Портретная характеристика Макара Чудры

Портретная характеристика Макара Чудры
Макар Чудра. Художник П. Пинкесевич

В этой статье представлена цитатная характеристика Макара Чудры, образ, описание внешности героя, его портрет в цитатах.

Главный герой рассказа Макар Чудра — это старый цыган, который кочует вместе со своим табором по степям:“…прямо против меня – фигуру Макара Чудры, старого цыгана, – он сторожил коней своего табора, раскинутого шагах в пятидесяти от нас.”О внешности Макара Чудры известно, что у него старое, очень загорелое лицо и седые усы. Внешне он похож на старый дуб, все еще мощный, крепкий и сильный:“Не обращая внимания на то, что холодные волны ветра, распахнув чекмень, обнажили его волосатую грудь и безжалостно бьют её, он полулежал в красивой, сильной позе, лицом ко мне, методически потягивал из своей громадной трубки, выпускал изо рта и носа густые клубы дыма и, неподвижно уставив глаза куда‑то через мою голову в мёртво молчавшую темноту степи, разговаривал со мной, не умолкая и не делая ни одного движения к защите от резких ударов ветра.” “Я закутался плотнее в шинель и, лежа, смотрел в его старое лицо, черное от загара и ветра. Он, сурово и строго качая головой, что‑то шептал про себя; седые усы шевелились, и ветер трепал ему волосы на голове. Он был похож на старый дуб, обожженный молнией, но все еще мощный, крепкий и гордый силой своей.”Возраст Макара Чудры — 58 лет:“– А я, вот смотри, в пятьдесят восемь лет столько видел, что коли написать всё это на бумаге, так в тысячу таких торб, как у тебя, не положишь. А ну‑ка, скажи, в каких краях я не был? И не скажешь. Ты и не знаешь таких краев, где я бывал.”За свои 58 лет он видел очень много всего и побывал во многих местах:

“– А я, вот смотри, в пятьдесят восемь лет столько видел, что коли написать всё это на бумаге, так в тысячу таких торб, как у тебя, не положишь. А ну‑ка, скажи, в каких краях я не был? И не скажешь. Ты и не знаешь таких краев, где я бывал.”

Известно, что в прошлом он провел некоторое время в тюрьме:

“– В тюрьме я сидел, в Галичине. «Зачем я живу на свете?» – помыслил я со скуки, – скучно в тюрьме, сокол, э, как скучно! – и взяла меня тоска за сердце, как посмотрел я из окна на поле, взяла и сжала его клещами. Кто скажет, зачем он живёт? Никто не скажет, сокол! И спрашивать себя про это не надо. Живи, и всё тут! И похаживай да посматривай кругом себя, вот и тоска не возьмет никогда. Я тогда чуть не удавился поясом, вот как!”

Макар Чудра является неприхотливым в быту человеком. Например, он спит прямо на земле, завернувшись в чекмень (чекмень — верхняя мужская одежда):

“– Гоп, гоп, эгой! – крикнул им ласково Макар и, похлопав ладонью шею своего любимого вороного коня, сказал, обращаясь ко мне: – Спать пора! – Потом завернулся с головой в чекмень и, могуче вытянувшись на земле, умолк.”

У Макара есть дочь Нонка, которая тоже живет в этом таборе. Она является красивой и гордой девушкой:

“Он плюнул в костер и замолчал, снова набивая трубку. Ветер выл жалобно и тихо, во тьме ржали кони, из табора плыла нежная и страстная песня‑думка. Это пела красавица Нонка, дочь Макара. Я знал ее голос густого, грудного тембра, всегда как‑то странно, недовольно и требовательно звучавший – пела ли она песню, говорила ли «здравствуй». На ее смуглом, матовом лице замерла надменность царицы, а в подернутых какой‑то тенью темно‑карих глазах сверкало сознание неотразимости ее красоты и презрение ко всему, что не она сама.” “Ты Нонку мою знаешь? Царица девка! Ну, а Радду с ней равнять нельзя – много чести Нонке!” (Макар о дочери)

  • В рассказе приводится множество любопытных мыслей Макара Чудры на разные философские темы, его высказывания и мнение по поводу тех или иных явлений. 
  • Подробнее об этом смотрите в статье: Фразы Макара Чудры о смысле жизни, счастье и проч. 
  • Макар Чудра и Лойко Зобар
  • В рассказе описывается вечер в степи, когда Макар Чудра рассказывает своему новому знакомому (рассказчику) легенду о молодом цыгане Лойко Зобаре. По словам Макара, если человек запомнит эту легенду, он всю свою жизнь будет свободной птицей:

“Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь, – век свой будешь свободной птицей.”

Макар Чудра лично был знаком с Лойко Зобаром и считает его редким человеком:

“Наш табор кочевал в то время по Буковине, – это годов десять назад тому.”

“Будь я проклят, коли я его не любил уже, как себя, раньше, чем он мне слово сказал или просто заметил, что и я тоже живу на белом свете! 

Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя. С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей! Ну, так и ладно, коли мало. Много хорошего было бы на свете, так его и за хорошее не считали бы. Так‑то! А слушай‑ка дальше.”

