Основные черты литературных направлений серебряного века

Основные черты литературных направлений серебряного века

Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.

Ольга Разумихина

Серебряный век поэзии

Конец XIX и начало ХХ века в России принято называть «Серебряным веком русской литературы». Почему Серебряным, спросите вы? Потому что «Золотым веком» называют другую эпоху — время, когда творили А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь.

Первоначально этот термин, придуманный критиком М. А. Антоновичем, относился лишь к первой половине XIX века, но затем «захватил» и И. С. Тургенева, и Ф. М. Достоевского, и А. А. Фета с Ф. И. Тютчевым.

Правда, в те времена поэты и писатели в большинстве своём не становились основоположниками литературных направлений, не составляли манифесты. Да, раннюю поэзию Пушкина и Лермонтова можно отнести к романтизму, но он появился на Западе ещё до того, как будущие гении взялись за перо; затем восторжествовал реализм, а некоторые критики, такие как Ф.

В. Булгарин, презрительно называли созданные в русле этого направления работы «натуралистическими», указывая, что писатели, по их мнению, слишком увлеклись бытописанием «грязных» сцен из бытовой жизни. А вот поэты Серебряного века формировали направления более чем осознанно — и у каждого из них была своя идеология и художественные принципы.

Символизм

Самое раннее из литературных направлений Серебряного века — символизм — тоже, строго говоря, не было изобретено отечественными авторами: этот термин родился среди французских поэтов. Однако в России он был переосмыслен и получил новое развитие. Более того, направление стало настолько популярно, что работавшие в его рамках авторы разделились на «поколения» старших и младших символистов.

К старшим символистам принято относить таких поэтов, как К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус, — их лирические герои решительно отвергали реальность и предпочитали жить в абстрактном мире идей, свободных фантазий и вдохновения. Младшие символисты — это такие знаменитые поэты, как А. А.

Блок и Андрей Белый, — также утверждали, что действительность далека от идеала, но стремились к более конкретному идеалу: миру, где царит Вечная Женственность, та сила, которая торжествует в Раю, описанном ещё средневековым поэтом Данте в «Божественной комедии».

Добравшись до самого высокого из Небес, Данте встречает Беатриче — женщину, в которой слилось земное и божественное начала:

  • О, что за трепет душу мне объял,
  • Когда я обернулся к Беатриче
  • И ничего не видел, хоть стоял
  • Вблизи нее и в мире всех величий!

Особенно много подобных женских образов встречается в лирике А. А. Блока, автора статьи «О современном состоянии русского символизма» (1910). Лирические герои его стихотворений тоскуют о «Прекрасной даме» или «Незнакомке».

Именно так называется одно из самых знаменитых стихотворений этого автора: в нём рассказывается о таинственной даме, которая, как прекрасное видение, оказывается в трактире среди «пьяниц с глазами кроликов».

Герой не понимает, действительно ли он видит женщину или она только мерещится ему — как отражение мечты о божественной любви:

  1. И каждый вечер в час назначенный
  2. (Иль это только снится мне?)
  3. Девичий стан, шелками схваченный,
  4. В туманном движется окне.
  • И веют древними поверьями
  • Ее упругие шелка,
  • И шляпа с траурными перьями,
  • И в кольцах узкая рука. (1906)

Как и следует из названия направления, его авторы использовали множество символов. Символ отличается от образа тем, что он обладает сразу множеством значений.

Например, роза может быть как символом любви, так и знаком раздора и даже вражды (вспомним Войну Алой и Белой розы), а также скорби. Впрочем, некоторые критики считали, что символисты порой слишком уж «воспаряли» над земным миром — настолько, что это становилось смешным. Так, В. С.

Соловьёв даже написал стихотворный цикл «Пародии на русских символистов», где есть следующие строки:

  1. На небесах горят паникадила,
  2. А снизу — тьма.
  3. Ходила ты к нему иль не ходила?
  4. Скажи сама!
  • И не зови сову благоразумья
  • Ты в эту ночь!
  • Ослы терпенья и слоны раздумья
  • Бежали прочь. (1895)

Акмеизм

Другое литературное направление Серебряного века — акмеизм — можно назвать почти полной противоположностью символизма. Поэты, принадлежавшие к этому лагерю, проповедовали «прекрасную ясность» и вместо символов использовали вполне конкретные детали, пришедшие из «грубого», но всё равно прекрасного, по их мнению, мира.

А. А. Ахматова подытожила опыт поэтов-акмеистов в стихотворении «Мне ни к чему одические рати…», написанном уже в 1940 году. «Одические» здесь — производное от слова «ода», то есть возвышенное классицистическое произведение, написанное в честь какого-либо человека или события.

