Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»

статьи

стихи, школьная программа

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»

В этой статье вы сможете прочесть анализ одного из самых ранних стихотворений Лермонтова «Осень».

Само произведение:

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»

Анализ стихотворения

Стихотворение «Осень» было написано Лермонтовым совсем в юном возрасте. Ему тогда было всего четырнадцать лет. Подросток часто бывал в своем родовом имении, где много гулял, предоставленный сам себе. Как известно, он рано потерял мать, а общение с отцом ограничивалось редкими письмами. Грусть, меланхолию и одиночество поэт пытается выразить данным произведением.

Лермонтов был восприимчив к красотам природы и обладал философским складом ума. Многое в нашей жизни циклично: времена года сменяют друг друга, молодость проходит, за ней наступает зрелость и старость.

В созерцании осени, когда природа увядает и готовится к зиме, поэт замечает  символическую связь с течением жизни. Наблюдать за уходом молодости, чувствовать свое взросление и тревогу в этот сложный переходный период, видеть увядание красоты тягостно для автора. Все люди смертны, так же как и в природе нет ничего постоянного, вечного.

Стихотворение «Осень» описывает душевное смятение поэта в это время года. Пасмурная и слякотная пора вызывает у него тоску. Как мы знаем, Михаил Юрьевич был по характеру впечатлительным и легкоранимым.

Для описания природы использованы эпитеты, выражающие тяжелые предчувствия, грусть и страх перед жизнью: «зелень мрачная», «поникши ели», зверь спешит скрыться, «месяц тускл», поле видно сквозь туман.

Скала нависает над пахарем и создает угрожающий образ.

Несмотря на краткость произведения, поэт достаточно реалистично отображает осеннюю природу. Читателю ярко представляются описанные пейзажи. Кружатся пожелтевшие листья, а зелень у елей кажется мрачной из-за пасмурной погоды. Дикие звери спешат в укрытия. Тусклый месяц серебрит поле. Пахарю уже не нравится отдыхать на вольном воздухе. Летние цветы увяли, и крестьянину холодно и неуютно.

Несмотря на свой юный возраст, Лермонтов уже хорошо владеет искусством художественного слова. Произведение написано четырехстопным хореем, легко читается и воспринимается очень образно. Поэт умело пользуется эпитетами: «мрачная зелень», «полуденные труды». Вставляет он в произведение и метафоры: «месяц поле серебрит», «ели хранят зелень мрачную», «зверь отважный».

Стихотворение кажется незаконченным. Литературоведы утверждают, что это – отрывок из бОльшего произведения, которое не сохранилось, скорее всего, было уничтожено самим автором. Но, несмотря на краткость, настроение осенней поры и чувства поэта переданы красиво и емко.

Советую посмотреть:

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»

Анализ стихотворения Фета «Первый ландыш»

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной:

Михаил Лермонтов ~ Осень (Листья в поле пожелтели…) (+ Анализ 3 варианта)

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»

ОСЕНЬМихаил Лермонтов

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

Год написания: 1828

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»

Анализ стихотворения Лермонтова «Осень» 
1 вариант

Михаил Лермонтов никогда не считал себя лириком, полагая, что восхищение красотой окружающего мира – удел романтических натур, не успевших познать горечи разочарования. Тем не менее, на начальном этапе своего творчества поэт периодически обращался к теме родной природы, но при этом его пейзажная лирика нередко носила социальный характер.

Примером такого произведения является стихотворение «Осень» написанное в 1828 году, когда юному Лермонтову едва исполнилось 14 лет. В это время он проходил обучение в пансионе, готовясь к поступлению в университет.

Однако по настоянию бабушки время от времени оставлял учебу и приезжал в родовое имение под Москвой, где проводил время за чтением книг и очень много гулял в окрестностях деревни.

Именно в родовом имении Лермонтов впервые смог оценить красоту русской природы, ее величие и роскошь. Даже несмотря на то, что осень никогда не была любимым временем года поэта, он сумел найти в ней удивительное очарование, созвучное собственному душевному состоянию. Первое, что бросилось Лермонтову за околицей села – облетающие с деревьев пожелтевшие листья.

Но при этом автор отмечает, что «в бору поникши ели зелень мрачную хранят». Темная и сырая осень привлекает поэта гораздо сильнее, чем золото опадающих листьев. И объясняется этот феномен личными переживаниями Лермонтова, который лишен возможность общаться с отцом, о чем очень сильно сожалеет.

Именно в этот период любознательный и покладистый мальчик превращается в импульсивного, раздражительного и очень вспыльчивого юношу, который разочарован жизнью и не видит в ней смысла. Поэтому с легкой горечью поэт констатирует тот факт, что «уж не любит, меж цветов, пахарь отдыхать порою от полуденных трудов».

Дикий же зверь, мелькнувший среди редеющего леса, норовит поскорее найти для себя более надежное укрытие, чтобы не стать легкой добычей для человека, жилье которого находится поблизости.

Ещё по теме:  Михаил Лермонтов ~ Парус (Белеет парус одинокой…) (+ Анализ)

Обладая врожденной наблюдательностью, Лермонтов сумел подметить и еще один характерный признак осени, когда «месяц ночью тускл», и уже не заливает своим молочным светом соседние поля и луга, а лишь слегка их серебрит.

Его сияние едва пробивается через густой туман, создавая мистическую и овеянную печалью картину.

