Рецензия на фильм «Гоголь. Начало»

Сегодня все чаще телесериалы заглядывают на большой экран. Обычно, это происходит в исключительных случаях, когда нужно громко презентовать премьеру какого-то сериала (недавние Сверхлюди) или наоборот привлечь внимание к его финалу (Игра престолов). 

Наши киноделы тоже с недавних пор переносят телеформат в кинотеатры, но делают это топорно, чем только больший гнев зрителей навлекают на свои головы. Вспомнить Три мушкетера с Риналем Мухаметовым, или Темный мир: Равновесие.

Вот, кстати, Темный мир я считают образцовым примером того, как не стоит представлять сериалы в кино.

Помнится, полуторачасовой фильм вызвал кучу вопросов и резкое зрительское отторжение, зато, когда я посмотрел расширенную версию в 12 эпизодов, то был приятно удивлен — как сериал Темный мир: Равновесие прекрасно работал, раскрывая всех персонажей в достаточной степени, с чем не справлялся полнометражный «огрызок».

Дата премьеры: 31 августа 2017 г. (Россия)

Жанр: фэнтези, хоррор
Режиссер:
 Егор Баранов

Оператор: Сергей Трофимов

Продюсеры: Валерий Федорович, Александра Ремизова

Сценарий: Ким Белов, Филипп Коняшов

И вот в 2017 на экраны выходит «Гоголь: Начало», о котором как бы изначально говорили, что он положит начало сериалу. Размытая формулировка, не так ли? Положить начало сериалу мог и фильм.

Однако ушлые отечественные киноделы поступили хитрее: они сняли сериал, и решили его по частям демонстрировать в кинотеатрах.

Что в итоге получилось? Очередная волна зрительского недовольства при довольно неплохом исходном материале.

Рецензия на фильм «Гоголь. Начало»

Гоголь: Начало — это отечественное фэнтези, которое попыталось интерпретировать на свой лад мотивы из Сонной лощины и гоголевский монстрарий.

Получилось, должен признать, любопытно, атмосферно, местами жутковато, а местами ужасно весело.

К сожалению, формат сериала лишил нас удовольствия узнать, чем же заканчивается история, впрочем обещают, что не за горами следующие части. Правда, боюсь, что обманутый однажды зритель, едва ли пойдет в кино повторно.

Рецензия на фильм «Гоголь. Начало»
Рецензия на фильм «Гоголь. Начало»
Рецензия на фильм «Гоголь. Начало»

Сергей Прудников, «Кидшер» («Пульс»)

Рецензия на фильм «Гоголь. Начало»

Рецензия на фильм «Гоголь. Начало»

Николай Васильевич Гоголь (Александр Петров) – молодой писарь при знаменитом следователе Гуро (Олег Меньшиков).

Гоголь – парень со странностями, периодически у него случаются «экстрасенсорные» припадки, и Гуро надеется с его помощью разобраться в серии загадочных убийств юных девушек, случившихся близ Диканьки.

Слухи приписывают их некоему всаднику в черном, но, прежде чем Гуро и Гоголь докопаются до истины, на тот свет отправится еще много людей. И, что самое неприятное, кое-кто с того света вернется.

Рецензия на фильм «Гоголь. Начало»

Рядовые зрители и «народные блогеры» любят при виде какого-нибудь откровенно неудачного фильма выкрикивать в небо риторические вопросы вроде «За что?» и «Зачем?».

Ну что ж, теперь эти риторические вопросы получили абсолютно конкретные ответы – по крайней мере, в том что касается отечественных хорроров.

Хотите знать, зачем были нужны «Ведьма», «Кровавая графиня Батори», «Вурдалаки» и прочие малосмотрибельные образчики «русской хоррор-готики»? Для того, чтобы на их фоне лучше рассмотреть величие сериала «Гоголь», авторы которого наконец-то все делают правильно.

Настолько правильно, что в отечественном кинопроме этот проект даже не с чем сравнивать – его нужно ставить на одну доску с лучшими мировыми образцами, при том, что это отнюдь не тупое копирование западных схем, а абсолютно самостоятельный проект с узнаваемым славянским колоритом.

