Грех в «Грозе» Островского (тема греха и покаяния)

Грехом считается все то, что выходит за рамки установленных божьих законов, а значит, даже обидев человека, мы совершаем грех. Поэтому можно с уверенностью сказать, что безгрешных людей не бывает.

Однако есть те, которым все равно грешная у них жизнь или нет, а есть те, кто не может жить с чувством вины и угрызениями совести. Вот вторые и стараются искупить свою вину покаянием, которое немного облегчает душу.

Но приносит ли это покаяние душевное умиротворение? На эти вопросы часто пытались ответить писатели, раскрывая тему греха, возмездия и покаяния в своих произведениях. Так, примеров греха и покаяния в литературе великое множество.

Это и работа Достоевского Преступление и наказание, и произведение Лескова Очарованный странник и многие другие. Наиболее ярко раскрывается тема греха возмездия и покаяния в пьесе Островского Гроза, на которой и остановимся в нашем сочинении по ЕГЭ.

Тема греха возмездия и покаяния

Тематика греха и покаяния в пьесе Гроза раскрывается Островским через образ главной героини Катерины. Катерина искренняя женщина, не умеющая лицемерить.

Она была естественной и очень свободолюбивой поэтому, попав в дом Кабанихи в качестве невестки, и став птицей в клетке, которую считали мужней собственностью, Катерина не может смириться с таким положением. Несмотря на свою набожность, девушка решается на грех и изменяет мужу.

Я не берусь ее осуждать, ведь женщине просто захотелось счастья, стать вольной птицей, вырвавшись из оков. Хоть небольшой радости в своей опостылевшей жизни хочет Катерина, и как ни пытается противостоять нахлынувшему чувству, но ничего не может с этим поделать.

Однако измена не дает ей покоя. Ее душа страдает, и девушка нуждается в покаянии, ей страшно предстать перед Богом с таким грехом.

Воспитываясь в религиозной среде, Катерина уверена, что за ее грехи наступит расплата и возмездие. Муки совести доводят девушку до полубезумного состояния, и даже в надвигающейся грозе Катерина видит небесную кару.

Осознавая грех и невозможность найти компромисс с совестью, женщина решается покаяться, надеясь сбросить груз со своей души. Она признается в произошедшем, но люди темного царства, не понимают Катерину, отвергают и презирают за содеянное.

Но имеют ли они на это право? Может согрешившая Катерина намного чище, в сравнении с ними, равнодушными, высокомерными, жестокими?

В итоге, не найдя другого выхода, и поборов в себе страх Божьего возмездия за еще больший грех, Катерина бросается в Волгу, совершая самоубийство.

Тема греха и покаяния в пьесе Гроза – сочинение

Произведение А.Н.Островского «Гроза» является достоянием мировой драматургии. В ней поднимаются философские и социальные проблемы общества. Также затрагиваются и религиозные темы. Например, вопрос греха и покаяния героев драмы.

Персонажи Островского постоянно находятся перед нравственным и безумным выбором. Катерина идет на измену, которую непросто объяснить и понять.

Одни видят в этом поступке бунт и вызов, другие – попытку обрести счастье. Образ Катерины неоднозначный, тем не менее ее греховные действия нельзя отрицать.

Неверность в брачном союзе недопустима и порицается религией. Поэтому, Катерина и боится божьей кары, ведь она нарушила запрет.

Любовь к Борису становится тем самым запретом для героини, хоть она и пытается противостоять своим чувствам.

В свои шестнадцать лет Катерина вынуждена существовать с нелюбимым мужем и его матерью. Этот брак обесценивает жизнь героини, а любовь к Борису вдохновляет на будущее. Девушка чувствует жизнь и питает надежду на счастливое будущее.  

Но попытка стать счастливой не оправдалась. Катерина не выносит свою вину и в качестве наказания, совершает самоубийство. Гроза является символом кары в пьесе.

В произведении Катерина предстает юной девушкой и покладистым характером. Она постоянно слышит упреки со стороны своего мужа – Тихона и его матери. О любви девушка могла только мечтать. И все же, она влюбляется в другого.

Это чувство не отпускает ее. Ей совестно и в тоже время, Катерина чувствует себя живой и свободной.

После измены, девушка долго мучается, сознаться ли ей мужу и свекрови или сохранить свою тайну. Не в силах нести это груз, Катерина признается Тихону в измене. Муж и свекровь упрекают и ругают девушку. А Борис, боясь огласки, уезжает в Сибирь.

Эта ситуация подталкивает девушку на роковой шаг – самоубийство.

Она не страшиться этого греха, ведь она смирилась с самым страшным – невозможность быть счастливой. У неё был один выбор – угождать свекрови и стать рабыней своему мужу. Катерина выбрала смерть, которая стала для неё спасеньем.

Можно долго размышлять о том, какой могла бы быть главной героини. Возможно, вернулся бы Борис и они были бы счастливы. Или Тихон пересмотрел бы свои отношения с матерью и по-настоящему полюбил бы свою жену.

И все же, жизнь ставит героиню перед выбором, который она должна сделать здесь или сейчас. И в сложившихся условиях, Катерину непросто осуждать. Особенно, когда трагичный конец – единственный путь к спасению.

`

Тема греха в пьесе Гроза

Популярные сочинения

Нравственная проблематика пьесы А.Н. Островского «Гроза»: тема греха, возмездия и покаяния

(310 слов) Пьесы знаменитого русского драматурга А.Н. Островского стали основой отечественной драматургии, подарив театру богатый репертуар и глубоких, поистине проникновенных персонажей.

Психологические драмы Островского связаны с вопросами философского, социального и общечеловеческого характера.

Так, тема грехопадения в драме «Гроза» заставляет читателя проследить сложный путь человеческого выбора в условиях духовной несвободы, отсылая нас к религиозным категориям греха и покаяния.

Герои пьес Островского находятся в условиях выбора, граничащего с безрассудством и нравственным падением, в котором, однако, открывается подлинная трагедия жизни.

Катерина совершает нравственное падение, которому восприимчивый читатель вот уже полтора века пытается найти объяснение, воспринимая её измену, как попытку бунта, поиск счастья или проявление духовной неустойчивости. Образ Катерины принято оценивать по-разному, тем не менее, греховность в поступке героини отрицать невозможно.

