Итоговое сочинение по направлению «Забвению не подлежит» (пример)

добавить в закладки

Аргументы по направлению «Забвению не подлежит» для итогового сочинения 2020-2021.

Итоговое сочинение по направлению «Забвению не подлежит» (пример)

Васильев «А зори здесь тихие»

  • Повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие» рассказывает о локальных, непримечательных на первый взгляд событиях Великой Отечественной войны, о том, как 5 юных девушек-зенитчиц во главе командира встретились в неравном бою с шестнадцатью немцами, чтобы не допустить их к стратегически важным объектам.  Такие подвиги, как тот, что совершили девушки, расплатившись за него жизнью, должен помнить каждый из нас, потому что именно такие люди, как они, помогли миру освободиться от фашизма. Именно на смелых, отважных, честных держится любое общество. Да, это локальное сражение, но главные герои выполнили свой долг, они не пропустили врага. А таких маленьких битв было во время войны бесчисленное количество, и наша задача чтить память людей, которые сражались и погибали ради свободы и мира. 

Л.Н. Толстой «Война и мир»

  • В романе-эпопее великого русского писателя Л.Н. Толстого «Война и мир» повествуется о времени наполеоновских войн. Лев Николаевич создал вымышленных персонажей, но достоверно написал о событиях 1805-1812 годов, с помощью чего мы можем представить, как жили люди в те тяжёлые времена. Толстой очень хорошо показал нам Кутузова как историческую личность, показал патриота, который искренне хочет помочь своей стране. И пусть эти события происходили более двухсот лет назад, нам стоит помнить о Кутузове, потому что он помог солдатам выиграть Отечественную войну, ему удалось сохранить войско насколько это возможно. К тому же, писатель показал полководца как сердобольного человека, который способен простить и пожалеть врага. Наполеоновские войны стали тяжёлым временем для Российской империи, однако и в эти годы люди продолжали жить, двигаться вперёд, и Толстой отразил это в семьях Ростовых, Болконских, Курагиных, в Пьере Безуховом. Мы должны понимать, что и в тёмные времена люди оставались людьми со своими проблемами, переживаниями, радостями, счастьем, интересами и бытом, и это восхищает. Конечно, нельзя забывать и о людях, которые воевали, потому что за счёт больших усилий, а нередко и ценой собственной жизни солдаты спасали Российскую империю от французов, которые напали на страну. 

А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

  • Рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор» напоминает о том, что нам следует помнить не только о великих подвигах на войне, не только о гениях, но и о неприметных людях, потому что есть среди таких люди-праведники, живущие по совести, пытающиеся всем помочь и ничего не требующие взамен.  Матрёна, главная героиня рассказа, была тем самым праведником. Она была бедна, но всем помогала, как только могла, жила не для себя, а постоянно работала на кого-то: на колхоз, на соседей, при этом выполняла «мужицкую» работу, а платы за это не ждала.  Её доброту никто не оценил и не понял, потому что шли послевоенные годы, в стране был голод, всем жилось сложно, и из-за этого у людей на первом месте стояли материальные, а не духовные ценности. Когда Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскать через железную дорогу доски, родственники думают в первую очередь о разделе имущества, а не о потере родного человека. Лишь рассказчик понимает, что главная героиня «есть тот самый праведник, без которого не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша», поэтому таких людей, которые отдают себя ради всеобщего блага, надо ценить и помнить.

Г.Р. Державин «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный»

  • Стихотворение Г.Р. Державина «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный» – это традиция: первым в России его написал М.В. Ломоносов «Я знак бессмертия себе воздвигнул», в его основе вольный перевод с тридцатой оды Горация.  Державин пишет о том, что истинная награда для поэта –  это память народа о нём, о его творчестве: «Слух пройдет обо мне от Белых вод до Чёрных». Каждый творец желает остаться в памяти людей, боится забвения, непонимания его творчества. Человек, который творит не ради выгоды, а по велению сердца, стремится получить бессмертие с помощью стихов, книг, картин, музыки, фильмов. Мы читаем Пушкина, Толстого, Шекспира, ходим в художественные галереи, чтобы восхититься картинами Шишкина, Репина, Малевича, Ван Гога, Леонардо да Винчи, слушаем музыку венских классиков, Цоя, Высоцкого, хотя этих людей уже нет в живых, но они живут внутри нас, в наших душе и памяти.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

  • Важно помнить не только людей, события, места, но незыблемые нормы морали и нравственности, переступив через которые можно потерять свою душу. Родион Раскольников, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», убивает старуху-процентщицу, чтобы ответить на вопрос: «тварь я дрожащая или право имею?». Он хочет проверить свою теорию о том, что люди делятся на обыкновенных и необыкновенных, и необыкновенный человек в крайнем случае может убить, если это необходимо ради великой цели. Через зло герой хочет прийти к добру. Однако теория его порабощает: Родион Раскольников убивает не только мерзкую, противную, хитрую старуху, но и невинную Лизавету, одну из тех униженных и оскорблённых, которым он сочувствовал.  В страстной жажде добра Раскольников придумывает теорию, однако забывает, что ни один человек – не Бог, а поэтому он не имеет права распоряжаться чужой жизнью ни ради великой цели, ни ради выгоды, ни ради чьего-то спасения. Если люди забудут о морали и будут на себя брать решение, кому жить, а кому нет, могут начаться ужасные вещи.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

  • А.С. Пушкин достаточно долго собирал материалы о Пугачёве и пугачёвских бунтах, прежде чем написать роман «Капитанская дочка». Для писателя было очень важно отразить действительность второй половины восемнадцатого века. В начале «Капитанской дочки» Пётр Андреевич Гринёв, главный герой романа, по пути к месту службы встречается с Пугачёвым. Он не понимал, кто перед ним, и отдал ему свой заячий тулуп за то, что тот пустил Гринёва и его слугу Савельича на постоялый двор. Намного позже, уже ближе к концу романа, когда главного героя хотят казнить, Пугачёв вспоминает человека, который помог ему зимой, и дарит ему жизнь. 

