Сочинение: Почему погиб главный герой поэмы Михаила Лермонтова «Мцыри»?

Гибель Мцыри была предрешена не столько авторской идеей, сколько законами романтического жанра, в котором написана поэма. Главный герой поэмы по духу близок ее автору – Михаилу Лермонтову. Отчасти поэтому его мысли и чувства изображены столь выпукло и ярко. В образ Мцыри Лермонтов вложил свои переживания.

Мцыри в монастыре

Маленьким мальчиком Мцыри попадает в монастырь. Смерть уже тогда витала над ним, когда его, тяжело больного, некий русский генерал оставил на попечении сердобольных монахов.

Божьими молитвами и народными средствами ребенка выходили и поставили на ноги. У Мцыри никогда не было друзей.

Ребенок, за исключением времени, посвященному ежедневным монастырским обязанностям и молитвам, был предоставлен самому себе.

Он жил воспоминаниями о родных и мечтами снова оказаться в родном ауле и в кругу близких ему людей. Из монастыря он бежал накануне пострижения в монахи. Он понимал, что не готов дать клятву Богу, пусть даже и чуждому вере его предков.

Причины гибели

Сочинение: Почему погиб главный герой поэмы Михаила Лермонтова «Мцыри»?

С медицинской точки зрения тоже можно объяснить смерть Мцыри. Он упал на землю без сознания от нервного и физического истощения. Три дня он почти ничего не ел, попал под ливень, и наверняка был простужен. Раны, нанесенные барсом, тоже воспалились. Сколько времени он пролежал на земле, не известно. Но это обстоятельство тоже не прибавило ему ни сил, ни здоровья.

Нашедшие его монахи принесли его в монастырь, однако Мцыри все равно погибает. Юноша пришел в себя, но простуда, отягощенная нервным потрясением, делала свое дело. Мцыри не был готов бороться за свою жизнь, он не хотел жить, потому что в монастыре он чувствовал себя, как в тюрьме. Душа его жаждала:

  • любви к женщинам,
  • борьбы с врагами,
  • общения с дорогими людьми, с родственниками, друзьями.

Раньше он только мечтал о свободе, но вкусив ее однажды, он оказался не готовым вернуться к прежней монастырской жизни.

Духовное родство поэта и его героя

В этих устремлениях Мцыри был духовно близок Лермонтову. Как бы ни любил поэт Кавказ, как бы ни восторгался красотою гор и мужеством кавказских народов, он был не свободен в своем выборе. Он так же, как и Мцыри, в детстве мечтал общаться с отцом, но был лишен этого. Он хотел жить в России, подумывал об отставке, но должен был служить на Кавказе.

Когда Лермонтов вернулся с Кавказа в Петербург, то успел поссориться с сыном французского посла Эрнестом Барантом. Дело кончилось дуэлью, светским скандалом, о котором стало известно императору Николаю Павловичу и ссылкой Лермонтова с требованием посылать его на передовые боевые участки.

Император Николай I недолюбливал Лермонтова, не мог простить ему гневного стихотворения «На смерть поэта», и в глубине души мечтал избавиться от неугодного литератора.
Лермонтов, как будто не дорожил своей жизнью. В боевых операциях он был храбр до безрассудства.

В истории с Мартыновым, судя по воспоминаниям участников тех событий, инициатором ссоры был именно Лермонтов. Он словно нарывался на конфликт, жаждал ссоры и дуэли. Не жалел жизни, и в то же время строил литературные планы, мечтал выйти в отставку, чтобы творить. Даже в этом он был не свободен. Бабушка была против.

Она хотела, чтобы внук сделал блестящую карьеру, добился высокого положения в свете.

  • Меня могила не страшит:
  • Там, говорят, страданье спит
  • В холодной вечной тишине;
  • Но с жизнью жаль расстаться мне.
  • Я молод, молод…

2962. Почему погибает Мцыри 8 класс кратко сочинение Русский язык

Судьба главного героя поэмы Лермонтова трагична. О ней мы узнаем из его исповеди. Именно в предсмертной исповеди Мцыри мы видим силу его личности, его стремление к свободе. Мы понимаем, почему автор дает уйти из жизни своему герою произведения, как понимаем и тот факт, что Мцыри сначала погиб духовно, а потом уже физически. Так почему же погибает Мцыри?

Детство Мцыри прошло среди гордого, свободолюбивого кавказского народа. И вот маленьким мальчиком он попадает в плен. Тяжелобольного, его, русский генерал привозит в монастырь.

Монахи вылечивают мальчика, жалеют его, любят, воспитывают и готовят стать монахом. Они делали это из лучших побуждений, не учитывая того, что мальчику монастырь с его тихой и покорной жизнью был чужд.

Он стремился к свободе, ибо свободолюбие, страсть и отвага были заложены в его генах.

Мцыри мог бы жить в монастыре, не испытывая нужды, но он не мог смириться с устоями той жизни. Он не мог быть покорным, монастырь был для него тюрьмой. Мцыри все время мечтал вернуться на Родину, тосковал по дому, вспоминая счастливое детство. И вот за несколько дней до пострига в монахи он совершает побег.

Те три коротких дня за пределами монастыря сделали его свободным и счастливым. Идя навстречу своему счастью, к своему родному дому, он радовался красоте природы и чувство гордости от того, что вырвался из заключения монашеской жизни, переполняли парня. Он встретил девушку и осознал, что может любить, а ветер свободы переполнял его желанием поскорее добраться до Родины.

Трудности пути не пугали Мцыри, его даже не испугала встреча с барсом, и из драки с ним он вышел победителем, доказывая себе, что он силен и мужествен. Но тут случается непоправимое.

Заблудившись, он опять приходит к стенам монастыря и этот факт его духовно убивает. Значит, ему не бывать на родине, не быть свободным и счастливым.

