Швейцарии. Писатель сам определил аудиторию своего творения – «дети изрядного возраста».

Так автор намекал, что книга затрагивает взрослые, серьезные темы. К слову сказать, на территории Российской империи это издание распространялось участниками уже известной нам «Народной воли».

Наконец, в 1884-м году текст выходит и на родине автора – в «Отечественных записках».

Тематика прозы

Мотивы – то, что лучше всего раскрывает специфику тем, которые затрагивает автор в анализируемом тексте. Писатель обращается к вопросам, запрещенным цензурой. Салтыковская сказка, как и басни Крылова, в латентном, завуалированном виде выражает насущные проблемы. Итак, в «Пескаре» литератор раскрывает следующие мотивы:

  • аллегорическое изображение общественных пороков;
  • размышления о жизни пескаря;
  • бездействие главного героя, страхи пескаря.

Салтыковское творение – это многоуровневое произведение. Читатели могут выбрать, как читать текст:

  • интерпретируя произведение буквально;
  • воспринимая переносные, аллегорические смыслы.

Проблематика произведения

Темы салтыковской сказки тесно связаны с проблемами, которые анализирует автор – в художественной форме:

  • воспитание, которое родители дают своим детям;
  • влияние воспитания родителей на судьбы детей;
  • проблема страха;
  • проблема смысла человеческой жизни;
  • взаимодействие человека с обществом.

Характеристика действующих лиц текста

Особенность салтыковского произведения – главные герои. Действия сказки происходят в подводном мире, а ключевые персонажи текста – рыбы. Впрочем, в произведении присутствуют и люди – в качестве героев.

Образ пескаря

Начало текста – это рассказ о семье главного героя. В центре повествования – пескарь. Автор изображает героя главой семейства. Пескарь дает детям мудрую науку: проявлять повсеместную осторожность. Пескари – это маленькие рыбешки, которые часто попадают в опасность. Пескарь послушал напутствия родителей. В итоге, рыбка прячется от всего мира.

Сочинение: Смысл жизни «Премудрого пескаря» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Герой хочет дожить до преклонных лет, чтобы встретить естественную смерть. Рыба роет нору, в которой прячется днем. Герой ведет ночной образ жизни: ест ночью, выплывает на прогулку и т. д. Жизнь пескаря – это тотальное одиночество, страх. Впрочем, такой подход к жизни позволил пескарю прожить сто лет и умереть от естественных причин.

Философский смысл сказки

Салтыков-Щедрин в такой, казалось бы, фантасмагорической форме представляет на самом деле вечные вопросы – философские:

  • В чем суть жизни?
  • Что лучше: короткая жизнь в радости или долгая жизнь в постоянном страхе?
  • Правильно ли выбирать долгую жизнь и одиночество вместо жизни в кругу товарищей, родных людей?

О смысле названия прозы

Финал произведения раскрывает истинный смысл названия салтыковской сказки. «Премудрость» героя – это насмешка, ведь на самом деле писатель рассказывает о глупости пескаря. Использование приставки «пре-» отсылает к слову «чересчур», «слишком». Пескарь слишком боится жизни, слишком бережет себя, лишая радости и счастья. Главный герой вместо качества выбирает количество.

Сочинение: Смысл жизни «Премудрого пескаря» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Писатель считает: «пескари» – это явление не только рыбьего, но и человеческого мира. Чем занимаются люди-«пескари»? Избегают азартных игр, не пьют спиртного, не употребляют табак, не интересуются женщинами. Жизнь таких людей становится пресной и скучной.

Идея произведения

Содержание текста позволяет ухватить идею произведения. Михаил Евграфович негативно относится к людям, страшащимся риска, живущим бессмысленной жизнью. В центре текста находится следующая мысль: страх перед жизнью – серьезная преграда для счастья и радости, получения удовольствия от существования.

Идея салтыковского произведения окрашивается иронией. Кроме того, идея как бы сплавляется с моралью (как в баснях). Мораль текста выражается в конце сказки. Главный герой умирает, а вместе с ним исчезает и память о нем и его жизни. Таким образом, писатель мастерски передает горечь и боль от никчемного существования.

