Как авторская позиция проявляется в финале драмы Островского «Гроза»?

Задание 12 № 1309

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

12.1. Как в «Слове о полку Игореве» проявляется авторское отношение к героям и событиям?

12.2. Как авторская позиция проявляется в финале драмы А. Н. Островского «Гроза»?

12.3. Какую роль в жизни героев романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» играет семья?

12.4. Проблема выбора в русской литературе.

Пояснение.

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).

В бланке ответов М2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

  • Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
  • Продумывайте композицию сочинения.
  • Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
  • Комментарий к темам сочинений

12.1. Как в «Слове о полку Игореве» проявляется авторское отношение к героям и событиям?

Основная мысль «Слова…» — мысль о единении русской земли. Автор обращается к походу Игоря для того, чтобы страстно, доказательно защитить эту мысль.

Взгляд автора выражает прежде всего интересы Родины в целом, а не честь князей.

Так как побуждением Игоря к походу была защита Родины, в походе князь проявил мужество, верность брату в плену, автор «Слова о полку Игореве» славит князя, хотя и не приветствует его поход.

12.2. Как авторская позиция проявляется в финале драмы А. Н. Островского «Гроза»?

Смерть Катерины, полюбившей так, как могут любить только очень сильные натуры, в конце драмы закономерна – для нее нет иного выхода.

Жизнь по законам «темного царства» для нее хуже смерти, смерти души страшнее гибели телесной. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться.

Противостояние между представителями «темного царства» и его жертвами достигает наивысшей точки именно в последней сцене, над телом мертвой Катерины.

12.3. Какую роль в жизни героев романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» играет семья?

В романе Шолохова «Тихий Дон» семья играет ключевую роль, ведь события происходит в казачьей среде, во времена, когда священней семьи ничего не было, а слово родителей было непререкаемым законом. Семья решала, кем ты будешь, была опорой в трудный момент. Люди уважали связь поколений.

Потому и воспринимаются события романа настолько трагично, что в переломную эпоху начинала рушиться семья. По разную сторону баррикад могли оказаться родные люди.

Как быть тогда? Как правильно принять решение? А как найти в себе силы отказаться от любви ради сохранения семьи? На эти вопросы нет однозначного ответа, и Шолохов предлагает нам вместе с его героями разобраться в перипетиях «семейной темы».

12.4. Проблема выбора в русской литературе.

Проблема нравственного выбора человека всегда была особенно значимой в русской литературе. Именно в сложных ситуациях, совершая тот или иной нравственный выбор, человек по-настоящему раскрывает свои подлинные нравственные качества, показывая, насколько достоин он звания Человека.

В тяжелейших условиях делает свой выбор Андрей Соколов. Для него очевидно: он должен не пойти на сговор с врагами, не предать своих товарищей за кусок хлеба, мужественно вынести пытки и унижения.

Кто-то менее стойкий духом донёс на Андрея за неосторожно сказанную фразу, и, вызванный к коменданту лагеря, Соколов готовится бесстрашно принять смерть, «чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться всё-таки трудно…».

Отказываясь пить «за победу немецкого оружия», Андрей Соколов соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», гордо отказываясь от закуски.

Ему важно было показать, «что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». И его достоинство оценил даже враг, отпустивший Соколова с миром в барак и подарив ему хлеба и сала. Поделить «харчи» на всех — это тоже нравственный выбор героя, остающегося верным своим понятиям о чести, справедливости, коллективизме.

Такие удары судьбы могут сломить любого человека, не менее стойкого, чем Андрей Соколов. Демобилизовавшись, он работает шофёром.

Он не спивается, не жалуется на свою судьбу — герой находит в себе силы подобрать мальчика-сироту и усыновить его.

Это тоже нравственный выбор Андрея Соколова — найти в себе душевную щедрость и взять на себя ответственность за маленького человечка, обездоленного войной.

Критерии проверки:

    Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
    1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
    Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне 3
    Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне 2
    Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно 1
    Тема не раскрыта
    2. Привлечение текста произведения для аргументации
    Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют 3
    Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки 2
    Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.) ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искаженаИ/ИЛИ допущены три фактические ошибки 1
    Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий)ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибкиИ/ИЛИ авторская позиция искажена
    3. Опора на теоретико-литературные понятия
    Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 3
    Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 2
    Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий 1
    Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий
    4. Композиционная цельность и логичность
    Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3
    Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,НОвнутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы 2
    В сочинении прослеживается композиционный замысел,

    • НО
    • есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями
    • И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается
    1
    В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения
    5. Соблюдение речевых норм
    Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка 3
    Допущены две-три речевые ошибки 2
    Допущены четыре речевые ошибки 1
    Допущено пять или более речевых ошибок
    Максимальный балл 15

      Критерии оценивания грамотностиБаллы
      ГК1. Соблюдение орфографических норм
      Орфографических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки 2
      Допущены три-четыре ошибки 1
      Допущено пять или более ошибок
      ГК2. Соблюдение пунктуационных норм
      Орфографических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки 2
      Допущены три-четыре ошибки 1
      Допущено пять или более ошибок
      ГК3. Соблюдение грамматических норм
      Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки 1
      Допущено три или более ошибки
      Максимальный балл 5

      Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 3.

      Сочинение-рассуждение Как проявляется авторская позиция в драме А.Н.Островского «Гроза»?

      Драма А.Н.Островского «Гроза» – одно из самых значительных и известных произведений в творчестве драматурга. Написанное в 1859 году, оно стало «предвестником» грядущих реформ и перемен. Эти реформы коснулись в том и числе и самого «закостенелого» сословия России – купечества.

