Идейно — тематическое своеобразие повести куприна «олеся»

  • Оглавление
  • Введение
  • 1. Концепция естественной личности
  • 2. Своеобразие реализма
  • 3. Роль романтического начала
  • Заключение
  • Литература
  • Введение
  • В рамках работы проводится анализ повести русского писателя Александра Ивановича Куприна (1870 – 1938) «Олеся» (1898).

В 1897 году А.

Куприн служил в Ровенском уезде Волынской губернии управляющим имением. Изумительная природа и особенности быта Полесского края, драматические судьбы его жителей вдохновили писателя на создание цикла «Полесских рассказов», в который вошла и «Олеся».

«Олеся» – это одно из первых крупных произведений Куприна, и одно из самых его любимых, о чем он говорил впоследствии. Это повесть о природе и трагической любви «представителей разных миров» – молодого барина Ивана Тимофеевича, приехавшего в Полесье из большого города на полгода и молодой девушки Олеси, обладающей неординарными способностями.

  1. В цели и задачи работы входит:
  2. рассмотрение концепции «естественной личности» в повести;
  3. своеобразие реализма художественного стиля писателя;
  4. роль романтической составляющей в повести.
  5. 1. Концепция естественной личности

Концепция «естественной личности», отраженная в повести А. Куприна «Олеся» исходит из представлений французского писателя и мыслителя Жан Жака Руссо и руссоизма. Основные положения этой концепции заключаются в следующем:

противопоставление буржуазной цивилизации простой жизни людей на лоне природы, вдали от городов, в которых царит эгоизм и лицемерие и в которых настоящая любовь обречена;

цивилизация не приносит людям счастья;

идея «естественного человека», человека природы, которая заключается в противопоставлении человеку природы «человека, созданного цивилизованным обществом». В повести Куприна этот конфликт можно обозначить как «двоемирие».

А. Куприн со свойственной ему художественной выразительностью набрасывает портрет главной героини повести, в котором причудливым образом сочетаются, как и земные, так и возвышенные начала:

«Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать.

Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом» [1, 46].

Вероятно, что изначальное чувство, возникшее у главного героя повести – молодого барина Ивана Тимофеевича было основано на «смутных» инстинктивных влечениях, однако дальнейшее общение с Олесей подкрепляется близостью духовной. Это преображение главного героя Куприн блестяще сочетает с описаниями природы.

Главная героиня Олеся – идеальное «дитя природы», далекая от цивилизованного общества. Тем не менее, она обладает сочетанием редких качеств, недоступных, как и главному герою, так и простым жителям.

  • Ей, по выражению, Куприна «доступны те бессознательные, инстинктивные, туманные, добытые случайным опытом, странные знания, которые, опередив точную науку на целые столетия, живут, перемешавшись со смешными и дикими поверьями, в темной, замкнутой народной массе, передаваясь как величайшая тайна из поколения в поколение» [1].
  • В первую очередь, молодого барина Ивана Тимофеевича привлекает романтический «некоторый ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности – эта гордая уверенность в свои силы, сквозившая в немногих обращенных ко мне словах» [1].
  • В образе Олеси Куприн воплотил идеал естественного человека, человека свободного, самобытного и цельного, живущего в гармонии с природой, «выросшего в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые ёлочки».
  • Разумеется, наиболее ярко и полно Куприн раскрывает характеры главных героев, представителей кардинально разных миров – в любви, в любви бескорыстной и честной.
  • Зарождение любви совпадает с весенним пробуждением природы – главные герои счастливы пока живут одной жизнью с природой и подчиняются ее законам:
  • «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви, и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори, эти росистые, благоуханные ландыши и медом утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама, эти жаркие, томные ленивые июньские дни…» [1].
  • Иван Тимофеевич в минуты этого душевного подъема, на пике эмоциональной близости с Олесей сам сравнивает себя с «языческим богом» или «молодым, сильным животным», наслаждаясь «светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью:
  • «Ни разу, ни скука, ни утомление, ни вечная страсть к бродячей жизни не шевельнулись за это время в моей душе».

Раскрывая характер Олеси, писатель вкладывает в ее образ свою мечту – мечту о Личности, не подверженной влиянию среды. Однако предрассудки и условности окружающей среды оказываются сильнее всех чувств переполняющих главного героя, что и обуславливает трагический исход этой истории.

2. Своеобразие реализма

Своеобразие реализма А. Куприна заключается в сочетании несочетаемых миров, так называемом двоемирии, то есть разделении мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу.

Так изначально романтики противопоставили классицистическому «подражанию природе» творческую активность, фантазию и самобытность художника с его правом на преображение реального мира.

В связи с этим, движение романтизма изначально обозначалось как «протест против Бога», против изначальной предопределенности.

Иными словами, реальная действительность не устраивает романтика, и он создает в противовес ей, параллельно ей или же в целях гармонизации – свою действительность, свой мир.

Исходя их этого, “двоемирие” является явным классическим признаком традиционного романтизма.

Начальные страницы “Олеси” можно охарактеризовать по стилистике как реализм, поскольку там достаточно подробно описывается быт полесских крестьян. И только после того как в повести появляется Олеся, романтизм уже неотделимо соседствует с реализмом.

