Почему Чичиков — мертвая душа?

6 июня 2018История, Литература

Кого именно купил Чичиков? Почему он решил заселить мертвые души именно в Херсонскую губернию? Существовали ли в реальности такие аферы? Специалист по творчеству Гоголя филолог Евгения Шрага рассказывает об историческом контексте «Мертвых душ»

Среди героев поэмы чичиковское «предприятие, или, чтоб еще более, так сказать, выразиться, негоция» вызвало полнейшее недоумение, переходя­щее в панику: и как действие незаконное, опасное и непонятное, и как фор­мула прежде невиданная, способная обозначать что угодно и без­условно таящая в себе какую-то угрозу. Чего только не стали подозревать: от похи­щения губернаторской дочки до недавно случившихся в губернии и аккурат­но замятых убийств. Что же предпола­гал сделать Чичиков и как это пред­ставлено в романе?

Кого покупает Чичиков?

Почему Чичиков — мертвая душа? Чичиков у Манилова. Гравюра Евстафия Бернардского по рисунку Александра Агина. 1846 год Ивановская областная научная библиотека

«Я полагаю приобресть мертвых, которые, впрочем, значились бы по реви­зии как живые», — объясняет Манилову Чичиков. Это объяснение не слишком удовлетвори­тельно ни для чичи­ковского собеседника, ни для современного читателя. Что за ревизия? Ревизия — это перепись крестьян, подлежащих налогообло­жению. В 1724 году Петр I провел реформу, заменив подворный налог подушным. За этим историческим событием стоит сюжет в духе Чичикова — о многократных попытках обмануть закон в рамках законности.

Суть подворного налога, существовав­шего в России с 1678 года, заключа­лась в том, что единицей налогообложения был двор — отдельное, огороженное крестьянское хозяйство, вне зависимости от количества людей, там живущих, и числа хозяйственных и жилых построек.

На фоне непрерывно возраставших во время Северной войны  Северная война за обладание прибалтий­скими землями между Швецией и коалицией североевропейских государств длилась с 1700 по 1721 год и закончилась поражением Швеции. податей многие крестьяне бросали свои хозяйства и бежали на Дон, на Урал, в Сибирь.

Обнаружилось, впрочем, что сокращение числа дворов сопровождалось ростом их населенности, то есть несколько семей представлялись при переписи как один «двор» и облагались налогом соответст­вен­но.

Этого можно было достигнуть разными способами: объединить несколь­ко хозяйств одним забором, подкупить переписчика, не отделять свое хозяйство от родительского.

Проведенная в 1710 году подворная перепись зафиксировала сокращение числа дворов на 20 % по сравнению с результатами предыдущей переписи 1678 года.

Целью Петровской реформы было ввести более надежную единицу налогооб­ло­жения — «душу мужского пола» вне зависимости от возраста.

В конце 1718 года Петр I издал указ о проведении подушной переписи, на всякий случай сразу сопроводив его ужасными угрозами: конфискация скрытых от переписи крестьян, смертная казнь для старост, ответственных за утайку, и проч.

Ответственность за подачу реестров крестьян (сказок) возлагалась на их владельцев, старост, приказчиков и выборных крестьян. Угрозы не очень помогли, и, хотя в течение 1719 года сказки были присланы, вскоре обнару­жились многочисленные случаи утайки людей от переписи (всем было понятно, что считают их не к добру).

В конце 1720 года вышли указы о начале расследования случаев утайки, о конфискации имений помещиков, вообще не подавших ревизских сказок, и об аресте старост и приказчиков, виновных в утайках. С 1722 года и вплоть до 1724-го происходит проверка результатов переписи, призванная уточнить «подушное число».

Эта непростая задача была поручена специальным военным ревизорам, отобранным Сенатом и лично Петром. Все это позволило увеличить число ревизских душ с 3,8 миллиона (по данным переписи 1721 года) до 5,5 миллиона. Так прошла первая ревизия податного населения.

Ревизская душа могла быть вычеркнута из ревизской сказки только при следующей ревизии, а до того облагалась налогом вне зависимости от того, что в действи­тельности произошло с самим человеком.

Какая выгода от мертвых?

Все изложенное выше — источник неудобств для владельцев «мертвых душ» и формальное основание для их приобретения Чичиковым. Какая же от них должна быть польза? Идея Чичикова заключалась в том, чтобы заложить накупленные им ревизские души в Опекунский совет. Каким образом он соби­рался это сделать?

История предоставления займов дворянам со стороны государства на момент действия романа еще не так продолжительна  Ср.

упоминание этой практики в пушкинской повести «Барышня-крестьянка» (1831): Григорий Иванович Муромский «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым»..

Она начинается в 1754 году, когда указом императрицы Елизаветы Петровны были созданы петербургский и московский дворянские банки, которые должны были, с целью поддержки разоряющегося и закладывающего свои поместья дворянства, выдавать дворя­нам ссуды под невысокий процент.

При чем тут Опекунский совет? Вообще-то, Опекунский совет был создан в 1763 году для управления Воспитательным домом в Москве (а затем и в Санкт-Петербурге) — благотворительным учреждением для сирот и подкидышей. Существенную часть изначального бюджета Воспитательного дома составляли пожертвования.

Жертвователей было немало, и самые щедрые из них входили в Опекунский совет, который в результате распоряжался огромными ресурсами. Его история как организа­ции, дающей ссуды, началась с того, что в 1771 году князь Петр Иванович Репнин попросил у Совета взаймы 50 000 рублей под залог своего имения.

Просьба эта была удовлетворена, за ней последовали аналогичные, и вскоре эта практика была легализована манифестом 1772 года: при Опекунских советах в Москве и Санкт-Петербурге были организованы ссудные и сохранные казны. Они выдавали ссуды под залог имений, домов, драгоценностей, а также принимали вклады. Со временем это стало главным источником дохода для Воспитатель­ных домов и прекрасным дополнением к дворянским банкам: средства последних были небесконечны, а потребность в ссудах — очень велика.

