Кратчайшее содержание пьесы «дядя ваня» для читательского дневника (а.п. чехов)

Чехов “Дядя Ваня” краткое содержание:

Действие первое

История разворачивается в имении Серебрякова. Он профессор в отставке. Доктор Астров разговаривает с Мариной, он жалуется на свою работу. Дядя Ваня, он же Войницкий, является братом жены Серебрякова. Он говорит о том, что с приездом в имение Серебрякова со своей второй супругой Еленой Андреевной в доме всё встало с ног на голову.

Главный герой не одобряет профессора из-за его жалоб, критического отношения к окружающим. Астров уделяет большое внимание вырубке лесов. Он сам занимается спасением крестьянского леса, а также высаживает молодняк. Доктор нравится Соне – дочке Серебрякова от первого брака. Она живёт вместе с Войницким в имении, занимается хозяйством.

Дядя Ваня открывается в чувствах к Елене Андреевне, но она только отмахивается.

Действие второе

Профессор всё время жалуется на своё здоровье. Все вынуждены за ним ухаживать. Дядя Ваня раньше души не чаял в Серебрякове, но теперь разочаровался в нём. Главный герой и Соня всю свою жизнь работали на Серебрякова, отсылали ему последние деньги, экономили на себе.

Теперь главный герой чувствует себя обманутым, его жизнь стала бессмысленной. Астров считает, что Елена Андреевна очень красивая, при этом она ведёт праздный образ жизни. Именно внешний вид женщины привлекает доктора.

Соня пытается не обижаться на мачеху и открывает ей свои чувства к Астрову.

Действие третье

Соня считает, что именно из-за Елены Андреевны все стали в усадьбе лениться. Войницкий всё время за нею ходит. Доктор не занимается своим лесом и медициной. В беседе с мачехой она уверяет, что Астров не обращает внимание на её чувства. Елена Андреевна предлагает свою помощь. Она хочет поговорить с Астровым.

Доктор демонстрирует ей карту растительного и животного мира. Он сердится на то, что уничтожаются леса. Елена Андреевна его не слушает, так как она хочет узнать о его чувствах к молодой девушке. Доктор говорит женщине, что она должна понимать, что он ездит в имение совсем не для того чтобы увидеть Соню.

Доктор обнимает её и зовёт её на свидание. Эту сцену застает Дядя Ваня. Елена Андреевна изъявляет желание уехать из усадьбы. Профессор объявляет всем о своём желании продать имение, а на вырученные деньги купить ценные бумаги. Такое вложение даст им возможность переехать в город.

Но при этом он не подумал о том, что будет с Соней и Войницким. Хотя имение принадлежит девушке, потому что досталось в наследство от матери. Дядя Ваня обвиняет профессора в том, что он загубил его жизнь. Он говорит, что он 47-летний мужчина, но при этом он совсем не жил.

Дядя Ваня только и делал, что работал на неблагодарного человека. Главный герой во время конфликта стреляет в Серебрякова, но допускает промах.

Действие четвёртое

Профессор и Войницкий разговаривают о безнадежности своих судеб. Серебряков с супругой едут в Харьков. Все осталось по-прежнему. Соня и дядя Ваня просматривают счета. Девушка говорит о мечтах, о лучшей жизни:

Кратчайшее содержание пьесы «Дядя Ваня» для читательского дневника (А.П. Чехов) Кратчайшее содержание пьесы «Дядя Ваня» для читательского дневника (А.П. Чехов)

Пьеса Чехова "Дядя Ваня": краткое содержание, главные герои :: SYL.ru

Творческая история написания «Дяди Вани» началась с другой пьесы Чехова – «Леший», рассказывавшей о жизни интеллигентов в провинциальном имении и их конфликте вокруг продажи леса. Однако Чехов оказался не удовлетворен итоговым результатом, а потому решил, взяв за основу «Лешего», создать принципиально другую пьесу.

Несмотря на серьезные различия, в «Дяде Ване» прослеживаются некоторые детали из «Лешего». Имение в глухой провинции, отставной профессор с финансовыми затруднениями, его противостояние по этому вопросу с одним из центральных персонажей, деятельность Астрова по спасению лесов. Всё это, пусть и не явно, но выявляет определённую связь между двумя пьесами.

Личность дяди Вани

В пьесе Чехова один из центральных персонажей — Иван Петрович. В самом начале читателю показывается, что ранее этот мужчина обладал впечатлительностью, возвышенностью, верой в идеалы. Но постепенно, все больше занимаясь обыденными делами, он черствеет и осознает, что все идеалы — пусты.

В пьесе показано, нарастание внутреннего конфликта героя, который заканчивается его попыткой самоубийства. Войницкий — это разочаровавшийся в жизни человек, но еще не до конца утративший веру в лучшее. В его сердце еще есть справедливость и любовь к ближним, в отличие от его шурина.

Направление и жанр

«Дядя Ваня» является произведением реалистического направления в литературе. В своей пьесе Чехов стремится достоверно отобразить живую действительность. Его персонажи максимально проработаны, диалоги натуралистичны, а многочисленные детали создают нужную автору атмосферу. Мы можем поверить, что описанная Чеховым ситуация могла произойти в реальной жизни.

