Сатирическая и нравоучительная журналистика Аддисона и Стила

Родоначальниками просветительской журналистики на Западе по праву считаются англичане Джозеф Аддисон и Ричард Стил – журналисты, писатели, политики, издатели журналов “Болтун” (1709-17110), “Зритель” (1711-1712), “Опекун” (1713). Их деятельность в этих изданиях привела к принципиальному пересмотру представлений как о содержательной стороне периодической печати, так и о её общественной роли.

Отличие Аддисона от других литераторов начала XVIII века состояло в том, что он принадлежал к элите английского общества не только по дарованию, но и по рождению и воспитанию. Со Стилом Аддисон познакомился еще в школе.

Аддисон был принят в члены литературно-политического кружка вигов. Когда в мае 1705 г. виги одержали победу на выборах, перед Аддисоном открылись новые перспективы. Он занял пост заместителя государственного секретаря и возобновил знакомство со Стилом.

Последнему он не только помогал при написании пьесы «Нежный муж», но и обеспечил для него место издателя правительственной «Лондонской газеты». В 1708 г.

он избрался в парламент, однако на исходе года отбыл в Ирландию в качестве секретаря ирландского наместника графа Уортона.

Во время пребывания Аддисона в Ирландии его товарищ Стил стал трижды в неделю выпускать сатирико-нравоучительный журнал «Tatler» («Болтун»), призванный представлять лондонской публике наглядные примеры джентельменского поведения и хорошего вкуса. Аддисон время от времени пересылал Стилу для публикации собственные материалы, а после возвращения в Лондон зимой 1709 г. взял на себя бремя сочинения всех публиковавшихся в «Татлере» статей.

Издание журнала продолжалось до конца 1710 года. После поражения вигов на выборах Аддисон распределял своё время между парламентской деятельностью и общением с завсегдатаями клуба «Кит-кэт», среди которых ему в этот период был особенно близок Джонатан Свифт (впоследствии он перешёл в стан тори).

Успех «Татлера» вдохновил Стила и Аддисона на издание нового журнала в том же духе. На этот раз инициатива принадлежала Аддисону. Этот модный журнал, выходивший под названием «Spectator» («Наблюдатель», «Зритель») практически ежедневно с марта 1711 по декабрь 1712 г.

, представлял читателям не только политические новости, литературные новинки, обзоры последних веяний в мире моды, но и серьёзные критические разборы. Издатели стремились не столько потакать вкусам публики, сколько возвышать их уровень.

Перед читателями «Наблюдателя» проходили галереи модных чудаков, сопровождаемые забавными карикатурами.

Ежедневно по Лондону расходилось до 3000 экземпляров «Наблюдателя», что по тем временам было рекордом, а после закрытия журнала его 555 номеров были переизданы в семи книжках. В 1714 г.

Аддисон при содействии двух помощников сочинил и издал ещё 80 номеров «Наблюдателя».

На протяжении всего XVIII века издание Аддисона и Стила оставалось образцом общественно-публицистического журнала — ему подражали во Франции, России и других уголках Европы.

Особенно интересна для анализа структурно-содержательная модель, представленная журналом “Зритель“. Стержнем номеров являлись проблемные эссе, посвященные нравам в свете и за его пределами, торговле и бирже, образованию и досугу, женскому и церковному вопросам….

Авторы представили здесь целую галерею образов-масок: помещик, торговец, судейский, военный, священник, светский щёголь и т.д. От лица любой из этих масок они могли высказываться о волновавших их вопросах общественной жизни, заявляя при этом о своём политическом нейтралитете.

Принципиальным было не высказывать “пристрастия ни к одной из партий”, находясь в “равном удалении” от соперничающих станов.

Примечательна поставленная журналистами цель: “бороться со злом, а не отдельными лицами и бичевать порок, не задевая людей”. Этой гуманной установке подчинена и сатирическая типизация: Зритель, персонаж-медиатор, обещал никогда не описывать “дурного человека, который не был бы похож по меньшей мере на тысячу ему подобных”.

Примечательным был и сам способ ведения критики, избранный журналом. Критика должна была увещевать мягко и ненавязчиво, убеждать, а не карать.

“Разумными и достойными занятиями” Зритель желал “усмирять враждующие партии, смягчать завистливого, охладить гневного, избавить кого-либо от закоренелого предрассудка”, заботясь одновременно о том, чтобы “назидание было приятным, а развлечение – полезным”.

Поэтому-то журнал предлагал себя шутливо как уместную добавку к “утреннему чаю”, как “неотъемлемую часть чаепития”.

Сатирическая и нравоучительная журналистика Аддисона и Стила

Другой чертой идеологии журнала как издания именно новой эпохи, эпохи Просвещения, стало обращение к тому аспекту человеческой жизни, который доселе к области высокой словесности никак не мог быть приближен. Это – торгово-коммерческие отношения. Обретение благосостояния, личное обогащение особенно приветствовалось, даже поэтизировалось, если было связано с принесением пользы другим.

В частности, подчёркивалось, что торговля интенсифицирует процессы коммуникации в обществе.

Здесь в ход шёл традиционный для просветителя “естественный” аргумент, что “сама природа положила законом жизни зависеть друг от друга”, когда “уроженцы разных мест связаны общими интересами”.

Поэтому, “нет в обществе более полезных людей, чем торговцы”, полагал Зритель, поскольку они “связывают человечество взаимным обменом благ, распределяют дары природы, дают работу бедным, силу – богатым”.

Развитие нравоучительной журналистики в Великобритании в XVIII столетии

«Славная революция» 1688 года положила начало новому этапу в истории Великобритании. В 1689г. был принят «Билль о правах», а в 1694г. отменен, а точнее, не продлен «Licencing Act» («Закон о цензуре»).

В 1710 в Англии был принят закон о защите авторских прав, а в 1712 году – закон о штемпельном сборе, который привел к двукратному увеличению стоимости газет, но на спрос это не повлияло.

