Образ города в рассказе Чехова «Тоска»

Антон Павлович Чехов в своем рассказе Тоска раскрывает образ северного города России, Петербурга. Из рассказа известно, что город является многолюдным, в котором проживают холодные и черствые люди. Которым нет никакого дела до чужого горя. И этим огорчен главный герой извозчик Ион, который на днях потерял сына.

Санкт-Петербург представляется перед глазами читателя, как город мрачный и серый. С темными подъездами и бледными фонарями. Этим описанием, поэт погружает читателя в атмосферу серости, холода. Этот холод не от погодных условий а исходит от самих людей. Действие разворачивается во время непогоды. Снегопада.

Главный герой, молча, ждет попутчиков, которых обязан был довести до пункта назначения, тем самым заработать немного денег для себя и на корм для лошади. Его гнетет тяжесть суровых будней и недавней потери родного и единственного сына.

Мечтает высказать все, что накипело у него внутри, набрать полной грудью воздух свободы и освободиться от тоски большого города.

Но его попутчики не желают его слушать, даже запрещают и вовсе говорить. Только просят его быстрее домчать их к месту их пребывания. Для этого они применяют физическую силу, ударив извозчика по голове неприятным подзатыльником.

Из-за мыслей о тяжелой судьбе и потере сына, извозчик плохо следит за дорогой. Но в конце рабочего дня, придя в конюшню, он жалуется на не простую судьбу лошади. Ведь в этом большом и мрачном городе никто не желал его слушать.

Даже не смотря на то, что он встречал каждый день толпы народу, которые были холодны и мрачны. Ведь город сумел поглотить всех его жителей, погрузив в вечные муки и страдания. И поэтому горожане выглядели такими мрачными и черствыми.

Каждый, кто приезжал на непродолжительный срок в Петербург, пропадал душой. Город питался светлыми моментами их гостей, и аппетит невозможно было унять.

В рассказе подробно описана проблема главного героя, он одинокий человек. Этим Чехов хотел показать, на примере одного извозчика, что все люди этого города по сути одиноки и у них просто нету времени поговорить по сочувствовать окружающим. Ведь для того чтобы прожить в этом городе, нужно много времени работать и не замечать общество вокруг себя.

← Мотивы произведения Вишневый сад
← Вишневый сад – драма или комедия?↑ ЧеховГерои рассказа Лошадиная фамилия →
Система образов в пьесе Вишневый сад →

  • Образ и характеристика Азазелло в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
    Азазелло является одним из демонических и мистических героев произведения, отрицательным персонажем библейских сюжетов, падшим ангелом, выступившим против воли бога.
  • Сочинение Хутор Татарский в романе Тихий Дон Шолохова
    Хутор Татарский описывается Шолоховым в романе «Тихий Дон», он является местом, где происходят центральные события. Автор описывает хутор в трех состояниях: во времена спокойные, во время Первой Мировой войны и разразившегося Гражданского противостояния.
  • Главные герои повести Борис Годунов Пушкина
    Во время своей ссылки, Пушкин тщательно изучал историю становления Российской империи. Это и вдохновило писателя на написание произведение «Борис Годунов». Чтобы разобраться, в чем суть данного произведение
  • Сочинение по картине Копытцевой Летний день. Цветет сирень 8 класс
    Полотно Майи Кузьминичны Копытцевой «Летный день. Цветет сирень» было написано в конце ХХ столетия. Этот холст считается одним из лучших ее произведений. На этом полотне изображен один из летних дней.
  • Сочинение Красота человека внешняя и внутренняя
    Что такое красота человека? Красота в гармонии, в эстетической удовлетворенности наблюдения за человеком. В наше время, индустрия красоты развита настолько сильно, что человека можно изменить до неузнаваемости

Анализ рассказа «Тоска» (А.П. Чехов) | Литрекон

«Краткость сестра таланта» — всем известный чеховский афоризм. Антон Павлович обладал редким талантом доступно, емко и лаконично отразить глубину проблемы, вовлечь читателя в личный разговор.

Рассказ «Тоска» — не исключение. Произведение не оставляет равнодушным, потому что в его будничном повествовании отражена трагедия жителей большого города и даже целой планеты.

Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого рассказа.

История создания 

Рассказ «Тоска» был опубликован в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «Летучие заметки».

На момент публикации рассказа Чехову 26 лет. Он уже известен в литературных кругах своими короткими сатирическими произведениями, которые публиковал также в «Петербургской газете» под псевдонимом Антоша Чехонте.

