Сочинение: Проблемы в комедии «Недоросль» (Д. Фонвизин)

Сочинение: Проблемы в комедии «Недоросль» (Д. Фонвизин)

Прежде чем обратиться к тексту сочинения на тему «Обличение несправедливой власти в комедии Фонвизина «Недоросль», давайте вспомним, какие задачи ставил перед собой автор при написании данного произведения.

Сочинение: Проблемы в комедии «Недоросль» (Д. Фонвизин)

Текст сочинения на тему «ОБЛИЧЕНИЕ НЕСПРАВЕДЛИВОЙ ВЛАСТИ В КОМЕДИИ ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»

В своей комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин поднял две общественные проблемы. Первая — несправедливая власть дворянства, вторая — воспитание истинного гражданина и патриота.

Остановимся подробней на первой проблеме. Время, в которое жил Фонвизин, для страны было очень сложным и неоднозначным. В 1762 году императрица Екатерина издала «Указ о вольности дворянства».

В соответствии с Указом крестьяне стали полной собственностью помещиков, которые, как только могли, эксплуатировали и угнетали крепостных.

Права помещиков-крепостников ничем не ограничивались в отношении крестьян.

Ярким примером злонравной помещицы в комедии «Недоросль» стала госпожа Простакова. Ее брат Скотинин и сын Митрофан также принадлежат к классу тиранов-крепостников.

Простакова, именуемая автором «госпожой», является  главою всей семьи. Она невежественна, беспощадна и  жестока. Она держит в страхе и беспрекословном повиновении своих родных и домочадцев. Об отношениях с крепостными и говорить не приходится: тут она дает волю своей разнузданной натуре, что ни слово —  то брань.

Перед ней пикнуть не смеет и ее любимое чадо — Митрофанушка, избалованный и ленивый барчук. Даже ее брат, Скотинин, позволяет играть собой, как мячом: то она вызывает его к себе в деревню, чтобы женить на Софье, то резко меняет свое решение, и ему ничего не остается делать, как несолоно хлебавши возвращаться домой.

Целыми днями Простакова только и делает, что кричит и избивает крепостных. Все черты характера этой госпожи меркнут в свете ее отношения к крепостным. Можно ли сомневаться в том, что прообразом Прост аковой Фонвизин видел Салтычиху, жестокую и своенравную помещицу.

Скотинин, как и его сестра, — ужасный помещик. Это даже не человек, а скот. Недаром Д.И. Фонвизин использует в своем бессмертном произведении говорящие фамилии, и фамилия этого персонажа, как нельзя лучше, говорит сама за себя.

Скотинин готов содрать со своих крепостных крестьян все, что только можно и даже чуть больше. Как он сам сказал своей сестре: «Сколько меня соседи не обижали, сколько убытку не делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток… сдеру с своих же крестьян». Из этой фразы ясно видно его деспотичное отношение к крестьянам..

Нетрудно представить, в каких условиях живут крепостные Скотинина и госпожи Простаковой.

Митрофан, главный герой комедии, под стать матери. Он необычайно глуп, невежественен. Он —  бездельник, паразит, самодур в обращении с крестьянами и слугами. Он откровенно груб со своими учителями, его поведение граничит с хамством. Желая, казалось бы, получить образование, Митрофан не хочет потрудиться запомнить хоть что-нибудь из урока.

Для семьи Простаковых образование, как таковое, ничего не значит. Для них лишь важно, чтобы в обществе не говорили об их невежестве. Зачем им география? На та извозчик есть, чтоб знать куда везти.

Митрофан, как и его мать, открыто демонстрирует свое презрение к учителям: «Ну! Давай доску, гарнизонная крыса!” — обращается недоросль к Цифиркину, учителю арифметики.

К своим родным Митрофан относится, несомненно не так, как к крепостным, но и не так, как должно благовоспитанному юноше. В самом конце мы видим его отношение к своей матери: отвяжись, матушка, как навязалась…». Ни уважения, ни почитания родителей не слышно в этих словах. Да и откуда им взяться, ведь в этой семье такие понятия не живут. Все здесь держится на страхе да на скандале.

В будущем Митрофан будет обычным русским помещиком- крепостником, грубым и своевластным, тупым и бездеятельным.

Заключительная реплика Стародума, которой завершается комедия «Недоросль”: «Вот злонравия достойные плоды!» — придает всей пьесе особое политическое звучание.

Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти превращается во вседозволенность и личную распущенность крепостников.

Это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести.

В образе Митрофанушки мы видим типичного представителя правящего класса России того времени. Из таких вот тупоголовых Митрофанушек и состояли государственные организации и учреждения, где правили взяточничество, подкуп и халатное отношение к должностным обязанностям.

Власть, находящаяся в руках таких людей, обязательно будет несправедливой и негуманной по отношению к народу.

Произведение Фонвизина до сих пор остается актуальным.

Сочинение: Проблемы в комедии «Недоросль» (Д. Фонвизин)

Недоросль – проблематика

Во всех драматических произведениях Фонвизина четко отслеживаются три темы, на которых автор пытался заострить внимание читателя. Среди них крепостное право, государственное устройство России, тема воспитания подрастающего поколения.

Проблематика в комедии «Недоросль» на первый взгляд касается только социальных проблем, но это далеко не так. Она значительно глубже.

Только дочитав произведение до конца, станет понятно, насколько важным для автора было подчеркнуть злободневную тему именно нравственного и интеллектуального уровня дворянства.

Проблема воспитания молодых дворян

Название произведения говорит само за себя. Недорослем в 18 веке считался молодой дворянин, не достигший шестнадцатилетия и не получивший документ об образовании. Тема воспитания в комедии ведущая.

Митрофан сын помещиков Простаковых. Дворянин. В его возрасте все дороги на пути к светлому будущему открыты, но маловероятно, что он к этому стремится. Парень совершенно ни чем не интересуется. Безграмотный. Грубый и эгоистичный. Маменькин сынок.

