Пример итогового сочинения по направлению «Он и она»

Пример итогового сочинения по направлению «Он и она»Итоговое сочинение по направлению_Он и она
Пример итогового сочинения по направлению «Он и она»

Ольга Разумихина

Вильям Бугро, «Амур и Психея»

Тема любви стара как мир. Над сущностью взаимоотношений между родственными душами рассуждали еще древнегреческие философы: они пытались выделить несколько видов любви и определить самый благородный из них (Платон, диалог «Пир»).

Впрочем, и у простых смертных складывались разные мнения по данному вопросу. Поэтому неудивительно, что в наши дни сформировалось множество религиозных и философских учений, призванных навести порядок в сердечной жизни среднестатистического гражданина, а в итоге привносящих еще больше путаницы.

И со всем этим приходится каждый раз заново разбираться подрастающему поколению.

Современные школьники оказались в каком-то смысле в выигрышном положении: у них есть многочисленные книги и журналы, фильмы и сериалы, а также, конечно, интернет, где можно найти информацию о чём угодно, в том числе о любви во всех её проявлениях.

Поэтому нынешние подростки к 17—18 годам порой демонстрируют неожиданно смелые взгляды на отношения.

Кто-то ратует за свободные отношения, кто-то становится адептом толерантности на западный манер, утверждая, что по-настоящему полюбить можно человека любой национальности, и от возраста и пола партнёра искренность чувств также не зависит.

А кто-то, напротив, остро сомневается в том, что любовь существует. Такие взгляды могут сформироваться у подростка как под влиянием недавно прочитанного философского труда, так и — более прозаично — после развода родителей или собственной несчастной влюблённости.

Как бы там ни было в реальной жизни,

на итоговом сочинении школьнику, выбравшему направление «Он и она», не стоит высказывать мысли, которые могли бы показаться экспертам эпатажными.

Будет полезно представить, что работу будет проверять ваша самая строгая учительница, которая всегда отчитывала мальчиков за вольные выражения, а девочек — за распущенные волосы и юбки чуть выше колена.

Тем более что и темы сочинений, которые могут достаться в этом блоке, не провоцируют на спорные высказывания. Точных формулировок, как обычно, никто не знает.

Но, скорее всего, темы будут похожи на нижеперечисленные:

  • Чем любовь отличается от влюблённости?
  • Как пронести любовь к человеку через всю жизнь?
  • Что является доказательством любви?
  • Правда ли, что любовь — это не дар небес, а ежедневный труд?
  • Каждый ли человек способен любить?
  • Что важнее — любить или быть любимым?
  • Полюбив, человек меняется к лучшему. Или не всегда?
  • Без чего невозможна настоящая любовь?
  • Правда ли, что любовь приходит и уходит, когда ей вздумается?
  • Супружеский союз, который вызывает у меня восхищение.

Кстати, сама Ольга Васильева (министр образования РФ) призналась, что, если бы ей предстояло написать итоговое сочинение, она бы выбрала либо направление «Надежда и смирение», либо «Он и она». Свой выбор она аргументировала так: «Эти направления поднимают человеческое существо либо к самому высокому, либо к самому низкому, я бы через призму этого писала». 

Конечно, высказывание Ольги Васильевой не стоит использовать в качестве эпиграфа к выпускной работе. Но выучить несколько пословиц и крылатых выражений будет не лишним. Вот, например, ёмкие и меткие фразы, которые подойдут практически к любой теме по направлению «Он и она»:

  • Не дорог подарок, дорога любовь (пословица из словаря Даля).
  • С милым рай и в шалаше (крылатое выражение, некогда — строчка из стихотворения татарского поэта Н. Ибрагимова).
  • Не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила (Д. И. Фонвизин).
  • Перед любовью бессильны ужас и мрак смерти (Генрик Ибсен).
  • Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит (М. А. Булгаков).
  • Любовь, которая не выдерживает столкновения с реальностью, — это не любовь (Альбер Камю).
  • Только влюбленный имеет право на звание человека (А. А. Блок).

Так что же такое настоящая любовь?

Думается, самый верный способ найти ответ на этот вопрос — это убрать из вопроса романтический подтекст.

Ведь любовь — это в том числе про родителей и детей, братьев и сестёр, друзей и единомышленников. Так чего мы ждём от человека, которого любим? Очевидно, поддержки, принятия, умения выслушать, готовности в случае необходимости прийти на помощь.

Но, коль скоро мы на это рассчитываем, мы и сами должны быть готовы разделить с близким человеком как его радости, так и горести. А иногда — поумерить гордыню. Ведь никакие отношения не могут быть безоблачными, порой случается и повздорить.

И тогда нужно найти в себе силы, чтобы признать собственную неправоту, извиниться за резкие слова, сделать выводы из произошедшего.

Советовать книги для тех учащихся, кто решил писать сочинение по направлению «Он и она», немного странно. Ведь почти в каждой повести в каждом романе из школьной программы есть хотя бы одна романтическая сюжетная линия. Это касается, например, «Недоросля» Д. И.

