Краткое содержание пьесы «дядя ваня» по действиям (а.п. чехов)

Пожилой профессор Серебряков, недавно женившийся на 27-летней красавице Елена Андреевне, живёт на доходы с имения своей первой, покойной супруги. Имением управляют его дочь от первого брака, Соня, и брат первой жены, Иван Петрович Войницкий – «дядя Ваня». [См. полный текст пьесы на нашем сайте.]

Чехов. Дядя Ваня. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу

Дяде Ване уже 47 лет. Всю жизнь он, не выезжая из деревни, довольствуясь малым жалованием, трудился, как вол, чтобы содержать зятя-профессора, которого считал видной и полезной научной фигурой.

Однако с недавнего времени глаза Ивана Петровича открылись: он понял, что его зять лишь пережёвывал в своих статьях и лекциях 25 лет чужие мысли о реализме и натурализме.

Серебряков – напыщенный нуль с громадным самомнением, ещё и пользующийся благодаря дутому учёному ореолу большим успехом у женщин.

Дядя Ваня испытывает потрясение и разочарование. Он осознаёт, что загубил собственную судьбу ради пустой химеры – даже не устроил личную жизнь. Теперь, освободившись от иллюзий, он мечтает провести остаток жизни по-новому – счастливо. Душа Ивана Петровича жаждет любви.

Ему очень нравится умная и молодая Елена Андреевна, которая как раз приехала к ним в имение вместе с Серебряковым. Но Елена отвергает страстные излияния дяди Вани, говоря, что не изменит мужу.

Иван Петрович убеждает её не хранить фальшивой, риторической верности ложному кумиру и не глушить в себе живое чувство.

Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Дядя Ваня», действие 1 – краткое содержание.

Чехов «Дядя Ваня», действие 2 – кратко

Приехав на отдых в имение, себялюбивый профессор Серебряков только отягощает всех его обитателей своим поздним распорядком дня и беспрестанными жалобами на подагру. Дядя Ваня продолжает признаваться в любви Елене Андреевне, с горьким сарказмом советуя, чтобы она, подобно ему самому, не растратила своей жизни на пустяки. Однако Елена остаётся непреклонной.

В гости к дяде Ване и Соне часто ездит друг, доктор Астров – вдохновенный, увлеченный человек. Подвижник врачебной практики, он кроме неё отдаёт много сил ещё и лесонасаждениям. Добрая, великодушная, но некрасивая Соня увлекается Астровым, однако он обращает на неё мало внимания. Соня стесняется сама говорить с доктором о любви. Ей берётся помочь в этом Елена Андреевна.

Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Дядя Ваня», действие 2 – краткое содержание.

Чехов «Дядя Ваня», действие 3 – кратко

Елена Андреевна с трепетом чувствует, что убеждения дяди Вани всё же возымели на неё действие. Некогда она вышла за старого Серебрякова из преклонения перед его ученостью, но потом сильно разочаровалась в капризном, претенциозном супруге. Елена несчастна в браке, ей хочется настоящей любви. Однако её влечёт не к дяде Ване, а к яркому, самоотверженному Астрову.

Елена с волнением принимает на себя обязанность поговорить с Астровым о чувствах Сони. Опытное женское чутьё подсказывает ей: доктор влюблён не в Соню, а в неё – поэтому он так и зачастил в поместье последнее время. Во время разговора предположения Елены подтверждаются.

Астров говорит, что Соня не привлекает его, но в порыве страсти пробует обнять и поцеловать Елену. В таком положении их и застаёт случайно вошедший дядя Ваня. В сильном смущении, в боязни нравственно пасть, Елена говорит Астрову, что сегодня же вместе с мужем уедет из имения.

Тем временем корыстный, чёрствый Серебряков составляет для себя план на будущее. Сразу после вышеописанных событий он собирает всех родственников в гостиной и излагает им этот свой проект. Доходы с имения кажутся Серебрякову недостаточными. Он хочет продать поместье, забрать себе полученные деньги, часть их поместить в банковские бумаги и жить на проценты.

Ошеломлённый дядя Ваня спрашивает, куда же деваться после продажи поместья ему со старухой-матерью? Профессор отвечает, что это «будет обсуждено в своё время».

Соня тоже потрясена: дядя Ваня и она многие годы работали без отдыха, а теперь отец хочет выбросить их на улицу! Иван Петрович в приступе справедливой ярости хватает револьвер, дважды стреляет в Серебрякова, но промахивается.

Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Дядя Ваня», действие 3 – краткое содержание.

Чехов «Дядя Ваня», действие 4 – кратко

Охваченный тоской от нелюбви Елены и подлости Серебрякова дядя Ваня решается на самоубийство. Он крадёт из аптечки Астрова баночку с морфием. Доктор замечает пропажу и уговаривает Ивана Петровича отдать морфий. Дядя Ваня возвращает его лишь под настойчивыми упрашиваниями Сони.

Астров делает последнюю попытку убедить Елену остаться с ним, но та отказывается, так и не решаясь нарушить книжные моральные предписания. У всех главных персонажей пьесы – дяди Вани, Сони, Астрова, Елены Андреевны – по трагическим несовпадениям и ложным предрассудкам рушатся упования на лучшую новую жизнь. Все они испытывают сильнейшие душевные муки.

Елена тепло прощается с доктором и дядей Ваней. Иван Петрович внешне примиряется с Серебряковым. Профессор оставляет план продать имение, а дядя Ваня обещает и впредь высылать ему те же суммы, что и раньше.

Серебряков и Елена Андреевна уезжают из поместья в город. В своё небольшое имение уезжает до следующего лета и Астров. Подавленная Соня, утирая глаза, торопит дядю Ваню делать что-нибудь: иначе ни ему, ни ей не забыться. Они вдвоём садятся за свою обычную скучную хозяйственную работу – составляют счета о постном масле и гречневой крупе.

В припадке тоски дядя Ваня жалуется Соне, как ему тяжело. Соня уговаривает его: надо жить – и произносит знаменитый монолог о том, что им до смерти суждено не видеть радости, а лишь трудиться для других и потом покорно умереть. Только за гробом Бог сжалится над ними: «мы услышим ангелов, увидим небо в алмазах – и отдохнём»…

Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Дядя Ваня», действие 4 – краткое содержание.

© Авторское право на эту статью принадлежит владельцу сайта «Русская историческая библиотека». Любые виды её копирования и воспроизведения без разрешения правообладателя запрещены!