Джон Грин «Виноваты звёзды»

  • Главный герой романа Джона Грина «Виноваты звёзды» Огастус Уотерс в группе поддержки, куда приглашает его онкобольной друг, признаётся, что боится забвения. Он хочет прожить невероятную жизнь и стремится к тому, чтобы его помнили и после его ухода. Хейзл Грейс, от чьего лица ведётся повествование, не соглашается с ним: девушка убеждена, что забвение неизбежно и даже великих учёных и поэтов когда-нибудь некому будет помнить, потому что «жизнь была до людей, будет она и после». Из-за болезни Огастус не успевает стать известным, всемирно значимым человеком. За несколько дней до его смерти он признаётся Хейзл, что крайне разочарован этим, на что его возлюбленная отвечает главному герою, что она, его родители и друзья будут его помнить и что у них была невероятная история любви, а это бывает в жизни далеко не у каждого. Есть более значимые вещи в нашей жизни, чем вечная слава. На примере писателя Питер Ван Хутена роман показывает, что известность не приносит счастья: у него были деньги и миллионы поклонников по всему миру, но он скатился на социальное дно после смерти дочери. У Огастуса же была хоть и короткая, но более насыщенная и счастливая жизнь, чем у писателя.

Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

  • К сожалению, в нашем мире нет полной гармонии. Помимо доброты, искренности, светлых чувств есть и тёмная сторона: зло, ненависть, нетерпимость, жестокость. И если люди забудут о Второй Мировой войне, о том времени, когда миллионов людей поглотили тоталитарный режим и жажда мести, история может повториться. Нам не стоит забывать, к чему приводит реваншистские идеи побеждённой и униженной нации. Действие романа Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» происходит около концлагеря «Аж-Высь», куда попали тысячи евреев. Главный герой, немецкий мальчик Бруно отличается от своих родителей: в силу возраста он не понимает ненависти к евреям, он любознателен и хочет понять, как устроен мир. Главный герой знакомится с еврейским мальчиком Шмуэлем, который оказался в лагере, и они дружат целый год. Отец Бруно занимает высокий пост, руководит работой концлагеря. Он убеждён, что Германия на верном пути, а такие жёсткие меры необходимы для развития нации. В итоге герою приходится прочувствовать весь ужас фашистской системы на себе: Шмуэль и Бруно по случайному стечению обстоятельств оказываются в газовой камере и вместе погибают, что становится жестоким уроком жизни для отца Бруно.

Эрих Мария Ремарк «Ночь в Лиссабоне»

  • Как и многие романы Эрих Марии Ремарка, роман «Ночь в Лиссабоне» отчасти автобиографический, потому что писатель покинул сначала Германию, а потом и Европу, потому что был не согласен с тоталитарным режимом.  Главный герой романа, от чьего лица ведётся повествование, тоже сбегает от режима в Лиссабон, откуда пытается попасть в США, но безуспешно. Один незнакомец готов отдать ему два билета, но за это рассказчик должен выслушать его историю. Его рассказ полон драматизма, в котором переплетаются его личная трагедия и трагедия Европы, раздавленной нацизмом. Читая роман, мы понимаем, как тяжело людям хранить память о том тёмном времени.

Смотри также:

  • Цитаты
  • Темы
  • Литература
  • 5 направлений итогового сочинения 2020-2021 от ФИПИ
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура)
  • Алгоритм написания
  • Клише для итогового сочинения
  • Критерии оценивания от ФИПИ

Пример итогового сочинения на тему «Забвению не подлежит»

Нам, людям, свойственно довольно быстро забывать одни события и преувеличивать значимость других. Однако время и история расставляют всё на свои места. Среди самых разных событий, общественных явлений, произведений искусства выделяются те, память о которых не имеет срока давности. Это наше общее достояние, которое забвению не подлежит.

Зададимся вопросом: почему порою то, чему люди придавали огромное значение в прошлом, оказалось в итоге никому не нужным? А другое – наоборот, не утратило своей актуальности и не будет забыто никогда?

За примером обратимся к одному из ключевых событий нашей истории ХХ века: к Великой Отечественной войне. Это было время неимоверно тяжёлых испытаний. Но в то же время – время беспримерных подвигов. Наш народ смог сплотиться перед лицом смертельной опасности, отстоять свободу родной земли и право на жизнь для грядущих поколений – то есть для нас.

Мы не вправе забывать подвиги наших дедов и прадедов, а также уроки этой войны. Они наглядно показывают: народ, который един, сплочён и верит в себя, в свои силы – способен справиться с любыми испытаниями.

Пример «вечного» произведения искусства, которое не подлежит забвению – роман Льва Толстого «Война и мир».

Казалось бы: героями этого написанного много лет назад литературного произведения являются люди давно уже не существующих сословий, образ жизни которых бесконечно далёк от современных реалий.

Однако их отношения и поступки, их мысли и чувства остаются близкими и понятными нам, людям XXI века.

