Сочинение: Природа в лирике Сергея Есенина

Сочинение: Природа в лирике Сергея Есенина

Тема природы традиционная в русской литературе. Немало поэтов посвятили свои произведения ее красоте, поделились раздумьями, которые навеяли ее картины. Но голос Сергея Есенина не только не теряется среди многих произведений на эту тему, но и выделяется в этом хоре своей самобытностью, его узнаешь сразу, он понятный и очень близкий.

Наверное, ни один из русских поэтов XX столетия не пользовался и не пользуется популярностью такого широкий круга читателей, таких разных по возрасту, образованием, жизненным опытом. Секрет его популярности, наверно, в том, что поэту удалось воссоздать национальное восприятие мира, или, как говорят сегодня, русский менталитет.

Картины природы в его поэзиях трогают и зачаровывают читателя. Он будто высказывает то, что ощущает, но не может высказать читатель. И вместе с поэтом его читатели переживают чувство своего единства с природой.

Лирика природы Есенина очень интимная: березка для него – и сестра, и невеста, и жена; старый клен – друг, с которым давно не виделись; даже его собственный волосы – это рожь его родного поля. Явления природы у поэта подобный людям: они разговаривают, сочувствуют, осуждают:

Отговорила роща золотая Березовым веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни в чем.

Красота родного края, уверенный поэт, не в блистательности и экзотичности, а в тех чувствах, которые она вызывает:

В пашни, пашни, пашни, Коломенская грусть, На сердце день вчерашний, А в сердце светит Русь. В край разливов грозных И тихих вешних сил, Здесь по заре и звездам Я школу проходил.

Поэзия Есенина удивительно земная и, вместе из тем, космическая. Она пронизана и озарена чувствам любви ко всему живого:

Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть моей тоски. Много дум я в тишине продумал, Много песен о себя сложил И на этой на земля угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.

Природа родного края дает поэту возможность размышлять о смысле жизни, свое назначение и судьбу. Он ощущает свою личную ответственность за все, что его окружает. В природе он черпает силы и вдохновение.

Читатель на всю жизнь запоминает яркие образы, созданные поэтом: “костер рябины красной”, “осень – рыжая кобыла”, “голубые двери дня”, “белых яблонь дым”, “страна березового ситца”, ” душа-яблоня”, ” весенняя гулкая рань”, “кленовая листьев медь”.

Тема природы отображает и эволюцию поэта, его мировоззрения. Ранняя лирика поэта захватывает читателя гармоничностью мировосприятия, передает влюбленность поэта у жизнь, во все, что его окружает.

Когда поэт приобретает жизненный опыт, изменяется его восприятие природы: именно она, природа, символизирует мир красоты, гармонии, мудрости, а люди, их отношения нередко противостоят гармонии природы:

Знать, у нас во всех такая участь, И, пожалуй, всякого спроси – Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси. Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополь. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.

Дальше эта тема приобретает настоящее философское содержание, поэт задумывается над такими проблемами, как прогресс и природа, современность на фоне истории, вечное и проходящее. Поэзия Есенина близкая и поняла не только русским читателям. Она раскрывает богатый духовный мир поэта, его влюбленность в природу родного края, передает тончайшие переживания, разнообразные оттенки чувств.

Сочинение: Тема природы в поэзии С. Есенина

Вся поэзия С. Есенина проникнута глубокой любовью к красоте своей Родины. Воспитанный в деревне, в семье деда, еще совсем маленьким Сережа Есенин часто сбегал из дома на несколько дней в луга, к небольшим озерам, где жил вместе с пастухами. Он любовался родной природой, словнo ребенок, и в юности, в то время, когда многие погружаются в исследование своей души. Есенин познавал себя, наблюдая за небом, землей, водой…

Там, где капустные грядки

  • Красной водой поливает восход,
  • Клененочек маленький матке
  • Зеленое вымя сосет.

Нежным трепетом наполнены его строки, посвященные лесам, озерам, лугам, солнцу, дождю. Образы и сравнения поэта так же ярки и точны, как и неожиданны. Ну кто еще умудрился бы сравнить осень с рыжей кобылой. закат, на пруду — с красным лебедем, клен зимой — с пьяным сторожем, приморозившим ногу в сугробе, листву деревьев — с зеленым огнем?

