Отличительные черты романтизма и реализма в литературных произведениях

Самые яркие литературные направления, которые достигли своего расцвета в русской литературе в 19 веке, имеющие одинаково большое число последователей, яро спорящих друг с другом, — это романтизм и реализм. Противоположные по своей сути, тем не менее нельзя сказать, что одно бесспорно лучше другого. Они оба являются неотъемлемой частью литературы.

Романтизм

Романтизм как литературное направление появился в Германии в 18-19 вв. Он быстро завоевал любовь в литературных кругах Европы и Америки. Наибольшего расцвета романтизм достиг в первой половине 19 века.

Главное место в романтических произведениях отведено личности, которая раскрывается через конфликт героя и общества. Поспособствовала распространению этого течения Великая французская революция. Таким образом, романтизм стал ответной реакцией общества на появление идей, прославляющих разум, науку.

Такие просветительские идеи казались его приверженцам проявлением эгоизма, бессердечия. Конечно, похожее недовольство было и в сентиментализме, но именно в романтизме оно выражено наиболее ярко.

  Какие произведения проходят по литературе в 5 классе

Романтизм противопоставлялся классицизму.

Теперь авторам предоставлялась полная свобода творчества, в отличие от рамок, свойственных классическим произведениям.

Литературный язык, которым писались романтические произведения, был прост, понятен каждому читателю, в противоположность витиеватым, чересчур благородным классическим произведениям.

Особенности романтизма

  1. Главный герой романтических произведений должен был быть сложной, многогранной личностью, переживающей все события, происходящие с ним, остро, глубоко, очень эмоционально. Это страстная, увлечённая натура с бесконечным, таинственным внутренним миром.

  2. В романтических произведениях всегда было противопоставление высоких и низменных страстей, поклонников этого направления интересовало любое проявление чувств, они стремились понять природу их возникновения.

    Их больше интересовали внутренние миры героев и их переживания.

  3. Писатели-романисты могли выбрать любую эпоху для действий своего романа. Именно романтизм познакомил весь мир с культурой Средневековья.

    Интерес к истории помогал писателям создавать свои яркие произведения, пропитанные духом того времени, о котором они писали.

Реализм

Реализм — это литературное направление, в котором писатели стремились как можно правдивее отразить в своих произведениях действительность. Но это очень непростая задача, потому что само определение «правды», видение действительности у каждого своё. Часто бывало и так, что в стремлении писать только правду писателю приходилось писать вещи, которые могли противоречить его убеждениям.

Никто точно не может сказать, когда появилось это направление, но оно считается одним из наиболее ранних течений. Его особенности зависят от конкретной исторической эпохи, в которую его рассматривают. Поэтому главной отличительной особенностью является точное отражение действительности.

Реализм как литературное направление

Литература — это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений. Определение 1

Литературное направление — совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.

Литературных направлений существует огромное множество. Это и классицизм, и романтизм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является реализм.

Определение 2

Реализм — литературное направление, стремящееся к объективному и правдивому воспроизведению окружающей действительности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Реализм в русской литературе 450 руб.
  • Реферат Реализм в русской литературе 270 руб.
  • Контрольная работа Реализм в русской литературе 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Реализм старается изображать реальность без искажений и преувеличений.

Существует мнение, что на самом деле реализм зародился ещё в период Античности и был свойственен произведениям древнеримских и древнегреческих писателей. Некоторые исследователи отдельно выделяют античный реализм и реализм эпохи Возрождения.

Наивысшей точки своего расцвета как в Европе, так и в России реализм достиг в середине XIX века.

Просвещение

Романтизм и реализм столкнулись в тот период, когда в реалистичном направлении стали преобладать просветительские идеи.

В этот период литература стала своеобразной подготовкой общества к социально-буржуазной революции.

Все поступки героев оценивались только с точки зрения разумности, поэтому положительные персонажи — это воплощение разума, а отрицательные — нарушающие нормы личности, некультурные, поступающие неразумно.

В этот период реализма появляются его подвиды:

  • английский реалистический роман;
  • критический реализм.