Учительский состав для него был подобран соответствующий. Из каких критериев исходила его мать, когда нанимала этих горе преподавателей на работу, непонятно. Кутейкин дьячок, обучающий Митрофана грамоте. Цыфиркин бывший военный, преподает арифметику. Вральман работал раньше кучером у Стародума. Сейчас учитель французского и прочих наук.

За четыре года, что они работают у Простаковых, им не удалось научить Митрофана элементарным вещам. То ли он не поддается обучению, то ли учителя абсолютные бездари. Удивляться нечему. Окружение Митрофана мать, отец, дядя. Все они безграмотные люди и ему внушили, что учиться необязательно. Были бы деньги и власть, остальное приложится.

Не было перед ним положительного примера, на который можно равняться. Мать хамка и грубиянка. Отличается особой жестокостью по отношению к крепостным. От ее выходок страдает собственный муж. Ей удалось превратить его в безвольную тряпку, о которую можно при случае вытереть ноги и переступить. Властная и требовательная. Не прочь распустить руки.

Отец Митрофана из нормального мужика стал пресмыкающимся, которое боится слова лишнего сказать, из страха прогневать супругу. Не имеет собственного мнения. Во всем подчиняется Простаковой. Ему так удобно жить за бабьей спиной. Он с радостью передал ей бразды правления и возможность заправлять всем и всеми в их хозяйстве.

Дядя Митрофана такой же безграмотный и недалекий человек. Питает любовь к свиньям и деньгам. Во всем ищет выгоду. Мечтает жениться на невесте с богатым приданым.

Что могли дать эти люди Митрофану? Ничего. Среди такого окружения нет ни одного достойного человека. Митрофану не с кого было брать пример. Он вырос моральным уродом, для которого нет ничего святого. Парень точная копия матери, перенявший от нее все дурное.

Среди положительных персонажей хочется отметить Стародума, Милона, Правдина, Софью. Умные, образованные люди. Стародум мудрый наставник для Софьи. Из их разговоров видно, что человек борется за правду, справедливость.

Ценит честность и порядочность. Много повидал и пережил за жизнь. Он делится с племянницей опытом, взглядом на жизнь. Софье повезло с дядей.

Такой наставник может научить только хорошему и она в отличие от Митрофана пойдет по жизни правильным путем.

Фонвизин глубоко переживал за будущее России. Нынешнее положение дел его не устраивало. Он категорически против, чтобы дворянство разлагалось за счет таких людей, как Простаковы и Скотинины. По его мнению, только правильное воспитание способно спасти дворянство от духовной деградации.

Проблема крепостного права

Буквально с первого эпизода комедии видно, как помещица злоупотребляет положением и властью, срывая зло на крепостных. Под ее горячую руку попал Тришка, неудачно сшив кафтан. Расправа ждала горе портного.

Никакие оправдания на Простакову не действовали. Прекрасно понимая, что он не профессионал своего дела и можно было бы простить парня за неудачно снятые мерки, но помещица была непреклонна.

Не мешкая, барыня отдала приказ наказать виновника.

Помещичьим произволом пропитано все произведение от начала до конца. Драматический конфликт разворачивается между прогрессивно настроенными дворянами в лице Стародума и Правдина с крепостниками во главе которых Скотинин и Простаковы.

Виновником происходящих событий Фонвизин считает не воспитание, а рабство, растлевающее и развращающее помещиков. От нынешних дворян, по его мнению, не осталось ничего человеческого. Для них чужды такие понятия, как честь, достоинство, порядочность, человечность.

Именно крепостное право превратило помещиков в тиранов и монстров. В финале комедии добро и справедливость восторжествуют. Помещиков лишат права владеть крепостными, а именье будет находиться под опекой государства. Конфликт разрешен.

Другие материалы по комедии «Недоросль»

  • Краткое содержание
  • Анализ комедии
  • Проблематика произведения
  • Образ и характеристика Митрофанушки
  • Образ и характеристика Софьи
  • Цитаты

Проблематика произведения "Недоросль" Д.И. Фонвизина | Какой Смысл

Работа над «Недорослем» была закончена в 1782 году. В комедии Д.Фонвизин открыто высмеивает воспитание и моральные устои дворян.

Митрофанушка — сын семьи Простаковых, на примере которого показано как в человека с детства закладываются неправильные жизненные ориентиры, которые в последующем отравляют ему жизнь.

Мать Митрофана из зажиточной семьи и вроде бы пытается дать сыну все самое лучшее, но будучи сама глубоко безнравственна и поверхностна, делает ровно наоборот.

Даже выбирая учителей для своего недоросля она руководствуется не педагогическими качествами учителя, а его статусом. Она препятствует, чтобы сына чему-то заставляли, хотя порой это необходимо в образовательном процессе.

Кособокое учение, глупость и безграмотность выставляет всю семью Простаковых на посмешище. При этом поколение деградирует, вырастая на дворянских предрассудках, жестокости и безрассудстве. В лице семьи Простаковых Д.

Фонвизин показал все пороки воспитания и отношения между сословиями того времени.

Проблематика нравственного упадка особо ощущается в этом произведении. Дворяне, которые упивались властью и своим всесилием, совершенно позабыли о человечности. Дворяне растили и воспитывали детей себе подобными, потому что иначе они не умели.

В итоге их потомство перенимало деспотичность характера, самоуправство, привычку издеваться и глумиться над людьми без чинов и званий. Их действия были подкреплены не какими-то вескими на то основаниями, а просто величина их состояния и семейное положение позволяло им так поступать и чуть ли не обязывало.

Вот и Митрофанушка имеет возможность вырасти либо злонравным, как мать, либо бесхарактерным, как отец.

Проблематика семейных ценностей так и сквозит в произведении «Недоросль». Ведь семья во многом оказывает влияние на формирование личности. Пока ребенок кристально чист и похож на пустой сосуд, который наполняется примерами и ресурсами семьи, происходит его становление как личности. И во взрослой жизни крайне трудно изменить то, что впитал с молоком матери.

Семье Простаковых противопоставлены Милон, Софья, Стародум, которые стремятся к знаниям, справедливости, они словно звезды, на темном небосводе, не дающие путникам в темную ночь сбиться с пути.