Подробнее об истории о Лойко и Радде читайте в статье: Краткое содержание легенды о Лойко Зобаре

Это была цитатная характеристика Макара Чудры в одноименном рассказе М. Горького, образ, описание внешности героя, его портрет в цитатах.

Смотрите: 

– Все материалы по рассказу “Макар Чудра”

Герои произведения Макар Чудра Горького

Макар Чудра. Свободолюбивый и мудрый цыган, который не привык сидеть на одном месте, поэтому ходит по миру со своим табором. Ему ничего не страшно, он никогда не прячется от дождя и ветра. Здоровый, сильный и мужчина, которому по душе философствовать о жизни. Любит говорить о цыганах, рассказывает о них различные легенды.

Лойко Зобар. Повидал много стран, крал коней. Он молодой и симпатичный цыган, обожающий лошадей и волю. Никогда не питал любви к деньгам.

Многие богачи имеют огромное желание изловить парня и разделаться с ним за украденных животных. Но молодой человек неуловим. Он чувствует себя ветром, гуляющим по степи. Все люди завороженно слушали его игру на скрипке.

Однажды Лойко сильно влюбился в красавицу-цыганку, из-за чего вскоре и погиб.

Радда. Та самая гордая красавица, которая покорила сердце отчаянного Зобара. Она нравилась многим, но ни на кого не обращала внимания. Непокорная девушка считает, что достойна намного большего, чем предлагает ей цыганская судьба.

Никому не подчиняясь, она смеется и ухмыляется над каждым своим воздыхателем. Так же вела себя Радда и с главным героем. Упрямая девушка мечтала, чтобы дерзкий и настойчивый Лойко пал к ее ногам, хоть и отвечала парню взаимностью.

В итоге цыганка погибает от рук своего любимого.

Анализ рассказа «Макар Чудра» — конфликт

В маленьком рассказе Горький затрагивает несколько серьёзных тем. Это вопросы о свободе и рабстве, смысле жизни человека, красоте природы и мира в целом, о любви и самолюбии.

В основе конфликта лежит антитеза свобода – рабство. Для Макара Чудры свобода – это возможность наслаждаться жизнью, отсутствие всяких ограничений. Лойко и Радда ценят прежде всего личную свободу, независимость от других людей не только внешнюю, но и внутреннюю. Волю они ставят выше всего, даже выше любви. В этом и заключается основной конфликт.

Полюбить для героев – значит подчиниться другому человеку, а этого они сделать не могут, это противоречит их натуре. Поэтому возникает ситуация замкнутого круга. Неслучайно Радда произносит: «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня».

Даже краткий анализ рассказа «Макар Чудра» позволяет четко уяснить эту мысль.

Прекрасная цыганка способна полюбить только сильного мужчину, которого она не сможет сделать покорным себе, но, полюбив, она не будет подчиняться сама. Она даёт задание возлюбленному, чтобы испытать его, и заранее знает, что Лойко не выполнит условие поклониться ей перед всем табором.

Поэтому когда цыган вонзает ей в грудь нож, Радда, улыбаясь, говорит, что знала, как он поступит. Она улыбается, потому что герой выдержал испытание на силу характера и любовь к свободе, он оказался достойным любви Радды.

Но парадокс заключается в том, что, любовь и гордость оказались несовместимы, поэтому герои погибают.

В этой статье был представлен анализ рассказа «Макар Чудра». Надеемся, эта статья оказалась для вас полезной. Наш литературный блог создан с целью осветить разные стороны произведений мировой литературы и их авторов.

Второстепенные герои романтического рассказа:

Данило-солдат. Цыган из того же табора. Пожилой мужчина и любящий отец Радды. Гордится своей красавицей-дочерью, опускает глаза на все капризы своего ребенка. Чтит любое ее решение и не препятствует легкомысленным действиям. Уважает Радду за то, что она так любит свободу. Когда Данило увидел, что Лойко зарезал его дочь, то, недолго думая, тем же ножом убил и парня.

Рассказчик. Он не исполняет никакую роль в произведении. Повествует о происходящих событиях. Он слушает внимательно историю, которую рассказывают ему.

Смотрит на происходящее и оценивает все со своей точки зрения. Ведая читателю увлекательный рассказ, параллельно с тем, раскрывает красоту окружающей природы.

Она спокойная и теплая, постепенно превращается в шумную и ветреную, в ходе действия рассказа.

Автор в своем произведении старался передать все особенности цыганской жизни, с ее страстями и чувствами.

Встреча двух гордых и дерзких людей, которые вопреки своей большой любви не смогли уступить друг другу. За это и заплатили сполна.

Лойко был единственным, кто смог достучаться до сердца упрямицы, но осознав, что ему не под силу подчинить себе прекрасную цыганку, принимает решение убить свою любовь.

Черты романтизма в рассказе «Макар Чудра»

Главной особенностью романтизма как литературного направления является двоемирие: разделение мира на реальный и идеальный. В рассказе изображается идеальный мир свободы, красоты, песен и музыки, прекрасных свободолюбивых людей.

Уже в экспозиции Макар Чудра противопоставляет вечное прозябание обывателей, их постыдное рабство свободе и пониманию мира. Люди, по мнению героя, рождаются не за тем, чтобы «поковырять землю».

