Патриотизм в «Войне и мире» Толстого

Тема патриотизма в романе «Война и мир» проходит белой нитью по всему произведению.

В нем описывается доблесть и самоотверженность каждого русского человека, который принял участие в войне 1812 года.

В произведении Толстой показывает реалистичные картины сражений в «крови, смерти и страданиях». Война заставляет страну нести огромные материальные и моральные потери, города опустошаются, люди гибнут.

Патриотизм в «Войне и мире» Толстого

Роль людей в войне

В ходе захватнических действий врага огромное значение играют настроение и поступки солдат и простых людей. Когда французские войска вошли на территорию России, весь народ встал на защиту Родины.

В своем романе Л. Н. Толстой делит людей по нравственному принципу. Особое внимание он уделяет восприятию человеком своей Отчизны. При этом он выделяет как истинные патриотические чувства, так и ложные.

Патриотизм в «Войне и мире» Толстого

Настоящим чувством долга можно назвать отношение людей к своему Отечеству, умение в тяжелое для страны время поставить ответственность за судьбу России и ее жителей выше собственных чаяний и надежд.

Патриотизм в «Войне и мире» проявляется каждым героем по-своему. Так, при взятии врагами Смоленска местные жители поджигают все сено в городе и его окрестностях, чтобы не город не достался врагу. Каждый из персонажей старается нанести захватчикам максимальный урон, чтобы они поняли, насколько ненавидят французов истинные хозяева русской земли.

Настоящие герои

Истинными героями в сочинении Толстого становятся простые люди. Это солдаты, крестьяне, торговцы. Но больше всего внимания и теплоты автор уделяет следующим персонажам:

  • капитану Тушину,
  • полководцу Михаилу Кутузову,
  • семье Ростовых,
  • Пьеру Безухову.

Патриотизм в «Войне и мире» Толстого

Капитан Тушин предстал перед своим начальством в довольно конфузном и комическом виде. Но при этом молодой человек не сдался и в нужный момент поступил по-мужски, выполнив свой долг перед страной.

Чем сильнее дух народа, тем больше великих людей рождается. Именно в это время появляются знаменитые полководцы, такие как Михаил Кутузов.

Его становление можно назвать своего рода аргументом на тему патриотизма. Ведь назначение командующего произошло вопреки воле царя.

Как сказал Андрей Болконский: «В то время, пока Россия была здорова, хорош был Барклай де Толли… Когда Россия больна, ей нужен свой человек».

Кутузов живет интересами простых солдат. Он верит в то, что именно от них зависит исход любого сражения. Поэтому полководец со всей отцовской нежностью и трепетом заботится о них и старается поддержать скрытый дух патриотизма.

Наиболее важным эпизодом романа можно назвать бой при Филях. В этом сражении Кутузов принимает тяжелое решение — покинуть город. Отступив от Москвы, он сохранил армию, которая по численности была гораздо меньше наполеоновской. Но если бы солдатам было приказано держать оборону, то были бы потеряны и Москва, и Россия. Понимание проблемы помогает подвести итог войны.

Полководец отказывается наступать на французские войска после того, как вытеснил их за пределы страны. Он считает, что русские воины выполнили свою миссию и им больше не следует проливать кровь.

Мирное население и его действия

В борьбе с захватчиками принимали участие не только те люди, которые были задействованы в армии. Мирное население также участвовало в этой войне.

Помещики не продавали врагам сено, сжигая его. Купцы предлагали русским солдатам бесплатно забирать товары, чтобы они не достались захватчикам. Так же поступали и жители деревень, сжигая свои дома, чтобы врагу негде было поживиться припасами.

Патриотизм в «Войне и мире» Толстого

Наташа Ростова и ее родители, уезжая из Москвы, отдают все свои подводы для перевозки раненых. Пьер Безухов жертвует огромные деньги на формирование полка. При этом молодой человек остается в столице в надежде обезглавить вражескую армию и убить Наполеона.

Толстой объясняет, почему проявление патриотизма русским человеком является столь же обычным, как и способность дышать, жить. Настоящий человек не может не любить свою Родину, несмотря ни на что. Это заложено в нем с детства, впитано с молоком матери.