Сегодня мы понимаем, что в этом и состоит гениальность любого великого произведения искусства: что и через сто, и через двести лет оно не утратит своей актуальности, будет интересовать и волновать множество людей. И, конечно же, никогда не будет предано забвению.

Лев Толстой реалистично и подробно описывает в «Войне и мире» духовные искания главных героев: Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой, княжны Марьи и других.

Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое жизненные ценности?» по тексту Грина

Прошло двести лет, мир коренным образом изменился. Но по-прежнему осталась актуальной и животрепещущей для каждой развитой личности тема поиска себя в этом мире.

Мужчине, как и двести лет назад, важно найти своё дело и предназначение, своё «место под солнцем». Женщина же (несмотря на победу эмансипации) по-прежнему ищет одного – любви: возможности получать и дарить её.

В этом и состоит её духовное предназначение.

Естественно, никуда не делись и в нашем мире люди пустые, бездуховные – такие, как Анатоль и Элен Курагины. Они, как и в начале XIX века, живут примитивными инстинктами и ищут лишь удовольствий.

Таким образом, со всеобщей «сменой декораций» литературные достоинства произведения Толстого и его достоверность не утратили своих ярких красок.

Относительно второго примера (Великой Отечественной войны) ответ на вопрос звучит не менее убедительно. История расставила всё на свои места. С 1945 года изменилось многое, причём коренным образом. Была отправлена в утиль коммунистическая идеология.

Наши предки искренне верили в то, что возможно построить общество, в котором никто не будет паразитировать на труде других людей. Не их вина, что это оказалось утопией. Несмотря на все изменения, верность Родине, сплочённость и единство, дух товарищества и взаимопомощи, которые они проявили в 1941-1945 гг., навсегда останутся для нас убедительным примером и лучшим уроком.

Для наглядности хотелось бы рассказать о конкретном случае, произошедшем в 1942 году. Под Оршей, в тылу врага, действовал партизанский отряд Михаила Бажанова. В бою был тяжело ранен боец Степан Несынов. Фельдшер ничем не мог помочь: требовалась операция. Солдат был обречён. Но командир отряда отправил 6 человек через линию фронта.

Они, рискуя своими жизнями, 2 недели по ночам несли раненого на плащ-палатке. В результате, пройдя более трёхсот километров, участвуя в боевых столкновениях с фашистами, они добрались до своих, и Несынов был спасён.

Это лишь один из многих примеров, которые иллюстрируют, какими жертвами нашему народу далась Победа, и это не должно быть нами забыто.

Подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить: всё ненужное и неискреннее с течением времени уходит на второй план и заслуженно забывается. А то, что действительно имеет значение – остаётся в нашей памяти навсегда.

Образец сочинения №2

Тема: «Великая Отечественная война. Почему мы не можем забыть то, что так больно помнить?»

Размышление над этим вопросом достаточно быстро подводит к ответу на него. Что есть война? Конфликт, несущий разрушения и жертвы, которому виной политика, идея, жадность, власть.

А память человека, словно губка, впитывает и накапливает все знания, воспроизводя в воспоминаниях самые яркие и значимые моменты. Как ни хотим, не сможем мы забыть о том, что строило наш мир, стирая предыдущий. А если бы смогли, то не должны.

Эти воспоминания должны жить, причем жить вечно, чтобы будущие поколения делали соответствующие выводы. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

Я думаю, что, несмотря на всю боль, страх и утраты, никто не хотел бы вычеркнуть из памяти страницу истории под названием Великая Отечественная война.

Даже те, кто прошёл через этот ад от начала до конца и остался в живых, кто видел смерть своих родных и сам смотрел в лицо смерти. Этих людей с каждым годом всё меньше. Но эти люди писали историю.

Благодаря этим людям мы живём под свободным мирным небом. Мы не можем и не должны забыть этот подвиг.

Борис Васильев – писатель, видевший войну, победу и послевоенную разруху, является автором повестей и романов о Великой Отечественной войне. Одна из работ Васильева – трагическая повесть «А зори здесь тихие» – принесла автору славу через 15 лет писательской карьеры.

В этой повести рассказывается о беспощадности и противоестественности войны, о неимоверной силе человеческого духа и о том, что перед войной все равны, независимо от возраста, пола, национальности.

Автор повествует о молоденьких девушках-зенитчицах и о старшине, для которого они стали родными, но которых он не смог уберечь. Этот отряд из пяти девушек и бывалого солдата столкнулся с шестнадцатью фашистскими диверсантами.

Автор описывает нелёгкий путь победы, каждый шаг которого стоил жизни одной из зенитчиц. Но память о девушках должна была жить, и она жила, ведь старшина Федот Васков дал обещание позаботиться о сыне одной из своих подопечных – Маргариты Осяниной.

В эпилоге повести автор рассказывает о том, как через много лет Альберт Федотыч Осянин, капитан-ракетчик, вместе с Федотом Васковым привозят на место захоронения девушек памятную плиту. Таким образом, автор показывает нам, что герои не забыты, война не забыта, их подвиг помнят.

В заключение хочется сказать, что человеку свойственно совершать ошибки, ведь мы все живые люди, а не бесчувственные роботы. Некоторые ошибки обходятся очень дорого.

И тогда хочется начать всё с чистого листа. Однако если не учесть уже совершённые оплошности, новый лист будет также запятнан. Знание нашей истории делает каждый новый лист чище.

Цена такого чистого листа – память о том, что так больно помнить.

