Характеристика Обломова в одноименном романе И.А. Гончарова

Меню статьи

Порой мастера слова и пера озадачивают читателя необычными образами, такими, которые бы, как кажется, не могли бы существовать на самом деле. Обломов из одноименного роман, как нельзя лучше подходит для иллюстрирования такого примера.

На первый взгляд, кажется крайне удивительным желание к бездействию, отсутствие мотивации самосовершенствованию, реализации своих возможностей и потенциала. Кажется, что такое состояние не может быть естественным для человека, такому состоянию должна быть какая-то причина.

Есть ли такие причины на самом деле? На этот вопрос можно ответить, только проанализировав образ главного героя романа Гончарова.

Внешность Обломова

«Лицо у него не грубое, не красноватое, а белое, нежное», с мягкими чертами. Эта мягкость «была господствующим и основным выражением не только лица, а всей души». Выглядит Обломов подобно всем людям, которые исключают из своей обычной жизни физический труд и какое-либо физическое действие.

Он обладает полной комплекцией, окончательно располнеть ему мешает только отсутствие финансов и невозможность пересилить лень, чтобы завтракать, обедать и ужинать. У него красивые, белые руки, но, к сожалению, все, что может удачно дополнить его образ , заключается в умении красиво сидеть.

Он напрочь лишен пластики и грациозности движений, и больше похож на неуклюжего слона в посудной лавке.

Его возраст на момент рассказа – 32-33 года. Отличительна я черта Ильи Ильича – его взгляд, «с тою неопределенною задумчивостью, которая показывает, что его ничто не занимает, ничто не тревожит».

Кто такой Обломов

Илья Ильич Обломов – «дворянин родом», проведший детские годы в деревне – родовом поместье родителей.

На момент повествования родителей уже нет в живых, а сам обломов, несмотря на привязанность и теплые воспоминания о своем детстве так ни разу и не приехал к свое родовое поместье.

С собой у Ильи Ильича есть один слуга « Захар и еще триста Захаров» – остальные «Захары» находятся в родовом поместье. Другими словами, Обломов владеет 300 крестьянами.

Илья Ильич целыми днями наслаждается жизнью лежа на диване в его съемной квартире – он нигде не бывает и не состоит нигде на службе. Живет Обломов из доходов поместья, которые из года в год уменьшаются.

Прототипы и значение имени Обломова

Вопрос о прототипах героя всегда волнительный. В образах некоторых персонажей мы легко можем прочитать его реального прототипа, в случае с Обломовым таких прототипов можно отыскать множество.

Фактически каждый из окружения Гончарова отмечал наличие у себя каких-либо отличительных качеств, роднящих его с главным героем романа. Пожалуй, это связано с тем, что у каждого человека бывают приступы хандры и лени. Сам же автор во время беседы с М.О.

Вольфом – его издателем, признался, что срисовал Обломова с самого себя.

Научные исследование текста и характеристики образов романа дали основание утверждать, что имя и фамилия Обломова носят символический характер. Зацикленность имени и отчества (Илья Ильич) указывает на безысходность, замкнутость персонажа – он приходит к тому, с чего начал.

Фамилия же его обозначает нечто сломанное и произошла от слова «облом». Другими словами, Гончаров перед нами наметил образ сломленного человека, не умеющего противостоять чему-либо (в конкретном случае Ильи – это лень), обреченного погибнуть на просторах диванной жизни.

Детство и юношество

Родился Илья Ильич в родовом поместье, Обломовка. «Дом Обломовых был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом, Бог знает отчего, все беднел, мельчал».

Родители окружили чрезмерной опекой своего единственного сына. Они несколько дней отогревали его, после игры в снежки с деревенским ребятами, хотя мальчик не был простужен.

Родителям казалось, что их ребенок все время усталый, поэтому они не поощряли в нем активности и любознательности.

Да и само состояние активности было чуждо родителям – «все дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью».

Характеристика Обломова в одноименном романе И.А. Гончарова
Ни отца, ни мать Ильи не волновало, сможет ли их чадо реализоваться в жизни, они не заботились о том, чтобы дать необходимые знания мальчику, приспособить его в сложностям реальности – «главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом».

Родители Обломова ленились заниматься домашними делами, вести хозяйство. Мать «сильно занята: она часа три толкует с Аверкой, портным, как из мужниной фуфайки перешить Илюше курточку» – это было для нее естественно. Отец мало чем отличался от матери, он «целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе».

Когда Илья подрос, его отдали учиться, но толку от этого было мало. Мальчик часто оставался дома безо всякой причины – чтобы не переутомлялся. В результате, у Ильи вместо переутомления образовалось множество белых пятен в знаниях, которые никто не то, чтобы стремился, но и даже не пытался искоренить.

Дальнейшая жизнь Обломова мало чем отличалась – он все так же бездельничал. Его попытка пойти на службу не увенчалась успехом. Работа коллежским секретарем для него показалась очень трудной и немыслимо замудреной.

Ему хотелось все так же жить, как в Обломовке, как «в раю» – ничего не делать и наслаждаться жизнью. Илья Ильич безвылазно осел в Питере – это не было необходимостью – ему просто лень было вернуться в свое родовое поместье.

Характеристика личностных качеств

Илья Ильич Обломов ведет аскетичный способ жизни – его утомляют гости, не находит утешение в посещении общественных мест. Его утомляет все, что отличается от лежания на диване.

Он очень рассеянный и безответственный человек, когда он работал секретарем, то часто мог сделать ошибку – этот факт ему казался абсолютно естественным и никак его не смущал: «Бывало, напутаешь в бумаге, не доглядишь, не то мнение или законы подведешь в записке, ничего: велит только другому переделать».

Такое халатное отношение стало причиной того, что «стукнуло тридцать лет, а он ни на шаг не подвинулся ни на каком поприще». Этот факт его тоже никак не смущает. Любое проявление деятельности ему кажется пустой тратой времени и отвлеканием от созерцания и наслаждения жизнью.

