М.Ю. Лермонтов «Одиночество» анализ произведения

В своих стихотворениях Лермонтов часто обращается к теме одиночества. Он словно ощущает себя лишним в обществе. В своих произведениях писатель закладывает личный опыт и переживания, переполняющие его душу. В 1830 году Лермонтов написал стихотворение “Одиночество”, в котором полностью описал человека, страдающего от непонимания других.

В основу своей лирики Лермонтов закладывает искренние чувства человека. Ему очень интересны процессы становления героя как личности, поэту интересен сам внутренний духовный мир, со всеми его изменениями. Лермонтов написал свое произведения в тот момент, когда почувствовал себя поистине одиноким человеком.

Это совсем не удивительно, у Лермонтова особо не было настоящих друзей, только знакомые. 

Произведение открывает завесу в жизнь героя, немного с другой стороны. Он словно рассуждает на различные темы нравственности. Его посещают мысли о том, почему от несчастного человека постоянно отворачиваются другие. Обхватанный печалью и грустью герой всегда остается в одиночестве.

Автор дает понять, что только будучи одиноким, человек может полностью пережить и прочувствовать что-то уникальное и неповторимое. Рассказ о главном герое стихотворения дает понять, что ему очень плохо, он настолько одинок, что не может это выносить. Но оказывается, одинокий человек может наслаждаться этим.

Ему нравится находиться наедине с собой, это чувство для него просто великолепно. Данное произведение открывает в полной мере настоящий характер Лермонтова.

Герой стихотворения, это некий образ человека, в душе которого возникают различные конфликты существования и бытия. Главный герой так похож на своего автора, он словно бунтарь, который борется с судьбой стремясь обрести мир. Он отвергает людей и их помощь, ему нравится все решать в одиночку.

Лермонтов не навязывает своему герою мысль об одиночестве. Он выбирает его добровольно и, кажется, это единственный правильный выбор его души. Ничто не может отвлечь его познать это чувство, ни друзья, ни любовь к родине. Герой произведения находится, словно в центре созданного ним самим мира.

Этот мир все еще для него чужд и враждебен, именно он обрекает его душу на полное одинокое существование.

Лермонтов, словно герой из своих стихотворений. Он не хочет обременять себя тягостями реальной жизни. Кажется, будто бы поэт сам устал от бесконечного одиночества и пустоты, возникающей вместе с ним. Как считал Лермонтов, радость интересна всем, а вот боль и горечь разделить не с кем.

Анализ стиха Одиночество Лермонтова

Всем известно, что, безусловно, из детства начинает формироваться личность человека, закладывается, его характер и формируются все болезни и страхи.

Так и Лермонтов с детства оставшийся без матери воспитывавшейся бабушкой. Этот всеми известный и любимый поэт вырос в окружении высшего общества, воспитывался в строгости французом и немкой.

Ему нахватало материнского тепла и ласки. Русскому приходилось учится самостоятельно и он научится.

Ранние годы Лермонтова

Он совершенно чувствовал себя одиноким, не кому не нужным ни в семье, ни в окружение с которым вынужден общаться. Ему казалась, что на свете нет человека, который смог бы его понять. Это чувство он выплескивает в своем раннем творчестве и это, безусловно, видно в его стихотворении «Одиночество».

Описание стихотворения «Одиночество»

Лермонтов написал его в 1830 году, в возрасте 16 лет. В те годы он уже был знаком с произведениями Байрона и понимал, что мотивы написания у них близки. В этом произведении Михаил описывает свою жизнь. Уже с первых строк понятно его состояние души.

Он не имеет друзей, а лживые родственники готовы делить с ним только радость. Произведение написано четырехстопным ямбом с пересечением женской и мужской рифмы. В стихотворении его герой стремится в гроб, он не хочет оставаться на земле.

Он пишет выразительными эпитетами, хоть их и немного, но они наделены неописуемой художественной силой.

Выводы: в стихотворных строках описывается герой, который не нужен миру.  Так и поэт считает себя лишним в этом мире. Все свое внутреннее переживание он передает не только в юном возрасте в своих произведениях, но и в более осознанном возрасте.

