Петербургские образы в романе «Преступление и наказание» (Ф. Достоевский)

Главная страницаПреступление и наказание

Петербургские образы в романе «Преступление и наказание» (Ф. Достоевский)
Раскольников
(кадр из фильма 1969 г.)

Санкт-Петербург является основным местом событий знаменитого романа “Преступление и наказание” Достоевского.

Как известно, во времена Достоевского Санкт-Петербург являлся столицей Российской Империи. 

В 1860-е годы обстановка в Петербурге была не вполне благополучной: уровень преступности возрастал, увеличивалось количество бедного населения (как например, семья Мармеладовых), появлялось все больше женщин “непристойного поведения” (как Соня Мармеладова) и алкоголиков (Мармеладов). 
На фоне нищеты активно развивалась деятельность ростовщиков (процентщиков), которые давали деньги под залог имущества (как например, старуха-процентщица).

Среди молодежи и “прогрессивного населения” набирали популярность такие явления, как нигилизм (“модное безверие” Раскольникова), социализм, коммунизм и идеи равенства полов (взгляды Лебезятникова), индивидуализм (Лужин) и т.д. Все эти новые явления нашли отражение в романе “Преступление и наказание”.

Санкт-Петербург времен Достоевского — это центр всех “новостей, реформ и идей” страны, по словам господина Лужина:

“Все эти наши новости, реформы, идеи — все это и до нас прикоснулось в провинции; но чтобы видеть яснее и видеть все, надобно быть в Петербурге…” (Лужин о Петербурге, часть 2 глава V)

По словам Свидригайлова, Петербург — это город канцеляристов и семинаристов:

“Город канцеляристов и всевозможных семинаристов!…” (Свидригайлов о Петербурге, часть 4 глава I)

Господин Свидригайлов считает Петербург городом “полусумасшедших”, в частности из-за климата:

“…я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем…” (Свидригайлов о Петербурге, часть 6 глава III)

Петербург середины XIX века — это крупный, густонаселенный город, из-за чего здесь нередко случается “толкотня”:

“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня…” (часть 1 глава I)

“Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела всё ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. Люди толпой шли по улицам; ремесленники и занятые люди расходились по домам, другие гуляли; пахло известью, пылью, стоячею водой.” (часть 3 глава VI)

Петербург времен Достоевского плотно застроен многоэтажными домами. Эти здания кажутся “громадными, теснящими и давящими”, по словам Достоевского: 

“…его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам…” (часть 1 глава V)

По вечерам в Петербурге бывает небезопасно, поэтому женщинам не стоит одним ходить по улицам. Об этом в романе упоминает Разумихин:

“…я вас обеих отведу к вам, потому что вам одним нельзя по улицам; у нас в Петербурге на этот счет…” (Разумихин сестре и матери Раскольникова, часть 3 глава I)

В Петербурге проживает множество иностранцев, которые держат свои лавки и т.д. Среди иностранцев есть и состоятельные люди, как например Амалия Ивановна Липпевехзель, хозяйка квартиры Мармеладовых:

“…все эти петербургские иностранцы, то есть, главное, немцы, которые к нам откудова-то приезжают, все глупее нас!…” (Катерина Ивановна Мармеладова о Петербурге, часть 5 глава II)

В Петербурге Достоевского живет много бедного населения. Так например, студент Раскольников снимает комнату в районе Сенной площади, где живут рабочие и ремесленники. Здесь же живут и другие главные герои. В этом районе много “грязи, вони и гадости”, по словам самого Раскольникова:

“Он был до того худо одет…Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой…” (часть 1 глава I)

“…почему именно, во всех больших городах, человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость.” (Раскольников размышляет о районе Сенной в Петербурге, часть 1 глава VI)
Район Сенной площади был хорошо знаком самому Достоевскому, который жил в этой зоне в 1840-х и 1860-х гг. Благодаря этому он описывает этот район с “физиологической”, невероятной точностью. В районе Сенной, где проживает Раскольников, расположено много распивочных, из-за чего здесь в любое время дня можно увидеть много пьяных:
“Близость Сенной, обилие известных заведений…” (о распивочных в районе Сенной, часть 1 глава I) 

Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины…” (часть 1 глава II)

“На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики.” (часть 2 глава I) 

“Он находился на — ском проспекте, шагах в тридцати или в сорока от Сенной, которую прошел. Весь второй этаж дома налево был занят трактиром. Все окна были отворены настежь; трактир, судя по двигавшимся фигурам в окнах, был набит битком. В зале разливались песенники, звенели кларнет, скрипка и гремел турецкий барабан. Слышны были женские взвизги.” (часть 6 глава III)

В летние месяцы Петербург превращается в грязный и душный город с “зараженным воздухом”:

“…а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!..” (Пульхерия Александровна, часть 3 глава IV)

“Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха…” (автор, часть 2 глава VI)
Состоятельные горожане летом живут за городом на дачах, а бедное население вынуждено дышать “вонючим” воздухом летнего Петербурга:

“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу…” (часть 1 глава I)  

Небогатые жители Петербурга часто снимают жилье в многоквартирных домах, которые полностью сдаются в аренду. Такие дома называются “доходными домами”. Так, семья Мармеладовых и господин Лебезятников снимают жилье в доходном доме, хозяйкой которого является немка Амалия Ивановна Липпевехзель.

В доходных домах жилье сдается без кухни, поэтому квартирантам негде готовить себе еду. Обычно хозяева сами обеспечивают жильцов обедами. Например, Раскольников сначала получает обеды от хозяйки, но позже, из-за долгов за квартиру, лишается этого питания. Также жильцы могут питаться в трактирах, харчевнях:

“…как и часто устраивается в таких домах, где много фабричных, артельных, извозчиков и проч…” (часть 2 глава II)

“Хозяйка моя добрая женщина, но она до того озлилась, что я уроки потерял и не плачу четвертый месяц, что не присылает мне даже обедать…” (Раскольников о хозяйке квартиры, часть 1 глава I)

“Он вспомнил об этом, проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни, и почувствовал, что ему хочется есть. Войдя в харчевню, он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог.” (часть 1 глава V)

Основным общественным транспортом в Петербурге в XIX веке являются извозчики. Богатое население ездит на своих собственных щегольских колясках, а бедные люди нанимают извозчиков (как современное такси), чтобы добраться в то или иное место:

“Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей…” (часть 2 глава VII)

Читайте также:  Языковые особенности в романе «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

“…и полуразвалившиеся извозчики.” (часть 2 глава I)

“Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы; он провожал их с любопытством глазами…” (часть 1 глава V)
В романе “Преступление и наказание” автор обозначает большинство улиц сокращенно, например, “С-й переулок”, что означает Столярный переулок, “В-й проспект”, что означает Вознесенский проспект и т.д. Эти сокращения легко расшифровать, если изучить карту Петербурга того времени. В Санкт-Петебурге до наших дней сохранились те самые здания, упомянутые в романе “Преступление и наказание”. Например, до сих пор существуют: В наше время в Петербурге проводятся экскурсии по местам из романа “Преступление и наказание”. Это еще раз доказывает то, что в романе “Преступление и наказание” Достоевский с невероятным реализмом передал атмосферу Петербурга того времени.

Это был цитатный образ Петербурга Достоевского в романе “Преступление и наказание”, характеристика, описание города в цитатах.

Смотрите: 

– Все материалы по “Преступлению и наказанию”

Образ Петербурга в «Преступление и наказание» Достоевского

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из главных действующих лиц. Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители.

Петербургские образы в романе «Преступление и наказание» (Ф. Достоевский)

Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

Краткое описание образа

Описание Петербурга в романе Ф.М. Достоевского играет очень большую роль. Оно даёт нам полное представление о том, как выглядел город, какими были люди, живущие в нём.

