Отзыв о поэме «Василий Теркин» (А. Твардовский)

Россия / Смоленск / Музеи / Музей-квартира «А.Т. Твардовский в Смоленске» / Отзывы

  • С первых дней годины горькой,
  • В тяжкий час земли родной
  • Не шутя, Василий Теркин,
  • Подружились мы с тобой,
  • Я забыть того не вправе,
  • Чем твоей обязан славе,
  • Чем и где помог ты мне.
  • Делу время, час забаве,
  • Дорог Теркин на войне.

Поэму «Василий Тёркин» считаю одним из лучших произведений XX века. Она написана лёгким, доступным языком, с юмором, динамикой действия и без злости.

Ах, ты вон как! Драться каской?

  1. Ну не подлый ли народ!
  2. Хорошо же!
  3. — И тогда-то,
  4. Злость и боль забрав в кулак,
  5. Незаряженной гранатой
  6. Теркин немца — с левой — шмяк!
  7. Немец охнул и обмяк…

Поэма — цепь эпизодов связаны между собой главным героем. Твардовский понимал, что в любой момент может погибнуть, и потому целостного действия не выстраивал.

Отзыв о поэме «Василий Теркин» (А. Твардовский)

Тёркин простой парень из народа. Фронтовики находили в стихах знакомые детали, которые автор описал правдиво и с любовью.

* * *

В послековидное время что и как работает, понять сложно. Планируя маршрут по Смоленску, я позвонил в музей Твардовского.

После Нового года он только-только открылся. Мне подтвердили, что принять нас и провести экскурсию могут. Ответ дали в самый последний момент, когда программа по городу уже была спланирована. Пришлось выкраивать время между двумя музеями.

Имея в запасе полтора часа, заказываем такси и едем в Запольный переулок. Такси в Смоленске не дорогое, однако водитель попался не местный. Пользуясь навигатором, на место он нас доставил, но где находится музей, подсказать не смог.

Как выглядит место, куда мы идём, в интернете я не нашёл и потому направился к зданию сталинского ампира. Увы, нет, раньше оно использовалось для гражданских целей, теперь внутри воинская часть. Забегая вперёд, замечу, Твардовского оно помнит. Александр Трофимович выступал там, читая стихи.

Отзыв о поэме «Василий Теркин» (А. Твардовский)

При этом сам жил по соседству, в обычной четырёхэтажке.

О подобном сообщается сразу на двух табличках.

Мемориальные таблички дело хорошее, зато где находится музей, понять невозможно. В доме три подъезда, но где искомая квартира, информации нет. Новогодние праздники продолжаются, на улице пустота, спросить некого.

Звоним по телефону, нам объясняют, к какому подъезду подойти, далее спускается женщина и открывает дверь.

Отзыв о поэме «Василий Теркин» (А. Твардовский)

Музей устроен в доме довоенной постройки. Его третий подъезд вполне обычен. Если бы я зашёл сюда к кому-то в гости, наверняка бы не подумал, что человек живёт по соседству с музей-квартирой А. Т. Твардовского.

Вслед за женщиной поднимаемся на второй этаж в квартиру № 26.

Раздеваемся в прихожей, осматриваемся.

Половые бордовые доски вместо паркета, простенькие интерьеры, мебель и фотографии – всё здесь застыло в 50-х.

Планировка стандартна: напротив входной двери — ванна, туалет, кухня. Направо по коридору три небольшие комнатки, одна из которых угловая, проходная с обеих сторон.

Отзыв о поэме «Василий Теркин» (А. Твардовский)

Круглый стол в гостиной помнит Твардовского, его семью и известных людей, приходивших в гости.

В третьей комнате уникальные фотографии.

Смотрительницу зовут Клавдия Ивановна. Женщина имеет статус научного-сотрудника. О Твардовском и его семье она владеет полной информацией. Огромное количество стихов может прочесть без запинки.

Отзыв о поэме «Василий Теркин» (А. Твардовский)

Мы услышали такие подробности, которые мог знать только близко знакомый с семьёй Твардовских человек.

Отзыв о поэме «Василий Теркин» (А. Твардовский)

Очень жаль, но я о подобном Клавдию Ивановну спросить постеснялся. Впрочем, начнём по порядку.

До войны здесь жили другие люди. Что с ними стало, точно не известно. После освобождения города в сентябре 1943 г. квартира оказалась пустой.

Отзыв о поэме «Василий Теркин» (А. Твардовский) Отзыв о поэме «Василий Теркин» (А. Твардовский)

Большое количество домов представляло собой развалины. Этот, на окраине, сохранился.