Доподлинно неизвестно, откуда произошел замысел рассказа «Тоска», но биографы отмечают, что за месяц до написания рассказа автор впервые посетил столицу и был впечатлен холодными сумерками Санкт-Петербурга и тем одиночеством, которое они навевают.

Жанр и направление

Перед нами художественное произведение в жанре рассказа. Оно небольшое по объему, с одной сюжетной линией, повествующей о судьбе главного героя. 

Чехов – блестящий русский писатель-реалист. Рассказ «Тоска» также принадлежит к направлению реализма. В центре сюжета – типический герой в типических обстоятельствах.

Автор рассматривает несколько проблем, но все они так или иначе подчинены основной теме, обозначенной в названии рассказа – тоска.

Смысл названия 

В определении слова «тоска» лежит несколько значений. Первое – скука. Но есть и другое, более глубинное это — стеснение духа, томление души, мучительная грусть. Тоска в таком значении – то, что так терзает главного героя.

Чехову в этом маленьком рассказе удается на примере извозчика Ионы Потапова рассмотреть более глобальные проблемы, которые отзываются в каждом человеке.

Суть: о чем рассказ?

Рассказ повествует о зимнем снежном вечере самого обычного старого извозчика Ионы Потапова. Есть у него дряхленькая кобылка, с которой они развозят по городу вечно спешащих по своим делам петербуржцев. У Ионы невыразимо большое горе – смерть сына.

И о своей беде ему жизненно важно поделиться хоть с одной живой душой. Но в холодных лицах города он встречает лишь безразличие, грубость и злобу, жестокость.

Нигде и ни в ком герой рассказа не находит сочувствия и даже внимания, одиночество его становится острее, и отдает мучительной ноющей болью в измученном старом теле. 

Иона возвращается на двор, идет на конюшню, и только в своей родной лошаденке находит человеческий живой отклик. Лишь она его слушает, лишь она в этом городе его понимает.

Композиция и конфликт

К рассказу дан эпиграф «Кому повем печаль мою?..». Это начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль». Перед нами народная духовная поэзия. Этими строками Чехов расширяет проблематику произведения, включает в него христианские мотивы.

Описание вечернего снежного города – экспозиция рассказа. По названию городских мест, упоминаемых автором («На Выборгскую!», «к Полицейскому мосту!») мы понимаем, что город, где развивается сюжет, — Петербург.

В центре композиции – извозчик Иона Потапов.

Он – часть города, он невольно практически вписан в ландшафт (согнутый под гроздьями снега, он дремлет, сливаясь с белыми сугробами), но при этом на протяжении рассказа он находится с окружающим городом в конфликте. Он пробуждается от болезненного сна лишь при появлении седоков. А после их ухода снова погружается в сон, и так продолжается несколько раз. 

Важно обратить внимание на неразрывную связь Ионы и его лошаденки. Кобылка будто повторяет и перенимает настрой и состояние своего хозяина: Иона «бел, как привидение», и лошаденка «бела и неподвижна», Иона «вытягивает по-лебединому шею», и она вслед за ним «вытягивает шею».

Рассказ ведется от третьего лица. Мы авторским взглядом следим за происходящим. Одновременно писатель вступает с нами в диалог. Именно к читателю он обращается, повествуя об одиноком Ионе Потапове.

Чехов не зря дал именно такое название рассказу, так как тоска – это основная тема, но и основное настроение рассказа. Это то, с чем остается читатель в финале.

С этим настроением его заставляет столкнуться и задуматься над ним Антон Павлович.

Главные герои и их характеристика 

  • Главный герой рассказа «Тоска» – извозчик Иона Потапов. Он типичный представитель популярного в русской литературе образа «маленького человека». Он нищий, беззащитный перед жестокостями мира, судьба его трагична. Он добр и даже по-детски наивен. Даже на грубые слова и удары седоков он реагирует глуховатым смехом и нелепой улыбкой. Он не может и не хочет постоять за себя – типичная черта маленького человека. Он согнут под ударами судьбы точно так же, как и его лошадь под ударами кнута. Знаменательно, что для главного героя рассказа Чехов выбрал имя Иона. Оно древнееврейского происхождения и переводится дословно как «голубь» или «терпеливый». Кроме того, история знает христианских святых и пророка с именем Иона. Идея христианского смирения и любви находят свое отражение в словах и поступках Ионы Потапова.
  • Лошаденка Ионы – также важный герой рассказа. Ее образ – это аллегоричное изображение самого извозчика. И кобылка, и ее хозяин стары, больны, натружены, одиноки. И именно к ней Иона приходит за простым человеческим общением и не встречает отказа.
  • Другие герои рассказа «Тоска» – это седоки – представители города. Каким Чехов изобразил городских жителей здесь? Палитра удручающая: от простого равнодушия в лице военного в шинели, до настоящей ничем не прикрытой злобы и пошлости в образах трех молодых людей.

