Авторский стиль платонова на примере повести «котлован»

Меню статьи:

Повесть Андрея Платонова «Котлован» – это в высшей степени трогательное повествование о жизни «народных масс», огромных стройках социализма, преобразованиях в сельской местности и классовой борьбе в сталинской России.

Андрей Платонов написал повесть в тридцатые годы, где показал события первой пятилетки СССР. Писатель сумел невероятно широко, и в то же время довольно четко отразить период наибольшего издевательства властей над простыми людьми.

Платонов сам принимал участие в электрификации страны, поэтому не понаслышке знает о том, каким образом происходило строительство прекрасного будущего в то время.

Специфика композиции и стилистические особенности повести Платонова

Писатель посвятил написанию «Котлована» зиму 1929 года и период по апрель 1930-го. Платонова вдохновили события 30-х годов ХХ века, а также процессы, происходившие в СССР в первую половину ХХ столетия.

Центральная тема произведения русского автора – коллективизация, попытка реализации ключевой идеи социализма, то есть постройки идеального мира, общества.

Образ абстрактного строительства писателем представлен через буквальный мотив стройки: рабочие в повести строят котлован, который должен стать основой для общего дома пролетариев.

Композиция содержательно содержит два раздела. Первая часть можно назвать городской, потому что этот фрагмент повести посвящен компании котлована.

Вторая же – деревенская, ведь описывает жизнь кулаков, зажиточных крестьян, процессы раскулачивания и коллективизации. Начало и конец повести – это словесное изображение котлована – центрального образа произведения.

Это дает основание литературным критикам определять композицию текста Платонова как кольцевую.

Заметка на полях: о возникновении идеи «Котлована»

Платонов демонстрирует – и творчеством, и жизнью – пример, как трудно жить во времена перемен. «Котлован» – это образ перехода от старого образа жизни к новому, трансформации общества. Однако писатель стремится разоблачить перемены, выявить их настоящее лицо.

Авторский стиль Платонова на примере повести «Котлован»

Конечно, критика социалистического общества, легко прочитывающаяся в строках «Котлована», не позволила произведению выйти в печать. Поэтому повесть Платонова постигла такая же участь, как и «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова. Самиздат – то, что позволило тексту Платонова добраться до читателя, чтобы пробудить сознание публики.

Но тех, что читал и даже хранил «Котлован», ожидало жестокое наказание властей. Датировка времени создания повести произведена на основании одной из машинописных версий текста, где автор указал, что работал над «Котлованом» в 1929–1930-х годах.

Однако специалисты в области творчества Платонова считают, что писатель создал повесть значительно раньше.

Жанр произведения Платонова определяют как повесть. Однако тут следует подчеркнуть антиутопический характер «Котлована». В повести видно, что абстрактные идеи и их конкретное воплощение – это разные вещи, которые порой в корне отличаются друг от друга.

Платонов работал так, как художник пишет картины с натуры. Сталин провозгласил 1929 год временем «великого перелома». Первое, что следовало сделать, – это коллективизация, которая проходила по большей части насильственно.

Сталин подчеркнул, что успехи продвижения в строительстве нового общества настолько головокружительны, что темпы коллективизации замедлились. Второе – это процессы раскулачивания.

Разумеется, в периоды перемен требуются жертвы, на «костях» которых и строится это новое будущее, новое общество.

Социалистический и меланхолический флер «Котлована»

Одурманенные большевистской агитацией малообразованные люди выглядели словно парализованными чувством абсурда происходящего и осознанием обреченности. Они вынуждены строить светлое будущее, но не понимали, как это делать.

Автор не выделяет плохих персонажей, лишь сатирически подчеркивает фигуры некоторых руководящих работников и их пролетарские помыслы. Все герои произведения стараются честно и добросовестно вносить вклад в общее дело.

Поиск смысла жизни и анализ происходящих событий – главное в жизни центрального персонажа произведения Вощева. Герой не может жить и работать, пока не поймет истину: «У меня без истины тело слабнет».

Авторский стиль Платонова на примере повести «Котлован»

Вощев иначе от остальных героев воспринимает происходящее, мужчину не увлекает всеобщий энтузиазм. Вощев часто обращает внимание на что-то мелкое и, казалось бы, незначительное. Но герой постоянно поддает анализу увиденное и делает собственные выводы. Вощев постоянно собирает в мешок старые вещи, бесполезные лоскутки, старые игрушки, даже сухие листья:

Эта истершаяся терпеливая ветхость некогда касалась батрацкой, кровной плоти, в этих вещах запечатлена навеки тягость согбенной жизни, истраченной без сознательного смысла и погибшей без славы где-нибудь под соломенной рожью земли.

Вощев, не полностью соображая, со скупостью скопил в мешок вещественные остатки потерянных людей, живших, подобно ему, без истины и которые скончались ранее победного конца. Сейчас он предъявлял тех ликвидированных тружеников к лицу власти и будущего, чтобы посредством организации вечного смысла людей добиться отмщения – за тех, кто тихо лежит в земной глубине…

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с анализом произведения  “Впрок”, которое написал Андрей Платонов

Для героя эти странные, лишь на первый взгляд незначительные вещи олицетворяют мир вокруг, придают всему этому безумию смысл.