Другими словами, в произведении описывается любовь реального человека и романтической идеальной героини. Иван Тимофеевич попадает в неведомый ему притягательный и загадочный мир Олеси, а она – в его реальность.

Идеальность Олеси, помимо перечисленных свойств, заключается еще и в том, что она готова пожертвовать собой и принять мир реальный, со всеми его жестокостями.

Таким образом, в произведении прослеживаются черты, как реализма, так и романтизма.

Первый конфликт повести заключается в своеобразии традиций Полесья, где христианские традиции тесно переплелись с языческими. Цивилизация и дикая природа живут по совершенно разным законам.

Однако, несмотря на обширную историю развития и эволюции человека (смен образа жизни, культурных и социальных перемен и т.д.) и всех специфических моментов человеческой цивилизации (развитием естественных наук, техники и социальных преобразований), у человека сохранились основные традиционные представления о добре и зле, любви и ненависти, о врагах и друзьях.

Изначально, главному герою кажется, что он попал в какой-то заповедный мир, в котором остановилось время. Это ощущение передается читателю.

Мир предстает перед нами в двух реалиях – реальный (где есть одна форма времени) и волшебный (где время и пространство протекает по другим законам).

Подробное описание пространства Полесья, которое делится на свое – чистое, христианское – и языческое, в котором обитают злые силы необходимо для того, чтобы объяснить читателю причину негативного отношения крестьян к «колдуньи» Олеси.

Иван Тимофеевич, герой, от лица которого читатель узнает обо всех событиях, является своего рода «границей», разделяющей миры реальный и идеальный. Реальный мир – это Петербург и его «высший свет»; идеальный мир – это лес, в котором живёт Олеся с бабушкой.

Иван Тимофеевич сам рассказывает о Петербурге Олесе с нескрываемым отвращением:

«Так вот такие высокие дома. И сверху донизу набиты людьми. Живут эти люди в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, так что всем и воздуху-то не хватает. А другие внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде; случается, что солнца у себя в комнате круглый год не видят».

Олеся отвечает Ивану Тимофеевичу:

«Ну, уж я б ни за что не променяла своего леса на ваш город. Я и в Степань-то приду на базар, так мне противно сделается. Толкаются, шумят, бранятся… И такая меня тоска возьмет за лесом, – так бы бросила все и без оглядки побежала… Бог с ним, с городом вашим, не стала бы я там жить никогда» [1].

Из противостояния этих миров вытекает другой конфликт. Этот конфликт социальный: люди, воспитанные в столь различных условиях просто не могут быть вместе, и обречены на расставание.

Поэтому Куприн не делает романтическую любовь безмятежной и приводит героев к тяжким испытаниям. Таким образом «лесная сказка» заканчивается трагически.

Дело заключается не только в обстоятельствах финала, когда Олеся сталкивается с жесткостью и подлостью окружающего мира.

Куприн рассматривает этот вопрос более масштабно, с социальной точки зрения: насколько возможно, чтобы идеальное «дитя природы» жила в чуждой ей среде.

  1. Эти миры четко противопоставлены друг другу и как верно отмечает главный герой, не могут сочетаться:
  2. «Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил» [1].
  3. Таким образом, в повести затрагивается не только тема любви, но и тема недостижимого счастья.
  4. Своеобразие реализма Куприна заключается еще и в том, что этот сказочный мир, в который попал главный герой, лишен идеализма – деревенские жители предстают злобными и ограниченными. Олеся, зная склад их ума и испытав на себе их неприятие, пытается оградиться и защититься от них:

«А мы разве трогаем кого-нибудь! Нам и людей не надо. Раз в год только схожу я в местечко купить мыла да соли… Да вот еще бабушке чаю, – чай она у меня любит. А то хоть бы и вовсе никого не видеть» [1].

Обладая интуитивным знанием, благородством и рядом других человеческих качеств, Олеся выигрывает по сравнению со своим возлюбленным – Иваном Тимофеевичем, который предстает перед нами типичным представителем интеллигенции, человеком с «ленивым сердцем», человеком искренним, отзывчивым, но нерешительным и в некоторой степени эгоистичным. Он не смог почувствовать опасность, которая угрожала Олесе и благодаря своей подверженности условностям и предрассудкам цивилизованного мира, сам того не желая, принес беду своей любимой.

Читайте также:  Смелость нужна, чтобы признать свои ошибки

Олеся чувствует и понимает это изначально, говоря возлюбленному:

«Вышло вам вот что: человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете» [1].

Олеся, владеющая необъяснимым с точки зрения Ивана, даром провидения, чувствует неизбежность трагического конца. Она знает, что Иван Тимофеевич не способен отречься от своего мира, но, тем не менее, идет на самоотречение, пытается примерить свой образ жизни с тем миром, который ей чужд.

Когда Олеся предлагает Ивану просто поехать за ним, безо всякой женитьбы, у главного героя возникает подозрение, что её отказ связан с боязнью церкви. Однако Олеся говорит, что ради любви к нему она готова перебороть и это.