Композиционные особенности текста

Писатель строит произведение по принципу фольклора. Народные сказки отличаются предельно простой организацией текста. В произведении присутствует традиционное вступление, а сюжетные элементы размещаются согласно логике. Все события излагаются последовательно.

Экспозиция

Вступление знакомит читателей с ключевыми действующими лицами. Писатель подробно останавливается на образе главного героя и семьи пескаря. Автор рассказывает о принципах воспитания среди рыб, о подходе героев к жизни. Читатели формируют первые впечатления о пескаре.

Завязка

В этой части произведения излагаются советы, наставления, которые отец дает своим детям-рыбам. Далее автор повествует о смерти старших пескарей. Маленькие рыбешки вырастают, наследуя науку родителей. Пескарь размышляет над тем, как могла сложиться его жизнь. Литератор приводит разные альтернативы, чтобы сравнить подходы к жизни.

Кульминация

Как таковая, кульминация в тексте отсутствует. Однако писатель вводит кульминационные точки – это сцены, когда пескаря предостерегают другие подводные жители (рак со щукой).

Развязка

Читатель узнает, что пескарь дожил до глубокой старости и умер от естественных причин. Завершение сказки – это риторический вопрос, выражающий философский смысл и центральную идею текста.

Жанровое своеобразие произведения

Для реализации задуманной идеи автор выбирает жанр сатирической сказки. Салтыков-Щедрин – настоящий мастер сатиры. Писатель умело соединяет в своем произведении реальность и фантастику, маскирует образы людей под масками рыб.

Сатира позволяет писателю разоблачать слабости либеральной интеллигенции. Описание характера, качеств рыбы, художественные средства (как слово «премудрый») – все это помогает автору высмеивать интеллигентов. Стоит отметить, что эпитеты и сам образ рыбы намекают на отсутствие у интеллигентов твердого характера. В этом контексте стоит вспомнить поговорку «ни рыба, ни мясо».

Язык салтыковских сказок

Основное средство иронично-сатирического высказывания Салтыкова-Щедрина – «эзопов язык». Писатель совмещает наследие античного автора, находки известных баснописцев и выразительный арсенал фольклора. Народное творчество – безграничный источник аллегорий. Автор использует эти общедоступные, убедительные, прозрачные иносказания для достижения личных целей в литературе.

Михаил Евграфович подробно и глубоко изучил фольклор. Народная сказка открыла автору приемы, подходящие для создания настоящих шедевров в таком жанре литературы. Главная цель писателя – не дать нравоучение, а отобразить собственные социально-политические взгляды.

Особенности сказок писателя

Салтыковская «сказка» – это особый жанр, изобретенный писателем. Автор лаконично, емко, экономно передает основные мотивы и идеи всего своего наследия. Подобный жанр – конспект салтыковского творчества. Так считают критики и исследователи творчества русского автора. Сказки вводят читателей в круг проблем, поднимаемых Михаилом Евграфовичем.

«Медведь на воеводстве» – занимательное произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, однако, его скрытые смыслы следует читать между строк. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Щедрин – гениален, вотчина писателя – лаконичная, малая форма, позволяющая воплощать философию жизни автора. Фольклорная основа произведений отсылает читателей к своеобразной народной мудрости. Иносказательная форма – форма отображений суровой, горькой, отчаянной действительности. Смех, который вызывает ситуация, описанная автором, – горький.

Герои салтыковских текстов

В центре сюжета салтыковских сказок – животные. Эта особенность роднит басни и сказки. В баснях центральными действующими лицами тоже являются звери.

Животные – это воплощение отрицательных образов, констелляция символа угнетателей, мучителей русского народа. Звери в текстах автора проявляют бытовую, рутинную мудрость, разбираются в социальной и политической ситуации.

Впрочем, негативная черта таких персонажей – пассивность, страх, трусость, неприспособленность к борьбе за свои же интересы.

«Пескарь» в отзывах критиков

Позиция Б. Я. Бухштаба

Критик называет главного героя щедринского текста «самым типичным» «сказочным обывателем». В образе пескаря воплощается ключевая характеристика обывателей салтыковской эпохи. Автор обрисовывает момент трусливого бегства от жизни, что было характерно для реакции.

