Система образов в «Грозе» Островского

Система образов в «Грозе» Островского

Пьеса Островского была написана в преддверии социальных реформ в Российской империи. На главных героев «Грозы» автором была возложена непростая задача – открыть миру правду об истинных моральных ценностях купеческого сословия того времени. Это остросоциальная драма, в которой характеры центральных и второстепенных действующих лиц были подобраны писателем невероятно точно.

Купчиха, вдова, мать Тихона и Варвары, женщина средних лет.

Марфа Игнатьевна Кабанова – один из ярких центральных образов произведения. Это властная, грубая женщина, которая терроризирует все семейство. Будучи воспитанной по старинным обычаям, она тщательно придерживается их списка.

По ее глубокому убеждению весь мир держится на страхе, и любые отношения построены на тирании. Так, муж должен непременно бить жену и детей, а хозяин – своих подчиненных.

Это типичный образчик закостеневшего патриархального купечества, погрязшего в хамстве и невежестве.
Подробная характеристика Кабанихи.

Супруг Катерины, сын Кабанихи, молодой купец.

Сын Кабанихи – человек мягкий, добрый и безвольный, с ранних лет находящийся под полным влиянием жестокой матери.

Обладая слабым характером, он не предпринимает никаких попыток избавиться от ненавистных оков материнской власти, несмотря на то, что они доставляют ему душевные муки.

Не отыскав иного решения проблемы, Тихон с молчаливого одобрения Кабанихи с головой уходит в пьянство. В обществе этих людей разврат, чревоугодие и пьянство являются своеобразными привилегиями.
Подробная характеристика Тихона.

Жена Тихона, молодая красивая женщина.

Супруга Тихона – молодая женщина с покладистым характером, воспитанная в строгих патриархальных правилах. Она искренне пытается полюбить своего слабовольного супруга, однако ничего, кроме жалости, к нему не испытывает.

Катерина, привыкшая к совершенно иному укладу в семье, становится главной жертвой тирании свекрови, которая боится, что сын окажется под ее влиянием.

Пытаясь вырваться из этого царства лжи и насилия, Катерина заводит роман на стороне, о чем впоследствии раскаивается и кончает жизнь самоубийством.
Подробная характеристика Катерины.

Дочь Кабанихи, невеста Кудряша, юная девушка.

Дочь Кабанихи и полная противоположность своему братцу Тихону. Вынужденная приспособиться к непростой жизни в собственном доме, она все же остается смелым и свободным человеком.

Кабаниха не является для нее авторитетом, и она живет по собственным убеждениям. Варвара совершенно не печется о нравственности, и не переживает по поводу рассказов и сплетен окружающих.

Подробная характеристика Варвары.

Конторщик купца Дикого, возлюбленный Варвары, молодой парень.

Друг Варвары, с которым она состоит в отношениях. Один из немногих персонажей, который противостоит «тёмному царству»: отличается активной жизненной позицией, простотой и искренностью, при этом ветреный и бывает грубым в общении. Кудряш способен не покоряться патриархальным устоям и достаточно смел, чтобы полностью изменить свою жизнь ради возлюбленной.
Подробная характеристика Кудряша.

Изобретатель, часовщик-самоучка, мужчина средних лет.

Механик-самоучка, человек с пытливым живым умом. Это один из немногих персонажей пьесы, чье имя вызывает лишь положительные эмоции. Человек с благородным и добрым сердцем, он отказывается жить согласно устоявшимся канонам. Он страстно мечтает о всеобщем благе, честном труде, знаниях. Однако многим мечтам Кулигина так и не суждено сбыться.
Подробная характеристика Кулигина.

Богатый и влиятельный купец, мужчина средних лет.

Купец, обладающий большим весом в местном обществе. Это полная противоположность Кулигина: он всем сердцем ненавидит и осуждает людей, игнорирует знания и прогресс, душа его черства, словно камень. И речи быть не может о том, чтобы Дикой оказал кому-либо безвозмездную помощь. Истинным удовольствием для него является унижение и запугивание людей.
Подробная характеристика Дикого.

Племянник Дикого, возлюбленный Катерины, молодой парень.

Молодой, прилично образованный человек, родной племянник Дикого. Поначалу создает впечатление справедливого и честного юноши, однако на поверку оказывается насквозь прогнившим пошлым лицемером. Не оправдав надежд влюбленной в него Катерины не желая брать на себя ответственность за отношения, он трусливо сбегает, оставляя девушку в одиночестве.
Подробная характеристика Бориса.

Странница, блаженная, приживалка Кабанихи.

Приживалка Кабанихи, способная с завидной легкостью втереться в доверие к любому человеку. Ловко используя лесть и невежество местных жителей, она обеспечивает себе довольно обеспеченную и спокойную жизнь.

Любые перемены и новизна пугают хитрую невежественную старуху, поскольку несут угрозу ее привычному обывательскому мирку, в котором нет места культуре, образованию, вежливости.
Подробная характеристика Феклуши.

Прислуга Кабанихи, молодая девушка.

Девка в доме Кабанихи, поражающая своей темнотой и необразованностью. Это отличная напарница Феклуши, которая, несмотря на молодость, обладает столь же узким кругозором и примитивным мышлением. Ей гораздо проще жить в своем ограниченном мире, где автомобиль называют «огненным змием», нежели впитывать в себя новые знания.

