Особенности драмы Островского «Гроза»

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Содержание

  • Краткий анализ
  • История создания
  • Тема
  • Композиция
  • Главные герои
  • Жанр

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
  • Год написания – 1859 год.
  • История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.

Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.

Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.

Жанр – Пьеса, драма.

Направление – Реализм.

История создания

К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.

Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.

Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.

Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни.

В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа.

Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.

Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.

Тема

В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.

Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы – «Гроза».

Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши.

Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.

Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Композиция

В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.

В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действий пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.

Кульминация представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.

Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Грозы».

Жанр

По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.

Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.

ПредыдущаяСледующая

«Гроза» (А. Островский)

Цитата: «Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

История создания

Многие считают, что Островского вдохновило на создание «Грозы» так называемое «клыковское дело» (молодая Александра Клыкова, которую притесняла свекровь и не защищал муж, бросилась в Волгу). Однако замысел «Грозы» возник ещё до трагедии в семье Клыковых.

Островский принимал участие в литературной экспедиции и посетил ряд русских городов, в числе которых Торжок, Тверь, Кинешма. То, что писатель увидел, впечатлило его. Многие диалоги Островский воспроизвёл в «Грозе» буквально, без переосмысления. А «клыковское дело» только подтверждает мысль, что Александр Островский описал в «Грозе» совершенно типичную для того времени ситуацию.

Проблематика:

  • проблема старшего и младшего поколения (Кабаниха и её дети);
  • проблема любви (Катерина — Тихон; Катерина — Борис);
  • проблема самореализации (Кулигин);
  • проблема власти (Дикой);
  • столкновение старого и нового (Катерина — «тёмное царство»).

Смысл названия: гроза — воплощение накопившихся проблем, которые уже вот-вот создадут переломную ситуацию. Это касается не только семейных проблем Кабановых, но и всей России в целом.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: драма.

Жанровые особенности: «Гроза» обладает явными трагедийными чертами: конфликт, не имеющий разрешения, и фактическая гибель главного героя. Но прежде действующими лицами трагедий были лишь герои и боги, тогда как в «Грозе» — простые обыватели.

Время и место действия: действие происходит в середине XIX в. в городе Калинове.

Действующие лица

  • Катерина Кабанова — молодая, красивая и романтически настроенная женщина, «Луч света в тёмном царстве» (по выражению публициста Н. А. Добролюбова), жена Тихона Кабанова.
  • Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — свекровь Катерины, богатая купчиха, вдова. Властная деспотичная купчиха.
  • Тихон Иванович Кабанов — муж Катерины, сын Марфы Игнатьевны. Полностью оправдывает своё имя — очень тихий человек.
  • Варвара — дочь Кабанихи, сестра Тихона.
  • Савёл Прокофьич Дикой — богатый купец, непредсказуемый, своенравный человек.
  • Борис — племянник Савёла Прокофьича, приятный и образованный молодой человек.
  • Кулигин — молодой механик-самоучка из мещан. Пытается создать вечный двигатель (перпетуум-мобиле). Подразумевается реальный персонаж — Иван Кулибин, механик-самоучка, создавший проекты мостов и коляску-самокатку.
  • Ваня Кудряш — молодой человек, конторщик Савёла Прокофьича.
  • Шапкин — мещанин.
  • Феклуша — странница, богомолка.
  • Глаша — прислуга в доме Кабанихи.
  • Барыня с двумя лакеями — пожилая безумная женщина.

Краткое содержание

Действие 1

Сад на берегу Волги. Молодой механик Кулигин любуется рекой. По саду прогуливаются два парня — Кудряш и Шапкин. Где-то вдалеке — семейная сцена (Дикой ругает своего племянника).

Кудряш сочувствует Борису, который терпит богатого жестокого дядю.

Борис и Дикой подходят ближе, дядя продолжает кричать на племянника. Затем Дикой уходит, а Борис объясняет присутствующим ситуацию: бабушка оставила им с сестрой наследство, но получить его они смогут только после совершеннолетия — если будут почитать дядю (то есть Дикого). Дядя же каждое слово рассматривает как непочтительное.

Приходит странница Феклуша с дамой. Они расхваливают дом Кабановых: дескать, всё там хорошо и богато, люди там живут добрые и благочестивые. Когда Феклуша уходит, Кулигин замечает, что Марфа Кабанова своих домашних поедом ест. Сам механик-самоучка мечтает об изобретении вечного двигателя и жалеет, что нет денег на модели.

