Проблемы в лирике ф. и. тютчева

  • Проблемы в лирике Ф. И. Тютчева
  •                                                                                                                             Мы зависим от дней и ночей,
  •                                                                                                                             От вещей, от людей и погоды.
  •                                                                                                                             Мы в разлуке с душою своей,
  •                                                                                                                             С ней не видимся долгие годы.
  •                                                                                                                             Мы бряцаем металлом цепей,
  •                                                                                                                             Мы заходим под темные своды.
  •                                                                                                                             Мы из целой природы, из всей,
  •                                                                                                                             Взяли рабство, не взявши свободы.
  •                                                                                                                                                              К. Бальмонт

Лирику Федора Ивановича Тютчева в отечественном литературоведении и критике принято называть философской. Такое ее определение давно стало аксиомой. И действительно, многие лирические произведения поэта представляют собой как бы маленькие философские трактаты, в которых он в чрезвычайно сжатой форме дает ответы на «вечные» вопросы человеческого бытия. Однако по поводу отношения мировоззрения Тютчева к тому или иному философскому направлению среди исследователей его творчества имеются значительные разночтения. Так, одни считают его последователем Шеллинга, другие – пантеистом, кто-то – натурфилософом, а некоторые – мистиком. Кроме того, существуют мнения о наличии в лирике Тютчева славянофильских и христианских мотивов.

Такое разнообразие мнений объясняется, на мой взгляд, двумя основными причинами.

Во-первых, каждый из исследователей воспринимал творчество Тютчева через призму собственного мировоззрения и миропонимания, а, во-вторых, восприятие это было, как мне кажется, очень фрагментарно.

Однако ничего удивительного в этом нет: творчество Тютчева настолько глубоко и своеобразно, что для полного его понимания (если это вообще возможно) потребуется еще много лет и много исследовательских работ.

В данной статье я попытаюсь обнаружить и выявить генеральную идею в лирике Тютчева, представляющую собой основу его поэтического мировоззрения. Кроме того, я постараюсь обратить внимание на те нюансы в лирике поэта, которые ускользнули от внимания других исследователей.

Следует заметить, что русская философская поэзия XIX века была живым, реальным и значительным фактом, оказавшим огромное влияние на развитие литературы того времени. В философской лирике этого периода представлена совершенно особая картина мира.

Данный период интересен тем, что деятели русской культуры начинают ощущать кризис своего времени. И, прежде всего, это выражается в поэзии как самом субъективном виде творчества. Нужно отметить и тот факт, что после смерти Пушкина и Лермонтова в русской литературе преобладают в основном прозаические произведения.

Что касается поэзии, то она представлена крайне скупо, но именно в ней отразился дух эпохи.

  1. Одним из первых, по-настоящему зрелых произведений Тютчева, является стихотворение «Проблеск», написанное, скорее всего, в 1825 году.
  2. Слыхал ли в сумраке глубоком
  3. Воздушной арфы легкий звон,
  4. Когда полуночь, ненароком,

Дремавших струн встревожит сон?..

  • То потрясающие звуки,
  • То замирающие вдруг…
  • Как бы последний ропот муки,
  • В них отозвавшихся потух!
  • Дыханье каждое Зефира
  • Взрывает скорбь в ее струнах…
  • Ты скажешь: ангельская лира
  • Грустит, в пыли, по небесах!
  • О, как тогда с земного круга
  • Душой к бессмертному летим!
  • Минувшее, как призрак друга,
  • Прижать к груди своей хотим.
  • Как верим верою живою,
  • Как сердцу радостно, светло!
  • Как бы эфирною струею
  • По жилам небо протекло!
  • Но, ах! не нам его судили;
  • Мы в небе скоро устаем, –
  • И не дано ничтожной пыли
  • Дышать божественным огнем.
  • Едва усилием минутным
  • Прервем на час волшебный сон
  • И взором трепетным и смутным,
  • Привстав, окинем небосклон, –
  • И отягченною главою,
  • Одним лучом ослеплены,
  • Вновь упадаем не к покою,
  • Но в утомительные сны.

Главной идеей «Проблеска» является причастность человека двум мирам – духовному и физическому. Именно эта двойственность человека и порождает тот чудовищный разрыв в его сознании и бытии, преодолеть который чрезвычайно сложно. Автор не уточняет, кто виноват в возникновении этого раскола, но дает понять, что «виновник» все-таки существует:

  1. Но, ах! не нам его судили;
  2. Мы в небе скоро устаем, –
  3. И не дано ничтожной пыли
  4. Дышать божественным огнем.

Кто-то «не судил», кем-то «не дано». Здесь явно просматривается мысль о существовании какой-то роковой силы, не позволяющей человеку выйти за пределы своего земного мира. Очевидна, на мой взгляд, связь данного стихотворения с христианской идеологией.