Партизаны и их деятельность

Огромное значение писатель придает движению партизан. Он описывает его в романе следующим образом: «Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии — отсталые мародеры, фуражиры — были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как собаки загрызают бешеную собаку».

Партизанство имело свои особые черты. Толстой преподносит его, как:

  • дубину, крушившую врагов нещадно,
  • бешеную собаку, кусавшую французов.

Патриотизм в «Войне и мире» Толстого

В романе очень ярко представлен патриотизм. Аргументы к этому очевидны — война объединила множество совершенно разных людей. Они непохожи между собой, но у них есть общая цель, к которой они все стремятся.

Одним из таких людей был Тихон Щербатый. Это крестьянин, который представлен в романе не как кроткий и боящийся вставить слово человек, а как партизан, борющийся с французами жестко и бескомпромиссно. Он не оставлял их в живых, не приводил «языка», он просто в силу своей простоты и неразвитости убивал всех, кто попадал к нему в плен. Этот человек уничтожил множество врагов.

Еще одним поклонником «милосердной смерти» был Долохов, который убивал пленных из милости. Как говорил герой, они все равно бы умерли от голода и холода, а так он проявил милосердие и избавил их от мук.

Отношение этих героев претило автору, ведь ему чужда жестокость. И в противопоставление этим персонажам он показывает, что были среди партизан и те, кто испытывал жалость к врагу и отпускал пленных.

Это Петя Ростов и Денисов. Они не имели на своей совести ни одного убитого француза. Этим противопоставлением Толстой показывает что мир, несомненно, победит.

Ведь на смену войне и сражениям всегда приходят тишина и покой.

Ложный патриотизм дворянства

Истинному патриотизму автор противопоставляет ложный. Последний проявляется у представителей дворянства. Эти люди поражают Толстого своим эгоизмом, лицемерием и фальшью. Их сложно называть патриотами, поскольку все они преследуют свою определенную цель.

Патриотизм в «Войне и мире» Толстого

К ложным патриотам можно отнести Анатолия Курагина. Автор снимает с таких людей маски совершенно беспощадно, ведь они стараются пристроиться поближе к штабу, а не участвовать в битве. Однако награды они хотят получать, как и все остальные победители.

В отряде Кутузова был солдат Жерков. Он постоянно напоминал генералам и командующим о том, что он был ранен и остался на фронте.

Такой человек думает только о себе, и его поведение не удивляет читателей, а, скорее, заставляет испытывать отвращение.

Даже когда его отправляют найти генерала, Жерков отправляется не в ту сторону, где слышны выстрелы и взрывы. И из-за того, что приказ не был доставлен вовремя, многие гусары были убиты.

Лжепатриотизм царил и в большинстве дворянских домов и салонов. Здесь все жили только своими интересами. На балах обсуждались проблемы сражений, количество погибших, но никто не отправлялся воевать.

Толстой указывает на то, что истинными патриотами могут быть только те дворяне, которые по духу близки с народом.

Поэтому в романе, который рекомендуется к прочтению в 9—10 классе и вопросов по которому довольно много в ЕГЭ, автор объединяет между собой совершенно непохожих людей.

Дворянин становится другом крестьянину, ведь они близки по духу и готовы пожертвовать собой ради Родины. Они настоящие патриоты.

Тема патриотизма в романе «Война и мир»

Тема патриотизма в романе «Война и мир» является одной из центральных. Не случайно ей посвящёны почти два тома знаменитой эпопеи.

Читайте также:  Особенности драматургии Чехова

Что такое патриотизм по Толстому? Это естественное движение души, которое заставляет человека не думать о себе «при сознании общего несчастья». Война 1812 года, коснувшаяся всех, показала, насколько русские любят своё Отечество. Читая текст произведения, мы находим тому множество примеров.

Так, смоленские жители сжигают дома и хлеб, чтобы они не досталось французам. Купец Ферапонтов отдаёт все товары солдатам и собственноручно поджигает своё имущество. «Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам!» – кричит он.

Глубоко патриотичны и жители Москвы. Показателен эпизод, когда Наполеон на Поклонной горе ждёт депутацию с ключами от города. Но, большинство жителей покинули Москву. Уехали ремесленники и купцы. Покинули город и дворяне, для которых до прихода врага на русскую землю французский язык был родным.