Однако город представлен не таким красивым и роскошным, как, например, у А.С.Пушкина в романе “Евгений Онегин”. “Полнощных стран краса и диво” — так А.С.Пушкин назвал Петербург. Но в романе Ф.М.Достоевского всё иначе:

“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу…” 

Раскольников не мог там находиться. Этот город его угнетал и раздражал. Ему хотелось вырваться оттуда, но это было невозможно, так как у него было слишком мало денег.

У Достоевского Петербург — грязный, пыльный, повсюду нищета и пьянство:

“…вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.”

Этот город враждебен человеку. Разумеется, всё это привело к появлению теории и подтолкнуло Родиона Раскольникова к совершению преступления.

Образ Петербурга в «Преступление и наказание»

Городские пейзажи Петербурга Достоевского

Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной. Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи.

За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя. Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства.

Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь».

В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнурённого человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, о глотке свежего чистого воздуха. А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом.

На пустынной улице молодому человеку встречается юная пьяная девушка и преследующий её сытый господин. Трагическая участь раздавленного Мармеладова, сумасшедшая Вдова Катерина Ивановна, несчастные испуганные дети – это тоже картины описания Петербурга в романе «Преступление и наказание».

  • Здесь нет места талантливым архитектурным сооружениям, отсутствуют зелёные парки и сады, не встречаются на пути прохожего прохладные фонтаны.
  • Интерьеры квартир героев романа
  • Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа.

Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…». Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея.

Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние. Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она «походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое». Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама.

Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей. Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома.

Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». В ней «было душно… с лестницы несло вонью». Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими.

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте.

Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Влияние величественного города на его обитателей

Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают». Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым. Героям романа не дано испытать это чувство.

Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри. Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой.

Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города. Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы. Мало кого из обитателей этих «роскошных палат» интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь.

Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым «некуда больше идти». Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе.

Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.

Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Ответственность

Сочинение про Петербург Достоевского

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изображает не зеленые сады, роскошные фонтаны, величественные дворцы Петербурга, а его подноготную: узкие переулки, кабаки, дома терпимости и тесные квартиры. Город предстаёт не культурной столицей, каким мы привыкли его видеть сейчас, а бедным, грязным и развратным.

Значительная часть действия романа происходит в болезненно-жёлтых помещениях: жёлтыми обоями обклеены скромные комнаты, обставленные жёлтой мебелью. Этот цвет, обладающий безнадёжно бледным оттенком, пронизывает тоскливый и однообразный быт бедных жителей Петербурга.

Он даже выступает на лицах отчаявшихся героев, таких как Мармеладов, Афросиньюшка (девушка, утопившаяся на глазах главного героя), Раскольников. В вездесущем жёлтом цвете формируется удручающая атмосфера полной безысходности, ослабляющая всякую надежду на лучшее жителей города на Неве.

Огромные для своего времени дома содержат в себе великое множество комнат, которые, плотно соседствуя друг с другом, теснят оказавшихся в них людей своими маленькими размерами. В собственной комнате Родиона Раскольникова незатейливая мебель занимает почти всё пространство.

Это крохотное помещение, где молодому человеку приходится жить, давит на героя, постепенно сводя его с ума. Оно неоднократно сравнивается с гробом за своё губительное действие на Раскольникова. Комната Сони большая по площади, но низкая и имеет достаточно странную, произвольную форму:

  1.  «Один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой».
  2. Из-за алогизма проектировки в помещении создаётся атмосфера отчаянного безумия, вызванного диссонансом.
  3. По улицам города всегда бесцельно бродит множество людей, везде грязь, а в воздухе неизменно стоит неприятный запах.

Раскольников со временем привыкает к странным лицам вокруг, однако его ошеломляет ситуация, когда мужчина преследует молодую пьяную девушку, желая воспользоваться её положением. В остальном же безобразные, помешанные и обездоленные люди сливаются с болезненно-жёлтым городом.

Можно утверждать, что Петербург в романе «Преступление и наказание» – не только место действия и фон, но и мрачная сущность, постоянно гнетущая и подталкивающая людей к определённым поступкам.

