Испытание любовью в романе «Отцы и дети»

Испытание любовью в романе «Отцы и дети»

Испытание любовью в романе «Отцы и Дети» И. Тургенева

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       В своем романе самом знаменитом «Отцы и дети» И. Тургенев рисует живой образ человека будущего, нигилиста в лице Евгения Базарова.

Базаров отрицает буквально все. Но для И. Тургенева мало показать одну сторону человеческого характера.

Он решает подвергнуть своего героя самому безжалостному, самому тяжелому испытанию – испытанию любовью.

       Итак, Евгений Базаров – это молодой человек, «который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». «Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств».

Именно поэтому любовь, романтические чувства для него – это «белиберда, непростительная дурь», болезнь. Нигилист по натуре и по мышлению, Базаров не хочет тратить себя на пустые чувства, однако под толстым слоем отрицания скрывается действительно доброе, любящее сердце.

Испытание любовью живо вскрывает эти внутренние черты характера героя.

       Евгений Базаров встречает однажды Анну Сергеевну Одинцову. Это богатая и  умная женщина. Он сразу выделяет ее из толпы, прикрываясь небрежной фразой: «Это что за фигура? На остальных баб не похожа». Впоследствии заинтересованность в этой женщине превращается в страсть, в любовь.

Одинцова больше не покидает сердце юного нигилиста, она завладела его душой, его мыслями… И это – о Базарове! О Базарове, который всегда чувствовал свое превосходство над женщинами, который всегда отрицает сердечную привязанность людей! И теперь он сам становится жертвой своего неверия.

       Отныне в герое живут два человека: противник романтических чувств и страстно любящий человек. Но сила любви оказывается сильнее принципов Евгения Базарова, и он « с негодованием сознавал романтика в самом себе». Это возмущало его гордость. Одинцова вытянула из него признание. «Знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…

Вот чего вы добились» – восклицает Базаров. «Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу» – именно злоба! Злоба на самого себя. За то, что он не смог противиться этому дикому чувству.

За то, что он не смог защитить свои принципы. 

       Но любовь Евгения Базарова – это безответная любовь. Одинцова заинтересована в этом молодом человеке, но она не любит его. Она дорожит своим общественным положением, и вынуждена отказать Базарову.

       Однако, любовь не сломила молодого человека, в отличие от Павла Петровича Кирсанова, который так и не смог оправиться от безответной любви к таинственной графине Р. Базаров, пережив и признание, и переступив свою гордость, оказался сильнее. Он с головой уходит в работу и уезжает домой, к родителям. Но любовь все еще жива в его сердце. И она не покинет его до самой смерти.

Источник:

Сочинение испытание любовью в романе отцы и дети

Испытание любовью в романе «Отцы и дети»

«Отцы и дети» И.С. Тургенева, на мой взгляд, можно назвать не только романом-полемикой, но и «романом испытаний».

Изучая своего героя, кардинально не соглашаясь с его жизненной философией, автор проводит Базарова – яркого представителя нигилизма – через несколько важных испытаний.

Таким образом, я думаю, Тургенев проверяет жизнеспособность взглядов Евгения Васильевича, их возможность существовать в реальной жизни.

Мне кажется, самым важным испытанием для Тургенева стало испытание любовью. Мы видим, что до знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров, как истинный нигилист, презирал любовь, не верил в нее.

Отношения между мужчиной и женщиной в представлении этого героя ограничивались лишь физической стороной, физиологией. Все остальное же, что существует между двумя людьми, этот нигилист считал чепухой, романтическими выдумками аристократов-бездельников.

Именно поэтому разговор об отношении двух полов у Базарова насквозь был пронизан цинизмом.

Именно цинизм сначала преобладал во фразах героя, направленных в сторону Одинцовой. Впервые Евгений Васильевич увидел эту женщину на балу у губернатора.

Едва войдя в залу, Анна Сергеевна сразу притянула к себе внимание присутствующих мужчин: «увидал женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки.

Одинцова отличалась не только красотой и чувством собственного достоинства. Она, несомненно, была умна: «спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба…» В целом, от героини веяло «ласковой и мягкой силой».

