Человек — существо слабое и уязвимое, поэтому каждый из нас сталкивался с таким чувством, как искушение. В нашей жизни очень много запретов, но иногда именно запретного и хочется больше всего.
Что такое искушение
Это слово всем давно знакомо, но задумывались ли вы, что оно значит на самом деле? А ведь у него очень интересная история.
Происхождение слова
Этимологический корень этой словоформы — искус. Он заимствован из старославянского глагола «искусити», что значило «испытать». Глагол этот происходит от глагола «кусити», имеющего такое же значение и заимствованного из германских языков. Затем в результате исторических процессов произошло чередование звуков, «с» перешел в «ш», и сейчас перед нами — корень «искуш».
Как мы видим, история этого понятия уходит глубоко в древность.
Значение понятия
По толковому словарю Д. Н. Ушакова оно означает соблазн, желание чего-либо недозволенного, запретного.
Также одной из тем этого определения по толкованию Д. Н. Ушакова является «действие от глагола искусить», значит , оно сохраняет за собой семантику испытания. Несомненно, так мы тоже выражаемся в своей повседневной жизни.
Но есть такие понятия, как искушенный зритель и искушенный человек . Обозначают они опытного человека, который многое повидал в жизни, и которого сложно чем-либо удивить. Значение этого слова претерпело некоторые изменения, но все же изначально употребление этого понятия было связано с библейскими сюжетами.
Упоминания в Библии
Как известно, Библия — это самая важная книга для христиан. Ее догматы указывают человечеству, как нужно жить, и как жить нельзя. И естественно, что понятия из этой книги часто фигурируют и в нашем современном языке.
Одно из таких понятий — искус. В библии оно трактуется как испытание, которое дается человеку, дабы проверить крепость его веры.
Если человек пройдет испытание, то обретет вечную жизнь в Царствии Небесном, если не пройдет, то душа его попадет в ад.
Искушению, по учению Библии, подвержен каждый человек. Даже Господь был подвержен испытаниям во время своего уединения в пустыне.
Также испытанию своей веры и любви к Богу подвергся Люцифер, и, как мы знаем, он его не прошел, предал своего создателя, в результате чего пал.
Еще одной известной Библейской фигурой, поддавшейся соблазну, был Адам, который вслед за своей женой Евой вкусил запретный плод. Судьба обоих также незавидна, ведь они были изгнаны из Райского сада.
Как видим, со временем библейская семантика утратилась, и это слово перестало указывать на испытание конкретно в православии , теперь оно обозначает просто испытание человека в чем-либо.
Виды искушений
У каждого — свои желания и стремления, свои запреты, поэтому соблазн у каждого будет разным. Кто-то не может устоять перед покупкой пирожного, а кому-то невмоготу пересилить себя и пойти на учебу/ в зал/ на работу. Ведь это все — своего рода испытания.
Материальные блага
Конечно, в первую очередь — это деньги. Кто в этом мире не мечтал о богатстве? Испокон веков люди стремятся получить как можно большую прибыль, и часто — не всегда законными способами. Воровство и грабежи, махинации, занятие постыдными вещами — на что только не толкает людей жажда денег.
Соблазны и греховные удовольствия
Легко человеческая душа поддается всяческим соблазнам, стоит только поманить. Мы хорошо знаем из истории, сколько войн было развязано из-за стремления к власти, из-за гордыни и даже из-за любви к женщине (ведь Троянская война началась именно из-за Елены Прекрасной).
И все это — соблазнения дьявола, которым люди поддались. Зависть ближнему, измена и предательство, плотские удовольствия, нарушения Божьих заповедей — большие соблазны, которые всегда противоречили христианской морали, да и этическим нормам в принципе.
Испытания Господа
Как уже говорилось, наш Бог также был подвержен испытаниям дьявола. Но, конечно, он с достоинством их прошел.
Вот эти испытания:
- Голод. Сатана предложил Христу превратить камни в хлебы, на что Христос ответил: «написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
- Гордыня, когда нечистый сказал, чтобы Христос прыгнул со скалы, и Ангелы поймали его. Вот каков был ответ: «написано также: не искушай Господа Бога твоего».
- Вера. Сатана предложил Христу власть над всем земным, если тот поклонится ему, но Христос был также непоколебим.