Петербург в романе Достоевского

Роман «Преступление и наказание» является одним из наиболее значимых в творчестве Ф.М. Достоевского. В нем подняты важные вопросы нравственности и необходимости выбора, пути человека к постижению истины через многочисленные страдания.

Образ Петербурга находится в романе на особом месте. Он служит не только фоном, на котором развиваются события, но и создает необходимые условия для раскрытия характеров основных действующих лиц.

Образ города тесно связан со страданием главного героя, метаниями его души. Это не тот сверкающий «град Петра», который можно встретить на страницах произведений других авторов. И не сказочный город, в котором сбываются все мечты.

Петербург в «Преступлении и наказании» такой же страдающий, как и попавший в практически безвыходное положение Раскольников. Здесь душно, тесно от огромного количества людей на улицах, нестерпимо воняет из многочисленных распивочных, а пьяных можно встретить на каждом шагу.

Прекрасные панорамы города на Неве, величественные храмы, дворцы, широкие проспекты и набережные каналов существуют словно бы отдельно от простых жителей. Они доступны только богачам, живущим в роскоши.

Неудивительно, ведь подобное безразличие характерно для бедных людей, живущих в нищете в городских трущобах. Их жизнь подчинена исключительно выживанию и страху перед неустроенным будущим, в ней нет места красоте.

В сером унылом городе непросто сохранить душевное равновесие. Вот и Раскольников, живущий в бедном районе, в каморке, походящей более на шкаф, чем на комнату, мучается моральным выбором и в конце концов приходит к мыслям об убийстве. Он чувствует свое одиночество в этом ужасном городе, хочет выбраться и спастись, но не видит иного выхода.

Не менее страшное зрелище представляют условия, в которых проживает семья Мармеладовых. Чиновник, уволенный со службы, его больная жена и маленькие дети все вместе обитают в единственной проходной комнате. В ней душно, неприятно пахнет с черной лестницы, некуда скрыться от бесцеремонных соседей и табачного дыма.

В описании как городских пейзажей, так и интерьеров жилищ автор чаще всего использует серый и желтый цвета. Такая цветовая гамма, тяжелая для восприятия, становится настоящим символом нищеты, безысходности и бесконечной тоски.

Образ Петербурга в романе представляет собой не только социальный фон, созданный для описания разворачивающихся событий. Это один из центральных персонажей, посредством которого автор отражает царящее в обществе социальное неравенство и пугающее равнодушие людей друг к другу и остальному миру.

Старуха-процентщица – характеристика героя из романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

В целом можно сказать, что каждый писатель представляет Петербург по-своему. Это зависит и от сюжета произведения, и от характера писателя, и от того, что он хотел выразить. Судя по другим произведениям Ф.М. Достоевского, автор желает выразить сочувствие “маленькому человеку”, ему искренне жаль таких людей.

Описание Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Город в романе Достоевского становится действующим лицом, которое по-настоящему пугает читателя. В этом Петербурге нет роскошных садов и парков, пышных дворцов, зато есть темные и грязные дворцы-колодцы, попрошайки, пьяницы и женщины легкого поведения.

Город выматывает, загоняет в угол собственного сознания и не дает выбраться. Даже Свидригайлов как-то произнес: «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге».

Поэтому, угнетенный своими мыслями, разочарованный во всем мире, Раскольников и решается на убийство старухи-процентщицы.

Атмосфера Петербурга

«Преступление и наказание» утопает в неприятной, болезненно-желтой краске. Ею нарисованы здания, жалкие комнаты героев, мебель и быт. Это цвет безумия, бледно-желтой тоски и бедности.

Но не только цвет создает гнетущую атмосферу. Достоевский умудрился передать даже запахи, куполом застывшие над городом в летнем зное. Пахнет прокуренными кабаками, канализацией и мусором. Стоит «духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь». Петербург словно душит героев.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

На узких улицах города частенько можно встретить пьяных прохожих, бедняков, просящих милостыню, и сумасшедших. Раскольников скорее бежит, нежели прогуливается по ним. Он старается поскорее добраться куда-то, пребывая в собственных мыслях и переживаниях, которые создают грязные переулки.

