Краткая биография Велимира Хлебникова

Краткая биография Велимира Хлебникова

Детство и юность

Виктор Хлебников родился в 1885 году в селе Малые Дербеты в Калмыкии в семье ученого-орнитолога. У него было две сестры и два брата.

Краткая биография Велимира Хлебникова

Виктор (слева) с братом Борисом

Стараниями мамы, Екатерины Николаевны, выпускницы Смольного института, дети получали прекрасное домашнее образование, знали историю, литературу, искусство. Отец пробудил интерес мальчика к естественным наукам.

Он часто брал сына с собой в орнитологические поездки, научил вести наблюдения и записывать результаты. Владимир Алексеевич всю жизнь много и тяжело работал, чтобы содержать семью. Хлебниковым приходилось часто менять место жительства в связи с его службой.

В гимназию Виктор пошел в десятилетнем возрасте, когда семья обосновалась в Симбирске. Оканчивал гимназическое обучение уже в Казани.

Краткая биография Велимира Хлебникова

В юности

Из-за разносторонних способностей юноше было нелегко выбрать поле деятельности.

Будетлянин. Председатель Земного Шара

  1. 1903 – поступил на физико-математический факультет Казанского университета, но к началу следующего учебного года перевелся на естественное отделение. Одаренность Виктора была универсальной: ему одинаково легко давались точные науки, химия и биология, история и философия. Самостоятельно учил языки – санскрит и японский.

  2. 1905 – Цусимское сражение с его огромными человеческими потерями произвело сильное впечатление на юношу. У него возникла идея о существовании «числовых законов» времени, с помощью которых можно описать исторические события и прогнозировать их. Он поклялся открыть эти законы, чтобы не допустить в будущем смертей людей в войнах и революциях.

  3. 1906 – написаны первые поэтические произведения и проза. Виктор увлекся словотворчеством, возник интерес к славянской культуре, фольклору.
  4. 1908 – переехал в Петербург, желая заниматься литературной деятельностью. Стал студентом третьего курса Петербургского университета.

    Вошел в кружок символистов, сделался завсегдатаем поэтических вечеров. К этому времени им написаны сотни стихов. В качестве поэтического псевдонима Виктор взял древнее славянское имя Велимир, означающее «повелитель мира». В журнале «Весна» напечатано стихотворение «Искушение грешника», полное неологизмов. Это первое появление в печати творения Хлебникова.

  5. 1910 – познакомился с В. Каменским и Д. Бурлюком. С присоединившимися к ним позднее В. Маяковским и Б. Лившицем они основали группу футуристов. Своей задачей футуристы считали создание новой поэзии. По предложению Хлебникова стали называть себя будетлянами (аналог понятия «футуристы» от слова «будет»).

    Хлебников стал главным теоретиком этого поэтического направления. В апреле вышел сборник произведений будетлян «Садок судей». В нем было несколько произведений Хлебникова. Сборник сочли вызовом всему литературному миру.

  6. 1911 – изучает числа и их связь с событиями истории. К тому времени перестал посещать университет и в июне был исключен.

  7. 1912 – на собственные средства издал книгу «Учитель и ученик», свое первое авторское издание. В нем излагались открытые им нумерологические «законы времени» и лингвистические изыскания. В книге были предсказаны российские революции 1917 года. Вышел из печати сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу».

    Большую часть его составляли проза и стихи Хлебникова, среди них – «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы». Эти произведения демонстрировали создание нового поэтического языка. Сборник начинался провокационным «Манифестом» коллективного авторства, в котором предлагалось сбросить классическую литературу с «парохода современности».

  8. 1913 – опубликован авторский сборник стихов «Ряв!»
  9. 1914 – вышел первый том собрания сочинений Хлебникова. Также издан авторский сборник стихов «Изборник» с иллюстрациями Павла Филонова.
  10. 1915 – инициирует создание утопического «Общества Председателей Земного Шара».

    Так Хлебников попытался воплотить в жизнь свой замысел об учреждении правительства из наиболее достойных 317 людей для управления Всемирным государством. Число 317 он считал главным в судьбе отдельного человека, народа и государства. В «Общество», кроме самого Велимира, входили поэты, писатели, художники.

  11. 1916, апрель – мобилизован в армию, в запасной пехотный полк. Военная служба стала для Виктора невыносимым испытанием. Несколько месяцев пребывания в казарменной обстановке подорвали его психику, последовала череда медицинских комиссий. В результате он получил длительный отпуск и больше на службу не вернулся.

  12. 1917 – на события Февральской революции отозвался стихотворением «Свобода приходит нагая…». Стихотворение – впечатление от происходящего, не содержащее каких-либо оценок. Также написал «Воззвание Председателей земного шара». В нем провозглашался мир без границ и единство всего человечества.

  13. 1918 – в течение пяти месяцев гостил у родителей в Астрахани. Это редкий период в жизни поэта, когда он жил на одном месте и имел постоянную работу – в редакции местной газеты.
  14. 1919 – написаны поэмы «Ладомир» и «Разин». Последняя состоит из четырехсот строк-палиндромов.