Темы

Тематика рассказа «Тоска» интересна даже современному читателю: 

  1. Основная тема рассказа, как ранее уже упоминалось, — тоска. Тоска как настроение, которое отражает внутреннее состояние героя и его переживания.
  2. Важная тема – это отношения между людьми, отношения между власть имущими (или хотя бы теми, кто большей властью обладает) и теми, кто слабее, кто зависим и слаб – маленьких людей. Здесь раскрывается истинная человеческая сущность. И хотя речь идет о персонажах давно ушедшей эпохи ответить самому себе на вопросы «Знакомо ли тебе сострадание?», «Находишь ли ты в себе отклик на чужую беду?», «Готов ли помочь ближнему пусть словом, но лучше делом?» должен каждый человек.
  3. Также в рассказе звучит тема народа, так как Иона и есть народный герой, вышедший очевидно из крестьянской среды. Он терпелив, трудолюбив и могуч. 
  4. Тема народа в произведении одновременно перекликается с темой христианства: люди равнодушны друг к другу, поэтому несчастны. Если бы они проявили просто человеческое сочувствие, их жизнь могла стать более счастливой и гармоничной.
  5. Природа тоже имеет значение к тексте. Роль пейзажа в рассказе «Тоска» определяющая. Зимние сумерки и метель — это психологический и моральный климат города, где все равнодушны друг к другу.
  6. Внутренний мир — тоже тема для размышления Чехова. За грубым крестьянским мужиков в рогоже скрывается ранимый и тонко чувствующий человек, который ищет сочувствия. При этом он, в отличие от богатых седоков, добр и термин по отношению к людям. В его рассуждениях о жизни и смерти угадывается ум. 
Читайте также:  Стихи про веру: красивые стихотворения с именем девушки известных русских поэтов классиков

Проблемы

Проблематика этого небольшого рассказа весьма обширна. Следует обратить внимание на основные проблемы, которые ставит автор:

  • В рассказе «Тоска» выявлена основная проблема одиночества в многолюдном городе. Благодаря художественным приемам, мы слышим и видим шумный беспокойный город с тысячами огней, с торопливо спешащими куда-то ожесточенными, нервными, одинокими людьми. В этом беспокойстве и суете человек остается один со своей бедой, мы видим это на примере извозчика Ионы. Чем острее его тоска, чем сильнее желание говорить хоть с одной живой душой.
  • Чехов подробно и последовательно раскрывает проблему человеческого равнодушия. Извозчик не принят городом, его жителями. Ни один из встреченных им людей, будь то седоки или проезжающие мимо люди, или дворник, или жители постоялого двора по отношению к нему и его горю не только равнодушны, но и озлоблены. Остроту проблемы Чехов подчеркивает тем, что Ионе удается излить душу далеко не человеку, а его верной лошаденке.
  • Автор так живо и правдиво воплощает состояние тоски – «тоски громадной, не знающей границ, которая распирает грудь с еще большей силой». Покинутость, ощущение людского безразличия, душевная тревожность определяют проблему боли и тоски в изображении Чехова.
  • Проблема маленького человека также близка автору. К «маленькому человеку» окружающие чаще всего испытывают пренебрежительное отношение, даже сами авторы произведений. Ведь он согнут под ударами судьбы, он пуглив, осторожен и не в состоянии изменить свою судьбу. Но к Ионе мы вслед за Чеховым испытываем сочувствие, его мы не столько жалеем, сколько искренне сострадаем ему. 

Основная идея

Тон рассказа «Тоска» спокоен и ненавязчив. Автор по-настоящему искусно ведет повествование, заставляя читателя сопереживать. Нет, он не обвиняет, но заставляет читателя самому себе задавать неудобные вопросы.

Чехов однозначно обличает принцип, по которому человек человеку волк. Авторская позиция в этом рассказе скорее созвучна постулату «человеку нужен человек». Смысл рассказа «Тоска» — показать важность гуманизма в современном мире.

Рассказ «Тоска» — это наставление, это напоминание о том, что в мире есть и боль, и страдания, и несправедливость, несчастья. Об этом нельзя забывать. Нельзя быть глухим и равнодушным к чужому горю. Такова главная мысль рассказа «Тоска».

