Словотворчество владимира маяковского

?

matveychev_oleg (matveychev_oleg) wrote, 2016-10-27 21:01:00 matveychev_oleg matveychev_oleg 2016-10-27 21:01:00 Category: Словотворчество Владимира Маяковского«Язык никогда не находится в покое. Это означает, в частности, появление новых слов и, что, может быть, не менее важно, — новых значений у уже существующих слов». Максим Кронгауз

Лексика любого языка непрерывно развивается: постоянно пополняется, обогащается и обновляется новыми словами, так называемыми неологизмами. Сразу же дадим определение этому термину.

Слова и словосочетания, созданные для обозначения новых явлений действительности, новых предметов или понятий, называются неологизмами (от греч. νέος — новый и λόγος — слово).Не исключение и русский язык. Он научился приспосабливаться и адаптироваться ко всему новому, что создается в обществе, в государстве и в ее сферах деятельности.

Так, в 60-е годы в связи с развитием космонавтики появилось много новых слов, связанных с космосом: космонавт, космодром, ракетодром, луноход. Появление радио привело к возникновению таких слов, как: радиоприёмник, радиопомеха, радировать, а развитие атомной энергии принесло с собой новые термины: атомоход, дезактивация, дозиметр.

Конечно, в настоящее время все эти слова уже нельзя отнести к неологизмам, поскольку они давно вошли в активный словарный запас русского языка.

Однако, не всегда жизнь неологизмов оказывается столь длительной, поскольку многие со временем уходят из языка вместе с явлением, которое они обозначали («нэп» — новая экономическая политика, «чекист» от «ЧК» — Чрезвычайная комиссия и т.д).

Из общей массы новых слов можно выделить не только новозаимствованные или новообразованные слова, а еще и авторские неологизмы, рожденные как правило известными людьми.

Все они очень быстро приживаются и становятся частью лексики. Об авторских неологизмах сегодня и поговорим. Это очень интересно — знать кем были придуманы те или иные слова в русском языке.

Слова, придуманные Н.М. Карамзиным

Словотворчество Владимира Маяковского

Портрет Н.М. Карамзина, Художник: АлексейГаврилович ВенециановИсторик, публицист, прозаик, поэт и статский советник Николай Карамзин, ведший свою деятельность на рубеже XVIII-XIX веков, сосредоточил свои усилия на гуманитарных науках. Он исследовал возможности русского языка, его выразительность. Великий реформатор обогатил нашу лексику замечательными словами-кальками, аналогов которым ранее в нашей стране не существовало, а теперь кажется, что они были всегда: «впечатление», «влияние», «трогательный», «занимательный», «моральный», «эстетический», «сосредоточить», «промышленность», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность». Крайне впечатляющий набор, не правда ли.Интересно появление слова «промышленность» — представляет собой образование от причастия промышленный (т. е. добытый, полученный каким-нибудь промыслом).Литературная традиция связывает изобретение слова промышленность с именем Н. М. Карамзина. Это представление прочно держалось и в литературном сознании XIX в. Так, у Гончарова в «Литературном вечере» есть рассуждение: «…обогащение языка производится писателями с весом. Например, вот Николай Михайлович Карамзин ввел слово промышленность, его все и приняли». Слово сегодня стало настолько общеупотребительным, что уже не может считаться авторским неологизмом, однако автор все же есть. Интересно другое: кто придумал слово «промысел» — основу выведенной из него «промышленности» Карамзина. Известно только, что термин «промысел» тесно связан с термином «ремесло», но в отличие от ремесла, промысел бывает связан с добыванием чего-либо… С появлением в каком-либо ремесле всё большего количества сложных и энергоёмких машин и механизмов, и, особенно, с привлечением достижений науки, промысел перерастал в промышленность… Но как пришло слово промысел в русский язык, мне не совсем ясно. Может заимствованно.

Слова, придуманные М.В. Ломоносовым

Словотворчество Владимира Маяковского

М.В.ЛомоносовМихаил Васильевич Ломоносов был не столько поэтом или писателем, сколько ученым-энциклопедистом, который вывел на новый уровень целый ряд наук в нашей стране. Физика, химия, геология, астрономия, инженерное дело, и отдельный вклад в русский язык и литературу. Фактически именно им была заложена основа того языка, на котором сейчас говорим мы с вами. Поэтому неудивительно, что благодаря Ломоносову мы используем самые разнообразные околонаучные термины. «Градусник», «преломление», «равновесие», «диаметр», «горизонт», «кислота», «вещество» и даже «квадрат» и «минус» были введены в русский язык Михаилом Васильевичем. Кто бы мог подумать.

При переводе на русский язык курса экспериментальной физики Христиана Вольфа (первого учебника на русском), Ломоносов вводит в русский язык новые слова. В предисловии к учебнику Ломоносов написал:

«Сверх сего принужден я был искать слов для наименования некоторых физических инструментов, действий и натуральных вещей, которые хотя сперва покажутся несколько странны, однако надеюсь, что они со временем чрез употребление знакомее будут».