Символы «Котлована»

Котлован знаменует начало строительства новой, лучшей жизни. Строители уже смирились с мыслью, что не смогут дожить до того чудного времени, когда «местный пролетариат выйдет из мелкоимущественного города и займет для жизни монументальный новый дом».

Но строители готовы много работать, чтобы будущее поколение – дети – жили в тепле и достатке. Однако именно этот котлован станет могилой для маленькой девочки, которая для всех и была живым примером той самой будущей новой жизни.

После смерти девочки, строители, сознательный классовый пролетариат, начинают понимать тщетность создания этого «общепролетарского дома». Люди стараются превозмочь боль утраты каторжным трудом. Рабочие отрешенно, до потери сознания роют этот котлован, чтобы заглушить боль и понимание безнадежности, бессмысленности своих стараний.

Маленькая девочка – символ той хорошей жизни, к которой так тяжело прокладывали путь пролетарии, умерла вместе с надеждой и верой в реальность этого призрачного прекрасного будущего.

Кстати, возвращаясь к Вощеву, следует отметить, что героя уволили, потому что во время роста стабильности и прогресса общества одновременно возросла и степень задумчивости населения во всем усиливающихся, увеличивающихся темпах труда. Для Вощева тоже характерна такая задумчивость. Говорят, что все беды – от мыслей, от тяжелых дум.

Герой, в конце концов, просит о новой работе, а потом получает назначение на строительство котлована. Жизнь в общем бараке, знакомство с рабочими-землекопами, постоянство и постепенность, пошаговость строительства котлована – теперь это повседневность Вощева, новая жизнь, реальность героя. В этой жизни Вощеву суждено найти ответы на вопросы, которые мучили его.

Прежде всего, это вопрошание о смысле жизни, о том, что ждет впереди.

«Котлован» и строительство «прекрасного будущего»

Простые, честные славянские люди никогда не сидели без дела. Русские привыкли зарабатывать себе на жизнь тяжелым трудом. Платонов выделяет два направления строительства прекрасного будущего: индустриализация и коллективизация.

По мнению Сталина, частная собственность мешает жителям сельской местности приобщиться к пролетарскому движению масс в коммунистическое будущее. Поэтому у сельских жителей начинают отнимать силой продукты и скот. Эти люди всю свою нелегкую жизнь трудились, чтобы встретить старость в сытости.

Единственным стремлением несчастных было желание обеспечить своим детям жизнь хоть немного лучше той, что выпала на их долю. Но активисты колхозного движения вынуждают этих людей, живших всю жизнь в строгой экономии и бережливости, отказаться от собственности и имущества.

Смириться с такой несправедливостью и безграничной наглостью властей простым людям сложно. Те, кто ничего не имел, без проблем и даже с удовольствием соглашаются принять участие в коллективизации, ведь им нечего терять.

Но люди, которые тяжким трудом, постоянно отказывая себе даже в еде, заботились о домашнем скоте больше, чем о себе, собственным трудом построили дом, где каждая досочка, каждый гвоздь – это родная вещь, теперь вынуждены отдать все это просто так.

Люди не понимают, почему это с ними происходит. Они не понимают, как теперь жить дальше. Помощи ждать неоткуда, поэтому несчастные готовы умереть, лишь бы не видеть, как уничтожаются труды всей их жизни. Одни простые люди превращают других простых людей в покорное стадо колхозников.

Политика партии именно в этом и заключалась, чтобы, при помощи малообразованных, но практически зомбированных большевистской агитацией представителей пролетариата, полностью уничтожить в сельской местности малейшие проявления независимости от правящей партии. Ликвидировать как класс всех, кто не хочет расставаться со своей собственностью, нажитым непосильным трудом добром – вот главная задача активистов и идейного пролетариата.

Трагические последствия и разочарования коллективизации

Для большинства сельских жителей лишиться лошади или коровы означало ужасную трагедию. Люди, оказавшись со всех сторон зажатыми идейными активистами, были готовы просто убить всех домашних животных и по возможности съесть мясо.

Но главное – не отдавать в колхоз на погибель и разорение скот и имущество. Еще вчера крестьяне пахали землю, растили домашнюю скотину, думали о будущем. А теперь, в этой адской машине коллективизации, уничтожились все устои привычной жизни.

Людям больше ничего не оставалось, как ложиться в гроб и ждать смерти. Больше они не видели ни смысла в дальнейшей жизни, ни надежды на перемены в лучшую сторону. Значительная часть зажиточных крестьян понимает, что никто не поможет и изменений ждать не стоит.

Поэтому эти жители соглашаются уплыть на плотах невесть куда, лишь бы не записываться в колхоз.

