Кратчайшее содержание рассказа «студент» для читательского дневника (а. п. чехов)

«Студент» – рассказ Антона Павловича Чехова, написанный и опубликованный в 1894 году.

Сам Чехов называл это произведение своим любимым и приводил в доказательство того, что его нельзя назвать писателем-пессимистом. И.А. Бунин, вспоминая Чехова, цитировал его слова:

— А какой я нытик? Какой я «хмурый человек», какая я «холодная кровь», как называют меня критики? Какой я «пессимист»? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ – «Студент».

Содержание

Студент духовной академии Иван Великопольский вечером возвращается с охоты. На календаре Страстная пятница, до Пасхи два дня.

Выйдя к костру, где сидят две женщины, студент рассказывает им, что такой же холодной, наверное, была ночь 19 столетий назад, когда апостол Петр отрекся от Христа. Одна из женщин плачет от проникновенного рассказа.

Иван вдруг остро чувствует связь времен – прошлого и настоящего, и ему становится радостно. Жизнь видится 22-летнему студенту прекрасной и исполненной смысла.

Полный текст и аудиоверсия

Полный текст рассказа «Студент» можно прочитать в «Викитеке».

В формате аудиокниги его можно бесплатно послушать на YouTube:

Вечер Страстной пятницы, раняя весна. Иван Великопольский, сын сельского дьячка и студент духовной академии, возвращается домой с охоты. Холодает, кругом мрачно и темно.

Студент ёжится от холода и думает, что точно так же дул ветер и при князе Рюрике, и при Петре Великом. Что при них царили такие же голод, бедность и безысходность. И так будет еще тысячу лет, грустно размышляет Иван.

Он выходит к костру, где только что закончили ужин две вдовы – старуха-мать Василиса и ее дочь Лукерья. Студент подходит к огню и здоровается.

Так же у костра грелся и апостол Петр в ночь, когда арестовали Иисуса Христа, говорит вдовам студент. Значит, и тогда было холодно, полагает он. Иван вслух размышляет, что, должно быть, творилось в душе Петра в ту страшную ночь, когда от трижды отрекся от своего учителя.

Василиса, слушая размышления будущего священника, начинает плакать. Студент прощается и уходит. Дует по-зимнему холодный ветер, и ему не верится, что уже послезавтра наступит Пасха. Иван думает о слезах Василисы: раз она плакала, значит случившееся тогда с Петром имеет отношение к ней и ко всем ныне живущим людям!

Он остро чувствует связь времен, и ему вдруг становится радостно: настоящее и прошлое связаны непрерывной цепью причин и следствий. Студент ощущает, что дотронулся до одного конца этой цепи и увидел, как дрогнул другой ее конец.

Иван осознает, что века проходят, а главными в мире остаются правда и красота. Студенту всего 22 года, впереди у него вся жизнь, и она кажется Ивану чудесной, восхитительной и полной высокого смысла.

Кратчайшее содержание рассказа «Студент» для читательского дневника (А. П. Чехов) Иллюстрация Ивана Симакова

Анализ и смысл произведения

«Студент» относится к позднему, зрелому творчеству Чехова. Этот короткий рассказ называют загадочным, рассуждают о его глубоком религиозно-философском смысле. Например, о том, что в этом произведении Чехов находит ответ на экзистенциальный вопрос об одиночестве и смысле человеческого существования.

«Студент» – рассказ отчасти уникальный. Антон Павлович Чехов был далек от библейских и мифологических сюжетов, отмечал литературовед А.П. Чудаков в книге «Поэтика Чехова». А в этом произведении причудливо соединяются обыденное и возвышенное, библейское: возвращение бедного студента с охоты и мысли о неразрывности времени, смысле жизни.

Элементы антуража в рассказе – костер, холод, ночь – по эмоциональной значимости играют роль не менее важную, чем слова, мысли и действия людей, указывал ученый.

Кроме того, в рассказе показана тесная связь природы с человеческой душой. У Чехова «человек “оприрожен”, природа — очеловечена», объяснял Чудаков.

Можно сказать, что для Чехова характерен именно «библейский» стиль, полагал Александр Чудаков: «Простота и естественность сочетания бытового и высокого, частного и всемирного – те черты общебиблейской поэтики, к которым тяготел Чехов».

При этом композиция рассказа «ближе всего к лирическому стихотворению с его повторением, варьированием тем и мотивов, игрой образов-символов», указывал литературовед.

Рассказ начинается с того, что главный герой ощущает связь времен через холодный ветер и мысль о вечных нищете и горе. Однако к концу рассказа с ним происходит перемена: он видит эту же связь в том, что жизнь удивительна и полна смысла. В этом и есть тот оптимизм, который, по мнению Чехова, мог перевесить пессимизм прочих его произведений.

Краткое содержание рассказа «Студент» (А.П. Чехов)

Кратчайшее содержание рассказа «Студент» для читательского дневника (А. П. Чехов)

Рассказ Антона Павловича Чехова “Студент” был опубликован в 1894 году. Это один из любимых рассказов автора, поэтому его обязательно стоит прочитать каждому. Основные события повествуют о бедном студенте, которого одолевают сомнения о правильности своего пути. Многомудрый Литрекон постарался передать сюжет в сокращении.