Он размышляет о человеке: «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце?» Именно в этом смысл и цель жизни: в понимании мира, познании его тайн. Что еще становится понятным, когда мы проводим анализ рассказа «Макар Чудра»?

В центре внимания в романтизме – исключительный герой, свободный, прекрасный, стоящий выше окружающей обыденности. Такими героями в рассказе являются Лойко Зобар и Радда. Больше всего они ценят идеал свободы. Герои руководствуются чувствами, страстью, а не разумом.

Пейзаж в романтизме не просто фон действия, он несёт особую смысловую нагрузку. Хорошо известна любовь романтиков к морским и горным видам. Именно в бескрайних просторах моря и гор может найти отклик свободная и страстная душа исключительного героя.

Читайте также:  Анализ пьесы «трамвай желание» (теннесси уильямс)

Главный приём при изображении природы – олицетворение: «море распевало мрачный и торжественный гимн», «мгла осенней ночи вздрагивала» и пугливо отодвигалась.

Макар Чудра, философ, мудрый старый цыган, находится в полном единении с окружающим миром, тихим плеском волн, красотой моря.

В финале рассказчик как будто погружается в мир идеальный: мелодия моря влечёт его туда, где кружатся в вечном танце гордый Лойко Зобар и красавица Радда.

Сочинение 2

Макар Чудра

Одним из главных героев рассказа является цыган в солидном возрасте Макар, который вместе со своим табуром занимается кочеванием. Макар крупного телосложения, очень крепкий, будто бы железный, у него уже есть седина на голове.

Он свободолюбив, любит свою жизнь. Свобода для него самое главное в жизни. Цыган много чего повидал за свою жизнь, он не может сидеть на одном месте. Он побывал уже во многих местах практически во всех на земле.

Пыткой для него стало то, что как-то ему пришлось сидеть в тюрьме. Он едва ли не свел счеты с жизнью, так как там не было возможности куда-либо идти. Он не мог выдержать сидеть на месте.

Макар любит беседовать о жизни, поразмышлять.

Макар является рассказчиком, который повествует читателю историю о цыганской жизни, а также о двух цыганах, судьба которых закончилась трагически.

Лойко.

Этот герой является смелым и отважным цыганом, которого знали практически все в Европе. Он очень любит лошадей. Также воровал их. С Лойко готовы были расправиться очень многие владельцы коней, но не могли его поймать. Также цыган очень свободолюбивый, неуловимый, а также очень щедрый, мог дать в подарок ворованную лошадь.

Также Лойко хорошо играет на скрипке. Лойко очень полюбил молодую красивую цыганку по имени Радда, но не увидел того ответа от нее, которого бы хотел. Даже силой не мог он овладеть ей. Лойко убил свою любимую женщину. В ответ ему же судьба распорядилась так, что он тоже погибает.

Погибает цыган от руки отца девушки-цыганки Радды.

Радда.

Молодая красотка Радда, которая покорила сердца многих мужчин. Она горда и непокорна не перед кем. Она посмеивается над всеми своими поклонниками. В их рядах был и цыган Лойко. Радда тоже была влюблена в него, но хотела, чтобы дерзкий и гордый цыган всегда был у ее ног. Она хотела, чтобы тот ей покорялся и преклонялся перед ней. Это унижало и злило гордого цыгана.

Цыган Лойко же не смог с этим смириться, и убил свою красавицу ножом прямо на глазах у всего табора.

Данило.

Мужчина является отцом красавицы Радды. Он очень ее любит и ценит. А также отец позволяет делать дочке то, чего она сама желает. Он не смог совладеть с горем и в порыве гнева убивает Лойкко этим же ножом, которым тот заколол Радду.

Также в рассказе упоминается о второстепенных персонажах. Например, о дочке Макара, Нонне, о старом цыгане по имени Нур, который также видел убийство Лойко и Радды. Также говорится о богатом Магнате, который приходил свататься к цыганке Радде, но та не согласилась, даже за большие деньги.

Другие сочинения: ← Правда и ложь в пьесе На дне↑ ГорькийГерои произведения Детство →

Сочинение Макар Чудра

Макар Чудра старый, свободолюбивый, гордый цыган, рассказчик историй про настоящую вольную цыганскую жизнь и главный герой одноимённого рассказа Максима Горького.

Выступает олицетворением всего любящего волю больше жизни цыганского народа. Макар прожил не малую жизнь в 58 лет, имеет дочь Нонку.

Несмотря на скитальческий образ жизни цыган, достойно выглядит, и собеседник приводит в сравнение с ним древний, могучий дуб.

Чудра бродит по всему миру, наслаждаясь свободой, и не задерживается долго на одном месте. Своим девизом он считает то, что не стоит сидеть на одном месте, необходимо бродить по всему миру и смотреть. И только, когда всего насмотришься, можно лечь и готовиться к смерти.

Со своим собеседником Макар делится мыслями по поводу людей называя их странными из-за того, что они живут толпами, несмотря на то, что вокруг полно места и работают люди отдавая по капле свои силы в землю, а потом умирают не успевая выкопать себе могилки.

По его мнению человек не может быть учителем для другого пока сам не наберётся высшей житейской мудрости.