Влияние на человека
Всем известно, что потакание своим слабостям к добру не приводит. Опять же, посмотрим на правителей, послушавших свою гордыню и вступивших в войну за власть: Калигула, который погиб от рук своих же людей, Гитлер, который возжелал захватить мир, но, не добившись ничего, застрелился и т. д.
Наша психика — вещь очень тонкая, на нее влияет множество факторов, один из которых — соблазн.
Люди, которые поддаются ему, зачастую становятся зависимыми от своих желаний, у них подавляется воля, внутренняя сила исчезает.
И напротив, у тех, кто борется с искушениями, вырабатывается огромная сила воли, они способны контролировать себя практически в любой ситуации, и, конечно, уровень их жизни существенно выше.
Почему люди соблазняются
Безусловно, этому греху подвержены все без исключения, но почему же так происходит? Почему страсть к запретному так сильна в каждом из нас?
Историческая справка
Изначально, как уже было сказано выше, искушением считали «тест на веру в Бога», поэтому все люди православной веры проходили через это. А если кто-то не выдерживал испытания, это значило, что его сманил дьявол. Считалось также, что у сатаны есть цель — обольстить как можно больше людей, чтобы они отвернулись от Господа. И он неустанно занимался этим, впрочем, небезрезультатно.
Особенности психики и характера
Чаще всего поддаются соблазну именно те люди, у которых слабая сила воли, и они просто не могут противостоять запретному удовольствию. Их «хочу» перевешивает «нельзя».
То же самое с детьми, у них еще не сформированная психика, и родители стараются внушить им, что хорошо, а что плохо. Но дети, даже понимая, что есть много конфет — это плохо, все равно тянутся к заветному мешочку со сладостями.
И наоборот, люди, у которых твердый характер и большая сила воли, легче борются с желанием запретного. Они понимают, что сиюминутные радость и наслаждения могут обернуться несчастьем.
Как бороться с искушениями
Вопрос о том, как же избавиться от тяги к запретным удовольствиям, мучает многих.
Вот несколько пунктов, которые, как объясняют священники , помогут людям не поддаться искушению :
- нужно иметь твердую веру и принципы;
- если вы верующий, то в трудную минуту искренне помолитесь, и тогда Бог поможет перебороть в себе это чувство;
- будьте занятым и целеустремленным, тогда работа и любимое дело будут отвлекать вас от греховных мыслей;
- в момент, когда готовы сорваться, представьте, что будет после того, как это сделаете, визуализируйте момент раскаяния, тогда будет легче отказаться от соблазна;
- старайтесь чаще помогать ближним и защищайте слабых — это разовьет чувство милосердия и добра;
- и самое главное — никогда не сомневайтесь в себе и своих силах.
Видео о том, как бороться с соблазном
Как бороться с соблазном, если заедает рутина, и жизнь становится однообразной, узнайте из этого видео.
Искушение
***
Искуше́ние (с церковнославянского языка переводится как «испытание»):
1) соблазн;
2) действие Божье, направленное на испытание человеческого произволения, духовно-нравственного расположения (Быт.
22:1);
3) внешний повод, провокация падших духов или людей, имеющее целью расположить человека ко греху;
4) действие человека, направленное против другого человека с целью выказать его в невыгодном свете (Мк.
10:2);
5) внутренний помысл, мысль или желание, подталкивающие человека ко греху;
6) испытание долготерпения Божия со стороны человека (Исх.17:2).
- ***
Если человек согрешает по искушении его Богом, то не следует ли из этого, что Бог является Причиной греха?
Несмотря на то, что Священное Писание содержит указания на факты искушений праведников Господом, таких, например, как искушение Авраама (Быт.22:1), искушение всего Израильского народа (Суд.3:1-4), Бог никогда никого не искушал и не искушает с той целью, чтобы склонить ко греху (Иак.1:13).
Напротив, используя искушение для того, чтобы поставить людей перед возможностью или даже необходимостью нравственного выбора, Господь это делает исключительно из соображений добра, в частности для того, чтобы выявить, будут ли они держаться Его путей (Суд.2:22), любят ли они Его от всей души, от всего сердца (Втор.13:3). При этом Бог никогда не накладывает на человека бремени большего, чем тот сможет вынести.