Краткий пересказ рассказа «Студент» (420 слов):В осеннем лесу было тихо и уютно, кричали дрозды. Вдруг раздался выстрел — это Иван Великопольский вёл охоту на птиц. Когда наступила ночь, стало очень холодно, поэтому его пальцы и лицо замёрзли.

Возвращаясь домой, молодой студент духовной академии шёл через луг по темноте. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил порядок вещей. Во всей деревне было мрачно и пустынно, только во вдовьих огородах возле реки светился огонь.

Он вспомнил, что когда уходил из дома, его босая мать чистила самовар, а отец-дъяк лежал на печи и кашлял. Так как была страстная пятница, в доме ничего не варили, и сейчас Иван был голодный.

Он размышлял о том, что во все времена — и при Рюрике, и при Иване Грозном, и при Петре Великом — ветер дул точно такой же, а люди жили в нищете и невежестве, под гнётом государственности. И казалось, будто это будет длиться ещё тысячу лет. Домой молодому человеку не хотелось.

Огороды назывались вдовьими, потому что находились под содержанием двух вдов — матери и дочери. На вспаханном участке горел яркий костёр. Василиса — высокая и полная старуха — смотрела на огонь. Её дочь Лукерья — низенькая и рябая, с глуповатым лицом — сидела на земле и мыла посуду после ужина.

Иван поздоровался и произнёс, что зима вернулась, а Василиса его не узнала. Она служила у господ, и говорила деликатно с улыбкой на лице. Дочь же её была побита мужем, поэтому лишь хмурилась. Студент поделился с ними своей мыслью о взаимосвязи эпох, и начался разговор о том, как апостол Пётр отрёкся от Христа, хотя обещал, что никогда этого не сделает.

Василиса заплакала, а Лукерья покраснела, словно сдерживала сильную боль.

Иван отправился дальше и подумал о том, что если Василиса так горько заплакала, а Лукерья смутилась, то эта история имеет к ним какое-то отношение.

Он снова размышлял о том, как всё взаимосвязано — то, что происходило девятнадцать веков назад, повлияло на настоящее, на жизнь вдов, на эту деревню и всех её жителей, на него самого. Старуха заплакала не потому, что студент умеет трогательно рассказывать, а потому что ей не безразлична судьба Петра.

Вдруг ему стало так радостно оттого, что прошлое связано с настоящим непрерывной цепью событий. Он словно видел перед собой два этих конца и дотронулся до них.

А ещё позже, когда он переправлялся на пароме через реку, поднимаясь на гору, глядел на родную деревню и любовался багровой зарёй, он думал о том, что правда и красота всегда были такими, как сегодня, и составляли человеческое счастье, здоровье, силу и вообще всё на земле. Ему было двадцать два года, он был молод и счастлив, и жизнь имела огромный смысл.

Елена Леонтьева

Краткие содержания
Антон Чехов

Поделиться

Краткое содержание Чехов Студент для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

  • Краткие содержания
  • Чехов
  • Студент

Рассказ повествует об одном эпизоде из жизни молодого дьяконовского сына Ивана Великопольского. Однажды, в тихий день ранней весны, юноша возвращался из духовной академии.

Всё вокруг было безжизненным, холодное дыхание ветра напоминало о недавней близости зимы. Невольно Иван задумался о том, что такой ветер дул во все времена, и всегда были холод, бедность, несчастья.

Жизнь виделась ему в тёмных красках, и возвращаться скорее домой совершенно не было желания.

Вокруг не было ни души, лишь возле вдовьих огородов горел свет. Название этих мест объяснялось тем, что на них работали две вдовы – мать Василиса с дочерью Лукерьей. Добротный костёр озарял пахотные земли, издалека доносились звуки рабочих. Женщины грелись у костра после ужина.

Иван Великопольский подошёл к огородам и начал беседовать с Василисой, опытной хозяйкой, ходившей ранее на службу к господам. Здесь у студента промелькнула мысль: а ведь именно так стоял у огня в библейские времена апостол Пётр… Иван поведал Василисе историю отречения святого Петра.

Когда происходила тайная вечеря, Пётр сказал Христу, что готов идти с ним до конца, даже если ради этого придётся пожертвовать жизнью. Иисус ответил ему, что ещё не пропоёт петух, как Пётр отречётся от Учителя.

Вскоре Иисуса предаёт Иуда, и Пётр испытывает страшные душевные терзания от осознания участи наставника. Начинается допрос, а Пётр неподалёку греется у костра. Вдруг, одна из женщин, что были там, узнала в Петре последователя Христа — но будущий апостол отрёкся.

Так повторялось дважды, и тотчас после трёх отречений прозвучало пение петуха. Вспомнил Пётр слова Господа, и отчаянно зарыдал.

После того, как история была рассказана, Василиса прослезилась. Лукерья тоже изменилась в лице: необычное, безучастное выражение сменилось на напряжённое. Иван попрощался с женщинами и продолжил путь домой.