Чему учит?

В конце рассказа Иона ведет диалог со своей лошаденкой. И хотя она не может ответить ему по-человечески, это все-таки диалог. Она слушает хозяина, откликается. Но даже на такую малость во всем городе не была способна ни одна живая душа. Чехов иронизирует, ставя вопрос: всегда ли быть рожденным в человеческой шкуре значит быть Человеком? Вот, какова мораль рассказа «Тоска».

Финал рассказа оставляет у читателя даже чувство вины. Осуждая жестоких людей равнодушного города, ты невольно обращаешься и к себе: а часто ли я задумываюсь о страданиях ближнего? Полагаю, этого внутреннего разговора и добивался Чехов.

Какой можно сделать вывод? Рассказ «Тоска» призван напомнить людям о том, что следует быть добрее друг другу, внимательнее, отзывчивее. 

Художественные средства и детали

В своих произведениях Чехов неизменно был внимателен к деталям. Ведь именно они создают нужное настроение, раскрывают обстоятельства и характеры героев. Поэтому и в рассказе «Тоска» важно обращать внимание на то, как автор создает образы города, его жителей, образ главного героя – извозчика Ионы.

В частности, описание пейзажа помогает отразить атмосферу города. Передать настроение тоски позволяет зимний сумеречный снежный вечер.

Город в рассказе «Тоска» — это шумный, беспокойный, динамичный муравейник с толпами вечно спешащих людей, где никому нет никакого дела до маленького человека.

Чехов прямо говорит, это – «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей».

Образ города создается за счет важных деталей, определений и олицетворений: «уличная суматоха», «бледность фонарных огней», стук калош, злобные взгляды прохожих, кашель, грубая брань и даже ругань.

Особенности рассказа «Тоска» заключается не только в том, как он написан, но и в том, как он звучит, и что означают эти звуки. Примечательны и звуки города, на которые обращает внимание автор и которые позволяют нам почувствовать его атмосферу: «Куда прешь, леший», «Куда черти несут», «Сворачивай, дьявол», «Чего встал, проезжай», «Тьфу, чтоб тебя черти».

И в этой среде выживает маленький человек – Иона Потапов – вырванный из своей среды, «оторванный от плуга, от привычных серых картин», никому не желающий зла.

Следует обратить внимание на слова самого героя, на то, как он обращается к каждому, кого встречает на пути, какие слова использует: «веселые господа», «барин», «милый», «Божья воля!», «дай бог здоровья», «брат кобылочка».

И какими словами бранит его город и седоки: «старый пес», «старая холера», «Змей Горыныч». Речь Ионы снова возвращает нас к идее христианской любви и терпения, божьего человека.

Посредством таких приемов, как аллегория, создается конфликт между героем и городом. Чехов противопоставляет в образе извозчика простой трудовой народ грубому, бездушному миру города, которому нет дела до таких маленьких людей, как Иона.

Критика 

Рассказ «Тоска» был по достоинству оценен и современниками, а также впоследствии исследователями литературного наследия А. П. Чехова, и по праву считается одним из знаковых в раннем творчестве писателя. Об этом говорит тот факт, что еще при жизни Чехова рассказ был переведен на болгарский, венгерский, немецкий, сербскохорватский, словацкий, финский, французский и чешский языки.

Рассказ был положительно оценен в Петербургских Ведомостях (№ 167, 1886) критиком И. Н. Ладожский. Леонид Оболенский в Русском богатстве похвалил Чехова за его необыкновенную способность видеть скрытую драму за обманчиво простыми вещами.

Рассказ Тоска этому идеальный пример. Константин Арсеньев в своем эссе «Писатели нашего времени» («Вестник Европы», № 12, 1887) включил рассказ Тоска в список лучших современных рассказов.

Лев Толстой включил рассказ в личный список лучших чеховских рассказов.

Мнение критиков о рассказе «Тоска» выражалось чисто человеческим раскаянием, ведь юный автор нажал на больную мозоль общества:

Трудно представить себе более строгий приговор русскому интеллигенту и нашему воспитанию, как приговор, который содержится в только что разобранном рассказе Чехова «Тоска».» (И. А. Сикорский, «Психологические основы воспитания и обучения», Киев, 1909 г.)

Даже церковные издания обратили внимание на рассказа «Тоска» и высоко оценили гуманный посыл автора:

«Над человеком стряслось горе — тяжелое, непоправимое горе. Душа болит, работа валится из рук, неодолимо хочется найти себе где-нибудь поддержку.