  • Сам Иван Тимофеевич, от лица которого ведется повествование, не оправдывает себя и не отрицает того, что при всей своей любви к Олесе, зависит от условностей цивилизованного мира. По сути именно эти условности и обуславливают трагичность финала, а предчувствия близкой беды и близкого расставания посещают теперь уже и главного героя:
  • «Я близко вглядывался в ее бледное, закинутое назад лицо, в ее большие черные глаза с блестевшими в них яркими лунными бликами, – и смутное предчувствие близкой беды вдруг внезапным холодом заползло в мою душу» [1].
  • 3. Роль романтического начала
  • Романтическое начало «Олеси» угадывается в самом начале повести, когда реалистичное неторопливое описание быта и нравов полесских крестьян снабжается рассказами слуги Ивана Тимофеевича – Ермолы о «ведьмах» и о живущей неподалеку колдунье.

Однако романтическое начало предстает во всей своей полноте лишь с появлением Олеси – дочери лесов.

Романтический образ Олеси заключается не только в ее идеальности – изолированности от ограниченных своей злобой людей и отсутствием низменных интересов к славе, богатству, власти и т.д.

Основными мотивами ее поступков являются эмоции. В плюс к этому, Олесе знакомы тайны человеческого подсознания, за что местные жители называют ее «колдуньей».

  1. Олеся, не знающая всех тонкостей, хитростей и условностей цивилизованного мира, благодаря своей открытости заставляет и Ивана Тимофеевича хотя бы на время забыть обо всех предрассудках своей среды.
  2. Вместе с этим, необходимо отметить, что Олесе не свойственна наивность и беззащитность – она знает что такое людская злоба и неприятие, она знает что любая непохожесть в человеческом сообществе наказуема, но, тем не менее, она способна на «поступок», в отличие от возлюбленного.
  3. Любовь Олеси – величайший дар главному герою, в котором сочетается жертвенность и смелость, но в тоже время Куприным закладывается в этот дар ряд конфликтов и противоречий.

Таким образом, подлинный смысл любви А. Куприн видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту своих чувств.

  • Заключение
  • Концепция «естественной личности» в повести А. Куприна представлена следующими моментами:
  • противопоставление двух миров – мира реального, который олицетворяет главный герой и мира идеального, который олицетворяет деревенская девушка Олеся;
  • обреченность настоящей любви в цивилизованном мире;
  • идея «естественного человека», человека природы, то есть противопоставление человеку природы «человека, созданного цивилизованным обществом» на примере образа Олеси.
  • Раскрывая характер Олеси, писатель вкладывает в ее образ свою мечту – мечту о Личности, не подверженной влиянию среды.

В этой же концепции и заключается своеобразие реализма А. Куприна – в сочетании несочетаемых миров, так называемом двоемирии, то есть разделении мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу.

  1. Первый конфликт повести заключается в своеобразии традиций Полесья, где христианские традиции тесно переплелись с языческими.
  2. Из противостояния реального и идеального миров вытекает второй конфликт: возлюбленные, воспитанные в столь различных условиях просто не могут быть вместе, и обречены на расставание.
  3. Романтическая составляющая прослеживается в самом начале «Олеси», когда реалистичное описание быта крестьян снабжается рассказами слуги барина о «ведьмах» и о живущей неподалеку колдунье.

Однако только после того как в повести появляется Олеся, романтизм в полной мере неотделимо соседствует с реализмом.

Главный герой, попав в этот сказочный идеальный мир, на время забывает обо всех условностях современного традиционного общества и на некоторое время объединяется с природой.

Однако Куприн остается реалистом, и лесная сказка заканчивается трагически, о чем интуитивно догадывается еще на первых этапах знакомства с Иваном Тимофеевичем сама Олеся.

куприн личность романтический реализм

Литература

1. Куприн А.И. Избранные сочинения – М.: «Художественная литература», 1985. – 655 с.

Анализ произведения Куприна «Олеся»

Писатель Александр Куприн сменил за свою жизнь много профессий. В 1897 году он работал в качестве управляющего имением, расположенном в Волынской губернии. Необычайно красивая природа этого края, а также своеобразные нравы его жителей легли в основу «Полесского цикла».

Предполагалось, что произведения из этого цикла будут печататься в журнале «Русское богатство». Однако издатель отказался от публикации повести «Олеся», поскольку его содержание показалось ему крамольным. Таким образом, при первой печати повесть не вошла в «Полесский цикл», хотя художественно и идейно связана с ним.

Впервые повесть была опубликована в газете «Киевлянин» в 1898 году. Она содержала заголовок «Из воспоминаний о Волыни».

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В основу рассказа легли реальные факты. Однажды Александр Куприн гостил у помещика Ивана Тимофеевича Порошина в его полесском имении.

Приятель рассказал ему историю своей загадочной любви к местной девушке-колдунье. Куприн художественно переосмыслил этот сюжет и оформил его в виде повести.

Он даже сохранил имя главного героя — Иван Тимофеевич, тем самым подчеркивая реальность изображаемых событий.

Примечание

Александр Куприн неоднократно признавался, что «Олеся» — это одно из самых любимых произведений, им созданных.

Жанр и направление

Жанровая принадлежность произведения — повесть. Сюжет построен по хронологическому принципу — читатели вслед за автором следят за разворачивающимися во времени событиями. Также на принадлежность к повести указывают следующие характеристики:

  • построение сюжета вокруг одного главного героя;
  • небольшой объем произведения;
  • ограниченное количество персонажей;
  • отсутствие интриги;
  • ограничение в пространстве и времени — действие происходит в течение полугода на небольшой территории Полесья.