С 1771 года британским газетам разрешают публиковать отчеты о парламентских дебатах, а с 1794 года, благодаря принятию закона Фокса, дела против журналистов начинает рассматривать только суд присяжных. В результате формирования такой законодательной базы, английская журналистика становится одной из самых передовых в Европе, а Великобритания – центром просветительской мысли.

Просветительская журналистика в Великобритании выработала два подхода к исправлению нравов общества: сатирический и морально-дидактический. Сатирическое направление нравоучительной журналистики выразилось в памфлетах Даниэля Дефо (г.ж. 1660-1731) и Джонатана Свифта (г.ж. 1667-1745). Главным творческим приемом стал метод доведения до абсурда.

Так были написаны памфлеты «Кратчайший способ расправиться с диссентерами» (Д.Дефо), «Скромное предложение» (Дж. Свифт) и др. Морально-дидактическое направление нравоучительной журналистики было представлено журналами, которые выпускал творческий союз Джозефа Аддисона и Ричарда Стила. Форму нравоучительной журналистики этих авторов определила серия памфлетов Дж.

Свифта «Бумаги Бикерстафа». Неслучайно их первый нравоучительный журнал «Тэтлер» («The Tatler» – «Болтун»), выходивший с 1709 по 1711 гг. имел подзаголовок «Болтун Исаака Бикерстафа». Ведущим жанром этого и всех последующих журналов Р. Стила и Дж.

Аддисона стало морально-поучительное эссе, в котором осмеянию подлежал определенный порок общества, но никогда в центре внимания журналистов не было конкретных личностей (в отличие от сатирического направления).

Структура «Тэтлер» основывалась на одном эссе, являвшимся композиционным стержнем каждого номера. Эссе создавалось Р. Стилем или Дж. Аддисоном от имени выбранной маски и посвящалось различным событиям лондонской жизни. Помимо эссе в номер включались также мелкие объявления и заметки.

«Тэтлер» выходил три раза в неделю. «Главная цель этого листка, – говорил Р. Стил, – обнаруживать ложный образ жизни, срывать маски коварства, тщеславия и лицемерия, рекомендовать всеобщую простоту в нашем платье, разговоре и поведении».

До сих пор многие эссе «Тэтлера» переиздаются и считаются непревзойденными образцами английской эссеистики.

В 1711 году, когда «Тэтлер» находился на пике своей популярности Р. Стил и Дж. Аддисон закрывают журнал и открывают журнал «Спектейтор» («The Spectator» – «Зритель»), который выходил с 1711 по 1713 гг. (всего вышло 555 номеров). Тираж журнала превышал 14 тысяч экземпляров. На этот раз Дж. Аддисон и Р.

Стил разработали целую галерею масок, членов небольшого клуба, которые собирались, чтобы рассуждать на самые замысловатые темы из области политики, литературы, философии, театра и светской жизни.

Главными членами этого «клуба» были: Виль Гоником, сэр Андру Фрипорт, студент-юрист, сэр Роджер де Коверли, капитан Сентри, вдова Леонора, священник.

Основные жанры журнала: нравоописательное эссе, юмористический портрет, остроумная заметка о новостях культурной жизни, заранее написанные и заготовленные «письма в редакцию».

Какие же пороки в «Спектейтор» обличали Дж. Аддисон и Р. Стил?!

1) Чрезмерное употребление спиртного (немного выпить хорошо, много плохо – особенно ругали деревенских джентльменов, которым больше нечем было заняться);

2) Выступали против дуэли. Сам Стил (был гвардейским офицером, дослужился до капитана) дважды дрался на дуэли в 1700, и в 1701 гг. и оба раза чуть не убил своих противников, хотя оба раза именно они вызвали его на дуэль. Эти переживания сделали его решительным противником дуэли и дуэлистов.

3) Против азартных игр (карточных), которые разоряют игроков, т.к. много шулеров.

Кроме этого, много писалось материалов о том, кого же мы можем назвать «джентльменом» и, по мнению Р. Стила и Дж.

Аддисона, – это не разодетый по последней моде щеголь из благородной семьи, а «человек совершенно одаренный как для служения на благо общества, так и для его украшения и услаждения», благородный и возвышенный дух, ясный ум, свободный от предрассудков разум, стойкость мнения, обширные познания.

Скромен, открыт, приветлив, он должен много путешествовать, заниматься спортом, иметь хорошее образование. Были материалы и о женщинах, критиковалась их фривольность в танцах, одежде, в выборе служанок, любое щегольство со стороны женщин подлежало осмеянию.

Не обошли вниманием журналисты и женские предрассудки: «Спектейтор» смеялся над знахарями, прорицателями, ведьмами, толкователями снов и астрологами. Отдельно говорилось в «Зрителе» и о представителях низших классов и их пороках.

Вместо «Спектейтор» в 1713г. появился новый журнал «Гардиан» («The Guardian» – «Опекун»). Новая маска имела почти такой же успех, как и «Спектейтор», однако просуществовал около года (до 1715г.), после чего издательский тандем Стиль-Аддисон распался. В 1714г. Дж. Аддисон в одиночку продолжил выпуск журнала «Зритель», но довел его только до 635-го номера.

Влияние «Зрителя» и других журналов на развитие английской и европейской журнальной традиции было феноменальным.

Только в Англии количество подражаний исчислялось десятками: «Шептун» («The Wisperer», 1709), «Ворчун» («The Grumbler», 1715), «Брюзга, или Диоген, выгнанный из бочки» («The Grouler, or Diogenes robb'd of His Tub», 1711), «Болтунья» («The Female Tatler», 1709-1710), «Развлекатель» («The Entertainer», 1717-1718) и др.

Журналы Дж. Аддисона и Р. Стила переиздавались несколько раз в виде отдельных книг в течение XVIII в. и были переведены на большинство европейских языков. «Тэтлер» и «Спектейтор» – образцы просветительской, нравоописательной журналистики. Вдохновляясь идеями Джона Локка, Р. Стил и Дж. Аддисон верили в воспитательную функцию журналистики.