Безусловно, Базаров, как умный и тонкий человек, не мог не почувствовать этого. Больше того, Одинцова произвела на героя сильное впечатление. Однако он тут же надел привычную маску цинизма.

Первыми фразами нигилиста об Анне Сергеевне были: «Ну, а по-твоему, что она, точно – ой-ой-ой?», «у ней такие плечи, каких я не видывал давно» и «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа».

Но мы уже понимаем, что Одинцова, равная Базарову по интеллекту, образованности и силе характера, в значительной мере повлияет на его судьбу, станет важным человеком в жизни героя. На это нам намекает и автор.

Еще при первом упоминании имени Анны Сергеевны, у Кукшиной, Базаров невольно сближает Одинцову и любовь: «- Нет, зачем говорить о любви, – промолвил Базаров, – а вот вы упомянули об Одинцовой.

Так, кажется, вы ее назвали? Кто эта барыня?» Мы чувствуем, что герой как бы отталкивает от себя возможность полюбить, но эта участь его не минует. Так, в лице Анны Сергеевны, Базарова настигнет сама жизнь. Настигнет и разрушит всю его умозрительную философию.

Мы видим, что, познакомившись с Одинцовой, побеседовав с ней, герой все больше начинает уважать эту женщину как умного и блестящего собеседника. Больше того, Базарову было комфортно и интересно в доме Одинцовой, в окружении ее и ее семьи. И как-то неожиданно для самого себя Евгений Васильевич…влюбился!

Кульминационной в развитии отношений двух героев является сцена признания. Анна Сергеевна, женщина умная, но сдержанная и холодная, сама увлеклась Базаровым. И вот, как будто ненароком, когда она и Базаров достаточно сблизились, чтобы говорить о «внутренних» вещах, Одинцова заводит разговор о счастье.

Она признается, что чувствует себя несчастной, потому что не видит перед собой цели, не знает, для чего ей нужно жить: «Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу». Базаров тут же выводит причину бед героини: «Вам хочется полюбить, – перебил Базаров, – а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье».

И действительно, Одинцова слишком ценит состояние внутреннего равновесия и комфорта, чтобы отдаться чувству. Но человеческая природа такова, говорит Тургенев, что она не может существовать без любви. Без любви человек чувствует себя несчастным, он рано стареет, у него нет жизненной цели.

Именно в такую женщину суждено было влюбиться Евгению Базарову. Героиня выудила из него признание: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно. Вот чего вы добились». Больше того, она и сама могла ответить герою взаимностью («Она не тотчас освободилась из его объятий»), но выбрала другое.

А в душе Базарова произошел переворот. Он понял, что способен полюбить. Это значило, что любовь существует. Следовательно, вся система взглядов, философия этого героя была разрушена.

Можно сказать, что он потерял жизненную основу, потерял всяческие ориентиры. Но, кроме того, Базаров потерял и веру в себя. Ведь он влюбился, как самый ничтожный аристократишко, бездельник, которых он так презирал.

Это значит, что он, Евгений Базаров, самый обыкновенный человек, со всеми слабостями и недостатками.

Таким образом, в жизни героя наступил очень серьезный кризис, преодолеть который он не смог. Базаров не смог принять ценностей «отцов», не смог ответить на коренные вопросы бытия, которые стали приходить к нему. Поэтому его гибель стала логичным завершением его жизненной истории.

Мы видим, что на страницах романа «Отцы и дети» Тургенев подвергает своего героя самому главному испытанию – испытанию любовью. Базаров не справляется с ним и погибает. Так писатель развенчивает популярную в его время нигилистическую теорию и утверждает приоритет незыблемых культурных и этических принципов.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Базаров и Одинцова (по роману И.А. Тургенева «Отцы и дети»)

Смотрите также по произведению “Отцы и дети”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Тема любви — центральная в творчестве И.С. Тургенева. Все ге­рои писателя проходят своеобразное «испытание любовью». В романе «Отцы и дети» у каждого героя есть своя история любви.

Очень интересна история любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. На первый взгляд этот сюжет лишь объясняет нынешнее состояние Павла Петровича. Но стоит немного приглядеться, и стано­вится ясно, насколько эта история символична.

Мы вдруг замечаем, что по живости изображения, по авторскому отношению образ княгини Р. можно сравнить лишь с Анной Сергеев­ной Одинцовой. Но, проведя одну параллель, мы обнаруживаем, на­сколько эти образы вообще схожи между собой.