Однако даже в квартире невозможно спастись от тоски и духоты. Дома героев пугают и навевают все ту же грусть. Комната Раскольникова больше похожа на шкаф или гроб. В ней уместились лишь пара облезлых предметов мебели, а на стенах находились «жёлтенькие, пыльные и всюду отставшие от стен обои». Неудивительно, что именно в ней Родион подпитывался мыслями об убийстве старухи.

Квартира Сони Мармеладовой кажется даже хуже комнатушки Раскольникова. Девушка снимает помещение странной, уродливой формы, которое «походило как будто на сарай». В нем нет даже необходимой для жизни мебели.

Читайте также:  Почему Чичиков — мертвая душа?

Семья Мармеладовых вынуждена ютиться в проходной комнате с тремя маленькими детьми. Помещение окутано табачным дымом, вечными криками соседей и пьяными воплями. Достоевский описывает их жилище как «беднейшую комнату шагов в десять длиной», в которой «было душно… с лестницы несло вонью».

Большинство помещений в романе до боли похожи между собой: грязные, бедные, бесконечно убогие.

Влияние города на жителей

Будучи настоящим героем романа, Петербург исправно играет свою роль. Он сводит с ума своих жителей, заставляет их усомниться в собственном рассудке. Он играет на контрастах.

Несмотря на то, что в его дворцах и усадьбах проживают богатые вельможи, на улицах тысячи людей остаются без крова, денег и смысла для существования. Город загоняет их в распивочные, где можно поделиться своими несчастьями с такими же обездоленными.

Он дарит богачам роскошные интерьеры с лепниной и золотом, а для нищих оставляет каморки, «крошечные клетушки, шагов в шесть длиной».

Такая пропасть между двумя мирами заставляет несчастных совершать преступления, спиваться, голодать и катиться дальше вниз. Именно город поселяет в голову Раскольникова безобразные мысли и подталкивает к их осуществлению.

Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание"

«Преступление и наказание» — это социально-психологический и социально-философский роман Ф. М. Достоевского, написанный в 1865-1866 годах.

Городские пейзажи Петербурга в романе Ф. М. Достоевского

Одним из главных действующих лиц в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является образ Петербурга.

Петербург – город мечты. Его великолепием, красотой дворцов восхищались известные прозаики и поэты, художники старались запечатлеть его на своих полотнах. Этим городом любуются туристы и гордятся жители.

Однако на страницах романа Петербург предстает совершенно в другом качестве. Ф. М.

Достоевский, умело используя детали городского пейзажа, помогает читателю понять внутреннее состояние героев – людей, принадлежащих к низшему слою общества.

С первых страниц романа читатель окунается в душную атмосферу Петербурга Родиона Раскольникова. Здесь город описывается как «вонючий, пыльный».

Несчастный студент живет в бедном квартале, который вряд ли способствует творческим порывам. На узки грязных улочках встречаются персонажи, подобные главному герою.

Появление Раскольникова среди прохожих в таком нищенском обличье ни у кого не вызывает удивления.

Замечание 1

С описанием Петербурга в произведении Достоевского связаны все трагические моменты из жизни его персонажей.

В распивочной на Сенной зародилась ужасающая, бесчеловечная теория Раскольникова. Здесь же он встретился с Мармеладовым, над чьей бедой смеются постоянные посетители этого места.

Здесь же, за грязным столиком, состоялся странный разговор Родиона Раскольникова со Свидригайловым. Грязь, вонь, равнодушные, пьяные лица, которым нет никакого дела до чужой боли, окружают Родиона.

И кажется, будто сам город подталкивает главного героя к совершению преступления, усугубляет его болезненное душевное состояние после убийства.

Раскольников в попытке отвлечься, забыться, бесцельно бродит по улицам. Он изнывает от пыли и июльской жары, задыхается от зловонных запахов сточных канав.