Фонвизина, где мудрая Софья даже не смотрит в сторону избалованного Митрофана, ведь её сердце занято благородным Милоном. (Да-да, цитата про любовь к мужу — как раз из этого произведения.) Но то любовь счастливая, а если нужно привести в пример историю с трагическим надрывом — можно вспомнить «Бедную Лизу» Н. М.

Карамзина, произведение с вечно актуальным сюжетом: бедная девушка влюбилась в избалованного «лишнего человека», а он её поматросил и бросил. Или вот ещё драма: «Медный всадник» А. С. Пушкина, где Евгений и Параша жили бы себе счастливо до самой старости, если бы не страшное наводнение.

Да что там перечислять! И «Отцы и дети», и «Обломов», и «Преступление и наказание» — романы не в последнюю очередь о созидательной энергии любви и разрушительной — страсти.

Если же школьная программа вас по каким-то причинам не удовлетворяет, можно обратиться к зарубежной классике. Первое, что приходит на ум по теме любви, — это «Дары волхвов» О'Генри. У молодых супругов Джима и Деллы катастрофически не хватает денег.

Единственное их богатство (помимо, конечно, искренней и нежной привязанности друг к другу) — золотые часы Джима и роскошные волосы его супруги. И вот наступает Рождество, нужно покупать подарки, но получки нет и не предвидится…

А что произойдёт дальше, можно узнать непосредственно из рассказа — или угадать, если вы как читатель достаточно проницательны.

Наконец, никто не запрещает приводить в качестве аргументов и стихотворения. Здесь выбор и того больше — от А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова и В. В. Маяковского до Арво Метса и Дмитрия Быкова. Одним из самых универсальных — и, опять же, лёгких для заучивания стихотворений — можно назвать вот это произведение Марины Цветаевой:

  • Мы с Вами разные,
  • Как суша и вода,
  • Мы с Вами разные,
  • Как лучик с тенью.
  • Вас уверяю — это не беда,
  • А лучшее приобретенье.
  • Мы с Вами разные,
  • Какая благодать!
  • Прекрасно дополняем
  • Мы друг друга.
  • Что одинаковость нам может дать?
  • Лишь ощущенье замкнутого круга.
  • Конечно, много выразительных слов о любви сказано и другими авторами, такими как Януш Леон Вишневский, Харуки Мураками, Элизабет Гилберт, и школьники, интересующиеся современной литературой, наверняка успели их почитать.

Однако на итоговом сочинении этих писателей лучше не цитировать. Не то чтобы в их воззрениях что-то плохое, но разве читала их труды та самая строгая учительница в сером брючном костюме? Скорее всего, нет.

Так что повторимся: экспертов лучше не раздражать и не провоцировать. Особенно если вы стремитесь поступить на бюджет в один из топовых вузов: МИФИ, ВШЭ, РГГУ, ИТМО и некоторые другие университеты за отличное итоговое сочинение могут начислить до 10 дополнительных баллов. 

Направление тем: Он и Она. Примеры итоговых сочинений по литературе

Мир двоих не понять миллиардам. Зигмунд Фрейд

Он и она – это вечная борьба вечное единство противоположностей. Законы биологии требуют для продолжения жизни объединения мужского и женского начал. И возникает великое чувство любви, воспетое и поэтами, и писателями, и музыкантами, и художниками.

Но каждый раз, когда человек сталкивается с любовью, он становится беспомощным перед этим чувством, совершает глупые, необдуманные поступки, ошибки. И вновь литература помогает нам разобраться в себе, во взаимоотношении с человеком противоположного пола.

Героиня великого романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Наташа Ростова живёт в преддверии любви, она мечтает о человеке, который однажды полюбит её и откроет дверь во взрослую жизнь. Она полна эмоций, она любит всех или почти всех в мире своей семьи. Уже в начале романа тринадцатилетняя девочка целует молодого Бориса Друбецкого, которого, как ей кажется, она любит.

Но настоящее чувство возникает, когда Наташа и князь Андрей встречаются на балу. В ней Болконскому понравилась её чистота и естественность, необыкновенное доверие, открытость. В Андрее Наташа разглядела надёжность и благородство. Вот те черты, которые, по мнению Толстого, должны лежать в основе отношений мужчины и женщины.

Но не все мужчины на белом свете похожи на Андрея Болконского, есть и Курагины. Анатоль – воплощение эгоизма, но его магическое влияние на женщин становится роковым для Наташи. Однако не только юная Ростова поддалась влиянию порочного Анатоля, ведь княжна Марья, увидев молодого блестящего князя, тоже оказалась в плену его чар. Она мечтает о браке с красавцем.

Такие мужчины – порождение сатаны, они становятся искушением на пути к истинному чувству.

Пример других отношений мужчины и женщины показан в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Мастер, увлечённый идеей своего романа о Пилате, не мечтает о любви. А вот Маргарита ждёт это чувство, несмотря на замужество, она хочет испытать настоящую любовь.