Но именно она так дорога и близка сердцу юного поэта, который видит в угасании природы естественное завершение жизненного цикла, и покорно принимает то, что готовит каждому из на судьба.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»

Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова 
2 вариант

Стихотворение “Осень” М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 5 классе. В произведении поэт описывает красоту природы в начале осени в традициях русской пейзажной лирики, передаёт грусть лирического героя через обилие метафор, эпитетов и олицетворений.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной. Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

История создания

Лермонтов М. "Осень"

Жанр: стихотворение Читайте анализ других стихотворений Михаила Лермонтова:

“Демон”

“На севере диком”

Главные герои стихотворения “Осень” и их характеристика

  1. Автор, поэт, наблюдатель. Приход осени печалит его, и он отмечает лишь грустное в природе.

План пересказа стихотворения “Осень”

  1. Листья пожелтели
  2. Зелень мрачная
  3. Пахарь
  4. Зверь отважный
  5. Месяц тускл
  6. Туман

Главная мысль стихотворения “Осень”
Приходит осень – приносит грусть.

  • Чему учит стихотворение “Осень”
  • Отзыв на стихотворение “Осень”
  • Анализ стихотворения “Осень”
  • Жанр: пейзажная лирика.

Стихотворение учит любить природу. Учит помнить о хорошем и терпеть то, что не нравится. Учит смирению.

Мне показалось, что это стихотворение наполнено грустью автора, осознающего, что лето ушло безвозвратно и настала осень. Он сожалеет о зеленой листве, которая стала желтой, и зелень елей называет мрачной. Он сожалеет о пахаре, который уже не отдыхает в полуденный зной. Месяц кажется ему тусклым, а зверь поневоле осторожным. Ничто в окружающем уже не радует поэта, не ласкает взор. И его печальное настроение передается читателю. Стихотворение откровенно грустное.

Стихотворение написано Михаилом Лермонтовым в 1828 году.
Тема: осень.
Это одно из первых стихотворений поэта, написанное, когда Лермонтову было 14 лет.
В нем поэт обратился к жанру пейзажной лирики, и описал приход осени. Причем автор не ограничился описанием чего-то одного, он попытался создать целостную картину изменений, связанных с приходом осени. И эта картина получается безрадостной.
Поэт описывает желтый лес с темными елями, вспоминает отдых пахаря, говорит о звере и тумане. Возможно в планах поэта было создание более крупного стихотворного произведения.
Между тем, в стихотворении очень мало использованы тропы, поэтому настроение оно создает скорее тоскливое, чем романтичное.

Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Осень”

Эпитеты: зелень мрачную, поникши ели, нависшею скалою, полуденных трудов, зверь отважный, месяц тускл.
Метафоры: листья кружатся, отдыхать от трудов, поле серебрит.
Олицетворения: ели зелень хранят.

  1. Пословицы к стихотворению “Осень”
  2. Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Осень”
  3. Рисунки и иллюстрации к стихотворению “Осень”

От осени к лету поворота нету.
Осень велика, а зима долга.
В ненастье не унывай, а печаль одолевай.
Веселое не вечно, и печальное конечно.
Тоскою горю не поможешь.
Листья уже пожелтели, и начался листопад. Только ели стоят зелеными, но их ветки поникли, а зелень кажется мрачной.
Под скалой уже не встретишь отдыхающего от трудов пахаря. Осторожный зверь торопится скрыться. Тусклый месяц с трудом пробивается сквозь туман и серебрит поле.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»

Читать стихотворение “Осень” Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов. Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтов «Осень»

Стихотворение “Осень” М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 5 классе. В нашей статье вы найдёте полный и краткий анализ “Осень” по плану.

Полный текст стихотворения М. Ю. Лермонтов «Осень»

Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов. Зверь отважный поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

Краткий анализ стиха «Осень» М. Ю. Лермонтов

Вариант 1

Михаил Лермонтов в своём творчестве, относился к теме природы, без особого энтузиазма. Романтика в таком духе – была явно не в его стиле. Хотя когда будучи известный поэт только начинал сочинять свои стихи, а это был подростковый возраст, он проявлял интерес к пейзажной лирике и даже посвятил этому отдельное стихотворение.

Оно было написано в 1828 году и называлось весьма просто – «Осень». Причиной тому послужило его родовое имение, где он проводил много времени на природе. Вероятно, в этот момент к нему и пришло осознание того, насколько «родные берега» могут затронуть душу.

Осень была страстной порой, а Лермонтова завораживала её конечная фаза, когда всё становилось мрачным и сырым. Уходящая, она словно одиночество в душе. Здесь, юный поэт, наблюдал пожелтевшие листья, и представлял свои переживания. Именно поэтому стихотворение «Осень» наполнено горечью событий, отразившихся в сравнении с жизненным циклом Лермонтова.

Лирический герой, а это, к слову сказать, сам автор, находится в гармонии с природой, и он боится её потерять. Но осень неуместна к нему, и потихоньку уступает своё место зиме.

Всё со временем становится тусклым, а жизнь – словно замирает. Люди и звери уже не могут приобщиться к новым переменам, и им приходится искать для себя что-то новое.

Читайте также:  Анализ стихотворения «Зима» (Ф. И. Тютчев)

В этом хорошо виднеется образ пахаря и дикого зверя.