Появляется семейство Кабановых — Марфа Игнатьевна, Катерина, Тихон и Варвара. Кабаниха ругает сына за излишнее внимание к жене и мягкость, потом уходит.

Огорчённый Тихон делает Катерине замечание и отправляется к Дикому выпить. Катерина остаётся с Варварой. Она вспоминает, как хорошо ей жилось у родителей: молитвы в церкви, цветы, яркие сны.

Читайте также:  ОГЭ: аргументы к сочинению «Что такое добро?»

А сейчас у Катерины ощущение, что она стоит на краю пропасти.

Варвара обещает что-то придумать, когда Тихон уедет. Появляется безумная барыня и начинает кричать об огненной геенне. Катерина пугается, Варвара её успокаивает. Начинается гроза, девушки убегают.

Действие 2

Дом Кабановых. Странница Феклуша и прислуга Глаша говорят о грехах.

В это же время Катерина рассказывает Варваре, как в детстве её обидели, она убежала и села в лодку, а потом её нашли далеко от дома. Затем Катерина признаётся, что влюблена в Бориса.

Варвара обещает помочь ей, но Катерина пугается, говорит, что Тихона ни на кого не променяет, а когда жить надоест, выбросится из окна или утопится.

Входят Марфа Игнатьевна и Тихон. Тихон собирается уезжать, и мать требует, чтобы он поучил жену, как следует мужа дожидаться. Тихон вяло повторяет Катерине слова матери.

Когда Кабаниха с дочкой уходят, Катерина просит мужа остаться или взять её с собой. Но Тихон говорит, что поедет один. Тогда Катерина бросается мужу в ноги и просит взять с неё клятву верности, но Тихон не слушает, поднимает жену с пола.

Тихон уезжает. Кабаниха заставляет Катерину прощаться как положено (в ноги кланяться). Катерина не слушает, и, оставшись одна, Марфа Игнатьевна возмущается, что стариков не почитают.

Входит Катерина и на упрёки Кабанихи отвечает, что не хочет людей смешить. Оставшись одна, Катерина жалеет, что у неё нет детей. Потом жалеет, что не умерла в детстве — тогда бы она стала бабочкой.

Входит Варвара и говорит, что всё устроила: Катерина уйдёт спать в сад, и её навестит Борис (ключ от калитки Варвара раздобыла). Катерина колеблется, не хочет брать ключ, но потом всё же берёт.

Действие 3

Улица возле дома Кабановых. На улице стоят Марфа Игнатьевна и Феклуша. Феклуша говорит, что жизнь стала суетливая, особенно в Москве. Кабаниха соглашается и говорит, что в Москву ни за что бы не поехала.

Приходит пьяный Дикой, ссорится с Кабановой, но потом просит прощения, говорит, что расстроен из-за рабочих, которые требуют зарплаты.

Борис сидит и размышляет, что давно не виделся с Катериной. К нему присоединяется Кулигин: механик наслаждается красотами сада, но в то же время говорит, что красота только для богатых, а бедным она не по карману. Приходят Варвара с Кудряшом, они целуются. Кудряш и Кулигин уходят, а Варвара рассказывает Борису, что следующая встреча с Катериной — в овраге.

Наступает ночь. Борис ожидает Катерину; приходит Кудряш, который тоже претендует на это место для свидания. Борис признаётся, что у него связь с замужней. Появляется Варвара и уводит Кудряша. Борис встречается с Катериной. Катерина говорит, что честь её загублена и она боится жить. Борис предлагает не думать о будущем, а насладиться этой встречей. Катерина признаётся Борису в любви.

Возвращаются Кудряш и Варвара. Они предлагают и в дальнейшем устраивать свидания в этом месте.

Действие 4

Галерея, в которой люди прячутся от грозы. На стенах — картины Страшного суда.

Кулигин беседует с Диким, просит у него денег на установку солнечных часов и громоотводов. Дикой отказывает, кричит, что гроза — это божья кара, а Кулигин — безбожник.

Возвращается Тихон. Варвара рассказывает Борису, что Катерина в смятении. Опять надвигается гроза.

Появляются Кулигин, Тихон с женой и Марфа Игнатьевна. Катерина напугана. Ей кажется, что гроза — это божье наказание, предназначенное именно ей.

