Прием психологической пары в романе Гончарова «Обломов»

В 1859 году было впервые опубликовано произведение Ивана Александровича Гончарова, состоящее из четырёх частей, — роман «Обломов». Особенности композиции и жанр, выбранные автором, неслучайны.

Писатель хотел не только продемонстрировать порочность паразитического образа жизни дворянства, но и показать читателям, как происходило становление личности главного героя и изменялось его душевное состояние.

Проведённый разбор поможет учащимся подготовиться к сочинению и понять, в чём основная идея и замысел.

Прием психологической пары в романе Гончарова «Обломов»

Построение и сюжетные линии

Произведение необычно уже тем, что экспозиция занимает довольно большой объём. Она начинается в первой и продолжается во второй части. Сначала читатель узнаёт, как проходит день главного героя. Илья Ильич целый день лежит в постели. За это время к нему поочерёдно приходят гости:

  • Волков,
  • Судьбинский,
  • Пенкин,
  • Алексеев,
  • Тарантьев.

Прием психологической пары в романе Гончарова «Обломов»

Герой выходит из полусонного состояния лишь тогда, когда приезжает его старый друг. Все главы романа не имеют названия, кроме той, что завершает первую часть. Для неё писатель сделал исключение, назвав «Сном Обломова».

Показательно, что сначала этот фрагмент романа был опубликован как отдельное произведение. При создании произведения Гончаров сделал из него отдельную главу.

Она позволяет понять, в чём причина возникновения обломовщины и почему Илья Ильич стал именно таким.

Вторая часть включает в себя описание знакомства Ольги и Обломова. Главный герой влюбляется в молодую женщину. Это завязка повествования.

Непривычное чувство выводит мужчину из оцепенения и заставляет предпринимать шаги к тому, чтобы измениться. Знакомство состоялось благодаря Штольцу, который всячески старался расшевелить Илью и брал его с собой в гости.

В конце второй части Ольга и Илья признаются друг другу в любви, а в третьей писатель показывает, как развивались их отношения.

Сначала влюблённые старались находить компромиссы и справляться с возникающими трудностями, по большей части обусловленными несовпадением характеров. Со временем и Обломов, и Ильинская поняли, что полюбили образы друг друга. Идеалы, созданные воображением обоих, не совпали с реальностью. Третья часть заканчивается расставанием бывших влюблённых.

Прием психологической пары в романе Гончарова «Обломов»

Затем Гончаров переходит к описанию дальнейшей жизни Ольги Ильинской и Ильи Ильича. Женщина постепенно сближается со Штольцем, а потом выходит за него замуж. Обломов создаёт семью с Пшеницыной.

Очевидно, что каждый из героев обрёл своё счастье. Илья нашёл у Пшеницыной ту полусонную атмосферу, которая была для него милее всего.

Штольц и Ольга образовали гармоничную пару, где не могло быть и речи о разгуле порочной страсти.

Обоим были присущи такие черты характера:

  • решительность,
  • энергичность,
  • стремление к развитию.

Смысловые части и тематика

Гончаров разделил роман на 4 смысловые части. Они символизируют времена года, с которыми можно ассоциировать жизнь главного героя. На протяжении всего произведения автор проводит параллели между событиями, происходившими с Обломовым, и состоянием природы.

Повествование дополняется пейзажными зарисовками или описанием погодных явлений. Композицию можно представить как в виде таблицы или списка, так и линейно: во всех случаях суть будет одна и та же.

Если изложить события кратко, сюжет будет выглядеть так:

  1. История детства, характер и один день Обломова. Персонажи, оттеняющие его натуру.
  2. Противопоставление Ильи и Андрея. Отношения героя с Ольгой.
  3. Разрыв Обломова и Ильинской. Отношения Ильи Ильича и Агафьи Тихоновны.
  4. Угасание и смерть главного героя.

Тематика романа многогранна: она вобрала в себя любовь, дружбу, измену, предательство, развитие и деградацию. Важный смыслообразующий приём — принцип сюжетной антитезы.

«Осень» и «зима»

Заключительный период жизни Обломова, когда он жил с Пшеницыной, можно сравнить с осенью и зимой. Чем старше становится Илья, тем чаще его мысли устремляются в родную деревню.

Он вновь видит себя маленьким и мечтает о том, чего никогда не произойдёт. Постоянно пребывая в полудрёме, этот уже немолодой человек сначала распадается как личность, а затем умирает физически.

Реальный мир чужд герою, он предпочитает существовать среди своих грёз.

Прием психологической пары в романе Гончарова «Обломов»

События, описанные в романе, начинаются в мае и заканчиваются в ноябре. Если провести параллель с возрастом героя, оказывается, что «весна» наступила, когда ему было около 30 лет, а «осень» жизни Илья встретил, едва достигнут 50-летия.

Одна из важных композиционных особенностей — «закольцованность» душевного состояния Ильи. В начальной части романа читатели видят его погружённым в полудрёму, при этом герой находится на грани духовного умирания, но этого пока не видно.

В заключительной части Илья умирает на самом деле, то есть оказывается там, куда стремился. Так автор показывает, что человек не вечен. Вместе со смертью героя умирает и его родная деревня, а заодно угасает и целый род.

Но на смену обязательно придут новые поколения, и всё повторится.

Отношения Ольги и Андрея

Разбирая сюжет и композицию «Обломова», не стоит забывать об истории любви Ольги и Андрея. Кульминацией романа можно считать эпизод, когда Илья объясняется в любви ильинской. Однако сцена, в которой Андрей рассказыает девушке о своих чувствах, тоже полна драматизма и напряжения.

Прием психологической пары в романе Гончарова «Обломов»

Внимательный читатель заметит, что обе истории любви строились почти по одинаковой схеме. Ольга, внутри которой, казалось, пылал огонь Прометея, зажгла сердце Ильи, а потом эта участь не миновала и Андрея.

В первом случае отношения быстро сошли на нет, а во втором образовалась семья. Штольц окружил жену музыкой, книгами, альбомами и другой пищей для ума. Он полагал, что этим выполняет важную задачу: обеспечивает женское равноправие.

Старания были не напрасными: Ольга принимала участие во всех делах, что в те годы было редкостью.

Ошибкой Штольца было то, что он быстро успокоился. Вот есть жена, и больше ничего не нужно. Юношеские порывы и устремления оказались на втором плане, когда появилась возможность тихо наслаждаться жизнью.

Но ведь Обломов мечтал о такой же участи. В отношениях Ольги с обоими мужчинами прослеживаются главные темы романа: лень, праздность и застой, в которые погружается человек, когда достигает желаемого.