Стихотворение весьма мрачное, хотя и не такое большое. При этом оно легко читается, что называется, на одном дыхании. Стоит также отметить и один очень интересный факт, Михаил Лермонтов даже в теме природы, сумел найти черты, сходные с одиночеством, на которое он так сильно любил ссылаться исходя из всей своей творческой деятельности.

Вариант 2

Стихотворение написано М. Ю. Лермонтовым в 1828 году, когда ему было 14 лет. В то время юный поэт периодически обращался к теме родной природы. Вдохновение к нему приходило, когда он бывал в родовом имении под Москвой, в перерывах между учебой в пансионе.

Поэт в ту пору испытывал глубокие переживания из-за невозможности общаться с отцом, и его душевное состояние влияло на восприятие мира: его часто посещало чувство раздражения, разочарования в людях, бессмысленности жизни. И все это отражалось в его творчестве.

Стихотворение «Осень» не имеет посвящения конкретному человеку, оно отражает душевный настрой Лермонтова.

Осень не была любимым временем года Михаила Юрьевича. Будучи очень наблюдательным, он видел в ней не только прелесть и очарование, но замечал и невеселые признаки увядания. Темная и сырая осень привлекает поэта гораздо сильнее, чем золото опадающих листьев:

  • Ели – «поникшие»
  • Зелень этих елей –«мрачная»
  • Месяц – «тусклый»
  • Даже скала – и та «нависшая», как будто таЯщая в себе угрозу обрушения

Лирический герой произведения – сам автор. Именно его наблюдения и становятся темой произведения.

Он видит не только унылые краски окружающей природы, но замечает, что жизнь постепенно замирает, людям и зверям больше не комфортно быть на природе: пахарю уже не хочется «отдыхать меж цветов», устав «от полуденных трудов», а дикий зверь, мелькнувший среди редеющего леса, «скрыться где-нибудь спешит».

Лирическое стихотворение не наполнено радостью и восторгом, как в стихотворениях Пушкина об осени; оно довольно мрачно, в нем больше подчеркнуты темные стороны этого времени года, за которым неизбежно наступит холодная зима. Легки лишь первые две строки («Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят»). Может быть, они нужны здесь для контраста.

Стихотворение написано четырехстопным хореем, рифма перекрестная. Читается стих легко, словно на одном дыхании.

Определяющими здесь являются слова: «поникли», «мрачную», «не любит», «скрыться», «тускл». Именно они создают грустный эмоциональный фон стихотворения, передают ощущение какой-то потери, которую поэт не называет.

Вариант 3

В свои четырнадцать лет молодой, но талантливый М.Ю. Лермонтов уже умел замечать красоту родного края и ценить его. Так, в 1828 году, когда поэт учился в пансионе, он иногда наведывался к бабушке в родовое имение.

Именно здесь и были написаны лирические строки, воспевающие красоту природа. Осень словно зеркало, отображала душевное состояние поэта.

С этого момента многие отмечают особое по теплоте отношение Лермонтова к своему краю, к своей Отчизне.

Прогулки на природе давали молодому поэту такую же пищу для ума, как и книги, за которыми он часами проводил время. Наблюдая за жизнью простых крестьян, Лермонтов научился понимать их трудности и печали, радости и веселье.

В своем произведении «Осень» автор словно старается остановить момент, зафиксировать его. Делая образную зарисовку картин осени, Лермонтов дает и свою личную характеристику этим сценам: «зелень мрачную», «месяц тускл».

Нет это не природа так напугала поэта, а настроение одиночества, которое навеяно атмосферой увядания.

Использование данных ярких эпитетов дает возможность точно подобрать эмоциональную тонировку сложным взаимоотношениям природы и человека.

Осень, как подготовительный период к зиме и холодам символизирует отчужденность, потерю связи и гармонии людей и их коренной колыбели, природы. Но и человек не чувствует побуждений стать ближе к своей «матери». Эту мысль поэт вкладывает в образ пахаря, который не любит отдыхать между цветов.

Ритмичный четырехстопный хорей дает динамику, которая присутствует в жизни, что описана автором. Перекрестная рифма придает жизненному стимулу природы грацию и красоту. Грустным лирическим смыслом проникнуто это небольшое произведение.

Здесь нет конкретно описанного героя, в его образе выступает лишь душевный настрой самого поэта, его ощущения. Автор словно что-то теряет с приходом осени.

Стихотворение «Осень» М. Ю. Лермонтов – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану

1. История создания

Стихотворение «Осень» написано в 1828 году, когда Лермонтову было 14 лет. Это одно из первых сохранившихся произведений юного поэта, что отражается на стиле и форме стихотворения.

Проба пера, тем не менее, имеет все признаки будущего лермонтовского таланта: склонность к мрачным тонам и полутонам, мотивы печали, увядания, одиночества.

2. Литературное направление

Стихотворение «Осень» напоминает поэзию сентименталистов, а именно эклогу, проникнутую настроением элегии. В то же время присутствуют черты реализма в изображении отдельных изменений природы осенью.

3. Род

Перед нами образец пейзажной лирики — редкой для поэзии Лермонтова.

4. Жанр

«Осень» — это пейзажная зарисовка, включающая элементы эклоги и элегии.

5. Проблематика

Нельзя сказать, что поэт затрагивает серьёзные философские проблемы. Он пробует свои силы в описании времён года, разворачивая перед нами череду постепенных метаморфоз в природе и душе человека.