Отзыв о поэме «Василий Теркин» (А. Твардовский)

  • И в твоей родимой речке
  • Мылся немец тыловой.
  • На твоем сидел крылечке
  • С непокрытой головой.
  • И кругом его порядки,
  • И немецкий, привозной
  • На смоленской узкой грядке
  • Зеленел салат весной.
  • И ходил сторонкой, боком
  • Ты по улочке своей,
  • — Уберегся ненароком,
  • Жить живи, дышать не смей.
  • В 1943 году Александр Трифонович приехал в Смоленск в качестве военного корреспондента газеты «Красноармейская правда» Западного фронта.

Отзыв о поэме «Василий Теркин» (А. Твардовский)

27 сентября он с родителями, сестрами и племянниками получил от властей квартиру в Запольном переулке.

Поэт жил здесь с сентября 1943 года по март 1944-го, в самый разгар войны, пока редакция газеты находилась недалеко от города.

Под этими потолками создавалась поэма «Дом у дороги», «За далью — даль» и отдельные главы «Василия Теркина». Сюда приходили фронтовые друзья художник Орест Верейский и писатель Евгений Воробьев.

Александр Трифонович уроженец Смоленской губернии — родился (8 [21] июня 1910 года, на хуторе Загорье Починковского района.

Отец — деревенский кузнец Трифон Гордеевич Твардовский (1881 — 1949). Мать — Мария Митрофановна (1888–1965), в девичестве — Плескачевская, происходила из семьи однодворцев. Помимо Александра в семье было ещё четыре брата и две сестры.

В 14 лет Твардовский стал писать заметки в смоленские газеты. В 1925 г. в газете «Смоленская деревня» было напечатано первое «Новая изба». Затем Твардовский, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь».

Исаковский встретил поэта приветливо, позже став другом и наставником молодого Твардовского.

В 1928 году Твардовский переехал в Смоленск. С 1925 по 1935 г. опубликовал в местных газетах более 130 произведений. В 1936 г. поэт переезжает в Москву, где поступает на третий курс МИФЛИ.

В 1939–1940 годах в составе группы писателей работал в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». В качестве военного корреспондента участвовал в походе Красной Армии в Западную Белоруссию и в войне с Финляндией.

Именно в Финскую компанию рождается образ Василия Тёркина. По началу, когда война казалась лёгкой прогулкой, Василий Тёркин виделся поэту как весельчак и балагур. Формой повествования стали короткие фельетоны. После, когда СССР начал нести серьёзные потери, цикл о Тёркине Твардовский приостановил.

В поэмах «Путь к социализму» (1931) и «Страна Муравия» (1934–1936) Твардовский изобразил коллективизацию Сталина как предвестницу светлого будущего. А между тем на родном хуторе дела складывались отнюдь не литературно. Родители вместе с братьями были раскулачены и сосланы.

Одно время семья находилась в ссылке в Русском-Туреке. Твардовский своих родителей навещал. Вернувшись из ссылки, родители жили здесь в этой квартире. Все члены семьи реабилитированы 30 января 1996 г.

Во время войны Твардовский работал военным корреспондентом. По заданию редакции оказывается в самых разных точках. Попадает в окружение, вместе со всеми выходит к своим.

4 сентября 1942 года началась публикация первых глав поэмы «Василий Тёркин» в газете Западного фронта. Поэма получает известность, её перепечатывают центральные издания «Правда», «Известия», «Знамя». Каждую новую часть в войсках принимали с радостью.

  1. Теркин — кто же он такой?
  2. Скажем откровенно:
  3. Просто парень сам собой
  4. Он обыкновенный.
  5. Впрочем, парень хоть куда.
  6. Парень в этом роде
  7. В каждой роте есть всегда,
  8. Да и в каждом взводе.

Отрывки из поэмы зачитывает по радио Левитан. В печати появляются иллюстрации, созданные художником Орестом Верейским. Твардовский сам читает своё произведение, встречается с солдатами, посещает с творческими вечерами госпиталя и трудовые коллективы.

  • Когда в 1943 году Твардовский намеревался закончить поэму, он получил множество писем, в которых читатели требовали продолжения.
  • Ночью, первым из колонны,
  • Обломав у края лед,
  • Погрузился на понтоны.
  • Первый взвод.
  • Погрузился, оттолкнулся

И пошел. Второй за ним.

  1. Приготовился, пригнулся
  2. Третий следом за вторым.
  3. Как плоты, пошли понтоны,
  4. Громыхнул один, другой
  5. Басовым, железным тоном,
  6. Точно крыша под ногой.
  7. И плывут бойцы куда-то,
  8. Притаив штыки в тени.
  9. И совсем свои ребята
  10. Сразу — будто не они,
  11. Сразу будто не похожи
  12. На своих, на тех ребят:
  13. Как-то все дружней и строже,
  14. Как-то все тебе дороже
  15. И родней, чем час назад.