Раненного, монахи заносят его в монастырь, но он сопротивляется воле к жизни. Такой жизни он не вынесет.

Мцыри даже отказывается принимать пищу, а в своей исповеди он говорит, что даже рад будет умереть, ведь на свободе он уже испытал все радости жизни. Осознавая, что уже не вернется в родные места, к своей семье, он был сломан духовно, поэтому смерть стала для него облегчением.

Смог бы он жить дальше в монастыре? Конечно же, нет, ибо эта тихая, спокойная жизнь не для такого, как он. Мцыри до последнего вздоха остался верен своим корням, своей Родине.

Вариант 2

В поэме «Мцыри» затрагиваются вечные, волнующие человечество темы: свобода, одиночество, личность человека. Главным героем является Мцыри. Он – юный монах, готовящийся постичь истину. Но за пару дней до главнейшего события в его жизни он сбегает. Прошло время и молодого монаха доставляют в монастырь на грани смерти. Он впал в агонию и находится в беспамятстве. Почему же это произошло?

Мцыри убежден, что эта судьба была предначертана ем свыше. Он осознает свое бессилие и осуждает себя это эту слабость. Он так же признает, что он обречен всю жизнь быть несвободным.

Ведь он попал в монастырь еще маленьким мальчиком. Он был при смерти, и монах выходил его. Так он остался служить в монастыре и особого выбора у него не было. Но в глубине души он всегда верил, что вернется на свою родину. Но, увы, попытка бегства завершилась не успешно.

Несмотря на то, что он силен духом и смел, он не смог противостоять природе. На протяжении всей истории Мцыри его преследует рок судьбы и трагизм. Он всю жизнь чувствовал себя чужим в этой тихой и спокойной монастырской обстановке. В монастыре он обречен на смерть.

Но смерть не физическую, а духовную, что может быть худе для молодого мечтательного парня. Он одинок, ему не с кем разделить духовные терзания, именно поэтому он решается на отчаянный побег. Он хочет найти свое место, свою настоящую жизнь, где он почувствует свободу.

Кроме монашеских занятий, он ничем не занимается. Он оторван от реальной жизни, не приспособлен к ней, он не умеет коммуницировать с окружающими людьми. Все эти факторы наложили на Мцыри свой отпечаток. Решение совершить побег было последним волевым решением юноши. В этом решении он собрал все самые сильные черты своей личности.

Мцыри умер по возвращению в монастырь. Там же, где он, практически, умер духовно. Он смирился с судьбой и спокойно принял смерть, как данность. Он, будто понял, что другого выбора у него нет. Ведь неудачи преследовали его всю жизнь. Читатель хорошо понимает чувства героя, он искренен и чист в своих помыслах.

В это произведении автор хочет показать читателю, что нужно бороться за свою жизнь несмотря на все жизненные обстоятельства. Нужно бороться до конца, чего бы это ни стоило.

Сочинение 3

В переводе с грузинского имя Мцыри означает «послушник», «монах». Однако, готовность слушаться, беспрекословное подчинение монастырскому уставу не для героя.

С детства Мцыри отвергал законы смирения и послушания. В раннем возрасте попавший в плен, он вырос в каменных монастырских стенах.

Его страдания от гнетущих условий были настолько велики, что Мцыри не желал принимать от чужих людей ни пищу, ни сочувствие.

Для юноши душные монастырские стены хуже тюрьмы. Провести свою жизнь в монастыре, принять обет монашеского отречения – значит отречься от свободы. Монастырская жизнь и отшельничество для юноши безрадостны, он томится тоской по родине.

Поздней осенней ночью Мцыри совершает побег. За стенами монастыря он попадает в другой мир, живой и яркий, «чудный мир тревог и битв», который снился ему с детства.

На свободе он увидел то, к чему многие годы тянулась его душа: пышные поля, зеленые холмы, величественные горные хребты. Мцыри наделен способностью созерцать, тонко чувствовать природу, и в этом он постигает радость бытия.

За три дня, проведенных вне стен монастыря, с ним происходит больше событий, чем за все годы существования в обители. Он влюбляется в красивую грузинку, самоотверженно сражается с барсом. В схватке с диким зверем раскрывается суть героического характера молодого человека. Он побеждает и, страдая от тяжелых ран, продолжает свой путь, пытаясь найти дорогу в родной край.

Спустя три дня выбившегося из сил, израненного Мцыри дорога приводит обратно к монастырю. Мцыри отказывается звать на помощь, он выбирает смерть.

Всего три дня юноше довелось насладиться вольным воздухом, и эти дни он мог назвать счастливой жизнью, а не существованием. За эти несколько дней, прожитых на воле, Мцыри готов отдать и рай, и вечность.

Несколько дней свободы дали ему больше жизни, чем все годы, проведенные в монастыре. Оказавшись вновь у стен монастыря, юноша потерял смысл жизни. Монастырскому существованию Мцыри предпочитает смерть.

Жизнь в отречении от мира и послушании для Мцыри равносильна умиранию. Хотя судьба лермонтовского героя трагична, образ Мцыри воплощает свободолюбие и гордость за человека, стремящегося к высокому счастью свободной души.

Все сочинения

Почему трагически сложилась судьба главного героя поэмы М. Лермонтова «Мцыри»

     «Мцыри» — одна из лучших романтических поэм М. Ю. Лермонтова. Это плод деятельной и напряжен­ной работы. Главный герой, по определению В. Г. Белинского, является человеком у которого «огненная душа», «исполинская натура», «могучий дух».

Мцыри — обобщенный романтический образ. Его облик четко не прорисован, о его прошлом упоминает­ся лишь в общих чертах. Но автор и не стремится нам показать какого-то конкретного человека. Его цель — воспевание силы человеческого духа, неудержимого стремления к свободе.