Об этом говорят присутствующие в тексте словосочетания «ангельская лира», «божественный огонь», а также сравнение человека с «пылью».

Об этом же свидетельствует и общее пессимистическое настроение стихотворения, воспринимающее человеческий мир в качестве юдоли страданий и бед.

  • Эту же мысль о неведомой неотвратимой силе, ограничивающей свободу и возможности человека, Тютчев развивает в другом своем произведении – «Фонтан», датированным 1836 годом.
  • Смотри, как облаком живым
  •  Фонтан сияющий клубится;
  • Как пламенеет, как дробится
  • Его на солнце влажный дым.
  • Лучом поднявшись к небу, он
  • Коснулся высоты заветной –
  • И снова пылью огнецветной
  • Ниспасть на землю осужден.
  • О смертной мысли водомет,
  • О водомет неистощимый!
  • Какой закон непостижимый
  • Тебя стремит, тебя мятет?

Как жадно к небу рвешься ты!..

  1. Но длань незримо-роковая
  2. Твой луч упорный преломляя,
  3. Свергает в брызгах с высоты.[100, 119]
  4. Все та же «незримо-роковая длань» присутствует, как мы видим, и здесь.

Итак, человеку не дано подняться, возвыситься над своим земным существованием. Но еще страшнее то, что и здесь, на земле, он тоже полностью зависит от какой-то внешней силы. Это Тютчев наглядно показывает в стихотворении «Из края в край, из града в град…».

  • Из края в край, из града в град
  • Судьба, как вихрь, людей мятет,
  • И рад ли ты, или не рад,

Что нужды ей?.. Вперед, вперед!

  1. Знакомый звук нам ветр принес:
  2. Любви последнее прости…
  3. За нами много, много слез,

Туман, безвестность впереди!..

«О, оглянися, о, постой,

Куда бежать, зачем бежать?..

  • Любовь осталась за тобой,
  • Где ж в мире лучшего сыскать?
  • Любовь осталась за тобой,
  • В слезах, с отчаяньем в груди…
  • О, сжалься над своей тоской,
  • Свое блаженство пощади!
  • Блаженство стольких, стольких дней
  • Себе на память приведи…
  • Все милое душе твоей

Ты покидаешь на пути!..»

  1. Не время выкликать теней:
  2. И так уж этот мрачен час.
  3. Усопших образ тем страшней,
  4. Чем в жизни был милей для нас.
  5. Из края в край, из града в град
  6. Могучий вихрь людей мятет,
  7. И рад ли ты, или не рад,
  8. Не спросит он…Вперед, вперед!
Читайте также:  Анализ рассказа Чехова «Человек в футляре»

Стихотворение написано между 1834 г. и апрелем 1836 г. Оно поражает чувством безысходности и отчаяния. Явно выраженных христианских мотивов в нем мы уже не найдем, зато можно обнаружить некоторую его связь с философией Шопенгауэра.

Мы видим здесь картину противостояния одинокого и бессильного человека могущественной силе этого жестоко мира. И обреченности человека всегда этой силе подчиняться.

Даже такое, казалось бы, катастрофичное стихотворение, как «Последний катаклизм», не производит столь тяжелого впечатления:

  • Когда пробьет последний час природы,
  • Состав частей разрушится земных:
  • Все зримое опять покроют воды,
  • И божий лик изобразится в них!

Данное стихотворение напрямую связано с христианской эсхатологией. Учение о Конце Света подано поэтом в предельно сжатой и доступной форме.

Присутствие христианских идей в некоторых стихотворениях Тютчева дало основание некоторым исследователям утверждать, что его лирический пантеизм – не вне-, а внутрихристианская ступень восхождения к богу. С чем вряд ли можно согласиться.

Зато нельзя не согласиться с Владимиром Кантором в том, что «изображение конца света поражает своим эпическим спокойствием, оно дано как некая констатация факта, как своего рода знание космической судьбы Земли».

Другие литературоведы утверждают, что мотивы неуверенности, разочарования в жизни, непрочности бытия являются определяющими в творчестве Тютчева. «Мысль о непрочности всего в жизни – один из лейтмотивов поэзии Тютчева». Бухштабу вторит Л.А.

Озеров: «Предчувствие «роковых минут» было в Тютчеве так велико, что оно наполняет и пронизывает всю его лирику, от политической до пейзажной…». Несмотря на то, что это мнение высказано столь авторитетными литературоведами, хотелось бы с ним не согласиться.

Да, в творческом наследии Тютчева присутствует некоторое количество стихотворений подобных тем, что были приведены выше, однако совсем не они определяют генеральную линию мировоззрения и творчества великого поэта.

  1. Следует заметить, что в поэзии Тютчева христианские мотивы встречаются нередко. Вот один из примеров:
  2. Над этой темною толпой
  3. Непробужденного народа
  4. Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?..