Так, искушение Авраама обнаружило искренность его веры, жертвенность, ревность о Господе. Вера патриарха была вменена ему в праведность (Гал.3:6). Должное, богоугодное отношение Аврааму к искушению способствовало низведению благословений не только на него самого, но и на его потомков, на его род (Быт.22:16-18).
Однако часто бывает и по-другому. Нередко случается, что люди, искушаемые Богом, не желают следовать Его требованиям, действуют вопреки голосу совести, используя предоставленную им свыше возможность для нравственного выбора не во благо, а на зло.
Так, искушая Израильский народ (Суд.3:1-4), Господь попустил, чтобы на территории Обетованной земли вместе с сынами Израиля жили и языческие народы.
Такое Божественное определение дало народу Завета дополнительную возможность проявить верность Единому Богу, утвердиться в истинной вере, возрасти в святости, добродетели.
Кроме того, пример их послушания Богу мог бы благотворно сказаться и на язычниках.
Вместо этого Израильтяне уклонились от веры и сами стали перенимать языческие культы, обряды, традиции, строить идольские капища, жертвенники. В силу непослушания они всё больше и больше отдалялись от Бога, переполняя чашу Его священного гнева.
Для того, чтобы вразумить Свой народ, Господь посылал к ним судей, пророков. Но по упрямству и жестокосердию этот народ, в основной своей массе, неохотно прислушивался к Божьим посланникам. В результате, со временем он был разделен, пленен и рассеян.
Большим искушением для многих, как это ни странно, стало Благовестие Христа. Ведь и оно требовало от человека выбора: последовать за Спасителем или отвергнуть Его (1Кор.1:23). В этом отношении Господь ещё во времена Ветхого Завета был назван, камнем преткновения, скалою соблазна и даже петлею и сетью для жителей Иерусалима (Ис.8:14).
Что означает в молитве Господней «Отче наш» прошение “и не введи нас во искушение”?
Святитель Кирилл Иерусалимский так отвечает на этот вопрос: «Неужели Господь научает нас молиться о том, чтобы вовсе не быть искушаемыми? Как же сказано в другом месте: «кто не был искушен, тот мало знает» (Сир.34:10), — и еще: «с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак.
1:2) — Но, может быть, войти в искушение значить погрязнуть в искушении? Ибо искушение как бы подобно некоему потоку, через который трудно перейти. Посему одни, не погрязая в искушениях, минуют их, как бы сделавшись некими искусными пловцами, и ни мало не увлекаясь ими. А другие не таковы, – входят и погрязают.
Как, например, Иуда, вошедши в искушение сребролюбия, не переплыл пучины, но погряз и погиб телесно и духовно. Петр же вошел в искушение отречения, но, вошедши не погряз, а мужественно переплыв пучину, избавился от искушения.
Послушай еще, как в другом месте лик дошедших до совершенства святых благодарит за избавление от искушения: «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил скорби на хребте нашем, посадил человека на главу нашу. Мы прошли через огонь и воду, и Ты вывел нас в покой» (Пс.65:10–12).
Видишь, с каким дерзновением говорят, что перешли искушения и не изнемогли. Сказано: «и Ты вывел нас в покой». Войти же в покой значит избавиться от искушения».
***
Искушение – это предложение совершить грех. Оно может прийти на мысленном уровне, в чувственной сфере, на вполне материальном плане, когда кто-то конкретно искушает… Но ты можешь совершить грех, а можешь его и не совершать.
протоиерей Игорь Филин
Что умножает в нас духовную силу? Преодолённое искушение.
священник Александр Ельчанинов
Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение; ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение, да и то, что делается ради Бога, не может быть твёрдым, если не будет испытано искушением.
Как за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей – искушения, ибо никто, сказал Великий Антоний, не войдет в Царство Небесное без искушений. Итак, не удивляйся, сын мой, что, заботясь о спасении своём, ты встречаешь искушения и скорби.
Но терпи без смущения и молись, благодаря, что ты, за исполнение заповеди, сподобляешься быть в искушении, для обучения и испытания души твоей. Благий Бог да подаст тебе во время искушения внимание и терпение.
прп. авва Дорофей
Плод искушения — самопознание: “А вот здесь, оказывается, я слаб; вот здесь у меня нет сил, здесь я ничего не понимаю”. И всё это узнаётся для того, чтобы деятельно исправляться.