Этими персонажами Фонвизин олицетворяет надежду, что всегда будут те, кто не даст России потонуть в безбрежном океане подлости, глупости и жестокости.

Если Стародум прививает Софье благородство, честность и добродетель, то мать Митрофанушки видит конечную цель в образовании своего сына исключительно в умении нажить и сохранить богатство.

В итоге Софья и подобные ей, вырастают более подготовленными к жизни, а подобные Митрофанушке останутся злобными, необразованными и капризными детьми, не способными просить о помощи из-за высокого самомнения и неспособными измениться в силу закостенелых амбиций и воспитания.

Автор безусловно переживал за будущее страны, его категорически не устраивало текущее положение дел.

Читайте также:  Всегда ли общество ценит достойных людей?

В образе Скотининых, Простаковых он показал за счет чего идет разложение моральных устоев общества и по его мнению только просвещение и образование могло спасти всю нацию дворянства от духовной деградации.

Крепостничество также растлевало дворян, которые привыкли считать людей за свои ожившие игрушки. Они злоупотребляют своим положением, устраивают произвол и угрызения совести их никак не мучают.

Вопросы, поднятые в «Недоросли» остаются злободневными и в наши дни, автор затронул общечеловеческие ценности хорошего воспитания и развития толерантной, гуманной и благородной личности.

Сочинение по литературе недоросль

Я вижу актуальность комедии Фонвизина “Недоросль” не столько в проблемах воспитания молодого поколения, хотя и в этом тоже, сколько в проблеме деградации морального облика современного общества.

Фонвизин в своей комедии поднимает серьезные проблемы – упадок нравов, погоню за чинами и собственной выгодой, отсутствие патриотизма и стремление нажиться на ближнем любой ценой.

Эти проблемы остаются актуальными и в наше время.

Не секрет, что и сейчас многие стремятся во власть не для того, чтобы приносить пользу стране, а для того, чтобы наполнить свой карман. Но и проблема воспитания молодого поколения сейчас остается столь же важной, как и во времена Фонвизина.

Молодые люди привыкли получать знания за деньги, и даже не сами знания, а корочки, в которых бы говорилось, что эти знания получены.

На самом же деле, многие остаются такими же Митрофанушками, которым мечтается об удачной женитьбе, и которым ничего не хочется добиваться своим трудом.

Как видим, многие вопросы, которые поднял в своем произведении Фонвизин никуда не исчезли, они слегка изменились, подстроились под время, но сути своей не изменили.

Вариант №2. Положительные и отрицательные герои комедии “Недоросль”

Наверное начнем с того, что в комедии Фонвизина, как и в жизни присутствуют, как положительные так и отрицательные герои.

С одним только условием, что отрицательных героев, как собственно и качеств в сумме гораздо больше. Пугающей разницей автор показывает нам на сколько реален мир и по сей день.

Этого не понять ученику школы, который еще не видел жизни. Такое произведение придет по зубам людям уже прошедшим хотя бы два десятка лет.

Но все же это жизнь и не все так честно, как нам хотелось бы. Вот бедные дети и пытаются понять, где качества положительные, а где отрицательные. Именно этому автор и хочет научить молодое поколение.

Начнем пожалуй с четы Простаковых, говорящие фамилии которых сразу донесут нам об их жизненном кредо. Во-первых это своего рода простаки, которые взяли да сделали, даже не подумав. Жена жестоко обращается с крестьянами и изводит мужа. Муж в свою очередь простак тот еще, с него даже нечего взять.

Кстати их сын Митрофанушка недалеко ушел от своей матери. Ума нет, за то есть жестокость.

Тарас Скотинин попросту желает жениться на молодой и умной девушке Софье только из-за наследства. Собственно что и говорит о его жадности. К тому же он еще и необразованный, хоть и помещик.

Та самая хорошенькая и умная Софья попадает в капкан событий, в котором участвует на первый взгляд положительная личность Еремеевна. Она помогает похитить Софью, чтобы выдать ее замуж за жестокого Скотинина. Не знаю оправдает ли ее любовь и забота к недорослю Митрофанушке.

Ну и само собой как плохим людям не испытать на себе гнев кармы, которая посылает к ним мошенника – учителя.

Наконец-то мы и добрались до других положительных героев. Есть два человека в этой пьесе которые не побоялись бросить вызов гнету помещиков. Первый это крепостной Тришка, который не боится выступить перед помещиками, в особенности ответить Простаковой.

Господин Правдин хоть и помещик, однако хороший и честный человек. Он спасал крестьян от злых и жестоких помещиков. Наверное единственный кто в этой комедии достоин огромнейшего уважения, это господин Стародум. Помимо его доброты и искренности это богатый человек, который добился всего сам.

Его фамилия говорит сама за себя. Сразу понятно, что это человек мудрый.

Вариант №3. Отцы и дети по пьесе Фонвизина “Недоросль­”

Проблема “отцов и детей” в пьесе Д.И. Фонвизина “Недоросль” является одной из центральных. Ее мы рассматриваем на примере семьи помещицы Простаковой.

В этой семье сын Митрофанушка является “центром вселенной” для своей матери. Она вложила в него душу, пылинки сдувает, буквально душит она его своей любовью.

И это несмотря на то, что по характеру она тиран, чрезвычайно властная женщина, умеющая управлять людьми и диктовать всем свои условия.

Митрофанушка же вырос безвольным человеком, у которого интереса нет ни к чему в жизни. И в этом виновна его мать, которая, ограждая сына от учебы и развития, хотела накрепко привязать его к себе.

  Помещики Простаковы олицетворяют собой средневековую темноту, невежество, неспособность воспринимать перемены в жизни.

Несмотря на слепую любовь Простаковой к сыну и инфантилизм Митрофанушки, между матерью и отцом нет взаимопонимания, потому что он видит ее двуличность – с ним она ласкова и щедра, а с другими деспотична и жестока.

Такой исход пьесы вполне логичен, поскольку не может Митрофан стать другим – он впитал от матери и ее отношение к людям. А вот любить она не смогла его научить. За что и поплатилась.