Почему Чичиков переселяет мертвые души в Херсонскую губернию?

Почему Чичиков — мертвая душа? Карта Херсонской губернии. 1821 годkraeved.od.ua

Чичиков покупает крестьян без земли, «на вывод», с намерением переселить их в другие места. Переселять их, строго говоря, некуда, собственного поместья у Чичикова нет, а оно очень нужно, потому что закладывается именно имение (количество ревизских душ определяет лишь размер ссуды). Однако в плане Чичикова и это предусмотрено: переселять мужиков он намерен в Херсонскую губернию. Эта территория под названием Новороссия вошла в состав России в середине XVIII века после войн с Турцией и представляла собой практически не заселенные степи. Поэтому правительство всячески поощряло тех, кто был готов занять их и облагородить. Раздача земель частным владельцам начала осуществляться в Новороссии с 1764 года в соответствии с «Планом о раздаче в Новороссийской губернии казенных земель к их заселению». Пик пришелся на 1770–90-е годы, но колонизация давалась с таким трудом, что, несмотря на огромные объемы розданных в конце XVIII века земель, на активное пере­селение государственных крестьян и поощрение притока иностранных колонистов, по данным на 1837 год, в Херсонской губернии оставалось свобод­ных казенных земель более 180 тысяч десятин, а в Таврической — более 270 тысяч  Проект получения земель в Новороссии вряд ли был так прост, как он представляется Чичикову в его фантазиях. В исследовании Владимира Максимовича Кабузана, посвя­щенном заселению Новороссии, утвержда­ется, что раздача земель помещикам в этом регионе на рубеже XVIII–XIX веков прекра­щается, а со второй половины 1820-х годов прекра­щается и активный период заселения этой территории..

Тут мы сталкиваемся с хронологичес­кими привязками, которые у Гоголя нередко противоречат друг другу, создавая тот тревожный, очень характерный эффект, когда в подробностях описанная, казалось бы очень конкретная реальность начинает расплываться перед глазами читателя, распадаться на кусочки, которые никак не удается собрать в устойчивую последователь­ную картинку. Это не единственные противоречащие друг другу хронологические зацепки. Например, прямым текстом повествователь характеризует время действия как время «вскоре после достославного изгнания французов» (и этому не противоречит обсуждение гипотезы, что Чичиков — это переодетый Наполеон), то есть речь должна бы идти о 1810-х годах, по крайней мере до смерти Наполеона (1821 год). Но в поэме несколько раз упоминается жандармский офицер, а особый корпус жандармов был образован в 1827 году. При заключе­нии сделок упоминается, что «крепости были запи­саны, помече­ны, занесены в книгу и куда следует, с принятием полупроценто­вых и за припе­чатку в „Ведомостях“», а «Губернские ведомости» выходили в Рос­сии с 1838 года. Упоминание же о недавно бывшей массовой эпидемии явно отсылает к эпидемии холеры 1831 года (предыдущая эпидемия была в 1823 году в Закавказье и Астрахани, а следующая будет в 1846 году).

Существовали ли подобные аферы в реальности?

Московские цензоры, согласно письму Гоголя к Плетневу от 7 января 1842 года, опасались, что «пойдут другие брать пример и покупать мертвые души».

О том, рискнул ли кто-нибудь повторить фантасмагорическую аферу Чичикова, ничего не известно, но известно, что гоголевский текст стал толчком для выискивания прототипического сюжета для чичиковской аферы.

Истории про аферы с ревизскими душами, потенциально знакомые Гоголю (или Пуш­кину как возможному дарителю фабулы), стали восприниматься как прямые источники сюжета «Мертвых душ». Хорошим примером тому служит рассказ Гиляровского про его дядю, помещика Пивинского:

«Вдруг… начали разъезжать чиновники и собирать сведения о всех, у кого есть винокурни. Пошел разговор о том, что, у кого нет пятиде­сяти душ крестьян, тот не имеет права курить вино.

И поехал он [Пивинский] в Полтаву, да и внес за своих умерших крестьян оброк, будто за живых… А так как своих, да и с мертвыми, далеко до пятиде­сяти не хватало, то набрал он в бричку горилки, да и поехал по соседям и накупил у них за эту горилку мертвых душ, записал их себе и, сделав­шись по бумагам владельцем пятидесяти душ, до самой смерти курил вино и дал этим тему Гоголю, который бывал в Федунках, да, кроме того, и вся миргородчина знала про мертвые души Пивинского».

В целом в такой читательской реакции нет ничего необычного, но в данном случае соблазн найти прямые источники сюжета (как и, например, обнаружить точную хронологию) парадоксальным образом подыгрывает гоголевской поэтике, заостряя противоречие между правдоподобием и абсурдом, на постоян­ном соединении которых она строится.

Что не так с названием?

Почему Чичиков — мертвая душа? Титульный лист первого издания поэмы «Мертвые души». 1842 годДом антикварной книги «В Никитском»

Словосочетание «мертвые души» вызвало панику не только у героев гоголев­ской поэмы. Обсуждение гоголевского романа в Московском цензурном комитете очень напоминает обсуждение чичиковской аферы непосредственно в романе:

«…Обвинения, все без исключения, были комедия в высшей степени.

Как только занимавший место президента Голохвастов услышал название „Мертвые души“, закричал голосом древнего римлянина: „Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть, автор вооружается против бессмертья“.

В силу наконец мог взять в толк умный президент, что дело идет об ревижских душах. Как только взял он в толк и взяли в толк вместе с ним другие цензоры, что мертвые значит ревижские души, произошла еще бо̀льшая кутерьма».

Это сходство не слишком удивительно, поскольку подробности обсуждения в цензурном комитете известны нам из все того же письма Гоголя к Плетневу. Но это и не единственный случай, когда словосочетание «мертвые души» прочитывалось современниками как опасная несуразица.

Прекрасный пример тому — письмо Михаила Петровича Погодина к Гоголю, где мы читаем сле­дующее: «Мертвых душ в русском языке нет. Есть души ревизские, припи­санные, убылые, прибылые». Если для современного читателя гоголевская метафора давно стала привычной, то Погодину она казалась странной и неу­местной.