Синий май. Заревая теплынь.

  1. Не прозвякнет кольцо у калитки.
  2. Липким запахом веет полынь.
  3. Спит черемуха в белой накидке. [sms]

Есенин очень любил полевые цветы. Его друг детства К. Цыбин вспоминал: “Весной до покоса наши луга — разноцветный ковер. Каких только цветов в них нет! Для него цветы — что живые друзья были”. Левкой, резеда, васильки разговаривали с поэтом, потому что он умел слышать их тихие невнятные голоса и понимал их сердцем.

Я не люблю цветы с кустов.

  • Не называю их цветами.
  • Хоть прикасаюсь к ним устами,
  • Но не найду к ним нежных слов.
  • Я только тот люблю цветок,
  • Который врос корнями в землю,
  • Его люблю я и приемлю,

Как северный наш василек. Мысль о том, что человек является частью природы, что он с ней кровно связан, выражена в стихотворениях Есе­нина через всю образную систему.

Звериных стихов моих грусть

Я кормил резедой и мятой. Любимый художественный прием Есенина — олицетворение. Именно поэтому природа в его стихах чувствует, думает, разговаривает, недоумевает, возмущается или радуется. Человек же, в свою очередь, ощущает себя деревом, травой, лугом, рекой, сливается с окружающим пейзажем, по-новому видит мир.

…Здравствуй, мать голубая осина!

Скоро месяц, купаясь в снегу,

Сядет в редкие кудри сына.

Скоро мне без листвы, холодеть… Русская природа щедра и богата, так же как и поэзия С. Есенина. Все важные события в жизни поэта, его пере­живания, мысли, счастье и разочарование находили свое отображение в живописных образах природы, многие из которых просто невозможно забыть, настолько они емки и многозначны. Что говорить, если даже приметы своей ран­ней гибели сумел увидеть Есенин в драматической зимней картине:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам:

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? Литературное наследие, которое оставил нам Есенин, пропитано любовью, корни которой — в родной земле. Поэт часто бывал за границей, многое видел, но его сердце всегда оставалось накрепко привязанным к род­ным березкам, ковылю, видам деревенских околиц. И куда бы ни заводила его судьба, Есенин всегда возвра­щался домой, в Россию.

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь. [/sms]

Сочинение на тему: ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ЛИРИКЕ С. А. ЕСЕНИНА

Давно ушли в прошлое многие события, вол­новавшие поэта Сергея Есенина, но каждое новое поколение открывает для себя в его творчестве нечто близкое и дорогое. Объяснить данное явле­ние довольно просто: поэзия Есенина рождена любовью к человеку и природе. М.

Горький пи­сал: «… Сергей Есенин не столько человек, сколь­ко орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “пе­чали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — зас­лужено человеком».

Милосердие, сочувствие и любовь ко всему живому — вот основные состав­ные поэзии С. Есенина всех периодов творчества.

Для героя Есенина родная земля это свое­образный храм, в котором, молясь «на алы зори» и причащаясь у ручья, можно забыть о людском горе. Мягкая зелень полей — лучшие в мире па­латы и хоромы. Человек и природа говорят на одном языке, доверяя друг другу душевные тай­ны, горести и мечты:

Говорят со мной коровы На кивливом языке.

Духовитые дубровы Кличут ветками к реке.

Поэтические пейзажи Есенина наполнены светлой радостью и ярким колоритом. Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, мы просто заражаемся авторским ощу­щением полноты и красоты жизни.

Мы сочув­ствуем и оплакиваем горькую судьбу Танюши, краше которой не было во всем селе. Мы слуша­ем незатейливые мотивы тальяночки, а потом вдруг оказываемся в душной и угрюмой кузни­це. Наслаждаемся отлаженной мастерской рабо­той сельского кузнеца.

Читайте также:  Определения: Цели и средства (для итогового сочинения)

С каждым ударом сердце зажигается пожаром, в работе забывается горе.

Игривые мечты, улетающие в заоблачную даль, превращаются в сталь. А там, вдали, «за черной тучей, за порогом хмурых дней, реет солн­ца блеск могучий над равнинами полей». Карти­ны родной природы неразрывно связаны у Есе­нина с чувствами и переживаниями лирическо­го героя.