  • Блеснет твой луч и оживит,
  • И сон разгонит и туманы…
  • Но старые, гнилые раны,
  • Рубцы насилий и обид,
  • Растленье душ и пустота,
  • Что гложет ум и в сердце ноет, –

Кто их излечит, кто прикроет?..

Ты, риза чистая Христа…

  1. Другое похожее стихотворение – «Наш век»:
  2. Не плоть, а дух растлился в наши дни,
  3. И человек отчаянно тоскует…
  4. Он к свету рвется из ночной тени
  5. И, свет обретши, ропщет и бунтует.
  6. Безверием палим и иссушен,
  7. Невыносимое он днесь выносит…
  8. И сознает свою погибель он,
  9. И жаждет веры… но о ней не просит.
  10. Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
  11. Как ни скорбит перед замкнутой дверью:

«Впусти меня! – Я верю, боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..».

  • Правда большинство произведений, в которых наблюдается связь с христианским вероучением, достаточно сильно политизировано:
  • Не в первый раз кричит петух;
  • Кричит он живо, бодро, смело;
  • Уж месяц на небе потух,
  • Струя в Босфоре заалела.
  • Еще молчат колокола,
  • А уж восток заря румянит;
  • Ночь бесконечная прошла,
  • И скоро светлый день настанет.

Вставай же, Русь! Уж близок час!

  1. Вставай Христовой службы ради!
  2. Уж не пора ль, перекрестясь,
  3. Ударить в колокол в Царьграде?
  4. Раздайся благовестный звон,
  5. И весь Восток им огласися!
  6. Тебя зовет и будит он, –
  7. Вставай, мужайся, ополчися!
  8. В доспехи веры грудь одень,

И с богом, исполин державный!..

О Русь, велик грядущий день,

Вселенский день и православный! («Рассвет»).

В свое время немало было сказано о принадлежности творчества Тютчева к романтическому направлению. Подобное мнение основывалось не только на связи мировоззрения поэта с философией Шеллинга, но и на характерном для романтиков образе двоемирья, изредка встречающемся в его стихотворениях. Вот один из примеров:

  • Сентябрь холодный бушевал,
  • С деревьев ржавый лист валился,
  • День потухающий дымился,
  • Сходила ночь, туман вставал.
  • И все для сердца и для глаз
  • Так было холодно бесцветно,
  • Так было грустно-безответно, –
  • Но чья-то песнь вдруг раздалась…
  • И вот каким-то обаяньем,
  • Туман, свернувшись, улетел,
  • Небесный свод поголубел
  • И вновь подернулся сияньем…
  • И все опять зазеленело,
  • Все обратилося к весне…
  • И эта греза снилась мне,

Пока мне птичка ваша пела. («Н.И. Кролю»).

Это мнение не кажется достаточно убедительным. На мой взгляд, поэзия Тютчева так же отличается от произведений романтиков (Жуковского, например), как и от творчества авангардистов. Кроме того, не всегда следует принимать за образ «двоемирья» воспоминания автора о прежних, лучших, временах:

  1. Здесь некогда, могучий и прекрасный,
  2. Шумел и зеленел волшебный лес, –
  3. Не лес, а целый мир разнообразный,
  4. Исполненный видений и чудес.
  5. Лучи сквозили, трепетали тени;
  6. Не умокал в деревьях птичий гам;
  7. Мелькали в чаще быстрые олени,
  8. И ловчий рог взывал по временам.
  9. На перекрестках, с речью и приветом,
  10. Навстречу нам, из полутьмы лесной,
  11. Обвеянный каким-то чудным светом,
  12. Знакомых лиц слетался целый рой.
  13. Какая жизнь, какое обаянье,
  14. Какой для чувств роскошный светлый пир!
  15. Нам чудились нездешние созданья,
  16. Но близок был нам этот дивный мир.
  17. И вот опять к таинственному лесу
  18. Мы с прежнею любовью подошли.
  19. Но где же он? Кто опустил завесу,
  20. Спустил ее от неба до земли?

Что это? Призрак, чары ли какие?

Где мы? И верить ли глазам своим?

  • Здесь дым один, как пятая стихия,
  • Дым – безотрадный, бесконечный дым!
  • Кой-где насквозь торчат по обнаженным
  • Пожарищам уродливые пни,
  • И бегают по сучьям обожженным
  • С зловещим треском белые огни…
  • Нет, это сон! Нет, ветерок повеет
  • И дымный призрак унесет с собой…
  • И вот опять наш лес зазеленеет,
  • Все тот же лес, волшебный и родной. («Лес»)       

Некоторые исследователи также отмечают сходство определенных образов и даже целых произведений Тютчева с поэзией символистов. Естественно, имеется в виду, что символисты заимствовали у Тютчева темы, близкие их мировоззрению. И действительно, такое, например, стихотворение, как «Еще шумел веселый день…», очень похоже на некоторые произведения Блока.