Его дом мало похож на жилое помещение – пыль, грязь и паутина буквально везде. Хозяин мало уделяет внимания таким вещам, ведь в доме его родителей чистоте и гигиене тоже мало уделялось внимания, а его слуга так же ленив, как и его барин – он не стремиться наводить порядок, считая, что мусор все равно появляется «как ни мети», а жизнь без клопо, в общем, скучна и невозможна.

«Вечный покой, вечная тишина и ленивое переползание изо дня в день» – это реальность Обломова. Ему нравятся тишина и покой.

Любимым занятием Ильи Ильича было мечтание и погружение в грезы – «повалится на постель, да и будет ворочаться, как боров, да вздыхать – вот и все».

Попытки Обломова изменить ход своего дня и взяться за дело – не приводили ни к чему хорошему. Если Захару и удавалось с трудом его растормошить, то только для того, чтобы он подошел к столу, посмотрел на бумаги и лег обратно на диван.

Обломов и Штольц

Расшевелить Обломова мог только один человек – Андрей Штольц – его друг детства и школьный товарищ. Узнав, как бесцельно проводит свои дни его товарищ, Андрей решает исцелить Обломова от лени.

Несмотря на то, что у Ильи Ильича «здоровье плохо, одышка одолевает. Ячмени опять пошли, то на том, то на другом глазу, и ноги стали отекать.

А иногда заспишься ночью, вдруг точно ударит кто- нибудь по голове или по спине, так что вскочишь», тут же были принесены и вычищены Захаром и сапоги, и костюм Ильи Ильича – друзья отправляются в высшее общество – Андрей всерьез считает, что все болезни Обломов «наспал».

Характеристика Обломова в одноименном романе И.А. Гончарова

Поначалу, Илья Ильич не находит радости от таких похождений – его ноги гудят от непривычно долгого пребывания в сапогах, но со временем все меняется. Обломов знакомится с Ольгой Сергеевной Ильинской и влюбляется в нее.

Ольга Ильинская и Обломов

Его беспечность была уже в прошлом – встреча с Ольгой стала роковой для его лени: «беззаботность отлетела от него с той минуты, как она в первый раз пела ему».

Обломов начинает читать книги, ведь Ольге нравится его слушать, он начинает следить за собой, часто бывает на людях – потому, что у него появляется возможность там увидеть свою возлюбленную.

Он даже начал принимать действия по отношению к руководству дел в своем имении, которое было «хорошее, но сильно запущено», что правда, надолго его пыла в делах поместья не хватило – это было слишком утомительно для него.

Дела с Ольгой обстояли иначе – новое, доселе не знаемое им чувство заставило не сдержать свое слово и не поехать заграницу со Штольцем, хотя все уже было готово и окончательно оторваться от дивана. Тот факт, что «Обломов был проще Штольца и добрее его», стало решающим фактором для молодой девушки, она много времени проводит с Ильей Ильичем и влюбляется в него.

Характеристика Обломова в одноименном романе И.А. Гончарова
В этой части романа мы узнаем новые качества героя. Он ласковый и воспитанный человек, романтичная натура.

Так как Обломов долгое время не бывал в обществе, он не знает как нужно правильно себя вести, часто робеет и трусит: «он прятался, как школьник, лишь только завидит Ольгу», но при этом не признает за собой чувство трусости. «Не трус, а осторожен» – утверждает он.

«Он с Ольгой с утра до вечера; он читает с ней, посылает цветы, гуляет по озеру, по горам» и неожиданно для себя становиться ее женихом. Этот факт его пугает – он любит Ольгу, но на такие перемены не готов – это противоречит его «обломовщине». Благодаря своей мнительности и нерешительности свадьба с Ольгой так и не состоялась. Обломов переезжает жить к бедной вдове – Агафье Пшеницыной.

Новая любовь

Обломов не испытывает угрызений совести, за сложившуюся ситуацию с Ольгой – новая жизнь вносит свои коррективы. Сменив жилье – Илья Ильич наслаждается новыми порядками.

Владелица жилья оказалась необычайно умелой хозяйкой. «Илья Ильич кушал аппетитно и много, как в Обломовке» и это его умиляет. Постепенно он влюбляется в Агафью – она не требует он него никаких перемен и решительных действий, ей даже не нужно читать книги – она малообразованна и чтение ее не интересует.

Дела в Обломовке как и остались незавершенны и требовали срочного вмешательства. Обломов обращается за помощью к Тарантьеву, так как «имел простодушие верить, что Тарантьев в самом деле способен посоветовать ему что- нибудь путное».

Невежество в вопросах ведения хозяйства, лень и доверчивость позволили Тараньтьеву и брату Агафьи обворовывать Обломова.

Илье не до этого – он наслаждается новой жизнью, в которой его любят таким, какой он всегда был – ленивым и безамбициозным.

Штольц, который наносит визит Обломову и с ужасом узнает все подробности жизни Ильи Ильича, дает обещание взять на воспитание его сына от Агафьи, после смерти Обломова.

«Уходит время, что гибнут его силы, что ничего не сделал он, ни зла, ни добра, что празден он и не живет, а прозябает» – его это никак не волнует. «Обломовщина» все разрушила – вот какой итог жизни оказался Ильи Ильича.

Таким образом, Гончаров изобразил в романе необычный, сложный по своей натуре образ. Илья Ильич Обломов не лишен положительных качеств характера, но его лень, безразличие и чувство жалости к себе погубило все добрые и перспективные начинания.

Илья Обломов («Обломов»)

Образ Обломова, главного героя одноимённого романа Ивана Александровича Гончарова — это образ человека с взглядами на жизнь, типичными для некоторой части русского дворянского общества середины 19 века. Для главного героя романа идеалом счастья является беззаботная семейная жизнь в собственном поместье, но он из-за своего безволия и беспечности не способен устроить себе такую жизнь.