Пример итогового сочинения по направлению "Забвению не подлежит"

Фото из личного архива автораФото из личного архива автора

Продолжаю серию публикаций о подготовке к итоговому сочинению. В х к моей статье “Забвению не подлежит” – примерные темы сочинений и короткие произведения о войне было высказано пожелание разместить на канале образец какого-нибудь сочинения. Если честно, это не входило в мои первоначальные планы, так как декабрьское сочинение – очень свободная в плане формы и содержания работа, в отличие от сочинения в формате ЕГЭ. Здесь нет определённого стандарта, конкретных требований и обязательных клише. Но раз читатели просят, попробовала написать сочинение на тему

Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?

Память о прошлом, о людях, которых уже нет с нами, способна сохранять следы минувшего. Я бы сказала, что она обладает воскрешающей силой и может даровать “бессмертие”, поэтому трудно не согласиться с высказыванием Цицерона о том, что “жизнь мёртвых продолжается в памяти живых”.

С цитатой древнеримского философа перекликаются слова нашего соотечественника Дмитрия Сергеевича Лихачёва: “Память — преодоление времени, преодоление смерти”. В знаменитой книге “Письма о добром и прекрасном” он рассуждает о таком чрезвычайно важном свойстве человеческой памяти, как возможность противостоять уничтожающей силе времени.

Благодаря этому свойству люди, которые давно покинули наш мир, продолжают жить в сердцах, делах и мыслях тех, кто о них помнит. Именно поэтому академик Лихачёв призывает сохранять память историческую, культурную и семейную.

Уважение к могилам предков, сохранение семейных фотографий – всё это, по его мнению, способно продлить духовную жизнь человека, прекратившего физическое существование.Безусловно, важно хранить память о наших родственниках, не вернувшихся с полей сражений. Вспомним рассказ Евгения Носова “Живое пламя”, героиня которого сажает на клумбе красные маки.

Цветы напоминают ей о короткой, но яркой жизни сына, погибшего в воздушном бою. Пока на клумбе алеют маки, пока в комнате висит фотография Алексея, мать ощущает его присутствие рядом с собой. Тётя Оля постоянно подсевает новые цветы, чтобы не дать погаснуть “живому огню”, и жизнь сына словно продолжается после его героической смерти.

В заключение хочется сказать, что, к сожалению, все люди не вечны. Таков закон жизни, и изменить его мы не в состоянии. Но в наших силах “продлить” существование человека, сохранив воспоминания о нём, передав эти воспоминания следующему поколению. Ведь окончательно люди умирают, только когда бесследно исчезает память о них.

Такое сочинение у меня получилось. Без изысков, без претензии на оригинальность. По “классической” схеме: вступление – основная часть, состоящая из двух абзацев, в каждом из которых содержится пример из литературы (публицистика + художественная литература), – заключение.

В следующей публикации поговорим о направлении “Разговор с собой”. С образцом сочинения по направлению “Разговор с собой” можно ознакомиться здесь.

Кому интересно, оставайтесь на канале “Люблю читать, люблю писать”

Направление "Забвению не подлежит" итогового сочинения 2020-2021

​​​​​​​​

  1. История, знаменательные даты. Историческое сознание. Память (историческая, культурная). Источники формирования исторической памяти (воспоминания современников, журналистика, литература, школа, семья). Преемственность поколений. Забвение и ответственность.

      

  2. Война: горькие уроки прошлого, вечная слава героев, память народа.
  3. Люди, изменившие мир. Знаменитые предки. Великие учители человечества. Величайшие открытия и подвиги.
  4. Наука, культура, искусство (музыка, литература, архитектура и др.). Памятники культуры как основа цивилизации, развития общества.
  5. Манкуртизм*.

    Его опасность. Забвение как преступление против человечества.

Манкуртизм* – забвение, утрата исторических, культурных и т.п. связей, ценностей, национальных и нравственных ориентиров.

Забвение – забывание, исчезновение из памяти, утрата памяти о чем-то, о ком -то.

Забвением также называется психическое состояние забытья, беспамятства, болезненного «выпадения» из памяти. Наконец, забвение – это пренебрежение кем-то и чем-то, забывание, например, основателей и подвижников.

И тогда начинается упадок и запустение их памятников, памятных мест, заброшенными и безвестными становятся их могилы, сами имена людей, которые нельзя забывать, перестают помогать жить. В назидание при расставании древние народы говорили: «Пусть у тебя будет долгая память».

Это понятие, противоположное не памяти (забвение подразумевает память), а воспоминанию. 

Синонимы: беспамятность, игнорирование, пренебрежение, позор, бесславие.

Антонимы: воспоминание, память, бессмертие, вечность.

В контексте данного направления также следует рассмотреть слово «память» в значении:

1) воспоминание о ком-, чём-л. Оставить неизгладимую память, светлая п. погибших героев.Чтить, сохранять п. чью-л., кого-л.Увековечить п. чью-л., кого-л.Отмечать п. чью-л., кого-л.Быть верным памяти кого-л., чьей-л.Изменять памяти чьей-л., кого-л.// О том, что (кто) является напоминанием о ком-л., о каком-л. событии, происшествии и т.п. Оставить п. о ком-, чём-л.Вечер памяти известного поэта.

Предать забвению (книжн.) – считать что-нибудь забытым, решить не вспоминать чего-нибудь.

Река забвения — в античной мифологии река подземного царства, из которой души умерших пили забвение своего земного существования.Забвение своего долга, забвение своих обязанностей, забвение приличий. Кануть в Лету [в вечность, в безвестность, в реку забвения].

Сочинение по направлению "Забвению не подлежит"

Сочинение по направлению “Забвению не подлежит”.