Эта женщина глубоко религиозна, но вера ее основана на страхе. Исходя из религиозных соображений, узы брака невозможно разорвать. Брачный союз двух людей нерушим, а прелюбодеяние есть грех. Неудивительно, что Катерина страшится божьей кары, ведь она нарушает запрет, позволив себе искренний, но незаконный порыв.

Любовь к Борису для нее становится грехом, которому она пытается противостоять. Но жажда подлинной жизни, неограниченной запретами и традициями дремучего Калинова, берет вверх над страхом справедливого по сути наказания.

Любовь становится для Катерины причиной падения и гибели, с одной стороны, с другой — сознанием безграничных возможностей собственной личности.

Шестнадцатилетняя девушка, лишенная возможности самовыражения, но чувствительная и порывистая по натуре, вынуждена вести жалкое существование в унижении и смирении, с нелюбимым мужем, под строгим надзором свекрови. Брак с Тихоном обесценивает жизнь Катерины, а вот измена дает стимул жить, ведь героиня пытается обрести законное счастье с Борисом.

Когда попытка проваливается, Катерина готова понести наказание за содеянное, выбирая самоубийство как способ покаяния, а может, и освобождения. Гроза становится символом Божьей кары за измену и самоубийство.

Трагическая развязка пьесы во многом указывает на невозможность счастья, построенного на грехе, но это только одна из возможных трактовок финала. Гибель Катерины – это гибель героя-противоборца, оказавшегося бессильным перед торжествующей в мире косностью.

Валерия Пронина Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема греха в драме Александра Островского Гроза , ее решение в образах представителей Темного

Тема греха в драме Александра Островского Гроза , ее решение в образах представителей Темного царства и К

Александр Николаевич Островский — это не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, его историю. Пьесы его привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью. Его персонажи — люди своей эпохи, и вместе с тем многое в них нам близко.

Они совершают добрые и дурные поступки, они радуются и страдают, любят и изменяют, живут некоторые честно, некоторые безнравственно. Знакомясь с ними, мы должны задуматься и о своей жизни, о жизни наших близких, друзей, о нашей морали.

Ведь грех в широком понимании этого слова — нарушение каких-то принципов общечеловеческой нравственности.

В пьесах Островского всегда звучит протест против унижения человека, против делячества, против подмены нравственных идеалов, когда порядочность ценится гораздо ниже, чем доходное место, когда настоящая любовь уступает место «выгодной партии». Это не просто приметы давно ушедшего времени, это симптомы тяжелой и затяжной болезни, с которой еще и нам с вами предстоит бороться.

«Гроза» была написана в 1859 году, после путешествия Островского по Волге. Эта поездка обогатила писателя новыми впечатлениями, дала ему возможность познакомиться с жизнью населения Верхней Волги, с основными промыслами, обычаями, обрядами, песнями, с природой края.

Герои «темного царства» живут, даже не подозревая, насколько оно, это «царство», уродливо и темно.

Здесь купцы друг у друга подрывают торговлю, самодуры издеваются над своими домочадцами, здесь сведения об иных землях получают от невежественных странниц, здесь полагают, что Литва «на нас с неба упала».

Островский показал город вымышленный, но он выглядит очень достоверно. Автор с болью видел, насколько отсталой в политическом, экономическом, культурном отношении была Россия, насколько темным было население страны, особенно в провинции.

Создается впечатление, что Калинов отгорожен от всего мира высочайшим забором и живет какой-то особой, замкнутой жизнью.

Но разве можно сказать, что это уникальный русский городок, что в других местах жизнь совсем другая, без греха и невежества? Нет, это типичная картина русской провинциальной действительности, драматург сконцентрировал внимание на самом главном, показав убогость, дикость нравов русского патриархального быта.

Что же так сдерживает его развитие? Почему здесь нет места новому, свежему? Потому что вся эта жизнь основана на привычных, устаревших законах, которые представляются совершенно нелепыми. Цепляться за старое, устоявшееся, регламентирующее все стороны бытия (экономику, быт, семью, нравственность), — это страшный тормоз в развитии любого города, народа, государства. Это стояние на месте.

Застой. Последствия его страшны и порой непредсказуемы. Он прежде всего бьет по человеку, либо отупляя его, превращая в бездумного исполнителя, либо заставляя его ловчить, приспосабливаться, грешить, либо вызывая в нем чувство протеста. Застой тогда возможен, когда он поддерживается людьми, имеющими власть. Таковыми в Калинове являются Дикой и Кабанова.

В Диком есть черты, присущие народу. Так, явления природы он воспринимает в чисто религиозных традициях. На просьбу Кулигина дать денег на громоотвод Дикой гордо отвечает: «Все суета».

Когда же Кулигин заявил, что гроза — это елестричество, Дикой, сердясь более и более и топнув ногой, с искренним гневом восклицает: «Какое еще там электричество? Ну как же ты не разбойник? Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться». Слова Кулигина — в представлении Дикого — это уже преступление перед тем, что даже он, Дикой, уважает.

Подобное отношение к силам природы присуще всем калиновцам, в том числе и Катерине, наделенной обостренным чувством совести. Как воспринимает Катерина грозу? Как божью кару, которой ей не избежать, потому что даже думы о Борисе — это, по ее взглядам, грех.

Дикой не исключение для Калинова, а порождение всего уклада калиновской жизни. Страшно то, что такое отношение к домашним, к бесправным калиновцам воспринимается всеми как норма. Дикой может себе позволить все: и обругать ни за что, и, кланяясь, просить у мужика прощения.

«Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся». Не из куража кланялся: дескать, я и обругать могу, и мужику поклониться — пожалуйста! Не от угрызений совести (зря человека обидел).

Столь необычное поведение самодура объясняется тем, что история с мужиком произошла во время великого поста, когда грешить особенно опасно.

Но религиозность Дикого, его страх перед наказанием Бога далеки от подлинно христианской морали, от человечности, которой наделена Катерина.

Марфа Игнатьевна Кабанова воспринимается как характер сильный и властный. Она является антиподом Катерины. Правда, их обеих объединяет самое серьезное отношение к домостроевским порядкам и бескомпромиссность.

Кажется, ее искренне огорчает падение нравственности среди молодого поколения, неуважительное отношение к законам, которым она сама подчинялась безоговорочно.

Она ратует за крепкую, прочную семью, за порядок в доме, что, по ее представлениям, возможно лишь при соблюдении правил, предписанных домостроем. Любое отступление от них — страшный грех. Себя Марфа Игнатьевна считает порядочной, безгрешной женщиной.