То, что для представителей романтизма было проявлением бессердечности, реалистами понималось как разумность действий. И наоборот, та свобода действий, которой следовали герои романов, порицалась представителями реализма.

Сходства

Каковы же сходства реалистических и романтических персонажей? Несмотря на огромное количество отличий, реализм и романтизм не являются противопоставлением друг другу. Поэтому писатели-реалисты использовали приемы романтизма для раскрытия своих персонажей, а так же продолжали поднимать сходные проблемы.

В первую очередь, речь идет о конфликте свободы и обусловленной необходимости. Однако если в романтизме для героя свобода является исключительной ценностью, стоящей выше самой жизни, то в реализме решение этой проблемы не столь однозначно.

Более того, персонажи обоих литературных направлений глубоко индивидуальны. Таким образом, несмотря на типизацию реалистических персонажей, героев романтизма и реализма объединяет уникальность личности.

Среди сходств так же можно назвать то, что в центре повествования обоих направлений стоит конфликт между героем и окружающим его обществом.

Романтизм и реализм в русской литературе 19 века (кратко)

Эти направления не обошли стороной и Россию. Романтизм и реализм в литературе 19 века в России вступают в борьбу, которая проходит в несколько стадий:

  • переход от романтизма к реализму, что послужило небывалому расцвету классической литературы и её признанию во всём мире;
  • «литературное двоевластие» — это период, когда союз и борьба романтизма и реализма подарили литературе великие произведения и не менее великих авторов, что позволило считать 19 век в русской литературе «золотым».

Появление романтизма в России было обусловлено победой в войне 1812 г., вызвавшей большой общественный подъём.

Конечно, романтизм не мог не проникнуться идеями декабристов о свободе, что создало поистине уникальные произведения, в которых отражено внутреннее состояние всего русского народа. Самыми яркими, известными представителями романтизма являются А. С.

Пушкин (стихотворения, написанные в лицеистский период и «южная» лирика), М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов (ранние произведения).

В 30-х годах набирает силу реализм, когда писатели отражали происходящую действительность изящным, понятным языком, точно и тонко подмечали человеческие и общественные пороки и иронизировали над ними. Основоположником этого направления считается А. С.

Пушкин («Евгений Онегин», «Повести Белкина»), в одном ряду с которым находятся не менее талантливые мастера пера, такие как Н. В. Гоголь («Мёртвые души»), И. С. Тургенев («Дворянское гнездо», «Отцы и дети»), Л. Н. Толстой (великое произведение «Война и мир», «Анна Каренина»), Ф. М. Достоевский («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»).

И невозможно не написать про гения коротких, но удивительно живых рассказов и пьес А. П. Чехова.

Романтизм и реализм — это больше, чем литературные направления, это — образ мышления, образ жизни. Благодаря великим писателям можно перенестись в ту эпоху, окунуться в ту атмосферу, которая царила в то время. «Золотой век» в русской литературе подарил всему миру гениальные произведения, которые хочется читать снова и снова.

Литературные направления в таблицах

Прежде чем говорить о конкретных литературных тенденциях и жанрах, сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.

В истории литературы выделяют: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.

Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты.

В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо.

Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.