      Ведь именно в купечестве дольше всего продолжали следовать предписанным домостроем строгим правилам, советам и наставлениям по всем направлениям жизни человека и семьи, а жены купцов долгое время оставались «шестеренками» огромного механизма сложившейся системы.

      Поэтому Островского, как приверженца гуманистических идей, особенно волновала роль женщины в купеческой среде, и в своей пьесе он хотел показать, что даже в «третьем сословии» назревают суровые и не терпящие больше ждать перемены.

      Для того, чтобы показать свою точку зрения на проблему, поставленную в произведении, а также обозначить отношение к героям, автор использует авторскую позицию.

      В драматических произведениях авторская позиция может выражаться через классицистический прием – «говорящие имена». Имена и фамилии героев раскрывают сущность и характер героев. Например, фамилия «Кабановы» определенно несет в себе негативную характеристику, что-то нечеловеческое, звериное.

      А также к имени «Марфа Игнатьевна Кабанова» приписано в скобках «Кабаниха», что указывает на отрицательно отношение к этому персонажу. Продолжает поддерживать мотив животных и фамилия Савела Прокофьевича «Дикой», от слова «дикий». Это тоже нельзя отнести к положительным чертам характера.

      Также немало интересный факт, что у персонажа Кулигина есть свой прототип – русский изобретатель Иван Петрович Кулибин, он так же был мещанином, как и его герой.

      Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

      Главной героине тоже дано неслучайное имя – имя «Катерина» в переводе с греческого означает «чистая», что говорит нам о чистоте ее души.

      Авторская позиция может выражаться и через авторские ремарки.

      Ведь авторские ремарки даны для того, чтобы разъяснить краткую или подробную характеристику драматургического действия, внешнего вида персонажей, особенностей их поведения, речи.

      Например, в сцене прощания Катерины с Тихоном во втором действии Кабаниха приказывает своему сыну дать наказы Катерине, при этом выглядит все это довольно несправедливо и грубо по отношению к Катерине:

      Кабанов (сконфузившись). Не заглядывайся на парней!

      Катерина строго взглядывает на него.

      Нам это кажется чрезвычайно дико, когда мать говорит сыну, как прощаться со своей женой и говорит такие унизительные слова своей невестке. Этой ремаркой Островский показывает всю абсурдность происходящего. Одна из самых пронзительных сцен – сцена последней встречи Катерины и Бориса.

      Дикой отсылает племянника в Сибирь, чтобы тот больше не смог видеться с Катериной. И, конечно же, Борис мог бы взять Катерину с собой и сбежать, если бы он того хотел и если бы он действительно любил ее. Но он не решился на такой поступок, а значит, его любовь не была чистой, настоящей.

      После разговора с Борисом Катерина осознала это, и в тексте есть следующая ремарка:

      Борис уходит. Катерина провожает его глазами и стоит несколько времени задумавшись.

      Она, как и читатели, остались в глубочайшем недоумении и разочаровании. Борис любил Катерину только на словах, а на деле же он не решился на серьезные и решительные действия.

      Также авторскую позицию можно понять благодаря особым героям-резонерам. Кулигин — персонаж, частично выполняющий функции выразителя авторской точки зрения и потому иногда относимый к типу героя-резонера, что, однако, представляется неверным, так как в целом этот герой, безусловно, отдален от автора.

      Но все же именно он является одним из самых «здравомыслящих» людей в городе Калинове. В 1 действии пьесы Кулигин разговаривает с Борисом, и тот описывает ежедневные нападки Дикого на него.

      В ответ Кулигин говорит, что эти мучения абсолютно напрасны и не имеют смысла: «Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда».

      Также он говорит ему о реальном положении дел в городе Калинове, о существующих порядках и правилах, а также о тиранах, издевающихся над своими родными за «высоким забором», чтобы соседи не видели: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» А когда Катерина раскаялась о своей измене, Тихон говорил, что «убить ее мало», но Кулигин сказал ему такие слова: «Вы бы простили ей да не напоминали никогда. Сами-то, чай, тоже не без греха!» Проанализировав реплики Кулигина, можно подтвердить мнение о том, что Кулигин является частичным выразителем авторской позиции. Он дает советы людям города Калинов со стороны и судит о их поступках справедливо и честно.

      Читайте также:  Могут ли добрые люди быть одинокими?

      И конечно же, авторскую позицию выражает проблема произведения: конфликт Катерины и «темного царства». Островский не случайно выбрал своими героями представителей купеческой России с их «жестокими нравами» и звериными законами.

      Жить так, как жили на протяжении многих веков и не подвергать это сомнениям или критике – вот основной постулат жителей города Калинова.

      Многие жители все же против домостроя, но никто из них, в том числе и Кулигин, не смеют поднять бунт или восстать против Кабанихи или Дикого – одна Катерина в одиночку сумела оказать сопротивление и тем самым стать «лучом света в темном царстве», как ее назвал Н.А.Добролюбов. Безусловно, автор поддерживает в Катерине эту силу духа.

      Ведь идея пьесы «Гроза» такова: свобода выбора должна быть у каждого человека. Катерина была свободна в выборе, и она предпочла смерть жизни с людьми, притесняющих свободу других людей и тех, кто вовсе не имеет ее. Страшно то, что даже живые завидуют мертвым, в этом заключается трагедия пьесы:

      Кабанов. Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! (Падает на труп жены.)