И как часто, не имея возможности поделиться своим горем с человеком, несчастный обращается к животным и даже к неодушевленным предметам.

Рассказ Чехова «Тоска», где измученный извозчик жалуется на свое горе своей лошади, не выдумка, а психологическая истина.» («Рязанские епархиальные ведомости, издаваемые при Братстве св. Василия Рязанского», 1911 г., № 1-12)

Творческое наследие Чехова было высоко оценено потомками. Даже в СССР его проза не пострадала от идеологических нападок цензоров:

«К середине восьмидесятых годов Чехов был уже автором таких блестящих рассказов, как «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Унтер Пришибеев».

В них он проникал в самую сущность жизни полицейско-самодержавной России того времени, изображал типическое: деспотизм, неограниченную силу имеющих власть и раболепие, холопство подчиненных.

Высмеивая чиновников, полицейских, Чехов высказывал свое горячее сочувствие людям из народа, заставлял читателя задумываться над их судьбой («Тоска», «Горе», «Темнота» и др.).» (М.Семанова, вступительная статья к книге «Рассказы. А.П.Чехов», издательство «ДЕТГИЗ» (Москва), серия «Школьная библиотека», 1954 г.) 

Виктория Куликова

Тема одиночества человека в многолюдном городе в рассказе А. П. Чехова «Тоска»

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  
  • «ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ АЛЕКСАНДРА ПРОХОРЕНКО»

Тема одиночества человека в многолюдном городе в рассказе А.П. Чехова «Тоска»

  1. Автор разработки:  
  2. Шерстюк Нина Гавриловна,
  3. учитель русского языка и литературы
  4. первой  квалификационной категории
  5. МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа
  6.  имени Героя России Александра Прохоренко»
  7. 2017

Тема одиночества человека в многолюдном городе в рассказе А.П. Чехова «Тоска»

Цели урока:

      1.    продолжить знакомство учащихся с творчеством А. П. Чехова;

  •       2.     дать понятие о сюжете, композиции рассказа «Тоска»;
  •       3.    выяснить  нравственную проблематику рассказа, тему, идею;
  •       4.    повторить   теоретические понятия:  композиция,  рассказ,  пейзаж,
  •              выразительные  средства языка;
  •        5.   развивать  читательскую  культуру;        

       6.   воспитывать духовно- нравственную культуру учащихся.

  1. Оборудование: учебник, текст рассказа «Тоска», материал по теме урока.
  2. Тип урока: урок  анализа  художественного  произведения.
  3. Прогнозируемые результаты:
  4.         1.    учащиеся знают о сюжете, композиции рассказа  «Тоска»;
  5.          2.    определяют сюжетные элементы рассказа, особенности композиции;
  6.          3.   определяют тему и идею произведения, соотносят начало и финал;                
  7.          4.   характеризуют главного героя рассказа;                                                                                                        
Читайте также:  Анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений»

         5.   выполняют  исследовательскую работу с текстом рассказа в группах.

Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодёжи, а между тем от многих тёмных  и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую    душевную дрянность.

                                                                                                    К. И. Чуковский

ХОД УРОКА

  1. Актуализация опорных знаний

   Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

  1. Мотивация учебной деятельности

Чехов –  мастер короткого рассказа.

Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: “писать талантливо, то есть коротко” и “краткость – сестра таланта”.

За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.

Рассказ “Тоска” признан вершинным из ранних произведений писателя.

 Равнодушие… Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что к нам это не относится. И как часто мы забываем, что обидели и принесли горе нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться.

Но и этой малости нам бывает так жаль порой. Ну что стоило героям рассказа “Тоска” проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову? Их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика.

Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас наконец покинут сухость, чёрствость, равнодушие…

Известный русский писатель Корней Иванович Чуковский говорил (обращение к эпиграфу урока): “Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодёжи, а между тем от многих тёмных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность”. Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Ответим на этот вопрос сегодня на уроке.

  1. Вступительное слово учителя

Эпиграф к “Тоске”  “Кому повем печаль мою?..” (начальная строка духовного стиха “Плач Иосифа и быль”) задаёт определённую психологическую тональность чеховскому рассказу.

Автор побуждает читателя задуматься на тему одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую                                                                                                                                                                                                                                                  боль, невозможности быть услышанным, излить своё горе, установить исповедальный контакт с другим человеком. Начало «Тоски»:

 “Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажжённых фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки…” Бегущие люди в привычной для себя уличной суматохе большого города не замечают ни падающего снега, ни извозчика Ионы Потапова, который “бел, как приведение” и своей неподвижностью напоминает снежное изваяние.