Есенинская параллель природа — чело­век отмечена яркой печатью национальной само­бытности, поэт находит для нее типично русские реалии быта и пейзажа, характерные приметы образа мыслей и чувств русского человека.

Все у него — из мира родной природы, народных по­этических представлений, переживаний.

Картины сенокоса, молотьбы, выпаса лоша­дей пробуждают во мне воспоминания о минув­шем лете. Я, как и лирический герой, вдыхая аромат свежескошенного сена, забывал обо всем на свете. Природа у Есенина словно живая.

При­ем очеловечивания природы, перенесения явле­ний природы на внутренний мир лирического героя в принципе не нов, он использовался клас­сиками. Есенин же существенно обогатил этот прием, пользовался им весьма своеобразно.

Чем богаче становился духовный мир лирического героя, тем содержательнее и драматичнее стано­вились образные уподобления, взятые из мира природы или переносимые на него.

В основе художественного метода Есенина — полное и органичное слияние внутреннего пере­живания с природой. Его пейзаж одушевлен­ный — это образное самораскрытие, философ­ская медитация. В картине природы, в ее поэти­ческой метафоре поэт запечатлевает что-то свое, своего героя и общее для людей. Через посредство природы — о самом сокровенном, о том, что свой­ственно человеку:

  • Листья падают, листья падают.
  • Стонет ветер,
  • Протяжен и глух.
  • Кто же сердце порадует?
  • Кто его успокоит, мой друг?

При этом, особенно в ранний период творче­ства, поэт использует традиционную фольклор­ную символику: «понакаркали черные вороны»; «стая туч твоих, по-волчьи лающих».

Для созда­ния общей эмоциональной картины используют­ся хорошо знакомые каждому явления и состоя­ния природы.

Для передачи грустных настрое­ний, утрат, душевного смятения — образы осе­ни, листопада, пронизывающего ветра, зимней метели:

  1. Хорошо в эту лунную осень Бродить по траве одному И сбирать на дороге колосья В обнищалую душу-суму.
  2. Для передачи умиротворенного состояния души — образы лета, весны, зрелых колосьев на полях, цветущих лугов:
  3. Гляжу в простор твоих полей,
  4. Ты вся — далекая и близкая.
  5. Сродни мне посвист журавлей И не чужда тропинка склизкая.

Один из любимейших образов поэта — русская береза. Появляется он в одном из первых опуб­ликованных стихотворений «Белая береза под моим окном». Внешняя простота, безыскусность несет в себе неведомые глубины чувств, пережи­ваний. Душа восемнадцатилетнего юноши, оча­рованная красотой родной природы, стремится в неизведанные дали. В одном из последних стихо­творений у Есенина есть строки:

  • Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан,
  • И ее золотистые косы,
  • И холщовый ее сарафан.

Становится понятным, что белая береза с тон­ким станом олицетворяет для поэта и русскую природу, и женщину, и возлюбленную, и саму родину. По словам А. Толстого, Есенин — это «пе­вучий дар славянской души»; «он весь растворен в природе, в живой, многоголосой прелести зем­ли». Растворение в родной природе, родной сти­хии и привлекает нас в творчестве этого велико­го национального поэта.

На этой странице искали :

  • человек и природа в лирике есенина
  • сочинение на тему человек и природа в лирике есенина
  • бог природа человек в поэзии есенина
  • бог природа человек в поэзии есенина сочинение
  • сочинение на тему бог природа человек в поэзии есенина

Сохрани к себе на стену!

Тема человека и природы в лирике Есенина

            ТЕМА человека И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ С.А.ЕСЕНИНА.

Тема родины – одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято 
связывать, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной.

Но из рязанской деревни Константиново 
поэт уехал совсем молодым, жил потом 
и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню 
приезжал время от времени как 
гость. Это важно знать для 
понимания позиции С. Есенина.

Именно разлука с родной землей придала 
его стихам о ней ту теплоту 
воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы 
у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту 
острее увидеть, почувствовать.

Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания 
в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений – “Гой ты, Русь моя родная…

” С самого начала Русь здесь предстает 
как нечто святое, ключевой образ 
стихотворения – сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением – целая философия, система ценностей. Мир деревни – это как бы храм с его гармонией 
земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С.

Есенина – это и 
мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, “деревня 
в ухабинах”, где радость коротка, а печаль бесконечна:

“Грустная 
песня, ты – русская боль”. Особенно 
это чувство усиливается в 
стихах поэта после 1914 года – начала 
войны: деревня кажется ему 
невестой, покинутой милым и ожидающей 
от него вестей с поля боя.

  Для поэта родная деревня в 
России – это нечто единое, родина 
для него, особенно в раннем 
творчестве, – это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие “малой родины”. С присущей С.

Есенину – лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: “Ой ты, Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу”.

Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их – странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность – это природа и Россия:  “А месяц будет плыть и плыть,  Роняя весла по озерам… 

И Русь все 
также будет жить,  Плясать 
и плакать у забора”.

С. Есенин жил 
в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения – война, революция, снова 
война – теперь уже гражданская. Переломный для России год – 1917 – поэт встретил, как и многие художники его 
круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Поэты круга С. Есенина того времени – это Н. Клюев, П. Орешин,

С. Клычков. Надежды эти выражены в словах Н. Клюева – близкого друга и поэтического наставника С. Есенина: “Мужицкая ныне земля, /И церковь не наймит казенный”. В Есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России: “Уж смыла, стерла деготь/ Воспрянувшая Русь”.

Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы – это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них – тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию – звучит в стихотворении С.

Есенина “Сорокоуст”. В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища.

В Есенинском “Сорокоусте” вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.

В послереволюционной поэзии С.

Есенина тема родины насыщена нелегкими думами о месте поэта 
в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему 
трудно найти общий язык с новым 
поколением, для которого календарный 
Ленин на стене заменяет икону, а “пузатый “Капитал” – Библию.

Особенно горько поэту сознание того, что 
новое поколение поет новые песни: “Поют агитки Бедного Демьяна”. Это тем более грустно, что 
С. Есенин справедливо замечает: “Я 
поэт! И не чета каким-то там Демьянам”.

Поэтому так горестно звучат его строки: “Моя поэзия здесь больше не нужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен”. Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С. Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет: “Отдам всю душу октябрю и маю, /Но только лиры милой не отдам”. И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание:

“Я буду воспевать  

  • Всем 
    существом в поэте 
  • Шестую 
    часть земли 
  • С названьем кратким “Русь”.

Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца 
понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название – Русь – было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в “Ресефесере”. С темой родины у С.

Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции “последнего певца деревни”, хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение “Спит ковыль”: “Спит ковыль.

  1. Равнина дорогая 
  2. И свинцовой свежести полынь! 
  3. Никакая Родина другая 
  4. Не 
    вольет мне в грудь мою теплынь.
  5. Знать, у всех у нас такая участь, 
  6. И, пожалуй, всякого спроси – 
  7. Радуясь, свирепствуя и мучаясь, 
  8. Хорошо 
    живется на Руси.

Стихотворение это датировано 1925 годом, относится 
к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке “радуясь, свирепствуя и мучаясь” – трудный исторический опыт, который 
выпал на долю Есенинского поколения.

Читайте также:  Анализ произведения «Зимняя ночь» (Борис Пастернак)

Стихотворение построено на традиционно 
поэтических образах: ковыль как 
символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой 
символикой и журавлиный крик как 
знак разлуки.

Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный “свет луны”, противостоит “новый свет”, скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии.

И в противоположность 
ему звучит признание лирического 
героя Есенинского стихотворения 
в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта 
эпитет “золотой”: “Все равно 
останусь я поэтом /Золотой бревенчатой 
избы”. Он один из наиболее часто 
встречающихся в лирике С.

Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой – то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: “роща золотая”, “золотою лягушкой луна”. В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей

красотой, гармонией. Деревенская изба – это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта 
никакой заманчивой новью. Финал 
стихотворения звучит несколько 
риторически, но в общем контексте 
поэзии С.

Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание 
автора. Таким образом, тема родины в поэзии С.