В «Грозе» герои представлены таким образом, чтобы наиболее ярко показать противостояние патриархальных устоев и прогресса. Приведенную таблицу с кратким описанием характеристик героев можно использовать при написании сочинений или детальном анализе произведения.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Гость завершил

Тест «Отцы и дети»с результатом 6/15

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 16/19

Гость завершил

Тест «Гранатовый браслет»с результатом 13/14

Гость завершил

Тест «Мертвые души»с результатом 15/19

Гость завершил

Тест «Гамлет»с результатом 14/15

Гость завершил

Тест «Биография Толстого»с результатом 6/10

Гость завершил

Тест «Собачье сердце»с результатом 9/15

Гость завершил

Тест «На дне»с результатом 14/15

Гость завершил

Тест «Отцы и дети»с результатом 11/15

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Система образов, приёмы раскрытия характеров героев драмы А. Н. Островского «Гроза». Уроки литературы в 10 классе

Урок 38. А. Н. Островский: судьба, личность, литературно-театральное творчество

Урок 39. А. Н. Островский. «Гроза»: история создания, смысл названия, своеобразие конфликта

Урок 40. Система образов, приёмы раскрытия характеров героев драмы А. Н. Островского «Гроза»

Урок 41. А. Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «тёмного царства»

Урок 42. А. Н. Островский «Гроза». Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы

Урок 43. Споры литературных критиков вокруг драмы А. Н. Островского «Гроза»

УРОК 40
СИСТЕМА ОБРАЗОВ, ПРИЁМЫ РАСКРЫТИЯ ГЕРОЕВ ДРАМЫ «ГРОЗА»

Цель:

рассмотреть систему образов, приёмы раскрытия характеров героев пьесы «Гроза»; совершенствовать навыки
анализа пьесы как жанра драматургии, систематизации фактического материала, аргументации выводов; формировать духовно-нравственную культуру учащихся.

  • Оборудование:
  • Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.
  • Прогнозируемые результаты:

учебник, раздаточный материал, текст пьесы «Гроза», иллюстративный материал по теме урока.

учащиеся рассказывают о системе образов, приёмах раскрытия характеров пьесы «Гроза»; анализируют пьесу как
жанр драматургии; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую и исследовательскую работу в группах.

ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Выполнение тестовых заданий (устно)

  1. Тест
  2. Ключи: 1 — б); 2: 1 — г), 2 — а), 3 — в), 4 — б); 3 — б); 4 — б).

1. В противостоянии каких героев ярче всего выражается основной драматургический конфликт: а) Кабаниха — Дикой; б) Катерина — Кабаниха; в) Катерина — Тихон; г) Кулигин — Дикой. 2. Соотнесите элементы композиции драмы «Гроза» с указанными эпизодами: 1 — экспозиция; 2 — завязка; 3 — кульминация; 4 — развязка. а) Разговор Бориса и Кудряша; б) гибель Катерины; в) монолог Катерины перед смертью; г) разговор Кулигина и Кудряша. 3. Кому из героев принадлежит следующее высказывание: «Так знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». а) Кабаниха; б) Дикой; в) Кудряш; г) Тихон. 4. Кто автор монолога «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие»: а) Борис; б) Кулигин; в) Кудряш; г) Катерина.

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

  • Слово учителя
  • IV. Работа над темой урока
  • 1. Вступительное слово учителя
  • 2. Аналитическая работа (в группах)
  • 1) Презентация результатов работы представителями групп 1-я группа. Система действующих лиц пьесы

  • Предполагаемый ответ

— С именем А. Н. Островского связана совершенно новая страница в истории российского театра. Этот величайший русский драматург был первым, кто
поставил перед собой задачу демократизации театра, а потому он приносит на сцену новые темы, выводит новых героев и создает то, что можно с уверенностью назвать русским национальным театром. Драматургия в России, безусловно, имела богатую традицию и до А. Н. Островского. Зрителю были известны
многочисленные пьесы эпохи классицизма, существовала и реалистическая традиция, представленная такими выдающимися произведениями, как «Горе
от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» и «Женитьба» Н. В. Гоголя. Но Островский вступает в литературу именно как писатель «натуральной школы», а потому объектом его исследования становится жизнь невыдающихся
людей, быт города. Особое место в творчестве Островского занимает тема «самодурства». Писатель выводит образы людей, смысл жизни которых заключается в подавлении
личности другого человека. Таковы Марфа Кабанова, Дикой. Но писателя, конечно, интересует не сама личность самодуров. Он исследует тот мир, в котором
живут его герои. Герои пьесы «Гроза» принадлежат к патриархальному миру, и их кровная с ним связь, их подсознательная от него зависимость — скрытая
пружина всего действия пьесы, пружина, заставляющая героев совершать по
большей части «марионеточные» движения. Образная система драмы почти повторяет общественную и семейную модель патриархального мира. — Драматург остался в истории русской литературы создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения
русской психологической прозы XIX в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета
истинно народного писателя. В драматургии Островского вместилась вся Россия — её быт, нравы, история, сказки, поэзия. Нам даже трудно представить себе, насколько беднее было
бы наше представление о России, русском человеке, русской природе и даже о самих себе, если бы не существовало для нас мира произведений А. Н. Островского. А. Н. Островский писал: «Мы стараемся все наши идеалы и типы, взятые из жизни, как можно реальнее и правдивее изобразить до самых мельчайших
бытовых подробностей, а главное мы считаем первым условием художественности в изображении данного типа верную передачу его образа выражения, то есть
языка и даже склада речи, которыми определяется самый тон роли».

