Анализ стихотворения Федора Тютчева «О, как убийственно мы любим!»

  • О, как убийственно мы любим,
  • Как в буйной слепоте страстей
  • Мы то всего вернее губим,
  • Что сердцу нашему милей!
  • Давно ль, гордясь своей победой,
  • Ты говорил: она моя…
  • Год не прошел – спроси и сведай,
  • Что уцелело от нея?
  • Куда ланит девались розы,
  • Улыбка уст и блеск очей?
  • Все опалили, выжгли слезы
  • Горючей влагою своей.
  • Ты помнишь ли, при вашей встрече,
  • При первой встрече роковой,
  • Ее волшебный взор, и речи,
  • И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?

  1. И долговечен ли был сон?
  2. Увы, как северное лето,
  3. Был мимолетным гостем он!
  4. Судьбы ужасным приговором
  5. Твоя любовь для ней была,
  6. И незаслуженным позором
  7. На жизнь ее она легла!
  8. Жизнь отреченья, жизнь страданья!
  9. В ее душевной глубине
  10. Ей оставались вспоминанья…
  11. Но изменили и оне.
  12. И на земле ей дико стало,
  13. Очарование ушло…
  14. Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
  15. То, что в душе ее цвело.
  16. И что ж от долгого мученья
  17. Как пепл, сберечь ей удалось?
  18. Боль, злую боль ожесточенья,
  19. Боль без отрады и без слез!
  20. О, как убийственно мы любим,
  21. Как в буйной слепоте страстей
  22. Мы то всего вернее губим,
  23. Что сердцу нашему милей!

Краткое содержание

Анализ стихотворения Федора Тютчева «О, как убийственно мы любим!»

Л. Леви-Дюрмэ. Профиль молодой женщины. 1924

Мы видим перед собой монолог лирического героя, который называет свою любовь убийственной: за собственной страстью он даже не заметил, как погубил любимую женщину. Сначала поэт погружается в воспоминания, переносясь на несколько лет назад, когда впервые увидел девушку и полюбил её. Поэт счастлив тем, что ему удалось завоевать её сердце. Но о его любви узнала общественность.

Поэт рассказывает нам, к чему привело запретное чувство. Через год счастливая улыбка стёрлась с губ возлюбленной,  в глазах её появились горошины слёз. Это произошло от того, что их страстная взаимная любовь стала для девушки позорным приговором.

Из-за этого от неё отреклось общество. Людская толпа принялась втаптывать в грязь всё прекрасное и чистое, что жило в душе героини. У неё не осталось даже воспоминаний о чудесных днях.

Общество оклеветало девушку, посеяв в её душе семена боли и ожесточения.

История создания

Произведение представляет собой настоящую историю любви Тютчева к Елене Денисьевой: его можно считать автобиографическим. Именно Елене поэт посвятил это стихотворение.

Отношения зрелого Тютчева и юной воспитанницы Института Благородных девиц Елены Денисьевой начались, когда поэт был женат.

Они хранили свой роман в тайне ровно до тех пор, пока Елена не родила любимому внебрачного ребёнка в 1851 г.

С этого момента всё пошло по наклонной: общество осудило любовников. Перед Денисьевой закрылись двери приличных домов. Поэт метался между женой и любовницей, которая вскоре родила ему ещё одного ребёнка.  Это продолжалось вплоть до смерти Денисьевой от брюшного тифа. Мучительные отношения пары продлились долгих 14 лет.

Жанр, направление, размер

Перед нами чистая элегия. Произведения насыщено философскими раздумьями, тоской и грустью. Его относят к любовной лирике «Денисьевского цикла». Тютчев проявил себя как поэт литературного направления «Чистое искусство». Это означает, что стихотворение не касается социальных и бытовых тем. В нём воспеваются лишь красота мира и чувства самого автора.

Поэт использует четырёхстопный ямб: благодаря этому стихотворному размеру произведение читается легко, плавно, на одном дыхании. Рифмовка перекрёстная, мужская/женская.

Композиция

  • С формальной точки зрения стихотворение делится на десять катренов. С композиционной – это целостный монолог лирического героя, состоящий по смыслу из двух частей:
  • Первая часть – лирический герой размышляет над результатами своей убийственной любви.
  • Вторая часть – лирический герой размышляет над эволюцией отношений двух любящих сердец.

Эти две части не автономны: автор виртуозно сплетает их в единое повествование, предаваясь то воспоминаниям, то размышлениям. Отдельного внимания заслуживает особенность данного стихотворения – рефрен.

Тютчев повторяет первую строфу, выражающую ключевую мысль, тем самым подчёркивая душевные терзания лирического героя.