Мотив и образ смерти

Автор отдельно выделяет тот факт, что крестьяне собственноручно убили всю свою живность. Огромные мухи среди снега как бы подчеркивают безысходность сложившейся ситуации. Люди, затравленные идейными активистами, сдались и приготовились к смерти. Андрей Платонов в повести много внимания уделяет также теме смерти.

Смерть постоянно присутствует в динамике развертывания повествования Платонова. Процесс коллективизации неразрывно связан с убийством и самоубийством. Герои повести «Котлован» с энтузиазмом начинают строить новый мир. Освободившись от капиталистов, люди готовы радикально изменить мир вокруг и измениться сами.

Читайте также:  Анализ романа Толстого «Война и мир»

Торжество пролетариата сможет полностью преобразить жизнь простых тружеников: не будет голода, бедности, скорби, а может даже и смерти. Для достижения цели новые пролетарии готовы приложить все силы.

Но в результате титанических усилий и жертв именно смерть поглощает все планы и надежды, а переживания и тяготы становятся бессмысленными:

Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем?..

Авторский стиль Платонова на примере повести «Котлован»

Строители «общепролетарского дома» как и крестьяне в деревне – это работящие искренние труженики, которые гораздо больше заботятся о будущем поколении, чем о себе и своей жизни. Все герои повести готовы умереть, лишь бы дети жили лучше.

Благородные затравленные люди еще много лет будут умирать во имя торжества пролетариата и строительства коммунизма… Для блага крестьян нужно уничтожить самих крестьян – такой посыл коллективизации.

Андрей Платонов жил и работал в это страшное время огромных строек на костях людей, убийственной коллективизации и нескончаемой пропаганды о прекрасном будущем. Чтобы избежать расправы за вольнодумие, литератор никогда не высказывался против действий советской власти. Поэтому повесть «Котлован» стала своеобразным криком души писателя.

Платонов, как и персонажи анализируемого произведения, заботится о будущем поколении. Писатель намеренно использует неуклюжие и просторечные выражения и обороты, так как старается в полной мере показать весь ужас и абсурдность больших государственных проектов того времени.

Финал повести Платонова

Завершение произведения Андрея Платонова отдает трагизмом, ведь символ светлого будущего, перспектив – Настя, маленькая девочка, которую приютили землекопы, – скоропостижно умирает от болезни.

Настя – ребенок, и это – обобщающий образ всех детей, ради которых и возводился фундамент здания, котлован, основа нового общества. Настю хоронят в стене котлована.

Теперь котлован – не базис для будущего или нового социума, но могила для мечты и надежды.

Андрей Платонов – человек разносторонних интересов. Предлагаем ознакомиться с анализом его произведения “Юшка”, где описывается грустная история одного несчастного человека.

Конечно, чтобы рассказать о сюжете повести, не нужно много места и времени. Но сюжет или фабула – далеко не центральная ценность произведения Платонова. Автор уделяет много внимания описаниям природы, чувств Вощева, анализу взаимоотношений между землекопами.

Котлован поначалу кажется счастливой надеждой на другую, светлую жизнь, но вскоре Вощев увидит картину, скрывающуюся за поверхностными лозунгами. Правда жизни состоит в том, что возведение нового всегда граничит с разрушением старого порядка, образа жизни.

Платонов демонстрирует в «Котловане» обе стороны перемен: люди, которые получают что-то, и те, которые это что-то теряют. Вещи не приходят из ниоткуда, материя постоянно вращается в мире по кругу, переходя из рук одних лиц в руки других людей.

Последние, как правило, оказываются первыми жертвами нового режима.

Котлован роют долго. Строителям кажется, что процесс рытья длится вечно. Между тем, раскулачивание – стремительная специальная операция, которая происходит в мгновение ока. «Котлован» – это повесть, построенная на сюжетном и смысловом контрасте, скрывающая глубокую философскую подоплеку.

Анализ «Котлован» Платонов

Авторский стиль Платонова на примере повести «Котлован»

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 520.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 520.

В первой половине ХХ века за антисоветские, антикоммунистические идеи серьёзно наказывали, поэтому писатели пытались скрыть их за символическими образами. К этому приёму обратился и А. Платонов, создавая повесть «Котлован».

Ученики изучают её в 11 классе. Если не учитывать смысл, скрытый между строк, читается произведение нелегко.

Облегчить подготовку к уроку, посвящённому «Котловану», поможет анализ произведения, который мы предлагаем в этой публикации.

Год написания – декабрь 1929 – апрель 1930 гг.

История создания – Работу над произведением А. Платонов завершил в 1930 г. Тема, идея его были продиктованы историческими событиями первой половины ХХ века. Долгое время повесть распространялась только в самиздате. В СССР её впервые опубликовали в 1987 г.

Тема – Главные темы – строительство нового «идеального» общества, коллективизация.

Композиция – По смыслу произведение можно разделить на две части: городскую, посвящённую копанию котлована, и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.

Жанр – Повесть.

Направление – Антиутопия.

Повесть А. Платонова «Котлован» была создана в смутные времена перехода от старого к новому. Не все методы «строительства» нового общества были гуманными, не все перемены были обоснованными. Писатель попытался разоблачить их сущность. Так появилось анализируемое произведение.