  1. Еще шумел веселый день,
  2. Толпами улица блистала –
  3. И облаков вечерних тень
  4. По светлым кровлям пролетала –
  5. И доносилися порой
  6. Все звуки жизни благодатной, –
  7. И все в один сливались строй,
  8. Стозвучный, шумный – и невнятный.
  9. Весенней негой утомлен,
  10. Я впал в невольное забвенье…
  11. Не знаю, долог ли был сон,
  12. Но странно было пробужденье…
  13. Затих повсюду шум и гам
  14. И воцарилося молчанье –
  15. Ходили тени по стенам
  16. И полусонное мерцанье…
  17. Украдкою в мое окно
  18. Глядело бедное светило,
  19. И мне казалось, что оно
  20. Мою дремоту сторожило.
  21. И мне казалось, что меня
  22. Какой-то миротворный гений
  23. Из пышно-золотого дня
  24. Увлек, незримый, в царство теней.
  25. Кроме того, образы хаоса, бездны, полумрака, тьмы являются основными в творчестве многих символистов.

Суммируя все сказанное ранее, можно сделать вывод, что в поэзии Тютчева обнаруживается множество разнообразных идей, мотивов и образов: от античных до современных ему.

Однако это совсем не означает, что все они имеют одинаковую значимость для его творчества.

Наиболее значительные произведения поэта, а также их взаимосвязь с определенными философскими течениями и доктринами будут рассмотрены в следующих статьях – здесь и здесь.

Дмитрий Варапаев

Кроме того, читайте мои статьи о лирике А.А. Фета (здесь и здесь) и акмеизме.

Вопрос 2. Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф.И.Тютчева

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: Литература.

Тема: Ф.И.Тютчев. Жизненный и творческий путь. Лирика поэта.

План:

1.Жизнь и творчество.

2. Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф.И.Тютчева.

3.Художественные особенности лирики поэта.

Вопрос 1. Жизнь и творчество.

23 ноября 1803 — Федор Тютчев родился в родовитой дворянской семье в селе Овстуг Орловской губернии (ныне Брянская область)

1810 — Тютчевы переехали в Москву, Федору они наняли воспитателя — поэта и переводчика С. Е. Раич. Учитель привил Федору Ивановичу страсть к литературе и поэзии, и уже в 12 лет Тютчев переводил Горация

  • 1812 — При оккупации Москвы Наполеоном семья Тютчевых временно переехала в Ярославль, а после снова вернулась в Москву
  • 1819 Опубликована первая работа Федора Тютчева – перевод «Послания Горация к Меценату». Осенью будущий великий русский поэт поступает в Московский университет на словесное отделение
  • 1821 — Тютчев становится кандидатом словесных наук. Его приглашают на работу в Европу в качестве сверхштатного чиновника

1822 — В июле Тютчев уезжает в Мюнхен, где живет следующие 22 года. В Баварии он активно занимается переводами произведений таких писателей, как Гейне и Шиллер.

1826 — В марте Тютчев женился на графине Ботмер ( была на 4 года старше его, и имела 4 детей от первого брака). Вместе они были 12 лет, в этом браке родились три дочери. Жалование Федора Тютчева на тот момент было очень скромное, жили бедно.

  1. 1828 — Стихотворение «Люблю грозу в начале мая»
  2. 1829 — стихи «Летний вечер», «Бессонница» и «Видение»
  3. 1830 — создан шедевр мировой литературы Silentium!, а также «Осенний вечер»

1833 — Познакомился с 22-летней Эрнестиной Денберг, сестрой публициста Пфеффеля, в которую влюбился. Законная жена узнала о измене мужа и даже хотела покончить жизнь самоубийством, но в итоге простила Тютчева. Этот роман был очень скандальным, дошло даже до того, что Федора Ивановича перевели из Мюнхена в Турин

  • 1836 — Пушкин в своем журнале «Современник» напечатал стихи Федора Ивановича
  • 1838 — 28 августа его жена Элеонора скончалась
  • 1839 — Федор Тютчев решает обвенчаться со своей пассией Эрнестиной, несмотря на то что их роман вызвал скандал в обществе. В браке Эрнестина рожает поэту 2 сыновей
  • 1841 — Поэта лишили звания камергера, он был отстранен от государственной службы
  • 1843 — Тютчев пишет преимущественно политические статьи: «Россия и Германия», «Россия и Революция», работает над произведением ««Россия и Запад»
  • 1844 — поэт вернулся в Россию и начал принимать активное участие в светской жизни страны
  • 1848 — Политические статьи вернули к нему доверия императора. Тютчеву вновь присвоили звание камергера и взяли на работу в Министерство иностранных дел в Петербурге
Читайте также:  Характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»

1850 — Федор влюбляется в Елену Денисьеву, которая работала классной дамой в Смольном институте, в котором проходили обучение дочери поэта. В то же время продолжая любить Эрнестину, Тютчев решает жить на 2 дома. Елена Денисьева также страстно влюбляется в Тютчева. Она родила поэту двух сыновей и дочь, которые впоследствии имели трагическую в то время жизнь «незаконнорожденных»

1851 — пишет стихотворение «Как весел грохот летних бурь», «О, как убийственно мы любим»

1854 — Выходит в печать первый сборник стихотворений Федора Тютчева. В дополнении к «Современнику» опубликовали 92 стиха поэта. Стихотворение «Последняя любовь», посвященное Денисьевой.