Читайте также:  Анализ произведения В.В. Маяковского «О дряни»

Портрет: возраст, описание внешности

Илья Ильич Обломов — человек лет 32–33 приятной наружности, среднего роста. Спокойное, добродушное выражение лица указывало на мягкость характера Обломова. В чертах его лица не было видно никакой сосредоточенности, что указывало на отсутствие какой-либо цели в жизни.

Илья Ильич был уже несколько обрюзгшим, цвет его лица был не совсем свежим из-за недостатка свежего воздуха и движения. Герой инфантилен, инертен, внутренне мягок, что нашло своё отражение в его внешнем облике: он пухловат, изнежен, все его движения изящны, ленивы.

Илья Ильич любил свободную одежду, поэтому предпочитал надевать восточный халат и не снимать его весь день. Обувался он в широкие, мягкие туфли.

Быт героя

Быту героя в романе уделяется большое место. Его образ жизни — точное продолжение его внешнего описания.

Кажется, что комната Обломова практически идеально убрана, продумана до мелочей, но, при внимательном прочтении её описания, становится очевидно, что неряшливость для персонажа — привычное дело. По периметру спальни красуется паутина, всюду грязь, крошки.

Создаётся впечатление, словно здесь уже давно нет жильцов. Подобное описание является аллегорией образа Обломова: он действительно, по большей части, живёт не здесь, а в выдуманном им самим иллюзорном мире.

Происхождение, воспитание, образование, служба

Обломов по происхождению дворянин. Детство его прошло в поместье родителей, где жизнь текла неспешно и умиротворённо. Даже время там измерялось не часами, а различными праздниками. Обитатели поместья проводили дни в праздности, лености, всячески откладывая любые заботы и работу на потом.

Описание Обломова-ребёнка и этого же персонажа в сознательном возрасте сильно разнится: Гончаров показывает, что в детстве герой был очень активным, любознательным, стремился изучать окружающий мир. Но родители внушили сыну, что барин ничего не должен делать сам. Такие воззрения на жизнь повлияли на Обломова и привели к тому, что герой вырос изнеженным, лишённым всякой жизненной цели.

Родители понимали, что в нынешнее время без учения будет трудно, поэтому отдали сына на учёбу в пансион управляющего имением в Вихлёве Штольца, где он проучился до пятнадцати лет. Родители и тут баловали сына, часто оставляя его под любыми предлогами дома.

Затем Обломов продолжил образование в Москве, но после получения аттестата не смог применить свои знания на практике. Два года он прослужил коллежским секретарём в канцелярии, выполняя мелкую работу. Затем подал в отставку из-за страха перед начальством, когда по ошибке отправил документ в Архангельск вместо Астрахани.

Обломов и реальная жизнь

Уволившись из канцелярии, Илья Ильич стал посещать общество, навещать друзей. Но скоро он увидел, что светские люди, в основном, заняты сплетнями и карточными играми, и у него пропала охота общаться с ними. Ему надоели суета, многолюдство, и он был доволен своей однообразной жизнью.

Себе Обломов поставил цель: составить план улучшений в управлении имением, жениться и беззаботно жить в деревне, как его предки. Он так описывал картины жизни деревни своему другу детства Андрею Штольцу, что тот воскликнул: «Да ты поэт, Илья!» Но своего идеала жизни герой не достиг — помешала лень, к которой его приучили любящие родители.

Антиподом Обломову в романе служит Андрей Штольц. Этот человек всегда активен, деятелен, имеет большие планы на жизнь. Пожалуй, он единственный, кто мог хоть как-то влиять на ленивого Илью Ильича. Примечательно, что он, видя деградацию друга, всё же ценил его положительные качества. Штольцу импонировала душевная теплота, искренность и отзывчивость друга детства.

Стремясь помочь Обломову выбраться из разрушающей лени, Андрей всеми силами пытается вытащить его из мира фантазий в реальную жизнь. И ему почти удаётся это сделать: он знакомит Илью Ильича с прекрасной девушкой Ольгой Ильинской, и герой словно оживает. Эта девушка тоже стремится изменить Обломова, разбудить в нём жажду деятельности.

Под влиянием Ольги он захотел не существовать, а жить полной жизнью.

Когда же девушка согласилась стать его женой, Обломов понял, что до женитьбы нужно привести в порядок имущественные дела и имение, а это было так хлопотно, так тяжело для него, что его чувство к Ольге стало постепенно исчезать. Девушка поняла, что не смогла изменить Обломова, пробудить его к активной жизни. Она рассталась с Ильёй Ильичом, потому что не могла жить так, как он.

Расставание с Ольгой становится для Ильи Ильича огромной трагедией, ведь он действительно искренне полюбил её. Пытаясь забыться после этого, герой снова уходит в мир мечтаний и на этот раз надолго.

Спокойное счастье семейной жизни подарила герою вдова Агафья Матвеевна Пшеницына, добрая, трудолюбивая женщина, у которой он снимал квартиру.

Агафья Матвеевна полюбила Илью Ильича, заботилась о нём, вызвала в нём ответное чувство, и он женился на ней.

С этой женщиной Обломов нашёл спокойное счастье умиротворения, которое более подходило к строю его характера, его душе, чем беспокойное счастье активной жизни.

Характер

У Обломова были и положительные, и отрицательные черты характера. Его отличали такие качества как чистота и ясность души, совестливость, доброта, способность к сопереживанию, скромность, поэтичность, мечтательность, верность дружбе.

К отрицательным качествам личности Обломова относятся: склонность к лени, безволие, излишняя робость и доверчивость, леность ума и безразличие к тому, что делается в мире.

Илья Обломов — человек ленивый, апатичный, большую часть времени проводит в мечтах, причем, у него настолько развито воображение, что большинство фантазий кажутся ему вполне реальными: он даже может заплакать от переполняющих его чувств.

Заключение

Образ Обломова в романе неоднозначен. С одной стороны, Гончаров акцентирует внимание читателей на положительных чертах героя, таких как доброта, сопереживание, чувствительность и искренность, но, с другой — описывает и его отрицательные черты. Тем самым, вырисовывается портрет многогранной личности.

