Сочинение: Русские женщины в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н. А. Некрасов)

Редкое художественное произведение обходится без женских персонажей. Матери, сестры, дочери и любимые чаще не просто дополняют характеристику мужчин. Они являются показателем настоящих, истинных чувств людей.

Женские образы в поэме «Кому на Руси жить хорошо» помогают понять, как жили русские крестьянки описываемой эпохи. Эпиграфом к описанию женщин можно взять слова одной из основных героинь поэмы Матрены: «…Не дело между бабами счастливого искать…».

Глава «Сельская ярмонка»

Странники ищут счастливых на ярмарке. Некрасов описывает женщин, пришедших на торговую площадь себя показать и купить то, что нужно в хозяйстве. Красные, яркие по цвету платья, косы с атласными лентами. Особая походка русских красавиц – Умеют крестьянки одеться как в столицах. Они вставляют вниз тканей (подолы) обручи и расширяют свои юбки. Посмеивается над одеждами автор:

«…вольно же, новомодницы, Вам снасти рыболовные под юбками носить!». Но в то же время радуется за них. Они выглядят красивее злющих старообрядок.

Глава «Пьяная ночь»

Ходоки идут прочь от сельской ярмарки. И здесь им встречаются женщины:

  • Оленушка. Наелась на возу пряников и, как блоха проворная, спрыгнула и исчезла, не дав мужику себя погладить.
  • Парашенька. Женщина мечтает попасть в Питер в услужение к чиновникам. Мужики предупреждают, что работать придется днем кухаркою, ночью – сударкою.
  • Дарьюшка. Старая баба мечтает о любви и ласке. Она становится худой от непосильного труда. Женщина вертится как веретено. Но что ждет ее – только пузо, хмель и слезы.
  • Безымянная баба. Она ссорится с подругой, которая отправляет ее домой. Тошно женщине просто от этой мысли. Что ее так тревожит? Дома у нее хуже, чем на каторге: старший зять бьет так, что сломал ребро, средний украл полтинник, спрятанный в клубок. Страшнее всех обещания младшего зятя. Он пугает ножом и смертью.
  • Жена Якима. Во время пожара спасает иконы.
  • Молодушка. Слушая веселую песню, женщина плачет. Она живет как день без солнца, ночь без месяца. Жизнь свою сравнивает с конем, привязанным к столбу, с ласточкой, потерявшей крылья. Ревнивый старый муж даже пьяный и сонный сторожит молодушку. Попыталась она спрыгнуть с телеги, да муж схватил ее за девичью косу.
  • Глава «Счастливые»

    Странники решили искать счастливого, «кликнув клич», чтобы шли к ним люди и доказывали свою волю за чарку водки. Среди охотников отведать вина есть и женские персонажи. «Старая старуха» увидела счастье в урожае. У нее на маленькой грядке уродилась репа, как в сказке вкусная и крупная. Не дали странники водки за такое счастье.

    Глава «Крестьянка»

    Автор вводит рассказ о судьбе русской женщины отдельной главой. Он понимает, отдельные персонажи не дадут обобщенного понимания, не позволят читателю увидеть судьбу женщины. Матрена Корчагина – красивая русская крестьянка. Описание близко к сказкам: большие выразительные глаза, богатейшие ресницы, смуглая кожа и суровый характер.

    Кажется, что это «богатырша» или жена богатыря. На самом деле, читатель понимает, в поэме просто женщина, такая, каких множество на Руси. Автор представляет ее судьбу подробно. Но, если внимательно посмотреть сюжет, подробностей больше о начале жизни, затем однообразие убирает из памяти целые годы.

    Из чего состоит жизнь женщины: труд, рождение детей, снова труд. Матери страдают, терпят и молчат. Их обижают в семьях мужей, унижают богатые хозяева. Когда женщина бывает счастливой? По мнению Матрены, в доме добрых родителей, рядом с детьми. Судьба крестьянок настолько тяжела, что в ней нет места счастью.

    Обобщение судьбы пугает: голод, болезни, похороны детей, обиды и унижения. Но в чем же сила характера русской женщины? Она выдерживает все тяготы, не ропщет, не теряет стремления к воле. Вокруг все считают ее счастливой, потому что сами потеряли то, что сохранила Матрена. Они сломались, сдались и просто ждут очередных ударов.

    Корчагина сопротивляется, храбро борется за детей и мужа. Страдает за близких, не боится тяжелой работы.