  15. 1921 – в составе Персидской Красной армии на правах лектора отправился из Баку в Персию, где вспыхнуло революционное восстание. Здесь он пробыл несколько месяцев и обрел славу «русского дервиша». Поэма «Труба Гуль-Муллы» стала своего рода дневником этого путешествия.

    Завершены поэмы «Настоящее», «Прачка», «Ночь перед Советами», «Ночной обыск», отразившие видение революции и ее трагических последствий. «Ночной обыск» – одно из лучших произведений Хлебникова. В поэме передана двойственность отношения поэта к революции: он сочувствует ей, но не может оправдать ее невинные жертвы.

  16. 1922 – закончил произведение «Зангези», жанр которого определил как сверхповесть. Главный герой – пророк Зангези, речи его «разбивают оковы слов». В поэме используются несколько поэтических языков: язык богов, звукопись, звездный язык, заумный и другие. Это итоговое творение Хлебникова и своеобразная сумма его идей. Книга вышла в июле 1922 года, после смерти автора.
  17. 1922, июнь – умер в деревне Санталово Новгородской губернии. Похоронен на кладбище у деревни Ручьи. В 1960 году прах Хлебникова перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В жизни Велимир часто вызывал недоумение у окружающих, но для близких друзей и знакомых был авторитетом морали, подвижником. Его уважали и опекали.

Краткая биография Велимира Хлебникова

Хлебников – человек

Хлебников был абсолютно неприспособлен к повседневной жизни, совершенно не заботился о себе. Быт его был чудовищно неустроенным. Преданные друзья помогали ему деньгами и одеждой, предоставляли жилье. Он привык обходиться минимумом вещей. Из предметов мебели считал лишним все, кроме кровати и стола.

Хлебников не был женат. Мария Синякова вспоминала, что он влюблялся постоянно и легкомысленно, но все влюбленности были платоническими. Женщины, способной полюбить и принять поэта со всеми его странностями, нищетой, неуемной тягой к скитаниям, Хлебников не встретил.

Поэт исходил и изъездил пол-России, побывал на Кавказе и севере Ирана. Испытал голод, холод и бедствия гражданской войны. С 1917 постоянно находился в гуще революционных событий.

Сначала он дважды проехал туда и назад по маршруту Харьков – Киев – Петроград, а затем начал странствовать, преодолевая огромные расстояния с вещевым мешком или узелком, наполненным собственными рукописями и рисунками.

Краткая биография Велимира Хлебникова

Поэт-мыслитель. Преобразователь языка

Хлебников – величайший новатор, лидер авангардизма и футуризма в литературе. Его творчество – новая ступень в культуре русского поэтического языка, оно дало толчок развитию ритмических и словотворческих возможностей поэзии.

Он отказался от использования традиционного стихотворного размера, прибегая к употреблению в одном произведении разных размеров. Изучая славянский фольклор, язык древних мифов и обрядов, создал новый поэтический язык, включающий неологизмы и древние слова, использующий палиндромы и каламбуры.

Одним из символов русского футуризма стала сама личность Хлебникова со всеми его странностями.

Он – выдающийся поэт-мыслитель. Все, созданное им, подчинено одной идее – преображению мира с помощью числа и слова. В его поэзии отразились всеохватное восприятие мира, глубокие и универсальные научные знания, мысль о единстве человека и природы.

Хлебников оказал влияние на несколько поколений поэтов. Его признали учителем Маяковский, Асеев, Пастернак. Отголоски его поэтики слышны в произведениях Мандельштама, Цветаевой, Заболоцкого, Глазкова, Кульчицкого, поэтов 60-х годов двадцатого века.

Биография Велимира Хлебникова

Велимир (урождённый Виктор) Владимирович Хлебников (1885-1922) — советский и российский поэт, общественный деятель, родоначальник футуризма. Его творчество повлияло на многих известных личностей, включая Владимира Маяковского.

Единомышленники считали поэта гением и новатором, однако у него было совсем немного читателей. Из-за тотального непонимания Хлебников столкнулся с разными трудностями, его биография наполнена болью и тяжёлыми переживаниями.

Лишь задолго после смерти люди смогли по достоинству оценить талант Виктора Владимировича.

Детство и образование

Будущий поэт появился на свет 9 ноября (28 октября по старому стилю) 1885 года в селе Малые Дербеты в Калмыкии. На тот момент его родное село было частью Астраханской губернии России.

Хлебниковы были потомками старинного купеческого рода. У Виктора было двое братьев и две сестры, одна из которых впоследствии стала художницей.

Вера Хлебникова была самым родным человеком для литератора, до конца дней ему так и не удалось создать семью.

Родители с детства приучали своих отпрысков к искусству и науке. Мать, Екатерина Николаевна Вербицкая, была родом из богатой семьи, в числе предков женщины были запорожские казаки.

Екатерина окончила Смольный институт, она помогла своим пятерым детям получить отличное образование, привила любовь к литературе и истории.

Уже в четыре года Велимир блестяще читал по-французски и по-русски, занимался рисованием.

Отец занимался орнитологией, дети нередко ходили в степь вместе с ним. Там они любовались небом и облаками, часами слушали пение птиц, вели записи. Впоследствии Владимир Алексеевич основал первый заповедник на территории СССР.

Семья часто переезжала, в 1898 г. они отправились в Казань вместе с детьми. Там Велимир обучается в гимназии, испытывая особый трепет во время изучения математики и биологии.