Реферат: Психологизм романа «Обломов». Скачать бесплатно и без регистрации

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Трояновский
Д.В.

2
курс 2 группа.

Психологизм
романа «Обломов»

Два
обстоятельства творческой истории
романа “Обломов” нужно иметь в
виду, чтобы правильно понять, о чем это
произведение. Первым опубликованным
фрагментом романа в 1849 году стал “Сон
Обломова” – “увертюра всего романа”,
тем не менее, в окончательном тексте
занявшая место 9 главы 1 его части. “Сон”
является средоточием авторской мысли
в романе.

Второе обстоятельство – перерыв
в писании романа для участия в научной
и негласно дипломатической экспедиции
на Дальний Восток на фрегате “Паллада”
в качестве секретаря начальника
экспедиции.

Написанная под впечатлением
кругосветного путешествия очерковая
книга “Фрегат “Паллада” (завершена
одновременно с романом в 1858 году) оказала
существенное влияние на реализацию
обломовского замысла. Герой книги, сам
автор, изображен как путешествующий
Обломов.

Кругосветное плавание,
международные связи, дух прогресса –
все это для западника Гончарова определило
масштаб, точку зрения для изображения
Обломова и помогло завершить роман об
умирании воли, затухании личности,
гибели дарований в безвоздушном
пространстве барства и рабства.

В
“Сне Обломова” есть характерная
деталь – отношение господ к знаниям и
обучению барчонка. Для них это неприятная
необходимость, ибо и это труд, а им всякий
труд неприятен.

“Сну” предшествует
эпизод с несостоявшимся переездом
Обломова на другую квартиру, когда Захар
произносит фразу “Другие не хуже нас,
да переезжают”, которая так обидела
и возмутила Обломова.

Ведь он претендует
на исключительность: “Кажется, подать,
сделать – есть кому”, “ни голода, ни
холода никогда не терпел… хлеба

себе
не зарабатывал и вообще черным делом
не занимался”. Слова Захара -результат
воздействия петербургской жизни,
потрясение основ обломовского идеала,
который переместился теперь из
крепостнической Обломовки на Гороховую
улицу столицы.

Тем горше неблагодарность
одного из сотен крепостных Захаров, что
барин для них всегда отец и благодетель,
даже если ничего для них не сделал и,
подобно Обломову, лишь в “умственном”
плане преобразований в имении “определил
ему особый дом, огород, отсыпной хлеб,
назначил жалованье”. Т.е.

Обломовка-это
торжество крепостнических отношений.

1
часть романа мало действенна (Обломов
лежит на диване и отказывает визитерам,
зовущим в Петергоф), но в ней “свернута”
эволюция Обломова: детство с внушением
идеи исключительности, обучение в
пансионе, но служить не смог, хотя
исключительность свою тоже не утвердил,
зато мечтает о путешествии для созерцания
шедевров (вспомним пушкинское “Из
Пиндемонти”), а свою исключительность
демонстрирует убогому и примитивному
Захару. Гончаров подчеркивает вредность
фольклора в воспитании ребенка: в нем
богатырь побеждает без труда, волшебным
образом. Изображение обитателей Обломовки
гиперболизировано, таким же представлен
и дремлющий на диване Обломов: даже
спящий, все еще спящий, он еще богатырь.

В
Обломове загублены живой ум, чистота,
доброта, правдивость, кротость, гуманность
к нижестоящим, склонность к самоанализу
и самокритике, чувство справедливости.

Он погряз в эгоизме, который сметает
все эти качества. Обломов не испытывает
необходимости развивать их в себе.

Об
этом свидетельствует его “мысленный”
план реформ в Обломовке, выражающий
инфантильность, архаичность и консерватизм
его взглядов на жизнь.

Ясно,
что Обломов зависит от Захара больше,
чем Захар (и другие крепостные) от него.
В то же время идеалы Обломова помогают
ему видеть отрицательные стороны нового
буржуазного уклада.

В отличие от Штольца,
движимого стремлением к личному
преуспеянию путем труда, Обломов, уже
имеющий все благодаря происхождению и
положению, настойчиво требует указать
ему смысл труда, смысл и стимулы для
затрат способностей и энергии.

Он не
подвергает сомнению свое право на эту
критику и безделье, ибо считает идеал
Обломовки незыблемой нормой.

Для
Штольца норма – буржуазная деловая жизнь
Петербурга, поэтому он не критикует ее
и, как все другие визитеры, зовет Обломова
в Петергоф.

Во
2 части романа описывается русско-немецкое
воспитание Штольца, борьба двух
национальных начал, так сказать, у его
колыбели. Случайно из нее возникла
сильная и гармоничная личность (русская
мать и педантичный немец-отец). Несмотря
на все взаимные различия, Штольц способен
понять Обломова. Это тип новой эпохи,
деятельный разночинец.

Во
2 части встает вопрос о путях прогресса
русского общества. Критика Обломовым
отсутствия в прогрессе значимых целей,
прочных побуждений, поддерживаемая его
идеалом идиллической Обломовки, придает
последней актуальный общественный
смысл.

Это заставляет видеть в Обломове
дворянского интеллектуала, “лишнего
человека”, имевшего в прошлом, но
утратившего ныне идеалы патриотического
служения родине, духовного досуга, мысли
и труда, путешествий по свету, чтобы в
них сильнее полюбить отечество.

Слово
“обломовщина” произносит Штольц,
обозначая им комплекс причин, вызвавших
паралич воли героя.

Гончаров не раскрывает
их прямо, но ясно, что это прежде всего
помещичья праздность, возведенная в
идеал и разрушающая личность.

При этом
во всем романе автор подчеркивает, что
обломовщина не есть индивидуальная
особенность его героя, но следствие
влияния всего общественного настроения
в целом, выражение общественного
неустройства.

Итак,
1 часть обрисовала обломовщину, 2 часть
объяснила ее. Герой решил поехать
путешествовать, но не поехал, а влюбился.
И сразу же продемонстрировал изначальную
слабость своей натуры: Ольга активнее,
практичнее. Любовь Обломова возвышенна,
но отвлеченна, здесь он похож на Чацкого
и Онегина.

2 часть кончается летним
объяснением в любви, 3-ю часть заключают
осеннее затухание страсти, снегопад на
Выборгской стороне, болезнь Обломова,
и появляется вдова Пшеницына, вторая
героиня обломовского “романа”.

Ведь любовь дворянина двойственна:
отвлеченно-романтическая,
целомудренно-духовная – к дворянке-невесте-ровне
и грубо чувственная “барская”
страсть к простолюдинке – экономке,
наложнице. В начале романа Обломовку
заменила квартира на Гороховой, теперь
– дом на Выборгской.

