Анализ стихотворения С.А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных»

Это стихотворение пронизано какой-то призрачной мечтой, печалью и тоской по любимой, с которой автору уже не встретиться даже во сне. И в то же время от этих строк идёт ощущение чего-то чудесного , нереального, волшебного и возвышенного.

Анализ стихотворения С.А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных»

Когда я читаю эти строки, то, хотя и понимаю, что на самом деле речь идёт о заре, которая нежным светом освещает крышу, мне так и видится маленький миленький котёнок, и в душе возникает неописуемая нежность. Так и хочется прижать его к себе, ощутить мягкость, тепло и пушистость его маленького тельца.

Возможно, такие же чувства Есенин испытывал к той, к которой обращено это стихотворение. Недаром именно в то время, когда умывается заря-котёнок, в песне “поющих с ветром сот” слышится поэту кроткий голос о ней, безвозвратно утраченной. В строчках

Анализ стихотворения С.А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных»

я вижу перед собой просто неземной, волшебный и прозрачный, если не сказать призрачный, образ, удивительно чистый, светлый и лучистый, как сама заря. В этом образе ощущается дыхание самой природы. О слиянии любимой с природой свидетельствуют также овсяные волосы, сок ягоды на коже, зёрна глаз, руки с запахом мёда, растаявшее имя.

Анализ стихотворения С.А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных»

– желанный когда-то образ исчезает, растворяется, и в мыслях и чувствах поэта он остаётся не реальной земной женщиной из плоти и крови, а «песней и мечтой», о которых шептал поэту «синий вечер», сочувствующий ему и облегчающий боль утраты.

Анализ стихотворения С.А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных»

– возникает эфемерный, неосязаемый, неуловимый образ (такой же, как образ самой героини) того, кто

Анализ стихотворения С.А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных»

Грусть поэта настолько светла и прозрачна, что даже осознание того, что больше никогда его встреча с возлюбленной не состоится, что всё в прошлом, не ранит сердце и не причиняет душевных страданий.

Да, всё прошло, но не предано забвению, а оставляет после себя тёплые и светлые воспоминания. Поэт отпускает любимую, не упрекая её ни в чём.

Но её образ, словно растворённый в природе, навечно остаётся в его душе и сердце, в окружающих картинах природы.

Не бродить, не мять в кустах багряных… ???? краткое содержание, о произведении

  • Не бродить, не мять в кустах багряных
  • Лебеды и не искать следа.
  • Со снопом волос твоих овсяных
  • Отоснилась ты мне навсегда.
  • С алым соком ягоды на коже,
  • Нежная, красивая, была
  • На закат ты розовый похожа
  • И, как снег, лучиста и светла.
  • Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
  • Имя тонкое растаяло, как звук,
  • Но остался в складках смятой шали
  • Запах меда от невинных рук.
  • В тихий час, когда заря на крыше,
  • Как котенок, моет лапкой рот,
  • Говор кроткий о тебе я слышу
  • Водяных поющих с ветром сот.
  • Пусть порой мне шепчет синий вечер,
  • Что была ты песня и мечта,
  • Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –
  • К светлой тайне приложил уста.
  • Не бродить, не мять в кустах багряных
  • Лебеды и не искать следа.
  • Со снопом волос твоих овсяных
  • Отоснилась ты мне навсегда.

Краткое содержание

Анализ стихотворения С.А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных»

В. Волосов. Цвет осени — красный. 2014

Стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…» Сергей Есенин сочинил в 1916 году, во время посещения родного села Константиново. Оно представляет собой высокохудожественный образец любовной лирики, навеянный воспоминаниями и волнующими, нежными чувствами.

 

Словами: «Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда» поэт словно доказывает самому себе, что чувства к возлюбленной больше не тревожат его сердце.

Ее образ улетучивается из его памяти, чтобы уступить место новым увлечениям и привязанностям. Несмотря на это, в глубине души он продолжает ощущать тяжесть и тоску от разлуки.

Герой знает, что его еще долго не отпустят воспоминания о совместных прогулках, и запах меда от невинных рук девушки еще не раз почудится ему…

Прощание с любовью в стихотворении выглядит так, будто поэт расстается с покинувшим этот мир человеком.

Хотя, в тексте нет информации о смерти Анны Сардановской (предполагаемой возлюбленной Есенина), выглядит это, как уверенность, что это прощание навсегда.

Не будет больше ни встреч, ни пылких объятий, ни заветных слов, которые совсем недавно был готов произносить поэт. Еще вчера любимая была для него и песней, и мечтой, а сегодня – «отоснилась…навсегда».

Анализ

История создания

Впервые стихотворение было напечатано в газете «Земля и воля» в 1917 году. В истории его создания фигурируют образы двух девушек. Вопрос о том, кому из них посвящено это признание, до сих остается открытым.