Джозеф Аддисон признавался, что цель его журнала не только «развлечение», но и «совершенствование страны». Идеалом Р. Стила и Дж. Аддисона – была умеренность во всем: «умная карикатура хранит в себе больше истины, чем плохая фотография». Журналы Дж. Аддисона и Р.

Стила почти никогда не нападали на личности, но высмеивали нравы и институты современного английского общества.

Лучинский Ю. Очерки истории зарубежной журналистики. Просветительская журналистика: идеология и типология

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Просветительская журналистика: идеология и типология

Эпоха Просвещения стала поворотным этапом в истории европейской цивилизации, явлением во многом итоговым. Европа сделала решительный шаг к переходу к новым экономическим, социально-политическим и идеологическим формам. Абсолютистские режимы в XVIII в. начали сменяться демократическими.

Феодальные экономические отношения уступают место капиталистическим, в науке и философии утверждается рационализм, в политической и религиозной жизни — принципы толерантности (обосновываются и получают юридическое оформление концепции “естественных прав человека” и демократии).

Обозначенные явления пробивали себе дорогу с большим трудом — XVIII столетие стало эпохой кровавых революционных потрясений и войн за независимость. “Социально-экономические и политические достижения были связаны с движением в духовной области, которое само дало себе название “Просвещение”.

“Просвещение с помощью света разума” — таков был лозунг прогрессивных сил Европы. Новые идеи получали распространение благодаря путешествиям, международной книжной торговле, все возраставшей переводческой деятельности и переписке” [88].

Просвещение совпало со становлением и расцветом журнальной периодики, и в этом совпадении имеется своя закономерность. В период, когда властителями дум были философы и писатели, роль печатного слова в формировании общественного мнения возросла многократно.

Этот период иногда называют эпохой персонального журнализма -практически за каждым периодическим изданием стояла личность редактора или издателя, проводившего свою идеологическую политику. Писатели и философы часто обращались к созданию журналов для пропаганды собственных взглядов.

Журналы, как концептуальные периодические издания, стали одним из основных коммуникационных каналов для распространения просветительских идей на широкую читательскую аудиторию.

Начало европейского Просвещения связано с идеями английских деистов и философов конца XVI столетия. Принятие в 1689 г.

“Билля о правах” (учитывающем некоторые философские концепции Джона Локка) стало знаменательным событием не только для Англии, но и для всей Европы, ибо в “Билле о правах” была заявлена новая модель взаимоотношения личности и государства.

Высказанное Локком (в работе “О гражданском правлении”, 1690) положение о том, что “мы рождаемся свободными, так же, как мы рождаемся и разумными” [89], для многих звучало подлинным откровением.

Вольтер писал, что “Локк развернул перед человеком картину человеческого разума, как превосходный анатом объясняет механизм человеческого тела” [90]. Многие французские просветители (Монтескье, Вольтер, Прево) отправились в Англию, чтобы на месте ознакомиться с тем, что казалось им самым передовым и плодотворным в области культуры, идеологии и государственного устройства.

максимально большему числу читателей Как писал Даниэль Дефо, “если меня спросят, какой стиль я считаю наилучшим, то я отвечу — тот, на котором можно разговаривать с пятью сотнями людей самых разнообразных профессий, исключая идиотов и сумасшедших, и быть понятым всеми” [91].

Сам Дефо прославился как опытный памфлетист и полемист, сатирические выпады которого не раз достигали цели. Его памфлет “Кратчайший способ расправы с диссидентами” (1702) был направлен против религиозных преследований со стороны англиканской церкви, но Дефо написал его так, что ввел в заблуждение тех, против кого этот памфлет был направлен.

Ответом на меткую карикатуру стал суд над памфлетистом, публичное сожжение обнаруженных экземпляров, штраф и троекратное выставление к позорному столбу Дефо удалось превратить гражданскую казнь в собственный триумф.

В тюрьме Дефо написал “Гимн позорному столбу” (1703), который поступил в продажу как раз в момент исполнения приговора, — и собравшаяся на площади толпа приветствовала Дефо рукоплесканиями и осыпала его цветами.

После выхода из заключения Дефо становится независимым журналистом и издает собственный журнал. По мнению Г. Геттнера, тюремное заключение сделало Дефо “еще любезнее народу; он писал сатиры, политические сочинения, полемические статьи.

Но всего более занимало его издание “Обозрения (Review) отношений Франции и всей Европы, насколько простирается влияние Франции” выходившего четыре раза в неделю, которое было народным листком в истинном смысле этого слова и которое поэтому и должно собственно считаться первым началом английской журналистики” [92].

Дефо продолжал издавать журнал, заполняя его в основном материалами собственного сочинения, вплоть до 1713 г и даже получил прозвище “господин Ревью” [93].

В английской просветительской журналистике выделились два подхода к исправлению нравов — сатирический и морально-дидактический.

Их не всегда можно разъединить, но если выделять крайние стороны, то нравоучительная журналистика Джозефа Аддисона и Ричарда Стиля оказываются с одной стороны, а едкая сатира Джонатана Свифта — с другой.

Как остроумно заметил Теккерей, Аддисон — “мягкий сатирик, он никогда не наносил запрещенных ударов; милосердный судья он карал только улыбкой. В то время как Свифт вешал без пощады” [94].

Свифт оставил яркий след в истории английской журналистики и публицистики.

Размышляя о силе публицистического дарования Свифта, тот же Теккерей заметил, что “самые хищные клюв и когти, какие когда-либо вонзались в добычу, самые сильные крылья, какие когда-либо рассекали воздух, были у Свифта” {95]. Памфлет был излюбленным жанром Свифта.

Он никогда не подписывал свои публицистические произведения, мистифицируя читателей вымышленными именами [96] и поднимая злободневные вопросы, которые органично вписывались в контекст основных проблем английского и европейского Просвещения.

— “Битва книг” и “Сказка бочки”. “Сказка бочки” — один из самых блестящих памфлетов в творческом наследии Свифта.