Он продолжил свои раздумья – отчего же Василиса заплакала? Наверняка не от искусной подачи древних откровений… Может личность Петра была близка Василисе, и в её жизни произошло нечто подобное рассказанному? Пожалуй, она была искренне взволнована переживаниями апостола, так как человеческая природа неизменна, и книга 19-ти вековой давности актуальна и в современных реалиях.

Мир и покой поселился в сердце студента, и возрадовался он от осознания непрерывности бытия. Когда пришла пора переправляться через паром, он увидел зарю и почувствовал неподдельный восторг.

Читайте также:  2 сочинения: Как я встречаю Новый год? (для мальчика и для девочки)

Кратко рассказ Чехова Студент

В этом рассказе показан небольшой по времени и событийности, но огромный по значению урок для студента духовной семинарии – Ивана. Урок этот он получает по пути в непогоду, подойдя к двум бедным женщинам: старая Василиса и дочь ее Лукерья. Он рассказывает им, как Иисус предсказал, что один из его учеников отречется от него.

Василиса заплакала, а ее дочь смутилась… Реакция, которой Иван никак от них не ожидал, поражает его. Он не приписывает себе способность так уж хорошо рассказывать, но понимает теперь связь времен, цикличность.

Главное, что люди не теряют способность сочувствовать даже тем, кого они не знают, кого давно уже нет на свете, а, может быть, никогда и не было.

Сжатый пересказ «Студента» Чехова

Краткое содержание «Студент» Чехов:

Студент духовной академии рассказывает двум женщинам библейскую историю. Наблюдая за их реакцией, он постигает связь веков и поколений.

Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, держит путь домой. Темнеет, погода ухудшается, становится мрачно и пустынно.

Студент подходит к вдовьим огородам, где старуха Василиса вместе с дочерью Лукерьей развели костёр. Иван рассказывает женщинам евангельскую историю о том, как Иисус предсказал, что один из его учеников, Пётр, отречётся от него. Слушая историю, Василиса плачет, а Лукерья, неизвестно отчего, смущается.

Простившись с женщинами, Великопольский держит свой путь дальше. Он размышляет о реакции Василисы и её дочери на библейскую историю. Ему думается, что старуха растрогалась не потому, что он умеет хорошо рассказывать, а потому что, Пётр и его душевные переживания имеют какое-то отношение к ней самой.

Студент приходит к выводу, что все события прошлого связаны с настоящим, они имеют смысл для его современников. Юноша постигает связь времён.

Это интересно: Рассказ «Ванька», который Чехов написал в 1886 году, – трогательное произведение о мальчике-сироте, который с ранних лет познал горе и лишения, живя у чужих людей. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Ваньки» для читательского дневника и при подготовке к уроку литературы.

Краткое содержание Чехов Студент

Студент семинарии (будущий церковный батюшка или настоятель монастыря) идёт в непогоду домой. Много внимания уделяет он этому холодному ветру, дождю, грязи.

Молодой человек размышляет о том, что и сотни лет назад мог быть точно такой вечер, с такой промозглой погодой и ощущением одиночества. Его одолевают грустные мысли о том, что и через сотни лет будет такая же тоска и грязь.

Ему кажется, что самой природе жутко от её состояния. Надвигается зима, всем грустно.

Замерзший и усталый Иван не мог бы не подойти к костру, который развели две женщины в конце огородов. Они встречают его приветливо. Родственницы не очень похожи друг на друга: статная и бодрая Василиса степенна, улыбчива, привыкла к общению с господами, а Лукерья забита мужем, вечно испугана, напоминает глухонемую.

Грустные мысли напоминают студенту евангельскую историю о предателе Петре. Иван говорит, мол, вот в такой же промозглый вечер и Петр грелся у костра. Он напоминает женщинам историю того, как Христос был оставлен своим учеником. Женщины очень внимательно слушают. В финале его истории Василиса плачет, а Лукерья смущается.

Реакция крестьянок переворачивает мировоззрение юноши, дарит надежду, вдохновляет… Иван понимает, что всё в этом мире не зря. Не просто так жертвовали собой первые христиане, апостолы, не забыта жертва Иисуса.

И не просто это остаётся фактом в людской памяти, а страшное событие через такие долгие годы может вызывать эмоциональный отклик даже у простых людей. Пусть и в будущем будет иногда плохая погода – это не так уж страшно, если людские сердца сохраняют главное.

Сердца людей открыты, сопереживание делает его ещё мягче – более живым и настоящим.

Студент получает один из самых важных уроков (о сочувствии, о продолжении жизни) не в духовной семинарии, хотя там, наверняка, много об этом рассказывается, а в жизни – у простых людей.

Представ в начале рассказа грустным и пессимистичным, после разговора с женщинами Иван снова обретает радость, веру в жизнь, надежду на всё хорошее. Студент будто бы, действительно, сдал важный экзамен, получил важнейший урок.

Оцените произведение:

«Студент» (А. Чехов)

Цитата: «…Что такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше».