На нашем сайте вы можете также прочитать краткую биографию Антона Павловича Чехова. Краткие содержания других его произведений – см. ниже в блоке «Ещё по теме…»

«Дядя Ваня» краткое содержание пьесы Чехова – читать пересказ онлайн

  • Войницкий Иван Петрович (дядя Ваня) – умный, глубоко порядочный человек, способный на жертвы ради других, опекун Сони.
  • Серебряков Александр Владимирович – ученый, профессор в отставке, эгоистичный, капризный, брюзгливый мужчина.
  • Астров Михаил Львович – доктор, талантливый, мыслящий человек, переживающий за свою страну, народ.
  • Софья Александровна (Соня) – дочь Серебрякова от первого брака, умная, практичная, жертвенная девушка.
  • Елена Андреевна – молодая супруга Серебрякова, умная, красивая, но совершенно ленивая, праздная женщина.

  Краткий пересказ повести Карамзина «Наталья, боярская дочь»

Отъезд Серебряковых

В последнем действии пьесы Чехова показано, как рушатся все надежды героев на лучшую жизнь. Дядя Ваня пребывает в удрученном состоянии и решается на самоубийство. Поэтому он тайно забирает из аптечки Астрова морфий. Врач обнаруживает пропажу и просит Войницкого вернуть его. Дядя Ваня согласился только благодаря уговорам Сони.

Михаил Львович пытается уговорить Елену Андреевну остаться с ним. Но она не решается на этот поступок из-за книжных идеалов. Елена прощается с дядей Ваней и врачом в теплых чувствах. Войницкий внешне примиряется с профессором. Он обещает присылать ему столько же денег, сколько и раньше.

Все, кроме Телегина, покидают поместье. Расстроенная Соня призывает дядю заняться делами. Иван Петрович жалуется племяннице, что ему тяжело. Тогда девушка произносит свой монолог о том, что их предназначение в том, чтобы трудиться. И потом они будут вознаграждены за свои труды.

Краткое содержание

Действие первое

В усадьбе Александра Васильевича Серебрякова за чашкой чая беседуют старая нянюшка Марина и врач, Михаил Львович Астров.

Они припоминают, сколько времени уже знакомы друг с другом, и доктор сокрушается, что за эти «десять лет другим человеком стал»: постарел, стал менее чувствительным, пристрастился к водке.

Он жалуется своей внимательной слушательнице, что «от утра до ночи все на ногах», без единого выходного, окружающая его «жизнь скучна, глупа, грязна», и он утратил смысл своего существования.

Выходит Войницкий и рассказывает, что с приездом профессора Серебрякова их привычный уклад изменился не лучшим образом. Теперь вся семья вынуждена подстраиваться под ученого, у которого совершенно нет никакого режима.

Войницкий продолжает обсуждать своего родственника, который переселился в именье первой жены только потому, что жить в городе ему не по карману. Профессор уже четверть века «пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве». Он «вечно жалуется на свои несчастья» и многочисленные болезни, но при этом пользуется большим успехом у женщин.

Войницкий вспоминает, что его сестра, покойная супруга Серебрякова, любила мужа больше жизни, а «его вторая жена, красавица, умница» добровольно «отдала ему молодость, красоту, свободу, свой блеск».

К разговору о супружеской верности присоединяется Телегин, чья жена сбежала от него на следующий день после свадьбы. Он до сих пор любит ее и помогает финансово ей и ее детям, которых она прижила от другого мужчины.

Астров остается на ночлег в имении и в разговоре затрагивает свою любимую тему – сохранение лесов и приумножение природных богатств. Соня рассказывает, что «Михаил Львович каждый год сажает новые леса» и даже получил за это медаль и грамоту.

Елена Андреевна замечает, что девушка влюблена в интересного доктора. Войницкий признается Елене Андреевне в любви и просит не отвергать его.

Действие второе

Серебряков утомляет свою молодую супругу жалобами на свой возраст и слабое здоровье. Он говорит о своей «старости таким тоном», точно все в этом виноваты.

Серебряков продолжает жаловаться Елене Андреевне на скучную жизнь «в этом склепе», вынужденное общение со скучными людьми, удаленность от блестящей светской жизни… Елена Андреевна начинает терять терпение. Лишь старой верной нянюшке удается успокоить профессора, который, как и все пожилые и капризные люди, очень нуждается в жалости.

Наедине с Войницким Елена Андреевна сетует на то, что ей очень тяжело находиться в этом доме, где все раздражены и ненавидят друг друга. В свою очередь, Иван Петрович принимается изливать молодой женщине признания в своих чувствах. Заметив, что ее собеседник пьян, Елена Андреевна покидает его.

Войницкий анализирует прожитые годы и сожалеет о том, что многое в его жизни было напрасным, бессмысленным.

  Д. И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль» История создания

Входят Астров и Телегин с гитарой. За рюмкой коньяка мужчины принимаются дискутировать на философские темы.

Соня укоряет дядю Ваню за то, что тот «опять напился с доктором». Когда он уходит, девушка общается с Астровым, который делится с ней своими сокровенными мыслями. Он не удовлетворен, поскольку презирает «жизнь, уездную, русскую, обывательскую». Доктор признается, что никогда не любил и не полюбит более.

Действие третье

Войницкий сообщает все домашним, что их хочет собрать профессор, чтобы сообщить какую-то важную новость. Елена Андреевна жалуется на скуку, на что Соня отвечает, что всегда можно заняться полезным делом – было бы желание. «Скука и праздность заразительны», и нужно всеми силами бороться с ними.

Соня делится с мачехой своей неразделенной любовью: вот уже шесть лет она любит Астрова, но он не обращает на нее никакого внимания. Елена Андреевна предлагает поговорить с доктором «осторожно, намеками».

В приватной беседе Михаил Львович делится, что не испытывает ровно никаких чувств к Соне. Елена Андреевна просит его уехать и появляться в усадьбе как можно реже, чтобы не тревожить своим видом влюбленную девушку.

Доктор признается в своей любви к Елене и умоляет ее о свидании. Невольным свидетелем этой сцены становится Войницкий.

Серебряков собирает родственников и сообщает, что намерен продать имение, вырученные «деньги обратить в процентные бумаги и на излишек, какой останется, купить дачу в Финляндии». Дядя Ваня возмущен, ведь он уверен, что имение принадлежит Соне.

Он сообщает, что только благодаря его усилиям удалось выплатить все долги за имение, на котором он каторжно работает вот уже двадцать пять лет. Находясь во власти сильных чувств, он достает револьвер и пытается убить ненавистного ему профессора.