Готовые сочинения по комедии "Недоросль" для 8 и 9 класса

 «Недоросль» — это комедийная пьеса, которую Денис Иванович Фонвизин написал в 1781 году (впервые опубликована она была на два года позже). Она рассказывает о жизни людей, относящихся к разным социальным слоям в VIII веке.

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении ????

В произведении есть прямолинейная социально-политическая проблематика, в которой осуждается образ жизни различных представителей дворянства, а также яркие персонажи, которых можно четко разделить на положительных и отрицательных. Определить, «кто есть кто», читателю помогают говорящие фамилии и имена.

Ниже представлено несколько сочинений, охватывающих тему основной проблематики пьесы «Недоросль» и характеристики главных персонажей. Это полезная информация для школьников 9-11ых классов, которую можно использовать в написании экзаменационных работ по русскому языке и литературе.

Жизненно важные вопросы в пьесе

В комедии «Недоросль» затронута жизненно важная тема о необходимости образования.

Действие происходит в период правления Петра I (его еще называют «Петровской эпохой»), когда царь стал активно проводить реформу образования, направленную на просвещение дворянства.

Согласно политикев того времени, государству были необходимы помощники и надежная опора в лице дворян, а не бессердечные и высокомерные невежды.

Также в «Недоросле» рассматривается проблема разницы социальных слоев, которая актуальна и для нас сейчас. Фонзивин ярко показывает взаимоотношения богатых и бедных на примере дворян и крестьян.

В то время как дворяне самоутверждаются за счет своего врожденного положения (несмотря даже на малое состояние и невысокий уровень образования), крестьяне готовы даже за гроши сделать все, что им угодить.

В современном мире такое взаимодействие может происходить у работодателей (или «маленьких начальников») и работников.

Еще один важный вопрос, которому уделено внимание в пьесе – это нравственность человека. Автор на примере четкого разделения героев на положительных и отрицательных.

Среди персонажей присутствуют люди с говорящими фамилиями и именами Стародум, Софья, Правдин: они демонстрируют ценность таких качеств, как честность, благородство, воинская храбрость и умение нести ответственность за свои поступки.

Воспитание и образование в комедии

Тема образования и воспитания молодого поколения является центральной в произведении Дениса Фонвизина «Недоросль». Автор открыто говорит о том, что провинциальное дворянство не отличается высоким уровнем грамотности и эрудиции, и это делает его бесполезным в глазах общества.

Сам недоросль – Митрофанушка, в пьесе демонстрирует все негативные качества провинциальных дворян. У него отсутствует интерес к обучению («Не хочу учиться, а хочу жениться!»), нет благородных целей в жизни, он хочет получить богатство просто так, взяв в жены богатую наследницу. Желания как-то работать самому, приносить пользу стране и окружающим людям Митрофан не испытывает никакого.

Такое поведение Митрофанушки во многом является плодами воспитания его родителей. Госпожа Простакова передает сыну свои худшие качества: высокомерие, жестокость и лицемерие. От своего отца, «маленького человека», Митрофан также усваивает, что его дворянское положение – самая важная привилегия, оправдывающая любой образ жизни.

В финале Митрофан ярко демонстрирует, что он четко усвоил жесткие уроки, которые преподавали ему родители.

Он хладнокровно отворачивается от своей матери, демонстрируя эгоизм и отсутствие привязанности к собственной родне.

На примере такого поступка автор показывает, что жестокость порождает жестокость, а отсутствие образования приводит к тому, что человек не может найти достойного места в жизни.

Характеристика Митрофана

Митрофан Простаков – главный герой в пьесе «Недоросль». Он дворянин, которому всю жизнь внушали, что его социальное положение – это самое важное. Пользуясь своими привилегиями, Митрофан не задумывается, какую пользу он может приносить, и живет в свое удовольствие.

Главная черта, которая сопровождает все поступки Митрофана – недобросовестность. Она поражает все его чувства и желания, поэтому молодой дворянин уверен, что сможет получить билет в лучшую жизнь, просто женившись на Софье. Он не образован, и, соответственно, не интересен девушке, но собственное высокомерие на дает Митрофану понять, почему он не вызывает к себе симпатии.

От матери главный герой унаследовал худшие человеческие качества – малодушие, алчность, лень и жестокость.

На протяжении всей пьесы Митрофан демонстрирует их в разных ситуациях, проявляя нежелание к учебе, невнимательность к желаниям Софьи и жестокость по отношению к слугам.

В финале пьесы он даже отворачивается от собственной матери, что еще раз показывает его равнодушие к окружающим людям.

Обличение крепостного права в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

В своей пьесе Д. И. Фонвизин поднимает тему бесчеловечного отношения к рабскому положению крестьян. Автор относился к одному из тех писателей, которые были недовольны расцветом крепостного права в России, и осуждали дворян, которые позволяли себе плохо распоряжаться жизнью, здоровьем и трудом своих рабов.

На примере Простаковых Фонвизин показывает, как мало значили крестьяне для необразованных и жадных дворян. Они позволяли себе оскорбления, сравнения со свиньями и пренебрежительное отношение к людям, которые родились в другом социальном положении. На примере таких сцен автор изображал человеческие пороки: алчность, стремление утвердиться за счет других, жестокость и невоспитанность.

Пример семьи Простаковых обличает провинциальное дворянство, которое не приносило пользу государству, а только потребляло блага, произведенные их крепостными крестьянами. В тоже время, жизнь самих крестьян никак не ценилась, и господа позволяли себе жестокость и зверства по отношению к ним. Такое поведение Фонвизин считает бесчеловечным и осуждает в своем произведении.

Образы учителей Митрофана

На становление личности Митрофана во многом оказали влияние его учителя. Всего в пьесе показывается три преподавателя юного дворянина, ни один из которых на самом деле не внес вклада в повышение эрудиции Митрофана.

