Основная тема в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

Творческая история романа

Роман «Обломов» входит в гончаровскую трилогию, состоящую также из романов «Обыкновенная история» и «Обрыв», являясь ее второй частью.

Замысел «Обломова» возник у И.А. Гончарова в 1847 году. Первоначально И.А.Гончаров думал изобразить в романе под названием «Обломовщина» историю русского дворянина-помещика от колыбели до могилы, в его деревенском и городском быте.

Основная тема в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

Писался роман в течение двенадцати лет, до 1859 г., когда и был опубликован в журнале «Отечественные записки» уже под окончательным названием «Обломов».

В 1849 г., по утверждению самого автора, был составлен план романа и написан черновик первой части. Замысел романа возник у писателя под влиянием идей В.Г. Белинского. Идея данного произведения заключалась в изображении тех особенностей русской национальной жизни и русского национального характера, которые уходят в прошлое и утрачиваются навсегда.

Автор утверждал, что уже 1849 г. был готов план романа и черновик первой части. Началом романа было изображение воспитания главного героя в отчем доме и его обычного дня там.

Работа над «Обломовым» была приостановлена из-за работы над книгой очерков «Фрегат «Паллада» (1853 – 1855 гг.). В июле-августе 1857 г.

в немецком городке Мариенбаде невероятно быстро, «как будто по диктовке», Гончаров создал вторую и третью части, а в 1858 г. была завершена последняя, четвертая часть.

Но перед публикацией романа «Обломов» был основательно переписан: добавлены новые эпизоды, сокращены некоторые главы.

Раньше всего в печати как самостоятельное произведение появилась глава «Сон Обломова»: в 1847 г. в журнале «Современник». Детские воспоминания о жизни в Симбирске нашли отражение в этой части, изображающей каждодневное существование и быт русских помещиков в провинции, устои патриархальной старины.

Не имея возможности посвящать литературной деятельности все свое время (писатель служил в Департаменте внешней торговли в Петербурге и сделал блестящую карьеру как чиновник), он тем не менее оставил после себя чудесное наследие, издаваемое в России и за рубежом и пользующееся неизменной популярностью, – три романа на букву «О», в числе которых и вышеназванный роман.

Основная тема в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

Композиция

Композиция романа круговая. Четыре части, четыре времени года, четыре состояния Обломова, четыре этапа жизни каждого из нас. Действие в книге представляет собой круговорот: сон переходит в пробуждение, пробуждение – в сон.

Экспозиция. В первой части романа действия почти и нет, разве что только в голове у Обломова. Илья Ильич лежит, он принимает визитёров, он кричит на Захара, а Захар кричит на него.

Здесь появляются различные персонажи, но в основе своей все одинаковые… Как Волков, например, которому герой сочувствует и радуется за себя, что не раздробляется он и не рассыпается на десять мест в один день, не мыкается, а сохраняет своё человеческое достоинство в своих покоях.

Следующего «с холоду», Судьбинского, Илья Ильич также чистосердечно жалеет и выводит, что несчастный друг его увяз в службе, и что теперь многое в нем в век не пошевелится… Был и журналист Пенкин, и бесцветный Алексеев, и грузнобровый Тарантьев, и всех он одинаково жалел, всем сочувствовал, со всеми парировал, декламировал идеи и мыслил… Немаловажной частью является глава «Сон Обломова», в которой обнажается корень «обломовщины». Композиция равна идее: Гончаров описывает и показывает те причины, из-за которых и сформировались лень, апатия, инфантильность, а в конце и мёртвая душа. Именно первая часть — экспозиция романа, так как здесь читателю представлены все условия, в которых личность героя формировалась.

Основная тема в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

Завязка. Первая часть также является точкой отсчёта последующей деградации личности Ильи Ильича, ибо даже скачки страсти к Ольге и преданной любви к Штольцу во второй части романа не делают героя лучше, как личность, а только постепенно выжимают Обломова из Обломова. Здесь происходит знакомство героя с Ильинской, которое в третьей части перерастает в кульминацию.

Кульминация.

Третья часть, в первую очередь, судьбоносна и значима для самого главного героя, так как здесь все его мечты вдруг становятся реальными: он совершает подвиги, он делает предложение руки и сердца Ольге, он решается на любовь без страха, решается на риск, на поединок с самим собой… Только такие, как Обломов, не носят кобуры, не фехтуют, не покрываются потом во время сражения, такие дремлют и только представляют, как это героически красиво. Обломову не все под силу – он не может выполнить просьбу Ольги и отправиться в свою деревню, так как деревня эта – фикция. Герой расстается с женщиной своей мечты, выбирая сохранение собственного жизненного уклада, а не стремление к лучшему и вечную борьбу с собой. Параллельно безнадежно ухудшаются его финансовые дела, и он вынужден покинуть уютную квартиру и предпочесть бюджетный вариант.

Развязка. Четвертая заключительная часть, «выборгская обломовщина», складывается из брака с Агафьей Пшеницыной и последующей смерти главного героя. Возможно и такое, что именно брак поспособствовал отупению и скорой кончине Обломова, ведь, как сам он выражался: «Есть же этакие ослы, что женятся!».

Особенности композиции заключаются в параллельно идущих сюжетных линиях на разных уровнях восприятия.

Основная сюжетная линия здесь только одна и она любовная, романтическая… Взаимоотношения Ольги Ильинской и её главного кавалера показаны ново, смело, страстно, психологически подробно. Именно поэтому роман претендует на звание романа любовного, являясь неким образчиком и мануалом по строительству отношений между мужчиной и женщиной.

Основная тема в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

Второстепенная же сюжетная линия основывается на принципе противопоставления двух судеб: Обломова и Штольца, и пересечения этих самых судеб в точке любви к одной пассии. Но в данном случае, Ольга не является переломным персонажем, нет, взгляд падает только на крепкую мужскую дружбу, на похлопывание по спине, на широкие улыбки и на обоюдную зависть (хочется жить так, как живёт другой).

О чём роман?

Роман этот, прежде всего, о пороке общественного значения. Нередко читатель может заметить сходство Обломова не только с его создателем, но и с большинством людей, живущих и когда-либо живших.