Патриотизм в романе порой просыпается даже в тех, от кого его было трудно ожидать. Так, княжна Катишь, которая вместе с Василием участвует в охоте за завещанием графа Безухова, заявляет Пьеру: «Какая я ни есть, а под бонапартовской властью жить не могу».

Даже жеманная сплетница Жюли Карагина уезжает вместе со всеми со словами: «я не Иоанна д′Арк и не амазонка».Москвичи покидали родной город, «потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве.

Под управлением французов нельзя было быть».

Не могут остаться в стороне от общей беды и любимые герои писателя. Пьер решает остаться в столице, чтобы застрелить французского императора «с тем, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы».

Он спасает из горящего сада незнакомую девочку, набрасывается с кулаками на французского солдата, пытающегося снять ожерелье с женщины. Пьер оказывается на поле битвы и в плену, его чуть было не расстреляли французы и спасли русские партизаны.

Именно война заставляет Пьера взглянуть другими глазами на себя и других, почувствовать свою близость к простому народу.

Ощущение «потребности жертвы и страдания» во время всеобщего несчастья заставляет Наташу Ростову кричать на мать, которая не хочет отдать раненым свои подводы. В тот момент Наташа не думает, что может оказаться бесприданницей. Она думает только о том, что раненых нельзя оставить французам.

Нельзя, говоря о теме патриотизма в «Войне и мире», не упомянуть о непосредственных участниках сражений, генералах и простых солдатах.

Прежде всего, читателя привлекает образ Кутузова.

Как и многие любимые Толстым герои, Кутузов имеет совсем не привлекательную внешность «в длинном сюртуке на огромном толщиной теле», «с сутуловатой спиной», «с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице» – таким рисует писатель великого полководца перед бородинской битвой.

Толстой подчёркивает, что в этом человеке сочеталась физическая слабость и духовная мощь. Именно она, эта внутренняя сила, позволила ему принять непопулярное решение – оставить Москву, чтобы сохранить армию. Именно благодаря ей, у него хватило сил освободить от французов Отечество.

Предстают перед нами образы и других героев. Это и реальные исторические лица: генералы Раевский, Ермолов Дохтуров, Багратион. И вымышленные храбрецы, среди которых князь Андрей, Тимохин, Николай Ростов и множество других, имена которых неизвестны.

Истинными патриотами отечества показывает писатель и участники партизанской войны. Они не участвовали в великих битвах, но уничтожали врага доступными им способами. Тихон Щербатый, старостиха Василиса, Денис Давыдов. Именно их подвиги восхищают юного Петю Ростова, который присоединяется к партизанскому отряду.

Истинным патриотам Толстой противопоставляет патриотов ложных, которым нет дела до общей беды, и которые пытаются извлечь из неё собственную выгоду.

Так, обычной жизнью живут посетители салона Шерер. Она устраивает приём даже в день битвы при Бородино. Патриотизм хозяйки модного салона проявляется только в том, что она мягко журит тех, кто посещает французский театр.

«Лжепатриоты» находятся и среди штабных офицеров. Среди них Борис Друбецкой, который благодаря своей пронырливости «сумел удержаться при главной квартире».

Берг, который патетическим тоном произносит пламенную речь перед графом Ростовым, а затем начинает выторговывать у него «шифоньерочку» и туалет «с англицким секретом».

И, конечно, граф Ростопчин, которой своим призывами и пустой деятельностью обрёк на гибель тысячи людей, а потом, отдав на растерзание разъярённой толпе сына купца Верещагина, бежит из Москвы.