Куприн писал свои произведения в стиле реализм. В повести «Олеся» есть много признаков, указывающих на принадлежность к этому литературному направлению:

  • конкретика образов;
  • изображение детальных примет времени;
  • реальность географических названий;
  • натуральность в описании пейзажей;
  • важность интерьеров, портретов;
  • точность описываемых характеров;
  • наличие цитат из местных песен, поговорок, диалектных выражений.

Между тем в произведении есть ряд черт, присущих более раннему литературному направлению — романтизму:

  • одухотворение природы;
  • противопоставление цивилизации и естественного мира;
  • романтический образ главной героини;
  • некоторая доля мистицизма — главный герой скептически относится к суевериям, но иногда сам начинает верить в колдовские способности своей избранницы.

Анализ, суть, краткое содержание

Повесть состоит из 14 глав. В содержании можно условно выделить 4 части:

  1. Завязка повести.
  2. Развитие сюжета.
  3. Кульминация.
  4. Развязка.

Завязка повести

По воле судьбы главный герой Иван Тимофеевич оказался на полгода заброшенным в глухую деревню Переброд на окраине Полесья. Служебных дел у него немного и он откровенно скучает.

Для того чтобы как-то скоротать время, он пытается лечить местных крестьян, а также обучать грамоте полесовщика Ярмолу, исполняющего обязанности его слуги.

И то, и другое выходит у «паныча» крайне плохо — больные крестьяне сами не могут точно сказать, что у них болит, а Ярмола оказывается на редкость неспособным к учебе.

Единственным развлечением Ивана Тимофеевича является охота.

Однажды январским днем во время погони за зайцем он заблудился и набрел на избу, в которой жила старая ведьма Мануйлиха с внучкой.

О них он накануне слышал от Ярмолы и очень хотел познакомиться. Мануйлиха приняла его неприветливо, а ее молодая внучка Олеся, напротив, была с ним добра и показала ему дорогу.

Развитие сюжета

Иван никак не может выбросить образ молодой колдуньи из головы и приходит к ней в гости. Постепенно между ним и Олесей завязываются романтические отношения. Девушка демонстрирует свои колдовские способности:

  • режет ему руку и останавливает кровь;
  • заставляет его падать на ровном месте;
  • гадает ему на судьбу.

Молодой барин в растерянности и, несмотря на свой скептицизм, почти готов поверить, в то, что его возлюбленная — ведьма.

Между тем к Мануйлихе приходит урядник Евпсихий Африканович и приказывает им с внучкой покинуть дом.

Примечание

Урядник — нижний полицейский чин в уезде. Основные обязанности — следить за общественным порядком на вверенной ему территории.

Иван Тимофеевич заступается за Олесю с бабушкой. С помощью подарков он уговаривает урядника повременить с выселением.

После этого инцидента девушка отдаляется от молодого барина. Он решает, что это произошло из-за его заступничества, которое оказалось не по нраву гордой Олесе. Вскоре главный герой заболевает, и больше недели лежит в горячке.

Сразу после поправки он вновь решается прийти в дом к колдуньям. По взволнованному лицу Олеси Иван догадывается, что она его любит и признается ей в своих чувствах. Оказалось, что девушка отдалилась от него, поскольку предчувствовала, что их роман принесет им обоим страдания.

Почти месяц продлилось счастье Ивана и Олеси. Тайком от Мануйлихи они встречаются в лесу и наслаждаются друг другом.

Кульминация

Когда настало время уезжать из деревни, главный герой понимает, что не может покинуть свою возлюбленную. Он предлагает ей выйти за него замуж, но она отвечает отказом. Помимо разницы в социальном положении, девушка не может венчаться в церкви — она считает, что на ее род наложено проклятье, и колдовские способности им дарованы темными силами.

После разговора с любимым Олеся все же решается пойти в церковь. Там на нее нападает разъяренная толпа, которая пытается вымазать ее дегтем и побить камнями. Избитая девушка проклинает толпу, предсказывая им несчастья.

Узнав об этом, Иван бежит к Олесе и пытается ее утешить. Девушка говорит, что ей с бабушкой нужно срочно покинуть эти места, иначе их ждет неминуемая расправа. Расстроенный Иван уходит, он никак не ожидает, что это их последняя встреча.

Читайте также:  Герой нашего времени — лишний человек

Развязка

Ночью начинается сильный град, который уничтожает большую часть урожая. Ярмола советует барину срочно уехать, так как местные могут расправиться с ним за связь с колдуньей.

Иван бежит в избу к Мануйлихе, но та уже уехала вместе с внучкой в неизвестном направлении. На память Олеся оставила возлюбленному свои красные бусы. Иван увидел их на угле оконной рамы и воспринял их как символ ее «великодушной любви».