Кто из читателей по мере сближения с Обломовым не узнавал себя, лежащим на диване и размышляющим о смысле жизни, о тщетности бытия, о любовной силе, о счастье? Кто из читателей не дробил себе сердце вопросом: «Быть или не быть?»?

Свойство писателя, в конечном итоге, таково, что, пытаясь обнажить очередной человеческий изъян, он в процессе в него влюбляется и подаёт читателю изъян с таким аппетитным ароматом, что читателю нетерпеливо хочется полакомиться.

Ведь Обломов ленив, неопрятен, инфантилен, но публика его любит потому только, что герой имеет душу и душу эту перед нами не стыдится раскрыть.

«Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью» — вот, один из самых важных постулатов произведения, закладывающих суть романа «Обломов».

Основная тема в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

Сам диван и Обломов, лежащий на нем, удерживают мир в равновесии. Его философия, неразборчивость, смятение, метания заправляют рычагом движения и осью земного шара. В романе в таком случае происходит не только оправдание бездействия, но и осквернение действия.

Суета сует Тарантьева или Судьбинского не приносит толку, Штольц успешно делает карьеру, но какую – неизвестно… Гончаров осмеливается слегка высмеять труд, то бишь, труд на службе, к которой он относился ненавистно, что, следовательно, неудивительно было заметить и в характере главного героя.

«Но как огорчился он, когда увидел, что надобно быть, по крайней мере, землетрясению, чтоб не прийти здоровому чиновнику на службу, а землетрясений, как на грех, в Петербурге не бывает; наводнение, конечно, могло бы тоже служить преградой, но и то редко бывает.» — писатель передаёт всю бессмысленность государственной деятельности.

Это роман о том, что если ты лежишь на диване, ты, возможно, более прав, чем те, кто ежедневно куда-то ходит или где-то сидит. Обломовщина — это диагноз человечеству, где любая деятельность может привести либо к потере собственной души, либо к бестолковому крошению времени.

Главные герои и их характеристика

И. А. Гончаров “Обломов”. Характеристика героев

Темы

Тематика романа «Обломов» охватывает все сферы жизни дворян XIX столетия:

Воспитание – Писатель подчёркивает важность воспитания. Он показывает, насколько разными могут вырасти дети, воспитывавшиеся в разных условиях. Для сравнения он показывает две крайности — строгие родители и мягкотелые родители. В обоих случаях результаты слишком утрированы и категоричны: Андрею для счастья не хватает душевности, а Илье — активности и практицизма.

Детство – Детство в романе изображено важным этапом в построении человеческой личности. Уже в детстве герои романа стали теми, кто они есть. Однако воспринимают они его совершенно по-разному. Для Штольца детство стало источником опыта, а для Обломова — потерянным раем и мечтой.

Основная тема в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

Любовь – По мнению Гончарова, любовь – прекрасное чувство. Она способна действительно изменить человека. Однако в то же время она способна причинить и ужасный вред.

Ильинская переживает неудачный роман, хоть и не без последствий, а Обломов ещё сильнее закрывается в себе. Поэтому в чувстве важно идти до конца, и если уж менять под его влиянием, то меняется необратимо.

Иначе неудачная попытка перемен обернется разбитым сердцем и изменой самому себе.

Мечта – Человек, который способен мечтать – прекрасен. Однако Гончаров показывает, что тот, кто живёт только мечтами, обречён на трагедии в реальной жизни. Илья Ильич и его «хрустальная душа» не приспособлены к самостоятельному существованию и обрекают всех окружающих на необходимость жертвы во имя их спасения.

Дружба – Гончаров изобразил довольно редкое явление в русской литературе – настоящую дружбу. Штольц и Обломов, являясь полными противоположностями, всегда готовы помочь друг другу. Они дополняют себя за счет общения с товарищем и открывают для себя то недоступное, что отделено от них самих.

Счастье Обломова заключалось в воспоминаниях о давно ушедшем детстве, в котором он был огорожен от суеты реального мира. Безопасность, изобилие и комфорт — вот его стихия. Идеалом Ильи Ильича была инфантильная и сытая жизнь на широкую ногу, не обремененная трудом.

Труд – Гончаров бесконечно уважает трудящегося человека, который самостоятельно добился успеха. Однако на примере Штольца он демонстрирует, что такой человек может впасть в крайность, превратиться в надёжный, но шаблонный механизм, который воспринимает жизнь лишь с точки зрения работы ради самой работы.

Основная тема в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

Проблемы

Лишний человек – Гончаров изобразил образ человека, который из-за своего барского воспитания оказывается не способным жить в реальном мире.

Через образ Обломова писатель демонстрировал деградацию помещичьего дворянства, не способного приспособиться к изменениям в быту и нравах.

Хорошо это или плохо, но общество не может вечно содержать паразитов вроде Ильи Ильича, несмотря на их хрустальную душу. Поэтому вполне логичным представляется его положение атавизма, который понемногу уходит в прошлое.

Обломовщина – Под этим словом Гончаров подразумевал образ мыслей, при котором человек, отказываясь от настоящего, погружается в идеалистические воспоминания о прошлом. Он не созидает и не разрушает, а просто созерцает галерею воспоминаний. Обломовщина – это отказ от действий, неизбежно заканчивающийся смертью души.

Образ жизни Обломова – Писатель в определённой степени симпатизирует своему герою, показывая его моральное превосходство перед бездушностью и суетливостью окружающих, однако Гончаров демонстрирует, что образ жизни Обломова губителен не только для него, но и для тех, кто от него зависит. Сын его остался сиротой из-за инфантильности отца.

Смысл жизни – Писатель демонстрирует нам две крайности. С одной стороны, мы видим Обломова, который всю свою жизнь посвятил ленивым рассуждениям и мыслям, а с другой стороны, Штольца, для которого в этой жизни не существует ничего, кроме работы. Ни Обломов, ни Штольц так и не обрели подлинного счастья и смысла жизни. Гончаров показал бесперспективность двух жизненных крайностей

Читайте также:  Поэт-пророк в творчестве м. ю. лермонтова

Причины лежания Обломова – Гончаров показал несовершенство дворянского воспитания и общества, которые в конечном итоге породили прослойку людей, не приспособленных к любой человеческой деятельности. Именно барин нашел свое место на диване, ведь только его жизнь не принуждала к труду.