Читайте также:  Сочинение: Отношение к крестьянам Андрея Дубровского и Троекурова

Действие четвертое

Обсуждая предстоящий отъезд четы Серебряковых в Харьков, нянюшка Марина и Телегин рады: наконец жизнь в доме пойдет «как было, по-старому».

Войницкий обескуражен своей меткостью: «стрелять два раза и ни разу не попасть!». Боясь, чтобы дядя Ваня не сделал ничего лишнего, рядом с ним постоянно находится Астров. Доктор настойчиво просит его вернуть то, что он взял у него – пузырек с морфием.

Войницкий мечтает переписать жизнь с чистого листа, но понимает: в его сорок семь лет сделать это уже невозможно. Соня призывает любимого дядю последовать ее примеру: просто жить и терпеть, пока жизнь «не окончится сама собою». Ей удается уговорить его отдать доктору морфий.

Астров уговаривает Елену Андреевну остаться, но женщина решительно настроена покинуть поместье. Прощаясь, Серебряков мирится с дядей Ваней. Они заверяют друг друга, что «все будет по-старому».

Покидает поместье и Астров. Соня с дядей принимаются разбирать запущенные дела. Девушка рассуждает о том, как они будут усердно трудиться, безропотно принимая жизненные испытания, чтобы после смерти наконец увидеть «жизнь светлую, прекрасную, изящную».

Действие первое

В имение к “Дяде Ване”, Ивану Петровичу Войницкому, приезжает врач Михаил Львович Астахов, чтобы разобраться со здоровьем профессора Серебрякова.

Астахов и няня Марина беседуют о нынешней рутинной жизни врача и о том, как хорошо жилось раньше.

Вскоре к гостю подходит Войницкий и рассказывает ему о пребывании ученого в доме, его успехах в литературной среде, когда сам он ничего не мыслит в этом. Да и с женщинами у научного деятеля выходило всё замечательно.

Войницкий не доволен своей жизнью в связи с обыкновенной ленью, а Астахов просто заработался и перестал что-то чувствовать внутри себя. К разговору подключается брошенный женой помещик Телегин, когда в беседе заходит речь об изменах и неверности супруг.

Телегин жалуется на жизнь, а Михаил Львович вынужден уехать, в связи с улучшением здоровья Серебрякова. Иван Петрович спорит с женой профессора, с тёщей и его дочерью, проявляя недовольство по поводу своей судьбы.

Иван Петрович также влюблён в жену Серебрякова.

Темы

Тематика пьесы «Дядя Ваня» весьма современна, ведь сотни зрителей вновь и вновь заполняют театральные залы, чтобы увидеть ее.

  • Любовь – Чехов показал, что в реальности, как правило, не места настоящей любви. Чувства его персонажей притуплены ежедневной рутиной и постоянной заботой о деньгах. Те чувства, которые люди принимают за любовь, обычно оказываются ложными и не приносят людям ничего, кроме разочарования. Но под эгидой любви один человек без зазрения совести использует другого.
  • Семья – семейная жизнь также изображена в пьесе довольно неприглядно. В семье Серебряковых царят холод и отчуждение, что не удивительно, ведь в мире, где нет настоящей любви, едва ли может появиться здоровая семья. Это понятие лишь служит прикрытием для взаимного использования друг друга.
  • Природа – из «Лешего» в «Дядю Ваню» перекочевал мотив охраны природы. Уже в самом начале двадцатого века Чехов, как и многие, беспокоился об окружающей среде, страдавшей под прессом промышленной эры.
  • Жизненные ценности – персонажи пьесы живут максимально бесцельной жизнью. Что погрязший в самодовольстве Серебряков, что сломленный годами тяжёлого труда Войницкий. Все персонажи кажутся нам потерянными, не понимающими, что для них главное в этой жизни. Лень Елены и труд Сони одинаково бессмысленны, ведь ни одна, ни вторая не чувствуют в этом своего предназначения.
  • Идеализация авторитето в – Елена и Иван в своё время обманули сами себя, простодушно вручив свои жизни в руки профессора, после чего ощутили жестокое разочарование, когда реальность оказалась не такой, какой они её себе представляли.
  • Труд – Чехов явно жалеет людей, которые целые дни проводят в тяжёлых трудах, плоды которых они не могут вкусить. И хоть такой образ жизни вызывает у него неприятие, дядя Ваня и Софья в его глазах достойны сочувствия и покоя после смерти.
  • Красота – красота в мире пьесы обречена на медленное увядание. Елена Серебрякова, губящая свою жизнь в браке с профессором, Софья, которая потратит все свои силы на бессмысленный труд, леса, гибнущие под топорами лесорубов – всё это символизирует наступление новой эры, в которой не останется места красоте и счастью.

Проблемы

Проблематика пьесы «Дядя Ваня» не менее интересна современному зрителю и читателю:

  1. Экология – через персонажа Астрова Чехов выражает свою обеспокоенность вырубкой лесов. Деятельность доктора по спасению окружающей среды показана, как достойное дело. Он затрагивает не столько материальный вред природе, сколько его социальное воплощение. В месте, где нет красивых пейзажей и свежего воздуха, не могут жить счастливые люди.
  2. Пошлость – жизнь, изображённая в пьесе, заслуживает осуждения. Лишённое мыслей, творчества, красоты и искренности бесцельное существование, по мнению Чехова, является самым ужасным, что только может стать с человеком. Ни один из героев не нашел своего места и предназначения, поэтому им скучно жить.
  3. Равнодушие – персонажи пьесы практически начисто лишены эмпатии. Их совершенно не волнуют проблемы окружающих. Все их силы направленны только на удовлетворение своих потребностей.
  4. Тоска – произведение пронизано чувством беспросветной тоски и бессмысленности жизни. Все персонажи тяготятся ею и скучают без дела, которое могло бы стать достойным применением их сил.
  5. Мещанство – в пьесе показаны люди, которые всю жизнь тратят на бессмысленный труд, а свободное время — только на самих себя. Они ограничены бытовыми аспектами жизни и зацикленны на своей персоне. Осуждение такого мещанского быта стало лейтмотивом многих писателей рубежа девятнадцатого и двадцатого веков.
  6. Приспособленчество – персонажи пьесы не борются с обстоятельствами, а прогибаются под них. По мнению Чехова, такое поведение никогда не принесёт человеку счастья.
  7. Разочарование в жизни – почти все персонажи пьесы разочарованы своим местом в мире и недовольны своей судьбой. Эту проблему Чехов очень часто поднимал в своём творчестве.

История написания

В 1889 г. Чехов написал комедию «Леший», однако через время решает полностью переделать произведение. Хотя спектакль уже был поставлен в таком виде и премьера проходила с успехом, писатель был неудовлетворен результатом. Так появляется новый текст пьесы «Дядя Ваня». Полностью автор завершает работу в 1896 г.