В заключение сочинения по теме патриотизма в романе «Война и мир» необходимо сказать, что Толстой сумел показать читателю, как должен вести себя настоящий патриот своей Родины в час грозящей ей опасности.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Гость завершил

Тест «Шинель»с результатом 11/12

Гость завершил

Тест Белкис результатом 4/10

Гость завершил

Тест «Биография Невского»с результатом 8/10

Гость завершил

Тест «Биография Толстого»с результатом 6/10

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 5/16

Гость завершил

Тест «На дне»с результатом 13/15

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 16/19

Гость завершил

Тест «Биография Гончарова»с результатом 8/12

Гость завершил

Тест по творчеству Пушкинас результатом 8/10

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 12/16

Гость завершил

Тест на тему “Приставка”с результатом 6/10

Гость завершил

Тест «Мастер и Маргарита»с результатом 13/16

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 10/16

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Урок 47. философия истории толстого. истинный и ложный патриотизм – Литература – 10 класс – Российская электронная школа

  • Литература
  • 10 класс
  • Урок № 47
  • Философия истории Толстого. Истинный и ложный патриотизм
  • Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
  • Цель урока:
  1. Единство между философией истории Толстого и художественным изображением исторических событий в романе;
  2. Особенности создания Толстым образа народа как ведущей силы исторических событий;
  3. Толстовское понятие «мысль народная» в романе.

  1. Глоссарий
  2. Авторское отступление (лирическое отступление) — внесюжетный элемент произведения; особая форма авторской речи, отклонение автора от непосредственного хода сюжетного повествования; оценка автором героев или сюжетной ситуации, рассуждение автора на философские, публицистические, эстетические, моральные и другие темы, воспоминания автора о событиях собственной жизни и так далее.
  3. Идея произведения — главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах.
  4. Концепция — система взглядов на что-нибудь, основная мысль чего-нибудь.
  5. Философия истории — взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий.
  6. Список литературы
  7. Основная литература по теме урока

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2016. — 368 с.

Дополнительная литература по теме урока

Билинкис Я. С. Русская классика и изучение литературы в школе. М.: Просвещение, 1986. — 208 с.

Линков В. Я. Война и мир Л. Толстого. М.: Издательство МГУ, 2003. — 104 с.

Лыссый Ю. И. Русская литература XIX века: 10 класс: Практикум. Авт.-сост. Г. И. Беленький, Э. А. Красновский и др. М.: Просвещение, 1997. — 380 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

60-е годы XIX века в России — удивительное время: после долгой безгласности (1825–1855 годов) становится возможным, хотя и под присмотром цензуры, выражать публично политические взгляды через журналы. Всего за четыре года, с 1856 по 1860, в России появляется 145 изданий. Наступает новая эпоха в развитии общества и страны.

В литературе определяющим становится вопрос о том, кто и как должен управлять ходом истории, кто приведёт страну к счастливому будущему. Все литературные герои этой эпохи (Базаров, Обломов, Штольц, Рахметов, Рудин) неотделимы от временного контекста.

Концепция истории в «Войне и мире» носит ярко выраженный полемический характер. Писатель хочет показать своим современникам, каковы её движущие силы, и кто ими управляет. Лев Николаевич считает: для того, чтобы совершилось историческое событие, должны совпасть «миллиарды причин». Историю, по убеждению Толстого, делают не отдельные личности, а народ.

Читайте также:  В чем разница между мечтой и желанием?

Самой яркой иллюстрацией этой мысли служит описание оставления Москвы её жителями. Люди покидают город не по приказу, а по своей воле, не думая ни о славе, ни о подвиге, ни о величии.

Они «уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славою русского народа».

Видные деятели — полководцы, государи — в своих решениях наименее свободны: «Царь есть раб истории». Следование этой концепции придаёт своеобразную окраску образам Кутузова, Наполеона, Александра I, Растопчина. В романе-эпопее есть эпизоды, когда Александр I назначает Кутузова главнокомандующим вопреки своему желанию, выполняя волю народа.

Но есть в «Войне и мире» и примеры, когда судьбоносное решение зависит от воли одного человека. Это, например, приказ Кутузова оставить Москву без сражения.

Историческое движение, по мнению писателя, вытекает из «бесчисленного количества людских произволов».

Здесь можно вспомнить и сравнение хода истории с работой часового механизма, когда десятки маленьких шестерёнок вертятся и передают друг другу импульс, но главное действие происходит неожиданно, как бы само собой и никак не связано с самостоятельным вращением каждой детали. Человеческому уму «недоступна совокупность причин явлений», а потому фатализм в истории неизбежен.