Он родился с серебрянкой ложкой во рту и не имел достаточной мотивации, чтобы найти свое место под солнцем. Зачем, если и так все есть? Обломов мог бы являться в общество и транжирить деньги там, как и большинство его сверстников-дворян, но по характеру он был замкнутым и апатичным человеком без интересов.

Только мечты и думы занимали его, а потому его образ мышления и происхождение соединились в одной точке — на диване.

Лень показана в романе, как самый опасный человеческий порок, который приводит человека сначала к духовной, а потом и физической смерти.

Основная тема в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

Основная идея

  • Гончаров изобразил в романе отмирание старой России и начало новой эпохи, в этом общественный смысл романа «Обломов»:
  • С одной стороны, мы видим помещичье дворянство в лице Обломова, находящееся в глубоком мировоззренческом кризисе, бессильное и безразличное ко всему.
  • С другой стороны, мы можем наблюдать новое поколение русских людей в лице Штольца – трудолюбивых, талантливых капиталистов, дельцов, которые живут только работой и зарабатыванием денег.
  • Главная мысль автора заключается в надежде, что Россия сможет почерпнуть из двух миров только самое лучшее.

Чему учит?

Роман «Обломов» учит нас избегать крайностей. Человек должен честно работать, чтобы чего-то добиться в этой жизни, а не только рассуждать о смысле бытия.

Однако в то же время он не должен подавлять в себе человечность. Ведь только рассуждая о своей жизни и окружающем мире, мечтая, думая, отдаваясь ностальгии, мы, возможно, сможем стать по-настоящему счастливыми.

Такой вывод можно сделать из романа «Обломов».

Гончаров показал, что даже совершенно разные люди могут стать настоящими друзьями, а даже самая нежная любовь — привести к беде. Это и есть мораль произведения «Обломов»: нет чего-то абсолютно хорошего и плохого, верного и ложного. Благие намерения Ольги обернулись травмой и для Ильи, и для нее самой. Забота Андрея о друге лишь подтолкнула его к еще большей деградации.

Художественные особенности и детали

Художественное своеобразие романа заключается, прежде всего, в неторопливости и внешней простоте основного действия, скрывающей под собой комплексную философскую и социальную дилемму.

Весьма любопытную роль выполняет эпизод, в котором Обломову снится его детство в семейном имении. Этот эпизод – ключевой во всём романе. Он обнажает конфликт героя и мира, показывает то основание, на котором покоится характер Обломова. Такова роль сна в романе.

Читайте так же – И. А. Гончаров “Обломов”. Характеристика героев

Основная тема в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

  1. Источник
  2. Источник
  3. Источник

Идея романа «Обломов»: анализ произведения и его замысел, главная мысль

Роман Гончарова И. А. «Обломов» был выпущен в свет в 1859 году. Писатель раскрыл множество социальных вопросов. Основная проблема в обществе того времени — нежелание дворянства принимать новые порядки и меняться.

Это интересное и поучительное повествование о мечтателе Илье, который вел праздный образ жизни, не хотел ничего делать.

Идея романа «Обломов» заключается в том, чтобы показать неидеальный мир и проблемы, которые возникают перед разными классовыми слоями населения.

Краткое содержание

Гончаров изобразил портрет человека, который не хотел менять свою жизнь, стремился к спокойствию. Но этот путь мог привести только к деградации.

В Петербурге на Гороховой улице жил Илья Ильич Обломов. Он недавно переехал в этот город, чтобы влиться в высшее общество, только его попытка оказалась неудачной. Илья Ильич — ленивый молодой человек, который большую часть времени лежит на диване и мечтает о лучшей жизни. У него был слуга, сильно похожий поведением на своего хозяина. Оба мужчины неряшливы, не желали ничего делать.

Основная тема в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

Обломов получил в наследство имение Обломовку. Он не умел управлять им, да и не особо хотел. Герой только мог размышлять, как изменит поместье и жизнь крестьян. Но дальше этого дело не заходило.

Илья ожидал приезда своего лучшего друга Андрея Штольца. Он надеялся, что приятель поможет ему разобраться в управлении имением. Однако друг был недоволен тем, какой образ жизни ведет Обломов.

Андрей хотел изменить такое положение дел, выводил главного героя в свет, знакомил с людьми. Он свел его с умной и деятельной Ольгой Ильинской.

В Илье Ильиче сразу стали заметны перемены:

  • он оживился;
  • у него появилась жажда жизни;
  • мужчина влюбился в девушку, а она ответила ему взаимностью.

Ольга хотела расшевелить своего избранника, давала ему разные задания для этого (например, чтение разных книг). Только ничего не вышло. Обломов не мог отказаться от прошлого.

Он чувствовал, что любовь становится для него обязанностью. Всплеск в жизни сошел на нет. Илья Ильич признался в своих мыслях Ольге.

Девушка разорвала отношения, так как хотела жить с человеком деятельным, а не таким, как Обломов.

Андрей уехал, а главный герой переехал в другой дом, где познакомился со своей будущей женой. Брат Агафьи был мошенником и хотел обмануть Илью Ильича. Если кратко, то его спас Штольц, вовремя обнаруживший подвох.

Агафья к тому времени уже завладела полностью главным героем. Она создала уютную обстановку, где Обломов чувствовал себя спокойно и умиротворенно, как в детстве. Ему не нужно было ничего делать. Жена вкусно готовила и выполняла его прихоти. Именно эти качества он ценил, потому и женился на ней. Немного погодя у пары родился малыш, которого назвали Андрюшей.

Семейной жизнью Илья Ильич наслаждался недолго. Неожиданно его разбил инсульт, после чего спустя 2 года он тихо умер во сне.

Главные мысли

Идейный замысел романа «Обломов» возник у автора в 1847 году. Книга была воспринята неоднозначно, так как в ней было показано, как возникают лень и апатия, а человек медленно угасает как личность.