По плану кратко

М.Ю. Лермонтов «Одиночество» анализ произведения

  • Анализ стихотворения Некрасова Осень
    Сезон, воспеваемый многими поэтами и писателями, трубадурами и просто романтиками, осень – это время года, дарящее нам долгожданную прохладу, богатый урожай и умиротворение. Природа наряжается в великолепный наряд,
  • Анализ стихотворения Жуковского Светлана 9 класс
    Баллады – особый вид поэтического творчества В.Жуковского. В балладах Жуковский показывает жизнь не как на самом деле, а выдуманную. В его балладах вершится справедливый суд, показаны высокие человеческие отношения.
  • Анализ стихотворения Есенина Топи да болота 7 класс
    Стихотворение «Топи да болота» написал в 1914 году Сергей Александрович Есенин — русский поэт, лирик, имажинист и ярчайший представитель новокрестьянской поэзии XX вв. Поэт родился и жил вплоть до 1912 года в селе Константиново
  • Анализ стихотворения Баратынского Родина
    Яркая и загадочная звезда таланта Евгения Абрамовича Баратынского зажглась на поэтическом небосклоне России в первой половине XIX века. Отчисление Евгения Абрамовича из Пажеского корпуса круто изменило дальнейшую судьбу будущего поэта
  • Анализ стихотворения Бунина Иней
    «Иней» – стихотворение Бунина, написанное им в то время, когда он был молод и почти неизвестен. Литературную деятельность Бунин начал ещё в 15 лет: он к тому времени написал первый роман, но его нигде не приняли.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Одиночество» по плану

1. История создания

Стихотворение «Монолог» написано в 1830 году, когда М.Ю. Лермонтов уже познакомился с творчеством Байрона.

Ему близок тип лирического героя — изгоя. Порой поэт ощущал себя таковым.

2. Литературное направление

Стихотворение было написано в духе романтизма.

3. Род

По роду произведение относится к лирике.

4. Жанр

Жанр произведения – элегия.

5. Проблематика

В очередной раз Лермонтов поднимает проблему лишнего человека.

Поэт сетует на то, что его окружение нуждается в нем и готово разделить с ним радостные минуты. Однако разделить с ним печаль высший свет не желает.

Поэт говорит о потребительском отношении со стороны окружающих. Когда у тебя всё хорошо, все рядом, но стоит появиться проблемам, даже друзья куда-то исчезают.

6. Тематика

Главная тема произведения – одиночество. Лермонтов как узник этого состояния.

Жизнь подобна тюремному заключению, потому очень сложно встретить родственную душу, с которой можно познать не только радость, но печаль тоже.

7. Идея

В стихотворении Лермонтов протестует против «оков» — внутренней и внешней тюрьмы. Поэт противопоставляет свою личность миру и обществу.

8. Пафос

В стихотворении от начала до конца слышны ноты никому не нужности и полного одиночества. Стихотворение довольно мрачное, потому что поэт в нем намекает читателю о мыслях расстаться с жизнью. И это в 16 то лет! Лермонтов говорит, что его смерть принесёт всем только облегчение.

Поэт пишет, что он чувствует себя одиноким и никому не нужным. Он говорит, что тяжело жить в одиночестве, тяжело на себе нести жизненные тяготы.

В свои 16 лет поэт думает о смерти, считая, что когда он умрет, то все будут счастливы. Удивительно, что у столь юного человека такие мрачные мысли.

9. Система образов

В стихотворении два образа: образ царя воздушного и гроба.

С образом царя воздушного поэт отождествляет себя. Лермонтов ставит себя в центр мира. Говорит о себе и своём понимании действительности, роли в обществе и жизни. В тоже время, его гнетет такое положение. Будучи царём, то есть центральной фигурой, он чужой среди своих.

Образ гроба символизирует выход из сложившейся ситуации — смерть, после которой все вздохнут с облегчением.

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж здесь один. Это поэт.

Когда Лермонтов создавал произведение, ему было 16 лет. В этот период он переживал личную драму. Конфликт между отцом и бабушкой достигал своего предела.

То, что творилось на душе поэта описано в стихотворении. Мотив горечи, разочарования и скорой смерти — всё это неожиданно для молодого юноши 16 лет.

11. Лирический герой

М. Ю. Лермонтов в образе лирического героя выражает свои думы. Мысли эти весьма печальны, равно как и эмоциональное состояние героя.

Жизнь его лишена радости, повсюду преследует тоска и одиночество, недопонимания со стороны посторонних. Поэт приходит к заключению о том, что жизнь его исчерпала себя. Унылый фон рисуют такие слова, как «страшно, одиночество, страданья, судьба, гроб, смерть».

12. Сюжет

Стихотворение не имеет сюжета. Основу составляют личные переживания поэта. В поэтическом тексте выражены все бытийные конфликты, которые чем-то схожи с творчеством Байрона.

13. Композиция

Композиция стихотворения кольцевая. Структура стихотворения состоит из 4 частей.

Первая часть начинается с рассуждения о нравственности. Здесь сосредоточена основная мысль поэтического текста. Она заключается не только в том, что поникший человек никому не нужен. Поэт хотел показать каково это: оставаться наедине со своей грустью лицом к лицу. Одиночество заставляет человека испытывать нечто невообразимое и уникальное.

Вторая строфа посвящена авторскому «я». Поэт сравнивает себя с царём воздушным. Находясь в центре событий, он понимает что все «воздушные замки» — мечты, которые он рисует, невыполнимы.

Последние две части — это финал стихотворения. Поэт возвращается к тому, с чего начал свои размышления — мотиву одиночества. Эта мысль усиливается за счет контраста: Лермонтов делает вывод, что никто смерти ему не желает, а радоваться они будут оттого, что живы.