Сам Макар утверждал, что уже везде побывать успел не оставаясь нигде надолго. Как-то раз он даже сидел в заключении и думал лишить себя жизни из-за отсутствия свободы.

Своему собеседнику Чудра так же поведал трагическую историю про удалую пару цыган своенравную красавицу Радду и любимого всеми Лойко Зобара, которые любя друг друга не смогли лишиться личной свободы и предпочли независимую и гордую смерть. С восхищением и гордостью за весь свой цыганский народ описывал Макар отважного цыгана Лойко.

Рассказывая о нём, Макар характеризует Зобара как наделённого великой мудростью и бесстрашием товарище, также талантливом музыканте. Не меньше он употребляет хвалебных эпитетов и в отношении Радды. Эта цыганка способна была любого покорить своей красотой, но её гордость и свободолюбие никому не оставляли шанса завоевать её любовь.

В паре этих настоящих цыган нашел отражение и образ самого Макара Чудры, который считал своим идеалом гордого и независимого человека, не обременённого бытовыми заботами. Только смерти подвластно лишить человека свободы, такова философия Макара.

Популярные сочинения

  • Сочинение Как учились в школе родители Наверное, если спросить у каждого человека про их лучшие годы, то практически каждый из них скажет, что все самое лучшее было в школе. И забыть об этих моментах невозможно. Конечно же, ученики были разными, как и сегодня
  • Сочинение про Урожай Начало осени, запоминающийся момент. Такие события долго остаются в памяти, недаром создано много картин, стихотворных произведений. Здесь переполняет радостью наш взгляд лесные дары: яркой рябины
  • Влияние воспитания на формирование личности на примере Онегина Евгений Онегин весьма интересен для рассмотрения как личность и как портрет молодого человека его времени. Тем ни менее все его наклонности и особенности есть плоды воспитания и влияния общества

Главные герои и их характеристика

Образы героев в рассказе «Макар Чудра» Многомудрый Литрекон описал в формате таблицы:

герои рассказа «макар чудра» характеристика
макар чудра старый цыган, перешагнувший уже за пятый десяток. меланхоличен и равнодушен к окружающему миру. презрительно относится к работе и религии, считая, что каждый человек должен жить только ради собственного счастья.
лойко зобар молодой, красивый и удалой цыган. эгоистичный человек и ловкий вор. заработал себе великое множество врагов от венгрии до румынии. гордец, ставящий свои желания превыше всего. он прекрасно играл на гитаре и покорял женские сердца. он не хотел компромиссов и всегда брал от жизни все, чего хотел.
радда красивая молодая цыганка. разбила сердца многим мужчинам. превыше всего ценит свою независимость, равнодушна к материальным благам и деньгам. она жестока и эгоистична, сильна духом и имеет страстный темперамент. неудержимая жажда свободы и власти над мужчиной приводит ее к смерти от руки любимого.
рассказчик молодой путешественник, хороший слушатель и человек, обладающий живым воображением и чутким сердцем. он проникается услышанной историей и не судит чужой народ. он хочет понять их, а не осудить.

✅ Характеристика главных героев рассказа макар чудра. Главные герои рассказа Горького «Макар Чудра», характеристика с цитатами – radostvsem.ru

Главные персонажи «Макар Чудра»:

Макар Чудра. Свободолюбивый и мудрый цыган, который не привык сидеть на одном месте, поэтому ходит по миру со своим табором. Ему ничего не страшно, он никогда не прячется от дождя и ветра. Здоровый, сильный и мужчина, которому по душе философствовать о жизни. Любит говорить о цыганах, рассказывает о них различные легенды.

Лойко Зобар. Повидал много стран, крал коней. Он молодой и симпатичный цыган, обожающий лошадей и волю. Никогда не питал любви к деньгам.

Многие богачи имеют огромное желание изловить парня и разделаться с ним за украденных животных. Но молодой человек неуловим. Он чувствует себя ветром, гуляющим по степи. Все люди завороженно слушали его игру на скрипке.

Однажды Лойко сильно влюбился в красавицу-цыганку, из-за чего вскоре и погиб.

Радда. Та самая гордая красавица, которая покорила сердце отчаянного Зобара. Она нравилась многим, но ни на кого не обращала внимания. Непокорная девушка считает, что достойна намного большего, чем предлагает ей цыганская судьба.

Никому не подчиняясь, она смеется и ухмыляется над каждым своим воздыхателем. Так же вела себя Радда и с главным героем. Упрямая девушка мечтала, чтобы дерзкий и настойчивый Лойко пал к ее ногам, хоть и отвечала парню взаимностью.

В итоге цыганка погибает от рук своего любимого.

Анализ рассказа М. Горького «Макар Чудра»

Макар Чудра

  Роман «Овод»: краткое содержание по главам и главные герои

” — первое печатное произведение А. М. Пешкова. Оно появилось в тифлисской газете “Кавказ” в 1892 году и было подписано псевдонимом, которому суждено было вскоре стать известным всему миру, — Максим Горький.

Изданию первого рассказа предшествовали годы скитаний автора по Руси, на которые его толкало неуемное стремление узнать Россию, разгадать тайну огромной обездоленной страны, понять причину страданий ее народа. В котомке будущего писателя не всегда был ломоть хлеба, но всегда лежала толстая тетрадь с записями об интересных событиях и людях, встретившихся ему на пути.