Обратим внимание на упомянутые в этом перечне «убылые души» — как раз конвенциональное обозначение предмета чичиковской «негоции».

Например, его употребляет Салтыков-Щедрин в сборнике статей «Благо­наме­ренные ре­чи»: «Десять лет сряду за убылые души плачу — очень хорошо знаю! Кого в сол­даты, кого в ратники взяли, а кто и сам собой помер — а я плати да плати!»

Таким образом, с одной стороны, юридически точная формула существует (и ни разу не упоминается в тексте Гоголя), с другой же стороны, метафора омертвения души, заменяющая в тексте эту формулу, не была чем-то совер­шенно необычным для этого времени. Она встречается как в лирике того времени, так и в религиозных текстах, хорошо известных Гоголю.

Приведем лишь несколько примеров. «Хотя человеческая душа справедливо признается бессмертной, однако и для нее существует некоторая своего рода смерть. Но смерть души бывает тогда, когда ее оставляет Бог…» — пишет святой Авгу­стин в книге «О граде Божием».

Аналогичную трактовку видим у Григория Паламы в сборнике «Добротолюбие», который внимательно читал Гоголь: «Знай… что и у души есть смерть, хотя она бессмертна по естеству. …Отделение Бога от души есть смерть души».

Таким образом, Гоголь соеди­няет, в общем-то, знакомую современникам метафору с так же хорошо знакомой реальностью, но именно это соединение и создает тот стилисти­ческий и смысловой слом, который делал название таким тревожащим, непонятным и провокативным.

 «7 секретов „Мертвых душ“» и «Как написать петербургскую повесть Гоголя: инструкция»

Источники

  • Анисимов Е. В. Податная реформа Петра I. Л., 1982.
  • Беспрозванный В., Пермяков Е. Из комментариев к первому тому «Мертвых душ». Тартуские тетради. М., 2005.
  • Бугров А. Казенные банки в России: 1754–1860. М., 2017.
  • Гончаров С. А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997.
  • Кабузан В. М. Заселение Новороссии (Екатеринославской и Херсонской губерний) в ХVIII — первой половине ХIХ века (1719–1858). М., 1976.
  • Смирнова-Чикина Е. С. Поэма Гоголя «Мертвые души». Литературный комментарий. Л., 1964.

Теги

Чичиков – мертвая душа

Чичиков Павел Иванович – главный герой поэмы «Мертвые души». Ради собственной наживы он готов на подлость и предательство. В том, что второстепенные персонажи произведения – мертвые души, сомневаться не приходится. А что же по поводу главного героя: Чичиков – мертвая душа?

Писатель начал работу над произведением в 1835 году, воодушевленный идеей, на которую его вдохновил Пушкин. Он намеревался создать роман из трех томов по типу «Божественной комедии» Данте, где герой по сюжету проходит через множество препятствий, становясь на путь нравственного воскрешения.

Читайте также:  Отец Вареньки в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)

Первый и единственный том был завершен 1842 году. Много времени и сил было потрачено на издание книги. Николай Васильевич тяжело переживал постоянный правки со стороны цензоров.

После выхода в свет на автора обрушился шквал критики и обвинения в предательстве и нелюбви к собственной стране. Второй том постигла печальная участь. Автор его сжег, потом переписал и заново сжег. Гоголь был недоволен повествованием, сюжетом и собственным героем.

Он не мог найти для Чичикова мотивацию для воскрешения его души, для возрождения его личности.

Автору настолько сложно давалось написание романа, что это стало сказываться на его здоровье, и в 1852 году он умер. Третий том так и не был написан.

С прочтения первых глав читателю кажется ясным смысл названия произведения. «Мертвые души» – это умершие крепостные, которые еще числятся по документам живыми.

Павел Иванович придумал хитрую схему обогащения: он разъезжает по всей стране с целью выкупа у помещиков документов на умерших крестьян, которые по ревизиям еще считались живыми. Помещики с радостью заключали с ним сделку, так как иначе они были вынуждены платить налоги за этих людей.

Главный герой же хотел заложить их в опекунский совет, который под заклад мог бы выдать деньги. Такая практика была распространена среди разорившихся помещиков, которые закладывали свои имения под проценты и получали возможность их выкупить, если удалось бы приумножить полученный капитал.

С каждой новой страницей, читателю становится ясно, что мертвые души здесь не только умершие крестьяне, но и сами помещики, с которыми по сюжету знакомится Чичиков.

«Мертвые души» – это и городские чиновники, и даже сам Чичиков. Единственная живая душа в поэме – душа России.

Русь Гоголь сравнивает с бойкой тройкой, которая, несмотря ни на что, несется вперед «и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Чичиков в романе – изначально отрицательный герой. Ему трудно симпатизировать. Он живет только ради наживы и денег, общается исключительно с выгодными людьми. Сам Гоголь считал его подлецом и был уверен, что такой герой вряд ли понравится читателям. Особенностью Чичикова является то, что он способен мимикрировать и подстраиваться под каждого помещика, с которыми ему приходится иметь дело.

Эта похожесть демонстрирует внутреннее единство героя с персонажами, которые встречаются ему по сюжету – и в беспринципности своих поступков, и в общности их конечных целей и идеалов.

На протяжении всего произведения читателя терзает вопрос, мертвая ли душа Чичикова в «Мертвые души»? Нет никаких сомнений, что в первом томе, Чичиков – такая же мертвая душа, как и все его собеседники. Их главная цель – нажива, ничего кроме собственной выгоды их не интересует.

Во втором томе герой должен был преобразиться, вырасти духовно и нравственно, и, наконец, обрести свою настоящую душу.