Рецензия на фильм «Гоголь. Начало»

Чтобы начать и сразу же закончить с тем, что может омрачить кому-то просмотр, необходимо оговориться, что «Гоголь.

Начало» – это не самостоятельный фильм, а два эпизода сериала (всего в нем будет восемь 45-минутных эпизодов, разделенных на четыре полнометражных картины), то есть к концу «Начала» нам только-только представят всех центральных персонажей, а основная сюжетная линия повиснет на клиффхэнгере.

Тем не менее в каждой из двух глав «Начала» есть своя отдельная мини-история с внятным финалом, благодаря чему фильм не оставляет ощущения, что тебя обманули, – только легкий голод и острое желание добавки. А это скорее говорит о том, что у авторов, рассчитывавших подсадить своего зрителя на крючок продолжений, все получилось.

Рецензия на фильм «Гоголь. Начало»

Также хороших слов не хочется говорить в адрес Александра Петрова, который типажно более-менее подходит на роль Гоголя, но в целом заметно переигрывает и вообще смотрится далеко не так интересно, как его партнеры.

Зато среди последних масса по-настоящему ярких актеров – чудо как хорош Олег Меньшиков, отличный слуга получился у Евгения Сытого, невероятно обаятелен Ян Цапник в образе доктора-алкоголика, жутковата и сексуальна – как и полагается правильной киношной ведьме! – Юлия Франц.

Рецензия на фильм «Гоголь. Начало»

Но хорошие актеры – ничто без грамотной поддержки, а в «Гоголе» она мастерская по всем фронтам – от сценария (написанного так лихо и ловко, что во время просмотра действительно хочется, чтобы фильм не заканчивался) и «промозгло-мрачного» визуального ряда до саундтрека и очень качественной режиссуры. Фильм снят на стыке нескольких жанров, и в кои-то веки это действительно органичное и талантливое балансирование на грани, а не тяп-ляпистый капустник по принципу «сейчас у нас комедия, потом будет пятиминутка ужасов, а закончим все драмой». Переоценить работу постановщика Егора Баранова невозможно, благодаря его «легкой руке» кино живет и дышит, вовлекая в свой безумный танец и зрителя. Особенное спасибо за версию 18+, в которой полно и обнаженных тел, и весьма натуралистичной «кровищи».

А главное, что «Гоголь: Начало» – редкий (возможно, первый в жанре российского хоррора) пример отечественного фильма, снятого с такой жанровой честностью и уважением к своему зрителю. Фильм одновременно страшный, смешной, зрелищный и увлекательный – настоящий жанровый блокбастер, даром что с телевидения.

С 31 августа в кино.

«Гоголь. Начало»: Рецензия Киноафиши

Юный Николай Васильевич Гоголь (Александр Петров) ещё относительно недавно переехал в туманный и прозаичный Санкт-Петербург с Полтавской губернии.

Чтобы хоть как-то продержаться на плаву с такой пагубной привычкой как писательство, мытарствами и стараниями мать устраивает сына на службу в Третье Отделение благодаря самому Фаддею Булгарину.

Там юноша исправно выполняет свой долг перед родиной, работая писарем у местных дознавателей на местах преступления.

Конечно, в силу своих проблем со здоровьем, юноша вскоре обрастает определённой «чёрной» славой: никто не хочет выходить на очередное место происшествия с секретарём, который то ли при виде крови, то ли при одной мысли о насилии падает в обмороки, исчёркивая при этом протокольные листы разной несуразицей.

Но в один день свидетелем этого удивительного порока становится легендарный следователь, человек незаурядных способностей Яков Петрович Гуро (Олег Меньшиков). Благодаря причудам нового знакомого Гуро по горячим следам выходит на убийцу. Поэтому, отправляясь в командировку на Полтавщину для расследования серии мистических убийств, обаятельный следователь не может отказать себе в удовольствии, чтобы не заинтересовать Гоголя приобщиться к своему скромному делу.