Анализируя содержание произведения, можно сделать следующие выводы:

  1. В повести воплотились мечты писателя о прекрасном «естественном человеке», о гармоничной жизни на лоне природы.
  2. Сюжетная линия строится вокруг зарождения и развития между героями светлого любовного чувства.
  3. Природа выступает не просто фоном, а активным участником происходящих событий. Зарождение любви совпадает с пробуждением природы, трагический разрыв сопровождается бурей и градом.
  4. В центре внимания повести — конфликт между главными героями и обществом. Искренняя любовь Олеси и Ивана подвергается всеобщему осуждению.
  5. Куприн провозглашает идеал высшей духовной силы, которой неподвластны любые условности.

Суть произведения состоит в том, что люди, выросшие на лоне природы, часто оказываются гораздо более развитыми и в интеллектуальном, и в нравственном, и в духовном отношении, чем так называемое «цивилизованное общество».

Главные герои и их характеристики

В повести 3 главных персонажа:

  1. Олеся — молодая женщина 25 лет, красивая и грациозная. Верит, что является потомственной колдуньей. Она необразованна, но при этом обладает тонким умом и любознательностью. Олеся добра и отзывчива, она спасает лесных птиц, помогает случайному путнику найти дорогу. При этом она демонстрирует независимость и гордость характера, не боится спорить и отстаивать свою точку зрения. Олеся — настоящее дитя природы, она органично себя чувствует только в своем любимом лесу и с ужасом представляет, как люди живут в городах в своих «каменных коробках».
  2. Иван Тимофеевич — молодой человек, возлюбленный Олеси. В повести упоминается, что он пробует себя в литературной деятельности, а в деревню приехал по необходимым делам. Размышляя о своем будущем с Олесей, он с ужасом представляет, как будет знакомить ее с женами своих сослуживцев. Это указывает на то, что он служит в должности чиновника. Неоднократное упоминание слова «паныч» говорит о его дворянском происхождении. Иван отличается добротой и умом, но при этом колеблется некоторое время, прежде чем сделать Олесе предложение. Социальные условности для него все еще слишком сильны и он с трудом представляет себе свою избранницу в «светском обществе».
  3. Мануйлиха — старая колдунья, уже почти утратившая свой дар. Она безгранично любит свою внучку и пытается уберечь ее от любых неприятностей. К другим относится неприветливо и настороженно, поскольку испытала от людей много зла.

Главные герои противопоставляются остальным персонажам — глупому и ленивому слуге Ярмоле, взяточнику и пьянице уряднику Евпсихию Африкановичу, жестоким крестьянам, который в христианский праздник пытаются побить камнями молодую женщину.

Проблематика повести, какие темы поднимаются

Основными темами произведения являются следующие:

  • любовь и готовность к самопожертвованию;
  • судьба и фатализм;
  • суеверия и настоящая духовность;
  • противопоставление «цивилизации» и природы;
  • свобода от социальных догм и условностей.

Главная проблема, поднимаемая автором в повести — это конфликт между обществом и людьми, которые по каким-то причинам в это общество не вписываются. Мануйлиха с внучкой изначально находились в конфронтации с проживающими в окрестностях людьми. Их считали злыми ведьмами, способными принести несчастье, хотя на самом деле они никому не делали зла.

Иван Тимофеевич в начале повести пользовался уважением — ему постоянно пытались поцеловать руку, низко кланялись. Но как только он нарушил установленные обществом законы, отношение к нему резко изменилось. Проходя мимо крестьян, он стал слышать их громкие насмешки, а в конце повести ему и вовсе грозила расправа.

Александр Куприн мечтал о таком состоянии общества, где люди будут проявлять искреннюю любовь к ближнему, несмотря ни на какие условности.

«Олеся»: краткое содержание и анализ произведения

Кадр из фильма «Олеся» (1971) по повести Куприна: YouTube/RVISION

Повесть Куприна «Олеся» — это история большой любви, о которой мечтает каждый. Вот только большая любовь часто таит в себе много преград. Какие тайны скрывает история, рассказанная талантливым писателем?

Краткое содержание произведения

О чем повестьКуприна «Олеся»? Это трагическая история любви молодого барина Ивана Тимофеевича и простой деревенской девушки Олеси. Познакомимся с кратким содержанием повести.

Встреча с Мануйлихой

Иван Тимофеевич по воле судьбы оказывается в глухой деревне Волынской губернии, где ему предстоит провести шесть долгих месяцев. Он изнемогает от скуки и пытается развлечь себя всеми возможными способами.

Однажды во время охоты Иван преследует зайца и теряет дорогу в лесу. Он случайно выходит к болоту и замечает избу. Она принадлежит старухе Мануйлихе. Несколько лет назад она жила в деревне, но за колдовство местные жители выгнали ее вместе с внучкой в лес.

Старуха старается скорее прогнать незваного гостя, но Иван просит погадать ему за деньги. Во время гадания в избу входит внучка колдуньи Олеся. Это высокая брюнетка с большими темными глазами. В ее взгляде читается лукавство и озорство. Девушка рассказывает главному герою, как выбраться из леса, и разрешает как-нибудь снова прийти.

Мануйлиха в фильме «Олеся» (1971): YouTube/RVISION

Дружба, переросшая в любовь

К весне Иван возвращается в избушку. Олеся признается, что раскладывала на Ивана карты. Они показали, что жизнь у молодого человека будет невеселой, он никого «сердцем не полюбит», а тем, кто его будет любить, он «много горя принесет». В этом году его ждет «большая любовь со стороны какой-то трефовой дамы». Эта любовь принесет «печаль долгую» и «большой позор» девушке.