Привечая странниц, она уверена, что совершает богоугодное дело. Но их славословие, этот елей, что льют они на душу Кабанихи, восторгаясь ею и ее порядками, — это тоже грех. Гордыня и ханжество — вот пороки, присущие этой властной и себялюбивой женщине.

Самый страшный грех Марфы Игнатьевны — это то, что она между делом, походя, разрушает людские судьбы, диктуя им свою волю, определяя их поведение, их отношение к миру и друг к другу. Она погубила Катерину, калечила жизнь Тихону, покушается на судьбу Варвары. И все это совершается под видом благочестия, с именем Бога на устах.

Читайте также:  Анализ произведения «бежин луг» (и.с. тургенев)

Сын Тихон женат. До сих пор он жил только ее, матери, умом, был ее собственностью, никогда и ни в чем ей не перечил. В результате из него вырос человек, лишенный самостоятельности, твердости, умения постоять за себя. Безвольный, робкий, страдающий от материнского крутого нрава, он ищет забвения в пьянстве, в этом греховном пороке.

И жена ему попалась какая-то чудная, какая-то сама не своя, не как все. Да и любит он Катерину, не может и не хочет держать ее в страхе, не требует от нее почитания. Мать чувствует, что постепенно сын уходит из-под ее власти, что у него появляется своя жизнь, что к жене он относится не как хозяин, а по-своему тянется к ней.

Почтительное отношение к родителям — качество очень ценное. Да только тревожно за Тихона: ему смертельно надоела власть, вечное брюзжание «маменьки», но ни себя, ни Катерину защитить он не сумеет и не посмеет. Тихон не готов исполнять роль мужа, главы семьи. Не может он вызвать уважения у Катерины. Духовные запросы его ничтожны.

А мужчина — это защитник, на нем должна лежать забота о семье, о ее благополучии.

Не такова Варвара. Она смелее, хитрее, живее Тихона. Небогатый жизненный опыт подсказал ей, что для собственного спокойствии и во избежание неприятностей лучше всего жить по принципу «шито да крыто», обманывать, ловчить, грешить.

Ничего безнравственного в том она не видит, угрызения совести ее не мучает, она старается с наименьшими для себя потерями брать от жизни что можно.

Правда, запросы ее невелики — погулять вволю с полюбившимся ей Кудряшом да не держать отчета перед матерью за каждый свой шаг.

Искренность, непосредственность, эмоциональность Катерины не могут встретить понимания в мире лжи и деспотизма. Душе ее тесно и тяжело в атмосфере кабановского дома. Все обернулось против Катерины. Женщина гордая, волевая, она отдана замуж за слабого, безвольного, находящегося в полном подчинении у матери Тихона.

Натура одухотворенная, светлая, мечтательная, она попала в атмосферу ханжества и лжи, жестоких законов, полюбила бескрылого и несамостоятельного Бориса. Свободолюбивая, она постоянно испытывает домашний гнет, вынуждена сносить бесконечные и несправедливые попреки свекрови. Любящая детей, она лишена радости материнства.

Ей очень одиноко в Калинове.

В воспоминаниях она поэтизирует свое детство, свою жизнь в родительском доме. И все же ее характер сформировался именно в патриархально-купеческой среде. В этом тоже истоки ее трагедии.

Там ее выдали замуж за сына Кабановой, там, конечно, никогда бы не поняли ее чувства к Борису.

Катерина в мечтах создала какой-то особый образ, совершенно не похожий на настоящего Бориса, и полюбила его, таинственного, благородного, необычного мужчину, оказавшегося на самом деле прозаичным и слабым.

Вялый и неинтересный, он в наших глазах (но не Катерины!) проигрывает в сравнении с Тихоном, в котором есть нечто живое и доброе. В основе образа Бориса — бесхарактерность, отсутствие жизненных ориентиров, четких нравственных принципов, чувства собственного достоинства.

Как известно, ради сестры он терпит издевательства дяди, будучи заранее уверенным, что ни он, ни его сестра не получат от Дикого ни копейки. Общение с Катериной не возвысило, не окрылило его, а оказалось лишь новым бременем, усугубило его положение в жизни. Таких людей, как Борис, жизненные испытания не закаляют, а сильнее пригибают к земле.

Катерина же любит сильно, глубоко, самозабвенно; честная, светлая, тонко чувствующая, решительная натура, она всегда верна себе. Прощание с Борисом словно подвело черту.

Возвращение домой означает для нее духовную смерть, продолжение бесконечной пытки. В смерти, мысль о которой все более овладевает Катериной, она мечтает обрести подлинную жизнь — в пении птиц, в цветении трав. Поэтому кончина рисуется в ее воображении светлыми, а не мрачными красками.

Над религиозным страхом совершить самый тяжкий грех, самоубийство, одерживает верх натура вольной птицы, характер страстный, непокорный: «Умереть бы теперь… Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться». Катерина уходит из жизни с верой в милосердие и сострадание, с горячей верой в любовь. А это главное.

Важно, что страдания Катерины вызвали сочувствие у калиновцев. Добрый Кулигин советовал Тихону: «Вы бы простили ей да и не поминали никогда. Сами-то, чай, тоже не без греха».

Правда, сама Катерина, наделенная столь обостренной совестью, вряд ли могла снять с себя вину. Она принародно кается, своим судом себя судя.

Ее смерть потрясла смиренного, спившегося Тихона, прозревающего до страшного открытия: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…»

Пьеса по сей день задает нам много вопросов.

Почему погибла Катерина? Потому, что ей досталась жестокая свекровь? Потому, что она, будучи мужней женой, совершила грех и не выдержала мук совести? Если ограничиться этими проблемами, содержание произведения обедняется, сводится к отдельному, частному эпизоду из жизни купеческой семьи и лишается высокого трагедийного накала. Будь Марфа Игнатьевна добрее, мягче, человечнее, вряд ли случилась бы трагедия с Катериной. Но трагедии могло бы и не быть, если бы Катерина умела лгать, приспосабливаться, если бы не судила себя столь строго, не казнила за грехи, истинные и мнимые, если бы проще и спокойнее смотрела на жизнь. Но Кабаниха остается Кабанихой, а Катерина — Катериной. И каждая из них отражает определенную жизненную позицию, поступает в соответствии со своими принципами, руководствуется своими взглядами на грех и добродетель.