В образовании недоросля, в основном, участвовали три человека:

  1. Пафнутьевич ЦыфиркинКогда-то солдат армии, а теперь преподаватель «арихметики». Не может по-настоящему обучить Митрофана, но отдает себе в этом отчет и не берет денег за свои услуги. Трудолюбив и искренне старается быть хорошим наставником, но так и не справляется с этим.
  2. Сидорович КутейкинОбучался в духовной семинарии, но так и не закончил ее. Обучает Митрофана русскому и церковнославянскому языку, но не достигает успеха. Часто искажает смысл прочитанных Митрофану книг. Очень жаден и берет деньги за «обучение», но не лишен таких положительных качеств, как сочувствие и понимание.
  3. Адам Адамович ВральманБезответственный немец, который обучал Митрофана французскому языку. Когда-то был кучером на службе у Стародума, но решил стать учителем после того, как лишился работы. Понимает, что неспособен дать недорослю образование, но не хочет ничего исправлять, поэтому просто поддерживает праздный образ жизни Митрофана и пользуется невежеством его матери.
Читайте также:  Фантастика для детей: список книг

Каждый из них показан недалеким, но не злым человеком. Несмотря на некоторую жадность и высокомерие, учителей Митрофана нельзя назвать сугубо отрицательными персонажами, хоть они и помогли вырастить избалованного и необразованного человека.

Главные герои

В пьесе «Недоросль» все герои делятся на положительных и отрицательных. Автор даже дает им «говорящие» имена и фамилии, которые так или иначе отражают их характеры и ценности.

К положительным персонажам относятся:

  1. Государственный чиновник ПравдинУ него есть важная задача – понаблюдать за дворянской семьей Простаковых и определить, нет ли в них нарушений.
  2. Богатый помещик СтародумДядя Софьи. Мудрый и справедливый человек, имеющий прогрессивные взгляды на развитие общество. Является резонером пьесы (от его лица говорит сам автор).
  3. Племянница Стародума СофьяДобрая и образованная девушка, которая восхищается идеями своего дяди. Осталась сиротой и жила в семье Простаковых.
  4. Офицер МилонЧестный человек, возлюбленный Софьи. Помогает ей на протяжении пьесы и рад возможности познакомиться со Стародумом.

Отрицательные персонажи «Недоросля»:

  1. Вся семья ПростаковыхДворяне, но не имеют хорошего уровня образования. Считают, что деньги – это самое важное в жизни, позволяют себе неуважительное и даже зверское отношение к подчиненным.
  2. Митрофан (или Митрофанушка)Ссын в семействе Простаковых. Он и есть недоросль (необразованный и избалованный молодой человек, который видит жизнь только в удовольствиях и бесполезен для общества).
  3. Учителя МитрофанаКолоритные персонажи Сидорович Кутейкин, Пафнутьевич Цыфиркин и Адам Адамович Вральман, которые возомнили себя одаренными преподавателями. На самом деле не могут ничему научить и только развращают сознание молодого человека. Кутейкин даже берет незаслуженную оплату за свое «обучение» Митрофана.
  4. Тарас Скотинин Брат Госпожи Простаковой, алчный и жесткий человек. Хочет жениться на Софье.

На протяжении всей пьесы показано, как сталкиваются интересы героев, и происходит борьба за честность и справедливость.

Создание произведения

Денис Иванович Фонвизин решил написать сатирическую пьесу после того, как в 1778 году вернулся из Франции.

Там он изучал местную философию и юриспруденцию, наблюдал за социальной жизнью общества и сравнивал со своей родиной.

Вернувшись, он приступил к созданию пьесы, в которой высмеивал необразованность, алчность и бесполезность дворянства (или отдельных его представителей). Работа над «Недорослем» заняла около трех лет.

Несмотря на то, что во время первых публикаций пьеса была подвергнута жесткой цензуре, со временем она заняла очень важное место во всей русской литературе. Она входит в образовательную программу для каждого российского поколения. Даже сам Николай Гоголь во время своего обучения участвовал в постановке спектакля, где играл госпожу Простакову. 

Сюжет пьесы

Сюжет комедии «Недоросль» строится вокруг семьи Простаковых, в которой души не чают в молодом сыне Митрофане. Тот, в свою очередь, в юный возраст вступает ленивым, избалованным и жестоким человеком, который уверен, что все жизненные блага он получит в жизни просто за счет своего социального статуса.

В семье Простаковых проживает девушка Софья, которая рано осталась сиротой. Она не подвергается влиянию окружающих ее людей и вырастает добрым и начитанным человеком с разносторонними интересами. По ходу пьесы выясняется, что она является богатой наследницей своего мудрого дяди Стародума, который хочет увести девушку в Москву.

Госпожа Простакова не хочет упускать из рук такую возможность и настаивает на том, чтобы Митрофан женился на Софье и получил ее богатство. Стать женихом состоятельной невесты также хочет и брат Простаковой, Тарас Скотинин. Однако сама Софья уже имеет возлюбленного и планы на жизнь, не связанные с алчной семьей Простаковых.

Суть и смысл комедии «Недоросль»

В своей пьесе Денис Фонвизин рассказывает о том, как важно просвещение в жизни людей всех социальных статусов. Образование способствует благородству ума, что напрочь отсутствует у семьи Простаковых.

Также Фонвизин обличает пороки человека, который стремится утвердиться за счет своего социального статуса. Он показывает, к чему приводит алчность, жестокость, невоспитанность и недобросовестность в делах.

Идеи самого автора в пьесе высказывает персонаж Стародум, который недоволен укладом общества и провинциального дворянства.

Он считает, что дворян следовало бы постигать науку и учиться уважать всех, даже своих слуг, а не проводить дни в бесцельном унижении крестьян и развращающих сознание развлечениях.

Развязка сюжета

В финале пьесы госпожа Простакова решает похитить Софью против ее воли, чтобы обвенчать ее со своим сыном-недорослем Митрофаном. Их планам мешает Стародум и Милон, возлюбленный девушки, который делает ей предложение и получает согласие.

После своего провала госпожа Простакова расстраивается, но находит утешение в сыне.

Эгоистичный Митрофан, который напрочь лишен сочувствия и любви к своей семье, отвечает матери грубостью и собирается покинуть дом, чтобы поступить на военную службу.

Он хладнокровно оставляет родителей, а у читателя появляется надежда, что служба сможет со временем повлиять на его характер и даст шанс на пробуждение лучших человеческих качеств.

