Интерьер в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Изучаем интерьеры гоголевских помещиков

“С громом выехала бричка на улицу. Не без радости был узрет полосатый шлагбаум, дававший знать, что мостовой, как и всякой другой муке, будет скоро конец; и еще несколько раз ударившись головой в кузов, Чичиков понесся по мягкой земле в путь…”

Знакомые строки? Конечно, с них начинается путешествие гоголевского героя по русским поместьям. 

Выбор произведения неслучаен. Характеры героев напрямую связаны с интерьерами. Автор считал, что человек начинает быть похожим на вещи, на то, что им накоплено. 

Так ли это? Давайте посмотрим, совершив странствие по помещичьим домам вместе с Чичиковым. 

Манилов — “Человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан” 

Интерьер в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)Весь интерьер героя неоднороден. Всё в доме (мебель, предметы декора, отделка) имеет какое-то “но”. 

Интерьер в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)“В доме вечно чего-нибудь недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая верно стоила весьма недешево, но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты рогожею”.

Интерьер в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)Роскошь и элегантность сочетаются с неопрятностью и запущенностью. 

“В иной комнате и вовсе не было мебели. Ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги…” 

Интерьер в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)Неопределенность в быту свойственна герою и в жизни. У него нет своего собственного мнения, для него удобнее бездействовать и просто мечтать.

“…

Приятная комнатка… Комната была, точно, не без приятности: стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с заложенною закладкою, несколько исписанных бумаг, но больше всего было табаку. Он был в разных видах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе.” Для автора эта претензия на изысканность, декорации, прикрывающие бесхозяйственность, невнимательность, лень Манилова и нежелание доводить все до конца.

“На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками. Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени…” 

Таким образом, на всех вещах Манилова лежит отпечаток его личности: в них либо чего-то не хватает, либо есть что-то лишнее (бисерный чехольчик на зубочистку). По сути, в Манилове, как и в его интерьере, нет ничего отрицательного, но и ничего положительного тоже. Они оба  пусты.

Коробочка — человек, опутанный “потрясающей силой мелочей”

Интерьер в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)Интерьер наполнен стариной: все без исключения вещи старые. Многие из них давно изжили свое, но все равно находят у хозяйки применение. 

Интерьер в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)“Чичиков кинул вскользь два взгляда: комната была обвешана старенькими полосатыми обоями…” Коробочка в отличие от Манилова не предается пустым мечтаниям, она расчетлива и занята только накоплением, погружена в мир хозяйственных интересов.

 “За зеркала заложены разные старые мелочи: ..за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок…” 

Предметы декора существуют в интерьере без какой-либо связи. 

“В гостиной Коробочки также есть картины:..картины с какими-то птицами…”

“…

на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нáшивали при Павле Петровиче…”

Гоголь деталями обстановки подчеркивает мелочность, пустоту, чрезмерную бережливость хозяйки. Весь интерьер олицетворяет излишнее накопительство Коробочки.

Ноздрев — человек с своеобразной “широтой натуры” 

Интерьер дома не впечатляет красотой и уютом. Автор уделяет внимание деталям, аксессуарам и предметам декора, которые показывают многосторонние увлечения Ноздрева от охоты до игры на шарманке. 

Интерьер в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)“Ноздрев повел их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги…” 

“…

висели только сабли и два ружья – одно в триста, а другое в восемьсот рублей…Потом были показаны турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: «Мастер Савелий Сибиряков»…” 

“…

Вслед за тем показалась гостям шарманка…”Как и сам Ноздрев, его дом лишен какой-либо упорядоченности:

“…

Потом показались трубки – деревянные, глиняные, пенковые, обкуренные и необкуренные, обтянутые замшею и необтянутые, чубук с янтарным мундштуком, недавно выигранный, кисет*, вышитый какою-то графинею…” 

Интерьер в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)“… вышел он в столовую, там уже стоял на столе чайный прибор с бутылкою рома“В доме неопрятно, никто не следит за чистотой, что, кстати, не мешает Ноздреву. 

“В комнате были следы вчерашнего обеда и ужина; кажется, половая щетка не притрогивалась вовсе. На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна даже была на скатерти…”

Характер героя, его интересы и образ жизни полностью отражены в его интерьере. Беспорядок, ремонт, который никто не доводит до конца, кабинет, который не имеет ни одного предмета относящегося к работе, говорят о непредсказуемости, наглости, лихачестве и неудержимой энергии героя.

