Сочинение: Образ Доктора Живаго

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • По роману Доктор Живаго Пастернака

Произведение представляет собой автобиографичный роман, в основе которого лежат философские размышления о ценности человеческой жизни и способности каждого влияния на судьбу страны.

Сюжетная композиция романа является повествованием об истории жизни представителя интеллигенции того периода времени, представленного в образе умного и добропорядочного человека в лице Юрия Живаго.

Отличительной особенностью изображения образа главного героя в романе является описание автором хроники состояния души персонажа, его поисков и мечтаний, стремления к осознанию происходящих кровавых событий.

Посредством образа Юрия Живаго писатель представляет читательской аудитории собственные стихотворные работы и мысли, передающие авторское отношение к происходящим событиям с пониманием необходимости замены старого общества на более современное. При этом писатель четко формулирует способность человека к философским раздумьям в сочетании животного страха за собственную семью и близких людей.

Своеобразие образа главного героя заключается также в нежелании Живаго изменяться в связи с переменами в стране, при этом герой не испытывает страха за собственное здоровье и жизнь, с бесстрашием относясь к неприятным событиям.

Герой предпринимает попытки понимания и осознания сложившейся ситуации, свидетелем которой он становится. Живаго наблюдает жестокость, бессмысленную гибель обычных мирных граждан, расстрелы, убийства и не может принять данные факты.

Юрию суждено пройти через многочисленные испытания в виде потери любимой женщины и семьи, полного разочарования в профессии, неудачных выпусков творческих трудов, последствием которых становится его смерть по причине сердечного приступа в трамвайном вагоне, что является достаточно символичным, поскольку Живаго не оказывается расстрелянным, арестованным, а просто уходит из жизни в полном одиночестве. Его смерть является олицетворением стремления к свежему глотку чистого воздуха, желанием освободиться от удушья, поскольку единственной мечтой героя является тихая и мирная жизнь.

  Биография Анны Ахматовой как символ величия России

Персонаж на всем протяжении повествования представляет автором как находящимся между революцией, выступающего и за переворот, и против него. Таким образом, несмотря на жизненные сложности, потери любимых людей, герой сохраняет живую, непроданную душу, окруженную трагическими событиями в стране.

Сочинение по произведению

Данный роман Пастернака явился автобиографичным произведением автора, который отразил основную суть своих философских размышлений, которые имеют направление того, что человеческая жизнь представляет особую ценность, и даже один человек способен повлиять колоссально на судьбу целого народа. Также, благодаря таким суждениям, он смог вывести произведение на совершенно новый уровень, при котором нахождение человека в таком обществе, при котором судьба одного человека ничего не стоила, не виделось писателю правильным, рациональным, и возможным. Сам автор считал, что его основной герой обладает достаточно яркими и интересными чертами личности. Однако, в обществе читателей советского времени, данный персонаж сравнивался с таким, который не относится к обществу своего времени подобающим образом, он ему не нужен, и в целом не может определиться со своей жизненной позицией.

Основным моментом в сюжете является то, что Юрий мог очень достоверно определить суть человека, с которым он ведет диалог. Он был в состоянии точно описать то заболевание, которое, на его профессиональный взгляд, могло быть у человека.

И самым важным элементом данного произведения, являются, пожалуй, многочисленные разговоры, будь то монологи, рассуждения, или общение между людьми, — автор сумел в точности показать те вещи и моменты, которые были в мыслях и головах людей того времени.

Герой произведения обладает лирическими чертами характера, он отказывается жить в привычном для общества мире.

Он отгораживается от него для того, чтобы начать жить собственной жизнью в том мире, где можно построить искренние и чувственные отношения, такие, как любовь и дружба, созданные на взаимопонимании и доверии.

Также, он думал, что в обычном обществе невозможно жить так, чтобы не «кривить душой», и от этого, как считает автор вместе со своим героем, и исходят все беды, проблемы и болезни человека.

Можно сказать, что произведение обладает реализмом, оно «живое», интересное и поучительное, в нем отражены все беспокойства и переживания очень умного человека, который отказывался жить в привычном мире. В нем можно извлечь философскую мораль того, что нужно жить так, как подсказывает сердце.

Сочинение: Образ Доктора Живаго

Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Характеристика Доктора Живаго из одноименного романа Пастернака. Судьба и любовь Юрия Живаго. Описание героя в цитатах

Роман «Доктор Живаго» стал знаковым событием в мире литературы 20 века. Его автор даже удостоился нобелевской премии и приобрел мировую известность. Однако наряду со славой Пастернак получил и жестокую травлю.

Власть не хотела видеть интеллигента в положительных героях, ведь литература использовалась, как средство пропаганды политического курса партии, поэтому «хорошими» могли быть только «пролетарии всех стран». Однако писатель счел нужным поднять тему интеллигенции и посвятить роман тому, как она выживала в лихолетье гражданской войны.