Ломоносов с большим тактом и тонким ощущением русского языка умело находил среди самых простых и обыденных слов такие, которые оказались вполне пригодными для выражения научных понятий.

Такие слова, как опыт, предмет, кислота, движение, наблюдение, явление, частицы, легко и свободно вошли с помощью Ломоносова в научный язык.

Он старался заменить иноязычные термины наиболее точными русскими аналогами (лат. tubus opticus — рус.

зрительная груба), вплоть до терминализации диалектных форм (луда — подводный камень). Но обязательный перевод специальных терминов на русский язык не был для Ломоносова самоцелью.

Без перевода оставались слова и сочетания, к которым невозможно было подыскать равнозначное русское слово, а также термины, уже получившие к тому времени широкое распространение во многих языках мира.

Некоторые предложенные им обозначения хотя и не привились или были вытеснены другими, все же свидетельствуют о напряженности его поисков, большом творческом процессе.

«Отличавший», «отонченный», «оредевший воздух» — ищет Ломоносов русское слово для того понятия, которое мы сейчас называем — «разреженный воздух», «окружное течение крови» (циркуляция), «безвоздушное место» (вакуум), «густой свет» (интенсивный), «управительная сила магнита», «зыблющееся движение» (волновое), «коловратное движение» (вращательное), «завостроватая фигура» (конусообразная) и многое другое. В тех же случаях, когда иностранные слова прочно вошли в научный обиход или ввести их представлялось почему-либо необходимым, Ломоносов старался придать им наиболее простую и свойственную русскому языку форму.

Слова, придуманные Ф.М.Достоевским

Словотворчество Владимира Маяковского

Достоевский.Говорят, что Федор Михайлович Достоевский, тоже бывший не прочь поиграть со словообразованием и неологизмами, очень гордился словом «стушеваться», которое придумал сам. Слово получило серьезное распространение еще при жизни писателя, как и глагол «лимонничать». А слова «шлепохвостница», «окраинец», «слепондас» и «всечеловеки» не прижились.

«В литературе нашей есть одно слово — «стушеваться». Ввел и употребил это слово в первый раз — я.. . Появилось оно 1-го января 1846 года» — писал Ф. М.

Слово это — из повести «Двойник». Образовано оно от слова «тушевать» — накладывать тени на чертеже, делая незаметным переход от линии к линии, от плоскости к плоскости. Достоевский это хорошо умел — он ведь учился черчению в Петербургском Главном инженерном училище.

А глагол «стушеваться», придуманный им и вошедший в широкое употребление, стал означать «незаметно исчезнуть, удалиться». Потом прибавилось еще одно значение: «оробеть, смутиться». О возможности такого употребления слова автор даже не подозревал.

  • Слова, придуманные В. Хлебниковым
  • Писатель Иван Панаев придумал…
  • Что же придумал Михаил Салтыков-Щедрин?
  • «Бездари» Северянина

Один из основоположников русского футуризма Велимир Хлебников очень любил заниматься словотворчеством.

Не все из того, что он придумывал, прижилось (и очень хорошо — слова «крылышкуя» и «лебедиво» своеобразны, мягко говоря), но то, что вошло в лексикон каждого русскоговорящего человека, тоже в его словотворчестве встречалось. Например, слова «летчик» и «изнеможденный».

Слово «Хлыщ», обозначающее франтоватого и легкомысленного молодого человека, ввел в широкое обращение писатель Иван Панаев, опубликовавший целую серию очерков о хлыщах. Но придумал его не он, оно пришло из народной среды, но употреблялось очень узко. Как, впрочем, и сейчас. А жаль, хорошее слово, к некоторым людям подходящее.

Салтыков-Щедрин был не только великолепным сатириком, но и вице-губернатором. Как получалось у него сочетать остро-социальные выступления с политической деятельностью на территории Российской Империи — вопрос отдельный.

Главное для нас сейчас то, что в рамках своих сатирических текстов Михаил Евграфович придумал несколько слов, которые уже 150 лет отражают российскую действительность — «головотяпство» и «благоглупость», например.Поэт Серебряного века Игорь Северянин предпочитал в своей лирике эстетику и романтику, был весь утончен и лиричен, однако же в процессе «игры» в эгофутуризм и романтический идеализм он ввел в обиход два слова, которые никак не вяжутся ни с тем, ни с другим. Аэропланы с его легкой руки стали называть «самолетами», а бесталанных людей — «бездарями».

Читайте также:  Моё любимое стихотворение серебряного века (сочинение для девушек)

10 самых экстравагантных плодов словотворчества В. Маяковского.

Словотворчество Владимира Маяковского

В. МаяковскийМастер-выдумщик, словотворец и сочинитель Маяковский! Для него — придумать новое словцо было, кажется пустяковым делом, и в этом «ремесле» он был ослепителен, и, кажется, что ему просто не было равныхравных ему нет.