Данный текст поможет школьникам написать сочинение на тему «Чичиков – мертвая душа», позволит лучше понять каждого из героев. Также перед читателями раскроется еще один главный и единственный положительный персонаж – это Россия, образ которой Н. В. Гоголь воспел со всей своей любовью.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Гость завершил

Тест «Биография Замятина»с результатом 9/10

Гость завершил

Тест «Маша Миронова»с результатом 4/5

Гость завершил

Тест «Гроза»с результатом 11/19

Гость завершил

Тест «Человек на часах»с результатом 6/10

Гость завершил

Тест на тему “Алкадиены”с результатом 6/10

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Почему Чичиков – мертвая душа (Н.В. Гоголь)

После знакомства с поэмой Н.В. Гоголя возникает вопрос, почему Чичиков – мертвая душа? Ведь он фактически жив, в отличие от тех «мертвых душ», которые он активно приобретал себе во владение.

Все дело в том, что у самого названия поэмы двойной смысл: Чичиков покупал умерших крестьян, именуемых в то время «душами», для собственной корысти, а с другой стороны автор показывает помещиков города N, которые настолько потеряли свою человечность, что их души можно назвать мертвыми. В своем произведении Н.В.

Гоголь разоблачает преступную сторону жизни русских помещиков и чиновников, а также поднимает проблему нравственного упадка современного ему мира.

Главный герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» — Павел Иванович Чичиков. Он был представителем нового сословия, которое пыталось во всем извлечь свою выгоду и заработать побольше денег. Вокруг этого персонажа закручивается действие произведения, все действующие лица с ним взаимодействуют.

Всю первую часть поэмы Чичиков является для всех загадкой, чиновники не могут понять мотивов его действий и поэтому побаиваются. Внутренний мир героя раскрывается во время разговоров с помещиками. Находясь в городе N, Чичиков проявляет себя как хороший дипломат, он умеет подстроиться под любого человека, невольно подражая чужому поведению.

Общение с таким собеседником приносит окружающим одно удовольствие, он может поддержать любой разговор, все отзываются о нем очень хорошо. Он умеет быстро стать «своим человеком» в любой компании. У Павла Ивановича есть все качества, из которых состоят характеры помещиков, но, в то же время, он сильно от них отличается.

У него есть целеустремленность, настойчивость, умение вести дела, но эти черты не делают его лучше владельцев крепостных, у которых он покупает мертвые души. Душа Чичикова уже умерла, он совершенно ничего не чувствовал, кроме жадности и желания наживы.

Он сам говорил о том, что пришлось себя сделать бездушным ради обогащения, весь смысл его жизни заключался в приобретении и накопительстве. И то, что главный герой делал это ради благополучного и состоятельного будущего — его не оправдывает.

Николай Васильевич Гоголь пытался понять, как человек может убить собственную душу, для этого он в конце произведения рассказывает о жизни Чичика до описываемых событий.

Все начиналось с самого детства – оно было тоскливым и нерадостным, мальчик не знал материнской любви, у него не было друзей, а у отца не было сил уделять ему должное внимание из-за тяжёлой болезни.

Способности к предпринимательству у Чичикова обнаружились ещё в школе: он перепродавал полученные бесплатно угощения, терпеливо дрессировал мышей, чтобы выручить за них как можно больше денег. Хорошие оценки мальчик получал не за знания, а за услужливость и безукоризненное поведение на уроках.

 Отцовский завет «береги копейку», Чичиков понял по своему  – нужно разбогатеть любым способом для того чтобы жить в свое удовольствие.  Переосмыслив другой совет отца «угождать учителям», он понял, что можно найти подход к любому человеку.

Это помогало молодому карьеристу добиться успеха в любой области. Так он получил желаемую должность, пообещав жениться на дочери начальника, работая на таможне, убедил руководство в своей честности, поэтому смог тайно сотрудничать с контрабандистами и заработал на этом очень много денег.

Чичиков понял, что жить правильно трудно, соблюдать нравственные законы ещё сложнее, поэтому выбрал себе другую дорогу. Его не останавливали неудачи предыдущих афер, он все время придумывал что-то новое.

Эта целеустремленность не давала Чичикову отчаяться, приближая к лучшей жизни, о которой он так мечтал. Именно способность мечтать показывает то, что у него не все потеряно.

У души Чичикова ещё есть слабый шанс вернуться к жизни, это становится понятно во время его встречи с дочкой губернатора. Именно это знакомство пробудило в нем человечность, которая стала причиной провала всех его перспективных планов.

В мире алчности и лжи, именно душевные чувства являются главной опасностью. Мысли главного героя о создании семьи также являются доказательством того, что он не совсем ещё потерян для общества.

Несмотря на все отрицательные качества ушлого предпринимателя, в его образе заметна надежда на изменение.

Н.В. Гоголь верил в воскрешение души Чичикова, поэтому написал второй том поэмы. Изначально авторская задумка состояла в том, чтобы вернуть Павлу Ивановичу его честное имя в следующей части.

Изменение главного героя должно было символизировать изменение всего мира в лучшую сторону.

Но по неизвестным причинам Николай Васильевич сжёг продолжение поэмы, поэтому нам остаётся только догадываться, чем закончилась история жизни главного героя, смог ли он вернуть свою человечность и нравственность или его душа так и осталась мертвой.

Мне кажется, судя по окончанию первого тома, душу Чичикова нельзя назвать окончательно мертвой, она скорее находится на грани жизни и смерти и пока ещё у него есть шанс вернуть себе давно забытые качества достойного человека. Раз чувства способны пробиться сквозь щит безразличия, значит духовное перерождение вполне реально.

Сочинение: Почему Чичиков — мёртвая душа (Н. В. Гоголь) | Литрекон

(413 слов) Выдающийся русский писатель Николай Васильевич Гоголь мастерски применял метафору и иронию. Это касается не только говорящих фамилий, но и названий произведений. Яркий пример — поэма «Мёртвые души».

На первый взгляд, это название лишь отражает сюжет, ведь главный герой, Чичиков, скупает у помещиков те самые «мёртвые» души — крестьян, которые уже умерли, но по документам всё ещё живы. Это, конечно, незаконно, а Чичикову нужна лишь выгода, которую он может получить в результате своего мошенничества.