прот. Андрей Ткачев
***
По мере воцерковления кажется, что избавление от внешних обстоятельств сможет коренным образом изменить жизнь. Увы, на месте одних внешних причин незамедлительно появляются другие.
По мере духовного роста приходит осознание, что главные наши враги – внутри нас, это тщеславие, раздражительность, суетливость, осуждение и т.п., а внешние трудности лишь выявляют их.
- Икос
- Инквизиция
- Искупление
- Исагогика
- Исполины
Искушения влекут к покаянию
- Искушения, неожиданно с нами случающиеся, по усмотрению Божию научают нас быть трудолюбивыми и невольно влекут к покаянию.
- Прп. Марк Подвижник
- Каждый день в молитве «Отче наш» мы просим: И не введи нас во искушение.
Словом «искушение» мы называем, по крайней мере, два обстоятельства в нашей жизни.
Прежде всего, мы привыкли понимать искушение, как некое внешнее явление, толкающее нас на грех, и очень часто списываем на искушение то, что принадлежат лично нам, участию нашей собственной воли, сердца и ума. «Опять искушение», – часто говорим мы к месту и не к месту. Это выражение стало своего рода дурным присловьем православных христиан: всюду сплошные искушения. Однако не всегда это так.
С одной стороны, конечно, бес – наш искуситель.
Как мы знаем, он трижды искушал Христа в пустыне, и эти искушения до сих пор являются как бы центром нашей духовной борьбы.
Но есть еще и наше самовольное стремление жить по своей воле, для себя, а во всех окружающих видеть препятствия для собственного спасения и находить в них такие качества, которыми мы свою испорченность всегда можем оправдать.
В этом как раз проявляется глубокое отпадение от Бога, и искушение тут не при чем. Это мы сами.
Искушения влекут к покаянию
Вспоминается такой случай из Патерика. Великим постом игумен обходил кельи братии и через окно увидел монаха со свечкой в руках, стоявшего в неподвижном молитвенном положении. Долго стоял этот брат, не шелохнувшись.
Тогда игумен тихонько зашел в келью и увидел, что монах на свечке печет себе яйцо. Обернувшись и увидев игумена, брат воскликнул: «Отче, прости, меня бес попутал».
А бес вылез из-под кровати и говорит: «Нет, это не я, это он сам придумал».
Или другой случай из более близкой нам церковной истории, из жития преподобного Амвросия Оптинского. Как-то он шел в скит и увидел, что на заборе сидит бес, ножками качает. Преподобный спрашивает: «Ты что тут делаешь?» А он: «А что мне еще делать, никакого дела в вашем монастыре нет. Такие монахи, что их искушать не надо, без меня все в порядке».
А искушения действительно есть. Так сатана искушает Господа в пустыне после Крещения. Он искушает Его, как человека (ведь Бога нельзя искусить), и в Е го лице – все человечество. И поэтому все человечество до сих пор искушается этими тремя способами.
Первое искушение, когда бес говорит Христу, голодному Человеку, который сорок дней постился и взалкал: «Скажи, чтобы эти камни сделались хлебами, Ты же можешь» (см. Мф. 4, 3).
Но в силах человечества оказалось возможным все безжизненное сделать необходимым источником жизни, как хлеб. Современный прогресс, который нас питает, и есть, собственно говоря, те камни, которые сделались для нас хлебами. Все материальное, бессмысленное и ненужное стало для мира сего источником постоянного потребления. Мир стал великим потребителем.
То, что сейчас строится в первую очередь, – это не больницы, не дома престарелых, не приюты для сирот, а гигантские магазины. Безумное человечество бесконечно пытается наполнить свою ненасытную утробу. Вот это искушение настоящее, которое стало мировой проблемой. Человек становится потребителем, и все человеческое стало потребительским.
Права потребителя возводятся в ранг новой морали, определенных законов: «Я имею право потреблять то, что я считаю нужным». Люди потребляют друг друга и все вокруг себя. Человеческое естество может потреблять себе подобных, и общество не считает это ни развратом, ни грехом: «Я потребляю, имею право! Кто посмеет сказать, что я делаю что-то не так, тот враг человечества».