Увы, стихи Твардовского нравились не всем. Партийное руководство раскритиковало произведение за отсутствии руководящей роли партии.

  • Срок иной, иные даты.
  • Разделен издревле труд:
  • Города сдают солдаты,
  • Генералы их берут.

После головомоек творчество давалось с трудом. Поэт крайне неохотно соглашался что-либо исправлять, оставаясь при своём мнении.

  1. Видит мой Василий Теркин
  2. — Не с того зашел конца.
  3. И не то чтоб чувством горьким
  4. Укололо молодца,
  5. — Не любил людей спесивых,
  6. И, обиду затая,
  7. Он сказал, вздохнув лениво:
  8. — Все же Теркин — это я…

Поэма была завершена в 1945 году вместе с окончанием войны. Последняя глава («В бане») закончена в марте 1945 года.

  • — Ну-ка ты, псковской, елецкий
  • Иль еще какой земляк,
  • Зачерпни воды немецкой
  • Да уважь, плесни черпак.
  • Не жалей, добавь на пфенниг,
  • А теперь погладить швы
  • Дайте, хлопцы, русский веник,
  • Даже если он с Литвы.
  • Ещё до окончания работы над произведением Твардовский был удостоен Сталинской премии.

Знаменитое душераздирающее «Я убит подо Ржевом» написано в 1946 году. Осенью 1942 г. поэт побывал подо Ржевом в дивизии полковника Кириллова. Впечатления занозой засели в мозгу. Хотелось выразить ужас, передать боль потерь, и он это сделал позже.

Читайте также:  Стихи о реке: стихотворения о речках россии русских поэтов классиков для детей

В послевоенное время Твардовский дважды занимал должность главного редактора журнала «Новый мир» 1950 — 1954 гг. и 1958 — 1970 гг.

После смерти Сталина написал стихотворение, где сожалел о беде, постигшей народ, в связи с потерей вождя. В последующем свои взгляды по отношению к Сталину и к сталинизму кардинально изменил.

«Новый мир», возглавляемый Твардовским, стал печатать авторов либеральной направленности. В «Новом мире» Солженицын впервые опубликовал рассказ «Один день Ивана Денисовича».

В 1966 году Твардовский отказался одобрить судебный приговор писателям Ю. Даниэлю и А. Синявскому.

При Хрущёве многое проходило, а вот с приходом Брежнева ситуация изменилась. В 1970 г. Твардовский во второй раз был снят с должности главного редактора. Уволили и соратников.

Александр Трифонович сильно переживал произошедшее. Перенёс инсульт, что привело к потере речи. В больнице обнаружился рак лёгких. Писатель скончался 18 декабря 1971 года в дачном посёлке Красная Пахра Московской области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище

После смерти матери, квартира была сохранена сестрами Александра Трифоновича.

В ноябре 1990 года она стала музеем, созданным в память о пребывании поэта в Смоленске.

В музее проводятся вечера памяти и литературные встречи.

Наш сын за целый день сильно устал, и потому экскурсию выдержал с трудом. Клавдия Ивановна, видя состояние ребёнка, разрешила присесть на диван. Ваня сперва не понял, но после, когда я ему объяснил, очень сильно радовался, что сидел в музее на диване Александра Твардовского.

«Василий Тёркин» они ещё не проходили, надеюсь следующий год проявит знания перед одноклассниками и учительницей.

На вопрос, кто приходит в музей, я получил обнадёживающий ответ — Твардовского не забывают. До пандемии музей не пустовал. Здесь бывают как одиночные посетители, так и целые группы.

Однажды приехали китайцы. Сперва они были зажаты, но после, возле стенда с фотографиями, оживились и стали радоваться как дети. Один из ребят, говоривший по-русски, указывая на фотографию, объяснил:

— Я узнал его! Это Исаковский! Он Катюшу сочинил! Катюшу!!!

Как память о дружбе великих людей улица Исаковского в Смоленске соседствует с Улицей Твардовского.

Обычно музей-квартиры имеют одну комнатку для персонала, где сотрудники могут перекусить и немного отдохнуть. Мне думалось, под эту роль отведена кухня. Нет, я ошибся.

Если не обращать внимания на мелкие детали, кухня сохранилась в неизменном виде, как при Твардовском.

На кухне есть сервант, который собственноручно вырезал младший брат поэта — Иван Трифонович Твардовский.

Судьба его оказалась непростой. Во время войны Иван попал в плен, после 1945 г. оказался на неподконтрольной СССР территории. Вернулся и получил 10 лет лагерей. В 1952 г. освободился досрочно.

Впоследствии освоил профессию краснодеревщика, умел работать по кости. Занимался литературной деятельностью.

Той славы, что была у старшего брата, не сыскал. Зато прожил 87 лет, уйдя в мир иной в 2003 году.