1864 — Елена Денисьева заболела туберкулезом и скончалась. После этого Тютчев возвращается к своей жене Эрнестине.

  1. 1868 — В печати появляется второй прижизненный сборник Федора Тютчева
  2. 1 января 1873 — Тютчев вышел на прогулку, но в скором времени его привезли назад, половина его тела была поражена параличом
  3. 15 июля 1873 — Тютчев скончался в Царском Селе-

Вопрос 2. Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф.И.Тютчева.

Философская лирика как жанр – всегда раздумья о смысле бытия, о ценностях человеческих, о месте человека и его предназначении в жизни.

Все эти характеристики мы не просто находим в творчестве Федора Тютчева, но, перечитывая наследие поэта, понимаем, что философская лирика Тютчева – творения величайшего мастера: по глубине, разноплановости, психологизму, метафоричности. Мастера, чье слово весомо и своевременно независимо от столетия.

Проблемы в лирике Ф. И. Тютчева

Философские мотивы в лирике Тютчева

Какие бы философские мотивы в лирике Тютчева ни звучали, они всегда заставляют читателя волей-неволей вслушиваться, а затем и вдумываться в то, о чем пишет поэт. Эту особенность безошибочно распознал в свое время И.

Тургенев, говоря, что любое стихотворение «начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого… всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно».

Тема космоса и хаоса

«Нераздельно и неразрывно» связаны между собой у поэта мир и человек, весь род человеческий и Вселенная, ведь стихотворения Тютчева основаны на понимании целостности мира, невозможной без борьбы противоположностей. Мотив космоса и хаоса, изначальной основы жизни вообще, проявления двойственности мироздания, как никакой другой, значим в его лирике.

Хаос и свет, день и ночь – о них размышляет в своих стихотворениях Тютчев, называя день «блистательным покровом», другом «человека и богов», и исцелением «души болящей», описывая ночь как обнажающую бездну «с своими страхами и мглами» в человеческой душе.

Хаос для поэта «родимый», прекрасный и притягательный, – ведь именно он часть мироздания, основа, из которой появляется свет, день, светлая сторона Космоса, снова превращающаяся в темную – и так до бесконечности, переход одного в другое вечен.

Хаос, бездна, космос – вечны. Жизнь, как понимает ее Тютчев, конечна, существование на земле человека зыбко, да и сам человек не всегда умеет и хочет жить по законам природы.

Философский характер лирики Тютчева

Философский характер лирики Тютчева таков, что не просто воздействует на читателя, но и влияет на творчество поэтов и писателей совершенно разных эпох: мотивы его лирики находим в стихотворениях А.Фета, поэтов-символистов, в романах Л. Толстого и Ф. Достоевского, произведениях А.Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бунина и Б. Пастернака, И. Бродского, Е. Исаева.

Сочинение Философская лирика Тютчева

Творчество Тютчева переплетено философией, везде слышится его размышления о смысле, о месте человека в этом мире и о его предназначении, для чего он пришел в этот мир.

У поэта есть несколько философских тем, которые нашли отражение в его поэзии: космическое пространство и всемирный хаос, проблема вечности мира и недолговечности жизни человека, чувство любви.

Автор всегда рассуждал о неразрывности мира и о борьбе противоположности. Это видно в сравнении дня и ночи, порядка и хаоса.

Поэт считает, что хаос вечен, а жизнь человека временна. Мысли у человека безграничны и свободны, а вот сердце нет, оно имеет рамки и для него нет простора. Ф. И. Тютчева волновало его назначения в жизни, на своем ли он месте в мире.

Мысль о том, что человек всегда остается в итоге наедине со своими мыслями. И всегда человек делает вывод, что время беспощадно, и он не в силах его остановить.

Но все, проходя череду определенных событий в жизни, приходят к одинаковому финалу.

Космос у поэта изображается в описании природы. Описывая природу, Тютчев пытался понять сущность и назначения человеческой жизни.

Лирика любовной направленности показана как борьба и покой. Любовь изображается автором в разных видах, то это солнечный луч, то взрыв страстей и страданий, которые разрывают душу человека.

Любовь сопровождала писателя всю жизнь, но часто приводила к трагедиям. Каждое новое романтическое знакомство разжигало в нем пламя страсти с новой силой. Его любовные стихотворения пронизаны чувственной любовью к женщинам.