И именно за такую книгу ему присудили престижную премию, чего никак не могла простить Пастернаку партийная элита. Зато роман сполна оценили потомки, которые смогли понять сложный и противоречивый образ центрального персонажа романа – Юрия Живаго.

Судьба Юрия Живаго – доля типичного интеллигента времен гражданской войны. Его семья была богата, а перспективы в мирное время – безоблачны.

Но произошла революция, а затем и гражданская война, и вчерашние респектабельные граждане превратились в буржуев. Поэтому хоть он и получил блестящее образование, все равно не смог встроиться в новую социальную реальность.

Для своей страны он стал отщепенцем по праву рождения. Ни его творчество, ни его душевные богатства не были востребованы и поняты.

Первоначально герой приветствовал революцию, как «великолепную хирургию», однако одним из первых осознал, что «насильственностью ничего не возьмешь».

Ему не нравится «скачок из безмятежной, невинной размеренности в кровь и вопли, повальное безумие и одичание каждодневного и ежечасного, узаконенного и восхваляемого смертоубийства».

Он хоть и понимает, что ход истории ему не остановить, все же не приемлет «кровавой колошматины и человекоубоины». И вот, когда «все бытовое опрокинуто и разрушено», остается лишь «голая, до нитки обобранная душевность», которой герою не занимать.

Характеристика Доктора Живаго, прежде всего, открывается тем, кто внимательно читал его стихи. В них герой предстает перед нами утонченным лириком, который задумывается о вечных вопросах больше, чем о насущных делах. Он всегда несколько оторван от реальности.

Многие упрекают его в безволии и абсолютной инертности, ведь Юрий Андреевич даже не может определиться, на чьей он стороне. В то время, когда люди жертвуют собой, отстаивая свое видение будущего России, он старается держаться подальше от вершителей истории.

Любовь Доктора Живаго тоже выдает в нем нерешительного и ведомого человека: у него было три женщины, но ни одну он не смог сделать счастливой. Герой иногда производит впечатление неприкаянного юродивого, который живет параллельно реальности и вне зависимости от общества.

В отличие от бравых и во всем определенных героев соцреализма, Живаго, казалось бы, никому не может послужить примером для подражания: изменил жене, бросил детей и т.д.

Для чего Пастернак изобразил такого неказистого героя? Да за такой портрет интеллигенции его могли бы и наградить. Но не тут то было. Юрий Живаго отстаивает идеалы куда более важные, чем классовые интересы. Он защищает свое право на индивидуальность даже в условиях войны.

Герой абстрагировался от социума с его вечной грызнёй за власть и стал жить собственном внутреннем мире, где царят истинные духовные ценности любви и свободы мыслей и творчества. Юрий живет так, как хочет, тихой, созидательной деятельностью во благо, и никому не мешает: «О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь!».

Он не слаб, просто все его силы направлены внутрь и концентрируются на духовной работе.

Юрий Живаго отражает внутренний мир самого Пастернака. Автор писал, что соединил в этом образе характеры Блока, Маяковского, Есенина и самого себя. Поэтому слушая Юрия, мы слышим голос его творца, и по количеству монологов главного героя понимаем, что у писателя «накипело» и в этом романе он пытается выплеснуть свои переживания и впечатления, которые распирают его изнутри.

Пастернак в своем романе «Доктор Живаго» поднимает вопрос о роли человека в истории и утверждает идею самоценности личности. Человек, по Пастернаку, ценен сам по себе, и без вкладом в общие дела, если он не считает их таковыми. Несмотря ни на что герой сохранил свое «Я» и остался собой, не замарав свой внутренний мир в крови и пыли лихолетья. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение: Доктор Живаго. Человек и история в романе Пастернака Б.Л. Художник осмысляет историю иначе, чем обычный человек. Он живет в истории всечеловеческой, а не конкретной, очеловеченной в страданиях и состраданиях.

Только художник мог сказать: «Какое милое у нас тысячелетье на дворе…» Поэт приходит в мир, чтобы познать его и пересоздать, силой своего воображения, на началах разума и гармонии, и «если мир раскалывается надвое, то трещина проходит сквозь сердце поэта». Таким поэтом был Б. Л.

Пастернак, автор удивительного «поэтического » романа «Доктор Живаго, книги о человеке, который, осознав революцию, отказался от нее. Почему? Юрий Живаго, как и многие русские интеллигенты, принял революцию, понимая ее неизбежность.

Для Живаго революция — «…это небывалое, это чудо истории…» Герой романа помещен в эпицентр революционных событий, он становится свидетелем великого переворота, на его глазах зарождается новая история, которая, в идеале, должна быть, неразрывно, связана с отдельным человеком, ибо, во имя его и совершается.