Удивительно, в 30-е годы прошлого века, в период расцвета эмансипации, строительства социализма молодая женщина мечтает не о социальной самореализации, а о любви – страстной, яркой, сильной. Встретив мастера, она безошибочно угадала это чувство – любовь с первого взгляда.

«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас обоих!» – так говорит о своём чувстве мастер. Но обстоятельства складываются так, что мастер остаётся без средств к существованию, он унижен и потерял веру в себя. Как настоящий мужчина, он понимает, что не может предложить своей возлюбленной ничего, кроме своей любви.

И он отказывается от Маргариты во имя её блага. Он жертвует своей любовью ради любви. Но и Маргарита готова пожертвовать собой, чтобы вернуть возлюбленного: она становится королевой на балу Воланда, чтобы иметь возможность возродить любовь. Так оба героя готовы на всё ради другого.

Такие сложные и разные мужчины и женщины. Одни сильные и мужественные, другие – хрупкие и нежные. И всегда тянутся друг к другу. В этом и состоит вечное единство и борьба противоположностей.

Пример итогового сочинения по направлению «Он и она» | СуперСоч

Любовь – сложное, многогранное, многообразное чувство, без которого трудно представить себе жизнь человека. Потребность быть любимыми мы ощущаем с раннего детства и до глубокой старости.

Любовь к матери, любовь к своим близким, любовь к родному краю наполняют людскую душу светом и теплом. Любовь между мужчиной и женщиной делает жизнь осмысленной. Это чувство всегда будет вдохновлять поэтов, художников, музыкантов.

А какое огромное количество литературных произведений посвящено этому прекрасному чувству!

В романе Ф.М. Достоевского «Идиот» достаточно много внимания уделено личности Парфена Семеновича Рогожина. Молодой человек – сын богатого купца, получивший миллионное наследство, влюблен в Настасью Филипповну Барашкову, красивую женщину дворянского происхождения.

Любовь Рогожина – темная, безумная страсть, сходная с необузданным желанием обладать понравившейся вещью. Князь Мышкин так сказал о Парфене: «…в нем много стрacти и даже какой-то больной cтрacти. Да он и сам еще совсем как будто больной…»

О своем чувстве Парфен Семенович рассказывает князю Мышкину и другим, малознакомым, попутчикам в поезде. Он иступлен, оглушен этой своей страстью и готов на безумные поступки ради того, чтобы завоевать взаимность Настасьи Филипповны.

Парфен буквально осыпает женщину деньгами, подносит ей дорогие подарки и вдруг понимает, что на его пути возникает неожиданный соперник. Рогожин осознает, что гордая и своенравная Настасья Филипповна любит князя Мышкина.

Любит мучительно и больно, зная, что она «известно какая», и выходя за Мышкина замуж, обрекает князя на несчастье.

Украв Настасью Филипповну из-под венца, Рогожин не в силах овладеть ее душою. Она и замуж соглашается идти за Парфёна от безысходности. Рогожин знает, что для Настасьи Филипповны замужество с ним – лишь способ самоуничтожения.

Парфен мучается тем, что красавица не любит его. Рогожин закалывает Настасью Филипповну ножом. Любовь ли овладела молодым человеком?

В черновых материалах к роману Ф.М. Достоевский назвал любовь Рогожина «страстно-непосредственной». Значит, все-таки, это была любовь. Страстная, безумная, приведшая к трагической развязке.

К Настасье Филипповне неравнодушен еще один герой романа «Идиот» – двадцативосьмилетний красавец Гаврила Ардалионович Иволгин, Ганя, служащий секретарем у генерала Епанчина.

Но не любовь движет Ганей, а холодный расчет. Приданое Настасьи Филипповны в семьдесят пять тысяч рублей – вот что интересует молодого человека.

Гаврила Ардалионович – единственный кормилец своей большой семьи. На его попечении находятся мать, отец, сестра Варя, которая собирается замуж, и младший брат Коля.

Деньги – чуть ли не единственная и настоящая страсть Гани. Он мечтает стать богатым. Женитьба на состоятельной невесте привлекает его с неимоверной силою. И даже «дурная репутация» Настасьи Филипповны не является помехой для задуманного им.

Страсть к молодой женщине сочетается в нем с ненавистью к ней: «…и он хотя и дал наконец, после мучительных колебаний, согласие жениться на «скверной женщине», но сам поклялся в душе горько отмстить ей за это и «доехать» ее потом…»

Но руки не только Настасьи Филипповны добивался Гаврила Ардалионович Он пытался ухаживать и за Аглаей Епанчиной, дочерью генерала, состоятельной невестой. И все та же жажда наживы, а не любовь толкали Ганю Иволгина на обман: «уж коли подличать, так уж доходить до верхушки, ободрял он себя поминутно; рутина в этих случаях оробеет, а мы не оробеем!»

Желание вырваться из цепких объятий бедности толкает Гаврилу Ардалионовича на унизительные поступки.

