Анализ творчества Александра Блока

Анализ творчества Александра Блока

  • 28 Января, 2020
  • Искусство
  • Амелина Яна

Говоря о русской литературе конца 19-го – начала 20-го веков, невозможно не вспомнить Александра Блока. Несомненно, он являлся одной из ключевых фигур того времени. Творчество Блока нелегко для восприятия, но тем не менее именно он сделал модернизм доступным не узкому кругу лиц, а обычным читателям. Блок – голос времени, его дух и сила. В статье мы постараемся как можно полнее представить биографию Блока и творчество этого великого человека.

Детство и семья

Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в культурной интеллигентной семье. Отец был профессором, юристом и преподавал в университете. Мать, Александра Бекетова, была дочерью ректора одного из столичных университетов.

К сожалению, в полной семье маленький Саша прожил совсем недолго. Вскоре родители разошлись, и мальчик остался жить с матерью. Отец же переехал жить в Варшаву, изредка встречаясь с сыном во время приездов в Петербург. Образ отца и их взаимоотношения в будущем повлияют на творчество Александра Блока и будут воспеты в одной из его поэм – «Возмездие».

С матерью же у писателя были прекрасные отношения, она стала ему близким другом, нравственным примером и ориентиром. В семье Бекетовых была потрясающая творческая культурная атмосфера, поддерживались научные и литературные интересы.

Александра Бекетова занималась переводами и впервые перевела на русский язык произведения Ш. Бодлера. Дед Блока, Андрей Бекетов, был близко знаком с Достоевским, Салтыковым-Щедриным. Боткины и Тютчевы были близкими друзьями семьи.

Анализ творчества Александра Блока

Все это, несомненно, повлияло на развитие и образование Александра Блока. Он стал писать стихи в совсем маленьком возрасте – с 5 лет. В четырнадцатилетнем возрасте Блок уже выпускал рукописный домашний журнал «Вестник», где публиковал свои стихи, прозу, переводы.

Любовь к родной земле

Большую роль для А. Блока, биографию которого сложно уместить в одну статью, сыграло подмосковное имение семьи Шахматово. Все свои детские и юношеские годы летом он проводил там. В этом месте мальчику открылась красота русской природы, милые сердцу пейзажи.

Там мальчик учился кататься верхом, разводить домашнюю живность, заниматься садоводством и огородничеством. Одним словом – любить и наслаждаться русской природой и родной землей. Это место сыграло большую роль в дальнейшем творчестве поэта. Местные пейзажи узнаются практически во всей лирике Александра Блока.

Краткая биография Александра Александровича Блока, к сожалению, не может в полной мере отразить жизнь этого необычного человека, но мы постараемся представить самые значимые события.

Юношество и первые чувства

Отучившись в 1889 году во Введенской гимназии, Блок отправился с матерью в Германию. Именно там он встретил свою первую любовь – Ксению Садовскую. На момент знакомства юноше было 16 лет, а Ксении – 37.

Ни о каких отношениях речи не шло, чувства были платоническими, но очень сильными. Александр рос очень чувственной и романтичной натурой.

Образ прекрасной Ксении так впечатлил его, что еще долго прослеживался в его поэзии, вдохновил на написание многих произведений.

Анализ творчества Александра Блока

В биографии Александра Александровича Блока стоит отметить, что в 1898 году он окончил гимназию и поступил в университет по специальности юриспруденция, как когда-то его отец. Но вскоре юноша понял, что намного ближе ему филология, и сменил специальность, выбрав славяно-русское направление.

Личная жизнь

Стоит написать в биографии Александра Блока и о личной жизни. Она была весьма своеобразной. Поэту посчастливилось встретить свою единственную любовь в лице Любови Менделеевой, дочери великого химика. И хотя именно ее он считал своей музой, поддержкой и опорой, судьба их семьи сложилась очень непросто.

Анализ творчества Александра Блока

Отношение к супружеству у Блока было не совсем привычным. В биографии о Блоке стоит упомянуть, что он воспевал духовную близость с женой, но избегал телесной связи. Поэт также не видел проблем в том, чтобы периодически влюбляться и встречаться с другими женщинами.

Но при этом он никогда не ставил их на одну ступень с любимой женой. Видимо, из-за этого и Любовь Менделеева позволяла себе обращать внимание на других мужчин. Особенно тяжелый период пережила семья, когда в их отношения вмешался поэт А. Белый, друг А. Блока.

Страсть и чувства Белого к жене товарища практически привели к их дуэли.

К сожалению, у семьи так и не осталось продолжателей рода. Их единственный рожденный ребенок оказался слишком слаб здоровьем и не выжил. Поэтому супруги остались бездетными.

Начало творческого пути

На становление творческого пути Александра Блока во многом повлияли романтическая поэзия Жуковского и идеалистическая философия Платона. С детства он наслаждался лирикой Пушкина, Тютчева, Полонского, Лермонтова и писал сам.

Продолжая рассматривать биографию поэта Блока, упомянем о переломном моменте, который случился в 1989 году. Тогда Александр серьезно начал заниматься поэзией после окончания университета. Его ранняя лирика полна юношеских мечтаний и надежд, поисков идеала, светлого будущего.

У Блока складывается своя лирическая мифология, появляются образы Прекрасной Дамы, Вечной Женственности, преобразования мира. В 1900 году Александр Блок впервые решил издать свои произведения в журнале «Мир божий».

Редактор после прочтения был крайне поражен и впечатлен творчеством новоиспеченного поэта.

В эти годы Блок много общается с самыми видными поэтами того времени, такими как Владимир Соловьев, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Валерий Брюсов.