Сочинение по комедии «Недоросль» — это возможность для школьника рассказать о своем мнении относительно необходимости образования, взаимоотношений с разными социальными группами, и, конечно, важности нравственных установок. В своей работе ученик может подумать о том, как жизни помогает высокий уровень эрудиции и грамотности, как важно иметь четкие представления о морали, и почему слепая погоня за деньгами не приводит к успеху.

Сочинение на тему: проблема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Комедия Недоросль и сегодня изучается в школе и до сих пор является актуальной. Ведь автор затрагивает разные проблемы, что волнуют людей и в настоящее время. Одна из таких проблем есть проблема воспитания в комедии Недоросль.

Проблема воспитания в комедии Фонвизина

Тема воспитания всегда не давала покоя Фонвизину, который был за просвещение страны, за то чтобы граждане воспитывались по строгим правилам и были достойными гражданами.

Вот Фонвизин и поднимает в своем произведении проблему воспитания, ведь высший свет состоял из дворян, чье воспитание было поставлено дурно. Повсюду было самодурство и вседозволенность.

Закрывать глаза на это было попросту невозможно, вот и поднимается автором проблема воспитания в комеди.

Нам же предстоит сегодня написать сочинение по комедии, поднимая проблему воспитания. Достаточно обратить свое внимание на таких героев как Простакова, которая даже читать не умела, и не считала данное умение необходимым. Да и Скотинин тому пример, который с отроду ничего не читывал.

Раскрывая проблему воспитания истинного гражданина, автор показал два взгляда на воспитание. Это патриархальный взгляд, которого придерживалась Простакова. И здесь результатом ее деятельности и воспитания мы видим Митрофана, которого решили учить грамоте, чтобы пробиться в высшее общество.

Простакова говорит Митрофану, чтобы учился для виду, а он тому и рад, ведь он не хочет учиться, ищет любые поводы, чтобы уйти от учебы.

В итоге, за три года он при упоминании науки истории говорит, что и сам знает несколько историй, а дверь у него может быть как прилагательное, так и существительное. Об арифметике и других науках и вовсе говорить не стоит. Митрофанушка невежда, ничего не знает и не стремится к познаниям.

При этом в Недоросли проблема воспитания и образования заключается и в том, что и сами учителя, которые должны были научить молодого человека наукам, не настаивают на учебе. Да и чему они могут научить, когда один из них бывший кучер.

Цыфиркин дал все, что знал, а это говорит о том, что нужно полностью менять систему образования.

Благодаря таким героям, как Простакова, Скотинин, Митрофан, мы и можем ответить на вопрос, как раскрывается проблема воспитания в комедии.

Именно из-за старых взглядов, из-за лени, из-за отсутствия стремления к познаниям, из-за взрослых, которые являясь примером для подражания, Митрофанушки ведут себя наихудшим образом и будет существовать проблема воспитания.

Но, не все так плохо, ведь Фонвизин при этом рисует и других героев, таких как Стародум, Правдин, которые придерживались других взглядов. Они поддерживали просветительство и развитие.

При этом и среди молодого поколения есть те, кто хочет развиваться, хочет стремиться к лучшему и здесь появляются образы Софьи и Милона. Эти герои были образованными, честными, добрыми и справедливыми людьми. И пока такие люди есть, страна будет двигаться вперед, ну а Митрофанушки, они были, есть и будут, главное, чтобы мы сами не стали их подобием.

Проблема воспитания в комедии Недоросль

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Фонвизин Д.И.
  4. Проблема воспитания в Недоросле

В любое время всегда остается очень важной тема – проблема воспитания в семьях. Именно эту тему, как одну из самых важных, развил в своем произведении Фонвизин. Комедия «Недоросль» показывает насколько важно уметь воспитывать человека с самого детства правильно.

Так как комедия написана в восемнадцатом веке, то эта комедия отлично показывает идеал русского помещика. Тогда людей воспитывали грубо и жестоко. И именно родители Скотинина и Простаковой, которые являются главными героями комедии «Недоросль», воспитали детей именно такими – жестокими, злыми, завистливыми, а также – просто жадными.

Также, кроме этих качеств, в жизни этих людей еще существует ненависть к простому люду – они, помещики, относятся к ним как к рабам.

А потому их отношение – просто жестокость по отношению к несчастным людям, которым ни в чем не виноваты. Именно это часто подчеркивает автор в произведении.

Так как такое злое и жестокое обращение к простому люду помещиков, показывает, что и дети их будут такими, и даже внуки, если время не измениться.

Фонвизин затрагивает не зря тему воспитания в своей комедии. Так как именно эта семья, где их имена свидетельствуют о них лучше, чем их положение – Скотинин и Простакова, учит своего сына не правильно, если вообще учат чему-либо.

Отец и мать – сами слишком недалекие и глупые, а также невежественные, что не могут сделать из своего сына настоящим дворянином. Мать пытается найти благородного и умного учителя, но вместо этого находит мошенников, а отец пытается слыть богачом через силу.

Хоть у него и есть средства, все равно – они слишком просты, чтобы быть настоящими дворянами. Фонвизин часто в произведении насмехается над этими глупцами, которые сами не знают, чего хотят.

Проблема воспитания в Недоросле Фонвизина

«Недоросль» – самое известное произведение писателя, комедия в жанре классицизма. Фонвизин с присущей ему иронией раскрыл в произведении проблему воспитания молодых людей. Он не зря придавал этому такое большое значение, справедливо отмечая, что лишь образование и воспитание способны вырастить поколение достойных государственных деятелей.

В 1714 году царь-реформатор издал указ об обязательном образовании дворян. Для не успевших или не пожелавших получить свидетельство об образовании было введено понятие «недоросль», то есть не доросший до взрослой жизни, службы, женитьбы и ответственности.

И тут встал вопрос о «фальшивом» и истинном воспитании. Родители Митрофана, главного героя комедии, наняли учителей вовсе не для получения сыном новых знаний и его просвещения. Просто так было положено.