Образ Обломова, героя романа И. А. Гончарова, предстаёт перед читателями как типичный образ русского помещика середины девятнадцатого века. Такие типы людей были нередки в России, бывают они и в наше время.

Эти люди неспособны на зло, они добры, но не подготовлены к практической жизни и избегают столкновений с ней.

Образ Обломова, человека апатичного, не способного к самостоятельным действиям, приобрёл нарицательное значение.

Илья Ильич Обломов — образ и характеристика героя романа И. А. Гончарова «Обломов»

Прежде чем говорить об образе главного героя романа Ивана Александровича Гончарова, следует уяснить позицию автора, понять замысел и цель его романа, осознать особенности творческой манеры писателя.

Он в своих произведениях избегал открыто выражать авторскую позицию, а тем более — вершить суд над героями. Поэтому характеристика образа Обломова полностью отдана автором на суд читателей.

Творческая манера И. А. Гончарова

Иван Александрович Гончаров — писатель-реалист. Но его реализм определяется его личностью, мировоззрением, особенностью творчества. Например, для него большое значение имела объективность изображения, это отмечали многие критики, в том числе и Н. Добролюбов.

Писателя в меньшей степени интересовали политические события и революционные потрясения. Больше всего его привлекала обычная жизнь в её нравственных противоречиях.

Но писательская манера, эпическая и мало эмоциональная, спокойная, помогала ему создавать произведения, в которых всесторонне показана повседневная жизнь. Общественная жизнь рассматривалась им через социально-бытовой уклад.

Нет, он не был равнодушен к передовым идеям того времени — считал необходимым освобождение крестьян от крепостной зависимости, просвещение народа и т. д., но не увлекался революционными идеями.

«… Я писал только то, что пережил, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал», — утверждал он.

Илья Ильич Обломов

При создании центральных образов писатель большое внимание уделяет их предыстории: семье, воспитанию, т. к. считает, что истоки характера зарождаются именно там. А внутреннее содержание персонажа помогают понять внешние детали и портрет.

Внешность

В начале романа Обломову 32–33 года. Это мужчина приятной наружности: средний рост, тёмно-серые глаза, нежное белое лицо. Но глаза казались тусклыми, а лицо было измятым от долгого лежания и малой подвижности. Чаще всего лицо его было небритым — бриться ему было лень.

Фигура Обломова отягощена полнотой, приобретённой ещё в детстве. Тело его, судя по цвету шеи, было чересчур белым и изнеженным, а руки — маленькими и пухлыми. Он сам себя считает «дряблым, ветхим, изношенным кафтаном», хотя автор пишет о мягкости и даже некоторой грации его движений.

Главной его одеждой был старый любимый халат, который он не просто надевал, а укутывался в него. А ещё одна замечательная деталь — домашние туфли героя. Если при попытке встать с постели его ноги сразу не попадали в них, то он тут же снова ложился.

Полюбив Ольгу Ильинскую, он на некоторое время как будто пробуждается от тягучего сна, и тогда у него появляется желание сбросить халат «не только с плеч, но и с души, с ума…». Но любовь не состоялась.

И халат вернулся — Агафья Матвеевна Пшеницына, его новая хозяйка, достала халат из чулана… Всё возвращается на круги своя.

Образ жизни

Обломов — потомственный дворянин, помещик. Он владеет крепостными, которых у него 300 душ. Но дела поместья не волнуют хозяина — он домосед и редко выходит из дома, ведёт уединенную жизнь. Чаще всего он просто лежит на диване.

Периодически его пытается встряхнуть и расшевелить друг детства Штольц: он порицает его бездеятельность («тебе, кажется, и жить-то лень?», «точно ком теста, свернулся и лежишь»), но вывести Обломова из полусонного состояния очень сложно.

Книги и газеты он не читает — ему не интересно, но перед Штольцем он оправдывается, что мелкая печать портит глаза.

Обломов — слабый, безвольный человек: «Всё знаю, всё понимаю, но силы и воли нет…». Всё понимая, он ничего не может с собой поделать и  признаётся, что это душевное угасание началось у него ещё в детстве: «С первой минуты, когда я сознал себя, я почувствовал, что я уже гасну…».

Но это нравственно чистый человек, поэтому к нему тянутся люди. Иногда в его доме бывает по несколько посетителей в день, которые приходят с разными целями, но в основном чтобы излить душу.

Он никогда никому не сделал ничего плохого — это и притягивает к нему людей. Обломов эмоционален, он способен плакать о судьбах даже чужих ему людей, но в то же время ничего не делает для помощи ближним.

В юности он любил живопись, восхищался мадоннами Рафаэля, но и этот интерес с годами угас. Осталась только страстная любовь к музыке.

Он часто ошибался в людях, но не потерял веры в добро, любовь, искренность и человеческую честь. Это свойственно чистым и целомудренным людям. Он не умеет обманывать, говорить пошлые комплименты, льстить.

Но труд его тяготит. Когда ему сообщают о текущих делах в его имении, это вызывает в нём недовольство и скуку. На слова Штольца о необходимости труда он отвечает: «Так когда же жить? Для чего же мучиться весь век?» Но жизненной цели у него нет, и сам он упрекает себя за пустоту и ненужность своей жизни.

Гончаров показывает характер Обломова и через предметы домашнего быта. На всех его вещах — печать заброшенности, следы запустения.

Обломов не терпит суеты и вечной спешки городских жителей.

В первых восьми главах романа Обломов лежит на любимом диване. К нему постоянно идут визитеры, сменяя друг друга, символизируя образ Петербурга.

Каждый из них живет в постоянной суете, вечно спешит, гонится за успехом, строит карьеру, сплетничает, развратничает. Обломов понимает, что это пустота, прикрытая видимостью жизни. Он предпочитает одиночество.

Идеал его жизни — Обломовка, т. к. истинное счастье он видит только в покое.

Читайте также:  Существует только одно преступление, которое не искупается, — это измена своей Родине

«Сон Обломова»

«Сон Обломова» Гончаров опубликовал ещё в 1849 г., хотя полностью роман был напечатан в журнале «Отечественные записки» только через 10 лет, в 1859 г. «Сон Обломова» — ключ к пониманию героя.