14. Художественное своеобразие произведения

Из художественных приёмов поэт использует синтаксический параллелизм «и вижу…, как уходят…», «И вновь приходят…», «и вижу гроб…», «и будут веселиться…».

Читайте также:  Полная биография Валерия Брюсова

За счёт этого достигается ощущение монотонности жизни. Никакие перемены в укладке жизни поэта не происходят. Такой обстановка скорее всего будет и после его смерти.

Также стоит отметить ряд оборотов. «Никто не покрутится» — никто не позаботится, не попытается нарушить ход событий и предотвратить фатальный исход, утешить. Оборот «медлить над землей» – подчеркивает идею о том, что нет смысла дальше продлевать земное существование.

15. Размер, рифма, строфика

  • Стихотворение состоит из четырех строф в каждой по 4 строки.
  • Размер стихотворения — четырехстопный ямб.
  • Лермонтов при создании стихотворения использовал перекрестную рифмовку (АБАБ).

16. Средства художественной выразительности

Психологическое состояние лирического героя в момент наивысшего одиночества достигается благодаря средствам художественной выразительности. Данный стихотворный текст богат и разнообразен метафорами, сравнениями, эпитетами и т. д.

Инверсия в словах «жизни сей», «нам в одиночестве влачить (переносить, терпеть)», «грусть делить», «один я здесь» выделяет ключевые слова в каждой фразе.

Метафоры: «жизни оковы», «страданья в сердце стеснены» передают графическое изображение явлений.

Антонимы — «веселье – грусть», «смерть – рождение», «все готовы – никто не хочет», «уходят – приходят» рисуют статичность. Какие бы перемены не происходили, ничто не может отразиться на судьбе, настроении поэта.

По словам Лермонтова его чувства ничего не значат для других людей. Это показано в сравнениях: «я, как царь воздушный (невидимый, бесплотный)», «уходят, будто сны».

В тоже время такие эпитеты, как «воздушный царь», «позлащенная (позолоченная, видоизмененная, приукрашенная), но старая (прежняя) мечта», «гроб (в значении «могила») уединенный (одинокий)» зеркально отражают бессмысленность планирования будущего. Ведь жизнь его коротка и смерть не за горами.

17. Значение

Стихотворение «Одиночество» — это психологический портрет одинокого человека. Оно позволяет понять настроения поэта.

М. Ю. Лермонтов, как и в других произведениях, акцентирует внимание на личности в процессе самопознания и развития. Произведение относится к раннему периоду творчества. В эти годы поэт пишет стихотворения в форме лирических зарисовок, отрывков из дневника под названиями «исповедь», «монолог».

Предмет изучения лирики Лермонтова — душа человека. Поскольку заглянуть в чужую душу невозможно, то поэт изливает свою.

Лирика Лермонтова — это исповедь, становление души, искренность. Эти направления стали художественными открытием для всей русской литературы.

18. Актуальность

Выразив свои личные переживания в таком печальном произведении, Лермонтов показал, насколько глубокими и серьезными могут быть переживания подростков.

Стихотворение не теряет актуальности по сей день. Многие молодые люди хотят избавиться от чувства одиночества, грусти и стать счастливыми.

19. Мое отношение

Читая произведения Михаила Юрьевича, возникает впечатление, что поэт рано повзрослел. Юношей он пишет глубоко философские стихотворения, размышляет о бренности бытия, как будто их писал взрослый человек, умудренный опытом.

20. Чему учит

Данное произведение учит нас не быть равнодушными к проблемам близких нам людей. Оно учит быть внимательным к судьбам тех, кто находится с нами рядом.

Тема одиночества в лирике Лермонтова

Тема одиночества в лирике Лермонтова является одной из главных, что можно проследить как в небольших стихотворениях поэта, так и в поэмах («Демон», «Мцыри»). Чтобы понять истоки данного мотива в творчестве Михаила Юрьевича, стоит обратиться к его биографии. Поэт воспитывался бабушкой, без матери и отца, болел и много времени проводил в горах, на Кавказе для улучшения здоровья:

«Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов “отец” и “мать”».

(«Мцыри», 1839)

Но поэт говорил, что любит свое угрюмое уединенье, в этом состоянии он находился с детства, и оно было вполне привычным для него. Однако безвременная тоска постоянно давит на душу лирического героя его стихотворений, томит и не уходит.

Эту тоску герой испытывает с ранних лет, так 14-летний Лермонтов пишет: «И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит». («Монолог», 1829). Эти настроения проявились и в стихотворении «Жалоба турка» (1829).

Удивительно рано «постаревший душой» Лермонтов прекрасно это понимал:

«Взгляните на мое чело
Всмотритесь в очи, в бледный цвет;
Лицо мое вам не могло
Сказать, что мне 15 лет».