Литературные направления Основные признаки и представители литературного направления
Классицизм
  • Ориентир на эстетичность античного искусства. Утверждается неоспоримый приоритет разума над чувствами. Авторы провозглашают принцип рационализма: искусству следует быть разумным, логически выверенным. Мимолетное отвергается, подчеркиваются сущностные свойства вещей. Гражданская тематика в произведении имеет форму в строгих творческих нормах по каноничному образцу.
  • Представители: Г. Державин, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, И. Крылов, Д. Фонвизин
Сентиментализм
  • На смену строгости классицизма здесь воспевают чувство как существенный признак человеческой натуры. Герой (иногда и героиня) не боится чувствовать и открывать читателю свой эмоциональный мир, который разнообразен и переменчив. Признается, что независим от его сословия, каждый обладает богатым внутренним миром.
  • Представители: Я.М. Карамзин, молодой В.А. Жуковский
Романтизм
  • Главенствует прием романтического двоемирия. Автор создает конфликт противопоставления идеала героя его окружению. Несовместимость этого идеала и реальности реализуется в уходе в мир преданий и легенд, сна, фантазий, экзотических стран. Личность волнует романтиков в свете ее одиночества и разочарованности. Героя не отпускает понимание трагичности жизни, в то же время он выражает мятежность духа.
  • Представители: А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, М. Горький.
Реализм
  • Упор на литературу как средство познания мира. Возвышается ее способность объективно отражать действительность. Предмет художественного исследования – взаимосвязь между характером и обстоятельствами, авторы показывают становление характера под воздействием среды. Однако, не отменяется способность вести борьбу и волей отстаивать право на самоопределение. Действительность показывается в постоянном развитии, представляя типичное в неповторимо-индивидуальном воплощении.
  • Представители: И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.А. Бунин, А.И. Куприн.
Критический Реализм
  • Ответвление весь XIX век. Несёт основные признаки реализма, но отличается более глубоким, всегда критичным, даже саркастичным авторским взглядом.
  • Представители: Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин.
Модернизм
  • Объединяет множество течений и школ с разнящейся эстетической концепцией. Общее одно – отказ от реализма и жесткой связи характеров и обстоятельств. Во главе самоценность личности и ее самодостаточность. Причины и следствия утомляют и низвергаются за ненадобностью.
Символизм
  • Первое значительное модернистское течение. Истоки направления в романтизме с его двойственностью. Отказавшись от познания мира, символисты его конструируют. Особый упор на подсознательное созерцание, познание тайного, заключенного в символах.
  • Представители: В. Брюсов, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб, А. Блок, В. Иванов, Л. Андреев, А. Белый.
Акмеизм
  • Реакция на несовершенство символизма, его настойчивую идею восприятия реальности как пародию на высшие сущности. Акмеисты осваивают многообразный внешний мир, провозглашая культуру высшей ценностью. В поэзии характерны стилистическое равновесие, четкость образов, выверенная композиция и детали.
  • Представители: Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам.
Футуризм
  • Основная черта этого авангардистского течения – свержение традиций прошлого, уничтожение старой эстетики, создание нового искусства будущего. Авторы верили в принцип «сдвига», отразившийся в лексическом и синтаксическом обновлении поэтического языка: вульгаризмах, неологизмах. Оксюморонах…
  • Представители: В. Хлебников, И. Северянин, В. Маяковский.
Постмодернизм
  • Эстетический и идеологический плюрализм породил антииерархичный текст, который отрицает мировоззренческую цельность, говорит о невозможности овладения реальностью единым методом или языком. Писатели подчеркивают искусственность произведений, не боятся сочетать стилистику разных направлений, жанров и эпох.
  • Представители: А. Битов, Д. А. Пригов, Саша Соколов, В. Пелевин, В. Ерофеев.

Помимо этих основных направлений часто выделяют:

  Литературный энциклопедический словарь ЭПОС

  • Импрессионизм (последняя треть XIX — начало ХХ века) с желанием передать первое мимолетное впечатление захватывает в фокус внимания буйство чувств и эмоций. Композиция произведения четко фрагментарна. Внимание направлено не на общее, а на особенное и единичное. Ги де Мопассан, М. Пруст – достойные представители этого направления.
  • Экспрессионизм (1910 – 1920-е годы) сочетает критический пафос и ужас перед жестокой картиной бытия. Гибель человека и человечности, тяготение к абстрактности и гротеск — черты некоторых произведений Л. Н. Андреева и Ф. К. Сологуба.
  • Экзистенциализм (середина ХХ века) дает ощущение крушения всех ценностей. Трагизма человеческого существования непреодолим. Человека одинокого в привычном обществе видели Ж. П. Сартр, А. Камю.