Сёстры Твардовского тоже умерли, как и его жена Мария Илларионовна Горелова (1908 — 1991) и дочь Ольга (1941 — 2017). Хранительницей памяти поэта остаётся дочь Валентина (род 1931 г.)

Валентине, как и всем, кто помнит и любит Твардовского, пожелаем счастья, здоровья и долгих лет жизни!

Друзья, не забывайте поэму «Василий Тёркин». Твардовский отобразил в ней красоту и благородство русского языка и одноимённого народа!

  1. Шел он, серый, бородатый,
  2. И, цепляясь за порог,
  3. Заходил в любую хату,
  4. Словно чем-то виноватый

Перед ней. А что он мог!

  • И по горькой той привычке,
  • Как в пути велела честь,
  • Он просил сперва водички,
  • А потом просил поесть.
  • Тетка — где ж она откажет?
  • Хоть какой, а все ж ты свой,
  • Ничего тебе не скажет,
  • Только всхлипнет над тобой,
  • Только молвит, провожая:
  • — Воротиться дай вам бог…

Анализ поэмы "Василий Теркин" А.Т. Твардовского

Анализ поэмы “Василий Теркин” А.Т. Твардовского для тех, кто сдает ЕГЭ по русскому языку и литературе.1. Жанровое новаторство поэмы.2. Величие и простота подвига советского солдата.3. Героика и юмор в поэме.4. Реализм и фантастика в главе «Смерть и воин».

5. Автор и герой. 

 

Поэма «Василий Теркин» – произведение подлинно новаторское по своим жанрово-стилевым и сюжетно-композиционным особенностям. В ней находят творческое отражение традиции таких произведений, как роман Пушкина «Евгений Онегин» и поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Поэма Твардовского имеет так называемый «свободный сюжет», позволяющий включать или выключать, а так же переставлять главы без особого ущерба для смысла:«Эта книга про бойца/Без начала, без конца» – так характеризует свое произведение Твардовский в стихотворном вступлении «от автора»: 

Почему так – без начала?Потому что сроку малоНачинать ее сначала.Почему же без конца?Просто жалко молодца.

Первая глава – «На привале» – начинается с шутливого монолога героя, насыщенного шутками-прибаутками, показывающего умение героя приспособиться к любой ситуации, расположить к себе окружающих, поднять настроение в трудную минуту.

Затем Теркин рисуется в деле – главы «Перед боем», «Переправа», «О войне», «Теркин ранен» и т.д. Жизнь как бы сама подсказывала темы «беседы» автора с фронтовым читателем.

Так рождается структурный принцип внутренней завершенности каждой беседы-главы: фронтовой читатель мог не знать предшествующей главы или не дождаться последующей, погибнув или получив ранение в ближайшем бою, перед которым и попала ему в руки фронтовая многотиражка с очередной главой. Но целостное представление о рассказанном и эстетическое удовольствие он все равно получал.

Законченность поэме придают объективно-исторические хронологические рамки – все события, описанные в ней, происходят в период сурового времени Великой Отечественной войны, и факты, известные каждому читателю, чувства, сопережитые всеми, способствуют более глубокому эмоциональному восприятию поэмы в целом и каждой отдельной ее части. Рассказ о герое то и дело прерывается авторскими отступлениями, напрямую обращенными к читателю. В этих отступлениях автор говорит о своем отношении к герою, о единстве мыслей и чувств всего народа, вставшего насмерть против врага:

 И скажу тебе, не скрою, –В этой книге там ли, сям То, что молвить бы герою,Говорю я лично сам.И заметь, коль не заметил,Что и Теркин, мой герой,За меня гласит порой.Над поэмой Твардовский работал на протяжении всей войны. По мере работы образ героя укрупнялся, типизировался. Первоначально Теркин – недотепа и балагур, пустомеля, считающий, что лучшее место в армии – это «повара в пехоте», затем – эпический воин, ведущий бой, «смертный бой не ради славы – ради жизни на земле», перенявший эстафету борьбы от старого русского солдата времен Первой мировой (глава «Два бойца»), вступающий в бой не только с конкретным врагом, но и с самой Смертью (глава «Смерть и воин»).

Поэма обращена к конкретному адресату: «Чтоб от выдумки моей / На войне живущим людям / Стало, может быть, теплей».

От главы к главе образ Василия Теркина все более приобретает черты обобщенные, почти символические. Герой воплощает собой весь воюющий народ: «В бой идет, в огонь кромешный, / Он идет, святой и грешный / Русский чудо-человек».

При всем при том он не теряет конкретности и определенности первоначальных своих качеств – простоты и достоинства, умения вовремя скрасить шуткой отдых и не задумываясь встать в полный рост перед врагом (главы «Про солдата-сироту», «По дороге на Берлин», «В бане»).