  • Поэма рассказывает о юноше, страстно стремя­щемся попасть на родину.
  • Давным-давно задумал я
  • Взглянуть на дальние поля,
  • Узнать, прекрасна ли земля,
  • Узнать, для воли иль тюрьмы
  • На этот свет родимся мы.
  •      Мцыри, воспитанный в монастыре, воспринимает его как тюрьму, душными и тесными кажутся ему ке­льи, монахи — трусливыми стражами, а он сам — ра­бом и заточенным узником. Он мечтает о своем доме и о воле:                                                               

…Я видел у других

  1. Отчизну, дом, друзей, родных,
  2. А у себя не находил
  3. Не только милых душ — могил!
  4. Тогда, пустых не тратя слез,
  5. В душе я клятву произнес:
  6. Хотя на миг когда-нибудь
  7. Мою пылающую грудь
  8. Прижать с тоской к груди другой,
  9. Хоть незнакомой, но родной.
Читайте также:  Модные книги в 2018 году: что еще вчера нужно было приобрести в книжном?

     О своей семье Мцыри помнит мало, отца он вспоми­нает как бесстрашного воина. И сам он мечтает сра­жаться за свободу родины. Ему снятся сражения, в которых он одерживает победу, мысли увлекают его в «чудный мир тревог и битв». Мцыри в душе чувствует себя воином, способным одержать верх над достой­ным соперником, теперь он убежден, «Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов».

     Юноша отличался еще с детства суровой сдержан­ностью: «Ты помнишь, детские года: Слезы не знал я никогда…».

     Одиночество в монастыре закалило его волю. Он живет в ожидании момента, когда можно будет вырваться на свободу, попробовать ее сладкий вкус, по-нять, наконец, смысл своего существования.

     Для долгожданного побега наш герой выбирает грозовую ночь, и это не случайно. Она вселяет в души, боязливых монахов страх, а сердце Мцыри наполняет отвагой, чувством братства с грозой.

     За стенами монастыря он попадает в незнакомую жизнь, сопряженную с постоянными опасностями, но это не страшит героя. Он постигает истинную свободу, ради которой можно рисковать жизнью, подвергать себя смертельным приключениям.

Герой полной гру­дью вдыхает «чудный мир тревог и битв», о котором он мечтал с детства, и в который все-таки вырвался «от келий душных и молитв». Он оказывается там, «где люди вольны, как орлы».

Любуется тем, к чему так долго стремился: «пышные поля, холмы, покры­тые венцом дерев…».

Человек и природа в поэме рассматриваются как два особых мира, сосуществующих в гармонии и одно­временно в противоборстве между собой. Пейзаж Кав­каза вводится М. Ю.

Лермонтовым в поэму главным образом как средство для раскрытия образа Мцыри, он описывает природу ярко, экзотично, свободно, что соответствует внутреннему содержанию героя.

Когда мальчик попадает в монастырь, он сравнивается с серной:

       …был, казалось, лет шести,

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

     Серна — воплощение свободы, вольной жизни. Та­кое сравнение наглядно говорит о том, что дитя не приживется в закрытом монастыре. Мцыри не может жить спокойно и покорно за каменными стенами оби­тели, и вот он на свободе. В дикой природе юноша ви­дит гармонию, братство, единство, что не дано было познать в обществе людей:

  • Кругом меня цвел божий сад;
  • Растений радужных наряд
  • Хранил следы небесных слез,
  • И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев…

     М. Ю. Лермонтов наделяет героя способностью по­нимать, видеть, тонко чувствовать и любить приро­ду, находя в этом радость жизни. И Мцыри наслаж­дается живописным пейзажем, отдыхая от мрака мо­настыря.

     В поэме нашел свое отражение и любовный мотив. Он воплотился в короткой встрече нашего героя с мо­лодой грузинкой у горного потока. Мцыри способен понять и оценить человеческую красоту. Он замечает, что девушка «стройна…

как тополь, царь ее полей…». Юноша хотел последовать за ней, но не смог, посколь­ку «цель одну, пройти в родимую страну, имел в душе…».

Герой побеждает непроизвольное желание любви в своем молодом сердце, отказываясь от лично­го счастья во имя свободы.

     Но мечте Мцыри не суждено было сбыться. Его ори­ентиром в дороге домой были горы, но вдруг он «из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал».

     Наш герой в полном отчаянии. Прекрасный лес, красотой которого он наслаждался еще вчера, пением птиц которого подолгу заслушивался, становится вдруг «страшней и гуще каждый час». Гармония че­ловека и природы рушится: «…миллионом черных глаз Смотрела ночи темнота…».

     Мцыри оказывается теперь уже во власти враждеб­ной. И вот наступает кульминация поэмы — сцена смертельной схватки человека с барсом. Здесь с наи­высшей силой проявляются стойкость и мужество на­шего героя. Он сам «как барс пустынный, зол и дик». В момент опасности в нем просыпаются силы бойца.

В этой схватке раскрывается героическая суть характеpa главного героя. Его не страшит смерть, он побежда­ет зверя и, несмотря на раны, продолжает путь домой. Но как же страшно стало ему утром, когда он понима­ет, что заблудился в лесу и пришел обратно к мона­стырским стенам.

Возврат к дикой природе закрыт для человека, испорченного цивилизацией, таково мнение М. Ю. Лермонтова.        

     Мцыри завершает свою жизнь, едва «блаженство вольности познав». Поединок с барсом стоил ему жиз­ни, раны оказались смертельными. Но герой нисколь­ко не жалеет о случившемся. Приближение смерти не ослабляет духа героя. Эти короткие три дня он жил настоящей, вольной жизнью.

