Как раскрыть тему «Я и другие»

Как раскрыть тему «Я и другие»Кадр из фильма «Я и Другие»

Оставшись под впечатлением после просмотра фильма «Я и Другие» (1971) Феликса Соболева, я моментально начал рекомендовать его друзьям и знакомым. Фильм состоит из социально-психологических экспериментов, проанализировать которые полезно учителям.

В фильме предметно и наглядно показывается взаимозависимость формирования личного мнения человека. Участники экспериментов (студенты и дети) неизбежно попадают под влияние своего окружения.

Причём абсолютно неважно, есть ли в данном окружении лидер или нет, достаточно, чтобы некто высказал какую-либо точку зрения — остальные принимают его мнение уже как один из источников данных (будто они сами это видели).

Авторы эксперимента вскрывают одну из главных гносеологических проблем — проблему субъективности восприятия. Не претендуя на абсолютную истинность (всё же это научно-популярный фильм), они внятно формулируют принципиальную дефиницию — мы есть зеркало других.

Поэтому на любом уровне образования и в любом возрасте важно помнить о том, что наше знание зыбко, объективность иллюзорна, и что любая фанатичная претензия на истинность какого-либо мнения неизбежно приводит к печальным последствиям.

Право на ошибку должно быть у каждого, особенно у ребёнка. Не стоит вставать в позицию назидающего ментора и транслировать школьникам первородные истины сразу по двум причинам:

  • во-первых, таких истин у нас просто нет;
  • во-вторых, самостоятельно воспринятая информация образует в мозгу гораздо более качественные связи, чем та, что спущена сверху.

Детям крайне полезно наступать на грабли, допускать ошибки и своевременно делать из них выводы

Наша задача создавать такие условия, в которых ребёнок будет готов учиться на своих ошибках, готов будет развиваться и самосовершенствоваться, но не потому, что так велела мама, а потому, что не стоит останавливаться на достигнутом.

Сегодня я знаю, что мельчайшая элементарная частица — это бозон Хиггса, однако я так же знаю, что пройдёт время — и моё знание окажется ложным. Наука сугубо конвенциональна, она есть итог договора, о чём мы непременно должны сообщать своим подопечным.

Для того чтобы ученик мог иметь хоть какую-то почву под ногами, нам нужно дать ему не только знания начал наук, но, прежде всего, необходимо оснастить его релевантным критическим мышлением, которое предоставит ему возможность самостоятельно совершать открытия.

Здоровая доля скептицизма, по моему мнению, — лучшее обезболивающее на тернистом пути познания, нежели мягкая перина чрезмерной педагогической опеки. Поэтому так хорошо, что данная заметка носит скорее рекомендательный, чем увещевательный характер.

«Я и другие»: как раскрыть тему

24.09.2020

Разбираем детально благодаря чему можно раскрыть тему в итовогом сочинении 2020-2021 по направлению «Я и другие».

Для начала надо знать:

  • Структуру итогового сочинения
  • Критерии проверки
  • Примеры сочинений 2020-2021

Далее обратимся к определения и тезисам «Я и другие»

Аспекты направления «Я и другие»

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде.

В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми.

Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам(в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

Через что можно раскрыть тему:

  1. Сходства и различиями между мной и «другими».
  2. Формы человеческих взаимоотношений.Взаимопонимание (дружба, любовь), конкуренция, конфликт. Поиск взаимопонимания, согласия. Причины конфликтов, пути их разрешения. Диалог людей, культур.
  3. Отношение человека к «другому»: зависть, милосердие, ненависть, любовь и др.

Определения по направлению «Я и другие»

Я – употребляется для обозначения себя самого в окружающей среде как личности.

Другой — это любой, кто не является мной, отличается от меня, не тождественен мне и даже противостоит мне, кого я не могу до конца понять, но в то же время этот “другой” относится, как и я, к человеческому роду, что сближает нас.

Методические рекомендации по теме

Данное направление многоаспектно, как многоаспектны понятия, положенные в его основу.

Словари по педагогике и психологии личности определяют «Я» как «свойство человека выделять себя из окружающей среды, чувствовать свою целостность, физическое и психическое состояние», «основное проявление сознания и самосознания личности как противопоставление окружающему ее миру – «не Я».

Формирование «Я» осуществляется на основе деятельности, освоения социального опыта воспитания и самовоспитания. Я – это некое внутреннее единство, целостность, образующаяся из самых разнообразных стремлений личности, переживаний, проявлений и неповторимость личности.

Размытость, аморфность «Я» означает недостаток индивидуально-неповторимого в человеке. Чрезмерное увлечение своим «Я» приводит к эгоизму и эгоцентризму. В «Я» должно быть единство индивидуально-неповторимого, социально значимого и общечеловеческого.

«Я» не может существовать без понятия «другие». Другой («иной», «чужой») — одна из центральных философских и социо-культурных категорий, определяющая другого как не-Я.