Уже в последних классах он начинает сочинять стихотворения.

Краткая биография Велимира Хлебникова

В 1903 г. Виктор стал студентом физико-математического факультета Казанского университета. Год спустя он решил перевестись на естественное отделение, поэтому подал прошение об увольнении. В 1908 г.

юноша поступает на естественный факультет Санкт-Петербургского университета. Незадолго после этого он переводится на историко-филологический. В 1911 г.

Хлебникова отчисляют из-за того, что он не может оплатить учёбу.

В 1903 г. футурист отправился в экспедицию по Дагестану, через два года он повторил этот опыт на Северном Урале. В 1906 г. студента принимают в Общество естествоиспытателей, но незадолго после этого он окончательно перестаёт уделять внимание орнитологии.

Первые стихотворения

Ещё с детства поэт начал вести фенитологические и орнитологические записи во время походов с отцом. В его тетрадях биология и психология причудливо сочетались с размышлениями на тему философии и этики и даже набросками автобиографии. В студенческом возрасте юноша печатает несколько статей научного характера. С 11 лет он пишет небольшие стихи.

Несколько раз в 1904 г. Виктор отправлял свои стихи и рассказы А.М. Горькому в надежде быть опубликованным в его издательстве. Однако литератор ни разу не получил ответа. С юных лет до 1906 года он пишет автобиографическую повесть «Еня Воейков», так и оставшуюся незавершенной.

В 1908 г. юноша знакомится с Вячеславом Ивановым, крымским поэтом. В течение некоторого времени они общаются, футурист даже входит в круг «Академии стихов», но потом пути литераторов расходятся. В это время он также пересекается с Гумилёвым и Кузьминым, последнего стихотворец называет своим учителем.

Именно после знакомства с Ивановым поэт впервые публикует своё стихотворение в журнале «Весна», подписываясь Велимиром. Дебютом стало произведение под названием «Искушение грешника».

Читатели не слишком восторженно восприняли его творчество, слава пришла к Виктору немного позже.

В 1909 году он выпускает стихи «Бобэоби», «Заклятие смехом» и «Зверинец», которые были высоко оценены подписчиками журнала.

Краткая биография Велимира Хлебникова

Примыкание к «будетлянам»

В 1910 г. стихотворец становится членом группы «Гилея» вместе с Василием Каменским и Давидом Бурлюком. Позднее в это объединение вступают Владимир Маяковский и Бенедикт Лившиц. Несмотря на тесное общение с символистами, акмеистами и художниками, Велимир уже тогда начинает придерживаться собственного стиля.

В 1910 г. выходит футуристический сборник «Садок судей», в который вошли некоторые сочинения Хлебникова. В это же время публикуются его книги «Ряв!», «Творения 1906-1908» и другие. В 1912 г.

был выпущен сборник «Пощечина общественному вкусу», большая часть стихотворений в нём была написана поэтом. На последних страницах стихотворец вставил таблицу с датами падений великих государств. К вычислениям он добавил фразу «Некто 1917».

Позже подобная информация была напечатана в книге «Учитель и ученик».

С 1915 г. поэт разрабатывает теорию Правительства Земного Шара, состоящего из 317 председателей. Он мечтал о мире на планете, равноправном и здоровом обществе, где все уважают друг друга. В это время распадаются все организации, к которым Велимир имел отношение. Маяковский утверждает, что футуризм «мертв как особенная группа».

Современные учёные относят его творчество к кубофутуризму, тогда как Хлебников называл себя «будетлянином». Литератор крайне серьёзно относился к языку, оберегая его от иностранных заимствований. Взамен он придумал множество новых слов, но они не прижились.

Краткая биография Велимира Хлебникова

Мировоззрение футуриста

Хлебников всегда был на стороне справедливости, поэтому у него часто возникали конфликты с властью. Ещё во время учёбы в университете юноша участвовал в студенческой демонстрации, после этого он провёл месяц в тюрьме. По некоторым данным именно это стало причиной исключения с математического факультета в ноябре 1903 г.

В отличие от многих футуристов, Велимир никогда не был наглым и дерзким. Напротив, он вёл себя крайне рассеянно, не берёг свои сочинения. Иногда он даже использовал их для обогрева, ночуя в степи.

Юноша бунтовал против буржуазного быта, уделял всё своё время науке и творчеству, из-за этого жил он крайне бедно.

Чаще всего стихотворец скитался по квартирам друзей в разных городах и странах, иногда он снимал маленькие комнатушки.

Виктор привлекал окружающих людей благодаря своему необычному складу личности. Он оставался верным своим принципам и взглядам, несмотря на давление со стороны. У поэта было много различных увлечений и интересов. Он изучал японский язык, философию Платона и Спинозы, занимался кристаллографией и живописью. Также стихотворец пробовал себя в музыке, очень много времени он посвятил науке.

Хлебников ставил перед собой грандиозные цели, которые не мог выполнить никто другой. Некоторые из них находились на грани между реальностью и фантастикой, но футурист верил во всё, что он делает.

Он хотел познать свою страну путём научного анализа, долго и ревностно изучал язык, увлекался историей.