Главные люди города — купцы-самодуры, которые стараются «бедного закабалить, чтобы на его труды дaровые ещё больше денег наживать». Они держат в полном подчинении не только служащих, но и домашних, целиком от них зависящих и потому безответных. Из рассказов героев друг о друге, из их собственных высказываний перед нами выстраивается довольно чёткая галерея характеров маленького городка на Волге. Выпрашивает деньги на свои смелые, но
бессмысленные эксперименты химик, маленький человек Кулигин (о котором
получивший регулярное образование Борис говорит, что его «жаль разочаровывать»), постепенно спивается забитый матерью Тихон, гуляет с Кудряшом Варвара, Феклуша рассказывает окружающим небылицы, принимаемые остальными за новости, ругает всех и вся Дикой. В пьесе «Гроза» нет случайных имён и фамилий. Тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне оправдывает своё имя. Кличка
его маменьки — Кабаниха давно переосмыслена читателями как имя. Недаром создатель «Грозы» уже в афише представляет эту героиню именно так: «Марфа
Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова». Кстати, её старинное, почти зловещее имя в паре с Савелом Прокофьевичем Диким вполне определённо говорит и об их характерах, образе жизни и о нравах. Интересно, что в переводе с арамейского имя Марфа переводится как «госпожа». Много любопытного содержит в себе и фамилия Дикой. Дело в том, что окончание -ой в соответствующих словах ныне читается как -ий(-ый). Например,
пушкинское «свободы сеятель пустынной» (в нынешнем произношении — «пустынный») значит «одинокий». Таким образом, Дикой — не что иное, как дикий
человек, попросту дикарь. Катерина — имя тоже не случайное. В переводе с греческого обозначает «чистая, непорочная». Это имя подобно раскату грома, оно наделяет его обладательницу яркой, страстной натурой, нацеленной на самопроявление.

Читайте также:  Петербургские образы в романе «Преступление и наказание» (Ф. Достоевский)

2) Коллективная работа по составлению таблицы «Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”»

  1. Система образов в «Грозе» Островского
  2. 2-я группа. Особенности раскрытия характеров героев
  3. Предполагаемый ответ
  4. 3. Исследовательская работа по тексту пьесы «Гроза» (в группах)
  5. Задание для групп

  6. 3-я группа.
  7. План
  8. 4-я группа.

Из всего богатства общенародного языка, из россыпи живого говора Островский сплетает художественную ткань пьесы, и каждое действующее лицо обретает свой характер, свою индивидуальность и в то же время — типические чертыmопределённой общественной группы. Действующие лица «Грозы» — купцы, мещане, городской люд. Их разговор строится на основе народного просторечья и, как правило, касается семейно-бытовых тем. Каковы же особенности народно-разговорного стиля речи? И как Островский использует эти особенности для характеристики персонажей? Основные источники языка Катерины — народное просторечие, народная устная поэзия и церковно-житейская литература. Глубокая связь её языка с народным просторечием сказывается и в лексике, и в образности, и в синтаксисе. Её речь пестрит словесными выражениями, идиомами народного просторечия: «чтоб не видеть мне ни отца, ни матери»; «души не чаяла»; «успокой ты мою
душу»; «долго ли в беду попасть»; «быть греху», в смысле несчастья. Но эти и подобные им фразеологизмы — общепонятны, общеупотребительны, ясны.
Лишь в виде исключения в её речи встречаются морфологически неправильные образования: «не знаешь ты моего характеру»; «после этого разговору-то».
Образность её языка проявляется в обилии словесно-изобразительных средств, в частности, сравнений. Её сравнения носят широкий, распространённый народный характер: «точно голубит меня», «точно голубь воркует», «точно гора с плеч свалилась», «руки-то жжёт, точно уголь». В речи Катерины часто
звучат слова и обороты, мотивы и отголоски народной поэзии. Выйдя на свидание к Борису, Катерина восклицает: «Зачем ты пришёл, погубитель мой?». В народном свадебном обряде невеста встречает жениха словами: «Вот идёт погубитель мой». Дикой — значительное лицо в городе, купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савёл Прокофьич, поискать ещё. Ни за что
человека оборвёт». Мы видим, как Дикой как ни в чём не бывало просто так может обидеть человека. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником. Достаточно вспомнить его слова: «Не смей мне на встречу попадаться»; «тебе всё неймётся! Мало тебе места-то? Куда
ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?». Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает
ему ни малейшего сопротивления. Так же, как и Дикой, Кабаниха отличается эгоистическими наклонностями, она думает только о себе. Жители города Калинова говорят о Диком и Кабанихе
очень часто, и это даёт возможность получить о них богатый материал. Кулигин называет её ханжой и говорит, что она «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. «Ну, ты не очень
горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!». «Вид необычный! Красота! Душа радуется!» — восклицает Кулигин восхищаясь природой, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстаёт перед нами в «Грозе». Именно Кулигин даёт точную и чёткую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Калинове.

Сделайте отбор, группировку и классификацию материала драмы «Гроза» для речевой характеристики Кабанихи по предложенному примерному плану.
1. Каковы наиболее излюбленные темы у Кабанихи для упрёков, наставлений и нравоучений? 2. В каких особенностях речи находят отражение её взгляды на семью, на отношения младших к старшим? 3. С какой целью автор включает в её речь церковно-религиозную лексику? Как
в лексике и в синтаксическом построении речи Кабанихи выражается её ханжество? 4. Когда в её речи возникает интонация холодного издевательства? Какими языковыми средствами это достигается? 5. Как меняется речь Кабанихи в зависимости от того, с кем она разговаривает (с домашними, с Диким, с Феклушей)? 6. Чем объяснить наличие элементов образного народного языка в отдельных высказываниях Кабанихи?
В драме «Гроза» найдите доказательства следующих положений о речи Катерины: • В её речи встречаются просторечья, слова церковно-религиозного характера, выразительные средства народно-поэтического языка; • речь богата интонациями — радостными, печальными, восторженными, грустными, тревожными, трагическими… Интонации (как и другие средства) выражают отношение Катерины к окружающим; • в речи Катерины отражается всё богатство её внутреннего мира: сила чувств,
человеческое достоинство, нравственная чистота, правдивость натуры и другие качества; • сила чувств, глубина и искренность переживаний Катерины находят выражение
и в синтаксической структуре её речи: риторические вопросы и восклицания,
незаконченные предложения и т. п. А в особо напряжённые моменты речь обретает черты русской народной песни, становится плавной, ритмичной, певучей.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока


  • Обобщающая беседа
  • VI. Домашнее задание

• В чём, на ваш взгляд, заключается идейно-художественное своеобразие пьесы? • Раскройте принцип деления героев пьесы на две группы и дайте общую характеристику каждой из них. • Докажите мастерство автора в раскрытии образов героев через речевую характеристику.
1. Подготовиться к обсуждению «Город Калинов и его обитатели». 2. Опережающее индивидуальное задание
Выучить наизусть монолог Кулигина (действие первое, явление 3).

Следующий урок: А. Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «тёмного царства» >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

Система образов в пьесе Гроза Островского сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Система образов в Грозе

Система образов в «Грозе» достаточно необычная, нетривиальная.

Как правило, каждый герой имеет свое предназначение, принадлежит к определенному социальному слою. Допустим, Дикой. Можно сказать, это «хозяин жизни». Все вокруг стремятся его не беспокоить, не сердить – дескать, в гневе он страшен.

Конечно же, это не может быть плюсом. Сама по себе агрессивность и вспыльчивость человека – это минус, а не плюс.

Но есть и люди, которые Дикого не боятся. Допустим, Кудряш. Он открыто говорит, что прогибаться не будет — мало того, если что, и ответить может. Сам Дикой постоянно зол, потому, что ему все время не хватает собственных полномочий. Можно сказать, он жаждет большего, стремится все выше и выше вознести свой статус.

Дикой самодур. Но, лишь внешне. На самом деле, это неуверенный в себе, несчастный человек. Который считает, что сила и власть сделают его лучше других.

А вот Кабаниха – типичный образец домостроя, который уже давно отжил свое. Но такие люди, как она, не желают этого признавать, живут в соответствии со старым укладом. Она третирует молодых, по ее убеждениям, для их же блага.

Но сама не понимает, что этим ничуть не помогает, а напротив, портит людям жизнь.

Хотя, кто знает – возможно, ею движет типичное чувство немолодого человека, который верит, что пока к его наставлениям кто-то прислушивается, значит, он нужен детям, и ему есть место в этом мире.

Что же касается старых порядков, Кабанова уж слишком обеспокоена их беспрекословным выполнением. Более, чем на половину важных для нее вещей можно спокойно махнуть рукой – и никто не пострадает. Кабаниха давно смирилась с самодурством, а вот с тем, что не является истиной в последней инстанции – смириться не может.

Борис – это образ, находящийся в отдалении ото всех. Он двойственен. С одной стороны, образован и интеллигентен, с другой подл и двуличен. Возможно, он введен в творение потому, чтобы показать читателю, что идеальных людей не бывает, у каждого есть некая «слабина».

В двойственности с ним схож Тихон. С одной стороны, это глас маменьки. С другой, недалекий, беспомощный человек. Он очень любит Катерину, но не может ослушаться Кабаниху, боится ее. Так и живет, губимый своими комплексами и отсутствием силы воли. Тем не менее, в диалогах он жалуется, что маменька житься не дает супруге и что ему ее жалко.

Антипод Тихона — Варвара. Уж она-то за словом в карман не полезет! Тем не менее, жизнь с Кабанихой наложила свой отпечаток. У девушки неправильные ценности. Но также она умеет приспосабливаться. К жесткости матери, к ничтожеству брата, к собственным недостаткам. Однако у нее есть желание перемен и сила воли. Она чем-то схожа с Кудряшом, только он сильнее, настойчивее, проницательнее.

Что же касается Кулигина – это типичный «русский гений», светило, что остается не в полной мере признанным.

Система образов в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

В 1856 году А. Н. Островский отправляется в экспедицию по Волге вместе со многими театралами и писателями. В результате… автор пишет пьесу “Гроза”, в которой отражена жизнь интересующего автора социального слоя: мещанства и купечества, представленного в произведении с помощью собирательного образа города Калинова, названного Добролюбовым “темным царством”.

Название — ключ к пониманию произведения. Образ грозы прежде всего ассоциируется с общим состоянием мира. Старые устои общества уже изжили себя, и становится актуальной проблема нравственного и исторического обновления. Также гроза символизирует конфликт.

Центральным в произведении становится социальный внешний конфликт, который реализуется с помощью образов жителей города. Калинов представлен самодурами (угнетающими) и угнетенными. Рассмотрим образ Марфы Игнатьевны Кабановой. Она живет по законам Домостроя и патриархального мира. Для нее важно соблюдение обрядовости жизни, только это может сохранить порядок в доме.

(Но так как “Гроза” — произведение критического реализма, для него характерна социальная и психологическая типизация. Следовательно, дом олицетворяет город Калинов, а значит, и Россию в целом.) На страхе разрушения устоев, порядков основана и жестокость Кабанихи, зачастую доходящая до античеловечности.

Например, Марфа Игнатьевна настаивает на том, чтобы Тихон бил Катерину (чтобы знала, кого уважать), и торжествует по поводу ее смерти, обвиняя в разрушении порядка. Также яркими чертами Кабанихи становятся деспотизм и властолюбие. “Если она тебя бояться не будет, то меня и подавно.