И
опять вернемся к композиции романа
(очень стройной и логичной): 1 часть
моногеройная -Обломов как таковой, во
2 и 3- сопоставление его со Штольцем
(дворянин и разночинец) и Ольгой (пассивная
и активная натуры).

В 4 части Обломов
попадает в новую социальную среду и
новую Обломовку – мир средних чиновников
и городского мещанства. И здесь живут
деятельно- активные люди, их трудом
держится эта, тоже патриархальная
идиллия.

Во
“Сне Обломова” крестьянский труд
дан издали, здесь – крупным планом, но
не крестьянский. С огромной художественной
силой Гончаров воспроизводит поэзию и
моральность женской самоотверженности
в заботах о семье, женский домашний
труд.

Имя
Агафьи Матвеевны Пшеницыной Гончаров
взял из гоголевской “Женитьбы”
(героев которой напоминают Обломов и
Тарантьев в 1 части), а отчество – у своей
матери, которая рано овдовела, стала
жить с барином, в доме которого будущий
классик нашей литературы и получил
дворянское воспитание.

Читайте также:  Система образов в «Грозе» Островского

Самоотверженность
деятельных простолюдинок (Пшеницыной
и жены Захара – Анисьи) сочетается с
себялюбивой пассивностью мужчин – это
две стороны патриархального идеала
Обломовки.

Неосознанная жертвенность
привлекательной вдовы и ее осмысленный
творческий труд (хотя бы в области
кулинарного искусства) во имя благополучия
ближнего освещают новую Обломовку.

В
последней части романа герой проявляет
новые черты характера: решается вступить
в брак с неровней. Ему хорошо среди
простолюдинов и их детей. Мы видим две
семейные “идиллии” – Обломова и
Штольца. Но Ольга не удовлетворена своим
браком, а Обломов умирает, ибо этот
опоэтизированный быт обречен.

Как воспитывался ребенок в семье обломовых. Воспитание и образование обломова

Воспитанию принадлежит определяющая роль в формировании характера человека, его склонностей. Именно в детстве и юности закладываются основы нравственных качеств, отношение к труду, в родительском доме человек видит образец, которому следует при создании собственной семьи.

Стремясь нарисовать яркие, жизненные образы героев, русские писатели описывают детские годы своих персонажей, воспитание и образование. Узнавая об этом, читатель яснее понимает психологию героя, мотивы его поступков.

Жизнь в Обломовке

Илья Ильич Обломов, главный герой одноименного романа Ивана Александровича Гончарова, в читательском восприятии является воплощением бездействия, пассивности, лени. В главе «Сон Обломова» писатель изображает детство героя. Именно с тех лет берут начало взгляды, склонности Ильи Ильича.

Герой видит во сне мир идиллии, которого не касаются житейские бури, где ничто не нарушает раз и навсегда заведенного жизненного уклада. Это край, где верят в самые невероятные мифы, где не пытаются вдуматься в смысл происходящего вокруг.

И хозяева, и слуги живут в полном согласии и доверии, а к Ильюше все относятся как к самой большой драгоценности. Здесь отсчитывают время по церковным праздникам, соблюдают старинные традиции, верят приметам, редко принимают гостей.

Это родительский дом Ильи Ильича, место, где прошли его годы детства, где он получил первые жизненные впечатления.

Какие лучшие, светлые качества были сформированы родительским воспитанием и какие пороки Обломова родом из детства? Попробуем разобраться.

  Герои и сюжеты баллады В.А. Жуковского “Светлана”

Детство Обломова

Именно ранние годы в развитии человека влияют на формирование характера, закладывают основные, базовые понятия о мире и предопределяют будущее. Родом Илья Ильич из фамильного имения Обломовки, вдалеке от всех городов и деревень. Некое замкнутое пространство, очень редко его границы кто-то нарушал: слишком уж далеко оно находилось.

Можно сказать, что жители Обломовки находились в изоляции от всего остального мира. История этого поселения когда-то была славной: оно имело свои народные промыслы.

Но в силу определенных причин искусство изготовления холстов и пивоварение быстро забылись. Из-за лени, неумения и нежелания вести дела владельцев имения когда-то славная, перспективная деревня пришла в упадок.

Оттуда даже начали сбегать крепостные, потому что хозяева ни за чем не следили и довели крестьян до обнищания.

Обломовка стала бедной, неаккуратной и отсталой деревней. Поколения помещиков сменяли друг друга, но относились к ведению дел халатно, не развивали свое имение, не вникали в хозяйственные вопросы, не стремились сделать жизнь крестьян лучше.

Что говорить об условиях, в которых трудились крепостные, если сам господский дом покосился со временем и никто не желал его привести в порядок? Однако для Ильи Ильича его родная деревня ассоциировалась с райским местом, где было всегда тихо и умиротворенно.

Жизнь в Обломовке текла медленно, неспешно, тихо.

Это статичное состояние, лишенное всякого движения, ничего не нарушало: в деревне не случалось чего-то необычного, жители не испытывали потрясений, они могли находиться в своих грезах и мечтать.

Все так боялись нарушить свое спокойствие, что даже редкие письма читали далеко не сразу: страшно было получить дурную новость, которая могла эмоционально потрясти и испортить настроение.

Такая неспешность, статичность, отсутствие тревог и серьезных бед — это то состояние, к которому во взрослой жизни продолжал стремиться Обломов.

После отъезда из деревни Илья Ильич в своих снах и каждодневных раздумьях на диване в съемной городской квартире возвращался обратно в родовое имение, где он жил, как в идеальное место, близкое к раю на земле.

Положительные стороны воспитания Обломова

  • В детстве и юности Ильюша был окружен материнской любовью и лаской. Он чувствовал себя любимым и самым нужным, на заботах о нем сосредотачивались усилия родных и многочисленных нянек и слуг. Это сформировало тесную эмоциональную связь с матушкой, которая так важна для ребенка.
  • Близкие особенно заботятся и пекутся о здоровье ребенка. Ради сохранения и поддержания хорошего самочувствия Ильи Ильича родители готовы жертвовать его учебными занятиями.
  • Родители стремятся дать Илье Ильичу достойное образование. В семье понимают, что дворянин должен быть грамотным, умным человеком, обладающим определенным кругом знаний.
  • Семейная среда, тепло и любовь в отношениях становятся для Обломова примером, идеалом семейной жизни. Именно так, неторопливо, в полном согласии, в совместных хлопотах по хозяйству, и должна, по мнению Ильи Ильича, проходить жизнь супругов. К такому идеалу семейной жизни приходит затем Обломов в доме Агафьи Пшеницыной.
  • Любое воспитание ставит своей целью формирование достойного члена общества, представителя определенной социальной среды. Те привычки и тот образ жизни, которые возникли у Обломова в родительском доме, можно сказать, были типичны для поместного дворянства XIX века. Точно так же, как и родители Обломова, тысячи русских помещиков чуждались труда, проводили дни в безделье и застольях, не имели никаких интеллектуальных, духовных интересов.