Есенина развивается 
от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания 
трудным временем перемен и переломов 
авторской позиции.

Я человек 
не новый, что скрывать, Остался в 
прошлом я одной ногою, Стремясь догнать “стальную рать”, Скольжу 
и падаю другою. Есенин “Вся 
моя автобиография – в стихах”, – писал Есенин.

Чем крупнее художник, чем масштабнее его творчество, чем 
самобытнее талант, тем труднее современникам 
полностью оценить его вклад 
в духовную жизнь нации.

В более 
поздних стихах Есенин, как бы подводя 
итоги своей творческой деятельности, писал: “Мое село лишь тем и 
будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита”.

Великий русский 
поэт Сергей Есенин — “певец страны березового ситца”, “певец любви, грусти, скорби”, он же “московский озорной гуляка” и, конечно, поэт-философ. Есенина всегда волновали такие философско-мировоззренческие проблемы, как Человек и вселенная.

Человек и природа, Человек и мир его земных деяний, радостей, страстей, тревог, его любовь и ненависть, его верность Родине, его жизнь и смерть. 
Диалог лирического героя с Миром (человеком, природой, землей, вселенной) постоянен. “Человек — это дивное творение природы, неповторимый цветок живой жизни”. В поэме “Цветы” Есенин сумел обо всем этом сказать по-своему. 
 

я думаю: 
Как прекрасна 
Земля 
И на ней человек… 
 
Строки эти наполнены гордостью, радостью и тревогой за человека, его судьбу, его будущее. Они могли бы по праву стать эпиграфом ко всему его творчеству. Нельзя любить землю вообще или человека — вообще. Это чуждо истинному искусству. Именно эти мысли и были главными в творчестве Есенина.

Поэзия его удивительно земная и вместе с тем “вселенская, космическая” . В соединении этих двух начал — масштабность и эмоциональная действенность его поэзии. 
 
Все мы, все мы в этом мире тленны, 
Тихо льется с кленов листьев медь…  
Будь же ты вовек благословенно,  
Что пришло процвесть и умереть.

 
 
Философская глубина и высочайший лиризм этого стихотворения идет от великих традиций русской классической литературы. Например, в стихотворении Пушкина “Вновь я посетил…

” говорится о неизбежной, вечной смене поколений, о неумолимом движении жизни, в котором надо занять свое место, исполнить свое предназначение и уйти без обиды, ощущая себя важным, незаменимым звеном той бесконечной цепи, которая тянется из Прошлого в Будущее. 
Все творчество Есенина наполнено “лирическим чувствованием”.

Его теплом и светом наполнены и есенинские картины русской природы. Природа у Есенина неотделима от человека, от его настроения: 
 
Отговорила роща золотая, 
Березовым, веселым языком,  
И журавли, печально пролетая, 
Уж не жалеют больше ни о ком. 
 
Сам по себе поразителен образ рощи, говорящей “золотым” языком берез. Он раскрывает сложное психологическое состояние автора.

И тревожная грусть охватывает нас, когда роща уже “отговорила” — ведь умолкнувший язык был не только “березовый”, но и веселый. Поэт ощущает себя частицей природы и видит в животных “братьев наших меньших”. В его стихах о животных ярко выражено сочувствие ко всему живому на земле.

Так, в “Песне о Собаке” автор показывает материнскую любовь суки к своим щенятам, а затем ее боль от потери их. Чувства этой собаки похожи на чувства женщины. И когда месяц над “хатой” показался ей “одним из ее щенков”, она умирает от тоски. 
 
И глухо, как от подачки, 
Когда бросят ей камень в смех, 
Покатились глаза собачьи 
Золотыми звездами в снег.

 
 
В стихотворении “Лисица” Есенин показывает безжалостное отношение людей к животным. Описание подстреленной лисицы звучит пронзительно: 
 
Желтый хвост упал в метель пожаром, 
На губах — как прелая морковь. 
Пахло инеем и глиняным угаром,  
А в ощур сочилась тихо кровь. 
 
Поэт защищает животных своей любовью.

В стихотворении “Собаке Качалова” автор разговаривает с собакой по кличке Джим, как с другом. В каждой строке Есенин передает красоту и доверчивость этого пса, любуется им: 
 
Ты по-собачьи дьявольски красив,  
С такою милою доверчивой приятцей 
И, никого ни капли не спросив,  
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться. 
 