Всякая мораль, нравственность, закон Божий, определяющий нормы отношений между людьми, становятся враждебными.
Это искушение во все века предлагалось человечеству в целом и каждому человеку в отдельности. Как на него отвечать, показывает нам Господь: Не хлебом одним будет жить человек (Мф. 4, 4). И в Нагорной проповеди Он говорит: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (6, 33).
Во время второго искушения дьявол ставит Христа на крыло храма и говорит: Бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (4, 6). Не искушай Господа Бога твоего , – отвечает на это Господь.
И это искушение тоже предлагается каждому из нас: «Вот смотри, какой мир лежит перед тобой, давай-ка воспарим! Плюнем на все и рванем во все тяжкие! Вот она – свобода! Как птицы будем летать. Есть свобода абсолютная, безграничная! Делаю все что хочу. Можно в бездну рвануться.
Ничего не случится, только попробуй! Ведь тебя же Ангелы подхватят, не бойся. Представь, какую свободу ты почувствуешь в полете!»
Но вот вопрос: «Куда ты летишь?» Летишь обычно вниз. Но каково чувство полета! Каков завораживающий восторг! До земли еще так далеко…
Второе искушение, которое дается человечеству, – это искушение безграничной свободой. Попробуй это, попробуй то. Ничего страшного не случится, все будет хорошо, ведь человеку все позволено. Свобода – это и есть идеал. Нет никакой нравственности, есть свобода. Нет никаких границ, есть свобода. Есть свобода, за которой на самом деле нет ничего, кроме смерти.
Третье искушение: Всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне , – говорит сатана, показывая [Христу] все царства мира и славу их (Мф. 4, 9). Такое простое и банальное: «Поклонись мне, и все тебе будет.
Сделай вид, что Бога нет, что нет никакой духовной жизни. Сделай вид, что есть только законы мирского бытия, что тебе нужно в этом мире достичь всего, но без Бога».
Не будем долго об этом говорить, современным людям это так хорошо понятно.
К каждому из нас рано или поздно эти три искушения приходят. Как мы их встречаем и как мы с ними боремся? Пусть будет нам в этом примером наш Спаситель, Который на каждое искушение ответил от лица людей, искушаемый, как Сын Человеческий.
Еще один смысл слова «искушение» – испытание. Именно так его можно перевести с церковно-славянского языка, так как оно происходит от слова «искус». Искусный – тот, кто прошел испытания, кто по-настоящему владеет ремеслом.
Процесс, когда переплавляют серебро из нечистой породы в чистую тоже по церковно-славянски называют искушением. Яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро (Пс. 65, 10 слав.). В этом смысле слова нас искушает, или испытывает, Сам Господь.
То есть, с одной стороны, нас искушает лукавый, а с другой – испытывает Господь.
Как искушает Господь, мы знаем из Священного Писании. В книге Бытия написано, как Бог искушал Авраама. У Авраама от Сарры родился долгожданный сын Исаак. Он дорос до зрелого возраста (кто-то из толкователей считает, что он был отроком, кто-то – что он был в возрасте Христа), и тогда Господь стал искушать Авраама.
Он сказал: Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (Быт. 22, 2). Авраам взвалил на И саака вязанку хвороста, и они пошли на гору недалеко от Голгофы.
И начал Исаак говорить Аврааму: …вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам отвечал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой (Быт. 22, 7, 8).
Авраам, которому было обещано от Бога, что именно через Исаака благословится весь его род и умножится, как песок морской, как звезды небесные, идет, исполняя волю Божию.
На горе он разводит костер, связывает Исаака по рукам и ногам, заносит нож для заклания, и тут является Ангел Господень и освобождает Исаака, заменяя его овном.
Авраам принимает от Бога заповедь принести своего сына в жертву и одновременно верит в то, что от этого сына произойдет род человеческий. Вот это и есть искушение.
С этого момента Авраам называется отцом верующих, потому что вера его определяется не только знанием о том, что Бог есть и Ему надо приносить жертвы, не только тем, что он исполняет Его повеления, но и тем, что он настолько верит в Бога, что может в себе, в своем уме совместить совершенно несовместимые вещи, не поколебавшись ни в одном из этих двух обетований.