Смотри также:

  • Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика
  • Литературные роды. Жанры литературы.
  • Авторская позиция. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Художественные средства. Речевая характеристика героя

Отличительные черты романтизма и реализма в литературных произведениях

В этой статье мы с вами рассмотрим черты романтизма и реализма в художественных произведениях. Это нужно для того, чтобы облегчить определение стиля, в каком писал автор.

Существует несколько литературных стилей, например, романтизм или реализм, или же акмеизм. Остановимся подробнее на двух первых стилях.

Итак, романтизм. Стал популярным еще в начале 19 века, в этом стиле творили такие поэты, как Пушкин и Жуковский, Лермонтов.

В этом стиле главный герой является человеком-романтиком, по обыкновению своему он имеет бунтарский дух и идет против всего общества.

Он находится в конфликтах с обеими сторонами, как с внешней, так и с внутренней, и поэтому он всегда испытывает недовольство окружающим миром.

Он жаждет исполнения своей мечты, которому не суждено произойти, и по этой причине он живет в двух мирах – в реальном и в мире грез.

Такое существование продиктовано, в первую очередь тем, что герой жалеет и тоскует по придуманному им самим идеалу, и из-за этого борется с реальностью.

Суть этого стиля такова: Герой является исключительным и всегда пребывает лишь в исключительных обстоятельствах. Его образ является уникальным и таинственным.

А окружающая героя действительность носит экзотический вид – это природа – горы или море, пустыня, или действия разворачиваются в необычном краю, например, на востоке.

Порой герой обращается к стихии, окружающей его, как у Жуковского в «Море».

  • Это воздействует на то, как человек, читающий произведение, погружается в его атмосферу, словно становясь рядом с лирическим героем.
  • Так же в романтизме важную роль играет психология, а точнее, явление психологического параллелизма в ней, поскольку при этом происходит сопоставление всего окружающего, в том числе и внутреннего состояния самого главного героя.
  • Помимо этого, характерной чертой романтизма является то, что герой всегда ратует за свободу и идеал, из-за чего никогда не получает желаемого.

Реализм же является противоположным романтизму стилем, так как в нем все события и происходящее в произведении показано как объективная демонстрация, через восприятие персонажей, которых вплели в сюжет. То есть, в литературе показывают мир реальный, а не вымышленный.

В России расцвет реализма пришелся на 19-20 век, и в этом стиле создавали творения такие гении письма, как Достоевский и Толстой.

Суть реализма как стиля такова: главный герой является типичным, и находится он в типичных же обстоятельствах. То есть, все обыденно и привычно, как это бывает в жизни, и ничего не искажено.

Обычно писатели, писавшие в таком стиле, стремились заострить внимание читателя на проблемах социума государства. По этой причине в произведениях этого стиля обычно показываются человеческие пороки и идеалы, их неравенство и преобладание чего-то одного, а также тема свободы.

Обычно главными героями выступают люди либо новые, либо маленькие, либо лишние. Именно реализм характерен такими типами главных героев.

Также в произведениях, написанных в стиле реализма, обычно воспевается идея величия народа и его роль в истории, что особо наглядно показано в романе Льва Толстого «Война и мир» Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Романтика реализма

Приблизительное время чтения: 4 мин.

«Романтизм», «реализм», «символизм» — как часто мы пытаемся подогнать под эти «измы» художников. Объединение «Романтики реализма» (несмотря на все тот же «изм»), наоборот, уводит от мертвых определений в яркий и волнующий мир творчества. Наверное, потому, что в нем собрались мастера, близкие по духу и по пониманию смысла искусства…

«Только любя природу, учась у нее, можно найти себя, своё. Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту… Если нет любви к природе, то не надо быть художником… Нужна романтика. Мотив. Романтика бессмертна. Настроение нужно.

Художник — тот же поэт… Возвышайтесь чувством… Нет души, значит ничего не будет и в живописи — только холод и машина, одна ненужная теория». Эти слова удивительного пейзажиста Алексея Саврасова когда-то запомнил и сохранил другой великий художник — Константин Коровин.

Переданное в живописи этих мастеров отношение к искусству и стало творческим кредо группы московских художников. А слова Саврасова как-то сами собой легли в основу названия их творческого объединения. Так просто — «Романтики реализма».