В нем дается тонкая и злая пародия на Реформацию и на различные направления внутри христианского вероучения, отразившая реакцию Свифта на события английской революции и на деятельность пуритан.

Под масками Петра, Мартина и Джека возникают образы католицизма, лютеранства и кальвинизма (пуританства) [97].

Политические пристрастия Свифта вначале были на стороне вигов, но в 1709-1710 гг. он порвал с вигами и, став редактором торийского еженедельника “The Examiner” (“Исследователь”), вел его с ноября 1710 г. по июнь 1711 г. (№ 13-43).

В этой газете Свифт опубликовал целый ряд памфлетов, статей и стихотворений, направленных против лидеров партии вигов.

В пылу политической борьбы Свифт писал, что “партия наших противников, пылая бешенством и имея довольно досуга после своего поражения, сплотившись, собирает по подписке деньги и нанимает банду писак, весьма искушенных во всех видах клеветы и владеющих слогом и талантом, достойными уровня большинства своих читателей” [98].

Даже самое известное произведение Свифта — роман “Путешествия Гулливера” (1726) — не что иное, как развернутый памфлет, который не сосредоточивается на одной проблеме, но поднимает бесконечное множество проблем — от государственного устройства Британии до нравов ученого мира и духовного облика человека в целом (иеху).

“Бумаги Бикерстафа” (1708-1709) определила форму нравоучительной журналистики Ричарда Стиля и Джозефа Аддисона. Свифту удалось создать запоминающуюся комическую маску Исаака Бикерстафа, имя которого стало нарицательным. Ричард Стиль, бывший в ту пору редактором официальной газеты, решил использовать созданную Свифтом маску для издания нового журнала в 1709 г.

Журналу Стиля, получившему название “The Tatler” (“Болтун”) и имевшему подзаголовок “Болтун Исаака Бикерстафа”, суждено было положить начало не только английской, но и всей европейской нравоучительной журналистике.

Издание начиналось обращением Бикерстафа, предлагавшего читателю “поучительное и вместе с тем вызывающее на мысль чтение”, которое “благодетельно и необходимо” [99]. Удачно найденная маска и точно выдерживаемая программа издания завоевали английского читателя. В 1710 г. издательским проектом своего друга заинтересовался Джозеф Аддисон.

Он стал присылать в журнал свои статьи и эссе. “Аддисон нашел свое призвание, и самый восхитительный собеседник в мире заговорил” [100].

С приходом Аддисона качество журнальных публикаций возросло, многие его эссе до сих пор переиздаются и считаются непревзойденными образцами английской эссеистики.

Структура “Болтуна” основывалась на одном эссе, являвшимся композиционным стержнем каждого номера. Эссе создавалось Стилем или Аддисоном от имени выбранной маски и посвящалось различным событиям лондонской жизни.

Помимо эссе, в номер (“Болтун” выходил три раза в неделю) включались также мелкие объявления и заметки.

“Болтуна” в начале 1711 г., когда журнал находился на пике своей популярности. В тот же год появился самый удачный журнал в творческом наследии Аддисона и Стиля — “The Spectator” (“Зритель”).

На этот раз Аддисон и Стиль разработали целую галерею масок, членов небольшого клуба, которые собирались, чтобы порассуждать на самые замысловатые темы из области политики, литературы, философии, театра, светской жизни и т. д.

Подлинной удачей стал образ “Зрителя” — сэра Роджера де Коверли, добропорядочного провинциального джентльмена, английского чудака, с любопытством вглядывавшегося в окружающий мир: “Так и живу я на свете, скорее как Зритель, созерцающий человечество, чем как один из его представителей; таким образом я стал прозорливым государственным деятелем, военным, торговцем и ремесленником, никогда не вмешиваясь в практическую сторону жизни. Теоретически я прекрасно знаю роль мужа или отца и замечаю ошибки в экономике, деловой жизни и развлечениях других лучше, чем те, кто всем этим занят, — так сторонний наблюдатель замечает пятна, которые нередко ускользают от тех, кто замешан в деле. Короче говоря, я во всех сторонах своей жизни оставался наблюдателем, и эту роль я намерен продолжать и здесь” [101].

“Зрителя” вырос до 14000 экз., читатели в Европе и колониях с нетерпением ждали каждого нового выпуска.

Но Аддисон и Стиль оказались верными избранной издательской стратегии, и когда интерес к “Зрителю” достиг максимальных пределов, они предпочли сменить литературные маски.

“Зритель” просуществовал два года — всего вышло 555 номеров, в последнем номере было объявлено о неожиданной женитьбе одного из персонажей и о скоропостижной кончине другого. Круг участников клуба распался, а вместо “Зрителя” в 1713 г.

появилась новая маска и новый журнал “The Guardian” (“Опекун”). “Опекун” имел почти такой же успех как и “Зритель”, однако просуществовал около года, после чего издательский тандем Стиль-Аддисон распался. В 1714 г. Аддисон в одиночку продолжил выпуск журнала “Зритель”, но довел его только до 635-го номера.

Влияние “Зрителя” и других аддисоновских журналов на развитие английской и европейской журнальной традиции было феноменальным. Только в Англии количество подражаний исчислялось десятками.

“Шептун” (The Wisperer, 1709), “Ворчун” (The Grumbler, 1715), “Брюзга, или Диоген, выгнанный из бочки” (The Grouler, or Diogenes robb'd of His Tub, 1711), “Болтунья” (The Female Tatler, 1709-1710), “Развлекатель” (The Entertainer, 1717-1718), “Критик на 1718 год” (Critick for the Year MDCCXVIII, 1718), “Осведомитель” (The Intelligencer, 1728), издававшийся Томасом Шериданом, отцом знаменитого драматурга, при участии Свифта; “Попугай” (The Parrot, 1728), “Всеобщий зритель” (The Universal Spectator, 1728-1746), издававшийся Генри Бейкером, зятем Дефо, и множество других листков оспаривали друг у друга внимание публики” [102]. Более того, журналы Аддисона и Стиля переиздавались несколько раз в виде отдельных книг в течение XVIII в. и были переведены на большинство европейских языков.