Образы и символы

Особого читательского внимания заслуживают следующие смысловые образы произведения:

образ лирического героя – герой ведёт монолог сам с собой, обвиняя себя во всех несчастьях, случившихся с его любимой. Сначала он сосредоточивается на своей основной вине, затем подробно описывает собственные переживания и воспоминания о возлюбленной. Для героя роковой ошибкой становится его эгоизм в отношении любимой, обернувшийся трагедией;

образ возлюбленной – в нём передаётся слабость и жертвенность любящей женщины, которую любовь растаптывает, подобно дикому скакуну. Героиня ассоциируется с нежным цветком, погубленным из-за его собственной красоты и притягательности.

Темы и настроение

Основная тема произведения – несчастливая любовь и её трагические последствия. Сначала мы знакомимся с описанием раннего этапа любовных отношений лирического героя и его музы: здесь много радости, лёгкости, счастья. Вскоре «живой, младенческий смех» девушки сменяется на гримасу отчаяния и боли.

Тютчев открыто сообщает нам, что юную девушку сгубила его зрелая любовь. Сокровенные чувства невозможно защитить от грубого мнения общественной морали. Душу возлюбленной поэта «растоптала толпа».

Основная идея

Главная мысль произведения в следующем: любовь способна не только радовать, но и убивать. В ней скрыта не только великая сила созидания, но и сила разрушения. Связь двух любящих сердец будет особенно болезненной, если на их пути возникнут неожиданные препятствия.

Средства выразительности

  1. Тютчев использует следующие выразительные средства для раскрытия чувственных переживаний лирического героя и создания портрета его возлюбленной:
  2. эпитеты – «волшебные взоры», «встреча роковая»;
  3. метафоры – «слепость страстей», «куда ланит девались розы»;

аллитерация – стихотворное настроение поддерживается чередованием согласных «з», «ж», «л»: «Боль злую, боль ожесточенья, боль без отрады и без слёз!».

Анализ поэтического произведения Ф.И.Тютчева «О как убийственно мы любим»

Ф.И.Тютчев великий поэт-философ 19-го века. Многие его произведения любви. Стихотворение «О как убийственно мы любим» одно из самых ярких любовной лирики поэта.

При прочтении поэтического произведения перед читателями возникает образ девушки, которая стала жертвой любви.

Как часто девушки попадаются на удочку и становятся жертвами Любви?Как часто девушки попадаются на удочку и становятся жертвами Любви?

Автор подчёркивает детали этой картины – картины любви как губительной страсти с помощью:

  • эпитетов (волшебный взор, ужасным приговором, незаслуженным позором),
  • олицетворений (очарование ушло; опалили, выжгли слёзы),
  • сравнений (о как убийственно мы любим, как пепел сберечь ей удалось).

Перед нами стихотворение-размышление автора о любви как об ужасе, катастрофе. Эта картина помогает автору раскрыть настроение лирического героя. Читаешь это стихотворение и чувствуешь тоску и грусть.

На протяжении всего произведения Тютчев сожалеет о своих ошибках в отношениях с возлюбленной. Это подчёркивает множество риторических вопросов (И что ж теперь? И где всё это?)

В своих стихотворениях Тютчев часто высказывает свои чувства и мысли В своих стихотворениях Тютчев часто высказывает свои чувства и мысли

Лирический герой представлен читателям как двойник автора. В нём мы видим отражение авторских чувств и размышлений. Тютчев используют восклицательные предложения, что передает эмоциональный накал чувств греческого героя, делая их ярче и выразительнее.

Композиция стихотворения:

имеет кольцевую композицию. Она начинается и завершается одним четверостишие. Поэтическое произведение состоит из 10 четверостиший.

Стихотворение нельзя разделить на части, так как каждая строфа плавно переходит одна в другую, создавая единую картину.

Но в каждой строфе скрыт свой смысл.

Итак, если первая строфа заканчивается восклицательным знаком, показывая утвердительное значение рассуждениям о силе любви. То в последней строфе в конце стоит ещё и многоточие, это дает читателям задуматься о проблеме вместе с автором.

  • В третьей строфе рассказывается о «первой встречи роковой», когда возлюбленная лирического героя была очаровательной.
  • Но после первой встречи портрет девушки меняется «очарование ушло», а любовь для неё стало «незаслуженным позором» об этом говорится в шестой, седьмой, восьмой строфах.
  • Стихотворение пронизано антитезами, характерными для Тютчева, уже в первой строфе мы видим противоречия лирического героя «убийственно любим».

Скриншот самого стихотворения.Скриншот самого стихотворения.

Основной стихотворный размер который использует автор – ямб.

В стихотворении применяются разные способы рифмы: перекрёстная женская и мужская. Это создает впечатление плавности, в то же время торжественности.

Поэт с помощью аллитерации звуков[й] и [с] воссоздает настроение печали тоски.

Тютчев – это тонкий лирик, который подталкивает к размышлениям о настоящей любви. Заставляет взглянуть на любовь как на безграничное счастье, которое оборачивается трагедией.

Любовь – трагедия или счастье?Любовь – трагедия или счастье?

Согласны с Тютчевым? Как вам стихотворение?

Любите стихи, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, тут будет много интересных разборов.