Сама же Настасья Филипповна, которой отвратительна Ганина страсть к деньгам, устраивает ему проверку и бросает в камин сверток денег в сто тысяч, призывая жениха достать его из пламени голыми руками.

Ганя при виде воспламенившихся денег теряет от напряжения сознание. «Невеста» сама достает сверток и отдает его Иволгину.

Позже Ганя, сохраняя остатки чести, через князя Мышкина возвратит подачку Настасье Филипповне.

Уместно ли чувство Гаврилы Ардалионовича к Настасье Филипповне и Аглае назвать любовью? Нет, конечно же. Женщины для него становятся лишь средством для осуществления своих финансовых планов.

Приведенные выше литературные примеры не так уж и далеки от реальной жизни. Отношения не без корысти, брак по расчету – довольно частые явления современности. Но только вот есть ли в меркантильных отношениях место настоящей любви? Вряд ли.

Сочинение Он и она (с примерами из литературы, аргументами)

Одна душа в двух телах – так часто выражаются, когда хотят рассказать про союз двух людей противоположного пола. Такая двойственность, единство противоположностей, которое будто является самой лучшей иллюстрацией концепции Гегеля про получения синтеза из тезиса и антитезиса, представляет собой одну из самых красивых историй в этом мире.

Когда целое становится чем-то действительно ценным, оно не равно просто сумме его частей, оно представляет собой нечто большее.

На мой взгляд, когда люди действительно соединяются и он и она переходят в они, даже в Они с большой буквы, тогда рождается красота и завершенность, гармония, которая невероятно мощна в своем созидательном могуществе, которая обладает невыразимым потенциалом. Любовь на самом деле представляет собой довольно простой феномен и является просто воплощенным намерением отдавать себя другому, полностью и без остатка, непрестанно.

Он и она объединяются в этом великолепном танце взаимного доверия и взаимной отдачи, они делаются чем-то большим, чем просто компания из двух человек, они становятся, чем-то на самом деле более высоким.

Мне кажется это похоже на волшебство или древнюю магию. Ведь этими магическими приемами пользовались люди издавна. Всегда они создавали из себя нечто большее чем они сами, он и она превращались в поэзию красоты и великие подвиги.

Довольно многое возможно почерпнуть из классической литературы, да и в современности немало примеров. Практически всегда в той или иной великой истории есть история любви.

Рамаяна, Тристан и Изольда, трагедии Шекспира, комедии Плавта или Аристофана, поэзия Востока и многое другое вплоть до современности повсюду наблюдаем истории, где он и она совершают некое действо красоты и самоотверженности.

Конечно, любовь возможна и в других конфигурациях и, по большому счету, человеку следовало бы любить искренне и мощно вообще всех остальных людей.

Тем не менее, люди не всегда так могущественны и возможности их ограничены.

Поэтому приходится довольствоваться тем малым, что доступно в наших простых человеческих жизнях, но это малое, когда объединяются он и она, на самом деле становится чем-то превосходящим все миры.

Он и она – примеры из литературы (аргументы)

Если мы попробуем ответить на вопрос «Что такое любовь?», мы не сможем найти однозначного ответа. Для каждого любовь значит своё. Не зря, художники, музыканты и писатели столько раз размышляли над этим вопросом. Многие произведения о любви стали классикой и вызывают бурные обсуждения даже сегодня.

Начнём с того, что тема любовных, а точнее романтических отношений, стала активно подниматься в русской литературе в 18 веке. Толчком для этого стали переводы европейских произведений.

Мастер и Маргарита

Михаил Булгаков рассказывает о вечной любви, в романе «Мастер и Маргарита». Оба героя несут своё трепетное чувство на протяжении всей жизни.

Эта любовь настолько сильна, что и Мастер, и Маргарита готовы быть вместе и в этом мире и в потустороннем. Маргарита отдаётся во власть тёмных сил, чтобы быть рядом с любимым.

  А Мастер отказывается от работы всей своей жизни, своего романа о Понтии Пилате, отдаваясь чувствам полностью.

Евгений Онегин

На тему любви, размышляет и А.С. Пушкин. Среди всех его романов, «Евгений Онегин» стоит особняком. Произведение о молодом повесе, желающем познать мир и удовольствия в полной мере. И трогательной и чистой Татьяне, испытывающей безответное чувство. Влюбившись, Татьяна отправляет Евгению письмо, в котором признаётся в своих чувствах.

Евгению она приятна и привлекательна, но он боится связывать себя обязательствами и привязанностями. Поэтому поступает довольно бессердечно, не принимая всерьёз любовь Татьяны. По прошествии времени, Онегин осознаёт свою ошибку и приходит к Татьяне.

Но та уже повзрослевшая, замужняя женщина, отказывает Евгению, хотя любовь ни на минуту не утихала в ней.

Анна Каренина

Тема любви в литературе разнообразна и многогранна. Каждое произведение, раскрывает ту или иную сторону этого сложного чувства. Герои жертвуют собой и жизнью ради любимых или наоборот, отрекаются от тех, кто был дороже целого мира.  Сила самопожертвования также раскрывается во многих произведениях. Например, в романе «Анна Каренина» Л.Н.Толстого.