  • Проблематика: философская (связь времён, непреложность красоты и правды, вечное повторение).
  • Смысл названия: автор ничего не подсказывает названием.
  •  Литературное направление: реализм.
  • Литературный жанр: философский рассказ.

Жанровые особенности: в небольшом рассказе рассматриваются важные философские проблемы — проблемы жизни как таковой. К жанровым особенностям рассказа «Студент» можно отнести отсутствие значительного событийного ряда — в этом рассказе будто бы ничего не происходит.

Время и место действия: действие происходит в русской деревне, современной Чехову.

Действующие лица

  • Иван Великопольский — студент.
  • Василиса — пожилая крестьянка, вдова.
  • Лукерья — дочь Василисы.

Краткое содержание

Студент Иван Великопольский, сын диакона, едет домой. Вокруг темно и мрачно. Студент думает, что такая мрачная безысходность была здесь во все времена — и при Иване Грозном, и при Петре. Ему тяжко. Иван проходит мимо Василисы и Лукерьи, которые жгут костёр.

Как бы случайно он рассказывает женщинам о той ночи, когда происходила Тайная Вечеря, и апостол Пётр обещал Иисусу, что пойдёт с ним и в тюрьму, и на смерть, а Иисус ответил, что Пётр предаст его ещё до рассвета.

Василиса, услышав эту историю, плачет, а Лукерья смущается.

Иван идёт дальше. Он вдруг ощущает, что всё, что было прежде, напрямую связано с настоящим. Он осознаёт цельность мира и важность красоты и правды.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

О чём Иван Великопольский рассказывает Василисе и Лукерье?

Ответ. Он пересказывает библейскую историю о том, как апостол Пётр отрёкся от Христа.

Какова проблематика рассказа «Студент»?

Ответ. Философская.

Главный герой понял, что все события прошлого связаны с настоящим, что вся жизнь важна и осмысленна.

Поделиться ссылкой

Краткое содержание Чехов Студент для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

В этом рассказе показан небольшой по времени и событийности, но огромный по значению урок для студента духовной семинарии – Ивана. Урок этот он получает по пути в непогоду, подойдя к двум бедным женщинам: старая Василиса и дочь ее Лукерья. Он рассказывает им, как Иисус предсказал, что один из его учеников отречется от него.

Василиса заплакала, а ее дочь смутилась… Реакция, которой Иван никак от них не ожидал, поражает его. Он не приписывает себе способность так уж хорошо рассказывать, но понимает теперь связь времен, цикличность.

Главное, что люди не теряют способность сочувствовать даже тем, кого они не знают, кого давно уже нет на свете, а, может быть, никогда и не было.

Краткое содержание «Студента» Чехова. Основные события

В этой статье вы найдёте краткое содержание «Студента» Чехова. Это очень короткое, но в то же время прекрасно отточенное произведение — рассказ. В нём имеется глубинный смыл, понять который поможет, конечно же, его прочтение. Итак.

Краткое содержание «Студента» Чехова. Начало

Повествование ведется в канун великого праздника Пасхи. Начинается рассказ с описания погодных условий и унылого пейзажа. Погода была сначала тихая и спокойная, но ближе к ночи подул пронизывающий холодный ветер, лужи покрылись тонкой корочкой льда. Стало пахнуть зимой. Поскольку мы передаем лишь краткое содержание «Студента» Чехова, не будем задерживаться на описаниях природы.

  Главные герои повести Пиковая дама Пушкина (характеристика)

Главный герой

Студент духовной академии по имени Иван Великопольский, возвращался домой. От холода у него окоченели пальцы, а лицо просто горело. Он думал, что такой внезапный холод нарушает порядок в природе. Вокруг было тихо и пустынно. Он увидел огоньки только на вдовьих огородах, которые были названы так, потому что их содержали две вдовы – мать и дочь.

Иван вспомнил, как он уходил из дома. В тот день перед его уходом мать чистила в сенях самовар, а отец лежал на печи и кашлял. Была Страстная пятница, поэтому в доме поесть ничего не приготовили. Было холодно и очень хотелось есть. Студент подумал, что такие холода были всегда: и при Рюрике, и при Петре, и при Иване Грозном.

Точно такая же бедность, невежество и тоска были и тогда. Он не хотел идти домой.

Чехов. «Студент». Краткое содержание. Дорога домой

Вот он дошёл до огородов, и увидел костер. Вдова по имени Василиса стояла и задумчиво смотрела на огонь. Лукерья же, её дочь, мыла ложки и котёл. Было понятно, что они только что поужинали. Студент подошёл к ним и поздоровался.

Он стал греться у костра, и сказал, что когда-то очень давно апостол Пётр точно так же грелся у костра. Иван рассказал женщинам библейскую историю об Иисусе и Иуде.

Во время тайной встречи Пётр говорил Иисусу, что будет с ним всегда и везде, но Иисус ответил ему, что тот отречется от него еще до того, как третий раз прокукарекает петух следующим утром. Но Пётр не поверил этому.