Доктор Живаго ждет от революции разрешения, давно волнующих его вопросов о войне, бессмысленном смертоубийстве. Он воспринимает ее, как Бога, исцеляющего, очищающего и справедливого. Но, как мыслящий человек, он не может воспринимать происходящее однозначно, видя, что, помимо обновления, она несет разруху, жестокость, братоубийственную гражданскую войну.

Читайте также:  Анализ романа Толстого «Война и мир»

Доктор не вмешивается в события, он — «песчинка, захваченная бурей», — понимает, что изменить ничего нельзя, слишком это «великое», это ход истории, но осмыслить, ему, это необходимо. Именно, бессмысленность насилия, отчуждает Юрия Живаго, от участия в преобразовании жизни». Он понимает, что эта история совершается не для него, и ему ничего не дает, а напротив, отнимает, лишает свободы выбора.

Очень важно и то, что герой романа Пастернака — особая личность, особое явление в мире — поэт. Он вобрал в себя все катаклизмы истории.

Он интеллигент, а именно интеллигенция, наиболее беззащитна перед социальным злом, именно она оказывается бессильна противостоять «колесу истории», в силу своей глубокой порядочности, ставшей внутренней сутью русского интеллигента, и склонности, задумываться над происходящим. Постепенно обрываются нити, связывающие Юрия с миром, и герой уходит из жизни забытым, непризнанным и одиноким. Все попытки обрести гармонию, с миром, оканчиваются крахом: Лара, его любовь, отнята неумолимой историей; он лишается крова, семьи. Последнее его произведение — поэзия, но… «продуман распорядок действий и неотвратим конец пути…». Его сердце не выдерживает «постоянного, в систему возведенного криводушия», он «не сможет без конца насиловать» свою «вольную, беззаботную» душу, когда все, вокруг, тонет в фарисействе, несправедливости и насилии.

Полной противоположностью, Юрию Живаго, в романе Пастернака Б.Л., является Антипов-Стрельников. Читателю кажется, что именно он приобрел свое место в новой жизни. Он — воплощение воли, его жестокость внушает ужас, им пугают детей. «Живое человеческое лицо стало олицетворением, принципом, воплощением идеи».

Но, как могло случиться, что тонкий, образованный человек превратился чуть ли не в зверя? Ответ, на этот вопрос, можно найти в словах Лары, жены Антипова-Стрельникова: «…Это следствие тех сил, в руки которых он себя отдал, сил возвышенных, но мертвящих и безжалостных, которые и его, когда-нибудь, не пощадят».

Ее слова сбылись. Силы, эти, действительно не щадили ни сильных, ни слабых, ни врагов, ни друзей, и понять логику их беспощадной, уничтожающей работы, было не под силу обыкновенному человеку. Безвестной «песчинкой» бытия, оказывается и Лара.

Судьба ее — это судьба миллионов людей: «Ее арестовали в те дни на улице, и она умерла или пропала неизвестно где, забытая, под каким-нибудь безымянным номером, в одном, из неисчислимых женских или общих концлагерей севера». С какой, леденящей душу простотой, повествует об этом автор.

Слишком привычным стало исчезновение и гибель людей, слишком мало стало значить человеческая личность, чтобы говорить, об этом, по — другому.

Б. Пастернак, в своем романе, осмысляет опыт эпохи, отстоящей от него во времени. Воистину, «большое видится на расстоянии», и уже можно говорить об итогах. Каковы же они? Кто прав, Человек или Революция? Для Пастернака они разновелики.

Каждый человек имеет право выбрать свое бытие, жить по своим законам, если это закон — добра и милосердия и, когда мир лишает его этой возможности — это трагедия мира, истории, трагедия народа, творящего эту историю.

Права революция, совершающаяся для человека и призванная дать ему счастье, но прав и Доктор, не принимающий насилие и преступлений против человека. Конфликт героя и революции — космический, мировоззренческий, философский. Конфликт общечеловеческого и нового революционного гуманизма.

Но, гуманизм один, он не может быть ни новым, ни старым, ни эволюционным, ни революционным, он — общечеловеческий, он утвержден евангельским «не убий». Не случайно Пастернак сказал: «Роман — это мое христианство, вариант книги Бытия».

Живаго, герой романа, всей своей судьбой, обвиняет неправедный мир, губящий или извращающий душу, мир, не для человека. Он судит историю и революцию. Кому же, еще, ее судить? Но, есть у Б. Пастернака надежда, что, когда-нибудь, история и революция предстанут перед высшим судом- судом Человека. Поэтому роман заканчивается такими строками:

  Писатель Леонид Пантелеев: биография и творчество

Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана Столетья поплывут из темноты…

Образ Юрия Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго»

Главным героем своего романа Пастернак сделал яркого представителя русской интеллигенции Юрия Живаго. Более того, писатель изменил первоначальное название романа «Свеча горела» на «Доктор Живаго».