По наиболее распространенной версии, героиней стихотворения могла быть Анна Сардановская, односельчанка Есенина, к которой ему довелось испытать короткую влюбленность. Ему так и не хватило смелости рассказать ей о своих чувствах, о чем он впоследствии долго жалел.

Исходя из текста, наполненного прощальными образами, это стихотворение можно назвать пророчеством. Оно словно стало предвестником реальной смерти девушки, умершей при родах в 1921 году.

По другой версии, объектом любви Есенина была некая Наталья, также жительница Константиново, с которой поэт расстался из-за своего отъезда. Перед расставанием влюбленные планировали обвенчаться, но им было отказано по причине их малолетства. Есенин уехал, а Наталья, не сдержав обещания, вышла замуж, чем очень ранила поэта.

Персонажи и образы

Самым ярким персонажем произведения является образ возлюбленной. Поэт уподобляет его чистоте природы, сравнивая очаровательную простоту и, в то же время, пленительность девушки с нетронутостью деревенского пейзажа. Эти образы так же невинны, как и сама любовь, сравнимая с уже блекнущим закатом, но все еще пылающая в сердце лирического героя.

Необычайно ярко представлена в стихотворении символика цвета. Багряный – символизирует закат, расставание, он несет в себе довольно ощутимую степень экспрессии, напряженности чувств.

Синим цветом поэт хотел подчеркнуть некую загадку, глубину и недосказанность.

Цвет овсяных волос здесь можно рассматривать, как аналог любимого поэтом желто-золотого цвета, олицетворяющего, в данном случае, горечь потери.

Композиция

Произведение имеет кольцевую композицию: последняя строфа является точной копией первой. Зачин и концовка построены на отрицании: не бродить, не искать, не мять. Средняя часть стихотворения представляет собой трогательные воспоминания о возлюбленной: «Нежная, красивая, была». В последней части происходит объединение красоты девушки и природы: «На закат ты розовый похожа».

Жанр

По принадлежности к литературному роду – это любовная лирика. Жанр произведения – послание.

Размер и средства художественной выразительности

Определение стихотворного размера представляет некоторое затруднение. Это не дактиль и не амфибрахий, бывшие столь популярными у поэтов-лириков.

Данный размер соответствует, так называемому, дольнику, который имел распространение в поэзии конца 19 начала 20 веков.

Для него характерен неровный ритм, за счет которого стихотворение ярче передает эмоции и экспрессию. Рифма здесь перекрестная.

Богатство и выразительность языка представлены эпитетами: «синий вечер», «тонкое имя», «невинные руки», «овсяные волосы». Автор пользуется образными сравнениями: «как котенок моет лапой рот», любимую он сравнивает со снегом, с розовым закатом.

Ярко и точно использованы метафоры: «со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда», «с алым соком ягоды на коже», «зерна глаз твоих осыпались, завяли», «имя тонкое растаяло».

Олицетворения можно рассматривать, как часть метафор: вечер шепчет, а соты поют с ветром.

Проблематика и основная идея произведения

Центральная тема произведения – чистая, непорочная любовь. Благодаря этому чувству, перед героем словно раскрывается какая-то тайна, ему становится доступен великий дар – чувствовать подлинную красоту и человека, и природы.

Проблема расставания занимает столь же значительное место, как и тема любви. Прощальные слова героя звучат трагично, и исходят они из самого сердца, переполненного глубокой печалью. Произведение можно назвать прощальной песней мечте, воспоминаниям о прогулках среди дивных, багряных кустов.

Любовь еще не покинула сердце поэта, хотя он убеждает себя, что любимая ему уже «отоснилась».

Все стихотворение проникнуто светлой грустью и меланхолией, некой недосказанностью и таинственностью, что пробуждает в читателе такие же чувства и, может быть, очень личные воспоминания о когда-то любимых людях.

Анализ стихотворения Есенина Не бродить не мять в кустах багряных

Разлука с дорогим человеком способна навсегда оставить в сердце глубокий-глубокий след. Особенно, если это сердце бьётся в груди творческой личности, человека тонкой душевной организации, в конце концов, художника по призванию. Таковым художником слова был Сергей Есенин.

В юности поэт, по словам супруги Софьи Толстой, испытывал чувства к Анне Сардановской – своей односельчанке, и, уезжая из родного села, он в глубине своей души прощался, конечно же, в том числе и с этим человеком.

Сергей Есенин в последствии весьма сожалел о том, что в своё время так и не признался Анне Сардановской в испытываемых чувствах.