Это искушение кажется бессмысленным и невероятно жестоким, если мы не видим за ним крестной жертвы нашего Спасителя. Как во время искушения от дьявола Христос отвечает за все человечество и побеждает сатану от имени всего человечества, так и Авраам искушается Богом как все человечество.
В его лице Господь испытывает всех нас: достойно ли человечество крестной жертвы Спасителя. Как поется в евхаристической молитве литургии Иоанна Златоуста: «Ибо мир Твой так возлюбил еси, якоже Сына своего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный».
Авраам приносит в жертву своего единородного сына, и Бог, испытывая его верность и любовь, жертвы не принимает, но в ответ на эту верность и любовь отдает Своего Единородного Сына в жертву за каждого из нас. И поэтому всякое наше искушение от Бога – это испытание и нашей верности и любви.
«Тайна примирения». М., 2007.
Книгу можно приобрести за свечным ящиком Троицкого храма.
- Искушения Христа
- Искушение нерукотворными образами
Что такое искушение?
- Сайт Горловской и Славянской епархии
- Как понять, что такое искушения, о которых верующие так часто слышат в храме и читают в поучениях святых отцов?
«И не введи нас во искушение»
Мой знакомый батюшка как-то ехал в общественном транспорте, и кто-то ему то ли на ногу наступил, то ли сумкой задел, в ответ на что он вскрикнул: «Ох, искушение!». Услышав это, стоящая рядом женщина ответила: «Как же вы, юноша, красиво ругаетесь!». Так что же такое искушение? Чтобы не уподобиться той женщине, давайте разберёмся.
Слово «искушение» на современном русском языке — «испытание». Каждому верующему человеку это слово известно по молитве «Отче наш», которую людям дал Сам Господь: «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого».
Произнося эти слова, мы признаём свою немощь, слабость перед лицом греха, осознаём всю глубину человеческого поражения грехом. Мы просим: «Не дай мне споткнуться и упасть на пути к Тебе, поддержи меня, не дай мне сорваться в пропасть». Не Бог бросает в пропасть — человек в неё срывается из-за неосторожности.
«Не введи во искушение» значит «сохрани меня в момент искушения, зная мою слабость». Неслучайно в конце этой молитвы мы признаём свою немощь пред Богом.
Верующие очень любят повторять: «На всё воля Божия». В Священном Писании таких слов нет, есть более точная формулировка: ничто не происходит без воли Божией.
Существуют два понятия, которые не надо путать: это благословение Господне и Божие попущение. Разница хорошо видна на примере Иова Многострадального.
Помните, дьявол приступал к Богу с просьбой строить праведнику Иову разные козни? И только с попущения Божия это ему удавалось.
Откуда ещё мы знаем об искушениях? Из Евангелия. Одним из самых ярких эпизодов Нового Завета стало искушение Господа нашего Иисуса Христа. Мы помним, что ко Христу как к человеку приступал сатана, пытаясь искусить Его так, как искушает людей.
Он искушал Его хлебом, а также властью и чудом, явив три основных оружия против любого человека.
Удивительно, что Господь, Который был не только Богом, но и человеком, Сам Себе попускал искушения дьявола, которые отражал словами из Священного Писания, а именно — из Второзакония: «Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4), «написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4:7), «отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10).
Как человек может искушать Бога?
Обратим внимание на слова «не искушай Господа Бога твоего»: оказывается, человек может искушать Бога.
Как такое возможно? Искушать Бога можно тем, чем искушали Христа иудеи — они требовали от Него чуда: «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение» (Мф. 12:38).
Что же ответил Христос? Мы помним: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12:39).
Человек, который искушает Бога, ищет чуда от Него, находится на очень скользкой дорожке. Он возводит здание своей веры на зыбком песке, без основания. Вера в чудо и вера, основанная на нём — это вера в антихриста. Люди будут очарованы чудесами, которые он будет творить направо и налево. Если вера человека основана на чудесах, значит, он выбрал ложный духовный путь.
Бог не искушает
Важно отметить, что Бог никого не искушает. Святые отцы пишут, что искушения бывают от мира, от плоти и от дьявола. Это три фронта, с которых они на человека обрушиваются. От мира — значит, извне, от людей, через окружающих и обстоятельства нашей жизни.
От плоти — то есть от повреждённой человеческой природы, это наши похоти, страсти, грехи и пороки: печаль, уныние, гордыня, сребролюбие и так далее.