Только это время он на­зывает блаженством, перед ним открылось величие природы, он познал радость победы и испытал вол­нующее действие женской красоты. Мцыри перед ли­цом смерти признается, что и теперь бы «рай и веч­ность променял» за несколько минут свободной жиз­ни среди близких и родных людей. Наш герой умирает.

Перед смертью он просит перенести его в сад:

  1. Сияньем голубого дня
  2. Упьюся я в последний раз.
  3. Оттуда виден и Кавказ!
  4. Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет…

     Всего три дня Мцыри провел на свободе. И именно за это время раскрывается внутренний мир героя. Он обнаруживает в себе чувства, ранее совершенно не­знакомые ему. Юноше не удается достичь своей цели — увидеть дом родной — но даже смерть его вос­принимается как победа. Мцыри не сломили ни от­чаяние, ни страшные испытания, он до последней ми­нуты остается верен себе и своему идеалу.

Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова “Мцыри”?

Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма “Мцыри”, которая поднимает важнейшие вопросы нравственности, судьбы, проблемы свободы и места родины в жизни людей.

В поэме “Мцыри” действие развивается в двух направлениях: тоска по идеалу, стремление к далекой, но близкой сердцу, России, и блуждание героя, который бежал из монастыря. Лермонтов развивает идею мужества и протеста, которая сочетается с темой свободы.

Мцыри не просто тоскует по родной земле, а рвется к ней всей душой:

Хоть на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной.

В одну пламенную страсть сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными ему кажутся кельи с сумрачными и глухими стенами. Трусливыми и жалобными он видит своих стражей-монахов.

Сам себя герой считает рабом, узником. Короткие дни побега для этого юноши были самыми счастливыми: Ты хочешь, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней.

Свободолюбивый патриотизм, на мой взгляд, совсем не похож не мечтательную любовь

к родным красивым пейзажам и дорогим могилам. О своем отце Мцыри вспоминает как о воине, неудивительно, что ему снятся сны о сражениях, в которых он всех побеждает. А мой отец? Он как живой В своей одежде боевой. Явился мне, и вспомнил я Кольчуги звон, и блеск ружья Главный герой убежден, что мог бы быть “в краю отцов не из последних удальцов”. Хотя судьба не дала возможности юноше оказаться на поле битвы, но душой он все же воин. Суровой сдержанностью он отличался с ранних лет: “Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда”.

На мой взгляд, Лермонтов в истории о Мцыри хочет донести до нас то, что человек может реализовать себя в полной мере только в родных краях, ибо уже с молоком матери ребенок впитывает в себя любовь и привязанность к родным местам. Человек проникается нравственными ценностями своего народа. Все это формирует его мировоззрение.

Чужая земля, по мнению Лермонтова, всегда является тюрьмой для духа. Волю слезам Мцыри дает лишь во время побега, ведь их теперь никто не увидит. То, что он не найдет своей родины, по-моему, ясно уже с самого начала его скитаний. Мцыри понимает, что он обречен, но все же стремится, наперекор всему, вырваться из привычного круга спокойного существования, из мира статичного и бессмысленного.

Мцыри истинно романтический герой. В первую очередь, его романтичность проявляется в душевной искренности и протесте против сложившейся действительности. Ему свойственно стремление к действию.

Мысли, мечты, желания героя подкрепляются действиями. Почему же так трагично сложилась судьба Мцыри? Почему он не нашел дороги домой? Я думаю, что иначе и быть не могло. Ведь Мцыри – герой романтический, он прекрасен в духовном плане, он готов идти за своей мечтой до последнего вздоха.

Но такому человеку еще нет места в реальной жизни. Смерть его закономерна, ибо только так он может обрести свободу и покой. Смерть – единственный выход из сложившейся ситуации для юноши.

Кроме того, Лермонтов, рисуя своего героя в чрезвычайных ситуациях, словно со стороны смотрит на эволюцию его мыслей, действий и душевного мира.

Автор наблюдает за Мцыри, который, несмотря на то, что снова оказался в стенах монастыря, не ослабляет духа своего вольнолюбивого патриотизма: Увы! – я несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял… Конечно, обстоятельства оказались непреодолимыми, но, на мой взгляд, Мцыри совсем не напрасно “спорил с судьбой”. То время, которое он провел на свободе, стало отдушиной всей его жизни. Эти несколько дней позволили Мцыри лучше понять свою сущность и внутренний мир. Он духовно не сломался, до последнего момента лелея в своем сердце любовь к родному краю: И близ меня перед концом

Родной опять раздался звук!

(1 votes, average: 5.00

Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри" )

    Поэтический мир М.Ю. Лермонтова – это тревожный мир исканий, глубокой мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругом несправедливостью.

Он полон негодования и гнева. Мир Лермонтова – это мир высоких и прекрасных чувств: любви, дружбы, тонких переживания души.

Основной пафос в творчестве поэта виден в «нравственных вопросах» о судьбе и правах человеческой личности. 

    Одной из вершин художественного наследия М.Ю. Лермонтова является поэта «Мцыри» – плод длительной и тяжелой творческой работы.

Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем, старым монахом.

Этот образ мы встречаем в романтических поэмах «Исповедь» и «Боярин Орша», особую же выразительность и наибольшее значение он приобретает в поэме «Мцыри». 

    Наиболее распространена трактовка образа главного героя как «естественного человека», сталкивающегося с губительной силой цивилизации, которая оторвала его от естественного состояния и заточила в монастырь.

При таком рассмотрении герой лишается присущей ему многозначности и глубины внутреннего развития. Годы пребывания Мцыри в монастыре, насильственного приобщения к культуре, были полны не только горечью утрат и страданий, но и существенными приобретениями.

Необычайность положения и судьбы заставляет юношу задуматься над проблемами, несвойственными «естественному» сознанию. Наряду с мечтами о родине и свободе в нем зарождается стремление к познанию окружающего мира, степени его соответствия мечтам и идеалам.