Собакевич — “средней величины медведь”

Интерьер в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)Дом представляет деревянную крепость: простой, крепкий, массивный и не совсем нарядный.

“…

Словом, все, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке…” 

“Господский дом Собакевича внешне похож на дом из военного поселения – простой и совсем не нарядный:… посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, – дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов…” 

Для хозяина главный критерий в интерьере — удобство.

“…

Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин – удобства и, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое, вероятно понадобившееся для темного чулана…”

Интерьер в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)Внутри оформление жилище такое же грубое, неуклюжее, как и сам хозяин. Вся мебель выглядит как-то по “медвежьи”. 

“…

Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, – все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!»…” 

Собакевич мало похож на других помещиков. Он расчетливый хозяин, предприимчивый торгаш и прижимистый кулак. Через прочность, массивность в интерьере Гоголь показывает железный и непоколебимый характер героя, человека полного силы, здоровья и уверенности.

Плюшкин — “прореха на человечестве”

Уже с самого начала писатель дает понять у какого человека оказался Чичиков: 

“Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком”.

Дом Плюшкина похож на странный длинный замок: 

“…

Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два; на темной крыше, не везде надежно защищавшей его старость, торчали два бельведера, один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишенные когда-то покрывавшей их краски…”

В своем стремлении сэкономить на всем помещик пренебрегает ремонтом в доме: 

“…

Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен…”

Хозяин не выкидывает ничего — вся старая, сломанная мебель хранится прямо в комнатах, из чего складвается впечатление, что это не жилое помещение вовсе.

“…

Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе…”

“…Мебель в комнате-кабинете Плюшкина составлена друг на друга, словно кто-то сейчас моет полы…”

“…

Плюшкин не выбрасывает сломанную мебель: на одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором…”

В доме Плюшкина даже самое прекрасное становится безобразным.

“…

По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения. В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку…

” Весь дом героя — кладбище старых и не нужных вещей. Такое мрачное, холодное жилище является прямым отражением его безжизненной скупой души.

Как и характер Плюшкина, его дом убогий, скудный и мертвый. Он завершает портретную галерею помещиков. Плюшкин образец бесчувственности, жадности и накопительства доходящего до абсурда. Он,  в какой то мере, и есть мертвая душа.

Интересно, не правда ли? Все-таки дизайн интерьера — не просто расстановка предметов, покупка мебели и трата времени и денег. Это то, что является частичкой нас, сложный и важный процесс. Ведь не только в реальной жизни, но и как мы увидели в литературных произведениях интерьер может рассказать много о хозяине дома, о его увлечениях, вкусах, предпочтениях. 

Не бойтесь творить, создавать, экспериментировать как в дизайне, так и в жизни, ведь как говорил Гоголь: “Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить!”

Интерьер Манилова в поэме «Мертвые души»: описание комнаты Манилова

Герой помещика Манилова является центральным персонажем. Он один из владельцев усадеб, которые посещает Чичиков. Гоголь позиционирует его, с точностью передавая особенности характера некоторых людей. Интерьер дома Манилова – ключевой аспект данного описания, позволяющий судить о привычках, чертах характера человека. Вторая глава начинается с подробной характеристики обстановки.

Читайте также:  Лучшие книги про жизнь женщин в разные века

Описание комнаты Манилова начинается после рассказа о поисках усадьбы Павлом, который потратил много времени, сил, чтобы найти поместье. Манилов – один из богатых помещиков дворянской крови.

Он владеет большой усадьбой с названием Маниловка. Здесь находится более двух сотен крестьянских домов. Гоголь символично называет деревню.

Маниловка – одновременно заманивает гостей и приносит чувство разочарования.