Основная тема

Писатель затронул глубокую проблему всего российского общества того времени. Дворянство застряло в пороках и бездействии крепостного права, проживало бесполезные и праздные дни.

Автор описал кризис личности, который возникает при отсутствии мотивации что-либо делать.

Это явление в то время было сильно распространено, поэтому имя главного персонажа стало нарицательным, а понятие «обломовщина» актуально до сих пор. Оно означает отсутствие желания что-то делать.

Основная тема в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

Лень, беззаботное существование, пустые мечты о лучшей судьбе препятствуют поиску смысла жизни. Из-за этого возникает апатия. Обломов хочет что-то поменять, но никаких усилий не прикладывает для этого. Когда нет поступков, нет и изменений. Отсутствие смысла жизни приводит к множеству неблагоприятных последствий:

  • человек доживает свои дни, не меняет ничего и не стремится к переменам;
  • он чувствует себя лишним, не может приспособиться к новой жизни;
  • у таких людей только одно будущее — моральная и физическая деградация.

Смысл книги

Автор в романе хотел подчеркнуть, что путь к деградации характерен не только для одной личности, но и для всего социального класса. Гончаров писал произведение в довольно сложный период. Тогда происходило разрушение всех принципов и идеалов прошлого, чтобы создать новое общество, которое будет ориентировано на цели и авторитеты, преобладающие в Европе.

Основная тема в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

Прогрессивная часть дворянского класса разделяла идеи быстрого развития, смогла легко принять и приспособиться, а вот люди, подобные Обломову и жителям Обломовки, сопротивлялись переменам. Они держались за прошлое, устаревшие взгляды на жизнь, жили, как их предки, отрицая важность образования и труда. Вместо трудолюбия и получения знаний «обломовщина» стремилась к спокойствию и безделью.

Илья Ильич вырос именно в такой обстановке, поэтому не стремился к переменам. Он перенял от родных отжившие себя ценности.

Мужчина не смог найти свое место, ему оставалось только строить иллюзии и мечтать. Он постепенно деградировал и умирал как личность.

Ольга хотела сделать его другим, более живым, но так и не смогла избавить от равнодушия к жизни. Она осуждала пассивность, лень, неряшливость и нежелание бороться за свое будущее, а именно эти качества и были присущи главному герою. Это и есть самая важная идея «Обломова».

Анализ романа «Обломов»

Роман И.А. Гончарова «Обломов» — это роман о человеке, утописте и мечтателе, не принимающем деятельную жизнь. В образе Обломова отображена несостоятельность государственного устройства, основанного на крепостном праве, вследствие которого представители высшего сословия стали ленивыми и беспомощными.

Сюжет

Основная тема в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»

В романе освещается жизнь обедневшего помещика Ильи Ильича Обломова, который живёт в Петербурге вместе со своим старым слугой Захаром. Обломов редко встаёт с дивана.

Он перестал заниматься какой-либо деятельностью, и даже не выходил за порог своей квартиры.

Всё свободное ото сна время он предавался размышлениям, относительно того, как следует жить, и мечтал о беззаботной жизни в родной Обломовке.

Единственным, кто навещает Илью Ильича, является его друг детства Андрей Штольц. Он представляет собой полную противоположность главного героя, и даже заставляет его на некоторое время очнуться от забвения, и окунуться в реальную жизнь. Обломов даже влюбляется в Ольгу Ильинскую, и решается изменить ради неё свою жизнь.

Но со временем эта решительность исчезает, и он по воле обстоятельств оказывается в доме Агафьи Пшеницыной, на которой в итоге женится. В этом браке он окончательно угасает от бездействия и безволия, и в скором времени незаметно умирает во сне.

Но Обломову всё-таки удалось оставить после себя след в жизни, у него родился сын, названный Андреем в честь Штольца.

История создания

Замысел произведения появился в 1847 году, но на его завершение ушло целых 12 лет. Вначале была опубликована всего одна глава, как самостоятельное произведение. Публикация «Сна Обломова» относится к 1849 году.

И.А. Гончаров надеялся быстро написать этот роман, поэтому даже заключил заранее договор с издателями. Но его постоянно что-то отвлекало, поэтому процесс создания часто останавливался. Самый большой перерыв длился целых семь лет. Но после него автор берется вновь за роман, и заканчивает его полностью в течение двух лет.

Этапы работы над романом

1847-1848 гг. – появление замысла романа.

1849 г. – публикация одной главы романа как самостоятельного произведения.

1857-1859 гг. – завершение работы над романом после семилетнего перерыва.

Тематика

В произведении поднимается несколько тем: тема любви, тема дружбы и тема поиска смысла жизни.

Тема любви раскрывается на примере взаимоотношений Обломова с двумя женщинами: Ольгой Ильинской и Агафьей Пшеницыной. Таким образом, автор демонстрирует разные стороны одного и того же чувства. Ольга Ильинская, в первую очередь, думает о самой себе, а потом уже о своём избраннике.

Поэтому, несмотря на искренность своих чувств, всеми силами старается изменить его, чтобы он стал таким, как она хочет. Агафья Пшеницына в этом плане оказывается совершенно другой женщиной. Она любит Обломова таким, какой он есть на самом деле, заботится о нём, не осуждает его привычки, и охраняет его покой.

Эта женщина отдаёт всю себя, ради счастья того, кто подарил ей семью и ребёнка.

Тема дружбы касается отношений между Обломовым и Штольцем. Несмотря на свои различия, они сумели сохранить свою дружбу на протяжении стольких лет. Они подружились еще в раннем детстве.

Илья Ильич и Андрей дополняют друг друга, знают о самом важном и сокровенном из жизни каждого.

Штольц всегда находил успокоение и поддержку в гостях у своего верного товарища, а Обломов нуждался в его практических советах относительно ведения хозяйства.

Поиск смысла жизни. Все герои романа пытаются отыскать свой путь в жизни, и понять человеческое предназначение. Обломов видит его в размышлениях, мечтах и достижении внутренней гармонии. Штольц считал, что человек всегда должен находиться в движении вперёд. Ольга Ильинская пыталась создать свой идеал мужчины, а Агафья Пшеницына жила своей семьёй.