У них одинаковый стиль жизни — если во второй половине жизни княгиня «плачет и молится», то Одинцова тоже в деревне из богатой, довольно неприступной дамы вдруг превращается в обычную устав­шую от жизни и очень несчастную женщину.

  Сочинение на тему: судьба в «портрете» гоголя

Даже семейное положе­ние у них похоже — тихий и спокойный брак с нелюбимым челове­ком у княгини и точно такая же тихая жизнь сначала с мужем, потом во вдовстве у Одинцовой. Но главное — это ореол таинственности.

Княгиня вела «странную жизнь», Анна Сергеевна была «довольно странное существо».

Сравнивая Одинцову с княгиней Р., мы не можем не сопоставить и влюбленных в них мужчин — Павла Петровича и Базарова.

Возни­кает некая незримая связь между непримиримыми врагами, и разли­чия в убеждениях, в привычках становятся поверхностными, несерь­езными, когда человек попадает во власть природы.

Действительно, Базаров, узнав историю Павла Петровича, становится в отношении к нему мягче, больше не препирается с ним, даже жалеет его, полюбив Анну Одинцову.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах» по главам 

Но самая непонятная параллель с историей княгини Р. обнаружива­ется в истории с Фенечкой. Сам Павел Петрович сравнивает между со­бой этих двух совершенно непохожих женщин. Сравнение это лишний раз доказывает, что Павел Петрович до сих пор любит княгиню.

История несостоявшейся любви Павла Петровича и княгини Р. играет значительную роль в романе, являясь своеобразным связую­щим моментом для изображения сложностей и разного рода изломов в судьбе человека.

Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоя­щего мужчины, высокие стремления — надуманными и нелепыми. И этот человек, отрицающий все и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом.

Однако вскоре все больше понимает, что испыты­вает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убе­ждениями, ведь любовь для него — это «белиберда, непростительная дурь», болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви.

Перед смертью Базаров откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой.

Можно определить позицию автора в романе «Отцы и дети» — лю­бовь не бывает счастливой, если она настоящая, сильная. Такой любви почти всегда уготован невеселый конец — утрата, разлад, расставание, смерть.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник:

Испытание героя любовью в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”

Испытание любовью в романе «Отцы и дети»

“Тольколюбовью держится и движется жизнь”. И. С. Тургенев И. С. Тургенев в своих произведениях подвергал героев двум проверкам: проверке любовью и проверке смертью.

Почему он выбрал именно эти испытания? Я думаю, потому что любовь – это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества, а смерть – это великий уравнитель, к ней как к неизбежному нужно быть готовым и уметь умереть достойно.

В сочинении я хочу решить, выдержал ли Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, первую проверку – проверку любовью.

В начале романа автор представляет нам своего героя как нигилиста, человека, “который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру”, для которого романтизм – это чушь и блажь: “Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств”. Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоящего мужчины, высокие стремления – надуманными и нелепыми. Таким образом, “… отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство” Базарова. И этот человек, отрицающий все и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спрашивает об Одинцовой: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукшиной, вульгарной особой.

Одинцова приглашает обоих друзей к себе в гости, они соглашаются. Базаров замечает, что Аркадию нравится Анна Сергеевна, но пытаемся быть равнодушным. Он ведет себя очень развязно в ее присутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это.

Аркадий в течение всего пребывания в гостях удивляется неестественному поведению Базарова, потому что тот не говорит с Анной Сергеевной “о своих убеждениях и воззрениях”, а толкует о медицине, о ботанике и т. п. Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться.

Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него – это “белиберда, непростительная дурь”, болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Герой с негодованием сознает романтика в самом себе.

Анна Сергеевна пытается вызвать его на разговор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтическом. Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание.

Главный герой говорит, что любит ее “глупо, безумно”, по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей нравится Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Одинцовой и едет к родителям. Там, помогая отцу в медицинских исследованиях, Базаров заражается тяжелой болезнью.

Осознавая, что скоро умрет, он откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой. Перед смертью Базаров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях. В романе “Отцы и дети” главный герой выдерживает проверку любовью, в отличие от героев остальных произведений И. С. Тургенева.