Но так ли всё прямо на самом деле? Что имел в виду писатель, когда давал название своему литературному творению? 

Какой смысл вкладывал сам Н. В. Гоголь — мы уже не узнаем наверняка. Однако можно порассуждать на эту тему.

Среди литературоведов распространено мнение о том, что мёртвыми душами можно назвать и тех помещиков, которые соглашались продать Чичикову крестьян, желая получить деньги. Я поддерживаю эту идею.

А можно ли в таком случае назвать мёртвой душой самого Павла Ивановича Чичикова? Думаю, да. И в данном сочинении я поразмышляю об этом. 

Для начала нужно понять, что вкладывается в метафоричное понятие «мёртвая душа». Это значит, что человек, несмотря на то, что он физически жив, духом погиб.

Он потерял морально-нравственные ориентиры и принципы, его основная цель — получать выгоду всегда и везде, не думая о чувствах других людей. «Мёртвые души» не заботятся о справедливости, им чужда честность. Именно такой личностью и является Павел Иванович Чичиков — главный герой поэмы Н. В.

Гоголя. Жизненное правило Чичикова, которое ему завещал его отец: «Береги копейку, всё на свете прошибёшь и добудешь копейкой». И тогда, не желая по-настоящему трудиться, тратить силы и время, герой решает заработать с помощью мошенничества, обманным путём.

Например, на службе Чичиков брал взятки, несмотря на то, что говорит, что «привык ни в чём не отступать от гражданских законов, хотя за это и потерпел на службе».

Несмотря на то, что Чичиков вроде бы и хочет обрести семью, детей, дом, уют и тепло, желание получить больше материальных ценностей оказывается сильнее и важнее для героя.

Это читатель может заметить, например, в эпизоде с дочерью начальника Чичикова, которую Павел Иванович обманул и бросил. Он завёл романтические отношения с этой девушкой лишь для того, чтобы извлечь из них выгоду.

Читайте также:  Пример итогового сочинения по направлению «Он и она»

Ни о какой любви с его стороны не шло и речи. 

Таким образом, становится очевидно, что Павла Ивановича Чичикова, главного героя поэмы Н. В. Гоголя, можно смело назвать «мёртвой душой».

Главной ценностью для него стали деньги, он не обращает внимания на принципы, он погиб духовно, и это настоящая беда.

Николай Васильевич Гоголь был поистине талантливым писателем и, быть может, также вкладывал скрытый смысл в название своего произведения. 

Мария Сербина

Операция «Мертвые души»: в чем был смысл аферы Чичикова?

Все мы в школе изучали знаменитую поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души». Если помните, то среди героев поэмы «предприятие, или, чтоб еще более, так сказать, выразиться, негоция» вызвало полнейшее недоумение, переходящее в панику.

Что же такое хотел провернуть Чичиков? Герои романа строили разные предположения. Но на деле это был обход закона с целью обогатиться.

  • Кого покупал Чичиков и зачем?
  • Манилову Чичиков объяснил так:
  • «Я полагаю приобресть мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые».
  • Ни для Манилова, ни для современного читателя это объяснение ничего не дает.
  • Пойдем по порядку и начнем с ревизии.

Ревизия — это перепись крестьян, подлежащих налогообложению. С 1724 г. подворный налог был заменен Петром I на подушный. До этой реформы налог взимался с одного двора — отдельного крестьянского хозяйства вне зависимости от численности семьи. Теперь же он уплачивался с каждой «души мужского пола».

Для определения количества этих душ в конце 1718 г. начала производиться подушная перепись. Реестры крестьян (сказки) были присланы, но вскоре были вскрыты многочисленные случаи утайки людей от переписи: народ чуял, что не к добру ее проводят.

С 1722 г. до 1724 г. проводилась проверка результатов переписи, которая была поручена специальным военным ревизорам. В результате число ревизских душ увеличилось с 3,8 млн. до 5,5 млн.

И вот тут мы подходим к самому интересному и значимому для нашего расследования обстоятельству: ревизская душа могла быть вычеркнута из ревизской сказки только при следующей ревизии. В период между ревизиями она облагалась налогом вне зависимости от того, что произошло с самим человеком.

Чичиков как раз и хотел приобрести ревизские души, которые в сказках числились, но в действительности уже живыми не были. И тут возникает следующий вопрос…

Зачем Чичикову были нужны мертвые души?

Тут все достаточно просто — он хотел заложить приобретенные им ревизские души в Опекунский совет. Это было благотворительное учреждение для сирот и подкидышей. Но помимо этого оно распоряжалось огромными денежными ресурсами.

С 1772 г. при Опекунских советах в Москве и Петербурге официально стали создаваться ссудные и сохранные казны, которые выдавали ссуды под залог имений, домов, драгоценностей и принимали вклады.

Именно ссуду хотел получить Чичиков и таким образом обогатиться. Размер выдаваемой ссуды напрямую зависел от количества крестьян — ревизских душ — в имении. Поэтому он их и скупал. А у помещиков была своя выгода — снижение налоговой нагрузки.

Но одних крестьян было недостаточно для получения денег.

Причем тут Херсонская губерния

Чичиков покупал крестьян без земли и хотел переселить их в другое место. Вот только собственного поместья у него, строго говоря, не было. А его наличие было необходимо для осуществления замысла. Количество крестьян только определяло размер ссуды, в залог же передавалось имение.

Но Чичиков и это предусмотрел — он собирался переселить купленных крестьян в Херсонскую губернию и такой выбор был неслучаен. Эта территория, которая называлась Новороссией, вошла в состав России в середине XVIII века после войн с Турцией и представляла собой практически не заселенные степи.

С 1764 г. началась раздача земель частным владельцам согласно «Плану о раздаче в Новороссийской губернии казенных земель к их заселению». К моменту начала действия поэмы в Новороссии, в том числе и в Херсонской губернии, все еще оставались очень большие объемы незаселенных казенных земель.

Именно там Чичиков и приобрел землю.

Удалось ли ему довести свою аферу до конца, остается только гадать. Судьба второго тома «Мертвых душ» всем хорошо известна.