Он осознавал, что его поведение не допустимо, но иначе вести себя он не мог.

Стихотворения этого поэта несут не только философию, но и наполнены глубоким психологизмом.

Во многих своих стихотворениях поэт проявляет себя с позиции философа, который размышляет над многими вопросами

Поэта всегда интересовал внутренний мир человека. Многие произведения посвящены именно этому.

Через природные явления поэт показывает свои переживания, чувства и эмоции. Состояние человека похоже на явления природы. Описывая пейзаж, поэт задумывается о его месте в этом мире и получает духовное умиротворение. Он воспринимает природу, как существо со своим жизненным циклом.

Его философские рассуждения говорят о тонком отношении поэта к природе, всему живому, женщинам. Поэтому его стихи понятны и любимы читателями, их легко узнают и запоминают, многие из них положены на музыку и стали романсами.

Сочинение 2

Федор Тютчев выделяется из группы остальных поэтов Золотого века русской литературы своим особенным отношением к творчеству. Для него лирика — это один из способов познания себя, мира, и, можно сказать, что самый главный способ. Стихотворения были воплощением его мироощущения. Все произведения поэта окутаны философским ореолом, пронизаны философской темой.

Самый главный вопрос, которым задавался Федор Тютчев — это становление мира. Этим можно объяснить обилие стихотворений и строчек, в которых затрагиваются такие понятия как хаос, который, согласно древней мифологии, дал начало миру. В понимании литератора мир безграничен, но человек лишь гость в этом мире и живет в нем совсем недолго.

Особенно сильно философское познание мира отразилось на пейзажной лирике поэта. Писатель много размышлял на тему единства человека и природы, месте человека в природе, роли природы. Различные природные явления отражают чувства лирического героя, его настроение. Писатель приходит к выводу, что природа — это очень важный элемент человеческой жизни.

Большое значение литератор придавал временам суток. День в его стихотворениях является отражением обыденности, пошлости, грусти. Днем происходят самые печальные события, в это время суток человек отбывает самые жесткие повинности.

Ночь — это, наоборот, время волшебное, когда человек снимает свою маску и может быть самим собой. Именно в это время суток происходят самые загадочные вещи.

Ночью человек не только отдается мечтам, но и своим любимым занятиям, на которые не остается время днем.

Особое философское понимание действительности отдается в любовной лирике. Федор Тютчев много размышлял на тему любви и влюбленности. Сам поэт не был счастлив в личной жизни, но ему принадлежат многочисленные умозаключения на тему отношений между мужчиной и женщиной. Для литератора любовь была трагическим чувством, но это явление давало силы человеку, чтобы жить.

Говорят, что Федор Тютчев был последним романтиком в русской литературе.

Отчасти это правда, ведь после него уже не было писателей, которые могли так тонко чувствовать мир, так глубоко задумываться над обыденными жизненными явлениями.

Но есть здесь и ложь, ведь идеи Тютчева отчетливо прослеживаются в творчестве многих писателей XX века: Бунина, Есенина, Ахматовой. Таким образом, философская лирика поэта дала начало учениям многих литераторов будущего.

10 класс

Другие темы:

← Лирика Тютчева↑ ТютчевМое любимое стихотворение Тютчева →

`

Философская лирика Тютчева

Популярные сочинения

  • Сочинение Примеры счастья из жизни
    В своей жизни каждый из нас хоть раз задумывался о том, счастлив ли он на самом деле. И в большинстве случаев затруднялся ответить. При этом, всё чаще говоря себя или друзьям «Я хочу быть счастливым»
  • Сочинение про собаку (1, 2, 3, 4, 5, 7, 9 класс)
    Как вы все знаете «Собака друг человека», в большинстве случаев так и есть. Собака для своего хозяина стает чем-то более чем просто собака. Хозяин может больше времени проводить с собакой, чем со своими друзьями
  • Роль пейзажа в повести Олеся Куприна сочинение
    Пейзажу в произведении отводится существенная роль, поскольку он представляет собой не просто зарисовку, а непосредственного участника повествования, отражающего духовную сущность человека

Чубукова Е.В, Мокина Н.В.: Русская поэзия XIX века. Фёдор Иванович Тютчев. Проблема смысла жизни в лирике Тютчева

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Проблема смысла жизни в лирике Тютчева

У Тютчева немало стихотворений, посвященных размышлению о назначении человека, об идеале человеческого существования. Одно из его стихотворений – «Над виноградными холмами» (нач. 1830-х гг.) – перекликается с известным пушкинским стихотворением «Монастырь на Казбеке». Созерцание мира – гор и долины – вызывает у лирического «я» размышление об идеальном бытии:

Читайте также:  Сочинение познается ли друг в радости?

Над виноградными холмами Плывут златые облака. Внизу зелеными волнами Шумит померкшая река. Взор постепенно из долины, Подъемлясь, всходит к высотам И видит на краю вершины Круглообразный светлый храм.