В этом квартале совершенно нет ничего, что хоть немного радовало бы глаз измученного человека, лишь толкотня, духота, кирпич, леса, известка и пыль. Изнуренный, уставший, Раскольников мечтает о зеленых деревьях, о фонтанах, о глотке чистого свежего воздуха.

Но город продолжает беспощадно наносить удары один за другим. На пустынной улице главный герой встречает юную пьяную девушку, которую преследует ее сытый господин.

Сумасшедшая вдова Катерина Ивановна, трагическая участь несчастного Мармеладова, испуганные, несчастные дети – все это тоже картины описания Петербурга в произведении Достоевского. В образе города, описанного автором романа, нет места архитектурным памятникам, зеленым садам и паркам, здесь нет прохладных фонтанов.

Интерьеры квартир героев романа

Однако изображение Петербурга не может быть исчерпывающим без описания жилищ персонажей романа:

  • Родиона Раскольникова;
  • Сони Мармеладовой;
  • Катерины Ивановны.

Жилье Раскольникова – маленькая каморка, в которой еле уместился старый диван, стол и шкаф:

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…».

Эта тесная комната превратила здорового молодого человека в маниакального злодея.

Тоску и уныние навевает и убогая обстановка в квартире Сони Мармеладов. Она вынуждена снимать комнату неправильной, даже уродливой формы, в которой не имеется даже самой необходимой мебели. Автор пишет, что эта комната была похожа на сарай. Хозяева квартиры – такие же бедные люди, как и Соня.

Для читателя самым шокирующим зрелищем становится знакомство с условиям жизни семьи Мармеладова. Чиновник, уволенный со службы, его чахоточная жена и маленькие дети вынуждены ютиться в проходной комнате.

Им некуда спрятаться от скандалов пьяных соседей, от табачного дыма, от невоспитанных, бесцеремонных гостей. Жизнь Мармеладовых протекает на виду у все жильцов. Войдя в квартиру чиновника, Раскольников увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной».

Здесь было душно, а с лестницы несло вонью.

Распивочная на Сенной, комната старухи-процентщицы, угол Дмитрия Разумихина – обстановка всех помещений похожа и мало чем отличается. А похожими их делают нищета и убожество.

Ф. М. Достоевский в описаниях пейзажа и интерьера чаще всего использует серый и желтый цвета. Они символизируют безысходность и тоску. В жизни людей, вынужденных жить в таком Петербурге, не осталось места счастье, любви и красоте.

Каждый из них, вынужденный обитать в квартале для бедноты, видит серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и бесчисленное количество вывесок, которые зазывают в питейные заведения.

Ноги сами несут в эти распивочные, где за копейки можно вдоволь напиться, излить душу и напрочь забыться над стаканом.

Влияние города на героев произведения

Героям романа «Преступление и наказание» не знакомо то чувство, когда город становиться родным домом и любимой родиной. Они не чувствуют себя спокойными и защищенными.

Читая произведение, мы знакомимся с Петербургом изнутри, видим глазами трудового человека, «униженного и оскорбленного», лишенного прав и задавленного нищетой. Поражающие воображение дворцы, великолепные парки, роскошь, сияние и блеск – это парадная сторона Петербурга.

Там прожигают свою жизнь богатые вельможи и знатные дамы. И мало кого из них, из этих обитателей великолепных дворцов, интересует судьба простого человека, обеспечивающего их безбедную сытую жизнь.

Достоевский с огромной болью описывает среду существования миллионов людей, которым просто «некуда больше идти». Тяжелые условия их жизни вынуждают совершать убийства, подталкивают к созданию безумных теорий, заставляют пьянствовать и заниматься проституцией. Трагедия жизни этих людей разворачивается за стенами серых домов, стоящих на улицах великолепного Петербурга.

Петербург Достоевского заставляет читателя задуматься о социальном неравенстве и несправедливости, царящих в обществе. Равнодушный Петербург в произведении является олицетворением равнодушия людей. Им нет совершенно никакого дела до голодающих сирот, безработных спивающихся мужчин, больных женщин, талантливых, но нищих студентов, юных девушек, продающих свое тело.

Ссылка на основную публикацию