Жизнь в квартире

Отношение Обломова к окружающему не назовешь здоровым: мир и покой были только в родном имении, все остальное пространство было пугающим, непонятным и враждебным.

Поэтому герой, вынужденный уехать из родного дома, укрылся от всех в своей съемной квартире. Это был некий островок спокойствия. Из этого мирка его было сложно вытащить, потому что Обломов опасался всякого действия, незнакомого пространства, других людей.

Его любимое занятие — лежание на диване и погружение то в сон, где вспоминалась Обломовка, то в бесплодные мечты, то в невыполнимые планы на день.

Хоть сердцу Ильи Ильича была очень дорога родная деревня, он все равно после смерти отца так и не смог вести дела.

Поселившись в квартире и спрятавшись в ней ото всех, Обломов не хотел нарушать привычный уклад жизни, посещать имение, разбираться в хозяйственных вопросах.

Недостатки в воспитании Обломова

Недостатки в воспитании Обломова являются обратной стороной тех самых лучших побуждений, которыми руководствуются его родители.

  • В атмосфере мертвого покоя, апатии не могут раскрыться заложенные в ребенке способности и таланты, угасает даже интерес к жизни, жажда познания. От многого его ограждают, чем-то пугают, и постепенно он всё больше погружается в то царство сна, бездействия, лени, в котором проводят свои дни взрослые.
  • Существенным недостатком в воспитании мальчика является отсутствие мужского, отцовского вклада в этот процесс. Хотя отец изображен в романе, но он не оказывает влияния на ребенка. Когда Илья Ильич еще мал, он видит отца в его кабинете, занятого какими-то делами. Но и потом, в возрасте 13-14 лет, Илья Ильич не может научиться у отца каким-то мужским качествам: выносливости, решительности, ответственности в принятии решений.
  • Лень, неумение и нежелание вникать в вопросы хозяйства приводят к тому, что Обломов не умеет вести дела как помещик, легко попадается на удочку мошенников и обманщиков. Родители не дали ему хотя бы азы экономических знаний, не научили перепроверять счета и налоги. Без помощи своего товарища Штольца Обломов был бы разорен.
  • С детства в ребенке закладывается представление о том, что труд – это наказание. Его желания предугадывают и мгновенно исполняют, ему не позволяют приложить ни малейшего усилия к достижению чего бы то ни было. Так вырастает человек с сознанием того, что все окружающие просто обязаны избавлять его от любых неудобств или трудностей, что максимальный комфорт, достаток закреплены за ним уже по праву рождения. В этом истоки паразитизма Обломова.
  • Чудесные сказки и волшебные истории, рассказанные няней, не просто формируют мечтательность Обломова, некоторую поэтичность его натуры, но и закладывают в нем представление о том, что прекрасному герою легко покорятся любые преграды и можно беспечно жить в праздности и довольстве, мечтая о красавице Милитрисе Кирбитьевне. Став уже взрослым, Обломов продолжает сожалеть о том, почему в жизни всё не достается так же легко, как в сказках.
  • К недостаткам воспитания героя можно отнести и тот факт, что с детских лет не была заложена привычка к чтению. Отец Ильи Ильича иногда в минуты досуга брал в руки книгу, но нельзя сказать, чтобы она увлекала его. Пример родителей повлиял и на ребенка: учение Ильюша считает мукой, ни к какой науке интереса не проявляет, не читает книг.
  • С одной стороны, родители Обломова заботятся о здоровье сына, с другой – здоровье они понимают только как сытные обеды и долгий сон и радуются, когда приехавший из пансиона домой сын за время каникул располнел. Ограничивая физическую активность ребенка и перекармливая его, они отнюдь не способствуют его здоровому росту.

Эссе по теме: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека»

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека»

  Проблема счастья и долга в романе “Евгений Онегин”

В.Г. Белинский.

Современные дети живут в очень ярком, многогранном, стремительном и быстро изменяющемся мире, в мире, в котором внешняя красота, к сожалению, часто бывает важнее богатого внутреннего мира. И то, какими станут эти дети в будущем – людьми с большой буквы «Л» или «людьми в кавычках», зависит от родителей, воспитателей и учителей.

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека», — сказал В.Г. Белинский. И это действительно так. Воспитывать детей начинают их родители, бабушки, дедушки, продолжают — воспитатели детского сада, школьные учителя и, конечно же, «Жизнь» — самый опытный и порой суровый воспитатель.

Детский сад для детей – это мир красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии и творчества, при условии, что таковым его сделает воспитатель – царица, фея, добрая волшебница в этом мире. Она несет добро и краски, но вместе с тем и основные навыки жизни в социуме.

А продолжить эту сказку должен учитель начальной школы, ведь именно от того, насколько плавно и безболезненно он перейдет в «Мир науки», как он будет чувствовать себя, приходя в первый класс, что ребенок будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов сказал: «Педагог, не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как учится ученик».

На протяжении всей школьной жизни учитель и воспитатель в одном лице сопровождает каждого ребенка: дает знания по своему предмету, навыки общения, учит правилам поведения, советует, заботится о каждом, сетует, ведь иначе он не может. Это не только его работа — для хорошего, истинного учителя, для которого профессия педагог – призвание, это «состояние души».

Мы учим не только словом, но и делом, своими поступками, внешним видом и самим образом жизни. Все дети разные. Если сравнивать их с цветами, как делал В.А.

Сухомлинский, то некоторые из них нежные, бархатистые фиалки, приятные и мягкие, но эти цветы не любят яркого солнечного света, так и подобные дети – послушные, прилежные в учебе, но яркими, неординарными личностями им никогда не быть. Есть розы – яркие, благоухающие, красивые, но, конечно же, с шипами.

Этих детей может ждать успех в учебе и в жизни, но при их воспитании не раз поранишься «их шипами». И, конечно же, есть кактусы, дети сложные, порой невыносимые по характеру, лентяи, «задиры» и «драчуны». Но даже кактус может цвести, и когда после неимоверных усилий педагога «зацветают» такие дети, сколько радости это приносит учителю, и какое удовлетворение он получает от своего, пусть тяжелого труда.