Источник: по материалам поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» и статьи Евгении Шрага «5 вопросов о «Мертвых душах».

Взято: https://zen.yandex.ru/media/ruslegalhistory/operaciia-mertvy…

Чичиков – живая или мёртвая душа (сочинение-рассуждение)

Чичиков – главный персонаж поэмы великого классика Н.В.Гоголя «Мертвые души». Помещик отправляет в глубинку России с необычной целью. Его предприимчивость удивляет обычного читателя. Он хочет купить души крестьян, покинувших мир живых. Автор знакомит Чичикова с множеством типов русских помещиков. Все они оказываются мертвы душой. Встает вопрос: живая или мертвая душа сам Чичиков?

Разобраться в психологии герои с первого взгляда невозможно. В его образе много скрытного и непонятного. Наверное, именно поэтому описание биографии Павла Ивановича завершает поэму.

Читателю приходится на протяжении всего произведения самому додумывать многие ситуации. Понимание не приходит и в конце чтения. Вопросов остается еще больше.

Можно представить, как по-разному сложится судьба героя, что или кто легко изменят ее течение.

Детские годы и учеба

Детские годы не имеют в описании привычных мальчишеских игр и развлечений, нет драк, и потасовок, в которых формируется мужской характер. Но уже здесь есть намек на предприимчивость будущего молодого человека. Мальчишку угощают конфетами или сладостями. Редкий ребенок смог бы отказать себе в желании полакомиться.

Павел не просто отказывал себе в этом. Он зарабатывал деньги, продавая угощение. Уже в детском поступке чувствует сила характера, упертость и умение сдерживать себя в желаниях. Павел зарабатывает авторитет, строит отношения только на выгоде для себя.

Интересна ситуация с мышью: сначала дрессировка дикого животного, затем продажа за большие деньги. Годы учебы помогли герою постичь умение, которое нужно ему в жизни: нравиться окружающим. Он умеет говорить с любым человеком на темы собеседника. Умеет угождать начальству.

В казенной палате быстро просматривает перспективы и приударяет за дочерью начальника, добившись своей цели, уходит в сторону, как ни в чем не бывало, не стыдясь своего поступка.

Новый тип людей

Классик рассмотрел в Чичикове новый тип предпринимателей. Они не искали способы для новых производств, технологий. Инициатива их направлялась не на разработку интересных предметов, изделий или бытовых помощников человека. Новые люди искали возможность увеличить свой доход без вложений и труда.

В этом души Чичиковых мертвы. Они не ищут новых знаний, им все равно что продавать. Главное – деньги и прибыль. Душа их сравнима с бумагой, пустой, измятой, исчерченной буквами или цифрами. На бумаге нет возможности найти будущий проект чего-то, что принесет пользу.

Там те, кто уже прожил, сделал свое дело. Интересно, что все помещики оформляют перепись «мертвых» по-своему, но ни у кого листок не дает возможности помечтать. Везде то, что прошло, потерялось, умерло. Даже у мечтателя Манилова. Чичиков пытается объединить записи в один лист.

Зачем? Для чего проводиться переписывание имен мертвых? По людским меркам и законам христианства, мертвых нельзя тревожить, но эти законы не для предприимчивого Павла. Доказательством гибели его души является стремление найти как можно больше мертвых душ.

Он радуется, что у Плюшкина люди «мрут как мухи». Такому может радоваться только жестокий бездушный человек.

Душу еще можно оживить

Писатель показывает помещика в сравнении с другими типами русского барства. Кажется, что он выигрывает в сравнении. Пугает только одно – никто из персонажей не смог додуматься до такого способа наживы.

Манилов и Чичиков – два мечтателя. Оба персонажа уходят в рассуждения, забывая об окружающем. Но Павла мечты не уводят от действительности, он строит планы и просчитывает выгоду.

Коробочка и Чичиков – их объединяет мелочность, недоверчивость и любовь к скрытности.

Ноздрев и Чичиков – игроки и шулеры. Самовлюбленные персонажи гордятся собой, считают себя выше и умнее окружающих. Они не анализируют поступки, а двигаются своим путем дальше, не рассматривая результатов совершенных разрушений.

Собакевич и герой – одинаково циничны. Оба помещика скрывают истинные чувства, не выдают своих эмоций.

Плюшкин и главный персонаж – два вида собирательства. У Чичикова есть своя коробочка, куда он складывает различные ненужные предметы. Героя они чем-то привлекают. Он прячет их в шкатулку с такой тщательностью, что кажется, это не грязная афиша с уличного столба, а драгоценность.

Чичиков, по словам автора, выгодно отличается от всех персонажей, то есть классик надеется на душу героя, ее возможность не потерять человечность и вернуться к истинности русского человека, доброго и отзывчивого.

Признаки живой души

Чичиков не потерял еще живости чувств. Стремление накопительства имеет хорошую цель – он мечтает о семье и потомках. Простое человеческое счастье живет в сердце герое: жена и дети. Он глупо выглядит, увидев красивую блондинку.

Есть надежда, что помещик – не «мертвая душа», а спящая, дремлющая, спрятавшаяся от всех.

Кто разбудит ее? Что столкнет с выбранного пути порока и наживы? Как не стать таким же, как персонажи поэмы? Все зависит от самого героя, только он способен изменить судьбу, не стать алчным и жестоким.

Другие материалы по поэме «Мертвые души»

  • Краткое содержание
  • История создания
  • Краткая биография Чичикова
  • Образ и характеристика Чичикова
  • Образ и характеристика Ноздрева
  • Образ и характеристика Манилова
  • Образ и характеристика Собакевича
  • Образ и характеристика Плюшкина
  • Образ и характеристика Коробочки
  • Образы помещиков
  • Образ России в поэме
  • Образ и характеристика города NN
  • Крестьянская русь в поэме. Сочинение
  • Роль лирических отступлений в поэме. Сочинение

Сочинение Чичиков – мертвая душа

Название произведения Н.В. Гоголя “Мёртвые души” очень точно и емко описывает сюжет, главную задумку автора, ведь речь пойдет о человеке, начавшем скупать души погибших крестьян, видя в этом предприятии особую выгоду. Но только ли такой, весьма очевидный смысл вложил писатель, выбирая название?