Рецензия на фильм «Гоголь. Начало» Кадр из фильма «Гоголь. Начало»

«Гоголь. Начало» Егора Баранова с первых минут картины встречает зрителя сразу двумя задами: лошадиным и обнажённым женским, что в принципе наводит на мысль, каким местом создатели повернулись к зрителю. А уж что они навострили в лес, итого стыдно представить. И такое восприятие реальности, как показывает практика пресс-релиза, у зрителя окажется не редкостью.

Читайте также:  Отзыв о поэме «Василий Теркин» (А. Твардовский)

Действительно, если относиться к Николаю Васильевичу с суровой серьёзностью как к исторической и литературной личности, на корню пресекая всякое упоминание его имени всуе, нынешняя экранизация может стать достаточно основательной причиной для начала Священной войны.

Если восхищаться литературным наследием России, отстаивая его право на единственное существование, то на отечественном кинематографе можно и вовсе ставить крест.

Рецензия на фильм «Гоголь. Начало» Кадр из фильма «Гоголь. Начало»

Но если взглянуть на «Гоголь.

Начало» как на явление массовой культуры, которое, мало того, призвано испробовать новую модель проката в кинотеатрах — по словам создателей, впереди нас ждут ещё то ли 3, то ли 4 «серии» на каждый месяц — так ещё и собрать оставшуюся за бортом аудиторию перед голубыми экранами в 2018, то это уже свежо! Если посмотреть на последние поползновения соотечественников на жанр хоррора, такие как «Невеста» или, упаси боже, «Вурдалаки», то «Гоголь. Начало» — это уже откровенное чудо! Если за чередой гэгов и отсылок «для своих» всё-таки понять, что это не triple-A аттракцион спецэффектов, а развлекательный хоррор класса B с национальным масштабом, то просто браво!

Рецензия на фильм «Гоголь. Начало» Кадр из фильма «Гоголь. Начало»

Конечно, команду Александра Цекало, ныне успешного продюсера с чуть ли не мировым именем после сотрудничества с Netflix, сложно упрекнуть в жажде угодить всем. Как известно, продукта для всех не бывает. Есть либо определённая, суженная аудитория, либо на товар не набежит ни один купец.

Так вот товарищи из кинокомпании «Среда» на этот раз проявили себя не столь как талантливые фильм-мейкеры, а как разноплановые креативщики, укушенные маркетологом. Кровосмешения «опиума для народа» здесь чуть ли не по штуке — утрирую — на пару минут хронометража.

Во-первых, появление некоторых героев самих по себе уже наталкивает на определённые поп-культурные источники, как, например, главный антагонист «Гоголя. Начало» точь в точь вылитый назгул из «Властелина Колец». Из пластмассы вылитый, конечно, ещё вчерашнего Lego, но всё же.

А тот же Олег Меньшиков, шикарно сыгравший Эраста Фандорина в «Статском советнике», играет того же Фандорина и здесь, правда, с поправкой на мистику, поэтому параллельно оттачивает амплуа Воланда. Ровно так же, на том же генетическом «культурном коде» срабатывают и отсылки.

Тот же герой Меньшикова предлагает Гоголю: «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?», — с низким поклоном «Покровским воротам», которые и стали билетом в большой мир кино для актёра.

Рецензия на фильм «Гоголь. Начало» Кадр из фильма «Гоголь. Начало»

С уклоном в сторону сериального сюжетостроения, о «Гоголе. Начало» было бы неправильно изначально судить строго и предвзято, поскольку многие персонажи, с учётом первоисточника, остались нераскрытыми и по итогу могут обернуться не такими бинарными, как показались.

Да и разброс тем самый разнообразный: от пресловутого переосмысления классики до разбора специфики психологии и трагедии писателя, что в связке с неожиданно вкраплёнными биографическими деталями жизни самого Гоголя вызывает тёплую улыбку. Как итог, первый «Гоголь» из серии оказался не таким страшным зверем, каким он выглядывал из тёмного леса грядущих релизов.

Моложавый, кровавый, в меру эротичный. А как ещё заинтересовать миллениалов нетленной классикой?