    Притча о женском счастье

    Удивителен подход автора к женской теме. Если многие другие темы Некрасов вводит, как рассказы в поэме, лирические отступления, то здесь появляется притча. Религиозность темы поражает. Женское счастье не зависит даже от Бога. Сложно найти то, что потерял сам Всевышний. Много веков ищут ключи от женского счастья, но поиски не приводят к успеху. Автор перечисляет тех, кто ищет:

    «…отцы-пустынножители, их жены непорочные, книжники-начетчики…, господни ратники…». Счастье искали по всему божьему миру, в подземельях и горах, но нашлись другие ключи – от рабства. Сглотнула рыбина и ушла в неизвестное море, гуляет себе там и не думает делиться добычей.

    Доля русской женщины самая тяжелая. Именно поэтому Некрасов так много строк посвятил ей. Автор верит, крестьянка сохранит свою внешнюю красоту и внутреннюю силу. Она найдет выход из сложных ситуаций, поможет своим детям и станет для России опорой и крепостью.

    Женский образ в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

    Образ русской женщины, ее судьба занимают осо­бое место в поэзии Некрасова. Женщина — всегда ос­новная носительница жизни, воплощение ее полноты и многообразия.

    В поэме «Кому на Руси жить хоро­шо» осмыслению женской доли отведена самая боль­шая из всех глав — «Крестьянка». Образ Матрены Ти­мофеевны воплотил в себе черты всех русских жен­щин, связанных одной судьбой.

    Тяжела, а порой и трагична бабья доля, но, не сгибаясь под ударами судьбы,   русская   женщина  остается   воплощением мудрости, доброты и любви.

    Матрена Тимофеевна Корчагина немолода, и, на­верное, не случайно поэт вписал ее образ в самую зре­лую, самую благодатную пору природы — время сбора урожая. Ведь возрастная зрелость подразумевает под­ведение жизненных итогов, переосмысление прожи­тых лет — своеобразный сбор урожая.

    • Что же пожинает Матрена Тимофеевна? Некрасов показывает русскую крестьянку во всем ее величии:
    • Осанистая женщина,
    • Широкая и плотная,
    • Лет тридцати осьми.
    • Красива; волос с проседью,
    • Глаза большие, строгие
    • Ресницы богатейшие,
    • Сурова и смугла.

    Именно ей — рассудительной и сильной поэт дове­рил рассказ о нелегкой женской доле. Эта часть по­эмы, единственная из всех, написана от первого лица. Но голос крестьянки — это голос всего народа, кото­рый привык выражать свои чувства песней. Поэтому Матрена Тимофеевна чаще не рассказывает, а поет.

    Вся глава основана поэтом на народно-поэтических образах и мотивах. Мы видим традиционные обряды крестьянского сватовства, свадебные плачи и причи­тания. Слышим народные песни и личная судьба ге­роини представляется судьбой всего русского народа. Тяжелую жизнь прожила Матрена Тимофеевна.

    Счастливая в девичестве, хлебнула она «горюшка», по­пав «с девичьей холи в ад». Как и всех ее современниц в новой семье ее ждали обиды, унижения, непосиль­ная работа. Одна радость была у этих женщин — их дети. Так и Демушка — «весь гнев с души красавец мой согнал улыбкой ангельской». Но погиб Демушка, осиротела Матрена.

    Умерли и другие близкие, муж оказался под угрозой рекрутчины. Отстояла его Мат­рена Тимофеевна, не стала солдаткой:

    1. Спасибо губернаторше
    2. Елене Александровне,
    3. Я столько благодарна ей,
    4. Как матери родной!
    5. С той поры, как вымолила свое счастье крестьянка, прозвали ее «губернаторшей», «ославили счастливи­цей».
    6. Что дальше? Домом правлю я,

    Ращу детей… Не радость ли?

    Недоумевают мужики: разве такого счастья они ис­кали. Но мужественная женщина Матрена Тимофеев­на не ропщет на свою судьбу, достойно отражая все ее удары. Не в стойкости ли характера ее счастье? Ведь слабый человек не может быть счастлив, он всегда не­доволен своей судьбой.

    Некрасов один из немногих писателей восхищает­ся в женщине не ее «милой» слабостью, женственно­стью, а силой характера русской женщины, ее жизне­стойкостью, умением отстаивать свою правоту. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной — один из самых ярких и емких образов поэмы, олицетворяющий судь­бу самой России.

    Женские образы в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

    / Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Женские образы в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

      Скачать сочинение
    Тип: Характеристика героев

        Не дело между бабами счастливого искать.
        Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.
        Значительная часть творчества Н.А. Некрасова посвящена теме русского народа. Поэт считал своим гражданским и человеческим долгом поднимать проблему угнетенного положения крестьянства, освещать тяжелые, печальные стороны жизни русского человека.