Всё это литератор делал ради будущего, он был уверен, что при определённом уровне знаний можно предсказать многие события.

После Цусимского сражения, происшедшего в ходе русско-японской войны, Виктор начал искать «закон времени». Он надеялся, что это поможет оправдать все исторические смерти. Впоследствии Хлебников смог точно предугадать дату Октябрьского переворота, также он предвидел Первую мировую войну.

Война и болезнь

В апреле 1916 г. поэта призывают в армию, до мая 1917 г. он пребывает в запасном полку в Царицыне.

Эти годы становятся для Хлебникова самыми тяжёлыми, он пишет знакомым огромное количество писем. По его словам, за эти месяцы Велимир прошёл «весь ад перевоплощения в лишенное разума животное».

Он сочинил множество антивоенных стихов, впоследствии выпущенных в сборнике «Война в мышеловке».

Краткая биография Велимира Хлебникова

В 1917 г. психиатр Н. Кульбин помогает поэту вернуться из мобилизации.

Он назначает ему комиссию сначала в Царицыне, потом в Казани, впоследствии мужчина скрывается в Украине, на территории Харьковской психиатрической больницы.

Ещё до этого он пытается находиться в гуще событий Октябрьской революции, поэтому несколько раз меняет место жительства. Он поддерживал народ, надеясь на то, что революция сможет исправить всё к лучшему.

В 1921 году поэт отправляется в Пятигорск, там он работает ночным сторожем в Терской РОСТА. После этого он ненадолго возвращается в Москву, дописывая там незаконченные стихотворения. В декабре 1921 г. публикуется «сверхповесть» литератора под названием «Зангези». Также в этот период он выпускает произведения «Ночной обыск», «Горячее поле», «Берег невольников» и «Председатель Чеки».

В мае 1922 г. Хлебников с художником П. Митуричем отправляется в деревню Санталово Новгородской губернии, там он заболевает. Велимир погиб 28 июня 1922 года в глухой деревушке Санталово от недоедания и паралича ног. В 1960 г. прах стихотворца перевезли в Москву. Он похоронен на Новодевичьем кладбище, надпись на надгробии гласит «Председатель земного шара».  

Краткая биография Велимира Хлебникова

Краткая биография Велимира Хлебникова

Велимир Хлебников: судьба футуриста

Родиной Велимира Хлебникова стало небольшое село Малые Дербеты, расположенное в далекой Калмыкии.

Там проживало семейство Хлебниковых – отец, представитель старинного купеческого рода, страстный любитель природы, талантливый орнитолог и этнограф, мать, выпускница Смольного института, и пятеро их детей.

Женщина образованная и начитанная, мать стремилась привить детям тягу к знаниям, в чем преуспела: младшие Хлебниковы продолжали самообразование всю жизнь.

Велимир часто отправлялся с отцом в поля и леса, где оба вели наблюдения за птицами и животными. Впоследствии отец Велимира основал первый в России заповедник.

Будучи студентом (сначала Казанского университета, затем Санкт-Петербургского), Велимир (настоящее имя поэта, кстати, – Виктор) написал несколько статей о представителях животного мира в научные журналы. Но вскоре интересы его изменились: он увлекся поэзией.

Творчество Хлебникова – настоящее новаторство в области литературы и языкознания.

Любопытно следующее: поэт-футурист стремился объединить в своих произведениях предметы, казалось бы, совершенно несочетаемые, лед и пламень: так, в его повести (он назвал ее «сверхповестью») «Зангези» посреди гладкого текста вдруг попадаются таблицы и математические формулы.

Подобный формат с трудом укладывается в голове читателя, привыкшего отделять «котлету от мухи»: формулы должны быть в учебниках математики, а повесть – в литературном сборнике. Но для Хлебникова границы условны: он словно живет в ином измерении.

Оставив учебу, Велимир сосредотачивает все свои силы на поэтическом поприще. Он выпускает несколько сборников стихов, среди которых наиболее потрясающей современников оказалась «Пощечина общественному вкусу». В книгу вошли стихи не только Хлебникова, но большая часть принадлежала его перу. Это было первое яркое заявление футуристов о себе.

Интересно: в конце сборника помещалась страничка, где были перечислены разные государства и даты их падений (уже свершившихся). Среди них стояла запись: «Некто – 1917». Нам ясно, что речь идет о России, но как можно было предугадать это в 1912 году, когда книга увидела свет? Эту страницу оформлял Хлебников.

Получается, он обладал еще и даром пророка?..

Сам Велимир полагал, что, если собрать как можно больше фактов о каком-либо явлении, о событии, о государстве, о человеке, то вполне можно предсказать его будущее, и в этом нет ничего мистического. Некоторое время поэт глубоко изучал Россию, пытаясь найти ту формулу, которая даст ответ на вопрос о ее грядущей судьбе.

Личная жизнь Велимира Хлебникова содержала мало счастливых моментов. Так, он служил в армии во время Первой мировой войны, и зрелище бессмысленных страданий и смертей глубоко потрясло поэта, оставив в его душе незаживающую рану.

Велимир был безнадежно влюблен в Анну Ахматову, своей семьи так и не создал. У него вообще ничего не было, кроме творчества: он скитался по чужим квартирам, нищенствовал.