Иван удивляется и не верит услышанному. Но Олеся уверяет, что многое в будущем может видеть. Эта способность передается в их роду от матери к дочери.

Между Иваном и Олесей завязывается дружба. Главный герой часто приходит в избушку и расспрашивает девушку о ее способностях. Олеся признается, что никогда не посмеет зайти в церковь, поскольку ее душа продана дьяволу от рождения.

Однажды Олеся признается Ивану в любви и целует его. Он отвечает взаимностью. Целый месяц герои счастливы вместе. Но приближается время отъезда. Главный герой зовет девушку замуж. Олеся говорит, что это невозможно, поскольку она необразованная и незаконнорожденная.

Иван догадывается, что на самом деле Олеся боится венчания в церкви. Ради любви девушка готова встретиться со своими страхами. Она назначает встречу в церкви на праздник Троицы.

Трагический конец

Иван Тимофеевич опаздывает на службу в церковь. Вернувшись домой, от конторщика Мищенко он узнает, что местные бабы побили Олесю за то, что та посмела прийти в церковь.

Иван прибегает в дома старухи. Олеся говорит, что это их последняя встреча. Им с бабушкой придется уехать. Девушка жалеет лишь о том, что у нее не будет от Ивана ребенка.

К вечеру начинается страшная гроза и град. Местные обвиняют в этом ведьм. Иван спешит в избу, чтобы предупредить об опасности. Он находит дом пустым. Олеся с бабушкой уже уехали. На память о возлюбленной Ивану остаются лишь позабытые в спешке красные бусы.

Олеся и Иван в фильме «Олеся» (1971): YouTube/RVISION

Анализ произведения Александра Куприна

Ознакомившись с кратким содержанием произведения, мы можем приступить к его анализу.

История создания

Какая главная мысль повести «Олеся» Куприна? В своем произведении писатель раскрыл образ «естественного человека». Такой человек чист душой, свободен и близок к природе. Он не подвластен негативному влиянию общества и находится в гармонии с окружающим миром.

На создание «Олеси» Куприна вдохновила реальная история. Однажды писатель гостил у помещика Ивана Порошина в Полесье. Помещик рассказ историю своих отношений с одной колдуньей. Она и легла в основу произведения.

Впервые повесть была опубликована в журнале «Киевлянин» в 1898 году. Тогда произведение называлось «Из воспоминаний о Волыни». Это подчеркивало его реальную основу.

Тема и конфликт

В повести раскрывается тема любви и способности к самопожертвованию. Олеся умеет любить безусловно и самозабвенно. Иван находит в Олесе то, чего ему не хватает в окружающем мире, — душевное богатство и внутреннюю красоту.

Главный конфликт произведения — противостояние цивилизации и мира природы. Общество не готово принять Олесю, а значит не может понять и их с Иваном любви. По мнению критика И. Г. Чесноковой, далеко ушедшие от природы «цивилизованные» люди не признают ничего, что выходит за рамки их представлений о мире.

Так, в повести Куприна люди, воспитанные природой и занимающиеся колдовством, оказываются лучше и более нравственными, чем те, кто вырос в «благородных» условиях цивилизации и истолковывают мораль православия.

До последнего хочется верить, что влюбленных ждет счастливый финал. Но этого не происходит. Девушка вынуждена покинуть деревню и навсегда разлучиться с Иваном.

В чем причина такого исхода? Критик Е. В. Грудинина пишет о том, что чувства Ивана недостаточно сильны, а вызваны скорее скукой. Олеси не хватило смелости, чтобы пойти против общества, а, возможно, судьбе, которую нагадала девушка, действительно невозможно противостоять. Этот вопрос остается открытым для читателя.

Олеся в церкви на праздник Троицы: YouTube/RVISION

Особенности композиции и жанр

Александр Куприн жил и творил в конце XIX – начале XX века. Тогда в «спор» вступили два литературных направления — реализм и зарождающийся модернизм. Целью реализм является правдивое воспроизведение действительности. Главная черта модернизма — отказ от классических представлений о мире, готовых концепций и абсолютных истин, признание того, что в мире все относительно.

Куприн относится к реалистической концепции в русской литературе. Повесть «Олеся» написана в жанре реализм.

Всего в произведении четырнадцать глав. Повествование идет от первого лица, непосредственного участника событий Ивана Тимофеевича. Хроникальный сюжет позволяет читателю вместе с главным героем последовательно переживать все события, день за днем.

Главная особенность композиционного уровня — ретроспектива. Рассказчик Иван повествует о том, что было в прошлом. История — это его воспоминания. Помимо этого, Куприн использует прием антитезы — он противопоставляет деревенских и городских людей, жизнь на природе и в цивилизации. Структура произведения выглядит следующим образом:

  • экспозиция (жизнь Ивана Тимофеевича в деревне на окраине Полесья, где он изнемогает от скуки);
  • завязка (знакомство Ивана с Мануйлихой и Олесей);
  • кульминация (признание Олеси в любви);
  • развязка (несчастья, с которыми пришлось столкнуться главным героям, вступив в любовные отношения).
Читайте также:  В каких обстоятельствах достижение цели не приносит счастья?