6. Тематика

Основная тема произведения – природа осенью.

7. Идея

Осенью всё живое увядает, тускнеет, теряет силу и красоту. Ни человеку, ни зверю осенний пейзаж не даёт приюта. Только свет месяца может породниться с грустными приметами осени.

8. Пафос

Пафос стихотворения – печаль, понимание того, что увядание неизбежно.

9. Система образов

Образ осени складывается из череды подробностей: желтеющие листья и создающие контраст тёмные ели напоминают о наступлении особой поры в жизни леса. Неприютно стало там, где отдыхал летом пахарь (там уже нет ни солнца, ни цветов).

Образ ночи и ночного светила с его серебристым светом завершают ряд цветовых образов холодной ниточкой морозного блеска.

10. Центральные персонажи

В стихотворении упоминается пахарь, который не стремится больше отдыхать на остывшей земле. Также речь идёт о звере, ищущем тёплую нору накануне зимы.

Других персонажей в тексте нет. Автор подчёркивает этим неприютность и пустоту осеннего пейзажа.

11. Лирический герой

Лирический герой в стихотворении отсутствует. Пока поэт выступает в роли наблюдателя и просто перечисляет замеченные перемены, не окрашивая художественные детали личным отношением к ним.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения соединяет картину увядающих листьев на фоне поникших елей с описанием опустевшего поля и дола, где больше не ступают нога человека и лапа зверя. Надо всем этим разливается холодный свет месяца.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная.

В первой строфе говорится о лесе, во второй – о пахаре, в третьей – о звере и месяце.

Особенного замысла в таком построении текста нет. Автор последовательно описывает увиденное — эпизод за эпизодом. Тем не менее, произведение выглядит завершённым, ведь последний штрих (свет месяца) положен верно.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения очень прост и пока ещё скуп на средства художественной выразительности.

Синтаксис сочетает простые и сложные предложения. Среди частей речи преобладают глаголы, помогающие передать осень как процесс, метаморфозу времени.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано восьмистопным хореем с чередованием мужской и женской рифмы.

В нём всего три строфы (четверостишия) с перекрёстной рифмовкой: АБАБ.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении почти не используются тропы. Однако есть эпитет («зелень мрачную») и олицетворение («листья…и кружатся, и летят», «ели зелень… хранят»).

С помощью ассонансов «и», «о», «э» передано задумчивое настроение осенней прогулки, продолговатый звук гулкого осеннего воздуха.

17. Значение произведения

Стихотворение «Осень» — проба пера совсем юного Лермонтова, небольшая зарисовка, описывающая уголок природы в русской усадьбе. Она пополняет сокровищницу русской пейзажной лирики своей естественностью и простотой.

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова актуально для всех, кто любит природу и каждой осенью вспоминает стихи классиков. Под звуки шагов по аллеям занесённых листьями парков строки лермонтовской «Осени» всегда будут звучать волшебно.

19. Моё отношение

Стихотворение «Осень» не сравнить с другими произведениями Лермонтова, которые он написал, когда стал постарше, но мне знакомы картины увядания и опустения, которые он изобразил. Осень – печальное время года, и в этом я соглашусь с поэтом.

20. Чему учит

Стихотворение «Осень» напоминает о быстротечности жизни. Как приходит конец тёплому лету, так завершается абсолютно всё на земле.

«Осень» – анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

Особенности текста

«Осень» принято считать одним из первых известных стихов Лермонтова, в котором его поэтическое творчество уже постепенно приобретает свою индивидуальность. Чтобы проанализировать текст, следует составить план и ориентироваться на него. Вот какой может быть последовательность действий при анализе:

  1. Краткие сведения об истории создания. Где было написано произведение, возраст автора.
  2. Тематика и проблематика текста. Какие приметы осени рисует Лермонтов. Для точности можно выделить и выписать опорные слова.
  3. Композиция и жанр миниатюры.
  4. Использованные тропы с примерами.

Придерживаясь этой структуры, можно разобрать все особенности лирического текста, его настроение.

Меланхоличность, присущая творчеству Лермонтова, пока звучит вполсилы, но мотивы грусти и тоски по чему-то, о чем сложно говорить словами, уже очень явственно слышны в этом раннем произведении. Позднее они перетекут в философскую лирику, в серию элегий, текст которых напоминает пронзительную песню, наполненную душевной болью и страданием.

Краткая история создания

«Осень» относится к раннему творчеству поэта, год создания — 1828. К сожалению, текст не сохранился полностью, вторая страница была вырвана и уничтожена. Однако и фрагмент, попавший в руки исследователей, говорит, что даже в молодости Лермонтов был одиноким замкнутым человеком, который относился к осени по-своему. Картины золотых деревьев и багряного ковра, покрывающего землю, не вызывали в его сердце положительного отклика, а скорее, навевали хандру.

Читайте также:  Анализ стихотворения «чем они живут» («их образ жизни»)

Вот несколько фактов, касающихся истории написания текста:

  1. Автору на момент создания было всего 14 лет.
  2. Местом создания поэтической миниатюры стало имение бабушки поэта.
  3. Год публикации — 1829.

В более зрелом творчестве Лермонтов редко писал пейзажную лирику, скорее, картины природы становились лишь фоном, позволявшим ему передать собственные мысли и чувства, рассказать о своем одиночестве и душевной тоске. Но четырнадцатилетний поэт еще способен наслаждаться красотой природы, яркими и сочными красками осени.