Там, в горнем, неземном жилище, Где смертной жизни места нет, Струя воздушная течет, Туда взлетая, звук немеет… Лишь жизнь природы там слышна, И нечто праздничное веет,

На первый взгляд, идеал поэта – жизнь наедине с природой, вне человеческого мира. И все же поэт идеал соотносит и с человеческим бытием (отсюда образы праздника, «воскресных дней»), но таким, когда человеческая жизнь становится радостно-просветленной, как в праздничные, воскресные дни.

В чем же Тютчев видит истинное назначение человека? Это – яркое горение, жизнь, наполненная любовью к людям и служением им. Наиболее точный образ, который Тютчев находит для воплощения этого представления, – «горение».

Откуда возникает этот образ? Огонь души, огонь сердца – одна из древнейших метафор, которая восходит к представлению о человеке как носителе божественного огня, как существе, созданном из огня.

Это представление, отразившееся в древнегреческой мифологии и философии, оказывается близким Тютчеву. Идеальная жизнь – не тление, а мгновенная и сильная вспышка, освещающая мир, излучающая сияние. Жизнь, которая тлится, – способна «погасить» человека «в однообразье нестерпимом».

Но высшим мгновением признается не просто яркое «горение», а «сияние» – излучение света, дарование людям собственного света. Как молитва, звучат слова тютчевского героя:

Сей пламень развился по воле – И, не томясь, не мучась доле, Я просиял бы – и погас!

Один из трагических тютчевских образов – образ потухающего костра – символ угасающей жизни. Трагическое звучание имеет и другой образ – улетающего дыма, также символизирующий растворение человека в мире, его смерть. В стихотворении «Другу моему Я. П. Полонскому» (1865), обращаясь к современнику, также пережившему горестную утрату – смерть любимой жены и ребенка, Тютчев пишет:

Во мне глухая ночь, и нет для ней утра… И скоро улетит – во мраке незаметный – Последний, скудный дым с потухшего костра.

Символом человека в лирике Тютчева «злак» или «листок».

Образ листка позволяет поэту выразить мысль о родстве человека с человечеством, символом которого становится мировое древо, о приобщенности человеческой души единой и вечной душе и о родстве с природой.

Часть природы – человек-листок внимает голосу природы, он может беседовать с грозой и играть с ветром. В стихотворении, навеянном смертью Гете, обращаясь к великому поэту, Тютчев пишет:

На древе человечества высоком Ты лучшим был его листом, Воспитанный его чистейшим соком, Развит чистейшим солнечным лучом!

Созвучней всех, на нем ты трепетал! Пророчески беседовал с грозою Иль весело с зефирами играл!

Подобно листку, человек проживает краткий миг. Но Тютчев не сетует на кратковременность жизни, он воспевает добровольное расставание с жизнью, когда она утрачивает свой высший смысл. Интересно, что в стихотворении «Листья» (1830) идеальное бытие выражено глаголами – цвести, блестеть, играть.

Цветение листьев символизирует достижение человеком высшей красоты, глагол «блестеть» – говорит о слиянии с солнцем, о способности отражать его свет. Люди-листья «играют с лучами» и «купаются в росе», им доступны огонь и вода – первоосновы бытия.

Но жизнь утрачивает смысл тогда, когда замирает природа:

Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Не лучше ль за ними И нам улететь!

Другой образ-символ человека – льдина («Смотри, как на речном просторе»). Как и образ листа, он несет мысль о кратковременности человеческого существования. И в то же время он позволяет поэту подчеркнуть и мысль о человеческом одиночестве – и в момент торжества, радостного слияния с солнцем, когда льдины-люди радужно блистают в речном просторе, и в ночной тишине и мгле. 

Тютчевскими метафорами жизни становятся «путь», «борьба», «подвиг». Все эти образы отмечены драматическим смыслом. Но Тютчев в своем размышлении о смысле жизни, о человеческой судьбе акцентирует внимание не на трудностях жизненного пути. Напротив, именно эта трудность и поэтизируется поэтом, например, в известном стихотворении «Пошли господь свою отраду…»:

Тому, кто в летний жар и зной Как бедный нищий мимо саду Бредет по жесткой мостовой –

Кто смотрит вскользь через ограду На недоступную прохладу Роскошных, светлых луговин.

Анализируя это стихотворение, И. Петрова пишет: «Отторгнутость человека от прекрасного мира – не акт свободной воли, а следствие жизненной трагедии. И «красота» здесь скорее «роскошь», не бытие матери-природы, а быт, но изображенный в его внешних общих приметах (сад, «облак дымный» фонтана, «лазурный грот» в этом саду).

И, несомненно, в самой глубине поэтического микромира стихотворения содержится контраст роскоши и обездоленности, словом, все та же трагическая жизненная антиномия». В этом стихотворении, действительно, противопоставлены два типа человеческого существования, символами которых выступают пленительный, тенистый сад и жесткая мостовая под палящим солнцем.