Цензура не допустила повесть к печати, поэтому долгое время она распространялась в самиздате. Однако даже за хранение таких брошюр жестоко наказывали. В одной из машинописных версий самиздата А.

Платонов указал период работы над повестью – декабрь 1929 – апрель 1930 г. Большинство исследователей жизни и творчества писателя считают, что произведение было написано раньше. Упомянутые же даты указывают на период пика коллективизации.

В критике можно найти разные отзывы о повести, все зависит от того, когда они были написаны.

В СССР «Котлован» напечатали в 1987 г.

Анализируемая повесть – обычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время писатели активно поднимали социальные проблемы. Произведение А. Платонова выделяется из ряда других необычной системой образов, которая помогает скрыть его истинный смысл.

Тема повести – строительство нового «идеального» общества, коллективизация.

В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы: человек в условиях перемен, принудительная коллективизация, деревенский и городской уклад в первой половине ХХ века, старое и новое, его влияние на общество и др. Основа проблематики – социальные перемены и вечные моральные ценности.

В начале произведения автор рассказывает о неком Вощеве. Это тридцатилетний мужчина, которого уволили из механического завода.

Возраст героя имеет символическое значение, он как бы намекает на роковые для общества года ХХ века. Вощев решает искать работу в другом городе. По пути туда останавливается на ночлег в большой яме.

Оказывается, это котлован для будущего здания, в котором планируют собрать весь местный пролетариат.

Вощев остаётся с землекопами. Строительство здания для пролетариата символизирует изменения в обществе. Дальше котлована стройка не продвигается. Работники понимают, что не смогут построить новое на руине старого.

Среди прочих героев привлекает внимание бездомная девочка Настя. Её образ символизирует будущее, жизнь в доме, который строят. На данное значение символа намекают детали.

Строители подарили героине гробы, чтобы та использовала их как кровать и ящик для игрушек. Гробы работники отобрали у крестьян. Так автор ненавязчиво показывает положение крестьян в новых условиях.

Настя умерла, не дождавшись окончания стройки. Так же умерла надежда на новую жизнь

Сюжет произведения, символическое значение образов – ключ к смыслу названия повести. Котлован символизирует невоплощенные большевистские идеи, намекает на то, что невозможно построить новое на руинах старого.

В повести можно выделить внутренний конфликт – чувства людей, находящихся на «острие перемен» и внешний – столкновение старого и нового.

Анализ «Котлована» стоит продолжить характеристикой композиции. По смыслу произведение делится на две части: городскую, посвященную копанию котлована, и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Такая организация не случайна. Она основана на речи Сталина, произнесённой зимой 1929 г. В ней особое внимание обращалось на проблему «противоположности между городом и деревней».

Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.

Жанр произведения – повесть, направление – антиутопия. О том, что это повесть, свидетельствуют такие особенности: раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная, достаточно большой объём. Признаки антиутопии: автор показывает, что идеи. провозглашаемые властью, реализовать невозможно.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 520.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест на тему “Плод”с результатом 7/10

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 17/19

Гость завершил

Тест на тему “Марко Поло”с результатом 10/10

Гость завершил

Тест «Бесприданница»с результатом 13/15

Гость завершил

Тест «Биография Марко Поло»с результатом 9/10

Гость завершил

Тест «Олеся»с результатом 10/12

Гость завершил

Тест СССР в 1964-1985с результатом 6/15

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

«Грустно существующие люди.» (Об особенностях языка и поэтики повести «Котлован» Андрея Платонова.)

Падалко О.В. – учитель КГУ «Средняя школа имени Маяковского», с.Калбатау, ВКО, Казахстан.

  • «Грустно существующие люди.»
  • (Об особенностях языка и поэтики повести
  • «Котлован» Андрея Платонова.)
  • Содержание
  1. Цели и задачи

  2. Повесть «Котлован» А.Платонова – особенности языка и поэтики.

  3. Особенности функции цвета в произведении.

  4. Приложение.

  5. Список используемой литературы.

Цели и задачи исследования:

Цель исследования: изучение художественного мира А.П.Платонова.

Задачи: 1. Исследование стиля писателя, его своеобразие.

2. Осознание через литературу принадлежности каждого к общему земному Дому, Семье, называемых Человечеством.

  1. «Грустно существующие люди».
  2. (Об особенностях языка и поэтики повести «Котлован»
  3. Андрея Платонова).

Прежде, чем перейти к анализу повести «Котлован», хочу привести слова Андрея Платонова о творчестве Пушкина, который развивал свои темы «всей музыкой, организацией произведения – добавочной силой, создающей в читателе еще и образ автора как главного героя сочинения». Эти слова можно отнести в полной мере и к самому Платонову. Творчество писателя помогает нам, живущим в 21 веке, разобраться в событиях, происходивших в России в 20-30 годы прошлого столетия, в период укрепления в огромной стране Советской власти.