Кулигин говорит, что гроза — не наказание людям, а милость для природы. Но опять появляется безумная барыня. Она кричит Катерине, что прятаться нельзя — нужно молиться, чтобы Бог забрал её красоту.

Катерина не выдерживает и сознаётся, что у неё роман с Борисом.

Действие 5

Сад на берегу Волги. Кулигин сидит на скамейке. Подходит Тихон и рассказывает о поездке в Москву (Тихон там пил непрерывно) и о том, что Катерина ему изменила.

Мама, говорит Тихон, советует жену живой в землю закопать. Но самому Тихону Катерину жалко. Кулигин убеждает Тихона простить Катерину.

Тихон радуется, что Дикой отправил Бориса в Сибирь на целых три года, и рассказывает, что Варвара сбежала с Кудряшом.

Катерина одна. Она хочет повидаться с Борисом. Появляется Борис и рассказывает, что дядя отправляет его в Сибирь. Катерина просит взять её с собой, но Борис отказывается, всё время оглядываясь, чтобы его никто не увидел в обществе Катерины.

Катерина идёт к реке. Кулигин говорит с Кабанихой, обвиняет её в том, что она восстанавливает сына против жены. Раздаются крики о том, что женщина бросилась в воду. Тихон хочет помочь, но мать не пускает его, обещая проклясть. Катерина покончила с собой: вносят её тело. Тихон кричит: «Вы её погубили! Вы! Вы!».

Экранизации

«Гроза» (СССР, 1934).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Кто из героев драмы «Гроза» тонко чувствует красоту природы?

Ответ. Катерина. Она с детства любила цветы: «Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много».

В чём противопоставлены образы Тихона и Кабанихи?

Ответ. Тихон не жесток, как его матушка. Он искренне страдает от сложившейся в семье ситуации. А Марфа Игнатьевна испытывает наслаждение, ругая невестку и требуя для неё наказания.

В то же время Тихон не может противостоять матери и защищать Катерину. Поэтому и Тихон, и Кабаниха — персонажи «тёмного царства».

Назовите фамилию литературного критика, который охарактеризовал Катерину как «луч света в тёмном царстве».

Ответ. Добролюбов.

Николай Александрович Добролюбов написал о «Грозе» статью «Луч света в тёмном царстве», и название этой статьи стало расхожим выражением.

Поделиться ссылкой

Островский "Гроза"; тема, идея, конфликт, композиция

Пьеса
«Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 г., в этом же году поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 г.

Это период общественного подъёма,
когда трещали устои крепостничества. Название «Гроза» – это не просто величественное явление
природы, а социальное потрясение.

В драме отразился подъём общественного
движения, те на­строения,
которыми жили передовые люди эпохи 50-60 годов.

Пьеса
«Гроза» смогла пройти через цензурные рогатки не случайно. По просьбе друзей Островского
цензор И.

Нордстрем, благоволивший к дра­матургу, представил «Грозу» как пьесу не
социально-обличительную, сатири­ческую, а любовно-бытовую, ни словом не упомянув в своём
рапорте ни о Диком,
ни о Кулигине, ни о Феклуше.

«Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 г, а напечатана в
январе I860 г.

В
самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно опре­делить как столкновение между
новыми веяниями и старыми традициями. между утесняемыми и
утеснителями, между стремлением угнетаемых людей к свободному проявлению своих
Человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в пореформенной
России общественными и семейными порядками, бытовыми
порядками.

Тема «Грозы» органически связана
с её конфликтами. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, – это конфликт
между старыми уже, изжившими_себя, авторитарными социально-бытовыми принципами опирав­шимися на всю систему феодаоьно-крепостнического
деспотизма и  новыми прогрессивными стремлениями к
равноправию, к свободе человеческой личности.

Конфликт «Грозы», отображающий сюжетность изображаемой
жизни, представляет
собой узел конфликтов, объединённых основным конфликтом -Катерины и Бориса с окружающей их
средой, к нему присоединяются кон­фликты Кулигина м Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким,
Бориса с Диким, Варвары
с Кабанихой, Тихона с Кабанихой.

Пьеса является правдивым отра­жением общественных отношений,
интересов и борьбы своего времени.