        Большое место среди произведений Некрасова занимают те, что описывают тяжелую долю русской женщины, русской крестьянки. Поэт считал, что именно женщина несет самый тяжелый крест, потому что на ее хрупкие плечи ложится практически непосильная задача – сохранить любовь, вырастить детей в условиях суровой русской действительности.

    Читайте также:  Анализ произведения Лескова «Пугало»

        Важное место тема женской судьбы занимает и в главном произведении Некрасова – поэме «Кому на Руси жить хорошо». Произведение «населено» довольно большим количеством женских образов, позволяющих автору раскрыть его идейный замысел. Так, в начале поэмы Некрасов дает обобщенный образ русской крестьянки.

    Мы видим женщин, принарядившихся на «сельскую ярмонку»: «На бабах платья красные, У девок косы с лентами, Лебедками плывут!» Есть среди них модницы-затейницы, а есть и завистницы, пророчащие голод, причиной которого то, что «бабы начали Рядиться в ситцы красные…»
        Более детально женские судьбы прорисованы в главе «Пьяная ночь».

    Здесь мы сталкиваемся с судьбой простой женщины, которая работает в городе у богатых людей: «Ты день у них кухаркою.

    А ночь у них сударкою…» Встречаем Дарьюшку, исхудавшую от непосильной работы; женщину, изголодавшуюся по любви; баб, у которых дома хуже, чем в аду: «А младший зять все нож берет, Того гляди убьет, убьет!»
        И, наконец, кульминацией «женской темы» в поэме становится часть «Крестьянка», главной героиней которой является Матрена Тимофеевна Корчагина.

    Это русская крестьянка, чья судьба – иллюстрация тяжелой женской доли, но и несгибаемого русского характера, «сокровищницы» русской души.
        В «Крестьянке» описана практически вся жизнь Корчагиной, с юности до зрелости. По мысли автора, судьба Матрены Тимофеевны – это обобщенная судьба русской крестьянки вообще.

        Итак, наше знакомство с героиней начинается с той молвы, которая идет о ней по окрестным деревням. В народе Матрену Тимофеевну – «губернаторшу» – считают счастливой, и странники отправляются в путь, чтобы взглянуть на это «чудо».

        Перед ними предстает красивая русская женщина лет «тридцати осьми»:
        …волос с проседью,
        Глаза большие, строгие,
        Ресницы богатейшие,
        Сурова и смугла.
        Корчагина поддается на уговоры странников и откровенно рассказывает историю своей жизни. Мы узнаем, что детство героиня считает самой счастливой порой своей жизни.

    И немудрено – «У нас была хорошая, Непьющая семья», в которой все любили и заботились друг о друге. Однако вскоре пришло время выходить замуж. Хотя и здесь героине повезло – муж – «чужанин» любил Матрену.

    Но, выйдя замуж, героиня попала «в подневолье с волюшки» – в большую семью, где ей, младшей снохе, приходилось угождать всем и не рассчитывать даже на ласковое слово.
        Лишь с дедушкой Савелием Матрена могла поговорить обо всем, поплакаться, попросить совета.

    Но и дед, невольно, причинил ей страшную боль – не «досмотрел» за маленьким сыном Матрены, «скормил свиньям Демидушку». А после этого судьи, расследуя дело, обвинили Корчагину в намеренном убийстве и не дали похоронить младенца без вскрытия.

        Некрасов подчеркивает беспомощность и бесправие героини, ей остается лишь последовать совету Савелия:
        Терпи, многокручинная!
        Терпи, многострадальная!
        Нам правду не найти.
        Эти слова стали рефреном всей жизни героини, которой пришлось пережить и страшный голод, и болезни, и обиды от власть имущих. Лишь однажды она все-таки «нашла правду» – «вымолила» мужа у губернаторши Елены Александровны, спасла Филиппа от несправедливой солдатчины. Возможно, поэтому, а может быть, потому, что не сломалась, не потеряла волю к жизни, – и прозвали Матрену счастливой.
        Однако она сама, не ропща на судьбу, счастливой себя не считает. Матрена думает, что среди женщин не может быть счастливых, потому что им на роду написано беспокоиться, страдать за близких, брать на себя чужую работу и прочее:     А женщин вы не трогайте,-
        Вот бог! ни с чем проходите
        До гробовой доски!
        В подтверждение этой мысли автор приводит притчу о ключах «от счастья женского», которые никто не может найти – даже сам Бог позабыл об их существовании.

        Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов обобщенно показал судьбу русской женщины, русской крестьянки. По мнению автора, ее доля – самая тяжелая.