менно ей и посвящены строки данного стихотворения. В своём впечатляюще красивом, трепетно-нежном и переполненном светлой печалью произведении автор будто прощается навсегда с возлюбленной, и, казалось бы, предчувствует трагический итог жизненного пути Анны: в 1918 году она выходит замуж, а в 1921 году умирает во время родов, о чём Сергей узнает уже спустя годы…

Читая стихотворение, невозможно не заметить, что Есенин фактически уже перевернул эту страницу своей жизни. Перевернул окончательно и бесповоротно.

Читайте также:  Образ человека в творчестве Гоголя

Об этом свидетельствуют строки: «Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда». Навсегда…Тем не менее, это свидетельство полно душевной боли и тоски. Ведь Анна была «как снег, лучиста и светла».

И этот нежный свет по-прежнему озаряет его жизненный путь.

Автор грустит о том, что прогулки с возлюбленной стали достоянием далёкого прошлого. Образ алого сока ягоды на коже также со временем канет в Лету. Поэт словно предчувствует, что судьба больше никогда не предоставит утраченной возможности поведать Анне те дорогие сердцу каждого человека слова, которые когда-то готовы были сорваться с его уст, но так и не были произнесены.

Анализ стихотворения С.А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных»

  • Анализ стихотворения Гумилева Капитаны
    Гумилёв – романтик. Он писал про дальние загадочные страны. Бурная фантазия или прочитанные книги позволили ему создать цикл стихотворений под общим названием «Капитаны». Они были написаны в Крыму, в Коктебеле.
  • Анализ стихотворения Фета Сияла ночь луной был полон сад
    Уже будучи стариком, Фет понимал, какое счастье он упустил в своей жизни, погнавшись за деньгами. Воистину верно говорят, что любовь к деньгам – корень всех зол. В случае с Фетом они отняли у него любовь. И эту любовь звали Мария Лазич.
  • Суриков
    Суриков Иван Захарович (6.04.1841-06.05.1880)— выдающийся поэт, самоучка. Его творчество стали превращать в народные песни, и тем самым он стал ярким представителем «крестьянского» направления.
  • Анализ стихотворения Некрасова Мать
    Детство у Николая Некрасова была не самая легкая и счастливая, он познал очень много горя. Все свое детство он провел в родовом имении, где управлял всем отец тиран. Он очень жестоко относился как к своим подчиненным, так и к своей семье.
  • Анализ стихотворения Некрасова Плач детей
    Наверное, детство дается нам для того, чтобы набраться энергии перед началом взрослой жизни. Когда ты мал, мир представляется полным загадок, которые хочется познать. Кажется, что вокруг сказка и радость.

Полный анализ стихотворения «Не бродить, не мять» (С.А. Есенин)

Сергей Александрович Есенин – это тот поэт, который оставил своим потомкам богатейшее литературное наследие, а убедиться в этом позволит полный анализ стихотворения «Не бродить, не мять». Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал, с помощью которого вам будет значительно проще понять анализируемое стихотворение.

История создания

Стихотворение «Не бродить, не мять» великий русский поэт написал в 1916 году. Кому именно оно посвящается однозначно сказать нельзя, поскольку существует несколько версий.

По одной из версий Сергей Александрович посвятил данные строки Анне Сардановской, в которою был мимолетно влюблен. Она жила вместе с юным гением в одном селе – Константиново. Но, из-за своей робости, Сергей Александрович так и не решился признаться девушке в своих чувствах.

Позже он неоднократно жалел об этом, потому что считал, что те чувства, которые тогда он испытывал к девушке, и являются по-настоящему чистыми и искренними. Многие видят в данных строках некое пророчество.

Автор очень тосковал по своей любви, особенно после того, как его возлюбленная скончалась в 1921 году во время родов.

Вторая версия гласит, что стихотворение «Не бродить, не мять» поэт посвятил Наталье, которая так же проживала в Константиново. Роман с ней закончился по той причине, что автор покинул свое село.

Пара влюбленных накануне расставания даже хотели обвенчаться, но получили отказ из-за своего юного возраста. Девушка очень тяжело переносила отъезд любимого, поэтому, чтобы скоротать свое одиночество выходит замуж.

Есенина очень оскорбил данный поступок.

Жанр, размер

Произведение «Не бродить, не мять» относится к любовной лирике, но автор пишет его в форме послания. По мнению некоторых критиков, это стихотворение представляет собой некий сон, изложенный на бумаге. Подобное ощущение возникает из-за того, что текст получился невероятно прозрачный, «хрустальный». Из-за особого ритма стихотворения, его строки становятся плавными.

Наложил свой отпечаток и символизм, который был очень популярен в тот период времени. Стихотворение представляет большой интерес в плане образности, а так же символическом содержании текста.

Что же касается размера написания, то на этот вопрос достаточно сложно ответить. Больше всего используемый поэтом размер напоминает дольник, который очень часто использовался в конце девятнадцатого и двадцатого столетий. Особенностью данного размера является неровный ритм, из-за которого стихотворение становится особенно эмоциональным и экспрессивным. Рифмовку поэт использует перекрестную.