Имя главного героя Юрий перекликается с главными топонимами романа – Юрятиным и Москвой (ее покровитель – святой Георгий, чье имя на Руси трансформировалось в Юрия), а также имеет ассоциативную связь со словом «юродивый».

Отчество героя образовано от имени «Андрей», имеющего значение «мужественный». Фамилия Юрия вызывает ассоциации с Христом: Пастернак говорил о своих глубочайших детских впечатлениях, вызванных словами молитвы: «Ты есть воистину Христос, сын Бога живаго».

В сочетании с профессией фамилия героя – доктор Живаго – может быть прочитана как «доктор всего живущего».

Юрий Живаго является своеобразным alter ego Пастернака, воплощая его духовную биографию. Сам автор говорил, что соединил в образе главного героя черты Блока, Маяковского, Есенина и самого себя. Он доверяет Юрию выражение своих мыслей, взглядов, сомнений, и самое себя – свои стихи.

Пастернак раскрывает образ Живаго в двух планах: внешний рассказывает историю его жизни, а внутренний план отражает духовную жизнь героя. Главную роль писатель отводит именно духовному опыту, уделяя огромное внимание монологам героя.

Отпрыск богатой семьи, москвич Юрий Живаго – типичный интеллигент. Он интеллигент по профессии (Юрий – талантливый врач-диагност), по творческому самовыражению (обладает незаурядным поэтическим даром) и по духу – по своей удивительно чуткой душевности, стремлению к независимости и неприкаянности.

Обладая сильным умом и хорошей интуицией, Живаго внешне выглядит безвольным человеком. Все видя и воспринимая, он делает то, что от него требует жизнь: соглашается на свадьбу с Тоней, не противится призыву в армию, не возражает против поездки на Урал.

Оказавшись в самой гуще исторических событий, герой колеблется, не зная, чью сторону принять.

Воспитанный в христианских традициях любви и сострадания к ближнему, Живаго сталкивается на фронтах войны и во время плена в партизанском отряде со всеми ужасами кровопролития.

Он выполняет свой долг врача, одинаково заботясь о страдающих людях – будь то раненые партизаны, или доброволец-колчаковец Ранцевич.

Первоначально с энтузиазмом восприняв революцию, как «великолепную хирургию», Юрий понимает вскоре, что «насильственностью ничего не возьмешь». Ему претит «скачок из безмятежной, невинной размеренности в кровь и вопли, повальное безумие и одичание каждодневного и ежечасного, узаконенного и восхваляемого смертоубийства».

Понимая неизбежность хода истории, Живаго с его гуманистическими принципами абсолютно не приемлет «кровавой колошматины и человекоубоины». В условиях, когда «все бытовое опрокинуто и разрушено», остается только одна сила – «голая, до нитки обобранная душевность».

Чувствуя необходимость в духовной свободе, желая сохранить себя как личность, Живаго намеренно отказывается от участия в истории; он конструирует собственное личное пространство во времени, где существует в истинных ценностях любви, свободы духа, мыслей, чувств и творчества.

Юрий проживает отпущенное ему судьбой время так, как хотел бы жить: «О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь!». Эта одухотворенность бытия и внутренняя сила, позволяющая отстаивать свои убеждения, с лихвой покрывают внешнее безволие Живаго.

В атмосфере тотальной обезличенности общества Юрий Живаго остается той личностью, которая, сохраняя доброту и человечность, может постичь всю суть событий и выразить ее на бумаге, в стихах.

Но личность не может жить в условиях несвободы, именно поэтому герой умирает в год «великого перелома», знаменующего окончательную победу несвободы.

Но роман не заканчивается со смертью главного героя, он завершается циклом стихов Живаго, потому что стихи, в отличие от конечной жизни человека, бессмертны.

Решая через образ главного героя сложную проблему судьбы человека в водовороте истории, Пастернак провозглашает идею самоценности личности, воплощая в романе вечные идеалы человечества.

  • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака

  • «Доктор Живаго», краткое содержание романа Пастернака

  • «Доктор Живаго», история создания романа Пастернака

  • «Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле…), анализ стихотворения Пастернака

  • «Июль», анализ стихотворения Пастернака

  • «Гамлет», анализ стихотворения Пастернака

  • «Февраль», анализ стихотворения Пастернака

  • «Снег идет», анализ стихотворения Пастернака

  • «Золотая осень», анализ стихотворения Пастернака

  • «Март», анализ стихотворения Пастернака

  • «Быть знаменитым некрасиво…», анализ стихотворения Пастернака

  • «Сон», анализ стихотворения Пастернака

  • «Сосны», анализ стихотворения Пастернака, сочинение

  • «Иней», анализ стихотворения Пастернака

  • «Любить иных — тяжелый крест…», анализ стихотворения Пастернака

  • По произведению: «Доктор Живаго»
  • По писателю: Пастернак Борис

Характеристика образа Юрия Живаго в романе «Доктор Живаго»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Характеристика и образ Юрия Живаго в рассказе Докторе Живаго

Судьбу и характер Пастернака можно описать одним словом — противоречие.

Борис Леонидович не был ярым сторонником ни одной из сил великой русской революции 1917 года, но ему приходилось служить и тем, и другим.

Именно это безволие, неспособность вырваться в одну из сторон и постоянная необходимость находиться посередине меж двух огней автор и вкладывает в свой единственный роман — «Доктор Живаго».

Прежде всего стоит отметить небольшие очевидные сходства между Живаго и Пастернаком: это любовь к стихотворениям, литературе, воспитание в интеллигентной семье и профессия врача. Сам Пастернак заявлял, что образ Живаго — это собирательный образ, состоящий из него самого, Маяковского, Есенина и Блока — самых известных поэтов серебряного века.

https://www.youtube.com/watch?v=tUOnm8Kn6zQ

Доктор Живаго переживает на самую простую жизнь: да, у него было вполне счастливое детство, да, он получил хорошее образование, но на его долю выпало два самых страшных события в жизни любого человека: война и революция.

Он попадает на фронт, где по-прежнему старается писать, не терять хватки поэта и литератора, но обстоятельства пытаются всячески сломать его.

Пусть он и врач, но даже врачу иногда приходится брать в руки оружие и отнюдь не для врачебных целей.

Безволие — вот, на мой взгляд, главный порок Юрия Живаго. Он не сопротивляется, когда его призывают в армию, когда он женится на Тоне, когда уезжает на Урал.

Вместе с тем, герой не теряет своего лица на полотнах войны, не становится служителем одной из армий, он служитель народа, призванный, чтобы спасать людей, доказательством тому является то, что он лечил как воинов красной армии, так и сторонника Колчака.

Живаго не случайно не хочет втесаться в этот поезд под названием революция, потому что этот поезд меняет людей, заставляет идти на то, чего бы они не совершили в обычной жизни, потому что такова историческая задача революции, таковы последствия быстротечных перемен.

Хотя сначала Юрий и видит революцию как нечто прекрасное, как нечто, что должно случится и должно улучшить жизнь, но вскоре понимает, что революция — это просто машина смерти, которая везде оставляет кровь, трупы и сломанные судьбы. А Живаго должен латать окровавленные тела сторонников и противников революции.

И каждое такое тело, изуродованное и убитое согражданами, заставляет Юрия думать о надобности революции, о её нужности и полезности.

Заканчивается роман смертью главного героя и стихами, которые приложены в конец этого романа. Это неспроста: как я сказал ранее, Пастернак любил поэзию и сам является довольно значимым поэтом серебряного века, поэтому его альтер эго Живаго оставляет после себя наследие в виде стихотворений.

Кто такой Юрий Живаго

Роман, по сути, является биографией главного героя — Юрия Живаго. Впервые он предстаёт маленьким мальчиком, который наблюдает за похоронами своей матери. Юра — представитель богатого рода, который сделал крупное состояние на торговых, промышленных и банковских операциях.

Однако Юра рано остался сиротой. Мать умерла, а отец задолго до этого ушёл из семьи. Мальчика воспитывают приёмные родители — семья Громеко.

Приёмный отец оказывает решающее влияние на дальнейший путь героя: он является врачом, и Юрий Живаго выбирает для себя именно эту профессию. При этом ещё в подростковом возрасте он проявляет себя как талантливый поэт.

Поступив на медицинский факультет университета, он в дальнейшем проявляет свой талант и в медицинской области.

Дочь приёмных родителей Тоня стала его первой любовью, а затем и женой. У них было двое детей, но затем они разошлись, и свою младшую дочь Юрий так и не увидел — она родилась уже после развода.

Юрию Живаго приходится пережить череду ужасных событий, среди которых и Первая мировая война, и революция, и нэп, и сталинские репрессии, и Великая Отечественная война.

Пожалуй, самым страшным таким событием является революция и победа большевиков, идеологию которых он не мог принять.

Он воспринимает построение новой страны как разрушение его родины, но при этом он не сдаётся и продолжает свой трудный путь.

История создания

Роман создавался на протяжении целого десятилетия (1945-1955 годы). И это неудивительно, поскольку в произведении описана важнейшая эпоха в истории России и подняты глобальные проблемы общества.