  1. Погружение в тему урока (беседа)

 Что значит быть одиноким?

 Может ли человек быть одиноким среди людей?

 Что такое, по-вашему, тоска? Одиночество?

 Каково лексическое значение этих слов?

  1. Словарная работа (запись на доске и в тетрадях)

Одиночество – состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой изоляции от других людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения, недостаточности общения и др.

Тоска – стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, горе, печаль, скорбь.

  1. Аналитическая работа с текстом рассказа “Тоска”

а) Сообщение учителя об истории создания рассказа “Тоска”.

 Рассказ появился в январе 1886 г. в разделе “Летучие заметки” “Петербургской газеты”, там, где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность как остроумному, наблюдательному юмористу  Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П.

Чехова к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 г. писатель впервые побывал в Петербурге, и “омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей”, в который он погрузился, прибыв в столицу, возможно, в определённой  степени послужил одним из стимулов к написанию “Тоски”.

Мелькнувшая уличная сценка, услышанный обрывок разговора или просто вид согнувшегося под снегом извозчика и его лошадёнки – эти или иные впечатления, нам неизвестные, могли дать толчок работе писательского воображения.

Нужен ли, впрочем, какой-то специальный , реальный или литературный, комментарий к “Тоске”, к рассказу со столь очевидным сюжетом, с захватывающим читателя сочувствием к Ионе Потапову и его беде? Разумеется, основной смысл рассказа должен быть понятен без всякого , через уяснение внутренних связей произведения, логики его сюжета, композиции.

Автору “Тоски” 26. Черновых вариантов рукописи “Тоски” не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.

б)  Исследовательская работа с текстом рассказа (в группах)

1-я группа

  • Сколько раз пытается рассказать Иона о смерти сына? (Три раза)
  • Выпишите реакцию собеседников. (Сын помер … от чего?…поезжай; сын помер … все помрём, погоняй; сын помер  … (ответа нет)
  • Как называется это выразительное средство? (Повтор) Подтвердите примерами из текста рассказа.

2-я группа

  • В какое время суток происходили события рассказа? (Вечером)
  • Выпишите изменение вечернего освещения. (Вечерние сумерки, вечерняя мгла ,  потёмки)
  • Как называется это выразительное средство? (Градация)
  • Сколько раз происходит это изменение? (Три раза) Подтвердите примерами из текста рассказа.

3-я группа

  • Выпишите из текста глаголы, характеризующие действия многолюдного города. (Тёмные массы движутся,  толпы бегут,  толпы снуют)
  • Сколько раз Чехов говорит об этом в рассказе? (Три раза) Подтвердите примерами из текста рассказа.

4-я группа

  • Выпишите из текста, как изменяет обращение Иона к лошади.
  • Как менялась эмоциональная окраска слова? (От презрительного “лошадёнка” – через нейтральное “лошадь” – к уменьшительно-ласкательному “кобылочка”)
  • Как называется такая лексика (первое и третье слова)? (Экспрессивная) Подтвердите примерами из текста рассказа.

Презентация результатов работы

в) Беседа

  • Для чего нужен эпиграф к рассказу?
  • С чего начинается рассказ? (С описания природы. Мокрый снег ложится лениво на всё вокруг и на Иону. Пейзаж  подготавливает нас к встрече с Ионой и его лошадёнкой, подчёркивает полное отчуждение мира от Ионы).                            
  • Как выглядит Иона и его лошадёнка?
  • О чём думает каждый из них?      
  • Что произошло у Ионы Потапова? Чего ему теперь хочется, чего не хватает? (Внимания и сопереживания. Одиночество подобно прилипчивому снегу, от него невозможно избавиться)
  • Что окружает Иону вопреки ожидаемому сочувствию и вниманию людей?
  • Как относятся к Ионе люди? (Никто, даже близкие по положению, не хотят слушать Иону, все равнодушны или  кричат на него)
  • Сколько сюжетных линий в рассказе? (Иона –  сын, Иона – лошадка, Иона – внешний мир: военный, трое гуляк-весельчаков)
  • Зачем нужен Ионе внешний мир? (Выйти из состояния тоски, облегчить своё горе, выговориться, с кем-то поделиться, почувствовать себя человеком)
  • Какой художественный приём применил Чехов, чтобы передать тоску Ионы? (Градация, усиление через повтор, эмоциональную окраску слов, глаголы)
  • Какая настойчиво повторяющаяся деталь встретилась в этом рассказе? (Цифра 3)
  • В каком жанре постоянно встречается это число? (В сказке)
  • Назовите ещё один оборот речи, сразу напомнивший народную песню. (Сыра земля)
  • Как вы думаете, какое значение имеет  художественная деталь?

