Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?

Каждые 5-10 лет мы оглядываемся назад и думаем о том, что какими наивными и глупыми были.

А что было бы, если мы не сделали эти досадные глупости, обидные промахи и роковые ошибки? Жизнь могла быть более светлой, счастливой, благополучной и яркой.

Если сегодня использовать опыт людей, которые уже набили себе шишки на схожих граблях, то твое будущее будет совсем другим. Умные люди учатся на чужом жизненном опыте.

Все мы делаем ошибки в жизни, что является причиной многих наших последующих переживаний и страданий. Некоторые ошибки тянуться с нами всю жизнь, когда сожалеешь постоянно. Но есть вариант делать меньше ошибок, чем ранее. Сделать это можно участь на не только на своем жизненном опыте, но и чужом. Твое будущее может быть совсем иным, а улыбка будет гораздо шире, чем сейчас.

Мы поинтересовались у взрослых людей и их ошибках в прошлом. Получилась довольно интересная картина, которая говорит о главных сожаления и промахах других людей. Зачем попадать в туже ловушку, что и другие? Ты будешь иметь более благополучную жизнь, если учтешь чужой жизненный опыт. Будь умнее. Жизненный опыт и ошибки, которые лучше не делать.

Жизнь – это не гонка и не состязание с другими людьми. Прекращай сравнивать себя с другими людьми и думать о том, что ты позади кого-то. Делай не только то, что должен. Делай то, что хочешь и что делает счастливым. У каждого своя уникальная дорога, а не состязание с другими людьми.

Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?

Какие ошибки ты делаешь сегодня и будешь жалеть в будущем?

Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?Marvin Meyer , Unsplash

Выбор стратегии «все или ничего» будет привычен для молодости, но ошибочен на длинной дистанции жизни. Пробуй больше всего разного в жизни и не бойся, если что-то не получается. Продолжай заниматься тем, что может быть интересно или перспективно. Не бросайся в крайности, а двигайся вперед и пробуй новое.

3. Необдуманные отношения портят жизнь

Одной из важных ошибок, о которой мы обычно не думаем, будут отношения. Влюбиться в неподходящего человека, с кем совсем нет перспектив, очень просто.

Но вот что с этим потом делать? Большую часть проблем в жизни мы получаем тогда, когда влюбляемся в неподходящих людей. Влюбляться нужно сердцем, но при этом не забывать про голову.

Красные флаги и предупреждения в отношениях нужно анализировать, а не игнорировать. Подходи к выбору второй половинки более взвешенно.

Недосыпание и плохой режим сна ухудшают качество жизни. Мы любим много работать, а потом смотреть в телевизор или сидеть в интернете полночи.

Но стоит подумать о том, что недостаток сна безобразит внешность, портит здоровье, ухудшает продуктивность, снижает энергичность и делает менее счастливыми.

Начни высыпаться и удивишься тому, как ты себя чувствуешь и как все более хорошо в жизни. Высыпайся и отдыхай в течении дня, тогда жизнь будет лучше.

Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?

Что ты выберешь? Правила и вопросы для игры

Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?Mathilde Langevin , Unsplash

5. Удели внимание карьере

Проблема большинства людей в том, что они недостаточно зарабатывают, чтобы хорошо жить. Лучший совет – это усердно работать, получать образование, накапливать опыт и делать разумный выбор в профессии, чтобы вывести себя на желаемый уровень дохода. Используй чужой жизненный опыт, а не занимайся ерундой.

6. Занимайся спортом

Начни следить за своим телом как можно раньше. Занимайся спортом, а не жри все подряд и береги здоровье. Ты можешь выглядеть и чувствовать себя лучше, чем твои одногодки, на 5-10 лет.

Обязательно заведи себе спортивное хобби: плаванье, бег, фитнес. Можно заниматься в тренажерном зале, либо тренироваться дома. Начни делать зарядку и трижды в неделю спортом.

Твое тело начнет преображаться уже через неделю, а ты почувствуешь прилив мотивации и энергии.

Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?Cucu Marius Daniel , Unsplash

Береги деньги, а не увлекайся шопоголизмом, кредитами, долгами или рассрочками. Очень часто мы не ценим деньги, тратя их на бесполезные вещи или развлечения. Понимание цены денег приходит гораздо позднее, когда многое уже разбазарено.

Береги деньги и постоянно откладывай их, а не занимайся шопоголизмом. Не трать еще незаработанные деньги на кредиты, чтобы пустить их на сомнительные понты и желания.

Не попадайся в ловушку банков и транжирства, тогда жизнь будет спокойнее, счастливее и проще.

Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?

Жизнь преподает уроки. Какой главный урок преподала людям жизнь?

Пьянство будет похоже на путешествие вниз по спирали. Вначале это весело и прикольно, а потом тяжело и губительно. Алкоголь будет медленно, но уверенно забирать деньги, перспективы, будущее, отношения, семью, потенцию и здоровье. Алкоголь погубил много хороших умных и перспективных людей, превратив их в пропащих пьяниц. Учти жизненный опыт и ошибки других, а не попадайся в эту ловушку.

9. Меняй свой путь в случае необходимости

Меняй работу или профессию, если тебе это не нравится. Часто выбранный в молодости путь оказывается не тем, что мы хотим сейчас. Всю жизнь ненавидеть работу и саму жизнь? Лучше приложить усилия для смены работы, получения образования и пробы новой профессии. Никогда не поздно изменить свой карьерный путь, как и саму жизнь.

Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?Marvin Meyer , Unsplash

10. Избегай курения

Неприятной ошибкой в жизни будет курение. Когда привычка пустит свои корни и будет портить тебе здоровье, будет уже тяжело бросать. Лучше и проще даже не начинать курить, чем потом сотни раз бросать. Хотя это касается многих вредных привычек.

Не трать время на разную ерунду включая лень, сомнения и трусость. Занимайся любимыми делами, гоняйся за целями и делай мечты реальностью. Время двигается очень быстро, а ты не успеешь оглянуться, как окажешься уже на пенсии. Действуй сейчас и пробуй сейчас, чтобы потом не корить себя за нерешительность. Следуй за мечтами прямо сейчас, ведь другой жизни у тебя не будет.

Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?

Жизнь коротка, чтобы тратить ее на ошибки. Всегда думай, прежде чем ввязываться в какое-то дело безрассудно. Используй чужой жизненный опыт и ошибки, чтобы быстрее добраться до мечты.

Не бойтесь ошибаться. Почему мы всегда учимся на ошибках — и только на них

Сам процесс обучения основан на ошибках. Мы не просто учимся на них — не существует другого способа учиться, кроме как совершая ошибки. Во время обучения и приобретения нового жизненного опыта ошибки даже не неизбежны — они составляют суть процесса. Соответственно, если нет ошибок, нет и обучения и вообще мы мертвы.

Ошибки играют ключевую роль в обучении с точки зрения и психологии, и нейробиологии.

Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?

Психология о роли ошибок в процессе обучения

Кэрол Двек, профессор психологии в Стэнфордском университете, предложила теорию о существовании двух полярных подходов к обучению, которые соответствуют двум типам мышления: фиксированному (fixed mindset) и гибкому (growth mindset).

Люди с фиксированным мышлением считают, что обладают определенным уровнем интеллекта и не могут заметно его изменить.

Они руководствуются принципом «выше себя не прыгнешь», а ошибку воспринимают как знак того, что они недостаточно способны. Те же, кто обладают гибким мышлением, ориентированы на процесс развития.

Они полагают, что если приложат усилия и проявят трудолюбие и терпение, то смогут значительно улучшить свои способности. Ошибка для них — это повод учиться.

Теория Кэрол Двек основана на ее психологических экспериментах. В одном из них поучаствовали более 400 пятиклассников. Дети проходили несложный тест, состоящий из невербальных пазлов, после чего им сообщали результат. Половину детей хвалили за то, что они умные, а другую половину — за старание.

Затем детям предложили выбрать между двумя тестами разной сложности. Около 90% детей, которых похвалили за ум, выбрали более простой тест, предпочтя остановиться на уже достигнутом и не потерять репутацию умных.

Дети, которых похвалили за усилия, были более безжалостны к себе — они выбрали тест посложнее, который позволил им продемонстрировать свое стремление прилагать усилия.

Затем Двек предложила тем же пятиклассникам пройти очень сложный тест, рассчитанный на 8-й класс.

Ученики, которых хвалили за старательность, настойчиво пытались решить задания и добивались значительных успехов. Те же, кого похвалили за ум, быстро разочаровывались в себе и переставали прилагать усилия.

Свои ошибки они воспринимали как признак поражения и доказательство того, что не такие уж они и умные.

Таким образом, боязнь совершить ошибку отрицательно влияет на образовательный процесс, в то время как отсутствие этого страха и готовность работать над ошибками гарантирует эффективное обучение.

Согласившись с идеей Двек о разграничении фиксированного и гибкого мышления, психолог из Мичиганского университета Джейсон Мозер исследовал нейронные механизмы, лежащие в основе разных типов реакций на ошибки. Он проследил взаимосвязь между типом мышления человека и его реакцией на ошибки.

Участники его эксперимента должны были выполнять задания, в которых легко ошибиться.

В это время Мозер с помощью энцефалограммы анализировал нейронные сигналы, участвующие в обработке ошибок: рефлекторную регистрацию ошибки ERN (error-related negativity) и осознанную реакцию на ошибку Pe (error positivity).

Первый сигнал показывает конфликт между правильным и ошибочным ответом, он возникает приблизительно через 50 миллисекунд после допущения ошибки. Второй сигнал регистрируется через 100–600 миллисекунд после ответа и указывает на осознание ошибки и концентрацию внимания на ней.

Согласно исследованиям сигналы ERN и Pe, скорее всего, генерирует передняя поясная извилина коры — зона, которая участвует в мониторинге поведения и сигнализирует о том, что нужно усилить когнитивный контроль.

В эксперименте Мозера уровни сигналов ERN и Pe коррелировали с более сосредоточенными и более точными ответами, следующими за ошибками. Оказалось, что чем выше амплитуда ERN- и Pe-сигналов, тем более эффективен процесс обучения.

Мозер подтвердил теорию Кэрол Двек: его эксперимент доказал, что обладатели гибкого мышления больше сосредотачиваются на ошибках и демонстрируют большую точность ответов после ошибок, то есть лучше учатся.

Амплитуда сигнала Pe у них в среднем равна 15 пунктам, тогда как у носителей фиксированного мышления — 5.

Ошибившись, «гибкие» люди сразу же сосредотачиваются, обрабатывают ошибку и после этого демонстрируют прирост точности.