Сам роман произвёл сенсацию в обществе. О нём спорили, им восхищались. Но особенно привлекал внимание и вызывал противоречивые чувства образ главного героя. Одни видели в нём положительный персонаж, а других он возмущал. Н.

Добролюбов отмечал, что Гончаров в образе Обломова показал социальное явление, порождённое той средой, в которой он жил, и итог нравственного развития дворянства, итог паразитического существования помещичьего сословия. Лень, физическая и социальная апатия, неспособность к деятельности — всё это Штольц называет «обломовщиной».

Добролюбов с этим определением согласен, а истоки этого явления видит в самом укладе русской жизни.

В сущности, сон Обломова — это не просто сновидение. Это подробная картина жизни деревни Обломовки, в которой формировался характер главного героя.

Для жителей Обломовки настоящей жизнью являются «тишина и невозмутимое спокойствие». Иногда это спокойствие нарушается некоторыми неприятностями, в число которых входит и труд — его они считают наказанием.

Илюше с детства внушали, что делать ничего не нужно, для всего есть Захары, и скоро мальчик сам научился покрикивать на слуг. Зарабатывать на жизнь — недостойное занятие для дворянина, считал он уже взрослым.

Он твёрдо уверен в том, что на барина всегда должен работать крестьянин.

Но… Этот же жизненный уклад сформировал и его благородство, мягкость, доброту. «Обломовщина» — это не только «дикое барство», это и огромная материнская любовь, и ласка, которыми Илюша был взлелеян с раннего детства.

Эмоциональность и чувствительность героя сформировались под воздействием поэзии деревенской уединенной жизни, русского хлебосольства, красоты природы.

Патриархальный уклад русской жизни отличался не только отрицательными, но и поэтическими его сторонами.

У Обломова было удивительное сердце, «чистое», «как колодезь глубокое» — это очень хорошо понимал и чувствовал его друг детства Штольц. За это полюбила его Ольга Ильинская. Бескорыстие и искренность Обломова привлекали к нему множество людей. Он способен глубоко чувствовать, понимает искусство. В искусстве он ценит красоту и человечность.

Сон Обломова помогает читателям понять его идеалы. Они не совпадают с основами петербургской жизни и даже противоположны им. Только во сне он может попасть в ту страну покоя, счастья и любви, где человеку не надо притворяться, где он остаётся самим собой.

Ведь Обломов в сущности своей – идеалист. Эта добрая, честная натура, искавшая правды, но постоянно обманывающаяся, осознала своё бессилие и впала в апатию, из которой её не смогли вывести ни Штольц, ни любовь к Ольге Ильинской.

Он только сделал попытку выйти из стоячего болота своей жизни, но эта попытка не была завершена.

Но покой он всё-таки нашёл — в доме вдовы Пшеницыной. Её дом становится для него Обломовкой — здесь были покой и апатия, но не было поэзии и ожидания чуда. И незаметно его сон переходит в вечный сон — так было со всеми обитателями Обломовки.

Заключение

Чем притягивает образ Обломова? Почему этот апатичный, ленивый герой уже полтора века вызывает споры и волнует читателей и критиков? Что же такого находят в нём его сторонники?

В жизни деловых людей Обломов не видит поприща, отвечающего высшему назначению человека.

Об этом он говорит Штольцу: «… Вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядыванье с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь… Скука, скука, скука!.. Где же тут человек?»

  • Как актуально и для нашего времени всё, сказанное им!
  • Обломов симпатичен тем, что лежит на диване не только потому, что может ничего не делать, но и потому, что не желает жить в ущерб своему нравственному убеждению.
  • Характеристика образа Обломова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Характеристика Обломова

В романе «Обломов» Иван Гончаров затрагивает проблему формирования личности, выросшей в обстановке, где всячески пытались ущемить проявление самостоятельности.

Образ и характеристика Обломова поможет читателю разобраться, какими становятся люди, привыкшие с детства получать желаемое с помощью других.

Внешний образ Ильи Ильича Обломова

«Это был человек лет тридцати двух-трех, среднего роста, с темно-серыми глазами, приятной наружности». На лице мужчины с трудом угадывались определенные эмоции. Мысли блуждали по нему, но слишком быстро исчезали, напоминая птиц.

Илья Ильич Обломов был полный. Небольшие пухлые руки, узкие плечи, бледный цвет шеи указывали на излишнюю изнеженность.

В молодости барин отличался стройностью. Симпатичный блондин нравился девушкам. Сейчас он полысел. Андрей Штольц советует товарищу сбросить лишний вес, аргументируя тем, что от него клонит в сон. Посещая квартиру Обломова, он часто видит, что барин спит на ходу, ищет любой предлог, лишь бы прилечь на диван. Да и отечность дает понять, что со здоровьем плохо.

Причиною могли послужить набранные килограммы.

Поднимаясь с кровати, Обломов кряхтит как старик. Он называет себя:

«ветхим, изношенным, дряблым кафтаном». Недавно Илья Ильич посещал всевозможные светские рауты. Вскоре выход в свет стал угнетать его. Поездки по гостям обязывали к опрятному внешнему виду, а ему надоела ежедневная смена рубах, и требование быть гладковыбритым. Следить за собственным внешним видом казалось ему «глупой затеей».

В одежде всегда неряшлив. Постельное белье меняет редко. Слуга Захар часто делает ему замечания. Штольц уверяет, в таких халатах как он носит, уже давно не ходят. Носки на нем с разных пар. Рубаху мог запросто одеть навыворот, и не заметить.

«Обломов в доме всегда пребывал без галстука и жилета. Любил простор и приволье. Туфли на ногах были широки. Опуская ноги с постели, сразу же попадал в них». Многие детали внешнего вида говорят о том, что Илья действительно ленив, потакает собственным слабостям.