Для поэмы «Василий Теркин» характерно стилевое многообразие: героика («Переправа», «Теркин ранен»), юмор («В бане» «На привале», «Гармонь»), фантастика («Смерть и воин»). Многие стихи поэмы стали пословицами: «Города сдают солдаты, Генералы их берут», «Зачем мне орден? Я согласен на медаль», «Пушки к бою едут задом», «Эй, славяне, что с Кубани, с Дона, с Волги, с Иртыша» и др.

Следуя традиции пушкинского «свободного романа» «Евгений Онегин», Твардовский часто включает в повествование лирические главы, в которых ведет прямой разговор с читателем «от первого лица» (гл. «О себе», «От автора», «О любви»).

Твардовский обращается и к читателю, и к своему герою, как к живому, реально существующему человеку, вступает в непринужденный разговор на самые различные темы, посвящает в свои творческие замыслы: «Пусть читатель вероятный / Скажет с книгою в руке: / «Вот стихи, а все понятно, /Все на русском языке».

И содержание, и форма поэмы поистине народны.

Поэтому и стала поэма одним из самых значительных произведений не только военной, но и всей русской литературы второй половины XX века.

Сочинение "Поэма А.Твардовского "Василий Теркин"

       Поэма «Василий Теркин» Александра Твардовского –  это одно из величайших произведений русской литературы 20-ого века.

 В нем идет речь о нелегкой жизни простого солдата советской пехоты – рода войск, несущего самые большие потери, обычно вступавшего в прямой бой с противником, поддерживающего и помогающего всем остальным родам войск на земле.

Это произведение уникально тем, что не просто повествует  о сложной дороге к победе советского народа во время  Великой Отечественной войны  над  фашистской  Германией,  а    во время боевых действий  само поднимало боевой дух бойцов Красной Армии, тем самым внося  вклад  в победу.

Эта поэма состоит из 30 глав, которые поочередно печатались непосредственно во время боевых действий. Читая ее внимательный человек может проследить хронологию военных действий того тяжелого времени.  

     Главный герой произведения  – Василий Теркин, является собирательным персонажем, образцом идеального солдата, который в любой, даже самой сложной ситуации, во время военных действий не унывает, беспрекословно выполняет любые приказы командования,  не боится смерти на поле боя, стараясь изо всех сил сохранить свою жизнь,  не предавая родину ни при каких обстоятельствах. Он  всегда готов прийти на помощь  товарищам, не сетует на тяжелую жизнь, а даже строит планы на будущее.  Яркое свидетельство и подтверждение тому – глава  «о награде».  Вернувшись с войны, Василий  не думает о  развлечениях и  веселье,  а  мечтает  найти ту девушку, с которой можно будет вступить в брак и создать  настоящую, крепкую  семью.  Конечно, в реальности, не было таких  солдат,  которые  были бы во всем положительными  и не имели   недостатков. Зачастую встречались случаи  дезертирства,  предательства ,   неподчинения  приказам, трусости и слабости, но Василий Теркин являлся идеалом солдата Красной Армии и советского гражданина, на которого можно было  равняться во всех отношениях.

  •       «А война – про все забудь
  •        И пенять не вправе.
  •        Собирался в дальний путь,
  •      Дан приказ: «Отставить!»
  •   Эти строки являются четким указанием  для солдат:  забыть обо всех своих личных интересах  и желаниях   и строго выполнять приказы вышестоящего руководства.
  •            Из-за отсталости   военно – технического оснащения  бойцов советской армии,  зачастую не хватало еды, воды, элементарной экипировки и огнестрельного оружия, не было времени на надлежащую подготовку солдат к военным действиям, и вчерашние школьники оказывались в гуще военных событий, рядом со смертью и тяжелыми условиями для выживания.
Читайте также:  Неизвестный прозаик виктор цой: подробный анализ рассказа «романс»

В таких условиях боевой настрой и поддержание духа были просто необходимы, так как без них было бы    невозможно одержать победу над противником.  Самое главное, что все понимали и надеялись, что день Победы  когда-нибудь настанет, и нужно будет восстанавливать   страну  от разрухи. Только сильные люди могли думать о будущем, строить планы  в самое трудное для всех время.

   В поэме автор смог передать всю гамму чувств и эмоций в ярких красках, используя  простой язык  и  сохраняя возможность понимания и легкого восприятия  произведения  любым читателем.    

  Во все времена литература поддерживала боевой дух населения и веру в светлое будущее. Поэма Александра Твардовского «Василий Теркин» – яркое тому подтверждение.

Поэма А.Т. Твардовского "Василий Тёркин"

«Василий Тёркин» писался в течение всей Великой Отечественной войны — с 1941 по 1945 год. Но замысел произведения возник гораздо раньше, во время финской кампании 1939—1940 годов. Герой по имени Василий Тёркин сначала фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны.