Другой — это любой, кто не является мной, отличен от меня, не тождественен и даже противостоит мне, но в то же время относится, как и я, к человеческому роду, и внешние проявления его жизнедеятельности напоминают мои собственные, хотя я и не могу проникнуть в их глубинное измерение.

Осуществление коммуникации — одной из основных жизненно необходимых потребностей человека как «социального животного» — невозможно без осознания Другого как равноценного партнера, без признания его права на различие.

«Я» осознает себя, формируется и проявляется в отношениях и взаимодействии с «другими» – индивидуумами, группами людей, обществом в целом. Это позволяет выделить некоторые аспекты рассмотрения данного направления.

Примеры аргументов для сочинения

Формы человеческого взаимодействия: «Я» и другие люди, личности, индивидумы

Межличностные отношения могут рассматриваться как отношения между людьми и выражаться в разных формах – дружба, любовь, сотрудничество, ученичество и т.д.

Можно выделить как позитивные межличностные отношения (отношения «навстречу людям»), так и негативные («против других»).

Позитивные межличностные отношения («навстречу людям»)

Любовь – наиболее сложный вид межличностных отношений, выражающийся в высокой степени эмоционального положительного отношения к другому, который выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов.

Любовь может проявляться как по отношению к представителю другого пола, так и по отношению к родителям, детям, другим членам семьи, к неодушевленным объектам и понятиям (город, Родина, искусство и т.д.).К теме любви обращено множество произведений русской и мировой литературы.

Любовь между мужчиной и женщиной в разных аспектах – предмет исследования прозаиков и поэтов. Целая галерея женских образов русской литературы, которые стали символом чистой, преданной, глубокой и бескорыстной любви и верности. Лиза (Н.

Карамзин «Бедная Лиза»), полностью отдавшаяся своему чувству и столкнувшаяся с предательством, после которого не смогла жить. Татьяна Ларина (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»), оставшаяся верной своей первой любви на всю жизнь, но не изменившая своему достоинству и чести. Катерина (А.

Островский «Гроза»), способная пойти против косных устоев «темного царства» ради права на любовь. Олеся (А. Куприн «Олеся»), готовая на все для любимого. Георгий Желтков (А.

Куприн «Гранатовый браслет»), маленький незаметный человек с огромным сердцем, которому был дарован «талант сродни музыкальному» – любить до самозабвения, когда весь мир и смысл сосредоточен в одном человеке. Наташа Ростова (Л.

Толстой «Война и мир»), выросшая из маленькой, порывистой и восторженной девочки в жену – возлюбленную, подругу, единомышленницу, хранительницу очага, мать. Символами любви-самоотдачи, доходящей до самопожертвования, стали в мировом сознании Ромео и Джульетта (В. Шекспир «Ромео и Джульетта»), Маргарита (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»), согласившаяся ради возлюбленного на договор с дьяволом, Соня Мармеладова (Ф. Достоевский «Преступление и наказание»), жертвующая собой ради любви к семье, но сумевшая сохранить в страшном мире чистоту и душевные силы, чтобы своей любовью вывести к свету Родиона Раскольникова.

Примером искренней любви в семье становятся семьи Ростовых и Болконских (Л. Толстой «Война и мир»), отца и сына Кирсановых (И. Тургенев «Отцы и дети»), юродивого Юшки (А. Платонов «Юшка») к его приемной дочери.

Дружба – это устойчивые индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью участников, стремлением быть в обществе других людей, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Она строится на взаимопонимании, доверии, активной взаимопомощи, взаимном интересе, искренности и бескорыстности чувств.

Дружбе и её значению в жизни человека также посвящено много произведений. Стоит упомянуть дружбу героев-антиподов Обломова и Штольца (А. Гончаров «Обломов»), дополнявших друг друга, нашедших в другом то, что не хватало каждому из них; Онегина и Ленского (А.

Пушкин «Евгений Онегин»), чьи отношения поэт охарактеризовал так: «От делать нечего друзья»; серьезную и глубокую дружбу-покровительство, дружбу-поддержку Андрея Болконского и Пьера Безухова (Л. Толстой «Война и мир»); отношения доктора Вернера и Григория Печорина (М.

Лермонтов «Герой нашего времени»), который в своих рассуждениях отказывается признавать дружбу вообще; дружбу-ученичество Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова (И. Тургенев «Отцы и дети»), странную, невозможную дружбу людей из разных миров – Петруши Гринева и Пугачева (А.

Пушкин «Капитанская дочка»).

Качеством, несовместимым с отношениями любви и дружбы, становится эгоизм, разрушающий человеческие взаимоотношения. Эгоизм – форма межличностных отношений, проявляющаяся в стремление удовлетворить свои потребности за счет других.

«Страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле» называет Белинский Евгения Онегина из одноименного романа в стихах А.С. Пушкина. Не являясь эгоистом по природе (ему не свойственно восхваление своих качеств), Евгений воспитан в обществе, в котором не может найти свое предназначение.