Прочитав пьесу, мы можем соглашаться или не соглашаться с Катериной, принимать или нет ее мировоззрение, понимать или осуждать ее поступки, но каждый непременно должен задуматься о том, что есть добро и зло, жизнь и смерть, грех и искупление.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Сочинение Тема греха и покаяния в пьесе Гроза Островского

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Тема греха и покаяния в пьесе Гроза

Грех, для каждого он свой. Нет однозначного понятия греха. Каждый человек, хоть единожды, но совершал его. Ведь люди не безгрешны. Когда человек, обижает другого, он тоже совершает грех. Он испытывает чувство вины и угрызение совести. Искупление вины – покаяние.

Достаточный яркий случай одного из греха можно увидеть в драме А.Н. Островского «Гроза», на примере главной героини Катерины.

Измена, что же она значит и что может повлечь за ней? Для Катерины она оказалась губительна и грешна. Что по итогу, она не смогла пережить, и лишиться жизни.

По жизни Катерина светлая и добрая девушка, которая не смогла совладать с собой. Но у нее были на то свои причины. Замуж она вышла совсем юной девочкой. Свекровь была не самой лояльной женщиной, невестку она не уважала и считала собственностью своего сына, будто она просто вещь в их доме.

Возможно ли осудить Катерину за такой порыв души, который посетил ее сердце. Она просто хотела чувства полноправия в этой истории c Борисом. Она понимала, что содеянное – это грех, который она не сможет себе простить. А ведь просилась она поехать вместе с Тихоном, не хотела она оставаться. Понимала, что может совершиться грех.

  Математические проекты в 3 классе: математические сказки

Катерина так сильно пыталась не кинуться в беспамятную пропасть страсти, которая преобладала над ней. Но любовь, которая и была этой пропастью стала настоящим грехом для юной девушки.

В семейной жизни, она была словно в клетке. А с Борисом она смогла почувствовать себя живой и свободной. Любящей и любимой. Ведь ее душе была так необходима эта гармония и любовь.

Но как бы это не было хорошо для Катерины, она все таки совершила грех. Он гложил ее и тянул, как груз, все ниже и ниже.

Найдя один выход, видя в грозе, кару небесную, она решает покаяться, но после признания ее все отвергли и презирали. Хотя имели ли они на это право? Возможно даже с таким грехом, она была бы намного чище тех, кто больше всего ее осуждал.

Не видя другого выхода, она решается на еще один грех, который даже не сравнится с предыдущим. Она в агонии бросается в волгу, намерено лишая себя жизни.

В конце драмы погибает вместе с Катериной, с той, которая осмелилась броситься в отчаяние своей жизни, которое приносило ей любовь и свободу, но совершая грех. но еще и гибнет окружение того мира, который не понимал, что такая любовь и свобода не боится даже греха и губительного покаяния.

Грех в Грозе Островского

В произведении поднимается тема греха и покаяния. Данная тема сохраняет свою актуальность и по сей день.

Ведь жизнь человека полна разочарований, когда ему приходится смириться с чем-нибудь, принять тот факт, что нужно жить дальше. Но иногда это сделать очень непросто.

Ситуации, в которых оказывается человек, могут быть совершенно разными. Но все они зависят от одного: какое решение примет человек-пойдет на отчаянный шаг или смирится.

Главной героиней произведения является Катерина, молодая девушка, супруга Тихона. Она имеет покладистый характер, воспитана в патриархальных порядках. Но судьба девушки, чей образ предстает нам чистым и светлым, очень тяжелая. Положение, в котором оказалась Катерина, потрясает.

Постоянные упреки ее свекрови, Кабановой, грубой и деспотичной женщины, несправедливость и предательство Тихона приводят к тому, что девушка не может смириться со своей судьбой. Как ни старалась она исправить отношения в семье, ничего не получалось. И тогда героиня в надежде на счастье предается чувству любви к другому-Борису.

Но проблем не становится меньше- муки совести не дают покоя девушке. Она постоянно задается вопросом о том, стоит ли сознаться мужу. И все-таки Катерина не может более утаивать свой грех и рассказывает все свекрови и мужу.

Это вызывает упреки и ругань свекрови, которая дает наставления сыну побить жену… Даже Борис, который, как думала девушка, сможет избавить ее от мучений, уезжать в Сибирь, боясь огласки людей. Все это заставляет героиню принять роковое решение-броситься в Волгу.

Ее не страшит, что это грех, ведь она не может смириться со своей судьбой, принять тот факт, что она не будет счастлива, хотя она могла, постоянно угождать свекрови, сделаться рабою мужа. Единственным спасением для нее оказывается смерть.

В заключение хочется сказать, что иногда выбор человека зависит от того, в какой ситуации он оказался. В данном произведении проявляется тема отчаяния и смирения. Судьба несчастной девушки Катерины и ее трагический конец подтверждают, что смириться с чем-либо может быть очень сложно и иногда отчаянный поступок может оказаться единственным выходом.

Александр Николаевич Островский — это не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, его историю. Пьесы его привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью. Его персонажи — люди своей эпохи, и вместе с тем многое в них нам близко.

Они совершают добрые и дурные поступки, они радуются и страдают, любят и изменяют, живут некоторые честно, некоторые безнравственно. Знакомясь с ними, мы должны задуматься и о своей жизни, о жизни наших близких, друзей, о нашей морали. Ведь грех в широком понимании этого слова — нарушение каких-то принципов общечеловеческой нравственности.

В пьесах Островского всегда звучит протест против унижения человека, против делячества, против подмены нравственных идеалов, когда порядочность ценится гораздо ниже, чем доходное место, когда настоящая любовь уступает место «выгодной партии». Это не просто приметы давно ушедшего времени, это симптомы тяжелой и затяжной болезни, с которой еще и нам с вами предстоит бороться.

«Гроза» была написана в 1859 году, после путешествия Островского по Волге. Эта поездка обогатила писателя новыми впечатлениями, дала ему возможность познакомиться с жизнью населения Верхней Волги, с основными промыслами, обычаями, обрядами, песнями, с природой края. Герои «темного царства» живут, даже не подозревая, насколько оно, это «царство», уродливо и темно.

Здесь купцы друг у друга подрывают торговлю, самодуры издеваются над своими домочадцами, здесь сведения об иных землях получают от невежественных странниц, здесь полагают, что Литва «на нас с неба упала». Островский показал город вымышленный, но он выглядит очень достоверно.