  • Евгений Антипин
  • В российском прокате с 31 августа 2017 года
  • Расписание и покупка билетов на фильм «Гоголь. Начало»

“Гоголь. Начало”, рецензия

Гоголиада

Гоголь. Начало, 2017, Егор Баранов

Наталья Бука рассказывает о картине Егора Баранова

Версия «18+» практически с ходу жёстко вводит зрителя в сюжетный курс дела: в первые пять минут фильма на экране появляется женская голая попа, стремительный массакр и главный злодей: бесчеловечный всадник с чёрной дырой вместо лица.

Эта сумрачная преступная преамбула истошным слоганом кричит о том, что «Самая тёмная ночь перед рассветом» ещё впереди и что все последующие действия в фильме будут обращены на поиски таинственного убийцы.

И тут появляется Гоголь…

Юный Николай Васильевич Гоголь бел лицом, чёрен волосом, тих голосом, славен скромной службой при Третьем отделении в Санкт-Петербурге и исправными приступами «падучей».

На местах преступления он не только записывает всё, что вещают ему хладнокровные дознаватели, но и без предупреждения валится в обмороки, резво приходит в себя.

В минуты припадков Гоголь, словно ведомый самим чёртом, пугает дознавателей и чертит неведомые символы, рисунки или отдельные слова, которые и сам поначалу не может грамотно истолковать.

Волею криминального случая Гоголь знакомится с харизматичным сыщиком Яковом Петровичем Гуро, который не гнушается подобными зрелищами, а извлекает из Гоголя полезную информацию. Еще у Гуро был один знакомый по фамилии Яичница, но сейчас не об этом: следователь приглашает писаря в Малороссию расследовать мистические убийства гарных дивчин.

От идеи Александра Цекало обратить писателя-классика в киногероя за пятьсот вёрст веет голимой коммерцией, и скудным кадилом чадит желание пробудить интерес молодёжи к русской литературе.

В угоду «и нашим, и вашим» к проекту привлекли талантище (Олег Меньшиков), тренды (Александр Петров, Таисия Вилкова), мейнстрим (Евгений Стычкин, Артём Ткаченко, Ян Цапник) и режиссёра в самом расцвете сил (Егор Баранов).

Фильм состоит из двух глав (всё-таки главный герой – писарь): «Убийства в Диканьке» и «Красная свитка». Титр «по мотивам» сразу намекает, что вы увидите очень вольное видение произведений Николая Васильевича. «Гоголь.

Начало»  глазами Баранова – это мистический трэш, вобравший в себя жанровое «чёрт-те что», смешно пугающий и превращающий зрителя в муми-папу с мыслью: «Это уже где-то было». Картина  просто напичкана нескончаемыми аллюзиями и ассоциациями с «Сонной лощиной», «Ван Хельсингом» и «Властелином колец».

Рецензия на фильм «Гоголь. Начало»

“Гоголь. Начало”, рецензия

Здесь все напоминают кого-то. Гуро (Меньшиков) играет изрядно пожившего Костика из «Покровских ворот» и даже вопрошает у Гоголя: «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?». Гоголь (Петров) доводит до совершенства умение пускать слюни и надувать жилы на шее.

Начальник полиции Бинх (Стычкин) напоминает обрусевшего флибустьера, решившего завязать с тёмным прошлым.

Женские партии тоже неоднозначны: в меру радует глаз кроткая Лиза (Вилкова) со своими скелетами в шкафу унаследованного поместья, а вот дочь мельника, утопленница Оксана (Юлия Франц) чересчур современна и пухла губами (не ведали тогда ещё в Диканьке про ботокс).

Впрочем, можно списать это дело на несчастный случай: всё же девушка утопла. И вообще ведьма. Унцию юмора вносит страдающий хроническим алкоголизмом доктор с булгаковской фамилией Бомгарт (Цапник). Как все выпивающие интеллигенты, он знает своё дело, и даже в невменяемом состоянии способен к вскрытиям и разного рода философствованиям.

Ближе к финалу фильма для борьбы со злом Гоголь сколачивает банду из себя, брюзжащего слуги и напоминающего байкера кузнеца Вакулы. Получаются такие малороссийские «Стражи Галактики».