У него есть потенциал, но он не может реализовать его. Это превращает героя сначала в скучающего, а потом и равнодушного человека. Он не способен ни к дружбе, ни к любви, потому что умеет только брать, но не умеет и не готов отдавать себя, жертвовать даже малым своим удобством и благополучием.

Он не готов взять на себя ответственность за другого человека и семью – и проходит мимо горячего и искреннего чувства Татьяны Лариной, осознав, что он потерял, только тогда, когда ничего нельзя вернуть.

Зависимый от суждений общества, боящийся молвы, Евгений становится виновником страшной трагедии: убивает на дуэли Ленского, которого называл другом.

Негативные межличностные отношения («против других»)

К негативным межличностным отношениям можно отнести негативизм (своеобразная форма межличностных отношений, проявляющаяся в немотивированном, отрицательном поведении, противоположном требованиям и ожиданиям), неприязнь к другим (негативное отношение к людям, которое может проявляться в дискриминации, расизме и т.д.), ненависть (стойкая форма межличностных отношений, проявляющаяся в активном негативном чувстве, направленном на явления, противоречащие потребностям личности, убеждениям, ценностям), агрессия (форма межличностных отношений, проявляющаяся в поведении, направленном на нанесении физического или психологического вреда, ущерба людям или на их уничтожение), жестокость (.проявление грубого отношения и обращения с другими живыми существами, которое может сопровождаться причинением им боли и нанесением душевных и телесных повреждений).

Читайте также:  Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы

Примеры негативных межличностных отношений можно также найти в художественной литературе.

Жестокость, несоотносимую с женским полом, проявляет Екатерина Измайлова из повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Будучи женой богатого купца, она влюбляется в работника Сергея.

Понимая, что скоро её незаконная связь будет разоблачена, она с помощью Сергея сначала убивает мужа и свекра, а потом малолетнего племянника Федю, чтобы не делить с ним наследство.

Будучи на каторге, она совершает и четвертое убийство – своей соперницы – а затем и самоубийство. Черная ненависть дотла сжигает героиню.

Взаимоотношения личности и общества

Любой человек – представитель социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Проблему личности и общества можно рассматривать с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта.

Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.

Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Как общество влияет на человека? Способен ли один человек изменить общество? Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества? На эти вопросы и отвечает литература, предметом которой является человек и личность в единстве их мироощущения и миропонимания.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» сыграла выдающуюся роль в деле нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. В образе главного героя комедии Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал нового человека общества, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.

Образ Чацкого — умного, развитого человека — противопоставляется фамусовскому обществу. Все гости Фамусова немеют от восторга при виде любого заезжего французика из Бордо, копируют обычаи и наряды иностранных модисток и безродных заезжих проходимцев, разжившихся на русских хлебах.

Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью разоблачил это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему. Отличительная особенность Чацкого как сильного человека в сравнении с чопорным фамусовским обществом заключается в полноте чувств. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда пылок душой. Он горяч, остроумен, красноречив, полон жизни, нетерпелив.

При этом Чацкий — единственный открытый положительный герой в комедии Грибоедова.

Проблема возникновения конфликтов между людьми и способы их разрешения

Пути достижения понимания и согласия.

В основе многих произведений художественной литературы лежит конфликт. Слово ―конфликт в переводе с латинского языка означает разногласие, спор, противоречие, несовпадение. Конфликт можно трактовать как борьбу двух противоположных сторон, активно защищающих свои интересы.

Но в психологии единого понятия ―конфликт не существует. Например, в психологическом словаре А.В. Петровского конфликт определяется как ―столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

В книге Дэвида Майерса ―Социальная психология‖ конфликт трактуется как ―воспринимаемая несовместимость целей и действий.

Причинами конфликтов могут являться противоречия во взглядах, несовпадение точек зрения, целей, подходов и различное видение способов разрешения возникшей ситуации, которые могут затрагивать личные интересы окружающих людей.

В литературоведении конфликт определяется как острое, иногда непримиримое столкновение героев, взглядов действующих лиц, а также героя и общества.

В произведениях мировой литературы рассматриваются и анализируются разные уровни таких конфликтов и пути их преодоления.

Среди наиболее распространенных – конфликт между героями вследствие разных взглядов, ценностей, мировоззрения и интересов; конфликт личности и общества, конфликт поколений, конфликт отцов и детей, а также внутриличностный конфликт.

Одним из самых ярких произведений, рассматривающих конфликт поколений с разных сторон, является роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Проблему отцов и детей можно назвать вечной.

Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России — 60-е годы XIX века — показано в романе И. С. Тургенева ― Отцы и дети.

Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.

Я и другие: человек толпы – Человек в толпе

В. Маяковский «Надоело». А. Блок «Незнакомка».

Что такое человек? «Песчинка в пустыне среди таких же, как он. Нам нужна толпа… Каждый из нас – человек толпы», – пожалуй, такую позицию занимает пессимист.