«Истоки объединения уходят в 70-е годы, — рассказывает Анастасия Цыплакова, директор галереи «Арт Прима» (эта галерея и является автором проекта «Романтики реализма»). Появилось оно вовсе не вследствие спущенного сверху указания — объединяться.

Это была свободная воля художников, которые, будучи близкими по духу, тянулись друг к другу, устраивали совместные выставки. Одна из них называлась «Родная земля». Так хотели и объединение назвать: названия тогда еще никакого не было.

Но спустя десятилетия, в начале 2000-х, кто-то вспомнил слова Саврасова, и все согласились: вот оно — найдено».

Весна. Валерий Полотнов, 1995. Холст, масло

«Романтики реализма» — это, на первый взгляд, совершенно непохожие художники, зрелые и состоявшиеся (Владимир Телин, Сергей Гавриляченко, Юрий Грищенко, Николай Зайцев, Игорь Орлов, Геннадий Пасько, Валерий Полотнов, Валерий Страхов, Алексей Суховецкий и Александр Цыплаков, ушедшие из жизни Никита Федосов, Вячеслав Забелин, Владимир Щербаков, Алексей Жабский, Михаил Абакумов). Каждый из них — со своей темой, манерой, лицом. Но при этом, как сами они признаются, их живопись едина: она реалистичная по исполнению и романтичная по сути. В свою очередь, искусствоведы говорят о верности московских художников традициям отечественной реалистической школы и непреходящем восхищении перед разнообразием и неповторимостью окружающего мира. Может быть, поэтому их совместные выставки — это всегда яркие и интересные события культурной жизни России.

Практически все художники увлечены цветом. С помощью цвета они создают и формы, и наполняют свои работы глубиной и смыслом. В этом художники следуют традиции московской художественной школы, неслучайно многие из них преподают или преподавали в Московском государственном художественном академическом институте имени Сурикова.

Мартовский день. Геннадий Пасько, 1999. Холст, масло

Художники пишут повседневную жизнь, но — не разбирают ее на социальные составляющие, не ищут в окружающей действительности негатива. Красота является главным их мерилом. Даже в том случае, если в их работах звучат грустные, а то и трагические ноты.

Романтики реализма остаются над идеологией. Любой. В советские времена, на заре своего существования, они прошли мимо соцреализма с его идеологической составляющей, мимо «левых» направлений с их часто антисоветским посылом; сегодня художники — над схваткой политических сил и тенденций, таких переменчивых и таких непостоянных.

ГУМ, ЦУМ, Детский мир. Владимир Телин, 2004-2008. Холст, масло

«Реализм — это океан живой воды, — говорит Александр Цыплаков, художественный руководитель и участник творческого объединения «Романтики реализма».

— Многие из художников нашего объединения начинали с авангардных опытов, однако… Каждый в свое время пришел к мысли, что эксперименты только с формой уводят от живого чувства, без которого немыслимо настоящее искусство.

Каждый из нас, несмотря на возраст (кому-то из художников объединения едва исполнилось пятьдесят, кому-то перевалило за семьдесят), сохранил восторженный и отчасти детский взгляд на окружающий мир. И этот мир нас не разочаровывает, не кажется скучным и привычным.

В наше суррогатное время супермаркетов, когда все перемешивается, когда мы забыли вкус настоящего хлеба, настоящего вина, когда вместо искусства часто предлагаются его целлулоидные заменители, замечательно, что есть такие художники, как мои коллеги по объединению. Это художники действительно высокого уровня. И в своем творчестве они несут то подлинное, что откладывалось в копилку человеческой культуры веками».

Вечерний интерьер с красным абажуром. Игорь Орлов, 2000. Холст, масло

Зимний вечер на Чистых прудах. (театр «Современник»). Александр Цыплаков, 2009. Холст, масло

Сходства

Каковы же сходства реалистических и романтических персонажей? Несмотря на огромное количество отличий, реализм и романтизм не являются противопоставлением друг другу. Поэтому писатели-реалисты использовали приемы романтизма для раскрытия своих персонажей, а так же продолжали поднимать сходные проблемы.