Мцыри стремится решить важнейший вопрос о мере свободы человека в окружающем мире. 

    Поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты главного героя. Поэма не раскрывает до конца стремлений юноши, но они ощутимы в намеках.

О своем отце и его собеседниках Мцыри вспоминает, прежде всего, как о воинах. Неслучайно ему снятся сражения, в которых он всех побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв».

Он убежден, что мог бы быть «в краю отцов не из последних удальцов». 

Читайте также:  Герои пьесы Чехова «Вишневый сад»

    Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, однако всем строем своих чувств он – воин. Суровой сдержанностью герой отличался еще с ранних лет. Юноша гордится этим: «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда». Волю слезам он дает лишь во время побега: ведь их теперь никто не увидит. 

    Трагическое одиночество в монастыре закалило силу воли Мцыри. Неслучайно, что он сбежал из своего «заточения» в грозовую ночь: то, что устрашало боязливых монахов, наполняло его сердце бодростью и чувством братства с грозой. Мцыри не страшила могила: в ней нет страдания.     Мужество и стойкость юноши проявились в битве с барсом, в ней с наибольшей силой раскрывается героическая сущность характера юноши. Несмотря на всю близость к природе, Мцыри – представитель иного «царства», человеческого, которое не может строиться и существовать только по природным законам. 

    На пути в «край отцов» юноша переживает еще одну встречу, которая имеет символико-обобщенный смысл, – встречу с девушкой-грузинкой. Но герой преодолевает соблазн уединенного счастья и покоя вдали от родины, от мира «тревог и битв». Он так и не зашел в саклю, где скрывалась юная грузинка: «Я цель одну, пройти в родимую страну, имел в душе». 

    Трагичность Мцыри проявляется в его внутренней противоречивости. Он далек от гармоничности.

Одно из его противоречий – между силой духа и слабостью тела – отражает не только пагубность воздействия монастырской атмосферы, но и более глубокий конфликт философского плана, который заключается в противоборстве между бесконечными возможностями человеческого духа и конечностью существования «бренного» тела. 

    Исповедь героя многозначно соотносится с авторским вступлением к поэме. Если эпиграф напоминал о временах библейско-легендарных, то в начале пролога говорится о реально-достоверном прошлом – об истории древнего монастыря, многострадального грузинского народа.

Далее повествование переводится из общеисторического плана, предмет которого – судьба государства и народа, в план личностный. Здесь излагается история судьбы конкретного человека – Мцыри. Поэт движется последовательно от большой к малой истории, а от нее – к отдельной личности, «песчинке» истории.

Двойной взгляд поэта на своего героя, извне и изнутри, сближает и разделяет его с ним. 

    Трагизм главного героя заключается не только в том, что он не находит конкретного пути, ведущего его на родину, к свободной естественной жизни, но и в том, что такого пути нет вообще, ибо нет возврата назад в историческое прошлое. Лермонтов в поэме «Мцыри» запечатлен «вечный ропот» человека, его вечный поиск, неустанную борьбу за созидание и утверждение в себе и в мире высших человеческих ценностей. 

    Увещевания старого монаха не заставляют Мцыри раскаяться. Он и теперь бы «рай и вечность променял» за несколько минут среди близких. Обстоятельства оказались сильнее его, герой напрасно спорил с судьбой. Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом литературы, воплощением мужества и героизма.

Сочинение на тему: «История судьбы Мцыри и его характер в поэме «Мцыри» (М.Ю. Лермонтов)»

Краткое сочинение на тему: «История судьбы Мцыри и его характер в поэме «Мцыри» (М.Ю. Лермонтов)» проливает свет на страницы из жизни главного героя, а также раскрывает особенности его характера, поступки в тех или иных ситуациях.

Судьба Мцыри из одноименной поэмы Михаила Лермонтова была очень тяжелой. Его грузинское имя символизирует жизненный путь, который пришлось пройти этому молодому человеку. В переводе на русский «мцыри» имеет два значения: «монах» или же «чужак». Это значит, что главные скитания героя заключаются в двух словах: для всех он монах, а на самом деле – чужак.

Когда Мцыри был маленьким мальчиком, один русский генерал захватил его в плен. Он увез мальчишку далеко от родины, но не смог сломить его. В дальней дороге Мцыри заболел.

Он был настолько слаб, что генерал принял его за умиравшего и отдал на восстановление или же погребение в один грузинский монастырь. Мальчик, вероятно, потерял всех своих родных на войне, а сам стал пленником.

Для ребенка это было невыносимо.

Тем не менее, один из монахов не отходил от него ни на шаг и смог выходить Мцыри, вырвав его из страшных лап смерти. Все это время мальчик жил в монастыре, там же он и обучался и готовился стать монахом.

Но душа юноши не лежала к такому будущему, он не был готов отдаться на милость Божию.

В нем все еще жил бунтарь, тот, который отказывался принимать действительность и мечтательно поглядывал в сторону родных краев.

Мцыри решается на побег и выбирает для этого самый лучший момент – грозу. Это время полного смирения монахов, когда они, стоя на коленях, не смеют поднять взгляд с пола.

Юноша убегает и оставляет монастырь у себя за спиной. Три дня монахи искали своего воспитанника, им улыбнулась удача, и они смогли найти его.

Вот только Мцыри был похож на все то же бездыханное тело, каким его привезли в монастырь еще в ребячестве.

 Монахи, предчувствуя его скорую кончину, зовут к юноше его учителя и наставника, который выходил мальчика в то время, когда он попал в этот монастырь.

Старый монах хочет, чтобы Мцыри исповедался и покаялся в своих прегрешениях. Но молодой человек не хочет лицемерно врать перед смертью.