«О, как убийственно мы любим» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, история создания, кому посвящено

  • Анализ стихов
  • Тютчев
  • О как убийственно мы любим

В творчестве Ф.И. Тютчева тема любви занимает большое место. Ф. Тютчев очень любил женщин и всегда был благодарен им за то, что они были в его жизни. Произведение «О, как убийственно мы любим…» написал в 1851 году, вскоре после встречи с Еленой Денисьевой.

Страсть к Елене захлестнуло его с головой, чувство Елены к нему было также огромным. Пятнадцать лет длился их роман, итогом которого стало создание денисьевского цикла стихов, шедевра лирики любви. Денисьевский цикл стихов поэта можно было бы назвать романом в стихах.

Читайте также:  Сочинение: Чем живёт Мцыри? (М.Ю. Лермонтов)

Стихи этого периода с психологическим надрывом сравнивают с романами Достоевского.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» условно можно разбить на три части. В первой части поэт задается вопросом: почему так произошло? Во второй части он отвечает на вопросы, а в третьей подводит печальный итог любви. В произведении много восклицательных и вопросительных знаков. Это подтверждает эмоции и страсти, бушующие в душе поэта.

Поэт дает два сравнения своей любимой. Вначале она живая, яркая с волшебным взором, а затем он сравнивает любимую с северным летом и мимолетным гостем.

Поэт все время чувствовал свою вину перед Еленой, за то, что он стал причиной отторжения ее обществом. Их связь считалась порочной, она не являлась его законной женой. Ужасным приговором называет свою любовь к Елене Тютчев.

Его терзают угрызения совести, так как и с первой семьей он не порвал. Тютчев осуждает общество, жестоко относящееся к людям и их чувствам. Он называет это общество толпой, способной втоптать в грязь все самые святые чувства.

Именно слово «грязь» ярко показывает, в какой атмосфере приходилось жить его любимой. Что у нее оставалось: злая, ожесточенная боль?

  А.С. Пушкин “Евгений Онегин”: описание, герои, анализ романа

Осознавая свою вину за страдания любимой, Тютчев сам себе выносит приговор. Ему пришлось пережить смерть любимой и окончание такой мучительной любви.

В начале и в конце стихотворения одинаковые четверостишия. Между ними он вместил счастливую и горькую для себя любовь. Тютчеву пришлось пережить раннюю смерть своей любимой. После ее смерти он признавал, что Денисьева была его лучшей музой. Свои проникновенные, чувственные стихи он писал под впечатлением любви Елены.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О, как убийственно мы любим.История создания – произведение было написано в 1851 г, посвящено Е. Денисьевой, незаконной супруге Ф. Тютчева. Спустя 3 года, в 1854 г. было опубликовано в 3-м номере журнала «Современник».

Тема стихотворения – истинная сущность любви, которая может погубить человека, если не оберегать чувства от сплетен толпы.

Композиция – Стихотворение представляет целостный монолог лирического героя, который по смыслу состоит из двух частей: воспоминания о первой встрече и нынешнее раздумья о развитии отношений. Формально произведение делится на десять катренов.

  • Жанр – элегия
  • Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «куда ланит девались розы», «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело».
  • Эпитеты – незаслуженный позор», «смех младенческо-живой».
  • Сравнения – «как северное лето, был мимолетным гостем он».

Особенности третьей части

Очередная смена сюжетной линии и повествования начинается с шестого четверостишия. Здесь лирический герой представлен не как определённая личность, а как своеобразное орудие, которое способно изменять судьбы окружающих.

Автор дает понять читателю, что все горести и муки, причиненные девушке, получены ей незаслуженно и связаны именно с тем случаем, когда поэт влюбился в женщину и влюбил в итоге ее в себя. Такие чувства полностью изменили судьбу юной леди.

Только ради любовных отношений Елена решила полностью отречься от всех земных радостей и посвятить себя своему возлюбленному. Она потеряла все: имение, родственников, уважение со стороны общества. Данная мысль начата в шестой строфе и продолжается в седьмой.

Здесь жизненный путь представлен в виде постоянных испытаний, на которые обречена в будущем героиня.

Особенно интересно восьмое четверостишие. В нем раскрывается вся суть используемых образов в произведении. Здесь произведение Тютчева наполнено особенным драматизмом. Автор осознаёт свою вину перед любимым человеком.

Именно его чувства, его любовь привели к постоянному ожесточению, со стороны светского общества, к нападкам и изоляции женщины.

Девятая строфа рассказывает о любви, которая представлена в виде злого огня, способного сжечь все окружающее и оставить лишь пепел.

История создания

Некоторые образцы литературы следует воспринимать в контексте биографии автора, к ним относится и анализируемое произведение. История создания его началась со встречи Федора Тютчева с Еленой Денисьевой в конце 1840-х гг. На то время 47-летний поэт уже был женат, но без памяти влюбился в 24-летнюю девушку.