Читайте также:  Образ тургеневской девушки

Платонов начал писать её в декабре 1929 года, в самый пик «великого перелома», или, как говорится в самой повести, в «светлый момент обобществления имущества». Работа писателя над «Котлованом» была закончена в первой половине 1930 года. Это своеобразная повесть – и социальная притча, и философский гротеск.

В ходе филологического анализа любого художественного текста осуществляется конкретное понимание его образного смысла, высшей точкой которого является постижение образа автора. Образ автора не существует вне языкового выражения, вне художественно- стилистической структуры произведения.

В соответствии с этой методикой анализ можно начать с любой яркой детали текста. Уже первая фраза содержит в себе несколько так называемых отклонений от нормы: «В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования».

Прежде всего здесь обращает на себя внимание употребление слов жизнь и существование.

В результате включения фразеологизма личная жизнь в состав комбинированного словосочетания в день тридцатилетия личной жизни слово жизнь наряду с присущим ему фразеологически связанным значением приобретает и второе, более широкое значение «время от рождения до смерти».

Контекст в данном случае не снимает многозначности, а, напротив, обусловливает одновременную реализацию двух значений слова. В основе выражения добывал средства для своего существования также лежит фразеологизм средства к

существованию. Использование определения своего и замена предлога приводят к разрушению фразеологического единства, в результате чего слово существование также утрачивает фразеологически связанное значение и приближается по своей семантике к слову жизнь, что может быть воспринято в данном микроконтексте как плеоназм (т.е. многословие, словесное излишество).

Случайны или нет эти «неправильности», можно определить при сопоставлении этого фрагмента с другими. Сравним два диалога, участники

которых используют в своей речи слова жизнь и существование. Первый происходит между Вощевым и безымянным представителем завкома:

– Администрация говорит, что ты стоял и думал среди производства, – сказали в завкоме. – О чем ты думал, товарищ Вощев? – О плане жизни. – Завод работает по готовому плану треста.

А план личной жизни ты мог бы прорабатывать в клубе или в красном уголке. – Я думал о плане общей жизни. Своей жизни я не боюсь, она мне не загадка.

– Ну и что же ты мог сделать? – Я мог бы выдумать что-нибудь вроде счастья, а от душевного смысла улучшилась бы производительность.

Второй диалог происходит между рабочими-землекопами и Вощевым, когда он впервые приходит на котлован:

– Ты зачем здесь ходишь и существуешь? – спросил один, у которого от измождения слабо росла борода. – Я здесь не существую, – произнес Вощев, стыдясь, что много людей чувствуют сейчас его одного. – Я только думаю здесь.

– А ради чего же ты думаешь, себя мучаешь? – У меня без истины тело слабнет, я трудом кормиться не могу, я задумывался на производстве, и меня сократили… – Что же твоя истина! – сказал тот, кто говорил прежде.

– Ты же не работаешь, не переживаешь вещества существования, откуда же ты вспомнишь мысль!

Слова жизнь и существование в этом контексте утрачивают жесткую семантическую определенность, приобретая функции гибкого, подвижного и неисчерпаемого по своему значению символа. Как и в первой фразе повести, это достигается за счет расширения семантического объема слов, включения их в неожиданный контекст.

Так, в выражении план жизни слово жизнь употреблено в наиболее широком его значении («существование вообще, бытие в движении и развитии»).

Это широкое понимание недоступно «представителю завкома», который стремится привести все проявления жизни в «соответствие со своим канцелярским мировидением», расчленить, ограничить, поместить в соответствующую графу («план личной жизни»).

Вощев и его собеседник говорят на разных языках, и это становится источником смыслового конфликта, играющего большую роль в понимании идеи повести. Выражением этого конфликта является различное использование героями повести официально-деловой лексики и фразеологии.

Если в устах « представителя завкома» и других «богатых начальников бедноты» канцелярит служит прежде всего сигналом омертвелости их языка и мышления, отчужденности от жизни, то для Вощева, рабочих-землекопов, «бедных и средних мужиков» канцелярские слова и выражения заключают в себе потаенный и высший смысл.

Так, в первом из процитированных диалогов возникает контекстуальный синонимический ряд: план жизни – душевный смысл – счастье.

Позже в повести появляется еще одно выражение, которое также можно включит в этот ряд – всемирный устав («он по-прежнему не знал, есть ли что особенное в общем существовании, ему никто не мог прочесть на память всемирного устава»).

Герои Платонова связывают непонятный им официально-деловой язык с «идеей власти, идеей силы, идеей истины». Канцелярские слова и выражения для них не просто слова, но особые магические действия, способные преобразовать не только социальную действительность, но и все мироустройство в целом:

Вощев, опершись о гробы спиной, глядел с телеги вверх – на звездное собрание и в

мертвую массовую муть Млечного пути. Он ожидал, когда же там будет вынесена резолюция о прекращении вечности времени, об искуплении томительности жизни.