Композиция

Стихотворение Сергея Александровича имеет кольцевую композицию. Последняя строфа произведения полностью повторяет первую.

  • Не бродить, не мять в кустах багряных
  • Лебеды и не искать следа.
  • Со снопом волос твоих овсяных
  • Отоснилась ты мне навсегда.

Зачин и концовку стихотворения автор строит на отрицании. В середине же текста поэт придается воспоминаниям о своей возлюбленной девушке. В заключении стихотворения красота девушки и природы сливаются в единое целое.

Образы и символы

Самым ярким образом стихотворения является образ любимой девушки. Этот самый образ лирический герой с нежностью хранит в своем сердце.

Красоту девушки он сравнивает с любимыми пейзажами сельской местности, которые очень давно покорили его сердце. Автор создает атмосферу чистоты и непорочности, нем самым подчеркивая простоту и прелесть своей возлюбленной.

Этот образ воплотил  в себя всю юность, любовь и красоту. В образе любимой они сливаются в единое целое.

Присутствует здесь и образ родной земли. Он так же практически неотделим от образа возлюбленной, и светлой любви лирического героя. С особой нежностью и трепетом автор описывает природу.

Когда приходит время прощаться со своей любовью, одновременно он вынужден проститься и с любимыми пейзажами родной деревни.

Для него все это стало настолько родным и дорогим, что ему достаточно сложно решиться на этот поступок.

Самыми яркими символами стихотворения выступают цвета, которые использует поэт. Например, багряный цвет передает закат, прощание. Он обладает огромной экспрессией, где чувства находятся на пределе. Синий цвет – символизирует загадку, некоторую недосказанность и глубину.

Темы, проблемы

Главной темой стихотворения «Не бродить, не мять» стала тема любви. Это чистая и целомудренная любовь, которая хранит в себе какую-то загадку. Чувства, которые испытывает лирический герой, становятся для него святыней.

Именно благодаря этому чувству лирическому герою удается раскрыть тайну и познать божественную загадку бытия.

  Только познав настоящее чувство любви, лирический герой научился видеть настоящую красоту, которая кроется везде – и в любимой женщине, и в живописных природных пейзажах.

Основной проблемой стихотворения становится расставание. Герой вынужден проститься со своей возлюбленной, поэтому его слова начинают звучать трагично. В них отчетливо чувствуется боль, тоска и печаль. Он пытается убедить самого себя, что чувство осталось в прошлом, но продолжает любить девушку.

Лирический герой пытается проститься со своей дивной мечтой, со своими воспоминаниями, которые терзают его душу. Для него все это стало постоянным сном. Чувства лирического героя искренние, чистые и невинные. Даже в момент прощания, в его голосе больше любви, нежели боли.

Что же касается настроения стихотворения, то оно весьма меланхолично, будто-бы овеянное некой тайной. Автору удается погрузить читателя в свой сон, в котором мы так же начинаем вспоминать всех тех, кого когда-то выбрало наше сердце.

Средства художественной выразительности

В данном стихотворении поэт использует большое количество разнообразных троп. Автор прибегает к помощи сравнений, которые помогают ему как можно лучше передать собственные мысли и чувства.

Использование большого количества эпитетов делают стихотворение более мягким и красочным.

Немаловажную роль играют и метафоры, которые очень точно передают эмоции. Так же очень часто в тексте используются олицетворения.

Одинаковая строфа в начале и в конце произведения так же является своеобразным средством художественной выразительности. Благодаря повторам, текст произведения становится мягким, певучим, и отлично передают эмоциональное состояние как самого автора, так и его лирического героя.

Основная мысль произведения

Главной мыслью стихотворения можно назвать печальную разлуку. Лирический герой вынужден прощаться как со своими чувствами, так и с дорогими его сердцу пейзажами. Но, не смотря на грустные нотки произведения, чувства героя показаны искренними, чистыми и очень нежными.

Да, расставаться очень грустно, ведь этот день может повториться только лишь во сне. Но никогда не стоит забывать о том, что на протяжении всей жизни нас ожидают именно такие неповторимые моменты. Поэтому необходимо наслаждаться ими, любить, ценить, а после – спокойно отпускать. Именно это пытается донести поэт до своего читателя в стихотворении «Не бродить, не мять».