​Манилов
​Манилов

Интерьер Манилова в поэме «Мертвые души» – характеристика обстановки

Описание интерьера Манилова базируется на ярко выраженных особенностях, среди которых:

  • Наличие зеленого храма для уединения и размышлений. Со стороны это обычная беседка яркого зеленого цвета. За годы существования она обветшала, устарела. Русская литература позиционирует элемент как остатки былой роскоши, признак отсутствия ухода за домом. Хозяин гордится строением. Он уверен, что беседка соответствует его духовному миру;
  • Отсутствие нужной мебели. Причина кроется не в нехватке денег. Манилов настолько ленив, что годами собирается заказать новое убранство для дома. Задание обустроить дом непосильно для него. Супруги забывают о необходимости привести быт в порядок;
  • Шик, граничащий с нищетой. Некоторая мебель в доме поражает своим великолепием, дороговизной. Рядом с ней находятся потертые кресла, обветшалые шторы. Интерьер совмещает в себе элитные детали с наиболее дешевыми вещицами;
  • Непрактичность обстановки. Гоголь передает отсутствие хозяйственности у владельцем имения через особенности мебели, хозяйства супругов. Интерьер в доме Манилова говорит о лености, неприспособленности к жизни. При отличных доходах помещику не удалось обустроить семейный быт.

Господский дом Манилова – образ, привычки героя

Бывший офицер был признан обществом культурным, высокообразованным человеком. Каждый выход в свет для него своеобразный тест. Он изучает привычки состоятельных господ, перенимая себе их качества. Основные факты о герое:

  • Персонаж постоянно курит трубку, ссылаясь на армейскую привычку;
  • Мужчина счастливо женат на Лизоньке. Их браку почти девять лет, при этом люди сохранили нежность и взаимное уважение. В семье два сына практически одного возраста – 6, 7 лет;
  • Лень мешает герою добиваться в жизни своих целей. Судьба преподносила ему урок, однако Манилов не готов заниматься бытом, решать проблемы, покидать привычный мир грез;
  • Персонаж представлен типичным богатым господином. Внешне добрый, заискивающий, симпатичный герой в общении скучный, неинтересный. Отсутствие внутреннего стержня делает его ведомым, бесхарактерным;
  • У помещика отсутствует желание спорить, доказывать свою правоту. Лучшее средство борьбы с проблемами – уход в собственную реальность, мечты;
  • Для персонажа характерно пребывании в прострации, он абстрагируется от реальности, мечтая о своих несбыточных проектах.

Обстановка дома Манилова и характер хозяина

Писатель передает неспособность героя точно определиться в жизни через его быт. Любое предложение, требующее активных действий, способно вогнать героя в уныние. Мечтание – его главное занятие. Образ Манилова полностью обезличен. Это единственное действующее лицо, не имеющее собственного имени.

Для героя все окружающие люди – положительные, добрые. Он не замечает алчности чиновников, предательства друзей, знакомых. В интерьере прослеживается аналогичная линия. Несмотря на устаревшую, надломанную, протертую мебель, дом кажется ему богатым.

Проблема героя – принятие чужих принципов при отсутствии собственного убеждения. Он не интересуется, не вникает в окружающий мир, продолжая носить «розовые очки».

Смотри также:

  • Главная тема «Мертвых душ»: как связаны все части произведения
  • Отношение Ноздрева к предложению Чичикова: описание с выдержками из текста
  • Последовательность посещения Чичиковым помещиков: описание визитов

Гоголь Н. В. Мертвые души, Интерьер как средство характеристики героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

Интерьер как средство характеристики героя (по поэме Н. Гоголя «Мертвые души»)

Поэма «Мертвые душиН. В. Гоголя — величайшее произведение русской классики. Н. В. Гоголь — мастер сатирического изображения действительности. В первом томе «Мертвых душон задумал показать темные стороны русской действительности. Важное место в произведении занимают образы помещиков, которых по очереди, с целью покупки у них «мертвых душ, посещает Чичиков.

В изображении каждого помещика автор использует различные средства характеристики, которые «работаютна раскрытие его образа: портретное описание, описание деревни, вещей, принадлежащих помещику, господского дома, ритуала обеда, речь героя.

Критики считают, что каждый помещик олицетворяет собой какой-либо порок.

Манилов — это «пустая мечтательность, бездейственность. Казалось бы, усадьба его устроена весьма неплохо, даже «были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций, «видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления….

Но в доме все же чего-то «вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей… но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею…, «в иной комнате и вовсе не было мебели, «ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале…. Вместо того чтобы взяться и довести благоустройство дома до конца, Манилов предается несбыточным и бесполезным мечтам о том, «как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян.