Однако модернизм оставил свой отпечаток на драматургии Чехова. Для своего века он был новатором, его не понимали.

Многие зрители видели лишь буквальный сюжет и оставались разочарованными: где конфликт? Где интрига? Но вместо этого автор, ставший одним из родоначальников театра абсурда (модернистского направления в театре), предложил публике глубинный психологический и социальный конфликт, который герои переживали внутри себя.

О нем говорили лишь случайные реплики и жесты, звуки и движения. Лишь спустя столетие драмы Чехова стали более понятными зрителю, ведь весть о появлении модернизма и переосмысления традиционного театра дошла до большинства образованных людей.

Как и в случае с другими пьесами Чехова, достоверно определить жанр «Дяди Вани» представляется довольно трудной задачей. Сам писатель дал своей пьесе такое определение: «Не драма, не комедия — просто сцены…».

На сегодняшний день принято считать «Дядю Ваню» трагикомедией.

Произведение наполнено большим количеством комичных сцен и диалогов, но они служат лишь прикрытием для довольно трагичного сюжета о непростой человеческой судьбе и разочаровании в жизни.

Композиция и конфликт

Композиция пьесы классическая. Она поделена на четыре действия.

  1. Первое действие – экспозиция, призванная познакомить нас с персонажами и раскрыть предысторию.
  2. Второе действие – завязка, обозначающая зарождение конфликта.
  3. Третье действие – кульминация, когда конфликт достигает своего пика в самой яркой сцене пьесы.
  4. Четвёртое действие – финал, в котором конфликт разрешается, а все сюжетные линии приходят к логическому завершению.

Особенность конфликтов, создаваемых Чеховым, заключается в том, что все они не явные. На протяжении пьесы ситуация в имении не меняется каким-либо коренным образом.

Всё идёт, как обычно, но в воздухе постепенно накапливается напряжение, порождённое долго накапливаемыми противоречиями между персонажами.

Как результат, кульминация в третьем действии, взрыв кажется чем-то неожиданным, но вполне закономерным.

Так же особенность конфликтов, создаваемых Чеховым, заключается их моральной серости. Довольно трудно понять, какая сторона конфликта является добром, а какая — злом. Пьеса даёт огромный простор для фантазии и рассуждений. Как правило каждый читатель приходит к своему выводу, непохожему на выводы окружающих.

Суть: о чём?

Профессор Серебряков вынужден из-за финансовых трудностей переехать в имение своей почившей первой жены, где заведуют его шурин – Иван Войницкий и помогающая ему дочь Серебрякова от первого брака — Софья.

Войницкий переживает мировоззренческий кризис, разочаровавшись в своей жизни и профессоре Серебрякове, которого он ранее боготворил и всячески поддерживал деньгами во вред себе и имению. Теперь же Иван считает Серебрякова ничтожеством и мошенником.

На фоне этого разворачивается и любовный треугольник между женой профессора – Еленой, доктором Астровым и Софьей, который, однако, ни к чему не приводит, а только лишь ещё больше раздражает Ивана, который явно неравнодушен к Елене.

Внезапно Серебряков собирает семейный совет, на котором предлагает продать имение Войницких, а на полученные деньги купить более доходный земельный участок. Иван приходит в ярость и отказывается продавать имение сестры. Между ним и профессором начинается словесная перепалка, которая заканчивается тем, что Войницкий дважды стреляет из ружья в профессора, но промахивается.

Пьеса заканчивается примирением Войницкого и Серебрякова, который с женой уезжает в Харьков. Иван и Софья остаются в имении, пообещав и дальше снабжать профессора деньгами.

Главные персонажи

Характеристика главных героев построена в виде иерархии. Существуют лентяи, находящиеся на содержании, и обычные работяги, несчастные в кабальном труде:

  1. Иван Войницкий — пожилой мужчина, добрый, безропотный и слабохарактерный. В течение всей жизни он лишь отдавал. Отказался от наследства, чтобы семья купила поместье для сестры. Когда она вышла замуж, он заведовал ее поместьем, выжимая все, чтобы финансово помочь Серебрякову. Вначале произведения Войницкий описан полностью разочарованным в жизни, думая, что попросту потратил годы на поддержку Серебрякова, считая его бездарным человеком. При этом психологическое состояние Ивана только ухудшается, это приводит вначале к попытке застрелить профессора, а после к краже морфия у доктора, чтобы покончить с собой. В конце произведения Иван смиряется с судьбой и дальше влачит незавидное существование.
  2. Доктор Астров — образованный и активный человек, который занимается высадкой новых лесов. При этом постоянно жалуется на усталость. Недоволен своей жизнью, не может испытывать глубокие чувства, поэтому холоден к Софии.
  3. София Серебрякова — дочка профессора. Работящая, скромная и добродушная. Любит доктора Астрова, при этом он ей не отвечает взаимностью. Это последняя отрада для Войницкого, которая поддерживает в нем жизнь. В конце произведения остается с Иваном в поместье. София непривлекательная женщина, проживает в глуши, трудится не покладая рук, полученные деньги отправляет профессору. Но все-таки пытается верить в жизнь, хоть и за счет спиртного.
  4. Профессор Серебряков. Самодовольный человек, однако пытается оправдать это почтенным возрастом. Постоянно ноет, не ставит в грош заслуги родных, принимая их помощь как должное.
  5. Елена Серебрякова является супругой профессора. Привлекательная, однако скучная и пустая молодая девушка. Вышла замуж за Серебрякова из-за его авторитета, но быстро поняла, что это было ошибкой. Несчастна в браке с бесчувственным профессором. Ощущая напряжение в поместье, она сильно переживает, однако ничего не может сделать.
Читайте также:  Хочешь изменить мир – начни с себя