Эти любовные отношения развивались очень странно. Денисьева стала любовницей Тютчева, ведь брак с его законной женой Эрнестиной расторгнут не был. Вскоре Денисьева родила возлюбленному троих детей. Поэт не просто признал их, но и, с согласия Эрнестины, дал им свою фамилию.

Елена отличалась крутым нравом, поэтому частенько устраивала сцены своему избраннику, но расстаться с ним не могла. Тютчев тоже очень любил свою молоденькую музу.

Общество осуждало такой союз, отчего страдали влюбленные. Смешанные чувства безграничной любви и страдания Ф. Тютчев оставил в цикле стихов, посвященных Е. Денисьевой.

В него вошло и анализируемое стихотворение, созданное в 1851 году.

Вариант №3

Любовные отношения Тютчева были очень непростыми. В конце концов, личная жизнь поэта превратилась в настоящую трагедию, но, несмотря на это Тютчев относился к судьбе философски и был благодарен тем женщинам, которые подарили ему свою любовь и которых сам он любил всем сердцем.

Поэт был женат два раза. Первая супруга, подарив мужу трех дочерей, умерла рано. Муж тяжело переживал эту утрату. Второй раз Тютчев женился лишь спустя несколько лет.

Новые отношения осложнились тайным увлечением Тютчева, превратившего брак в любовный треугольник продолжительностью в 14 лет. Роман поэта завершается ужасным скандалом.

Выяснилось, что любовница поэта, являющаяся воспитанницей института благородных девиц, ждет от него ребенка.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим», написанное в 1851 году, Тютчев адресует своей избраннице. В нем он выказывает искреннее сожаление о том, что по его вине доброе имя девушки оказалось опороченным.

Он раскаивается и просит прощение за то, что не смог уберечь ее от скандалов, пересудов и людской молвы. Любовь к Тютчеву заставила несчастную девушка пройти через все унижения падшей женщины, к которой светское общество причисляло возлюбленную поэта. Ей пришлось отказаться от собственной семьи.

Тютчев не отвергает девушку, не отстраняется от нее, поэт испытывает к ней чувства любви и нежности. Однако в своем стихотворении автор поражается тому, что сделали с ней тяжелые переживания и публичные порицания, которым девушка подверглась из-за любви к нему.

С лица исчез румяней, глаза потускнели, улыбка угасла. Красивая, молодая и полная сил девушка заметно постарела за короткое время.

Тютчев акцентирует внимание на том, что раскаивается в содеянном — своей любовью он погубил ни в чем не повинное создание. Девушка ничем не заслужила эти страдания и эту боль, в которые превратились ее искренние чувства к поэту.

Единственное, что может утешить в этой истории – это светлые воспоминания о некогда пережитых моментах счастья. Но дело в том, что они также загублены беспощадной толпой, втоптаны ею в грязь. В результате душа героине остановится опустошенной, в ней не остается ничего, кроме боли и страдания.

Таким образом, Тютчев называет любовь к своей избраннице убийственной, ведь она полностью разрушила судьбу бедной девушки. Потомственная дворянка, девушка из высшего общества вынуждена была стать жертвой неприглядных сплетен и жестоких пересудов. А после рождения ребенка путь в высший свет был для нее полностью закрыт.

Анализ по плану

Тема

В стихотворении раскрывается тема несчастливой любви, которая обрела разрушительную силу под влиянием страстей и осуждений. В связи с указанной проблемой развивается идея. Автор хочет показать, что чистую любовь и объекта светлых чувств очень легко погубить, нужно уметь оберегать отношения от сплетен окружающих.

Тема раскрывается в чувственном монологе лирического героя, который полностью сливается с автором. Уже в первых строках герой рассказывает об убийственной любви и «слепости страстей».

Он пытается понять, почему для его любимой прекрасное чувство стало приговором. Мужчине удается найти ответы на поставленные вопросы: его возлюбленной пришлось отречься от общества, пожертвовать собой.

Строчки «Твоя любовь для ней была, и незаслуженным позором на жизнь ее она легла!» будто бы намекают на ту, кому посвящено произведение.

Слова лирического героя напоминают пазл, из которого складываются два контрастных портрета возлюбленной. В начале отношений это улыбчивая девушка с волшебным взором, блеском в глазах и «младенческо-живым» смехом. После того как «толпа» растоптала ее душу, женщине удалось сберечь только «злую боль».

Особенности второй части

Повествование сюжетной линии начинает меняться с третьего четверостишья. Здесь описываются особенные воспоминания автора. Фёдор Иванович рассказывает читателю о героине, которая с первой встречи покорила его сердце своим волшебным взором.

Ему нравилось в любимой все – это и свежий румянец на щеках, и великолепный смех, который был таким живым, что казался чуть ли не младенческим. В момент встречи с лирическим героем девушка была как цветок, красующийся во время юности.

Женщина очень сильно очаровала автора, он восхищался ее красотой и прелестью, а также гордился, что смог завоевать ее сердце. В четвертом четверостишии у автора снова возникают вопросы. Он спрашивает у самого себя, куда же все это подевалось.