«В эпопее писатель построил огромную художественную пирамиду, поставленную на прочное основание, имя которому — народ. Образ народа в эпопее Толстого не только и не столько объект изображения, сколько художественная концепция мира», — отмечает литературовед Николай Гей. Толстой написал «Войну и мир» ради одной простой мысли, которая пронизывает всё его творение, — это «мысль народная».

Вот почему для своего произведения писатель выбирает эпоху настоящего патриотического подъёма: в такое время перед лицом общей беды народ массово объединяется, различия между классами и сословиями стираются.

Автор не случайно изобразил две войны в романе: в первой русские потерпели поражение, потому что борьба в составе союзнической армии на территории Австрии не имела нравственной цели. Отечественная война 1812 года — справедливая битва, «дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и… гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие».

Волю к победе писатель изображает и в массовых сценах (сдача Смоленска, подготовка к Бородинскому сражению и другие), и в ярких отдельных образах настоящих народных героев: капитанов Тушина и Тимохина, партизана Тихона Щербатого. С их именами связывается в романе понятие истинного героизма, скромного, незаметного, лишенного торжественности и крикливости. Эти «маленькие герои» большой войны — важнейшие персонажи романа для Толстого.

Как неприятны по сравнению с ними штабные офицеры, стремящиеся только к тому, чтоб «получить крестик или ленточку»! Как ничтожны представители высшей знати, высокопарно разглагольствующие о том, что Отечество в опасности, и назначающие штрафы за французские слова.

Все герои, все их мысли и действия испытываются общенародным делом — Отечественной войной: так, князь Андрей чувствует небывалый подъём перед Бородинским сражением. Высшая похвала, которой удостаивается Болконский, — прозвище «наш князь», данное ему солдатами.

Все мысли Пьера направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков. На свои средства он снаряжает тысячу ополченцев, разрабатывает план убийства Наполеона, а во время Бородинского боя находится на батарее Раевского.

Наташа Ростова, охваченная чувством единения с народом, отдаёт подводы под раненых, а её младший брат Петя погибает в схватке с врагом. Так все любимые герои проходят свой путь единения с народом, что для Толстого и является высшим мерилом настоящей личности.

Итак, в романе-эпопее «Война и мир» Толстой выражает свой, особенный взгляд на развитие истории, утверждая, что оно происходит стихийно. По сути, множество мелких событий привело в итоге к изгнанию войск Наполеона.

Но большинство русских людей действовали на основании одного и того же чувства, которое лежало в душе каждого из них, — «скрытой теплоты патриотизма».

Идея единства, которая чётко просматривается на всех уровнях гениального творения, и явилась решающим фактором в столь масштабном историческом свершении — победе русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Продолжите высказывание Л. Н. Толстого: «В “Войне и мире” я любил мысль…»

  • народную
  • семейную
  • философскую
  • историческую

Правильный ответ: народную.

Подсказка: о «мысли семейной» Толстой упоминает в связи с романом «Анна Каренина».

«В эпопее писатель построил огромную художественную пирамиду, поставленную на прочное основание, имя которому — народ. Образ народа в эпопее Толстого не только и не столько объект изображения, сколько художественная концепция мира», — отмечает литературовед Николай Гей. Толстой написал «Войну и мир» ради одной простой мысли, которая пронизывает всё его творение, — это «мысль народная».

  1. Сортировка элементов по категориям.

Прочтите утверждения. Какие из них отражают основные положения толстовской философии истории, а какие противоречат ей?

Правильный ответ:

Основные положения толстовской философии истории Положения, противоречащие взглядам Толстого на историю
  1. История не зависит от воли отдельных людей.
  2. Историческое движение вытекает «из бесчисленного количества людских произволов».
  3. Найти окончательную причину исторического события невозможно.
  4. Каждое действие человека – известное соединение свободы и необходимости.
  1. Великие люди – главная движущая сила истории
  2. Человек всегда абсолютно свободен в своем выборе.
  3. Чем больше у человека власти, тем большей свободой он наделён
  4. У любого исторического события должна быть причина.

3383. Истинный и ложный патриотизм в Войне и мире Толстого сочинение 10 класс Русский язык

Патриотизм – это ответственность, любовь к Родине. Быть патриотом, значит, в любых ситуациях нужно уметь позаботиться о своей стране. Такое качество сложно воспитать в себе, однако без него человек считается лицемерным, эгоистичным.