Все его богатство составляли рукописи, которые он возил везде с собой.

Умер Хлебников, едва дожив до 37-летия: наступил паралич ног на фоне истощения и ослабления организма. Кажется, дату своего конца он тоже знал: «Люди моего склада умирают в 37 лет». При этих словах поэт вспоминал Пушкина, Байрона, Моцарта.

Поэзия Велимира Хлебникова – странная и загадочная. У него летают «времири», шуршат «времыши» и над всем смеются «усмейные смехачи».

Диковатые на первый взгляд сочетания, ломаные линии, неологизмы, которыми он пытался заменить иностранные слова – он полагал, что русский язык следует очистить от всего наносного, «чужеземного» – все это поначалу может ввести читателя в некий ступор, потому что, встретившись с чем-то принципиально новым, мы сначала не понимаем, как к этому можно отнестись. Но потом, когда вслушиваешься в звуки, начинаешь чувствовать гармонию: пазл складывается, картинка вырисовывается.

Хлебников жил, устремленный в будущее. Он мечтал о мире, в котором не будет дерущихся за территорию и подданных государственных объединений, а будет одна большая человеческая семья, которая доверит правление 317-ти главам. Настанет прекрасное время, воцарятся любовь и всеобщее доверие. Государства прекратят «кормиться людьми».

Поэт, к сожалению, не дожил до этого прекрасного времени. Может быть, доживем мы – или хотя бы приблизим момент его наступления. Давайте почаще открывать томик со стихами Хлебникова. Возможно, поэт оставил потомкам рецепт прекрасного будущего, только мы пока не можем его расшифровать…

Велимир Хлебников

Велимир Хлебников – советский и российский поэт, общественный деятель, родоначальник футуризма.

Краткая биография

Виктор Владимирович Хлебников родился 9 ноября 1885 года в селе Малые Дербеты в Калмыкии. Он – потомок старинного купеческого рода. Виктора, двоих его братьев и двух сестер с детства обучали искусству и наукам.

Их мать, выпускница Смольного института, привила сыну любовь к истории и литературе: уже в четыре года мальчик бегло читал на двух языках и хорошо рисовал.

Отец поэта увлекался орнитологией и позже основал первый в СССР заповедник.

В 1898 году семья переехала в Казань, где Велимир поступил в гимназию. Он особенно любил биологию и математику, в старших классах начал сочинять стихи. В 1903 году Хлебников поступил на физико-математический факультет Казанского университета, позже – перевелся на естественное отделение.

Он начал ездить в экспедиции, вступил в общество естествоиспытателей, вел орнитологические и фенитологические записи. В 1908 году Виктор стал студентом естественного факультета Санкт-Петербургского университета, затем он перешел на историко-филологический факультет.

Через три года Хлебникова отчислили, так как он не смог оплатить учебу.

Литературное творчество

Стихи Велимир начал писать в одиннадцать лет. Его первое крупное произведение – неоконченная автобиографическая повесть «Еня Воейков». В 1908 году Хлебников познакомился с поэтом Вячеславом Ивановым и вскоре после этого впервые опубликовал свое стихотворение в журнале «Весна».

За периодом общения с поэтами-символистами последовал другой этап: в 1910 году Хлебников начал посещать «Академию стиха», а затем стал членом группы авангардистов «Гилея». Вместе с несколькими друзьями Виктор основал группу «будетлян». Он стал придерживаться собственного стиля и увлекся идеей реформировать поэтический язык.

В период Первой мировой войны Хлебников был в запасном полку, писал антивоенные стихи, которые позже вошли в поэму «Война в мышеловке». В 1919 году, уклоняясь от призыва в армию, Виктор лег в психиатрическую лечебницу. Он напряженно работал, и вскоре свет увидели поэмы:

  • «Ночь в окопе»;
  • «Ладомир»;
  • «Царапина по небу»;
  • «Ночной обыск»;
  • «Председатель Чеки»;
  • «Ночь перед Советами».

В 1921 году в качестве корреспондента издания «Красный Иран» Хлебников посетил Персию. В конце года он переехал в Москву, где едва не умер от голода. К тому времени он совершил свое главное достижение: открыл «закон времени», управляющий судьбами людей. Велимир описал его в книге «Доски судьбы», которая была издана в 1922 году.

Поэт умер 28 июня 1922 года от малярии.

Биография Велимира Хлебникова

В 1908 году поступил в Санкт-Петербургский университет — сначала на естественный факультет, затем на историко-филологический, но оставил учебу в 1911 году.

К его первым творческим опытам относятся не только стихи, сочинявшиеся им с 11 лет, но и “снимки” — записи фенологических и орнитологических наблюдений, перемежаемых размышлениями на темы биологии, психологии, философии, этики и набросками автобиографической прозы (“Еня Воейков”). Студентом Хлебников напечатал несколько статей по орнитологии.

В 1908 году в Крыму он познакомился с поэтом-символистом Вячеславом Ивановым и вошел в круг его “Академии стихов”, но их пути быстро разошлись.

Литературным дебютом Хлебникова стала публикация в 1908 году в журнале “Весна” стихотворения “Искушение грешника”.