Читайте также:  Особенности драмы Островского «Гроза»

Очевидно, что таким вопросом задавался не лирический герой, а сам Фёдор Иванович.

Композиция

Композиция стихотворения условно делится на две части. В первой автор раздумывает над результатами убийственной любви, во второй возвращается к ее истокам, где чувства делали двух людей счастливыми.

Указанные части не отдельные, Тютчев мастерски сплетает их, предаваясь то размышлениям, то воспоминаниям. Особенностью стиха также является рефрен. Поэт повторяет первую строфу, которая выражает основную мысль и подчеркивает переживания автора и лирического героя.

Формально произведение состоит из десяти катренов (четверостиший). Некоторые из них выражают относительно завершенную мысль, другие имеют смысл только в связи с предыдущими строками.

  Стихотворение «Порог» Тургенева: краткое содержание, анализ

Первая часть

Анализ («О, как убийственно мы любим» Тютчева – это произведение, которое отличается особенной драматичностью ввиду того, что основано на биографии автора) этого стиха следует начать со вступления, в котором поэт высказывает мысль о гибельности любви и сетует на те несчастья, которые она с собой приносит. В первых же строчках звучит мотив страдания лирического героя из-за того, что он принес горе любимой женщине, которую обожает.

Поэт не скупился на красочные эпитеты, изображая страсть и глубокую привязанность к ней. Вместе с тем он акцентирует внимание читателя на том, что чем сильнее чувство, тем больше бед оно приносит. Далее поэт вспоминает счастье былых дней, которое, однако, оказалось слишком непрочным и слабым.

Анализ («О, как убийственно мы любим» Тютчева – это произведение, которое необходимо изучать в контексте творчества поэта) должен включать изучение особенностей композиции стихотворения.

Оно основано на контрасте: первые две строчки посвящены описанию счастья влюбленных, в то время как следующие две как бы опровергают мысль и мечту поэта о возможной любви.

Средства выразительности

Для раскрытия чувств лирического героя, создания портретов его возлюбленной, раскрытия проблемы и реализации идейного звучания Ф. Тютчев использует средства выразительности.

Основной троп – метафора: «слепость страстей», «куда ланит девались розы», «судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была», «В ее душевной глубине ей оставались вспоминанья…» Также в тексте есть: сравнение – “как северное лето, был мимолетным гостем он” и эпитеты – “волшебны взоры”, “встреча роковая”, “смех младенческо-живой”,

Настроение стиха поддерживается при помощи аллите­рации например, согласных «з», «ж», «л»: «Боль злую, боль ожесточенья, боль без отрады и без слез!». Ритмическая организация делает эмоции и чувства, описанные в стихотворении более выразительными.

Завязка

Данное произведение – это пересказ основных событий жизни поэта. Вторая часть сочинения посвящена описанию несчастной судьбы женщины, которая связала с ним свою жизнь.

Автор говорит о том, что она сильно переменилась внешне, что от ее былой красоты не осталось и следа.

Анализ («О, как убийственно мы любим» Тютчева – это посвящение возлюбленной, которое напоминает просьбу о прощении) должен содержать описание тех перемен, которые с ней произошли.

Ее глаза иссушили слезы, улыбка сошла с лица, щеки побледнели. Вид любимой, которую иссушило горе, доставляет немало огорчений и самому поэту, который, глядя на нее, сам сильно страдает.

И долговечен был ли сон?

В восприятии человека, предающегося болезненным воспоминаниям, некий отрезок жизни может показаться необыкновенно быстротечным.

Молодость, улыбка и энергия так быстро покинули девушку, что лирик вспоминает ее жизнерадостный образ и как будто задает себе вопрос: «Что уцелело от нее?» Стихотворение «Как убийственно мы любим», однако, является не только покаянием автора, но и своеобразным протестом против несправедливости и жестокости, царящей в обществе. Денисьева стала не только жертвой слепой страсти. В ее гибели виновна также лживая этика, согласно которой предрассудки сильнее любви, лицемерие дороже истинного чувства.

Любовь – «поединок роковой»?

В глазах петербургского общества отношения поэта и девушки приобрели характер самого настоящего скандала. И длился этот скандал ни много ни мало четырнадцать лет, до смерти Денисьевой.

У Елены и Тютчева было трое внебрачных детей, которые, хоть формально и носили фамилию отца, никаких гражданских прав, связанных с его происхождением, не имели. Страсть поэта обернулась для Денисьевой тяжелыми последствиями: лицемерное общество подвергло ее остракизму. Даже отец от нее отрекся.

Тетка Елены была вынуждена оставить учебное заведение и переехать вместе с племянницей на квартиру.

Анализ стихотворения №4

Это стихотворение одно из самых известный произведений “Денисьевского цикла” – самого яркого в любовной лирике поэта

Стихотворение «О, как убийственно мы любим» является одним из самых ярких, чувственных и сильных произведений поэта. Поистине шедевр создал Фёдор Тютчев, испытывая чувства к Е. А. Денисьевой. Его искренняя любовь и забота пропитали стихотворение душевным теплом.