Базаров жертвует всем ради любви: своими убеждениями и воззрениями, – он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но здесь ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, охватившему его, но ничего не получает взамен – Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.

В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев находит героя, которого так долго искал, героя, выдержавшего проверку любовью и смертью.

Урок 14. испытание любовью героев романа – Литература – 10 класс – Российская электронная школа

  • Литература, 10 класс.
  • Урок №14.
  • Испытание любовью героев романа.
  • Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
  1. Продолжение изучения и анализа романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
  2. Выявление отношения Базарова к любви, женских образов в романе.

  3. Рассмотрение темы любви и определение того, как герой проходит испытание любовью.
  1. Глоссарий
  2. Конфликт — специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей.

  3. Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.
  4. Композиция литературного произведения предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

  5. Роман — литературный жанр, чаще прозаический, зародившийся в средние века у романских народов как рассказ на народном языке и ныне превратившийся в самый распространенный вид эпической литературы, изображающий жизнь человека с её волнующими страстями борьбой, социальными противоречиями и стремлениями к идеалу.

  6. Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.
  7. Сюжет— совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.
  8. Основная литература по теме урока

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература.

Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература по теме урока

Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман, Н. Д. Киосе. Цитаты из произведений по литературе. 9-11классы. Р.-на-Д.: Феникс, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Тема любви в литературе является лейтмотивом многих произведений. В романе «Отцы и дети» существует несколько любовных линий. Наиболее значимой является история Евгения Базарова и Анны Одинцовой.

В начале романа Базаров демонстрирует сухость и резкость в своих суждениях о женщинах: «Это что за фигура?.. На остальных баб не похожа».

Писатель отмечает: «Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни».

Герой не верит в возникновение эмоциональной связи между людьми, поэтому размышляет: «Нравится тебе женщина, старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась».

Он осуждает любовь Павла Петровича: «А я всё-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец. Ты говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь из него не вся вышла».

Но рациональная жизнь Базарова меняется в один миг, когда он встречает Анну Одинцову. Он не в силах противостоять сильному чувству.

Тургенев наделяет Анну Сергеевну множеством достоинств. Она умна, красива, аристократична, независима, горда и лишена высокомерия: «она поразила его достоинством своей осанки», «её прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным».

Но Базарова она заинтересовала своим спокойствием, интеллигентностью, способностью слушать и понимать собеседника. «Анна Сергеевна, — поторопился сказать Базаров, — прежде всего я должен вас успокоить… — Кто их помнит? Да притом любовь… ведь это чувство напускное. — В самом деле?».

Тургенев показывает, что жизнь не так однозначна, какой она казалась герою ранее. Писатель заставляет Базарова переживать то, что он уверенно отрицал.

Одинцова выражает холодность по отношению к мужчинам. Она никогда не любила по-настоящему: «Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно».

Однако Базаров заинтересовал Анну Сергеевну. Он поразил воображение Одинцовой; он занимал её, она много о нём думала.

В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но его появление тотчас её оживляло; она охотно оставалась с ним наедине и охотно с ним разговаривала, даже тогда, когда он её сердил или оскорблял её вкус, её изящные привычки.

Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать». Дмитрий Писарев отмечает: «Отношения Базарова с Одинцовою кончаются тем, что между ними происходит странная сцена.

Она вызывает его на разговор о счастье и любви, она с любопытством, свойственным холодным и умным женщинам, выспрашивает у него, что в нём происходит, она вытягивает из него признание в любви; она же отскакивает с испугом на другой конец комнаты и уверяет его, что он её не так понял, что он ошибся».

Вторая любовная линия в романе — это неудачные отношения Павла Петровича Кирсанова и княгини Р.

27-летним молодым человеком Павел Петрович влюбляется в замужнюю женщину. Такую характеристику даёт ей Тургенев: «Она внезапно уезжала за границу, внезапно возвращалась в Россию, вообще вела странную жизнь.

Она слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась всякого рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми, которых принимала перед обедом в полумраке гостиной, а по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная, над псалтырем.

День наставал, и она снова превращалась в светскую даму, снова выезжала, смеялась, болтала и точно бросалась навстречу всему, что могло доставить ей малейшее развлечение».