История страны, народа, семьи не подлежит забвению. Прошлое важно помнить, так как память является важнейшим свойством бытия, основой нравственности и национального самосознания. Сохраняя память прошлого, мы накапливаем добрый опыт.

Только память, в противоположность забвению, позволяет соединить прошлое, настоящее и будущее, преодолеть время и смерть. Пока мы помним ушедших их жизни, они живут в нашем сознании. Нельзя забывать воинские и трудовые подвиги наших предков, боровшихся за светлое будущее, созидавших новый мир, в котором мы сейчас живём.

Мы должны хранить память о Великой Отечественной войне, так как забвение подвига предков равносильно измене и предательству.

Уходят из жизни живые свидетели военных событий, но остаются произведения художественной литературы, которые помогают хранить память о «героях былых времён», о тех, кто защищал Родину, сражаясь с фашистами.
«Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого основана на реальных событиях и рассказывает о Герое Советского Союза Алексее Маресьеве. В произведении он носит фамилию Мересьев. Нельзя без восхищения читать о подвиге этого лётчика. В воздушном бою самолёт Алексея был подбит. За секунду до того, как боевая машина развалилась на части, пилота катапультой вырвало из сиденья. Падение смягчили деревья, но ноги героя были раздроблены. Восемнадцать суток полз лётчик по снежной равнине к своим по оккупированной территории. Его спасли партизаны, которые смогли переправить Мересьева на Большую Землю. Но началась гангрена, и ноги ампутировали. Преодолев отчаяние с помощью комиссара Воробьёва, герой решил добиться возвращения в строй. Он стал летать на истребителе, несмотря на протезы, участвовал в сражениях, бил врага, освобождая родную землю от фашистов. Подвиг этого человека невозможно забыть.

Как и многие участники Великой Отечественной войны, герой достоин уважения и восхищения, является гордостью нашей страны, примером для последующих поколений, его подвиг не подлежит забвению.

Не меньшего поклонения достоин и герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов. Он воплощает в себе лучшие черты нашего народа, который в годы войны не щадил себя, защищая родную землю. Ровесник века, в мирной жизни простой шофёр, он и в годы войны работал водителем, подвозил на позиции боевые снаряды.

Однажды Соколов попал под артналёт, контуженный, потерял сознание и оказался в немецком плену. Тяжёлый физический труд, голод, издевательства вынес простой солдат и не утратил своего человеческого достоинства. Особенно это ярко проявилось в эпизоде допроса. Оказавшись в комендатуре перед начальником концлагеря Мюллером, Соколов готов был мужественно принять смерть.

Он отказался пить за победу немецкого оружия. Выпив три стакана водки на голодный желудок за свою погибель, пленный солдат отказался от немецкой закуски, твёрдо решив доказать «фрицам», что и у него, русского солдата, есть своё человеческое достоинство.

Побег из плена, страшное известие о гибели жены и двух дочек под бомбёжкой, героическая смерть сына, артиллерийского капитана, в День Победы в Берлине – все это события наполнили душу героя неизбывным страданием. Но после войны он нашёл в себе нравственные силы усыновить сироту Ваню, родители которого погибли.

Рассказ Шолохова можно считать прекрасным памятником советскому солдату, всему народу, который не щадил себя, сражаясь с величайшим злом в мире – фашизмом. Наш долг – помнить о подвиге нашего народа, не забывать тех, «кто уже не придёт никогда».

Нельзя забывать наше великое прошлое, героев нашей страны, которые подарили нам мирное небо. Мы не должны уподобляться тем «беспамятным» людям, которые проявляют неблагодарность по отношению к героям войны, пожертвовавшим своей жизнью ради счастья на земле. Нельзя проявлять безответственность по отношению к своим прадедам. Только память о прошлом позволяет нам совершать добрые поступки.

Итоговое сочинение. Направление Забвению не подлежит

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом.

Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы. 

Совместно работаем на бесконечной доске.

 Чтобы добавить пост, жмите на плюсик под названием столбца или справа внизу. Писать можно анонимно. Регистрация не требуется. Посты включаем несколько раз в день.

Какие события мы не должны забывать Анимированная презентация преподавателя из Улан-Удэ – Ирины Павловны Цыреновой

Забвение – забывание, исчезновение из памяти, утрата памяти о чем-то, о ком-то. Забвением также называется психическое состояние забытья, беспамятства, болезненного «выпадения» из памяти.

Наконец, забвение – это пренебрежение кем-то и чем-то, забывание, например, основателей и подвижников. И тогда начинается упадок и запустение их памятников, памятных мест, заброшенными и безвестными становятся их могилы, сами имена людей, которые нельзя забывать, перестают помогать жить.

В назидание при расставании древние народы говорили: «Пусть у тебя будет долгая память».

Это понятие, противоположное не памяти (забвение подразумевает память), а воспоминанию. Синонимы: беспамятность, игнорирование, пренебрежение, позор, бесславие. Антонимы: воспоминание, память, бессмертие, вечность Выражения: Предать забвению (книжн.) – считать что-нибудь забытым, решить не вспоминать чего-нибудь. Река забвения – в античной мифологии река подземного царства, из которой души умерших пили забвение своего земного существования. Забвение своего долга, забвение своих обязанностей, забвение приличий. Кануть в Лету [в вечность, в безвестность, в реку забвения].