В обновленном варианте использовались выдержки из дневника писателя, который заносил в него наблюдения из жизни, а после переносил их в свои произведения. Помимо этого, он полностью поменял структуру повести.

Так, история написания «Дяди Вани» началась с «Лешего», который показался автору не очень удачным, потому он после премьеры убрал пьесу из репертуара, сделав из нее нечто новое, то, что критики в своих рецензиях после назовут «лучшей работой Чехова». Однако это произойдет совершенно не сразу.

Новый взгляд писателя на театр не воспринимали в обществе: спектакль «Чайка», к примеру, в том же 1896 г. полностью провалился. Затем Чехов переделывает «Дядю Ваню» в повесть, но не успевает по времени и ее печатают уже как пьесу. Но, невзирая на неоднозначную и резонансную карьеру писателя, к нему постепенно стекаются предложения о постановке нового произведения.

Основная идея

Чехов изобразил в своей пьесе вырождение русской интеллигенции, которая из локомотива, двигавшего русское общество в будущее, превратилось в новых паразитов – мещан, которых не интересует ничего, кроме них самих.

Смысл пьесы «Дядя Ваня» заключается в том, что ограниченность интересов и узость взглядов порабощают человека и опустошают его душу.

Пошлый эгоизм, сытое мещанство, дистанцирование от вопросов и проблем общества — все это сводит человеческую личность к минимуму базовых функций.

Также Чехов показал трудность человеческой жизни, и то разложение, которому подвергается человек, который перестаёт бороться и покорно плывёт по течению. Главная мысль Чехова остается неизменной: жизнь — это активность в мышлении, чувстве и действии, а не праздное пребывание на обочине.

«Дядя Ваня» краткое содержание пьесы Чехова – читать пересказ онлайн

  • Войницкий Иван Петрович (дядя Ваня) – умный, глубоко порядочный человек, способный на жертвы ради других, опекун Сони.
  • Серебряков Александр Владимирович – ученый, профессор в отставке, эгоистичный, капризный, брюзгливый мужчина.
  • Астров Михаил Львович – доктор, талантливый, мыслящий человек, переживающий за свою страну, народ.
  • Софья Александровна (Соня) – дочь Серебрякова от первого брака, умная, практичная, жертвенная девушка.
  • Елена Андреевна – молодая супруга Серебрякова, умная, красивая, но совершенно ленивая, праздная женщина.

  «Творческая история создания романа «Рудин»»

Действующие лица

Действие пьесы начинается со сцены чаепития в саду. После первых же фраз становится очевидно, что взаимоотношения между героями натянутые, в поместье нет мира и согласия. В усадьбе проживает несколько человек, тесно взаимосвязанных друг с другом:

  1. Дядя Ваня — Войницкий Иван Петрович, мужчина сорока семи лет, вечно ворчащий шурин профессора Серебрякова. Всю жизнь положил на помощь мужу своей сестры, усердно работая за малые деньги. Когда же у него, наконец, открылись глаза, он понял, как бесполезно прожил многие годы.
  2. Серебряков — профессор, полная бездарность в вопросах науки, занимающийся на протяжении двадцати пяти лет повторением чужих теорий о натурализме и реализме.
  3. Соня — его дочь, постоянно проживающая в поместье, помогающая дяде Ване.
  4. Елена Андреевна — молодая мачеха, вышедшая замуж по расчёту.
  5. Астров — врач, талантливый, радеющий душой за своё дело и русский народ.

Это главные персонажи пьесы, без которых краткое содержание «Дяди Вани» будет непонятным. На момент завязки сюжета в усадьбе собираются все действующие лица.

Краткое содержание

Действие первое

В усадьбе Александра Васильевича Серебрякова за чашкой чая беседуют старая нянюшка Марина и врач, Михаил Львович Астров.

Они припоминают, сколько времени уже знакомы друг с другом, и доктор сокрушается, что за эти «десять лет другим человеком стал»: постарел, стал менее чувствительным, пристрастился к водке.

Он жалуется своей внимательной слушательнице, что «от утра до ночи все на ногах», без единого выходного, окружающая его «жизнь скучна, глупа, грязна», и он утратил смысл своего существования.

Выходит Войницкий и рассказывает, что с приездом профессора Серебрякова их привычный уклад изменился не лучшим образом. Теперь вся семья вынуждена подстраиваться под ученого, у которого совершенно нет никакого режима.

Войницкий продолжает обсуждать своего родственника, который переселился в именье первой жены только потому, что жить в городе ему не по карману. Профессор уже четверть века «пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве». Он «вечно жалуется на свои несчастья» и многочисленные болезни, но при этом пользуется большим успехом у женщин.

Войницкий вспоминает, что его сестра, покойная супруга Серебрякова, любила мужа больше жизни, а «его вторая жена, красавица, умница» добровольно «отдала ему молодость, красоту, свободу, свой блеск».

К разговору о супружеской верности присоединяется Телегин, чья жена сбежала от него на следующий день после свадьбы. Он до сих пор любит ее и помогает финансово ей и ее детям, которых она прижила от другого мужчины.

Астров остается на ночлег в имении и в разговоре затрагивает свою любимую тему – сохранение лесов и приумножение природных богатств. Соня рассказывает, что «Михаил Львович каждый год сажает новые леса» и даже получил за это медаль и грамоту.

Елена Андреевна замечает, что девушка влюблена в интересного доктора. Войницкий признается Елене Андреевне в любви и просит не отвергать его.

Действие второе

Серебряков утомляет свою молодую супругу жалобами на свой возраст и слабое здоровье. Он говорит о своей «старости таким тоном», точно все в этом виноваты.

Серебряков продолжает жаловаться Елене Андреевне на скучную жизнь «в этом склепе», вынужденное общение со скучными людьми, удаленность от блестящей светской жизни… Елена Андреевна начинает терять терпение. Лишь старой верной нянюшке удается успокоить профессора, который, как и все пожилые и капризные люди, очень нуждается в жалости.

Наедине с Войницким Елена Андреевна сетует на то, что ей очень тяжело находиться в этом доме, где все раздражены и ненавидят друг друга. В свою очередь, Иван Петрович принимается изливать молодой женщине признания в своих чувствах. Заметив, что ее собеседник пьян, Елена Андреевна покидает его.

Войницкий анализирует прожитые годы и сожалеет о том, что многое в его жизни было напрасным, бессмысленным.

