Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды»

Стихотворение “Весенние воды” было написано в 1830 году, во время пребывания Тютчева в Германии. Как оказалось позже, автор подметил то, что весна в Европе не особо отличается от русской. За основную тему стихотворения взято описание весны.

Сюжет размещен в двух частях. В первой части идет описание еще спящей земли. Так как речь идет о ранней весне, то земля еще до конца не адаптирована к теплу, ведь ночи холодные. Среди главных признаков наступления весны автор подчеркнул появление весенних ручьев.

Вторая часть стихотворения повествует о наступающих майских днях. Тютчев считает, что именно майские дни самые теплые. Само ожидание тепла пробуждает вдохновение и новые чувства, как у природы, так и лирического героя. Состоит из трех строф.

Тютчев привнес в произведение динамику, показал непрерывное движение природы.

Тютчев с помощью повторов показал движение природы, а с помощью прямой речи одушевил ручьи. Также имеет место философский подтекст, ведь весна это пора когда оживают чувства, появляется ожидание чуда. Автор через обращение к природе показывает человеческую душу, её переживания и странствия.

Анализ стихотворения Тютчева «Весенние воды»

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды»

Федор Иванович Тютчев принадлежит к категории тех поэтов, которые особо тонко чувствуют свою связь с природой, замечают мельчайшие изменения в ней и отображают все это в своих стихах. Его стихотворения наполнены шумом ветра, пением птиц, шелестом листвы, звонкими переливами родниковой воды, завыванием вьюг. Поэт был настолько чуток и восприимчив, что без труда мог любые перемены в природе отобразить словами, это показывают и анализы стихотворений Тютчева.

Особое место в творчестве автора занимает пейзажная лирика, это и неудивительно, потому что так любить окружающий мир, как любил Тютчев, сможет не каждый. Ярким примером таланта поэта передавать словами удивительные пейзажи является стих «Весенние воды». Анализ стихотворения Тютчева показывает, насколько тонко он чувствует изменения в природе с наступлением весны.

Федор Иванович не раз говорил, что очень любит зиму, но это не помешало ему так живописно описать приход весны. Произведение было написано во время поездки поэта в Германию, и хоть он был под впечатлением чужого края, а не своей родины, но стих все же передал чарующее весеннее настроение, ведь эта пора года во всем мире вызывает схожие ассоциации.

Анализ стихотворения Тютчева «Весенние воды» показывает, насколько точно поэт передает атмосферу ранней весны.

В том, что он изображает март, сомневаться не приходится, ведь на полях еще лежит снег, ночью зима злится и проказничает, но днем пригревает теплое солнышко. Под его лучами снег тает и превращается в веселые ручейки, извещающие всех о приходе весны.

Анализ стихотворения Тютчева показывает, насколько удачно поэт использовал прием аллитерации, чтобы сделать свое произведение более живым и насыщенным событиями.

Автор рассказывает о приближении весны, но он очень хорошо знает эту капризную пору года, что показывает анализ стихотворения Тютчева, поэтому уточняет, что по-настоящему теплые деньки придут лишь в мае.

В первой части произведения поэт использует большое количество глаголов, которые обозначают действие, быстрое развитие событий. Во второй части больше прилагательных, характеризирующих саму пору года.

Анализ стихотворения Тютчева показывает, что автор в своей работе использует прием отождествления неживых объектов и явлений природы с живыми существами. Так, весну он сравнивает с молодой девушкой, а майские дни с веселыми и румяными детьми.

Применение метафор позволяет провести ассоциацию весенней погоды с человеческим настроением.

Приходит чистая и обновленная пора, после зимней спячки просыпается не только природа, но и зарождается надежда на новую жизнь, счастливые события, радостные и волнующие чувства.

В то же время автор, как бы со стороны, наблюдает за обновлением природы. Его молодость уже безвозвратно ушла и ему остается лишь наблюдать и любоваться вечно молодой весной, которая спешит сменить зиму и стать полноправной хозяйкой.

Весна преображает окружающий мир, делает его прекрасным и чистым. Эта пора ассоциируется с юностью, беспечностью, чистотой и новой жизнью.

Ручейки талого снега являются гонцами, извещающими не только о приходе тепла, но и о переменах, происходящих в душе каждого человека.