  Сочинение “Проблема чести в повести “Капитанская дочка”

Коробочка олицетворяет собой «ненужноенакопительство. Кроме «говорящейфамилии эту героиню ярко характеризует еще и внутренне убранство комнаты: «…за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок….

В доме разгильдяя Ноздрева нет никакого порядка: «Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены… пол весь был обрызган белилами.

А Собакевич? Все в его доме дополняет » медвежий образ Михаила Семеновича: «…Все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства,- словом, каждый предмет, каждый стул,казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!или: «И я тоже очень похож на Собакевича!» .

Крайнюю степень нищеты, скопидомство хозяина обличает описание «обстановкив доме Плюшкина, которого мужики прозвали «заплатанной.

Автор посвящает этому целую страницу, для того чтобы показать, что Плюшкин превратился в «прореху на человечестве: «На одном столе стоял даже сломанный стул и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину… На бюре… лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом… лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресла, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами… кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке…и т. д. — это то, что было в понимании хозяина более ценным. «В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах… Высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Рачительность, экономность Плюшкина превратились в жадность и ненужное накопительство, граничащее с воровством и побирушничеством.

После прочтения поэмы невольно начинаешь обращать внимание на обустройство своего дома, своих друзей, знакомых, ведь внутренний интерьер многое может рассказать о хозяине, его привычках, характере.

Гоголь, Сочинение

Интерьер в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

(364 слова) Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» является одним из самых ярких сатирических произведений 19 века. Она была создана автором для того, чтобы поведать читателю о порочности, ничтожности помещиков и о слабостях и недостатках человека.

Все помещики изображены писателем очень подробно, а описание интерьера их домов имеет характерные особенности и отличительные черты.

Поместье Манилова представляет собой здание, располагающееся на возвышении. Интерьер его комнат достаточно красив: «мебель, обтянутая щегольской материей». Эта деталь словно намекает о богатстве владельца, который в то же время и ленив.

Данный недостаток мешает Манилову, так как из-за него помещик не желает менять обустройство своего жилища (несмотря на шикарные элементы убранства все равно чего-то всегда не хватает).

Кабинет Манилова красив, однако книжка с закладкой на четырнадцатой странице, которую он читает вот уже два года, заставляет задуматься о нерасторопности и бесконечном безделии ее владельца.

Коробочка, в свою очередь, посвящает себя хозяйству. Интерьер комнат в ее доме почти ничем не выделяется, но на себя акцентируют внимание красочные картины, старинные часы, старые обои, чулки и т.д. Женщина рационально использует вещи, чтобы продлить их срок службы, везде хранит деньги в пестрядевых мешочках, что говорит о ее склонности к накапливанию имущества.

В кабинете Ноздрева есть дорогое оружие, но нет книг и бумаг, что свидетельствует о том, что он почти не занимается делами своего хозяйства. Грязь и мусор в столовой не смущают помещика, он не следит за тем, чтобы слуги убирали помещение.

Дом Собакевича наполнен тяжелыми, массивными элементами интерьера. Сам герой достаточно крупного телосложения, поэтому даже мебель соответствует ему. Огромные картины, «пузатое ореховое бюро» — все словно говорит, что похоже на Собакевича. Даже дрозд, которого он держит у себя дома, и тот чем-то похож на хозяина.

Интерьер комнат Плюшкина тоже призван для того, чтобы дополнить описание образа своего владельца. Везде валяется куча вещей, старая поломанная мебель, картины. Лишний хлам скапливает пыль, которую никто не убирает уже очень долгое время. Плюшкин не хочет расставаться с вещами, потому что он скуп и излишне экономен.

Стоит отметить, что многим из помещиков нет дела до своих крестьян, некоторым все равно даже на разруху и беспорядок в собственной усадьбе, что уж говорить об улучшении будущего России.

Читайте также:  Согласны ли вы с утверждением вольтера «глаза дружбы редко ошибаются»

Таким образом, изображая главных героев и интерьер их домов, Гоголь проиллюстрировал низменные потребности помещиков, чьи души обнищали и превратились в пыль.

Анастасия Кутковецкая Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Мастерство художественной детали в поэме «Мертвые души»»

Неискушенному читателю почувствовать всю прелесть произведений Н. В. Гоголя довольно сложно.