Во Франции журналистские идеи Аддисона и Стиля использовались Пьером де Мариво и аббатом Прево.

В таких журналах Мариво, как “Le Spectateur francais” (“Французский зритель”, 1722-1723), где само заглавие перекликается с английским “Зрителем”, “L'indigent philosophe” (“Неимущий философ”, 1728) и “Le Cabinet du philosophe” (“Кабинет философа”, 1734), заметно стремление познакомить французского читателя с английскими культурными традициями. Мариво не был подражателем — изысканно-метафоричный, полный неологизмов язык его журналов получил наименование “мариводаж”. В свою очередь, творчество Мариво пользовалось большим успехом в Англии.

“История кавалера де Грие и Манон Леско”, также внес свой вклад в развитие французской журналистики. Вынужденный с 1728 по 1734 г. скрываться то в Англии, то в Голландии, Прево познакомился с методами и приемами английской журналистики. В 1733 г. Прево в Лондоне основал по образцу “Зрителя” еженедельный журнал “Le Pour et le Contre” (“За и против”, 1733-1740).

Журнал, который создавался в Англии, но распространялся в Париже, стал заметным явлением в журналистском мире Франции. Само заглавие журнала Прево манифестировало приверженность к объективности. Достоверность и надежность информации, качество критических выступлений внушали доверие.

Сам Вольтер добивался того, чтобы рецензии на его произведения помещались в журнале аббата Прево.

В Германии линия английской просветительской журналистики была продолжена такими нравоучительными изданиями, как “Der Vernunfter” (“Разумник”, 1713-1714), “Die lustige Fama” (“Веселая молва”, 1718), “Discourse des Mahlern” (“Беседы живописцев”, 1721-1723) швейцарских издателей Бодмера и Брейтингера и выступающим против них журналом Готшеда “Der Bidermann” (“Честный человек”, 1728-1729), “Der Freigeist” (“Вольнодумец”, 1745), “Der Hypochondrist” (“Ипохондрик”, 1762).

Особое место в немецкой просветительской журналистике занял журнал “Hamburische Dramaturgic” (“Гамбургская драматургия”), который издавал Г. Э. Лессинг.

Лессинг выступал за создание национального театра и писал, что его журнал “будет критическим перечнем всех пьес, которые будут ставиться на сцене, и будет следить за каждым шагом, который будет совершать на этом поприще искусство поэта и актера Если хотят развить вкус у человека, наделенного здравым смыслом, то нужно только объяснить, почему ему что-нибудь не понравилось” [103]. Задачей журнала стало формирование театрального вкуса нации, и хотя издание просуществовало всего два года (1767-1768), ему было суждено выйти за рамки простого журнала. “Гамбургская драматургия” стала крупнейшим памятником эстетической мысли немецкого Просвещения.

Рекомендуемая литература:

Дубашинский И. А. Памфлеты Свифта. Рига, 1968.

История в энциклопедии Дидро и д'Аламбера. Л., 1978.

Рак В. Д. Сатирико-нравоучитепьные журналы Аддисона и Стиля и литературная полемика их времени. М., 1964.

Теккерей У. М. Английские юмористы XVIII века // Собр. соч.: В 12 т. М., 1977. Т. 7.

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Сатирические издания Аддисона и Стиля

В английской просветительской журналистике выделились два подхода к исправлению нравов – сатирический и морально-дидактический.

Их не всегда можно разъединить, но если выделять крайние стороны, то нравоучительная журналистика Джозефа Аддисона и Ричарда Стиля оказывается с одной стороны, а едкая сатира Джонатана Свифта – с другой. Как остроумно заметил У.М.

Теккерей, Аддисон – «мягкий сатирик, он никогда не наносил запрещенных ударов; милосердный судья, он карал только улыбкой. В то время как Свифт вешал без пощады».

Даже самое известное произведение Свифта – роман «Путешествия Гулливера» (1726) – не что иное, как развернутый памфлет, который не сосредоточивается на одной проблеме, но поднимает бесконечное множество проблем – от государственного устройства Британии до нравов ученого мира и духовного облика человека в целом (йеху).

Серия памфлетов Свифта «Бумаги Бикерстафа» (1708–1709) определила форму нравоучительной журналистики Ричарда Стиля и Джозефа Аддисона. Свифту удалось создать запоминающуюся комическую маску Исаака Бикерстафа, имя которого стало нарицательным. Ричард Стиль, бывший в ту пору редактором официальной газеты, решил использовать созданную Свифтом маску для издания нового журнала в 1709 г.

Журналу Стиля, получившему название «The Tatler» («Болтун») и имевшему подзаголовок «Болтун Исаака Бикерстафа», суждено было положить начало не только английской, но и всей европейской нравоучительной журналистике. В 1710 г. издательским проектом своего друга заинтересовался Джозеф Аддисон. Он стал присылать в журнал свои статьи и эссе.

Опасаясь, что маска Исаака Бикерстафа может потерять свою привлекательность, Аддисон и Стиль прекратили издание «Болтуна» в начале 1711 г., когда журнал находился на пике своей популярности.

В тот же год появился самый удачный журнал в творческом наследии Аддисона и Стиля – «The Spectator» («Зритель»).

На этот раз Аддисон и Стиль разработали целую галерею масок, членов небольшого клуба, которые собирались, чтобы порассуждать на самые замысловатые темы из области политики, литературы, философии, театра, светской жизни и т.д.

Тираж «The Spectator» вырос до 14000 экз., просуществовал два года – всего вышло 555 номеров. Вместо «The Spectator» в 1713 г. появилась новая маска и новый журнал «The Guardian» («Опекун»).

«The Guardian» имел почти такой же успех, как и «The Spectator», однако продержался около года, после чего журналистский тандем Стиль-Аддисон распался. В 1714 г.