(«Отрывок», 1830)

В стихотворениях 30-ых годов поэт говорит о могильном звуке, видит свой уединенный гроб и много рассуждает о жизни земной и небесной. Осознает он быстротечность жизни, бессмысленность существования: «Года уходят будто сны». («Одиночество»,1830), «Ланит спокойных пламень алый. С собою время уведет» («Когда весной разбитый лед», 1830).

Юность – пора амбиций, жизненности и радости от настоящих и грядущих дней – незнакома Лермонтову. Хотя мечта все-таки часто волнует его, но часто это только усиливает печаль и одиночество юноши. Сначала в творчестве, в мечте и воспоминаниях он видит отраду, но постепенно понимает и их тщетность: «Мечтанье злое грусть лелеет.

В душе неопытной моей…» («Отрывок»), «Но тщетны мечты, бесполезны мольбы. Против строгих законов судьбы» (Желание, 1832), «И все мечты отвергнув, снова. Остался я один» (Как в ночь звезды падучей пламень, 1832).

Невозможность высказаться, поделиться наболевшим мучит его, ведь никто не поймет страданий гениального поэта: «Живу как камень меж камней» («Отрывок»).
В отношениях с прекрасным полом поэта также постигла неудача.

Безответные чувства, предательство девушек и в конце несостоявшийся брак с любимой женщиной окончательно заставили его разочароваться в любви. Он пишет стихотворение «Пусть я кого-нибудь люблю» (1831), где говорит о губительности для него этого чувства и окончательно смиряется со своим одиночеством.

Возможно, в чем-то прав Владимир Соловьев, говоря, что влюбляясь поэт любил не столько объект воздыханий, сколько «собственное любовное состояние», и погружение в себя, сосредоточенность на своей личности мешало поэту извлечь из этого чувства «жизненное наполнение», поэтому он снова был обречен на одиночество и пустынность своей души.

Стихотворение «Смерть поэта» и дуэль явились причиной заключения Лермонтова и его дальнейших ссылок на Кавказ. В «Узнике» описано пребывание в стенах тюрьмы, где отражается восприятие поэтом своего заключения:

«Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом»
(«Узник» 1837).

Так, уже из биографии мы видим, что мотив одиночества в лирике Лермонтова неслучаен, один из ведущих, поэтому понимание его природы важно для постижения творчества поэта в целом.

У Лермонтова были предки из Шотландии.

Так, в России родился поэт с западноевропейскими корнями, «близкий по духу к древнему своему предку, вещему и демоническому Фоме Рифмачу (Thomas the Rhymer), с его любовными песнями, мрачными предсказаниями, загадочным двойственным существованием и роковым концом» – как его определял Владимир Соловьев. И этот факт философ связывает с проявлением крайнего субъективизма, и в чем-то даже эгоизма, в лирике Лермонтова на фоне русской безличности.

Романтизм, явление западноевропейское, не мог возникнуть без чувства субъективности. Лермонтов же – поэт-романтик, тот, кто воплощает в себе гениальное, творческое начало.

«Один среди людского шума», с гордо зреющей творческой думой поэт понимает свое предназначение и судьбу: «ни счастия, ни славы. Мне в мире не найти» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837).

Гений всегда одинок, революционен, он идет в разрез с традицией, обществом, а порой и всем миром: «Как в ночь звезды падучей пламень, Не нужен в мире я» (1832). Поэт говорит о своей пустынной душе, о том, что он в свете безродный странник («Молитва», 1837).

В чем-то романтическое избранничество, в чем-то образ «лишнего человека», в чем-то философская отрешенность, гениальность и пророческий дар мешают поэту обрести где бы то ни было что-то свое – он избран и обречен на одиночество.

Часто герой его лирики сам призывает страдания и печаль в свою жизнь: «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?» (1832). Это свидетельствует о понимании Лермонтовым той тяжкой ноши поэта-пророка, поэта-мистика и того, что он ее принимает.

В стихотворениях о природе, «пейзажно-философской» лирике, если ее можно так назвать, также звучат мотивы одиночества: это и грустный утес, и дубовый листок, и пустынные пальмы, пострадавшие от людей, и блуждающие тучки, и свободная волна, вольная жить и умереть, когда захочет («Для чего я не родился.

Этой синею волной?», 1832), и мятежный парус или одинокий корабль: «Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах» («Воздушный корабль», 1840). В чем-то все они близки поэту, кому-то он сам хочет быть близок: «Зачем я не птица, не ворон степной…» («Желание», 1831).

Стремление к природе, первозданности, экзотике – туда, где нет сложившихся, устоявшихся норм, правил, представлений о мире, человеке – это тоже романтическая черта. Такие места часто бывают пустынны, необжиты, поэтому, испытав несколько мгновений счастья наедине с природой, как в стихотворении «Еще волнуется желтеющая нива», поэт снова приходит к одиночеству.

Человек стихии, воспевающий морскую волну, стремящийся к небесному эфиру, сознает недостижимость этих высот: «… мир земной мне тесен, К тебе ж [т.е. к Богу] проникнуть я боюсь» («Молитва», 1829).