Главным героем повести является обедневший дворянин Павел Чичиков, имевший заброшенное имение и всего одного крепостного в подчинении. Отец Павла грезил о том, чтобы дать сыну хорошее образование, потому в детстве отдал его “учиться в классы”, не забыв оставить несколько наставлений.

Еще тогда Павлуша проявил незаурядные предпринимательские способности, но привело это лишь к тому, что деньги укрепились в сознании, как самоценность. Но не стоит забывать и о другой стороне характера книжного героя.

Чичиков прекрасно помнил о бедственном положении своей семьи, потому и деньги у отца взял только один раз, в самом начале обучения, а после и вовсе обустроил новый дом для родителей  городе.

Также Чичикова можно назвать поистине упорным и целеустремленным человеком: любое дело, за которое брался, будь то игра очередной роли и попытка добиться должности, он доводил до конца с огромным терпением.

Читайте также:  Эссе на тему: Книги уходят в прошлое?

На протяжении всего сюжета герой раскрывается с новых сторон, но неизменной его чертой остается бесконечная любовь к деньгам, ради которых Чичиков готов идти даже на самые низменные поступки, только редко судьба и удача поворачились к нему лицом, предпочитая более честных дельцов. Вот и авантюра с покупкой крестьян нашла отклик в его душе.

Можно ли однозначно ответить на вопрос о том, являлся ли Павел Иванович мертвой душой? Навряд ли. Сам Гоголь выделяет наличие сострадания и других чувств, присущих каждому человеку, у своего героя.

Пожалуй, что главная проблема состояла в том, что Чичиков не имел четко сформировавшегося характера, установок. Он не был чрезмерно, устойчиво жадным, не был хорошим, не был плохим, ведь просто занимался тем делом, что было интересно ему самому, пускай и выбирал безнравственные методы для достижения своих целей.

Если бы у Павла был достойный пример перед глазами и если он сам вырос в другой среде, не зная нужды, деньги не стали бы чем-то ценным и недостижимым, а сам он мог бы направить свои положительные качества и сильные в стороны на благо.

2 вариант

Известный русский поэт Николай Васильевич Гоголь в 1835 году написал поэму «Мертвые души», ставшую настоящей классикой отечественной литературы. В 1842 году произведение вышло в свет под другим названием, и было без «Повести о капитане Копейкине».

Главным героем в произведение является Чичиков – бывший чиновник, а ныне махинатор. Гоголь очень ярко и интересно рассказывает о похождениях Чичикова.

Главный герой занимается скупкой «мертвых душ» – письменных сведений об умерших крестьян с целью заклада как живых, чтобы взять кредит в банке и иметь вес в обществе. Чичиков занимается махинациями и враньем, но довольно изящно и красиво.

Безусловно, главный герой является негативным персонажем, обман и попытки обогащения нечестным путем всегда присутствуют в действиях Чичикова.

Элегантность и аккуратность присутствует не только в действиях Чичикова, но и во внешнем виде главного героя. Он является человеком приятной внешней наружности, «не молод, не стар, не слишком толст, не слишком тонок». Большое внимание он уделяет утренним водным процедурам. Внимательно он относится и к одежде.

Чичиков знает, что внешний вид способен произвести хорошее впечатление при знакомстве, что является немаловажным фактором при покупке «мертвых душ». Приятный внешний вид привлекает людей, а вкупе с изящными манерами и вовсе дает хорошие шансы на благоприятный исход встречи для Чичикова. Внешний вид всегда играет важную роль в ответственных переговорах.

Именно поэтому Чичиков большую роль выделял своему внешнему виду.

Главный герой обладал и изящными манерами. О нем говорили, как о человеке высоких нравов и превосходного воспитания. Чичиков отлично знал этикет и мог поддержать любой разговор. Все его манеры говорили о том, что он является человеком высшего общества, не способного на обман. В Чичикове люди не видели афериста.

Он очень красиво мог польстить любому человеку, мог отметить мельчайшие детали во внешнем виде собеседника. Однако эту тонкую грань между хорошими манерами и откровенным заискиванием он соблюдал.

Чичиков никогда не перегибал палку с похвалами в сторону помещиков, поэтому его хорошие манеры воспринимались лишь положительно, не были навязчивы и неприятны.

Чичикову стоит отдать должное – ради достижения своей цели он очень грамотно вел переговоры с помещиками, внешним видом и изысканными манерами он практически всегда доводил переговоры до положительного для себя исхода. Безусловно, главный герой обладал несравненным талантом убеждать людей, а ложь и подхалимство никогда не бросались в глаза.

Вкупе со всеми изысканными манерами Чичиков обладал таким человеческим пороком, как трусость. Безусловно, страх всегда присутствовал в действиях главного героя, ведь он занимался обманом с целью собственной наживы.

Каждый раз он старался побыстрее закончить с делом, боясь, что обман может быть раскрыт. Так оно и произошло, а Чичиков и вовсе был отвергнут высшим обществом.

В некотором плане Чичиков и пострадал из-за своей трусости, ведь в ряде его действий проскальзывает нервозность и страх.

Главный персонаж произведения мечтателен. Он открыто был увлечен губернаторской дочкой, однажды он испытывал чувства к барышне, которая была встречена им на дороге.

Его мечтательность и влюбленность, равно как страсть к деньгам, была связана с тяжелым детством, где ему недоставало родительской ласки, а семья жила довольно бедно.

Получив деньги, он не обрел счастье, и стал мечтать о семейной спокойной жизни.

Гоголь неплохо раскрыл Чичикова перед читателем. В лице главного персонажа он отметил такие негативные черты человека, как страсть к деньгам и всеобщему признанию. Натура Чичикова богата самыми необычными качествами – гибкость, лукавство, вранье, неутомимая энергия. Несмотря на все это, Гоголь вложил в Чичикова чувство сознательности.