Сочинение: Смысл жизни «Премудрого пескаря» М. Е. Салтыкова-Щедрина
Пескарь интересуется исключительно вопросами самосохранения. Великие идеи, стремления – не для героя. Жизнь персонажа проходит в постоянной трусости, дрожи от страха и ужаса. Место существования рыбы – тесная, темная нора в глубинах речного дна. Пескарь боится всех: других подводных жителей, людей… У героя отсутствует семья и друзья. Образ пескаря – это констелляция бесцельной, убогой, никчемной, бесплодной, бессмысленной жизни. Авто презирает трусость, подхалимство, конформизм и лицемерие. В то же время, писатель явно поощряет мужество, стойкость, честность.

Мнение Я. Эльсберга

Писатель создает общественно-политические типажи, которые воплощают собой последствия реакционного времени:

  • либеральная трусость;
  • покорность угнетателям и властям;
  • безыдейное отношение к жизни;
  • духовная бедность;
  • ограниченное мировоззрение.

В образе главного героя повествования – убогого и трусливого обывателя, который вечно дрожит и ноет – изображен либерал. Конформист отгораживает себя от социума, от общественных и политических проблем.

Человек-«пескарь» отказывается от борьбы. Рыба, которая полностью сосредоточилась на спасении своей шкуры, живет пустой жизнью.

Такой личности неведомы высокие, страстные чувства, светлые мысли, высшие духовные ценности.

Сказки – это жанр, где наиболее ярко проявился сатирический дар Салтыкова-Щедрина.  О чем они рассказывают, можно узнать, ознакомившись с публикацией на нашем сайте

Читайте также:  Женские образы в романе «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин)

Человек выбирает комфорт и безопасность, а не борьбу за свободу и права. Критик отмечает злободневность и актуальность салтыковских произведений. Автор не первый раз создает такого яркого и насыщенного смыслами героя.

Эльсберг сравнивает пескаря с другими персонажами Салтыкова-Щедрина: вяленой воблой, карасем-идеалистом и т. д.

Под сатирическое перо писателя попадали, прежде всего, конформисты и обыватели: работники канцелярий, банков, контор, газет.

Точка зрения А. С. Бушмина

Критик подчеркивает изображение автором малодушия интеллигентов. Речь идет о либералах, которые в реакционное время поддались постыдной панике. Видно, что писатель презирает такую слабовольную позицию интеллигенции, неспособной постоять за свои идеалы. Инстинкт самосохранения заставил таких людей спрятаться в узком мире личных интересов, покинуть активную общественную борьбу.

Сочинение: Смысл жизни «Премудрого пескаря» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Все события произведения рассказывают читателю о жизни пескаря.

В юности отец, сам чуть не попавши один раз в уху, внушил сыну, что нужно быть осторожным, привил чувство страха и недоверия к внешнему миру.

Уже будучи взрослым, главный герой сделал для себя небольшую нору, из нее он выплывал лишь по ночам. В дневное время он сидел в убежище и дрожал перед щуками, раками и иными жителями пруда.

Так он дожил до 100 лет, но не завел ни жены, ни друзей, однако прослыл премудрой и уважаемой рыбой. Но перед смертью он неожиданно понял, что его жизненный образ губителен и бесполезен. Поскольку он уже не мог что-то поменять, исполненный тоски и раскаяний, главный герой находился в своей норке и ожидал смерти, будучи в одиночестве.

Уже перед кончиной ему приснился сон о том, как он выиграл 200 тысяч и подрос на пол-аршина, став самым опасным хищником в пруду. Во сне он немного высунулся из норки и пропал без следа.

сказка премудрый пескарь

Уже не раз в сообществе обсуждалось, что маленьким детям мультики не нужны. Велись дискуссии сколько в день можно смотреть и т.д. Я согласна, что до 1,5 — 2 лет они не нужны, а дальше можно, но не много. Но сейчас хочу поговорить не об этом.

А о том, какие мультики смотреть в определенном возрасте. Особенно интересуют советские, мы им пока отдаем предпочтение, ну и Лунтика смотрим.

Хочу собрать коллекцию советских мультиков, такая попытка у меня уже была, но неудачная.

Я записала на диски все подряд, мне казалось, что советские не могут быть плохими, но разочаровалась потом, как начала смотреть, многие уже не хочу включать.