В тексте нет и намека на мысли самого Михаила Юрьевича: это просто пейзажная зарисовка, в которой переплелись 3 измерения, относящиеся к миру растений, животных и людей.

Тематика и проблематика

Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова следует начать с определения темы и идеи текста.

Это образец пейзажной лирики, основным событием является описание прихода осени, когда пожелтела листва, и только хвойные леса сохраняют свои зелень с налетом мрачности и таинственности.

Картина, нарисованная поэтом, рождает настроение грусти и печали. В осени Лермонтова нет золота и ярких разноцветных пятен, которое можно обнаружить в поэтическом творчестве Пушкина.

Пейзажная лирика Лермонтова связана с внутренним миром поэта, хотя в раннем творчестве эта особенность пока не является столь яркой и выразительной. Можно выделить следующие особенности поэтического текста:

  1. Очень мало тропов, что говорит о том, что начинающий поэт только овладевал искусством мастерски использовать изобразительно-выразительные средства.
  2. Лирический герой намечен лишь легкими штрихами, его образ пока только схематичный. Однако уже налицо трагичное мировосприятие, которое ярко раскроется в позднем творчестве поэта. Вот почему зелень мрачная, ели поникли, а месяц — тусклый.
  3. Поскольку завершение стихотворения не дошло до настоящего времени, выявить его основную мысль достаточно сложно, поэтому «Осень» принято относить к пейзажной описательной лирике.

При чтении можно заметить скуку лирического героя, ему неинтересно наблюдать за сменой времени года, за тем, как листва желтеет и облетает с деревьев, как отдыхает пахарь, а лесной зверь, спасаясь от зимних предстоящих холодов, спешит укрыться в берлоге.

Композиционное и жанровое своеобразие

При анализе стиха Лермонтова «Осень» следует описать композиционную структуру. В ней выделяется 3 четверостишия, объединенные в строфу. Сначала описываются перемены, происходящие осенью с миром флоры, за которыми наблюдает лирический герой.

Они не кажутся ему волшебными картинками, а представляются в мрачном свете. Второе четверостишие содержит обращение к миру людей, в нем поэт рисует образ пахаря, для которого осень — время долгожданного отдыха.

Жатва и прочие работы на поле завершены, теперь этот честный труженик может насладиться покоем.

Наконец, третье четверостишие описывает, как мир животных готовится к предстоящим холодам — зверь стремится поскорее найти укрытие. Завершает текст еще одна небольшая пейзажная зарисовка с месяцем на фоне бескрайнего черного неба. Кажется, что сама природа стихла, поскольку звуковые образы не используются.

Конечно, текст сохранился не полностью, возможно, на втором листе содержалась философская строфа.

При написании сочинения по произведению нужно отметить и его жанровую специфику. Литературоведы относят «Осень» к элегиям. Нарисованные поэтом осенние картины так и дышат грустью и сожалением о том, что никогда не вернуть.

Кажется, что все в природе благополучно, не происходит ничего необычного: листва становится желтой, дикие звери готовятся к зимовке, человек завершает осенние полевые работы.

Но от ощущения безысходности и грусти избавиться не удается.

Использование выразительных средств

При анализе «Осени» Лермонтова нужно отметить, что это одно из ранних творений поэта, вот почему текст достаточно прост и бесхитростен. Композиционно он состоит из 3 четверостиший, а синтаксически — из 4 предложений. Описания краткие и емкие, развернутой картины смены времени года, равно как и перемен в настроении лирического героя, поэт не дает.

Текст представляет собой словесную иллюстрацию собирательного образа осени, которая для Лермонтова не золотая нарядная пора, а увядание природы. Особенности рифмы:

  1. Стихотворный размер — четырёхстопный хорей.
  2. Рифмовка перекрестная.
  3. Рифма женская, достаточно простая. В более зрелом творчестве поэт станет использовать более насыщенную и сложную рифму.

Анализ стихотворения Лермонтова «Осень» предполагает описание изобразительных и выразительных средств, которые позволили автору создать словесный рисунок осенних красот.

Прежде всего, это эпитеты: «отважный зверь», «тусклый месяц», «мрачная зелень». Выражение одухотворенности природы, ее способности жить собственной жизнью достигается за счет использования олицетворения — «листья кружат и летят».

Они уподобляются птицам, стремящимся к солнцу, в бескрайние просторы небес.

Обращается молодой поэт и к метафорам: «зелень мрачную хранят», «месяц поле серебрит», они помогают завершить создание целостной картины мира. Еще одно средство выразительности — инверсия, использование обратного порядка слов. Это помогает выделить фразы, подчеркнуть их значимость для Лермонтова.

Таковы основные особенности ранней пейзажной лирики М. Ю. Лермонтова, отразившиеся в одном из первых его стихотворений — миниатюре «Осень».

Анализ стихотворения «Осень» (М. Ю. Лермонтов)

Проводя анализ стихотворения «Осень» (М. Ю. Лермонтов), нелегко поверить в то, что оно было написано четырнадцатилетним мальчиком, хотя и очень талантливым.

         Осень 1828 года юный Лермонтов проводил в имении своей бабушки. Он очень переживал из-за ссоры отца с ней, поэтому такое грустное время года, как осень, действовали на поэта удручающе. Хотя многие его стихотворения, особенно первые, наполнены грустью и тоской.