Вкупе с его мечтательностью, влюбленностью, желанием иметь семью, автор, вероятно, хотел показать направление главного героя на путь истинный. Вероятно поэтому Чичиков, на первый взгляд, казавшийся сплошь негативным персонажем, является довольно неоднозначным и интересным героем произведения, которое актуально и интересно по сей день.

← Реакция помещиков на предложения Чичикова
← Описание господского дома Ноздрева из Мертвых душ↑ ГогольСуть повести Портрет →
Отношение к хозяйству Плюшкина →

Чичиков живая или мертвая душа и почему – сочинение по теме – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Главным героем повести Н. В. Гоголя «Мёртвые души» является Павел Иванович Чичиков. Сам автор в тексте произведения не раз говорит читателю, что Чичиков ничем не примечателен, а герой из него сомнительный.

Но так ли это? Кто такой Чичиков? К каким героям его отнести: Чичиков живая или мёртвая душа? Для начала нужно восстановить все события жизни этого персонажа, а потом постараться дать объективную оценку его поступкам.

Детство Павлуши

«Тёмно и скромно происхождение нашего героя» — так говорит о Чичикове Гоголь. И действительно, нельзя сказать, что детство Чичикова было радостным и беззаботным.

Родители Павла Ивановича были небогатыми людьми, землями не владели, жили вдалеке от города в заброшенном имении, а в подчинении у них числился всего лишь один крестьянин. Отец Чичикова хотел дать сыну хорошее образование, чтобы тот смог выбиться в люди, как говориться.

Когда Павлуше исполнилось девять, отец отвёз его в город на старой кляче — «учиться в классы». С этого момента началась самостоятельная жизнь Чичикова-младшего.

Перед началом учёбы отец дал сыну несколько наставлений, которые сообразительный мальчик воспринял неожиданно серьезно. «Учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. С товарищами не водись, они тебя добру не научат, а если уже пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Береги и копи копейку».

С одной стороны, отец сказал разумные слова, вот только с этого момента в сердце Павлуши поселилась жажда наживы, корысть и эгоизм. Можно сказать, что уже в столь юном возрасте душа Чичикова в «Мёртвых душах» начинает постепенно терять жизненные силы. Чичиков льстил преподавателям, старался показать себя только с лучшей стороны, общался только с детьми богатых и знатных родителей.

Удивительные способности

Чичиков начал проявлять предпринимательскую жилку: лепил фигурки из воска, а потом продавал их, приносил на занятия пирожки и булочки, «сбывая» голодным товарищам по завышенной цене, а однажды Чичиков-младший потратил несколько месяцев на то, чтобы выдрессировать мышь, показывая фокусы за плату. Чичиков полюбил деньги, складывал их в мешочек, а как только в мешочке накапливалось 5 рублей, Чичиков зашивал его, начиная новый.

На вопрос «почему Чичиков мёртвая душа» ответить просто, но давайте посмотрим на образ с другой стороны.Нужно сказать, что о своих родителях Павел Иванович не забывал. Только в самом начале учёбы он взял деньги у своего отца, понимая его бедственное положение.

После того, как Чичиков накопил нужную по его мнению сумму, он перевёз родителей в город, купив им новый уютный дом. Сам же Павел Иванович начал пробовать свои силы на государственных постах. Он сменил несколько мест службы и везде ему удавалось приумножить своё богатство незаконными способами.

Один эпизод стал переломным в жизни Павла Ивановича: он изображал влюблённого, чтобы с помощью отца предполагаемой невесты занять выгодную должность. Но обстоятельства сложились так, что должность досталась Чичикову без свадьбы, а старый канцелярский служащий ещё долго вспоминал непорядочного человека.

Чичиков перешагнул через это, после чего дела пошли легче, ведь герой больше не задумывался о моральной стороне вопроса.

Отрицательные качества

Чичиков брал взятки, шёл по головам, занимался контрабандой. И каждый раз судьба нарушала его планы, оставляя Павла Ивановича ни с чем.

Казалось, только герой повара наймёт, сукна нового купит, вот-вот жизнь новая начнётся, а на пост начальника ставят другого человека, поборника справедливости — и вновь Павлу Ивановичу нужно начинать свой путь с самого начала. Но Чичиков не сдавался и с присущим ему упорством пробовал снова и снова.

И вот тут можно было бы однозначно ответить на вопрос «мёртвая ли душа у Чичикова?», но автор практически незаметно делает небольшие оговорки: «нельзя, однако же, сказать, чтобы природа героя нашего была так сурова и черства и чувства его были до того притуплены, чтобы он не знал ни жалости, ни сострадания; он чувствовал и то, и другое, он бы даже хотел помочь, но только, чтобы не заключалось это в значительной сумме…В нём не было привязанности собственно к деньгам для денег». Именно эти слова спасают Чичикова от окончательного вердикта. Нет однозначного ответа живая душа Чичиков или мёртвая.

Чичиков действительно оказывается средним человеком, в котором не умерли человеческие чувства, если, конечно, речь не идёт о деньгах. И душа его не мёртвая, но уже и не живая.

А наиболее пугающим оказывается то, что Чичиков не виноват в таком положении вещей, он является лишь воплощением человека новой формации, героем того времени. На этого персонажа интересно смотреть с двух совершенно различных точек зрения.

С точки зрения романтизма, который был одним из главных литературных направлений в XIX веке, с его возвышенностью, любовью к природе и противопоставлениями уникальной личности обществу, Чичиков внутри совершенно мёртв.

Но с точки зрения современности — Чичиков успешный предприниматель, на которого нужно равняться. И здесь уже вопрос о литературном персонаже плавно переходит в совершенно другую сферу — вечному разговору о морали и нравственности.

Подробное описание качеств героя и и анализ его поступков поможет 9 класса при написании сочинения на тему «Чичиков – живая или мертвая душа?».

ПредыдущаяСледующая

Ссылка на основную публикацию