    Женщине приходится страдать от бесправного положения в семье и в обществе, переживать за судьбы детей и близких, непосильно работать.

    Однако и в таких условиях русская крестьянка умеет сохранить внешнюю и внутреннюю красоту, свою душу – любовь к людям, доброту, желание жить, рожать детей, наслаждаться гармоничным трудом.

    человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Женские образы в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

    Сочинение на тему «Образ русской женщины в поэзии некрасова»

    Перед вами отличное сочинение на тему «Образ русской женщины в поэзии Некрасова». Надеюсь, оно поможет вам и даст вам пищу для размышления перед написанием собственного сочинения.

    В сочинении анализируются стихотворения «Тройка«, «В полном разгаре…«, «Соловьи«, a также эпизоды из поэм «Мороз, Красный нос«, «Русские женщины» и «Кому на Руси жить хорошо?»

    Образ русской женщины в поэзии некрасова

    Некрасов — великий русский поэт, который всегда болел за судьбу России. Он высоко ценил русский народ за его вольные стремления к счастью, свободе, «которым нет смерти — дави не дави«.

    Центральный герой произведений Некрасова — народ.

    Чтобы картины народной жизни были полными, поэт не ограничивается эпизодами только из крестьянской жизни, а описывает и тяготы городских бедняков, показывает и угнетателей, и народных заступников.

    Особое место в произведениях Некрасова занимает образ русской женщины. «Тип величавой славянки» поэт пишет всегда с огромным уважением и любовью.

    Образу русской женщины посвящены такие стихотворения, как «Тройка«, «В полном разгаре…«, эпизоды из поэм «Мороз, Красный нос«, «Русские женщины» и «Кому на Руси жить хорошо?».

    Первые два стихотворения перекликаются. В «Тройке» автор только предрекает дорогу, напоминает девушке о тяжелой доле, которая ее ждет:

    • Отцветешь, не успевши расцвесть,
    • Погрузишься ты в сон непробудный,
    • Будешь нянчить, работать и есть.

    Примерно такой жизненный путь проходят все женщины-крестьянки России. Стихотворение «В полном разгаре…» открывает нам реальный эпизод из такой крестьянской жизни:

    1. Слышится крик у соседней полосыньки,
    2. Баба туда — растрепалися косыньки, —
    3. Надо ребенка качать!

    Некрасов постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет: помещичий и семейный. В стихотворении «Тройка» мы читаем горькие слова:

    Будет бить тебя муж-привередник

    И свекровь в три погибели гнуть.

    «Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать,» — говорит поэт об участи русской женщины.

    В поэме «Мороз, Красный нос» крестьянка Дарья не смогла выдержать всю тяжесть мужской работы и, не найдя ни в чем поддержки, погибла. Такая исступленная самоотверженность в работе очень свойственна русской женщине. Работа является для нее и тяжким бременем и отдохновением душевным.

    Не имея других источников радости и способов отдыха, она умеет найти их в работе, умеет выискать кусочек счастья и в своей обделенной судьбе. Так Матрена Тимофеевна из поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» довольна уже тем, что муж не бьет ее. А женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного.

    И в конце ее грустной истории звучит вывод: «Не дело вы затеяли — средь баб счастливую искать!»

    Говоря о женской участи, поэт не переставал восхищаться духовными качествами всех героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства, гордостью, не задавленной тяжелыми условиями жизни.

    Еще в одной своей поэме «Русские женщины» Некрасов рассказал о героическом поступке жен декабристов, сосланных в Сибирь, которые отправились вслед за мужьями, не страшась сибирских морозов, голода, лишений и не считаясь с потерей титулов и состояний.

    Здесь тоже открываются золотые черты характера русской женщины.

    Но образ женщины-крестьянки, порабощенной и крепостничеством, и деспотизмом семьи мужа, волнует Некрасова больше.

    Горькая доля крестьянской женщины, вечно униженной нищетой, непосильно работающей и не видящей счастья, вызывает глубокое сочувствие в душе поэта, но, вместе с тем, он замечает в ней и человеческое достоинство, и гордость, и незыблемую нравственную чистоту. Некрасов говорит об этой стороне характера крестьянок, что “грязь обстановки убогой к ним словно не липнет”.

    Они сильны своими внутренними устоями, и любая из них, если потребуется, «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет”.

    Умеет русская женщина, сбросив с себя повседневные заботы, и отдохнуть, повеселиться, песню душевную спеть, но зато во время работы она ловка, сильна и собрана. Такая женщина «и голод, и холод выносит«. Она строга к лентяям, но это не значит, что ей не свойственны любовь и сострадание.