Писатели и поэты, помогают нам понять и осмыслить силу любви, найти её в себе и научиться делиться ею с окружающими. Ведь в любви и заключён смысл человеческой жизни.

2 вариант

Тема любви отличается особой актуальности в любые времена. В мире существует два пола: мужской и женский. Мужской отличается силой, твердостью и мощью. Настоящий мужчина берет на себя ответственность за все происходящее. Он тот, кто готов защитить свою возлюбленную.

Даже если нужно отдать собственную жизнь. Женщина отличается хрупкостью, нежностью и заботой. Когда он и она встречаются, вспыхивают чувства. Оба человека понимают, что не хотят и не могут жить друг без друга. Он и она создают союз, теперь рождается новое слово: «они».

Раньше каждый думал только о себе: о своем благополучии, о своем будущем и своем счастье. Теперь появляются общие цели, общее будущее и общие планы. Он хочет сделать ее жизнь более счастливой. Она каждый день думает, как обрадовать его и сделать его день ярче.

Он и она основываются на единении, взаимной любви и взаимном понимании. Теперь отсутствует такое понятие, как «я хочу» или «мне нужно». Теперь существует только такое понятие, как «мы» и все интересы будут выстраиваться вокруг нас. Единство его и ее создает гармонию и красоту. Даже окружающие люди, видя такую картину приходят в восхищение.

Глубокое единение на уровне души и тела создает прочные и сильные связи. В случае, если пару хотят разлучить, происходят серьезные проблемы. Он и она стали единым целым. Теперь они не мыслят своего существования друг без друга.

Примером подобной трагедии служит произведение Шекспира под названием «Ромео и Джульетта». Молодые люди любили друг друга всем сердцем. Однако, их враждующие семьи не могли принять этой любви. Впоследствии, всё кончилось очень печально.

Теперь нет ни его, ни ее.

Расставание приносит глубокие раны. Человек не знает, как ему дальше жить. Многие пытаются вернуть свою любовь. Хотят сделать всё, чтобы любовь вновь воссоединила их сердца. Но это не всегда возможно.

Теперь и он, и она остались с разбитыми сердцами. Жизнь каждого из них никогда не станет такой, как прежде.

Кто-то попытается построить любовь снова, а кто-то навсегда разочаруется в ней и даст клятву, что больше никого никогда не полюбит.

Любовь не только счастье и благо, порой это очень серьезное испытание, которое наносит очень сильные и глубокие раны. Что бы избежать серьезных ран, необходимо выбирать правильных людей. Правильные люди не позволят себе играть с чужими чувствами и выставлять их на посмешище. Подлые же могут сделать всё что угодно.

← Надежда и отчаяние
← Гордость и смирение↑ 11 класс ЕГЭГордость и смирение примеры и аргументы из литературы →
Верность и измена →

Он и Она

Природа разделила людей на два пола неспроста. Чтобы жизнь на планете продолжалась, необходимо единство двух начал. Два полюса соединяются и дополняют друг друга. Поэтому отношения между людьми так многогранны. А взаимопонимание мужчины и женщины всегда волновали писателей и поэтов. Тема любви нашла широкое отражение в мировой литературе.

Проблема

Любовь – сложное, противоречивое чувство. Отношения мужчины и женщины имеют много граней.

Тезис №1

«Любовь может питаться малейшей крупицей надежды, но совсем без надежды жить не способна»

Вальтер Скотт

Аргументация

В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» поднимается тема такой любви. Телеграфный чиновник Желтков влюбляется в молодую княгиню. Вера была еще незамужней девушкой, когда начала получать письма от тайного воздыхателя.

Герой понимал, что взаимности ждать не стоит, ведь между ним и избранницей целая пропасть. Они будто из разных миров. Телеграфист не может посвататься к дворянке из знатного рода. Но любовь его не погибла, а продолжала существовать в письмах к барышне. Не сгубило чувство и то, что переписка была односторонней. Вера не отвечала на послания, но читала их.

Когда княжна вышла замуж, юноша на время перестал ее тревожить записками. Он просто знал, что у нее все хорошо. Это его успокаивало, давало силы жить. Муж героини знал о существовании поклонника, но только посмеивался.

Все изменилось в день рождения Веры. Изменница получает записку и дорогой подарок. Присланный гранатовый браслет – семейная реликвия Желтковых, самое дорогое, что было у них. Все обескуражены и растеряны. Но брат женщины Николай считает жест неприличным. Они с мужем Веры отправляются к тайному воздыхателю.

Когда Георгий понимает, что его существование мешает возлюбленной, он совершает самоубийство.

Все обстоятельства были против этой пары. Огромная разница в социальном положении, которая исключала возможность свадьбы. Вера уже сочеталась браком с другим мужчиной, которому верна. Плюс скромность героя.

В таких условиях невозможно надеяться на взаимность. Но крупица надежды все равно оставалась, пока мужчина мог изливать чувства на бумаге.