Это позволяет сделать предположение, что использование канцелярско-деловых оборотов в тексте «Котлована» не является случайным. Это одна из существенных черт образа автора. В то же время нельзя утверждать, что «точка зрения» автора целиком совпадает с точкой зрения героев, что нет различия между авторской речью и речью персонажей.

Но, достигая большей степени близости к своим героям, порой отождествляясь с ними, Платонов одновременно сохраняет и взгляд извне. Так, например, в выражении «от измождения слабо росла борода», если Вощев и заметил, что у его собеседника «слабо росла борода», ему никак не может принадлежать причинное заключение от измождения.

В этом замечании – сам автор, который относится к своим героям, как к близким людям, сочувствуя и сопереживая им.

«Я мог бы выдумать что-то вроде счастья», – говорит Ващев; другой персонаж повести, Пашкин, «познав в себе доброту к трудящимся», жалеет, что пролетариат «обязан за всех все выдумать и сделать вручную вещество долгой жизни». Инженер Прушевский же «выдумал единственный общепролетарский дом вместо старого города».

Глагол выдумать приобретает здесь функцию глагола физического действия. Возникает следующий ассоциативный ряд: «счастье» – «вещество долгой жизни» – «общепролетарский дом». В сознании героев повести «общепролетарский дом» отождествляется со счастьем.

Поместить же всех людей в «скупое чувство счастья» – значит укрыть их за надежными стенами «общепролетарского дома». Эпитет скупой в данном случае я понимаю как «огражденный», «собранный», «ограниченный». Эта мечта оградить «зябнущее детство», «охранить людей от невзгоды» движет рабочими, роющими котлован под «общий дом».

Разные сны представляются трудящемуся по ночам – одни выражают исполненную надежду, другие предчувствуют собственный гроб в глинистой могиле; но дневное время проживается одинаковым сгорбленным способом – терпеньем тела, роющего землю, чтобы посадить в свежую пропасть вечный, каменный корень неразрушимого зодчества.

Художественные особенности повести “Котлован” А. П. Платонова

Платоновскому стилю невозможно найти аналог в русской литературе. Писатель работал в соответствии со стилистическими тенденциями 20-х годов. Новое время требовало новой поэтики.

Писатель изобрел язык, который шел вразрез со всеми литературными нормами. Повесть Платонова “Котлован”, со своими образами, символами, метафорами, полностью соответствует духу времени. В результате смешения лексических и синтаксических отношений повесть написана изломанным языком, в котором смысл слов выхолащивается.

Писатель активно использует

избыточные фразы, вставляя в них лишние слова. Такой художественный прием отражает не только своеобразный язык эпохи, но и делает речь персонажей и рассказчика экспрессивной и насыщенной, например: “соревноваться на высшее счастье настроения” и т. д.

Герои повести употребляют в речи незнакомые слова и прибаутки, сочетают несочетаемые понятия, например: “левацкое болото правого оппортунизма”, “видя по его телу класс его бедный”, “человек длинного тонкого роста”, “живи храбрее – жми друг дружку, а деньги в кружку”. Язык повествования пестрит газетными штампами, лозунгами, идеологически окрашенной лексикой, например: “отправить на коллективизацию”, “узкими масштабами строиться”. Использованные автором приемы делают речь персонажей яркой и образной.

Художественное открытие писателя заключается в том, что посредством просторечий и сниженной лексики Платонов нашел способ выразить серьезные понятия, сделать их доступными широким народным массам.

Автор повести довольно скупо использует цвета. Чаще остальных он обращается к желтому цвету, который является для писателя цветом горя и несчастья. Обращение к красному цвету обусловлено его социальной значимостью. Черный цвет сопровождает героев в описании раскулачивания колхозников.

Цвет используется для дополнительных характеристик персонажей. Так как главный мотив повести – преобладание смерти над жизнью – то герои Платонова наделены “слепотой”, или “дремлющим зрением”, как называет его сам писатель. Изображаемый им мир немногоцветен.

Необыкновенно яркие метафоры в художественном тексте, переходящие в гротеск, подчеркивают безысходность строительства будущего. Герои повести роют котлован для дома всеобщего счастья, а спят в гробах, заготовленных для себя крестьянами.

Дома крестьян пусты, а на кузне трудится за всех медведь, который затем принимает участие в раскулачивании. В послесловии к американскому изданию “Котлована” И.

Бродский отметил сюрреализма Платонова, в полной мере выразившийся в образе участвующего в строительстве медведя-молотобойца.

По мнению Бродского, Платонов “сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, заглянув в которые однажды, он уже более не смог скользить по литературной поверхности”.

Урок литературы по повести А. Платонова "Котлован". "Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе повести"

Слайд 1

А. Платонов «Котлован ». Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе повести

Слайд 2

Краткая справка ПЛАТОНОВ АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ (настоящая фамилия Климентов) (1899-1951) — прозаик, публицист, критик. Родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковно-приходской школе, затем в училище.

Еще подростком писал стихи, которые после революции печатались в газетах и журналах. Одновременно выступал как прозаик, критик, публицист. Участник гражданской войны.