Наверное, в каждом втором стихотворении Лермонтова встречаются слова гроб/могила, смерть/кончина и т.п.: «Все веселее умереть. Конец как звучно это слово…» (1832).

В стихотворениях «Любовь мертвеца», «Сон» – выражено предчувствие смерти, принятие ее поэтом. Это и неудивительно, ведь он разочаровался в жизни: «И скучно и грустно: и жизнь пустая и глупая шутка», и ждал смерти: «Но я без страха жду довременный конец.

Читайте также:  Натурализм на примере «пышки» ги де мопассана

Давно пора мне мир увидеть новый» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837).

А ведь что представляет собой смерть как не одиночество? Позже З.Фрейд скажет: «Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его».

А Михаил Юрьевич и жизнь провел одиноко, смерти ждал, как начала чего-то нового, возможно лучшего, а надежду на существование хорошего на земле потерял еще в юности.

Как поэт разуверился во всем и стал таким, он напишет в стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью», 1838:

«И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишённый сока,
Она увяла в бурях рока

Под знойным солнцем бытия».

Разочарование постигает поэта одно за другим. В отношениях с близкими он встречается с непостоянством: в любви его ждет предательство, в дружбе он не находит человека, который бы его понял. Затем он разочаровывается в обществе, его устоях, пошлом времяпровождении света, пустом существовании людей.

Он не принимает государственное устройство, политику, которая уничтожает гения, вольнодумца.
То есть поэт разуверяется во всем земном.

Лишь природа представляет хоть какой-то очаг гармонии, но и здесь разочарование постигает его после убежденности в бессилии слиться в этой гармонии с природой в человеческом обличье.

Однако и в небесном мире пристанища себе он не находит, так как был отравлен ядом своего демона еще с молодых лет: «И часто звуком грешных песен. Я, боже, не тебе молюсь». («Молитва», 1829). Поэтому демон, обреченный на вечные блуждания и одиночество, сопутствует поэту, не покидая его никогда.

Тьма неизменно присутствует в стихах Лермонтова с запахом могил, одинокими гробницами, предчувствием скорой смерти, злостью, презрением, мучившими поэта. Но он, как и его демон, способен проникнутся красотою, испытать любовь лишь на короткое время:

«На мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг,
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук —
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты! («Демон»).
В такие мгновения надежда и вера снова возвращаются к нему:
«И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора».

(«Демон»).

Велением судьбы эти мгновения обрекают его только на страдания от неразделенности чувств, непостижимости гармонии и единения с природой… Ему остается терзаться в пустыне между мирами, и единственное, что у него есть, это одиночество.

Мы уже увидели, одиночество лирического героя не только мирское – оно проявляется на гораздо более масштабных уровнях:

«Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой».

(«Я не для ангелов и рая…»)

«Сознавая в себе от ранних лет гениальную натуру, задаток сверхчеловека, Лермонтов также рано сознавал и то злое начало, с которым он должен бороться, но которому скоро удалось вместо борьбы, вызвать поэта лишь на идеализацию его» – отмечал Владимир Соловьев. Лирический герой стихотворений Лермонтова не раз ассоциировал себя с падшим ангелом.

Если Пушкин отвергает демона, называя злобным гением, язвительные речи которого «вливали в душу хладный яд», а встречи с ним были печальными и губительными, то от Лермонтова этот гордый демон не отстанет и не даст ему «счастья никогда», поэт называет демона своим: «Он недоверчивость вселяет, Он презрел чистую любовь, Он все моленья отвергает» и, в конце концов, демон становится Альтер-эго поэта:

«Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы…»

(«Демон»).

Так, даже поверхностно взглянув на лирику поэта, можно заметить, что тема одиночества в творчестве Лермонтова одна из ведущих, и едва ли не самая значительная, определяющая его философию и мировоззрение.

Материалы, размещенные на этой странице, помогут учащимся 6-9 классов при написании реферата или сочинения на тему «Тема одиночества в лирике Лермонтова».

Гость завершил

Тест Эндокринная системас результатом 8/10

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 13/15

Гость завершил

Тест Том 1 «Война и Мир»с результатом 8/12

Гость завершил

Тест «Собачье сердце»с результатом 12/15

Гость завершил

Тест «Мастер и Маргарита»с результатом 12/16

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

«Одиночество», анализ стихотворения Лермонтова

«Поэт совсем другой эпохи, — так говорил о Лермонтове Белинский, сравнивая его с Пушкиным. Трагизм судьбы М Ю Лермонтова в светском обществе представлен в стихотворениях «Смерть поэта», «Как часто пестрою толпою окружен..», «Свет». Светское общество в них не просто скучно а преступно, оно убивает поэтов.

Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В раннем творчестве Лермонтова тема одиночества раскрывается в традициях романтизма.