А вот другая точка зрения: «Мы живем среди людей, которые интересны нам, а мы им. Каждый из нас индивидуальность… Каждый из нас – Человек в толпе».

Интересно при подготовке к итоговому сочинению по направлению «Я и другие» обратить внимание старшеклассников на эти стихотворения В. Маяковского и А. Блока.

Зададимся вопросом: «Лирический герой А. Блока и В. Маяковского – это человек толпы или Человек в толпе?» В стихотворении В.

Маяковского «Надоело» сочетаются страстная тяга лирического героя к людям, надежда найти в них прекрасное и… ощущение своего ужасного одиночества в толпе воинствующих мещан, страх, что не найдет он в этих жующих, «безлицых» ничего человеческого, что не сохранит среди них собственного «я». Оптимист-мечтатель становится пессимистом-реалистом, человеком толпы.

А так хочется остаться мечтателем! Хочется найти понимающую родную душу! А где её найти, если из «Петрограда исчезли красивые люди»?! Лирический герой готов целовать «умную морду трамвая», искать розу хотя бы на обоях. Но нет рядом Человека, есть толпа.

Лирический герой стихотворения А.Блока «Незнакомка» одинок в толпе, хотя внешне он «человек толпы», сидящий в кабаке, в мире «окриков пьяных», «испытанных остряков», «женского визга», «тлетворного духа». Единственный друг, отраженный в стакане, он сам – Человек в толпе.

Только ЕМУ является в мечтах прекрасная Незнакомка, дивная грёза, олицетворение того, чего так жаждет его душа. Жизнь реальная представляется ему настолько пошлой (он сам жертва этой пошлости и знает это), что найти прекрасное в жизни уже не надеется.

Только одурманив себя вином, уйдя от реальности, он обретает себя настоящего, влюбленного в Красоту и Вечную Женственность. Вместе с тем повторяющаяся строчка: «In vino veritas!» не дает забыть о том, что поэтическая фантазия рождена бегством героя от реальности, рождена тем, что он презирает в других.

Герой верит, что лишь ЕМУ одному дано прикоснуться к прекрасному («В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне!»). И в этот момент он – Человек в толпе!

Дополнительный материал по направлению «Я и другие»

  • Примерные темы
  • Список литературы
  • Примеры сочинений
  • Аргументы и цитаты

Эссе «Я и другие»

Я и другие — это тема эссе, на которую нам задали написать сочинение. Тематика заставила задуматься о том, какие люди окружают нас и как они влияют на наше мнение и нашу жизнь.

Я и другие люди

Наша жизнь по-большому счету, не принадлежит лично нам. С рождения мы подвластны кому-то или чему-то. Прежде всего, мы окружены людьми, которые в разной степени влияют на нашу жизнь.

Насколько именно мы зависимы от мнения другого человека? Это все индивидуально, ведь здесь играет роль еще и характер человека. Слабохарактерные люди легко попадают под влияние, в то время как люди с сильным характером становятся лидерами и их трудно в чем-то переубедить.

Такие люди имеют свою точку зрения и никогда не будут считать черное белым, если оно таковым не является.

Что сказать обо мне? Наверное, в детстве, как и другие дети, я попадала под влияние друзей, особенно тех, чей возраст был старше. Помнится, мы даже залезли на чужую усадьбу за яблоками, хотя я понимала, что это неправильно. Но так делали все, сделала и я. Этим и демонстрируется влияние толпы на мнение отдельных личностей. Теперь я так не поступаю, видимо повзрослела.

Знаете, я часто вспоминаю прекрасный фильм под названием Я и другие. Он хорошо раскрывает тему влияния толпы на отдельную личность. Суть в том, что толпа может переубедить и заставить поверить в абсурдность ситуации, заставить посчитать неправильное правильным.

Окружающие — это сила, что способна крушить или же наставить на путь истинный, все будет зависеть от того, в какое окружение попадает человек.

Я же считаю, каждый человек должен бороться за свою точку зрения, стараться жить по законам божьим.

Нужно помнить, что вокруг нас имеются ловушки, где слова в устах человека с лидерскими качествами превращаются в истину несмотря на то, что она может быть ошибочной.

Но, так как невозможно избежать общества, то надо учиться противостоять толпе. И если вы уверены в правоте, отстаивать свою точку зрения, не поддаваясь влиянию других людей.

Очень страшно, когда люди превращаются в марионеток, что чаще всего и происходит в жизни. Мы же должны бороться и помнить, что кроме нас в мире живут и другие, для которых являемся другими и мы.

Главное, научиться жить друг с другом в согласии, научиться правильно общаться с окружающими и жить по правде, даже если толпа не согласна с этим. Отстаивайте свою правоту, как делаю это я.

Поверьте, когда человек начинает поступать, как считает нужным, даже если итог получается негативным, он испытывает больше удовлетворения, нежели в случае, когда он отказывается от планов в угоду другого, переступая через себя и свои убеждения.