В 1904 году выходит его первый лирический сборник – «Стихи о Прекрасной Даме», который приносит ему настоящую известность и признание.

Цикл стихов о Прекрасной Даме

Любовь к супруге Л. Менделеевой во многом вдохновила и предопределила творческую судьбу поэта. В произведениях прослеживается поклонение возлюбленной. Ее образ представлен как неисчерпаемый источник света и чистоты. Она – земное воплощение Божественного начала.

Анализ творчества Александра Блока

В сборник вошли 687 стихотворений, посвященных жене.

Помимо образа Л. Менделеевой, на сборник большой отпечаток наложила философия Владимира Соловьева. Именно он был одержим поиском идеала Вечной Женственности как источника доброты, красоты и истины.

Лирический герой произведений выступает противовесом образу Прекрасной Дамы. Он – олицетворение всего земного, раб своей возлюбленной.

Сборник – настоящий гимн любви и концентрат личных переживаний Александра Блока, биографию которого мы продолжаем рассматривать.

Символизм в произведениях А. Блока

Начальное творчество Блока было связано с популярным литературным течением того времени – символизмом. Суть направления заключалась в противопоставлении реального и идеального миров. Мир идеальный постигался с помощью символов, способных выявить сущность бытия. Мир реальный тоже наполнен символами, которые обобщают и типизируют жизненные явления.

К символам поэты и писатели обращались всегда. Они встречаются в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Шолохова, Чехова и так далее. Но символисты создавали особые, мистические и таинственные символы, трудные для восприятия и понятные лишь избранным. Они служили связью с потусторонним, идеальным и таинственным миром.

Так, например, в сборнике стихов о Прекрасной Даме Блок активно прибегает к таким метафорам и символам, как тьма, ночь, день, закат, рассвет, отображающим душевные переживания лирического героя. В биографии Блока отметим, что после выпуска этого сборника он занял одно из центральных мест в рядах символистов.

Драматургия в творчестве А. Блока

1906-1907 годы становятся для Александра Александровича переломными. Революционные события в стране наталкивают поэта на кардинальную переоценку ценностей. Теперь уже мистические и идеалистические настроения кажутся ему ироничными. Блок пробует себя в новом жанре – драматургии.

В биографии Блока стоит сказать, что в 1906 году вышли сразу три его лирические драмы – «Незнакомка», «Король на площади» и «Балаганчик». Следом в 1908 году он пишет «Песню Судьбы», «Розу и Крест» и другие драмы.

Теперь главным настроением произведений становится смятение, социальное негодование. Он постепенно расстается с прошлыми единомышленниками.

Пьесы Александра Блока не имели особого успеха на сцене. Только лишь «Балаганчик» смог ненадолго задержаться в театре. Но это не отменяет их оригинальности, духовности и глубины. В произведениях идеально сочетаются лиричность и драматизм.

Тема Родины

Хоть и не сразу, но Блок не обошел тему Родины в своем творчестве. В разных произведениях поэт по-разному представляет Родину. Для Блока она многогранна, поэтому он каждый раз рисует ей новый образ.

То Блок описывает Родину как некий волшебный край, полный тайн и загадок. Так, например, в произведении «Русь» описывается достаточно фольклорный пейзаж, рассказывается о ворожеях, мистической стороне и существах.

То родная страна предстает в образе возлюбленной, как в стихотворениях из сборника о Прекрасной Даме. Родина предстает молодой, красивой и необузданной сильной девушкой.

Встречается и исторический подход в произведениях Блока, где он описывает события прошлого, рассказывает историю Отечества. Блок пишет целый цикл «На поле Куликовом». Произведения полны надежд на светлое будущее, несломленность страны, преодолевшей столько препятствий на своем пути.

Революция и А. Блок

Расскажем немного в биографии Блока о Революции. Октябрьские события Александр Блок воспринял с большим воодушевлением и надеждами, призывая в своей статье «Интеллигенция и революция» слушать «всем сердцем, всем телом». Он с готовностью принимает все изменения, осознавая их великую задачу.

В 1918 году он пишет свою знаменитую поэму «Двенадцать» – апогей своих революционных настроений. Двенадцать красногвардейцев становятся символами стремительного движения вперед. Россия представляется бурей. Да, революция безжалостна, да, она сносит все на своем пути. Но только так возможно уничтожить прошлый мир и открыть дорогу для нового.

Анализ творчества Александра Блока

В конце поэмы возникает образ Спасителя, именем которого вершатся великие дела.

Поэма была воспринята неоднозначно. Одни были в восторге, другие – отвергли ее. Отрицательно отзывались о ней даже такие близкие некогда А. Блоку люди, как З. Гиппиус, Д. Мережковский, С. Соловьев. Антибольшевистски настроенная интеллигенция объявила Блоку бойкот после выхода поэмы.

На фронте

В 1914 году началась война, которая не могла оставить равнодушным Александра Блока. В этом же году он выпустил сборник «Стихи о России», начинает писать свою поэму «Возмездие».

Поэт не мог принять насилие, поэтому всячески уклонялся от мобилизации и просил друзей помочь ему в этом. Но и он в 1916 году оказался на фронте и был отправлен на службу в Белоруссию. В военных действиях, к счастью для поэта, он так и не участвовал, а просто работал табельщиком. Сам поэт писал об этом как о самом «бесцветном» времени в своей жизни. На фронте им не было написано ни строчки.

Читайте также:  Рецензия на книгу Кинга «Оно» и ее экранизацию

Анализ творчества Александра Блока

После возвращения с войны еще более неожиданно сложилась жизнь Блока.