Ф. Тютчев написал стихотворение «Весенние воды» в 1830 году, во время своего пребывания в Германии. Сам поэт отмечал, что весна в Европе почти не отличается от российской.

Основной темой стихотворения является описание ранней весны, когда «еще в полях белеет снег», поры пробуждения природы от зимнего сна. Композиционно стихотворение состоит из двух частей.

Первая часть стихотворения посвящена описанию еще не проснувшейся земли («сонный брег»). Ночью зима еще основательно хозяйничает на земле, но днем теплое солнышко пригревает землю, пробуждая к жизни предвестников весны – ручьи.

Среди множества признаков весны Тютчев выбрал одну, самую характерную ее черту – весенние ручьи, которые словно гонцы бегут, оповещая своей радостной песней все на своем пути о приходе долгожданного тепла.

Вторая часть стихотворения посвящена ожиданию майских дней, ведь настоящая весна приходит именно в «теплые майские дни». Ожидание весны рождает вдохновение и наполняет и природу, и героя жизненной силой.

Стихотворение, относящееся к пейзажной лирике, состоит из трех строф-четверостиший, написанных четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой.

Произведение наполнено динамикой: Тютчев изображает состояние природы как непрерывное движение.

Передача движения осуществляется с помощью повторов слов (весна, идет, бегут, гласят) и насыщенности зарисовки глаголами (шумят, бегут и будят, бегут и блещут, гласят).

Поэт использует также повторы и прямую речь («Весна идет, весна идет! //Мы молодой весны гонцы, //Она нас выслала вперед!») для одушевления весенних ручьев, отождествляя природные явления с человеком. Эти приемы придают особую выразительность стихотворению.

Необыкновенная художественная зоркость Тютчева и его особенная поэтическая чуткость в подборе выразительных средств создали яркий образ весны.

Поэт использует разнообразную палитру тропов: эпитеты («румяный, светлый хоровод», «молодой весны», «тихих, теплых майских дней»), метафоры (хоровод дней, сонный брег), олицетворения («весна идет», «они гласят»), повторы, иносказание.

Аллитерация ш, с помогает «услышать» бегущие потоки воды, а аллитерация звонких звуков б, бл, гл подчеркивает стремительность наступления весны. Ощущение скорой победы весны передается также с помощью нарастания интонации в конце строк и использования трех восклицательных знаков в 12 строках стихотворения.

Произведение имеет и философский подтекст: в душе каждого человека есть пора весны, когда в сердце оживают подобные весеннему ветру надежды, приносящие радость обновления и ожидание счастья. Тютчев через обращение к природе раскрывает в своем стихотворении мир человеческой души, ее чаяний и переживаний.

Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. “Весенние воды”

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды»

Стихотворение «Весенние воды» можно отнести к пейзажной лирике Тютчева. Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных весенних дней Читая стихотворение, действительно ощущаешь весеннюю атмосферу. Чувствуется, как в воздухе пахнет талым снегом, вокруг раздается пение птиц, солнце растапливает зимнюю стужу, наполняя душу восторженным возбуждением и радостью.

Стихотворение можно разделить на две части, основываясь на настроении автора в начале и в конце произведения. В первой части у земли состояние ещё сонное – она «ещё не проснулась», но на помощь весне спешит вода, которая будит и гласит: «Весна идёт»! Автор рисует два плана – землю и воду.

В первой части слышим шум воды, быстрое движение, которое вызывает бурную радость. Повтор согласного звука (б) (аллитерация) и шипящего (ш), в слове шумят, помогает передать начинающее движение воды. Ф.

Тютчев использует много глаголов (шумят, бегут, гласят). Эти глаголы позволяют услышать ритмичность произведения и почувствовать движение и шум весенней воды, наступающей весны. В конце первого предложения автор поставил многоточие.

Наверное, поэт хочет ещё многое сказать о весенней воде.

Вторая часть стихотворения – это ожидание майских дней

Весне художник придаёт черты молодой девушки. Майские дни олицетворяются с маленькими детьми, которые водят хороводы и у них румяные щёки.