«Не бродить, не мять в кустах багряных…» С. Есенин

* * *

  • Не бродить, не мять в кустах багряных
    Лебеды и не искать следа.
    Со снопом волос твоих овсяных
  • Отоснилась ты мне навсегда.
  • С алым соком ягоды на коже,
    Нежная, красивая, была
    На закат ты розовый похожа
  • И, как снег, лучиста и светла.
  • Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
    Имя тонкое растаяло, как звук,
    Но остался в складках смятой шали
  • Запах меда от невинных рук.
  • В тихий час, когда заря на крыше,
    Как котенок, моет лапкой рот,
    Говор кроткий о тебе я слышу
  • Водяных поющих с ветром сот.
  • Пусть порой мне шепчет синий вечер,
    Что была ты песня и мечта,
    Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –
  • К светлой тайне приложил уста.
  • Не бродить, не мять в кустах багряных
    Лебеды и не искать следа.
    Со снопом волос твоих овсяных
  • Отоснилась ты мне навсегда.
Читайте также:  Что такое заветная мечта?

Дата создания: 1916 г.

Анализ стихотворения Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…»

Покидая родное село Константиново, Сергей Есенин мысленно прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен в свою односельчанку Анну Сардановскую.

Однако признаться ей в своих чувствах он так и не сумел, хотя впоследствии очень сожалел об этом, отмечая, что в его жизни была по-настоящему большая и светлая любовь. Именно этой девушке Есенин в 1916 году посвятил свое стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…».

В нем он прощается со своей избранницей навсегда и словно бы предчувствует ее скорую гибель. Действительно, в 1918 году Анна Сардановская вышла замуж, и поэт навсегда потерял ту, которую любил. А в 1921 году молодая женщина скончалась во время родов, о чем Есенин узнал лишь через несколько лет.

Поэтому можно предположить, что он каким-то неведомым образом сумел предугадать судьбу той, которую любил, и посвятил ей удивительно красивое, нежное и наполненное светлой печалью стихотворение.

С первых же строчек поэт признается: «Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда». Он хочет доказать самому себе, что больше не испытывает к возлюбленной тех волнующих и ярких чувств, что она постепенно стирается в его памяти, уступая место новым впечатлениям и сердечным привязанностям.

Тем не менее, со своею возлюбленной Есенин расстается, испытывая тоску и душевную боль. Даже несмотря на то, что ее «имя тонкое растаяло, как звук», память все еще хранит «запах меда от невинных рук», а также воспоминания о гибком стане и хрупких плечах девушки.

Поэт признается, что его избранница была «как снег, лучиста и светла», и этот мягкий свет до сих пор озаряет его жизнь, наполненную бурными событиями.

Автор сожалеет о том, что ему уже никогда не доведется вместе гулять со своей возлюбленной и любоваться «алым соком ягоды на коже». Прямого указания на то, что героиня его произведения погибла, нет. Однако Есенин прощается с нею так, словно бы девушки уже нет в живых.

Он хоронит ее мысленно, понимая, что с Анной Сардановской у него не может быть ничего общего.

Но выходит, что в своем стихотворении автор прощается с девушкой по-настоящему, точно зная, что больше никогда ее не увидит и не сможет сказать те заветные слова, которые еще совсем недавно были готовы сорваться с губ поэта, который искренне восхищается красотой своей возлюбленной.

"Не бродить, не мять в кустах багряных…": анализ стихотворения Есенина – Есенин С.А. Литература 20 века

«Не бродить, не мять в кустах багряных…» (1916) — ранний шедевр любовной лирики Есенина, навеянный воспоминаниями, когда поэт, находясь на воинской службе, во время отпуска посетил родное Константиново.

По своей внутренней динамике стихотворение представляет собой попытку восстановить в памяти облик любимой девушки. Для воссоздания ее портрета используется целый набор изобразительных средств: эпитеты-прилагательные, простые сравнения, метафоры, развернутое сравнение.

При этом прилагательные подобраны с самым общим, неиндивидуализированным значением: «нежная, красивая», «невинные руки», «гибкий стан» — и лишь словосочетание «имя тонкое» несет в себе субъективное авторское восприятие.

Но уже метафоры содержат нетривиальное соотнесение облика любимой с природными объектами: «со снопом волос… овсяных», «зерна глаз». Простые сравнения также построены на уподоблении природе: похожа на розовый закат, лучиста и светла, как снег.

Зато развернутое сравнение, вторая строфа, создает очень чувственный образ похожей на закат на снегу девушки с нежной кожей:

  • С алым соком ягоды на коже,
  • Нежная, красивая, была
  • На закат ты розовый похожа
  • И, как снег, лучиста и светла.
  • В целом же образ любимой оказывается растворенным в природе, слитым с ней.

Не случайно и наиболее яркая, узорчатая метафора «досталась» природе, а не просто портрету любимой: «В тихий час, когда заря на крыше, / Как котенок, моет лапкой рот». Поэт обладает особым даром увидеть знакомое природное явление, вечерний закат, с неожиданной стороны. Это неповторимая особенность ранней лирики Есенина.

Вторая половина стихотворения несет в себе удивительно тонкое и психологически верное наблюдение: образ когда-то любимой девушки оказывается совершенно лишен конкретных, индивидуальных черт.