Работа Мозера показала, что ошибки являются важной составной обучения и развития. Если их избегают или воспринимают как показатель отсутствия способностей к определенному занятию, эффективность обучения заметно снижается.

Именно ошибки запускают нейроактивность, отражающую процесс обучения.

На субъективном уровне мы воспринимаем ошибку как «что-то пошло не так», но именно это «не так» на нейронном уровне содействует наиболее активным процессам.

Для обучения ценнее всего именно ошибки: этот процесс построен на провалах, а не на успехе. Упускать возможность неудачи, пытаясь всё делать правильно и безошибочно, — значит упустить возможность обучения и развития.

Ниже на схеме из эксперимента Мозера видна разница в уровне интенсивности реакции мозга на ошибку у людей с фиксированным и гибким мышлением.

Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?

Кэрол Двек описала это различие так:

«Слева вы видите студентов с фиксированным мышлением. Активность практически отсутствует. Они бегут от ошибок. Они не хотят с ними связываться.

Читайте также:  Без каких ошибок невозможно движение по жизненному пути?

Справа же вы видите студентов с гибким мышлением — тех, кто убежден, что способности можно развивать. Они полностью погружены в процесс. Их мозг охвачен идеей „пока нет“. Они глубоко вовлечены.

Они обрабатывают ошибку. Они на ней учатся и исправляют ее».

Как ни странно, теория Двек о гибком и фиксированном мышлении и ключевой роли ошибок в его усовершенствовании крайне популярна. Вероятно, это связано с тем, что Двек предлагает путь к успеху (от фиксированного мышления к гибкому), утверждая, что способность нашего мозга к преобразованию ограничена только нашими внутренними барьерами, которые можно преодолеть, перестав бояться ошибок.

Но в действительности поводов для оптимизма в теории Двек мало, ведь она констатирует, что для освоения нового знания нет другого пути, кроме как пройти через изматывающую фазу ошибок, и чем больше растет гибкость, тем болезненнее эта фаза.

Ошибки с точки зрения нейробиологии

Есть основания утверждать, что ошибки играют определяющую роль не только в процессе обучения и приобретения навыков, но и в том, насколько высока нейропластичность мозга. Более того, такой подход может перевернуть представление о человеке и вписать его в эволюционную перспективу, тем самым высвободив из перспективы теологии, в которую он был традиционно вписан.

Биологической основой обучения является нейрональная пластичность. Эта концепция относится к способности нервной системы изменять силу синапсов — соединений между нейронами.

Основная теория, с помощью которой сейчас объясняют понятие нейропластичности, была разработана американским психологом Дональдом Хеббом. Согласно теории Хебба в основе способности нашего мозга меняться лежит изменение силы синапсов, то есть связей между нейронами.

Правило Хебба гласит: если два нейрона активны примерно в одно и то же время, их связи усиливаются (Cells that fire together, wire together).

Процесс, благодаря которому усиливаются синаптические связи между нейронами, называется долгосрочным потенцированием.

Именно долгосрочное потенцирование считается ключевым процессом в объяснении нейропластичности. Хотя известно, что модификация силы синапсов включает также процесс его угнетения — долгосрочную депрессию. Однако если при рассмотрении темы нейропластичности упомянуть потенцирование считается обязательным, то о депрессии синапсов либо говорят во вторую очередь, либо не говорят вообще.

Модификация силы связей нейронов предполагает как их усиление, так и ослабление. Мы склонны забывать об этом втором аспекте, поскольку привыкли считать генеративные процессы ключевыми, а дегенеративные — вторичными.

Впрочем, в истории нейробиологии были и попытки свергнуть общую перспективу. Некоторые исследователи утверждают, что именно долгосрочную депрессию следует рассматривать как ключевой процесс, лежащий в основе обучения и формирования памяти.

Общая логика здесь такова: конфигурация существующего объема знаний в человеческом мозге оставалась бы неизменной, если бы нейронные контакты не обладали способностью ослабевать и в конечном итоге исчезать. Другими словами, механизм обучения и формирования знаний, синаптическая пластичность обязательно включает в себя способность ослаблять синаптические связи.

Так, американский инженер Джеймс С. Альбус, работавший над созданием модели мозжечка, предположил, что «хранение паттернов должно осуществляться главным образом за счет ослабления синаптических весов, а не их усиления».

Английский ученый Ричард Докинз полагает, что избирательная смерть нейронов может лежать в основе хранения памяти. Французский нейробиолог Жан-Пьер Шанжё в книге «Нейрональный человек» утверждает, что «учиться — значит стабилизировать заранее установленные синаптические комбинации и устранять излишки».

В своей статье Learning from Mistakes ученые Данте Чиалво (Аргентина) и Пер Бак (Дания) продвигались дальше по этому пути.

По их мнению, то, как мы сегодня понимаем биологические механизмы, обусловлено нашей склонностью к телеологическому (то есть предполагающему, что у всего происходящего есть конечная цель) мышлению.

Оно не позволяет нам перенастроить наше мышление так, чтобы оно было выгодно для изучаемого процесса, а не служило нашему удобству.

Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?

Чиалво и Бак пересмотрели общепринятое мнение о том, что для обучения обязательно требуется усиление синапсов и что долгосрочное потенцирование — это ключевой процесс:

«Хотя можно представить, что долгосрочное потенцирование является определяющим явлением для хранения информации и что долгосрочная депрессия может существовать просто для перезагрузки долгосрочного потенцирования, следует отметить, что также можно представить, что противоположное может быть правдой».