В стихотворении Ф.Тютчева зима и весна олицетворены. «Зима недаром злится», Зима – «ведьма злая», бесится, злится, хлопочет, ворчит на Весну, бросает в неё снег. Весна – «прекрасное дитя», в окно стучится, гонит Зиму со двора и хохочет ей в глаза. В стихотворении смена времён года осмыслена в соответствии с народно-поэтическими представлениями как борьба двух врагов.

«Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева

Ф. Тютчев написал стихотворение «Весенние воды» в 1830 году, во время своего пребывания в Германии. Сам поэт отмечал, что весна в Европе почти не отличается от российской.

Основной темой стихотворения является описание ранней весны, когда «еще в полях белеет снег», поры пробуждения природы от зимнего сна. Композиционно стихотворение состоит из двух частей.

Первая часть стихотворения посвящена описанию еще не проснувшейся земли («сонный брег» ). Ночью зима еще основательно хозяйничает на земле, но днем теплое солнышко пригревает землю, пробуждая к жизни предвестников весны – ручьи.

Среди множества признаков весны Тютчев выбрал одну, самую характерную ее черту – весенние ручьи, которые словно гонцы бегут, оповещая своей радостной песней все на своем пути о приходе долгожданного тепла.

Читайте также:  Анализ повести «Шинель» (Н. Гоголь)

Вторая часть стихотворения посвящена ожиданию майских дней, ведь настоящая весна приходит именно в «теплые майские дни». Ожидание весны рождает вдохновение и наполняет и природу, и героя жизненной силой.

Стихотворение, относящееся к пейзажной лирике. состоит из трех строф-четверостиший, написанных четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой.

Произведение наполнено динамикой: Тютчев изображает состояние природы как непрерывное движение.

Передача движения осуществляется с помощью повторов слов (весна, идет, бегут, гласят ) и насыщенности зарисовки глаголами (шумят, бегут и будят, бегут и блещут, гласят ).

Поэт использует также повторы и прямую речь («Весна идет, весна идет! //Мы молодой весны гонцы, //Она нас выслала вперед!» ) для одушевления весенних ручьев, отождествляя природные явления с человеком. Эти приемы придают особую выразительность стихотворению.

Необыкновенная художественная зоркость Тютчева и его особенная поэтическая чуткость в подборе выразительных средств создали яркий образ весны.

Поэт использует разнообразную палитру тропов. эпитеты («румяный, светлый хоровод». «молодой весны». «тихих, теплых майских дней» ), метафоры (хоровод дней, сонный брег ), олицетворения («весна идет». «они гласят» ), повторы, иносказание. Аллитерация ш, с помогает «услышать» бегущие потоки воды, а аллитерация звонких звуков б, бл, гл подчеркивает стремительность наступления весны.

Ощущение скорой победы весны передается также с помощью нарастания интонации в конце строк и использования трех восклицательных знаков в 12 строках стихотворения.

Произведение имеет и философский подтекст: в душе каждого человека есть пора весны, когда в сердце оживают подобные весеннему ветру надежды, приносящие радость обновления и ожидание счастья. Тютчев через обращение к природе раскрывает в своем стихотворении мир человеческой души, ее чаяний и переживаний.

Жанр этого лирического произведения – простое стихотворение. Тема стихотворения – весна, её скорый и долгожданный приход после суровой зимы. Автор описывает, как весенние воды спешат быстрей оповестить весь живой мир о приближении яркой красавицы-весны, хотят, чтобы их радость разделили и все остальные.

Стихотворение пронизано бодрым, солнечным настроением. Тютчев буквально «заражает» нас этим счастливым ожиданием пробуждения природы. Создаётся впечатление, что мы сами готовы резво мчаться, как эти воды, речки, ручейки и радовать всех весенней весточкой.

Произведение построено просто, оно состоит из трёх четверостиший, которые нельзя разделить по смыслу, они составляют единый, непрерывный рассказ о «гонцах весны».

Стихотворение звучит красиво и гармонично. Ритм чёткий, быстрый, бодрый, он помогает передать «дружное» настроение «весенних вод», гласящих складно и в унисон.

Поэт, чтобы полностью раскрыть тему и настроение стихотворения, использует различные приёмы. Например, эпитеты: «молодой весны», «тихих, тёплых дней», «румяный, светлый хоровод».