Какой же порядок в доме будет-то?” Под влиянием свекрови, общества, жизнь которого основана на страхе и лжи (ведь сама Варвара говорит, что на лжи “…весь дом держится…”), Катерина должна была стать типичным его представителем. Но Катерина становится достойным противником Кабанихи. Катерина тоже сильная личность.

Она так же, как и Марфа Игнатьевна, считает, что нет ничего, что могло бы искупить грех. Но от уродливой жизненной логики Кабанихи Катерину спасает способность видеть красоту и искренняя вера в Бога. Ей чужды ценности “темного царства”. Это частично становится основой внешнего конфликта, который представлен в произведении с помощью психологических пар.

Его главная особенность в том, что мировоззрение людей разрушает жизнь друг друга. Например, так произошло в семье Кабановых. Кабаниха предстает сложной личностью. Несмотря на свою внешнюю жесткость по отношению к близким, она искренне любит своих детей и не понимает, что ломает их жизнь.

Варвара, дочь Марфы Игнатьевны, постоянно изворачивается, лжет, даже перед Богом (например, когда ворует ключ, который мать держала за образом). Для нее практически не существует ничего святого, потому она уходит из семьи. Тихон — загубленная личность. Он не может воспротивиться приказам маменьки и делает все, что она требует.

В результате финальная сцена пьесы становится еще более трагичной. Лишь под влиянием смерти жены в Тихоне пробуждаются чувства, а главное, душа, и он обвиняет горячо любящую его мать в происшедшем.

Читайте также:  Цитаты и афоризмы по направлению «Разговор с собой»

Внешний конфликт разрешается крушением семьи и непосредственно связан с образом надвигающейся в самом начале повествования грозы, несущей разрушение устоявшимся порядкам “темного царства”. Но нравственная сущность некоторых его представителей противоречива, в их душе происходит активная внутренняя борьба, что становится основой для внутреннего конфликта в произведении.

Прежде всего, рассмотрим образ Катерины. Желание истинной чистой любви выше доводов разума. Но Катерина осознает греховность желания, и это становится тяжким гнетом для ее души. Согрешив, Катерина более не обращается за помощью к Богу, но и жить с мыслью о грехе не может, и, соответственно, счастья с Борисом никогда не достигнет.

Из-за излишней впечатлительности Катерине видятся недобрые предзнаменования и в изображении геенны огненной, и в словах полусумасшедшей старухи: “…красота… в омут ведет…” и “…все в аду гореть будем…” В результате на вопрос “куда теперь?” Катерине видится только один ответ: “В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо… Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех!” Но, кроме Катерины, внутренний конфликт происходит и в душе Тихона. Влияние матери подавляло в нем индивидуальное начало. Но причинить боль жене он не в состоянии, так как сильно ее любит и переживает за нее. Он говорит: “…я ее вытащу, а то так и сам… что мне без нее!” Смерть жены сильно влияет на его внутреннее состояние. В нем возрождается желание, стремление противостоять, и он находит в себе душевные силы сказать матери: “Вы ее погубили!” Так как пьеса “Гроза” произведение критического реализма, герои и типичны, и индивидуальны. Авторская позиция растворена в повествовании и прямо не выражается. Лишь иногда некоторые герои становятся резонерами. Финал открыт, но добро не побеждает и зло не торжествует.

«Система персонажей в пьесе А. Н. Островского «Гроза»»

Действие пьесы «Гроза» А. Н. Островского открывается образом Кулигина, фамилия прозрачно намекает на реально существовавшего человека — Кулибина, механика- самоучку.

Кулигин — натура поэтическая, мечтательная. Неслучайно он появляется, распевая народную песню «Среди долина ровныя». Из всех персонажей «Грозы» только он и Катерина способны видеть и чувствовать красоту природы. Кулигин говорит Кудряшу: «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день на Волгу гляжу и все наглядеться не могу… Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется».

Кулигин осознает, насколько жестокие порядки царят в Калинове, дает меткие характеристики «хозяевам» Калинова, с осуждением говорит об их непорядочности, жадности: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба».

Этот человек располагает к себе, он начитанный, наблюдательный.

Кулигин — единственный, кто понимает Катерину, способен оценить ее духовную красоту: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Настоящими хозяевами города являются купцы Дикой и Кабаниха.

Дикой — грубый и страшный человек. Он держит в страхе всех: домочадцы прячутся от его гнева на чердаке, тетка умоляет с утра домочадцев «не рассердить» грозного хозяина.

С мужиками, которые на него работают, Дикой обращается, как со скотом, без малейшего смущения заявляет: «Захочу- помилую, захочу -раздавлю».Никто из мужиков, считает Дикой, не смеет даже заикнуться о жалованье.

Смысл жизни Дикого — приобретение денег. Я думаю, ради них он бы пошел на убийство человека…

Под стать Дикому Кабанова. Купчиха полностью подчинила себе сына Тихона. Живет Кабаниха, согласуясь с теми нравами, обычаями, которые давно устарели. По мнению этой женщины, отношения в семье должны строиться на чувстве страха.

Младшие члены семьи обязаны подчиняться старшим, пусть даже они не правы. Жена, полагает Кабаниха, есть рабыня своего супруга, его собственность.

Какой смысл вкладывает купчиха в понятие «уважать»? Уважать — значит подчиняться, трепетать… Когда Катерина провожает мужа в поездку, свекровь заставляет ее выть. От сына Кабаниха требует, чтобы он бил жену.