«Голоштанный» — такую характеристику наряду с «голодным» получил в поэме «Владимир Ильич Ленин» народ, которому предстояло сделать выбор между Советами и буржуем. За «Дрыгоножество» получает дом фаворитка Николая II балерина Кшесинская — в той же поэме о вожде мирового пролетариата.

«Сердцелюдый» — так называет поэт подобие человека, говоря о возможных жителях Красной планеты в другой поэме «Про это» («Если Марс, и на нём хоть один сердцелюдый, то и он сейчас скрипит про то ж»). «Испавлиниться» в каждом окошке должны были цветы в строках трагедии «Владимир Маяковский».

«Молоткастым» и «серпастым» паспортом, извлечённым из широких штанин, гордился на зависть миру поэт в знаменитых стихах об этом документе. Эпитет «задолицая» применил Маяковский в «Ленине»: «Вокруг, с лицом, что равно годится быть и лицом и ягодицей, задолицая полиция».

«Мясомясой» и «быкомордой» оравой называл поэт толпу в ранних стихотворениях. Венец всего — «верблюдокорабледраконьи» эскадры в «Пятом Интернационале».

«Инопланетянин» Александр Казанцев

Словотворчество Владимира Маяковского

Александр Петрович Казанцев

Слово «инопланетянин» было придумано советским писателем-фантастом Александром Казанцевым, автором знаменитого научно-фантастического романа «Планета бурь». До него гипотетических жителей других планет называли инопланетчиками.

По книге «Планета бурь» в 1961 году в СССР был снят художественный фильм. Использованные в нем спецэффекты поражали зрителей того времени не меньше, чем сегодняшних поражают спецэффекты «Аватара». Фильм был закуплен 28 странами, среди которых, конечно же, были и США.

И что же сделали американцы? Они беззастенчиво перемонтировали «Планету бурь», изменили сюжет, досняли эпизоды с участием американских звезд и выпустили в прокат под названием «Путешествие на доисторическую планету». При этом в титрах нигде не было указано, что это советская картина, и играют в ней советские актеры, такие, в частности, как Георгий Жжёнов.

Как говорится в одном известном анекдоте: «И эти люди запрещают мне пальцем в носу ковыряться…»

Василий Тредиаковский и «искусство»

Словотворчество Владимира Маяковского

Василий Тредиаковский ~~ Из романа «Езда в остров Любви» (1730)Если бы не Тредиаковский, мы бы и сегодня вместо прекраснейшего, уходящего в Древнюю Русь слова «искусство» (на старо-славянском слово «искоусъ» означало опыт) говорили бы тупо-дробильное европейско-американское слово «арт». Впрочем, уже и так говорим.

Но вернемся к нашему словарю. С именем Василия Кирилловича Тредиаковского ученого и поэта XVIII века, связано большое количество новых слов русского языка.

Благодаря ему, стали общеупотребительными такие слова как: общество, достоверный, вероятный, беспристрастность, благодарность, злобность, почтительность, неосмотрительность, дальновидность и даже гласность.

А в поэзию он ввел понятия ямба и хорея. Помните у Пушкина об Онегине: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить».

«Интеллигент» Петра Боборыкина

Боборыкин Петр Дмитриевич

Урок литературы. 9 класс. Владимир Маяковский. Новаторство и словотворчество

  • Тема урока
  • «Владимир Маяковский. Новаторство и словотворчество»
  • Урок-мастерская

Цель урока:дать представление о раннем творчестве В.Маяковского, его новаторском характере, умении работать со словесным материалом, осмысление услышанного через создание развернутого высказывания на заданную тему..

Задачи:

  • Образовательные:
  • 1.Показать влияние футуризма на раннее творчество В. Маяков-ского;
  • 2.Рассмотреть образ лирического героя раннего творчества В. Мая-ковского.
  • 3.Увидеть особенности работы поэта со словесным материалом.
  • Развивающие:

1.Развивать умение анализировать лирическое стихотворение с точки зрения содержания и формы;

2.Развивать навык связной речи.

  • Воспитательные:
  • воспитывать интерес к поэзии;
  1. Ты посмотри какая в мире тишь Ночь обложила небо звездной данью в такие вот часы встаёшь и говоришь
  2. векам истории и мирозданию
  3. Огромное количество людей что-то хотели сказать такое, особенное, на века, чтобы не остаться безмолвной песчинкой мироздания, но не каждому это в действительности удалось.

Молодой Маяковский вошел в литературу под знаменем футуристов, ворвавшись в поэзию шумно, с рассчитанной скандальностью. Они эпатировали читателя и слушателя максимализмом своих литературных манифестов, необычностью названий своих программных сборников и нарочитой скандальностью публичных выступлений.

Ю.П. Анненков: «Он был огромного роста, мускулист и широкоплеч.