Читая «Мертвые души» в первый раз, я просто следил за развитием сюжета, за авторской и речевой характеристикой действующих лиц и не мог понять, в чем тайна гоголевской прозы, почему на протяжении двух столетий она продолжает волновать и притягивать к себе читателей.

Но позднее, вчитываясь в строки поэмы, я увидел, что мир, созданный писателем на страницах «Мертвых душ», насыщен удивительными художественными деталями, которые Гоголь увидел глазом художника. И мир Гоголя ожил, заиграл всеми красками, пробуждая в душе то радость, то горечь, то сострадание, то ненависть.

Вот перед нами кабинет Манилова, в котором лежит книга, уже два года раскрытая на четырнадцатой странице, такой же безликой, как и ее хозяин.

Символами скучного и неряшливого мечтателя Манилова служат и жирная зеленая ряска на пруду, и беседка с голубыми колоннами и претенциозной надписью «Храм уединенного размышления», и детали обстановки дома, в котором вечно чего-нибудь недоставало.

Прекрасная мебель, обтянутая красивой шелковой материей соседствует с двумя креслами, обтянутыми просто рогожею, а щегольские подсвечники из темной бронзы с тремя античными грациями — с хромым медным инвалидом, свернувшимся на сторону.

Все эти детали как нельзя лучше подтверждают слова Гоголя, сказанные о Манилове: это человек «так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Его проекты насчет того, что нужно обить кресла и обставить пустые комнаты, сродни пустым мечтаниям о каменном мосте с лавками, где продавали бы товары крестьянам. Но, пожалуй, самый выразительный символ бездуховности и никчемности Манилова — это горки пепла, которые он аккуратными рядками расставляет на подоконнике. Это единственное доступное ему художество.

Из множества говорящих деталей соткан и образ Собакевича. Его вещи имеют «странное сходство с самим хозяином дома». Пузатое ореховое бюро, как и сам Собакевич, похоже на медведя.

«Стол, кресло, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства», и каждый предмет, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» В помещике чувствуется какая-то первобытная звериная сила, которая видна даже во время обеда, когда хозяин поглощает неимоверное количество разных блюд. Огромные куски он обгладывает до последней косточки, и все на столе гигантских размеров: ватрушка размером с большую тарелку, индюк ростом с теленка. Неудивительно, что возникает впечатление, будто бы в этом теле нет души, а если и есть, то «закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

Но, пожалуй, самый яркий персонаж, выведенный Гоголем в «Мертвых душах», — это помещик Плюшкин. Мастер художественной детали, писатель замечает в обстановке его дома совершенно несовместимые предметы, дающие представление о прежней и нынешней жизни героя.

Так, в отличие от Манилова, Плюшкин когда-то читал: у него есть «какая-то старинная книга в кожаном переплете», возможно, купленная хозяином в былые времена, когда был он бережливым хозяином и соседи ездили к нему учиться «мудрой скупости».

О былой роскоши напоминают «шкаф с старинным серебром», бюро, «выложенное перламутною мозаикой».

Приметами нынешней жизни помещика являются люстра в холстинном мешке, «от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк», чернильница с какой-то заплесневелой жидкостью и множеством мух на дне, куча ненужного барахла, из которой торчит отломанный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Все свидетельствует о том, до какой «ничтожности, мелочности, гадости» может дойти человек.

Сочинение Интерьер в поэме Гоголя Мертвые души

Интерьер в данном произведении играет далеко не последнюю роль. Порой кажется, что автор старается отождествить атмосферу жилища с характером ее обладателя.

Например,  интерьер Манилова неоднороден – несмотря на общую атмосферу изысканности, имеются детали, которые все портят, имеются различные «но» – допустим, стоит вспомнить тот факт, что в гостиной у героя стояла весьма дорогая мебель, обтянутая шелковой материей, но… на два кресла ее не хватило и они были обтянуты грубой рогожей.

По мере исследования дома персонажа, невольно напрашивается вывод, что таких «но» слишком много – они присутствуют практически везде.

Элегантность и запущенность словно идут рука об руку, создавая довольно неприятное, уродливое впечатление.

Даже если бы дом героя был полностью неопрятен – это не вызывало бы такого омерзения – ведь, в таком случае это просто указывало бы на черты характера хозяина.

В данном же моменте отражается фальшь и желание человека казаться не таким, каков он есть на самом деле. А что может быть хуже лицемерия?