И вторая проблема в том, что на одном диске получились мультики для маленьких и сразу же такие, которые малыш еще не поймет. Хочется, чтоб на одном диске были все, которые я могу уже показывать.

Нашла в интернете вот такой список. Что скажете? Буду рада м, какие мультики вы смотрите в определенном возрасте. Особенно интересует возраст 2-3 лет. А еще, как вы думаете, когда ребенок созреет для фильмов-сказок (Красная шапочка, Морозко, Двенадцать месяцев и т.д.)? Наверное, не раньше 4-5 лет?

Список вроде как с сайта Лены Даниловой, но ручаться не могу. Нашла его на другом сайте и там была такая приписка.

2 ГОДА

МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ

: 1. Вершки и корешки 2. Волк и семеро козлят 3. Девочка и медведь 4. Жил у бабушки козёл 5. Колобок 6. Крылатый, мохнатый да масленый 7. Лиса Патрикеевна (по мотивам сказки «Лисичка со скалочкой») 8. Машенька и медведь 9.

Петушок-Золотой гребешок 10. Про деда, бабу и курочку Рябу 11. Сказка про Колобок 12. Соломенный бычок 13. Терем-теремок 14. Три медведяМУЛЬТФИЛЬМЫ ПО СКАЗКАМ СУТЕЕВА : 1. Грибок-теремок 2. Кораблик 3.

Кто сказал мяу?

МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО СКАЗКАМ ЧУКОВСКОГО

: 1. Муха-Цокотуха 2. Федорино горе

ДРУГИЕ МУЛЬФИЛЬМЫ:

1. Антошка 2. В лесу родилась ёлочка 3. Весёлый цыпленок 4. Два весёлых гуся 5. Девочка и зайцы 6. До-Ре-Ми 7. Как кошечка и собачка мыли пол 8. Как ослик счастье искал 9. Как стать большим 10. Капитошка. Возвращайся, Капитошка 11. Крошка Енот 12. Кто ж такие птички 13. Кто пасётся на лугу? 14. Мама для Мамонтёнка 15. Петушок и солнышко 16. Петя-петушок 17. Тигрёнок в чайнике 18. Тигрёнок на подсолнухе 19. Хочу бодаться! 20. Храбрый заяц 21. Четыре неразлучных таракана и сверчок 22. Чьи в лесу шишки?

  • 3 ГОДА
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ

: 1. Волк и семеро козлят на новый лад 2. Волчище — серый хвостище (по сказке «Лиса и волк») 3. Кот Котофеевич 4. Лиса и волк 5. Лиса и дрозд 6. Лиса и заяц (Ю.Норштейн) 7. Медведь — липовая нога 8. Три мешка хитростейМУЛЬТФИЛЬМЫ ПО СКАЗКАМ СУТЕЕВА: 1. Две сказки («Яблоко» и «Палочка-выручалочка») 2. Дядя Миша 3. Кот-рыболов 4. Мешок яблок 5. Петух и краски 6. Разные колёса 7. Хвосты

  1. МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО СКАЗКАМ ЧУКОВСКОГО:
  2. ДРУГИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ:
  3. 4 ГОДА
  4. МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ

1. Бибигон 2. Краденое солнце 3. Мойдодыр 4. Путаница 5. Тараканище 6. Телефон 1. Автомобиль с хвостиком (про муравьишку-почтальона) 2. Алим и его ослик 3. А что ты умеешь? (про тыквёнка) 4. Бобик в гостях у Барбоса 5. Варежка 6. Верное средство (колыбельная для медвежонка) 7. Весёлая карусель (серия — 33 м/ф): 1) Мозаика. Антошка. Рассеянный Джованни (по Дж. Родари). Ну, погоди! 2) Небылицы. Самый первый. Два весёлых гуся. 3) Разгром. Голубой метеорит. Рыжий, рыжий, конопатый. 4) Про чудака лягушонка (по Г.Цыферову). Хомяк-молчун (по Э.Шиму). Весёлый старичок (по Д.Хармсу). 5) — 6) Лечение Василия (про великана). Путаница (по К.Чуковскому). 7) Глупая лошадь (по В.Левину). Бегемотик (по Э.Мошковской). Почему у льва большая грива (по Э.Мошковской). Апельсин (по Л.Зубковой). Консервная банка. 9) За щелчок. Клоун (по Э.Мошковской). Принцесса и людоед (по Г.Сапгиру). 10) Посылка (по И.Пивоваровой). Светлячок. Бабочка и тигр. 11) — 12) Карандаш и ластик. Что случилось с крокодилом? Эхо (по Ю.Короткову). 13) Сто пуговиц (по Л.Улицкой). Мышонок и кошка. 14) Лягушонок. И я бы мог… Где обедал воробей? (по С.Маршаку). 15) — 16) Чудо-дерево (по К.Чуковскому). Игра. 17) — 18) — 19) Качели. Вредный совет (по Г.Остеру). Загадка (по Э.Успенскому). 20) Две руки. Стекло. Барашек (по С.Маршаку). 21) — 22) — 23) Стрекоза. Джо Билл (по В.Левину). Миссис Инк из Манилы. 24) Случай на болоте. Ворона (по В.Орлову). С добрым утром! 25) Задом наперёд. Гололедица (по В.Берестову). Ответ. 26) Если бросить камень вверх… (по А.Усачёву). Поливальная машина (по А.Усачёву). Да здравствует Персей! 27) Подлёдный лов. Кто первый? (по В.Орлову). Охота на динозаврика. 28) Эх! (по А.Усачёву). Не бывает (по А.Усачёву «Вобла и журнал»). Девица Бигелоу, или Жевательная история (по А.Усачёву). 29) Сказка про дурака Володю. Теремок. 30) — 31) — 32) — 33) Ещё раз про кота 8. В лесной чаще (как барсучонок потерялся) 9. Вот какой рассеянный 10. Девочка и зайцы 11. День рождения бабушки 12. Дождик, дождик, пуще! (про маленького громика) 13. Допрыгни до облачка 14. Ехал Ваня 15. Живая игрушка 16. Зай и Чик 17. Как дед великое равновесие нарушил (по рассказу «Сова» В.Бианки) 18. Как львёнок и черепаха пели песню 19. Катерок 20. Козлёнок, который считал до десяти 21. Котёнок по имени Гав (серия — 5 м/ф) 22. Лесная история (как у медведя зуб болел) 23. Лесная хроника (про жадного волка) 24. Лисёнок (серия — 3 м/ф): А) Земляничный дождик Б) Сказка о старом эхо В) Туман из Лондона 25. Лошарик 26. Лягушка-путешественница 27. Марусина карусель 28. Маша (серия — 3 м/ф): А) Маша больше не лентяйка Б) Маша и волшебное варенье В) Как Маша поссорилась с подушкой 29. Мой приятель светофор 30. Мышонок Пик 31. Новогодняя сказка (Чудище-Снежище на ёлке в школе) 32. Одуванчик — толстые щеки 33. Олешка — белые рожки 34. Осторожно, щука! 35. Осьминожки 36. Паровозик из Ромашкова 37. Песенка мышонка 38. Попался, который кусался! 39. Почему ушёл котёнок? 40. Про бегемота, который боялся прививок 41. Птичка Тари 42. Пустомеля 43. Пятачок 44. Самый младший дождик 45. Слонёнок (по Р.Киплингу «Любопытный слонёнок») 46. Слонёнок-турист 47. Солнышко и снежные человечки 48. Старая игрушка 49. Тигрёнок (серия — 3 м/ф): А) По дороге с облаками Б) Подарок для Слона В) Клад 50. Умка (серия — 2 м/ф): А) Умка Б) Умка ищет друга 51. Ушастик и его друзья (серия — 6 м/ф): А) Ушастик и его друзья Б) Как Гусёнок на лису охотился В) Как Гусёнок потерялся Г) Как Ушастик хотел вырасти Д) Когда Медвежонок проснётся Е) Таинственная пропажа 52. Хома (серия — 4 м/ф): А) Клетка Б) Приключения Хомы (зарядка) В) Раз — горох, два — горох… Г) Страшная история 53. Хочу бодаться! Услужливый. Друзья в походе 54. Что такое хорошо и что такое плохо 55. Чучело-Мяучело