Общая тема «Грозы» влечёт за
собой и ряд частных тем:

а) рассказа­ми Кулигина, репликами Кудряша и
Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский даёт подробную характеристику
материально-правового положе­ния как привилегированных общественных слоев, так и трудящихся той эпо­хи;

б) излагая взгляды и мечты
Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, тогда господствовавшими в жизни людей, с уровнем
культурных запросов и состоянием
общественных нравов. От начала до конца проходит тема борьбы между реакционными и
демократическими силами. Эта борьба выражена в образах Дикого, Кабанихи и
Феклуши, с одной стороны, и Кулигина и Кате­рины – с другой;

в) рисуя жизнь, интересы,
влечения и переживания дейст­вующих лиц «Грозы», автор с разных сторон воспроизводит тогдашний обще­ственный и семейно-бытовой уклады
купечества и мещанства. Тем самым в пьесе освещается проблема социальных и семейно-бытовых
отношений. Островский,
детализируя эту проблему, ярко обрисовывал положение женщины в мешанско-купеческой
среде;

г) отвечая на актуальные вопросы
своего време­ни,
Островский нарисовал в пьесе широкий жизненный фон. Герои говорят о важных для
своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о
холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и
т.д.;

д) наряду с
социально-экономическими и быто­выми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую
природу, разное отношение
к ней действующих лиц.

Итак, говоря словами Гончарова, в
«Гро­зе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предреформенная Россия представлена в ней
и своим социально-экономическим, и куль­турно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.

Какова
же идея? Автор выступил смелым обличителем социальных порядков; беспощадная
правда, с которой в «Грозе» изображаются нравы пра­вящих классов и положение
трудового люда, превратила пьесу в зеркало сво­ей эпохи. Природа, в которой
живут люди, чудесна, её богатства беспредель­ны, её красота изумительна.

Но
общественные порядки, властвующие в жиз­ни, безобразны. При этих порядках, говорит своей пьесой
Островский, боль­шинство
населения находится в материальной кабале у богатого меньшинст­ва.

Читайте также:  В чем разница между мечтой и желанием?

«А у кого деньги, –
рассказывает Кулигин Борису о нравах своего города, -тот старается бедного закабалить,
чтобы на его труды даровые ещё больше денег- наживать» (Д 1, явл. 3). Богатое
меньшинство не довольствуется грабе­жом закабалённых ими людей, ведут яростную борьбу за рубль
и между со­бой.

«А между собой-то, – рассказывает Кулигин, – как живут!
Торговлю друг у
друга подрывают, враждуют друг на друга» (Д. I, явл. 3). В условиях предреформенного слоя большинство
населения угнеталось не только экономиче­ски, но и духовно.

Купечество, уверенное, как и
дворянство, в своей полной безнаказанности, творило суд и расправу над закабалёнными,
руководствуясь лишь собственными интересами и желаниями. «Захочу, – чванится
Дикой пе­ред Кулигиным, – помилую, захочу – раздавлю» (Д. IV, явл. 2). В грозном ок­рике и
постоянном устрашении ей подвластных, основной закон жизнеуст­ройства видит и Кабаниха.

Одна
из замечательных особенностей этой пьесы – в органическом сочетании беспощадной критики
старого и утверждения нового.

Раскрывая тему и идею «Грозы», Островский делит всех действующих
лиц на две основ­ные
группы: утеснителей и утесняемых, деспотов и протестантов.

Утесните-ли, «тёмное царство», по словам
Добролюбова, – это прежде всего Дикой и Кабаниха, представители буржуазии, которая быстро
набиралась силы в предреформенной России. (Кабаниха – Марфа Игнатьевна
Кабанова). К утес­няемым относятся все
остальные герои.

Композиция пьесы

а)            Экспозиция
– картин Волжского простора и духоты калиновских нравов
(Д. I, явл. 1-4).

б)           Завязка
– на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво
отвечает: «Ты про меня, маменька,
это напрасно говоришь. Что при людях,
что без людей, я всё одна, ничего из
себя не доказываю». Первое столкнове­ние (Д. I, явл. 5).

в) Далее идёт развитие конфликта между героями, в природе дважды собира­ется гроза (Д. I, явл. 9). Катерина признаётся
Варваре, что полюбила Бориса и пророчество старой барыни, отдалённый удар
грома; конец Д. IV.