      Авторская позиция – авторское понимание жизни и ее оценка, отношение автора к своим героям. В драматическом произведении автор может показать свое отношение к жизни и к героям через прием «говорящие имена», ремарки, героев-резонеров и проблему произведения.

      Островский в своей пьесе показал всю «трагедию» купечества, а также указал на то, что даже самые ограниченные в своей свободе, купеческие жены тоже восстают против сложившейся вековой системы, а значит, и у всех остальных давно назрела необходимость в коренных изменениях и переменах, одной из которых стала отмена крепостного права в 1861 году.

      Полезный материал по теме:

      Островский А. Н. Гроза, Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе А. Н. Островского

      1. Сочинения
      2. По литературе
      3. Островский
      4. Позиция Островского в Грозе (позиция автора)

      Гроза является самым известным произведением автора Александра Островского. В нём автор старается, как можно более точно, рассказать, какие происходили изменения в конце XIX века. Он очень подробно рассказывает о купцах и обычных крестьянах.

      На самом деле, все люди которые были свидетелями, того столетия, не смогли бы оставаться в стороне и никак как не прокомментировать, изменения в обществе. Сам автор, прямолинейно, пытается показать своим читателям, свое отношение к этому времени.

      Для этого он даёт живые имена своим персонажам, услышав которые, можно хоть немного понять, кем эти люди являются на самом деле.

      Например, главная героиня с прозвищем Кабаниха, предстаёт перед нами властной женщиной, у которой вся семья находится в её руках. У неё есть двое детей, сын Тихон и дочь Варвара. Сама Кабаниха является старовером и не верит, ни во что новое. У ее сына, есть жена имени Катерина.

      Она является скромной, тихой и доброй, однако отсутствие ласки и любви, заставляет её изменить мужу. Дочка же Варвара, с самого раннего детства, научилась лгать и изворачиваться. Кабаниха, очень жёсткая женщина слово которой всегда, является главным. Также в городе проживает купец Дикой, это человек который всё время проводит за гуляньями.

      Он без стеснения, рассказывает посторонним людям, что он может легко обмануть человека, который ему доверился и дал деньги.

      У главной героини, по имени Катерина, детство прошло в совершенно другой обстановке, она всегда находилась под крылом своей матери и никогда не нуждалась в ласке.

      В их доме был большой сад, в котором она всегда чувствовала себя вольной птицей. Но когда она в раннем возрасте вынуждена была выйти замуж, её жизнь совершенно изменилась.

      Отныне, её свекровь постоянно её попрекала и не давала ей спокойно жить.

      Дочка Кабанихи, Варвара, никогда не следовала правилам и жила так как ей хотелось. В то время как её брат, всегда был у маминой юбки и никогда не смел сказать слова против ее воли. В ходе прочтения произведения, читатели могут понять, что автор разделил главных персонажей на два лагеря.

      В одном находятся персонажи, которые верят в Божью справедливость, а во втором, предпочитают жить по земным законам и радоваться тому что имеют. Именно это и есть главный конфликт, всего произведения.

      А также большое значение, для всего произведения, имеет противостояние двух главных героинь Кабанихи и Катерины.

      Другие сочинения: ← Конфликт в пьесе Гроза↑ ОстровскийМолодое поколение в пьесе Гроза →

        Вазы в виде цветка. Фарфоровые вазы: описание аксессуаров

      Несколько интересных сочинений

      • Анализ рассказа Зощенко Аристократка Основным персонажем произведения, относящегося к комическому жанру, является рассказчик, от имени которого ведется повествование, представленный писателем в образе водопроводчика Григория Ивановича.
      • Итоговые сочинения
      • Сочинение на тему Самара космическая Самара очень красивый и старый город. Славиться он не только своими жителями, но и достопримечательностями, одной из которой является музей космонавтики.
      • Анализ рассказа Куприна Тапёр сочинение 5 класс Этот рассказ мне очень понравился тем, что он похож на живую биографию известного человека. И я так понимаю, что это правда. Специально я не узнавал, но мне хочется в это верить…
      • Образ и характеристика Катерины Измайловой в повести Леди Макбет Мценского уезда Лескова Леди Макбет, несомненно, сильная личность, которой лучше было бы направить свою силу на что-то более хорошее.

      Островский А. Н.

      Сочинение по произведению на тему: Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе А. Н. Островского

      В пьесе Островского поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах, смены общественных устоев. Автор не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно — авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны.

      Остается один вариант — авторская позиция представляется через определенного героя, через композицию, символику и т. д. Очень символичны в пьесе имена. Говорящие имена, употребляемые в , — это отголосок классицистического театра, черты которого сохранились и в конце 60-х годов XIX века.

      Имя Кабановой живо рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище дополняет эту неприятную картину. Дикого автор характеризует как дикого, безудержного человека. Имя Кулигина многозначно. С одной стороны, оно созвучно с Кулибиным — механиком-самоучкой. С другой — — это болото. Существует поговорка: .

      Этой поговоркой можно объяснить возвышенное восхваление Кулигиным Волги. Его имя относит его к болоту города Калинова, он естественный обитатель города, город его породил. Важны женские греческие имена. Катерина обозначает , и действительно, всю пьесу ее мучает проблема очищения.

      Противопоставляемая ей Варвара — — она не углубляется в свою душу, живет естественно и не задумывается над своей греховностью. Она верит, что каждый грех можно искупить. Именно по этому принципу разделяются все персонажи . Те, кто верит в христианское искупление грехов, возможности после совершения греха через страдания и (или) дары от него.