Некоторые главы, вошедшие потом в поэму «Василий Тёркин», были созданы задолго до того, как произведение сложилось в окончательном виде («На привале», «Гармонь», «Переправа»). После окончания финской войны работа над «Василием Тёркиным» стала главным делом Твардовского.

Именно в годы Великой Отечественной войны был создан текст, известный нам под этим названием.

Первые главы поэмы «Василий Тёркин» были опубликованы во фронтовой печати в 1942 году. Кроме того, начиная с этого же года, поэма выходила отдельными изданиями.

Жанр

Традиционно жанр «Василия Тёркина» принято обозначать как поэму. Такое жанровое опреде­ление вполне закономерно, поскольку это произведение соединяет в себе лирическое и эпическое начало.

Однако сам автор называл «Василия Тёркина» «Книгой про бойца».

Твардовский объяснил это следующим образом: «Жанровое обозначение “Книги про бойца”, на котором я остановился, не было результатом стремления просто избежать обозначения “поэма”, “повесть” и т. п.

Это сов­пало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконенные и в известной мере обязательные сюжетные, композиционные и иные признаки.

У меня не выходили эти признаки, а нечто все-таки выходило, и это нечто я обозначил “Книгой про бойца”».

Сюжет

«Переправа». Идет переправа через реку. Взводы погружаются на понтоны. Вражеский огонь срывает переправу, но первый взвод успел перебраться на правый берег. Те, кто остался на левом, ждут рассвета, не зная, как быть дальше. С правого берега приплывает Тёркин (вода зимняя, ле­дяная). Он сообщает, что первый взвод в силах обеспечить переправу, если его поддержат огнем.

«Два солдата». В избе — дед (старый солдат) и бабка. К ним заходит Тёркин. Он чинит стари­кам пилу и часы. Герой догадывается, что у бабки есть спрятанное сало и уговаривает угостить его. Дед спрашивает Теркина: «Побьем ли немца?» Тот отвечает, уже уходя, с порога: «Побьем, отец».

«Поединок». Тёркин врукопашную сражается с немцем и побеждает. Возвращается из развед­ки, ведет с собой «языка».

«Смерть и воин». Тёркин тяжело ранен и лежит на снегу. К нему приходит Смерть и уговари­вает покориться ей. Тёркин не соглашается. Его находят люди из похоронной команды и несут в санбат.

Композиция

  • Условно поэму «Василий Тёркин» можно разделить на три части: первая повествует о начале войны, вторая посвящена середине, а третья — концу войны.
  • Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу — вторую, радость освобожде­ния Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы.
  • Это объясняется тем, что Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.
  • Этим обусловлена и оригинальность композиции.
  • Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой.
  • Каждая следующая глава поэмы представляет собой описание одного фронтового эпизода.

Не только отдельные главы, но и периоды, строфы внутри глав отличаются своей закончен­ностью. Это вызвано тем, что поэма печаталась по частям, а значит — должна быть доступной читателю с «любого места».

Не случайно и то, что произведение Твардовского начинается и заканчивается лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем приближает к внутреннему миру произведения, создает атмосферу общей причастности к событиям.

Поэма заканчивается посвящением павшим.

Тема

  1. Центральная тема произведения — жизнь народа на войне.
  2. Несмотря на юмор, пронизывающий поэму от начала до конца, Твардовский изображает войну как суровое и трагическое испытание жизненных сил народа, страны, каждого человека:
  3. Вой идет святой и правый.
  4. Смертный бой не ради славы.

  5. Ради жизни на земле.
  6. Так, в главе «Переправа» автор показывает, как в жертву войне приносятся сотни человеческих жизней:
  7. И столбом поставил воду
  8. Вдруг снаряд. Понтоны в ряд,
  9. Густо было там народу —

Наших стриженых ребят…

  • И увиделось впервые,
  • Не забудется оно:
  • Люди теплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно…

Твардовский показывает победы, но и драму отступления советской армии, солдатский быт, страх смерти, все тяготы и горечь войны.

Война в «Василии Теркине» — это прежде кровь, боль и потери. Так, автор описывает горе бой­ца, который спешит в только что освобожденную родную деревню и узнает, что нет у него больше ни дома, ни родных.

Нельзя равнодушно читать строки о том, как

…бездомный и безродный,

  1. Воротившись в батальон,
  2. Ел солдат свой суп холодный
  3. После всех, и плакал он.
  4. На краю сухой канавы,
  5. С горькой, детской дрожью рта,
  6. Плакал, сидя с ложкой в правой,
  7. С хлебом в левой, — сирота.

Разговоры бойцы заводят совсем не на «высокие» темы — например, о преимуществе сапога перед валенком. И заканчивают они свою «войну-работу» не под колоннами рейхстага, не на праз­дничном параде, а там, где в России обычно заканчивается всякая страда, — в бане.