И не потому что юношеское увлечение забылось за давностью лет — нет, просто Она была воплощением «песни и мечты», «светлой тайны», которые и составляют незабываемую и неповторимую первую любовь.

Внешние приметы исчезли: имя растаяло, глаза завяли, и вся Она, какая в реальности была, отоснилась, ушла из памяти навсегда.

А ощущение «песни и мечты», «светлой тайны» осталось навсегда и неразрывно слилось с природой, с заветными местами: об этом «шепчет синий вечер», об этом — «говор кроткий… / Водяных поющих с ветром сот». Это стихотворение — светлый и нежный «реквием» чувству первой любви, никогда не умирающей в глубинах души и памяти.

Лирическое настроение, навеянное есенинским шедевром, сродни пушкинскому:

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. – СПб.: “Нева”, 1998

Лингвистический анализ стихотворения С.Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…»

Стихотворение относится к раннему периоду творчества Есенина (написано в 1916 году) и является чуть ли не первым стихотворением – сожалением о прошедшей любви.

Считается, что адресатом его была некая девушка Наталья (фамилия в разных источниках звучит по-разному), которая жила в том же селе Константиново, где родился и провёл отроческие годы поэт, и была возлюбленной Есенина. Известно, что когда Сергей Александрович уезжал из деревни, то он и эта девушка пришли в местную церковь и попросили знакомую монахиню обвенчать их.

Но та, сославшись на их юный возраст, велела немного подождать и дать пока всего лишь обещания хранить друг другу верность в разлуке. Но Наталья не долго смогла находиться в одиночестве и через год вышла замуж. Узнав об этом, Есенин написал той самой монахине письмо с просьбой «отпороть розгами неверную Наташку».

Позже Сергей Александрович сам остепенился (его женой стала Зинаида Райх, дружбу и тёплое отношение к которой он пронёс через всю жизнь), но не забыл свою первую влюблённость и даже посвятил ей целое стихотворение, правда, будучи уже в зрелом возрасте.

Стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных…» о мечте и красоте, о разлуке с неназванной любимой. Основной эмоциональной нотой становится грусть по ещё не совсем исчезнувшей из сердца любви. Но уже по первому катрену мы понимаем безысходность увядания, трагизм потери нежного, питающего жизненные силы чувства:

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

Для лирического героя его любимая, его мечта не ушла совсем, она просто растворилась в природе, стала ее частью. Все самое нежное, ласковое, милое, беззащитное и безгрешно-очаровательное напоминает поэту о девушке:

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была,

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Пусть его любимая была «песней», «мечтой», пусть чувство было недолговечным, сам факт того, что любовь согревала душу, уже счастье. Тот, кто может любить, способен «к светлой тайне приложить уста». Тайне красоты и гармонии, тайне слияния с природой, с мирозданием. Печаль лирического героя по-пушкински светла, он отпускает любимую с легким сердцем, ни в чем не упрекает ее.

Последняя строфа стихотворения, дословно повторяя первую (по принципу кольцевой композиции), все же несет другой смысл.

Если в первой строфе подчеркивается то, что разлука окончательна и судьба не подарит новых встреч с возлюбленной даже во сне, то в последней строфе те же слова хочется прочитать совсем по-другому: пусть любимая и «отоснилась» поэту, но все же навсегда осталась с ним в мыслях, в тех картинах жизни природы, которые напоминают ему о ней.

Использование автором средств фонетики.

Рассмотрев фонетическую организацию текста, мы пришли к выводу, что среди согласных звуков доминирующую позицию занимают [Т], [С], [К]. Отсюда можно сделать вывод о характере звучания стихотворения.

Звуки [к], [с], [т] приглушенные, не ложащиеся на язык, напоминающие шепот, тишину. Аллитерация доказывает: то, о чем Есенин пишет в стихотворении, является для него очень личным, сокровенным, тайным.

Поэтому он «не кричит» об этом, а едва слышно «нашёптывает». Эти же звуки позволяют представить картины природы.

Недаром любимая ассоциируется у поэта с тихим теплым закатом, когда все живое начинает засыпать, когда шелест листьев, легкое дуновение ветра только усиливают ощущение тишины и покоя.

Необычно использование автором противоположных по характеристикам гласных звуков. Мы наблюдаем ассонанс гласных [А], [И]

Читайте также:  Сочинение: Образ Захара в романе Ивана Гончарова «Обломов»

[А] – открытый, это звук песни, звук крика радости, восторга и счастья, [И] – узкий, тонкий, звук жалобы и боли. Они используются почти в равном количестве. Это соответствует идейному содержанию стихотворения, в котором эмоции печали и радости гармонично сливаются.