Ученые предложили схему понимания нейронных процессов обучения, которая переворачивает всё с ног на голову, утверждая, что именно снижение синаптической активности является фундаментальным динамическим механизмом, а потенциация играет только вспомогательную роль. Именно долгосрочная депрессия имеет формообразующую силу.

«Вера в подкрепление Хебба долгое время оказывала влияние на исследования, препятствуя объективному изучению альтернативных сценариев. Мы утверждаем, что отрицательное подкрепление имеет важное значение и, кроме того, любое положительное подкрепление снижает способность к адаптации».

Согласно Чиалво и Баку обучение в основном происходит путем исправления ошибок. «Окружающая среда действует как критик, а не как учитель».

Это означает, что негативный фидбек (который коррелирует с долгосрочной депрессией синапсов) — это основа обучения.

В соответствии с альтернативным взглядом Чиалво и Бака в процессе обучения активные синаптические соединения временно «помечаются» и, если получаемый результат оказывается неудачным, впоследствии подавляются.

Учась чему-то, мы не формируем новые синапсы, а в первую очередь уничтожаем лишние. Таким образом, любое обучение в основании предполагает ошибку.

Ошибка или опыт?

Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?Сколько раз я сталкивался на консультациях с этой темой — «я боюсь ошибиться». Дальше все развивается, как правило, по одной и той же схеме: человек пытается просчитать варианты, все время прикидывает, думает, анализирует и…. ничего не делает. Потому что как ни прокручивай возможные варианты развития событий, возможность ошибки так или иначе будет заключена в любом из них.

Усугубляет ситуацию и то, что само понятие ошибки — понятие с резко отрицательным значением. Ошибся — значит, неудачник. Ошибся — значит, не умен. Ошибся — значит, недостаточно ловок или силен, и многое другое «недостаточно».

Но существуют ли ошибки вообще? И как мы это оцениваем?

Вообще-то ошибки в чистом виде существуют только там, где есть эталон, четко выверенный. Скажем, вам показалось, что прошел час. А на деле прошло полтора. Вы ошиблись? — да.

Потому что есть конкретный эталон часа, минуты и секунды, он общезначим и абсолютно конкретен.

Или, если вы сказали, что от стола до двери два метра, но измерив рулеткой, вы выяснили, что их два с половиной — вы тоже ошиблись, потому что есть конкретный эталон метра.

Но есть ли подобные эталоны поступков? Жизни? Суждений, мировоззрения? Вряд ли такое можно сказать с уверенностью. Даже моральные максимы можно толковать весьма относительно, в зависимости от обстоятельств.

«Не убий» — казалось бы, куда конкретнее? Но ведь веками в человеческой морали оправдано убийство из самообороны.

А что говорить о войнах, под которых подводились самые разные основания, и участники их становились героями?

Давайте начнём с простых ошибок.

Вы не выучили урок в школе и неправильно написали слово или решили неправильно уравнение. Вы ошиблись? С точки зрения русского языка и математики — да. С точки зрения жизни — нет. Вы получили бесценный опыт на тему «что бывает, если не выучить урок».

Ваше отношение к этому может быть разным, но многое зависит здесь от позиции родителей. «Все мы родом из детства» — эту максиму психологи повторяют на все лады, и от нее действительно никуда не денешься. Одни родители могут сказать: «ну что ж, ошибся, давай поможем тебе исправить, ты запомнишь этот опыт и постараешься его не повторять». Но этот случай — довольно редкий.

Чаще всего родители занимают позицию осуждения: «Как ты мог принести двойку? Не будешь хорошо учиться — пойдешь в дворники/лишим тебя мороженого/будешь сидеть дома все выходные».

Ребенок прочно запоминает после нескольких повторений подобной ситуации, что ошибка — это страшно, что за нее следует неизбежное наказание. Причем понятие ошибки распространяется таким образом не только на формальную ошибку в написании слова или решении уравнения, а вообще на то, что что-то в жизни пошло «не идеально», не «как положено».

Вот так, чаще всего, и возникают пресловутые эталоны жизни, опыт перестает восприниматься как опыт, из опыта уже сложно сделать правильные выводы, а вместо них происходит нагнетание страха перед любой ошибкой.

Человек привыкает общаться сам с собой с позиции мамы или папы: «ошибся — плохо», и ругает себя сам. Меж тем полезная информация, которая могла бы быть извлечена из этого опыта, просто теряется, потому что сознание человека привыкает заниматься не работой над ошибкой, а самобичеванием.

Если мы возьмем более сложную ошибку, например, выбор неподходящего партнера для брака, то тут разворачивается целое поле вариантов: как можно было бы поступить с этой ошибкой, если вообще ее так называть. Но эталон жизни готов уже заранее — большинству из нас с детства рассказали «как должно быть».

Причем чаще всего, примера того, как хорошо и комфортно жить в семье, многие не имеют — родители таких детей сами часто жили «так себе», и не преподали ребенку настоящего урока счастливой семейной жизни. И именно в результате этого родители, анализируя свои ошибки, стараются объяснить ребенку, что и как он должен в будущем делать, чтобы избежать ошибок родителей.

Казалось бы, доброе побуждение — передать опыт, научить. А на деле выходит все наоборот — ребенок усваивает шаблон, но он, вероятно, годился для самого родителя, и следует из конкретного жизненного опыта и конкретных обстоятельств.