Предмет речи Возможные формулировки темы Возможные формулировки главной мысли Цитаты для эпиграфа Литература  
Память и сомосознание человека Почему важно помнить прошлое / уроки прошлого? Что лучше: помнить о страшных моментах истории или забыть их и жить без этого груза? Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»? Согласны ли вы с утверждением: «Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик»? Что дают человеку уроки прошлого? Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением? Как связано забвение с утратой ценностей? Как вы понимаете высказывание В. Ключевского: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков»? Память связана с самостояньем человека, возможностью человека сохранить себя и быть собой, поступать достойно в соответствии с внутренней свободой. Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Уже не осталось свидетелей многих исторических событий. Поэты и писатели взяли на себя воплощение акта памятования. Один из уроков прошлого гласит: страх калечит душу, убивает доверие, лишает способности сострадать. Забвение границ добра и зла приводит к утрате основных человеческих ценностей  Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века, По воле Бога самого, Самостоянье человека, — Залог величия его. Животворящая святыня! Земля была без них мертва; Без них наш тесный мир — пустыня, Душа — алтарь без божества. А.С. Пушкин Нечто страшное постепенно доходит до нашего обывательского сознания, это — что зло может оставаться совсем безнаказанным и новая ликующая жизнь может вырастать на трупах замученных людей и созданной ими культуры без памяти о них. Михаил Пришвин. Из дневника писателя, 1930. … Мы только строим памятники, все больше, все выше, все дешевле, а помнить — помнить мы уже не можем. Стругацкие. Улитка на склоне Чингиз Айтматов. И дольше века длится день(легенда о манкурте).

  • Пантелеймон Романов. “Хорошие люди” и другие рассказы
  • Братья Стругацкие. Улитка на склоне
  • Лоис Лоури. Дающий
Крупные события Какие исторические события определили историю XX века?
Наука Что следует помнить, используя достижения науки? Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении.  Норберт Винер Рэй Брэдбери. Вельд

  1. Курт Воннегут. Колыбель для кошки
  2. Даниэл Киз. Цветы для Элджернона
  3. Уолтер Миллер. Страсти по Лейбовицу
Искусство Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками? Как произведения искусства становятся бессмертными? Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»? Можно ли «сбросить с парохода современности» писателей прошлого?  Бессмертными остаются произведения искусства, которые волнуют, тревожат, заставляют думать человека. Важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками, чтобы осмыслять наше время, наши современные проблемы, преодолевать невежество и замкнутость сознания «Искусством без срока давности» можно назвать произведения, в которых раскрываются вечные ценности: любовь, красота, благородство, верность…
Личности Какие люди остаются в истории? Может ли конкретная личность оказать влияние на ход истории? Можем ли мы повлиять на всемирную историю? / Может ли человек влиять на ход истории? Какого человека можно назвать героем своего времени? В истории остаются люди, которые своим творчеством / трудом / подвигом /  и.т.д. помогают нам жить / любить / чувствовать себя счастливыми / помогли человечеству выжить / получить новые возможности (выбрать нужное). Личность может оказать влияние на ход истории. Так, например, … Жизнь каждого человека – часть истории. Героем своего времени может стать всякий. Большую роль в истории играют те, чьи действия совпадают с назревшими переменами. Например, они находят способ решения проблемы или формулируют идеи, витающие в воздухе. Лишь тот достоин жизни и свободы,  Кто каждый день за них идёт на бой. Гёте (пер. Пастернака) Человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Лев Толстой По ком звонит колокол. Эрнест Хемингуэй Вячеслав Никонов. Ленин. Человек, который изменил все Эрнст Ханфштангль. Мой друг Адольф, мой враг Гитлер  Георгий Плеханов. Роль личности в истории Томас Карлейль. Герои, почитание героев и героическое в истории
История и судьбы людей Как ход истории влияет на судьбы людей? / Как исторические события влияют на судьбу человека?  Почему нельзя забывать историю родной страны? / Почему нельзя забывать историю своего народа? В разные эпохи история влияет на судьбы людей по-разному. Особенно сильно история влияет на судьбы людей в эпоху перемен. В эпоху перемен люди могут как погибнуть, так и достигнуть многого из того, что раньше было недостижимым. Историю своей страны (своего народа) нельзя забывать, потому что это не даст повторить ошибки прошлого / чтобы равняться на героев, сохранить достижения, иметь образцы для подражания / чтобы лучше понимать, почему мы имеем такое настоящее / чтобы лучше прогнозировать будущее Но что с того, что я там был, в том грозном быть или не быть. Я это все почти забыл. Я это все хочу забыть. Я не участвую в войне — она участвует во мне. И отблеск Вечного огня дрожит на скулах у меня. Ю. Левитанский Николай Островский. Как закалялась сталь  