  Золя “Нана” – краткое содержание

Читайте также:  Анализ стихотворения «чем они живут» («их образ жизни»)

Входят Астров и Телегин с гитарой. За рюмкой коньяка мужчины принимаются дискутировать на философские темы.

Соня укоряет дядю Ваню за то, что тот «опять напился с доктором». Когда он уходит, девушка общается с Астровым, который делится с ней своими сокровенными мыслями. Он не удовлетворен, поскольку презирает «жизнь, уездную, русскую, обывательскую». Доктор признается, что никогда не любил и не полюбит более.

Действие третье

Войницкий сообщает все домашним, что их хочет собрать профессор, чтобы сообщить какую-то важную новость. Елена Андреевна жалуется на скуку, на что Соня отвечает, что всегда можно заняться полезным делом – было бы желание. «Скука и праздность заразительны», и нужно всеми силами бороться с ними.

Соня делится с мачехой своей неразделенной любовью: вот уже шесть лет она любит Астрова, но он не обращает на нее никакого внимания. Елена Андреевна предлагает поговорить с доктором «осторожно, намеками».

В приватной беседе Михаил Львович делится, что не испытывает ровно никаких чувств к Соне. Елена Андреевна просит его уехать и появляться в усадьбе как можно реже, чтобы не тревожить своим видом влюбленную девушку.

Доктор признается в своей любви к Елене и умоляет ее о свидании. Невольным свидетелем этой сцены становится Войницкий.

Серебряков собирает родственников и сообщает, что намерен продать имение, вырученные «деньги обратить в процентные бумаги и на излишек, какой останется, купить дачу в Финляндии». Дядя Ваня возмущен, ведь он уверен, что имение принадлежит Соне.

Он сообщает, что только благодаря его усилиям удалось выплатить все долги за имение, на котором он каторжно работает вот уже двадцать пять лет. Находясь во власти сильных чувств, он достает револьвер и пытается убить ненавистного ему профессора.

Действие четвертое

Обсуждая предстоящий отъезд четы Серебряковых в Харьков, нянюшка Марина и Телегин рады: наконец жизнь в доме пойдет «как было, по-старому».

Войницкий обескуражен своей меткостью: «стрелять два раза и ни разу не попасть!». Боясь, чтобы дядя Ваня не сделал ничего лишнего, рядом с ним постоянно находится Астров. Доктор настойчиво просит его вернуть то, что он взял у него – пузырек с морфием.

Войницкий мечтает переписать жизнь с чистого листа, но понимает: в его сорок семь лет сделать это уже невозможно. Соня призывает любимого дядю последовать ее примеру: просто жить и терпеть, пока жизнь «не окончится сама собою». Ей удается уговорить его отдать доктору морфий.

Астров уговаривает Елену Андреевну остаться, но женщина решительно настроена покинуть поместье. Прощаясь, Серебряков мирится с дядей Ваней. Они заверяют друг друга, что «все будет по-старому».

Покидает поместье и Астров. Соня с дядей принимаются разбирать запущенные дела. Девушка рассуждает о том, как они будут усердно трудиться, безропотно принимая жизненные испытания, чтобы после смерти наконец увидеть «жизнь светлую, прекрасную, изящную».

Краткое содержание пьесы «Дядя Ваня» подробно по действиям

Действие 1

В первом действии читатель знакомится с главными и второстепенными персонажами пьесы. За чаем сидят Марина, Войницкий, приходит Астров, которого вызвали лечить ревматизм у Серебрякова, решившего переехать жить в именье первой жены.

Антон Павлович Чехов

Беседуют о том, что раньше жизнь была размеренной и упорядоченной, наполненной смыслом, до приезда профессора Серебрякова. Войницкий сетует: раньше он с Соней охотно занимался делами, а с приездом четы Серебряковых бросил все на племянницу и няню и проводит время в праздности.

Словно в доказательство его слов приходят мужики, с которыми он разбираться не хочет. Отправляется это делать няня.

Астров рассуждает о том, что всю жизнь он занят, ни единой свободной минуты. Приходится бороться с болезнями, нищетой, косностью и узостью забитого и замученного нуждой российского мужика.

Никакой помощи ниоткуда. Такая беспросветность за 10 лет превратила его из цветущего молодого человека в пьющего разочарованного всем мужчину.

Однако Астров не сдается: он пытается сам воздействовать на окружающий его нищий, вымирающий мир: сажает лес, любуется каждой спасенной березкой. Это поддерживает его и придает смысл его существованию.

Приходят супруги Серебряковы. Муж просит чаю в кабинет и уходит, чувствуя, что его не слишком принимает собравшееся общество. Жена остается.

Чехов «Дядя Ваня», действие 1 – кратко

Пожилой профессор Серебряков, недавно женившийся на 27-летней красавице Елена Андреевне, живёт на доходы с имения своей первой, покойной супруги. Имением управляют его дочь от первого брака, Соня, и брат первой жены, Иван Петрович Войницкий – «дядя Ваня». [См. полный текст пьесы на нашем сайте.]Чехов. Дядя Ваня. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу

Дяде Ване уже 47 лет. Всю жизнь он, не выезжая из деревни, довольствуясь малым жалованием, трудился, как вол, чтобы содержать зятя-профессора, которого считал видной и полезной научной фигурой.

Однако с недавнего времени глаза Ивана Петровича открылись: он понял, что его зять лишь пережёвывал в своих статьях и лекциях 25 лет чужие мысли о реализме и натурализме.

Серебряков – напыщенный нуль с громадным самомнением, ещё и пользующийся благодаря дутому учёному ореолу большим успехом у женщин.

Дядя Ваня испытывает потрясение и разочарование. Он осознаёт, что загубил собственную судьбу ради пустой химеры – даже не устроил личную жизнь. Теперь, освободившись от иллюзий, он мечтает провести остаток жизни по-новому – счастливо. Душа Ивана Петровича жаждет любви.

Ему очень нравится умная и молодая Елена Андреевна, которая как раз приехала к ним в имение вместе с Серебряковым. Но Елена отвергает страстные излияния дяди Вани, говоря, что не изменит мужу.

Иван Петрович убеждает её не хранить фальшивой, риторической верности ложному кумиру и не глушить в себе живое чувство.

Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Дядя Ваня», действие 1 – краткое содержание.

Отъезд Серебряковых

В последнем действии пьесы Чехова показано, как рушатся все надежды героев на лучшую жизнь. Дядя Ваня пребывает в удрученном состоянии и решается на самоубийство. Поэтому он тайно забирает из аптечки Астрова морфий. Врач обнаруживает пропажу и просит Войницкого вернуть его. Дядя Ваня согласился только благодаря уговорам Сони.