Волосы он то состригал наголо, то отращивал до такой степени, что они не слушались уже ни гребёнки, ни щётки и упрямо таращились в беспорядке — сегодня в одном направлении, завтра — в другом.

Тонкие брови лежали над самыми глазами, придавая им злобный оттенок. Нижняя челюсть плотоядно выдавалась вперёд. Гордый своей внешностью, он писал: “Иду — красивый, двадцатидвухлетний”…

– Что вы помните о футуризме, его эстетической программе?

  Итак, футуристы провозгласили себя творцами нового искусства, сформировали концепцию нового языка, отражающую динамику новой жизни, выступали против мещан, пугали жирного буржуа народным бунтом. Главным в творчестве считали форму, стремились освободить искусство от идейности.

Вынесли искусство в народ, на улицу, сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы. Искусство должно будить и будоражить! В нашу поэзию ворвался вихрь. Появление футуристов на поэтической арене сопровождал скандал.

Их безудержное своеволие претило вкусам одних и вызывало сочувствие других. Пресса была единодушна: их называли только ругательно: табор дикарей, шайка хулиганов. Лишь самые проницательные смогли увидеть среди них истинно талантливых. Так был выделен Маяковский.

Горький тогда сказал о нем: «Зря разоряется по пустякам. Такой талантливый! Грубый? Это от застенчивости. Знаю по себе».

  Страдающим и одиноким пришел В.Маяковский в русскую поэзию. А ему с первого же появления в печати и на эстраде навязали амплуа литературного хулигана. И он, чтобы не кануть в безвестность, поддерживал эту репутацию дерзкими выходками на вечерах. Он, например, всегда ходил в желтой кофте. Это, конечно, вызов благонамеренной публике, но она появилась от бедности.

(Зачитывается соответствующий отрывок из автобиографии «Я – сам»)

ЖЕЛТАЯ КОФТА Слайд

Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы — гнуснейшего вида. Испытанный способ — украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор.

Значит, самое заметное и красивое в человеке — галстук. Очевидно — увеличишь галстук, увеличится и фурор.

А так как размеры галстуков ограничены, я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук.

Впечатление неотразимое.

Началобыло скандальным. Он вызывал на себя потоки брани и ругательств. В стихах молодого Маяковского поражало необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна – то, что отпугивало современную ему критику, неспособную ее объяснить.

Вспомним основные принципы футуризма.(Записи в тетради) Слайд

  1. Анархическое бунтарство.

  2. Свобода творчества.

  3. Отказ от литературных и языковых норм.

  4. Устремленность в будущее.

  5. Неприятие буржуазной морали.

  6. Эпатаж как средство выразительности.

Беседа с классом

– Как применяются эти принципы постараемся увидеть в творчестве поэта. Нам предстоит говорить о лирическом герое.

– Кто же  лирический герой В. Маяковского? В чем заключается своеобразие данного образа? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать стихотворения. Одним из первых было стихотворение «А вы могли бы?»  Видеоролик, слайд

Автор показывает пейзажные детали города: вывеска с жестяной рыбой, водосточные трубы. Все это скомпоновано как натюрморт: стакан с краской, карта, блюдо студня. Обычные вещи обогащаются музыкальными образами: ноктюрн, флейта.

В стихотворении поэт преобразовывает действительность. Своим мастерством художника он превращает серые будни в праздник, оживляет металлическую рыбу на вывеске, а в студне видит волны океана.

Поэт может представить, как старые водосточные трубы становятся флейтами с чудесным звучанием, на которых можно сыграть ноктюрн.

Анализ стихотворения «А вы могли бы?» (запись на доске)

  • А вы могли бы?
  • Я сразу смазал карту будня,
  • Плеснувши краску из стакана;
  • Я показал на блюде студня
  • Косые скулы океана.
  • На чешуе жестяной рыбы
  • Прочел я зовы новых губ.
  • А вы
  • Ноктюрн сыграть
  • Могли бы
  • На флейте водосточных труб?
  • 1913 г.
  1. – Противопоставление себя окружающему миру;
  2. – Неприятие серенького, обывательского мирка;
  3. – Одиночество лирического героя, противопоставившего
  4. себя миру;
  5. – Романтика, свободолюбие, стремление изменить
  6. окружающий мир;
  7. – Устремленность в будущее;
  8. – Цель жизни – создать новое искусство, найти новые
  9. изобразительные средства, которые соответствовали
  10. новому времени
  • – Итак, какие же черты присущи лирическому герою Маяковского?
  • – Как вы понимаете смысл названия?
  • – Какие средства выразительности использует поэт?
Читайте также:  Роль матери в становлении личности ребенка

Давайте отдохнем. Представьте себе, что вы прямо сейчас можете взять в руки любой предмет, какой захочется. Опишите его словами. Вы можете сделать с этим предметом, что угодно. Запишите, ЧТО сделали бы вы и расскажите всем. (Высказываются все)

А теперь всем предлагается одно стихотворение, а вот делать с ним (его текстом) можно все, что захочется!