         Композиция стихотворения простая, оно не делится на части и полностью состоит из описания осеннего пейзажа.

Тема стихотворения — природа осенью. Оно считается незаконченным, поэтому сложно определить основную мысль, но зато очень хорошо понятно настроение лирического героя, которым выступает сам автор: он грустит, краски осени не радуют его, а приближающиеся холода навевают тоску. Передать свое душевное состояние через состояние природы – вот идея этого стихотворения.

         Молодой Лермонтов не любил осень, она всегда была созвучна его мрачному настроению. Поэтому в его стихотворениях об этом времени года мы не видим такой же пышности красок, как у А. С. Пушкина. Но зато Лермонтов очень тонко передает душевное состояние через пейзажи в своих произведениях.   

В стихотворении «Осень» перед нами предстают грустные картины увядающей природы. Мы читаем его строчку за строчкой, и видим желтые листья в поле, которые кружатся и летают в воздухе.

Видим, как их поднимает ветер с холодной земли. А потом оказываемся в бору, где ели хранят «зелень мрачную». Почему-то листья в поле кажутся веселее, чем поникшие ели и мрачная зелень.

Наверное, даже вечно зеленые растения не рады наступившим холодам.

И снова перед нами поле, уже пустынное, нет на нем пахаря, потому что все уборочные работы уже закончены. Поле выглядит осиротевшим и одиноким без человека. Осенью все пустеет, и даже отважный когда-то зверь старается спрятаться куда-нибудь. А ночью еще тоскливее становится в природе, и даже месяц тусклый освещает поле «сквозь туман».

Картины природы как будто разбросаны по всему стихотворению. Поэтому мы не видим какого-то одного пейзажа. Легкими штрихами передает нам поэт осеннее настроение природы. Но это выдает в нем очень наблюдательного человека, который, возможно, много бродил в одиночестве, подмечая любую мелочь вокруг себя.

Природа как будто грустит вместе с лирическим героем. Но несмотря на мрачные краски, все-таки стихотворение очень богато разными средствами художественной выразительности. В нем много эпитетов: «зелень мрачную», ели стоят «поникши», «нависшею скалою», «зверь отважный», «месяц тускл».

Эпитеты передают краски поздней дождливой осени, когда все поникло и потускло. Немного скрашивают пейзаж метафоры «месяц поле серебрит», «ели зелень…хранят». Есть в стихотворении и олицетворения: «листья летят», «ели хранят», благодаря которым природа становится как будто живой, несмотря на осень.

Она сочувствует герою и тоже не рада приближающейся зиме.

Несмотря на то, что стихотворение написано пером неопытного молодого поэта, оно занимает важное место в его творчестве. Ведь мы, читатели, можем узнать, о чем думал, как чувствовал совсем еще молодой Лермонтов. Уже в свои четырнадцать лет он искусно мог передать свое настроение через краски природы, которая всегда была тесно связана с человеком в его творчестве.

Мне стихотворение нравится тем, что, читая его, я могу представить, какой была осень глазами Лермонтова. И даже блеклые серые краски он смог передать читателям так, что осень невозможно не полюбить, ведь нужно уметь наслаждаться даже увядающей природой и учиться чувствовать ее.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Осень» по плану

Стихотворение “Осень” М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 5 классе.

В произведении поэт описывает красоту природы в начале осени в традициях русской пейзажной лирики, передаёт грусть лирического героя через обилие метафор, эпитетов и олицетворений. В нашей статье вы найдёте полный и краткий анализ “Осень” по плану.

  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Ильиной Галиной Сергеевной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Анализ содержания

  Поэма “Реквием” (Анна Ахматова). “Реквием”: история создания

В 1848 году юный поэт обучался в пансионе, подготавливаясь к поступлению в университет. Его бабушка, обеспокоенная состоянием здоровья внука, настаивала на периодическом возвращении в родовое поместье, которое находилось под Москвой.

Там Лермонтов много читал, проводил часы в уединении и долгих прогулках по окрестностям. Не являясь истинным ценителем пейзажей, в смене времен года юный поэт рассмотрел определенный фатализм, обреченность, с которой жизнь проходит безвозвратно.

Его удрученное состояние в то время объяснялось тяжелыми взаимоотношениями с отцом, который не желал поддерживать родственные связи.

В этот период жизни наивный ребенок становится агрессивным, импульсивным. Формируется характер будущего великого поэта, который современники отмечали как замкнутый, прямолинейный и скрытный. В красоте осеннего пейзажа Лермонтов рассмотрел не только величие русской природы, которая готовится к переменам, но и отклик своих переживаний. Стихотворение наполнено отрицательными эпитетами:

  1. мрачная зелень;
  2. поникшие ели;

нависшая скала. Особо нужно отметить, что за красотами природы, пылающей золотыми красками кружащих листьев, автор обращает внимание на темный, густой бор.

Читайте также:  Кратчайшее содержание рассказа «Тёмные аллеи» для читательского дневника (И. А. Бунин)

Возможно, это объясняется упадническим настроением самого автора, показывает его личные переживания, в которых подросток, в силу возраста, разобраться не может.