В следующих сериях к ним, вероятно, примкнёт говорящая свинья и какой-нибудь куст. Что до гоголевской украинской атмосферности, то о ней словно позабыли.

Мелькнули где-то невыразительные мазанки, рушник, шаровары, свитка, борщ к обеду и пара шуток про москалей. В мультфильме «Жил-был пёс» – вот где нужно было черпать вдохновение.

Для борьбы со злом Гоголь сколачивает банду из себя, брюзжащего слуги и напоминающего байкера кузнеца Вакулы. Получаются такие малороссийские «Стражи Галактики». В следующих сериях к ним, вероятно, примкнёт говорящая свинья и какой-нибудь куст

Читайте также:  Стихи про детей: красивые стихотворения о детях и детстве русских поэтов классиков

Отрадно, что создатели фильма подробно ознакомились с биографией писателя и неплохо обыграли многие факты из его жизни и творчества. Так, в картине имеет место правдивый эпизод, в котором Гоголь сжёг все экземпляры своей поэмы «Ганц Кюхельгартен» (произведение было выпущено под псевдонимом Алов и подверглось критике).

Доподлинно известно, что писатель страдал от отсутствия аппетита — вот вам сцены, где Гуро мечет за троих, а Гоголь смотрит на сало, борщ и картошку с луком очами, преисполненными отвращения. Недолгий кадр, где писарь оказывается погребённым заживо, восходит к тафофобии писателя.

Ночные кошмары, «периодическая меланхолия» или, говоря современным языком, маниакально-депрессивный психоз, свойственные Гоголю, представлены здесь как особый дар писателя взаимодействовать с потусторонним миром.

Для «входа в контакт» ему достаточно либо хлебнуть горилки, либо стукнуться о любой твёрдый предмет, либо попасть под лошадь — вот вам и «ворота в мир иной». Очнувшись  на тёмной стороне, Гоголь выглядит так, будто внезапно включил фронтальную камеру, заодно наглядно демонстрируя огрехи грима.

Радует то, что первоначальную затею сделать знаменитый «гоголевский нос» авторы сами и отклонили. Внешнее сходство с Гоголем носит, скорее, условный характер (хватает причёски, усов и крылатки), а первостепенная задача фильма заключается в том, чтобы познакомить зрителя с богатым внутренним миром писателя и его личными тараканами.

Отдавая должное авторам, можно предположить, что такой ядрёной экспериментальной мешанине искренне подивился бы и сам Николай Васильевич Гоголь-Яновский с его безудержной фантазией. О других особенностях писателя (к примеру, он умел вязать), видимо, станет известно из последующих серий – авторы наверняка смогут применить это умение к борьбе с дьяволом и раскрытию главной тайны.

«Сериал в кино» режиссёра Егора Баранова быстро запрягает да долго, видать, будет ехать. Ведь это только начало. Целых три части впереди. Зритель, запасайся терпением, деньгами и попкорном!

Рецензия на фильм «Гоголь.Начало» Егора Баранова

Юный Николай Гоголь трудится в Санкт-Петербурге судебным писарем в канцелярии Его Императорского Величества. В его обязанности входит описание мест преступлений. Правда, когда он находится рядом с телами погибших, у него начинаются видения, которые косвенно указывают на убийцу.

Однажды при таком «сеансе» оказывается следователь Яков Петрович Гуро. Он обращает внимание на своеобразный талант Гоголя и приглашает молодого писаря составить ему компанию в путешествии в село Диканька.

Там за последнее время погибло несколько юных девушек, и селяне считают, что виноваты потусторонние силы.

На западе уже давно поставили на поток съемки выдуманных историй про реальные личностей («Демоны Да Винчи», «Флеминг» и т.д.). Для российского же кино- и ТВ-сегмента подобные проекты, безусловно, событие неординарное.

Автором идеи мистического процедурала, основанного на личности и произведениях Николая Васильевича, стал Александр Цекало, а лямку производства тянул телеканал ТВ-3. Но то, что в этот раз создатели собрались прыгнуть выше обычной планки телеканала, стало ясно уже на стадии формирования актерского состава.