  1. Художественная деталь.

Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова.

Художественная деталь способствовала сокращению объема. В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению.

Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой.

Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы. В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает.

Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.

Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое жизненные ценности?» по тексту Грина

    2. Композиция рассказа

 Фабула “Тоски”, на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова — с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, “не ироническая побрякушка” развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души (Дунаев, 1998).

В сюжете “Тоски”, как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, — к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия — тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.

Конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому –то “печаль моя” (эпиграф) остается неизвестной никому, кроме Бога, а ответ  Ионе на его горькие слова-молчание всего мира.

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя:

— Сегодня на уроке вы ещё раз убедились, что рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета. В рассказе “Тоска” кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он ожидает своих пассажиров. На самом же деле Иона никого и ничего уже не ждёт. Вот уже целую неделю он живёт как в полусне: умер его сын.

Трагедия Ионы никого не интересует: ни военного, ни праздношатающуюся молодёжь, ни человека его же сословия — извозчика. Иона Потапов никому не интересен, его разрывающая душу боль никому не нужна. Все куда-то спешат, все недовольны, раздражены, только Ионе некуда спешить. Он одинок, печален, погружен в раздумья.

Смерть ошиблась, “дверью обозналась”, забрала наследника, который “настоящий извозчик был”. После нескольких попыток излить душу посторонним людям Иона Потапов понимает, что в горе сочувствующих нет и не будет, люди замыкаются, они хотят чего угодно, но только не разговоров о чьей-либо смерти.

Люди не хотят думать о бренности, они бездумно снуют по миру, надеясь, что удача их убережёт, они найдут своё место в жизни, и что им за дело до смерти другого человека.

   Отсутствие душевности, отзывчивости, понимания — проблема не только XIX века, но и нынешнего. Иона Потапов может быть водителем такси, у которого трагически погиб сын. Найдёт ли он отзыв в душах современных пассажиров? Думаю, что нет.

У Ионы “тоска громадная, не знающая границ”, таковы же и безграничная чёрствость и равнодушие окружающих. Зима. Падает снег. Он растает, когда станет теплее, от него не останется и следа. Тоска Ионы тоже рассеется, если найдёт тёплый отзыв и участие.

Да, останется боль утраты, как воспоминание о былом снегопаде, но можно будет жить, заботясь о лошади, спокойно думать о своей смерти. Кому может выплакаться Иона? Только живой душе, только она способна понять горе другого.

Иона нашел такого молчаливого друга — своего напарника, лошадь, старую, заезженную, уставшую от работы, которая только дышит теплом своим на руки хозяина. Антон Павлович Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек.

Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И душевная глухота человеческая ведёт к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

   Одиночество человека среди людей- вот страшная суть рассказа А. П. Чехова “Тоска”.

  1. Домашнее задание по русской литературе

   Подготовиться к уроку внеклассного чтения. Прочитать очерк Антона Павловича Чехова “Остров Сахалин”.

Литература

В методической разработке урока использованы материалы с сайта И. Н. Перовой.

Тоска: смысл, краткое содержание, анализ рассказа Чехова

А. П. Чехов обладал невероятным талантом через небольшие по объему произведения передавать множество серьезных проблем, актуальность которых не исчезает со временем.

Не стал исключением и рассказ «Тоска», смысл которого в отражении трагедии жителей больших городов.

Подробное знакомство с рассказом Чехова поможет дать развернутый ответ на вопрос – в чем нравственный смысл произведения и какое значение «Тоска» имеет для нашего времени.

Краткое содержание рассказа Чехова «Тоска»

Рассказ начинается с описания заснеженного города. Ключевые персонажи – извозчик Иона Потапов и его старая, изможденная лошаденка. События, описываемые Чеховым в рассказе, охватывают один вечер, но, чтобы понять, в чем смысл «Тоски», нужно более подробно остановиться на сюжете.

Интересно! Чехов несколько раз пересматривал текст «Тоски». Первый раз произведение увидело свет в 1886 году после публикации в «Летучих заметках» столичной газеты. Позже, отредактировав рассказ, Чехов включил его в сборник «Пестрые рассказы». Очередные правки текста произошли перед изданием третьего тома произведений писателя, куда вошел и рассказ «Тоска».