Аддисон в одиночку продолжил выпуск журнала «The Spectator», но довел его только до 635-го номера.

Влияние «The Spectator» и других аддисоновских журналов на развитие английской и европейской журнальной традиции было феноменальным. Только в Англии количество подражаний исчислялось десятками.

«”Шептун” (“The Wisperer”, 1709), “Ворчун” (“The Grumbler”, 1715), “Брюзга, или Диоген, выгнанный из бочки” (“The Grouler, or Diogenes robb'd of His Tub”, 1711), “Болтунья” (“The Female Taller”, 1709–1710), “Развлекатель” (“The Entertainer”, 1717–1718) и др.

Более того, журналы Аддисона и Стиля многократно переиздавались в виде отдельных книг в течение XVIII в. и были переведены на большинство европейских языков.

Периодическая печать Германии ХVII-ХIХ веков.

Годом рождения европейской газетной периодики считается 1609 г. (хотя некоторые исследователи называют 1605 г.). Местом ее появления стала Германия.

Газета, озаглавленная «Ведомость (Relation) о всех выдающихся и достопримеча­тельных событиях, совершившихся в Верхней и Нижней Германии, во Франции, Италии, Шотландии, Англии, Ис­пании, Венгрии, Польше, Валахии, Молдавии и Турции за нынешний 1609 год.

Все сведения отпечатаны в том виде, в каком были доставлены»», была напечатана в январе 1609 г. в городе Страсбурге. Заголовок занимал всю первую страницу. Редактором-издателем этого еженедельника стал типограф Иоганн Каролюс, ранее занимавшийся составлением рукописных листков новостей.

Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались.

Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации.

Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями.

Начиная с 1609 г. еженедельные периодические печатные издания стали быстро распространяться: в 1610 г. печатный еженедельник «Ordinari Wohenzeitung» начал издаваться в Базеле, в 1615 г. – в Франкфурте-на-Майне и Вене. В 1616 г.

газета появляется в Гамбурге, в 1617 – в Берлине, в 1618 – в Амстердаме, в 1620 – в Антверпене, Магдебурге, Нюрнберге, Ростоке, Брауншвейге, Кельне. С 1609 по 1700 гг. в Германии специалисты зафиксировали хождение около 200 газет.

Первой ежедневной газетой в Европе стала «Einkommende Zeitung» («Приходящая газета»), которая увидела свет в 1650 г. в Лейпциге. По другим данным, первая ежедневная газета появилась также в Лейпциге, но в 1660 г. Ее издавал Тимотеус Рицше.

Для сравнения: в Англии первая ежедневная газета «The Daily Courant» («Ежедневные куранты») стала выходить лишь в 1702 г., во Франции «Journal de Paris» («Парижская газета») – в 1777 г.

, в Италии «Gazzetta di Genova» («Генуэзская газета») – в 1798 г.

Особое место в немецкой просветительской журналистике занял журнал «Hamburgische Dramaturgie» («Гамбургская драматургия»), издаваемый Г.Э. Лессингом.

Задачей журнала стало формирование театрального вкуса нации, и хотя издание просуществовало всего два года (1767–1768), ему было суждено выйти за рамки простого журнала.

«Гамбургская драматургия» стала крупнейшим памятником эстетической мысли немецкого Просвещения.

В Германии свобода прессы находилась в сложных условиях, журналисты в этой стране подвергались внесудебным преследованиям.

Наиболее показательным примером стала судьба немецкого редактора Кристиана Фридриха Даниэля Шубарта, входившего вместе с А.Л. Шлецером и В.Л. Векрлином в тройку лучших публицистов Германии конца XVIII в. С 1773 г. Шубарт издавал в Аугсбурге популярную политическую газету «Deutsche Chronik» («Немецкая хроника»). В 1777 г.

вюртенбергский принц Карл Евгений, разгневанный иронической статьей, отправил его в крепость Асперг. В тюрьме независимому газетчику пришлось провести без суда и следствия десять лет.

Однако, под давлением общественного мнения Шубарт был освобожден и продолжил свою деятельность в Штутгарте, где открыл новую газету «Vaterlandschronik» («Отечественная хроника»).

Наполеоновская политика по отношению к прессе сказалась и на немецкой журналистике. Действие французского декрета о печати 1810 г. не только распространялось на оккупированные территории Рейнского союза, но и оказывало влияние на соседние государства.

Так, правительство Пруссии запретило ежедневную газету Генриха фон Клейста «Berliner Abendblatter» («Берлинские вечерние листки») за политические комментарии.

В самой же Германии всем газетам было предписано перепечатывать политические новости только из официальной французской газеты «Монитор».

После падения режима Наполеона на территории бывшей Священной Римской империи в 1815 г. был создан Германский союз, объединивший 35 княжеств и 4 вольных города.

Была принята конституция союза, которая провозгласила, что первое союзное собрание должно заняться выработкой гарантий свободы печати. Тем более, что цензура была уже отменена в Баварии, Вюртемберге и ряде других территорий.

Однако окончательного освобождения от цензуры Германия так и не получила вплоть до 1848 г.

24 февраля 1848 г. июльская монархия во Франции, не сдержавшая своих обе­щаний, была сметена революцией, вся Германия потребовала ре­форм и освобождения печати. Президи­ум союзного сейма, заседавшего во Франкфурте, составил деклара­цию германскому народу, в которой признавалось, что «Германия должна быть возведена на подобающую ей ступень».

Вслед за этим собранием 3 марта было принято постановление, разрешавшее каж­дому союзному государству упразднение предварительной цензуры и введение неограниченной свободы печати.

Ежедневно во всех частях Германии появлялись сотни новых газет, из которых многие существовали всего несколько недель, другие — месяцы и не многим только удавалось продержаться долее года.

В 1848 году в Кельне начинает выходить «Новая рейнская газета», редактором которой был Карл Маркс. В редакцию газеты также входили Ф. Энгельс, Г. Бюргерс, Э. Дронке, Ф. и В. Вольф.