    Читайте также:  Может ли дружба обернуться враждой?

    Достаточно вспомнить, как всеми силами пытается вылечить больного мужа Дарья, как Матрена Тимофеевна прощает своим изболевшим материнским сердцем Савелию его недогляд за младенцем. Обида не иссушила ее душу, Матрена любит и уважает Савелия — богатыря русского.

    Она ценит его мудрость жизненную и спокойный нрав, рассказывает о нем в поучительной интонации, призывая его в примеры для подражания.

    Главным же достоинством русской женщины Некрасов считает ее способность быть настоящей, чуткой матерью. Забота о детях и глубокое чувство ответственности за их жизнь заставляет Дарью пересилить свое горе и как-то содержать семью. Героиня стихотворения «В полном разгаре…» из сил выбивается, чтобы был сыт ее малыш.

    Тема материнства затронута Некрасовым и в стихотворении «Соловьи«. Мать трогательно учит своих детей ценить прекрасное, любить и беречь природу. Ей, конечно же, хочется, чтобы ее дети были счастливы.

    Выражая мечту всех матерей, что если бы были для людей земли, где они жили свободно, «без податей и рекрутщины«, то «все на руках своих детей туда бы отнесли крестьянки«. Своим личным примером воспитывает детей Марья Тимофеевна. Ее сын Федотка уже живет своей внутренней жизнью: ему знакомо чувство сострадания и жалости.

    Его молодая неокрепшая душа уже готова помогать окружающим: мальчик пожалел голодную волчицу. И Марья Тимофеевна своим чутким сердцем понимает сына, приняв позорное наказание на себя.

    Женские характеры героинь Некрасова говорят о силе, чистоте и неподкупности простого народа. Те нечеловеческие условия жизни, на фоне которых вырисовываются эти образы, вопиющим образом указывают на острую необходимость перемен в порядках, стиле и образе жизни в селах и городах старорежимной России.

    Сочинения. Образ русской женщины в творчестве Некрасова

    ВСЕ СОЧИНЕНИЯ

    Смотрите также:

    Н. А. Некрасов

    Примерный текст сочинения

    Каждый писатель стремится создать в своих произведениях тип женщины, в котором бы выразились его представления об идеальной героине. Таковы пушкинская Татьяна Ларина, тургеневские девушки: Лиза Капитана, Наталья Ласунская, Елена Стахова.

    Эти замечательные героини, которых воплотились лучшие черты русского характера, порождены дворянской средой.

    Некрасов вводит в свои стихи и поэмы новую героиню — крестьянку, которая сочетает в себе нравственную чистоту, свойственную девушкам-дворянкам, и трудолюбие, стойкость, силу характера, которые формирует именно крестьянская среда.

    В ранних стихотворениях поэта мы видим как бы первые наброски будущего яркого и выразительного образа “величавой славянки”. Первое же стихотворение Некрасова, принесшее ему славу, “В дороге” посвящено судьбе крестьянской девушки Груши, которую погубили господа своей кажущейся добротой.

    Дав ей дворянское воспитание и образование, они затем вернули ее в крестьянскую среду, от которой она совершенно отдалилась. Эта драматическая судьба образованной девушки из народа, зависящей от прихоти барина, предстает перед нами в рассказе ее мужа, ямщика.

    Судьбы русских крестьянок удивительно схожи друг с другом тем, что до краев наполнены горем, обидами, унижениями, непосильным трудом.

    Поэтому в стихотворении “Тройка”, рисуя обаятельный портрет “чернобровой дикарки”, автор с грустью предвидит ее будущую жизнь, которая превратит это очаровательное, полное жизни существо в рано состарившуюся женщину, в лице которой “появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг”.

    Таким образом, рисуя образы женщин-крестьянок, автор настойчиво утверждает мысль о том, что невыносимые условия жизни, бесправие, рабство губят их судьбы, калечат душу, в которой бесполезно гаснут силы, убиваются желания и стремления. О тяжкой женской доле повествует стихотворение “В полном разгаре страда деревенская”. Основу жизни безымянной героини этого стихотворения составляет бесконечный каторжный труд, который изматывает ее силы, не дает ей передохнуть.

    Бедная баба из сил выбивается,
    Столб насекомых над ней колыхается,
    Жалит, щекочет, жужжит!
    Приподнимая косулю тяжелую,
    Баба порезала ноженьку голую —
    Некогда кровь унимать!