В биографии этого великого классика стоит отметить 1917 год, когда поэт стал редактором в Чрезвычайной следственной комиссии при Временном правительстве.

Пожалуй, Блок был одним из единственных представителей интеллигенции Петербурга, который не только принял Октябрьскую революцию, но и стал работать в учреждениях советской власти.

Финальное стихотворение «Скифы»

Настоящий фурор вызвало написанное в 1918 году стихотворение «Скифы». Главным героем в нем стала сама Россия, свободолюбивая и смелая. Так как Александр Блок всегда тяжело переживал войны и выступал ярым противником любого насилия, центральной темой «Скифов» стал призыв к перемирию, согласию, единению между Россией и Западом.

Блок открыто высказывает свою позицию по поводу важнейшего значения России как соединяющего звена между Западной и Восточной цивилизациями. При всей своей антивоенной направленности и стремлении к миру Блок подчеркивает, каким сильным и опасным противником может стать Россия для своих врагов.

«Скифы» стали финальным произведением великого поэта. После этого произведения он не написал ни строчки до самой своей смерти.

Конец жизненного пути

Советская власть успешно использовала имя известного поэта в своих интересах. В 1919-1920 годах Александра Блока назначали на разные должности с постоянно возрастающим объемом работ.

С этого времени, если можно так сказать, начинается советская жизнь писателя Блока. В биографии упомянем лишь, что такая деятельность была не близка сердцу бывшего мечтателя и интеллигента.

Творческая и культурная жизнь постепенно сошла на нет.

Блок заговорил о своем тяжелом душевном состоянии, слабости, усталости. На фоне большой нагрузки и эмоционального и творческого истощения у поэта стали проявляться сердечно-сосудистые заболевания, астма, психические расстройства. В 1919 году к списку заболеваний добавилась цинга.

В 1921 году его попытка вместе с приятелем Федором Сологубом получить выездные визы и покинуть страну потерпела неудачу. В этом им было отказано советской властью.

7 августа 1921 года Александр Александрович Блок ушел из жизни в своей квартире. Виной всему стали сердечные заболевания. Похоронен поэт был на Смоленском кладбище в родном городе Санкт-Петербурге.

Анализ творчества Александра Блока

На этом заканчивается биография Александра Александровича Блока. Краткая биография этого великого поэта, писателя, публициста не может в полной мере раскрыть все грани его личности и творчества. Но мы в статье постарались указать и обратить внимание на ключевые моменты в его судьбе.

А. А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм

  • Сегодня на уроке мы:
  • · Поговорим о судьбе и
    творчестве Александра Блока.
  • · Узнаем, почему современники
    считали Блока воплощением поэзии.
  • · Оценим вклад Александра Блока
    в развитие русского символизма.
  • Александра Блока современники считали живым
    воплощением духа Поэзии.

Анализ творчества Александра Блока

По воспоминаниям Анны Ахматовой, поэт Бенедикт Лившиц
жаловался, что Блок одним своим существованием мешает ему писать стихи. И закат
Серебряного века русской литературы связывают с закатом жизни Александра Блока.
Можно сказать, что символист Александр Блок сам превратился в символ.

Поэт появился на свет 28 ноября 1880 года в Петербурге. Семью
поэта можно без преувеличения назвать выдающейся.

Отец, Александр Львович Блок, получил прекрасное
юридическое образование, увлекался историей и философией, был великолепным
пианистом. Он возглавил кафедру государственного права в Варшавском
университете, стал профессором и написал несколько фундаментальных научных
трудов.

Мать поэта, Александра Андреевна Бекетова
была отличным переводчиком. Многие её переводы французской поэзии и прозы
издаются и в наше время. Кроме того, Александра Андреевна писала стихи и статьи
для нескольких журналов.

Брак родителей поэта распался вскоре после рождения сына
из-за тяжёлого характера Александра Львовича.

Женщина не могла выносить
постоянных вспышек гнева своего супруга, который мог ударить её за ошибку в
рукописи или недостаточно тонкое понимание музыки. Александр Львович уехал в
Варшавский университет.

А мать поэта вместе с маленьким сыном вернулась в дом
отца – знаменитого профессора ботаники, учёного и популяризатора науки Андрея
Николаевича Бекетова.

Здесь и прошли детство и юность поэта. В доме Бекетова,
который был ректором Санкт-Петербургского Императорского университета,
собирался весь цвет русской интеллигенции: учёные, писатели, художники. Поэтому
Александр Блок практически с рождения жил в атмосфере служения искусству. И
своё предназначение он осознал очень рано.

Свои первые стихи Александр Блок написал в пятилетнем
возрасте. Когда ему исполнилось восемь, Блок категорично заявил, что станет
поэтом.

В 10 лет мальчик выпустил свой первый рукописный журнал «Корабль», а
вскоре и второй – «Вестник». Надо сказать, что семья горячо поддерживала эти
начинания.

Так, авторами «Вестника» стали мать, бабушка и тётушки поэта. А
иллюстрировал все 37 номеров журнала сам профессор Бекетов.

В 1889 году Блок начал учиться во Введенской гимназии.
После завершения гимназического курса, поэт решил поступить на юридический
факультет Санкт-Петербургского университета. Но вскоре юриспруденция ему
наскучила. Поэтому на третий год обучения Блок перевёлся на
историко-филологический.

В студенческие годы Александр Блок познакомился с видными
поэтами-символистами. Среди его новых знакомых были Зинаида
Гиппиус и Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Андрей Белый и Сергей
Городецкий. С Андреем Белым Александра Блока связала тесная дружба, в которой
было место и абсолютному взаимопониманию, и любовному соперничеству, и даже
двум вызовам на дуэль.

Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус опубликовали несколько
стихотворений Блока в своём журнале «Новый путь». И почти в то же время стихи
молодого поэта появились в журнале «Северные цветы» Валерия Брюсова.

Будущей невестой Блока была дочь знаменитого учёного Дмитрия
Ивановича Менделеева – Любовь Дмитриевна Менделеева. В одном из
спектаклей она играла роль Офелии, а Александр Блок был Гамлетом.

В 1903 году Александр Блок и Любовь Менделеева поженились. К
сожалению, этот брак нельзя назвать гармоничным и счастливым. А виной тому было
ещё одно всепоглощающее увлечение поэта – философия Владимира Соловьёва.

Любовь Дмитриевна была вполне практичной и приземлённой
девушкой, мечтающей о семье. А её муж видел в ней не просто жену и музу. Блок и
его единомышленники считали Любовь Дмитриевну
воплощением Вечной Женственности, Вселенской мудрости и гармонии. Той
самой Софией из соловьёвских трудов.

Каждое движение,
любая перемена настроения, даже детали одежды Любови Дмитриевны воспринимались
как особый знак, мистическую сущность которого нужно уловить и растолковать. И
сама свадьба воспринималась, как мистическое событие, которое должно изменить
мир.

Поэт соединялся с воплощением Мировой Души.

Зинаида Гиппиус в воспоминаниях о молодом Блоке обращала
внимание на очень важную особенность личности поэта. В философии Соловьёва
Александра Блока увлекала не сама концепция и не логические построения.

Гиппиус
писала: «… всё называемое нами философией, логикой, метафизикой, даже
религией – отскакивало от него, не прилагалось к нему.

Ученик и поклонник
Владимира Соловьёва, Блок весь был обращён к туманно-зыбкому провидению своего
учителя: к его стихам, где появляется «Она», «Дева радужных ворот».

  1. Вхожу я в тёмные храмы.
  2. Свершаю бедный обряд.
  3. Там жду я Прекрасной Дамы
  4. В мерцанье красных лампад.

В 1903 году в альманахе Валерия Брюсова «Северные цветы» был
опубликован цикл «Стихи о Прекрасной Даме», прославивший Блока. Этот сборник
вышел с посвящением Любови Дмитриевне Менделеевой. А название этому циклу
предложил Валерий Брюсов.

Сам образ Прекрасной Дамы вдохновлён не только
учением Соловьёва, но и куртуазной, рыцарской поэзией Средневековья и
Возрождения. Главная черта этой лирики преклонение перед идеализированным,
обожествлённым образом недоступной возлюбленной.

  • Сегодня шла Ты одиноко,
  • Я не видал Твоих чудес.
  • Там, над горой Твоей высокой,
  • Зубчатый простирался лес.
  • И этот лес, сомкнутый тесно,
  • И эти горные пути
  • Мешали слиться с неизвестным,
  • Твоей лазурью процвести.
  • В рецензии на этот сборник Валерий Брюсов характеризует целый
    период жизни Александра Блока: «Свои мечты поэт определяет, как «сны
    раздумий небывалых», как «священный сон», и его заветные мольбы сводятся к
    одному: да исчезнет «мысль о теле», «воскресни дух, а плоть усни».
  • «…Вся история моего внутреннего развития напророчена в
    “Стихах о Прекрасной Даме”»,
    ‒ сказал Александр Блок.

Поэт утверждал, что всё его творчество представляет собой
единый роман в стихах. Этот роман Александр Блок разделил на три тома. И каждый
том соответствовал определённому творческому и жизненному этапу. Условно эти
этапы можно назвать мистическим, антимистическим и
синтетическим.

  1. В первый период творчества задачу поэта Александр Блок видел
    в служении Вечной Женственности.
  2. Светить в преддверьи Идеала
  3. Туманным факелом своим.

Мистический период творчества Блока закончился в 1905 году. С
чем это связано? С революционными потрясениями 1905 года.

«…в поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и
общим»
, – писал Блок, – «…поэтому, в эпохи бурь и тревог, нежнейшие и интимнейшие стремления души поэта тоже преисполняются бурей
и тревогой»
.

Обратите внимание, что это заявление противоречит убеждениям
старших символистов, которые считали, что поэт исследует мистическую суть мира,
а до социальной жизни ему нет дела.
Блока не зря называли сейсмографом эпохи. Все потрясения начала
двадцатого века находили отклик в его лирике.

После выхода сборника стихов «Нечаянная радость» Валерий
Брюсов назвал Блока одним из семерых самых выдающихся поэтов России. Имя Блока
теперь стояло в одном ряду с именами Фёдора Сологуба, Зинаиды Гиппиус,
Константина Бальмонта, Вячеслава Иванова, Андрея Белого и самого Валерия
Брюсова.

Популярность поэта росла, но радости в его жизни было мало. В
1909 году умер отец поэта. Александр Блок ехал в Варшаву, чтобы навестить его,
но в живых уже не застал. В этом же году умер сын Любови Дмитриевны
Менделеевой, прожив чуть более недели. Смерть приёмного сына поэт очень остро
переживал.

  • Я подавлю глухую злобу,
  • Тоску забвению предам.
  • Святому маленькому гробу
  • Молиться буду по ночам.
  • Но – быть коленопреклонённым,
  • Тебя благодарить, скорбя? –
  • Нет. Над младенцем, над блаженным,
  • Скорбеть я буду без Тебя.

Обратите внимание на последнюю строфу стихотворения «На
смерть младенца». Она обращена к Вечной Женственности, Прекрасной Даме. В «антимистический период» творчества у Блока меняется
настроение лирики. Появляются мотивы горечи и разочарования, бунта против себя
и божественных сил, ощущение безысходности.