Манилова преследовала неопределенность – как в жилище, так и в жизни. Можно сказать, что он был человеком «ни то ни се».

Что же касается интерьера Коробочки, он ориентирован на старину, точнее состоит по большей части из нее. Однако и в данном случае хозяйка доходит до фанатизма – многие вещи уже непригодны для использования, но женщина не выбрасывает их. Коробочке свойственна маниакальная бережливость и тяга к вещам, что отражается и на обстановке ее жилища.

А вот Ноздрев – широкой души человек. В его жилище также всего много – только вот обставлен дом без особого вкуса, как будто основным критерием служило убеждение «чем больше всего навешано и наложено, тем лучше». Дом слишком изобилует предметами интерьера, которые порой не сочетаются, подобраны как к месту, так и не к месту. И это также некое отражение характера владельца.

Что же касается Собакевича – он не уделяет внимание «нарядности дома». Все слишком просто и буднично. Жилище Собакевича скорее похоже на военный штаб – настолько суровая и серая здесь атмосфера. Оформление такое же неуклюжее и простецкое, как и сам хозяин.

Но даже бережливость Коробочки не сравнится с той, что присутствует у Плюшкина. В этом доме не выбрасывается совершенно ничего – кажется, что он скоро лопнет от обилия «необходимых» вещей. На этом примере писатель показывает зависимость героя от вещей, его жадность, алчность и корыстолюбие.

Как можно заметить из простых примеров, интерьер в поэме «Мертвые души» очень важен – ведь он может рассказать о хозяевах дома практически все – даже то, о чем молчит сам автор. Молчит, но старается донести все это до читателя  с помощью намеков. И описание интерьера служит для этого очень хорошим средством.

Сочинение 2

Поэма «Мертвые души» написана известным русскими писателем-мистификатором Николаем Васильевичем Гоголем. Это произведение считается одним из тех, по которому писателя узнают и школьники, и зрелые личности. Читатели имеют возможность наслаждаться чтением первой и единственной части поэмы, которая, нет сомнений, является литературным шедевром 19-го века.

В поэме «Мертвые души» представлен ряд помещиков, которые являются воплощением человеческих пороков и недостатков, которые мешают ему называться этим самым человеком. Так задумано автором. Эти помещик носят говорящие фамилии, что свойственно манере гоголевского написания: Чичиков, Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.

К каждому из них заезжал на усадьбу главный герой по фамилии Чичиков, который покупал мертвые души (документы умерших крестьян), чтобы разбогатеть. Да, он занимался незаконной деятельностью. Мошенник.

О характере помещика говорит не только его фамилия, но и усадьба и интерьер в доме, безусловно.

Первым, кто принимал гостя, был Манилов. Его отличительное качество – ненужная и неуместная слащавость, лестность. В доме его все было дорогое: и мебель, и обои, и ковры… Но всему чего-то не хватало.

Был в каждом моменте какой-то изъян, портящий абсолютно все положительное впечатление. Например, в гостиной были стулья дорого обшиты, но на два из них этой обшивки не хватило.

Это показывает суть хозяина, его пустоту.

У помещицы Коробочки дом заполнен старинными вещами, которые уже вышли из обихода. Это говорит о скупости хозяйки.

Интерьер дома Ноздрева не производит впечатления уютного жилища, зато мелкие вещи показывают всесторонние увлечения его хозяина.

Собакевич был грубым человеком. В его доме было все большое, объемное, толстое, крепкое, как и помещик. Казалось, что тут обитает средний медведь.

Слово «Плюшкин» после выхода поэмы стало нарицательным. И не просто так. Этот помещик собирал все вещи. Его комната и кабинет были заполнены хламом, который пора было бы выбросить и навести порядок.

Таким образом, можно сказать, что интерьер говорит о человеке очень многое и является отражением его натуры.

Несколько интересных сочинений

Интерьер как средство характеристики героя (по поэме Н. Гоголя «Мертвые души»)

Интерьер как средство характеристики героя (по поэме Н. Гоголя «Мертвые души»)

Поэма «Мертвые души» Н. В. Гоголя — величайшее произведение русской классики. Н. В. Гоголь — мастер сатирического изображения действительности. В первом томе «Мертвых душ» он задумал показать темные стороны русской действительности. Важное место в произведении занимают образы помещиков, которых по очереди, с целью покупки у них «мертвых душ», посещает Чичиков.