Каждая строка полна переживаний и дум поэта. Вначале мы видим, как лирический герой вспоминает о встрече с возлюбленной. Её юность, красота, непосредственность зажгли в нём любовь и их отношения развиваются благополучно.

Но герой не подумал об осуждении обществом их союза.

Очень грустно видеть, как стремительно сгорает их по – юному прекрасная, высокая и искренняя любовь. И лирический герой понимает, что в крахе любви есть и его вина, но уже слишком поздно. В конце герой последний раз восклицает: «О, как убийственно мы любим!». но его возглас уже пропитан горем и безысходностью. У рассказанной истории хоть и туманный, но печальный конец.

Женщины в жизни поэта

В ранней юности молодой барич влюбился в девушку из простого рода Катюшу Кругликову. Родители приложили все усилия, чтобы далеко зашедшие отношения были разорваны: парня отправили в Петербург, а затем — в Мюнхен. Девушке дали вольную, приданое и выдали замуж.

В Мюнхене разгорелась любовь к Амалии фон Лерхенфельд. Ее родственники быстро выдали Амалию замуж, но осталось стихотворение «Я помню время золотое».

В том же Мюнхене поэт встретил свою третью любовь – Элеонору Петерсон. Они тайно обвенчались в 1826 году, и брак был долгим и счастливым.

У них родилось три дочери: Анна, Дарья, Екатерина. Но случилась беда. Пароход, на котором плыла Элеонора из Петербурга к мужу в Турин, в мае 1838 года, сначала загорелся, а потом сел на мель. Элеонора, имея хрупкое здоровье, не оправилась от потрясения и умерла спустя три месяца, сильно страдая. Видя мучения жены, оплакивая ее у гроба всю ночь, Тютчев весь поседел.

К этому времени (с 1833 года) он был влюблен в близкую ему по духу Эрнестину Дёрнберг (Пфеффель). Они обвенчались в 1839 году. У них также было трое детей: Мария, Дмитрий, Иван. Приемных дочерей она воспитывала как родных.

Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» (Ф. И. Тютчев)

Мой анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» (Ф. И. Тютчев) – это открытие для меня завесы душевных страданий поэта.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» написано в 1851 году, в непростой для поэта период и входит в денисьевский цикл.

Будучи в течение многих лет женатым и имея взрослых детей от своей законной жены, Тютчев влюбляется в молоденькую воспитанницу Смольного института Елену Денисьеву.

Осознавая порочную связь с молодой незамужней девушкой, поэт был не в силах отказаться от этих отношений, и страсть двух людей оказалась сильнее всех социальных норм и запретов.

Но общественное порицание подобных отношений наложило отпечаток на отношения между сорока семилетним мужчиной и двадцати четырех летней девушкой, сделав их и страстными, и мучительными одновременно.

  • А в 1851 году Денисьева забеременела первым ребенком Тютчева, после чего уже стало совершенно невозможно скрывать эту порочную связь.
  • С тех пор для потомственной дворянки Денисьевой закрылись все двери света, из-за чего она была вынуждена пребывать остаток своей жизни в затворничестве, в снятой для нее поэтом квартире и занималась воспитанием троих общих детей.
  • Тютчев же очень сильно переживал за Елену и всю жизнь чувствовал себя виноватым за тот позор и унижения, которые пришилось терпеть его любимой женщине.

В стихотворении поэт выразил свою тоску и боль за любимого человека. Композиция произведения кольцевая: первая строфа повторяется в конце стихотворения, образуя порочный замкнутый круг.

Но, наверное, Тютчев не мог тогда предполагать, что слово «убийственно» станет пророческим. Через 14 лет мучительных и сложных отношений Денисьева разорвет этот замкнутый круг своей преждевременной смертью.

По жанру стихотворение Тютчева ближе всего к элегии. Автор ведет печальный диалог с лирическим героем, а по сути – со своим внутренним Я.

Внутренне противоречие между самым прекрасным чувством человека и разрушительными последствиями, которое оно может от себя оставить, и приняло форму стихотворения-исповеди и раскаяния.

Эмоциональный монолог раскрывает тему любви, которую легко погубить осуждением. Автор говорит нам о том, что нужно оберегать такое хрупкое чувство.

В первой части стихотворения Тютчев ставит перед лирическим героем вопросы, на которые находит ответы, сравнивая, какой была его любимая в начале их отношений, и что стало с ней, когда ей пришлось отречься от общества и, как оказалось, от собственной жизни.

Первая строфа – это надрыв, осознание «слепости страстей», которые затмевают разум человека, делая его эгоистом. К автору как бы приходит внезапное осознание случившейся беды.

Усиливает настроение и придает трагичности и возвышенности чувств междометие «О», характерное больше для оды.