Сергей Есенин подчеркивает единство всего живого, всего сущего.

Нет и не может быть чужой боли в мире, все мы связаны между собой. В стихотворении “Песни, песни, о чем вы кричите..” ощущается зыбкость границ между природой и человеком через уподобление дерева и человека: 
 
Хорошо ивняком на дороге  
Сторожить задремавшую Русь. 
 
В стихотворении “Я покинул родимый дом…” — “… старый клен головой на меня похож”.

Взаимопроникновение и переплетение человека и природы особо ощущается в стихотворении  
“Серебристая дорога”: 
 
Дай ты мне зарю на дровни 
Ветку вербы на узду. 
 
Y Есенина одухотворение природы и даже уподобление человека природным явлениям напоминает народную поэзию.

 
 
Я еще никогда бережливо  
Так не слушал разумную плоть, 
Хорошо бы, как ветками ива,  
Опрокинуться в розовость вод. 
Хорошо бы, на стог улыбаясь, 
Мордой месяца сено жевать 
Где ты, где, моя тихая радость, 
Все любя, ничего не желать! 
 
Из фольклорной среды поэт брал лишь то, что было близко его поэтическому мироощущению.

Это обусловило появление поэзии Есенина целой группы поэтических символов. Один из наиболее распространенных символов — образ дерева. В древних мифах дерево символизировало жизнь и смерть, древнее представление о вселенной: верх — небо, низ — подземное царство, середина — земля. Дерево жизни в целом может сопоставляться с человеком.

Стремление к гармонии человека и мира выражается у Есенина через уподобление себя дереву: 
 
Я хотел бы стоять, как дерево,  
При дороге на одной ноге.  
Я хотел бы под конские храпы  
Обниматься с соседним кустом. 
(“Ветры, ветры “) 
 
Ах, увял головы моей куст. 
(“Хулиган”) 
 
Облетает моя голова, 
Куст волос золотистый вянет. 
(“По-осеннему кычет сова “) 
 
Есенин показал, что человек в просторах мирозданья всего лишь беззащитная песчинка, и для того, чтобы оставить о себе память, нужно творить прекрасное. “Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб”, стали колыбелью его поэзии. От проникновенных стихов о стране “березового ситца”, шири ее степных раздолий, сини озер, шума зеленых дубрав до тревожных раздумий о судьбе России, каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к Отечеству. 
 
Но и тогда, когда во всей планете 
Пройдет вражда племен, 
Исчезнет ложь и грусть, 
Я буду воспевать 
Всем существом в поэте 
Шестую часть земли 
С названьем кратким “Русь”. 
 

Наполненная любовью к людям, к человеку, к родной земле, проникнутая душевностью, добротой, искренностью, поэзия Есенина помогает нам познавать, заново открывать и беречь свою страну, свою Родину.

Русская природа в лирике Сергея Есенина

В своем лирическом наследии Сергей Есенин оставил нам яркие, светлые 
образы русской природы. Самобытность его поэтического слова берет 
истоки в красоте, обычаях и фольклоре 
Рязанщины — родины поэта. “Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли 
свой хлеб” стали колыбелью его 
поэзии.

 
Известно, что первыми произведениями Сергея Есенина стали частушки для деревенских девушек. Да и как же иначе? Ведь поэт сам сказал: 
 
Родился я с песнями в травном одеяле.  
Зори меня вешние в радугу свивали.  
 
С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе.

Читайте также:  Краткое содержание пьесы «недоросль» для читательского дневника

 
Поэт одушевляет ее: 
 
Схимник-ветер шагом осторожным 
Мнет листву по выступам дорожным  
И целует на рябиновом кусту  
Язвы красные незримому Христу.  
 
Немногие поэты так видят, так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин.

Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси: 
 
Не видать конца и края —  
Только синь сосет глаза. 
 
Поэт ощущает себя частью этого огромного мира. На лоне природы его душа очищается:  
 
Позабыв людское горе, 
Сплю на вырубках сучья.