Читайте также:  Сочинение: Главные герои в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре»

«Я» и другие

«Это совершенно на меня не похоже!», «Не знаю, что на меня нашло, это было как будто не со мной»… Случается, мы просим других о снисхождении, ссылаясь на своеобразное право временно выпустить из виду свое настоящее «Я». Иногда можно услышать: «Я и про себя-то уже не помню, как меня зовут!» Этот сигнал звучит в периоды сильного стресса, огромной усталости, глубинных сомнений — не говоря уже об измененных состояниях сознания, связанных с употреблением влияющих на него веществ. Ведь в целом мире наша главная точка отсчета — это сознание того, что мы существуем. То есть воспринимаем, чувствуем, понимаем, составляем мнение о других, о ситуации, в которой мы оказались, о том, что сейчас следует делать. И если вдруг у нас возникает сомнение относительно этой точки отсчета, проблемы не избежать. То, что я есть (или думаю, что я есть), — именно это для каждого из нас служит системой жизненных координат. Но как же мы себя определяем?

Предъявляя документ на паспортном контроле, я — гражданин своей страны. У колыбели сына я — отец. В постели я — мужчина. На работе я — бухгалтер или юрист. На бизнес-встрече я — старший менеджер, консультант или кто-то еще, чья должность написана на моей визитке.

Все это мои роли, которые часто сменяют друг друга даже на протяжении одного дня. Они говорят о том, как меня видят со стороны, чего от меня ждут — но это лишь единицы из тысяч моих граней.

Какой мне смысл быть бухгалтером в постели или старшим менеджером, когда надо убаюкать сына?

Я люблю симфоническую музыку, я чувствую себя неуютно на приемах, плавание возрождает меня к жизни, одиночество меня тяготит. Мои вкусы, эмоции и предпочтения постоянно определяют мой выбор. Мои желания живут во мне и меня сопровождают, но их недостаточно, чтобы дать мне определение.

Я голосую на всех выборах, мне случается пройти в обход очереди в кино, я чувствую свою вину, если забыл поздравить близкого друга с днем рождения, я предпочитаю солгать, лишь бы не причинить боль. Мои ценности часто предопределяют мой путь, в том числе и от противного. И я бы затруднился сформулировать их в виде нескольких простых принципов.

К тому же я воспринимаю тот или иной аспект своей личности только через обстоятельства. Бывает, меня тоже удивляет моя реакция или мой выбор, который «не похож» на то, что я о себе думаю, но который открывает мне такую сторону моего существа, которую я до сих пор не замечал.

Я знаю какую-то часть себя и, двигаясь по жизни, обнаруживаю, даже открываю остальную часть. И эта экспедиция не закончится никогда.

То, что я есть, — это одновременно то, что я делаю, то, что я чувствую, то, что я знаю, и то, что другие видят во мне. Этот последний элемент может меня обременять или беспокоить гораздо больше разумного. Ведь мне гораздо яснее тот образ себя, который я хотел бы создать для других, чем то, что реально во мне происходит.

Я получил определенное образование и выбрал определенную профессию — но было ли это следствием моих глубинных склонностей или же желанием сделать приятное семье, реализовать планы, которые были на мой счет у других? Я вступил вот в эту конкретную связь, начал эти отношения — но было ли это по моей собственной инициативе или же я отвечал на желание моей партнерши?

Можно годами задавать себе такие вопросы — а для некоторых это означает годами общаться с психотерапевтом, — прежде чем дать на них ясный ответ. Между тем они имеют фундаментальное значение, для того чтобы можно было по-настоящему определить себя.

Разве в начале жизни каждый из нас не запрограммирован образованием, которое ему дали, и ценностями тех, кто окружал его в детстве? Неважно, примем мы их или отвергнем, в любом случае жизнь начинается не с пустоты, а с переизбытка.

Постепенно прийти к тому, чтобы отделить свое настоящее «Я» от того, чем мы соглашаемся быть ради других, — вот увлекательная и неустанная работа всей жизни.

«Я» для буддистов — иллюзия, причина страдания, являющегося неотъемлемой частью человеческого существования.

Мы страдаем потому, что нам кажется, что наше счастье связано с удовлетворением — всегда мимолетным — потребностей этого «Я». Прежде всего, говорит буддизм, восьми основных материальных потребностей. Мы ищем достатка, удовольствия, одобрения и почестей и стараемся избежать потерей, боли, критики и бесчестия.

Однако в действительности «Я» не имеет собственного прочного и постоянного источника существования. Мы — совокупность того, что мы ощутили, услышали, увидели или прочитали, концентрированное выражение бесчисленных прежних жизней. В сущности все, что составляет наше так называемое уникальное «Я», приходит извне.

Чтобы обрести внутренний покой, буддизм предлагает нам признать, что мы являемся всего лишь частным случаем человечества в целом, звеном в бесконечной людской цепи.