Михаил Львович пытается уговорить Елену Андреевну остаться с ним. Но она не решается на этот поступок из-за книжных идеалов. Елена прощается с дядей Ваней и врачом в теплых чувствах. Войницкий внешне примиряется с профессором. Он обещает присылать ему столько же денег, сколько и раньше.

Все, кроме Телегина, покидают поместье. Расстроенная Соня призывает дядю заняться делами. Иван Петрович жалуется племяннице, что ему тяжело. Тогда девушка произносит свой монолог о том, что их предназначение в том, чтобы трудиться. И потом они будут вознаграждены за свои труды.

Беседа во время чаепития

Пьеса описывается как «сцены из деревенской жизни в четырех действиях». Все повествование происходит в одном поместье. Писатель рассказывает нам о том, как устроена жизнь вдали от шума и суеты большого города. Все действия разворачиваются в поместье профессора Серебрякова.

Александр Владимирович приезжает туда вместе со своей молодой женой, Еленой Андреевной. Имением управлял его шурин, брат первой жены профессора, Войницкий. Для родных он — просто дядя Ваня. Ему помогает в этом дочь Серебрякова, Соня.

Краткое содержание «Дяди Вани» Чехова начинается с чаепития в имении Войницких. Няня Марина разговаривает с Астровым, врачом, другом Войницкого.

Он приехал по просьбе Елены Андреевны, потому что ее муж стал жаловаться на здоровье. Дожидаясь их возвращения с прогулки, Михаил Львович сетует Марине на долю врача.

Он рассказывает об антисанитарных условиях в крестьянских избах, о том, как приходится в любое время суток идти к больным.

К ним выходит Войницкий. Он тоже жалуется, но уже на то, что с приездом четы Серебряковых весь его распорядок дня изменился. Дядя Ваня говорит, что он ничего теперь не делает. Только ворчит, ест и спит. Войницкий разочарован в профессоре: раньше он восхищался им и его идеями, а теперь осознал, что Серебряков ничего не сделал существенного.

Дяде Ване непонятно, как его старый шурин может пользоваться успехом у противоположного пола. Войницкий в восхищении от его жены. Дядя Ваня спорит за чаепитием со своей матушкой, потому что она обожает профессора. Елена Андреевна упрекает Войницкого за его несдержанность. Он признается ей в любви, но она отвергает его ухаживания. Иван Петрович призывает ее не разрушать настоящее чувство.

Краткое содержание пьесы «Дядя Ваня» по действиям (А.П. Чехов)

Краткий пересказ пьесы «Дядя Ваня» по действиям — это учебное пособие для подготовки к экзаменам. Произведение Чехова в сокращении удобно для быстрого ознакомления с творчеством драматурга. Основные события позволяют запомнить сюжет.

Действие I

Летний день. На часах три. Тополиная листва укрывает от хмурого неба сервированный для чаепития стол. У самовара сидит старая нянечка Марина и вяжет, вокруг нее курсирует, размышляя, Астров — уездный доктор.

Он парирует предложения женщины сесть за стол и откушать: его занимают мысли о его преображении, случившемся за годы пребывания здесь. Он постарел: пропала в хлопотах с больными свежесть и открытость, отросли усы, опустились в постоянно угрюмое положение веки.

Астров вспоминает день, когда у него, проведшего день в борьбе с эпидемией тифа, на операционном столе умер человек — стрелочник, очевидно, пострадавший от поезда. 

Появляется Иван Петрович Войницкий, “дядя Ваня” собственной персоной, одетый в щегольской, но помятый дневным сном наряд.

Все присутствующие сетуют на то, что жизнь поместья, с приездом профессора Серебрякова, сбилась с привычного ритма: появившийся хозяин встает поздно, работает ночью, с ним не спит и прислуга; на столе появились вина, за употребление которых корит себя Войницкий, ведь это сбивает его график, бывший прежде до невозможности плотным. 

Появляются Серебряков, Елена Андреевна — его молодая жена, Соня — дочь профессора от прошлого брака, с ними Телегин (он же “Вафля”) — крестный отец Сони, разорившийся помещик. Иван Петрович предлагает им выпить чаю, но профессор просит подать его в кабинет, и вся процессия, за исключением Телегина, удаляется в дом.

Пользуясь отсутствием Серебрякова, Войницкий начинает язвительно он нем высказываться: жалеть бумагу, потраченную на его труды, сокрушаться, что его сестра приняла однажды предложение профессора, удивляться тому, что его нынешняя жена тратит свою молодость на такого старика как он и, к тому же, остается верна пожилому супругу с ревматизмом.

Он был бы рад, отдайся Елена Андреевна живому чувству, вопреки супружеским обязательствам.

На что Телегин рассказывает, что его супруга бежала от него в первый же день брака; красота той девушки с годами увяла, любимый человек умер, и она осталась несчастным одиноким человеком, на которого Телегин, вопреки всему, руководясь гордостью, не держит зла. 

Появляются Соня и Елена Андреевна, за ними Мария Васильевна — мать Войницкого, по совместительству бывшая теща Серебрякова и бабушка Сони — она увлеченно читает. Астров справляется у Елены Андреевны о здоровье мужа и понимает, что приехал зря — тот ни на что не жаловался сегодня. 

Мария Васильевна, вдруг спохватившись, вспоминает, что один ее знакомый из Харькова прислал ей на днях свою брошюру, из которой видны его значительные душевные перемены. Войницкий осаждает мать, она же, разочарованная раздражительностью сына, подмечает что он уже не та “светлая личность”, какой он был раньше. 

Иван Петрович видит в злорадстве матери обиду на то, что он больше не имеет с ней общих взглядов, увлечение которыми не давало ему трезво смотреть на вещи. Мария Васильевна, называя сына на французский манер — “Жан”, тут же указывает на то, что он привык много говорить и мало делать. Войницкий готов вспыхнуть, но Соня умоляет дядю и бабушку прекратить перепалку. 

Приезжает Работник, ему поручено сопроводить Астрова на фабрику, где для него есть работа по врачебной части. Тот собирается, приглашая Елену Андреевну с Соней в свое небольшое имение и лесничество, делами которого он заведует.

Соня восхищается деятельностью Астрова, направленной на сохранение леса.

Войницкий с иронией высказывается об озабоченности Астрова вопросами экологии, на что тот порицает потребительство “дяди Вани”, осуждает его желание истребить то, что невозможно воссоздать, истопив этим печь, срубив из этого сарай. 