Жилье и быт

Около восьми лет Илья Обломов живет в просторной съемной квартире, в самом центре Петербурга. Из четырех комнат использует лишь одну. Она служит ему и спальней, и столовой, и приемной.

«Комната, где лежал Илья, казалась отлично убранною. Там находилось бюро красного дерева, два дивана, обитые дорогой материею, шикарные ширмы с вышивками. Присутствовали ковры, занавески, картины, дорогие фарфоровые статуэтки». Предметы интерьера относились к дорогостоящим вещам. Но это не скрашивало небрежности, исходившей из каждого уголка комнаты.

На стенах и потолке было множество паутины. Мебель укрывал толстый слой пыли. После встреч с возлюбленной Ольгой Ильинской, он приходил домой, садился на диван, и чертил на пыльном столе большими буквами ее имя. На столе помещались разные предметы. Там были и грязные тарелки, и полотенца, прошлогодние газеты, книги, с пожелтевшими страницами. В комнате Обломова находятся два дивана.

Отношение к учебе. Образование

В тринадцать лет Илью отправили учиться в пансион в Верхлево. Обучение грамоте не привлекало паренька.

«Отец и мать посадили Илюшу за книгу. Это стоило громких воплей, слез и капризов». Когда следовало отбывать на обучение, приходил к матери, просил остаться дома. «Он печальный приходил к маме. Та знала причину, и тайно вздыхала о разлуке с сыном на целую неделю».

В университете учился без энтузиазма. Абсолютно не интересовался дополнительной информацией, читал то, что задавали преподаватели.

«Дальше строки, где учитель проводил черту, он не смотрел, не задавал вопросов, не требовал объяснений». Его устраивали записи в тетрадке.

В жизни студента Обломова присутствовало увлечение поэзией. Товарищ Андрей Штольц приносил ему разнообразные книги из семейной библиотеки. Сначала он с восторгом прочитывал их, а вскоре забросил, что и следовало от него ожидать.

Илье удалось окончить университет, но должные знания не отложились в его голове. Когда потребовалось проявить свои познания в юриспруденции и математике, Обломов не справился.

Всегда считал, что учеба послана человеку как расплата за грехи.

Служба

После обучения время пролетало быстрее.

Обломов «так и не подвинулся ни на каком поприще, продолжал стоять у порога собственной арены». Следовало что-то делать, и он принял решение ехать в Петербург, чтобы зарекомендовать себя на службе канцелярским писарем.

В 20 лет он был достаточно наивен, определенные взгляды на жизнь можно было списать на неопытность. Юноша был уверен, что

«чиновники составляли дружную, тесную семью, волнующуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях». Так же он верил, что нет надобности посещать службу ежедневно. «Слякоть, жара или просто отсутствие желания всегда могут послужить законным предлогом к нехождению на работу. Илья Ильич огорчился, когда увидел, что надобно быть на службе четко придерживаясь расписания. Исстрадался от тоски, несмотря на снисходительного начальника».

Проработав два года, допустил серьезную ошибку. При отправке важного документа, перепутал Астрахань с Архангельском. Дожидаться выговора не стал. Написал рапорт об уходе, а перед этим пребывал дома, прикрываясь пошатнувшимся здоровьем.

После произошедших обстоятельств не предпринимал попыток вернуться на службу. Он радовался тому, что ему не нужно теперь:

«с девяти до трех, или с восьми до девяти писать доклады». Теперь он точно уверен, что труд не может сделать человека счастливым.

Отношения с окружающими

Илья Ильич кажется тихим, абсолютно неконфликтным.

«Наблюдательный человек, взглянув мельком на Обломова, сказал бы: «Добряк, простота!» Его общение со слугою Захаром уже с первых глав может кардинально поменять о не мнение. Он часто повышает голос. Лакей действительно заслуживает небольшой встряски. Барин платит ему за поддержание порядка в квартире. Он же часто откладывает уборки. Находит сотни причин, почему сегодня убраться невозможно. В доме уже есть клопы, тараканы, изредка пробегает мышь. Именно за всяческие нарушения его ругает барин.

В квартиру приходят гости: бывший сослуживец Обломова Судьбинский, литератор Пенкин, земляк Тарантьев. Каждый из присутствующих рассказывает лежащему в постели Илье Ильичу о насыщенной событиями жизни, приглашают прогуляться, развеяться. Однако он всем отказывает, ему в тягость выход из дому. Барин боится, чтоб его не просквозило. В каждом предложении он видит проблему, ожидает подвоха.

«Обломов хоть и ласков со многими, но любит искренне одного, верит ему одному, может потому, что вырос, и жил с ним вместе. Это Андрей Иванович Штольц». Станет понятно, что несмотря на равнодушие ко всякого рода развлечениям, Обломов не вызывает неприязни у людей. Они все равно хотят подбодрить его, предпринимают очередную попытку вытянуть из любимой постели.

Проживая у вдовы Пшеницыной, Илья с превеликим удовольствием возится с ее ребятишками, обучает их грамоте. С тетей своей возлюбленной Ольги Ильинской он с легкостью находит общие темы для разговора. Все это доказывает простоту Обломова, отсутствие заносчивости, которая присуща многим помещикам.

Любовь

С Ольгой Ильинской Обломова познакомит его друг Андрей Штольц. Ее игра на фортепиано произведет на него неизгладимое впечатление. Дома Илья всю ночь не сомкнул глаз. В мыслях он рисовал образ новой знакомой. Каждую черточку лица вспоминал с трепетом. После этого, стал часто бывать в имении Ильинских.

Признавшись Ольге в любви, повергнет ее в смущение. Они долго не виделись. Обломов переезжает жить на съемную дачу, расположенную возле дома его возлюбленной. Никак не мог совладать с собой, чтобы вновь посетить ее. Но судьба сама сведет их, организуя им случайную встречу.

Окрыленный чувствами, Обломов меняется в лучшую сторону.