Мы не всегда различаем то, что отражает нашу принадлежность к чему-то большему и лежит в основе наших поступков (моя родина, мой язык, моя семья, моя религия, моя социальная группа), и то, что относится к нашей личности, уникальной по сравнению со всеми другими людьми (мое тело, мои психические возможности, мои таланты и вкусы). Так что неудивительно, что другие отождествляют нас с нашей «категориальной принадлежностью». Философ и академик Мишель Серр (Michel Serres) напоминает, что это смешение понятий может вести к страшным преступлениям. Холокост возник из обобщенного восприятия миллионов индивидуальностей на основе их единственной черты — принадлежности к еврейству. Все предрассудки возникают из этой ошибки. Кому из нас покажется приятным или справедливым, если другие станут воспринимать его исключительно как женщину или, скажем, провинциала?

К счастью, я не сижу целыми днями, донимая себя вопросами, кто я да что я.

Когда все идет более-менее гладко, когда я плавно перехожу от одной деятельности к другой, от одних отношений к другим, я могу удовлетвориться определением юмориста Пьера Дака (Pierre Dac): «Я — это я, я вышел от себя и к себе же вернусь».

Однако малейшая загвоздка, малейшее неудобство напоминает нам о том, что именно нам нравится и чего мы не переносим, что мы в состоянии вынести, а что нет, на что мы надеемся и чего боимся. Короче, возвращает нас к отправной точке — к нам самим.

Почему всем нам нужно знать, кто мы такие? Во-первых, чтобы существовать по-настоящему, а не просто «как надо». Чем лучше мы знаем, кто мы есть, тем более законными являются наши желания и тем больше мы утверждаем нашу автономию. Сила «я хочу» берется от крепости «Я». Те, кому мы это говорим, прекрасно это чувствуют и реагируют соответственно.

Познать себя, как нам предписывает Сократ, означает в полной мере осознать, что делает нашу жизнь уникальной и такой ценной. Но парадоксальным образом это еще и способ узнать все человечество. Разве наша внутренняя жизнь — не единственный неоспоримый опыт человеческого существования, который дан нам в распоряжение?

И все же настоящая проба на знание себя, высший опыт самопознания — это, наверное, любовь. Тот, кто любит меня, говорит мне самым убедительным и самым приятным способом, что я существую. А если любви мне не хватает, я уже не так уверен ни в моей ценности, ни в моем существовании вообще.

Потому что для меня совершенно невозможно знать, кто я, не опираясь на то, кем я являюсь для других. Наша природа, наша индивидуальность конкретно проявляется только в творческом акте, предназначенном для других, или в более или менее плодотворном общении с теми, кто нас окружает.

Я не могу ограничиться тем, чтобы определять себя как функцию других, но и не могу обойтись без других, определяя себя.

Вероятно, именно это делает взаимное общение представителей рода человеческого необходимым и, несмотря ни на что, совместимым с жизнью.

«Кто я?» Напишите не задумываясь пять ответов на этот вопрос. Почему такой простой на первый взгляд тест цепляет каждого из нас, заставляет задуматься или по нескольку раз зачеркивать написанное? Мнение психолога Натальи Евсиковой.

«Чистый лист бумаги и абсолютно открытый, без подсказок вопрос. Здесь нет внешних социальных установок, нельзя угадать, «как надо» и «как правильно». Это вынуждает нас опираться только на самоощущение, на свои внутренние установки, а среди них базовыми являются те, что связаны с гендерными стереотипами.

Мужской стереотип предполагает активность, инициативность, соперничество, доминирование. Поэтому мужчины определяют себя через то, чем они занимаются: профессию, спорт, учебу, проекты… Женский стереотип ориентирован в первую очередь на переживание отношений и социальных ролей.

Поэтому чаще женщины пишут имя, семейное положение (жена, мать двоих детей, старшая или младшая дочь), описывают себя, свой характер или состояние: чувствительная, энергичная, влюбленная, счастливая… То есть то, что вряд ли напишут мужчины.

Женщина всегда остается в той плоскости бытия, где преобладают эмоции, а мужчина существует в пространстве достижений: действуя, он ощущает себя сильным полом».

  • Зигмунд Фрейд «Я» и «Оно», Азбука-классика, 2007.
  • Карл Густав Юнг «Психология бессознательного», Канон, 1994.
  • Карл Роджерс «Взгляд на психотерапию. Становление человека», Прогресс, Универс, 1994.

Жан-Луи Серван-ШрейберНайди ответ на главный вопрос

Эссе по документальному фильму Ф. Соболева «Я и другие»

       Фильм Ф. Соболева начинается со стихотворения Ф. Вийона:

  • «Я знаю, как на мёд садятся мухи,
  • Я знаю смерть, что рыщет, всё губя,
  • Я знаю книги, истины и слухи,
  • Я знаю всё, но только не себя»
Читайте также:  Как вы понимаете фразу: «мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда»?