Читайте также:  Анализ стихотворения Федора Тютчева «Умом Россию не понять…»

И когда Иисуса, связанного, вели к первосвященнику и били, Пётр шел за ним. Иисуса стали допрашивать, Пётр остановился неподалеку погреться у костра. Когда у него спросили, знает ли он Иисуса, он ответил, что нет.

Другой человек высказал предположение, что Пётр является учеником Иисуса, но тот опроверг это. И тогда его спросили в третий раз, и он снова сказал, что нет. Сразу после этого прокукарекал петух.

Пётр вспомнил предсказание Иисуса и заплакал.

Несмотря на то что мы передаем лишь краткое содержание, Чехова «Студент» — действительно очень небольшой рассказ, и объем его ненамного больше этой статьи. Но язык, которым он написан, сила воздействия стоят того, чтобы прочитать это в подлиннике. Однако вернемся к нашему изложению.

Раздумья

Василиса заплакала, дослушав притчу до конца. Студент задумался. Лукерья напряглась, а выражение её лица стало тяжёлым. Приближалась Пасха. Иван продолжил путь. Он стал думать о том, почему так изменилось поведение двух вдов после того, как они послушали притчу.

Наверное, рассказанное имеет к ним какое-то отношение, что Пётр им близок, думал он, а значит, прошлое неразрывно связано с будущим.

И те правда и красота, которые царили в библейском саду, через непрерывную цепь событий передались в нынешнюю жизнь и составили её главное предназначение. И внезапно его охватила радость. Когда он отправился через реку на пароме, он смотрел на свою деревню.

Ощущение счастья захватило его и закружило в своём водовороте. Ему было 22 года, и ожидание таинственного счастья овладело им, а жизнь казалась ему чудесной и восхитительной.

Таково краткое содержание «Студента» Чехова, но для лучшего понимания этого произведения, конечно, желательно прочесть его в полном объёме.

Краткое содержание Чехов Студент

Студент семинарии (будущий церковный батюшка или настоятель монастыря) идёт в непогоду домой. Много внимания уделяет он этому холодному ветру, дождю, грязи.

Молодой человек размышляет о том, что и сотни лет назад мог быть точно такой вечер, с такой промозглой погодой и ощущением одиночества. Его одолевают грустные мысли о том, что и через сотни лет будет такая же тоска и грязь.

Ему кажется, что самой природе жутко от её состояния. Надвигается зима, всем грустно.

Замерзший и усталый Иван не мог бы не подойти к костру, который развели две женщины в конце огородов. Они встречают его приветливо. Родственницы не очень похожи друг на друга: статная и бодрая Василиса степенна, улыбчива, привыкла к общению с господами, а Лукерья забита мужем, вечно испугана, напоминает глухонемую.

Грустные мысли напоминают студенту евангельскую историю о предателе Петре. Иван говорит, мол, вот в такой же промозглый вечер и Петр грелся у костра. Он напоминает женщинам историю того, как Христос был оставлен своим учеником. Женщины очень внимательно слушают. В финале его истории Василиса плачет, а Лукерья смущается.

Реакция крестьянок переворачивает мировоззрение юноши, дарит надежду, вдохновляет… Иван понимает, что всё в этом мире не зря. Не просто так жертвовали собой первые христиане, апостолы, не забыта жертва Иисуса.

И не просто это остаётся фактом в людской памяти, а страшное событие через такие долгие годы может вызывать эмоциональный отклик даже у простых людей. Пусть и в будущем будет иногда плохая погода – это не так уж страшно, если людские сердца сохраняют главное.

Сердца людей открыты, сопереживание делает его ещё мягче – более живым и настоящим.

Студент получает один из самых важных уроков (о сочувствии, о продолжении жизни) не в духовной семинарии, хотя там, наверняка, много об этом рассказывается, а в жизни – у простых людей.

Представ в начале рассказа грустным и пессимистичным, после разговора с женщинами Иван снова обретает радость, веру в жизнь, надежду на всё хорошее. Студент будто бы, действительно, сдал важный экзамен, получил важнейший урок.

Оцените произведение:

Анализ рассказа «Студент» (А. П. Чехов)

Известно, что А. П. Чехов жаловался на отсутствие детства в своей жизни. С юных лет ему приходилось работать в лавке отца, а также петь в церковном хоре. Последний факт биографии нашел отражение в нескольких текстах писателя, в том числе в рассказе «Студент».

Первая публикация этого сочинения состоялась в 1894 году в газете «Русские ведомости». Предположительно рассказ написан в Ялте, во время работы над книгой «Остров Сахалин». В первой редакции произведение имело заголовок «Вечером», а также автор внёс некоторые уточнения в текст: о слезах Василисы, о правде и красоте на земле.

«Студент», анализ рассказа Чехова

Главный герой данного произведения — 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым.

Он не хочет возвращаться домой, а вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное. Иван думает, что и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре было все то же самое: бедность и безысходность.