«Он встает в семь часов. На лице нет ни усталости, ни скуки. Рубашки с галстуками поблескивают, как снег. Сюртук его прекрасно сшит». Чувства положительно сказываются на его самообразовании. Он читает книги, не лежит без дела на диване. Пишет управляющему имением письма с просьбами, и указаниями поправить положение поместья. До отношений с Ольгой он всегда откладывал это на потом. Мечтает о семье, детях.

Читайте также:  Идейно — тематическое своеобразие повести куприна «олеся»

Ольга все больше убеждается в его чувствах. Он выполняет все ее поручения. Однако «обломовщина» не отпускает героя. Вскоре ему начинает казаться, что он:

«находится у Ильинской на службе». В его душе происходит борьба между апатией и любовью. Обломов считает, что невозможно испытывать симпатию к такому как он. «Любить такого смешно, с дряблыми щеками и сонным взором».

На его догадки девушка отвечает плачем и страданиями. Видя искренность в ее чувствах, жалеет о сказанном. Спустя время снова начинает искать причину, чтобы избегать встреч. А когда любимая в сама приезжает к нему, не может насмотреться на ее красоту, и решает сделать ей предложение руки и сердца. Однако сложившийся уклад жизни берет свое.

Он постоянно откладывает свадьбу. Ему надоедают частые встречи, прогулки. Ольга понимает это. Она разрывает отношения, так как ей не удается изменить Илью, а с равнодушным к жизни человеком она жить не сможет.

Последние годы жизни

Через несколько лет после расставания с любимой, Обломов женится на вдове Пшеницыной, у которой снимал комнату на Выборгской улице. Он вновь стает таким же унылым лентяем, вечно отлеживает бока на диване. Его супругу это вполне устраивало, не раздражало.

У Ильи Ильича Обломова случилось несколько апоплексических ударов. Судьба отмеряла ему недолгий путь. После очередного приступа он скончался.

Другие материалы по роману «Обломов»:

  • Краткое содержание
  • Подробное краткое содержание главы “Сон Обломова”
  • Образ и характеристика Штольца
  • Образ и характеристика Обломова
  • Образ и характеристика Ольги Ильинской
  • Сравнительная характеристика Обломова и Штольца
  • Отношения Ольги и Обломова
  • Детство Обломова
  • Образ жизни Обломова
  • Женские образы в романе
  • Гости Обломова и цель их прихода
  • История создания романа

Образ и характеристика Обломова в романе Гончарова Обломов сочинение

Герой романа, Илья Ильич Обломов, молодой человек, не лишенный положительных качеств. Он добрый, умный, простодушный. Главным его недостатком является впитанная с молоком матери инертность и нерешительность. Его характер есть прямое следствие воспитания.

С детства не приученный к труду, разбалованный мальчик, не познал радости деятельности. Идеальная жизнь, в его понимании, это беззаботный промежуток времени между сном и приемом пищи. Повзрослев, он не видит смысла в работе, она приносит ему лишь чувство досады.

Под смешным предлогом он увольняется с должности.

Трагедия героя состоит в том, что он лишен острой необходимости зарабатывать на кусок хлеба. Родовое имение приносит ему небольшой реальный доход. Оно, собственно, и является предметом его ежедневных бессмысленных мечтаний.

Ещё ярче бездейственность героя проявляется на контрасте с его деятельным другом Штольцем, потомственным немцем. О таких говорят, что волка ноги кормят. Хлеб насущный достается ему кропотливым трудом. В то же время он пожинает не только трудности, но, вместе с тем, прелести насыщенной действием жизни.

В романе автор задает себе вопрос о том, что же такое «обломовщина»? Это трагедия детей потомственных помещиков, привитая им с детства или исконно русская черта характера? Можно ли вырваться из порочного круга усилием воли или закончить бессмысленную для общества жизнь, так ничего и не предприняв? В чем смысл существования пораженного патологической ленью? И лишь думающий читатель поймет—автора волнует будущее державы на фоне собирательного образа его персонажа.

Написав свой роман об инертном помещике средней руки, И. А. Гончаров ввел в русский язык термин «обломовщина», от имени его главного героя. Он означает миролюбиво-пассивное ничегонеделанье, бессмысленное, праздное времяпровождение. Боязнь выйти за рамки комфортного состояния полудремы.

Вариант 2

Илья Обломов – главный герой в романе «Обломов» И.А. Гончарова.

Обломову тридцать два-тридцать три года. Имел он средний рост, маленькие руки, полноватое тело и темно-серые глаза. В целом, внешность у него была приятная.

Илья потомственный дворянин. В детстве был активным и энергичным ребенком, но родители это пресекали. Его не обременяли никакими проблемами. Не давали ему ничего делать самостоятельно, даже носки надевали слуги. Обломов образованный человек по праву и судопроизводству. Сейчас он чиновник в отставке. Служил в Петербурге, но ему это надоело, и Илья ушел.

Романов с женщинами у Обломова никогда не было. Они начинались, но сразу заканчивались. У него был только один близкий друг – полная противоположность Ильи – Андрей Штольц. Главный герой задумчивый и меланхоличный человек. Он часто о чем-то думает, лежа на диване. Ничего не доводит до конца: изучал английский и бросил, учился математике – тоже бросил. Учебу считает пустой тратой времени.

Его развитие давно остановилось.

Сейчас у Обломова есть свое имение, но он им не занимается. Иногда за него берется Штольц и решает некоторые вопросы. Илья часто и тщательно продумывает, как можно было его улучшить, но до практики дело не доходит.

В свет он выходить не любит. Вытащить в люди удается только его другу – Андрею. Также только из-за него Обломов может прочитать пару книг, но без интереса, лениво.

Главный герой очень заботится о своем здоровье, боится заболеть. Однако большую часть своего времени он проводит дома в лежачем положении. Все дела за него делает его старый слуга – Захар. Обломов часто переедает.

Он знает, что это вредно для организма, но он всю жизнь так делал и привык к этому. Его часто обследуют врачи и советуют ему полностью сменить образ жизни, чтобы чувствовать себя лучше.

Но Илья только использует это как оправдание, чтобы ничего не делать, утверждая, что он болен.