Читайте также:  Сны в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Несомненно, учитель, воспитатель играет ведущую роль в формировании следующих поколений, в связи прошлого с будущим, но какими бы ни были наши ученики, все они в свое время уйдут от нас во взрослую жизнь, и нам очень хочется, чтобы они крепко «встали на ноги» и стали людьми с большой буквы «Л», ведь, в конечном итоге, как сказал Эрнест Легуве «Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас». Помните эпизод из жизни ученика Пушкина и учителя Жуковского?! Поэма «Руслан и Людмила» была завершена. Пушкин прочел ее вслух Жуковскому. Тот слушал, как всегда, внимательно, не сводя с юного поэта добрых глаз. А потом взял свой портрет, рисованный Кипренским, и написал на нем: «Победителю ученику от побежденного учителя…» Что может быть прекраснее для учителя?! Ничего! Не правда ли?!

Функция диалога в романах Гончарова

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 34Следующая ⇒

Считается, что диалог — это своеобразная система семантических импульсов, средоточие семантической энергии, направляющей и формирующей все остальные элементы художественного произведения.

Такая трактовка правомерна не только для драмы как рода искусства, но и для эпоса, что особенно легко проследить в современной прозе.

Однако гончаровским диалогам присуща такая степень модернизации, какой могли бы позавидовать самые изысканные прозаики и драматурги.

Блестящая форма и содержательная глубина “Обломова” во многом базируются на диалогичности сознания героев и, следовательно, самого автора.

Само собой разумеется, что диалог в качестве предмета изображения, а точнее, яркость диалога как образа прямо зависит от того, насколько гармонично писателю удалось включить диалогические сцены в общую ритмическую систему романа.

Проследим на примере одной из ключевых сцен, как проступает сквозь диалогические наслоения ритм и как ритмическая соразмерность обогащает пространство диалога. Важнейшее мировоззренческое объяснение между Ольгой и Штольцем начинается с утраченного света, — героиня вспоминает “утро в парке”, проведенное ею вместе с Обломовым.

Весь последующий разговор Ольги и Штольца (включая и авторские ремарки) строжайшим образом соотнесен с медленным, но неизменным угасанием этого света: чем ближе кульминация диалога, тем сумрачнее делается вокруг.

Причем Гончаров весьма педантично исполняет свою изящную задумку: Ольга отворачивается от света, призывая мысленно сумерки, чтобы Штольц не видел ее лица. Штольц несколько позже замечает: “Вот мы не видя ничего, уж и поссорились”. Затем Штольц “старается разглядеть ее черты”.

Ольга: “Я больше во тьме, нежели вы”; потом она делает движение, “которого уж нельзя было разглядеть в темноте”; “ее лицо было в тени”, “тень страдания промелькнула на лице Штольца”. Наступает кульминация: Штольц требует у Ольги письмо Ильи Ильича и читает его при свечке. Иными словами наступает ночь.

(Кстати, современный театр, театр будущего, так сказать, тратит колоссальные усилия на создание естественно меняющегося по ходу действия освещения). Но вернемся к диалогу, где решается судьба главного героя, решается без его участия, что противоречит нашему пониманию Обломова. На худой конец можно предположить, что почитатель божественной арии как бы растворен на страницах своего великолепного наследия, а Штольц, цитируя письмо, невольно вступает в спор с его невидимым автором. Но подобная расшифровка не вписывается в ритмическую канву световых превращений, а значит, верна лишь отчасти.

Вернемся к началу сцены. Если Обломов ассоциируется у Ольги с утром (между прочим, Гончаров делает все, чтобы Штольц ассоциировался у читателей с ночью, с мрачными дантовскими откровениями), то этот утренний, яркий свет Обломова обязательно должен так или иначе осветить пространство ночного диалога. Так и происходит: “В эту минуту, как молния, сверкнуло у ней в памяти прошедшее”; “Другой,

никогда! — вспыхнув, перебила она”; “Взгляд ее не зажмурился от блеска”; “Вы боялись, что этот бледный луч озарит жизнь…”; “Поблекнет, как ваша сирень”; “Не снились ей ни праздничный пир, ни огни…”; “Что ей за дело до суда целого света”; “Как человек, который в минуту крайней опасности бросается в пламя, она вдруг выговорила: “Обломова”.

Эти вспыхивающие отрывки, фрагменты диалога между Ильинской и Штольцем создают в читательском подсознании ощутимый, могущественный световой образ, способный думать и чувствовать, и, конечно, влиять на ход событий.

Диалоги Гончарова весьма разнообразны по своим функциям и формам. На страницах романа, например, можно встретить диалог-поединок, диалог-непонимание, диалог-балет и т. д. Важно учитывать, что все формы и разновидности диалога так или иначе сопряжены в “Обломове” с прихотливыми поворотами прозаического ритма.

В «Обрыве», видимо, в связи с переменами в своих общественных настроениях, Гончаров применяет «физиологизм» изображения умереннее, но все же довольно часто.

Например, в сцене вечернего разговора Райского с Марфинькой автор изображает, как девушка рассеянно играет бородой Райского, «не подозревая, что пальцы ее, как змеи, ползали по его нервам, поднимали в нем тревогу, зажигали огонь в крови, туманили рассудок…».

Или, описывая состояние Райского, влюбленного в Веру, автор пишет, что от усилий разгадать девушку «у него… накипало па сердце, нервы раздражались опять, он становился едок и зол». Или, когда Райский был в «припадке счастья», он «столько сил носил в своей голове, в сердце, во всей нервной системе, что все цвело и радовалось в нем».

Уже в «Обыкновенной истории» эта черта стиля Гончарова намечается вполне определенно.

Так, характеризуя склонность Юлии к «романтической любви», существующей «в некоторых романах, а не в природе», автор пишет: «Отсюда родилась мечтательность, которая создала ей особый мир».

«Слабый и без того организм женщины подвергался потрясению… Частые волнения раздражали нервы, и наконец, довели их до совершенного расстройства». Или: «Когда Александр подъехал, она, бледная, опустилась в кресла от изнеможения – так сильно работали в ней нервы».

И в этом находят выражение не столько их характеры, сколько понимание этих характеров со стороны писателя. Герои Гончарова довольно образованные и нравственно развитые люди. Они склонны к нравственной самооценке и нередко стремятся дать себе отчет в своих поступках и переживаниях. Однако автор позволяет им только рассуждать о себе, только разговаривать самим с собой.