Читайте также:  Борис заходер - азбука фантазёров: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Астров уходит в сопровождении Сони, далее читатель наблюдает, как Елена Сергеевна осуждает Войницкого за отвратительное поведение и открытую ненависть к Серебрякову. Она также почтительно высказывается об Астрове, беспокоится о том, что он, похоже, находит ее не расположенной к общению.

Елена Сергеевна предполагает, что они потому и дружны с Иваном Петровичем, что нелюдимы и скучны. Войницкий начинает говорить о своей любви к ней, та признается, что для нее слышать подобное мучительно.

Под неловкое молчание после отвергнутого признания и звуки игры Телегина на гитаре заканчивается первое действие. 

Действие II

Раздается звук колотушки — сторож делает ночной обход. В гостинице Серебряковых тихо: старый профессор дремлет в кресле, подле него сидит жена. Очнувшись, Серебряков снова ощущает невыносимую ревматическую боль.

Он жалуется на безрадостную старость. Он, привыкший к шумному научному свету, чувствует себя здесь как в ссылке.

Его жалобы утомляют молодую жену, он заключает, что его старые тело и душа неприятны не только ему, но и всем вокруг. 

Входит Соня. Она корит отца за капризы и указывает на то, что он зазря вызывает Астрова, раз постоянно отказывается от его помощи, ссылаясь на отсутствие жалоб. 

Входит Войницкий, собираясь сменить Соню и Елену Андреевну — они уже которую ночь проводят перед больным отцом. Серебряков истерически отказывается от услуг Ивана Петровича, ему неприятно его общество. 

Входит Марина. Ей удается приласкать безутешно больного профессора, и под руку с Соней уводит его к себе, чтобы напоить его липовым чаем, обогреть гудящие ноги и помолиться богу о здравии Серебрякова. 

Измученная бессонной ночью Елена Андреевна с остается наедине с Войницким. Она говорит о том, что обстановка в доме неблагополучна: каждый постоялец по-своему малодушен и зол, ее угнетает бойкот со стороны Сони. Елена Андреевна хочет, чтобы Войницкий, дабы понизить градус всеобщего недовольства, помирился со всеми. Он же просит ее помирить себя с самим собой, вновь припадая к ее руке.

Иван Петрович, несмотря на холодность Елены, не готов примириться с романтической мыслью о том, что вместе с ним в этом доме погибает еще одна прекрасная душа, к тому же любимая. Серебрякова замечает, наконец, что он пьян и уходит, не желая его слушать. 

В одиночестве Войницкий вспоминает, как он впервые увидел Елену 17-летней девушкой в доме сестры.

Тогда их брак был так возможен, что сейчас он корит себя за нерасторопность, приведшую его нынешнему положению одинокого и ничего про себя не знающего человека.

Его раздражают ленивая мораль Елены, а образ профессора, казавшийся доселе гениальным и восхитительным, теперь противен ему и сопоставим с мыльным пузырем, пустым и надутым собственной важностью. 

Входят Астров и Телегин, начинающий, после недолгих уговоров первого, тихо наигрывать на гитаре.

Астров жалуется на капризы Серебрякова и осведомляется о душевном состоянии Войницкого, догадываясь о его влюбленности в Елену Андреевну.

Доктор признается, что снова напился, но это помогает ему чувствовать себя нужным миру и понимающим человеком. Он предлагает Войницкому выпить еще и поутру ехать к нему.

Тут входит Соня. Астров, понимая непрезентабельность своего вида, ретируется. Телегин следует за ним. Соня начинает жалеть дядю, беспокоиться о том, что он много пьет. Войницкий, расчувствовавшись, благородно целует племянницу, так похожую сердцем на покойную сестру, и спешит уйти. 

Соня стучится к Астрову. Тот, уже успевший прихорошиться, выходит. Он принимает просьбу Сони не давать спиртного дяде.

Они открывают буфет, Астров откупоривает бутылку вина и откровенничает: он злится, что Серебряников не признает диагностированную им подагру, он признается также, что не прожил бы в этом доме и месяца, потому как все его обитатели несчастны, точно так же, кстати, как и он.

Соню удивляет, что Астров недоволен жизнью — он объясняет это тем, что давно ни к кому не чувствует человеческой любви: мужики недоразвиты, интеллигенция выглядит пошло в своей увлеченности мыслями об излишнем.

Только Марина — старая няня, кажется ему, по старой памяти, милой и доброй. После современный читатель приходит в восторг, узнавая из признаний Астрова, что он, на современный манер, не только эко-активист, но еще и вегетарианец. 

Астров готовится сделать очередной глоток, но Соня прерывает его и просит “изящного, с нежным голосом” доктора пообещать больше не пить. Они скрепляют клятву рукопожатием, и доктор продолжает философствовать, снова вспоминает пациента, умершего на его операционном столе. 

Соня жалеет его, спрашивает, о том, какова была бы реакция Астрова, если бы ее сестра или подруга признались бы ему в любви (разумеется, из личного интереса). Доктор заключает, что не в состоянии полюбить кого-то, и жалеет человека, питающего к нему чувства. Астров уходит. 

Покинутая Софья, пусть и не получила желаемого ответа, счастлива: она сделала приятно приятному для себя человеку, избежав неловкости, уведомила все уже понимающего Астрова о своих чувствах.

Входит Елена Андреевна. Она предлагает Соне примириться. Девушки трогательно извиняются, пьют вино на брудершафт и целуются. Расположенная к душевным разговорам Елена признается, что влюбилась в Серебрякова по-настоящему, однако ее привлекал его выдающийся талант, а не личные качества. Она чувствует себя перманентным эпизодическим лицом, несчастным человеком. 

Соня просит Лену сыграть на оставленной Телегиным гитаре. Та просит спросить Серебрякова, которого может раздражать музыка в такой час. Тот, как и предполагалось, не дает добро. Под немое подергивание струн завершается второе действие. 

Действие III

Сентябрьский день. Без четверти час. Войницкий, Соня и Елена Андреевна собрались в гостиной в ожидании Серебрякова — он просил всех быть тут, по поводу важного объявления, которое он хочет огласить. 

Елена Андреевна сама не своя: она томится от скуки, ходит взад-вперед по комнате, не находя себе места. Соня утешает мачеху, говорит о заразительности ее скуки, Войницкий, чуть было не оскорбив Елену, небрежно сравнив ее русалкой, стоящей на грани распутства, удаляется за извинительным букетом для неё. 

Оставшись наедине с Еленой Андреевной, Соня с чувством рассказывает о своей неразделенной любви к Астрову, ужасно е угнетающей. Мачеха обещает поговорить с доктором, добиться его душевного признания и вынудить его не приезжать больше в дом Серебряковых, если чувства его не взаимны. Соня соглашается, приняв довод о том, что каждая правда лучше любой неизвестности. Она удаляется. 