Чтение стихотворения «Ночь» (1912). текст всем

Работа в парах. На протяжении 5 мин делайте, что хотите с текстом, только записывайте, что делаете.

Каждая пара рассказывает, что делали или пробовали делать.

  1. Каково содержание стихотворения? Все ли понятно?

  2. Что обозначают слова «багровый и белый отброшен и скомкан»? И почему «скомкан»?

  3. Как вы понимаете выражение « черным ладоням сбежавшихся окон раздали  горящие желтые карты»?

  4. Что такое «синие тоги»,  «громада из смеха отлитого кома» и кто такие арапы?

  5. Как вы думаете, что Маяковского интересует больше: содержание или форма выражения своих мыслей?

Талант Маяковского проявился ярко и сразу. Необычная метафоричность образа начинающегося вечера. Свет зари меркнет, а на улице в зеленой листве деревьев вспыхивают золотые «дукаты» – фонари.

Неожиданные сопоставления «окна – ладони – желтые карты», оригинальное видение мира говорили о незаурядности поэтического дарования молодого поэта. У Маяковского были способности к рисованию. Это сказалось и на его поэтическом творчестве, он воспринимал мир как художник.

Зрительные образы у него всегда в движении, метафоры создают картины происходящего:  

– Сделаем вывод.  Содержание стихотворения достаточно просто: день закончился, наступает ночь, в окнах зажигается свет, веселой толпой движется народ;  зазывалы – арапы  распахивают перед людьми двери казино, ресторанов…

      Но какая форма! Сплошные метафоры! С первого чтения ничего не поймешь. Когда Маяковского упрекали в том, что его стихи непонятны  читателям, он говорил: «Читайте пять раз!» Перед нами стоит непростая задача – раскодировать информацию, перевести ее с языка метафор на язык простых понятий. Для этого пришлось напрячь и ум, и воображение.

Поэт, используя традиционные способы образования слов, создает свои, новые формы: «изъиздеваюсь», «декабрый вечер», «любеночек», «наслезненные глаза», «дождь обрыдал» и другие. Маяковский, как и все футуристы, прославлял научно-технический прогресс, видел будущее в развитии техники, воспевал город и противопоставлял его деревне.

Ему нравились улицы с гудящими машинами, яркими фонарями, он готов был расцеловать «умную морду трамвая». Картины природы, напротив, лишены жизни: «дряблая луна», «никому не нужная». Несмотря на приверженность идеям футуризма, Маяковский в своем творчестве не отходил от правды жизни, показывал окружающее реалистически. Так, он видел уродливость города, страшную скученность людей в нем.

Он пишет: «гроба домов», «кривая площадь», «лысый фонарь», «провалившаяся улица, как нос сифилитика». Постоянный туман Петербурга предстает как каннибал, кровожадный хищник, жующий «невкусных людей». В стихотворении «Адище города» старика сбивает дьявол-автомобиль, старушку топчет дикая толпа, замученный городом музыкант вешается на люстре.

В городе «все плачут», «мама больная», «всем страшно», «лиф души расстегнули», страдает беззащитное сердце человека.

Маяковский прежде всего новатор, первооткрыватель в поэзии. Он с пафосом говорил о старом мире новыми словами, которые сам создавал.

В поэзии у него были свои законы, свои образы, своя рифма, ритм и размер, его стихи построены на контрастах. Маяковский не боялся ломать привычные формы стиха, вводить в поэзию вульгарную и низкую лексику.

С вызовом общественному мнению он предлагал молодым поэтам поступать так:  

Берутся классики, свертываются в трубку и пропускаются через мясорубку.

  Маяковский создавал новые методы рифмовки, близкие к ораторскому слову. Самое характерное слово он ставил в конец строки и подбирал к нему рифму. Поэт бесстрашно нарушал силлабо-тонический принцип XVIII века и создал тоническое стихосложение. Маяковский использовал лестничное строение стиха, где каждое слово – «ступенька».

У него каждое из слов имеет логическое ударение и смысловую нагрузку. В произведениях Маяковского в большом количестве содержатся метафоры, различные сравнения, неологизмы, гиперболы. Употребляя на первый взгляд обычные слова, Маяковский сумел создать ошеломляющие метафоры: «грудь испешеходили», то есть истоптали, исходили вдоль и поперек. Часто такая метафора разворачивается во всю строфу.

В стихотворении «Ко всему», обращаясь к потомкам, поэт говорит:  

Вот – я, весь боль и ушиб

. Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души.

Послушайте ряд стихотворений Маяковского и выпишите слова, которые покажутся важными.( «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!»)

Подчеркните 4-5 слов из всех записей, сделанных от начала работы. Выберите 3 слова и подберите рифмы – 1-2. Прочитайте вслух.