Позже в стихотворении «Стансы» появляется новое осмысление этой Я к одиночеству привык, Я б не умел ужиться с другом, Ни с кем в Отчизне не прощусь — Никто о мне не пожалеет!. Одиночество лирического героя принято им самим добровольно как естественное состояние души Тема одиночества приобретает у Лермонтова своеобразный оттенок — изгнания, странничества.

Мир отвергает героя, но и герой уходит от мира; ни дом ни отчизна не дают ему успокоения: Изгнаньем из страны родной Хвалюсь повсюду, как свободой. Тема изгнанничества является центральной в стихотворении «Тучи». Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — символы свободы и беспечности. Лирический герои стихотворения несвободен и подавлен.

Он сравнивает себя с тучками: они «вечные странники», а не изгнанники Поэт иронично называет их тоже -изгнанниками». Обращение к тучам нежное — «тучки», а название всего стихотворения обобщеннее и символичнее — «Тучи».

Тучкам «наскучили нивы бесплодные», а для лирического героя это «милый север- Стихотворение очень динамично благодаря резкому переходу от сопоставления к противопоставлению Большое количество риторических вопросов выражают сомнения тоску лирического героя, его бесконечное одиночество В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы.

В стихотворении «Желанье» лирический герой просит сначала как будто только временной свободы: Дайте раз на жизнь и мне волю, Как на чуждую мне долю. Посмотреть поближе мне А в стихотворении «Узник» мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать «красавицу младую» и улететь на коне «в степь, как ветер». Свобода теперь представляется единственной ценностью в жизни.

Но смысл стихотворения в непреодолимости судьбы, а невозможности обрести свободу: Одинок я — нет отрады стены голые кругом… Эта тема развивается в балладе «Пленный рыцарь». Побежденный рыцарь томится в неволе. Понимая, что он не может сам выйти на свободу, рыцарь даже не ждет сверхъестественной помощи: Нет на устах моих грешной молитвы.

Нету ми песен во славу любезной… У рыцаря теперь каменные панцирь и шлем, который ему «голову давит», «шлема забрало — решетка бойницы», щит — дубовые двери темницы». Заканчивается стихотворение появлением образа смерти — трагической развязки. Смерть, как приедем, подержит мне стремя: Слезу и сдерну с лица я забрало! Смерть выступает в роли оруженосца, слуги.

Лирический герой одерживает хоть и горестную, но моральную победу. Период «безвременья» 40-х годов XIX века, особенности личности самого поэта, наложили отпечаток на содержание и настроение лирики Лермонтова, в которой, по словам В.Г Белинского, «…нет пушкинского разгула на пиру жизни». Таким образом, мы видим, что мотивы одиночества преобладают в творчестве М.Ю. Лермонтова. Несмотря на то, что поэт был одним из образованнейших людей эпохи, он не находил понимания у представителей своего сословного круга. Лермонтов отличался независимостью в суждениях, с негодованием высказывался о власти. Все это нашло отражение в его творчестве.

Композиция и конфликт

Стихотворение «Одиночество» можно разделить на 4 смысловые части в соответствии со строфами.

  1. Так, в первой строфе произведения лирический герой говорит о том, как мучительно для человека одинокое существование, и тут же даёт причину его неизбежности – окружающие кажутся герою столь поверхностными, что могут разделить лишь радость, но не печаль.
  2. В следующей строфе герой обращается к собственным переживаниям, к тому, как лично он ощущает состояние одиночества. Герой видит себя покинутым мечтателем, проводящим дни в мире фантазий, в которых, будто во сне, и проходят годы его жизни.
  3. Третья строфа наследует предыдущей мотив уходящих лет – герой осознаёт, что годы проходят, а его мечтам об искреннем понимании так и не суждено исполниться, и потому не видит больше смысла «медлить над землёй».
  4. В заключительной строфе лирический герой в очередной раз подчёркивает чёрствое безразличие окружающего мира к его персоне, утверждая, что его кончина будет встречена гораздо радушнее, нежели появление на свет.

Поскольку стихотворение Лермонтова «Одиночество» принадлежит романтическому направлению, в нём выражен основной конфликт романтических произведений – конфликт человека с миром. Личность лирического героя, его переживания, встают во главе угла. Он ощущает себя изгнанником, противопоставляя своё «я» всему свету, бунтуя против его порядков.

klassreferat.ru

«Все мы родом из детства», — был уверен французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Действительно, подчас от того, как прошло детство человека, зависит его мировосприятие и мироощущение. Например, Саша Пушкин, выросший в семье, где дядя был поэтом и куда был вхож Василий Андреевич Жуковский, не мог не стать великим поэтом.

Дальнейшее обучение в Царскосельском Лицее только огранило алмаз. И теперь «Пушкин — наше все», как уверял Аполлон Григорьев. Детство Михаила Юрьевича Лермонтова нельзя назвать счастливым. Его, потерявшего в три года мать, взяла на воспитание бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, принадлежавшая к богатому и влиятельному роду Столыпиных.