      Это Дикой (он рассказывает про то, как просил на коленях прощения у простолюдина), Варвара, Тихон (он кутит и развлекается, когда ему удается уехать из Калинова, а потом ничуть не раскаивается). Их философия позволяет им избавиться от душевных страданий, их не тяготит окружающий мир — они умеют закрыть на него глаза, разрешить себе свободу.

      На другой стороне — закоснелая блюстительница выродившихся законов Кабаниха. Кулигин, Катерина находятся на распутье, как и вся Россия. Душа ее очень верующая, но как-то не по-христиански — она не верит в прощение. Она живет по и считает эту жизнь единственно верной. В ее глазах ее муж, Тихон, так же важен, как Бог, и, когда она изменила мужу, она изменила Богу.

      Но, с другой стороны, она молода, ее сердце вступает в раздор с ее душой. Это является одним из основных конфликтов пьесы — духовным, по мнению Ю. М. Лотмана. Вторым конфликтом является социальный конфликт — взаимоотношения невестки и свекрови, неволя женщины в купеческой семье. Долгое время в критической литературе рассматривался либо один, либо другой конфликт.

      Но автор придал произведению более глубокий смысл — это народная трагедия. Добролюбов назвал Катерину , но позднее, через несколько лет сам Островский дал таким людям название — . Действительно, это конфликт с окружающей ледяной средой. И гроза как физическое явление пытается растопить этот лед.

      Другое значение, вложенное автором в грозу, символизирует гнев Божий, и все, кто боится грозы, не готовы принять смерть и предстать перед судом Божьим или думают так. Но автор вкладывает свои слова в уста Кулигина. , — говорит он. Таким образом он характеризует свое отношение к этому обществу. И этот конец выражает надежду.

      Мотив подъема проходит через всю пьесу, опираясь на слова Катерины о полете, на пейзаж. Автору удалось передать пейзаж ограниченными средствами: вид на просторы Заволжья, открывающийся с обрыва, создает ощущение, что Калинов — не единственное место, пригодное для человека, как думают калиновцы. Но для Катерины это город гроз и страшных огненных геенн, это город-возмездие.

      Стоит покинуть город, и ты оказываешься в новом, едином с Богом и природой мире — на Волге, величайшей реке России. Но на Волгу можно пройти ночью, когда не видно ни своих, ни чужих грехов, ни глубины падения, из которой невозможно подняться. Другой путь к свободе — через обрыв, через смерть. Островский сознает, что болото, — город Калинов — затягивает и не отпускает. В ремарках, то есть в начале пьесы, Борис назван единственным человеком в европейском костюме. И имя у него — Борис — . Но он сначала опускается до отношений с замужней женщиной, а потом, не способный на борьбу, уезжает, отсылаемый Диким. Если вначале он гово

      Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза»

      В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев.

      Драматург не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно — авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны.

      Остается один вариант — авторская позиция представляется через определенного героя, через композицию, символику и т. д.

      • Очень символичны в пьесе имена.
      • Имя Кабановой живо рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище “Кабаниха” дополняет эту неприятную картину.
      • Дикого автор характеризует как дикого, безудержного человека.

      Имя Кулигина многозначно. С одной стороны, оно созвучно с Кулиби-ным — механиком-самоучкой, с другой стороны, “кулига” — это болото. Существует поговорка: “Всяк кулик свое болото хвалит”. Этой поговоркой можно объяснить возвышенное восхваление Кулигиным Волги. Его имя “относит” его к болоту города Калинова, он естественный обитатель города, город его породил.

      Важны женские греческие имена. Катерина обозначает “чистая”, и действительно, всю пьесу ее мучает проблема очищения. Противопоставляемая ей Варвара — “варварка” — не углубляется в свою душу, живет естественно и не задумывается над своей греховностью.

      Читайте также:  Биография Владимира Маяковского: все о жизни и творчестве

      Именно по этому принципу разделяются все персонажи “Грозы”. С одной стороны, это те, кто верит в христианское искупление грехов, возможность после совершения греха через страдания и (или) дары “откупиться” от него.

      Среди них Дикой (он рассказывает про то, как просил на коленях прощения у простолюдина), Варвара, Тихон (он кутит и развлекается, когда ему удается уехать из Калинова, а потом ничуть не раскаивается).

      Их философия позволяет им избавиться от душевных страданий, их не тяготит окружающий мир — они умеют закрыть на него глаза, разрешить себе “свободу”.

      На другой стороне — закоснелая блюстительница законов Домостроя Кабаниха. Кулигин и Катерина находятся на распутье, как и вся Россия. Катерина живет по Домострою и считает эту жизнь единственно верной.

      В ее глазах ее муж, Тихон, так же важен, как Бог, и, когда она изменила мужу, она изменила Богу. Но, с другой стороны, она молода, ее сердце вступает в раздор с душой.

      Это является одним из основных конфликтов пьесы.

      Второй конфликт — социальный: взаимоотношения невестки и свекрови, неволя женщины в купеческой семье.

      Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”, но позднее, через несколько лет, сам Островский дал таким людям название — “горячее сердце”. Действительно, это конфликт “горячего сердца” с окружающей ледяной средой. И гроза, как физическое явление, пытается растопить этот лед.

      Другое значение, вложенное автором в грозу, символизирует гнев Божий, и все, кто боится грозы, не готовы принять смерть и предстать перед судом Божьим или думают так. Но автор вкладывает свои слова в уста Кулигина. “Судия милосерднее вас”, — говорит он. Таким образом он характеризует свое отношение к этому обществу.