Постепенное отдаление человека от гармонии природы Лермонтов показывает через образ пахаря, который больше не отдыхает в тени скал после праведных трудов. Даже одинокий дикий зверь, дитя природы, спешит поскорее укрыться в чаще леса, подальше от человека, которого воспринимает как возможную опасность.

Это интересно: Сочинение: описание картины И.И. Шишкина «Зима в лесу. Иней»

Тематика и проблематика

Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова следует начать с определения темы и идеи текста.

Это образец пейзажной лирики, основным событием является описание прихода осени, когда пожелтела листва, и только хвойные леса сохраняют свои зелень с налетом мрачности и таинственности.

Картина, нарисованная поэтом, рождает настроение грусти и печали. В осени Лермонтова нет золота и ярких разноцветных пятен, которое можно обнаружить в поэтическом творчестве Пушкина.

Пейзажная лирика Лермонтова связана с внутренним миром поэта, хотя в раннем творчестве эта особенность пока не является столь яркой и выразительной. Можно выделить следующие особенности поэтического текста:

  1. Очень мало тропов, что говорит о том, что начинающий поэт только овладевал искусством мастерски использовать изобразительно-выразительные средства.
  2. Лирический герой намечен лишь легкими штрихами, его образ пока только схематичный. Однако уже налицо трагичное мировосприятие, которое ярко раскроется в позднем творчестве поэта. Вот почему зелень мрачная, ели поникли, а месяц — тусклый.
  3. Поскольку завершение стихотворения не дошло до настоящего времени, выявить его основную мысль достаточно сложно, поэтому «Осень» принято относить к пейзажной описательной лирике.

При чтении можно заметить скуку лирического героя, ему неинтересно наблюдать за сменой времени года, за тем, как листва желтеет и облетает с деревьев, как отдыхает пахарь, а лесной зверь, спасаясь от зимних предстоящих холодов, спешит укрыться в берлоге.

Художественные средства

Какими приемами выразительности воспользовался автор, чтобы создать незабываемый психологический пейзаж? Анализ стихотворения Лермонтова «Осень» следует начать с рассмотрения метафор, эпитетов, олицетворения.

Лермонтову удается кратко и емко уловить, как выглядит осень в разное время суток. Например, полдень: «уж не любит, меж цветов, пахарь отдыхать порою от полуденных трудов». Он подчеркивает, что время безвозвратно прошло и его не вернуть — пахарь больше не будет отдыхать среди цветов на поляне, урожай собран, поэтому нельзя наслаждаться видом золотого от пшеницы поля.

  Образ Птицы-тройки в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Осень ночью совсем другая: «ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит». Дни становятся короче, а ночи длиннее, густой туман покрывает землю, из-за чего месяц становится все бледнее и бледнее…

Автор скучает по летним дням, когда солнце не скрывает своего света, по коротким ночам с ясной луной.

Эпитеты и метафоры

Настроение стихотворения «Осень» можно отнести как к картине природы, так и к внутреннему состоянию человека. Эпитеты «мрачная», «поникшая», «тусклый» — все это до глубины личное и острое принятие осени лирическим героем. Для него это смерть, увядание, печаль. Также М. Лермонтов использует эпитеты:

  • «поникши ели»;
  • «зелень мрачная»;
  • «нависшая скала»;
  • «полуденные труды»;
  • «зверь отважный».

Эпитеты помогают прочувствовать атмосферу, всю мрачность и неприветливость осени. Даже «зверь отважный поневоле, скрыться где-нибудь спешит». Метафоры представляют открывающуюся читателю картину природы одухотворенной, загадочной:

  • «месяц поле серебрит»;
  • «ели зелень мрачную хранят».

Олицетворения и синтаксические приемы

В первом четверостишии автор пользуется олицетворением в качестве художественного приема: «поникши ели зелень мрачную хранят». Деревья оживают перед нами в образе неких суровых стражей, которые грозят бедой святотатцу, решившему нарушить покой их мрачных ветвей.

«Листья кружатся и летят» — листья представляются читателю подобными птицам, они беспокойны и не могут найти себе приюта. Это добавляет ощущение уныния, отчаяния.

«Зверь отважный поневоле…» — яркий образ живого существа, загнанного в угол страхом и отчаянием, несмотря на присущую ему храбрость.

Завершить краткий анализ стихотворения «Осень» можно, обратив внимание на структурное своеобразие и строение предложений. Лермонтов широко использует инверсии: «Листья в поле пожелтели…», «зверь…скрыться спешит», «сквозь туман лишь серебрит». Благодаря обратному порядку слов глаголы переносятся в конец строк и рифмуются, чем достигается певучесть и ритмичность.

Произведение состоит из четырех четверостиший и написано четырехстопным хореем. Лермонтов использовал перекрестную рифму и из-за этого ритм стиха легкий. Кроме того, ощущается своеобразный внутренний ритм за счет вспомогательной безударной стопы.

Композиционное и жанровое своеобразие

При анализе стиха Лермонтова «Осень» следует описать композиционную структуру. В ней выделяется 3 четверостишия, объединенные в строфу. Сначала описываются перемены, происходящие осенью с миром флоры, за которыми наблюдает лирический герой.

Они не кажутся ему волшебными картинками, а представляются в мрачном свете. Второе четверостишие содержит обращение к миру людей, в нем поэт рисует образ пахаря, для которого осень — время долгожданного отдыха.

Жатва и прочие работы на поле завершены, теперь этот честный труженик может насладиться покоем.