У Кабанихи двое детей. Дочь зовут Варвара. Она еще не замужем. Варвара, не желая подчиняться матери, жить в тюрьме с красивым названием «родной очаг», убегает из дома. Благодаря матери, Варвара выучилась лгать, изворачиваться, привыкла к мысли: «Можно делать все, что угодно, лишь бы все шито- крыто было».

Тихон, сын Кабанихи, — слабое, безвольное существо. Слабохарактерным его сделала мать. Он подчиняется ей во всем, всегда. «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг», — робко говорит он матери. Тихон никогда не ропщет, не протестует.

И все-таки он жалеет, что не погиб вместе с женой: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?» В этих словах — боль за свое унизительное положение и в то же время — осознание неспособности как-то изменить свою жизнь, выйти из материнского подчинения… Он так и будет «мучиться»…

  Исследовательская работа на тему «Родник – сердце села»

Борис, племянник Дикого, жертва темного царства. Он вынужден подчиняться своему дяде, так как материально от него зависит. Ради денег он терпит унижения, оскорбления.

Конечно, самый яркий, запоминающийся образ пьесы — Катерина. В родительском доме она жила «как птичка», ее холили, лелеяли, Выйдя замуж за Тихона, она попала в семью, где брань, грубость — обычные явления. Молодая женщина сильно тяготится этой жизнью… Ее сожаления по поводу того, что человек не летает так, как птицы, объясняются тем, что ей тяжело в этом доме-тюрьме…

Катерина — нравственно чистая женщина. Именно поэтому пробудившееся чувство к Борису она воспринимает как страшный, несмываемый грех. Для неё, замужней женщины, любовь не к мужу, а к другому человеку есть нарушение христианской морали.

Она всей душой хочет быть чистой, безупречной. Мне кажется, в том, что её потянуло к Борису, в какой-то степени виновата свекровь.

Если бы ей было хорошо в доме мужа, если бы она ощущала поддержку мужа, доброе отношение свекрови, она бы не совершила этот грех.

Я считаю, что Катерина погибает, потому что не может примирить свою совесть с любовью не к мужу, а к другому человеку. Кроме того, она не может и не хочет жить в «тюрьме». Остаться жить для Катерины — отказаться от человеческого достоинства.

Система персонажей в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Действие пьесы «Гроза» А.Н.Островского открывается образом Кулигина, фамилия прозрачно намекает на реально существовавшего человека – Кулибина, механика- самоучку.

Кулигин – натура поэтическая, мечтательная. Неслучайно он появляется, распевая народную песню «Среди долина ровныя». Из всех персонажей «Грозы» только он и Катерина способны видеть и чувствовать красоту природы. Кулигин говорит Кудряшу: «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день на Волгу гляжу и все наглядеться не могу!…Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется».

Кулигин осознает, насколько жестокие порядки царят в Калинове, дает меткие характеристики «хозяевам» Калинова, с осуждением говорит об их непорядочности, жадности: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба».

Этот человек располагает к себе, он начитанный, наблюдательный.

Кулигин – единственный, кто понимает Катерину, способен оценить ее духовную красоту: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Настоящими хозяевами города являются купцы Дикой и Кабаниха.

Дикой – грубый и страшный человек. Он держит в страхе всех: домочадцы прячутся от его гнева на чердаке, тетка умоляет с утра домочадцев «не рассердить» грозного хозяина.

С мужиками, которые на него работают, Дикой обращается, как со скотом, без малейшего смущения заявляет: «Захочу- помилую, захочу –раздавлю».Никто из мужиков, считает Дикой, не смеет даже заикнуться о жалованье.

Смысл жизни Дикого – приобретение денег. Я думаю, ради них он бы пошел на убийство человека…

Под стать Дикому Кабанова. Купчиха полностью подчинила себе сына Тихона. Живет Кабаниха, согласуясь с теми нравами, обычаями, которые давно устарели. По мнению этой женщины, отношения в семье должны строиться на чувстве страха.

Младшие члены семьи обязаны подчиняться старшим, пусть даже они не правы. Жена, полагает Кабаниха, есть рабыня своего супруга, его собственность.

Какой смысл вкладывает купчиха в понятие «уважать»? Уважать – значит подчиняться, трепетать… Когда Катерина провожает мужа в поездку, свекровь заставляет ее выть. От сына Кабаниха требует, чтобы он бил жену.

У Кабанихи двое детей. Дочь зовут Варвара. Она еще не замужем. Варвара, не желая подчиняться матери, жить в тюрьме с красивым названием «родной очаг», убегает из дома. Благодаря матери, Варвара выучилась лгать, изворачиваться, привыкла к мысли: «Можно делать все, что угодно, лишь бы все шито- крыто было».

Тихон, сын Кабанихи, — слабое, безвольное существо. Слабохарактерным его сделала мать. Он подчиняется ей во всем, всегда. «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг»,- робко говорит он матери. Тихон никогда не ропщет, не протестует.

И все- таки он жалеет, что не погиб вместе с женой: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?» В этих словах – боль за свое унизительное положение и в то же время — осознание неспособности как-то изменить свою жизнь, выйти из материнского подчинения…Он так и будет «мучиться»…

Борис, племянник Дикого, жертва темного царства. Он вынужден подчиняться своему дяде, так как материально от него зависит. Ради денег он терпит унижения, оскорбления.

Конечно, самый яркий, запоминающийся образ пьесы — Катерина. В родительском доме она жила «как птичка», ее холили, лелеяли, Выйдя замуж за Тихона, она попала в семью, где брань, грубость – обычные явления. Молодая женщина сильно тяготится этой жизнью… Ее сожаления по поводу того, что человек не летает так, как птицы, объясняются тем, что ей тяжело в этом доме-тюрьме…

Катерина – нравственно чистая женщина. Именно поэтому пробудившееся чувство к Борису она воспринимает как страшный, несмываемый грех. Для неё, замужней женщины, любовь не к мужу, а к другому человеку есть нарушение христианской морали.