Грозовая туча ползёт, как живая, полубезумная старуха грозит
Катерине смертью в омуте
и аде, и Катерина признаётся в грехе (первая кульминация), падает без чувств.

Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряже­ние.

д)          

Вторая
кульминация – Катерина произносит последний монолог, когда
прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой!Радость моя! Прощай!» (Д. V, явл. 4).

е)           

Развязка
– самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона,
который, будучи живым, завидует умершей жене: «Хорошо тебе. Катя! А я-тозачем остался жить да мучиться!..» (Д. , явл.7).

Жанровое своеобразие пьесы
«Гроза».

По
всем признакам жанра, пьеса «Гроза» – трагедия, так как кон­фликт между героями приводит
трагическим последствиям.

Есть в пьесе и элементы комизма (самодур Дикой с его нелепыми,
унижающими человече­ское
достоинство требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев), которые помогают увидеть
бездну, готовую поглотить Катерину и кото­рую безуспешно пытается осветить
светом разума, добра и милосердия Кулигин.

Сам
Островский назвал пьесу драмой, этим подчёркивая широкую распространенность
конфликта пьесы, повседневность изображённых в ней событий.

Драма А.Н.Островского «Гроза» Идейно-художественное своеобразие Фомичева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы ГОУ школа 464. — презентация

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Художественное своеобразие пьесы Гроза

Драма «Гроза» автора А.Н. Островского относится к классике русской литературы.

Своеобразие произведения подчеркивает её уникальность и особенность. Сюжетная линия построена естественно и стройно.

На протяжении всей композиции, автор использует особые приемы, что заставляет читателя чувствовать остроту действия, а также ощущать напряжённую обстановку.

Двойственная роль пейзажа – одна из главных особенностей драмы. С одной стороны пейзаж усиливает несоответствие застоявшегося быта жителей города Калинов и их манерами поведения и нравами. С другой стороны, местная природа представлена во всей красе, но не все жители могут увидеть эти достоинства.

Подчеркивают красоту пейзажа и слова Кулигина: «Открылась бездна, звезд полна. Звездам числа нет, бездне – дна». Это единственный человек, восхищающийся местной красотой. На его фоне Дикие и семья Кабановых прямо противоположно жаждут растоптать, уничтожить все прекрасное, нежное и естественное проявление живого.

Такая противоположность подчеркивает двойственность фона.

Гроза как природное явление усиливает душевные переживания Катерины, а также влияет на последующие действия. Главная героиня в замешательстве между любовью к Борису и осознанием совершенного греха.

Она чувствует приближение неотвратимости, надвигающейся беды, и в момент наивысшего переживания наступает гроза. «Гроза! Побежим домой! Поскорее! Ах, скорее, скорей» — восклицает Катерина.

На пике стихии героиня не выдерживает эмоционального напряжения и прилюдно кается в содеянном грехе.

Параллельно картине грозы прослеживается фигура «барыни с двумя лакеями». Приступы страха и боязни греха Катерины сопровождаются словами старой барыни: «… Вот красота-то куда ведет. Вот, вот, в самый омут».

Для усиления изображения картины Островский использует контрасты. Примером противопоставления служат параллельно развивающиеся отношения героев Варвара Кудряш и Катерина Борис. Четко прослеживается данный прием в сцене свидания в овраге.

Здесь простые и грубые чувства Кудряша затмевают оживленные, возвышенные чувства Бориса. Помимо этого характеры данных героев прямо противоположны. Кудряш человек смелый, ловкий, бойкий, он не позволяет дать себя в обиду даже Диким. Что нельзя сказать про Бориса.

Варвара, в отличие от Катерины, не поддается матери, защищает свою свободу. Она не понимает душевных страданий главной героини.

  «Очей очарованье». Осень в стихах русских поэтов

Островский в пьесе «Гроза», для детального и полного раскрытия героев, использует художественный прием – так называемые говорящие фамилии (Кабаниха, Кудряш, Дикой). Стоит отметить, что не только в «Грозе», но и во многих других произведениях, автор употребляет такой способ.

Внутренний мир героев подчеркивает и их манера говорить. Дикой разговаривает по-простому, грубо, речь его полна ненормативной лексикой. Речь Кабанихи наполнена пословицами и употреблением ласкательных слов, а также часто в разговорах персонаж прибегает к церковному языку.

Кулигин человек утонченный, поэтический говорит метафорами, сравнениями, речь дополняет его чувства.