В изображении каждого помещика автор использует различные средства характеристики, которые «работают» на раскрытие его образа: портретное описание, описание деревни, вещей, принадлежащих помещику, господского дома, ритуала обеда, речь героя.

Критики считают, что каждый помещик олицетворяет собой какой-либо порок.

Манилов — это «пустая мечтательность», бездейственность. Интерьер комнат в доме Манилова говорит о том, что здесь живет богатый, но ленивый помещик: “…

Казалось бы, усадьба его устроена весьма неплохо, даже «были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых ака­ций», «видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»…».

Но в доме все же чего-то «вечно недоставало: в гостиной стояла пре­красная мебель, обтянутая щегольской шелковой ма­терией… но на два кресла ее недостало, и кресла стоя­ли обтянуты просто рогожею…

», «в иной комнате и вовсе не было мебели», «ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале…».

Читайте также:  Рецензия на книгу Кинга «Оно» и ее экранизацию

В кабинете Манилова есть много говорящих деталей, которые раскрывают характер и привычки Манилова. Итак, вот как Гоголь описывает интерьер кабинета Манилова: “… мой кабинет, – сказал Манилов и повел в небольшую комнату, обращенную окном на синевший лес. – Вот мой уголок …” “…

В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года…” “… Приятная комнатка […

] Комната была, точно, не без приятности: стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с заложенною закладкою […] несколько исписанных бумаг, но больше всего было табаку. Он был в разных видах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе. На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками. Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени…”

Вместо того чтобы взяться и довести благоустройство дома до конца, Манилов предается несбыточным и бесполезным мечтам о том, «как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие това­ры, нужные для крестьян».

Коробочка олицетворяет собой «ненужное» накопительство. Кроме «говорящей» фамилии эту героиню ярко характеризует еще и внутренне убранство комнаты: «…за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок…».Старые обои, старинные часы, старые картины…Шарманка из красного дерева – забавный элемент интерьера в кабинете Ноздрева.

В доме разгильдяя Ноздрева нет никакого порядка: «Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены… пол весь был обрызган белилами». В кабинете Нозрева нет ни книг, ни бумаг. Очевидно, что в своем кабинете он мало занимается делами и хозяйством. Зато в кабинете есть дорогие сабли, ружья и кинжалы:

Господский дом помещика Собакевича в “Мертвых душах” может многое рассказать о его хозяине. Дом Собакевича является отражением его характера и личности. Помещик Собакевич – хороший хозяин своей усадьбы. Собакевич предпочитает удобство и мало заботится о красоте вещей. Внешний вид и интерьер дома Собакевича подтверждает этот факт.

Все в его доме дополняет « медвежий » образ Михаила Семеновича: «…Все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь.

Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства,— словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: “И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!” ». В гостиной Собакевич висят огромные картины с полководцами во весь рост.

Господский дом Плюшкина – мрачный, вымерший, дряхлый. Ворота и ограда в усадьбе обветшали и покрылись плесенью

В доме Плюшкина открыты только два окна. Остальные заколочены или закрыты. В дом едва ли попадает дневной свет.

Крайнюю степень нищеты, скопидомство хозяина обличает описание «обстановки» в доме Плюшкина, которого мужики прозвали «заплатанной».

Автор посвящает этому целую страницу, для того чтобы показать, что Плюшкин превратился в «прореху на человечестве»: «На одном столе стоял даже сломанный стул и рядом с ним часы с остановившимся маятни­ком, к которому паук уже приладил паутину… На бюре… лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом…

лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресла, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами… кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке…» и т. д. — это то, что было в понимании хозяина более ценным.

«В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах… Высо­вывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога». Рачительность, экономность Плюшкина превратились в жадность и ненужное накопительство, граничащее с воровством и побирушничеством.

После прочтения поэмы невольно начинаешь обращать внимание на обустройство своего дома, своих друзей, знакомых, ведь внутренний интерьер многое может рассказать о хозяине, его привычках, характере.

Самые популярные вопросы о Чичикове

Как зовут Чичикова? Чичикова зовут Павел Иванович.

Как зовут кучера Чичикова? Кучера Чичикова зовут Селифан.