Ее предшественницей была «Рейнская газета», которая выходила в 1840-43 годах и была закрыта за остросоциальные и критические статьи К.Маркса, направленные против реакционной внутренней и внешней политики германских государств.

«Новая рейнская газета» имела разветвлённую корреспондентскую сеть, выходила с необычайно высоким для своего времени тиражом (около 6 тысяч экземпляров) и вскоре стала популярнейшей в годы Революции 1848/1849 в Германии.

Она выступала за создание в Германии единой, демократической немецкой республики, а также за ведение войны против России с целью воссоздания единого и независимого польского государства.

4. Английская печать периода реставрации Стюартов, «Славной революции». Формирование политических партий и политической журналистики. Стил, Аддисон, Дефо, Свифт – Госы на ФЖ НГУ – 10.02.2010

После периода протектората Кромвиля следует период реставрации Стюартов.
Сын кромвиля оказался слабый – не смог удержать армию и власть. Устроили опять
власть праламента, потом предлагали власть корлю Карлу 2му – он написал
условия, на которых он согласится. Он вернулся и  в 1661 был коронован

После поражения революции английская журналисти­ка переживала тяжелые времена. При короле Карле II был восстановлен прежний контроль над прессой.

Началось из­дание правительственных и государственных газет, первой из которых стала
учрежденная в 1665 году “Oxford Gazette” (“Оксфордская газета”), переименованная вскоре
в “London Gazette” (“Лондонская газета”).

Со временем все
английские газеты обосновались на Флит-стрит, недалеко от площади Святого Павла,
которая издавна была местом сбора ново­стей.

Во
времена Реставрации в Англии действовала строжайшая
цензура.
Ни одна книга, ни один памфлет или газета не могли быть напечатаны
легально без разрешения, полученного от властей.

Враги существующего церковного
или государственного порядка могли распространять свои взгляды, пользуясь лишь
спрятанными в лондонских мансардах типографскими станками, на которых работали
люди, доведенные до отчаяния. Люди, которые в случае ареста несли жестокое
наказание; за ними шпионили доносчики.

Санкция
цензуры, которая так душила свободу слова, теперь требовалась уже не в силу
королевской прерогативы, как прежде, а на основе парламентского закона.

1663  Первый закон о цензуре, утвержденный парламентом в 1663 году
имел целью запретить печатание мятежных и еретических произведений,
подразумевая прежде всего сочинения пуританских писателей.

Этот закон
через известный промежуток времени возобновлялся снова; он был отменен
палатой общин при вигах и в годы беспарламентского  правления (1679 –
1685); парламентом Якова II  он был восстановлен.

И лишь в более
либеральном веке, рожденном революцией, истекший срок действия закона о
цензуре не был продлен, и он утратил свою силу.

Славная
революция
  — принятое в
историографии название государственного переворота 1688 в Англии, в ходе которого сторонники Парламента свергли короля Якова Стюарта с помощью голландской
армии.

В результате
революции абсолютная монархия в Англии была заменена дуалистической (см. Билль о правах 1689). Кроме того, уменьшилась
дискриминация протестантов (Акт о веротерпимости). В 1688 году в Англии произошла Славная революция, в результате которой утвердилась ныне существующая
фор­ма разделения властей.

13 февраля 1689 года парламент
при­
нял Билль о
правах
– документ, который до сих пор играет роль
конституции и закона о печати. Первый параграф Бил­ля
гласит, что, если парламент принял закон, король не вправе
отменить его.

Для журналистов был самым важным девятый параграф: “Свобода
слова, прений и всего, что проис­ходит в парламенте, не может быть поводом для
преследова­
ния, быть предметом рассмотрения в суде и нигде, кроме
пар­
ламента.

” в  Билле
впервые появляется тер­ мин свобода
слова.

  • Билль о правах лег в основу
    английской концепции
    свободы печати. Ее отличительные
    особенности таковы:
  • ·        
    только парламент может регулировать работу    прессы; отвергается контроль со стороны
    государства и церкви;
  • ·        
    основа
    – экономическая свобода, то есть газету могут из­ давать все, у кого есть идеи и деньги; 
    те решающий фактор не политический,
    а экономический;

  В 1694 году был отменен принцип лицензирования
прессы,
парламент не возобновил закон о цензуре. Но далеко не сразу
английская печать смогла воспользоваться реальными плодами свободы. Парламент еще
более полувека пы­тался сдерживать рост и влияние прессы экономическими методами, вводя
различные налоги (например, штемпельный налог, налог на бумагу, объявления).

Д. Дефо –
публицист

Даниэль Дефо
(1660 или 61-1731) изв. Анг. писатель. Родился в семье лонд-го купца. За свою
жизнь перепробовал массу профессий: торговец, журн-ст, полит. деятель, но
основное занятие в жизни журна-ка. Был
тайным агентом, то у стоявших в власти вигов, то у сменивших их тори.

Был
необычайно плодовит. ( оставил св. 200 сочинений по вопросам текучий политики,
экономики, морали, религии, истории). Но все же был одним из зачинателей англ. жур. Автором множества известнейших
и популярнейших памфлетов.

  Из его
творений  наиболее известные –

'' Достоверная история жизни Петра Алексеевича царя
Московии '' 1701. Его едкий памфлет в стихах '' Чистокровный англичанин '' 1701
имел общественный резонанс ( был
направлен против аристократии в защиту короля Вильгельма
).

За издание брошюры
'' Кратчайший способ расправиться с сектантами '' 1702 разоблачающей фанатизм,
упрямство, несправедливость церкви был посажен
в тюрьму
. ( а также трижды высечен у позорного столба. В это время он
написал '' Гимн позорному столбу'' 1703.

При освобождении народ встречал его
пивом, легкими закусками и громким пением '' Гимна…''. 