От дьявола — это бесовские внушения, помыслы, ситуации, когда Бог попускает дьяволу вмешаться в жизнь человека, а также случаи прямых встреч с бесами, как это случалось со святыми подвижниками.
Апостол Иаков пишет: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13).
Это очень важно! Некоторые люди неверно трактуют молитву «Отче наш», полагая, что Бог вводит их в искушение. Повторю, что это не так.
Человек сам искушается от своей греховности и похоти: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:14-15).
Как говорят святые отцы, дьявол силён нашей немощью. Наши страсти, грехи и пороки — это открытые двери для бесовских сил. Именно поэтому нужно обратить внимание на своё духовное состояние. Святые подвижники пишут, что это очень важно.
Попробуйте провести день, внимательно наблюдая за собой: своими мыслями, чувствами, переживаниями — и поймёте, какое это серьёзное оружие. Мы ведь осуждаем, сквернословим, издеваемся не задумываясь.
А при бдительном отношении к своему душевному состоянию многие греховные привычки постепенно уходят.
У пророка Иеремии есть такие слова: «Смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши» (Иер. 9:21).
Святые отцы толкуют эти слова так: враг искушает нас прежде всего через глаза и уши, то есть мы искушаемся тем, что видим и слышим.
Участие в разговорах, сплетнях, пересудах — разве не любим мы всего этого? Однако человек, который хочет избежать искушений, должен сторониться такого «досуга».
Бороться с искушениями нужно на уровне помыслов: пришёл — надо сразу пресекать. Есть несколько ступеней, по которым грех входит в человеческое сердце.
Чтобы этого не случилось, человеку очень важно сказать: «Не разрешаю!» или «Отойди от меня, сатана!» Есть даже такая молитва святителя Иоанна Златоуста: «Отрицаюсь тебе, сатана, гордыни твоея и служения тебе, и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
Ещё одно величайшее оружие против искушений — смирение. В этой связи мне вспоминается Антоний Великий, которому однажды было показано, что весь мир опутан сетями дьявола. Он спросил: «Кто же может избежать их и спастись?», — на что был ответ: «Смиренные даже не касаются их». Смирение — высшая степень духовного совершенства, достичь его очень сложно, но постараемся хотя бы изучать матчасть.
Так что же делать, чтобы не поддаваться искушениям?
Наблюдать за собой — если не в течение дня, то хотя бы несколько часов в сутки. Молитва, изучение Священного Писания, участие в таинствах — это наше вечное оружие в борьбе с дьяволом.
В монастырях есть ещё практика исповедания помыслов, когда более опытные воины Христовы — духовники — раскрывают козни врага ещё в зачаточном состоянии. Бороться с сатаной трудно: у него многовековой опыт искушения людей, он тысячелетиями сражается с человечеством.
А человек рождается на несколько десятилетий всего, и как ему противостоять искусным козням? Только с помощью изучения опыта предыдущих поколений, а это Священное Писание и труды святых отцов.
Также в борьбе с искушениями важно, в каком обществе мы вращаемся, с кем общаемся. Мне вспоминается «Исповедь» блаженного Августина, в которой он рассказывал о себе такой случай. Однажды друзья-язычники пригласили его на гладиаторские бои. Он не хотел идти, так как считал, что христианину не должно развлекаться таким образом.
Однако его всё же уговорили пойти, предложив просто посидеть за компанию, пообщаться и не смотреть на арену. Конечно, не смотреть не удалось, и через некоторое время, увлёкшись кровавым зрелищем, он уже кричал вместе со всеми, как бесноватый, поднимая палец то вверх, то вниз.
Эта история показывает, насколько прав был апостол Павел, который учил: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Очень важно, каких мы выбираем друзей и единомышленников. Во все времена лучше быть одному, чем вместе с кем попало.
Не стоит гнаться за количеством друзей, лучше пусть они будут с вами одной веры, одного уровня культуры, с такой же шкалой ценностей, что и у вас.
В заключение скажу: не надо бояться искушений. Всё движимо Промыслом Божиим, Господь даже зло заставляет служить добру. Если Он и попускает какие-то искушения, они никогда не бывают больше наших сил. Если страх всё же одолевает, мы можем просить Его: «Ты знаешь мою немощь, не попусти больше, чем я могу понести», — и Он обязательно услышит.