Павел Петрович знакомится с ней на балу в Петербурге. Писатель отмечает её недалекий ум, но Кирсанова она покоряет загадочностью и обаянием: «Он ещё мучительнее, ещё крепче привязался к этой женщине… Казалось, она находилась во власти каких-то тайных, для неё самой неведомых сил; они играли ею, как хотели…».

Она уехала за границу, а он последовал за ней, бросив службу и блестящую карьеру, и стал волочиться, пока не произошло окончательного разрыва: «Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею … О женитьбе он, разумеется, и не думал.

Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро…».

Тургенев подчёркивает, что эта любовная интрига была самым ярким событием в жизни Павла Петровича. После разрыва он чувствует себя несчастным и погружается в воспоминания, живя лишь ими, оторванный от реальной действительности. В настоящем героя ничего не происходит. Таким образом, любовь уничтожила Кирсанова, он утратил жажду жизни.

Совсем другой тип отношений в романе представляет пара Аркадия и Кати.Дружба с Катей перерастает в настоящую любовь: «Катя смутно понимала, что он искал какого-то утешения в её обществе, и не отказывала ни ему, ни себе в невинном удовольствии полустыдливой, полудоверчивойдружбы».

Тургенев показывает на примере Аркадия и Кати, как прекрасна любовь: «Он схватил её большие, прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: “Катя, Катя…”, а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам.

Кто не видал таких слёз в глазах любимого существа, тот ещё не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда, может быть счастлив на земле человек».

Отец Аркадия, Николай Петрович, тоже счастлив в семейной жизни. В молодости он сломал ногу, что помешало ему стать военным, но он учился в университете, женился, воспитал сына. Он искренне любил свою супругу. Но счастье, казалось, закончилось, когда жены не стало. В честь неё он даже назвал имение Марьино.

Но судьба предоставила Николаю Петровичу возможность влюбиться снова — в простую девушку Фенечку, которая привлекла его чистотой и непосредственностью. Её происхождение и положение не повлияли на их отношения. Они наполнены теплотой и счастьем. Фенечка признаётся: «…Я Николая Петровича всем сердцем люблю …

Мне Николая Петровича не любить — да после этого мне и жить не надо! … Я Николая Петровича одного на свете люблю и век любить буду!».

Любовные отношения героев в романе «Отцы и дети» разнообразны. Так, чувство Базарова трагично из-за холодности Одинцовой, которая отказалась открыть своё сердце. Павел Петрович поглощён воспоминаниями о былом счастье, утрачивая способность радоваться жизни. А отношения Аркадия и Николая Петровича стали примерами семейной идиллии.

Тургенев пишет: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами…». По мнению писателя, бренность человеческого бытия ничтожна по сравнению с силой любви и красоты.

  • Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля.
  • Пример 1.
  • Единичный / множественный выбор

Какой поступок совершил Павел Петрович Кирсанов из-за страстной любви к княгине Р.?Он оставил карьеру и уехал за границу к любимой;Он сражался на дуэли;

Много работал.

Сочинение Испытание любовью в романе Отцы и дети Тургенева

В романе Тургенева «Отцы и дети» действует несколько любовных линий.

Больший объем занимают отношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров отрицал существование любви. Он признавал, что между людьми бывает симпатия, привычка и телесные отношения. Евгений Базаров был прогрессивным человеком, но вопреки своим взглядам он считал женщин людьми второго сорта и думал, что они нужны лишь для развлечения мужчин.

Однако, однажды с ним случается странное. Он влюбляется в Анну Сергеевну. Одинцова — умная и разносторонняя женщина. Ей было интересно проводить время с Евгением, но постепенно она сама начала в него влюбляться. Ее это напугало. Она так и не смогла дать волю своим чувствам из-за разума, который не позволял ей сделать этого.

Евгений признал свою любовь, однако, ему это казалось странным, необычным явлением.

Когда Евгений Базаров умирал, Анна Сергеевна не проявляла чувств и эмоций. Она подошла к нему поближе не из-за глубокой симпатии, а из-за приличия. Любила ли она его? Да, только не могла признаться себе в этом. Прошли ли герои испытание любовью? Нет, так как не смогли отпустить свои размышления и начать чувствовать.