В первую очередь, речь идет о конфликте свободы и обусловленной необходимости. Однако если в романтизме для героя свобода является исключительной ценностью, стоящей выше самой жизни, то в реализме решение этой проблемы не столь однозначно.

Более того, персонажи обоих литературных направлений глубоко индивидуальны. Таким образом, несмотря на типизацию реалистических персонажей, героев романтизма и реализма объединяет уникальность личности.

Среди сходств так же можно назвать то, что в центре повествования обоих направлений стоит конфликт между героем и окружающим его обществом.

Понятие реализма и история его возникновения

  1. Для начала напомню определение реализма.
  2. Реализм – идейно-художественное направление в мировой культуре XIX— XX веков, стремящееся к объективному, всестороннему и глубокому отображению действительности во всей ее сложности, многогранности и изменчивости в типичных чертах.

  3. Хочу обратить ваше внимание на несколько моментов в приведенной выше формулировке.

  Тургенев И.С., “Дворянское гнездо”, краткий анализ

  1. Реализм – направление идейное, то есть оно имеет под собой определенную философско-мировоззренческую основу.

    Мир художниками-реалистами воспринимается как существующий объективно и доступный для познания. При этом действительность не является неизменной, она трансформируется под влиянием человека и, в свою очередь, заставляет меняться его самого. Другими словами, ничто в мире не является статичным, все находится в динамике, движется и преобразуется.

    Здесь прослеживаются идеи диалектики.

  2. Будучи не просто идейным, а художественным направлением, реализм не предполагает фотографически точного и абсолютно беспристрастного описания окружающего мира.

    Художник – не документалист, он отражает мир, пропуская образы действительности через призму своего мировосприятия, выказывая свое авторское отношение к изображенным им объектам и характерам, предметам и персонажам.

  3. Типизация – главная черта реализма. Речь идет об изображении типичных героев, действующих в типичных обстоятельствах.

  4. Реализм – это направление в искусстве в целом, а не только в литературе, хотя нас оно будет интересовать применительно именно к литературному творчеству.
  5. Рассматриваемое нами направление характерно не только для русской литературы, это явление имело мировой масштаб, и хронологически оно не ограничивается одним лишь 19 веком.

В Европе реализм возник в 1830-е годы. Его основателями считаются Гюстав Курбе, Жан Франсуа Милле, Гюстав Флобер, Оноре де Бальзак. Теоретиком европейского реализма считается Г. -Э. Лессинг. Литературным манифестом этого направления называют предисловие к «Человеческой комедии» О. Бальзака.

https://www.youtube.com/watch?v=58G8_gNMsKU\u0026t=165s

В России становление реализма происходило параллельно. У истоков его стояли баснописец И. А. Крылов и автор комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов. Однако основоположником интересующего нас направления в русской литературе считается А.С. Пушкин.

Термин «реализм» применительно к направлению в русской литературе ввел в 1849 году П. Анненков. Употреблял его в своих работах и Д. Писарев. Встречалось это понятие и в трудах Герцена, но у него оно было синонимичным философскому понятию «материализм».

Одним из первых исследователей реализма в русской литературе был Белинский, но он называл это направление «натуральной школой», говоря о творчестве Н.В. Гоголя.

Хронологически реализм в искусстве следовал за романтизмом, во многом вступая с ним в спор.

В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком «

"Золотой век" русской литературы. Романтизм, реализм

Романтизм, который возник в конце 18 века в Германии, бросил вызов рационализму эпохи Просвещения и классицизму, а также поставил во главе искусства индивидуализм личности, её чувства и борьбу за свободу, ради которой герой способен даже погибнуть.

Характерен для романтизма интерес к быту и фольклору собственного народа, к особенностям иных культур.

Эта особенность ярко выражена в творчестве французского писателя Проспера Мериме, который позже стал ярким представителем критического реализма.