Окончил Воронежский политехнический институт (1924 )…

  • Слайд 3
  • «Навеки спастись в пропасти котлована»? «Котлован» – повесть рубежа 20 – 30-х годов (опубликована в 1969 в ФРГ, в 1987 в СССР) « Foundation Pit » – яма под фундамент « Выкоп »
  • Слайд 5

Проблемный вопрос Может ли жизнь быть бессмысленной? Почему? Какую жизнь мы называем бессмысленной?

Слайд 6

Задачи урока Выявить главное противоречие в образе героя Вощева . Определить «ключевые» понятия авторской позиции. «Ключевые» понятия рассмотреть в образах героев 1-й главы повести: Вощева , шоссейного надзирателя, девочек-пионерок, инвалида Жачева . Как можно соотнести эти «ключевые» понятия с сегодняшним днем? Остались они важными?

  1. Слайд 7
  2. Андрей Платонов с дочерью «А вы чтите своего ребенка; когда вы умрете, то он будет».
  3. Слайд 8

«Я устал за войну. Меня уже кроют и будут крыть все, что бы я ни написал. Сейчас я пишу большую повесть «Иван трудолюбивый»… как поэму описываю труд человека и что может от этого произойти, когда труд поется, как песня, как любовь. Хочу написать эту повесть, а потом умереть».

Слайд 9

– Отчего вы не чувствуете сущности – спросил Вощев , обратясь в окно . – У вас ребенок живет, а вы ругаетесь – он же весь свет родился окончить. Муж и жена со страхом совести, скрытой за злобностью лиц , глядели на свидетеля. – Если вам нечем спокойно существовать, вы бы почитали своего ребенка – вам лучше будет.

– А тебе чего тут надо?– со злостной тонкостью в голосе спросил надзиратель дороги . – Ты идешь и иди, для таких и дорогу замостили… Вощев стоял среди пути не решаясь. Семья ждала, пока он уйдет , и держала свое зло в запасе. – Я бы ушел, но мне некуда. Далеко здесь до другого какого-нибудь города? – Близко , – ответил надзиратель , – если не будешь стоять , то дорога доведет.

– А вы чтите своего ребенка, – сказал Вощев , – когда вы умрете , то он будет.

Слайд 10

Какой вывод можно сделать из сегодняшних наблюдений за героями? Есть ли среди них счастливые люди? Почему?

Слайд 11

Итоги урока. Рефлексия Выявлено главное противоречие в образе героя Вощева : он не может жить, трудиться, не понимая всеобщего смысла жизни. Определены ключевые понятия авторской позиции: семья, труд, поиск смысла жизни . Ключевые понятия рассмотрены в образах героев 1-й главы повести. Как можно соотнести эти ключевые понятия с сегодняшним днем? Остались они важными?

Слайд 12

Домашнее задание Продолжите рассмотрение повести: Заполните таблицу «Язык писателя» примерами из повести « Котлован». Докажите принадлежность А.Платонову отрывков из произведений, опираясь на языковые особенности (материалы выданы на листах ).

Слайд 13

«Он не мог дальше трудиться и ступать по дороге , не зная точного устройства всего мира и того, куда надо стремиться» А. Платонов, «Котлован», апрель 1930

«Котлован», анализ повести Платонова

«Котлован» – повесть Платонова, завершенная в начале 1930-х годов и рассказывающая о пике коллективизации. При жизни писателя произведение опубликовано не было. В Советском Союзе его впервые издали только в 1987 году.

Краткая история создания

Зачастую в качестве времени написания «Котлована» указывается период с декабря 1929 по апрель 1930 года.

Даты были проставлены самим Платоновым на титульной странице второй машинописной редакции произведения на месте вырезанного первоначального варианта. Современные исследователи творчества писателя не считают, что повесть создавалась точно в указанный период.

Впрочем, вышеназванный временной промежуток Платонов выбрал не случайно. Этот период – пик коллективизации, о которой и идет речь в «Котловане».

Название

Платоновская повесть получила название по аналогии с популярными производственными романами 1920-30-х годов – «Бруски» Панферова, «Цемент» Гладкова, «Лесозавод» Караваевой и так далее. Большая часть подобных названий имела метафорическое значение.

В частности, цемент у Гладкова – не только строительный материал, выпускающийся на заводе, но и рабочий класс, которому суждено скрепить «трудовые народные массы» и выступить в роли фундамента новой жизни. Платонов следует литературному шаблону того времени.

Котлован – это место, где разворачивается значительная часть действия, а также яма и могила. В итоге в платоновской повести рядовой строительный объект, коих немало было в первую советскую пятилетку, превращается в символ исторического тупика.

Копание котлована в произведении – первый этап строительства общего дома для пролетариев. В финале котлован так и не выкопан до конца.

Тематика

Важнейшая тема произведения – тема поиска истины, смысла жизни. Главным образом этим занят Вощев. Ему без смысла и без истины жизнь не мила. Пытаясь найти ответы на вечные вопросы, он забывается в работе, чтобы было не так мучительно существовать.