Наконец, третье четверостишие описывает, как мир животных готовится к предстоящим холодам — зверь стремится поскорее найти укрытие. Завершает текст еще одна небольшая пейзажная зарисовка с месяцем на фоне бескрайнего черного неба. Кажется, что сама природа стихла, поскольку звуковые образы не используются.

Конечно, текст сохранился не полностью, возможно, на втором листе содержалась философская строфа.

При написании сочинения по произведению нужно отметить и его жанровую специфику. Литературоведы относят «Осень» к элегиям. Нарисованные поэтом осенние картины так и дышат грустью и сожалением о том, что никогда не вернуть.

Кажется, что все в природе благополучно, не происходит ничего необычного: листва становится желтой, дикие звери готовятся к зимовке, человек завершает осенние полевые работы.

Но от ощущения безысходности и грусти избавиться не удается.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх четверостиший, объединённых в одну строфу. Лирический герой наблюдает за изменениями в природе, они кажутся ему мрачными и серыми. Видение природы создаёт общий минорный тон стихотворения. Строфа содержащая философскую составляющую не сохранилась.

Синтаксически стихотворение состоит из четырех небольших предложений. В нём нет описания конкретного временного периода, когда лирический герой любуется на определённый пейзаж. В стихотворении описаны картины, которые имеют место в разное время суток, следовательно – это собирательный образ осенней увядающей природы.

Об этом свидетельствуют два последних стиха: “Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит”.

  Как проявляют свои добрые чувства разные знаки зодиака

Исследователи творчества Лермонтова склоняются к варианту – элегии.

Однако сохранившийся отрывок даёт нам право воспринимать его как лирическое стихотворение описательного характера. Стихотворение написано четырёхстопным хореем перекрёстной рифмовкой.

Рифма в основном женская, её нельзя назвать бедной, но и богатой, насыщенной, как в зрелых стихотворениях, она не является.

Смысл

Смысл стихотворения «Осень» каждый определяет сам для себя. Кто-то может заметить тут противостояние двух вечных начал – жизни и смерти. Кто-то может определить его как гармоничное сочетание смены времен года. Мы не можем знать, какова основная идея автора, мы можем лишь предположить, что он чувствовал и думал, сочиняя эту зарисовку.

На мой взгляд, главная мысль данного стихотворения – это вечный круговорот событий, который неминуемо следует от света к тени и наоборот.

Смерть и увядание необходимы для зарождения новой жизни, именно природа является главным хранителем этой закономерности.

В ней похоронная процессия происходит грустно и мрачно, но величественно, естественно и даже красиво, поэтому осень так притягивает взор художника и поэта.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх четверостиший, объединённых в одну строфу. Лирический герой наблюдает за изменениями в природе, они кажутся ему мрачными и серыми. Видение природы создаёт общий минорный тон стихотворения. Строфа содержащая философскую составляющую не сохранилась.

Синтаксически стихотворение состоит из четырех небольших предложений. В нём нет описания конкретного временного периода, когда лирический герой любуется на определённый пейзаж. В стихотворении описаны картины, которые имеют место в разное время суток, следовательно – это собирательный образ осенней увядающей природы.

Об этом свидетельствуют два последних стиха: “Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит”.

Исследователи творчества Лермонтова склоняются к варианту – элегии. Однако сохранившийся отрывок даёт нам право воспринимать его как лирическое стихотворение описательного характера. Стихотворение написано четырёхстопным хореем перекрёстной рифмовкой.

Рифма в основном женская, её нельзя назвать бедной, но и богатой, насыщенной, как в зрелых стихотворениях, она не является.

Краткая история создания

«Осень» относится к раннему творчеству поэта, год создания — 1828. К сожалению, текст не сохранился полностью, вторая страница была вырвана и уничтожена.

Однако и фрагмент, попавший в руки исследователей, говорит, что даже в молодости Лермонтов был одиноким замкнутым человеком, который относился к осени по-своему.

Картины золотых деревьев и багряного ковра, покрывающего землю, не вызывали в его сердце положительного отклика, а скорее, навевали хандру.

Вот несколько фактов, касающихся истории написания текста:

  1. Автору на момент создания было всего 14 лет.
  2. Местом создания поэтической миниатюры стало имение бабушки поэта.
  3. Год публикации — 1829.

В более зрелом творчестве Лермонтов редко писал пейзажную лирику, скорее, картины природы становились лишь фоном, позволявшим ему передать собственные мысли и чувства, рассказать о своем одиночестве и душевной тоске. Но четырнадцатилетний поэт еще способен наслаждаться красотой природы, яркими и сочными красками осени.

В тексте нет и намека на мысли самого Михаила Юрьевича: это просто пейзажная зарисовка, в которой переплелись 3 измерения, относящиеся к миру растений, животных и людей.

Жанр, направление, рифма

Жанр этого стихотворения относится к описательной лирике. Лермонтов рисует образ уходящего лета и сменяющей его осени. Творчество поэта было выдержано в традициях романтизма.

Во всем стихотворном строе сохраняется перекрестная рифма. При таком типе рифмовки сочетаются по звучанию попарно первая и третья строчка. Написан данный отрывок четырехстопном хореем.

Листья в поле пожелтели,И кружатся и летят; Лишь в бору поникши елиЗелень мрачную хранят.

Ссылка на основную публикацию