 
Я молюсь на алы зори,  
 
 
Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека. 
Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы: 
 
Не жалею, не зову, не плачу,  
Все пройдет, как с белых яблонь дым.  
Увяданья золотом охваченный,  
Я не буду больше молодым.

 
 
Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что “все мы в этом мире тленны”, и благословляет естественный ход жизни: 
 
Будь же ты вовек благословенно,  
Что пришло процвестъ и умереть. 
 
В стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…” чувства поэта и состояние природы сливаются.

Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии. Содержание стихотворения “Отговорила роща золотая…” также передается нам при помощи образов природы. Осень — это пора подведения итогов, тишины и покоя (только “журавли печально пролетают”).

Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего, но не согревающего огня, передают нам грустные мысли поэта о закате жизни. 
Сергей Есенин искренне признается: “Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”. В понятии родины для поэта слилось “все родное и близкое, от чего так легко зарыдать”.

 
Любовь к родной рязанской земле перерастает у поэта в большое, всеобъемлющее чувство к России:  
 
О Русь — малиновое поле  
И синь, упавшая в реку, — 
Люблю до радости и боли  
Твою озерную тоску. 
 
Поэт не мыслит себя без русской природы.

“Страна березового ситца” стала для поэта источником жизненных сил, вдохновения: 
 
Но более всего 
Любовь к родному краю 
Меня томила, 
Мучила и жгла. 
 
Стихи Сергея Есенина, я думаю, близки каждому русскому человеку, потому что поэт сумел передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, которые вызывают у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину своих чувств к родному краю, то обязательно обращаемся к этому поэту. Ну разве можно сказать лучше? 
 
Я навек за сиянье и росы 
Полюбил у березки стан, 
И ее золотистые косы, 

И холщовый ее сарафан…

Русская природа в лирике Сергея Есенина

Я навек за сиянье и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан… С. Есенин.

Поэзия Есенина — это чудесный и прекрасный неповторимый мир! Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Есенин — великий поэт не менее великой России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни.

Его Родина — Рязанская земля, которая вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас, — природу! Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, о которой он рассказал нам в своих стихах. Есенина с первых дней жизни окружал мир народных песен и сказаний:

Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали.

В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились черты народа — его “беспокойная, дерзкая сила”, размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность. Вся жизнь Есенина тесно связана с народом.

Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека Есенина с русскими крестьянами. Сергей Есенин родился в крестьянской семье. “В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни”, — вспоминал поэт.

Уже современниками Есенин воспринимался как поэт “великой песенной силы”. Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни.

И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку, — Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску…

  • Ведь я мог дать Не то, что дал, Что мне давалось ради шутки.

“Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил Есенин, — любовью к Родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”. В стихах Есенина не только “светит Русь”, не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине. Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, “кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею”, и с искренней болью писал “о днях, растраченных напрасно”: Есенин был яркой индивидуальностью. По словам Р. Рождественского, он обладал “тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом “обаяние”… Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, — и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов”.

С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе. Поэт одушевляет ее:

  1. Схимник-ветер шагом осторожным Мнет листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту
  2. Язвы красные незримому Христу.
  3. Не видать конца и края —
  4. Только синь сосет глаза.
  5. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный,
  6. Я не буду больше молодым.
  7. Будь же ты вовек благословенно,
  8. Что пришло процвестъ и умереть.

Немногие поэты так видят и так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси: Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека. Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы: Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что “все мы в этом мире тленны”, и благословляет естественный ход жизни: В стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…” чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии. Содержание стихотворения “Отговорила роща золотая…” также передается нам при помощи образов природы. Осень — это пора подведения итогов, тишины и покоя (только “журавли печально пролетают”). Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего, но не согревающего огня, передают нам грустные мысли поэта о закате жизни. Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину-человеку. Может быть, это и погубило его. “Мы потеряли великого русского поэта…” — писал М. Горький, потрясенный трагическим известием.

Стихи Сергея Есенина я считаю близкими каждому русскому человеку, который действительно любит свою Родину.

В своем творчестве поэт сумел показать и передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, вызывающие у нас картины родной природы.

И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину любви к своей родной земле, то нам обязательно стоит обратиться к творчеству этого великого поэта.

похожие материалы

Ссылка на основную публикацию