А вот годится ли этот шаблон для ребенка — спорный вопрос, потому что ребенок — человек с другим характером, другим психотипом и, возможно, даже совсем другими целями в жизни, другим предназначением, и обстоятельства его жизни будут наверняка тоже совсем другими.

Напуганный перспективой ошибки, ребенок старается действовать по шаблону — и чаще всего проигрывает.

Во-первых, потому, что действовать по шаблону не удается, ведь опыт, который усваивается прочнее — это реальный жизненный опыт, а из реального опыта у ребенка есть только родительская семья, в которой жили «так себе». И чаще всего, неосознанно, ребенка все равно заносит в тот же сценарий, который проживали и его родители.

Во-вторых, он может проиграть еще и потому, что, пытаясь действовать по шаблону, он не учитывает своих особенностей, своих настоящих желаний и своих ценностей, которые к моменту взросления уже так или иначе формируются.

И в-третьих, потому, что родители не учли возраст ребенка. Могут ли быть в 25 лет те же ценности, что в 50? Вряд ли. И поэтому передача родителями своего опыта с позиции пятидесятилетних все равно не подойдет ребенку, которому едва за двадцать. А свой реальный опыт переживаний в двадцать лет родители редко помнят, увы.

Читайте также:  Краткое изложение сказки М. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

Усложняется все это той же схемой, что была и в школе: «Ошибся? А ведь мы тебе говорили!….» — следует негативная оценка и осуждение. И уже взрослый ребенок вместо извлечения опыта из ошибки идет тем же путем — самобичевания и самообесценивания.

Бывает и так, что человек сам жалеет о своих ошибках, на тему которых ему, предположим, не строили шаблонов. Причиной служит боль и другие негативные эмоции, которые он пережил.

Например, сделал ошибку в работе — последовало увольнение. А работа очень нравилась, и найти такую же пока оказалось сложно. Человек мучается тем, что он «мог бы сделать так-то и так-то», и избежать последствий.

Да, жалко — никто не спорит.

Но опять энергия уходит не на попытку сделать выводы о том, как больше такого не допустить, а на самобичевание, и причиной этого, скорее всего, тоже служит некий эталон, который человек мог сам себе построить — «жизнь должна проходить без неприятностей».

Мы давно уже забыли, что боль, горечь, досада и обида — в общем-то нормальные эмоции, которые человек может и должен испытывать в жизни. Боль помогает запомнить какой-то опыт. Досада помогает найти выход. Нежелание переживать горечь и вообще негативные эмоции — нормальный двигатель к тому, чтобы найти адекватное решение.

А представьте себе: вы совершили некий поступок, который привел не к тому результату, что вы себе наметили. Но вам от этого никак. Ни горячо ни холодно. Станете ли вы искать другое решение? Да нет, зачем. И вы снова наступите на те же грабли и снова вам будет «никак».

Это вообще похоже на развитие, которое есть суть жизни? Станете ли вы укреплять здоровье, если никогда не болеете? Станете ли вы строить отношения, если вы не испытываете в них никаких эмоций? Зачем, если «все хорошо», а точнее — никак, потому что «плохо» мы познаем в сравнении с «хорошо».

Другое дело, что можно испытывать негативные эмоции, а потом относительно быстро переключаться на выводы и поиск решений, а можно застревать в негативных эмоциях надолго. Как правило, именно это и происходит, и именно этого чаще всего боятся. Причиной застревания служит то, что мы привыкли все контролировать умом.

Ум строит план «как должно быть», мы стремимся к плану, а когда происходит нестыковка — то мы страшно расстраиваемся. Что с одной стороны нормально.

С другой — большинству сложно увидеть в новом развороте событий как опыт, так и возможности. Ум продолжает генерировать мысли в духе «а что я мог бы сделать тогда-то, чтобы не допустить то-то», и в итоге происходит то самое застревание в прошлом и в переживаниях. Меж тем у нас есть наше настоящее. В котором можно задать себе два простых вопроса:

Какой опыт я могу извлечь из этой ситуации, что полезного я могу почерпнуть? Какие возможности может открыть мне новый поворот событий?

Любой, даже самый грустный поворот событий может открыть возможности. Для того, чтобы их увидеть, надо сначала пережить чувства, которые вызвала ситуация — не ругать себя, не подавлять их, а принять.

Принять, что есть боль, горечь, обида или досада, тоска или отчаяние. И проживать их. Осознавать, что они есть, как они называются и выражать их. О том как выражать — мы с вами говорили в статье про эмоциональный кризис. А потом, когда пар будет выпущен — самое время задать себе те вопросы.

И всеми силами удержаться от самокопаний в ключе «ах вот если бы я тогда сказала/сделал/решилась/отказался….» Тогда было тогда.

И тогда вы приняли именно то решение, которое могли принять с учетом тех реалий, того состояния души, той информации, что была и тех людей, что вас окружали. Если бы вы действительно могли бы принять другое — вы бы его приняли.

Но тогда, коль скоро вы выбрали именно то решение — оно и было тем оптимальным и единственно возможным.

Один знакомый мне хирург, специализировавшийся на очень сложных операциях в области трансплантологии, выбрал своим девизом фразу «все поправимо», хотя вещи, с которыми к нему обращались пациенты, уж точно не относились к категории легко исправимых.