Будни частного извоза

У извозчика Ионы несчастье – умер сын. От навалившейся на душу тоски мужчине тяжело шевелиться, он не обращает внимание на падающий на голову снег. Чтобы на душе стало хоть немного легче, извозчику нужно поделиться с кем-то навалившейся на него бедой, рассказать о сыне – как болел, о чем говорил перед смертью, как прошли похороны, рассказать о дочери, живущей в деревне.

Но как назло клиентов совсем нет. Надвигаются сумерки. Наконец появляется первый пассажир – военный. Иона по инерции двигается с места, подгоняя лошадь. Он едет, не разбирая дороги, сталкиваясь с движущимися навстречу каретами. Наконец извозчик решается поведать о своем горе седоку, но военный не проявляет интереса.

Возле трактира к Ионе подсаживаются трое подвыпивших молодых людей. Извозчик даже не торгуется, принимая любую плату. Главное, чувствовать за спиной людей, тогда не так одиноко. Но и в этих седоках герой не находит сочувствия. На робкие попытки рассказать о своем горе он слышит лишь, что все умрут. Больше попыток поговорить с пассажирами Иона не предпринимает.

Но тоска заполняет грудь, разрывая ее от боли. Встретив дворника, Иона пытается поговорить хотя бы с ним, но тот прогоняет извозчика.

Расстроенный мужчина отправляется на постоялый двор, где ночуют такие же извозчики. Иона надеется, что с ними удастся поделиться своей бедой, но уставшие после тяжелого трудового дня работяги не в настроении беседовать и ложатся спать.

Иона, не в силах больше терпеть, идет в конюшню и изливает свою боль лошади. Животное жевало сено, молчало и слушало старика. Ионе стало намного легче.

Тоска: смысл рассказа

В рассказе Тоска смысл произведения выражен во всем – эпиграфе, названии, имени главного героя, описании города и окружающего пейзажа. С помощью этих элементов Чехов передает характер и внутреннее состояние героя.

Неслучайно автор назвал своего героя Ионой. Это древнееврейское имя, означающее «терпеливый» и принадлежащее одному из христианских пророков, наводит на мысль о христианском смирении и любви.

Этот же смысл Чехов вложил и в эпиграф, начав «Тоску» с первой строфы «Плача Иосифа и были».

Христианские мотивы отражаются и в проблематике рассказа, затрагивающей темы:

  • милосердия;
  • сострадания;
  • равнодушия;
  • одиночества.

Но все эти проблемы связаны с основной темой произведения, смысл которой отражен в названии – тоска, обозначающей внутреннее томление, мучительную грусть. Тоску можно рассматривать как отдельный персонаж, который невозможно увидеть, но который ощущается в каждом слове повествования. Тоска – это внутреннее состояние героя, нуждающегося в сострадании и не находящего его в окружающих людях.

Интересно! Предполагается, что свой рассказ Чехов написал после первого посещения столицы, поразившей писателя суетой вечно спешащих людей и чувством одиночества.

Понять смысл произведения «Тоска» помогает и описание города – шумного, беспокойного, с толпами людей, равнодушных к тому, что происходит вокруг них. В этом громадном городе страдает «маленький человек», оставшийся наедине со своим горем.

В чем суть концовки

К концу рассказа Тоска смысл сюжета раскрывается окончательно. Иона находит родственную душу, согласную его выслушать. И ею оказывается не человек, а животное.

Несмотря на то, что лошадь не может ответить Ионе, она внимательно слушает хозяина, на что не способна была ни одна живая душа.

В этом эпизоде можно усмотреть скрытую иронию писателя – настоящим Человеком оказалось животное, а не те, кто родился в человеческой шкуре.

Однако в рассказе Тоска смысл финала заключается не только в показе высокой степени очерствения людей, но и в демонстрации безудержной тоски, от которой никто не застрахован.

Печальный финал порождает чувство вины за жестокость окружающих людей, заставляя невольно примерять ситуацию на себя. Ставя в конце рассказа многоточие, Чехов призывает читателя задуматься не только над тем, в чем смысл «Тоски», но и оглянуться вокруг – возможно кто-то в данный момент нуждается в сострадании так же, как и герой произведения.

Чехов не пытается поучать читателей напрямую, но подталкивает их к самостоятельным выводам, ведь на месте Ионы может оказаться любой человек. И чем больше людей поймет смысл рассказа Чехова «Тоска», тем меньше равнодушных будет вокруг.

Ссылка на основную публикацию