Она всей душой хочет быть чистой, безупречной. Мне кажется, в том, что её потянуло к Борису, в какой-то степени виновата свекровь.

Если бы ей было хорошо в доме мужа, если бы она ощущала поддержку мужа, доброе отношение свекрови, она бы не совершила этот грех.

Я считаю, что Катерина погибает, потому что не может примирить свою совесть с любовью не к мужу, а к другому человеку. Кроме того, она не может и не хочет жить в «тюрьме». Остаться жить для Катерины – отказаться от человеческого достоинства.

Система образов драмы "Гроза" Н. Островского

Содержание

  1. Вступление
  2. Биография Александра Николаевича Островского
  3. Пьеса А.Н. Островского «Гроза»
  4. Система образов драмы «Гроза»
  5. Образ главной героини Катерины
  6. Заключение
Читайте также:  Основная тема в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

Вступление       

Корифей русской драматургии, Александр Николаевич Островский являлся, по выражению Льва Толстого, «общенародным в самом широком смысле писателем».

В творчестве Островского запечатлен колорит русской жизни: в многообразии типов и судеб, бытовых и психологических оттенков – во всей самобытности национального характера и национального уклада отражен нравственный идеал народа.

Он исследует сильные, необузданные, самобытные характеры, «не обремененные образованием», но правдивые и реалистические.

Не всякому большому писателю выпадает на долю при жизни услышать слова полного и заслуженного признания. Островский узнал это счастье. В 1882 году, когда праздновали 35-летний юбилей его литературной деятельности, Гончаров прислал драматургу письмо, в котором были такие слова: «Вы один достроили здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь.

Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он по справедливости должен называться «Театр Островского»1. Островский был наследником не только Гоголя, но и Пушкина. В образе Катерины с особой силой выразилось поэтическое пушкинское начало творчества Островского. Катерина из той же плеяды русских женщин, что и пушкинская Татьяна.

        

Прочитав пьесу, я поставила перед собой цель – проследить систему образов, выстроенную Островским, понять, по какому принципу драматург разделяет героев, а также узнать характеры героев. Начать я решила с биографии Островского и истории создания «Грозы».

Работая над темой, я познакомилась со статьями И. А. Гончарова «Отзыв о драме «Гроза» Островского» и Н. А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве».

________________________

1 Гончаров И.А. Собр. соч. в 8 тт. Т.8 — М.: Художественная литература, 1980. С. 475

Разнообразный материал о биографии Островского и об истории создания драмы я нашла в учебнике «Русская литература ХIХ века» под редакцией В. Ю. Лебедева.

Жизнь и творчество Александра Николаевича Островского

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Замоскворечье, в самом центре Москвы. Семья была обеспеченной и просвещённой. Много времени и средств тратилось на обучение детей. Уже с детства Александр знал несколько языков и много читал. С раннего возраста он почувствовал желание писать, но отец видел его в будущем только юристом.

В 1835 году Островский поступает в Московскую гимназию. Через 5 лет – становится студентом юридического факультета в Московском университете. Будущая профессия его не привлекает и может быть, поэтому конфликт с одним из преподавателей становится поводом для ухода из учебного заведения в 1843 году.

В 1843 году отец определил его на службу в Московский совестный суд. Для будущего драматурга это был неожиданный подарок судьбы. В суде рассматривались жалобы отцов на непутёвых сыновей, имущественные и другие домашние споры.

Судья глубоко вникал в дело, внимательно выслушивал спорящие стороны, а писец Островский вёл записи дел. Истцы и ответчики в ходе следствия выговаривали такое, что обычно прячется и скрывается от посторонних глаз. Это была настоящая школа  познания драматических сторон купеческой жизни.

В 1845 году Островский перешёл в Московский коммерческий суд канцелярским чиновником стола «для дел словесной расправы». Здесь он сталкивался с промышлявшими торговлей крестьянами, городскими мещанами, купцами, мелким дворянством.

Наблюдение за клиентами отца, затем за историями, разбиравшимися в суде, дало Островскому богатейший материал для будущего творчества.

Литературные взгляды его складываются ещё в студенческие годы под влиянием Белинского и Гоголя – Островский сразу и бесповоротно решает, что будет писать только в реалистичной манере.

В 1847 году в соавторстве с актёром Дмитрием Горевым будущий известный драматург пишет первую пьесу «Записки замоскворецкого жителя».  В 1850 году Островский публикует свою первую большую комедию «Свои люди – сочтёмся!» в журнале «Москвитянин».

Пьеса имеет большой успех и восторженные отзывы литераторов, но запрещается к повторному изданию и постановке по жалобе купцов, отправленной непосредственно императору. Автора уволили со службы и отдали под надзор полиции, который был снят только после восшествия на престол Александра II.

В первой же пьесе Островского проявились основные черты его драматургических произведений, которые были характерны для всего творчества в дальнейшем: умение через личный и семейно-бытовой конфликт показать наиболее сложные общерусские проблемы, создать запоминающиеся характеры всех персонажей и «озвучить» их живой разговорной речью.

Островский начинает постоянное сотрудничество с журналом «Москвитянин». Под влиянием главного идеолога журнала А.

Григорьева в пьесах Островского этого периода начинают звучать не столько мотивы обличения сословного самодурства, сколько идеализации старинных обычаев и русской патриархальности («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и другие). Такие настроения уменьшают критичность произведений Островского.