Главные герои и их характеристика

Система образов в пьесе «Дядя Ваня» выстроена в виде строгой иерархии. Есть трутни и лентяи, которых содержат ничем не примечательные труженики, глубоко несчастные в своем кабальном труде. Многомудрый Литрекон объединил их в одну таблицу.

герои пьесы «дядя ваня» характеристика
иван войницкий (дядя ваня) уже не молодой мужчина — добрый, покорный и слабовольный неудачник. на протяжении всей своей жизни только отдавал и был дойной коровой для всего семейства. отказался от своей части наследства, чтобы семья смогла купить имение для сестры. когда сестра вышла замуж, он управлял её имением, выжимая из него последние соки, чтобы обеспечить профессора деньгами. на момент начала пьесы иван предстаёт перед нами полностью разочаровавшимся в своей жизни человеком, он считает, что зря потратил свои лучшие годы на содержание профессора, которого считает бездарностью. по ходу пьесы эмоциональное состояние войницкого ухудшается, что приводит сначала к попытке убийства серебрякова, а потом к краже морфия у астрова с целью покончить жизнь самоубийством. в конце пьесы войницкий, по всей видимости, смиряется со своей судьбой и продолжает влачить своё незавидное существование.
софья серебрякова дочь профессора от первого брака. добра, скромна и трудолюбива. испытывает чувства к доктору астрову, который не отвечает её взаимностью. является последней отрадой дяди вани, поддерживающей в нём жизнь. в конце пьесы остаётся вместе с войницким в имении и произносит монолог о тяжёлой жизни, после которой их ждёт покой и рай. она некрасива, живет в глуши, работает за двоих и все деньги отдает отцу. но все же она старается сохранить веру в жизнь, хоть и с помощью алкоголя.
михаил львович астров врач и владелец имения. деятельный, умный и энергичный человек, занимающийся посадкой новых лесов. в то же время жалуется на усталость и притупление чувств. местность, где не с кем поговорить, действует на него удручающе. разочарован в жизни, не способен на глубокие чувства, чем и объясняет свою холодность к софье.
елена андреевна серебрякова жена профессора. красивая, но пустая и скучная женщина 27 лет. полюбила серебрякова из-за его авторитета и научной деятельности, однако вскоре поняла, что любовь эта была ошибкой. страдает в браке с капризным и холодным профессором, который годится ей в отцы. чувствуя напряжение в имении, елена очень тревожится, но не может ничего с этим поделать
профессор серебряков пожилой профессор. по словам дяди вани, мошенник и лжеучёный, однако прямых подтверждений этому нет. капризен и самодоволен, но оправдывает это своим почтенным возрастом. он часто ноет, жалуется и привлекает внимание. эгоист. оказался способным разработать план по спасению финансового положения своей семьи, но не ставит в грош заслуги родственников. принимает их жертвы как должное, а сам живет на широкую ногу.

Смысл произведения Дядя Ваня — Антон Чехов

Смысл названия книги Дядя Ваня

Трагизм пьесы заключён в двух простых словах пьесы, в драме маленького человека «дяди Вани». При всем благородстве души и высоких идеях Иван Петрович остаётся для своих близких и родственников незначительным и мелким.

Разве что племянница разглядела красоту богатого внутреннего мира смиренного и тихого дяди Вани. Внутренний конфликт между собой настоящим и собой нереализованным толкает Войницкого на отчаянный шаг – убийство, после – попытка самоубийства.

И в конечном итоге – продолжение той же безысходной для себя формы существования.

Ищите нас здесь

Сюжет

События разворачиваются в деревне, где в родовом поместье живёт профессор Серебряков с молодой женой Еленой Андреевной и дочерью Соней от первого брака. Иван Петрович Войницкий, брат покойной жены Серебрякова, живёт здесь же.

Он не создал семью, не реализовал себя в карьере, потому как в буквальном смысле посвятил свою жизнь, материальному обеспечению семьи сестры для раскрытия талантов зятя-ученого. Но с течением времени Иван Петрович понимает, что идеалы его – фикция, а Серебряков – посредственность, привыкшая жить за чужой счёт.