У немцев это необыкновенно ярко и живо находит свое отражение в произведениях Эрнста Гофмана, чей мир наполнен немецкими сказками, которые автор вывел на уровень своеобразного культурного бренда.

Также отличие романтизма заключается в ином взгляде на религиозный культ, истинной религией провозглашаются чувства и любовь, открытость человека возвышенным идеалам.

В Англии романтизм проявился как стремление к простой и ясной выразительности чувств

в литературе, противопоставление естественного и искреннего жесткой иерархии буржуазного общества.

Лорд Джордж Байрон — один из самых зрелых и известных поэтов-романтиков, представляет в своих сюжетах человека, взгляды, мысли и чувства которого разительно контрастируют с окружающей действительности, и бросают ей смелый вызов. Его персонажи всегда бунтари, выступающие против буржуазной лицемерной морали, они сами себе мерило и судьи.

В России жемчужиной романтизма является «Мцыри» Михаила Лермонтова. Действие поэмы разворачивается в необычном месте, а романтический герой — таинственная, страдающая личность, жизнь которой находится во власти злого рока, умирающая в результате отказа от свободы.

К основным характеристикам романтизма можно отнести:

  1. Провозглашение личной свободы и чувств как наивысшей ценности.
  2. Трагическое несоответствие идеального и реального мира.
  3. Обращение к народным традициям и фольклору.
  4. Личность ярко выделяется на фоне окружающей действительности, противопоставляется другим персонажам, отождествляется с самим автором.

Реализм как литературное направление

Литература — это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений. Определение 1

Литературное направление — совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.

Литературных направлений существует огромное множество. Это и классицизм, и романтизм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является реализм.

Определение 2

Реализм — литературное направление, стремящееся к объективному и правдивому воспроизведению окружающей действительности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Реализм в русской литературе 440 руб.
  • Реферат Реализм в русской литературе 250 руб.
  • Контрольная работа Реализм в русской литературе 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Реализм старается изображать реальность без искажений и преувеличений.

Существует мнение, что на самом деле реализм зародился ещё в период Античности и был свойственен произведениям древнеримских и древнегреческих писателей. Некоторые исследователи отдельно выделяют античный реализм и реализм эпохи Возрождения.

Наивысшей точки своего расцвета как в Европе, так и в России реализм достиг в середине XIX века.

Тематика и герои реализма

На смену романтизму в 30-ых годах 19 века начал приходить реализм. В центре сюжета произведения стоит личность, которая является прямым продолжением своей эпохи и социального слоя.

В этом жанре нет сравнения писателя со своим героем, скорее сам автор делает персонажа предметом пристального изучения, не всегда разделяя его ценности и взгляды и не идеализируя его. Не существует идеальной личности реализма.

В произведениях меньше открытого антагонизма, персонаж не так откровенно борется с окружающей его действительностью, она скорее становится контекстом, обуславливающем его поведение.

Реалистическим персонажем зачастую становится человек самый обычный и неприметный, а место действия — среда совершенно обыкновенная.

Однако это не мешает реализму показать всю сложность человеческих переживаний, индивидуальность и ценность опыта каждого человека.

  Преувеличение в литературе: делаем из мухи слона

Родиной реализма считается Франция, где в преддверии и на почве буржуазно-демократической революции остро возникла потребность в реалистичной оценке действительности, стремлению к объективности и восприятию аспектов жизни такими, какие они есть.

При этом следует отметить многообразие, царившее внутри этого течения. Французы Мериме, Стендаль и Бальзак в равной мере стремились найти объективные ответы на основные вопросы своей эпохи, но каждый из них имел собственный подход.

Мериме и Стендаль, отличающиеся остаточным романтизмом, помещают в центр сюжета, который продиктован типичными для своего времени обстоятельствами, личность нестандартную, противопоставляемую миру с его правилами. При этом Бальзак часто делает своих героев типичными выходцами буржуазного класса, со всеми его особенностями и недостатками.