В голове и душе его только темнота и горечь, ведь «…все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

К концу произведения мысли и настроения Ивана Великопольского меняются на прямо противоположные. Что же так повлияло на молоденького студента? Может, так на него подействовала встреча с двумя вдовами? Или рассказ из Евангелия? А, возможно, слезы Василисы и смущение Лукерьи?

Встреча с вдовами Василисой и ее дочерью Лукерьей является центральным эпизодом всего рассказа.

Иван подходит к женщинам поздороваться и немного погреться у костра, и в этот момент ему вспоминается эпизод из Евангелия о том, как апостол Петр трижды отрекся от Иисуса.

Он повествует об этом двум женщинам, и этот рассказ вызывает у них слезы и боль. И, наверное, именно эти эмоции переворачивают все в душе у студента.

Он продолжает свой путь и размышляет. Размышляет о том, что Василиса плакала, а Лукерья выглядела смущенной и напряженной потому, что им было жаль Петра, потому что они прониклись его судьбой, и, возможно, она очень близка им и каким-то образом к ним относится.

Событие, произошедшее девятнадцать веков назад, не забыто, и, более того, непрерывно связано с настоящим. Иван осознает, что одно вытекает из другого, настоящее — это продолжение прошлого. И мысли эти наполняют его радостью, заставляют по-новому взглянуть на все окружающее.

Миром управляет правда и красота, а сам он молод и полон сил, а, значит, впереди ждет неведомое счастье.

Возможно, осознание, что он не одинок, что все же не просто песчинка в этом огромном мире, наполняет Ивана Великопольского ощущением счастья. На него снисходит понимание «высокого смысла» бытия. Человек обретает внутреннюю гармонию и гармонию между собой и внешним миром. А гармония приносит умиротворение.

Настроение главного героя А.П. Чехов передает с помощью описания окружающей природы. Читатель видит пейзаж через призму чувств Ивана, и нетрудно заметить, насколько различны эти картины в начале и в конце рассказа. Сперва все мрачное и унылое, темнота пугает.

Все окружение: лес, луг, деревня, — буквально утопает во мгле. И именно такое настроение владеет студентом: пессимистичное и безысходное. Зато после окружение преображается — освещается зарождающимся светом нового дня.

Утренняя заря символизирует обновление души Ивана Великопольского.

Рассказ «Студент» сильно отличается от других произведений писателя. Здесь герой обретает гармонию, покой, понимает, что жизнь имеет огромный и великий смысл; сюжет имеет позитивную динамику.

Недаром в свое время критики говорили, что этот рассказ является новым поворотом в творчестве Чехова, а сам писатель утверждал, что это его любимое произведение. Скорее всего, на «Студенте» сказалось влияние отца А.П.

Чехова — человека набожного, заставлявшего своих детей ночью петь в церковном хоре.

«Студент» — это художественное произведение, по направлению больше относящееся к реализму. В этом рассказе автор описывает изменение жизненной позиции человека и призывает каждого последовать примеру главного героя — студента, сына дьячка Ивана Великопольского, даже фамилия которого намекает на обретение им нового духовного статуса…

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
  • «Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «О любви», анализ рассказа Чехова
  • «Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова
  • «Хамелеон», анализ рассказа Чехова
  • «Злоумышленник», анализ рассказа Чехова
  • «Вишневый сад», анализ пьесы Чехова
  • «Каштанка», анализ рассказа Чехова
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
  • «Хирургия», анализ рассказа Чехова
  • «Палата №6», анализ повести Чехова
  • «Ванька», анализ рассказа Чехова

По писателю: Чехов Антон Павлович

Жанр, направление

Бесспорно, «Студент» является рассказом, но это непростое произведение связано и с другими жанрами. Текст близок к жанрам притчи и проповеди. Об этом говорят не только библейские отсылки, но и само повествование: так как Иван Великопольский через обращение к Священному писанию и общение с двумя вдовами обретает надежду и просветление.

«Студент» — не единственное произведение в творчестве Чехова, посвященное духовному поиску. Религиозная тематика присутствует в таких рассказах, как Святой ночью», «Святые горы» и «Архиерий». В русской литературе это направление развивали Л.Н. Толстой («Отец Сергий»), Л. Андреев («Баргамот и Гараська», «Ангел»), И. Бунин («Чистый понедельник»).

Жанр, композиция и конфликт

Произведение Чехова «Студент» создано в направлении реализма. По жанровой принадлежности оно тесно переплетается с притчей и проповедью. Об этом свидетельствуют отсылки к Библии и сам сюжет.

Читателям демонстрируется поучительная история с ярко обозначенной моралью. Это является прямым признаком притчи. Кроме того, посредством пересказа сюжета из Библии Чехов учит помнить о духовной стороне жизни, а не только заботиться о материальных благах.

Структура произведения — рассказ в рассказе. В нем нет глав, оно полностью соответствует указанному жанру. Иван рассказывает слушателям притчу из Библии, образуя нечто новое в уже имеющемся художественном пространстве. В этой работе автора представлены две линии сюжета: знакомство студента со вдовами и библейская история об отречении апостола Петра.