Художественное своеобразие драмы «Гроза»

Кризис патриархального сознания остается в центре внимания и в драме «Гроза». Но в этом произведении автор придает проблеме иное звучание. «Гроза – классическая трагедия – комментируют П. Вайль и А.

Генис – Ее персонажи предстают с самого начала законченными типажами-носителями того или иного характера — и уже не меняются до конца.

Классицистичость пьесы подчеркивается не только традиционным трагическим конфликтом между долгом и чувством, но более всего системой образов-типов».

«Окаменелость» персонажей глубоко соответствует всей системе патриархального мира. Это его неспособность к изменениям, его яростное сопротивление любому чужеродному элементу порабощает всех. Входящих в круг патриархального мира. Герои принадлежат к патриархальному миру и зависят от него. И эта зависимость делает их несамодостаточными, несамостоятельными, как марионетки.

Образная система драмы:

Повторяет структуру общественной и семейной модели патриархального общества. В ценре – доминанта – старшая в семье Марфа Игнатьевна. На различном отдалении от нее располагаются члены семейства- дочь, сын и бесправные домочадцы – Глаша и Феклуша. Такая же «расстановка сил» организует и жизнь города. В центре Дикой, дальше к периферии – лица все менее значительные.

От остального мира Калинов прочно огражден. Сюда не проникает ни одно веяние живой новой жизни. Так, например, даже «прогрессивный» Кулигин все пытается изобрести «перпетуум-мобиль».

Он и не слышал, что в большом мире давно доказана принципиальная невозможность существования вечного двигателя. Кулигин декламирует стихи Ломоносова и Державина (и даже сам пишет стихи в их духе). Как будто не было ни Пушкина, ни Лермнотова… Кулигин – живое ископаемое.

Его призывы, его идеи (давно общеизвестные) кажутся кулигинцам безумным новшеством, дерзостным потрясением основ.

Островский утверждает принципиальную несовместимость патриархального и современного миров как неизменного и постоянно меняющегося. Мир города Калинова угрюм и враждебен всему чуждому.

Внутри его организовано особое «безопасное» пространство, а за границами Калинова, по убеждению жителей, разверзаются бездны: Литва падает с неба, живут люди с песьими головами, вершат неправедный суд «салтан Махмуд персидский и салтан Махнут турецкий»; там запрягают огненного змия и люди носятся «как в тумане».

Так рассказывает Феклуша. И, слушая ее, обитатели К. чувствуют, то безопасность им может дать только их родной город, что прямиком за околицей начинается дорога в ад.

Так бесправная Феклуша оказывается весьма значимым персонажем. Она – идеолог патриархального мира. Именно ее рассказы дают жтелям К. необходимые подтверждения их правоты. Город, как следует из реплик странницы, — земля обетованная, прибежище праведников; купечество – народ благочестивый.

И значит, они могут СУДИТЬ. Тема суда — главная в произведении: Калинов судит Катерину, убежденный феклушами в исключительной праведности своих законов. В глазах жителей К. праведность их законов – сущностная черта их общества.

Как салтан Махмуд ни рассудит – все неправедно, а как ни рассудят калиновцы – все праведно.

Катерина.

Почему подсудимой оказывается именно она? Ведь она обыкновенная уездная мещаночка с обыкновенной судьбой. И за Тихона она шла не против воли… Вообще понятие воли или неволи для нее не существовало.

Читайте также:  Герои пьесы Чехова «Вишневый сад»

А то, что без любви – так это и ее саму не смущало, ибо в патриархальном мире понятия брака и любви не соприкасаются и едва ли не исключают друг друга.

Брак заключается как основа для продолжения жизни, любовь – стихия, нечто беззаконное, постыдное.

До своей неожиданной любви Катерина по сути ничем не отличалась от окружающих. Но живое чувство, никаким законам не подчиняющееся, пробуждает в Катерине личность.

Но личность невозможна в париархальном мире, несовместима с ним. Катерина осознает, что с этим миром ее ничто не связывает, что ответ ей держать не перед мужем, свекровью, калиновцами, а перед Богом.

И этот отказ быть судимой людским судом потрясает основы патриархального мира.