Эпитет «убийственно» и метафора «слепости страстей» рисуют читателю сильную страсть, способную в своем порыве не только на рождение чувства, но и носит разрушительный характер.

Читайте также:  Говорящие фамилии в пьесе «Ревизор»

В следующих четырех строфах Автор задает себе вопросы, пытаясь понять, почему так все произошло? Почему чувство сгубило любимого человека?

Вторая строфа состоит из бессоюзных предложений, что придает событиям, описанным в ней, динамичность, создание целой картины из обрывков деталей. «Мы» из первой строфы сменяется местоимением «Ты», все больше тем самым обвиняя лирического героя в том, что произошло.

Тютчев использует прием антитезы, противопоставляя первые две строчки четверостишья двум последним:

  1. Давно ль, гордясь своей победой,
  2. Ты говорил: она моя…
  3. Год не прошел — спроси и сведай,
  4. Что уцелело от нея?

За совсем небольшой период запретная любовь способна сгубить человека.

Все больше с каждой строфой раскрывает нам поэт, что же случилось с его любимой женщиной. И снова мы встречаем противопоставление в третьей строфе того, что было при первой встрече тому, что стало сейчас.

«Улыбка уст», «блеск очей», розы ланит – старославянизмы, с помощью которых автор описывает красоту любимой женщины. В следующих строках гармония резко нарушается оксюмороном «опалили, выжгли слезы», «горячей влагою».

Горячие слезы выжигают, иссушают душу человека.

Снова и снова поэт возвращается к тому далекому дню первой роковой встречи, когда возлюбленная была прекрасна и весела:

Ее волшебны взоры, речи

И смех младенческо-живой?

Все в ней как будто в движении, завораживает, манит к себе. И все-таки встреча наделяется эпитетом «роковой», в этом проскальзывают нотки раскаяния и сожаления.

Пятая строфа возвращает лирического героя из грез и воспоминаний в жестокую реальность. Отвечая на вопросы «И что ж теперь? И где ж всё это?», автор называет свое счастье сном, который на самом деле был очень недолговечным, сравнивает с северным летом, «мимолетным гостем» в своей жизни. Но все это уже в прошлом и закончилось так скоро, что лирический герой не успел насладиться им.

Вторая часть стихотворения содержит в себе ответы на все вопросы автора.

Любовь ложится позором на сердце любимой лирического героя. Отрицательными эпитетами «ужасным приговором», «незаслуженным позором» автор только нагнетает состояние безысходности.

         «Жизнь отреченья, жизнь страданья!» — это то, что всего и осталось у любимой и цветущей когда-то женщины. Безотрадная, тяжелая жизнь уводит героиню в душевную глубину, где сохранились воспоминания, но вскоре и они изменяют ей, не оставляя ничего.

         В следующей строфе автор обвиняет толпу, метафорой описывая, как безжалостно, подобно катастрофе, может общественное мнение погубить «то, что в душе ее цвело», чувства человека, очарование любви. И снова поэт противопоставляет грязи, в которую втоптала толпа, чувства, которые цвели в душе героини.

         Никакое, даже самое сильное чувство не может противостоять законам общества и морали. Как ни люби человек, а толпа сильнее.

Вот и у героини «от долгого мученья» ничего не осталось, ничего она не смогла сберечь, и только боль остается спутником ее жизни навсегда. Боль наделена эпитетами «злая», «боль ожесточенья».

Это боль отчаяния и обиды, вытеснившая все остальные чувства из души героини. Эта боль не приносит с собой ни слез, ни облегчения, оставаясь в душе пеплом когда-то горевшего пламени.

         Тютчев завершает свое стихотворение повторением первой строфы, чтобы напомнить читателю о том, насколько убийственной может быть любовь, что страсть всегда слепа и часто заставляет нас губить самое дорогое, что есть в жизни, превращая нас в эгоистов.

         Стихотворение Тютчева наполнено болью и страданием, во что и превратилась его жизнь и жизнь двух замечательных женщин рядом с ним. Автор всю свою жизнь раскаивался в том, что сделал несчастной любимую женщину, не  силах оторваться от нее.

«О, как убийственно мы любим…», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «О, как убийственно мы любим» было написано Тютчевым в 1851 г. и напечатано в журнале «Современник» № 3 за 1854 г. Оно входит в так называемый Денисьевский цикл. Его стихотворения посвящены Елене Денисьевой, с которой Тютчев познакомился в конце 1840-х гг. (первое стихотворение датировано 1849 г.).

Страсть Тютчева и Денисьевой оказалась сильнее моральных запретов. Троим своим детям, рождённым в этом незаконном браке, Тютчев дал свою фамилию.

Елена боготворила Тютчева, но всё-таки очень страдала от этих отношений. Общество осудило их любовь, виноватой оказалась женщина.

Светская жизнь Денисьевой закончилась, она жила затворницей на снятой Тютчевым квартире, даже отец перестал с ней видеться.