Прозрение делается ярче от безответной влюбленности в Елену Андреевна. Соня образом жизни схожа с дядей и также безответно питает симпатию к врачу семьи Астрову. Серебряков планирует продать поместье, чем окончательно настраивает Войницкого против себя. Иван Петрович стреляет в зятя, промахивается.

После – пытается отравиться, но безуспешно. В финальном разговоре с племянницей становится ясно, что Войницкий вынужденно смирился со своей судьбой, пребывая в глубокой печали.

Смысл произведения Дядя Ваня

Вся пьеса пронизана болью и душевным смятением немолодого дяди Вани, чья жизнь (по его собственному убеждению) не сложилась. Это ода «маленькому человеку», чей рутинный, безрадостный труд совсем не облагораживает и кажется бессмысленным.

На фоне темы жизненного кризиса и безысходности главного героя прослеживаются и отношения внутри семьи. Отчужденность, непонимание, равнодушие, – все это превращает жизнь в ад на земле всех членов семьи. От собственного эгоизма каждый герой пьесы в состоянии видеть только себя, свои несчастья.

В финале словами Сони о «прекрасной, светлой жизни» автор наконец лишает читателя гнетущего ощущения от происходящего.

Становится ясно, что и дядя Ваня, и другие герои произведения нуждаются не во внешних переменах, а во внутренних: забота о ближних, честный и полезный труд, чистота помыслов, – все то, что обновляет человека, все то, чего не нашёл в себе и в своих близких Войницкий Иван Петрович.

Смысл финала

Несмотря на всю мрачность финал пьесы по-чеховски светлый и печальный одновременно. В последней сцене дядя и племянница, чьи судьбы и характеры так похожи, становятся антиподами по отношению друг к другу. Время Ивана Петровича ушло безвозвратно. Его уныние и апатия не дают ему переродиться внутренне.

Но Чехов дарит надежду на лучшее в лице юной Сони, чьи не по возрасту мудрые слова, вдохновляют читателя на веру в человечность, в возрождение красивой, духовной жизни. Автор в который раз своим произведением пытается достучаться до читателя, «пробудить» его сознание, меняться в лучшую сторону здесь и сейчас, не откладывать жизнь в долгий ящик.

Чтобы с течением времени и жизни отчаявшийся «Войницкий» не победил стремящуюся светлому и радостному «Соню».

  • Насколько публикация полезна?
  • Ищите нас здесь
  • Нажмите на звезду, чтобы оценить!
  • Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Ищите нас здесь

Краткое содержание «Дядя Ваня»

Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара — старая нянька Марина. «Кушай, батюшка», — предлагает она чаю доктору Астрову. «Что-то не хочется», — отвечает тот.

Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафля, живущий в имении на положении приживала: «Погода очаровательная, птички поют, живем мы все в мире и согласии — чего еще нам?» Но как раз согласия-то и мира и нет в усадьбе. «Неблагополучно в этом доме», — дважды произнесет Елена Андреевна, жена профессора Серебрякова, приехавшего в имение.

Эти отрывочные, внешне не адресованные друг другу реплики, вступают, перекликаясь, в диалогический спор и высвечивают смысл напряженной драмы, переживаемой действующими лицами пьесы.

Заработался за десять лет, прожитых в уезде, Астров. «Ничего я не хочу, ничего мне не нужно, никого не люблю», — жалуется он няньке. Изменился, надломился Войницкий. Раньше он, управляя имением, не знал свободной минуты. А теперь? «Я […] стал хуже, так как обленился, ничего не делаю и только ворчу, как старый хрен…»

Войницкий не скрывает своей зависти к профессору в отставке, особенно его успеху у женщин. Мать Войницкого, Мария Васильевна, просто обожает своего зятя, мужа её покойной дочери.

Войницкий презирает ученые занятия Серебрякова: «Человек […] читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве». Наконец, он ненавидит Серебрякова, хотя его ненависть может показаться весьма пристрастной: ведь он влюбился в его красавицу жену.

И Елена Андреевна резонно выговаривает Войницкому: «Ненавидеть Александра не за что, он такой же, как все».

Тогда Войницкий выставляет более глубокие и, как ему представляется, неотразимые основания своего нетерпимого, непримиримого отношения к экс-профессору — он считает себя жестоко обманутым: «Я обожал этого профессора… я работал на него как вол… Я гордился им и его наукой, я жил и дышал им! Боже, а теперь? …он ничто! Мыльный пузырь!»

Вокруг Серебрякова сгущается атмосфера нетерпимости, ненависти, вражды. Он раздражает Астрова, и даже жена с трудом его выносит. Все как-то прослушали высказанный диагноз болезни, поразившей и героев пьесы, да и всех их современников: «…мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг».

Они, включая и саму Елену Андреевну, как-то забыли, что Серебряков — «такой же, как все» и, как все, может рассчитывать на снисхождение, на милосердное к себе отношение, тем более что он страдает подагрой, мучается бессонницей, боится смерти.

«Неужели же, — спрашивает он свою жену, — я не имею права на покойную старость, на внимание к себе людей?» Да, надо быть милосердным, твердит Соня, дочь Серебрякова от первого брака.