Когда же ему запретили писать и даже думать об избраннице, любовь его погибла вместе с ним самим.

Вывод

Искреннее чувство многое может пережить и выдержать, пока есть хоть крупица надежды на взаимность. Когда присутствует вера, что все не зря. Как только умирает надежда, погибает и любовь.

Тезис №2

«Несвоевременность — вечная драма, где есть Он и Она…»

Игорь Тальков

Аргументация

Яркий пример несвоевременности в отношениях мужчины и женщины описан в поэтическом романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Татьяна и Евгений – два разных человека, которых сводит судьба. Она – молоденькая девушка из деревни, он – столичный аристократ. Ее мир – это книги, домашние занятия. А его – театры, рестораны и светские развлечения. Но каждый ищет истину и уже перерос свое общество.

Татьяна влюбляется в юношу с первого взгляда, да и герой испытывает симпатию к барышне. Смелая и открытая девушка пишет письмо избраннику, признаваясь в своих чувствах. Онегину же кажется, что Татьяна восторженная, деревенская простушка. Он не готов к браку.

Евгений не понимает сам себя, его чувства не последовательны. Самого терзают внутренние противоречия, которые необходимо разрешить. А семья ­– это ответственность. К тому же, столичный франт не испытывает недостатка в женском внимании. Девушка принимает отказ с достоинством.

Главным героям суждено пройти длительный путь саморазвития. Оба меняются. И встречаются снова, уже при других обстоятельствах. Евгений поражен тем как эта молодая женщина умеет держать себя в свете, ее добротой, искренностью, обаянием. Он влюбляется и признается в чувствах.

Татьяна не скрывает, что ее любовь не исчезла. Но теперь она жена генерала и не опорочит честь своего супруга.

Вывод

Любовь помогла героям познать себя, измениться, стать мудрее. Но несвоевременность чувств не позволила им стать парой.

Тезис №3

«Любовь есть высшее мужество: она готова к любым жертвам»

Э. фон Бодман 

Аргументация

Яркой иллюстрацией самопожертвования в любви стал рассказ О.Генри «Дары волхвов».

Делла и Джим – молодая супружеская пара. Они нежно любят друг друга. Но, как многие молодожены, испытывают финансовые трудности. В их семье только две ценности, которыми они очень дорожат – это его фамильные часы и ее роскошные волосы.

Наступает канун Рождества. Каждому из супругов хочется порадовать любимого человека. Но денег не хватает на хороший подарок. Поэтому оба жертвуют единственным дорогим предметом, что имеют. Делла продает волосы, чтобы купить платиновую цепочку для часов мужа. А Джим расстается с часами, чтобы преподнести любимой дорогие гребни для волос, о которых она давно мечтает.

По сути оба подарка оказываются бесполезными. Но рассказ нельзя назвать грустным. Читателя умиляет бесхитростная готовность героев пожертвовать друг для друга самыми главными своими сокровищами.

Вывод

Любовь действительно высшее мужество. Любящие люди готовы друг ради друга на любые жертвы.

Заключение

Любовь – сложное, но прекрасное явление. Нередко мужчине и женщине тяжело понять друг друга. Отсутствие надежды на взаимность и несвоевременность ответных эмоций не позволяет людям стать счастливой парой. Но искреннее и взаимное чувство всегда преодолевает все преграды на своем пути.

Направление "Он и она" итогового сочинения 2019-2020

Полезные материалы по теме:ЦИТАТЫ к направлению ОН и ОНАСТИХИ к направлению ОН и ОНАСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ к направлению ОН и ОНАКОРОТКИЕ РАССКАЗЫ ко всем направлениямПримерные ТЕМЫ к направлению ОН и ОНАПРЕЗЕНТАЦИЯ: “Как писать итоговое сочинение”ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ОН и ОНА

Комментарий от ФИПИ:

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия.

Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».

 В рамках данного направления можно поразмышлять о взаимоотношениях мужчины и женщины. Это значит, что мы будем говорить о любви, верности, дружбе, семье и т.д.Он и Она — не два ли разночтеньяКрасивого сказания времён?Два звука, чтоб создать единый звон,Два атома, в законе тяготенья. Весной в великий праздник всесожженья,Одною хотью каждый дух взметён.Друг другом зажжены она и он.Иль только лишь хотением хотенья? В весеннее раскрытое окноСо всех сторон доходят к сердцу звуки,В них сладость упоительнейшей муки. Сто тысяч дальних звёзд в них зажжено.И молим мы, ломая розно руки,Того, что есть по существу одно.

К. Бальмонт

 

  1. Он и она: от любви до ненависти. Верность/измена, благодарность, уважение, любовь/ненависть, ревность, дружба, жалость и др. Привязанность, симпатия, привычка и др.  Взаимопонимание и его отсутствие, способы достижения взаимопонимания.
  2. Любовь бывает разная: взаимная/безответная, платоническая/физическая, разрушающая/созидательная, любовь-страсть – любовь спокойная, реальная/идеальная. Любовь – дружба, роковая любовь, любовь красивая, деятельная, самоотверженная. Истинная/ложная. Первая любовь.
  3. Взаимоотношения в семье. Какими бывают взаимоотношения в разных семьях, на чем они основываются.
  4. Одиночество человека. Роль любви в жизни человека.