Читайте также:  Что такое заветная мечта?

Основная идея

Прежде всего, И.А. Гончаров хотел раскрыть понятие «обломовщины», и показать её воздействие на людей. Он описал пагубное явление современного ему мира, ставшее частью жизни русского дворянства.

Поскольку вся работа была уделом крепостных крестьян, всё высшее сословие охватила беспросветная лень. Подобное положение дел никак не способствовало развитию России.

Это явление не могло не вызывать опасения у тех, кого всё ещё волновала судьба Родины, поэтому в образе Ильи Ильича отразились все стороны губительного бездействия.

Автор осуждал государственное устройство, в котором личность не может найти себе применения. Каждый думал о собственном благополучии, люди перестали служить, и стали прислуживаться. Именно поэтому главный герой стал игнорировать эту продажную систему, и в качестве молчаливого протеста отказался работать в чиновничьем аппарате.

Теперь фамилия Обломов стала нарицательной, и характеризует безвольного человека, добровольно пустившего свою жизнь на самотёк.

Жанр

По форме написания и содержанию роман «Обломов» можно отнести к жанру социально-психологического романа. В произведении присутствует межличностный конфликт женщины и мужчины, а также более глобальный – человека и общества. Кроме того, присутствует чёткое социальное разделение классов, описание бытовых деталей, подробная характеристика персонажей.

Композиционные особенности

В романе «Обломов» композиция делится на четыре части, символизирующие четыре жизненных этапа главного героя. Эти этапы автор приравнивает к временам года.

Роман начинается с зимы в жизни Ильи Ильича, когда он находится в состоянии полусна: практически не встаёт с дивана, никуда не ходит, ни с кем не контактирует. Следующим этапом становится весна – возрождение от зимней спячки, движение навстречу новой жизни. В это время Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую и пытается ради неё измениться.

На смену весенней романтики приходит лето. Поднимается вопрос о женитьбе Ольги и Ильи Ильича, но он оказывается не готов на такой серьёзный шаг. Безынициативность главного героя и его боязнь ответственности не дают этому свершиться.

Расставание влюблённых символизирует окончание лета, на смену которому приходит унылая пора осени – спокойная, однообразная жизнь у Агафьи Пшеницыной. Обломов, словно возвращается в родную Обломовку, где не нужно ни о чём беспокоиться, и нет необходимости что-либо делать. В скором времени это бездействие убивает его в прямом смысле слова.

Но жить Илья Ильич перестал намного раньше. Лень погубила все его душевные качества, разрушила личность.

И.А. Гончаров решительно осуждает «обломовщину» во всех её проявлениях. При помощи образа Обломова он показывает, насколько губительное влияние оказывает это явление даже на тех людей, которые обладают благородной душой.

Главного героя погубила именно «обломовщина». Страх перед жизнью и безволие, воспитанные в нём с самого детства, уничтожили все шансы на лучшее будущее. Для Обломова, как и для многих других представителей помещичьего дворянства, не нашлось места в изменчивом мире, который не стоит на месте.

В романе И.А. Гончарова «Обломов» отображены проблемы русского общества 19 века. У многих людей того времени, как и у главного героя, отсутствовала мотивация действовать, стремиться к цели. Автора волновала судьба его Родины, ведь подобное явление должно было неизбежно привести к деградации отдельных слоёв русской общественности.

Жанр

В современном литературоведении роман «Обломов» относится к жанру «романа-мифа», потому что в нём, по словам исследователей, отразилась сама сущность русской культуры. В то же время это произведение стало одним из первых примеров психологического романа в русской литературе.

Сюжетное построение

Основная тема в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979

Сюжет романа И.А. Гончарова «Обломов» построен на принципе противопоставления. Причём противопоставляются не только персонажи, а и события, происходящие в их жизни.

Приём антитезы позволяет лучше понять идеи автора, касающиеся явления «обломовщины», социальной деградации, конфликта между активным и пассивным образом жизни.

Построив сюжет при помощи противопоставления, автор акцентирует внимание на значимости поиска компромисса между двумя основополагающими мировыми началами.

История создания

И.А. Гончаров задумал роман в 1847 году, и работал над ним на протяжении двенадцати лет.

Работа над произведением прерывалась на тот временной промежуток, когда писатель совершал кругосветное путешествие. По возвращению из этого турне эта работа продолжилась.

В то время, когда готовый роман уже готовился к публикации, он переписал его заново, заменив некоторые фрагменты, и добавив новые.

К созданию «Обломова» автора подтолкнула критика В.Г. Белинского относительно «Обыкновенной истории», а тема «Обломова» стала отображением той эпохи.

Композиция

  • Роман «Обломов» делится на четыре части, которые описывают разные стадии жизни главного героя, приравненные к четырём временам года.
  • Экспозиция: описание портрета Ильи Ильича Обломова и его квартиры.
  • Завязка: знакомство Ильи Ильича с Ольгой Ильинской.
  • Развитие действия: Приезд Штольца и его попытка вернуть своего друга к деятельной жизни.
  • Кульминация: Обломов готов действовать, но лень перебарывает его благородные порывы, и всё возвращается на свои места.
  • Развязка: Илья Ильич женится на Агафье Пшеницыной, и вскоре умирает во сне.

Проблематика

Основная проблема «Обломова» заключается в отсутствии мотивации двигаться вперёд. Общество того времени не может выбраться из своего «сонного» состояния. Многие люди стали жертвами «обломовщины». И это явление встречается до сих пор. Нет ничего хуже, чем жить без цели. Именно эту проблему, и некоторые другие, И.А. Гончаров хотел отразить в своём романе.

Проблема любви. Это чувство способно сделать человека лучше, но только, если это желание обоюдное. Ольга Ильинская занялась перевоспитанием Обломова без его согласия, поэтому ему это приносило одни лишь страдания.

Илья Ильич не смог долго терпеть такое давление, и спустя некоторое время влюблённые расстались. Перед главным героем стал выбор: остаться самим собой или превратиться в другого человека.

Он выбрал себя, но в глазах других – просто побоялся бороться за своё счастье.