Но услышит этот призыв и проявит к Серебрякову неподдельное, задушевное участие только старая нянька: «Что, батюшка? Больно? […] Старые, что малые, хочется, чтобы пожалел кто, а старых-то никому не жалко. (Целует Серебрякова в плечо.) Пойдем, батюшка, в постель… Пойдем, светик… Я тебя липовым чаем напою, ножки твои согрею… Богу за тебя помолюсь…»

Но одна старая нянька не могла и не смогла, конечно, разрядить гнетущую, чреватую бедой атмосферу. Конфликтный узел так туго завязан, что происходит кульминационный взрыв. Серебряков собирает всех в гостиной, чтобы предложить для обсуждения придуманную им «меру»: малодоходное имение продать, вырученные деньги обратить в процентные бумаги, что позволило бы приобрести в Финляндии дачу.

Читайте также:  Биография Оскара Уайльда: жизнь и творчество

Войницкий в негодовании: Серебряков позволяет себе распорядиться имением, которое фактически и юридически принадлежит Соне; он не подумал о судьбе Войницкого, который двадцать лет управлял имением, получая за то нищенские деньги; не задумался и о судьбе Марии Васильевны, столь беззаветно преданной профессору!

Возмущенный, взбешенный Войницкий стреляет в Серебрякова, стреляет дважды и оба раза промахивается.

Напуганный смертельной опасностью, лишь случайно его миновавшей, Серебряков решает вернуться в Харьков. Уезжает в свое небольшое именьице Астров, чтобы, как прежде, лечить мужиков, заниматься садом и лесным питомником. Затухают любовные интриги.

Елене Андреевне не хватает смелости ответить на страстное увлечение ею Астрова. При расставании она, правда, признается, что увлеклась доктором, но «немножко». Она обнимает его «порывисто», но с оглядкой.

А Соня окончательно убеждается, что её, такую некрасивую, Астров полюбить не сможет.

Жизнь в усадьбе возвращается на круги своя. «Опять заживем, как было, по-старому», — мечтает нянька. Без последствий остается и конфликт между Войницким и Серебряковым. «Ты будешь аккуратно получать то же, что и получал, — обнадеживает профессор Войницкого. — Все будет по-старому».

И не успели отбыть Астров, Серебряковы, как Соня торопит Войницкого: «Ну, дядя Ваня, давай делать что-нибудь».

Зажигается лампа, наполняется чернильница, Соня перелистывает конторскую книгу, дядя Ваня пишет один счет, другой: «Второго февраля масла постного двадцать фунтов…» Нянька садится в кресло и вяжет, Мария Васильевна погружается в чтение очередной брошюры…

Казалось бы, сбылись ожидания старой няньки: все стало по-старому. Но пьеса так строится, что она постоянно — и в большом и в малом — обманывает ожидания и её героев, и читателей. Ждешь, к примеру, музыки от Елены Андреевны, выпускницы консерватории («Мне хочется играть… Давно уже я не играла.

Буду играть и плакать…»), а играет на гитаре Вафля… Действующие лица расставлены так, ход сюжетных событий принимает такое направление, диалоги и реплики спаяны такими смысловыми, часто подтекстовыми перекличками, что с авансцены оттесняется на периферию традиционный вопрос «Кто виноват?», уступая её вопросу «Что виновато?».

Это Войницкому кажется, что его жизнь погубил Серебряков. Он надеется начать «новую жизнь». Но Астров рассеивает этот «возвышающий обман»: «Наше положение, твое и мое, безнадежно. […] Во всем уезде было только два порядочных, интеллигентных человека: я да ты.

На какие-нибудь десять лет жизнь обывательская, жизнь презренная затянула нас; она своими гнилыми испарениями отравила нашу кровь, и мы стали такими же пошляками, как все».

В финале пьесы, правда, Войницкий и Соня мечтают о будущем, но от заключительного монолога Сони веет безысходной печалью и ощущением бесцельно прожитой жизни: «Мы, дядя Ваня, будем жить, […] будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; […] мы покорно умрем и там, за гробом, мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами. […] Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах… Мы отдохнем! (Стучит сторож. Телегин тихо наигрывает; Мария Васильевна пишет на полях брошюры; Марина вяжет чулок.) Мы отдохнем! (Занавес медленно опускается.)»

«Ванька» краткое содержание для читательского дневника по рассказу Чехова (4 класс) – отзыв, сюжет, главная мысль

  • Краткие содержания
  • Чехов
  • Ванька

Ваньке было девять лет, когда его отдали учиться сапожному делу. В предпраздничный вечер Ванька спать не лег.

Он дождался, когда хозяева и уйдут в церковь на ночное богослужение, взял с полки хозяина чернила и перо, достал скомканный лист бумаги. Первая буква долго не давалась Ваньке из-за боязни, что хозяева могут войти.

Стоя на коленях возле лавки он разложил бумагу и начал писать письмо.