Слава Хлебникова-новатора началась со стихотворений “Зверинец”, “Заклятие смехом”, “Бобэоби” (1908-1909). В 1910 году он вошел в группу “Гилея”, в которую входили поэты Василий Каменский, Давид Бурлюк, а позже вошли Владимир Маяковский и Бенедикт Лившиц. 

Вскоре Хлебников стал главным теоретиком футуризма, который он называл “будетлянством”. Его стихи вошли в футуристический сборник “Садок судей” (1910), которым заявило о себе новое литературное движение. В том же году вышли книги поэта “Ряв!”, “Творения 1906-1908” и другие.

В 1912 году был опубликован впоследствии знаменитый сборник футуристов “Пощечина общественному вкусу”, наполовину состоявший из стихов Велимира Хлебникова.

Ритмический и звуковой строй этих стихов, а также написанных к тому времени пьесы “Маркиз Дэзес” (1909-1911) и поэмы “Журавль” (1909) были ориентированы на разговорную речь.

В “Пощечине общественному вкусу” была напечатана составленная Хлебниковым таблица “Взор на 1917 год”, в которой он, согласно своим исчислениям законов времени, предсказал “падение государства”.

В 1912 году также была издана книга Велимира Хлебникова “Учитель и ученик”, где он изложил основы “будетлянства” как нового искусства. Его поэтико-лингвистические исследования легли в основу “заумного языка”, разработанного им совместно с поэтом Алексеем Крученых и воплощенного в их общей поэме “Игра в аду” (1912) и в общем сборнике “Слово как таковое” (1913).

С 1915 года Велимир Хлебников разрабатывал утопическую идею Правительства Земного Шара из 317 председателей, способных установить справедливый миропорядок.

Во время Первой мировой войны поэт был призван в армию и с апреля 1916 года по май 1917 года находился в запасном полку в Царицыне. В это время он написал несколько стихотворений, которые позднее вошли в поэму “Война в мышеловке”, опубликованную в конце 1920-х годов.

Весной 1917 года в Харькове маленьким тиражом вышло “Воззвание Председателей Земного шара” и стихотворение “Свобода приходит нагая…” — отклики на Февральскую революцию 1917 года.

Октябрьскую революцию 1917 года Велимир Хлебников встретил в Петрограде, описав увиденное в поэме “Ночной обыск”(1921). В 1918 году он находился в Астрахани и позже воплотил свои впечатления в поэме “Ночь перед Советами” (1921).

В 1919-1920 годах на Украине в Харькове Хлебников стал свидетелем разгрома армии Деникина, который описал в поэмах “Ночь в окопе” (1920), “Каменная баба” (1919), в рассказе “Малиновая шашка” (1921).

Осмысление революции как вселенского явления происходит в поэме “Ладомир” (1920), опубликованной в Харькове.

В апреле 1921 года с частями Красной Армии Хлебников отправился в Персию (Иран), во время путешествия им были написаны стихотворения “Иранская песня”, “Ночь в Персии”, поэма “Труба Гуль-муллы” — своего рода дневник его странствования.

Прощанию с Закавказьем посвящено стихотворение “Ручей с холодною водой…”.

Октябрь 1921 года Хлебников провел в Железноводске, часть ноября и декабря — в Пятигорске. Работал в различных газетах, в бакинском и пятигорском отделении РОСТА, в Политпросвете Волжско-Каспийского флота. В этот период были завершены поэмы “Ночной обыск”, “Председатель Чеки”, “Ночь перед Советами”, “Настоящее”, “Горячее поле” (“Прачка”), “Берег невольников”.

В декабре 1921 года Велимир Хлебников вернулся в Москву. В 1922 году им была завершена “сверхповесть” под названием “Зангези”.

Весной 1922 года, будучи тяжело больным, Хлебников отправился в Новгородскую губернию вместе с художником Петром Митуричем.

28 июня 1922 года Велимир Хлебников скончался в деревне Санталово Новгородской губернии. Был похоронен на погосте деревни Ручьи Крестецкого района Новгородской губернии. В 1960 году останки поэта были перенесены в Москву на Новодевичье кладбище.

Творчество Велимира Хлебникова оказало большое влияние на поэтов Владимира Маяковского, Осипа Мандельштама, Марину Цветаеву, Бориса Пастернака, Николая Заболоцкого.

Сестра поэта художница Вера Хлебникова (1891-1941) после смерти брата в 1922 году написала свои воспоминания, в 1920-е годы иллюстрировала его произведения. В 1924 году она вышла замуж за художника и педагога Петра Митурича (1887-1956), свидетеля смерти Велимира Хлебникова. Известность получили рисунки Митурича “Больной Велимир Хлебников” и “Велимир Хлебников на смертном одре” (1922).

28 июня 1986 года, в день памяти поэта, был открыт первый музей Велимира Хлебникова в деревне Ручьи Новгородской области. С 1986 года в деревне Ручьи проходят Хлебниковские чтения.

19 октября 1993 года в Астрахани, в бывшей квартире родителей поэта, был открыт Дом-музей Велимира Хлебникова. 

В 2010 году была основана Всероссийская литературная премия “Послушайте!” имени Велимира Хлебникова, которая присуждается ежегодно в день рождения поэта 9 ноября. 