    Эта реалистически нарисованная картина дает яркое представление о жизни свободной крестьянки, ибо стихотворение было написано в 1862 году, то есть после отмены
    крепостного права. Судьба русской женщины из народа по-прежнему остается тяжелой. Но эти невыносимые условия закаляют женский характер, заставляя стойко переносить жизненные испытания.

    На долю Дарьи из поэмы “Мороз, Красный нос” выпадает страшное горе — смерть мужа, кормильца, опоры и надежды семьи. Но не только грозящая в недалеком будущем нищета иссушает Дарью. Самое страшное для нее — утрата горячо любимого мужа.

    Гордость заставляет ее сдерживать подступающие слезы, которые все же проливаются
    на “холст гробовой”. Мужественный и стойкий характер Дарьи проявляется в том, что она сама сшивает саван умершему мужу, заботливо отводит детей к соседке, едет за дровами в лес сразу после похорон.

    Картины предсмертного сна Дарьи с особенной силой раскрывают ее высокие моральные качества — преданную любовь к мужу и детям, трудолюбие, силу воли.

    Чтобы выразить свое глубокое сочувствие героине, автор пользуется для создания ее образа такими эпитетами, как “горькая вдовица”, “молодая вдова”, ласково называет ее “Дарьюшкой”. Поэт очень неожиданно использует здесь метафору.

    Слезы плачущей Дарьи то проливаются дождем, то истекают перезревшими зернами, то застывают жемчужинами. Мысленно говоря с мужем, бесконечно тоскуя о нем, Дарья мужественно встречает беду, заботясь о детях. Но она настолько привыкла делить свои радости и горести с Проклом, что и после его смерти, думая о предстоящей свадьбе сына, обращается к умершему мужу, как к живому

    Я ли о нем не старалась?
    Я ли жалела чего?
    Я ему молвить боялась,

    Как я любила его!

    Сколько нежности, любви, заботы, ласки и тепла заключено в этих простых, безыскусных словах! Даже тяжелый крестьянский труд окрашивается светлыми, радостными тонами в картине предсмертного сна героини, потому что в нем рядом с ней те, кто для нее дороже всего: заботливый трудолюбивый муж, проворный сынишка Гришуха, красивая Маша-резвушка. Эта светлая, праздничная картина — последнее, что видит замерзающая Дарья. Только в
    смерти обретает она покой и счастье, ибо жизнь сулит ей только беспросветную нужду и горе. Значит, в беде Дарьи отразилась трагедия многих крестьянских женщин: жен, сестер, матерей. Недаром в поэме авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем
    он рисует обобщенный образ “величавой славянки”, которая “коня на скаку остановит, в горящую избу войдет”.

    …Красавица, миру на диво,
    Румяна, стройна, высока,
    Во всякой одежде красива,
    Ко всякой работе ловка.
    И голод, и холод выносит,
    Всегда терпелива, ровна…
    Я видывал, как она косит:

    Что взмах — то готова копна!

    Этот яркий, выразительный портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство.

    Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту. Пожалуй, наиболее полно эти черты русской женщины из народа воплотились в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”.

    Но в ней есть еще и нечто новое, что отличает ее от других героинь Некрасова. Она протестует против своего рабского положения, активно борется за свое счастье.

    Собственно, вся жизнь Матрены Тимофеевны, о которой она рассказывает мужикам-правдоискателям, — это и есть бесконечная упорная борьба с горем, несправедливостью, унижением, беззаконием. Знакомя читателей со своей героиней, Некрасов дает ее портрет, в котором выразилось народное представление о женской красоте.

    Матрена Тимофеевна,
    Осанистая женщина,
    Широкая и плотная,
    Лет тридцати восьми.
    Красива: волос с проседью,
    Глаза большие, строгие,
    Ресницы богатейшие,

    Сурова и смугла.

    Весь облик некрасовской героини полон достоинства и спокойной сдержанности. В ее жизни короткие радости сменялись тяжелыми несчастьями, которые, однако, не сломили ее сильной натуры.

    Огромные духовные силы этой женщины помогли ей перенести страшную смерть первенца Демушки, они дали ей силы защитить от жестокого наказания второго сына Федотушку, добиться отмены незаконной отправки мужа в рекрутчину.

    Своего относительного благополучия она добилась сама, отважно борясь с бедами и невзгодами, защищая свое человеческое достоинство. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни венчает притча о ключах от женского счастья.

    Ключи от счастья женского,
    От нашей вольной волюшки
    Заброшены, потеряны

    У бога самого.

    В некрасовской поэме звучит оптимистическая мысль о том, что “ключи” должны найтись, ибо русская крестьянка достойна счастливой и свободной жизни, которая поможет реализовать ее богатые нравственные силы, найдя им достойное применение.

    Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое жизненные ценности?» по тексту Грина

    Сочинение на тему: СУДЬБА ЖЕНЩИНЫ В ПОЭМЕ Н. А НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО». Часть 1

    Ключевым женским образом поэмы «Кому на Руси жить хорошо» является Матрена Тимофеевна Корча­гина по прозвищу губернаторша. По словам одного из жителей села Наготина, более подходящей кандидату­ры, знающей тайну счастья, на Руси просто нет.

    Матрена Тимофеевна с первых строк, посвящен­ных ей, сразу располагает к себе читателя: особая, не­торопливая и степенная манера говорить выдает в ней человека, успевшего прожить нелегкую жизнь, но при этом выйти с честью из всех неурядиц. Разумеется, свой след на душе и теле беды оставили, но сломить губернаторшу не смогли. И ее облик говорит семерым дотошным мужикам, искателям счастья, что перед ни­ми далеко не простая женщина:

    • Матрена Тимофеевна,
    • Осанистая женщина,
    • Широкая и плотная,
    • Лет тридцати осъми.
    • Красива: волос с проседью,
    • Глаза большие, строгие,
    • Ресницы богатейшие,
    • Сурова и смугла.

    И в ответ на просьбу мужиков, безуспешно ищу­щих счастье, Матрена Тимофеевна рассказывает им историю своей жизни, далеко не самой необычной.

    Множество женщин в той или иной степени повторяли судьбу губернаторши, претерпевая похожие труднос­ти. Но суть образа заключается именно в том, что на примере простой русской женщины Некрасов задумы­вает показать судьбу множества ей подобных.

    В поэме вообще все герои так или иначе собирательные, потому и Матрена Тимофеевна — не исключение.

    Маленькой Матрене повезло — ее семья была «хо­рошая, непьющая». Это означало, что в доме был отно­сительный достаток, и девочке не пришлось просить ми­лостыню, чтобы кормить не только себя, но и своих не­путевых родственников. По крестьянским меркам, Мат­рену можно даже назвать баловницей — ей давали вы­спаться по утрам, проявляли к ней ласку и заботу.

    К сожалению, пора беззаботного детства для крес­тьянских детей была мимолетна и коротка. В пять лет отец ее «вывел из младенчества». А это означало, что теперь она становится полноправным членом семьи, то есть у нее и обязанности появились:

    1. А на седьмом за бурушкой Сама я в стадо бегала,
    2. Отцу носила завтракать,
    3. Утяточек пасла,
    4. Потом грибы да ягоды,
    5. Потом: «Бери-ка грабельки Да сено вороши!»

    С раннего детства в деревне из женщины воспиты­вали, в первую очередь, работницу. Даже в зажиточ­ных крестьянских семьях женщины не бездельничали, потому что село обеспечивало себя всем необходимым самостоятельно. А значит, работы всегда был непоча­тый край и хватало ее на всех с лихвой и избытком.

    Хорошая, работящая женщина очень ценилась как потенциальная супруга. А продолжать свой род, воспи­тывать будущих работников и кормильцев было почти священным долгом каждой семьи. Дети были не только объектом материнской и отцовской заботы. На них возлагались все надежды на спокойную старость, в них видели подспорье в грядущей работе. Дети были се­мейным сокровищем.

    Нашелся суженый и для Матрены. На беду, он ока­зался из дальних краев. Печник Филипп Корчагин был питерщиком, то есть на заработки уезжал в Петербург. Конечно, ремесло печника не менее было востребовано в деревне, но в городе больше платили.

    Традиционно сватовство и женитьба были не толь­ко весельем, но и горем, потому что родители навсегда теряли свою дочь, отпуская ее в замужнюю жизнь. С этого момента их дочь становилась членом новой се­мьи. Это переносилось очень нелегко, и потому Некра­сов не забывает показать нам переживания Матрены и причитания ее матери, которая сама когда-то была невестой и покидала отчий дом:

    • Чужая-то сторонушка Не сахаром посыпана,
    • Не медом полита!
    • Там холодно, там голодно,
    • Там холеную доченьку Обвеют ветры буйные,
    • Обграют черны вороны,
    • Облают псы косматые,

    А люди засмеют!..

    Свадьба все равно была оговорена и состоялась. Матрена лишилась воли — так называлась лента, ко­торую девицы носят до замужества, а вместе с нею — и той жизни, которой жила до этого.

    Чужбина не стала для Матрены Тимофеевны мес­том сладкой жизни. Она попала в большую, сварливую семью. Мужу пришлось оставить ее, отправиться на заработки только посоветовав терпеть.