«Любовь» – универсальный концепт, который присутствует во всех культурах и относится к концептам «высшей духовной ценности». Любовь означает глубокое индивидуально‑избирательное интимное чувство и обладает рациональной, эмоциональной и оценочной характеристикой.«Любовь» – «чувство самоотверженной, сердечной привязанности», «склонность, пристрастие к чему‑нибудь». В Толковом словаре великорусского языка даются дериваты общеязыкового номинанта концепта: «любить», «любиться», «любовать».«Любить, – пишет В. И. Даль, – любливать кого, что, чувствовать любовь, сильную к кому, привязанность, начиная от склонности до страсти; сильное желанье, хотенье; избранье и предпочтенье кого или чего по воле, волею (не рассудком), иногда и вовсе безотчетно и безрассудно».В энциклопедических изданиях чаще приводится философская интерпретация понятия «любовь». В словаре Ф. Брокгауза и И. Эфрона в статье, написанной В. Соловьёвым, любовь определяется как «чувствование, чрезвычайно разнообразное по содержанию и силе как высшая духовная эмоция, которая выражается в чувствах благоговения и восторга при умственном созерцании образа, олицетворяющего высшее совершенство и красоту», «источник религиозного и художественного творчества».Любовь в этических и психологических исследованиях и словарях определяется как «чувство, вызываемое у субъекта переживанием центрального места ценности объекта в системе его личностных приоритетов при условии рациональной немотивированности выбора этого объекта и его уникальности. При этом любящий испытывает желание получить предмет в свою «личную сферу» или сохранить его в ней, желает ему добра и процветания, готов идти ради него на жертвы, заботиться о нём, берёт на себя ответственность за его благополучие, он находит в любви смысл своего существования и высший моральный закон. 

Ассоциативный ряд понятия «любовь» включает такие концепты как самопожертвование, сострадание, бескорыстность. 

В ассоциативном словаре отмечены признаки любви: вечная, земная, с первого взгляда, безответная, платоническая, верная, до гроба), а также эмоции, сопутствующие любви (счастье, радость, отчаяние).Любовь является важнейшим фактором, определяющим жизненное поведение человека, ведущим его к гармонии.

 В словаре знаков и символов любовь рассматривается как образ духовного единения двух начал, противоположностей, как путь к центру: «главной целью подлинной любви является преодоление двойственности и разъединённости, которое предполагает отречение от собственного “Я”».

 В древних культурах любовь была представлена как сила, играющая важнейшую роль в организации мироздания (например, сюжет о возникшей из Хаоса божественной брачной паре – прародителях вселенной, в котором богиня‑мать отождествлялась с землей или реже – с морем, а её супруг – с небом).

Процесс сакрального брака олицетворяла и греческая богиня Афродита, ассоциировавшаяся с плодородием, весной, жизнью. Миф о рождении богини из морской пены, образованной кровью оскоплённого Урана, утверждал родство Афродиты с водной стихией (женскими силами) и животворным мужским началом.

Эрос, воплощавший векторный аспект любви как творчества (стремление, влечение, желание), представлялся древним одной из космических первопотенций.В христианстве противопоставляется возвышенная, жертвенная любовь и любовь земная, греховная. Стремление преодолеть разорванность представлений о любви выразило учение В. Соловьёва.

Философ писал, что только любовь способна «создать истинного человека как свободное единство мужского и женского начал, сохраняющих свою формальную обособленность, но преодолевших свою существенную рознь и распадение». В.

 Соловьёв рассматривал любовь как способ выхода за пределы индивидуального «я», ту возможность человека жить не в себе, а в другом, которая создаёт условия для грядущего всечеловеческого единения.Развитие психоанализа в XX веке привело к оппозиции в концепте любовь: «мужское» – «женское».

Сохраняя свою универсальность, концепт «любовь» играл центральную роль в системе ценностных ориентиров русской культуры. «Русский менталитет, – отмечает Л. Е.

 Вильмс, – терпим к таким признаковым и оценочным характеристикам любви, как безрассудочность, страдание, боль, мучительные переживания, проявления влюблённости мистического характера, но осуждает легкомыслие, безответственность, нескромность».

К национально‑специфичным признакам концепта относятся осознание непродолжительности любви (любовь «прошла», «угасла», «умерла»), вера в возможность заслужить чью‑то любовь («завоевать», «снискать» любовь), необходимость сдерживать свои чувства при посторонних («скрывать», «таить», «беречь» любовь), гиперболизация способности любить («любить до смерти», «любить до гроба», «любить до последнего вздоха»).