Анна позднее вышла замуж, но не по любви, а по расчету. Женщина так и не смогла прислушаться к себе, а слушала лишь приличия и разум.

Несчастлив в любви и антипод Базарова, Павел Петрович. Несчастная любовь навсегда сделала его холодным и бесчувственным. Он так и не смог простить свою возлюбленную.

Счастливыми в любви стали Аркадий и Катя. Их отношения не были замутнены какими-либо мыслями или размышлениями. Они просто жили, чувствовали, не задумываясь. Они относились к жизни легче, чем Базаров и Анна.

Николай Петрович смог построить счастье с Фенечкой, крепостной. Этот пример показывает, что любовь не знает преград и предрассудков. Любви, как говориться, все возрасты покорны. Несмотря на большую разницу в возрасте, Фенечка реально счастлива с барином. Они искренне любят друг друга.

Есть и другие негативные примеры в романе. Например, феминистка Кукшина. Женщина, брошенная мужем, тяжело переживает разрыв. Она ищет любви, но не может признать это, поэтому скрывается за маской феминистки.

Среди всех героев романа испытание любовью выдержали лишь Аркадий, Катя, Николай Петрович и Фенечка. Автор на остальных примерах показал, что делает с человеком невзаимная любовь и раны, нанесенные ей, как мешает разум в чувствах.

`

Испытание любовью в романе Отцы и дети

Популярные сочинения

Испытание любовью (по роману И.Тургенева "Отцы и дети")

Тема: Испытание любовью в романе И. Тургенева «Отцы и дети».

Анализ 17-19 глав романа

Цели: выяснить, какое место занимает любовь в жизни героев романа, способны ли они на сильные чувства, выдержат ли испытания любовью; показать глубокие внутренние различия Базарова и Одинцовой при некотором сходстве их натур.

В атмосфере праздности, характерной для «дворянских гнезд», любовь была чувством, которое культивировалось и поэтизировалось. Считалось, что все тонкости и нюансы этого чувства доступны лишь утонченным дворянским натурам. Недаром, еще Карамзину пришлось доказывать, что «и крестьянки любить умеют».

Для Тургенева способность человека любить – критерий его состоятельности. Своих героев писатель обязательно проводит через это испытание. Испытание любовью проходит и Базаров.

Мнение критиков

Испытание любовью

Тургенев возвышает Базарова, показывает его способность к сильной и самоотверженной любви Тургенев низводит Базарова с пьедестала, показывает, что любовь его растоптала.

Унижает или возвышает автор Базарова в любви? Давайте разберемся. Каково отношение Базарова к любви, к женщине вообще?

«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец» (о Павле Петровиче)

«Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?»

(Базаров утверждает, что любви вообще не существует, что от понравившейся женщины надо лишь «добиться толку», что «свободно мыслят между женщинами только уроды». Это цинически-потребительский взгляд на женщину. До встречи с Одинцовой Базаров, видимо, по-настоящему еще никого не любил, и у него сложилось превратное представление об этом чувстве.)

Но вот пришла любовь (пусть и неразделенная), и сама жизнь заставляет его признать, хоть и с негодованием (нелегко отказываться от сложившихся представлений), силу и действенность любви. Что происходит с Базаровым, когда он понял, что полюбил?

  • (рушится его материалистическая теория, и он болезненно переживает этот крах)
  • Кто такая Одинцова?
  • Цель жизни Одинцовой?

Одинцова внешне обаятельна, одинаково ровно и естественно держится со всеми, ее отталкивает пошлость; она умна, интересы ее шире интересов окружающих.

Но ничтожность жизненного идеала (обеспеченность, комфорт и спокойствие) убила в ней живую душу, лишила способности глубоко и полно воспринимать жизнь, сильно чувствовать, отдаваться благородным стремлениям.

Эту душевную немощь хорошо показывает Тургенев: «Бывало, выйдя из благовонной ванны, вся теплая и разнеженная, она замечтается о ничтожности жизни, об ее горе, труде и зле…

Душа ее наполнится внезапною смелостью, закипит благородным стремлением; но сквозной ветер подует из полузакрытого окна, и Анна Сергеевна вся сожмется, и жалуется, и почти сердится, и только одно ей и нужно в это мгновение: чтобы не дул на нее этот гадкий ветер».