Тенистый, роскошный сад, исполненный тихого журчания фонтана, сладостной тени, рисует Тютчев, но поэтизирует иную судьбу, иной жизненный выбор – путь по жесткой мостовой мимо сада. При этом истинная, подлинная жизнь для поэта предстает как судьба нищего.

Исследователь все же не совсем прав, когда говорит о том, что «отторгнутость человека от прекрасного мира – не акт свободной воли». Нет, именно «акт свободной воли». Не случайно здесь появляется сравнительный союз «как»: Тютчев признает идеальным такое существование, когда человек, подобно нищему, смотрит на жизненные соблазны со стороны, отделяя себя от них преградой.

«Нищета» в этом стихотворении – не социальное понятие. Тютчев поэтизирует не материальные лишения, а добровольный отказ от радостей и соблазнов бытия, добровольный выбор страданий и трудностей жизни.

Глубокий смысл имеет и вторая метафора бытия – «борьба». «Борьбой» делает человеческую жизнь неизменное противостояние человека, его желаний, стремлений, надежд, его любви и счастья – обществу и судьбе. В. В. Кожинов верно отметил: человек в поэзии Тютчева стоит как бы наедине с миром, с Роком.

Но все же одиночество его не абсолютно. Не случайно свою борьбу с роком человек ведет не один. Люди названы «друзьями», и роднит их общая судьба и общая борьба с судьбой. Поэт не стремится внушить мысль о возможности победы – над законами общества, над судьбой. Победа – в терпеливой и неуклонной борьбе.

Эта мысль прозвучала в стихотворении 1850 г. «Два голоса»:

1

Хоть бой и неравен, борьба безнадежна! Над вами светила молчат в вышине, Под вами могилы – молчат и оне.

Пусть в горнем Олимпе блаженствуют боги: Тревога и труд лишь для смертных сердец… Для них нет победы, для них есть конец.

2

Мужайтесь, боритесь, о храбрые други, Как бой ни жесток, ни упорна борьба! Под вами немые, глухие гроба.

Пускай олимпийцы завистливым оком Глядят на борьбу непреклонных сердец. Кто ратуя пал, побежденный лишь Роком,

Двухчастная композиция стихотворения символизирует внутреннее противоречие человека, борьбу, которую ведут в человеческой душе два голоса: один заставляет человека сомневаться в высшем смысле борьбы с роком, другой – убежден в необходимости этой борьбы, в ее высоком смысле.

И все же в первом «голосе» звучат не только скепсис и неверие. Стихотворение не случайно начинается призывом к мужеству, и именно эта первая строчка становится смысловым центром.

К ней при помощи уступительного союза «хоть» и частицы «пусть», имеющей то же значение («несмотря на то, что»), присоединяются все другие строки и как бы подчиняются этому страстному призыву: «Мужайтесь!».

Героический пафос еще более нарастает во второй строфе: другое человеческое «я», другое начало души еще более неуклонно и настойчиво в своем призыве к человеку: не смиряться, не склоняться.

Поэт признает и высокий смысл этой борьбы: и уже олимпийцы не равнодушно взирают на столкновение человека и Рока, а смотрят на него «завистливым оком». В сущности, поражение неизбежно: человек смертен.

Но саму неуклонность борющегося человека Тютчев склонен считать победой.

Смысл человеческого существования соотносится для Тютчева не только с идеями служения и борьбы. Драма человеческого существования для поэта определяется и пониманием невозможности познания бытия и слияния с таинственной жизнью мира. В стихотворении 1830 г.

«Безумие» центральный образ – «безумие» – это олицетворение всех человеческих попыток познать истинную суть мира.

«Безумны» и напрасны человеческие попытки «искать в облаках» недоступную им истину, и столь же тщетны попытки «жадного человеческого слуха вслушиваться в «ток» подземных вод.

О тщетном устремлении к слиянию с мировой жизнью говорит стихотворение «Что ты клонишь над водами…», 1835. Образ ивы, склонившейся над живыми струями реки, но напрасно пытающейся вобрать в себя эти струи, становится символом тщетных попыток соединиться с «ключами жизни», слившимися с солнцем, вечно живыми и изменчивыми:

Ива, макушку свою И дрожащими листами, Словно жадными устами, Ловишь беглую струю?..

Каждый лист твой над струей… Но струя бежит и плещет, И, на солнце нежась, блещет, И смеется над тобой…

«Как хорошо ты, о море ночное», описывая море, блистающее отражением лунного света, море, слившееся с небом, поэт и для себя видит высший идеал в подобном слиянии:

Зыбь ты великая, зыбь ты морская, Чей это праздник так празднуешь ты? Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звезды глядят с высоты.

Весь, как во сне, я потерян стою – О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою…

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Раздел сайта:

Ссылка на основную публикацию