В отечественной литературе любовь чаще всего представлена как облагораживающая, очищающая, возвышающая сила, как жизненная ценность, объединяющая людей и способствующая гармонизации мира. Благодаря любви герои русской литературы поднимаются к более высоким уровням сознания, ищут путь к истине. В произведениях писателей‑классиков часто можно встретить тему отвергнутой любви, вольной или невольной вины (в социальном, нравственно‑психологическом, религиозно‑философском аспектах) и жертвы – в облике мужского или женского начал.

Жертвенная любовь является главным сюжетообразующим элементом в «Бедной Лизе» (1791) Н. М. Карамзина, «Станционном смотрителе» (1830) А. С. Пушкина, в романе «Кто виноват?» (1846) А. И. Герцена, в «Бедных людях» (1846) и «Подростке» (1875) Ф. М. Достоевского, в «Асе» и «Дворянском гнезде» (1857) И. С. Тургенева, «Обломове» (1859) И. А.

 Гончарова, «Горькой судьбине» (1859) А. Ф. Писемского, «Воскресении» (1898) Л. Н. Толстого, «Олесе» (1898) А. И. Куприна, «Пред судом» (1915) А. А. Блока, «Темных аллеях» (1943) И. А. Бунина. 

Например, в творчестве В. Маяковского в основе концепта «любовь»  лежит оппозиция «громада‑любовь» – «громада‑ненависть».

В метафоре «громада‑любовь» воплощена заветная идея поэта о любви‑глыбе, лавине страстей, обрушивающихся на человека. При этом понятие «любовь» оказывается равнозначным понятию «мир» и соизмеримым с ним. В любви В. Маяковский видит возможность реализации личности. Отсюда неоднозначность критериев, с которыми лирический герой подходит к объекту своего чувства.

Он ищет в возлюбленной качества, которых недостаёт ему самому. Любовь (по Маяковскому) – феномен неоднозначный и противоречивый. Поэт славит огромную, всепоглощающую, исключительную Любовь, соответствующую масштабу его личности, и отвергает мизерную «любвишку», «любовь цыплячью», «любвишку наседок».

Во имя своей Любви, смыкающейся с мечтой о будущем, лирический герой готов идти на Голгофу. Вместе с тем «смертельный любви поединок» ведёт поэта к саморазрушению и трагедии.

Читать статью:

“Любовь в творчестве Маяковского”

«Любовь» в художественной картине мира М. Цветаевой – концепт многозначный, связанный с такими содержательными элементами, как «Божественная любовь», «любовь‑обольщение», «любовь‑страсть», «любовь – вечное проклятие».

 У И. Шмелёва возвышенная жертвенная любовь противопоставлена любви земной, рассматриваемой в аспекте греховности.

В творчестве Л. Улицкой концепт “любовь”является основополагающим, вступая в различные связи с концептами «семья», «счастье», «судьба».

Самым многослойным и противоречивым в произведениях Л. Улицкой является чувство между мужчиной и женщиной. Любовь между полами очень богата в своих проявлениях: это влюблённость и страсть, уважение и самоуничтожение, счастье и страдание, возрождение и болезнь.

Любовь амбивалентна: она вмещает физическое влечение и самые возвышенные чувства, восхищение объектом любви сменяется порой разочарованием и даже ненавистью, любовь даёт интерес к жизни, обогащает её, но тем же и ограничивает, ведь вся жизнь сосредотачивается на объекте любви.

Любовь ещё раз обнаруживает свою двойственную природу, принося счастье и горе, жизнь и смерть.По мнению Л. Улицкой, именно физическая измена, а не душевная, является предательством для персонажей.Природа и дар любви у Л.

 Улицкой непостижимы, и этим концепт «любовь» в творчестве писателя сближается с концептом «судьба»Концепт «любовь» в творчестве Л. Улицкой связан с концептом «семья». На основе любви строятся взаимоотношения в семье, в семье же воспитывается уважение и любовь к родным, роду.

Близость, взаимопонимание в семье способствуют душевному и духовному росту человека.

В творчестве А. Битова «любовь» взаимодействует с другими понятиями:«счастье», «жизнь», «смерть», «игра», «предательство», «ревность».

Любовь, связанная с бытовыми реалиями (семьёй, детьми, повседневностью), часто отвергается писателем, а семейные отношения оборачиваются «бесконечным знакомством», отсутствием взаимопонимания и теплоты. А.

 Битов принимает любовь в её вершинном, максималистском проявлении, как чувство, которое «гораздо превышает» человека и даже «разрывает» его, ведь благодаря любви «ты становишься таким большим, каким никогда бы не мог без этого стать, а в том, чем ты был без любви, ты становишься ещё мельче».

Боготворя идеальную любовь, писатель считает её одним из высших проявлений чрезвычайной «воплощённости», он соотносит концепт «любовь» и концепт «жизнь». А. Битов рассматривает любовь как один из важнейших факторов, влияющих на поведение человека.

Измену любви писатель считает тяжким грехом, за который его персонажи расплачиваются бесцельно прожитой «неточной» жизнью и «ямой долговой» в её финале.

Примеры итоговых сочинений

Ссылка на основную публикацию