Начал свое письмо мальчик с ласковых слов к своему милому дедушке, обращаясь по имени и отчеству и поздравляя деда с праздником Рождества Христова. Прекратив писать Ванька представил себе образ деда, который служил сторожем у господ.

Это был не высокий, худощавый, и шустрый мужчина на вид лет шестидесяти-шестидесяти пяти. В течении дня дед спал, ходил на кухню, чтобы поболтать с кухарками, а ночью одевал свою телогрейку ходил вокруг двора и стучал. Его всегда сопровождали собаки.

Особо любимая — это молодой Вьюн.

Обычно в предпраздничный вечер дед ходил к церкви, где собиралась вся прислуга. Он давал всем нюхать свой табак и от этого все чихали, а дед смеялся. И так горько стало Ваньке, он окунул перо в чернильницу и продолжил писать. «Недавно я получил порку. Хозяин схватил меня за волосы и выпорол ремнем.

А хозяйка, за то, что я неправильно чистил селедку била ей меня по лицу. Все служащие, смеются надо мной. А мужики заставляют бегать за водкой, заставляют воровать еду у хозяев. Кормят меня плохо. Все вкусное, и чай едят только хозяева. А спать меня кладут в сенцах. Когда же их ребенок не спит, то и я не сплю, качаю.

Дедушка милый, умоляю увези меня отсюда, а то я умру».

После этих написанных слов Ванька заплакал. Он вспомнил, что хотел убежать, да у него нет сапог.

Москва город большой, все здесь не так как в деревне: дома большие, где живут только господа и собаки добрые, и много лошадей. Вспомнил Ванька и, что господа у которых он вырос всегда на Рождество его, угощали гостинцами.

Ведь за елкой в лес дедушка всегда его брал, ох и хорошие были времена: дед радовался, мороз щипал, и Ванька тоже радовался.

Долго они с дедом выбирали елку. Елка нужна была молодая, стройная, пушистая. Елку, Ванька с дедом несли в господский дом, где барышня Ольга Игнатьевна наряжала елку. Очень Ванька любил свою барышню, а она его баловала сладостями угощала, выучила грамоте.

И Ванька продолжил писать письмо умоляя деда, что бы он приехал за ним, а то житья ему нету, бьют его, очень голодует, сильная скука его одолевает и все время он плачет. Заканчивая письмо Ванька передает приветы всем своим знакомым, всем кланяется. И просит деда никому не отдавать его гармонию.

Мальчик свернул письмо и подписал: «на деревню дедушке», за тем добавил имя и отчество деда, и радостный побежал и кинул письмо в почтовый ящик. Радостный мальчик уснул. И снился ему дедушка, сидящий на печи и читающий письмо.

Этот рассказ нам показывает жизнь бедных крестьянских детей и учит состраданию к другим людям.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сюжет

Сиротке Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отдали на обучение сапожнику Аляхину. Раньше он жил в деревне с дедушкой, а теперь он уже три месяца находился в полном подчинении у злого, жестокого человека.

В канун Рождества, дождавшись, когда хозяева отправились в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу, и принялся писать письмо любимому дедушке – веселому, доброму старичку Константину Макарычу, который работал сторожем в господском доме.

С детской искренностью и непосредственностью Ванька стал описывать все свои злоключения: как ему попало от хозяйки за то, что он неправильно чистил селедку, или как хозяин выпорол его ремнем, когда он уснул над люлькой хозяйского ребенка.

Затем мальчик принялся вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива мама, убиравшая в доме у господ, молодая барышня часто угощала Ваньку сладостями, и от скуки научила его чтению и письму. Мальчику вспомнилось, как они с дедушкой ходили рубить елку к Рождеству, и выбрали самое красивое, стройное и пушное деревце.

Затем Ванька опять отвлекся, и принялся описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых господских домов и лошадей. Вот только овец здесь не было, и собаки вовсе не злые.

В конце письма Ванька не выдержал, и стал умолять деда забрать его отсюда. Ему было так плохо у чужих людей, что слов нет: он постоянно голодал, его били, и от тоски он часто плакал. Мальчик бы и пешком добрался до деревни, но боялся замерзнуть по дороге. Окончив писать, Ванька указал на конверте адрес «На деревню дедушке». Опустив письмо в почтовый ящик, мальчик спокойно уснул.

Чехов «Ванька» в сокращении

А. П. Чехов «Ванька» краткое содержание для читательского дневника:

Ваньку после смерти матери отправляют на обучение к сапожнику в Москву. Спустя 3 месяца, в канун Рождества, он пишет письмо деду и просит забрать его обратно в деревню.

Мальчик отвлекается и вспоминает счастливые дни дома — они с дедом рубили елку и несли по морозу. Как дедовские собаки вертелись у печи. Как барышня угощала его сладостями и выучила письму, а также кадрили.