Читайте также:  Константин симонов - стихи о любви: читать стихотворения симонова про любовь - любовная лирика

В произведении представлена зеркальная композиционная структура: в начале и конце рассказа события совпадают. Кроме того, в тексте отсутствуют детализация и напряженный сюжет. Главная роль отводится не герою, а духовному прозрению. Композиция представлена следующим образом:

  1. Экспозиция — начинается с описания пейзажа, определяющего характер Ивана. В начале повествования была прекрасная погода, однако затем картина изменилась — подул холодный ветер. Главный герой, студент академии духовенства, вернулся с охоты в плохом настроении.
  2. Затем происходит завязка сюжета. Мужчина знакомится со вдовами Василисой и Лукерьей. Остановившись возле женщин, Иван вспоминает евангельскую историю, случившуюся в такую же ночь. Затем герой повествует собеседницам об отречении апостола Петра.
  3. Далее происходит развязка сюжета. Иван идет по своему пути и понимает, что рассказанная история, случившаяся много веков назад, имеет к его жизни прямое отношение.
  4. Кульминация. В этой части сюжетные линии сплетаются воедино. К герою приходит озарение, он отправляется домой с полным переосмыслением своей жизни.

Композиция

Композиция «Студента» линейная, повествование движется плавно от экспозиции к развязке. Основная динамика текста – путь молодого человека домой. Это движение весьма символично, оно наполнено не только физической работой, но и духовной.

Начинается рассказ описанием природы. Радостное весеннее настроение сменяется тоской и тревогой, вызванной холодным ветром. Студент Иван Великопольский, возвращаясь домой, замечает костёр. Здесь происходит завязка действия.

Кульминацией становится момент душевного просветления главного героя, когда заплакала Василиса.

Этот эпизод абсолютно меняет состояние и настроение действующего лица, после чего Иван уже с совершенно другими мыслями отправляется домой.

Суть

Холодным вечером страстной пятницы Иван Великопольский возвращается домой после охоты на вальдшнепов. Он полон печальных размышлений и не видит никакой перспективы в своей жизни. Когда студент подходит к вдовьим огородам, он замечает костёр и самих хозяек – Василису и её дочь Лукерью.

Иван рассказывает женщинам историю о Петре, известную всем из Библии. Это повествование находит отклик в душах слушательниц. Продолжая свой путь, студент размышляет над их реакцией. Главный герой понимает, что все события в истории взаимосвязаны. Этот вывод воодушевляет Ивана, наполняет его жизнь смыслом.

Сочинение по произведению Студент

Рассказ А. П. Чехова «Студент» — это очень краткое и лаконичное произведение. Однако в эти несколько страниц вложено много смысла. Казалось бы, автор описывает обычный вечер обычного студента духовной академии, а точнее его возвращение домой. Но как раз это возвращение и кажется символичным. Оно означает избавление от страха жизни и обращение к духовности.

В начале рассказа сама природа передаёт внутреннее состояние Ивана: холодно, морозной, неуютно, глухо и нелюдимо. Что-то гложет молодого человека изнутри, он представляет себе, что это же состояние переживали люди в разные времена, оно было, есть и будет. И от этих мыслей тоска наказывается на главного героя, он как бы теряет смысл жизни.

По дороге домой Иван встречает двух женщин, которые живут по-соседству. И вот именно в этот момент он видит огонь, который горит с жаром и треском, освещая собой пространство.

Этот огонь тоже является символом- символом прозрения. И студент вспоминает, что в такую же погоду много лет назад грелся у костра апостол Петр.

Иван начинает рассказывать женщинам подробности той самой ночи, когда, согласно Библии, Петр отрекся от Иисуса.

Неожиданно для главного героя. Эта история находит отклик в сердце слушательниц. Одна из них, Василиса, даже расплакалась. Слезы женщины наполнили историю какой-то живостью, она стала шире, чем просто повествование. Она обрела эмоции. И тут Иван понимает, что он не одинок.

Все, что творится у него в душе, понятно не только ему. Главный герой осознает, что прошлое и настоящее неразрывно связаны между собой. И это открытие даёт душевный покой и наполняет существование особым смыслом.

Уже совсем по другому смотрит он на мир, не такой лютой кажется ему непогода и он понимает, что впереди прекрасное будущее.

Главная мысль этого произведения: в каких бы условиях не находился человек в тот или иной отрезок жизни, кто бы его не окружал, какие бы испытания не преподносила судьба, он может найти счастье. Это счастье в душе и в вере. Вере в Бога, в счастье, в себя.Каждый выбирает свою веру сам.

Главные герои и их характеристика

Главный герой произведения – Иван Великопольский, студент духовной академии. Юноша происходит из духовного сословия – сын дьячка, — что говорит о бедности его семьи. Надеяться на перемены к лучшему ему не приходится, потому он впадает в отчаяние.

До беседы с вдовами трудно сказать, что Иван счастлив посвятить себя праведной жизни и служению Богу. Великий пост, который особенно строг на страстной неделе, для бедного студента — лишь оправдание голода, связанного с материальным положением семьи.

Библия становится для молодого человека текстом, который он должен хорошо знать и уметь интерпретировать.