Протоиерей Константин Лисняк
Искушение – это, вообще, что такое?
Кот…неизвестной породы Просветленный (35453) 10 лет назад У Ключника самый верный ответ.. . желание нарушить запрет… ограничение себя в чем либо быть несвободным… все время держать все под контролем. . Например Хочется сегодня на ужин… что то запретное но любимое…
А ты себе НЕТ.. . А я как правило говорю… ДА… Жизнь одна… какой смысл в постоянном ограничении Или вот например другое… Идешь по улице…. и тебе ужасно понравился кто то… но. . ты замужем… низяяя… НО… улыбнуться то можно….
)) )
Так что смотря с какой стороны посмотреть на это искушение…
One BeЗнаток (259) 6 лет назад “А я как правило говорю… ДА… Жизнь одна… какой смысл в постоянном ограничении” – известный психокод навязаный церковниками, и далее как следствие появление крылатого выражения – “На наш век хватит” или “После меня хоть потоп”. Да и действительно, если живём один раз, то нет смысла беречь экосистемы и ресурсы своей родины да и всей планеты. Люди при такой концепции всего лишь гости а не хозяева на земле.
Подробно можно послушать сдесь: http://www.youtube.com/watch?v=Wi-e5k1v1Mo
Кузя Мудрец (14484) 10 лет назад
выход из зауженных обществом рамок
Глеб Навин Просветленный (26462) 10 лет назад желание действия ради праха.. . Ведь в Человеке душ то две: одна, животная, полученная от свойств праха (себялюбия) ; другая, Божественная – чрез дыхание Его на лице Адама. БЫТИЕ 2:7 “И создал Господь Бог человека из праха земного (и здесь душа первая, как и у всех животных, из праха одухотворенного) , и вдунул в лице его дыхание жизни (и это вторая – лично от Бога) , и стал человек душею живою. ” Даграэль Мудрец (12218) 10 лет назад
Искушение, по-моему, – есть мощное желание сделать что-либо, в данных обстоятельствах жизни осуждаемое обществом либо Вами самими. Логически неприемлемое, но эмоционально желанное.
Татьяна Юрьевна. Тамбов_68 Мастер (1595) 10 лет назад Соблазн. Желание чего-то недозволенного …Искушение – это ловушка, заманивание. Искушать – это воспользоваться некоей конкретной слабостью другого. Некоей его зависимостью от чего-то… .
Если на своем пути мы поддаемся искушению и отклоняемся от своего пути, то это, возможно, не значит, что мы на него не вернемся. Мы вернемся, но сделав огромный крюк с последствиями, лишениями, страданиями и т. д. И сколько времени это займет, непонятно….
Т@ня Гуру (3115) 10 лет назад Исторически искусство и искушение – слова одного корня. Их общий старославянский предок – искоусъ – 'испытание, опыт, проба', а в старославянский язык слово пришло из общеславянского (kusiti), куда, в свою очередь, попало из готского (kausjan – 'пробовать, испытывать') Слово “искушение” до сих пор понимается не только как “соблазн”, но и как “испытание”: “И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама” (Быт. 22:1) Искус в значении `опыт' было широко употребительно в языке древнерусской письменности.
В договоре с греками 945 г. слово искусъ употреблено в значении `истязания, пытки' («аще кто от крестьянъ или от Руси мученьа образомъ искусъ творить».
Жаб Лягушинский Мудрец (15873) 10 лет назад
От слова “куш” – кусок. “Откушайте” – это попробуйте кусочек, откусите. От этого же корня “искушение”, “искушать”. Т. е. искушение – это желание попробовать.. . Всего-навсего.
YOURFR13ND Знаток (493) 4 года назад
В греческом оригинале слово “peirasmos” означает: “испытание; “проба” (от глагола “peiradzo”), “испытывать”, “проверять”; тогда как слово “соблазн”, с которым часто смешивают “искушение”, имеет в оригинале совершенно другой смысл.
В греческом языке слово “искушение” пишется словом “skandalon”, что означает: “крючок в западне”, на который наживляется приманка, а в переносном смысле этот крючок часто использовался как “ловушка”, “обман”, “препятствие”, “преграда”,