В этом стихотворении читаем:

  1. Когда б вы знали, из какого сора
  2. Растут стихи, не ведая стыда,
  3. Как желтый одуванчик у забора,
  4. Как лопухи и лебеда.
  5. Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне. (1940)

У акмеистов внутренние противоречия в душах лирических героев отражаются через неловкость движений, эмоциональные всплески. В одном из самых известных стихотворений той же Ахматовой — «Песня последней встречи» — девушка, переживая из-за разрыва с возлюбленным, «…на правую руку надела / Перчатку с левой руки».

Это произведение так понравилось поклонникам (а в особенности — поклонницам) современной поэзии, что они стали «штамповать» собственные творения с практически дословными цитатами. Так, в литературной гостиной Н. С. Гумилёва одна дама вдохновенно читала о том, как она «…туфлю с левой ноги / На правую ногу надела».

Таких поэтесс Гумилёв саркастически называл «подахматовками».

Акмеисты иногда также называли себя «адамистами», отсылая слушателей к фигуре Адама — первого человека на Земле, который, согласно преданию, дал названия всем животным, растениям и предметам.

Слово же «акмеизм» происходит от греческого «акме», которое обозначает «пик, наивысшую точку чего-либо». В рядах акмеистов, помимо Ахматовой, состояли О. Э.

Мандельштам — автор статьи «Утро акмеизма» (1912) — и, конечно, сам Н. С. Гумилёв.

Футуризм

Футуристы (от латинского слова  futurum — «будущее») не пытались сбежать от мира в «башню из слоновой кости»: они мечтали этот мир изменить. Представители этого направления прославились наиболее эпатажными заявлениями и выходками. Так,  в 1912 году они издали манифест под названием «Пощёчина общественному вкусу», в котором утверждали: «Прошлое тесно.

Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». Далее они перечислили писателей и поэтов, которым, по их мнению, «нужна лишь дача на реке»: в этот список вошёл символист А. А. Блок, а также — ни много ни мало — Максим Горький.

В манифесте утверждались следующие права поэтов:

  1. На увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
  2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
  3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
  4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

Футуристы призывали к свершению Мировой революции и зачастую пропагандировали свои идеи, шокируя общественность. Они наносили на лица грим, а В. В. Маяковский однажды явился на публике в женской жёлтой кофте. Впрочем, все эти выходки были всего лишь средствами для достижения цели: найти как можно больше единомышленников и пригласить их в свой «лагерь».

  • Оставаясь верными принципам, отражённым в манифесте, футуристы ломали нормы русского литературного языка. Маяковский, как многим известно, выработал свой способ графического написания стихов — «лесенкой»:
  • Сливеют
  •         губы
  •              с холода,
  • но губы
  •         шепчут в лад:
  • «Через четыре
  •               года
  • здесь
  •       будет
  •             город-сад!»

В. Хлебников же сконцентрировался на придумывании новых слов. В «Словаре неологизмов Велимира Хлебникова», изданном уже в 1995 году, набралось аж 560 страниц. Стихотворение, приведённое ниже, — один из самых знаменитых экспериментов поэта-новатора:

  1. КУЗНЕЧИК
  2. Крылышкуя золотописьмом
  3. Тончайших жил,
  4. Кузнечик в кузов пуза уложил
  5. Прибрежных много трав и вер.

«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.

О, лебедиво!

О, озари!

Имажинизм

Меньше всего по времени, пожалуй, в Серебряном веке «продержалось» такое направление, как имажинизм, — направление, представители которого видели первостепенную задачу в создании системы образов, способных потрясти воображение читателя, заставить его как бы увидеть у себя перед глазами яркую картину. «Орден имажинистов» в 1918 году основал А. Б.

Мариенгоф, автор «Романа без вранья» и «Циников». Самым прославленным участником объединения был С. А. Есенин.

Поэт, наиболее всего известный по стихотворениям «Отговорила роща золотая», «Письмо женщине» и «Мы теперь уходим понемногу», в бытность свою имажинистом написал теоретическую работу «Ключи Марии» (1918), которая начиналась так:

Орнамент — это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием. Его образы и фигуры какое-то одно непрерывное богослужение живущих во всякий час и на всяком месте.

Но никто так прекрасно не слился с ним, как наша древняя Русь, где почти каждая вещь через каждый свой звук говорит нам знаками о том, что здесь мы только в пути, что где-то вдали, подо льдом наших мускульных ощущений, поет нам райская сирена и что за шквалом наших земных событий недалек уже берег.

В этой статье (где слово «Мария» означает «душа») Есенин попытался объяснить важность орнамента для русской и мировой культуры вообще, а также разработать уникальную классификацию образов, где самой ценной находкой был образ «ангелический». Однако получилось не вполне понятно.