О сути отношения Одинцовой к Базарову, Аркадию и вообще к любви Тургенев писал: «Одинцова так же мало влюбляется в Аркадия, как в Базарова…

это та же представительница наших праздных, мечтающих, любопытных и холодных барынь, наших дворянок…

Ей бы хотелось сначала погладить по шерсти волка (Базарова), лишь бы он не кусался — потом мальчика по его кудрям — и продолжать лежать, вымытой, на бархате».

В чем смысл высказывания?

В романе писатель не раз подчеркивает неполноценность Одинцовой в сфере чувств, говоря о ней, как о женщине, которой «не удалось полюбить». Об этом же говорит Одинцовой и Базаров: «Вам хочется полюбить, … а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье».

 Сама Одинцова наедине с собой вынуждена согласиться: «Видно, прав Базаров, — подумала она, — любопытство, одно любопытство, и любовь к покою, и эгоизм».

 Вся жизнь Одинцовой подтверждает это: первый раз она выходит замуж по расчету, а в эпилоге автор говорит о ее новом замужестве «по убеждению». Горькой иронией звучат слова Тургенева, что они «доживутся, пожалуй, до счастья… пожалуй, до любви».

Испытывала ли Одинцова какие-то чувства к Базарову?

(Одинцова была увлечена Базаровым, ей хотелось увидеть у своих ног такого замечательного человека. Можно ли это назвать «зародышем чувства» или нет – в сущности, неважно.

На большое и сильное чувство Одинцова все равно не способна — для этого она слишком эгоистична, изнежена и расчетлива.

Базаров любит и страдает, а у Одинцовой все ограничивается в лучшем случае «зародышами чувств», тщеславием, уязвленным самолюбием.)

Могла ли счастливо сложиться судьба Базарова и Одинцовой? Могла ли Анна Сергеевна измениться, пойти с Базаровым в его «горькую, одинокую жизнь?»

(Никогда бы она за ним не пошла, даже если бы полюбила)

За что полюбил Базаров Одинцову?

(Анна Сергеевна очаровала Базарова своей красотой, женским обаянием, умением держаться с достоинством.

Но настоящая любовь возникла тогда, когда Базаров увидел в Одинцовой умного собеседника и человека, способного его понять.

Базаров говорит с Одинцовой о серьезных жизненных проблемах, раскрывает ей многое в своих взглядах, ценит в ней гибкость ума и ясность мысли. Базарову необходимо духовное общение! Чувства Евгения Базарова глубоки.)

Но в романе важно не только испытание любовью и его последствия, но и характер самой любви. Тургенев сталкивает Базарова с представителями дворянства и в этом вопросе тоже.

Расскажите об истории любви Павла Петровича и княгини Р.? (Павел Петрович влюбляется в княгиню Р. на мазурке, хотя она «не сказала ни одного путного слова». Тургенев подчеркивает ее «небольшой ум», истеричность поведения (днем «хохотала и шутила», по ночам «плакала и молилась»), даже усмешка у нее «незначительная». В памяти Павла Петровича она запечатлелась, как «непонятный, почти бессмысленный… образ». Духовная неразвитость не может отпугнуть Павла Петровича в женщине.

И Базаров и Павел Петрович терпят крах в любви. Но как воспринимает каждый из них свое поражение? Сравнение снова не в пользу дворянства:

Когда княгиня Р. охладела к Павлу Петровичу, он «терзался и ревновал, не давал ей покою, таскался за ней повсюду; ей надоело его неотвязное преследование…». Куда девались его хваленое самоуважение, чувство собственного достоинства, дворянская гордость! Недаром Тургенев употребляет просторечное, снижающее героя слово— «таскался». И как выигрывает при этом сравнении исполненное достоинства поведение Базарова: «Одинцова посмотрела на Базарова. Горькая усмешка подергивала его бледное лицо. «Этот меня любил!» — подумала она — и жалко ей стало его, и с участием протянула она ему руку. Но и он ее понял. — Нет! — сказал он и отступил на шаг назад. — Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».
Показательна и дальнейшая судьба героев.
Павел Петрович, по меткому выражению Базарова, «раскис и опустился» Базаров, несмотря на душевную боль, продолжает упорно работать, до конца сохраняет верность своим убеждениям.