Никто, кроме нее, не пошел на это. Кулигин, Борис, Варвара, Тихон покоряются, но Катерина покориться не может. Пробудившаяся личность заставляет ее личностно переживать понятие греха, и это выводит ее из патриархального мира и противопоставляет ему. В ней увидели калиновцы явление куда более чужеродное, чем Борис или Кулигин и организовали судилище над Катериной.

Но проблема суда в «грозе» не однопланова. На уровне социальном город судит Катерину. На уровне психологическом Катерина судит саму себя. Оставаясь один на один со своей любовью, Катерна ее судить отказывается.

Единственным грехом, с тяжестью которого она не может справиться, оказывается ложь. Жить во лжи для героини так же невозможно. Как отказаться от Бориса. Это значит отказаться от себя самой.

И от этой лжи Катерина спасается в омуте.

Крах патриархального мира

.

  Рахметов – герой романа Н.Г. Чернышевского “Что делать?”

Патриархальный мир силен и беспощаден, но н уже на грани распада. Он осужден временем, и «столпы» этого мира уже чувствуют близкий конец.

«Последние времена»,- причитает Феклуша; «Что будет, когда старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю», -вторит ей Кабанова. Предчувствие краха пронизывает мироощущение калиновцев.

В этом мире нет счастливых людей.

Тоскует по старым временам Кабаниха, мечется в тоске Дикой… Патриархальный мир обречен на гибель изнутри, ибо умерли реальные ценности, составляющие его основу.

Требование беспрекословного подчинения главе семьи как опытнейшему и мудрейшему, отвечающему перед Богом и людьми за счастье своего дома, переродилось в хамское подавление чужой воли, в ощущение бесконечной вседозволенности, томящее душу своей бессмыслицей.

Вера выродилась в пустой обряд, воспитание детей — в их оболванивание. Патриархальный мир уже нежизнеспособен.

Художественное своеобразие пьесы Островского «Гроза»

Прослушав «Грозу» в чтении автора, Тургенев писал в 1859 г., что эта пьеса — «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта». Время подтвердило справедливость столь высокой оценки. Ни в одной из предшествующих пьес драматурга русская жизнь не была еще показана так широко, как в «Грозе».

Это нашло отражение даже в ее построении. Действие пьесы не замкнуто в пределах одного дома или одной семьи. Оно как бы распахнуто, вынесено на всеобщее обозрение — на бульвар, площадь, набережную. Достаточно вспомнить, что из пяти актов пьесы только один происходит в доме Кабановых. Природа прямо включена в сюжет как один из важных элементов.

Очарование летней ночи, трагически предчувствия неизбежной грозы — все это способствует созданию напряженной эмоциональной атмосферы, в которой развиваете, действие. Одним из главных героев пьесы становится Волга вольная и неукротимая сила, с которой сравнивается Катерина! «Гроза» по существу представляет собой новый жанр, дотоле неведомый в русской драматургии.

Это трагедия, построенная не на историческом, а на современном материале. Вопрос о жанре является очень важным: жанр подсказывает, в каком следует понимать и истолковывать художественное произведение. На протяжении всего XIX в. «Гроза» рассматривалась как бытовая драма, что и предопределяло повышенное внимание к быту, к подробностям определенной исторической эпохи.

Между тем «Гроза» — явление большего эстетического масштаба. Катерина — не просто жертва семейного гнета, конфликт в пьесе носит более всеобщий характер, точно обозначенный в заглавии Добролюбова.

Трагедия отличается от бытовой или психологической драмы не только объективно-трагическим конфликте (включающим неразрешимое противоречие между идеалом и действительностью), но и особым художественным способом отражения жизни, особым поэтическим строем повествования. В этом отношении нельзя не учитывать народно-поэтическую основу «Грозы».

Народные песни у Островского становятся мощным средством выражения человеческих переживаний, помогают раскрывать те или иные сюжетно-психологические ситуации. Характерно, что наиболее поэтическая героиня «Грозы» — Катерина в пьесе не поет.

Она так внутренне близка к миру русского фольклора, который во многом определяет ее характер, поведение, поступки, так органически связана с ним, что не было даже необходимости заставлять ее петь какую-то конкретную песню. Давая отзыв но поручению Петербургской академии наук о «Грозе», Гончаров писал: «Не опасаясь обвинения в преувеличении, могу сказать по совести, что подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было».

Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза» Островского

Метод — реализм. А) «Гроза» как произведение 60-х гг. XIX века. Б) Типические характеры в типических обстоятельствах, социальные типы. В) Самобытные черты реализма Островского:

Одним из первых в русской драматургии Островский вводит пейзаж, который выступает не просто фоном, но воплощает естественную стихию, которая противостоит «темному царству» (в начале произведения, сцены на Волге, гибель Катерины).

Островский использует традиции фольклора при создании образа Катерины, Кулигина, Кудряша, а в образах Дикого и Кабанихи прослеживаются некоторые сказочные черты. Речь персонажей изобилует просторечиями. Использ-е символов: гроза — символ разлада в душе Катерины; громоотвод, предлагаемый Кулигиным, — символ просвещения и т. д.

Жанр — драма Драма характеризуется тем, что в ее основе лежит конфликт, отдельной личности и окружающего общества.

Для трагедии же характерно чувство трагической вины, которое преследует главного героя, приводя его к гибели; идея рока, фатума; катарсис (чувство духовного очищения, которое возникает у зрителя, созерцающего гибель главного героя).

«Грозу», несмотря на то, что главная героиня погибает, принято считать драмой, так как в основе произведения лежит конфликт Катерины и «темного царства». Комедийные традиции у Островского: сатирическое изображение нравов патриархальной купеческой среды.

Новаторство драматурга проявляется в том, что в пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описывается более обобщено.

Средства создания образа Катерины: тип народный, природное начало, цельность характера, стремление к свободе, к духовному раскрепощению.

В пьесе неоднократно повторяется образ, помогающий понять главное в хар-ре Катерины – образ птицы. В народной поэзии птица – символ воли. Катерина терпит до поры до времени. Речь Катерины проникнута высокой поэзией, она говорит на безукоризненно правильном народном языке, речь музыкальная, напевная.

Катерина борется не только с окружающей средой, но и с самой собой. она отравлена религиозными предрассудками. религиозность Катерины – не ханжество, а скорее детская вера в волшебные сказки. религия заставляет Катерину воспринимать светлое человеческое чевство любви как зло, смертный грех.

Драма завершается нравственной победой Катерины над темным царством, сковывавшим ее волю и разум. Самоубийство является выражением протеста в этом крайнем для Катерины случае, когда другие формы борьбы невозможны.

Островский создал в России жанр драмы (пьеса жизни). Для драмы характерен интерес к конфликтам повседневной действительности, за которыми зритель улавливает глубокие противоречия эпохи. Художественная мысль островского обнаруживала в обыденной жизни причудливое сочетание трагического и комического, и это тоже стало одним их признаков русской драмы, кот. зат. получил развитие в тв-ве Чехова.

Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова, ее художественное своеобразие. Исследования о творчестве поэта.

Периодизация творчества

  Текст книги “Сказание о Кише”

  • У Некрасова можно выделить два крупных творческих периода:
  • Первый: с 1845 года по 1856 год, в который его поэзию можно назвать «музой скорби и печали»; основное настроение стихов этого времени — уныние; главной психологической чертой героев из народа является вечное терпение, пассивность; главные герои — крестьянская и городская беднота, труженики-разночинцы, люди трагической социальной судьбы, неимущие, обездоленные и бесправные; основное отношение к своим героям — сострадающая любовь и жалость; сам Некрасов в этот период выступает как «печальник» горя народного, сформулировавший свою поэтическую и гражданскую задачу; «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ».
  • Социальной сущностью лирики этого периода являлся демократизм и сострадательный гуманизм.

Среди стихотворений этих 10—11 лет выделяются две группы. В стихотворениях первой группы — скорбь и защита бесправных и обездоленных: « В дороге», «Огородник», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной», «В деревне», «Несжатая полоса», «Влас», «Забытая деревня» и т. д. Их лейтмотивом является любовь-скорбь. Ко второй группе относятся сатирические стихи открытого презрения «к ликующим, праздно болтающим, обагряющим руки в крови»: «Колыбельная песня», «Нравственный человек», «Современная ода» и т. д.; вся эта поэтическая сатира позже войдет в состав крупной сатирической поэмы «Современники», писавшейся в 70-х годах параллельно с поэмой «Кому на Руси жить хорошо?».

Если в первой группе стихов Некрасов психологически близок к Достоевскому, то во второй группе он близок к Гоголю и Щедрину. 

Ссылка на основную публикацию