: 1. Василиса Прекрасная (по сказке «Царевна-Лягушка») 2. Гуси-лебеди 3. Зимовье зверей 4. Каша из топора 5. По щучьему веленью 6. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка 7. Хромая уточка (украинская сказка) 8. Цапля и журавль (Ю.Норштейн) 9. Царевна-Лягушка (1954 г.)МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО СКАЗКАМ ЧУКОВСКОГО : 1. Айболит и Бармалей 2. Айболит и его звери

  • МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО СКАЗКАМ АНДЕРСЕНА
  • ДРУГИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ:
  • 5 ЛЕТ
  • ПОЛНОМЕТРАЖНЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ И АВТОРСКИМ СКАЗКАМ
Читайте также:  Кратчайшее содержание рассказа «косцы» для читательского дневника (и. бунин)

: 1. Дюймовочка 2. Золушка 3. Свинья-копилка 1. А вы, друзья, как ни садитесь… 2. Бабушкин зонтик 3. Большой Ух 4. Боцман и попугай 5. Братец Кролик и братец Лис (серия — 2 м/ф): А) Братец Кролик и братец Лис Б) Новоселье у братца Кролика 6. Братья Лю 7. Бюро находок (серия — 4 м/ф) 8. Вера и Анфиса (серия — 3 м/ф): А) Вера и Анфиса Б) Вера и Анфиса тушат пожар В) Вера и Анфиса на уроке в школе 9. Весенняя сказка (как гуси домой летели) 10. В зоопарке ремонт! 11. Винни-Пух (серия — 3 м/ф): А) Винни-Пух (пчелы и шарики) Б) Винни-Пух и день забот (подарок ослику) В) Винни-Пух идёт в гости (к кролику) 12. Винтик и Шпунтик — весёлые мастера 13. Ворона и лисица. Кукушка и петух 14. В порту 15. Дед Мороз и лето 16. Дом для Леопарда 17. Домовёнок Кузька (серия) 18. Дядя Стёпа — милиционер 19. Ёж плюс Черепаха (по Р.Киплингу) 20. Ёжик и медвежонок (серия — 6 м/ф): А) Ёжик в тумане Б) Зимняя сказка В) Как ёжик и медвежонок меняли небо Г) Как ёжик и медвежонок встречали Новый год Д) Как ёжик шубку менял Е) Трям! Здравствуйте! Ж) Удивительная бочка 21. Казаки (серия — 10 м/ф) 22. Как верблюжонок и ослик в школу ходили 23. Как старик корову продавал 24. Карлсон (серия — 2 м/ф): А) Малыш и Карлсон Б) Карлсон вернулся 25. Карусельный лев 26. Каштанка 27. Кем быть? 28. Кит и Кот 29. Кот Базилио и мышонок Пик 30. Кот в колпаке 31. Кот в сапогах 32. Кошкин дом 33. Крокодил Гена и Чебурашка (серия — 4 м/ф): А) Крокодил Гена Б) Чебурашка В) Чебурашка идёт в школу Г) Шапокляк 34. Маугли (серия — 5 м/ф) 35. Митя и микробус 36. Муравьишка-хвастунишка (по В.Бианки) 37. Наследство волшебника Бахрама 38. Незнайка учится 39. Ночные страхи (серия — 2 м/ф): А) Ничуть не страшно Б) Змей на чердаке 40. Обезьянки (серия — 7 м/ф): А) Гирлянда из малышей Б) Как обезьянки обедали В) Обезьянки в опере Г) Обезьянки, вперёд! Д) Обезьянки и грабители Е) Осторожно, обезьянки! Ж) Скорая помощь 41. Ореховый прутик 42. Ох и Ах (серия — 2 м/ф): А) Ох и Ах Б) Ох и Ах идут в поход 43. Петя и Красная Шапочка 44. Пёс и кот (как кот-скорняк шил псу шапку; по С.Маршаку) 45. Пингвинёнок Лоло (серия — 3 м/ф) 46. Пони бегает по кругу 47. Похитители красок 48. Приключения кузнечика Кузи 49. Простоквашино (серия — 3 м/ф): А) Трое из Простоквашино Б) Каникулы в Простоквашино В) Зима в Простоквашино 50. Серая шейка 51. Серебряное копытце 52. Скоро будет дождь (вьетнамская народная сказка) 53. Слон и Муравей 54. 38 попугаев (серия — 10 м/ф): А) 38 попугаев Б) А вдруг получится! В) Бабушка удава Г) Великое закрытие Д) Завтра будет завтра Е) Зарядка для хвоста Ж) Как лечить Удава? З) Куда идёт Слонёнок И) Ненаглядное пособие К) Привет Мартышке 55. Умная собачка Соня (серия — 2 м/ф) 56. Утёнок, который не умел играть в футбол 57. Филиппок