Позднее эти записки вылились в стихи и рассказы, многие из которых не дошли до нас.

В своих ранних произведениях, в том числе и в “Макаре Чудре”, Горький предстает перед нами как писатель-романтик. Главный герой — старый цыган Макар Чудра. Для него самое главное в жизни — личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы.

Он считает, что крестьянин — раб, который родился лишь затем, чтоб ковырять землю и умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть. Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую он рассказывает. Молодая, красивая цыганская пара — Лойко Зобар и Радда — любят друг друга.

Читайте также:  Итоговое сочинение: Образы животных в баснях И.А. Крылова

Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев.

Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца.

Особенностью композиции этого рассказа, как уже было упомянуто, является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда — идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться.

Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни. Другой особенностью композиции этого произведения является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не слышим.

Но в конце рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как Лойко Зобар и Радда “кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”, проявляется его позиция. Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же черты и обрекают их на одиночество и невозможность счастья.

Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.

Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа.

Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только “влажный, холодный ветер” разносит “по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов”.

Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще характерной чертой этого рассказа является его музыкальность.

Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. “О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает”.

Это первое произведение молодого Горького актуальной проблематикой, яркостью образов и языка сразу обратило на себя внимание и возвестило о рождении нового, незаурядного писателя.

Второстепенные герои романтического рассказа:

Данило-солдат. Цыган из того же табора. Пожилой мужчина и любящий отец Радды. Гордится своей красавицей-дочерью, опускает глаза на все капризы своего ребенка. Чтит любое ее решение и не препятствует легкомысленным действиям. Уважает Радду за то, что она так любит свободу. Когда Данило увидел, что Лойко зарезал его дочь, то, недолго думая, тем же ножом убил и парня.

Рассказчик. Он не исполняет никакую роль в произведении. Повествует о происходящих событиях. Он слушает внимательно историю, которую рассказывают ему.

Смотрит на происходящее и оценивает все со своей точки зрения. Ведая читателю увлекательный рассказ, параллельно с тем, раскрывает красоту окружающей природы.

Она спокойная и теплая, постепенно превращается в шумную и ветреную, в ходе действия рассказа.

Автор в своем произведении старался передать все особенности цыганской жизни, с ее страстями и чувствами.

Встреча двух гордых и дерзких людей, которые вопреки своей большой любви не смогли уступить друг другу. За это и заплатили сполна.

Лойко был единственным, кто смог достучаться до сердца упрямицы, но осознав, что ему не под силу подчинить себе прекрасную цыганку, принимает решение убить свою любовь.

«Макар Чудра» главные герои

Главные герои «Макара Чудры» – цыгане, с которыми встретился рассказчик, от лица которого и идет повествование произведения Горького. Макар Чудра герой, который ведет рассказ о трагической любви двух цыган, погибших в результате своей гордости.

Эта легенда гласит о том, как встретились двое молодых людей, горячих, гордых и своенравных. Оба любили свободу, волю и независимость. Так же горячо они полюбили друг друга.

Но ни один из них не хотел уступить другому, и они предпочли смерть, навсегда оставшись символом гордости и независимости в памяти цыганского народа.

  1. Характеристика героев «Макар Чудра»
  2. Главные герои
  3. Второстепенные персонажи

Бонус

Характеристика главных героев рассказа макар чудра. Главные герои рассказа Горького «Макар Чудра», характеристика с цитатами

Рассказ «Макар Чудра» (1892 г.) — дебют Алексея Пешкова в литературе и первое произведение, опубликованное под псевдонимом Максим Горький. В этой и ряде последующих работ писатель проявил себя как неоромантик. Характеристика главных героев «Макар Чудра» позволит понять загадочность и обособленность цыганского народа, непохожесть их мира на привычную обитель русского человека.

Макар Чудра

Стоит сразу отметить, что при произношении фамилии этого персонажа, ударение ставится на последний слог, на букву А. Теперь о самом герое: он является проводником в цыганский мир.

Внешнее описание говорит, что мужчина крепкий, сильный (автор сравнивает его с мощным старым дубом). 58-летний цыган во многих местах побывал, имеет философию вечного странника. «Ходи и смотри, — советует он рассказчику, — насмотрелся, ляг и умирай — вот и все!».

Макар считает оседлых людей рабами и презирает их. По его мнению, такой человек ничего в жизни не видит, кроме своего поля, «и умирает, как родился, — дураком».

Несмотря на то что герой живет в таборе, у него есть дочь, он внутренне одинок и убежден, что каждый человек обречен на такую участь. «Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? — говорит он рассказчику.

— Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому».

Отстраненность от людей у Макара компенсируется общением с природой.

Ему понятна ширь степей, а голос морской волны веселит сердце, и пожилой цыган с долей презрения и жалости отмечает, что оседлым «рабам» это неведомо. Макар не терпит:

Он с возмущением отзывается о некоем проповеднике, чьи действия шли вразрез с содержанием учений. Есть основания полагать, что у Макара когда-то давно случилась драма, связанная с женщиной, по-видимому, с матерью его дочери.