Так что, учитывая весьма спорную идеологическую составляющую направления, неудивительно, что имажинизм не стал таким прославленным направлением, как символизм или акмеизм. Впрочем, в сокровищницу русской классики он всё равно принёс немало шедевров.

Чего стоят только строчки Есенина из незавершённого стихотворения «Хорошо им стоять и смотреть»:

  • Оттого-то в сентябрьскую склень
  • На сухой и холодный суглинок,
  • Головой размозжась о плетень,
  • Облилась кровью ягод рябина.

ОБЭРИУ

Наконец, ещё одним заслуживающим внимания литературным направлением Серебряного века стало ОБЭРИУ — «Объединение реального искусства».

Аббревиатура ассоциируется у литературоведов в первую очередь с иманами Д. И. Хармса и А. И. Введенского.

Эти поэты создавали абсурдистские, порой смешные, а порой и очень печальные стихотворные тексты. Вы наверняка слышали вот это стихотворение Хармса:

  1. Из дома вышел человек
  2. С дубинкой и мешком
  3. И в дальний путь,
  4. И в дальний путь
  5. Отправился пешком.
  6. Он шел все прямо и вперед
  7. И все вперед глядел.
  8. Не спал, не пил,
  9. Не пил, не спал,
  10. Не спал, не пил, не ел.
  11. И вот однажды на заре
  12. Вошел он в темный лес.
  13. И с той поры,
  14. И с той поры,
  15. И с той поры исчез.
  16. Но если как-нибудь его
  17. Случится встретить вам,
  18. Тогда скорей,
  19. Тогда скорей,
  20. Скорей скажите нам. (1937)
  21. Помимо стихов, Хармс писал в высшей степени остроумную прозу и небольшие пьесы.

Серебряный век русской литературы

Поэты и писатели XIX века дали российской литературе большой толчок в развитии: они вывели её на мировой уровень и создали произведения, по сей день считающиеся самыми основными в истории русской литературы. Этот век называли Золотым веком; он закончился к началу XX столетия. Однако сама литература продолжала стремиться вперёд и принимала всё новые и новые формы, и за Золотым веком последовал Серебряный.

Определение 1

Серебряный век – условное название периода в развитии русской поэзии, характеризующегося появлением большого количества поэтов и поэтических течений, которые искали новые поэтические формы и предлагали новые эстетические идеалы.

Серебряный век можно смело называть наследником века Золотого. Поэты конца XIX – начала XX века опирались на сочинения А.С. Пушкина и поэтов пушкинского круга, а также творчество писавших несколько позднее Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и Н.А. Некрасова.

Если с определением хронологических рамок Золотого века вопросов практически не возникает, то границы Серебряного века по-прежнему остаются размытыми. Большинство литературоведов сходится во мнении, что данная веха в истории русской поэзии начинается рубежом 80-90-ых годов XIX века, однако, когда она заканчивается – это вопрос спорный. Существует несколько точек зрения:

  • Некоторые исследователи полагают, что Серебряный век закончился с началом Гражданской войны (1918 год);
  • Другие считают, что Серебряный век закончился в 1921 году, когда погибли Александр Блок и Николай Гумилёв;
  • Третьи придерживаются мнения, что Серебряный век прервался приблизительно после смерти Владимира Маяковского, то есть на рубеже 1920-1930-ых годов.

Замечание 1

Важно понимать, что если понятие Золотого века применимо как к поэзии, так и к прозе, то говоря о Серебряном веке, мы говорим исключительно о поэзии. Название «Серебряный век» данная эпоха получила по аналогии с названием своего предшественника.

Поэты данной эпохи смело экспериментировали с литературными формами и жанрами, создавая абсолютно уникальные, не имеющие аналогов в истории русской литературы произведения.

Творчество этих авторов образовало такие направления поэзии, как символизм, футуризм, акмеизм, имаджинизм и новокрестьянская поэзия.

Многие исследователи говорят, что поэзию Серебряного века, ввиду исторических событий, разворачивающихся в то время в России, отличали острый кризис веры и недостаток внутренней гармонии.

Самыми известными поэтами Серебряного века являются Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Александр Блок, Марина Цветаева, Иван Бунин.

Символизм

Первым направлением, рождённым в Серебряном веке, стал символизм. Он и был тем самым порождением кризиса, охватившего Российскую империю.

Однако на его формирование большое влияние оказал и ещё один кризис – кризис европейской культуры.

Ведущие умы конца XIX века пересматривали в своих произведениях все существующие моральные ценности, критиковали направление общественного развития и сильно увлекались философией идеализма.

Определение 2

Символизм – направление в искусстве, для которого была характерна тяга к экспериментам, стремление к новаторству и использование символики.