Иногда он создает им для этого «внутренние монологи», обычно довольно спокойные и уравновешенные по тону. Таковы многочисленные раздумья Александра о своих взглядах на жизнь и о. взглядах дядюшки. Таковы рассуждения Обломова о том, почему он такой, подготавливающие его «предысторию», или его подробная самооценка в письме к Ольге.

Таковы мысли Райского о его отношениях с Верой.

Подобный же подход к характерам героев выражается и в портретной живописи любовных сцен. Так, создавая портрет Юлии, Гончаров подчеркнул в нем физиологические проявления ее любовных чувств, а затем перенес этот прием и в другие женские портреты.

О Юлии: «Она почти задыхалась от неги ощущений: на бледных ее щеках зарделись два розовые пятнышка. Они постепенно разгорались…». Об Ольге: «Глаза у нее горели таким торжеством любви, сознанием своей силы; на щеках рдели два розовые пятна». Или: «Она… пошла покойнее, только вздрагивала по временам.

Розовое пятно появилось на одной щеке, пропадало, появлялось на другой».

Писатель мог бы, конечно, уделить большее внимание душевным переживаниям своих героев в тех сценах, где развиваются любовные конфликты, где герои приходят на свидания, переживают свою любовь и выражают ее друг другу.

Однако, изображая своих героев даже в состоянии сильных сердечных движений, Гончаров говорит при этом не столько об их чувствах, сколько о физических проявлениях их чувств, об органических процессах, вызванных чувствами или их обусловливающих.

Он постоянно говорит о состоянии «организма» героев, об их «нервах», проявляя этим свои естественнонаучные, материалистические воззрения, свой «строгий взгляд» на жизнь. Ему кажется более Существенной не психологическая, а физиологическая сторона жизни героев.

Но Гончаров не интересуется эмоциональным строем внутренней жизни своих героев и почти не затрагивает эту сторону их характеров. Он даже посмеивается над своими героями-романтиками, если те проявляют склонность к эмоциональной рефлексии. Так; он пишет о скучающем Райском: «Страдая этим уже не новейшим недугом, он подвергал его психологическому анализу, вынимая данные из себя».

Таким образом, Гончаров раскрывает характер своих героев посредством их диалогов, соединенных с портретно-бытовыми характеристиками и с изображением физических процессов, связанных с их переживаниями. Гончарова, действительно, можно назвать поэтому «объективным» художником, но, конечно, только по приемам живописания, а не в смысле безразличия к изображаемому.

Особенное развитие «физиологизм» изображения характеров получает в «Обломове». Изображая любовь Обломова и Ольги, писатель интересуется прежде всего их органическими ощущениями.

Например: «От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами». Или: «Он не успевал ловить мыслей: точно стая птиц порхнули они, а у сердца, в левом- боку как будто болит».

Или: «Опять у него мурашки поползли по сердцу, опять что-то лишнее оказалось там…».

Вот описание состояния Обломова в момент свидания с Ольгой: «В нем была деятельная работа: усиленное кровообращение, удвоенное биение пульса и кипение у сердца, – все это действовало так сильно, что он дышал медленно и тяжело, как дышат перед казнью или в момент величайшей неги духа».

Но диалоги в романах Гончарова, так же как и большинство портретов его героев, почти лишены «психологизма».

Герои его говорят, о своем образе жизни, о своих принципах и идеалах, о своем отношении друг к другу, о характерах каждого из них. Но они очень мало и скупо говорят о своих переживаниях, о своем душевном состоянии.

Они не пытаются изобразить свои чувства. Их диалоги в гораздо большей мере мыслительны, чем эмоциональны.

Гораздо большее место и значение, нежели портретно-бытовые характеристики, раскрывающие образ жизни героев, получают в романах Гончарова диалоги героев, раскрывающие их образ мыслей.

Подавляющее большинство сцен в каждом романе строится по диалогическому принципу, и все прочие приемы изображения подробности действий и обстановки действия, портретов и переживаний героев – лишь дополняют и направляют ход диалога.

И именно темы диалогов крепко связывают между собой и хроникальные, и конфликтные сцены. Диалог является у Гончарова основным средством движения действия романа вперед.

⇐ Предыдущая12345678910111213141516Следующая ⇒

Поиск по сайту:

Семинар "Обломов и обломовщина" (по роману И.А. Гончарова "Обломов")

Характеристики ресурса:

  • Уровни образования:  среднее (полное) общее образование
  • Класс(ы):  10 класс
  • Предмет:  Литература
  • Целевая аудитория:  учащиеся
  • Тип ресурса:  урок-семинар

Краткое описание ресурса:  урок по организации самостоятельной работы учащихся на уроках по изучению романа И.А. Гончарова «Обломов», который завершится письменной творческой работой.

Урок-семинар по роману И.А.Гончарова в 10 классе по русской литературе второй половины 19 века занимает особое место.

Форма урока – семинар, что позволяет использовать различные способы работы с учащимися при подготовке данного урока, а самое главное – формы самостоятельной работы как с текстом произведения, так и с критическими материалами, позволяет детям проявить исследовательские навыки и знание литературного произведения.

Данный урок помогает организовать работу по изучению романа И.А.Гончарова, способствует глубокому пониманию философских идей автора, формированию собственной позиции по отношению к главному герою произведения, формированию навыка внимательного чтения романа.

Семинар в 10 классе по теме: «Обломов и обломовщина» (по роману И.А.Гончарова «Обломов»)

Подготовка к семинару:

  1. Прочитать статью Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина» (или конспект).
  2. Познакомиться с мнением об Обломове критика Д.Писарева (1859 и 1861 года)
  3. Найти в тексте высказывания автора или Обломова на темы:
    • о современной жизни
    • Обломов и служба
    • Обломов и литература
    • мечты Обломова
    • Обломов  и музыка
    • о любви и семейном счастье
  4. Подготовить следующие сообщения (задание для малых групп – в парах):
    • Идиллия Обломовки и идеалы Обломова
    • Споры Штольца с Обломовым. Почему Штольц не может переспорить Обломова даже тогда, когда последнее слово остается за ним?
    • Как проявляется герой в любви?
    • Ольга Ильинская и Обломов
    • Вдова Пшеницына в жизни героя и в художественной структуре романа
    • Музыка в романе
    • Пейзаж в романе
  5. Выбрать группу из двух человек (референты), которые в течение урока обобщат материал по теме семинара.