Да, Александр Петров сейчас в тренде и снимается везде (даже в «Неуловимых»). Сергей Бадюк тоже не упускает возможности лишний раз появиться на большом экране (даже если это «Битва магов»). Но Евгений Стычкин и тем более Олег Меньшиков уже достигли того статуса, когда можно тщательно выбирать проекты.

Имена этих двух актеров в титрах, а также знаменитый перфекционизм продюсера Цекало сказались на ожидании премьеры.

Цекало и Ко подошли к созданию со всей ответственностью. Во-первых, не стали акцентировать внимание на графике. Современный зритель уже и так избалован спецэффектами и всегда сразу заметно, когда режиссёр старается продемонстрировать свой диплом по CGI со всех сторон. Спецэффекты в «Гоголе» на уровне, но ими никто не упивается. И это однозначный плюс.

Во-вторых, создатели сосредоточились на истории. Взяли известные факты о Николае Васильевиче и персонажей его произведений и сняли свою фантазию о молодых годах великого писателя. Ни о какой подлинности тут речи не идет, скорее, получилось размышление на тему «а что, если…».

Этот смелый ход, с одной стороны, сразу отсекал часть аудитории, которая подобное обращение с классиком клеймит святотатством. С другой — художественный вымысел развязывал создателям руки, давая возможность идти в любом направлении.

Кинематографисты пошли своей дорогой, но при этом, особо не отдаляясь от Диканьки. Они создали целый мир и в его рамках принялись рассказывать истории, порой даже непредсказуемые.

Сценарий для мистического процедурала отечественного розлива получился качественным и показывает, что кино снимали, чувствуя ответственность перед зрителем.

Серьезно подошли и к работе над персонажами. При просмотре не возникает ощущения какой-то фальши, а некоторая недосказанность хорошо сказалась на атмосфере фильма. Конечно, главным украшением стал герой Олега Евгеньевича — этот артист вообще плохо играть не умеет. И главное, режиссер Егор Баранов дал Меньшикову возможность в очередной раз порадовать зрителя.

Петров добавил себе в фильмографию еще одного персонажа, чья эмоциональность граничит с эпилепсией. Стычкин — снова подозрительная личность, которую так просто не раскусить. Бадюк харизматично молчит и внушительно водит плечами. А за позитив в фильме отвечает замечательный Ян Цапник.

Под чутким надзором постановщика и продюсеров эта разношерстная компания смотрится очень даже гармонично.

Нельзя не отметить один любопытный режиссерский ход. Баранов начинает фильм с того, что очаровывает зрителя великолепной игрой Меньшикова и завораживает окрестностями Диканьки.

И только спустя некоторое время он уже выводит на первый план собственно протагониста, который до этого пытался понять, где сон, а где реальность. Такая «ловля на живца» — беспроигрышный вариант, если каждый понимает свою роль.

И благодаря слаженной работе всей команды, в «Гоголе…» подобное сальто-мортале срабатывает без осечек.

Конечно, есть в фильме и недочеты вроде девушек с «накачанными» губами по моде XXI века, однако общее впечатление от просмотра остается положительным.

То ли дело в изначальном скепсисе, то ли в действительно большой работе, проведенной авторами.

Нельзя сказать, что общее впечатление близко к беспредельному восторгу, однако, с тремя продолжениями, которые выйдут в ближайшем будущем, ознакомиться хочется.

Николай Васильевич Бёртон. Рецензия на фильм «Гоголь. Начало»

В августе 2017го в России одним из самых популярных слов было «гоголь». В течение всего месяца в топе новостей было дело «Гоголь-центра» и возможное уголовное преследование художественного руководителя театра Кирилла Серебренникова.

23 августа Басманный суд поместил Серебренникова под домашний арест, а 31 августа в прокат вышел фильм «Гоголь. Начало». Эти события никак не связаны между собой, но консервативные критики уже поспешили сравнить эту ленту с творчеством Серебренникова, мол так же безвкусно и пошло. На самом деле «Гоголь.

Начало» далек от авангарда, впрочем, с произведениями, а тем более с биографией Николая Васильевича, он тоже имеет мало общего.