  1. Ночь, улица, фонарь, аптека,
  2. Бессмысленный и тусклый свет.
  3. Живи ещё хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

  • Умрёшь – начнёшь опять сначала
  • И повторится все, как встарь:
  • Ночь, ледяная рябь канала,
  • Аптека, улица, фонарь.
Читайте также:  ОГЭ: аргументы к сочинению 15.3 «Что такое сострадание?»

Александр Блок разочаровывается в идеях Соловьёва и принципах
символизма. «Никаких символизмов больше: я не мальчик, сам отвечаю за все», ‒
записал поэт в этот период. Блок критиковал символизм в статье «Вопросы,
вопросы, вопросы». В статьях «О лирике», «О театре», «Народ и интеллигенция»
поэт спорил с теорией чистого искусства, которой придерживались символисты.

Разочарование отчётливо прослеживается в пьесе «Балаганчик»,
которую можно назвать пародией на цикл «Стихи о Прекрасной Даме». В этой пьесе
Блок перевернул всю привычную символику, показав раскрашенные декорации вместо
мистических тайн. Неудивительно, что некоторые символисты восприняли
«Балаганчик» как личное оскорбление.

Одна за другой выходили книги Блока «Снежная Маска», «Земля в
снегу», «Ночные часы», «Стихи о России», пьеса «Роза и крест».

В сборник
«Лирические драмы» вошли три пьесы: «Балаганчик», «Король на площади» и
«Незнакомка». Можно сказать, что Александр Блок вернулся к театру, но уже не
как актёр, а как драматург.

В лирике этого периода для поэта ключевыми
становятся новые образы: вьюги, зимы, хаоса и мрака.

Во время Первой мировой войны Блок служил табельщиком в
инженерных войсках в Белоруссии. По воспоминаниям Анны Ахматовой, Николай
Гумилёв сказал, провожая Блока на войну:
«Неужели и его пошлют на фронт? Ведь это то же самое, что жарить
соловьёв».

Анализ творчества Александра Блока

Революцию 1917 года Александр Блок принял, хотя уничтожение
его любимой усадьбы Шахматово стало для поэта
страшной трагедией. Дух революции поэт воплотил в поэме «Двенадцать»,
публикация которой вызвала ожесточённые споры.

Поэта осуждали и за гимны революции, и за сотрудничество с
новым режимом. Но Блок был уверен, что интеллигенция должна работать с новой
властью.

Александр Блок писал стихи, статьи, эссе, занимал пост председателя
Петроградского отделения Союза поэтов, служил в редколлегии издательства
«Всемирная литература».

Редактировал
протоколы допросов для
Чрезвычайной следственной комиссии, которая занималась расследованием
преступлений царского режима. Эти протоколы легли в основу его книги «Последние
дни Императорской власти».

Анализ творчества Александра Блока

Последние годы жизни поэта были тяжёлыми. Блок страдал от
голода, обострились болезни лёгких и сердца, давал о себе знать изнурительный
труд. Поэт разочаровался в революции, надежды на её очистительный огонь и
быстрое переустройство мира оказались наивными.

Блок погружался в депрессию.
Многие современники отмечали, что внутренне поэт был мёртв задолго до своей
физической кончины 7 августа 1921 года. Вскоре после его смерти стало известно
о расстреле Николая Гумилёва. Так закончился Серебряный век русской литературы.

Жизнь и творчество Александра Блока | Литрекон

Алекса́ндр Алекса́ндрович Блок (16 (28) ноября 1880, Петербург,  Россия — 7 августа 1921,  Петроград,  РСФСР) —русский поэт. Блока знают все уже со школьной скамьи, и он часто становится любимым поэтом тех, кто знаком с его творчеством.

Загадочный и лиричный символизм импонирует девушкам, поэтому он любим ими, особенно в юном возрасте, но наряду с девушками, многие юноши увлекаются Александром Блоком и пишут свои стихотворения, посвящая их своим чувствам и томлению по мечтам.

В данной статье Многомудрый Литрекон сфокусировал внимание на творчестве этого автора.

Начало творческого пути

В юном возрасте поэт лишь увлекался поэзией, это были стихи «сырые», еще не понятые самим поэтом до конца. Только в 17 лет Блок начал создавать свой неповторимы стиль и совершенствовал его с каждым годом, комбинируя и мешая стили, создав свой собственный — уникальный.

1898 год принес Блоку не только знакомства с маститыми литераторами того времени. Именно тогда началась его поэтическая карьера: он пишет книгу стихотворений «Стихи о прекрасной даме», посвященную Любови Дмитриевне, его жене, дочери всеми известного химика Менделеева.

Прекрасная Дама – Вечная Женственность, Душа Мира, Вечная Тайна, открытие которой приведет к Истине. Задача поэта – молитвенное служение, духовная возвышенность, необходимая для лицезрения Красоты Прекрасной Дамы.

В сборнике ощутимо тревожное настроение, напряжение, ожидания ясного «призыва» и поиски «ответа» и «разгадки». Еще античный Петрарка начал писать о Женском идеале, по которому томишься — любишь и не можешь прикоснуться.

Блок продолжил и начал писать в Серебряном веке впервые о Вечной Женственности, поэтому его полюбили многочисленные читатели, и он остается одним из самый популярных поэтов даже сейчас, в современном мире.

Направление творчества

Серебряный век – это второй этап расцвета русской поэзии, этот период известен такими личностями как: Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, и, конечно же, он ассоциируется с Александром Блоком.