Оставшись одна, Елена Андреевна погружается в раздумья о своих теплых чувствах к Астрову, кажущемуся ей “ясным месяцем среди потёмок”, вслед за котором она была бы рада последовать на волю из злополучного дома. 

Входит Астров. Он раскладывает на столе картограмму местного уезда, на которой он отмечает его природные богатства, с каждым годом скудеющие. Это, по его убеждению, связано с невежеством и хищничеством людей, не умеющих беречь природные богатства, и уж тем более преумножать их ведением рачительного и полезного миру хозяйства. 

Елена Андреевна отвлекает доктора от аналитики и, вопреки обещанию быть деликатной, напрямую допрашивает доктора о его чувствах к Соне, которых, как выясняется, нет. Зато, вскрываются другие, куда более щекотливые подробности.

Астров начал чаще бывать у Серебряковых неспроста: его в крайней степени привлекает Елена Андреевна.

Он принимает просьбу больше не являться, однако хочет продолжать видеться Еленой: он целует ее руки, восхищается красотой, держит ее за талию, отчего та готова сгореть со стыда. 

В самый неделикатный момент признания в дом возвращается Иван Петрович с обещанным букетом цветов. Он, при виде этой сцены, выпадает в осадок, потеет и, кажется, готов вот-вот развалиться на части. Елена тут умоляет его употребить все свое влияние для того, чтобы она с мужем сегодня же покинула этот дом. Астров конфузится, машинально пытается заговорить ошеломленного Войницкого. 

Появляются Серебряков, Соня, Телегин и Марина, немного погодя, входит и Мария Васильевна.

Старый профессор оглашает дело: он намеревается продать имение, потому как не может выносить местного уклада жизни, в то время как городской ему не по карману.

По его соображениям, деньги, вырученные с поместья, можно будет перевести в акции и иметь с них порядочный доход, которого будет достаточно на безбедную жизнь и небольшую дачу в Финляндии. 

Иван Петрович приходит в бешенство. Он положил всю сознательную жизнь на отработку долга, оставшегося за его отцом, купившим поместье в приданное для своей дочери — ныне покойной жены Серебрякова.

Он всегда исправно исполнял обязанности приказчика здесь, ни на грош не обворовывая Серебрякова, снабжая его всеми необходимыми средствами.

Войницкий знал наизусть его статьи, перепечатывал книги для пользования профессора — настолько наш “дядя Ваня” свято верил в гений Серебрякова, оказавшийся для него в одночасье ничего не стоящей пустышкой. Он ненавидит его, после всего сказанного. Теперь уже основательно и бесповоротно. 

Обличительную тираду Войницкого пытается прервать каждый, но гнев захлестывает его — он удаляется. Серебряков, по настоянию жены и дочери, направляется с ним объясниться, но разъяренный “дядя Ваня” встречает его выстрелом из револьвера. Испуганный Серебряков спускается в низ — его преследует Войницкий. Он, несмотря на мольбы Елены Андреевны, стреляет во второй раз, но снова промахивается. 

Под плач испуганной Сонечки и ужасающее изумление прочих заканчивается третье действие. 

Действие IV

Осенний вечер. Комната Ивана Петровича Войницкого, где обустроена еще и контора имения. Рабочий беспорядок, повсюду шкафы, забитые отчетностью и столы с писчей бумагой. Марина и Телегин, сидя друг напротив друга, мотают чулочною шерсть. Из их разговора читатель узнает, что чета Серебряковых в спешке направляется в Харьков, даже не собрав подводу с вещами. 

Входят Войницкий и Астров. Хозяин комнаты выдворяет Марину с Телегиным: хочет побыть один. Он собирается избавиться и от общества Астрова; тот рад бы уйти, однако из его сумки пропала баночка с морфием. Астров понимает, что разбитый горем Иван Петрович — первый, кто мог бы ее прибрать. Он не хочет разговоров о том, что он поспособствовал Ивану Петровичу в самоубийстве. 

Войницкий не признается, сокрушается на предмет того, что ему жить еще по меньшей мере 13 лет на Земле, неся на себе бремя позора, клеймо сумасшедшего, который на каждого в ярости бросается с револьвером. 

Появляется Соня. Астров сообщает ей о пропаже. Девушка умоляет дядю вернуть доктору морфий, аргументируя это тем, что она также обречена проживать безрадостную жизнь на пепелище семейной драмы и берёт на себя обет терпеть и работать на благо мира. Войницкий возвращает пузырёк и уходит с Соней под руку: вошедшая Елена Андреевна просила попрощаться с отъезжающим Серебряковым. 

Астров, оставшись наедине с Еленой Андреевной, старается убедить ее не уезжать: он объясняет, что она молодая женщина, непременно поддастся, рано или поздно, чувству, и будет лучше, если она сделает это здесь, такой прекрасной осенью.

Елена Андреевна полна решимости уезжать и, хоть и со смущением, отвергает смелое предложение. Астров признается также, что приезд Серебряковых разладил жизнь каждого, и останься он, все пришло бы в окончательную разруху.

Она хочет прощаться сухо — просит дружески пожать руку, забирает на память карандаш, которым писал доктор. 

Астров же целует безответно любимую на прощание, бросается заключить ее в объятия, но оба тотчас отходят друг от друга: кто-то снова идет. 

Появляются Серебряков, Войницкий, Мария Васильевна, Телегин и Соня. По разговору профессора с Иваном Петровичем становится ясно, что они примирились. Они целуют трижды на прощание. Все поочередно слёзно прощаются и отбывают.

Остаются Астров с Иваном Петровичем, возвращается, проводив отца с мачехой, Соня. Астров начинает собираться: его экипаж уже снаряжен. Входит Мария Васильевна и погружается чтение, Марина начинает вязать, Телегин наигрывает на гитаре. Иван Петрович с племянницей садятся за запущенную документацию и пишут отчеты. 

Астров уезжает. Проводив его, Соня, припадает к ногам дяди. Она в слезах жалеет несчастного дядю, рассуждает о том, что жизнь еще не окончена и впереди будет много светлых дней. И неважно, когда: живыми, или после смерти, они все непременно отдохнут. 

Под постукивание спиц, подергивание гитарных струн, перелистывание страниц и тихие слезы раскаяния заканчивается пьеса А.П. Чехова “Дядя Ваня”. 

Иван Шарков

Краткие содержания
Антон Чехов

Ссылка на основную публикацию