В жизни человека, на уровне поступков, событий и мыслей поправимо практически все. Единственное что мы не может исправить — это уход из жизни близких. Но это — то горе, которое нужно просто переживать. И жить дальше. А касательно всего остального — нет такой ситуации, из которой нельзя было бы извлечь урок, и нет таких катастроф, которые не вызвали бы новый виток развития.

Проблема лишь в нашем уме, который способен годами вызывать сокрушение по поводу того, что что-то пошло не по плану и «не идеально». И, застревая в самобичевании, многие лишают себя возможностей, опыта и конструктивных решений. Как относиться к себе и своим ошибкам — выбор каждого. Но стоит помнить:

  • Пока мы живы, можно всё исправить,
    Всё осознать, раскаяться, простить.
    Врагам не мстить, любимым не лукавить,
  • Друзей, что оттолкнули, возвратить.

Пока мы живы, можно оглянуться,
Увидеть путь, с которого сошли.
От страшных снов очнувшись, оттолкнуться
От пропасти, к которой подошли….

Эдуард Асадов

«Ошибка или опыт?»

https://ZerkaloDushi.org/oshibka-ili-opyt/

Может ли человек прожить жизнь не совершая ошибок? Аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», Э. Бёрджесс «Заводной апельсин» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Может ли человек прожить жизнь не совершая ошибок? Учитывая то, что никто из людей не идеален, ответ очевиден — нет. Люди на протяжении своей жизни всегда будут совершать ошибки, такова их природа.

Учиться на чужих ошибках никто не хочет, а у некоторым — и свои с трудом удается признавать. Ведь все мы, со всеобщей манией величия, убеждены, что с нами не может произойти что-то плохое.

А чтобы в этом удостовериться, можно прибегнуть к примерам из художественной литературы.

Идея человека, страдающего экспансивным бредом, была нарочито гиперболизирована и показана Федором Михайловичем Достоевским в своём романе «Преступление и наказание», на примере одного из главных героев — Родиона Раскольникова.

Родион — человек с довольно тяжелой судьбой: в начале романа он предстает перед нами, как бывший студент, живущий в полной нищете.

Находясь в такой непростой жизненной ситуации, Раскольниковым овладевает придуманная им же теория о том, что люди делятся на два типа: «право имеющих» и «тварей дрожащих».

И вот однажды, желая проверить, к какой части общества относится он сам, убивает старуху процентщицу — тем самым совершая одну из самых больших оплошностей в своей жизни.

Однако, Родион понимает это совсем не сразу, а только спустя время, потому что считал, что поступил так, как по его мнению и должны были поступать люди, право имеющие. На примере этого персонажа, Достоевский дает нам понять, что людям свойственно ошибаться, ведь они всегда уверены, что поступают правильно, не стараясь узнать так ли это на самом деле.

В свою очередь можно также обратиться к роману Энтони Бёрджесса — «Заводной апельсин», весь смысл которого и заключается в том, что люди всегда будут совершать ошибки. В своём произведении Бёрджесс описывает нам центрального антигероя — пятнадцатилетнего подростка Алекса, который организовал свою банду.

В этой компании, Алекс, только и делает, что занимается противозаконными действиями. Но однажды его ловит полиция, и он отправляется в тюрьму, где позже проходит экспериментальное лечение. Но ни тюрьма, ни лечение не помогают Алексу понять, что он поступал неправильно, теперь он лишь испытывает физическую боль, если даже подумает об акте насилия.

Здесь Энтони Бёрджесс наглядно показывает нам, что люди не воспринимают в серьёз советы извне, также как и Алекс никак не поменялся внутренне после лечения. В дальнейшем, по прибытии в город, к Алексу возвращается бумерангом его прошлое.

Он оказывается бит, всеми теми, над кем он успел поиздеваться за то время, пока состоял в банде, но даже не может оказать сопротивления в виду сильной боли от мыслей о противозаконном. От всей этой ужасной жизни он совершает неудачную попытку самоубийства, после которой его решают вылечить от предыдущего «лечения».

В следствии этого, Алекс снова может заниматься своими хулиганскими делами, но уже не видит в этом никакого смысла — он повзрослел. Именно этим автор дает понять, что исключительно правильный жизненный путь невозможен, из-за того, что люди будут повторять одни и те же ошибки из поколения в поколение, и этот процесс не будет иметь конца.

Подводя итоги всему вышесказанному, хочется сказать, что прожить жизнь вовсе без ошибок нельзя, но надо к этому стремиться! В наше время, когда мы можем свободно читать огромное количество художественной литературы, смотреть фильмы и просто видеть, как живут другие люди, используя для этого интернет, просто непозволительно не впитывать в себя весь тот жизненный опыт, который мы узнаем из вышеперечисленных источников. Ведь если подумать, лучше всё-таки не испытывать на себе то, что уже не раз приводило плачевным последствиям.

Возможен ли жизненный путь без ошибок? Сочинение № 12161504

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

У каждого человека есть свой жизненный путь, который он безвозвратно проходит ,и насколько жизненная дорога будет правильной зависит лишь от него. На определенном этапе жизни, человек почти всегда сталкивается с ошибками.

Так возможен ли жизненный путь без ошибок? Я считаю,что дорога под названием жизнь- без ошибок невозможна, ведь в первую очередь, ошибка-это опыт, который в будущем направит тебя на верный путь. Для обоснования своей позиции приведу пример из литературы.