Русские символисты, ужасаясь при виде крушения народничества в своей стране, отказалась от тенденции поэтов пушкинского круга поднимать в своих произведениях остросоциальные вопросы. Символисты обратились к проблемам философским. На первых порах русский символизм подражал символизму французскому, однако очень скоро приобрёл свои уникальные черты.

Русский символизм отличало отсутствие какой-либо единой поэтической школы. Даже во французском символизме не найти такого огромного разнообразия стилей и концепций, каким отличался символизм в России.

Все последующие направления так или иначе находились под влиянием символизма. Кто-то напрямую унаследовал его постулаты, а кто-то, критикуя и отрицая символизм, в любом случае начинал своё развитие с обращения к нему.

У истоков русского символизма стояли так называемые «старшие символисты»: Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Александр Добролюбов, Константин Бальмонт. Их последователями, «младшими символистами», стали Александр Блок, Андрей Белый и другие.

Акмеизм

Акмеизм как направление стал прямым наследником символизма, он выделился из него и стал отдельным течением, противостоящим своему прародителю.

Определение 3

Акмеизм – литературное направление, провозглашавшее культ конкретности и «вещественности» образа.

Становление акмеизма связывают с деятельностью поэтической организации «Цех поэтов», а основателем данного направления считается Николай Гумилёв.

Акмеистами были Анна Ахматова, Сергей Городецкий, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич и другие.

Акмеисты считали, что назначением искусство является облагораживание человека. По их мнению, поэзия должна была художественно перерабатывать несовершенные явления окружающей действительности и преобразовывать их в нечто лучшее.

Замечание 2

Для акмеистов искусство было самоценно (искусство ради искусства).

Футуризм

Несмотря на всю эксцентричность и яркость поэзии символизма и акмеизма, именно футуризм считается своеобразной квинтэссенцией новизны и оригинальности Серебряного века.

Определение 4

Футуризм (от лат. futurum – «будущее») – название авангардистских течений, развивавшихся в 1910-20-ых годах в России и Италии. Иными словами, футуризм – «искусство будущего»

Футуристов интересовало не столько содержание стихотворений, сколько их форма. Поэты-футуристы предлагали не беречь сложившиеся литературные традиции и культурные стереотипы, а разрушать их. Русский футуризм отличали бунтарство, анархичность, выражение настроений толпы, эксперименты с рифмой и ритмом.

Создателями русского футуризма считаются участники литературно-художественного объединения «Гилея», в которое входили Велимир Хлебников, Елена Гуро, Василий Каменский, Владимир Маяковский и другие. Именно «Гилея» в 1912 году выпустила манифест «Пощёчина общественному вкусу», в котором призывала отказаться от привязанности к творениям прошлого.

Внутри себя футуризм разделялся на несколько групп, параллельно друг с другом развивающих данное направление:

  • Эгофутуризм, возглавляемый Игорем Северяниным. Он существовал относительно недолго;
  • Кубофутуризм, к которому и относились члены «Гилеи»;
  • Поэтическое объединение «Мезонин поэзии», созданное эгофутуристами;
  • Футуристическая группа «Центрифуга».

Новокрестьянская поэзия

Жанр крестьянской поэзии сформировался ещё в середине XIX века. Некоторые поэты Серебряного века развили и преобразовали данное направление, создав «новокрестьянскую поэзию».

Определение 5

Новокрестьянская поэзия – условное направление русской поэзии, объединявшее поэтов Серебряного века с крестьянским происхождением.

Самым известным представителем данного направления является Сергей Есенин.

Поэты, относящиеся к данному направлению, не образовывали какого-то литературного объединения, лишь позже они были определены в эту категорию литературоведами, поскольку все эти поэты в своём творчестве обращались к теме деревенской России и связи с природой.

Имаджинизм

Поэты-имаджинисты считали, что цель художественного творчеств состоит в создании образа. Имаджинистов, как и практически всех поэтов Серебряного века, отличали бунтарство и эпатажность.

https://www.youtube.com/watch?v=58G8_gNMsKU\u0026t=420s

Большое влияние на формирование имаджинизма оказал футуризм. Отправной точкой имаджинизма считается 1918 год, в котором была создана организация «Орден имаджинистов».

Основателями имаджинизма считаются Анатолий Мариенгов и Вадим Шершеневич.

Поэзия Серебряного века: характеристика, направления, представители – Общие темы Литература 20 века

Определение «серебряный век» возникло по аналогии с «золотым» пушкинским веком русской культуры (термин Н. Бердяева). Существует два толкования термина «серебряный век»: первое — русская поэзия рубежа XIX-XX вв.; второе — единство религии, философии, искусства, сложившееся в русской культуре. В этом единстве определяющей была русская религиозная философия (В. Соловьев, П. Флоренский, С.