  • Он жалуется, что здесь с ним плохо обращаются и мало кормят, сапожник выпорол его за то, что уснул, укачивая ребенка, а жена сапожника ударила, потому что он чистил селедку с хвоста.
  • Наконец он кладет письмо в конверт, в адресе пишет «деревня», а адресата — «дедушке», опускает в почтовый ящик и спокойно засыпает.
  • Вывод:
Читайте также:  Анализ стихотворения «Осень» (А. С. Пушкин)

Детская непосредственность легко отображает мир. У детей всё просто — либо хорошо, либо плохо, есть добро и зло. Этот рассказ учит детей, что нужно ценить родителей и родных, близких людей, а взрослых — быть добрыми к детям, ведь они так ранимы и требуются во внимании и любви.

Это интересно: «Беглец» — это книга, написанная в 1887 году, о тяжелой жизни маленького мальчика, которую он сам еще не до конца понимает.

Рассказ — это короткое произведение, где достаточно сложно раскрыть какую-то важную и обширную тему, но Чехов — настоящий мастер в этом деле. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Беглеца» для читательского дневника.

Основные события могут показаться кому-то даже знакомыми, будто бы взятыми из его же детской биографии.

Отзыв

Любой ребенок, независимо от его происхождения, достоин счастливого, беззаботного детства. Ванька Жуков был этого лишен, и очень страдал. Он не понимал, почему должен мучиться у злого сапожника, когда совсем рядом живет его любимый дедушка. Хочется верить, что чудо произойдет, и на Рождество приедет старик-сторож и заберет внука домой.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Ванька.

Ему на Рождество не дарили подарков

Рассказ «Ванька» Антона Чехова – олицетворение отношения богатых и знатных господ к бедным детям того времени. Казалось бы, канун Рождества, когда ребята получают подарки и радуются рождению Спасителя Христа.

На этом сайте вы можете прочитать полный рассказ Антона Павловича Чехова “Ванька“

Но Ваня знает, что даже великий праздник не повлияет на отношение к нему хозяев, и в этот день все будет по-прежнему: побои, упреки, грубость. Поэтому пишет слезное письмо, где выражает всю тоску и боль.

Предлагаем прочитать повесть Антона Павловича Чехова, мастера короткой прозы «Дом с мезонином»

Произведение заканчивается многоточием. Мальчонка так и останется работать у сапожника. Что ждет его – покажет будущее.

Жанр и направление

Небольшой объем изложенной рассказчиком конкретной истории из жизни конкретного человека позволяет отнести “Ваньку” к произведению из разряда новеллистики — рассказу, выражаясь проще.

Острота проблемы, поднятой Чеховым, позволяет отнести рассказ произведениям разряда социально-обличительной беллетристики.

Безусловно, Чехов не осуждает никого открыто, но даже травмированный и уничиженный детский рассудок, через который нам сообщается история в красках, передает все подробности мещанства и хищничества, изничтожающего Россию изнутри. Направление творчества Чехова — реализм.

Однако вопрос конкретной жанровой принадлежности рассказа не решен до сих пор. Существует два основных пути, по которым эксперты присваивают “Ваньке” узкоспециализированный жанр.

  1. Так, литературоведом Г.Г. Рамазановой были сформулированы положения первой теории, которая отмечает сосуществование в рассказе жизнеутверждающих рождественских мотивов волшебства и справедливости с картинами, описывающими безнадежное положение Ваньки Жукова, обреченного на продолжение пытки детской души в каземате взрослой алчности. Этот синтез противоположных в целом идей и надежд позволяет причислить произведение к жанру “антирождественских рассказов”, которым еще до Чехова в совершенстве овладел Ч. Диккенс.
  2. Автор второй, весьма неординарной, теории — И. А. Есаулов считает, что рассказ от начала до конца позитивен, и завершающие фрагменты произведения вовсе не хоронят надежду на счастье Ваньки, а наоборот, возрождают и утверждают ее. Есаулов в своих размышлениях опирается на факт того, что каждый взгляд, брошенный на отражение свечи в оконном стекле — есть ничто иное, как преодоление границы между московским и деревенским миром: стоит Ваньке взглянуть на пламя, как в рассказе меняются времена глаголов. Так, городские воспоминания иногда фиксируются в прошедшем времени, а картины-воспоминания — в настоящем. А финальная сцена рассказа, когда Константин Макарович, свесив ночи с печи, читает письмо Ваньки, написана Чеховым с использованием глаголов как раз-таки в настоящего времени. Это позволяет нам считать, что чудо все же произошло, и заветное письмо нашло нужную деревню и нужного дедушку.

Темы

Тематика рассказа «Ванька» заняла и так много Вашего времени, но если Вам не хватило какой-либо темы, то Многомудрый Литрекон с удовольствием ее добавит, когда увидит указание на это в х.