(продолжительность, час:мин): 1. Аленький цветочек (по С.Аксакову) (0:40) 2. Двенадцать месяцев (по С.Маршаку) (0:53) 3. Конёк-Горбунок (по П.Ершову) (1947 г.) (0:55) 4. Конёк-Горбунок (по П.Ершову) (1975 г.) (1:11) 5. Приключения Буратино (по А.Толстому) (1:04) 6.

Синеглазка (0:15) 7. Снегурочка (по А.Островскому) (1:05)МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО СКАЗКАМ ПУШКИНА : 1. Сказка о золотом петушке (0:30) 2. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (0:30) 3. Сказка о попе и о работнике его Балде (0:24) 4. Сказка о рыбаке и рыбке (0:30) 5.

Сказка о царе Салтане (0:53)

  1. ПОЛНОМЕТРАЖНЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО ЗАРУБЕЖНЫМ АВТОРСКИМ СКАЗКАМ
  2. МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО СКАЗКАМ АНДЕРСЕНА
  3. ДРУГИЕ МУЛЬФИЛЬМЫ:
  4. 6 ЛЕТ
  5. РАЗНЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ

: 1. Белоснежка и семь гномов (по бр. Гримм) (Walt Disney) (1:23) 2. Бемби (по Ф.Зальтену) (Walt Disney) (1:10) 3. Заколдованный мальчик (по С.Лагерлёф «Чудесное путешествие на гусях») (0:40) 4. Маугли (по Р.Киплингу) (Walt Disney) 5. Оленёнок Рудольф (Walt Disney) (1:20) 6. Питер Пэн (по Д.Барри) (Walt Disney) (1:13) : 1. Гадкий утёнок (0:18) 2. Дикие лебеди (0:57) 3. Русалочка (Walt Disney) (1:22) 4. Свинопас (0:17) 5. Снежная королева (1:01) 6. Старый дом (Ю.Норштейн) (0:08) 1. Большой секрет для маленькой компании 2. Братья Лю 3. Бременские музыканты (серия — 2 м/ф): А) Бременские музыканты Б) По следам бременских музыкантов 4. Вовка в тридевятом царстве 5. Времена года (Ю.Норштейн) 6. Встречайте бабушку 7. Глаша и кикимора 8. Голубой щенок 9. Девочка в цирке 10. Девочка и дельфин 11. Девочка и слон (по А.Куприну) 12. Дождливая история (про кошку, которая выросла под дождем) 13. Дорожная сказка (про любовь двух машин) 14. Дудочка и кувшинчик 15. Дядюшка Ау (серия — 3 м/ф): А) Дядюшка Ау (№1) Б) Дядюшка Ау в городе (№2) В) Ошибка дядюшки Ау (№3) 16. Заячий хвостик 17. Золотая антилопа 18. Ивашка из Дворца пионеров 19. Летучий корабль 20. Муми-Дол (серия — 6 м/ф): А) Всё дело в шляпе Б) Лето в Муми-Доле В) В Муми-Дол приходит осень Г) Муми-Тролль и другие Д) Муми-Тролль и комета Е) Муми-Тролль и комета. Путь домой 21. Наш друг Пишичитай (серия — 3 м/ф) 22. Незнайка (серия — 12 м/ф) 23. Нехочуха 24. Отчего кошку назвали кошкой? 25. Пёс в сапогах 26. Приключения капитана Врунгеля (серия — 13 м/ф) 27. Приключения Мюнхаузена (серия — 4 м/ф): А) Между крокодилом и львом Б) Меткий выстрел В) Чудесный остров Г) Павлин 28. Приходи на каток 29. Про мамонтёнка 30. Разноцветная история 31. Светлячок 32. Синдбад-мореход 33. Халиф-аист (по В.Гауфу) 34. Цветик-семицветик 35. Чертёнок №13 (серия — 2 м/ф): А) Чертёнок №13 Б) Чертёнок с пушистым хвостом 36. Чиполлино 37. Шапка-невидимка 38. Шёл трамвай 10-й номер. Всадник. Про Фому 39. Щелкунчик (по Э.Т.А.Гофману)