Выводы

1)Базаров — человек, способный на большое чувство, сильная, глубокая натура.

2)Сопоставление Базарова с Одинцовой и Павлом Петровичем позволяет увидеть внутреннее единство произведения, связь любовной интриги с основным конфликтом романам (противостояние между аристократами-либералами и разночинцами-демократами), доказывает «торжество демократизма над аристократией» в области чувств. Любовь Павла Петровича – чувство надуманное, искусственно распыляемое.

3)Видны уязвимые стороны мировоззрения Базарова: отрицание любви как высокого облагораживающего чувства, взгляд на женщину как на существо, стоящее ниже мужчины.

А что скажете вы о любви Н.П. к Фенечке? О любви Аркадия и Кати?

  1. (и те, и другие любят друг друга, их чувства естественны, а потому прекрасны)
  2. Почему дружба Аркадия и Базарова невозможна?
  3. «…Мы прощаемся навсегда… для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость…»
  4. Как в этих словах характеризует Базаров жизнь революционеров?
  5. Почему Аркадий примкнул к нигилистам?
  6.  («Молодая смелость да молодой задор», Базарова же толкает на борьбу «дерзость» и «злость»)

Почему друзья разошлись? (Образованные  и  обеспеченные  либеральные  дворяне  стремятся к комфорту (нравственному  и  физическому).  Им  хочется  чувствовать,  что  они прогрессивные люди.

Но когда приходится действовать, самовлюбленность   и   эгоизм  делают   их   неспособными   к   последовательной  борьбе («…ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить…» – говорит Базаров Аркадию). Аркадий – временный попутчик Базарова.  Аркадий  Кирсанов  не  привык  к  трудностям, в борьбе с которыми вырабатывается характер, идеи Базарова не были глубоко прочувствованы им.)

Дом. задание: пересказ эпизода «Дуэль Павла Петровича и Базарова»

Испытание героя любовью в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Испытание героя любовью в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

  Скачать сочинение

    “Только любовью держится и движется жизнь”.
    И. С. Тургенев
    И. С. Тургенев в своих произведениях подвергал героев двум проверкам: проверке любовью и проверке смертью.

Почему он выбрал именно эти испытания?
    Я думаю, потому что любовь — это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества, а смерть — это великий уравнитель, к ней как к неизбежному нужно быть готовым и уметь умереть достойно.

    В сочинении я хочу решить, выдержал ли Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, первую проверку — проверку любовью.

    В начале романа автор представляет нам своего героя как нигилиста, человека, “который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру”, для которого романтизм — это чушь и блажь: “Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств”.

Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоящего мужчины, высокие стремления – надуманными и нелепыми. Таким образом, “…отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство” Базарова. И этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину.

Сначала главный герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спрашивает об Одинцовой: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукшиной, вульгарной особой.

    Одинцова приглашает обоих друзей к себе в гости, они соглашаются. Базаров замечает, что Аркадию нравится Анна Сергеевна, но пытаемся быть равнодушным. Он ведет себя очень развязно в ее присутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это.

Аркадий в течение всего пребывания в гостях удивляется неестественному поведению Базарова, потому что тот не говорит с Анной Сергеевной “о своих убеждениях и воззрениях”, а толкует о медицине, о ботанике и т. п.
    Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться.

Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него — это “белиберда, непростительная дурь”, болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Герой с негодованием сознает романтика в самом себе.

Анна Сергеевна пытается вызвать его на разговор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтическом.
    Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание.

Главный герой говорит, что любит ее “глупо, безумно”, по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей нравится Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Одинцовой и едет к родителям. Там, помогая отцу в медицинских исследованиях, Базаров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой. Перед смертью Базаров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.
    В романе “Отцы и дети” главный герой выдерживает проверку любовью, в отличие от героев остальных произведений И. С. Тургенева. Базаров жертвует всем ради любви: своими убеждениями и воззрениями, — он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но здесь ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, охватившему его, но ничего не получает взамен — Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.

    В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев находит героя, которого так долго искал, героя, выдержавшего проверку любовью и смертью.

118862 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Испытание героя любовью в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Ссылка на основную публикацию