Он решается сказать правду, не склонить низко голову для покаяния, а поднять ее так высоко, как только может.

В своем рассказе Мцыри вспоминает, что ему никогда не было комфортно в монастыре. Эти стены всегда давили на него. Он чувствовал себя, как птица в клетке. Этот монастырь стал для него персональной тюрьмой.

Мцыри смог почувствовать себя живым только за этими угрюмыми стенами. Когда юноша убежал, там, на свободе, он раскрылся, как совершенно иной человек.

Мцыри не был спокойным и послушным мальчиком, в нем всегда бушевала горячая и гордая кровь.

Он ринулся навстречу ветру и вкусил кусочек запретного с детства плода – свободу. Наконец-то он оказался в своем родном мире. На природе характер Мцыри раскрывается с другой стороны.

Юноша, который много лет просидел взаперти, очень тонко чувствует мир природы. Удивительно, что он понимает, о чем шепчет трава и поют птицы, хотя давно уже этого не слышал и не помнит их гласа.

Он романтичен и способен на безумные поступки. Мцыри не похож на всех остальных монахов.

Молодой парень четко видит цель и упорно двигается к ней вперед. Все, о чем он мечтал – это вернуться на родину.

Наверняка Мцыри понимает, что дома его никто не ждет, тем не менее, он готов преодолеть все препятствия, чтобы увидеть родные места. На его пути встречаются разные испытания. Первое приходит к нему в виде прекрасной девушки.

Он влюбляется в нее с первого взгляда и уже готов идти за ней, но вдруг вспоминает об истинной цели своего побега и отбрасывает мысль о любви.

Второе испытание – барс. И этот поединок остается за Мцыри. Он побеждает в неравном бою с барсом и рвется вперед. И последнее – темный лес.

Мцыри долго блудил в нем, его начало охватывать отчаяние, но молодой гордый дух все также остался несломленным. И только смерть может освободить юношу от скитаний. Он встречает ее как старую подругу и отдается на ее милость.

Последнее желание Мцыри – быть захороненным за пределами стен монастыря, там, где живет свобода.

Образ Мцыри – это один из самых ярких романтических персонажей русской литературы. Его стойкий и сильный характер вызывает восхищение.

Сочинение по поэме Мцыри (8 класс)

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Лермонтов

Мцыри — великое произведение Михаила Юрьевича Лермонтова. Настоящий вклад в отечественное наследие. В произведении главной особенностью является изображение романтических героев. Действие происходит на Кавказе.

https://www.youtube.com/watch?v=GmHZouBd4Dg

В основном поэма состоит из исповеди главного героя. Ему ненавистна вся жизнь. Грузинского мальчика сироту отдали на воспитание в монастырь. Русский генерал привез его туда. Все эти годы мальчик был несчастлив. Он ощущал себя как будто заключённым в тюрьме. У него не было близких друзей и он все копил в себе.

Почему же он пытается оттуда сбежать? Его не пытали и не делали ничего плохого. Парню было одиноко и хотелось найти близкого по духу человека. Он был сиротой и никогда не чувствовал тепло и любовь.

Юноша стремиться, быстрее освободиться и готов ради этого даже пожертвовать своей жизни. Лучшими днями в его жизни были те 3 дня на воле. Юноша смог почувствовать свою свободу в действиях, ему никто не говорил как и что нужно делать.

Он не переживает что у него не получилось выбраться на волю. Он рад, что в его жизни были эти три дня свободы.

  Развитие речи по теме “Почему надо читать книги?”

Сначала молодой человек вспоминает свое детство и своего отца. Потом он встречает красивую грузинку. После этого у него случится встреча с барсом.

Герой должен будет сражаться с ним, хотя в монастыре никто не научил его драться. Юноша сумел победить врага. Весь избитый и опустошённый бродя 3 дня, юноша смог прийти только к своему монастырю.

Умирая, он просил похоронить его в саду.

Поэма мотивирует нас никогда не сдаваться и всегда пробовать воплотить свою мечту. Читатель считает юношу настоящим героем, он мужественно сражался за свою свободу. Даже если у него не вышло, это не значит что он трус и неудачник. В каждом возрасте произведение можно понимать по-разному. При взрослении оно набирает все больше и больше философского смысла.

Не обязательно тюрьма должна быть в прямом смысле. Многие люди чувствуют моральное заточение и не могут никуда от этого сбежать. Нужно чувствовать себя уверенно и делать только то, что нравится вам. Нельзя чувствовать моральное и физическое заточение. Такое насилие не приведет ни к чему хорошему.

Мцыри познавательное произведение, которое позволяет о многом задуматься, в том числе и о жизни в целом.

Сочинение про произведение Мцыри

Мцыри, если перевести с грузинского языка, будет означать «послушник», «пришелец» или человек, по каким-то причинам не имеющий близких.

Поэма зародилась у Михаила Юрьевича Лермонтова во время своей Кавказской ссылки, произошедшей в 1837 году.

Есть сведения, что подобную историю он услышал от монаха, встреченного им в Мцхете, когда-то плененного генералом Ермоловым и заточенного в монастыре, кроме того тяжело заболевшего, впоследствии одной из попыток к бегству в горы. Это пишет биограф Лермонтова, поэт П.А.

Висковатов, но нельзя точно установить правда это или вымысел, поэтому остается только принять это на веру.

Но даже и это не сглаживает того значения, имеющего для нас жизнь Мцыри, смысла открывающегося нам в течении недолгих трех дней, за которые он проживает много больше, ежели многие в течение всей своей жизни. В произведении Лермонтова четко отслеживаться нить, как Мцыри постигает три главные основы: делающих человека по-настоящему живым, придающих цвет жизни каждого.