В свое время Лев Николаевич Толстой решил всерьез задуматься над подобной проблемой истинного и ложного патриотизма.

Все свои блестящие размышления он изложил в великом романе-эпопее «Война и мир», где два действующих герои, которые необходимы при рассуждении над выше поставленной проблемой, — это не только люди с определенным положением, но и обычный народ.

Стоит начать с рассмотрения ложного патриотизма. Олицетворением сего является Анатоль Курагин. Это фальшивый человек, слова которого не соответствуют действиям.

Своими низменными желаниями, он ничего не добивается, в его жизни мало чего-то действительно стоящего.

Показывает автор и людей такого типа вроде Бориса Друбецкого, который мечтают лишь о том, чтобы ничего не делать и получать награды за собственное бездействие.

Толстой явно обличает героев, которые считаются ложными. Это дает ясно понять, что от таких персонажей сложно ожидать конкретных действий, направленных на защиту своей родины. Печально то, что люди своим равнодушием к стране не принимают никаких решений, заботы к ней. Лжепатриотизм не лечится, к сожалению.

Истинным солдатом родины считается тот, кто осознает свою ответственность перед ней. Патриотом может стать тот, кто в душе своей не таит темные обиды, корыстные планы, тяжкие невзгоды. Нет, людям, которые проявляют любовь к Отечеству, нет дела до материальных средств, чинов, положения.

От этого они не зависимы, ибо понимают, что в трудный час родина нуждается в своих спасителях.

Читайте также:  Сочинение: Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова

Патриотом может быть не столь какой-то возвышенный человек, им может стать любой, кто предан стране, кто переживает за ее дальнейшее будущее. В романе Толстого рисуются образы обычных людей, которые своей простотой привлекают внимание, ибо душа их чиста и полна теплых чувств к родине.

Это и Тушин, и Михаил Кутузов, и Андрей Болконский и др.

Истинным выразителем патриотизма, конечно, является Кутузов, его роль значительна, так как не думая о себе, он заботиться о других: о своих солдатах, которых, как Наполеон, мог бы бросить и забыть тут же, но герой не столь эгоистичен и тщеславен.

Этим и примечательны персонажи, являющиеся олицетворением истинного патриотизма: они осознают, что «когда Россия больна, ей нужен человек». Жить чувствами, настроениями и интересами солдат, народа, вот что не хватает тем, кто исполнен верой в легкую жизнь.

Патриотизм проявляется на войне, а та штука страшная, жесткая, беспощадная, ибо забирает с собой множество ни в чем не повинных жизней. Быть заботливым к родине в тяжелые периоды Отечества – это неимоверная ответственность. Кто может ее осознавать, тот непобедим, тот крепок духом, тот силен физически. Тому все нипочем!

Таким образом, Толстой своими мыслями наталкивает на то, чтобы читатели размышляли над таким понятием, как «патриотизм», ибо с этого закладываются знания. Важно воспитывать сие чувство в душе каждого, чтобы не случались предательства по отношению к родине, чтобы в трудные минуты не было много потерь.

Главное то, что не в деньгах счастье. Если всю жизнь рваться за материальными средствами, отодвигая совесть, личные качества, то в результате можно остаться ни с чем в полном одиночестве. А страшнее этого ничего не может быть.

Поэтому стоит понимать, что нужно быть внимательным к стране, становиться отзывчивым, «надо любить, надо жить, надо верить…»

Вариант 2

Данный роман является историческим свидетелем, который отображает русского народа мужество и доблесть в войне 1812 г. Главным героем у автора является народ.

Толстой в романе очень красочно описывает убийства, кровопролитие, обрисовывает человеческие страдания, которые приносит любая война. Также он показывает читателю как проходил, на тот момент времени, голод, заставляет нас представить чувство находящегося в человеческих глазах страх.

Не стоит забывать о том, что описанная писателем война, нанесла России, как материальные, так и иные жертвы, а также разрушила города.

Огромное значение в ходе войны имеет настроение и боевой дух солдат, партизан и других людей, которые стали на защиту своей родины, при этом не щадя своих сил.

Начало войны, течении двух лет, велась не на территории современной России. Поэтому для народа она являлась чуждой.