Читайте также:  Все стихи кушнера на одной странице: список стихотворений александра кушнера

Твердая и властная бабушка выражала свою привязанность к внуку, прежде всего, тем, что дала ему самое лучшее домашнее образование. У него была бонна-немка, гувернер-француз, а позднее преподаватель-англичанин.

Поэтому Миша уже с детства в совершенстве владел многими европейскими языками, но впоследствии сожалел о том, что у него не было такой русской няни, какой была Арина Родионовна для маленького Саши Пушкина. Однако потом начинающего поэта привлекло именно творчество Пушкина и «байроническая поэма».

Так как Михаил познакомился с поэмами английского поэта Джорджа Гордона Байрона в подлиннике, он даже пробовал подражать, написав несколько своих поэм. Байронический герой — изгой, нарушающий законы общественной морали, этакая жертва общества. Очевидно, во много благодаря творчеству Байрона, ранние стихи Лермонтова наполнены чувством одиночества и безысходности.

С 1830 года в лирике «русского Байрона» появляется жанр лирического размышления, напоминающего отрывок из дневника. Стихотворение «Одиночество», которому и будет посвящен анализ, написано как раз в 1830 году и носит абсолютно исповедальный характер. Уже с первых строк заявлена тема одиночества: Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить.

Герой как бы ставит себя в центр мира, который он сам создал. Но этот мир предстает как чужой и враждебный ему и обрекает его мыслящую и чувствующую личность на бесконечное одиночество. Недаром он сравнивает себя с «царем воздушным» (самим Богом?), с которым «никто не хочет грусть делить».

Страшнее всего для героя, что «года уходят, будто сны», послушные судьбе, ведь время необратимо. Разве не удивительно, что шестнадцатилетний человек, по сути, еще подросток, только начинающий жизнь, не просто считает уходящие года, но уже имеет старую (!!!) мечту о смерти.

Более того, герой уже видит «гроб уединенный», который его якобы ждет, а значит, для него правомерен вопрос: «Что ж медлить над землей?» Первоначально, в подражание творчеству Байрона, Лермонтов противопоставляет своего героя бездушной и безликой толпе.

Но позже этот мотив изменяется: уже в стихотворениях 30-х годов герой избирает одиночество как единственно возможный способ взаимодействия с миром. Изгнанник становится странником. Он сам, добровольно, уходит из мира, а непонимание его миром воспринимается уже не как знак проклятия, а как знак высокой избранной судьбы. Ярче всего это проявится в «Пророке», но гораздо позже.

А сейчас в финале «Одиночества» герой со свойственным юношам максимализмом уверяет, что «никто не покрушится» о его раннем уходе, наоборот, будут О смерти больше веселится, Чем о рождении моем… Конечно, многим подросткам знакомо такое ощущение, когда их не понимают окружающие, близкие, друзья, что вызывает у них глубочайшую депрессию. Тогда каждый ищет свое спасение: кто-то пишет музыку, кто-то стихи, кто-то ведет дневник. Но есть и такие, кто ищет смерти. Многие современники утверждали, что Лермонтов принадлежал именно к числу таких людей. Он много раз дрался на различных дуэлях, как будто искал возможности побыстрее уйти из жизни, что, в итоге, и осуществилось 15 июля 1841 года на дуэли с Мартыновым.

Рекомендуем посмотреть:

  Происхождение и значение имени Лука, характер и судьба

  • «Орфей, Эвридика и Гермес», анализ стихотворения
  • «Осенний день», анализ стихотворения Рильке
  • «Пьяный корабль», анализ стихотворения Артюра Рембо
  • Анализ стихотворения Поля Верлена «Осенняя песня»
  • Анализ сборника «Цветы зла» Шарля Бодлера, сочинение
  • «Соответствия», анализ произведения Бодлера
  • «Корсар», анализ поэмы Байрона, сочинение
  • «Душа моя мрачна», анализ стихотворения Байрона
  • «Паломничество Чайльд-Гарольда», анализ поэмы Байрона
  • «Ошибка», анализ стихотворения Цветаевой

В своем окружении М.Ю.Лермонтов испытывал мучительное чувство одиночества. Эта тема проходит через ряд его произведений. Уже в одном из юношеских стихотворений есть такие строки:

  • Один среди людского шума,
  • Возрос под сенью чуждой я…
  • В этих печальных, горьких строках есть биографическая основа: мать поэта умерла , когда Мишель был еще ребёнок, отца он почти не видел. Позже была неразделённая любовь… И снова – беспросветное одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими:
  • Без друга лучше дни влачить
  • И к смерти радостней клониться,
  • Чем два удара выносить

И сердцем о двоих крушиться!..