Впервые идея написать столь грандиозный роман посетила Бориса Леонидовича в 17-18 годах, однако на тот момент он еще не был готов к подобной работе. К реализации своего замысла писатель приступил лишь в 1945 году, потратив на это 10 лет упорного труда.

В 1956 году в Советском Союзе были предприняты попытки публикации романа, однако они не увенчались успехом. Пастернак был подвергнут жесточайшей критике за антисоветское содержание романа, в то время как весь западный мир буквально рукоплескал русскому гению за его блестящее произведение.

Мировое признание «Доктора Живаго» привело к тому, что Борису Леонидовичу была присуждена Нобелевская премия, от которой его вынудили отказаться на родине. Впервые роман был опубликован в Советском Союзе только в 1988 году, открыв широкой публике невероятной силы литературный дар Пастернака.

Интересно, что Борис Леонидович далеко не сразу смог определиться с названием своего детища. Один вариант сменялся другим («Смерти не будет», «Свеча горела», «Иннокентий Дудоров», «Мальчики и девочки»), пока, наконец, он не остановился на окончательной версии – «Доктор Живаго».

Смысл названия романа заключается в сопоставлении главного героя с милосердным и всепрощающим Христом – «Ты есть сын Бога живаго». Писателем неслучайно была выбрана старославянская форма прилагательного «живой» – так в произведении красной нитью проходит тема жертвенности и воскресения.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Проводя в «Докторе Живаго» анализ произведения, стоит отметить, что автор раскрыл в нем множество важных тем: жизнь и смерть, поиск себя в обновленном социуме, верность своим идеалам, выбор жизненного пути, судьба русской интеллигенции, честь и долг, любовь и милосердие, стойкость ударам судьбы.

Однако центральной темой романа можно назвать взаимоотношение личности и эпохи.

Автор уверен, что человек не должен жертвовать собственной жизнью ради борьбы с внешними обстоятельствами, равно как и не должен приспосабливаться к ним, утрачивая свое истинное «я».

Основная мысль, которую Пастернак хочет донести в своем произведении, заключается в способности оставаться самим собой при любых жизненных условиях, какими бы сложными они ни были.

Юрий Живаго не стремится к роскоши или удовлетворению собственных амбиций – он просто живет и стойко переносит все трудности, которые преподносит ему судьба. Никакие внешние обстоятельства не способны сломить его дух, утратить чувство собственного достоинства, изменить тем жизненным принципам, которые были сформированы у него в юные годы.

Не менее важное значение автор придает теме любви, которой пронизан буквально весь роман. Это сильное чувство у Пастернака показано во всех возможных проявлениях – любовь к мужчине или женщине, к своей семье, профессии, родине.

  «Имя твое – птица в руке…», анализ стихотворения Цветаевой

Характер

Главный герой романа обладает целым рядом положительных, даже идеальных качеств.

Он очень хороший врач, одновременно с этим талантливый поэт (стихи Юрия являются частью произведения); он умный, образованный и интеллигентный, к тому же очень добрый и способный проявлять жертвенность.

При этом, однако, Юрий Живаго — человек духовно слабый и «начисто лишённый воли». Парадоксально, но именно такой слабый и «безвольный» человек бросает вызов обществу и эпохе, заявляет о своём праве на внутреннюю свободу и независимость.

Характер Юрия Живаго напоминает об извечном религиозном идеале — Иисусе Христе. Персонаж является как бы квинтэссенцией христианских ценностей, которые исповедовал сам Борис Пастернак.

Разносторонние таланты Юрия Живаго только подтверждают его идеалистический, символистский характер. Герой способен лечить одновременно и тело (он врач), и душу (он поэт). Но именно этот идеализм и создаёт впечатление некой неискренности произведения.

Доктор Живаго является собирательным образом старой русской интеллигенции, однако настоящая русская интеллигенция была далеко не такой безупречной, каким выглядит Юрий Живаго.

А если учесть, что ярыми противниками Октябрьской революции и участниками Белого движения были в основном отъявленные преступники, не менее жестокие, чем большевики, то фигура доктора Живаго выглядит почти что сказочной.

Краткий анализ

Год написания – 1945-1955 годы.

История создания – Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию по литературе. Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля.

Тема – В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории.

Композиция – Композиция произведения очень сложна и основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго.

Жанр – Многожанровый роман.

Направление – Реализм.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр

Бонус

Прообразы Юрия Живаго

Существует мнение о том, что в основу романа «Доктор Живаго» легла жизнь самого писателя, но не реальная, а та, которую он хотел бы прожить. Внутренний мир доктора Живаго вполне соответствует мировоззрению Пастернака, его интересам, поэтическому творчеству.