  1. Тема надежды . Основная тема рассказа, обосновывающая, кажущиеся максимально наивными, действия главного героя. За 3 месяца пребывания на Ваньку было оказано достаточно эмоционального давления, чтобы он отрекся от идеи справедливости и доброты. Так бы и было, не будь он еще ребенком. Потому как основа детского мировоззрения — любовь, которую, как известно, не изжить ничем. Но Ванька свято верит в чуть ли не сакральный для него образ деда, как единственного человека, способного спасти его из этого добровольного плена. В Ваньке Жукове Чехов отражает чистую, полную веры душу, перспективы на счастье которой, однако, едва ли прослеживаются.
  2. Тема детства . Как уже говорилось выше, тема детства была обожаема Чеховым, как человеком, чей жизненный опыт, приобретенный за детство, помог ему стать здравомыслящим, эмпатичным человеком и гениальным писателем гораздо раньше не уступавших ему по таланту современников. В “Ваньке” тема детства раскрыта в контексте “сиротства”, т.е. на примере отсутствия детства у мальчика, Чехов доказывает необходимость педагогических и социальных вложений со стороны общества, обязанного обеспечить детям то, чего они заслуживают.
  3. Тема мещанства. Раскрывается автором за счет таких персонажей, как Аляхин и его супруга. Аляхины — пример людей, практикующих чуть ли не первобытные подходы ко всему: ведению домашнего хозяйства, воспитанию, обучению. Сложно представить, чему, кроме обувного дела и ненависти, может обучить Ваньку Аляхин. Его мировоззрение ограничено теми опрощенными морально-этическими нормами, которые приняты в ремесленнических кварталах Москвы, в которых, во основном из-за тяжелых условий труда и бедности, образовалась обособленная культура взглядов на остальной мир, полный неблагодарных и высокомерных потребителей.
  4. Тема агрессии . Она раскрыта Чеховым своеобразно: Аляхины ни разу не имели объективных причин для применения грубой физической силы по отношению к Ваньке. Тем не менее, Ваньке приходилось терпеть побои и унижения, незаслуженно ему адресуемые. Чехов показывает, что зло и склонность к насилию естественно существуют в любом человеке и активно руководят действиями безвольного тела, не имеющего должного эмоционального интеллекта, позволяющего их сдерживать.

Проблемы

Проблематика рассказа «Ванька» будет изложена более подробно, если на то поступит высочайшее соизволение читателя, которое позволит Многомудрому Литрекону дополнить разбор по плану.

  1. Проблема “бездествия” . Проблема сиротства и беспризорничества стояла в Российской империи, без преувеличения, остро. Однако нужно брать во внимание, что не только дети, не имевшие никакого попечения, были лишены детства: деспотизм со стороны родителей и опекунов терпело, как ни прискорбно, еще большее количество детей (мы можем лишь догадываться о точных числах). Тому примером является наш герой — Ванька. Нельзя однозначно сказать, что было бы лучше для него: нищенствовать в деревне, терпеть увечья от Аляхина, воспринимая это к себе обращение как нормальное, или жить сиротском доме в окружении несчастных и обездоленных ровесников.
  2. Проблема жестокости и равнодушия . Чехова, как моралиста, чрезвычайно беспокоит процесс поведенческого и чувственного опрощения взаимоотношений между людьми. Фатальность перманентно совершаемых людьми ошибок Чехов показывает на примере взаимоотношений безнадежно несчастных и обозленных взрослых с ребенком, чью чистую душу, полную доверия и тепла, их поступки и проявления слабости деформируют и уродуют — делают похожей на свою.
  3. Проблема несправедливости . Вопрос о том, как судьба распределяет счастье между его потенциальными обладателями, издавна принадлежит к разряду хрестоматийных. Эта тема поднималась Чеховым ни раз, будучи подкрепляема печальными подробностями его биографии. Подчеркивая, что природа мира априори несправедлива, он писал: «Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости».

Основная идея

Главная мысль рассказа «Ванька» понятна: на примере истории Ваньки Жукова Чехов хочет донести простую, но усиленно игнорируемую идею о том, что дети несут на себе крест страдания за грехи взрослых, теряющих способность любить и сочувствовать в погоне за неясными идеалами лучшей жизни, наступление которой далеко не гарантировано с приобретением кажущихся сейчас необходимыми благ. Мир, который строят взрослые, предназначен для взрослых страстей и желаний: азарта, пафоса, блуда, что в корне неверно. Надежным фундаментом, заложенным старшими поколениями, должны быть бескорыстные и оттого шаткие по началу идеи и идеалы поколений младших, способные привести к гармоничному развитию общества с природой и с его собственным духовно-лирическим мироощущением. Таков смысл рассказа Чехова «Ванька».

В Ваньке Жукове совмещаются два мира, обыкновенно противоречащих друг другу. Мир, где подобает верить в Бога — взрослый, страшный и безобразный.

И мир, где каждый верит в свое, маленькое, а потому столь очевидно возможное и близкое, чудо — детский, который мы все рады бы никогда не покидать.

Ведь в этом мире возможно все: и неведомая сила разбудит спящего Бога, очевидно, по недоразумению, допускающего несчастья людей на земле, и безадресное письмо найдет своего адресата среди множества серых лиц.

  Краткое содержание Чехов Радость для читательского дневника

Так почему же для одних весь мир не стоит и слезы ребенка, в то время как другие не ведут счета этим слезам, превращая грааль детской души во вместилище собственных страхов и комплексов?

Ссылка на основную публикацию