Проблема дружбы. Обломов и Штольц столько лет пробыли вместе, и никакие разногласия не смогли помешать их общению. Кто бы мог подумать, что семейная жизнь станет этим камнем преткновения. Друзья погрузли в быту, и совсем перестали видеться. Время разлучило их, оставив наедине со своими проблемами.

Проблема воспитания. Судьба Ильи Ильича Обломова – это результат его воспитания. В Обломовке его тщательно отгораживали от всяческой деятельности, и со временем он привык, что за него всё должны делать слуги. Любознательность мальчика сменилась беспросветной ленью, все интересы ограничились сном и приёмом пищи.

Проблема лишнего человека. И.А. Гончаров при помощи главного героя изобразил человека, который из-за своего воспитания оказывается не способным жить в реальном мире. На примере этого образа автор продемонстрировал деградацию помещичьего дворянства, а также их неумение приспосабливаться к  происходящим в жизни переменам.

Смысл названия

Не случайно, роман назван в честь главного героя. Обломов – это не просто фамилия основного действующего лица, это собирательный образ, вобравший в себя все пороки той среды, которая его породила. Бездеятельность Ильи Ильича лежит в основе всех описываемых событий и оказывает влияние на судьбы всех остальных героев.

Неоценимая заслуга И.А. Гончарова состоит в том, что он удивительно точно показал недуг, поразивший русское общество 19 века. Само дворянство спровоцировало появление «обломовщины». Люди, которые знают, что им не нужно трудиться, теряют всяческую способность к активной деятельности.

Роман И.А. Гончарова «Обломов» увидел свет в 1859 году и сразу удостоился восхищенных отзывов современников. Роман представляет вниманию читателей главного героя — еще одного представителя «лишних» людей, пришедших на смену Онегину и Печорину.

Обломов

Основная тема в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». 1979

Илья Ильич Обломов — внешне бездеятельный, утонувший в царстве лености и равнодушия, молодой человек. Однако внутренние его качества позволяют говорить о нем, как о положительном герое. Он наивен, мягкосердечен, совестлив. Душа у него живая и словно светится в глазах. Все это выгодно отличает его от современников, погрязших во лжи, лести и корысти.

Роман посвящен истории человека с чувствительной душой от рождения до смерти, поместного дворянина, на примере которого автор рассуждает о нравственности и психологии современного общества, общественном строе и смысле жизни в целом.

Можно сколько угодно обвинять Обломова в бездействии, в пустом растрачивании времени, в валянии на диване и апатии. Но его духовная наполненность оказывает воздействие на персонажей, противопоставленных ему.

Андрей Штольц, друг детства героя, приходит к нему в гости скрыться от светской суеты, поговорить по душам, успокоиться.

Ольга Ильинская, пытающаяся переделать Обломова, сама многому научилась у него, стала духовнее, нравственнее.

Однако лежание Обломова на диване не так уж безобидно. На протяжении всего романа автор постепенно рисует картину духовного запустения героя, который в окружении откровенно обманывающих его приятелей, не предпринимает ничего, чтобы прекратить издевательство над самим собой.

Андрей Штольц

Илье Ильичу в повествовании противостоит Андрей Штольц (подробное сравнение героев здесь), соединяющий в себе трудолюбие, нескончаемую энергию и циничный расчет и пунктуальность. Порой он чрезмерно суетлив, приземленно практичен.

У него нет высоких идеалов, все, что он делает — направлено только на его личное благополучие, а и ум явно преобладает над духовностью.

Дружба этих двух людей, по мнению автора, должна была привести к синтезу двух крайностей и появлению долгожданного идеала.

Любовь

Другой сюжетной линией романа являются отношения Обломова с Ольгой Ильинской. Илья Ильич проходит испытание любовью, традиционное для русской литературы. Ольга — девушка свободных взглядов, глубокого ума и сердечной доброты. Возникшее взаимное чувство этих двух людей призвано было возродить героя, преобразовать его, победить в нем «обломовщину».

Илья начинает интересоваться искусством, настроениями общества, духовной жизнью. Но он не может достичь уровня непосредственности Ольги, не может ответить на ее чувства безоговорочно, тем самым приговорив себя к несостоятельности как личности. Обломову дороже его дремота и покой, чем вынужденные движения, связанные с построением отношений.

В конце концов, в доме Пшеницыной Илья Ильич обрел свой идеал — заснул вечным сном.

Критика

Сразу после выхода роман «Обломов» вызвал оживленную полемику. Стали говорить о типичности для российского общества такого понятия как «обломовщина» (Н.А. Добролюбов). В нем черты «лишнего человека» доведены до крайности, до естественного окончания, после которого только смерть.

Список использованной литературы

  1. Гончаров И.А. Собрание сочинений: В 8 т. — М., 1978
  2. Васильева С.А. Человек и мир в творчестве И.А. Гончарова: Учебное пособие. — Тверь, 2000
  3. Горелов А.Е. Обломовщина: И.А. Гончаров // Горелов А.Е. Очерки о русских писателях. — 4-е изд. — Л., 1984
  4. Криволапов В.Н. Еще раз об «обломовщине» // Русская литература. – 1994
  5. Орнатская Т.И. «Обломок» ли Илья Ильич Обломов? // Русская литература. – 1991
  6. Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике: Сб. ст. / Сост., авт. вступ. статьи и комментариев Отрадин М.В. — Л., 1991
  7. Недзвецкий В. А. И. А. Гончаров и русская философия любви // Русская литература. 1993

«Обломов» анализ произведения Гончарова – тема, вывод, жанр, критика романа – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Роман Гончарова «Обломов» является второй частью трилогии, в которую входят его произведения «Обыкновенная история» и «Обрыв». Это роман о человеке, идеалисте и мечтателе, отрицающем деятельную жизнь. Предлагаем к изучению анализ произведения по плану, данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 10 классе и для подготовки к ЕГЭ.

Содержание

  • Краткий анализ
  • История создания
  • Тема
  • Композиция
  • Главные герои
  • Жанр

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Обломов.
  • Год написания – 1847 – 1859 гг.
  • История создания – Сам писатель считал, что на замысел романа большое влияние оказали идеи Белинского.
  • Тема – Произведение посвящено теме любви, дружбы, и поиска смысла жизни.