Мы немного смогли приблизиться к СЛОВОТВОРЧЕСТВУ, смогли понять, что без смелого, неожиданного, иногда забавного невозможно рождение стиха. А само ТВОРЧЕСТВО – процесс сложный, трудный, но захватывающий и интересный.

Да, к Маяковскому можно относиться по-разному, можно соглашаться и не соглашаться с ним, спорить, опровергать, но то, что творчество его никого не оставляет равнодушным, – это факт.

И, заканчивая наш разговор о поэте, напишите текст на тему «Я читаю Маяковского» – несколько предложений (6-10 мин). Сдаем сегодня, прочитаем на следующем уроке.

Д/з – наизусть одно из понравившихся ст-й.

Окказионализмы, их виды и роль в поэме В.В. Маяковского «Флейта-позвоночник»

Введение

С развитием науки и техники, хозяйства и культуры, технологий и сферы услуг возникают и развиваются новые общественные отношения, что приводит к необходимости появления новой лексики, которая бы обслуживала эти новые отношения. Вновь возникающие слова и словосочетания называют недавно появившиеся предметы, понятия и явления.

Тем не менее, некоторые группы новых слов, например, новые слова, придуманные писателями, поэтами, не становятся достоянием языка и на долгие годы сохраняют свою образность и свежесть. Целью данной работы является выяснение специфики словотворчества одного из лучших в истории русской литературы новаторов слова ‒ В. В.

Маяковского, ставится задача классифицировать окказиональные слова в его произведениях и объяснить их происхождение. 

Раздел языкознания, изучающий механизмы образования новых слов и словообразовательные отношения в языке, называется словообразованием или дериватологией [1, с. 467-469].

Согласно российскому и советскому лингвисту Льву Владимировичу Щербе, словообразование занимается производными и сложными словами в динамическом («как делаются слова») и в статическом («как они сделаны») аспектах [4].

Такие слова должны быть словообразовательно мотивированными, т. е. их значение и звучание должны быть обусловлены другими однокоренными словами.

Любое мотивированное слово включает мотивирующую основу (часть мотивированного слова, общую с основой мотивирующего слова) и словообразовательный формант (наименьшее в формальном и семантическом отношении словообразовательное средство, отличающее данное мотивированное слово от мотивирующего). Примеры: луг – лужок (мотивирующая основа луг/ж-, формант -ок), арбитр – арбитраж (мотивирующая основа арбитр-, формант -аж).

Единицей классификации словообразовательной системы русского языка является словообразовательный тип, т.е. схема построения слов определенной части речи.

Так, глаголы крикнуть, прыгнуть, метнуть принадлежат к одному и тому же словообразовательному типу, так как все они: во-первых, мотивируются глаголами (кричать, прыгать, метать); во-вторых, имеют общий формант – суффикс -ну- со словообразовательным значением однократности действия.

Неологизмы и окказионализмы

Неологизм (от греч. neos – новый и logos – слово) буквально означает «новое слово». В лингвистической литературе этим термином называют слово, совсем недавно появившееся в языке, свежесть и новизна которого ещё ощущается говорящими [2, с. 114].

Например, такие слова, как радар, скрепер, бульдозер, лавсан, пенобетон, шлакоблок, дельтапланеризм, электромобиль, виндсерфинг, аэробус, хотя и появились сравнительно недавно, но уже достаточно хорошо освоены языком, стали привычными, поэтому их нельзя назвать неологизмами.

Примеры современных неологизмов: хедлайнер, фэйк, фрик, тренд, супервайзер, стартап, слоган, ресепшн, паттерн, мессидж, коуч, гуглить, дедлайн, мерчендайзер.

Слова, придуманные поэтами и писателями, как правило, не становятся достоянием языка, а находясь в переделах авторской речи, остаются вечными неологизмами. Например, такие удачные, меткие слова В. В. Маяковского, как прозаседавшиеся, громадьё, серпастый и молоткастый, не вошли в общее употребление. Их нет ни в одном толковом словаре, и, употребляя их, мы каждый раз вспоминаем имя автора.

Читайте также:  Что такое «кровная месть»?

Такие индивидуально-авторские словообразования играют стилистическую роль и употребляются в произведениях как способ освежить и разнообразить художественную или разговорную речь. Например, удилозакусный у А. А. Фета и И. С. Тургенева, звонкокопытый у А.

А. Фадеева, кюхельбекерно, огончарован у А. С. Пушкина, громокипящий у Ф. И. Тютчева, утреет, среброснежная у А. А. Блока, березь, цветь, сочь у С. А. Есенина, кислоглазый у И. А. Бунина, предпесенный у А. А. Ахматовой, медленнокрылый у В. А. Луговского.

Неологизмы обычно создаются по существующим в языке моделям, образцам. Так, из выше приведенных примеров: звонкокопытый – ср. звонкоголосый; березь, цветь, сочь – ср. новь, быль, высь, явь; кислоглазый – ср. синеглазый; предпесенный – ср.