Франк, В. Федоров), пытавшаяся примирить религиозный иррационализм с философским сознанием. Ярким явлением русской религиозной философии была концепция всеединства В. Соловьева, которая повлияла на всю художественную культуру Серебряного века. Соловьевская категория Вечной Женственности сказалась на творчестве символистов, в частности на творчестве А. Блока (цикл «Стихи о Прекрасной Даме»).

Все течения и направления Серебряного века объединяло единое ощущение: одновременно в каждом человеке умирает старое и рождается новое, причем эти два процесса обусловлены друг другом. Ощущение кризиса, завершения эпохи породило такое явление, как декадентство.

Декадентство — это не только «упадническое настроение», но целый комплекс идей и чувств, выражающих мироощущение личности на рубеже эпох. Декаденты ощущали смену эпох как глобальный кризис, который представлялся им концом мира и культуры. Отсюда имморализм, увлечение философией Ф.

Ницше, с его культом сверхчеловека, стремлением быть по ту сторону добра и зла. В среде декадентов был широко распространен культ смерти и искусства как наиболее радикальных способов выхода за пределы этого мира. В той или иной степени к декадентству причастны все деятели художественной культуры Серебряного века.

Декадентство не соотносимо ни с какой поэтикой и стоит вне художественных направлений русской литературы рубежа веков.

Серебряным веком называют литературу русского модернизма. Он формировался в постоянной полемике и соотнесении с реализмом. Реалисты, как известно, исходят из представлений о мире как о космосе, то есть порядке, гармонии, соотнесенной с человеком, а модернисты, напротив, считали, что мир — это хаос, совершенно равнодушный и даже враждебный человеку.

Основные направления поэзии Серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм — представляют собой модернистские направления.

Символизм

Символизм был определяющим направлением в поэзии Серебряного века. Выделяют три поколения символистов: первое — предсимволисты (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Соловьев, И. Анненский); второе — старшие символисты (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ю. Балтрушайтис); третье – младшие символисты (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов).

Для предшественников символизм определялся как философское мышление, в котором символ — связь между реальным и идеальным мирами. Для старших символистов — это, прежде всего, литературная школа; для младших символистов — это мировоззрение, определяющее жизнь художника.

Главным принципом символизма было двоемирие, то есть мир оказывался разделенным на идеальный и материальный, при этом первичным и действительным признавался мир идеальный.

Поэзия для символистов – выражение всеобщего единства, одухотворенности и цельности. Поэт в таком случае является пророком. Источником символов для поэтов этого направления были мифологические системы разных народов мира, поэтому в произведениях символистов часто используются мифологические сюжеты, образы, мотивы.

Высшим видом искусства для символистов была музыка. Именно она, полностью свободная от рационального элемента, представлялась им наиболее адекватным выражением единства мира в его идеальной форме. Стихотворения они часто строили по музыкальным законам, а слово воспринимали как часть звучащей мелодии, значимую не логическим, а эмоциональным содержанием.

Символизм утвердился как литературная школа после публикации в 1893 г. статьи Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях в современной литературе». С этого времени начинают выходить журналы символистов «Золотое руно», «Весы», «Новый путь», а также регулярно издаются сборники символистской поэзии «Русские символисты».

Акмеизм

В 1910 г. символистское направление пережило кризис, в результате которого появилось два новых направления в русской поэзии: анимизм и футуризм. В 1910 г. Н. Гумилев издает статью «Наследие символизма и акмеизм», которая становится манифестом нового направления – акмеизма. Акмеисты назвали свое объединение Цех поэтов (Н. Гумилев, А.

Ахматова, В. Нарбут, О. Мандельштам, М. Зинкевич). Выбрав такое название, акмеисты полемизировали с символистами, утверждая, что поэт – это, прежде всего, мастер своего дела. Если символисты исходили из иерархии между двумя мирами, то акмеисты считали реальный мир столь же значимым, как и идеальный, и стремились к равновесию между ними.

Они проповедовали адамизм, не только как «первобытно-звериный взгляд на мир» (Н. Гумилев), но и твердый, «мужественный» взгляд на реальный мир с его сложностями. Такой взгляд, по мнению акмеистов, противостоял разорванности современного сознания.

В связи с этим в произведениях акмеистов часто можно найти обращение к древности, к первобытному сознанию и даже к сознанию зверя. Например, у О.Э. Мандельштама:

  • Ни о чем не надо говорить,
  • Ничему не следует учить,
  • И печальна так, и хороша
  • Темная звериная душа.
  • Ничему не хочет научить,
  • Не умеет вовсе говорить
  • И плывет дельфином молодым
  • По седым пучинам мировым.