Как зовут слугу (лакея) Чичикова? Слугу (лакея) Чичикова зовут Петрушка.

Чем похожи Чичиков и Плюшкин? Чичиков и Плюшкин похожи тем, что они оба – экономные, жадные и подозрительные люди.

Чем Чичиков похож на Собакевича? Чичиков похож на Собакевича тем, что оба эти героя везде ищут свою выгоду, они основательно и серьезно походят к делу.

В какой последовательности Чичиков посещал помещиков? Чичиков посещал помещиков в такой последовательности: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.

Какой чин носил Чичиков? Чичиков носил чин коллежского советника.

Как Чичиков попал к Коробочке? Чичиков попал к Коробочке, потому что сбился с пути и искал ночлега.

Кто отдал Чичикову бесплатно мертвые души? Манилов отдал бесплатно Чичикову мертвые души.

Какого цвета был фрак Чичикова? У Чичикова был фрак “брусничного цвета с искрой”.

Кто предложил Чичикову почесать пятки? Коробочка предложила Чичикову почесать пятки на ночь.

Интерьер как средство характеристики героя (по поэме Н. Гоголя «Мертвые души»)

Поэма «Мертвые души» Н. В. Гоголя — величай­шее произведение русской классики. Н. В. Гоголь — мастер сатирического изображения действительно­сти. В первом томе «Мертвых душ» он задумал пока­зать темные стороны русской действительности. Важ­ное место в произведении занимают образы помещи­ков, которых по очереди, с целью покупки у них «мертвых душ», посещает Чичиков.

В изображении каждого помещика автор использу­ет различные средства характеристики, которые «ра­ботают» на раскрытие его образа: портретное описа­ние, описание деревни, вещей, принадлежащих поме­щику, господского дома, ритуала обеда, речь героя.

Критики считают, что каждый помещик олицетво­ряет собой какой-либо порок.

Манилов — это «пустая мечтательность», бездейст­венность. Казалось бы, усадьба его устроена весьма неплохо, даже «были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых ака­ций», «видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»…».

Но в доме все же чего-то «вечно недоставало: в гостиной стояла пре­красная мебель, обтянутая щегольской шелковой ма­терией… но на два кресла ее недостало, и кресла стоя­ли обтянуты просто рогожею…

», «в иной комнате и вовсе не было мебели», «ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тре­мя античными грациями, с перламутным щеголь­ским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале…».

Вместо того чтобы взяться и довести благоустройство дома до конца, Манилов предается несбыточным и бесполезным мечтам о том, «как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подзем­ный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие това­ры, нужные для крестьян».

Коробочка олицетворяет собой «ненужное» нако­пительство. Кроме «говорящей» фамилии эту герои­ню ярко характеризует еще и внутренне убранство комнаты: «…за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок…».

В доме разгильдяя Ноздрева нет никакого порядка: «Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены… пол весь был обрызган белилами».

А Собакевич? Все в его доме дополняет « медвежий » образ Михаила Семеновича: «…

Все было прочно, не­уклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гос­тиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь.

Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства,— словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: “И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!” ».

Крайнюю степень нищеты, скопидомство хозяина обличает описание «обстановки» в доме Плюшкина, которого мужики прозвали «заплатанной».

Автор по­свящает этому целую страницу, для того чтобы пока­зать, что Плюшкин превратился в «прореху на чело­вечестве»: «На одном столе стоял даже сломанный стул и рядом с ним часы с остановившимся маятни­ком, к которому паук уже приладил паутину… На бюре… лежало множество всякой всячины: куча ис­писанных мелко бумажек, накрытых мраморным по­зеленевшим прессом…

лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресла, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами… кусо­чек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке…» и т. д. — это то, что было в понимании хозяина более ценным.

«В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах… Высо­вывался оттуда отломленный кусок деревянной лопа­ты и старая подошва сапога». Рачительность, эконом­ность Плюшкина превратились в жадность и ненуж­ное   накопительство,   граничащее   с   воровством   и побирушничеством.

После прочтения поэмы невольно начинаешь обра­щать внимание на обустройство своего дома, своих дру­зей, знакомых, ведь внутренний интерьер многое мо­жет рассказать о хозяине, его привычках, характере.

Ссылка на основную публикацию