Однако полноценным прототипом Юрия Живаго самого писателя называть, наверное, не следует. Настоящим прообразом героя, вероятно, был врач Дмитрий Дмитриевич Авдеев, с которым был знаком Пастернак.

Этот врач тоже был сыном богатого купца. Впервые Пастернак познакомился с Дмитрием Авдеевым во время эвакуации в Чистополь в 1941 году.

В доме врача проводились творческие вечера, которые даже принято было называть «филиалом Московского клуба писателей».

Анализ «Доктор Живаго» Пастернак

Начало ХХ столетия стало периодом суровых испытаний для России: Первая Мировая война, революция, гражданская война разрушили миллионы человеческих судеб.

Непростые взаимоотношения человека и новой эпохи с пронзительным драматизмом описаны в романе Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго».

Анализ произведения по плану позволит лучше подготовиться не только к уроку по литературе в 11 классе, но и к ЕГЭ.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Доктора Живаго».

Точно определить жанровую принадлежность романа крайне сложно, поскольку он представляет собой богатый сплав различных жанров. Данное произведение можно смело назвать автобиографичным, поскольку в нем отражены основные жизненные вехи Пастернака, наделившего главного героя многими личными качествами.

Также роман является философским, так как в нем уделено много внимания размышлений на серьезные темы. Большой интерес произведение представляет и с исторической точки зрения – в нем подробно, без прикрас описан целый исторический пласт в истории большой страны.

Не стоит отрицать и тот факт, что «Доктор Живаго» – это глубоко лиричный роман в стихах и прозе, в котором много места занимают символы, образы, метафоры.

Жанровое своеобразие произведения поражает воображение: в нем удивительно гармонично переплетено множество литературных жанров. Это дает основание сделать вывод, что «Доктор Живаго» относится к многожанровому роману.

Также сложно сказать, к какому именно направлению принадлежит роман, но, большей частью, это реалистическое произведение.

Смерть героя

Задыхающийся в новых условиях, которых не принимает его сущность, Живаго постепенно теряет интерес к жизни и душевные силы, по-мнению многих, даже деградирует.

Смерть застигает его неожиданно: в душном трамвае, выбраться из которого почувствовавшему недомогание Юрию нет никакой возможности. Но герой не исчезает со страниц романа: он продолжает жить в своих стихах, о чем свидетельствует их анализ.

Доктор Живаго и его душа обретают бессмертие благодаря великой силе искусства.

«Доктор Живаго»: анализ. «Доктор Живаго» — роман Пастернака

Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» часто называют одним из самых сложных произведений в творчестве писателя. Это касается особенностей отображения реальных событий (первая и Октябрьская революции, мировая и гражданская войны), понимания его идеи, характеристики персонажей, имя главного из которых – доктор Живаго.

Анализ произведения о роли русской интеллигенции в событиях начала XX века, впрочем, так же непрост, как и его судьба.

Творческая история

Первый замысел романа относится еще к 17-18 годам, но серьезную работу Пастернак начал только спустя почти два десятилетия. 1955-м помечено окончание романа, затем были публикация в Италии и присуждение Нобелевской премии, от которой советские власти вынудили опального писателя отказаться. И лишь в 1988-м – роман впервые увидел свет на родине.

Несколько раз менялось название романа: «Свеча горела» — название одного из стихотворений главного героя, «Смерти не будет», «Иннокентий Дудоров». Как отражение одного из аспектов авторского замысла — «Мальчики и девочки».

Они появляются на первых страницах романа, взрослеют, пропускают через себя те события, свидетелями и участниками которых являются.

Подростковое восприятие мира сохраняется и во взрослой жизни, что доказывают мысли, поступки героев и их анализ.

Доктор Живаго — Пастернак внимательно относился к выбору имени — так зовут главного героя. Сначала был Патрикий Живульт. Юрий – скорее всего, Георгий-победоносец.

Фамилию Живаго чаще всего связывают с образом Христа: «Ты есть сын Бога живаго (форма родительного падежа в древнерусском языке)».

В связи с этим в романе возникает идея жертвенности и воскресения, красной нитью проходящая через все произведение.

Образ в произведении

(Омар Шариф в роли Доктора Живаго, к/ф Дэвида Лина «Doctor Zhivago», США 1965

)

Юрий Живаго — собирательный образ русского интеллигента, на юность которого выпадает революция. Воспитанный на классической литературе и искусстве, ценящий прекрасное, он, как и все русские интеллигенты, — дилетант широкого профиля.

Он талантливо пишет стихи и прозу, блестяще философствует, получает блестящее образование, развивается в своей профессии, становится великолепным диагностом, однако все это идет прахом, ведь революция и гражданская война молниеносно сделала вчерашних уважаемых в обществе граждан, цвет нации, презираемыми буржуями, отщепенцами.