Главные герои

Как показал Куприн образы главных героев в повести «Олеся»? Главные герои — Олеся и Иван Тимофеевич. Эти персонажи совсем не похожи. Они выросли и воспитывались в разных условиях.

Иван предстает перед читателем юношей, росшим в цивилизации и получившим хорошее образование. Олеся — простая девушка, воспитанная бабушкой и природой. Через образ Олеси автор показывает моральные качества, которыми должен обладать человек: доброта, искренность и тесная связь с природой.

Повесть «Олеся» — одно из самых известных произведений автора. Она вдохновила многих режиссеров, произведение было трижды экранизировано. Это грустная история любви, которая есть для нас напоминанием о том, как важно быть милосердными друг к другу, как важно принимать и уважать каждое проявление жизни, пускай даже не поддающееся объяснению.

Анализ повести «Олеся» (А. И. Куприн) | СуперСоч

Гармоничная взаимосвязь человека и природы, невидимые нити, связывающие людей и окружающий мир – все это волновало русского писателя Александра Ивановича Куприна.

В своих произведениях он часто рисовал образ так называемого «естественного» человека, способного оставаться чистым и свободным от суеты материального мира, быть максимально близким к матушке-природе.

В своей повести «Олеся» писатель в полной мере раскрыл проблему «естественного» человека в современном обществе.

История создания

Как-то раз Александр Иванович гостил в живописном Полесье у своего приятеля, помещика Порошина. От него он узнал любопытную историю непростых взаимоотношений помещика и местной колдуньи. Богатое воображение Куприна тут же щедро украсило художественным вымыслом эту историю, которая легла в основу повести «Олеся».

Впервые читатели познакомились с произведением в 1898 году. Оно было напечатано в журнале «Киевлянин» и имело иное название – «Из воспоминаний о Волыни». Тем самым писатель хотел подчеркнуть реальность описываемых событий. Однако позже он сменил название, оставив его краткую версию по имени главной героини  – «Олеся».

Жанр и направление

Творчество Куприна пришлось на тот период в литературе, когда модернизм стал конфликтовать с более привычным реализмом. Однако подобные модные веяния никак не отразились на произведениях писателя, который неизменно придерживался реалистических традиций русской литературы. Соответственно, направление повести «Олеся» можно смело отнести к реализму.

Жанр произведения – повесть, поскольку в нем воспроизводится естественное течение жизни в хронологическом порядке. Вместе с главным героем, Иваном Трофимовичем, читатели проживают все события и переживания, выпавшие на его долю.

Суть

В небольшую, Богом забытую деревушку Переброд Волынской губернии, что на окраине Полесья, приехал молодой барин. Он откровенно скучал среди безграмотных и не особенно общительных местных жителей, и его единственным развлечением была охота да долгие прогулки по лесу.

Однажды судьба завела молодого мужчину на болото, где в старой избушке жила ведьма Мануйлиха. Там же герой повстречал и внучку Мануйлихи,  юную красавицу Олесю, в которую влюбился с первого взгляда. Девушка также обладала магическими способностями. Именно по этой причине они с бабушкой жили вдали от людей – сельские жители ненавидели их и боялись.

Однажды Олеся по просьбе своего возлюбленного погадал на картах, и узнала, что ее ждет горькая судьба, если она свяжет свою жизнь с молодым барином. Однако страсть оказалась сильнее предрассудков, и Олеся решила обмануть судьбу-злодейку.

В свою очередь, Иван Трофимович был так пленен лесной красавицей, что готов был жениться на ней, несмотря на социальную пропасть между ними. Он назначил своей возлюбленной свидание в церкви, хотя Олеся всегда остерегалась появляться поблизости храмов.

Он опоздал на встречу, и во время ее отсутствия толпа разъяренных крестьян жестоко избила молодую ведьму, посмевшую явиться в церковь. В отместку Олеся послал сильное проклятье на деревню, и в тут же ночь случилась страшная гроза, побившая весь урожай.

Майнулиха и Олеся прекрасно понимали, чем может обернуться людской гнев. В спешке они покинули свою лесную обитель, и скрылись в неизвестном направлении. Когда же Иван Трофимович прибежал в избушку, он нашел в ней лишь красные бусы, как символ искренней, страстной любви Олеси.

 

Главные герои и их характеристика

В повести главными героями являются только два персонажа –  молодой барин Иван Тимофеевич и юная колдунья Олеся. Будучи представителями совершенно разных миров, они полюбили друг друга, однако им не суждено было быть вместе.