Композиция – Роман делится на три части, символизирующие четыре времени года, это четыре стадии жизни Обломова. Завязка – герой знакомится с Ильинской. Кульминация. Ленивый и спокойный герой готов совершить серьезный поступок, но лень перебарывает его благородные порывы, и он остается на своем месте.

Читайте также:  Анализ стихотворения «Необычайное приключение» (В. Маяковский)

Развязка произведения: Обломов женится на Пшеницыной, и вскоре умирает.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

История создания

Писатель задумал роман в 1847 году, и работал над ним на протяжении 12 лет.

Когда роман уже готовился к изданию, автор переписал его заново, добавив новые фрагменты и сделав сокращения. Когда роман был завершен, писатель говорил, что он описывал свою жизнь, фактически, автор явился прообразом своего героя.

События того времени происходили на фоне репрессий в отношении печати, и тема «Обломова» явилась отображением той эпохи. Критика Белинского по поводу «Обыкновенной истории» подтолкнула писателя к созданию «Обломова», он же помог автору обрисовать характер и сущность главного персонажа.

Работа над произведением прерывалась на тот промежуток времени, когда автор совершал турне вокруг света, после была продолжена, переделана и дописана. Годы написания этого романа – 1847-1859.

Тема

Тема «Обломова» охватывает разные сферы жизни общества, касающеюся каждого гражданина той эпохи. Основная проблематика романа в том, что все общество оказалось в состоянии спячки.

Под запрещающим воздействием политики того времени, перекрывшего какие-либо стремления к новому, к желанию двигаться, привели общество к состоянию покоя, где каждый оказался в своем собственном мирке, который он холит и лелеет, не выходя за его рамки.

В «Обломове» анализ произведения показывает всю суть «обломовщины», когда утерян интерес к жизни, и человек превращается в «живого мертвеца», когда идет деградация личности, всех его чувств и желаний.

Проблема любви, коснувшаяся главного героя, – это сильное и животворящее чувство, и оно не смогло пробудить Обломова, разрушить тот панцирь, который он создал вокруг себя. В конфликте этих отношений между мужчиной и женщиной, показана ничтожность такого существования, когда герой, боясь потерять свой привычный образ жизни, способен отказаться от любимой женщины.

Дружба Обломова с Штольцем также не получила своего дальнейшего развития, атрофировались все чувства. Ленивое и бездумное лежание на диване стало для героя единственной отрадой и счастьем. Он не касается даже своих хозяйственных дел, положившись на прислугу. Смысл жизни у героя стал сводится лишь к мечтаниям и размышлениям.

Композиция

В экспозиции романа, с учетом главы «Сон Обломова», писатель представил вниманию читателя все причины, от которых и образовалась данная личность этого инфантильного героя.

Особенности композиции, четыре части и четыре стадии жизни Обломова, показывают круговорот, где сон сменяется явью, и снова переходит в сон. Среди смены этих состояний, происходит завязка романа, где Обломов знакомится с Ильинской Ольгой.

В следующей части происходит кульминация действия. Герой вдруг просыпается настолько, что делает предложение Ильинской. Но это состояние продолжается недолго, Обломов вновь выбирает умиротворенное, сонное состояние, и расстается с Ольгой.

В заключительной части романа, герой вступает в брак с Агафьей Пшеницыной. Илье Ильичу льстит ее обожание, ненавязчивая забота. Агафья не мешает наслаждаться барину той жизнью, к которой он привык, и он женится на ней.

Агафья, незаметно для себя, смогла полюбить барина чистой и настоящей любовью. Она окружила его заботой и лаской, и Обломов, привыкнув к ее обожанию, не мешающему вести ему тот же сонный образ жизни, сочетался с ней браком. Агафья родила сына, которого назвали Андреем в честь его друга Штольца, но счастье их было недолгим, Обломов умер.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Обломова».

Жанр

Согласно своей форме и содержанию, «Обломова» можно отнести к жанру социально-психологического романа, направление – реализм. В романе существует конфликт человека и общества, мужчины и женщины. Рельефно изображено и социальное разделение классов, описание множества мелких бытовых деталей, характеристики героев.

«Обломовщина», являющаяся основной мыслью романа, превратилась в имя нарицательное, полностью отображающая жизнь и быт России того времени.

Моральная распущенность, нравственное разложение, деградация личности – все это признаки инфантильности, «омертвения душ», ведущих к бессмысленному существованию, в сущности, к собственной ничтожности.

Роман-автобиография создавался в упрек своим порокам и привычкам, в желании побороть эти недостатки, и помочь читателю взглянуть на себя со стороны, чтобы найти способ для такой борьбы.

Но, описывая Илью Ильича, как человека с «хрустальной душой», вывод «Обломова», по мнению автора, найти ту тонкую грань, которая отделяет «мир хрустальный» от реального мира.

Главное, чему учит роман, это жить в вечном движении, развиваться, стремиться вырваться из «обломовщины».

Это состояние стало характерным для множества людей, подверженных деградации, слабых душой и телом. Только в противопоставлении себя обществу, оказавшемуся в спячке, можно остаться живой личностью. Выражение собственной индивидуальности ведет к прогрессу всего человечества, к новым свершениям и открытиям.

ПредыдущаяСледующая

Главная тема романа “Обломов”

Основная тема книги русского классика Ивана Гончарова “Обломов” – это лень. Лень, праздность и застой. Туда все больше и больше погружается герой романа, помещик Илья Ильич.

Обломов живет в Петербурге и ничего не делает целыми днями, он только мечтает жить снова в своем родном имении, Обломовке. Увы, дальше построения справедливых концепций и рисования картин счастья в своей голове Илья не идет. Хозяйство Обломовки разоряется и активно разворовывается, пока владелец предается мыслям о том, как правильно жить, как надо

это делать.

Не могут поднять Илью с дивана ни приглашения в гости, ни общественные праздники и гулянья, ни угроза выселения из квартиры, ни долги и отсутствие денег, ни проблемы в Обломовке. Только друг детства Андрей Штольц умеет зажечь Илью своей кипучей энергией и вытащить из дому.