Таким образом, проанализировав текст на уровне фонетики, можно сделать вывод о том, что ассонанс на [А], [И] передает противоречивые чувства лирического героя: боль утраты, горечь расставания, но и счастье, пусть недолгого чувства, гармонию в слиянии с природой. Аллитерация на [Т], [С], [К] выполняет двойную роль, соответствуя эмоциональному настрою и передавая звуки природы.

Анализ использования средств морфемики

При анализе морфемного уровня особое внимание обращают на себя слова с приставками, несущими значение законченности действия: ото снилась, о сыпались, за вяли, рас таяло. Они усиливают впечатление безысходности, завершенности чувства, невозможности его продлить или повторить.

В нескольких существительных поэт использует уменьшительно-ласкательные суффиксы: кот енок , лап к ой. Есенин таким образом передает нежные чувства к любимой девушке, которые растворились и были перенесены на природу.

Таким образом, можно сказать, что использование некоторых средств морфемики также помогает автору создать художественный образ.

Анализ использования средств лексики.

Большая часть лексики, используемой автором, нейтральна. Однако некоторые слова привлекают к себе внимание. Словарь С.И.

Ожегова дает следующее толкование слова «бродить»: «То же, что брести (но означает движение, совершающееся в разное время, в разных направлениях), т. е. идти неизвестно куда» .

Мы считаем, что автор не случайно употребил именно это слово, а не «ходить» или «гулять». Ведь когда влюбленные вместе, они не замечают ничего, кроме друг друга, им все равно куда идти. Вот и получается, что они бродят.

В тексте встречаются устаревшие слова «стан» и «уста». Они придают стихотворению торжественность, возвышенность. Образ возлюбленной становится еще более поэтичным, особенно если учитывать необычную сочетаемость слов «выдумал» и «гибкий стан и плечи».

Таким образом подчеркивается значение еще одного определения возлюбленной – «песня и мечта». Некоторая бесплотность возлюбленной подчеркивается и эпитетами «лучиста», «светла». Девушка становится своего рода музой, помогающей создавать «песни».

С этой точки зрения интересно использование в тексте множества слов, связанных по значению со звуками природы или речью: «имя», «звук», «тихий», «говор», «поющих», «шепчет», «песня».

Обращает на себя внимание использование прилагательных, обозначающих цвет. Багряный, алый, розовый – это оттенки красного, цвета любви, страсти. Причем и выбор оттенков не случаен.

Когда речь идет о румянце на щеках девушки, то он сопоставляется с «алым соком ягоды», закат «розовый», нежный, как воспоминания о прошедшей любви, листва на кустах «багряная».

Это признак осени, когда завершается годовой цикл жизни растений, и вполне закономерно, что именно осенью поэт прощается со своей мечтой.

Есть в стихотворении и традиционный для Есенина синий цвет: «Пусть порой мне шепчет синий вечер…». Известно, что именно синий, голубой поэт соотносил с образом лирического героя. Эпитет в данном контексте обозначает не только цвет неба вечером. Вечер становится кем-то близким поэту, он может «шептать» о возлюбленной, сочувствовать и облегчать боль утраты.

Стихотворение наполнено и другими эпитетами, (волос овсяных, ты нежная, красивая, ты лучиста и светла, имя тонкое, смятой шали, невинных рук, запах мёда, тихий час, говор кроткий, водяных, поющих с ветром сот, гибкий стан, светлая тайна). Среди них достаточно много традиционных (ты нежная, красивая, гибкий стан).

Это позволяет нам говорить о том, что образ возлюбленной обобщен, хотя и не лишен собственных черт («с алым соком ягоды на коже», «на закат ты розовый похожа», «со снопом волос твоих овсяных»). Не случайно, исследователи указывают на родство этого образа с Прекрасной Незнакомкой А. Блока, символом женственности.

Много в произведении эпитетов, связанных с явлениями природы (волосы овсяные, сок ягоды, запах меда, водяных, поющих с ветром сот и т.д.). Это подтверждает наше предположение о том, что любовь автора не просто ушла, она растворилась в природе, но все же осталась с ним.

Многообразны и метафоры (сноп волос; с алым соком ягоды на коже; зерна глаз, осыпались, завяли; имя тонкое растаяло; шепчет вечер; ты песня и мечта; к тайне приложил уста). Недаром Есенина называют «поэтом метафор».

Слова «мечта», «тайна» обозначают абстрактные понятия, придающие одухотворенность чувству, в сочетании с эпитетом «светлая» слово «тайна» приобретает, на наш взгляд, даже несколько религиозный или философский оттенок.

Может быть, это тайна приобщения к Богу, может быть, к гармонии мироздания.

Интересна метафора «водяных, поющих с ветром сот». Что имеет в виду поэт? Может быть, это журчание ручья, бегущего по камням, которое особенно слышно вечером, в тишине. Звукопись на [о], [р] в этих строчках позволяет это предположить.