А ведь правда, какой человек может сказать, что он знает себя на 100%? Пожалуй, даже уверенный в себе человек не сможет утвердительно ответить на этот вопрос. Ведь наша психология – место для постоянных исследований, экспериментов, и неизвестно, сможем ли мы когда-нибудь полностью её исследовать. 

На протяжении всей жизни мы попадаем в такие ситуации, когда перед нами встаёт выбор: «поступить по-своему или занять позицию большинства?» Например, у меня такие ситуации возникали в школе.

Пойти гулять к заброшенному зданию или на дальнюю площадку, хотя родители не разрешали, но там гуляли самые «авторитетные» ребята класса. Было действительно важно быть как все, было важно быть принятым большинством.

В фильме эту проблему отлично иллюстрирует несколько экспериментов: «Сладкая – солёная каша», «Обе белые», эксперимент с фотографиями разных людей. И ведь не только дети выбирали позицию группы, некоторые взрослые тоже поддавались порыву. 

А что на счёт психологических установок? В фильме этот вопрос затрагивается в эксперименте «Учёный или убийца». В зависимости от того, какую информацию давали испытуемому в начале – на фотографии изображён известный учёный или преступник – менялось и описание изображённого человека.

Про учёного говорили, что у него «глаза светятся добротой» и вообще он производит впечатление умного и дружелюбного человека. А про преступника говорили, что он хитёр, зол, расчётлив. Как всё-таки сказывается установка на действительности! Скажу я себе: «Этот человек (или этот день) принесёт мне много хорошего» и сама же в это поверю.

Человек будет казаться хорошим другом, а день и правда станет насыщенным хорошими событиями. Только бывает, что ожидания не оправдываются. Но хорошо же, когда складывается?

Напоследок хотелось бы сказать, что фильм мне понравился. И награды, которые он получил (на Международном фестивале в Чехословакии в 1971 году – приз и диплом) заслужены. С точки зрения психологии и самопознания – это очень интересная кинокартина.

В интернете есть более современный фильм, 2010 года, в нём повторяются эти же эксперименты, и на удивление результаты практически одинаковые. Я думаю, что каждый вынесет для себя пользу, посмотрев его.

По крайней мере, задумается о том, что несмотря на то, что люди – социальные существа и хотят быть «как все», каждый человек уникален и не похож на других. Не стоит забывать, что одна пирамидка белая, а другая – чёрная. 

  Третьякова Екатерина Дмитриевна

О фильме «я и другие»

Николай

29.06.2021 10:00

Дорогие читатели, давайте поговорим сегодня о конформизме. И поможет нам в этом известный научно-популярный фильм режиссера Ф. М. Соболева «Я и другие», снятый при участии психологов В. С. Мухиной и А. В. Петровского.

Это кино знают многие. В моем случае с него началось знакомство с научной психологией. Если вы его еще не смотрели, то настоятельно рекомендую с ним ознакомится, потому что в этом фильме показаны уникальные (особенно по меркам того времени) социально-психологические эксперименты. Благо, найти его сейчас в свободном доступе не представляет труда.

Как я уже сказал, картина посвящена феномену конформизма. Но знали ли вы, что первоначальная задумка была кардинально противоположной? Оказывается, сначала режиссер и помогавшие ему психологи поставили себе задачу ни много ни мало опровергнуть эксперименты С.

Аша, в которых испытуемые, подвергавшиеся групповому давлению, должны были сравнивать длины отрезков.

Но в ходе съемок проведенные опыты раз за разом лишь подтверждали правоту американского коллеги — делится своими воспоминаниями автор советских экспериментов, Валерия Сергеевна Мухина [2].

Конформизм (а также конформность, конформное поведение или социальное влияние) — социально-психологический феномен, определяющийся через «наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодолением этого конфликта в пользу группы» [1, с. 201].

В картине данное явление иллюстрируется семью экспериментами: инсценировка нападения с последующим опросом свидетелей, словесное описание портрета актера с предшествующим этому формированием установки, эксперимент с пирамидками («обе белые») среди детей, эксперимент со сладкой-соленой кашей, поиск одинаковых фотографий людей среди пяти разных, «обе белые» со взрослыми и, наконец, тир — выбор между коллективизмом и эгоизмом в условиях группового давления в сторону последнего [4]. Конформности подвержены и дети, и подростки, и взрослые. Нужно понимать, что конформизм сам по себе ни хорош, ни плох. Более того, без него сложно представить существование сколько-нибудь сложного общества. Также стоит отметить, что мера конформности может варьироваться как у разных людей, так и у одного человека в зависимости от его личностных установок и значимости ситуации.

Однако мы можем найти у Г. М. Андреевой, что есть и оборотная сторона данного феномена, по сути своей от него не отличающаяся — негативизм [1] (или нонконформизм). Он проявляется в том, что человек склонен всегда действовать наперекор мнению группы, даже если она оказывается права.