  • В Калмыкии близ села Тундутово установлен памятник Велимиру Хлебникову работы скульптора Степана Ботиева.
  • На месте захоронения поэта в селе Ручьи Новгородского района был сооружен памятник Хлебникову работы известного московского скульптора Вячеслава Клыкова.
  • Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Велимир Хлебников (9 ноября 1885 – 28 июня 1922) , русский поэт и прозаик, ведущий теоретик футуризма

Велимир Хлебников — поэт и прозаик Серебряного века, реформатор поэтического языка, один из теоретиков русского футуризма и авангардного искусства, значительную часть произведений которого занимают космологические и мифологические мотивы. Творчество Хлебникова оказало огромное влияние на многих поэтов 20 века — О.Мандельштама, М.Цветаеву, Б.Пастернака, Н.Заболоцкого и других.

Велимир Хлебников (настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников) родился (28 октября) 9 ноября 1885 года в Малодербетовском улусе Астраханской губернии, в семье орнитолога и лесовода. В детстве он получил хорошее домашнее образование, а еще часто сопровождал отца в поездках и вел орнитологические записи.

После окончания гимназии в 1903 году Хлебников поступил в Казанский университет на физико-математический факультет. Уже в студенческие годы он начал писать стихи и прозу.

Русско-японская война и поражение российского флота в Цусимском сражении оказали большое влияние на Хлебникова.

Размышляя над ходом истории, он предпринял попытку найти некие «основные законы Времени», так или иначе влияющие на судьбу человечества. В это же время им было написано большое количество стихов.

В 1908 году Хлебников переехал в Петербург и поступил в университет, который впоследствии так и не окончил. Главной причиной переезда было желание всерьез заняться литературой. В Петербурге он сблизился с поэтами-символистами, посещал литературные вечера, увлекся мифологией и славянским фольклором. Именно тогда поэт взял себе псевдоним – славянское имя Велимир.

Дебют Хлебникова в печати состоялся в 1908 году: в журнале «Весна» было опубликовано его стихотворение «Искушение грешника». Тогда же состоялось знакомство поэта с футуристами В.Каменским и Д.Бурлюком.

Стараясь обращаться в словотворчестве к славянским корням, Велимир называл футуристов будетлянами, то есть вестниками будущего.

Его стихи вошли в сборник «Садок судей» (1910), которым заявило о себе новое литературное движение.

Вскоре вышло еще несколько поэтических и теоретических произведений Хлебникова — «Творения», «Лесная дева», «Шаман и Венера», «Вила и леший» и другие.

Первый авторский сборник Хлебникова «Ряв!» вышел в 1913 году, а вскоре был издан первый том собрания сочинений поэта «Изборник стихов».

Одновременно Велимир продолжал свои расчеты о «законах Времени», которые печатал во многих своих книгах — «Учитель и ученик», «Время — мера мира» и других, и в различных статьях.

Хлебников искренне принял революцию 1917 года. Стремясь быть в центре событий, он много ездил по стране, работал в различных газетах и издательствах, написал много произведений на тему современности — «Каменная баба», «Ночь в окопе», «Ладомир», «Ночь перед Советами», «Ночной обыск»…

В 1921 году Хлебников вернулся в Москву, стал членом официального Союза поэтов и печатался в столичных изданиях. К тому времени он уже закончил свое произведение «Зангези», жанр которого сам автор определил как сверхповесть.

Она стала одним из важнейших произведений поэта. Но лишения и напряженная работа подорвали здоровье Велимира, и весной 1922 года он уехал к своей сестре в Новгородскую губернию, надеясь отдохнуть, но вскоре серьезно заболел.

Умер Велимир Хлебников 28 июня 1922 года в деревне Санталово Новгородской губернии, был похоронен неподалеку — в деревне Ручьи. В 1960 году его останки перезахоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. В деревне Ручьи в 1986 году был открыт музей поэта.

Биография Велимира Хлебникова

 РИА НовостиРИА Новости

В 1903 году Хлебников поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета. В 1904 году он, подав прошение об увольнении, поступил на естественное отделение физико-математического факультета.

В 1903 году Хлебников был в экспедиции в Дагестане, в 1905 году — на Северном Урале.

В 1908 году поступил в Санкт-Петербургский университет — сначала на естественный факультет, затем на историко-филологический, но оставил учебу в 1911 году.

К его первым творческим опытам относятся не только стихи, сочинявшиеся им с 11 лет, но и “снимки” — записи фенологических и орнитологических наблюдений, перемежаемых размышлениями на темы биологии, психологии, философии, этики и набросками автобиографической прозы (“Еня Воейков”). Студентом Хлебников напечатал несколько статей по орнитологии.

В 1908 году в Крыму он познакомился с поэтом-символистом Вячеславом Ивановым и вошел в круг его “Академии стихов”, но их пути быстро разошлись.

Литературным дебютом Хлебникова стала публикация в 1908 году в журнале “Весна” стихотворения “Искушение грешника”.

Слава Хлебникова-новатора началась со стихотворений “Зверинец”, “Заклятие смехом”, “Бобэоби” (1908-1909). В 1910 году он вошел в группу “Гилея”, в которую входили поэты Василий Каменский, Давид Бурлюк, а позже вошли Владимир Маяковский и Бенедикт Лившиц.