Автор с болью видел, насколько отсталой в политическом, экономическом, культурном отношении была Россия, насколько темным было население страны, особенно в провинции, Создается впечатление, что Калинов отгорожен от всего мира высочайшим забором и живет какой-то особой, замкнутой жизнью.

Но разве можно сказать, что это уникальный русский городок, что в других местах жизнь совсем другая, без греха и невежества? Нет, это типичная картина русской провинциальной действительности, драматург сконцентрировал внимание на самом главном, показав убогость, дикость нравов русского патриархального быта.

Читайте также:  Сочинение: Полковник на балу и после бала (по рассказу Толстого «После бала»)

Что же так сдерживает его развитие? Почему здесь нет места новому, свежему? Потому что вся эта жизнь основана на привычных, устаревших законах, которые представляются совершенно нелепыми. Цепляться за старое, устоявшееся, регламентирующее все стороны бытия (экономику, быт, семью, нравственность), — это страшный тормоз в развитии любого города, народа, государства.

Это стояние на месте. Застой. Последствия его страшны и порой непредсказуемы. Он прежде всего бьет по человеку, либо отупляя его, превращая в бездумного исполнителя, либо заставляя его ловчить, приспосабливаться, грешить, либо вызывая в нем чувство протеста. Застой тогда возможен, когда он поддерживается людьми, имеющими власть. Таковыми в Калинове являются Дикой и Кабанова.

В Диком есть черты, присущие народу. Так, явления природы он воспринимает в чисто религиозных традициях. На просьбу Кулигина дать денег на громоотвод Дикой гордо отвечает: *Все суета».

Когда же Кулигин заявил, что гроза — это елестричество, Дикой, сердясь более и более и топнув ногой, с искренним гневом восклицает: «Какое еще там электричество? Ну как же ты не разбойник? Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться».

Слова Кулигина — в представлении Дикого — это уже преступление перед тем, что даже он, Дикой, уважает. Подобное отношение к силам природы присуще всем: калиновцам, в том числе и Катерине, наделенной обостренным чувством совести. Как воспринимает Катерина грозу? Как божью кару, которой ей не избежать, потому что даже думы о Борисе — это, по ее взглядам, грех.

Дикой не исключение для Калинова, а порождение всего уклада калиновской жизни. Страшно то, что такое отношение к домашним, к бесправным калиновцам воспринимается всеми как норма. Дикой может себе позволить все: и обругать ни за что, и, кланяясь, просить у мужика прощения. «Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся.

Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся». Не ис к’уража кланялся: дескать, я и обругать могу, и мужику поклониться — пожалуйста! Не от угрызений совести (зря человека обидел). Столь необычное поведение самодура объясняется тем, что история с мужиком произошла вс время великого поста, когда грешить особенно опасно.

Но религиозность Дикого, его страх перед наказанием Бога далеки от подлинно христианской морали, от человечности, которой наделена Катерина. Марфа Игнатьевна Кабанова воспринимается как характер сильный и властный. Она является антиподом Катерины. Правда, их обеих объединяет самое серьезное отношение к домостроевским порядкам и бескомпромиссность.

Кажется, ее искренне огорчает падение нравственности среди молодого поколения, неуважительное отношение к законам, которым она сама подчинялась безоговорочно. Она ратует за крепкую, прочную семью, за порядок в доме, что, по ее представлениям, возможно лишь при соблюдении правил, предписанных домостроем. Любое отступление от них — страшный грех.

Себя Марфа Игнатьевна считает порядочной, безгрешной женщиной. Привечая странниц, она уверена, что совершает богоугодное дело. Но их славословие, этот елей, что льют они на душу Кабанихи, восторгаясь ею и ее порядками, — это тоже грех. Гордыня и ханжество — вот пороки, присущие этой властной и себялюбивой женщине.

Самый страшный грех Марфы Игнатьевны — это то, что она между делом, походя, разрушает людские судьбы, диктуя им свою волю, определяя их поведение, их отношение к миру и друг к другу. Она погубила Катерину, калечила жизнь Тихону, покушается на судьбу Варвары. И все это совершается под видом благочестия, с именем Бога на устах. Сын Тихон женат.

До сих пор он жил только ее, матери, умом, был ее собственностью, никогда и ни в чем ей не перечил. В результате из него вырос человек, лишенный самостоятельности, твердости, умения постоять за себя. Безвольный, робкий, страдающий от материнского крутого нрава, он ищет забвения в пьянстве, в этом греховном пороке. И жена ему попалась какая-то чудная, какая-то сама не своя, не как все.

Да и любит он Катерину, не может и не хочет держать ее в страхе, не требует от нее почитания. Мать чувствует, что постепенно сын уходит из-под ее власти, что у него появляется своя жизнь, что к жене он относится не как хозяин, а по-своему тянется к ней. Почтительное отношение к родителям — качество очень ценное.

Да только тревожно за Тихона: ему смертельно надоела власть, вечное брюзжание «маменьки», но ни себя, ни Катерину защитить он не сумеет и не посмеет. Тихон не готов исполнять роль мужа, главы семьи. Не может он вызвать уважения у Катерины. Духовные запросы его ничтожны. А мужчина — это защитник, на нем должна лежать забота о семье, о ее благополучии. Не такова Варвара.

Она смелее, хитрее, живее Тихона. Небогатый жизненный опыт подсказал ей, что для собственного спокойствии и во избежание неприятностей лучше всего жить по принципу «шито да крыто», обманывать, ловчить, грешить. Ничего безнравственного в том она не видит, угрызения совести ее не мучает, она старается с наименьшими для себя потерями брать от жизни что можно.

Правда, запросы ее невелики — погулять вволю с полюбившимся ей Кудряшом да не держать отчета перед матерью за каждый свой шаг. Искренность, непосредственность, эмоциональность Катерины не могут встретить понимания в мире лжи и деспотизма. Душе ее тесно и тяжело в атмосфере каба-новского дома. Все обернулось против Катерины.

Женщина гордая, волевая, она отдана замуж за слабого, безвольного, находящегося в полном подчинении у матери Тихона. Натура одухотворенная, светлая, мечтательная, она попала в атмосферу ханжества и лжи, жестоких законов, полюбила бескрылого и несамостоятельного Бориса.