Из-за этого у него сформировалось пренебрежительное отношение к противоположному полу. Вот почему он советует своему молодому собеседнику остерегаться девок, которые, по его словам, «лгут всегда». Для этого он и рассказывает легенду о роковой любви.

В своем повествовании пожилой цыган восхищается Зобаром, а к Радде относится с неприязнью: «Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка», — хотя иногда восхищается ею.

Видимо, он и сам пережил нечто подобное, но в отличие от героев своего рассказа нашел для себя выход: отрешился от бурных страстей, сумел прийти к гармонии с природой и самим собой, сохранив внутреннюю свободу.

Особенности композиции

Главной особенностью композиции этого произведения является то, что автор вкладывает историю в уста главного героя, который и ведет повествование. Перед нами разворачиваются события романтической легенды, которая помогает лучше понять внутренний мир героев и их систему ценностей.

В рассказе «Макар Чудра» проблемы поднимаются, актуальные и в то время, и сейчас. Что важнее для человека — любовь или личная свобода? Для большинства персонажей этого произведения свобода оказывается важнее даже собственной жизни.

Рассказчик Макар убежден, что любовь и гордость — два прекрасных чувства. Но когда они достигают своего наивысшего выражения, они уже не способны примирится друг с другом. В его представлении человек должен обязательно сохранять свою личную свободу, пусть даже и ценою своей жизни.

Еще одна композиционная особенность — повествователь, который практически незаметен. Мы только знаем, что ему рассказывает свою историю Макар Чудра. Смысл, которые вкладывает автор в эту особенность композиции в том, что тот не согласен со своим героем. При этом прямо он не возражает цыгану.

Но в конце рассказа, когда любуется морем, проявляет собственное мнение по этому поводу. Его восхищают гордость и независимость героев, но в тоже время он не может смириться с тем, что эти черты означают для них одиночество и невозможность быть счастливыми.

Писатель, а вслед за ним и сам автор, считают, что они рабы свободы.

Описание Зобара

Для Макара этот персонаж чуть ли не божество, идеал цыгана и мужчины.

Вот каковы основные черты героя:

  1. Почти нечеловеческая красота: «очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце», «стоит весь, как в крови, в огне костра и зубами сверкает, смеясь».
  2. Мощный ум и безграничный кругозор: «мудр, как старик, и сведущ во всем».
  3. Способность подчинять людей и внушать любовь к себе: «все он мог сделать с человеком, и все любили его».
  4. Исключительная музыкальность: его игра на скрипке и песни завораживали. Если мелодия была грустная, она резала грудь, как ножом, а веселая — само солнце «того и гляди, затанцует по небу».
  5. Совершенство в мастерстве конокрадства: Зобар мог украсть любого вороного, как бы того ни охраняли, и остаться неуловимым. Это качество особенно ценилось у цыган.
  6. Полное бескорыстие: когда он продавал украденного коня, деньги мог взять любой, Зобару они были не нужны.

Радда привлекла героя не столько необыкновенной красотой, сколько неприступностью. Покорить ее почти невозможно, тем желаннее для охотника такая добыча.

Любовь Зобара так велика, что он готов поступиться даже своей свободой, но для него неприемлемо условие Радды поклониться ей в ноги.

Он, альфа-цыган, должен унизиться перед всем табором, поэтому он убивает возлюбленную и только тогда припадает к ее ногам и, более того, целует их. Совершая это, он знает, что обречен на смерть.

  Рафаэль или Перуджино?. О стихотворении Пушкина «Мадонна»

Анализ образа Радды

Если Макар, говоря о Зобаре Лойко, дает его красочный портрет, то описывать внешность Радды он отказывается, ограничиваясь замечанием, что его дочь Нонка — прекрасна, но, сравнивая ее с этой героиней, выдает такую цитату: «много чести Нонке».

Богатый моравский господарь предложил прекрасной цыганке полный кошель денег за один ласковый взгляд, но она швырнула его в грязь, так как это противоречило ее жизненным ценностям. Тогда пан явился в табор просить руки Радды, но гордая девушка жестоко высмеяла его.

Когда же Зобар явился в родной табор цыганки, где был принят как дорогой гость, он сразу обратил внимание на необыкновенную красавицу, но любые его попытки приблизиться к девушке встречали с ее стороны убийственные насмешки.

В своей гордости Радда доходит до того, что попирает цыганские обычаи.

Так, послушав песню Зобара, приведшую в восторг всех, она презрительно бросает: «Вот так однажды комар гудел, орлиный клекот передразнивая». Она прилюдно оскорбляет гостя, что недопустимо у цыган. Зобар спускает ей насмешку и при всем таборе делает ей предложение, предупреждая при этом: «Но смотри, воле моей не перечь — я свободный человек и буду жить так, как я хочу!».

Читайте также:  Модные книги в 2018 году: что еще вчера нужно было приобрести в книжном?

В ответ гордячка подсекла его кнутом, и он упал. Еще одно унижение! На глазах читателя гордость Радды, которой он вместе с Макаром любовался в сцене с моравским господарем, превращается в гордыню. Это качество появляется, когда человек не уверен в себе, испытывает внутренний дискомфорт или страх.