Александр Александрович был одним из самых известных поэтов-символистов своего времени.

1890-1920 годы принято считать серебряным веком, он знаменит своими творческими объединениями, реформой русского языка и великими личностями.

Символизм Блока лиричен и трагичен. Поэт пишет о Прекрасной Даме, тоскуя и любя этот образ, для него это вечная незнакомка, дышащая духами и туманами. Мы чувствуем приближение к ней в его стихотворениях, но также быстро теряем ее образ, когда заканчивается последняя строфа.

О личной жизни Блока всегда говорят мало, да это и правильно, творчество поэта не было связано с его жизнью, Блок старался разделять образ Прекрасной Дамы и женщин в действительности, как когда-то Петрарка разделял плотскую любовь и платоническую.

Блок обессмертил образ своей жены в своих стихотворениях, но их реальная жизнь всегда была туманной и далека от идеала.

Основные темы в поэзии Блока

Цикл стихотворений «Город» наполнен противоречивыми настроениями, но одно Блок не изменял — это любовь к народу и не ожидающая благодарности безграничность поэзии. Честным и свободолюбивым Блоком можно лишь восхищаться.

Сборники стихотворений «Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1908), «Ночные часы» (1911), «Стихи о России» (1915), циклы стихов «Ante Lucem», «Распутья», «Пузыри земли», «Город», «Фаина», «Заклятье огнем и мраком», «Вольные мысли» (написаны свободным стихом), «Кармен», «Родина» (1907–1916), «Ямбы» показывают сложный путь Блока от романтического образа ранней поэзии к воплощению трагических коллизий русской истории, периоде преодоления иррациональности и впечатлений изображения и обращения к социальной действительности, переход от личного к общезначимому. Ранний Блок – ученик и последователь романтизма, самостоятельно открывший возможности символа для передачи глубин духовной жизни «внутреннего человека», зрелый Блок – оригинальный поэт со своей темой о России и Любви, поздний Блок – трагический поэт, который не только предчувствует, но и видит непоправимость разрыва «связи времен», ведущий к умалению человеческой свободы и поэтической. Мы можем проследить, как менялось отношение к Родине и к жизни в целом. От романтика к реалисту или трагическому романтизму. Ему не хватало воздуха, чтобы творить: революция, вопросы о судьбе, невозможность достижения идеала и вечное томление по нему. Блок — универсальный поэт, ведь мы мало помним примеров (в особенности, из серебряного века) чтобы реализм был так тесно связан с романтизмом. Это два совершенно разных направления.

Вторую книгу стихотворений он напишет в период с 1904 по 1908 год, там переплелись его личные мысли и переживания на тему революционных событий, серьезно повлиявших на поэта. К тем же мыслям можно отнести его сборники «Родина», «На поле Куликовом», «Земля в снегу», поэмы «Скифы», «Возмездие». В них отражены боль к народу и любовь к ней.

Философия творчества

Свою философию творчества и символистское мироощущение Блок выразил в статье «О современном состоянии русского символизма» (1910), на которую обрушился Брюсов.

Эти записи являются показателем художественно-символистского мышления. «Символистом можно только родиться»,  – аргументирует Блок. И поэтому правильно понять символиста может только символист.

Солнце «наивного реализма» уже закатилось и «осознать что бы то ни стало вне символизма нельзя». 

Быть настоящим художником, по Блоку, «значит выдержать ветер из миров искусства», творить — вот что хотел донести поэт, творить, несмотря ни на что, держать штурвал и плыть не только по течению, а плыть, как велит сердце художника во время бурь и в тиши.

Отношение автора к революции

Октябрьская революция, 1917 год. Александр Блок занял активную твердую гражданскую позицию, его имя часто фигурировало в печати, и новая власть выбирала поэта в различные комиссии и комитеты на должности.

У Блока была возможность уехать из страны и отстраниться от всех веяний народа, но так как он являлся гражданином с большой буквы, он часто размышлял на тему революций, и эти мысли он мог выносить в свое творчество, находясь внутри революционной бури.

Оставаясь не только поэтом, но и критиком, он опубликовал в эти годы книгу под названием «Последние дни Императорской власти».

1918 год столь же плодотворен: выходят такие поэмы как «Скифы», «Двенадцать», лирические стихотворения «Ни сны, ни явь», «Исповедь язычника», фельетоны «Русские денди», «Сограждане», «Ответ на вопрос о красной печати».

Заработок оставлял желать лучшего и, естественно, литература не приносила его, поэтому поэт пошел на государственную службу.

Государственная служба для Блока была как выражение своей точки зрения государственный строй страны, но это его и погубило: поэт тяжело заболел, и ему не дали отпуск за границу, как он хотел.

Последнее произведение, опубликованное поэтом, были «Скифы», в нем мы чувствуем уставшего человека, позднего поэта-романтика. Ему уже нечего было добавить читателям, и после этого он завершил свое творчество.

В феврале 1921 года, на вечере памяти, посвященному Александру Пушкину, Блок выступил со своей известной речью «О назначении поэта». После этого последовал его окончательный разрыв с советской властью. Он эмигрировал и умер на чужбине, завещая потомкам уничтожить все экземпляры поэмы «12». Блок разочаровался в идеалах революции и горько оплакивал прошлое России.

Краткий анализ некоторых произведений

«О весна, без конца и без краю…»

Поэт писал и о природе. Например, стихотворение «О весна, без конца и без краю…» наполнена утверждениями и восклицаниями. Он принимает не только весну со всеми ее настроениями, но и глобально — жизнь. Принимает ее со «щитом» в руках, с рабами, с несвободой, любит и тоскует о ней.