  В произведении Александра Сергеевича Пушкина ” Капитанская дочка” главным героем ,которого является Петр Гринёв этот персонаж в начале романа абсолютно другой человек нежели в заключительной части произведения. Гринев вел разгульный образ жизни , не ценил все, что его окружает и , что ему дано, но такие черты характера преобладали только в самом начале его стези.

После герой меняет свое представление о жизни и, очевидно ,изменяется в лучшую сторону, когда он начинает служить в Белгородской крепости и встречает свою любовь Марию.

Петр под влиянием другого общества , честных и правильных людей ,преобразовывается  неузнаваемым образом  из избалованного мальчишки, он превращается в достойного парня с пониманием нравственных принципов и чувством патриотизма. Главный герой осознал свои ошибки и набрал опыт “багажа” с которым направился дальше  по – своему жизненному пути.

Читайте также:  Смысл песни Face «Я роняю запад»

   В произведении ” Евгений Онегин”   Александра Сергеевича Пушкина главным героем  является Евгений , который не отвечал взаимными чувствами Татьяне Лариной, которая ценила его и неимоверно испытывала к нему тёплые чувства. Но позже все поменялось местами.  Онегин понимает, что влюблён в Татьяну, но к сожалению, уже слишком поздно, когда Ларина выбирает другого.

Герой осознаёт,что совершил ошибку, когда не воспринял и не смог ответить теми же чувствами, что и девушка.Но , к несчастью, он уже никак не может повлиять на ситуацию за его спиной остался лишь печальный опыт, связанный с Татьяной Лариной, которая когда-то так сильно его любила.   Определенно, Онегин понял, что нужно ценить, когда кто-то тебя любит и хочет быть рядом.

  Таким образом, хочется сказать, что жизненный путь всегда состоит из проблем, ошибок, которые впоследствии приведут любого человека к осознанию, что правильно, а что нет. В любом случае человек  из-за промахов становится в будущем другим, он находит верный путь и подлинные мысли. Я считаю, что неважно сколько  ” дорог” проходит человек , ведь самое главное,что он извлекает из них,  как сказал Сергей Александрович  Есенин ” Как мало пройдено дорог,”

” Как много сделано ошибок” ( Мне грустно на тебя смотреть..)

  • Доброго времени суток, Карина!
  • Вам удалось в своем сочинении соблюсти основные требования к итоговому сочинению, но написали Вы его, глубоко не погружаясь в литературные произведения, использованные в качестве примеров.
  • В соответствии с критериями проверки итогового сочинения Ваша работа оценивается следующим образом.
  • К1 (соответствие теме) + 1 балл.
  • В со­чи­не­нии при­сут­ству­ют рас­суж­де­ния на пред­ло­жен­ную те­му, вы­ска­зы­ва­ют­ся те­зи­сы, яв­ля­ю­щи­е­ся от­ве­том на во­прос, пред­ло­жен­ный в за­да­нии.
  • К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
  • При­во­дят­ся ар­гу­мен­ты из ли­те­ра­тур­но­го ма­те­ри­а­ла, но эта ар­гу­мен­та­ция весь­ма по­верх­ност­ная и да­ет не совсем до­сто­вер­ное пред­став­ле­ние о зна­нии тех ху­до­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний, о ко­то­рых го­во­рит­ся в со­чи­не­нии.
  • К3 (логика и композиция) + 1 балл

Фактическая ошибка:Белогорская крепость

В Вашей работе наблюдаются композиционные части, в каждом абзаце вы сделали попытку сформулировать микровывод. В общем  выводе сочинения логика нарушена.  

К 4 (речь) + 0 баллов

Я балл по данному критерию поставить не могу, т.к. качество письменной речи оставляет желать лучшего.

Речевые ошибки:

У каждого человека есть свой жизненный путь, который он безвозвратно проходит
В произведении Александра Сергеевича Пушкина ” Капитанская дочка” главным героем ,которого является Петр Гринёв
Гринев вел разгульный образ жизни , не ценил все, что его окружает и , что ему дано, но такие черты характера преобладали только в самом начале его стези.
После герой меняет свое представление о жизни
преобразовывается  неузнаваемым образом  из избалованного
он превращается в достойного парня с пониманием нравственных принципов и чувством патриотизма.
Главный герой осознал свои ошибки и набрал опыт “багажа” с которым направился дальше  по – своему жизненному пути.
Онегин понимает, что влюблён в Татьяну, но к сожалению, уже слишком поздно, когда Ларина выбирает другого.
он находит верный путь и подлинные мысли.
неимоверно испытывала к нему тёплые чувства

К5 (грамотность) + 1 балл. Всего ошибок: 13Орфографические ошибки:

по – своему жизненному пути.

по (какому пути?) – по своему пути. пишется раздельноГрамматические ошибки:

Герой осознаёт,что совершил ошибку, когда не воспринял и не смог ответить теми же чувствами

герой осознал, что совершил ошибку…Пунктуационные ошибки:

У каждого человека есть свой жизненный путь, который он безвозвратно проходит ,и насколько жизненная дорога будет правильной зависит лишь от него.

Не хватает запятой после слова “правильной”

На определенном этапе жизни, человек почти всегда сталкивается с ошибками.

Лишняя запятая

В произведении Александра Сергеевича Пушкина ” Капитанская дочка” главным героем ,которого является Петр Гринёв

Запятая ставится после слова “дочка”, а не перед словом которого..А также после слова Гринев необходимо поставить запятую

которого является Петр Гринёв этот персонаж в начале романа абсолютно другой человек

Перед словом “абсолютно” – тире

абсолютно другой человек нежели в заключительной части произведения.