  • Но в «Василии Тёркине» речь идет не только о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, забравшей миллионы жизней, но и о войне вообще.
  • Здесь поднимаются философские проблемы жизни и смерти, войны и мира.
  • Твардовский осмысляет войну через призму мира, через изображение вечных человеческих ценностей, которые разрушены войной.
  • Писатель утверждает величие и ценность жизни через отрицание войны и смерти, которую она несет.

Образ Василия Теркина

В центре поэмы стоит образ Тёркина, объединяющий композицию произведения в единое целое. Тёркин Василий Иванович — главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян. Он воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом.

Тёркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен.

Судьба главного героя, рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни.

Фамилия героя неслучайно созвучна слову «тереть»: Тёркин — бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: «в строй с июня, в бой с июля».

  1. Тёркин — воплощение русского характера. Он не выделяется ни выдающимися умственными способностями, ни внешним совершенством:
  2. Скажем откровенно:
  3. Просто парень сам собой
  4. Он обыкновенный.
  5. Впрочем, парень хоть куда.
  6.  Парень в этом роде
  7. В каждой роте есть всегда,
  8. Да и в каждом взводе.
  9. В образе Василия Тёркина воплощены лучшие черты народа: мужество, смелость, любовь к труду, скромность, простота, чувство юмора.

Жизнерадостность и природный юмор помогают Тёркину справиться со страхом и побеждают саму смерть. Тёркин часто рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправ­ляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход боя («Переправа»).

Когда замерзшему Тёркину оказывают медицинскую помощь, он шутит:

Растирали, растирали…

  • Вдруг он молвит, как во сне: —
  • Доктор, доктор, а нельзя ли
  • Изнутри погреться мне?

Василий Теркин показан не только как солдат, он еще и мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и починить часы, и наточить старую пилу («Два солдата»). Кроме того, Теркин еще и мастер играть на гармонике.

  1. Словом, Тёркин, тот, который
  2. На войне лихой солдат,
  3. На гулянке гость не лишний,
  4. На работе — хоть куда.
  5. Прототипом Василия Тёркина стал весь русский народ.
  6. Не случайно в главе «Тёркин — Тёркин» мы встречаем еще одного бойца с такой же фамилией и таким же именем, и он тоже герой.
  7. Теркин говорит сам о себе во множественном числе, показывая тем самым, что он — это соби­рательный образ.

Пожалуй, самое жуткое место «Книги про бойца» — это глава «Смерть и воин». Она повест­вует о том, как к герою, который «неподобранный лежал», пришла смерть.

Смерть уговаривала его сдаться ей, но Тёркин мужественно отказывался, хотя стоило ему это очень больших усилий. Смерть не хочет так просто упускать свою добычу и не отходит от раненого.

Наконец, когда Тер­кин стал терять силы, он поставил Смерти условие:

  • Я не худший и не лучший,
  • Что погибну на войне.
  • Но в конце ее, послушай,
  • Дашь ты на день отпуск мне?
  • Дашь ты мне в тот день последний,
  • В праздник славы мировой,
  • Услыхать салют победный,
  • Что раздастся над Москвой?

Из этих слов солдата становится ясно, что он готов расстаться с жизнью, но увидеть победу своего народа. В тяжкой борьбе помогает главному герою фронтовое братство. Даже Смерть удив­ляется этой дружбе и отступает.

Василий Тёркин — обобщенный и в то же время глубоко индивидуализированный образ.

Он воспринимается как совершенно реальный герой — ловкий, смекалистый, остроумный. Тёр­кин неотделим от воюющего народа.

Книга «населена» множеством эпизодических лиц: дед, солдат, воевавший во времена Первой мировой войны, и бабка, его жена, танкисты в бою и на марше, девчонка, медсестра в госпитале, солдатская мать, возвращающаяся из плена, солдат, потерявший всех родных, и т. д.

Почти все эти герои — безымянные, что, конечно, не случайно. Это помогает автору создать единый образ советского народа, защищающего свою землю.

Наш товарищ Василий Теркин: почему народная поэма вышла у Твардовского не сразу

 Вечерняя МоскваВечерняя Москва

Один из внимательных и эрудированных читателей в начале 40-х написал Твардовскому о том, что человек с именем Василий Теркин в русской литературе уже есть. Именно так звали персонажа, который появился на страницах одного из романов Петра Боборыкина в 1892 году. Тот, первый Теркин, был купцом, но Твардовский честно ответил, что любые совпадения случайны, и менять имя героя он, конечно, не будет.