Осип Мандельштам сформулировал еще один важный принцип акмеизма – «тоска по мировой культуре». Речь идет о взгляде на литературу как на некий единый текст, входя в который поэт не может не обращаться к чужому тексту, не может не цитировать. Однако акмеисты цитируют таким образом, что узнать источник без специальной подготовки практически невозможно.

Например, в стихотворении «Фаэтонщик» О. Мандельштама очень трудно узнать вошедшее в него стихотворение «Бесы» А. Пушкина:

  1. На высоком перевале
  2. В мусульманской стороне
  3. Мы со смертью пировали,
  4. Было страшно как во сне.

В отличие от символистов, делавших акцент на поиске скрытых отношений между людьми и природой, акмеисты были очень внимательны к конкретным деталям. В их стихах любое самое сложное переживание соотносилось с конкретным временем и местом, выражалось в определенном жесте, связывалось с реальной обстановкой. Главой этого литературного направления был Н. Гумилев.

Творчество акмеистов оказало значительное воздействие на поэтов Парижской ноты — литературной школы первой волны русской эмиграции.

Футуризм

Одновременно с акмеизмом возникло другое литературное направление – футуризм. Оно было самым шумным, скандальным, эпатажным из модернистских направлений русской литературы. Выступления футуристов запоминались театральностью, яркими абсурдными костюмами (например, желтая женская кофта В. Маяковского), а также потасовками.

Наметилось четыре объединения футуристов: первое — эгофутуристы (И. Северянин, К. Романов); второе — кубофутуристы (В. Хлебников, В. Маяковский, Д. и Н. Бурлюки, А. Крученых); третье — «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев); четвертое — группа «Центрифуга» (Б. Пастернак, К. Бобров).

Несмотря на все различия между отдельными группами, футуристов объединяло единое отношение к культуре. Они воспринимали культурное наследие как изжившее себя и провозглашали лозунги: «Сбросим Пушкина с парохода современности», «во имя нашего завтра сожжем Рафаэля». Футуристы отказывались от прошлого во имя будущего.

Будущее для них связывалось с урбанизацией, технократией. Искусство будущего они представляли только в синтезе с политикой, поэтому революции в искусстве они приравнивали к революции в политике.

На уровне поэтики использование культурного наследия выражалось в апелляции к фольклорному сознанию и в таком своеобразном явлении, как заумь, которая выглядела как воспроизведение заклинаний. Например, у А. Крученых мы читаем:

  • Дыр бул щил
  • убещур
  • скум
  • вы со бу
  • р л эз.

Заумь В. Хлебникова представляла собой своеобразную переплавку привычных слов в поисках их первоначального единства.

  1. Крылышкуя золотописьмом тончайших жил,
  2. кузнечик в кузов пуза уложил
  3. миллионы всяких трав и вер.
  4. Пинь-пинь-пинь-тарарахнул зинзивер.

О лебедиво! О озари!

«Кузнечик»

Эгофутуристы — наиболее раннее из футуристических объединений. Поэты этой группы находились под влиянием символизма: подчеркнутая музыкальность стиха, устремленность к возвышенному. Лирика И. Северянина была своеобразной пародией на символизм:

  • Ананасы в шампанском!
  • Ананасы в шампанском!
  • Удивительно вкусно, искристо, остро!
  • Весь я в чем-то норвежском,
  • Весь я в чем-то испанском,
  • Вдохновляюсь порывно –
  • И берусь за перо.

Самым многочисленным, самым ярким было объединение кубофутуристов. Многие из его представителей были не только поэтами, но и художниками (А. Крученых, В. Маяковский, Д. Бурлюк). Именно из среды кубофутуристов избирались Председатели Земного Шара (первый – В. Хлебников, второй — Н. Петников, третий — Л. Вышеславский).

После Октябрьской революции 1917 г. кубофутуристы стали называть себя комфутами – коммунистическими футуристами. Они претендовали на то, чтобы быть официальным искусством революции, но не получили поддержки советской власти.

В 1919 г. В. Шершеневич совместно с С. Есениным, С. Мариенгофом, Р. Ивневым создали группу имажинистов (1919—1923), которые главным принципом своего творчества провозгласили создание образов.

В. Маяковский отошел от футуристического движения и создал свою группу ЛЕФ Левый Фронт искусства, которая стремилась выработать концепцию нового пролетарского искусства – искусства будущего.

Футуризм был своеобразным переходом между искусством модернизма и авангардом.

Если модернисты, стремясь к новизне, не разрывают с традициями прошлого, то в авангарде происходит кардинальный разрыв между прошлым и будущим искусством.

Если модернизм исходит из представления о мире как о хаосе, который преодолевается гармонией художественного произведения, то в авангарде реакция на хаос мира — хаос текста (творчество А. Крученых).