необходима запятая перед “нежели”

Главный герой осознал свои ошибки и набрал опыт “багажа” с которым направился дальше  по – своему жизненному пути.

необходима запятая перед “с которым”, тк дальше идет придаточное предложение

что его окружает и , что ему дано,

после и запятая не нужна, тк два придаточных предложения связаны союзом “и”к сожалению – вводное слово, выделяется с двух сторон запятыми

он уже никак не может повлиять на ситуацию за его спиной остался лишь печальный опыт

Необходима запятая после слова “ситуацию”, сложное предложение

неважно сколько  ” дорог” проходит человек

Нужно поставить запятую после слова “неважно”, т.к. дальше идет придаточное предложение

как сказал Сергей Александрович  Есенин ” Как мало пройдено дорог,”

Не хватает двоеточие после “Есенин”, тк прямая речь

  1. Общий вывод по работе:
  2. Итак, Карина, Ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над речью, логикой, грамотностью, особенно пунктуационной, и анализом произведений.
  3. Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 0; К5: 1;

Сочинение в новом формате.Текст Д.С.Лихачёва об ошибках, совершаемых в жизни человеком

Лидия Николаевна Белая

Сочинения в новом формате ЕГЭ по тексту Д.С.Лихачёва об ошибках, совершаемых человеком в жизни.

Вступление

  • Проблема
  • (вопрос, над которым рассуждает автор)
  • Комментарий ( оценка прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом)
  • Первый пример
  • (это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося)
  • + пояснения к примеру
  • Второй пример + пояснения к примеру
  • Связь между примерами

Обращаясь к одной из сложных проблем современности, Д.С.Лихачёв размышляет о том, что даже великие люди в своё время не были застрахованы от ошибок (предложения 3,5-7). Действительно, жизнь любого человека не может складываться без ошибок.Вся наша жизнь – опыт, который мы накапливаем. Опыт – это и есть ошибки.

Поколение меняется поколением, человеческие знания развиваются по всем направлениям, а вот жизненный опыт, несмотря на эпоху, приобретается каждым человеком в отдельности, а жизненная мудрость появляется лишь после сделанных человеком многих проб и ошибок.

Это закон природы! Далее автор особо подчёркивает, что каждый имеет право на ошибку, но никто и никогда «не должен идти против своей совести», а потом всю свою жизнь жалеть о содеянном. Особенно печально осознавать, что при определенных обстоятельствах, ты можешь по глупости потерять близкого и дорогого тебе человека.

Но главное заключается в том, что люди должны учиться прощать, давать друг другу второй шанс все исправить. Оба приведённых примера позволяют сделать вывод:каждый имеет право на ошибку, важно лишь эту ошибку признать, оценить, задуматься, почему это случилось, принять к сведению и в дальнейшем стремиться ничего подобного не допускать.

Человек, который понял, что был не прав и раскаялся, достоин хорошего отношения к нему со стороны окружающих.

Позиция автора

(это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы)

Д.С.Лихачёв стремиться донести до читателя мысль о том, что в нашей сложной жизни никто не застрахован от ошибок. Совершать ошибки, осознавать их – естественный процесс.

Моё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста и обоснование отношения к позиции автора.

Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя. Невозможно прожить жизнь, не совершив ни одной ошибки. Как говорил древнеримский философ Цицерон: «Человеку свойственно ошибаться». Ошибки, безусловно, могут испортить человеку жизнь, но они же дают богатый жизненный опыт. Хорошим примером может послужить роман Л. Н.

Толстого «Война и мир». Это настоящая энциклопедия жизненной философии, где немало примеров того, как совершённые ошибки влияют на поведение и формирование характера людей. Так, один из наиболее ярких и настоящих героев романа Пьер Безухов долго искал смысл своей жизни, совершая множество ошибок, больших и маленьких.

Мягкий и слабохарактерный, он попадает под влияние то Курагина, то Долохова, тратит силы и деньги на кутежи. Но самую большую ошибку он совершил, женившись на Элен Курагиной. Пьер чувствовал, что между ним и Элен нет преград, она «была страшно близка ему», её прекрасное и «мраморное» тело имело власть над ним.

И хотя Пьер чувствовал, что это «нехорошо почему-то», он безвольно поддался чувству, внушаемому этой «развратной женщиной», и в конце концов стал её мужем.

В результате горькое чувство разочарования, мрачного уныния, презрения к жене, к жизни, к себе охватило его через некоторое время после свадьбы, когда «загадочность» Элен обернулась душевной пустотой, глупостью и развратом.

После размолвки с женой Пьер увлекается масонством, а потом была война, и полудетская идея убить Наполеона, и горящая Москва, и страшные минуты ожидания смерти, и плен, и главная веха в жизни – встреча с Платоном Каратаевым. Прошедшая через страдания, обновлённая, очистившаяся душа Пьера сохранила в себе любовь к Наташе Ростовой. Пьер женится на Наташе, и она дарит ему тихое семейное счастье.

Вывод (какой вывод можно сделать, чтобы он соответствовал данной проблеме? )

Следовательно, человеческая жизнь – это долгий путь, на котором каждого поджидают не только победы, но и неудачи. Людям свойственно ошибаться. Тот, кто учится на ошибках, приобретает бесценный жизненный опыт.

 

Ссылка на основную публикацию