  • Михаил Булгаков. Белая гвардия
  • Михаил Шолохов. Тихий Дон
  • Василий Аксенов. Московская сага
Война. Горькие уроки Война как трагедия народа в литературе XX века.  Ужас войны не должен повториться.  Почему мне дорог День Победы.  Как Великая Отечественная война вошла в жизнь моей семьи. Какой опыт даёт человеку война? «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина. Почему тема войны не уходит из литературы? Произведение о войне, которое Вас взволновало. Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн? Согласны ли Вы с Л.Н. Толстым, утверждающим, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»? Почему важно помнить о подвигах, совершенных во время Великой Отечественной войны? К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне? Зачем вспоминать об «ужасах войны»? Война – величайшее из всех зол на Земле.   Невозможно забыть участие нашего народа во Второй мировой войне, его беспримерную доблесть и героизм, приведшие к Победе, которые были сопряжены с невероятным количеством жертв, сломанных судеб, страданий. Их невозможно ни измерить, ни представить. Ужас войны не должен повториться.   Мировая литература показывает, как войны разрушают судьбы людей.  Война разрушает то, что строили многие поколения воюющих стран.  Война разрушает судьбы людей. Важно помнить о тех, кто пожертвовал своей жизнью ради других. Воспоминание о трагическом прошлом – определяющая часть духовной жизни человека. Утрата памяти о пережитом во время Второй мировой войны может привести к равнодушию, нечувствию, неспособности сострадать, быть милосердным. Нельзя забывать, оказавшись в условиях войны, катастрофы, что мы люди. Надо делать усилие, чтобы совершать нравственный выбор в пользу человечности. Истребляя друг друга на войнах, мы, как пауки в банке, ни к чему иному не можем прийти, как только к уничтожению друг друга. Лев Толстой …Не должно проходить дня без того, чтобы каждый из нас не повторял себе: «Ради всего святого, что есть в нас, не надо войны!» Дж. Голсуорси Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло. Лао-Цзы  «Если потомки не осмыслят и не осознают прошлого, у них не будет будущего. У порога их жизни всегда будут стоять, как стояли на пороге нашей жизни, авантюристы, подобные фашистам и коммунистам, готовые запутать их, заморочить им голову и повести за собой стадом на бойню за светлое будущее и за «жизненное пространство». В. Астафьев Виктор Астафьев. Пастух и пастушка

  1. Михаил Шолохов. Судьба человека
  2. Всеволод Гаршин. Четыре дня
  3. Валентин Распутин. Живи и помни
  4. Константин Симонов. Жди меня, и я вернусь
  5. Борис Васильев. А зори здесь тихие
  6. Борис Полевой. Повесть о настоящем человеке

Василь Быков. Сотников.

  • Вячеслав Миронов. Я был на этой войне
  • Владислав Шурыгин. Письма мёртвого капитана
  • Эрих Мария Ремарк. На западном фронте без перемен
  • Курт Воннегут. Бойня номер пять, или крестовый поход детей
  • Генрих Белль. Дом без хозяина
  • Тексты военных песен 
  • Светлана Алаксиевич. Последние свидетели

 

Репрессии Важно осмыслить историю геноцида русского народа эпохи сталинизма, чтобы получить прививку против бессовестного унижения человека человеком. Анна Ахматова. Реквием Хлеб для собаки Анатолий Приставкин. Ночевала тучка золотая
Революция Нельзя забывать о трагизме и об огромных жертвах, которые были принесены в эти страшные годы
Дореволюционное прошлое России
Достижения нашего народа

Итоговое сочинение – 2021. Аргументы по направлению «Забвению не подлежит»

  • В прошлом году наша страна отметила 75-летие со дня окончания Великой Отечественной войны, и поэтому вполне логично, что в рамках такой темы как “Забвению не подлежит” многие из нас обратятся к теме этой войны в судьбах людей, в их памяти.
  • Нельзя забывать эти события не только потому, что мы в долгу перед нашими старшими родственниками и согражданами, подавляющего большинства которых уже нет с нами, но и потому, что забыв, мы не сможем правильно понимать происходящее с нами, с нашей страной сегодня и завтра.
  • Историю надо знать и помнить не только в том смысле, чтобы помнить какие-то конкретные события и чтить память людей, в них участвующих, но и в том, чтобы разбираться в причинах и последствиях этих событий, чтобы просто становиться умными и знающими людьми с критическим мышлением и достаточными знаниями.
  • Очень важно знать правду и уметь отличить ее от лжи, беречь достоверные сведения о той войне, не давать обмануть себя тем, кто любит переписывать историю.

Та война затронула всех людей в нашей стране, у нас у всех есть родственники, которые в ней участвовали и у многих есть родственники, которые в ней погибли. Мы должны помнить их подвиг в большей степени даже не для них, а для нас самих.

События войны отражены в огромном количестве произведений искусства и в первую очередь в литературе, о войне написано много произведений, это и “Судьба человека”, и “Молодая гвардия”, и “А зори здесь тихие” и многие другие, выбирайте любую или несколько и на основе событий, описываемых в этих замечательных произведениях вы раскроете тему сочинений данного направления.

  1. Как меняется человек на войне?
  2. Какая личность может остаться в истории?
  3. Почему важно сохранять памятники истории?
  4. Нужны ли перемены обществу и почему?
  5. «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»?

Страх смерти преодолевает всё, никакая любовь, никакая отвага не устоит перед её лицом. Это доказывают множество примеров из рассказа Э.М.Ремарка “На Западном фронте без перемен”.

Главный герой романа – Пауль Боймер видит по своим товарищам и ощущает на себе, что смерть на войне воспринимается как данность, и кажется оплакивать каждого невозможно, а от невыносимой скорби или страха можно даже сойти с ума.

Смерть становится для героев романа привычной, и это один из самых ужасных итогов мировой войны. Человек, постоянно видящий изуродованные трупы, видящий, как погибают близкие люди, вряд ли сможет после окончания войны жить спокойно.

Прекрасной иллюстрацией невозможности восстановления привычной жизни является описание отпуска главного героя: он больше не может жить в той комнате, где провёл детство, не может общаться как раньше, теперь ему стало комфортно только “среди своих”, на фронте.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что участие в военных действиях оставляет неизгладимый след в жизни человека. Характер человека, прошедшего войну, несомненно меняется.

С одной стороны война делает людей более стойкими, но в то же время опустошает их души.