      Авторская позиция выражается частично в монологах Кулигина, частично ее можно понять из противодействия Катерины и Кабанихи.

        Сочинение Почему человек должен быть добрым? Итоговое

      Когда Катерина рассказывает о своем доме, она описывает идеал христианской староустойной семьи, но в нем уже намечаются изменения: не могло быть столько свободы у девушки. И именно это изначальное несоответствие канонам приведет к духовному и социальному конфликту.

      Особенностью композиции являются два возможных варианта кульминации и развязки.

      Если считать, что кульминация наступает, когда Катерина идет гулять на Волгу, то развязкой станет раскаяние, то есть на первый план выходит драма свободной в своих проявлениях женщины. Но раскаяние происходит не в самом конце.

      Тогда что же такое гибель Катерины? Существует другой вариант — духовный. Духовная борьба Катерины разрешается кульминацией во время ее покаяния и развязкой — гибелью.

      В связи с этим вопросом возникает проблема определения жанра пьесы. Сам Островский назвал ее драмой, потому что после величайших трагедий Антигоны или Федры назвать трагедией историю простой купчихи было бы немыслимо.

      По определению, трагедия — это внутренний конфликт героя, при котором герой сам толкает себя к гибели. Это определение подходит ко второму варианту композиции. Если здесь отражен только социальный конфликт, то это драма.

      Столь же неоднозначен вопрос о смысле названия. Гроза разражается на двух уровнях— внешнем и внутреннем.

      Внутренняя, никому не видимая гроза происходит в душе Катерины.

      В то время как гроза внешняя приносит облегчение и очищение, гроза внутри Катерины вводит ее в страшный грех — самоубийство.

      Авторская позиция в пьесе “Гроза” выражена явно, в ней остается много спорных моментов, но она создает определенный фон, благодаря которому мы понимаем, что Кабаниха, хотя она кажется блюдущей все обряды и традиции, не права, так же как не права и Катерина. Однако у Катерины есть выбор, и она еще может измениться и пойти по истинному пути, и великий народ, олицетворенный в ней, еще сможет возродиться.

      Позиция автора в Грозе (позиция Островского, авторская позиция) – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

      Учитывая, что в пьесе рассматривается проблема общественного перелома, оставаться в стороне драматургу очень сложно. Тем не менее, у него достаточно узок простор для изложения своей позиции – ведь ее выражение возможно лишь в ремарках, коих немного. Мало того, если они и есть, то не отличаются выразительностью.

      Потому Островский пытается выразить свою позицию в именах героев.  Например, фамилия Кабанова придумана неслучайно – читателю сразу же представляется женщина дородная, тяжелая, как физически, так и характером. А тот факт, что автор именует ее «Кабанихой» напрямую говорит о том, героиня глубоко антипатична.

      Точно так же с Диким – это и не фамилия даже, а отображение качества. Герой довольно активный, безудержный, порывистый.  А вот с Кулигиным ситуация спорная. С одной стороны, созвучно с мастером Кулибиным. С другой стороны, «кулига» — обозначает «болото». Соответственно, может обозначать верткого, скользкого человека. Либо же, учитывая его любовь к Волге, человека, преданного своему городу.

      Примечательны и женские имена. Имя Катерина обозначает «чистая». Автор испытывает к ней симпатию и по порывам женщины, можно определить, что она оправдывает свое имя – стремится к душевной и телесной чистоте. Конечно же, пути порой тернисты. Но факт остается фактом – она задумывается об очищении.

      Варвара, которая противопоставляется Катерине, напротив не мучается душевными порывами, не задумывается над грехами. Ее позывы звериные, низкие, приземленные. Варварские. Опять же имя говорит само за себя.

      Однако автор показывает, что некоторые верят в искупление грехов чистое и правильное, а некоторые считают, что совершать прегрешения можно, если потом вовремя откупиться. Допустим, это Варвара, Дикий, Тихон. Что же касается Кабанихи, она приверженец домостроя.

      По домострою живет и Катерина. Да только автору и героине не вполне приятен такой образ жизни. Возможно, именно поэтому Островский делает Тихона таким жалким и ничтожным. Тем не менее, героине он предстает таким же важным, как Господь.

      Она считает, что изменив мужу, она изменила Богу.

      Тем не менее, драматург скорее на стороне Катерины, нежели против нее. Это видно как по описаниям, так и по репликам. По крайней мере, он не осуждает героиню за эту связь, поскольку понимает, что это неподдельное, чистое стремление изменить свою жизнь, наконец обрести счастье.

      Кстати, если Добролюбов считал Катерину «лучом света в темном царстве», то сам Островский называл таких людей «горячее сердце». Причем, в его творении подобное сердце находится средь ледяной среды, где каждая душа наполнена безразличием. Именно поэтому оно так мучается и страдает, не находит покоя.

      Само название «Гроза» символизирует гнев небес. Как-никак, многие расценивали это природное явление как символ возможной смерти. Что же такое смерть Катерины? Освобождение или искупление грехов перед обществом, мужем и односельчанами? Автор не говорит, решать – дело читателя.

      Более или менее прямо авторская позиция изложена в репликах Кулигина.  И частично в конфликте Кати с Кабанихой. Можно сказать, что Островский более симпатизирует Катерине, нежели ее несправедливым односельчанам, но в то же время, он сохраняет некий нейтралитет. Его позиция – это некий фон, позиция рассказчика и критика.