В России расцвет реализма пришелся на вторую половину 19 века. Первым русским реалистическим романом считается «Евгений Онегин» Пушкина. Это произведение в стихотворной форме можно считать эталоном реализма, скрупулёзно отображающим эпоху, её нрав и типичные портреты. Герой романа стал своего рода собирательным образом молодого человека из дворянского сословия.

Отличительные черты реализма:

  1. Персонаж — продолжение своей эпохи и социального класса.
  2. Стремление к изображению объективной действительности.
  3. Характер персонажа показан в его развитии (не всегда положительном).
  4. Важность социального конфликта.

Сравнительный анализ

Между романтизмом и реализмом немало общего. В обоих течениях основными темами является внутренний мир человека, провозглашается его сложность и исключительность.

В центре сюжета часто стоит конфликт личности и общества. Но и есть и существенные отличия.

Чтобы лучше раскрыть тему «Герои романтизма и реализма: сходства и различия», следует заполнить сравнительную таблицу:

Романтизм Реализм
Герой автономен по отношению к обществу Героя невозможно рассматривать вне его среды, даже противостоя обществу, он является его порождением и квинтэссенцией
Конфликт с окружением всегда активен, сравним с бунтом и часто заканчивается трагически Конфликт с обществом не всегда разрешается однозначно, его результатом бывает подчинение героя общественному влиянию
Частое отождествление личности автора и героя Автор стоит над своим героем, который является объектом исследования
Личность героя является цельной и сформированной. Меняется не герой, а обстоятельства вокруг него Герой всегда в развитии, его черты не сформированы до конца
Подчёркнутая исключительность окружающих обстоятельств, внешности героя Часто обстоятельства подчеркнуто заурядны, как и физические характеристики героя

На переломе 18 и 19 веков произошло множество социальных и культурных событий, некоторые из которых были настоящим потрясением общественного сознания, поэтому неудивительно, что это время подарило миру 2 таких мощных течения, как романтизм и реализм, каждое из которых влияло на другое.

Романтизм и реализм в русской литературе ХIХ века

Общая характеристика русской литературы ХIХ века. Всю русскую литературу 19 века можно разделить на 2 периода: литература первой половины XIXвека и второй половины XIX века.

Сегодня нас интересует не только литература этого периода, но и основные исторические события, которые происходили в это время, так как без исторической основы невозможно понять причины и мотивы появления тех или иных произведений русской классики.

Основные положения сегодняшней лекции мы будем записывать в виде обобщающей таблицы, которая будет состоять из 3 колонок. В нее будут входить название периода литературы XIXвека, важнейшие исторические события в Европе и России этого периода, общая характеристика развития русской литературы по каждому периоду.

Мы уже назвали основные периоды литературы XIXвека и можем приступить к заполнению 2 колонки таблицы.

Лекция учителя, заполнение 3 колонки таблицы.

  Что такое Романтизм в литературе

Понятие о романтизме и реализме.

Мы уже выяснили, что основными направлениями в русской литературе XIX века были романтизм и реализм. Что это за литературные течения? В чем их суть? Чем они отличаются друг от друга? Заполнение таблицы:

Романтизм и реализм в русской литературе ХIХ века

Основания для сопоставления Романтизм Реализм
Возникновение и развитие Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя Возник в 1820—1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины ХIХ века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого
Художественный мир, проблематика и пафос Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью. Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос в изображении действительности
События и герои Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев.Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности к ней.
Язык Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоционально окрашенные лексика и синтаксис Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни
Судьба направления Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится освоение связей человека с его близким окружением, «микросредой», усиливается критический пафос изображения действительности

Беседа по вопросам:

1. Почему 19 век литературы называют «Золотым»?

2. Какие поэты и писатели относятся к «золотому веку»?

3. В чем особенность романтизма и реализма? В чем их основное отличие?

Русская литература ХIХ века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества.

Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души.

Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.

  • VI. Домашнее задание
  • НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ВО ВТОРНИК ВЫСТАВЛЯЮ ОЦЕНКИ ЗА ЧЕТВЕРТЬ.
  • Источник
Ссылка на основную публикацию