«Гоголь. Начало» больше всего похож на экранизацию комиксов. Здесь 20-ти летний будущий писатель служит в полиции писарем. У него необычный дар. Николай Васильевич впадает в транс и в беспамятстве записывает или зарисовывает свои видения, которые, в конечном итоге, становятся ключом к раскрытию преступлений.

В свободное от службы время Гоголь (Александр Петров) скупает весь тираж своей первой поэмы «Ганс Кюхельгартен» и, злоупотребляя спиртным, сжигает свои книги в камине. По делам службы Гоголь знакомится с легендарным питерским сыщиком Яковом Гуро (Олег Меньшиков).

Гуро отправляется на Полтавщину расследовать серию убийств молодых девушек, и Николай Васильевич напрашивается сопровождать сыщика, приводя весомый аргумент – он сам родом из Малороссии.

Читайте также:  Краткий пересказ русской народной сказки «Волшебное кольцо»

На этом петербургский период в фильме заканчивается, и авторы переносят зрителей в мир украинских произведений Гоголя. Здесь, стоит сказать, о том, что «Гоголь. Начало» – это, действительно, начало. Всего запланировано 4 фильма с общим сюжетом, каждый из которых состоит из 2-х новелл.

То есть 31 августа на большой экран вышли первые две новеллы «Убийства в Диканьке» и «Красная свитка». Не трудно догадаться, что в планах продюсеров в будущем разделить 4 кинофильма на 8 телевизионных серий.

Такой коммерческий подход становится понятным, когда узнаёшь, что идейным вдохновителем кино-телесериала стал Александр Цекало, в прошлом неудавшийся эстрадный исполнитель и удачливый телепродюссер в наши дни.

Меня долго не оставляло ощущение: что-то не так в видеоряде фильма. А почитав о нем в Интернете стало понятно – натура. «Гоголь. Начало» снимали в Псковской области.

То ли из-за украинских событий, то ли из экономии. К слову, одна серия обошлась в совершенно смешную сумму по киношным меркам 29 000 000 рублей.

Нет, Полтавщину нужно было снимать, если не близ Диканьки, то хотя бы в Диком поле – курской стрелецкой степи.

Каждая из 8-ми новелл это вольная трактовка повестей гоголя из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». 1-я часть фильма – «Убийства в Диканьке» сюжетно схожа с «Майской ночью, или Утопленницей». Сюжет 2-й часть – «Красная свитка» взят из «Сорочинской ярмарки».

Но авторы фильма населили мир Диканьки не только литературными персонажами, такими как Черевик, Хвиря, Параська, Попович и кузнец Вакула. В фильме есть полицмейстер Диканьки Александр Христофорофич Бинх (Евгений Стычкин) и весьма колоритный земский врач Леопольд Леопольдович Богмарт (Ян Цапник).

Надо отметить, что людей с такими должностями в 1829 году даже в таком крупном селе как Диканька по определению быть не могло.

Но в фильме «Гоголь. Начало» вообще много нестыковок заметных невооруженным глазом: последняя жертва маньяка, уже погребенная, но эксгумированная по настоянию следователя Гуро, совершенно не подвержена тлению.

Грудная клетка мертвой колдуньи, застреленной Бинхом, на крупном плане откровенно поднимается и опускается. Следователь Гуро, на миг перевоплотившись в Костика Ромина, предлагает молодому писателю: «А не хлопнуть ли нам по рюмашке».

Водяная мельница писателя-Гоголя превращается в ветряную мельницу Гоголя-следователя, и вкупе с таинственным всадником относит зрителя к «Сонной Лощине».

Складывается ощущение, что авторам фильма очень хочется быть похожими на Тима Бёртона. Удалось ли им это, судить вам. Единственный совет, запаситесь терпением: чтобы узнать все тайны, вам придется посмотреть все четыре фильма, ведь это только «Гоголь. Начало».