      2 вариант

      Действия пьесы «Гроза» разворачиваются в переломный этап общественного развития пятидесятых годов девятнадцатого века, когда происходит радикальное изменение устоев общества. Сложно представить произведение без определённой позиции автора. В пьесе «Гроза» мнение автора можно узнать по небольшим ремаркам, через символику и героя-резонера.

      Островский даёт своим героям говорящие имена, что выражает его отношение к некоторым действующим лицам. Например, госпожа Кабанова. Кабан — это животное, которое может смести все на своём пути, это прослеживается и в характере Кабанихи. Женщина достаточно грозная, суровая и даже жестокая и деспотичная.

      Пренебрежительная кличка «Кабаниха» также выражает неприязнь Островского к своей героине. То же самое можно сказать и про Дикого. Это помещик, не отличающийся умственными способностями, он не интересуется событиями, происходящим за пределами «Тёмного царства». Помещик деспотичен и жесток.

      Стоит уделить внимание и Катерина, имя которой с греческого переводится как «чистая». Действительно, эта героиня отличается от остальных, она стремится к очищению, к праведной жизни, она словно луч света в этом тёмном царстве. В имя Варвары же автор не вкладывал определённого смысла.

      Эта героиня, считающая, что все идёт своим чередом, она не боится грехов так, как Катерина, ибо считает, что их можно искупить.

      Действительно, герои пьесы словно разделяются на две группы: те, кто старается не грешить, жить по законам божьим, и те, кто уверены, что любой грех можно искупить.

      К людям, верующим в искупление грехов относятся Дикой, который однажды на коленях просил прощение у простого крестьянина, Варвара и Тихон. К другой группе относится Катерина — очень религиозная и набожная девушка, старающаяся не совершать грехов.

      Девушка очень винила себя после измены мужу, ведь считала, что раз она помолвлена с ним, то она изменила не Тихону, а Богу. Но с другой стороны Катерина осознает, что это был порыв страсти, она молода, поэтому раздор сердца и души — вполне нормальное явление.

      В этом проявляется личный конфликт героини. Кабаниха вообще подчиняется лишь своей вере — Тёмному царству. Марфа Игнатьевна считает, что только жизнь по её законам можно назвать по-настоящему правильной.

      Но в пьесе прослеживается её только личный конфликт, но и конфликт взаимоотношений. Катерина — это героиня с горячем сердцем, которая оказалась в ледяной среде. Это и объясняет непонимание Катерины другими героями.

      Особый смысл автор вкладывает в понятие Божьего гнева. Всё представители «тёмного царства» боялись грозы, так как считали её карой Божьей. Они просто напросто боялись предстать перед Божьим судом, не искупив свои грехи.

      В данном эпизоде Авторская позиция передана через речь Кулигин, который говорит «Судия милосерднее вас». Кулигина можно назвать героем-резонером, так как именно через его речь автор передаёт свои взгляды на происходящее.

      Таким образом, авторскую позицию в «Грозе» можно назвать неоднозначной, так как она проявляется отрывисто, лишь в некоторых эпизодах. Однако, несмотря на эти черты, Авторская позиция создаёт определённое настроение в произведении, формирует отношение к героям.

      Картинка к сочинению Позиция автора в Грозе (позиция Островского, авторская позиция)

      ПредыдущаяСледующая

      Позиция автора в Грозе (позиция Островского, авторская позиция)

      • Сочинения
      • По литературе
      • Островский
      • Позиция автора в Грозе (позиция Островского, авторская позиция)

      Учитывая, что в пьесе рассматривается проблема общественного перелома, оставаться в стороне драматургу очень сложно. Тем не менее, у него достаточно узок простор для изложения своей позиции – ведь ее выражение возможно лишь в ремарках, коих немного. Мало того, если они и есть, то не отличаются выразительностью.

      Потому Островский пытается выразить свою позицию в именах героев. Например, фамилия Кабанова придумана неслучайно – читателю сразу же представляется женщина дородная, тяжелая, как физически, так и характером. А тот факт, что автор именует ее «Кабанихой» напрямую говорит о том, героиня глубоко антипатична.

      Точно так же с Диким – это и не фамилия даже, а отображение качества. Герой довольно активный, безудержный, порывистый. А вот с Кулигиным ситуация спорная. С одной стороны, созвучно с мастером Кулибиным. С другой стороны, «кулига» — обозначает «болото». Соответственно, может обозначать верткого, скользкого человека. Либо же, учитывая его любовь к Волге, человека, преданного своему городу.

      Примечательны и женские имена. Имя Катерина обозначает «чистая». Автор испытывает к ней симпатию и по порывам женщины, можно определить, что она оправдывает свое имя – стремится к душевной и телесной чистоте. Конечно же, пути порой тернисты. Но факт остается фактом – она задумывается об очищении.

      Варвара, которая противопоставляется Катерине, напротив не мучается душевными порывами, не задумывается над грехами. Ее позывы звериные, низкие, приземленные. Варварские. Опять же имя говорит само за себя.

      Однако автор показывает, что некоторые верят в искупление грехов чистое и правильное, а некоторые считают, что совершать прегрешения можно, если потом вовремя откупиться. Допустим, это Варвара, Дикий, Тихон. Что же касается Кабанихи, она приверженец домостроя.

      Читайте также:  Борис заходер - азбука фантазёров: читать стих, текст стихотворения поэта классика

      По домострою живет и Катерина. Да только автору и героине не вполне приятен такой образ жизни. Возможно, именно поэтому Островский делает Тихона таким жалким и ничтожным. Тем не менее, героине он предстает таким же важным, как Господь.