    А что еще она могла делать, оказавшись на положении лишнего рта, который любому помеха. По любому поводу ее могли обругать, всегда находились поводы для уколов. Мат­рена терпела, не перечила, ожидая своего мужа.

    И когда тот вернулся с заработков, вместе с ним вер­нулось и счастье, ибо что может больше греть сердце, чем близость милого человека.

    Филиппа, своего мужа, Матрена считала настоя­щим сокровищем. Она говорила странникам, что тако­го, как он, надо со свечкой поискать и считала благом для себя то, что всего один раз муж брался за плеть.

    А тогда, в те далекие времена, бить жен считалось де­лом не только нормальным, но даже обязательным. Этому учила даже книга «Домострой» — свод поуче­ний на все случаи жизни. И оттого удивительной была семья, в которой жена ни разу не попадала под горя­чую мужнину руку.

    Правда, в отдельных семьях бы­вал бит и муж, но это уже было скорее поводом для насмешки, а не нормой жизни.

    Радостью для Матрены Тимофеевны стало рожде­ние первенца — Демушки. Первый ребенок всегда, во все времена, вызывал огромную родительскую лю­бовь. Вот и она просто не находила слов для того, что­бы описать свою радость от его существования на этом свете.

    Она везде брала его с собой, любила и лелеяла, но однажды случилась страшная беда. Свекровь заста­вила Матрену оставить ребенка под присмотром стари­ка Савелия. Этого столетнего деда Некрасов называет святорусским богатырем, но именно он оказался винов­ником случившегося. Старик, согревшись на солнце, заснул. А младенца Демушку растерзали свиньи. Горе Матрены было чудовищным:

    1. Я клубышком каталася!
    2. Я червышком свивалася,
    3. Звала, будила Демушку —

    Да поздно было звать!..

    Для Матрены беда с гибелью сына еще только на­чиналась. Барин учинил над крестьянкой следст­вие — не по умыслу ли был умерщвлен младенец, не состояла ли она в сговоре и сожительстве с Савелием? Молодую женщину смехотворно обвиняли в связи со столетним старцем!

    После унизительного допроса Матрена стала свиде­телем медицинского вскрытия ребенка. Даже в наше время ни одна мать этого не выдержит, хотя и знает, для чего предназначена данная процедура.

    Для Матре­ны — женщины простой, необразованной, медицинской премудрости не знавшей, это было не что иное, как надругательство над трупом. Поступок станового на­чальника, допустившего, чтобы Матрена видела, как режут ее ребенка — пусть и для выяснения правды, нельзя не осудить.

    Хотя бесчеловечность по отноше­нию к простой крестьянке не была чем-то удивитель­ным в те времена.

    Даже присутствовавший при этом священник осу­дил доктора и станового словами: «Ножом в сердцах читаете!»

    Уже когда Демушка лежал в гробу, Матрена пыта­лась прогнать прочь читавшего за него молитвы Саве­лия. Она считала его убийцей и проклинала. Савелий в ответ на это только попросил не гнать его — он пони­мал, что действительно непоправимо виноват перед Ма­треной Тимофеевной. И все-таки она смогла сдержать себя — только потом не могла видеть старика.

    Матрена оправилась не скоро. Первое время после смерти Демушки она ни с кем не разговаривала и даже не могла работать — день и ночь просиживала на мо­гиле сына, обметая ее платочком и проливая слезы.

    Впоследствии она справилась с тяжким горем, но даже спустя двадцать лет после смерти Демушки Матрена молилась за него и не ела яблок до самого Спаса.

    В на­роде считалось, что если мать умершего младенца ста­нет есть яблоки до Спаса, то Бог в наказание не даст ребенку на том свете «яблочка поиграться». Савелий же ушел на покаяние в монастырь.

    Три года после беды Матрена жила обыкновенной жизнью крестьянской женщины. Работа — круглый год, до полного изнеможения. Потом умерли ее родите­ли — новое горе выпало на долю и без того измученной Матрены. В том же году она снова увидела Савелия, а по осени умер и он от непонятной «раны на шее».

    На этой странице искали :

    • характеристика матрены тимофеевны
    • характеристика матрены тимофеевны в поэме кому на руси жить хорошо
    • сочинение на тему судьба русской женщины в поэме кому на руси жить хорошо
    • судьба матрены тимофеевны в поэме кому на руси жить хорошо
    • судьба русской женщины в поэме кому на руси жить хорошо

    Сохрани к себе на стену!

    Ссылка на основную публикацию