Символизм, акмеизм и футуризм — это главные направления в поэзии Серебряного века, были поэты, которые периодически придерживались диаметрально противоположных мнений, переходили (С. Городецкий, А. Тиняков). Кроме того, были поэты, которые никогда не принадлежали ни к одному направлению и всегда держались в стороне от литературных школ (М. Волошин, М. Кузьмин, М. Цветаева, В. Ходасевич).

После революции 1917 г. многие направления, течения были признаны неактуальными для нужд нового советского общества. Лишь с 80-х гг. XX в. наследие Серебряного века стало доступно любителям поэзии без цензурных сокращений.

Источник: Сычев С.В. Русская литература XIX-XX веков. – М.: ООО ТД “Издательство Мир книги”, 2007

Литература серебряного века | Презентация к уроку (литература, 11 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть

Слайд 1

Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века.

Слайд 2

« Наше время трудновато для пера…» В.В. Маяковский «Ни одна мировая литература XX века, кроме русской, не знала столь обширного списка безвременно, рано ушедших из жизни мастеров культуры…» В.А. Чалмаев « XX век всех нас переломал…» М.И. Цветаева Литература XX века

Слайд 3

Историческая ситуация в России начала XX века Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890-х гг.

и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична.

Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

Слайд 4

I. Начало 1890-х – 1905 год 1892 год. Свод законов Российской империи: «обязанность полного послушания царю», власть которого объявлялась «самодержавной и неограниченной» Быстрыми темпами развивается промышленное производство. Растет социальное сознание нового класса – пролетариата.

1885 год. Первая политическая забастовка Орехово-Зуевской мануфактуры. Суд признал требования трудящихся справедливыми. 1896 год. Император Николай Второй.

Образовались первые политические партии: 1898 – социал-демократы, 1905 – конституционные демократы, 1901 – социал-революционеры

  • Слайд 5
  • Революции Исторические потрясения начала 20века 1905 1917 Февральская буржуазно-демократическая революция Октябрьская социалистическая революция Первая русская революция
  • Слайд 6
  • Николай Бердяев «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму».
  • Слайд 7

Девятнадцатый век …. Упали в прах обломки суеверий, Наука в правду превратила сон: В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон, Познав составы звезд и жизнь бактерий.

Античный мир вел к вечным тайнам нить; Мир новый дал уму власть над природой; Века борьбы венчали всех свободой. Осталось: знанье с тайной съединить.

Мы близимся к концу, и новой эре Не заглушить стремленья к высшей сфере . (В.Брюсов)

Слайд 8

Русскую литературу рубежа 19 – 20 веков называют Серебряным веком. 1895 – 1920 г.

Слайд 9

Началом «Серебряного века» русской поэзии считается статья Д.Мережковского «Символы». Отцом «термина» является русский философ Николай Бердяев, назвавший «Серебряный век» отблеском, возрождением «века золотого». Одна из наиболее вероятных причин – кризисность эпохи, напряженная историческая обстановка.

Слайд 10

Начало эпохи 1890 год Николай Минский “Со светом совести” (1890г.) Дмитрий Мережковский “О причинах упадка современной российской литературы” (1893г.) Валерий Брюсов “Российские символисты” (1894г.) Окончание эпохи 1921 год смерть Александра Блока и гибель Николая Гумилева в 1921г.

  1. Слайд 11
  2. Разделение русской литературы на два направления Направления в литературе реализм модернизм символизм акмеизм футуризм имажинизм декаданс
  3. Слайд 12

От франц. decadence; от средневекового лат. decadentia — упадок. Настроение пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний.

Оппозиция к общепринятой «мещанской» морали. Культ красоты как самодовлеющей ценности. Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны».

Декаданс (конец 19 — начало 20 вв.)

Слайд 13

Декаданская лирика Пустынный шар в пустой пустыне, Как Дьявола раздумие… Висел всегда, висит поныне… Безумие! Безумие! Единый миг застыл – и длится, Как вечное раскаянье… Нельзя ни плакать, ни молиться…

Отчаянье! Отчаянье! Пугает кто-то мукой ада, Потом сулит спасение… Ни лжи, ни истины не надо… Забвение! Забвение! Сомкни плотней пустые очи И тлей скорей, мертвец. Нет утр, нет дней, есть только ночи. Конец. З.

Гиппиус

Слайд 14

Декаданская лирика Так жизнь ничтожеством страшна, И даже не борьбой, не мукой, А только бесконечной скукой И тихим ужасом полна, Что кажется — я не живу, И сердце перестало биться, И это только наяву Мне все одно и то же снится. И если там, где буду я, Господь меня, как здесь, накажет, — То будет смерть, как жизнь моя, И смерть мне нового не скажет. Д.С. Мережковский

Слайд 15

Критический реализм ( XIX век – начало XX века) Правдивое, объективное отображение действительности в ее историческом развитии.