Итак, мы видим, что и на уровне лексики использованы именно те средства, которые помогают раскрыть идейный смысл.

Анализ использования средств морфологии.

Проанализировав текст на уровне морфологии, мы обнаружили следующее: складывается очевидная картина преобладания в тексте произведения существительных, что соответствует литературной норме.

Большинство из них конкретные: куст, лебеда, след, сноп, волосы, сок, ягода, кожа, снег, зерна, глаза, складки, шаль, руки, котенок, лапка, рот, соты, стан, плечи. Их по смыслу можно разделить на две группы: называющие черты внешности и явления природы. Это закономерно и соответствует замыслу автора.

Среди существительных есть несколько отглагольных: закат, запах, говор, песня, мечта, тайна. Они абстрактные и соединяют в себе смысл глагола и существительного и позволяют передать неосязаемость, воздушность образа возлюбленной, ее таинственную суть.

Вторую позицию по частотности занимают прилагательные, что характерно для ранней лирики поэта. Они помогают отразить красоту природы и эмоций, испытываемых влюбленным человеком. С этим связано и смысловое разграничение используемых автором прилагательных:

1) обозначающие цвет: кустах багряных, волос овсяных, алым соком, закат розовый, ты лучиста, светла, синий вечер;

2) эмоционально окрашенные: ты нежная, красивая, имя тонкое, невинных рук, говор кроткий, светлой тайне.

Два прилагательных в краткой форме.

Оставшиеся прилагательные «гибкий стан», «водяных сот» также служат описанию пейзажа и возлюбленной.

Частотность использования глаголов также высока. Они необходимы поэту, чтобы передать его переживания.

Нужно заметить, что в стихотворении довольно много глаголов прошедшего времени с суффиксом -л- (отоснилась, была, осыпались, завяли, растаяло, остался, была, выдумал, приложил, отоснилась), подчеркивающих законченность, неизбежность.

Кроме того, в тексте встречаются инфинитивы (не бродить, не мять, не искать) в значении будущего времени. Повтор этой формы и отрицательных частиц показывают, что все переживания в прошлом.

Обращают на себя внимание личные и притяжательные местоимения («твоих», «ты», «мне»), создающие эффект разговора автора со своей любимой, обращения к природе, в которой все напоминает ему о возлюбленной, дышит ею.

Наречие «навсегда» в соответствии с принципом кольцевой композиции повторяется в начале и в конце стихотворения. Несмотря на это, воспринимается это слово по-разному. Если в первой строфе оно подчеркивает окончательность расставания, то в последней несет другой смысл. Складывается ощущение, что, растворившись в природе и в поэзии, дорогой поэту образ остался с ним навсегда.

Итак, мы видим, что использование частей речи также соответствует идейному смыслу стихотворения.

Анализ использования средств синтаксиса.

Проанализировав синтаксическую организацию текста, мы видим, что автор предпочитает использовать простые предложения. Это говорит, о некоем душевном спокойствии, безмятежности, но в то же время о какой – то тревожащей тоске, внутренней сдержанности.

Дважды повторяется безличное предложение со сказуемыми, выраженными инфинитивами. Такие предложения называют действие, которое происходит без участия какого-либо лица. Таким образом, мы понимаем, что никто не виноват в том, что чувство прошло. Ничего нельзя вернуть и исправить.

В тексте произведения налицо ярко выраженная инверсия (в кустах багряных, волос твоих овсяных, отоснилась ты мне и т.д.). С помощью этого приема подчеркивается значение некоторых слов (багряных, овсяных, ты…), большинство из них прилагательные цвета и местоимения. Кроме того, инверсия позволяет создать особую поэтическую, напевную интонацию.

В первой и последней строфе используется перенос:

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Таким образом подчеркивается значение слова «лебеды». Это растение с сильным запахом, который особенно проявляется, если ее «мять», и очень горьким вкусом. Этот прием позволяет автору наиболее ярко нарисовать картину летнего вечера, наполненного впечатлениями, который теперь в прошлом.

Четыре предложения осложнены рядами однородных членов, которые помогают поэту нарисовать образ возлюбленной.

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени позволяет еще раз подчеркнуть связь любимой и природы в воображении поэта. Второе сложное предложение, с придаточным изъяснительным, представляет собой некий спор поэта и «вечера», в котором подчеркивается значение ушедшего чувства, которое не пропало бесследно, а позволило прикоснуться к тайне мироздания и поэзии.

Кроме того, в стихотворении имеются сравнительные обороты («как снег, лучиста и светла», «имя тонкое растаяло, как звук», «заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот»). Первые два подчеркивают нежность и красоту образа любимой, ее таинственность, третье помогает поэту показать красоту зари, с впечатлением от которой сливается воспоминание о любви.

Ссылка на основную публикацию