Лирический герой готов встретиться с ней глаза в глаза и не собьется с пути, стихотворение – это символ любви к жизни. Пьянящая весна не всегда на его стороне, но герой — всегда. Она может враждовать с лирическим героем, идти против и уносить течением, но все это не сравнится с ее любовью.

Читайте также:  Сочинение: Чацкий — передовой человек своего времени (по пьесе «Горе от ума»)

«Все равно-принимаю тебя!» — говорит лирический герой.

«Мне страшно с тобой не встречаться…»

Одно из любимых стихотворений читателей Блока «Мне страшно с тобой не встречаться» Лирический герой потерян, он не знает, где он, и спят или живут люди — не понимает, где оказался. Он уверен лишь, что есть храм, и в этом храме – Она. Она не с ним, но точно в таком святом месте как церковь.

Герой потерян, он «уловил печаль», мы не знаем, что у него случилось и куда он идет, но он идет — это известно точно. В его ушах раздаются звуки, и Блок сравнивает их со звуками «больших похорон». Яркие эпитеты и незабываемые сравнения — вот мастерство Блока.

Герой замечает также, что хмурое небо покрыло и даже храм, но он остается храмом, и там, в нем, есть что-то чистое и спокойное, животворящее, но оно там — не с ним.

«Моей матери»

Поэт писал о маме с откровенностью художника. Стихотворение «Моей матери» проникнуто тоской, и лирический герой пытается «проникнуть взглядом» в те, незабываемые дни своего детства.

Герой называет свою душу мятежной, ожидающей дары от «лазурного Бога», через все стихотворения поэта лейтмотивом проходит чувство прошлого, ушедшего и, может, когда-нибудь вернувшегося, но трагически-печального.

Таким образом, творчество Блока можно классифицировать следующим образом. Юный Блок – это чистый символизм, без экспрессивности и идеологических мыслей. Все проникнуто чувственностью, и лирический герой «прогуливается» лишь по строчкам его стихотворений.

Поздний Блок тяжело переживает трагическую участь народа и это уже, скорее, реалист. Блок удивителен еще и тем, что писал не только для взрослых, но и для детей. Например, в его сборники вошли такие стихотворения как: «Круглый год», «Сказки» (1913 год).

Аида Убиева

Урок 16. творческий путь а.блока. темы, идеи, стилистика произведений – Литература – 11 класс – Российская электронная школа

  • Литература
  • 11 класс
  • Урок № 16

Тема: Творческий путь А. Блока. Темы, идеи, стилистика произведений

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Основные этапы творчества писателя;
  2. Особенности ранней лирики;
  3. «Стихи о Прекрасной Даме»;
  4. Тема «страшного мира» в лирике Блока.
  1. Глоссарий
  2. Лирика – один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами.
  3. Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов.
  4. Символизм — одно из крупнейших течений в искусстве (литературе, музыке и живописи), характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков.
  5. Список литературы
  6. Основная литература по теме:

Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 415 с.

Дополнительная литература:

Баевский В. С. История русской поэзии: 1730-1980 годы. Компендиум. М.: Новая школа, 1996. — 344 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге в семье аристократов. Совместная жизнь родителей Блока не сложилась. Его мать, Александра Андреевна Бекетова, ушла от мужа незадолго до рождения ребёнка. Мальчик общался с отцом в основном по переписке.

Как позже напишет сам Блок: «Семья моей матери причастна к литературе и науке». Маленького Сашу окружали замечательные и талантливые люди, а в роду Бекетовых были и землепроходцы, и актёры, и журналисты, и писатели. Его бабушка, Елизавета Григорьевна — переводчик с нескольких языков.

Она встречалась с Гоголем, Толстым, Достоевским и другими литераторами. Можно сказать, что у маленького Блока была благодатная почва для развития своего поэтического таланта. Своё первое стихотворение он написал в 5 лет.

На сегодняшнем уроке мы ознакомимся с основными этапами творчества писателя и подробней остановимся на особенностях его ранней лирики.

Блок искренне считает, что лиризм – неотъемлемая часть поэзии. В 1907 году он пишет статью «О лирике», в которой говорит: «Так я хочу! Если лирик потеряет этот лозунг или заменит его любым другим, он перестанет быть лириком». Для него «всё преимущество и проклятие современной лирики состоит в том, что каждый волен вкладывать свой смысл в написанное».

Первая книга стихов Блока состоит из сборников «До света», «Распутья», «Стихи о Прекрасной Даме». Это символистские произведения, полные чувства тревоги, тоски, ожидания и недосказанности. Но они красивы и музыкальны. Поговорим подробнее о последнем сборнике.

«Стихи о Прекрасной Даме» – это 687 стихотворений, посвящённых в большинстве своём его супруге, Любови Дмитриевне Менделеевой. Но не только страстная всепоглощающая любовь сподвигла поэта на написание этого сборника.

На рубеже веков Блок увлекается философией Владимира Соловьева, который провозглашает Культ Божественной Софии. По мысли философа – это женственная по своей природе духовная субстанция, которая соединяет в себе телесное и моральное, благодаря ей в индивидуальном проявляется общее. «Любя одну женщину – любишь весь мир» – пишет Соловьев.

  • Блок обожествляет земную женщину:
  • Не призывай. И без призыва
  • Приду во храм.
  • Склонюсь главою молчаливо
  • К твоим ногам.
  • Облик лирической героини в «Стихах о Прекрасной Даме» многоплановый и многогранный: это и земная реальная женщина, и абстрактные понятия (такие, как Заря, или Лада), наделённые женственной энергетикой.
  • Сюжетная линия всего сборника строится на постоянном ожидании встречи, боязни разминуться с возлюбленной, не узнать её:
  • Она стройна и высока,
  • Всегда надменна и сурова,
  • Я каждый день издалека
  • Следил за ней, на всё готовый.
  • Я знал часы, когда сойдёт
  • Она — и с нею отблеск шаткий.
  • И, как злодей, за поворот
  • Бежал за ней, играя в прятки.