Неприятие насилия, коим пронизан новый строй, не позволяет Юрию ловко встроиться в новую социальную реальность, более того, становится опасным его происхождение, его взгляды, наконец, его стихи — ко всему этому можно придраться, за всё можно наказать.

Психологически образ Живаго раскрывается, конечно, в той тетради, в которой в качестве послесловия собраны стихи, якобы написанные Юрием. Лирика показывает то, насколько он оторван от реальности и насколько равнодушен к «вершению истории».

Перед читателем предстает тонкий лирик, живописующий снег, пламя свечи, бытовые мелочи, дачный уют, домашний свет и теплоту. Именно эти вещи Живаго воспевает сильнее, чем классовые, — своё место, свою семью, свою уют.

И именно из-за этого роман правдив и настолько был неугоден критикам.

Образ Юрия Живаго — характеристика главного героя романа Пастернака

Мы подготовили для Вас несколько характеристик и небольших сочинений про образ Юрия Живаго. Используйте этот материал для урока литературы.

Вариант 1

Содержание:

  • 1 Вариант 1
  • 2 Вариант 2
  • 3 Вариант 3

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», главным героем которого является Юрий Андреевич Живаго, отражает судьбу русского интеллигента в вихрях русских революций и войн первой половины 20 века.

Человек, его нравственные страдания, творческие стремления и поиски, его самая гуманная в мире профессия и столкновение с антигуманным миром жестоких и «тупоумных теорий», человек и шум времени, который сопровождает всю его жизнь – главная тема романа.

Роман заслужил Нобелевскую премию по литературе, однако на родине писателя не был напечатан, а от премии отказался под давлением.

Что же позволило считать роман антисоветским? Вероятно, то, с какой правдивостью изображается жизнь обычного человека, не принимающего революции, не желающего принести себя ей в жертву, но одновременно слишком мягкого и неопределившегося для того, чтоб хоть сколько-нибудь походить на оппозиционную силу.

Характеристика персонажа

Юрий Живаго входит в повествование романа маленьким мальчиком. Он рано потерял родителей, воспитывался в хорошей семье, ставшей ему родной. Живаго творческий, подающий надежды, тонко чувствующий красоту, искусство и сам чувственный, тонкий. Юрий становится доктором, ощущает потребность не только в помощи людям, но и потребность как бы «творить красоту», в противовес смерти.

Живаго предвидит социальные катаклизмы, но одновременно верит в революцию, как в верный и надежный скальпель хирурга и сравнивает революцию с великолепной хирургической операцией, даже испытывает душевный подъем, осознавая, в какое время живет.

Однако уже скоро он понимает, что насильственность революции пошла в разрез с его приветственными к ней настроениями – красные принудительно мобилизуют доктора, его допрашиваю как шпиона, он попадает в плен к партизанам и вот уже от идей большевизма он в отчаянии, ведь у него отнята и семья, и любимая женщина, и вот уже его уничтожение – только вопрос времени, и он его ждет.

В отрыве от семьи не работается и не пишется, и ни о чем не мечтается. В 1929 году Живаго умирает от сердечного приступа, едва выйдя из трамвайного вагона. Остается его лирика, утраченная тяга к прекрасному (а был ли вообще этот дореволюционный мир или только привиделся?), несбывшиеся надежды.

Образ в произведении

Юрий Живаго – собирательный образ русского интеллигента, на юность которого выпадает революция. Воспитанный на классической литературе и искусстве, ценящий прекрасное, он, как и все русские интеллигенты, — дилетант широкого профиля.

Он талантливо пишет стихи и прозу, блестяще философствует, получает блестящее образование, развивается в своей профессии, становится великолепным диагностом, однако все это идет прахом, ведь революция и гражданская война молниеносно сделала вчерашних уважаемых в обществе граждан, цвет нации, презираемыми буржуями, отщепенцами.

Неприятие насилия, коим пронизан новый строй, не позволяет Юрию ловко встроиться в новую социальную реальность, более того, становится опасным его происхождение, его взгляды, наконец, его стихи – ко всему этому можно придраться, за всё можно наказать.

Психологически образ Живаго раскрывается, конечно, в той тетради, в которой в качестве послесловия собраны стихи, якобы написанные Юрием. Лирика показывает то, насколько он оторван от реальности и насколько равнодушен к «вершению истории».

Перед читателем предстает тонкий лирик, живописующий снег, пламя свечи, бытовые мелочи, дачный уют, домашний свет и теплоту. Именно эти вещи Живаго воспевает сильнее, чем классовые, — своё место, свою семью, свою уют.

И именно из-за этого роман правдив и настолько был неугоден критикам.

Ссылка на основную публикацию