Радда испугалась вспыхнувшей в ее сердце любви к Зобару и пыталась сопротивляться этому романтическому чувству, пока не поняла, что это сильнее ее, а это значит, что она уже не свободна.

Даже если бы парень покинул табор, девушка больше не смогла бы жить по своей воле, как раньше, ее непреодолимо влекло бы к нему. А в цыганском сообществе даже в современное время сильны патриархальные устои, что уж говорить про позапрошлый век.

Вольнолюбивая Радда была бы обречена на зависимое положение, как любая замужняя цыганка, поэтому она и выдвинула возлюбленному неприемлемое для него условие: при всех поцеловать ей руку и поклониться в ноги.

Гордая красавица почти наверняка знала, что произойдет дальше. Это и случилось. Зобар понял, почему она так поступила, и восхитился смелостью ее выбора.

«Эх! да и поклонюсь же я тебе в ноги, королева гордая!» — воскликнул он после того, как нанес роковой удар.

Жанр и направление

Раннее творчество Горького пронизано духом романтизма: автор задаётся вопросами об идеале, о свободе, смысле жизни.

Как правило, эти темы звучат в повествовании умудрённого опытом героя, а излагаются эти воспоминания ещё молодому собеседнику с несформированным мировоззрением.

Так, например, в рассматриваемом произведении цыган Макар Чудра рассказывает юноше о своей судьбе, о том, что он ценит, что, по его мнению, стоит ценить.

Здесь представлен взгляд, во многом экзотичный среднестатистическому читателю: есть ли счастье в оседлой жизни? Что такое настоящая воля? В героях нет борьбы между разумом и чувством: безоговорочно предпочтение отдаётся страсти и воле. Для них стоит жить, ради них можно и умереть. Для того чтобы сформировать наиболее полное представление о направлении раннего творчества Горького, обратите внимание на .

Солдат Данило

Отец Радды — один из немногих кочевых цыган, участвовавших в боевых действиях. В 1848—1849 гг.

в Венгрии произошло восстание, целью которого было отделение страны от Австрии и превращение ее в независимое государство. Одним из его лидеров стал известный политический деятель Лайош Кошут.

В рядах созданной им армии сражался отец Радды, чем впоследствии очень гордился: ведь он боролся за свободу.

Данило не только любил, но и уважал свою дочь, поэтому предоставлял ей полную свободу решать собственную судьбу.

В истории с моравским господарем он всецело был на стороне Радды. А когда Зобар Лойко попросил у него руки девушки, старый солдат сказал только: «Да возьми, коли можешь!» После того как юноша нанес Радде смертельный удар, Данило убил его тем же ножом.

Этот эпизод Макар Чудра в своем рассказе излагал без эмоций, просто констатировал факт. В поступке отца, отомстившего за дочь, с цыганской точки зрения не было ничего экстраординарного. Данило действовал по неписаным законам своего народа.

Главные герои

Свободный и независимый цыган, кочующий со своим табором по всей земле. Это здоровый, могучий мужчина, сделанный как будто из железа. Ему не страшна любая непогода, он не прячется от порывов ветра. Дороже всего в его жизни — свобода, вольная цыганская жизнь. Он не любит долго засиживаться на одном месте, много повидал на своем веку, многое пережил. Любит поразмышлять о жизни, пофилософствовать. С гордостью о цыганах рассказывает легенду.
Молодой, красивый цыган, известный чуть ли не во всех европейских странах. Страсть всей его жизни — лошади, и он имеет славу самого знаменитого конокрада. Многие владельцы лошадей мечтают разделаться с Лойко, но он неуловим. Не меньше лошадей, Зобар ценит свободу и волю, неуловимый, он носится по бескрайним степям, как ветер. Лойко отлично умеет играть на скрипке, поражая всех своим талантом. Всем сердцем он полюбил молодую цыганку, и погиб.
Молодая, гордая цыганка. Многих она покорила своей красотой, но никому не отдала предпочтения. Своенравная и непокорная, гордая красавица ни перед кем не хочет склонить головы, она считает, что достойна большего. Она насмехается над всеми претендентами на свою руку, издевается над ними, и всегда остается вольной птицей. Не избежал этой участи и Зобар. И хоть молодая девушка полюбила дерзкого цыгана, но и его хотела склонить к своим ногам. Лойко не подчинился, и заколол ножом Радду.

Эпизодические персонажи

В рассказе действует еще несколько лиц. Хотя их роль невелика, но она очень важна. К ним относятся:

  1. Нур. Старый цыган, главный в таборе. Среди эпизодов, в которых участвует этот персонаж, особенно запоминается момент, когда после свершившейся трагедии Нур «заплакал так, что ходуном заходили его стариковские плечи».
  2. Моравский господарь. Единственный в повествовании Макара Чудры человек со стороны, не цыган. Обладатель несметных богатств, он был сражен красотой Радды, но еще больше его удивило то, что существуют люди, которые не продаются ни за какие деньги.
  3. Нонка, дочь Макара Чудры. Образ этой девушки, едва намеченный в рассказе, воспринимается как отражение и в некотором роде продолжение Радды. Та же надменность царицы, то же «презрение ко всему, что не она сама».