Смысл жизни ищет не только Вощев, но и другие персонажи повести. Например, медведь, работающий на кузнице. Его Вощев берет в свидетели, что истины нет, а потом отмечает: «Он ведь только работать может, а как отдохнет, задумается, так скучать начнет».

В финале произведения так и не удается обнаружить ни истины, ни смысла жизни. Настя умирает, котлован не выкопан.

Другая важная тема повести – тема смерти. Она в произведении напрямую или косвенно упоминается постоянно. Котлован походит на могилу. Насте дарят два гроба – предполагается, что в одном девочка будет спать, в другом хранить игрушки. Вощева автор называет «заочно живущим».

Про рабочих, спящих в бараке, говорится, что они «были худы, как умершие». Для инженера Прушевского весь мир – «мертвое тело». Примеров можно привести еще много. Кстати, тема смерти и ее преодоления – пожалуй, самая главная во всем творчестве Платонова.

Как отмечает Анатолий Рясов, в платоновских произведениях страшный опыт смерти – это одновременно и опыт бессмертия.

«Котлован» считается одним из сложнейших произведений не только в русской, но и в мировой литературе. Каждый, кто внимательно прочитает повесть, поймет ее по-своему, а при повторных прочтениях будет постоянно открывать новые грани.

Персонажи

В «Котловане» Платонов представляет читателю модель советского общества на фоне событий 1929 и 1930 гг. Например, Сафронов выступает в роли выразителя официальной идеологии.

Подобные ему люди считались идейной опорой власти. Козлов – типичный приспособленец, решивший покинуть котлован ради общественной работы.

Председатель окружного бюро профессиональных союзов Пашкин – функционер-бюрократ, получающий солидную зарплату.

Что касается девочки Насти, то она символизирует новую советскую Россию. Ее мать – умершая буржуйка Юлия – Россия историческая. По мысли Платонова, новая Россия, старающаяся отказаться от собственного прошлого, без России старой существовать не способна. Именно поэтому в финале умирает Настя, истосковавшаяся по матери.

Главный герой повести – Вощев, человек, пытающийся отыскать истину, обрести смысл жизни. Без этого не радует его ничего на белом свете. Есть у Вощева странное увлечение – собирать всякую ветошь «для социалистического отмщения». В финале он так же соберет деревенских жителей и приведет их на строительство котлована.

Деятельность Вощева тесно связана с реальной установкой советской власти на сдачу утиля, что должно было помочь сбору денег на индустриализацию и созданию сырьевой базы промышленности. В «Котловане» деревенский народ, которого Вощев привел на стройку, – фактически такой же утиль, расходный материал.

Ничего хорошего его не ждет.

Композиция

Повесть состоит из двух частей. Первая – городская. В центре повествования – копание котлована. Вторая – деревенская. Здесь основное внимание уделено созданию колхоза и раскулачиванию. Такая композиция возникает не случайно.

Она соотносится с речью Сталина «К вопросам аграрной политики в СССР», произнесенной в конце декабря 1929 года на конференции аграрников-марксистов. В ней особенное внимание уделялось вопросу «уничтожения противоположности между городом и деревней».

В финале действие возвращается в котлован – композиция закольцовывается.

Языковые особенности

«Котлован», как и другие платоновские произведения, отличает особенный язык. Одна из ключевых его особенностей – индивидуально-авторские сочетания. Они выполняют функции средств художественной изобразительности, а также помогают отразить авторскую философию, обратить внимание читателей на проблемы, волнующие автора.

Литературное направление и жанр

В 1920 году, будучи еще начинающим автором, Платонов заполнял анкету Первого Всероссийского съезда пролетарских писателей. Среди прочих там был следующий вопрос: «Каким литературным направлениям вы принадлежите или сочувствует?». Платонов ответил: «Никаким, имею свое». Этой позиции он придерживался на протяжении всего творческого пути.

Согласно определению самого Платонова, жанр «Котлована» – повесть. Кроме того, различные исследователи находили в произведении элементы других жанров. Среди них – антиутопия, производственный роман и даже мистерия.

  • «Котлован», краткое содержание по главам повести Платонова

  • «В прекрасном и яростном мире», анализ рассказа Платонова

  • «Возвращение», анализ рассказа Платонова

  • «Сокровенный человек», анализ повести Платонова

  • «Песчаная учительница», анализ рассказа Платонова

  • «Чевенгур», анализ романа Платонова

  • «Фро», анализ рассказа Платонова

  • «Юшка», анализ рассказа Платонова

  • «Корова», анализ рассказа Платонова

  • «Неизвестный цветок», анализ произведения Платонова

  • «На заре туманной юности», краткое содержание по главам рассказа Платонова

  • «Никита», анализ рассказа Платонова

  • «Усомнившийся Макар», анализ рассказа Платонова

  • «Усомнившийся Макар», краткое содержание рассказа Платонова

  • «Чевенгур», краткое содержание по главам романа Платонова

  • По произведению: «Котлован»
  • По писателю: Платонов Андрей Платонович
Ссылка на основную публикацию