Продолжение традиций русской литературы XIX века, критическое осмысление происходящего. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами.

Пристальное внимание к внутреннему миру человека. А.П. Чехов Л.Н. Толстой А.И. Куприн И.А. Бунин

Слайд 16

Новое поколение писателей, которые входили в кружок, возглавляемый Н.Д. Телешовым – «Среда» Издательство «Знамя» открывает М. Горький Реализм (неореализм) А. Куприн М. Горький Л. Андреев И. Шмелёв И. Бунин

Слайд 17

Жанр – повесть и рассказ. Ослаблена сюжетная линия. Интересует подсознание, а не «диалетика души», тёмные, инстинктивные стороны личности, стихийные чувства, не понимаемые самим человеком.

Образ автора выходит на первый план, задача – показать свое, субъективное восприятие жизни. Нет прямой авторской позиции – всё уходит в подтекст (философский, мировоззренческий) Возрастает роль детали.

Поэтические приемы переходят в прозу. Реализм (неореализм)

Слайд 18

Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства. В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской.

Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов. Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века.

, провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.

Слайд 19

Символизм Д. Мережковский , З. Гиппиус , Ф. Сологуб , В. Брюсов , К. Бальмонт , А. Блок , А. Белый , 1870-1920-е гг. От гр. symbolon – знак, символ.

Слайд 20

Символизм зародился во Франции в 60-70 гг. XIX века.

  • Слайд 21
  • Истоки русского символизма Франция 1860-70-е годы. Артюр Рембо Поль Верлен Шарль Бодлер Стефан Малларме Основатель символизма – Шарль Бодлер
  • Слайд 22

Литературные манифесты 1893 год. Статья Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Модернизм получает теоретическое обоснование.

Три основных элемента «нового искусства»: мистическое содержание, символизация «расширение художественной впечатлительности» 1903 год. Статья В Брюсова «Ключи тайны». Литература по воздействию должна быть приближена к музыке.

Поэзия – выражение души поэта, тайн человеческого духа.

Слайд 23

Символический пейзаж Звукопись. Важна музыка слова. «Жреческий язык»: усложненный, метафоричный.

Возрождение сонета, рондо, терцины… Особенность поэтики Антитеза 2-х миров (двоемирие): нетленный и реальный Цветовая символика синий – разочарование, разлука, окружающий, вещественный мир… белый – идеал, женственность, любовь, мечта… жёлтый – болезненность, сумасшествие, отклонение… чёрный – тайна, двойственность… красный – кровь, катастрофа…

Слайд 24

Символ образ, имеющий безграничное количество значений « Символ только тогда истинный, когда он неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов) «Символ – окно в бесконечность» (Ф. Сологуб) передает не объективную суть явления, а индивидуальное представление поэта о мире; образ, требующий от читателя сотворчества. «Символы не говорят, а молча кивают» (Вяч. Иванов) М. Врубель. Роза

Слайд 25

Особенность мировосприятия Мир непознаваем. Рационально можно осмыслить только низшие формы жизни, а не « высшую реальность » (область « абсолютных идей», «мировой души») В. Соловьев.

Искусство – это не изображение реальности, а « постижение мира иными, не рассудочными путями » (В.Я. Брюсов) – через духовный опыт человека и творческую интуицию художника. К. Сомов «Синяя птица».

1918 Сверхчувствительная интуиция поэта выражается через символ, который и стремится обозначить ускользающее

Слайд 26

Старшие символисты 1903 Брюсов «Ключи тайн» : Цель искусства – выражение «движения души» поэта, тайн человеческого духа Сущность мира непознаваема рассудком, но познаваема интуицией Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями. Задача искусства – запечатлеть мгновения прозрения, вдохновения Создания искусства – это приотворённые двери в Вечность В. Брюсов К. Бальмонт Д. Мережковский З. Гиппиус Ф. Сологуб

Слайд 27

Младосимволисты 1900гг.-рубеж веков Философия Владимира Соловьева … Мы подошли – и воды синие Как две расплеснутых стены. И вот в дали белеет скиния, И дали мутные видны… божественное единство Вселенной Душа мира – Вечная Женственность Общество построено на духовных началах В. Иванов А. Белый А. Блок

Слайд 28

Противопоставление мира идей и мира действительности, рационального и интуитивного познания Мотив ожидания грядущих зорь, предвещающих начало новой эры Эклектичность , противоречивость В центре внимания – вопросы о судьбах России Младосимволисты

Ссылка на основную публикацию