Но вот свершилось! Все знакомые ликуют! Обломов влюблен, впервые в жизни.

Теперь-то, наверное, он слезет с дивана? Знакомые шушукаются и прочат Ольгу Ильинскую в новые госпожи Обломовы. Мечтатель Илья не надеялся сначала даже, что Ильинская захочет выйти за него замуж.

Но он получает согласие!

Тут-то и проявляется его привычка к бесконечной лени и застою. “Чего таскаться в такую даль…” – думает Илья, собираясь на свидание с Ильинской в театр. Свадьбу Обломов откладывает на год, пока не устроятся его дела. Он не хочет ничего менять в жизни, лишь из страха потерять Ильинскую дает обещания.

Ольга разочаровывается и понимает, какой перед ней человек: наполовину разоренный, без каких-то важных для него же самого целей и занятий. Она заставляет его читать, требует поступков и дел, но это бесполезная суета. “С каждым днем ты засыпал бы все крепче… Я бы этого не вынесла” – говорит она, уходя от Обломова.

Отсутствие какого-либо развития, иными словами, и есть основная тема и проблема романа “Обломов”. Сам герой называет свою беду “обломовщиной”, семейной традицией: он привык жить так с детства, ничему не учась, избалованный родителями-помещиками и толпой слуг.

(1 votes, average: 5.00

Смысл романа Обломов Гончарова

Роман «Обломов» – произведение XIX века, оно создано в тот момент, когда общество практически разделилось на части. Одна стремилась к прогрессу и развитию во всех областях жизни, другая наоборот – продолжала жить по старым, устоявшимся патриархальным законам. В своем романе Гончаров заострил проблему выбора жизненных устоев и идеологий.

Автор не зря показывает противопоставление характеров: главного героя Ильи Обломова и его друга Андрея Штольца. На контрасте герои представляли собой прошлое – Обломов и будущее – Штольц. И хотя в романе нет четкой позиции автора, становится понятно, чей образ жизни ему более близок.

В изображении главных персонажей Гончаров допускает карикатурное преувеличение превалирующих черт характера. Автор старается показать и плюсы, и минусы противоборствующих сторон.

При всей своей всепоглощающей лени и инфантильности Обломов остается милосердным человеком, которого волнуют философские вопросы. Конечно, и Штольца нельзя назвать во всех отношениях идеальным образом человека будущего.

Андрей не видит конечной цели постоянной деятельности, не обладает достаточной проницательностью, он мало склонен к самоанализу.

Смысл романа каждый читатель может найти для себя сам. Но все же, в произведении прослеживается единый смысл для всех.

На первый взгляд, кажется, будто Гончаров призывает общество взять пример со Штольца. Но нельзя сказать, что смысл романа состоит в том, чтобы читатель захотел выбрать путь Штольца. Автор предлагает попытаться найти золотую середину между совершенно разными путями.

И первый и второй герой теряют нечто важное в жизни. Илья потерял связь с реальностью, потерял время, Андрей лишился своих корней, и конечного итога непрекращающегося труда.

Автор видит смысл в преодолении лени, отказе от бесплотных фантазий, прекращении действий ради действий, в попытках осознать смысл своего существования.

Гончаров озабочен формированием новой личности, еще не созревшей в те времена. Она должна была представлять собой всесторонне развитый баланс между исконно русскими проявлениями «обломовщины» и прогрессивным влиянием Европы.

Безусловно, смысл романа в том, чтобы показать насколько дурное влияние оказывает на человека «обломовщина». Ведь Илья умер, будучи еще молодым, по причине нездорового образа жизни. «Обломовщина» разрушает человека изнутри, начиная от быта и образа мышления и заканчивая тлетворным влиянием на общество в целом.

2 вариант

Гончаровым был написан данный великолепный роман, который по праву явился культовым для литературы. Стоит сказать, что автор творил в девятнадцатом веке, и затрагиваемые им темы являлись остросоциальными для того периода времени.

Стоит сказать, что им также были затронуты и различные вопросы философии, которые позволяют делать данное произведение актуальным и интересным и по сей день.

В идейном смысле данной истории лежит некоторое противопоставление взглядов, которые сталкиваются между собой у людей, представляющих новое – умное и развивающееся поколение, а также тех, кто не хотел ничего менять для своей страны. Автор хотел показать данную борьбу как на глобальном, так и на бытовом уровне, и выставил данное явление по-настоящему ярким и необычным.

Стоит сказать, что автором был придуман термин «обломовщина», который означал то, как в те времена существовали взгляды, выражающиеся в нежелании совершать что-то новое, положительное и хорошее для своей страны.

Это показывало и его отношение к тому, что данные люди не хотели развиваться как личности, и мешали делать это другим людям.

Также, можно добавить и тот факт, что главный герой произведения в лице Обломова, является ярким представителем такого поколения, которое привыкло ничем не заниматься, и практически ничего не уметь.

Герой рос в таких условиях, где ему говорили о том, что труд не может дать ничего положительного человеку, и именно поэтому, для Обломова считалось нормой то, что он мог ничего не делать. У героя не было никакого желания созидать и делать что-либо для своего развития, так как восприятие Обломова давало ему неверную оценку относительно труда и деятельности.

Можно сказать о том, что герой был показан в образе человека, который в обществе представлен «лишним человеком». Однако, стоит сказать о том, что в отличие от других замечательных русских писателей, которые затронули эту тему, его герой отставал от поколения, а не опережал его.

Такой образ мышления не мог просуществовать в обществе на протяжении длительного периода времени, так как люди хотели развиваться и совершать положительные и созидательные вещи. Видя, как остальные люди, окружающие его, вовлечены в работе, Обломов начинает чувствовать себя нехорошо.

Он не может понять идеалов и стремлений такого персонажа, как Штольц, который говорит о том, что труд приносит ему удовольствие. Также, можно сказать, что даже Ольга действует весьма практично и современно.

← Тема любви в произведении Обломов
← Противопоставление Обломова и Штольца↑ ГончаровСравнительная характеристика Ольги и Обломова →

Ссылка на основную публикацию