Если попробовать мысленно исключить хоть одного из этих персонажей из рассказа — можно увидеть, как много он потеряет.

Нур, поводящий усами и пожимающий плечами в такт песни Зобара, воплощает удовольствие всех своих подопечных от зажигательной музыки и проникновенного исполнения.

А лежащий лицом вниз возле мертвых влюбленных и сотрясающийся в рыданиях, он воплощает скорбь всего табора.

Не будь в рассказе богатого господаря, не прочувствовал бы читатель в полной мере силу красоты Радды и ее гордость. Также не удалось бы увидеть смелость отца девушки, который дерзко разговаривает с вельможей.

Нонка как бы дает читателю надежду, что красота Радды не совсем исчезла с лица земли. А ее «нежная и страстная песня-думка», доносящаяся издалека, стала поводом для повествования Макара о трагической любви.

Рассказчик — особое действующее лицо

Его нельзя отнести ни к главным героям, потому что его почти не видно, ни к второстепенным, так как он, появляясь в начале и в конце, закольцовывает произведение. Повествователь, как и сам писатель, отправился в странствие по России, чтобы узнать жизнь ее народа.

В Бессарабии на берегу Черного моря он встретился с Макаром Чудрой. Узнав, что молодой человек ходит и изучает окружающий мир, пожилой цыган увидел в нем почти родственную душу.

В разговоре он называет юношу соколом — это знак большой симпатии.

Интересно построен диалог Макара и рассказчика в начале произведения. Повествователь приводит только реплики цыгана, свои же вопросы и изречения он опускает. Делает это, видимо, потому что считает их неинтересными и фокусирует внимание читателя исключительно на собеседнике. А когда Макар начинает повествование о Зобаре и Радде, рассказчик превращается в слушателя.

Вновь он проявляет себя в финале, когда перед его внутренним взором предстают герои только что услышанного повествования. Читатель может судить о богатом воображении молодого человека, являющемся одним из главных признаков писательского таланта.

Конфликт

Главный конфликт произведения – свобода и рабство. Рассказ пронизан столкновением двух принципиально разных мировоззрений: людей кочевого образа жизни и оседлого. Именно этот конфликт становится стимулом к воспоминанию легенды о Лойке Зобаре.

Одни ценят свободу, и внутреннюю, и внешнюю, что выражается в отказе от владения материальными богатствами и независимости от кого-либо. Невозможность подчиниться объясняется гордостью и чувством собственного достоинства.

Любое преклонение такому человеку видится рабством, с которым вольная душа никогда не согласится.

Такое отношение к жизни привело к гибели двух молодых людей, продолжающих вызывает восхищение и после смерти. Радда призналась, что любит Лойку, но всё же свободу – больше него. Страстно любящий цыган не мог примириться с таким откровением: он не мог лишиться воли ради того, кто не может пойти на ту же жертву.

Роль произведения в современном мире

Вряд ли 24-летний Алексей Пешков, опубликовав свой первый рассказ, мог представить, что именно это его произведение станет неотъемлемой частью русскоязычной культуры. Но так и случилось. Этот рассказ изучают в школе, и вольнолюбивые горьковские герои участвуют в формировании личности многих поколений россиян.

К произведению обратился один из самых ярких и самобытных мастеров отечественного кино — режиссер Эмиль Лотяну. Его картина «Табор уходит в небо», вышедшая на экраны в 1976 г., стала классикой советского и российского киноискусства. Этот фильм и сегодня смотрят с большим интересом.

В нынешнее время, когда сняты некоторые запреты и ограничения, действовавшие на протяжении многих лет и даже веков, вопрос о свободе встает с новой остротой. Как, впрочем, и вопрос о любви. И к обсуждению этих животрепещущих проблем стоит привлечь гордого Зобара Лойко, неукротимую Радду и мудрого Макара Чудру. Им есть что сказать обывателю об этом.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Бэлы в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение В романе М. Ю. Лермонтова содержится несколько повестей, одна из них – «Бэла». В этой повести Лермонтов раскрывает образ девушки-горянки, юной красавицы-княжны.
  • Анализ рассказа Чехова Хамелеон 7 класс Рассказ «Хамелеон» был написан в 1884 году. Лейтмотивом произведение становится сатирическое высмеивание мещанских нравов. В центре сюжета – история полицейского надзирателя Очумелова, которому в рассказе предстоит
  • Сочинение Жизненный путь Пьера Безухова в романе Война и мир Толстого Пьер Безухов, один из главных героев романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир», на протяжении всего произведения пытается понять, в чём же заключается смысл его жизни
  • Образ и характеристика Солохи в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение Повесть Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством» богата интересными героями. Одной из ярких героинь является Солоха – мать Викулы.
  • Человека, который способен бросится на помощь кому-либо, забыв о страхе и опасности, можно назвать смелым. Ведь именно смелость – это способность сильных людей, когда речь идет о преодолении опасности во благо другим.

Рассказ «Макар Чудра», анализ которого приведен в этой статье, — одно из самых известных произведений советского писателя Максима Горького. Впервые он был опубликован в 1892 году в газете «Кавказ». Подписан псевдонимом М. Горький.

Ссылка на основную публикацию