Вскоре Хлебников стал главным теоретиком футуризма, который он называл “будетлянством”. Его стихи вошли в футуристический сборник “Садок судей” (1910), которым заявило о себе новое литературное движение. В том же году вышли книги поэта “Ряв!”, “Творения 1906-1908” и другие.

В 1912 году был опубликован впоследствии знаменитый сборник футуристов “Пощечина общественному вкусу”, наполовину состоявший из стихов Велимира Хлебникова.

Ритмический и звуковой строй этих стихов, а также написанных к тому времени пьесы “Маркиз Дэзес” (1909-1911) и поэмы “Журавль” (1909) были ориентированы на разговорную речь.

В “Пощечине общественному вкусу” была напечатана составленная Хлебниковым таблица “Взор на 1917 год”, в которой он, согласно своим исчислениям законов времени, предсказал “падение государства”.

В 1912 году также была издана книга Велимира Хлебникова “Учитель и ученик”, где он изложил основы “будетлянства” как нового искусства. Его поэтико-лингвистические исследования легли в основу “заумного языка”, разработанного им совместно с поэтом Алексеем Крученых и воплощенного в их общей поэме “Игра в аду” (1912) и в общем сборнике “Слово как таковое” (1913).

С 1915 года Велимир Хлебников разрабатывал утопическую идею Правительства Земного Шара из 317 председателей, способных установить справедливый миропорядок.

Во время Первой мировой войны поэт был призван в армию и с апреля 1916 года по май 1917 года находился в запасном полку в Царицыне. В это время он написал несколько стихотворений, которые позднее вошли в поэму “Война в мышеловке”, опубликованную в конце 1920-х годов.

Весной 1917 года в Харькове маленьким тиражом вышло “Воззвание Председателей Земного шара” и стихотворение “Свобода приходит нагая…” — отклики на Февральскую революцию 1917 года.

Октябрьскую революцию 1917 года Велимир Хлебников встретил в Петрограде, описав увиденное в поэме “Ночной обыск”(1921). В 1918 году он находился в Астрахани и позже воплотил свои впечатления в поэме “Ночь перед Советами” (1921).

В 1919-1920 годах на Украине в Харькове Хлебников стал свидетелем разгрома армии Деникина, который описал в поэмах “Ночь в окопе” (1920), “Каменная баба” (1919), в рассказе “Малиновая шашка” (1921).

Осмысление революции как вселенского явления происходит в поэме “Ладомир” (1920), опубликованной в Харькове.

В апреле 1921 года с частями Красной Армии Хлебников отправился в Персию (Иран), во время путешествия им были написаны стихотворения “Иранская песня”, “Ночь в Персии”, поэма “Труба Гуль-муллы” — своего рода дневник его странствования.

Прощанию с Закавказьем посвящено стихотворение “Ручей с холодною водой…”.

Октябрь 1921 года Хлебников провел в Железноводске, часть ноября и декабря — в Пятигорске. Работал в различных газетах, в бакинском и пятигорском отделении РОСТА, в Политпросвете Волжско-Каспийского флота. В этот период были завершены поэмы “Ночной обыск”, “Председатель Чеки”, “Ночь перед Советами”, “Настоящее”, “Горячее поле” (“Прачка”), “Берег невольников”.

В декабре 1921 года Велимир Хлебников вернулся в Москву. В 1922 году им была завершена “сверхповесть” под названием “Зангези”.

Весной 1922 года, будучи тяжело больным, Хлебников отправился в Новгородскую губернию вместе с художником Петром Митуричем.

28 июня 1922 года Велимир Хлебников скончался в деревне Санталово Новгородской губернии. Был похоронен на погосте деревни Ручьи Крестецкого района Новгородской губернии. В 1960 году останки поэта были перенесены в Москву на Новодевичье кладбище.

Творчество Велимира Хлебникова оказало большое влияние на поэтов Владимира Маяковского, Осипа Мандельштама, Марину Цветаеву, Бориса Пастернака, Николая Заболоцкого.

Сестра поэта художница Вера Хлебникова (1891-1941) после смерти брата в 1922 году написала свои воспоминания, в 1920-е годы иллюстрировала его произведения. В 1924 году она вышла замуж за художника и педагога Петра Митурича (1887-1956), свидетеля смерти Велимира Хлебникова. Известность получили рисунки Митурича “Больной Велимир Хлебников” и “Велимир Хлебников на смертном одре” (1922).

28 июня 1986 года, в день памяти поэта, был открыт первый музей Велимира Хлебникова в деревне Ручьи Новгородской области. С 1986 года в деревне Ручьи проходят Хлебниковские чтения.

19 октября 1993 года в Астрахани, в бывшей квартире родителей поэта, был открыт Дом-музей Велимира Хлебникова.

В 2010 году была основана Всероссийская литературная премия “Послушайте!” имени Велимира Хлебникова, которая присуждается ежегодно в день рождения поэта 9 ноября.

В Калмыкии близ села Тундутово установлен памятник Велимиру Хлебникову работы скульптора Степана Ботиева.

На месте захоронения поэта в селе Ручьи Новгородского района был сооружен памятник Хлебникову работы известного московского скульптора Вячеслава Клыкова.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Ссылка на основную публикацию