Роман “В списках не значился”, Б.Л.Васильев

История помнит только тех личностей, которые сделали что-то, что повлияло на ход событий. Не обязательно с положительной стороны, возможно даже и с отрицательной. Личности, которые запомнились с отрицательной стороны остаются в истории как напоминание человечеству, будущим поколениям о том, как бывает плохо и тяжело, чего лучше не допускать и каких ошибок е совершать.

Примером положительной личности, оставшейся в истории является герой произведения Б.Л.Васильева “В списках не значился” Николай Плужников.

Подвиг Николая Плужникова, последнего защитника Бреста является ярким примером мужества, чести и любви к родине. Николай Плужников пожертвовал собой, задерживая врага и разрушая его стратегию “Блицкриг”.

История Плужникова вдохновляет будущие поколения на подвиги ради Отечества, на мужество и силу духа в борьбе с судьбой.

Роман “Брестская крепость”, Сергей Смирнов

В произведении Сергея Смирнова “Брестская крепость” читатель увидит, что подвиг советских солдат, боровшихся с первыми атаками фашистских захватчиков, живёт в стенах его крепости, которая стала историческим памятником тех драматических событий.

Именно там сотрудники музея рассказывают посетителям про оборону стратегически важного участка фронта.

А что было бы, если бы не было Брестской крепости в наше время? Если бы её снесли, а на таком хорошем месте построили бы торговый комплекс или спальный район?

Никто из нас не узнал бы историю отважных советских солдат, которые пожертвовали собой, задерживая врага и разрушая его стратегию “Блицкриг”.

Комедия “Ревизор”, Н.В.Гоголь

В большинстве своём люди устроены так, что не любят перемены. Очень сложно что-то поменять, к примеру, в традициях, устоях общества. Однако без перемен невозможно развитие, движение вперёд общества. Без изменений не будет прогрессии, и жизнь будет однообразной и скучной. Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.

Одним из таких произведений является комедия Н.В.Гоголя “Ревизор”. В данном произведении мы видим, что иллюстрируемое общество имеет очень много отрицательных качеств, которые автор высмеивает с помощью обличительной сатиры.

Появление ревизора помогает раскрыть все нравственные и должностные преступления, обнажить истинное положение дел в городе. Я думаю, что такое положение дел в обществе обязательно надо было менять, так как отрицательные качества, которые имеют главные действующие лица, решают судьбы простых горожан.

Таким образом, можно смело сказать, что изменения в обществе порой не только нужны, но и необходимы.

Как вы понимаете высказывание Ф. Абрамова: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»?

Часто человек не задумывается над тем, в чем разница между словами “население” и “народ”. Вроде бы оба эти слова связаны со словом “страна”.

Но в чем же различие? Под словом “население” подразумевается понятие о национальной принадлежности и численности страны. Слово же “народ” подразумевает общность исторических интересов. Народ объединяет память о прошлом, без которой не может складываться будущее.

Многочисленные войны, катастрофы, катаклизмы, эпидемии могут повторяться, если человечество будет забывать о них.

Очень важно знать об ошибках прошлого, чтобы не повторять их в будущем. Но нужно не только помнить о тех бедах, которые случались в истории, но и задумываться над причинами, их породившими. Как ни прискорбно это говорить, но именно беда объединяет людей.

При грозящей опасности только совместные усилия могут помочь выстоять в сложнейших условиях. Так было во время Великой Отечественной войны, когда люди разных национальностей сплотились, и стали одним народом, победившим грозного врага.

Именно это имел в виду русский писатель Федор Александрович Абрамов, произнеся слова: “Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю”.

Рассказ “Судьба человека”, М.А.Шолохов

Произведение это написано, основано, как сейчас принято говорить, на реальных событиях, Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет реального прототипа, с которым общался Шолохов и его рассказ лег в основу произведения. Несмотря на это таких страшных историй было множество, миллионы человек сражались в боях, попадали в плен, находились в концлагерях, потеряли своих близких, жизнь многих была разрушена до основания.

Рассказ описывает русского человека, прошедшего бои, плен, не сломился, в концлагере он показал себя как стойкий и отважный человек, отказавшись выпить перед комендантом концлагеря за победу врага, понимая, что этот поступок может стоить ему жизни.

Память о таких людях как никогда нужна нам сегодня, когда нравственных ориентиров у людей практически не осталось, вокруг себя мы таких людей практически не видим, а видим совсем другое, и нам кажется иногда, что человеку уже незачем быть порядочным, мужественным, бороться за свою честь и достоинство. Но мы должны знать, каким может и должен быть человек, мы должны ориентироваться именно на таких людей, на лучших представителей нашего народа, на их силу, смелость, совесть.

Также мы видим, что несмотря на страшные потери, Андрей Соколов остался человеком с живым сердцем, которое смогло пожалеть и полюбить маленького мальчика, оставшегося без родителей, это тоже должно послужить нам уроком в наше непростое и жестокое время.

Н.С.Лесков “Левша”

Благодаря имеющемуся таланту, главному герою удаётся подковать английскую танцующую блоху и тем самым показать своё превосходство над иностранцами.

За границей смогли оценить по достоинству талант русского мастера и предложили сотрудничество на выгодных условиях.

Но Левша показывает себя истинным патриотом и возвращается домой. Здесь он попадает в больницу для бедных и умирает, так и не передав свои навыки и мастерство другим людям.

Из этого можно сделать однозначный вывод. Для того, чтобы сохранить и приумножить культурное наследие страны, нужно оказывать талантливым людям должную поддержку.

Ссылка на основную публикацию