Понять автора нетрудно: боец был известен советскому читателю уже несколько лет. В ходе советско-финской войны солдаты и офицеры Красной армии с удовольствием читали короткие, лубочные истории — например, «Как Вася Теркин белофинского связиста связал», «Как Вася Теркин помог танкистам».

Их автор в то время был корреспондентом газеты Ленинградского военного фронта «На страже Родины».

Вместе с Твардовским над Васей (полное имя, а затем и отчество герой получит позже) Теркиным работали поэты Николай Тихонов, Виссарион Саянов и Самуил Маршак, драматург Цезарь Солодарь и едва ли не вся редакция газеты.

Будущий редактор «Нового мира» не возражал: фельетоны 1939–1940 гг. были и забавой, и пропагандой, и пробой пера. Относиться к зарисовкам серьезно не было нужды.

После окончания советско-финской войны (или, как ее называют теперь, «финской кампании») Теркин пропадает со страниц: фронтовых дорог не было, в мирной жизни герою места не нашлось. Однако новая война дала Теркину второй шанс, и на этот раз, по признанию самого Твардовского, все было уже всерьез. Поэт работал над поэмой в начале 40-х, тогда вчерне была написала знаменитая «Переправа».

Параллельно Твардовский думает о том, чтобы продолжить свою «Страну Муравию», поэму о русском крестьянстве, вместе с поэтом Борисом Палийчуком создает казака Ивана Гвоздева и продолжает писать в стол что-то, чему предстоит стать одной из главных книг о войне. Перепробовав несколько жанров и героев, поэт возвращается к образу Теркина. Вася стал Василием, и 4 сентября 1942 года в газете Западного фронта «Красноармейская правда» старый знакомый герой обрел новый, собственный голос.

Читательская благодарность была невероятной. Сразу. С первых глав.

Теркину писали письма, Теркина искали (и, конечно, находили, ведь «в каждой роте есть такой»), строки из поэмы переписывали, хранили и заучивали наизусть.

Благо написан «Теркин» так, чтобы сделать это мог даже тот солдат, что никаких стихов в жизни не видел («Вот стихи, а все понятно, все на а все понятно, все на русском языке» — отмечал автор).

Необстрелянные мальчики и полковые дядьки, медсестры и политруки, офицеры и кашевары признали Василия Теркина своим безоговорочно.

Подобный успех в русской литературе — великая редкость: обычно автору приходится иметь дело сначала с ревнивой писательской средой и острой на язык критикой, но Твардовский эти препоны миновал, не заметив.

Поэт говорил с читателем напрямую, без посредников, и даже мнение идеологически бдительного начальства, которое ставило создателю «Василия Теркина» на вид слишком явное отсутствие «роли партии» и мешало (в меру сил) выходу поэмы, особой роли не играло. Твардовский хорошо знал войну, и именно поэтому никакой партии в «Теркине» так и не появилось.

Никаких славословий, никакой мишуры, никаких реверансов — все было слишком серьезно, Твардовский писал народную поэму. Здесь ошибиться было нельзя.

Народ отвечал бесчисленными письмами. Они сыграли в судьбе «Василия Теркина» существенную роль: автор планировал закончить историю возвращением героя в строй после ранения, но читатели потребовали «продолжить поэму, ибо Теркин будет продолжать войну до победного конца».

Это требование Твардовский выполнил беспрекословно: последние главы произведения относятся к 1945 году, глава «От автора» была написана в ночь с 9 на 10 мая.

Ослушаться партийного начальства поэт мог себе позволить, но спорить с читателем, который точно знал, что Теркин дойдет до Берлина, не имел права.

Успех поэмы был предопределен и формой («Переправа, переправа, берег левый, берег правый» — эти слова словно бы сами сходят с языка, их хочется повторять), и содержанием (Теркин умен, но не высоколоб, весел, но знает меру и толк, лих, но тверд и честен — в нем читатель увидел все лучшее, что было в нем самом), и, главное, настроем.В «Василии Теркине» много горечи, но ни автор, ни его герой не сомневаются в том, что война будет завершена на территории врага и победа будет за нами.

Теркин, обобщенный, живой, убедительный русский солдат, готов спать на земле, месить грязь осенью и замерзать зимой, грызть краюху и биться с фрицем на кулаках — но не готов поверить в то, что русские солдаты умирали на своей земле зря.

Нет. «Бой идет святой и правый, бой идет не ради славы, ради жизни на земле».За это поэму полюбили раз и навсегда.

Фразы из поэмы «Василий Теркин» стали крылатыми и вошли в устную речь.Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль.Бой идет не ради славы, ради жизни на земле.Города сдают солдаты, генералы их берут.Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди.

Борис Пастернак считал «Теркина» высшим достижением литературы о войне, оказавшим большое влияние на его творчество. Иван Бунин так отзывался о поэме: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык — ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!»

Девушка и небо

Ссылка на основную публикацию