Читайте также:  Как раскрыть тему «Забвению не подлежит»

Матушка ведь прямо сыну и наказывала учиться для вида, считая, что им, как потомственным дворянам, грамота ни к чему и нечего «вредить головушке». А кучер, обучавший Митрофана тонкостям светской жизни, советовал не окружать себя шибко умными людьми, а держаться своего круга.

Конечно, Митрофан считал науку и культуру излишним, ненужным и нудным предметом, на которое не следует тратить ни времени, ни усилий.

Помимо невежества и мракобесия, впитавшегося с детства, героя отличают крайняя грубость и скверный характер. Все это он считает нормой в отношениях с окружающими, ведь именно такой пример всегда подавала ему его же мать – жестокая и злобная Простакова.

Следует ли удивляться тому, как резко и хладнокровно сынок оттолкнёт мать, нуждавшуюся в его поддержке? «Злонравия достойные плоды»: излишняя избалованность, потакание лени, стремление оградить ребенка от всех тягот всегда приводят к подобному финалу.

Нельзя воспитать чуткого и честного человека, уважающего своих родителей и окружающих его людей, не став для него образцом чести и доброты. Моральное и нравственное становление личности начинается именно с семьи.

Через речи Правдина и Стародума Фонвизин озвучил свои собственные идеи и размышления: главное – иметь доброе сердце и чистую душу, и гораздо более ценным подарком, который можно оставить своему ребенку, является достойное воспитание, хорошее образование и тяга к знаниям, а не большое наследство. Комедия Фонвизина актуальна и по сей день, так как в ней раскрыты все последствия небрежного отношения к воспитанию молодого поколения.

Другие сочинения: ← Анализ комедии Недоросль Фонвизина↑ Фонвизин Д.И.Характеристика и образ Простаковой →

Сочинение на тему: ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»

Центральная проблема комедии Д. И. Фонви­зина «Недоросль» — проблема воспитания. Вос­питание рассматривается драматургом как сред­ство формирования гражданского сознания в дво­рянском сословии. Оно должно дать «прямую цену учености», пробудить гуманные, человеко­любивые чувства, способствовать общему улуч­шению нравов.

В комедии все персонажи разделены на две группы — положительные и отрицательные, или же «злонравные» и «добродетельные». Пробле­ма воспитания касается, в первую очередь, пер­сонажей отрицательных. По степени активности среди них на первое место справедливо ставится сама Простакова, затем следуют Скотинин и Мит­рофан.

Простакова — злонравная помещица и плохая мать, проблема воспитания в комедии связана непосредственно с ее образом. Отноше­ния Простаковой с сыном Митрофаном служат наглядным примером того, как нельзя воспиты­вать детей. Главная проблема Простаковой-воспитательницы, на мой взгляд, состоит в том, что она окружила своего отпрыска непомерной лю­бовью и заботой.

В ее глазах ленивый Митрофа­нушка — самый лучший ребенок на свете. Одна­ко главная задача родителей состоит не в том, чтобы потакать любым капризам своего непос­лушного ребенка, но в том, чтобы на собственном достойном подражания примере показать, как ему следует противостоять зарождающимся по­рокам и заблуждениям.

Простакова же, наобо­рот, взращивает, лелеет и холит уже наметивши­еся в характере Митрофана пороки. Очень точно по этому поводу высказался Стародум: «… наука в развращенном человеке есть любое оружие де­лать зло».

Не совсем понятно, чем занимается Митрофан в свободное время, есть ли у него какие-либо ув­лечения. Домашних обязательств у него нет, он предоставлен сам себе. Перед его глазами яркий пример — деспотичная, неуравновешенная мать и слабый, бесхарактерный отец.

Неудивительно, что в таких условиях воспитание давало очень мало положительных результатов. Впрочем, не­которые критики относились к образу Митрофа­на весьма снисходительно. В.О.

Ключевский ут­верждал, что он размышляет по-своему находчи­во и умно, «только — недобросовестно и потому иногда невпопад, размышляет не с целью узнать истину или найти прямой путь для своих поступ­ков, а чтобы только вывернуться из одной непри­ятности, и потому попадает в другую, чем и на­казывает сам себя за софистическое коварство своей мысли». Такая точка зрения позволяет оп­равдать и ответы Митрофана на импровизирован­ном экзамене, устроенном Правдиным, с его ори­гинальной теорией грамматики, а также «очень бойко и сообразительно изобретенным учением о двери существительной и прилагательной». Та­ким образом, Митрофан совершенно не глуп, яр­лык «дурака» на него навесили добропорядочные взрослые. Чувства и поступки Митрофана вовсе не смешны, а только гадки.

Мог ли получить Митрофан хорошее образо­вание? Скорее всего, ответ на этот вопрос будет отрицательным. Ведь рос он в общей атмосфере невежества. Ветер свободы, вольнодумия был не знаком простаковской усадьбе. Пренебрежение к науке дети получают от отцов.

Такой была судь­ба самой Простаковой, в семье которой было во­семнадцать человек, но в живых осталось только двое. Одних вытащили из бани мертвыми. Трое, «похлебав молочка из медного котлика, сконча­лись». Двое упали в праздничный день с коло­кольни. Остальные были просто больны.

Эти ги­перболизированные художественным воображе­нием драматурга факты свидетельствуют только об одном: в семье Скотининых дети были обузой. Никто, ни батюшка Скотинин, ни матушка «по прозванию» Приплодина, не занимался воспита­нием подрастающего поколения.

Образование Скотинин принимал в штыки: «Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажа­ют, чтобы хоть братца отдать в школу… Бывало, изволит закричать; прокляну робенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет».

Между тем новые обстоятельства заставляют Простакову пересмотреть убеждения, доставши­еся ей в наследство от батюшки. Свой родитель­ский долг она видит в том, чтобы найти учите­лей, которые бы выучили ее Митрофанушку. Только вот большие требования к учителям не предъявлялись: «Порядился учить, чему мы хо­тим, а по нас учи, чему сам умеешь».

«Без наук люди живут и жили» — к этому сводится житей­ская философия Простаковой и других, подобных ей, представителей невежественного дворянства. В руках этого дворянства, далекого от понимания нужд государства, находится воспитание моло­дого поколения дворян. Раскрывая образ Митро­фана, Фонвизин углубляет тему молодого дворян­ства: недаром в композицию «Недоросля» вклю­чены сцены обучения и воспитания молодого дво­рянина.