      Она считает, что изменив мужу, она изменила Богу.

      Тем не менее, драматург скорее на стороне Катерины, нежели против нее. Это видно как по описаниям, так и по репликам. По крайней мере, он не осуждает героиню за эту связь, поскольку понимает, что это неподдельное, чистое стремление изменить свою жизнь, наконец обрести счастье.

      Кстати, если Добролюбов считал Катерину «лучом света в темном царстве», то сам Островский называл таких людей «горячее сердце». Причем, в его творении подобное сердце находится средь ледяной среды, где каждая душа наполнена безразличием. Именно поэтому оно так мучается и страдает, не находит покоя.

      Само название «Гроза» символизирует гнев небес. Как-никак, многие расценивали это природное явление как символ возможной смерти. Что же такое смерть Катерины? Освобождение или искупление грехов перед обществом, мужем и односельчанами? Автор не говорит, решать – дело читателя.

      Более или менее прямо авторская позиция изложена в репликах Кулигина. И частично в конфликте Кати с Кабанихой. Можно сказать, что Островский более симпатизирует Катерине, нежели ее несправедливым односельчанам, но в то же время, он сохраняет некий нейтралитет. Его позиция – это некий фон, позиция рассказчика и критика.

      Сочинение Образ и характеристика Катерины

      Тема женской судьбы в суровом обществе одна из самых ярких тем, раскрытых в произведениях Островского. «Гроза» тоже относится к циклу этих произведений. Главная героиня пьесы – это собирательный образ.

      Катерина – девушка из приличной семьи, которая вышла замуж за Тихона, она любит его, но его матушка вечно её поучает. Не даёт даже с мужем попрощаться, когда тот уезжает в Москву.

      Катерина – это бедная, несчастная замужняя женщина, образ которой – это образ многих девушек того времени. Она понимает, что всю жизнь проведёт в этом царстве тьмы, где её не любят, хотя она и старается быть хорошей женою, где она никогда не станет свободную птицею, о чём и говорит Варваре, но та тоже не понимает её.

      Она единственная светлая душа в том городе. Катерина даже когда влюбилась в Бориса испытывала чувства стыда и считала себя в этом виноватой, попросила мужа забрать её с собою, словно чувствовала, что случится что-то плохое, непоправимое.

      Но Тихон не слушает её, он идёт на поводу у своей маменьки. Тихон даже возражать-то ей не смеет, и не заступается за неё, хотя сама Катерина молчать не стала, и отвечала Кабанихе, что та напрасно её обижает.

      Автор показывает и честность главной героини, когда она не в силах держать в обмане мужа, перед страшным буйством стихии, рассказывает ему всё про них с Борисом. В тоже время автор подчеркивает и её светлую душу, которая в не силах терпеть унижения Кабаниха, безразличие раньше любимого мужа, и трусость возлюбленного.

      Она знает, что единственный путь освобождения от этих оков – смерть. Последняя надежда угасает, когда Борис отказывается взять её с собою.

      Хотя у него есть все основания это сделать, если бы он по-настоящему её любил. Но Борис трус. Главную черту этого персонажа автор подчеркивает еще в начале, когда Борис живет у дяди и терпит все оскорбления и унижения, причем на глазах у всех, в самом людном месте, а именно на набережной реки, на главном бульваре города.

      Борис, когда прощается с Катериной чувствует, что-то случится, но трусит и Катерина больше не увидится с ним никогда.

      Единственный её путь к свободе – смерть и теперь, она прыгая, чувствует себя абсолютно счастливой, и свободную, теперь она – птица!

        Бэла («Герой нашего времени») – краткое содержание

      Вариант 2

      Одним из наиболее ярких персонажей пьесы является Катерина, красивая девятнадцатилетняя девушка, рано вышедшая замуж, и не нашедшая любви в своём браке.

      Самым светлым периодом своей жизни Катерина считает своё детство. Выросла она в зажиточной купеческой семье. Её родители, люди религиозные и набожные, очень любили свою дочь.

      Они не загружали её тяжёлой домашней работой, баловали и позволяли заниматься, тем что ей интересно.

      Особого образования девушка не получила, и её представления о мире сложились главным образом из общения с родителями и разговоров с набожными странницами и богомолками, которые часто бывали в их гостеприимном доме.

      Прожив детство в свободной и дружелюбной атмосфере, Катерина выросла неглупой, искренней, доброй и набожной девушкой. Она любила мечтать, была скромной и в то же время резвой и весёлой, при этом, в силу своего твёрдого характера, она готова на смелые и решительные поступки. Её покорность и терпеливость – не слабость, а скорее проявление её миролюбивой и религиозной натуры.

      Рано выйдя без любви замуж за Тихона и поселившись в доме его матери Кабанихи, девушка попадает из светлой атмосферы любви и искренности в мрачную и душную обстановку лицемерия и ханжества.

      Катерина так и не смогла полюбить своего мужа, а постоянные придирки и злоба свекрови делают её жизнь невыносимой.

      В силу своей миролюбивой природы девушка всё терпит и старается приспособиться, найти какой-то новый смысл в своём существовании, но сильная и свободолюбивая натура не позволяет ей сделать этого, и готова вырваться наружу.

      Вполне закономерным следствием её беспросветной жизни в доме мужа становится то, что, повстречав Бориса, человека доброго, образованного и воспитанного, она влюбляется в него.

      Катерина – цельная и искренняя натура, она испытывает к молодому человеку очень сильные и глубокие чувства. По причине набожного и религиозного воспитания, девушка считает свои чувства к Борису греховными.