 предпраздничный; медленнокрылый – ср. быстрокрылый. Иногда в самом произведении рядом с неологизмом стоит и модель, по которой он был образован. У В. В. Маяковского читаем: «А в Перу бесптичье, безлюдье». Или у Н. В.

Гоголя: «Не можешь вообразить, как трудно! Безденежье, бесхлебье, бессапожье».

Любой неологизм имеет в языке близких и дальних родственников [2, с. 116]. Близкий родственник – слово, которое первым приходит на ум, когда мы слышим неологизм.

Дальний – это некая общая модель, согласно которой создаются все слова определённого типа.

Так при восприятии слова медленнокрылый, первым приходит в голову быстрокрылый, однако оба эти слова образованы по модели, по которой образованы и слова зеленоглазый, темноволосый, краснощёкий, мягкотелый и др.

Некоторые неологизмы создаются сравнительно легко, как бы сами напрашиваются.

Это, как правило, уменьшительные и увеличительные производные уже существующих слов или, например, неологизмы, начинающиеся с радио-, теле-, кино-.

Таковы футуристики, акмеистики, имажинистики, транспорточки, разударнейший, разбольшущий, разнедоуменный, разбезалаберный, Бродвеище, незабудищи, радиобудильник, радиокнижки, радиомитинг [3].

В широком смысле под окказионализмами понимают вообще все индивидуальные новообразования, встречающиеся в авторском тексте, слова, существующие только в данном контексте и не освоенные языком, не зафиксированные в толковых словарях. При таком подходе окказиональные слова – это авторские неологизмы. Так окказиональное противопоставляется общенародному, языковому.

Существует несколько способов образования окказионализмов. Первым из них является нарушение продуктивности словообразовательного типа.

В этом случае в качестве образца выступает продуктивный тип, но с семантической точки зрения, привычная схема его продуктивности нарушается. Например, слово канцелярит, созданное К. И.

Чуковским по модели слов плеврит, бронхит, в качестве производящей основы использует слово канцелярия, которое, очевидно, не имеет значения, близкого к внутренним органам человека, как бронхи или плевральная полость.

В другом случае окказиональные слова возникают по образцу непродуктивных или малопродуктивных типов. Например, аффикс -ение у существительных непродуктивен в отношении производства прилагательных. Тем не менее, иногда мы встречаем в речи слово воскресенный (от воскресение).

Особенности словотворчества В. В. Маяковского

Одним из часто встречаемых видов словотворчества Маяковского является образование новых глаголов путем присоединения к обычным формам глагола неожиданных приставок: например, изласкало, выцелован. Из рассматриваемой нами поэмы «Флейта-позвоночник»: издымится, вымчи, выхмурясь, довоюете, выжуют, выбелят, вцелую, исцелую, вызнакомь, зажирели, выкосилась, вымечтал, выник, вызолачивайтесь.

Такого типа глагольные окказионализмы наиболее характерны для стиля Маяковского. Приставка из-, присоединенная к глаголу дымится, вносит в его значение оттенок усиленного проявления действия, доведение этого действия до его крайнего предела.

Аналогично, например, слово выкосилась, которое если сопоставить, с одной стороны, с более употребительной формой перекосилась, а с другой стороны, с группой глаголов, образованных присоединением к производящей основе префикса вы- (высмотреть, выбросить, выписать), можно сделать вывод о том, что приставка вы- вносит в значение основы признак движения изнутри наружу, ощущение законченности процесса, так же, как и префиксы из-/ис-, за-, до-.

  • Ох, эта
  • ночь!
  • Отчаянье стягивал туже и туже сам.
  • От плача моего и хохота
  • морда комнаты выкосилась ужасом [5].

Некоторые глаголы, например, испешеходить[1], или выгранивал, вызарилась из исследуемой поэмы образованы от существительного путем одновременного прибавления префикса и суффикса.

Обычно глаголы с подобными морфемами образуются от прилагательных: глагол иссушить образован от прилагательного сухой с помощью приставки –ис и суффикса –и.

Таким образом, особенностью этих трёх дериватов является производящая основа, а именно часть речи – существительное, от которой образованы глаголы.

Глаголы, образованные Маяковским от имени существительного, называют метафоричными. Их основа сама по себе уже является окказионализмом. Во «Флейте-позвоночнике» подобные глаголы: вызарю, вызарилась.

Они несут на себе новую смысловую нагрузку: в глаголы вызарю, вызарилась включено добавочное значение оттеночности – сравнение оттенка цвета с зарёй.

Нарушение словообразовательного закона становится очевидным при выстраивании простой словообразовательной цепи: вызарю – заря (ср. выкрашу – выкрасить – красить – краска).

В данном случае окказиональный глагол образован от имени существительного, тогда как глагол выкрасить образован от основы глагола несовершенного вида.

Многие метафоричные глаголы образованы Маяковским постфиксальным способом: издымится, выхмурясь, глубятся, выкосилась, вызолачивайтесь, весеньтесь, творись. Глагол, например, весеньтесь, образован от основы существительного весна с помощью постфикса –ся.