Антон Фатеев

Гоголь. Начало — Особые поручения

Молодой писарь Николай Васильевич Гоголь (Александр Петров) полицейского Третьего Особого отделения не пользовался сильным уважением среди своих коллег. Писал не особо разборчиво, плюс, любил во время рабочего процесса падать в обморок и бормотать какую-то чушь. Выгнать, правда, устроенного по протекции матушки человека никто не решался, и только столичный следователей Яков Гуро (Олег Меньшиков) разглядел в будущем русском классике потенциал. В связи с чем взял его с собой на расследование жестоких убийств красивых девушек в деревне под Полтавой. А название у деревни было Диканька.

Разумеется, «Гоголь. Начало» далеко не первый масштабный тв-проект, добирающийся до большого кинотеатрального релиза, но если раньше в кино показывали именно отредактированную (читай урезанную) версию, а полноценную нужно было ждать по телевидению, то теперь ситуация поменялась на прямо противоположную.

В отечественный прокат собираются выпустить 4 части саги про знаменитого писателя, где каждая часть будет собой представлять сдвоенные эпизода одного сериала.

И если же вам не повезет застать их релиз в ближайшем мультиплексе, то придется ждать, когда аж в 2018-м году состоится показ полной версии на канале ТВ3.

На бумаге, разумеется, такая идея выглядела довольно интересно, но получилось ли осуществить ее на практике? И да, и нет. Отечественной индустрии давно требовался проект, который не был бы похож на просто крутой концепт с не самой интересной реализацией.

Однако, замахнувшись именно на лавры объединения современного телевидения и кинематографа, создатели взяли на себя слишком много.

То есть по качеству картинки, сетингу и подбору актеров (особенно второго плана) это, без сомнения, один из самых первосортных и дорогих представителей отечественной киноиндустрии, портит который лишь та самая пресловутая форма повествования.

Когда Александр Цекало и его компания SREDA объявили, что «Начало» будет представлять собой сдвоенный фильм, почти все нарисовали у себя в голове картину уровня какого-нибудь эпизода «Шерлока» от BBC, где каждая полуторачасовая серия (даже не очень хорошая) все равно смотрится как цельная полнометражная лента. В «Гоголе» же слишком сильно бросается в глаза рваный ритм, слишком очевидно, где затемнение это уход на рекламу, и где одна серия сменяет другую.
Плюс не покидает ощущение, что часть сюжета как будто нарочно вырезана. В результате, начиная смотреть сериал с одними героями, мы в итоге получаем других, у которых Гоголь на самом деле несостоявшийся сайдкик, которому зачем-то кто-то решил дать главную роль. Разумеется, будут разговоры о предназначении, нераскрытом потенциале и огромной силе, заложенной в подсознании необычного писаря. Вот только всю работу делают за него совсем другие люди, а он только ходит, падает в обморок и сам же потом толкует собственные припадки.

В результате не совсем понятно, является ли сериал-фильм произведением именно о Гоголе, или же больше о том самом окружении и фольклоре, который он блестяще описал в тех самых «Вечерах на хуторе близ Диканьки».

Видно, что создатели пытались усидеть на двух стульях, но в итоге (во всяком случае по первым сериям) склонились именно ко второму варианту. Отсюда в сюжете, например, появляется кузнец Вакула и доктор Бомгарт.

Черевички и тому подобное, конечно, никто не показывает, но заставляет о них думать чуть ли не постоянно.

В итоге ключевым, конечно, остаётся вопрос, как такое кино воспримет зритель.

В свое время многие уже пытались рассказать одну историю в нескольких частях (смотри «На игре» и «Параграф 78»), но даже если за первым фильмом виделся потенциал, заманить человека на второй поход в кинотеатр оказывалось гораздо сложней.

А учитывая, насколько все же аляповато подводят к местным клиффхэнгерам создатели, за проект становится немного боязно. Особенно учитывая, что даты премьер «Заколдованного места», «Вия» и «Страшной мести» так никто пока и не объявлял.

И если обычному журналисту далеко не впервой смотреть интересный пилотный проект, обрывающийся на самом интересном месте, то рядовой зритель, разбалованный Netflix и Amazon, скорее проявит терпение и дождется выхода всего сезона сразу, потому что, как показывает практика, именно за такой моделью тв-программирования будущее, и никак иначе.

Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно ???? Meow!

Ссылка на основную публикацию