Свободолюбивая, она постоянно испытывает домашний гнет, вынуждена сносить бесконечные и несправедливые попреки свекрови. Любящая детей, она лишена радости материнства. Ей очень одиноко в Калинове. В воспоминаниях она поэтизирует свое детство, свою жизнь в родительском доме. И все же ее характер сформировался именно в патриархально-купеческой среде. В этом тоже истоки ее трагедии.

Там ее выдали замуж за сына Кабановой, там, конечно, никогда бы не поняли ее чувства к Борису. Катерина в мечтах создала какой-то особый образ, совершенно не похожий на настоящего Бориса, и полюбила его, таинственного, благородного, необычного мужчину, оказавшегося на самом деле прозаичным и слабым.

Вялый и неинтересный, он в наших глазах (но не Катерины!) проигрывает в сравнении с Тихоном, в котором есть нечто живое и доброе. В основе образа Бориса -бесхарактерность, отсутствие жизненных ориентиров, четких нравственных принципов, чувства собственного достоинства.

Как известно, ради сестры он терпит издевательства дяди, будучи заранее уверенным, что ни он, ни его сестра не получат от Дикого ни копейки. Общение с Катериной не возвысило, не окрылило его, а оказалось лишь новым бременем, усугубило его положение в жизни. Таких людей, как Борис, жизненные испытания не закаляют, а сильнее пригибают к земле.

Катерина же любит сильно, глубоко, самозабвенно; честная, светлая, тонко чувствующая, решительная натура, она всегда верна себе. Прощание с Борисом словно подвело черту. Возвращение домой означает для нее духовную смерть, продолжение бесконечной пытки. В смерти, мысль о которой все более овладевает Катериной, она мечтает обрести подлинную жизнь — в пении птиц, в цветении трав.

Поэтому кончина рисуется в ее воображении светлыми, а не мрачными красками. Над религиозным страхом совершить самый тяжкий грех, самоубийство, одерживает верх натура вольной птицы, характер страстный, непокорный: «Умереть бы теперь… Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться».

Катерина уходит из жизни с верой в милосердие и сострадание, с горячей верой в любовь. А это главное. Важно, что страдания Катерины вызвали сочувствие у калиновцев. Добрый Кулигин советовал Тихону: «Вы бы простили ей да и не поминали никогда. Сами-то, чай, тоже не без греха*. Правда, сама Катерина, наделенная столь обостренной совестью, вряд ли могла снять с себя вину. Она принародно кается, своим судом себя судя. Ее смерть потрясла смиренного, спившегося Тихона, прозревающего до страшного открытия: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…» Пьеса по сей день задает нам много вопросов. Почему погибла Катерина? Потому, что ей досталась жестокая свекровь? Потому, что она, будучи мужней женой, совершила грех и не выдержала мук созести? Если ограничиться этими проблемами, содержание произведения обедняется, сводится к отдельному, частному эпизоду из жизни купеческой семьи и лишается высокого трагедийного накала. Будь Марфа Игнатьевна добрее, мягче, человечнее, вряд ли случилась бы трагедия с Катериной. Но трагедии могло бы и не быть, если бы Катерина умела лгать, приспосабливаться, если бы не судила себя столь строго, не казнила за грехи, истинные и мнимые, если бы проще и спокойнее смотрела на жизнь. Но Кабаниха остается Кабанихой, а Катерина — Катериной. И каждая из них отражает определенную жизненную позицию, поступает в соответствии со своими принципами, руководствуется своими взглядами на грех и добродетель. Прочитав пьесу, мы можем соглашаться или не соглашаться с Катериной, принимать или нет ее мировоззрение, понимать или осуждать ее поступки, но каждый непременно должен задуматься о том, что есть добро и зло, жизнь и смерть, грех и искупление.

Тема греха и покаяния в пьесе Гроза – сочинение

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Островский

Произведение А.Н.Островского «Гроза» является достоянием мировой драматургии. В ней поднимаются философские и социальные проблемы общества. Также затрагиваются и религиозные темы. Например, вопрос греха и покаяния героев драмы.

https://www.youtube.com/watch?v=EXayDTXPOV8

Персонажи Островского постоянно находятся перед нравственным и безумным выбором. Катерина идет на измену, которую непросто объяснить и понять.

Одни видят в этом поступке бунт и вызов, другие – попытку обрести счастье. Образ Катерины неоднозначный, тем не менее ее греховные действия нельзя отрицать.

Неверность в брачном союзе недопустима и порицается религией. Поэтому, Катерина и боится божьей кары, ведь она нарушила запрет.

Любовь к Борису становится тем самым запретом для героини, хоть она и пытается противостоять своим чувствам.

  Реферат “Роман “Евгений Онегин” в русской критике”

В свои шестнадцать лет Катерина вынуждена существовать с нелюбимым мужем и его матерью. Этот брак обесценивает жизнь героини, а любовь к Борису вдохновляет на будущее. Девушка чувствует жизнь и питает надежду на счастливое будущее.

Но попытка стать счастливой не оправдалась. Катерина не выносит свою вину и в качестве наказания, совершает самоубийство. Гроза является символом кары в пьесе.

В произведении Катерина предстает юной девушкой и покладистым характером. Она постоянно слышит упреки со стороны своего мужа – Тихона и его матери. О любви девушка могла только мечтать. И все же, она влюбляется в другого.

Это чувство не отпускает ее. Ей совестно и в тоже время, Катерина чувствует себя живой и свободной.

После измены, девушка долго мучается, сознаться ли ей мужу и свекрови или сохранить свою тайну. Не в силах нести это груз, Катерина признается Тихону в измене. Муж и свекровь упрекают и ругают девушку. А Борис, боясь огласки, уезжает в Сибирь.

Эта ситуация подталкивает девушку на роковой шаг – самоубийство.

Она не страшиться этого греха, ведь она смирилась с самым страшным – невозможность быть счастливой. У неё был один выбор – угождать свекрови и стать рабыней своему мужу. Катерина выбрала смерть, которая стала для неё спасеньем.

Можно долго размышлять о том, какой могла бы быть главной героини. Возможно, вернулся бы Борис и они были бы счастливы. Или Тихон пересмотрел бы свои отношения с матерью и по-настоящему полюбил бы свою жену.

И все же, жизнь ставит героиню перед выбором, который она должна сделать здесь или сейчас. И в сложившихся условиях, Катерину непросто осуждать. Особенно, когда трагичный конец – единственный путь к спасению.