Проблема воспитания касается и другого об­раза — Скотинина. Рос он в тех же условиях, что и Простакова. Это сказалось на том, что у брата и сестры общие взгляды на жизнь. У Скотинина есть небольшое имение, которым он научился славно управлять.

Иногда он жалуется на сосе­дей, которые его обижают, при этом гордо де­монстрируя, что он не «челобитчик»: «Сколько меня соседи ни обижали… я ни на кого не бил че­лом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду».

Своей науке управления крестьянами Скотинин готов с радостью обучить и сестру, только при одном условии: она сосватает Софью. Женитьба Скотинина не связана с душевной привязанностью: он метит на недвижимое имущество избранницы, его интересуют ее деньги, которые позволят ку­пить крупных свиней.

Отзыв о подобном поведе­нии драматург вложил в уста Стародума, кото­рый называет несчастным тот дом, «где жена не имеет никакой сердечной дружбы к мужу, ни он к жене доверенности, где каждый со своей сторо­ны своротил с пути добродетели».

Дети в такой семье глубоко несчастны, поскольку отец, не имея почтения к своей жене, «едва смеет их об­нять, едва смеет отдаться нежнейшим чувствова­ниям человеческого сердца», а мать, потерявшая добродетель, не может обучить своих детей бла­гонравию, которого в ней нет.

Как видим, про­блема семьи тесно связана с проблемой воспита­ния. Скотинин только мечтал о создании семьи по такому образцу, а Простаковы подобную се­мью создали: отец Простаков едва смел «отдать­ся нежнейшим чувствованиям человеческого сер­дца», в своем сыне он видел только безобидного забавника.

«Недоросль» и концепции воспитания

Моральные качества семейства Простаковых

Проблема воспитания в комедии «Недоросль» постулируется уже самим названием. Фактически главное обвинение предъявляется родителям Митрофанушки, вовсе не стремящимся дать отпрыску качественное образование. Вместо этого, они нанимают всяких шарлатанов, которые едва смыслят в науках ими преподаваемых.

Возможно, это ощущается семейством Простаковых, но бездарность учителей — не повод им отказывать: главное — получить документ во взрослую жизнь, а не научить ребёнка чему-то полезному.

В настоящее время XVIII век воспринимается как эпоха Просвещения, когда закладывались основы фундаментальных наук, характеризуется развитием философии и окончательной секуляризацией сознания. И в это же время Простакова училась только по «Домострою» и была глубоко возмущена умением нынешних девиц читать.

Отец Митрофанушки, человек от природы глупый и вдобавок стеснённый наделённой крутым нравом женой, проявляет полное безразличие к обучению сына. В таком контексте неудивительно, что недоросль хочет жениться, а не учиться.

Линия на обвинение родителей в том, что дети глупы и жестоки подчёркивается фамилиями. По отцу Митрофанушка — Простаков, а вот по матери — Скотинин.

Глупость, унаследованная от одного родителя, сочетается в недоросле с жестокостью, взятой от другого.

Впору только порадоваться, что младший Простаков так и не стал Митрофаном: он издевается над нянькой Еремеевной и другими крепостными, вместо того, чтобы учиться, резвится во дворе, ссылаясь на болезнь.

Важно заметить, что именно в этом Фонвизин делает значительное отступление от норм классицизма, согласно которым персонаж должен быть либо строго положительным, либо отрицательным.

По-человечески жаль Простакова, которого жена временами колотит, а сын ни во что не ставит.

Сама Простакова, озабоченная тем, чтобы содрать побольше с крестьян, безумно любит сына, и когда тот в финале говорит: «Да отвяжись ты, матушка», падает от потрясения в обморок.

Воспитание Митрофанушки — отрицательный пример

Сцены «уроков» с Митрофанушкой уверенно можно назвать наиболее комичными: дверь превращается в прилагательное, поскольку это нечто «приложено к своему месту», преподаватель арифметики в негодовании резюмирует, что ученик до трёх сосчитать не может, а учитель по всем наукам — бывший кучер, воспользовавшийся потребностью дворянства в учителях.

Своей сатирой Фонвизин жёстко критикует современное ему состояние дел, когда образование необходимо, чтобы лишь получить место, жениться и в итоге унаследовать состояние родителей. Драматург чётко указывает на то, что нынешний недоросль — впоследствии чиновник, который в силу происхождения будет способен воздействовать на судьбу страны.

Кроме того, желание Митрофанушки жениться во многом связано с желанием поскорее избавиться об опостылевших родителей: единственная добрая мысль, которую он может сказать матери, состоит в жалости к тому, как она устала в его сне колотить батюшку. В остальном же отец и мать — «всякая дрянь».

Воспитание Софии — положительный пример

В противовес глупости и жестокости семейства Простаковых, Фонвизин рисует более благожелательную картину, посвящённую воспитательным методам состоятельного дворянина Стародума. Здесь проблема воспитания в произведении «Недоросль» раскрывается с другой стороны. Стародум вкладывает в голову своей племянницы Софии идеи того, как стать разумным и добропорядочным гражданином.

Девушка от природы является рассудительной и благоразумной, хотя Простаковы-Скотинины видят только тугой кошелёк её дяди, за который в буквальном смысле разворачивается борьба. Она желает выйти замуж за достойного человека, снискать о себе доброе мнение, и Стародум всячески поощряет её в этом.

Разница между Простаковыми и Стародумом проявляется и в методах воспитания. Простакова поручает образование сына совсем неподходящим для этого людям и сама часто вмешивается в учебный процесс. Стародум же общается со своей племянницей, обучение происходит в виде назидательных бесед.

Он не желает задавить её авторитетом и знаниями, вместо этого он делится своим опытом, кратко резюмируя его ёмкой фразой вроде «честный человек должен быть совершенно честный человек», «есть счастье всего этого больше.

Это то, чтоб чувствовать себя достойною всех благ, которыми ты можешь наслаждаться».

Ссылка на основную публикацию