Оформление урока:

  • Портрет писателя.
  • Иллюстрации к роману.
  • Фрагмент художественного фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».
Читайте также:  Испытание любовью в романе «Отцы и дети»

Цели урока:

  • Обобщение знаний учащихся по роману И.Гончарова «Обломов».
  • Закрепление умений и навыков анализа литературного текста.
  • Развитие аналитических способностей учащихся, работа над их монологической речью, над умением составлять устный ответ.
  • Показать формы работы с текстом произведения при обобщении материала.
  • Знакомство с критической литературой (разные точки зрения) и выработка собственного мнения о прочитанном, организация индивидуальной самостоятельной работы
  • Нравственное воспитание учащихся на основе содержания основных проблем романа, воздействие на учащихся с помощью романа и изменение их первоначального впечатления о герое произведения, формирование понятия «обломовщина».

Ход урока

1. Учитель: У Н.Осиповой об обломовщине говорится как «об осмысленной бездеятельности» (в романе – с.223)

Роман Гончарова называется «Обломов».

Образ жизни – «обломовщина».

Имя героя стало нарицательным. Как, по-вашему, кого и когда называют «обломовцем»?

(Ответы учащихся)

2. Задание учащимся: продолжите фразы.

– «Обломов» – это роман … (как о романе)

– Обломов – это … (как о герое)

Читаем вслух. Что у вас получилось?

  • О романе:
  • – это роман о совершенно ленивом и ужасном человеке…
  • – это роман о хорошем (прекрасном, добром, ленивом…) человеке, который не принимает участия в делах, а только лежит на диване, он абсолютно никчемный человек…
  • – это роман о человеке, который не принимает грубую реальность, но и ничего не делает для ее изменения…
  • – это роман о герое, который выбирает путь «несопротивления», потому что не может вписаться в окружающую действительность, это ленивый человек…
  • – о герое, который глубоко задумывается над современными проблемами, но не может ничего изменить и не хочет…
  • – роман о герое, который должен погибнуть, он не нужен
  • О герое:
  • – это отрицательный герой русской литературы…
  • – Обломов – это добрый человек, но ленивый и мягкотелый
  • – перед нами вдумчивый герой, тонкая натура, но он пасует перед жизненными обстоятельствами
  • – это человек, который созерцает жизнь со стороны, добрый и бескорыстный увалень, слова которого расходятся с делом

– это гармоническая личность, пытающаяся не отступать от идеала гармонического человека, заложенного с детства в его душе, которого очень жаль (это мнение учителя читается последним). Это мнение обычно производит эффект: с ним учащиеся пытаются не согласиться. Спор. Тогда обращаемся к тексту произведения.

А каким Обломов представлен в романе?

3. Обратимся к домашнему заданию и заполним таблицу:

Начнем с первой части домашнего задания. Что говорит Обломов о современной жизни? Что больше всего его не устраивает в ней? Что он не принимает в ней? Какие вопросы он задает? Давайте выделим это в тексте и заполним таблицу (доказательства ищем в тексте или в критической литературе)

«pro» «contra»
О жизни «Скука, скука, скука!.. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»«Собираются, кормят друг друга, ни радушия, ни доброты, ни взаимного влечения…»С. 128 «Что мне делать? Отчего я такой?»С. 220 «Чего же я искал?» (ч. 2, гл. 4) С. 226 «Что ему теперь делать? С чего начать?»
  1. О жизни
  2. «… и слов замерли на полуслове»
  3. «ровное храпенье» (сон)
  4. «…погружаясь мыслью в прошедшее…»
  5. «Не лучше ли остаться?»
  6. «дремота жизни» (с. 284)
  7. «остается в намерениях»
О службе1 ч., 5 гл., стр. 83, 84 – о службе (усердие)6 гл. – настойчивость и его мечты о службе «Ни к чему служить» (капитал – так он не нужен)
  • О службе
  • «семейственное понятие» (гл. 5)
  • «переписывание бумажек» (с. 83)
  • «А когда же жить?»
  1. Какие выводы мы можем сделать?
  2. – он задается вопросами, но его философия сводится к следующему: «Только не сейчас»
  3. – он герой, так как задает вопросы, но не предпринимает попыток, чтобы изменить жизнь, действительность
  4. – смысл его фамилии – облом (обломался)
  5. – двойственность героя (хочет быть полезным, но не прилагает никаких усилий)
  6. – подтекст из «Гамлета» Шекспира (герой задается гамлетовским вопросом: «Быть или не быть? Гамлет отвечает – быть, а Обломов – быть, но не сейчас), можно  сравнить с героем романа Гончарова  «Обыкновенная история»

Вывод: среда губительна, она уничтожает благородные порывы, стремления, разрушает идеалы. Вот почему Обломов принимает решение не служить, так как она не приносит пользы Отечеству.

Может, это своеобразная форма протеста? Может, для этого времени достаточно того, чтобы не участвовать в совершающемся зле? Обломов приходит к этой форме протеста – бездеятельности.  (см. текст романа – стр.

223)

4. Продолжим работу в таблице.

«pro» «contra»
Обломов и литература
Стр. 54 (часть 1)
Обломов и музыка
Стр. 365-366 (ч. 3, гл. 4 – в опере)2 часть, гл. 5
Обломов и природа
Мечты Обломова

Утопичность мечтаний Обломова. В словаре: «утопия». Словарь Ожегова:

УТОПИЯ. Нечто фантастическое, несбыточная, неосуществимая мечта [по названию сочинения английского писателя 16 в. Томаса Мора, описавшего воображаемый идеальный общественный строй будущего]. | прил. Утопический.

 Утопический социализм (восходящее к «Утопии» Томаса Мора учение об идеальном переустройстве общества на основе общности имущества, равенства всех людей, обязательности труда, стирания различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом).

Вывод: опять отмечаем двойственность героя, все время расходятся его представления с действительностью. Это в романе подчеркивается автором.

Обломов – чуткий, понимающий искусство человек, понимающий гармонию природы, не такой как все. Он умеет ценить прекрасное и тянется к гармонии, но действительность противоречит миру его души.

Он осознанно отстраняется от участия в ней, а не только благодаря чувству лени и апатии.

5. Перейдем к следующей части нашей работы.

Любовь в жизни Обломова
Ольга Ильинская Агафья Пшеницына
  • Как проявляется герой в любви?
  • – Обломов в любви проявляет лучшие качества, лучшие стороны своего характера, давайте отметим глубину его переживаний, поэтичность натуры, мечтательность…
  • – в нем развито нравственное чувство и чувство интуиции, он понимает, что нравится Ольге, он  способен на глубокое чувство
  • – (ответы учащихся)
  • Как складывается его личная судьба? (Обобщение)

Он понимает, что с Ольгой он будет несчастлив, так как ему Надо с ней переделывать себя. А он уже выбрал путь, он обрек себя на бесцельное существование. Его время – это время, когда лучше остаться верным своим прекрасным идеалам и ничего не делать. Разлад с самим собой приводит его к протесту, но выраженному необычно: «я не хочу участвовать в совершающемся зле и не буду».