Тютчев осознавал свою вину, понимал, что сделал возлюбленную несчастной. Но стихотворение – это не только поэтическая биография Тютчева. Это рассуждение о любви, которая делает несчастными возлюбленных.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к литературному направлению романтизма. Лирический герой рассуждает о судьбе возлюбленной, решившейся пойти против общественного мнения, поддавшись своему чувству. Одинокая личность в стихотворении противопоставлена толпе.

Стихотворение относится к интимной лирике, это стихотворение о любви. Не лишено оно и философского обобщения. Жанр наиболее точно можно определить как элегия, в которой сочетаются философские рассуждения, жалобы, мысли о возлюбленной.

Тема, основная мысль и композиция

Тема задана в первой строфе: любовь порой бывает губительна для объекта любви. Основная мысль: ради любви человек готов на многие лишения, но обстоятельства, связанные с общественной моралью, делают влюблённых несчастными; особенно страдает женщина.

Стихотворение состоит из 10 строф. Первая и последняя строфы повторяются. Такая композиция называется кольцевой, а фигура – риторической эпифорой. Тютчев прибегает к этому приёму, чтобы подчеркнуть важность строфы. В ней заключена основная мысль, которую поэт раскрывает в основной части стихотворения и повторяет снова как вывод.

В основной части чередуются строфы, посвящённые внешности возлюбленной раньше и теперь и событиям настоящего и прошлого.

Развитие лирического сюжета происходит в такой последовательности: воспоминание о начале отношений – изменение внешности возлюбленной – возлюбленная в прошлые, счастливые для неё времена – рассуждение о быстротечности времени – попытка проанализировать изменения к худшему – рассуждение об изменении внутреннего мира возлюбленной.

Тропы и образы

Стихотворение Тютчева очень эмоционально. Оно начинается с междометия, первое сложное предложение восклицательное. Проблема убийственной любви (метафора) очень волнует лирического героя.

Во второй строфе меняется местоимение с мы на ты. Лирический герой обвиняет оппонента в тех самых недостатках, которые секунду назад считал своими. Конечно, лирический герой не отказывается от них и полностью признаёт свою вину. Это стихотворение – диалог с самим собой, попытка осмыслить происходящее и как-то примириться с ним.

Вторая строфа состоит из бессоюзных предложений, которые передают быстро сменяющие друг друга мысли. Во второй строфе противопоставляются эмоции в момент начала взаимоотношений и сейчас, спустя почти год. Здесь Тютчев автобиографически точен.

В третьей строфе противопоставляется внешность возлюбленной в момент встречи и теперь. Красота описана высоким стилем с использованием старославянизмов: уста, ланиты, очи. Первая половина строфы полна жизни и красок (метафора розы ланит). Вторая половина строфы – это метафора, содержащая оксюморон: слёзы обладают свойством опалять и выжигать, влага их горючая.

Четвёртая строфа возвращает память о первой встрече роковой (эпитет). Внешность возлюбленной описана в движении: волшебный взор, смех младенчески живой (эпитеты).

Пятая строфа – это взгляд в прошлое из настоящего. В трёх предложениях лирический герой вопрошает об ушедшем счастье. Он называет прошлое сном (метафора), а сам сон сравнивает с северным недолговечным летом, метафорически сопоставляет с мимолётным гостем.

Это эмоциональная кульминация, которая объясняется в следующей строфе. Любовь в ней сравнивается с ужасным приговором судьбы, она ложится на жизнь возлюбленной незаслуженным позором (метафора).

Отрицательные эпитеты ужасный приговор, незаслуженный позор нагнетают напряжение. Следующая строфа изображает безотрадную жизнь возлюбленной как жизнь отреченья и страданья.

Героиня уходит во внутренний мир, определяемый метафорой «душевная глубина», в свои воспоминанья, но и они перестали утешать (олицетворение «изменили воспоминанья»).

Когда ушло очарование любви (олицетворение), героиня больше не смогла противостоять общественному мнению. Толпа описана в стихотворении как стихийное бедствие, которое нахлынуло, или стадо, которое втоптало в грязь (метафоры).

Грязи толпы противопоставлено то, что цветёт в душе (метафора).

Мученье сжигает душу человека, то, что остаётся, подобно пеплу, а остаётся только злая боль (эпитет) ожесточенья, которую не облегчают даже слёзы.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»

  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева

  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева

  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева

  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева

  • «Умом Россию не понять», анализ стихотворения Тютчева

  • «Фонтан», анализ стихотворения Тютчева

  • «Неохотно и несмело», анализ стихотворения Тютчева

  • «Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Тютчева

  • «Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева

  • «Листья», анализ стихотворения Тютчева

  • «День и ночь», анализ стихотворения Тютчева

  • «Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева

  • «Предопределение», анализ стихотворения Тютчева

  • «Полдень», анализ стихотворения Тютчева

  • По произведению: «О как убийственно мы любим…»
  • По писателю: Тютчев Федор Иванович
Ссылка на основную публикацию