И первым, что познает сбежавший из монастыря, будет упоение природой, свободой, которую она дает, ее красотой, свежестью и благозвучностью. Он смог услышать и понять природу, и лишь не смог он рассказать «те думы – им уж нет следа», что чувствовал он тогда.

Вторая основа – это влюбленность, впервые взволновавшая ему кровь и явившаяся ему в образе грузинки, держащей кувшин над головой и узкою тропой сходящей к берегу. Она, от которой веяло его родиной, две сакли… Возможно, это напомнило ему о молодых его сестрах, а может и о матери. Никто не знает: воспоминанье тех минут умерли вместе с ним.

Самое существенное, позволившее ему не пожалеть о жизни печально прошедшей, это сражение с барсом. Жестокая схватка, из которой он смог выйти торжествующим победителем, встречавшим смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу. Именно эта победа и делает Мцыри мужчиной и позволяет полностью восполнить ту пустоту, образовавшейся в течении долгих лет заточения под сводом монастыря.

Тот, кто не проходил через битву, любовь и не смог ощутить единение своей души с природой, под конец обязательно поймет, что жизнь его оказалось неполной, что в ней не хватает каких-то ценных элементов и именно потому жизнь Мцыри «без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней»

Читайте также:  Сочинение на тему «мой лучший друг»

Поэма учит нас никогда не опускать руки и смело идти к своей мечте. Читатели считают юношу настоящим и смелым мужчиной. Он мужественно боролся за свою свободную жизнь.

Несмотря на то, что у него не получилось добиться желаемого, он все равно герой. В произведении есть философский смысл. Многие люди, проживая в свободном обществе, могут чувствовать себя одиноко и скованно. Это своего рода душевное заточение.

Поэтому поэма «Мцыри» учит нас быть уверенными и поступать, так как велит сердце.

Сочинение 2

Михаил Лермонтов был хорошим писателем, его поэма *Мцыри* была интересна и имела свой особенный сюжет. Написал он ее о мальчике-горце. Здесь отсутствует национальность. Мцыри оказался в плену у русского офицера. Ребенок оказался в клетке, в неволе. Мцыри-это образ человека свободного, кто желает независимости, человека легкого.

Чувство свободы, свободное дыхание полной грудью вот что Лермонтов ценил превыше всего. Именно это он всегда пытался отразить в своих рассказах.

И тут же в них возникает ощущения свободы и легкости, понимание что это такое. Новые размышления что такое свобода человека не только внутренне, но и внешне.

Возможно Лермонтов считал что каждый в мире человек должен найти свою свободу и тогда он обретет покой и свое счастье.

Был монах, который посочувствовал мальчику и оставил его в монастыре. Мальчик же прожив некоторое время там, сбежал из монастыря. Найден он был умирающим. Почему имея все для жизни он решил сбежать, в последней исповеди он рассказывает об этом монаху. Каждый держит свой путь в жизни, так и ему не суждено было стать монахом. Он рожден горцем, уклад быта монахов не его свобода.

Юношу зовет свобода, именно поэтому он решился на такой побег. Он говорит монаху о том как тяжело его душе в монастыре, чего она требует он него самого. Он так и не смог найти близких людей для себя в монастыре. Там он чувствовал себя чужим и все что его окружало тоже было чужим, не близким его сердцу и душе.

Он желал найти родного человека, близкого ему, что бы ощутить тепло и чувство свободы рядом с ним. Жажда его увидеть родные места влекла его на пути к этой цели, но к сожалению добраться туда была не судьба его. Несколько дней он бродил без еды и воды, рисковал своим телом, но не пожалел об этом.

Он умер гордым свободолюбивым человеком, но мечте его так и не удалось осуществиться.

Он рассказывает своему наставнику о том, что он видел, как живут вольные люди и даже когда он умирает не сожалеет о том времени проведённом на свободе.

Молодой человек видел живописные пейзажи он видел картину гор и видел реки и озёра. Видел грозу, дождь, молнии. Он встретился с красивой и юной девчонкой к который он испытал тёплые чувства.

Он даже вступил в схватку с хищным животным. Он победил, но был смертельно ранен.

Лермонтов давно испытывал мечту написать произведение о человеке мечтающим о свободе и написал поэму о монахе-беглеце. Он хотел выразить чувства человека который хочет оказаться в родном доме который бы являлся для него признаком свободы.

  Образ Матрены в рассказе Солженицина «Матренин двор»

Смертью заканчивается это произведение юноша умирает. Но он остался непобедимым. Лермонтов показал нам что желание свободы ей, юноша не жалел ни секунды. Мцыри Лермонтов сравнивает с самим собой. Автор сам стремился всю жизнь к независимости. Лермонтов как и персонаж до конца жизни оставался самим собой.

Сочинения по поэме «Мцыри»

Никитин Кирилл.

Воспевание свободы в поэме Лермонтова «Мцыри».

В произведениях М.Ю.Лермонтова часто рассказывается о людях, в чьих судьбах большую роль играет свобода и отношение к ней. Одним из таких произведений является поэма «Мцыри».

В этом произведении Лермонтов описывает судьбу мальчика шести лет, попавшего в монастырь и оторванного от внешнего мира. Со временем его начинает переполнять жажда свободы, которую он утратил навсегда, и он не может смириться с этим. На протяжении долгих лет он несет тяжкое бремя разлуки с тем, что ему любимо и дорого – свободой, в этом состоит романтизм произведения Лермонтова.

Раннее детство Мцыри провел на Кавказе, в ту пору он знал своих родных, наслаждался свободой действий и сознания. Это и оставило в нем ту частичку жизни, которая вела его за собой и была его «пламенной страстью».

Внутренний мир героя был соткан из отпечатков детства и его раздумий о невольной жизни в монастыре.

Но то, что Мцыри пережил в детстве, оставило большой след в его сознании, он бы променял всю свою жизнь в неволе на несколько дней на свободе.