  1. Вызолачивайтесь в солнце, цветы и травы!
  2. Весеньтесь жизни всех стихий!
  3. Я хочу одной отравы –
  4. пить и пить стихи [5].

Моделью подобного словообразования может быть глагол туманиться, который в свою очередь образован от основы существительного туман путем присоединения суффикса -и и постфикса -ся. В данном случае словообразовательная модель, существующая в языке, в некотором изменённом виде послужила образцом для окказионального образования.

Новаторство образования новых глаголов от существительных состоит в том, что в смысловой основе таких метафоричных глаголов лежит уже не только признак действия, но и образность предмета. Например, молньимся значит не просто несемся/летим, но летим быстро, как молния.

Существительное в творчестве В. Маяковского

Очень распространены у Маяковского новообразованные собирательные имена существительные с суффиксами -ё-/-е-. В современном русском языке этот суффикс малопродуктивен, и такой тип словообразования вытесняется обычными формами множественного числа.

 Однако для Маяковского важна отрицательная окраска этих слов, возникшая в общенародном употреблении, где данные суффиксы приобрели оттенок пренебрежительности (хулиганьё, старьё, тряпьё, бабьё). Примеры: ребятьё[2], лошадьём[3], громадьё[4], бородьём[5] [3].

В исследуемой поэме встречаем слово стёганье.

  • Если вдруг подкрасться к двери спаленной,
  • перекрестить над вами стёганье одеялово,
  • знаю –
  • запахнет шерстью паленной,
  • и серой издымится мясо дьявола [5].

Другие примеры окказиональных существительных во «Флейте-позвоночнике» – слова здравице и лавь. Первое образовано по существующей в языке словообразовательной модели при помощи продуктивного суффикса -иц.

 Образцом может служить, например, слово метелица, образованное от производящей основы слова метель при помощи того же суффикса –иц.

 Существительное лавь образовано, наоборот, бессуффиксным способом, при помощи усечения производящей основы слова лава.

Окказиональные имена прилагательные

При создании новых имен прилагательных Маяковский часто использует необычные степени сравнения. Этот приём, кроме оригинальности, придает слову форсированное значение. Кроме того, присоединением усилительных приставок из- и вы- поэт превращает неологизмы в гиперболические эпитеты. Например, очистительнейшей, намаранней[6], чайнее[7].

В исследуемой поэме это слова изоханному, выщетинившиеся, вымучившая.

Для демонстрации принадлежности к какой-либо реалии при образовании прилагательных Маяковский использует такие продуктивные в современном русском языке суффиксы, как -ов-/-ев- (пекловых, одеялово, евреева), -еч- (нечеловечья) и непродуктивный суффикс -евск- (гётевская).

Также, как и в случае с существительным, поэт обращается к приёму усечения производящей основы. Так получаются краткие прилагательные голубо (от голубой) и горящ (от причастия горящий).

Я отчаянье громозжу, горящ и лихорадочен.

Кроме того, мы встречаем в поэме наречие-неологизм тупенько, которое образовано, по уже существующей в языке словообразовательной модели (ср. тихонько) при помощи продуктивного суффикса –еньк- c уменьшительно-ласкательным значением. Такие слова, в отличие от слов тупо и тихо имеют более мягкое значение, но могут быть употреблены и в ироническом смысле:

  1. Или вот что:
  2. когда душа моя выселится,
  3. выйдет на суд твой,
  4. выхмурясь тупенько,
  5. ты,
  6. Млечный Путь перекинув виселицей,
  7. возьми и вздерни меня, преступника [5].
  8. Выводы

Окказиональные слова вплетаются в словесную ткань произведений Маяковского с самой различной тематикой: революционной, трудовой, урбанистической, лирической.

Среди активных моделей окказиональных образований мы можем отметить как аффиксальные, так и безаффиксные приемы, а также указать на наличие сложносокращенных единиц и сложения производящих основ.

 Другие отличительные особенности словотворчества поэта: использование нехарактерных, входящих в противоречие с литературной нормой приставок при образовании глаголов, при этом, как правило, такие приставки имеют усилительное значение, что способствует увеличению экспрессии; сознательное, произвольное нарушение словообразовательной модели при конструировании прилагательных как средство языковой игры; а также использование продуктивных суффиксов и существующих в речи образцов при образовании существительных.

Используя подобные приёмы, Маяковский обновляет традиционную структуру стихотворной речи. Сама форма и даже содержание произведения приводятся в зависимость от окказиональных образований. Главной функцией последних, в свою очередь, является усиление эмоционального эффекта от прочтения произведения, увеличение выразительности художественного повествования поэта.

[1] Облако в штанах, 1915

[2] Применяй умеючи метод этот!, 1926

[3] Два не совсем обычных случая, 1921

[5] Чье рождество, 1928

[6] Война и мир, 1916

Ссылка на основную публикацию