Обломов имеет очень доброе сердце, способен помогать людям. Позже он женится на Агафье Пшенициной и усыновит ее детей, которых будет воспитывать на свои деньги.

Она не принесет ему ничего нового, будет только дополнением в его привычном укладе жизни. Иногда Илья думает о себе таком, и его мучает совесть. Он начинает завидовать другим людям, которые имеют интересную и шикарную жизнь.

Все пытается обвинить кого-то в своем образе жизни, но никого не находит.

Сочинение про Обломова

«Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темносерыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.» так, с описания Обломова, начинается роман И.А. Гончарова.

На первый взгляд Обломов апатичен, ленив и равнодушен. Он длительное время может лежать на кровати и размышлять о чем-то своем или пребывать в своем мире грез. Обломов даже не замечает паутины на стенах или пыли на зеркалах. Однако это только первое впечатление.

Первый посетитель – Волков. Обломов даже не вставал из кровати. Волков-молодой человек двадцати пяти лет, одет по последней моде, причесан, блещет здоровьем.

Первая реакция Обломова на Волкова была такова: «Не подходите, не подходите: вы с холода!».

Несмотря на все попытки Волкова пригласить Обломова на обед или в Екатерингоф, Илья Ильич отказывается и остается дома, не видя смысла в разъездах.

После ухода Волкова, Обломов переворачивается на спину и рассуждает о Волкове, но его размышления прерывает очередной звонок. На этот раз к нему пришел Судьбинский. На этот раз реакция Ильи Ильича была аналогичной. Судьбинский приглашает Обломова на обед к Мурашиным, однако и тут Обломов отказывается.

Третьем гостем стал Пенкин. «Все такой же неисправимый, беззаботный ленивец!»-говорит Пенкин.

Обломов и Пенкин обсуждают рассказ, и Пенкин просит прочитать Обломова рассказ «Любовь взяточника к падшей женщине», однако краткий пересказ приводит Илью Ильича в гнев.

Ведь в рассказе высмеивание порока, презрение к падшему человеку, на что Обломов реагирует неоднозначно. Он понимает, что любой вор или падшая женщина-это прежде всего человек.

Однако полностью сущность Обломова раскрывается через любовь. Любовь к Ольге Ильинской окрыляет его. Он читает, развивается ради неё, Обломов расцветает, мечтает о счастливом совместном будущем.

Но понимая, что не готов меняться до конца, понимая, что не может дать Ольге того, что ей нужно, понимая, что не создан для неё, он отступает. Он понимает, что не сможет обрести долгожданного счастья с Ильинской.

Но спустя время у него складываются отношения с Пшенициной, которые будут построены на любви и уважении.

Отношение к Обломомву не может быть однозначным. Характер героя многогранен. С одной стороны, он ленив и пассивен, а с другой он умен, он понимает психологию человеческую, он умеет любить и способен на многое ради любви. В заключение можно сказать, что все качества русского человека собраны в одном персонаже.

Вариант 4

Главному герою одноименного романа “Обломов” А.И. Гончарова около тридцати двух или тридцати трех лет. Это молодой, не лишенный приятной наружности и довольно образованный человек, потомственный дворянин. Обломов Илья Ильич добр, довольно умен и по-детски простодушен.

Однако все положительные черты затмевает одна отрицательная – патологическая лень поселилась в его мыслях и со временем захватила весь организм Обломова.

Тело молодого дворянина обрюзгло, стало рыхлым и женственным – Илья Ильич не утруждает себя ни умственными, ни физическими нагрузками, предпочитая почти все время лежать на диване и мечтать о том, как бы еще больше ничего не делать. “Как бы само собой все сделалось!” – вот его жизненное кредо.

Получив в наследство поместье, дающее небольшой, но стабильный доход, Обломов ничего в нем не улучшает и не стремится к тому, чтобы его дела процветали.

Все свои заботы относительно поместья Илья Ильич из лени скинул на управляющего, который безжалостно и бесстыдно его обкрадывает. Мелкие повседневные дела за Обломова выполняет его слуга Захар.

А сам Илья Ильич предпочитает день деньской лежать на диване и мечтать – эдакий “диванный мечтатель”.

Мечты его заводят очень далеко – в мечтах он многое улучшил бы в своем поместье, еще больше разбогатев, однако мечты его бессмысленны. Он и не пытается их воплотить. Мечты сталкиваются с его инертностью и инфантильностью и ежедневно разбиваются, превращаясь в несбыточные туманные грезы, которые так и оседают на диване, окутывая собой Обломова.

Да что там поместье – Обломову даже в гости поехать лень. Когда его приглашают поехать в гости, он под надуманными предлогами увиливает от посещений, оставаясь лежать на милом сердцу диване. Обломов не любит выходить в свет – ему это лениво и неинтересно.

Понимая, что он не развивается духовно и не может ничего дать своей избраннице, кроме содержания, Обломов даже отказался от своей любви к Ольге Ильинской.

Поначалу Илья Ильич пытался измениться ради Ольги, стал много читать, чтобы достичь духовного развития ее уровня, мечтал о счастливом будущем с любимой женщиной. Но измениться до конца он был не готов даже любви – Обломова остановил страх перед необратимыми переменами и он отступился от своей мечты.

Его полностью устраивала нынешняя жизнь лежебоки и встать с любимого дивана не побудили даже такие сильные страсти, как любовь и страсть к женщине.

Таким инертным и бездеятельным Обломова сделали собственные родители, которые с детства внушали сыну, что все важные дела за него должны делать другие. Они пресекали любое проявление активности мальчика, и постепенно Илья превратился в отчаянного ленивца.

Так в те времена жил не только Илья Ильич Обломов – так жили многие отпрыски дворянского рода. Автор создал собирательный образ сибарита дворянского происхождения того времени и назвал это явление “обломовщина”.

Писатель переживал за судьбу России и ему было страшно, что управлять ею станут такие вот “Обломовы”.

10 класс.

Несколько интересных сочинений

Ссылка на основную публикацию