1704
– 1713  он издавал популярную газету ''
Ревю ''
(еженедельное обозрение). В отличие от защитника интересов народа Swiftа
Дефо в своих сочинениях выступал как
апологет буржуазного развития и торговой экспансии
. Также был крупным
писателем главное свое произведение '' Робинзон Крузо '' 1719 также Молль
Фленднрс 1722

 Дж. Свифт – памфлетист

Свифт – англ. пис. и публиц-т. происходил из бедной
семьи. Учился в Дублинском Унв-те. Был секретарём Уильяма Темпла 1689-1699 в
эти годы создал первые произведения. (Битва Книг 1694 издана 1704)-тема '' Спор
древних и нынешних авторов'' он осмеял ложную ученость и педантизм.

1704 ''Сказка о бочке '' – имела широкий
общественный резонанс. В ней Свифт пародируя евангельские причи и рассказывает
о трех братьях ( Петр – католицизм, Мартин – Лютеранство, Джек – кальвенизм) В
'' Сказке… '' он осуждает религиозную нетерпимость и нелепость церковных
обрядов.

В серии пародийных  
предсказаний   Иосифа 
Бикерстафа  (1708) – осмеял
астрологию  Писал также поэмы послания  мадригалы.
1701-09 примыкал к вигам 1710-14 к тори.
Но проникся враждой к ''
компромиссу '' между аристократией и буржуазией.

Сотрудничал с газетой '' The Examiner '' в своих памфлетах потребовал прекращение войны за ''
Испанское наследство '' боролся против колонизаторской политики Англии, против
политики в отношении Ирландии
('' Письма суконщика '' и '' Краткий обзор
положения дел в Ирландии '' 1727 ) Свифт также отстаивал права народа, справедливость, боролся с церковной властью,
мракобесием, убийственной для простого народа политикой правительства,  другими слова Свифт отстаивал основные права
и свободы человека.
1726 написал гл. произведение в жизни '' Путешествие Гулливера
'', используя  жанр путешествий, он
создал сатиру на Англию, её жизнь и все общественно-полит-е проблемы того
времени. С 1714 Свифт- декан собора СВ. Патрика в Дублине.

Сэр Ричард Стил (1672-1729)

Ирландский писатель, журналист, политик. Один из
родоначальников  просветительской литературы в Англии.

Ещё в школьные годы познакомился с Аддисоном, с которым его впоследствии связывала
глубокая дружба и теснейшее литературное сотрудничество.

Создал ряд поэтических
и драматических произведений, но его слава и литературное значение зиждутся на
необычайно плодовитой — и плодотворной — журнальной деятельности.

Наибольший
успех из изданий Стила имел «Зритель»
(The Spectator
, первый номер —

1701  – выходил The Spectator – 1712, всего вышло 555 номеров, печатавшихся ежедневно).

Стил является создателем газетного эссе,
из которого впоследствии выросли передовая и фельетон. Политические «эссе»
Стила служили пропаганде и защите
взглядов партии вигов.

Из эссе, созданных Стилом и Аддисоном, большое литературное значение имели
так называемые портреты и характеристики.
Таким портретом почти всегда была вымышленная фигура издателя той или иной
газеты.

Следуя примеру «Биккерстафа» Свифта, Стил и Аддисон создавали для каждой своей газеты образ вымышленного
её издателя
, наделённого биографией и характеристикой, сказывавшимися на
программе газеты в целом и на стиле отдельных эссе в частности.

Помимо этого Стил и Аддисон создали ряд других образов, объединённых в
своеобразный клуб. «Действующие лица» газетных эссе связаны между собой общим
планом рассказа и интересуют читателя не только своими характерами, но и своими
судьбами, о которых повествуется в отдельных номерах, по мере выхода газеты.

Из
образов, созданных Стилом и Аддисоном, классической стала фигура несколько
старомодного, чудаковатого сельского дворянина, сэра Роджера де Коверли. Ещё
издавали журнал «Опекун».

Эссе Стила и Аддисона замечательны ещё тем, что в них
содержится множество реалистических
описаний культурной и бытовой жизни эпохи
.

Джозеф
Аддисон
1672 –
1719) публицист, драматург, политик и поэт, который стоял у истоков английского
просвещения.

После того как он написал оду о победе герцога Мальборо
(!) в сражении под Бленгеймом ему предложили место в правительстве (которая
осталась после смерти Локка). Был с вигами. Продвигал Стила – и того печатали в правительственной
Лондонской газете.

«Tatler» 1708-1710 и «Spectator»

Во время
пребывания Аддисона в Ирландии его товарищ Стил стал трижды в неделю выпускать сатирико-нравоучительный журнал «Tatler»
(«Болтун»), призванный представлять лондонской публике наглядные примеры
джентельменского поведения и хорошего вкуса. Аддисон время от времени пересылал
Стилу для публикации собственные материалы, а после возвращения в Лондон зимой
1709 г. взял на себя бремя сочинения всех публиковавшихся в «Татлере» статей.

Успех
«Татлера» вдохновил Стила и Аддисона на издание
нового журнала в том же духе
. На этот раз инициатива принадлежала Аддисону,
который видел задачу издания в том, чтобы «вывести Просвещённость из чуланов и
библиотек, школ и университетов и поселить её в клобах и ассамблеях, в кофейнях
и за чайными столиками»

Этот модный
журнал, выходивший под названием «Spectator» («Наблюдатель»,
«Зритель») практически ежедневно с марта 1711 по декабрь 1712 г.

, представлял
читателям не только политические
новости, литературные новинки, обзоры последних веяний в мире моды, но и
серьёзные критические разборы
. Издатели стремились не столько потакать
вкусам публики, сколько возвышать их уровень.

Ежедневно по Лондону расходилось до 3000 экземпляров «Наблюдателя», что по тем временам было рекордом,
а после закрытия журнала его 555 номеров были переизданы в семи книжках.

В 1714 г. Аддисон при содействии двух помощников
сочинил и издал ещё 80 номеров
«Наблюдателя».
На протяжении всего XVIII века издание Аддисона и Стила
оставалось образцом общественно-публицистического журнала — ему подражали во
Франции, России и других уголках Европы.

Ссылка на основную публикацию