: 1. Алло! Вас слышу! (об изобретении радио) 2. Алиса в стране чудес 3. Алиса в Зазеркалье 4. Арменфильм (серия — 4 м/ф): А) Ишь ты, масленица! Б) Кто расскажет небылицу? В) Ух ты, говорящая рыба! Г) В синем море, в белой пене… («Оставайся, мальчик, с нами… ») 5. Верните Рекса 6. В стране невыученных уроков 7.

Гномы и горный король 8. Детский альбом (на музыку П.И.Чайковского) 9. Журавлиные перья (японская народная сказка) 10. Здравствуй, Атом! (об атомах) 11. Коля, Оля и Архимед (об Архимеде) 12. Лоскутик и облако (серия — 3 м/ф) 13. Премудрый пескарь 14. Робинзон Кузя 15. Тайна третьей планеты 16. Фильм! Фильм! Фильм! 17.

Шёлковая кисточка

Композиция и структура

Проводя анализ «Премудрого пескаря», можно увидеть, что произведение создано по всем правилам фольклорных сказок. Экспозиция начинается с описания главного персонажа и его жизненных принципов.

Завязкой являются рассказы отца пескаря и последующая жизнь после гибели родителя. Центральный персонаж являлся примерным сыном, соблюдал наставления отца, но довел их до апогея. Он перестал выплывать из норы днем.

Бывало так, что из-за страха он сидел долго без еды, почти ни с кем не разговаривал.

В произведении описаны события, которые являются композиционными точками. Это встреча со щукой и раком, когда герой чувствовал наивысшее эмоциональное напряжение.

Кульминация — размышления перед смертью пескаря. Он лишь теперь осознал, что страх привел его к скучной жизни, а главное, при этом жизненном образе у него никогда не появится детей.

Он все время боялся, но сейчас что-то решил поменять. Так или иначе, слабоволие не дало возможности ему это сделать.

Он исчез, и писатель в этой трагической развязке акцентирует внимание на том, что остальные не знают, как пропал пескарь, поскольку никому он был неинтересен.

Композиция

Особенности композиции сказки писателя в том, что эта сказка-иносказание. Экспозиция сказки в начале развития действия. В ней начинается зачин: рассказывается о пескаре и его родителях, о тяжелой жизни и способах выживания. Отец делает пескарю завещание, как надо жить, чтобы сохранить свою жизнь.

Завязка действия: пескарь хорошо понял отца, принял его пожелания к действию. Дальше идет развитие действия, рассказ о том, как жил пескарь, не жил, а прозябал. Всю свою жизнь он дрожал, от любого звука, шума, стука. Он боялся всю жизнь, и все время прятался.

Кульминационный момент сказки в том, что, когда, наконец, пескарь задумался о том, чтобы было тогда, если бы все жили так, как он живет. Пескарь ужаснулся, представив такую картину. Ведь так вывелся бы весь пескарий род.

Наступает развязка: пескарь исчезает. Куда и как, осталось неизвестным, но все говорит о том, что он умер своей смертью. Автор с сарказмом подчеркивает, что никто не станет есть старого, тощего пескаря, да еще и «премудрого».

Вся сказка сатирика построена на иносказании. Герои сказки, события, окружающая среда — все это в иносказательном смысле отражает человеческую жизнь того времени.

Все сатирические сказки писателя написаны в ответ на какое — либо событие, или общественное явление. Сказка «Премудрый пескарь» — это реакция писателя на покушение народовольческих сил на монарха Александра Второго.

То, чему учит произведение сатирика, показывает смерть пескаря. Надо жить ярко, с пользой для общества, а не прятаться от проблем.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )Сочинение: Смысл жизни «Премудрого пескаря» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Ссылка на основную публикацию