Тем не менее, драматургия Островского становится началом «нового мира» во всём театральном искусстве. На сцену выходит простая будничная жизнь с «живыми» персонажами и разговорным языком.

Большинство актёров принимают новые пьесы Островского с восторгом, они чувствуют их новизну и жизненность.

С 1853 года почти каждый сезон в московском Малом театре и петербургском Александринском в течение 30 лет появляются новые пьесы Островского2.

В 1855-1860 годах драматург сближается с революционерами демократами. Он переходит в журнал «Современник». Главным «событием» пьес Островского этого периода становится драма простого человека, противостоящего «сильным мира сего». В это время он пишет: «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Гроза» (1860).

В 1856 году по указанию великого князя Константина Николаевича лучших

_______________________

2 Лебедев Ю.В.  А.Н. Островский. Русская литература 19 века. Вторая половина. М., 1990

российских писателей отправляют в командировку по стране с заданием описать

промышленное производство и быт различных областей России. Островский едет на пароходе от верховьев Волги до Нижнего Новгорода и делает множество записей. Они становятся настоящими энциклопедическими заметками по культуре и экономике края. При этом Островский остаётся художником слова – многие описания природы и быта переносятся им в свои произведения.

Проработав для русской сцены без малого сорок лет Островский создал целый репертуар- около пятидесяти пьес. Произведения Островского и до сих пор остаются на сцене.

Умер Островский в 1886 году в своём любимом заволжском имении Щелыково.

Пьеса А.Н. Островского «Гроза»

Творчество Александра Николаевича Островского стало ключевым этапом в развитии русского театра. Знаменитый драматург создал свою театральную школу и современную концепцию театральной постановки. Сущность драмы Островского заключается в отсутствии экстремальной накаленности, через простые сюжетные линии, человеческую психологию главных героев он показывает весь смысл своих произведений. 

Пьеса Островского «Гроза» – самое значительное произведение  драматурга. Она стала своеобразным новшеством среди существующих на то время пьес.

Из-за этого драма стала предметов горячих споров критиков XIX века.

Написанная в 1860 году, «Гроза», как яркая социально-бытовая драма, стала крупнейшим событием в литературном мире, накануне такого важного исторического события, как отмена крепостного права.

Пьеса А.Островского «Гроза» по праву считается одной из вершин его литературной деятельности. Кризис патриархального мира и патриархального сознания находится в центре авторского внимания в пьесе драматурга.

Но в этой драме Островский придает проблеме совершенно иное звучание, чем в предшествующих своих произведениях, рассматривает ее под принципиально новым углом.

«Гроза» написана на стыке методов классицизма и реализма: реалистическая задача социально-психологического анализа современности решается во многом в рамках классицизма. «Гроза» – классическая трагедия.

Ее персонажи предстают с самого начала законченными типами – носителями того или иного характера – и уже не меняются до конца. Классицистичность пьесы подчеркивается не только традиционным трагическим конфликтом между долгом и чувством, но более всего системой образов-типов.

В 1848 году Александр Островский отправился с семьей в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга, и тогда он задумался о пьесе.

В течении довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее в Костроме дело Клыковых. Вплоть до начали ХХ века костромичи указывали на место убийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Показывали и дом, где она жила.

Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные.  А. П.

Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, оказывала ей в просьбах повидаться с родными.

Молодой муж её, Клыков, беззаботный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге.

Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе».

Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работая над «Грозой» Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года.

Впервые пьеса была опубликована в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за 1860 год. Первое представление «Грозы» на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в Малом театре, в бенефис С. В. Васильева с Л. П. Никулиной-Косицкой в роли Катерины.

Версия о костромском источнике «Грозы» оказалась надуманной3.

________________________

3 Лакшин В.Я. Островский А.Н. М.: Мир книги, 2001. – 480с.

Пьеса Островского переносит читателей в купеческую среду, где домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии.

Действие «Грозы» разворачивается в вымышленном городе Калинове на берегу Волги. Автор «населяет» город разнообразными жителями. С первого взгляда кажется, что они все разные, но всех их объединяет схожие понятия и представления этого маленького замкнутого мира.

В первую очередь, это Кабаниха и Дикой, поборники калиновской патриархальной морали и обычаев.  Многие, например, Варвара и Кудряш, предпочитают формально признавать над собой власть обычаев, хотя на самом-то деле идут против неё.

 Даже ученый Кулигин, пытающийся внедрить свои изобретения, рассуждает о научной мысли, которая глубоко устарела даже для 19 века. Приезжий из Москвы Борис, человек образованный и воспитанный, тоже вынужден покорится этому городу, принять его правила.

Основная идея произведения – конфликт молодой женщины с «темным царством», царством деспотов и невежд. За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство.

Система образов драмы «Гроза»

В пьесах Островского создана прекрасная галерея русских национальных характеров: от эгоистки Липочки из пьесы «Свои люди – сочтемся!», нежной и беззащитной Катерины из «Грозы» до порывистой и безрассудной Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы». Рассмотрим подробно героев пьесы «Гроза».

Главными действующими лицами пьесы являются Катерина и Кабаниха – две сильные женщины, каждая из которых отстаивает свою правду.

Кабаниха представляет собой мир устаревшей патриархальной морали, она  всеми силами отстаивает этот уклад жизни.  Катерина же стремится освободиться от оков принуждения и преклонения. Её манит мечта, духовность, искренность.

  При этом во многом невестка и свекровь схожи – обе сильны духом и безкопромиссны, а также глубоко религиозны.

Ссылка на основную публикацию