Другие темы: ← Самодуры в Грозе↑ ОстровскийАвторское определение жанра Грозы →

`

Популярные сочинения

  • Сочинение Данко и Ларра сравнительная характеристика по рассказу Старуха Изергиль Горького В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» присутствуют два персонажа-антипода: Ларра и Данко. Оба героя обладают внешним совершенством, они молоды и красивы, однако по характеру, жизненным убеждениям герои совершенно разные
  • Как я убираю квартиру или комнату сочинение Мало найдется людей, которые любят убираться. Я отношусь к таким людям. Комнату привожу в порядок раз в неделю.
  • Сочинение Костя из рассказа Бежин луг (Характеристика и образ) Бежин луг — рассказ об охотнике, который потерялся в лесу после охоты на тетерева. Через некоторое время охотник вышел на поляну, где мальчики сидели возле огне. Он попросился переночевать
Читайте также:  Краткое содержание рассказа «Легкое дыхание» для читательского дневника (И. Бунин)

Тема греха и покаяния

Пожалуй нет человека который никогда не грешил. Думаю, можно сказать, что мы сталкиваемся с грехами, чуть — ли не каждый день. Однако его понятие у всех разное. Кто — то считает грехом сквернословие, а для кого — то убийство маленького муравья уже является большим грехом. Обычно человек будет чувствовать вину за содеянное, а её искуплением является покаяние.

Как правило, оно приносит успокоение и умиротворение, но так происходит не всегда. Но почему же человек, раз за разом, все равно идет на грехи?

Думается, что на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что человек совершает грехи для того, чтобы воссоздать более комфортные условия существования. Замечательным примером иллюстрирующим это является драма А. Н. Островского «Гроза».

Катерина, героиня этого произведения, будучи невероятно доброй и «светлой» натурой, да и к тому же верующей, была вынужденна жить в «темном царстве». Как сказала Варвара: «(Катерине) Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось», но она ведь девушка, которая тоже хочет человеческого счастья, а именно — любви.

Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Именно по этому она идёт на свидание с Борисом, тем самым совершая грех, который она прекрасно осознаёт, о чем и говорит: «(Борису)Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда!».

Но, как уже было сказано ранее, Катерина глубоко верующий человек и она не может просто смериться со своим грехом, поэтому дабы облегчить свою учесть, она кается. И казалось бы «очистившись», она понимает, что уже не сможет вернуться к прежней жизни. Теперь она отвергнутая всеми и эта боль ещё больше по сравнению с содеянным грехом.

В итоге, не выдержав его тяжести, она идет на ещё больший, по мнению христианства грех — самоубийство. Таким образом автор показывает, что не всегда покаяние ведет к умиротворению.

В качестве второго примера можно привести историю героини того же произведения, Варвары. Девушка является членом семьи Кабановых и, в отличие от Катерины, она уже далеко не человек со «светлой» душой.

Для выживания она была вынужденна идти на грехи: обману и вранью. Она уже не ведет в них ничего зазорного и поэтому не нуждается в покаянии. Она старается брать от жизни все, насколько это возможно в её положении, лишь бы было «…шито да крыто».

Именно поэтому несмотря на её близость с Катериной, учесть её радикально другая.

  Сочинение на любовную тему в творчестве ахматовой

Все приведенные аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что грехи, порой, это жизненная необходимость без которой невозможно нормальное существование человека. Но так же стоит помнить, что ответственность которую они подразумевают может быть непосильно тяжёлой лишь для одного человека.

Полезный материал по теме:

  1. Аргумент тема времени. ЕГЭ. Тема временив пьесе «Вишневый сад»
  2. Тема измены в пьесе «Гроза»

Тема греха и покаяния в произведении А.Н. Островского «Гроза»

Каждый из нас грешит, наверное, каждый день. Ведь само понятие «грех» толкуется вовсе не однозначно. Обидев человека, тем самым, совершив грех, человек испытывает чувство вины, угрызения совести.

Искуплением вины является покаяние, совершив которое, на душе становится спокойнее, легче. Но когда речь заходит о более серьезных грехах, покаяние не всегда приносит желаемое душевное умиротворение.

Одним из ярких примеров греха и покаяния в русской литературе является душевная трагедия главной героини драмы А.Н. Островского «Гроза».

Измена для Катерины есть большой грех. Она, прежде всего, переступила через себя, через свою мораль, она – чистейшее, святое существо, в жизни которой огромное значение имеет религия. Девушка вспоминает себя «вольной птичкой» в детстве и не хочет мириться с тем, что теперь, в замужестве, она как в клетке.

А ведь молода душа Катерины. Говорит ей Варвара: «Погулять тебе в девках не пришлось, вот сердце-то у тебя не уходилось еще!» Шестнадцатилетняя девушка попала «в сети» свекрови, которая только и делала, что унижала ее, считала какой-то вещью, мужней собственностью.

Можно ли осуждать внезапный порыв души, чувство, посетившее сердце Катерины? Она хотела почувствовать себя полноправным человеком в этом «темном царстве» и искала поддержки в любви к Борису.

Девушка осознавала, что совершает грех, и что даже сама не сможет себе его простить: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». А ведь просила Катерина, чтобы Тихон взял ее с собой, когда тот уезжал, чувствовала она, быть греху.

Пыталась она противостоять, заставляла сердце не починяться вспыхнувшему чувству. Просила Катерина взять с нее клятву: «Умереть мне без покаяния, если я…» Не дослушал тот ее просьбу и тем самым лишил девушку последнего шанса защититься от губительной страсти.

«Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что!» И, правда, не за что держаться! Пропасть — любовь к Борису, сам грех, а край, у которого стоит Катерина – граница между «темным царством и его обитателями и тем светлым, свободным, что несет в себе чувство любви.

Какой же смысл угнетенной девушке держаться за «Домострой», за «клетку», в которой она оказалась, выйдя замуж? Ну и что, что грех, ну и что, что люди осудят?! Душа-то ее требует любви, гармонии, свободы. Правда, последнее она все равно не обретает.

Согрешив, Катерина понимает, что не сможет дальше жить с таким грузом в душе, и что теперь путь у нее один – покаяться. До безумия доводят Катерину муки совести. Боится она предстать перед Богом «…такая, какая есть, со всеми … грехами…», с «грозой» в сердце.