И это отражено в одноименном ремейке «Я и другие» 2010 года. В нем воспроизводятся все эксперименты из оригинальной картины за исключением последнего эпизода с тиром, при этом некоторые дополняются.

В частности, в опыте с поиском одинаковых портретов среди фотографий действительно есть две одинаковые, однако группа подставных испытуемых изначально называет другие, которые на самом деле разные.

Когда же настоящий испытуемый не поддается групповому давлению, оговоренное большинство меняет свою точку зрения на истинную, находя достоверное сходство. Вслед за этим «независимый» участник эксперимента то же уходит с предыдущей позиции, но теперь он видит несуществующее сходство между двумя портретами, которые никто до этого не называл [3].

Конформизм как одна из основ социальности человека помогает экономить нам ресурсы в ситуациях, когда последствия выбора некритичны. Однако из этого не следует, что всегда и во всем надо соглашаться с большинством, так что не бойтесь отстаивать свою точку зрения, особенно если она для вас важна.

Надеюсь, мне удалось вызвать у вас интерес к самому фильму и к раскрываемой в нем теме, или что вы хотя бы смогли узнать сегодня что-то новое. А какие еще психологические эксперименты, нашедшие свое отражение в кинематографе, вы знаете?

    Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2018. — 360 с.
  2. Мухина В. С. Мы все конформисты: [Видеозапись лекции] / В. С. Мухина // Сноб. — 2010, 13 марта. — М., 2010. — (27 минут). — URL: https://snob.ru/selected/entry/15051/ (дата обращения: 29.06.2021).
  3. Я и другие: [Фильм] / Реж. В. М. Бродский; Ведущий Л. М. Проценко; Авт. экспериментов В. С. Мухина — М.: ТВ3, 2010. — (45 минут).
  4. Я и другие: [Фильм] / Реж. Ф. М. Соболев; Экспериментатор В. С. Мухина; Науч. консультант А. В. Петровский. — Киев: Киевнаучфильм, 1971. — (49 минут).

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизироваться.

"Я и другие": как раскрыть тему на примере Уайльда «Портрет Дориана Грея»?

Несмотря на то, что “Портрет Дориана Грея” – единственный роман Оскара Уайльда, это не помешало ему пополнить классику английской литературы. И небезосновательно.

Двойственность личности и внутренние бои с самим собой в романе показаны очень ярко.

Образы, характеры героев и их действия раскрыты настолько блестяще, что каждый герой заслуживает отдельного произведения, потому что их судьбы и кончина каждого оставляет много рассуждений за уже закрытой книгой.

Дориан Грей – изначально молодой неискушенный юноша необыкновенной красоты, лишенный родителей, которые могли бы помочь, научить, наставить наконец. И тут он знакомится с Генри Уоттоном. Вернее, их знакомит художник Бэзил Холлуорд.

С самого начала романа прослеживается тенденция: невинный неопытный юноша на подсознательном уровне искал себе старшего наставника, учителя по жизни.

Бэзил на эту роль совершенно не подходил, поскольку сам по себе являлся инфантильным, аморфным и закомплексованным человеком, который пытался спасаться собственным творчеством, чтобы бежать от своих страхов и неуверенности, включая отношения с другими людьми.

Он не может найти свое место в жизни, не может даже до конца определиться со своей сексуальной ориентацией.

И тут противовес – Лорд Генри Уоттон – брутальный, чрезмерно циничный человек, но с твердым мужским стержнем. То-то юный Дориан и прикипел к нему всей душой, слушая совершенно мерзкие речи о людях, межличностных отношениях, жизни в целом. Определенный отрезок жизни Генри выполняет роль ведущего, а Дориан – ведомого.

Дорианом на этом этапе легко управлять, он доверчив и внушаем настолько, что из интеллигентного молодого человека очень быстро превращается в монстра-деграданта с двойной жизнью… И начинает жить двумя параллельными жизнями. Одна (реальная) отображается на его портрете, написанном Бэзилом, и вторая – лживая, которую видят все окружающие.

.. Видят, поражаются множеству нестыковок (включая вечную молодость Дориана), но почему-то никому не приходит в голову изолировать уже психически больного человека от общества. Видимо, его невинный вечно юный образ многим внушает доверие…

А что Генри? Он, при его способности трезво и логически рассуждать, даже толком не понял, какое исчадие ада породил.

Так в жизни Дориана и появляется жизненное кредо – “Я и другие”… Две половинки мира, где на одной он – лицемерный беспринципный эгоист, а на другой – все остальные. И Дориану совершенно неважно, насколько сильно он наследил в жизнях этих других.

Кажется, будто все чувства и эмоции, вся любовь, сострадание, чувство вины в нем напрочь отключились. А так не бывает…

Пусть это даже фантастика, но она тесно переплетается с реальностью в том смысле, что за все злодеяния всё равно придется расплачиваться, даже если ты ни капли не раскаялся.

Ссылка на основную публикацию