      Не в силах долго носить в своей душе сознание этого греха, Катерина рассказывает всё мужу и свекрови. Тихон, сознавая, что всём виновата его злобная мать, готов простить жену.

      Раскаявшись в своём грехе, Катерина не испытывает облегчения и решает покончить с собой. Возможно, отъезд с Борисом был бы спасением для неё, но он, опасаясь негативной реакции со стороны своего дяди, уезжает один. Катерина бросается в реку и погибает.

      Своей смертью Катерина бросает вызов патриархальному укладу крепостной России. Её образ учит нас оставаться собой в любой ситуации и быть верным своим принципам.

      Сочинения

      Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры

      Драма «Гроза» известного писателя Островского повествует о непростом существовании молодой девушки в мире злых, жадных и необразованных людей «темного царства». Катерина Кабанова – луч света в нем.

      Героиня жила и воспитывалась свободно: «как птичка на воле». К сожалению, она не по своему желанию вышла замуж за Тихона Кабанова и живет с его матерью. Мужчина не имеет личной точки зрения, своего мнения, подвластен свой маме – Кабановой Марфой Игнатьевной.

      Девушка чувствует себя в гармонии сама с собой. Катерина не подвластна злобам, обидам, ненависти. Для нее есть добро, любовь, свобода. При этом героиня не сломалась под гнет Кабанихи, а это говорит о силе ее характера.

      Но душевная трагедия повлекла за собой смерть. Катерина просто бы не выжила в этом ужасном царстве. Я считаю, у нее просто не было другого выхода. Героиня «Грозы» была бы слишком светлым человеком для мира, где правит Кабаниха и ей подобные.

      Образ Екатерины из пьесы «Гроза»

      Русская литература предоставляет множество примеров удивительных женщин: Татьяна Ларина, княжна Мери, Ольга Ильинская. Островский создал свой образ – Катерину Кабанову в пьесе «Гроза».

      Любовь и забота в детстве, приверженность к церкви воспитали в юной девушке стремление к свободе, чистоту разума и искренность. Вера девушки в Бога не имеет границ, но в согласии с религиозными правилами и со своей душой она не живет. Вся жизнь Катерины – один сплошные противоречия.

      Она изменяет мужу, ища счастье в другом незнакомом человеке. Хотя эта любовь больше от безысходности. Не умея врать, Катя признается и мужу, и Кабанихе, и всему народу о своем поступке. «Так не лучше ли и правда в могилу?», — думает девушка. Она не может больше бороться сама с собой, со своей верой, с этим «темным царством» и погибает.

      Детство

      Кате около 19 лет, её рано выдали замуж. Из монолога Катерины в первом действии мы узнаём о детстве Кати. Маменька в ней «души не чаяла». Вместе с родителями девочка ходила в церковь, гуляла, а после занималась какой-нибудь работой. Обо всём этом Катерина Кабанова вспоминает со светлой грустью.

      Интересна фраза Варвары о том, что «у нас то же самое». Вот только теперь у Кати нет ощущения лёгкости, теперь «всё делается по принуждению». По сути жизнь до замужества практически не отличалась от жизни после: те же действия, те же события. Но теперь Катя относится ко всему иначе.

      Тогда она чувствовала поддержку, чувствовала себя живой, ей снились удивительные сны о полётах. «И сейчас снятся», да только намного реже.

      До замужества Катерина ощущала движение жизни, присутствие неких высших сил в этом мире, она была набожной: «страсть как любила в церковь ходить! » С самого раннего детства у Катерины было всё, что ей нужно: любовь матери и свобода. Теперь же, волею обстоятельств, она оторвана от родного человека и лишена свободы.

        Анализ стихотворения «Ещё земли печален вид» (Ф.И. Тютчев)

      Цитатная характеристика

      Рассмотрим речевую характеристику Катерины.

      В сложные моменты девушка сетует:

      «кабы я маленькая умерла, лучше бы было… летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».

      Душа Катерины увядает в «темном царстве»:

      «Я у вас завяла совсем».

      Девушка свободолюбива:

      «Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!»

      Катерине не хватает простых добрых слов и обычной человеческой поддержки:

      «Точно я стою над пропастью, а удержаться мне не за что.»

      Критика об образе героини

      Наиболее известны две точки зрения.

      Так, известный российский критик Добролюбов относился к Екатерине, как к «лучику света в темном царстве». Характер оценивал «по преимуществу созидающим, любящим, идеальным». А сила характера заключалась «в силе и гармонии». Он сравнивает девушку с полноводной речкой.

      Писарев в своей работе «Мотивы русской драмы» с Добролюбовым не согласился. Он отметил, что мысли и поступки Катерины полны противоречий. Девушка запутала свою жизнь и посчитала лучшим решением «самый простой и глупый способ — самоубийством».

      Беззаботная жизнь с родителями

      Жизнь Катерины в родительском доме описывается весьма кратко. Её можно охарактеризовать как наполненную радостными вдохновляющими событиями. Родители любили Катерину и к работе не принуждали. Она ходила с матерью в церковь и погружалась в мир иллюзий. Любила гулять в саду, рассматривая цветы, которые росли там.

      У неё не было никаких причин, чтобы грустить. Если она не хотела ничего делать, могла просто расслабиться и отдыхать. Катерина жила в окружении добра и всеобщей любви. Доброта и впечатлительность впоследствии сыграли с ней злую шутку, но тогда неприятные события случались крайне редко.

      Ссылка на основную публикацию