Слушательницы героя, Лукерья и Василиса, — простые малообразованные женщины. Казалось бы, что они понимают в непростом тексте Евангелия? Но именно их эмоциональная реакция на библейскую историю заставляет Ивана по-другому взглянуть на мир.

Краткое содержание

Студент духовной семинарии Иван Великопольский в один из вечеров идет домой после охоты. Молодой человек раздумывает о своей бесполезной жизни, которая не поменялась к лучшему еще со времен Рюрика.

По дороге он повстречал двух вдов: Василису с дочкой Лукерьей. Женщины пытались согреться возле костра. Студент начал с ними общаться и поведал библейскую притчу об апостоле Петре, который отказался от Христа. Рассказ глубоко затронул души женщин: Василиса расплакалась, а Лукерья засмущалась.

Попрощавшись с женщинами, студент начал раздумывать о реакции Василисы. Герой осознал, что она расчувствовалась не из-за того, что Иван хорошо рассказывал. Вдова действительно переживала за Петра, как будто это имело непосредственное отношение к ней.

Он понял, что прошлые истории напрямую сплетаются с событиями будущего. Это так воодушевило студента, что он заново обретает веру и находит смысл жизни.

Темы

  1. Историческая память. Связь времён — одна из ключевых тем рассказа. Неизбывность повествования является свойством библейских текстов. Не лишен такой характеристики и «Студент». Ощущение исторической памяти позволяет главному герою чувствовать единение с Христом.

    Иван как бы становится сопричастным к событиям страстной недели.

  2. Религия. Иван Великопольский родился и вырос в религиозной семье. Он прекрасно знает Священное писание и хорошо знаком со всеми православными обрядами.

    Другой вопрос, как такая религиозность влияет на молодого человека? Ведь он в страстную пятницу не молится в храме, а отправляется на охоту.

  3. Вера. Благодаря слезам Василисы, история о Петре для студента становится чем-то большим, чем просто красивое повествование.

    Она становится такой же реальностью, как беседа с женщинами у костра. «Сладкое ожидание счастья» свидетельствует об обретении истиной веры, которая для Ивана гораздо важнее религиозности.

Проблемы

В тексте раскрывается несколько взаимосвязанных проблем. Например, проблема бедности. Она представлена в двух ипостасях. Во-первых, бедность материальная. Семья Великопольских и рада бы провести Великую пятницу в церкви, но нужда препятствует этому.

Отец болен, мать должна одна вести хозяйство, очевидно, охота для Ивана тоже больше, чем развлечение. Во-вторых, малодушие. Оно направляет читателя к другой проблеме – отчаяния. Иван теряет надежду на лучшее, не желает вернуться домой.

Если такая разруха существует со времён Рюрика, то, что может изменить жизнь теперь?

Евангельский Пётр тоже начинает казаться трусом, но всё же студент не желает в это верить. Слово «очнулся» указывает на заблуждение, наваждение, которое предшествовало изложенным событиям. Таким образом, проблематика рассказа богата неоднозначными и острыми вопросами о смысле и ценности бытия.

  Характеристика главных героев и содержание поэмы «Мцыри»

Главная мысль

Рассказ учит верить и надеяться на спасение. Идея Чехова заключалась в том, чтобы читатель обрёл просветление через его текст так же, как Иван Великопольский через библейскую историю о Петре.

Смысл произведения – человек всегда может найти счастье, даже если находится на пороге бедности, а вокруг царят болезни, холод и невежество.

Автор обрывает повествование о Петре на трагичной ноте, тем самым заставляя читателя вспомнить радостный финал этого библейского эпизода.

Ещё недавно герой не верил, что скоро Пасха, а теперь жизнь кажется ему «восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Александра Барбашова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Описание персонажей

В произведении описываются три главных героя.

Их краткая характеристика выглядит следующим образом:

  1. Иван Великопольский. Двадцатидвухлетний студент семинарии. Юноша из духовного сословия, потому нетрудно догадаться о его бедности. Герой не считает, что когда-то у него в жизни произойдут изменения, потому впадает в печаль. Прохладный ветер отображает бесприютность и дискомфорт существования студента, который обречен на бедность. Юноша был в плохом расположении духа, пока не повстречался с вдовами. Иван оправдывался, что соблюдает пост, но в действительности у него просто не было денег, чтобы купить себе еду. А Библия для него является обычным текстом, который необходимо выучить от корки до корки. Однако после общения с женщинами Иван понял свою полезность в мире и постиг тайну призвания, для которой он живет.
  2. Василиса — вдова, которая содержит собственные огороды. Имеет высокий рост, полнотелая женщина, одета в мужской полушубок. В свое время служила в дворянской семье сперва в мамках, затем в няньках, потому общается деликатно, на лице постоянно находится степенная и мягкая усмешка.
  3. Лукерья — дочка Василисы. Невысокая, рябая сельская баба с глуповатым выражением лица, которое часто напоминает образ глухонемой. Забитая супругом вдова, обычная необразованная девушка.
Ссылка на основную публикацию