  1. Образ Ивана Тимофеевича. Молодой человек из богатой семьи, прекрасно образованный, тонко чувствующий, глубоко порядочный. Он смог разглядеть в нелюдимой красавице открытую, чистую душу, ее удивительно гармоничную, непорочную личность. Олеся привлекла его не только своей красотой, но и душевными качествами. Она была совершенно не похожа на жеманных светских барышень, которые окружали Ивана Тимофеевича. Он с удивлением понял, что в женщине могут удивительным образом сочетаться чистота, искренность и некая загадка, которую хочется непременно разгадать. Герой был очарован своей возлюбленной, однако он прекрасно понимал, как будет непросто лесной дикарке очутиться в лицемерном светском обществе. Он пытался как-то разрешить эту проблему, однако так и не успел – Олеся навсегда исчезла из его жизни.
  2. Олеся – идеал «естественного» человека. Главная героиня – дитя лесов, выросшее в абсолютной гармонии с окружающим миром. С рождения она была абсолютно свободной, и не ведала никаких правил, условностей и ограничений. Олеся росла на лоне дикой природы, впитывая в себя всю ее красоту и самобытность. Девушка была искренней, прямолинейной, доброй, способной беззаветно любить. При этом она была весьма своенравной, и не боялась противостоять всему миру. В силу того, что за ней и бабкой Мануйлихой закрепилась слава ведьм, девушка жила в уединении. Она была далека от религии, не понимая и не принимая ее. В любви к Ивану Тимофеевичу полностью раскрылся образ Олеси: нежной, страстной, жертвенной. Даже понимая, что ее любовь обречена, она до последнего надеялась на то, что беда пройдет мимо. Когда же стало ясно, что будущее с возлюбленным невозможно, Олеся решительно порвала с прошлым, и отправилась навстречу новой жизни.

Темы

  • Центральная тема – всеобъемлющая любовь Олеси, ее способность пожертвовать собой ради любимого человека. Подобное чувство дано испытать не каждому человеку, и Иван Тимофеевич воспринимал любовь лесной красавицы как бесценный дар.
  • Извечное противостояние природы и мира людей. В произведении автор очень четко разделил людей на две группы. Жители деревеньки, городские жители, да и сам Иван Тимофеевич принадлежали к приземленному, мещанскому мирку, в котором правили лицемерие, зависть, предрассудки, поклонение золоту и высоким чинам. Олеся же была представительницей так называемых «естественных» людей, для которых искренние чувства и свобода были превыше всего. Они мыслили и относились к жизни совсем иначе, чем обычные люди. Живя вдали от цивилизации, Олеся смогла сохранить в себе свою истинную сущность, не испортить ее посторонним влиянием.
  • Влияние природы на человека. Автор мастерски описал природу, которая послужила фоном для развития отношений двух молодых людей. Она представлена словно некое живое существо, которое очень точно отражало мысли настроения главных героев. Если в начале любовного романа барина и Олеси стояла солнечная весна, дарящая светлые надежды на будущее, то их разрыв сопровождался страшной грозой, способной разрушить все до основания.

Проблемы

В повести «Олеся» Александр Иванович поднял проблему, которая очень его волновала. Он описал конфликт, который неизменно возникает между обществом и теми, кто по каким-то причинам не вписывается в него.

Так, старуха Мануйлиха и ее внучка Олеся совсем не походили на обычных сельских жителей, за что были обречены на жизнь в одиночестве в лесной избушке.

Их ненавидели и боялись, хотя женщины не представляли никакой угрозы для селян, у них попросту были другие жизненные ценности.

Писатель также поднял проблему религии. В кульминационной сцене, когда Олеся появилась в церкви, сельские жительницы набросились на девушку. Они искреннее считали, что она связана с дьяволом и не имеет права появляться в храме.

Вместо того, что проявить смирение и любовь к ближнему, как того требует православие, эти люди под маской праведного гнева чуть не разорвали героиню на части.

В этом проявилось лицемерие так называемых верующих людей, которые позабыли, что такое добро и справедливость.

Смысл

Идея произведения заключается в том, что жизнь вдали от цивилизации облагораживает людей, помогает им оставаться такими, какие они есть на самом деле. Автор хотел показать, что общество способно поглотить в себе лучшие человеческие качества, безжалостно перемолоть их.

По своей сути толпа неразборчива и покорна, в ней правят первобытные инстинкты, и зачастую верх в ней берут не самые лучшие ее представители. Так, жители деревни показали себя куда большими дикарями и варварами, нежели две одинокие женщины, выбравшие для себя путь уединения.

Вывод

В повести «Олеся» Александр Иванович попытался показать проблемы современного общества, погрязшего в безнравственности и лицемерии. Он полагал, что единственный способ очистить себя от скверны – отбросить всю шелуху и попытаться жить по строгим и правильным законам природы. Ведь только так можно достичь гармонии и спокойствия в душе.

В образе своенравной, диковатой, простой и прекрасной Олеси автор показал природу во всей ее красе. Столкнувшись с безжалостным миром людей в лице Ивана Тимофеевича, она была разрушена, жестоко растоптана толпой. Все самое лучшее, что дает природа человеку, он уничтожает собственными руками только потому, что не способен различать истинные ценности.

Критика

Повесть «Олеся» – одно из самых знаменитых произведений Александра Ивановича Куприна, которое было оценено по достоинству еще при жизни писателя.

Писатель Максим Горький был покорен повестью Куприна. Ему была по душе та сила и непосредственность, с которой было написано произведение.

Профессор Константин Бархин дал высокую оценку повести Куприна, отметив необычайную красоту и мелодичность языка. Он даже назвал ее «лесной симфонией», сравнив литературное произведение с музыкальным.

Так, благодаря писательскому мастерству и проницательности А. И. Куприна повесть «Олеся» заняла достойное место в истории русской классической литературы.

Ссылка на основную публикацию