  1. Поэт постепенно свыкался с участью одинокого скитальца, и он уже не мыслил себя рядом с близкими ему людьми:
  2. Я к одиночеству привык,
  3. Я б не умел ужиться с другом.
  4. («Стансы»)
  5. Мысли об одиночестве воплощены в целом ряде стихотворений в ярких аллегорических образах: парус среди бушующих волн, ставший символом одиночества и вечного стремления вперед на поиски неведомого мира («Парус»); сосна, одиноко стоящая на голой вершине («Утес»); дубовый листок, который одиноко без цели носится по свету («Листок»).

Наиболее обнажено, мне кажется, эта тема звучит в стихотворении «И скучно и грустно…», лирический герой которого говорит о своем одиночестве. Он пытается, но не может найти вокруг «души родной», его некому поддержать в трудную минуту. Поэтом овладевает дух уныния: он скучает в настоящем и ни к чему не стремится в будущем:

  • И скучно и грустно, и некому руку подать
  • В минуту душевной невзгоды….
  • В этом унылом одиночестве ощущает поэт бег времени и понимает, что он не в силах ему противиться, ибо жизнь – «такая пустая и глупая шутка», а все радости , муки, страсти, желания ничтожны. И поэт продолжает одиноко существовать на земле, покорный судьбе…
  • В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» Лермонтов передает ощущение какого-то вселенского одиночества. Но оно уже не унылое и печальное – поэт, находясь вдали от людей, слышит голоса звезд, наслаждается красотой небес и земли, душа его просветляется:
  • Выхожу один я на дорогу;
  • Сквозь туман кремнистый путь блестит;
  • Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
  • И звезда с звездою говорит…

В стихотворении поэт рисует великолепный ночной пейзаж, передает свое волнение, очарование божественной тишиной и покоем, разлитым в природе. От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянии, мысли поэта обращаются к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и тревоги, к своим грустным мыслям.

Поэту «больно и …трудно» оттого, что нет «свободы и покоя»! Оттого, что он одинок. Но он любит жизнь с ее страданиями и радостями! Гонит прочь промелькнувшую мысль о холодном сне могилы! В заключительных строчках появляется образ дуба как символ вечной жизни. В своем одиночестве М.Ю.Лермонтов тянется к природе и там черпает силы для своей исстрадавшейся, отверженной души.

9.2

Тема одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова.

М.Ю.Лермонтов – поэт, чьё творчество никого не оставляет равнодушным: каждый читающий его стихи или романы задумается над философскими вопросами о смысле жизни, о счастье, об одиночестве… И поймут, что от одиночества страдают не только герои, но и сам автор.

Среди произведений М.Ю.Лермонтова есть одно, которое относится к моим любимым. Это стихотворение «Выхожу один я на дорогу…». В нём удивительна поэтика, музыкален строй стиха, глубок смысл, наполненный философским звучанием. Тема одиночества раскрывается через описание величественной природы, мир которой пересекается с миром лирического героя:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

  Краткое содержание Котик Летаев Андрей Белый

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

Казалось бы, перед нами пейзажная зарисовка. Однако вдумчивый читатель в первых же строчках проводит параллель между природой и жизненным путём одинокого человека. «Сквозь туман… блестит» «кремнистый путь» того, кто один выходит на дорогу. Так с самого начала обозначена основная тема.

  1. В следующих строчках рисуется красота зимней ночи, в природе царит тишина и покой, которого так не хватает лирическому герою:
  2. В небесах торжественно и чудно!
  3. Спит земля в сияньи голубом…

Лирический герой неспокоен, его душа болит и тоскует, он не может понять, что с ним происходит. И на риторические вопросы «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чём?» он не находит ответа.

Интересно временное пространство этих строк: лирическому герою сейчас «больно и … трудно», он ждёт, что же будет завтра, и не жалеет о том, что было вчера.

Временное пространство сомкнулось – тоска и безнадёжность… Однако в третьей строфе он отвергает печаль и, несмотря на то, что уже не ждёт «от жизни ничего», ищет «свободы и покоя».

Лирический герой желает, чтобы «в груди дремали жизни силы», «чтоб дыша вздымалась тихо грудь», чтобы над ним, «вечно зеленея, тёмный дуб склонялся и шумел». Читая последнюю строчку, представляем зеленеющий дуб, наполняющий героя жизненной силой. И сразу же в памяти возникает могучий старый дуб, помогающий возродиться Андрею Болконскому…

Монолог-исповедь героя наполнен восклицательными и вопросительными предложениями, умолчаниями, многократным повторением местоимения «я», что позволяет поэту глубоко и полно раскрыть тему одиночества.

Начало и концовка стихотворения похожи. М.Ю.Лермонтов не случайно даёт описание чудесной природы: дисгармонию в душе одинокого человека может победить красота окружающего мира.

Именно там, в мире природы, и находит покой лирический герой…

Данная тема, приобретая глубоко личный характер, не может не трогать души читателей. Она является основной в творчестве Лермонтова, потому что одиночество лирического героя – это чувства самого автора, которые он испытывал с раннего детства.

Ссылка на основную публикацию