И Мцыри бежал, бежал навстречу тому, что ему было дорого и отрадно, что он страстно любил и чем дорожил больше всего.

Красота окружающего мира, которую он увидел на свободе, не могла сравниться со всем тем, что он видел за свою жизнь в плену.

Его жизнь на свободе была так желанна и долгожданна, что он не замечал ничего, кроме нее, упивался ею. Но вскоре Мцыри встретился с барсом, после честно погиб, но погиб свободным человеком.

То чувство, к которому мы стремимся всю жизнь, то, что является нашим желанием и страстью, непременно приведет нас к осуществлению мечты. И то мгновение, которое мы проведем с этим чувством, будет нам дороже всей жизни.

Молев Никита.

Мцыри как романтический герой.

В этом сочинении я бы хотел рассказать о том, что Мцыри является романтическим героем. Но для начала стоит рассказать о романтизме в целом.

Романтизм – это направление в литературе, появившееся в 18-19 веках во многих странах: России, Англии, Франции, Америке. Именно в этот период по всему миру вспыхнули революции, восстания и бунты.

Даже некоторые политические деятели и мыслители были недовольны жизнью стран и народов. Люди мечтали о новом мире, и это отразилось в мировой литературе. В романтических произведениях воспевается лучший, идеальный мир или стремление к нему.

Да и сам романтический герой борется за этот самый лучший мир и готов даже умереть за него.

И в произведении М.Ю.Лермонтова «Мцыри» в полной мере отражается эта особенность романтического направления. Сам Лермонтов мечтал об идеальном мире и уважал свободу и борющихся за нее людей.

Мцыри в полной мере показывает главные черты романтического героя. Он силен, горд и свободолюбив. Он борется со злом внутри себя и стремится к свободе, несмотря на сложный путь.

А неволя и есть это самое зло.

Для Мцыри стремление к свободе и независимости было смыслом жизни. Его тело и дух были сильны, так как он был уверен в себе и своих стремлениях. И даже тот факт, что он прожил на воле всего три дня, нисколько не омрачил его.

После битвы с барсом он умирал гордо. Мцыри был рад, что умирает свободным. Хоть он и не успел сделать все, что хотел: посетить свой родной дом, увидеть родных, он знал, на что шел. И он ушел из этого мира, будучи свободным.

Для него свобода была высшей наградой.

Не каждый из нас может отдать свою жизнь за свободу. И сказать, легко это или сложно, нельзя. Мцыри сделал свой выбор. Он стремился к свободе, к своему лучшему миру, и он отдал жизнь за эту идею. Я считаю, что Мцыри – романтический герой, и советую всем взять от него что-нибудь. Желаю вам быть свободными.

Абрамов Никита.

Воспевание свободы в поэме Лермонтова «Мцыри».

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» — история юноши, выросшего в монастыре, в неволе, юноше, который обрел свободу всего на три дня.

Он с шести лет жил в монастыре, не видя других людей, кроме монахов. Скучая по родине, он каждый день смотрел из окна башни на горы и поля Кавказа и мечтал оказаться среди них, на воле. И вот перед днем, когда Мцыри готовился «изречь монашеский обет», он исчез из монастыря.

Он убежал, вырвался на волю, в горы, туда, где он чувствовал себя свободно, блаженно, раскрепощено. Мцыри любил все вокруг: и быстрые реки меж возвышающихся в небеса гор, и темные леса, покрытые легким туманом. Даже когда он потерялся в лесу, ему было лучше, чем в монастыре.

Превозмогая боль, голод и усталость, Мцыри шел вперед к родным местам. Он не повернул бы назад, не вернулся бы в «тюрьму». Даже схватка со снежным барсом не заставила его отступить, отказаться от своей цели.

В этом эпизоде автор показывает, что свобода – это не только радость жизни, но и опасности, лишения, страх и борьба. Но оно того стоит.

Лермонтов в своей поэме показывает, что такое свобода, как она влияет на человека, какое счастье она дает: «Таких две жизни за одну, но только полную тревог я променял бы, если б мог». Свобода – это не то, что можно потрогать или увидеть, продать или купить.

Это состояние, когда человек ощущает свою возможность действовать, как ему хочется, как он желает, находиться, где он хочет и с кем хочет. Когда страх не сковывает человека и даже смерть не остановит его. Вот это – свобода.

И Лермонтов так ярко и выразительно описал, как человек, с детства приученный к подавлению своих эмоций и желаний, вдруг вырывается на волю, сбрасывает все узы плена и наслаждается этим чувством.

Лермонтов так красиво, понятно и четко описывает свободную жизнь Мцыри, что мы понимаем: устами главного героя говорит сам автор.

Читая это произведение, познаешь цену свободы и воли, радость жизни. И в эти мгновения ты готов пережить все то, что пережил Мцыри, когда обрел свободу.

Популярные сочинения

  • Письмо учителю от ученика — сочинение Здравствуйте, уважаемая Галина Евгеньевна!
  • Королева в сказке 12 месяцев Маршака сочинение Самуил Яковлевич Маршак создал прекрасную новогоднюю историю «Двенадцать месяцев», она представляет собой поучительную сказку о добре и зле. В сказке много героев
  • Сочинение Прогулка на лыжах по зимнему лесу Зима замечательное время года. Вся земля покрывается белым одеялом, деревья укутываются в белую шубку. Обожаю волшебную зиму. Солнце светит иногда очень ярко и небо выглядит чистым и красивым

«Мцыри» М. Ю. Лермонтова: вывод кратко для сочинения

«Мцыри» М. Ю. Лермонтова

Вывод важен для любого сочинения или презентации. Он должен быть обобщающим и красивым. Вот вывод кратко для сочинения по поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтова:

Ссылка на основную публикацию