Ольга Ильинская все время заставляет героя что-то делать, по крайней мере, пытается заставить. Обломов не хочет ломать свой образ жизни.

Он не столько сопротивляется, сколько для него не характерен образ жизни Ольги и Штольца. Он выбрал другой путь.

Ольга все время чего-то требует от него, пытаясь повлиять на его личность, переделать его, перевоспитать… И Обломов понимает, оттягивая объяснение в любви, что она «не его идеал».

Его идеал – Агафья Пшеницына, он находит в этой женщине то, что искал: жертвенность, ум, тонкость и понимание, спокойствие, любовь и самопожертвование. Она ничего не требует, она полностью посвящает себя Обломову.

Обе женщины любят его, но одна (Ольга Ильинская) требует жертвы от Обломова, а другая (Пшеницына) посвящает ему свою жизнь.

6. Учитель: есть еще один герой, который противопоставлен Обломову. Это Штольц. Ответим на вопросы, связанные с этим противопоставлением:

Зачем дан образ Штольца в романе? (Это антипод героя)

В чем это противостояние героев проявляется? (см. план сочинения «Обломов и Штольц»). Основные аспекты:

Обломов Штольц
  1. – истинно русский человек
  2. – дворянин
  3. – внешность, портрет
  4. – вдумчивость, мечтательность
  5. – душевность
  6. – скрытность, застенчивость
  7. – постоянно задает вопросы
  8. – понимание, чуткость
  9. – беспорядок, халат, тапочки, диван
  10. НО! Если уверен, что прав, то идет до конца
  • – наполовину русский
  • – не дворянин
  • – внешность, портрет
  • – энергичный, деятельный, «весь состоит из костей и мускулов»
  • – практичность
  • – образованный, всего достиг сам
  • – требовательность
  • – аккуратность
  • – если появляется серьезное препятствие, бездна, то отступает

Ученики: В разговорах (спорах) часто последнее слово автор дает Штольцу, но создается ощущение, что он не может переспорить Обломова. Почему? Не может даже тогда, когда последнее слово за ним. Внутренне мы чувствуем, понимаем, что Штольц не может сломить сопротивления Обломова (вспомним эпизод ночного обеда, когда Штольц сдается и садится с Обломовым и Захаром есть).

(Ответы учащихся)

7.  Заключительная часть урока.

Учитель: Да, Гончаров хотел противопоставить бездеятельному Обломову практичного и делового Штольца, который, по его мнению, должен был сломить «обломовщину» и возродить героя. Но в романе другой финал. Именно в конце произведения проявляется отношение автора к герою. Давайте вспомним, к чему приходят герои романа?

  • Обломов умирает, оставив сына
  • Пшеницына готова сделать все ради Обломова и даже сына отдает на воспитание брату, считая это благом для сына
  • Ольге очень плохо (не хватает Обломова), нет любви, а без нее жизнь лишена смысла
  • Андрей Штольц тоже опустошен, ему плохо без друга, Обломов был для него «золотым сердцем»

Итак, все герои в результате пришли к той же самой «обломовщине»!

Истинное счастье испытала только Пшеницына (любовь настоящую). Через всю жизнь она пронесет память об Обломове. А самого Обломова нет, но есть то, чего он так боялся, – «обломовщина».

Что же это такое? (исходя из смысла романа). Напишите заключение:

Обломовщина – это…

(Ответы учащихся)

– Вернемся к началу урока: если «обломовщина – осмысленная бездеятельность», то автор создал роман о времени, когда лучше ничего не делать, так как один человек не в силах что-либо изменить? Это форма протеста? Как вы считаете?

(Ответы учащихся)

8. Выступление референтов (обобщение)

– Вот, что написали референты: «Обломовщина» – это образ жизни, типичной русской жизни, характеризующийся бездеятельностью, бесцельным существованием, но может быть это не совсем так.

Может, это болезнь, которую надо лечить? А причина болезни – в обществе, в среде? В среде, которая готова задушить, загубить, затоптать порывы человеческой души? Да, скорее всего, обломовщина – это состояние общества, при котором уничтожается лучшее в человеке, остается вернуться «в свой звукоряд», как писал Осип Мандельштам.

«Сонная жизнь» есть продукт разлада в обществе, это не типичный, как принято считать образ русской жизни, нет, это форма существования человека, хорошего человека, который осознал, что наступило время, когда лучше ничего не делать, чем участвовать в совершающемся зле.

Это не дармоедство, это не апатия и лень, это осознанный протест против лжи и несправедливости, против обогащения во что бы то ни стало и равнодушия, против автоматического способа выживания, против существования без души.

– в другом классе:

«Обломов» – это роман одного героя, написанный Гончаровым, носящий обличительный характер. В нем автор впервые попытался понять типичную русскую душу, может, даже оправдать национальные пороки, ведь это роман о герое, который предстает перед нами как личность глубокая, как характер незаурядный, до конца верный своей идее и поэтому устраняющийся в жизни.

Обломов – это герой романа, представитель времени, эпохи, в которой он жил. Это прекрасный человек с хрустально-прозрачной душой (хрустальной – легко ранить, разбить), у него «золотое сердце», он привлекательный и обаятельный, по детски-наивный, не такой как все. В то же время он бесхарактерный и разочарованный в жизни человек.

Обломов часто задумывался о смысле жизни, много задавал вопросов, значит, у него была своя философия жизни, глубокая и не похожая на других, его апатичность – не что иное, как протест против действительности, протест, который он таким способом (лежание на диване) выразил.

К сожалению, это обрекло его на гибель, сделав его еще одним «лишним героем», но при этом не лишив его главного качества – способности чувствовать и глубоко страдать от своего же бездействия.

9. Домашнее задание:

  • Подготовиться к контрольной работе по тексту (№ 3).
  • Посмотреть фильм Н.Михалкова и подготовить отзыв о нем.
  • Мое мнение о герое романа И.А.Гончарова «Обломов».

Литература:

  1. Гончаров И.А. Обломов. М., «Детская литература», 1983, 560с. Ил. Вступительная статья В. И.Кулешова – Что такое Обломов.
  2. Полосин М.П. Доктор Н.Е. Осипов // Жизнь и смерть.  T.I.

23.06.2010

Ссылка на основную публикацию