Ей чудится «огненная геенна», девушка буквально сходит с ума, понимая, что гроза – кара небесная – погубит ее. В момент покаяния идет дождь, смывающий грехи, очищающий душу Катерины. И даже формально «очистившись» она уже не может вернуться к прежней жизни, в «лапы» свекрови и того мира, который толкнул ее в ту пропасть под названием «грех».

Итак, Катерина, покаявшаяся в измене, в грехе, несомненно, большом, отвергнутая мужем, идет на еще больший, с точки зрения христианской морали, так много значащей для героини, грех – самоубийство.

Финал драмы – гибель не только главной героини, осмелившейся бороться за свою жизнь, пусть и грешным путем, но это еще и гибель всего мира, обитатели которого не знали, что борьба за свободу и любовь, искреннюю, бескорыстную, не боится ни греха, ни, возможно, губительного покаяния.

Презентация к уроку литературы «Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

В данной презентации материал к уроку по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

Была ли любовь Катерины Кабановой из пьесы А. Н. Островского “Гроза” преступлением? Заслужила ли бедная женщина такое страшное наказание?

Несчастья Катерины начинаются после того, как, выйдя замуж за Тихона Кабанова, она переезжает в его дом. Там молодая женщина понимает, что попала в чуждую ей среду, в царство невежества, косности и самодурства. Катерина пытается всеми силами противостоять ему, что выражается в конфликте с самой яркой представительницей этого мира — Марфой Игнатьевной Кабановой.

Неприязнь, сразу возникшая между свекровью и невесткой, во многом основывается на различии их характеров.

Внутренний мир Катерины в основном сформировался в соответствии с образом жизни, который она вела до замужества. Она выросла доброй, отзывчивой, очень религиозной (в вере находила утешение, силы) и мечтательной.

Воображение уносило ее далеко от того бесцветного мира, в котором она жила теперь.

Одна из главных черт, отличающих Катерину от других, — это то, что ей важна суть всего происходящего, а не форма; она не может жить среди мертвых формул, утративших смысл.

А для Марфы Игнатьевны соблюсти порядки, строго следовать древним устоям — смысл и цель жизни. Она с рвением выискивает отступников. Но соблюдение правил “Домостроя” лишь служит объяснением ее душащего все проявления жизни и воли деспотизма.

Сначала Катерина старается смириться с той атмосферой, в которую попала, гасить в себе протест против “увядания” под гнетом Марфы Игнатьевны.

Но постоянное давление, ущемление прав и одиночество сделали свое дело: Катерина воспротивилась.

Ее протест нашел выражение в любви к племяннику Дикого Борису Григорьевичу, так как любовь — это единственное, в чем женщина того времени могла проявить себя.

  «В чем смысл названия поэмы А.А.Блока “Двенадцать”?»

И теперь, поняв, в какой ситуации оказалась Катерина, разве можно ставить ей в вину невольный порыв, внезапно возникшее чувство? Ведь девушку отдали замуж очень рано.

“Погулять тебе в девках не пришлось, вот сердце-то у тебя не уходилось еще!” — говорит ей Варвара.

Да и за кого отдали? За того, кто шагу без “маменькиного” слова ступить не может, не то что за жену заступиться! Вот и оказалась Катерина один на один с Марфой Игнатьевной.

Поэтому Катерина подсознательно ищет кого-нибудь, кто бы смог стать ей опорой, дать ей поддержку, понять ее. Она выбирает Бориса потому, что он, на первый взгляд, очень отличается от тех людей, в окружение которых попала героиня. Но постепенно становится ясно, что Борис Григорьевич- лишь “образованный Тихон”. В нем нет той решимости, которая есть в Катерине.

Он, видя всю нелепость мира Диких и Кабановых, не может и не хочет ничего предпринять, чтобы избавить себя от его влияния и вопреки ему быть счастливым с возлюбленной. Как и Тихон, Борис только жалуется на свою судьбу и сокрушается: “Эх, кабы сила!” Для него Катерина — слишком сложная, глубокая натура.

Он подсознательно это понимает и уже через некоторое время хочет отдалиться от нее, убежать.

Героиня, мечтая обрести у Бориса утешение, надежду и новые силы, окунается в чувство, словно в омут, не думая о последствиях и не боясь никакого суда: ни божьего, ни людского.

Но, спустя некоторое время, неизбежно наступает прозрение. Катерина понимает, что совершила тяжкий грех, изменив мужу. И все оправдания, все надежды на будущее отступают и рушатся перед страшным словом “измена”.

Чтобы продолжать отношения с Борисом после приезда мужа, надо было таиться, хитрить; она этого не хотела и не умела. Она не хотела жить, как Варвара: “Делай, что хочешь, лишь бы шито да крыто было”. Катерина уже начинает чувствовать, как затягивает ее эта двойная жизнь. Ведь она согрешила, а внешне осталась честной женщиной.

Мне кажется, что если для многих людей самое страшное наказание -людской суд, то для Катерины ужаснейшая кара — муки совести. Безусловно, совершая “преступление”, она знала, что восстановит против себя всех жителей города Калинова.

Но героиня рассуждала: “Коли я греха не побоялась, побоюсь ли людского суда?” На память сразу приходит грибоедовская фраза: “А судьи кто?” Ведь в городе Калинове любой, кто отступает от древних традиций и заведенных порядков, — уже преступник.

Да и сами “судьи” разве так праведны? Нет, просто у них все “шито да крыто”, все “под видом благочестия”!

Поэтому не людской суд, а угрызения совести стали для Катерины настоящим возмездием. И первое, что пришло ей на ум, — это кара Божья. Ведь героиня с самого детства верила, что Бог видит все, что от него не укрыть ни один грех, и на “Страшном суде” ничем нельзя будет оправдаться. “Вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я есть, со всеми моими грехами — вот что страшно!”

Такое положение невыносимо для Катерины: дни и ночи она все думала, страдала и решила, что ей необходимо покаяться, объявить о своем поступке. И это будет не признанием своей вины, не отказом от права на свободу, а, наоборот, единственной формой защиты внутренней свободы -свободы ее совести.

Гроза, пророчество сумасшедшей барыни, картина “Страшного суда”, которую она видит на стенах галереи, — все это доводит ее до исступления, и в таком состоянии героиня при всех признается мужу в своем “грехе”. Катерина не раскаивается в том, что она совершила в отсутствие мужа, а только открывается, чтобы признанием искупить свою вину.

Ссылка на основную публикацию