А когда французская армия пересекла границу России, весь народ, начиная от детей и заканчивая стариками, стали плотной и крепкой стеной на защиту своей родины.

Толстой в своём романе разделяет людей на группы по отношению к долгу защиты отечества и по принципам нравственности. Автор в тексте также разделяет действия каждого человека на две группы, которые связаны с патриотизмом истинным и ложным.

Истинный патриотизм заключается в действиях народа, которые направлены на то, чтобы повысить уровень славы своей отчизны и разрешить дальнейшую судьбу своего народа. По мнению писателя, народ России является самым патриотичным из всего мира. Это было подтверждено строками романа.

Например, когда французы всё-таки смогли занять город Смоленск, крестьяне начали быстро уничтожать всё, что может попасть в руки врага. Такие действия каждого крестьянина показывали гнев и ненависть к врагу.

Не стоит забывать и про отдачи должной похвалы жителям сердца России, так как они все покинули свои дома, чтобы не угадить род власть, которую принесут французы.

Патриотизм проявляется и на фронте войны, когда солдаты показывают патриотические действия. И в тексте этому имеются подтверждения сценами кровопролитных сражений. Даже купец, чтобы не достались его товары французам, уничтожил свою лавку.

Автор также показывает солдатское отношение к оружию, распитию водки, так как они готовятся к сложному бою. Хочется отметить и то, что по всем сражениям солдат можно сделать определённые выводы, по поводу их любви к своей родине.

Патриотизм в Войне и мире

Поскольку война не только вынесена в название знаменитого романа-эпопеи «Война и мир» русского писателя Льва Николаевича Толстого, но и является основной декорацией к разворачивавшимся событиям, тема патриотизма в произведении является если не самой главной, то, как минимум, одной из основных.

В романе можно найти множество примеров настоящего патриотизма, причём автор показывает нам эти примеры не только среди близкой ему среды российского дворянства, так и среди представителей простого народа и представителей русского крестьянства.

Именно с простого народа и стоит начать. Отечественная война 1812 года затронула каждого жителя России тех времен с той или иной мере, что обуславливает большое количество примеров истинного, настоящего и самоотверженного патриотизма.

Первые примеры жертвенной любви к Родине мы можем видеть в отступающем Смоленске – жители города, во главе с купцом Ферапонтовым отдают солдатам всё имущество, передают весь имеющийся у них хлеб на нужды армии, а всё то, что приходится оставить в городе, они поджигают, дабы это не досталось вражеской армии.

Так же патриотичны и жители Москвы – они покидают город гордо, не преподнося Наполеону ключи от города, как тот ожидал, а оставив ему пустой город-призрак, который мало чем может помочь нуждам французской армии.

Причем в отступлении из города едины все – как простой народ, купцы и ремесленники, так и богатые дворяне, для которых французский язык в начале романа был практически как родной.

Главным примером самоотверженного патриотизма среди дворян можно считать Наташу Ростову, которая отдаёт всё семейное имущество для помощи в перевозке раненых солдат, а так же Пьера Безухова, который не остаётся в стороне от борьбы с врагом и даже оказывается в плену.

Раскрываются и примеры настоящих патриотов на поле боя – как среди знаменитых генералов и военачальников тех времен, главным образом Кутузова, Раевского, Багратиона и Ермолова, так и среди простых солдат, которые попали в армию по призыву и даже будучи плохо обученными и мало разбирающимися в военном ремесле, самоотверженно шли на верную смерть для того, чтобы избавить свою Родину от французских захватчиков. Олицетворением таких «простых русских мужиков», которым пришлось взять в руки винтовки и пистолеты, шпаги и пики и отправиться на поле битвы с неприятелем.

Говоря о военном героизме и примерах настоящего патриотизма в сражениях с французской армией, нельзя так же не упомянуть о партизанах, поскольку исторически, Отечественная война 1812 года стала чуть ли не первым примером эффективного применения партизанской войны. Тихон Щербатый, Денис Давыдов и многие другие русские партизаны не участвовали в великих сражениях, но, искреннее любя свою Родину, не могли остаться в стороне и уничтожали неприятеля другими способами.

10 класс

Все сочинения

Ссылка на основную публикацию