Первые стихотворения сборника символичны («Жизнь медленная шла, как старая гадалка»), в них есть благоговейная, торжественно-молитвенная интонация, ожидание чуда — появления Прекрасной Дамы «в мерцанье красных лампад».

А в конце книги уже можно встретить реалистичные моменты: «Я любил твоё белое платье, утончённость души разлюбив…». В поздних стихотворениях появляется новый мотив — погибшая любовь, расставание, невозвратность и невосполнимость жизненной утраты.

Несмотря на то, что это – одна из первых книг поэта, его стихи обладают почерком зрелого мастера.

Вторая книга называется «Нечаянная радость» (1904-1908 гг.), она состоит из сборников «Город», «Пузыри земли», «Снежная маска», «Фаина». Здесь поэт говорит о трудностях жизни, о страданиях, разлуках, смерти. И в то же время восхищается жизнью, принимает её, называя прекрасной.

Именно в сборник «Город» входит знаменитое стихотворение «Незнакомка». В нём автор будто преобразовывает свою Прекрасную Даму, придаёт ей абсолютно конкретные и реальные черты. Мы видим её хрупкой, одетой в тёмную вуаль, она красива и таинственна. Благодаря незнакомке наш лирический герой ненадолго отвлекается от грубой и тяжёлой действительности, она придаёт ему сил и вдохновения.

  1. … И каждый вечер, в час назначенный,
  2. (Иль это только снится мне?)
  3. Девичий стан, шелками схваченный,
  4. В туманном движется окне.
  5. И медленно, пройдя меж пьяными,
  6. Всегда без спутников, одна,
  7. Дыша духами и туманами,
  8. Она садится у окна.
  9. И веют древними поверьями
  10. Её упругие шелка,
  11. И шляпа с траурными перьями,
  12. И в кольцах узкая рука.
  13. И странной близостью закованный
  14. Смотрю за тёмную вуаль,
  15. И вижу берег очарованный
  16. И очарованную даль…

Третья книга поэта (1907-1916 гг.) состоит из сборников «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Кармен», «Родина». В ней уже звучат трагические мотивы. В этой же книге звучит и патриотическая тема, тема России, её прошлого и будущего.

Тема «страшного мира» – сквозная в творчестве Блока этого периода. Она не только обличает буржуазную действительность, но и испытывает саму суть отдельного человека, живущего в нём.

«Страшный мир» его губит, заставляет страдать, превращает в тлен.

Тёмные силы этого мира настолько сильны, что в них попадает и лирический герой Блока, поэтому душа его трагически переживает состояние собственной греховности, смертельной усталости, безверия и опустошённости:

Миры летят. Года летят. Пустая

  • Вселенная глядит в нас мраком глаз.
  • А ты, душа, усталая, глухая,
  • О счастии твердишь, – который раз?

В этом этапе творчества мы не увидим возвышенной любви, как в «Стихах о Прекрасной Даме». В стихотворении «В ресторане», и вовсе, поэт говорит о неспособности человека любить. Вся безысходность этого мира описана и в знаменитых строчках:

  1. Ночь, улица, фонарь, аптека,
  2. Бессмысленный и тусклый свет.
  3. Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.

  • Умрёшь – начнёшь опять сначала
  • И повторится всё, как встарь:
  • Ночь, ледяная рябь канала,
  • Аптека, улица, фонарь.

Здесь создаётся ощущение замкнутости, повторяемости, отсутствия радости жизни. Аптека, улица, фонарь – логически не связанные между собой слова. Ничего не изменится, даже если проживешь ещё хоть «четверть века».

  1. Таким образом, мы видим трансформацию лирики Блока на протяжении жизни.
  2. Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля
  3. Единичный / множественный выбор

Назовите годы жизни А. А. Блока.

  • 1880 – 1921 гг.
  • 1865 – 1906 гг.
  • 1850 – 1916 гг.
  • 1890 – 1911 гг.

Правильный вариант:

Подсказка: Блок прожил чуть более 40 лет.

Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге в семье аристократов. Совместная жизнь родителей Блока не сложилась. Его мать, Александра Андреевна Бекетова, ушла от мужа незадолго до рождения ребёнка. Мальчик общался с отцом в основном по переписке. Как позже напишет сам Блок: «Семья моей матери причастна к литературе и науке».

  • Установление соответствия
  • Соотнесите стихотворения А. Блока с основными мотивам его лирики:
  • Правильный вариант:
  • Мотив мрачной разочарованности: «О доблестях, о подвигах, о славе»
  • Мотив назначения поэта и поэзии: «Незнакомка»

Мотив «страшного мира»: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»

  1. Мотив Родины: «Россия»
  2. В стихотворении «Россия» есть знаменитые строки:
  3. Россия, нищая Россия,
  4. Мне избы серые твои,
  5. Твои мне песни ветровые, —
  6. Как слёзы первыя любви!

«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» поражала современников своим мрачным настроением. А вывод о бессмысленности существования придавал произведению ощущение безысходности. Вспомним строки:

Живи ещё хоть четверть века —

Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь — начнёшь опять сначала…

«О доблестях, о подвигах, о славе» посвящено покинувшей Блока супруге, оно символизирует разочарование в любви.

Ссылка на основную публикацию