Также здесь есть олицетворение: воды бегут, будят, гласят, весна идёт, она выслала гонцов. Ещё в стихотворении встречаются повторы: «Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут…», «Весна идет, весна идет…».

Все эти приёмы помогают автору очень точно передать мысли и чувства.

Главная идея стихотворения – готовность всей живой природы ждать с нетерпением весны, несмотря на всё ещё белеющие снега, а это наводит на мысль, что и человек также должен уметь ждать хорошее в своей жизни, несмотря на суровые дни.

Стихотворение вызвало у меня много положительных эмоций, ты как будто на самом деле погружаешься в этот предвесенний мир и ждёшь тёплых, «румяных» дней.

Послушайте стихотворение Тютчева Весенние воды

Темы соседних сочинений

← Венеция↑ ТютчевВесенняя гроза →

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды»

Картинка или рисунок Весенние воды

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды»

Тютчев Ф. "Весенние воды"

Жанр: стихотворение

Читайте анализ других стихотворений Федора Тютчева:

“Весенняя гроза”

Главные герои стихотворения “Весенние воды” и их характеристика

  1. Весенние воды. Весёлые гонцы, шумные, беззаботные, счастливые.
  2. Весна. Лучшее время года.
  3. Майские дни. Тёплая свита весны.

План пересказа стихотворения “Весенние воды”

  1. Снег в полях.
  2. Сонный брег.
  3. Бегущие воды.
  4. Гонцы весны.
  5. Хоровод дней.

Главная мысль стихотворения “Весенние воды”

Природа радуется весне, весна дарит счастье.

Ответы на вопросы учебника “Литературное чтение 2 класс 2 часть” Климанова, Горецкий к этому стихотворению можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Чему учит стихотворение “Весенние воды”

Стихотворение учит радоваться жизни, радоваться приходу весны и тепла. Учит не жалеть о том, что прошло. Учит смотреть вперёд.

Отзыв на стихотворение “Весенние воды”

Мне очень нравится это бодрое, полное радости и веселья стихотворение. В нём оживают воды, оживает сама природа, и всё ждёт прихода весны.

Мне нравится энтузиазм весенних вод, они радуются весне, которая освободила их от зимнего сна, и называют себя её гонцами. Мне нравится то чувство неизбежности прихода тепла, которое создает это стихотворение.

Зима не вечна и наступление весны не отменить.

Анализ стихотворения “Весенние воды”

  • Стихотворение было написано Фёдором Тютчевым в 1830 году.
  • По жанру это пейзажная лирика.
  • Тема: приход весны.

В этом стихотворении поэт очень образно описал приближение весны. Стихотворение гармонично поделено на три четверостишия.

В начальной строфе он описывает первые признаки приближения весны и использует олицетворение для описания весенних вод. Во второй – воды уже напрямую обращаются к миру, используя прямую речь.

Они объявляют себя гонцами весны. В заключительной строфе к водам добавляются спутники весны, её свита – майские дни.

Так образом, поэт одушевляет природу в целом, весну, ручьи, дни. 

Это делает стихотворение очень динамичным, наполненным действием. Природа в описании поэта живёт своей жизнью, ей свойственны человеческие чувства и поступки.

Стихотворный размер – ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Весенние воды”

Эпитеты: сонный брег, молодой весны, тихих, тёплых дней, румяный, светлый хоровод.Метафоры: воды шумят, бегут, будят, блещут, весны гонцы.Олицетворения: сонный брег, воды гласят, весна идёт, она выслала, хоровод дней толпится. Пословицы к стихотворению “Весенние воды”

  1. Весна и червячка оживит.
  2. Май весну венчает, лето встречает.
  3. Апрель с водой, май с травой.
  4. Весна днём красна.

Весна-девица – подснежников царица.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Весенние воды”

В полях ещё белеет снег, но уже шумят весной воды. Они бегут, блещут и гласят.

Воды кричат, что весна идёт, а они её гонцы, которых весна выслала вперёд.

А за приближающейся весной толпится весёлый хоровод майских дней.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению “Весенние воды”

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды»

Слушать актёрское чтение стихотворения “Весенние воды”

Читать стихотворение “Весенние воды”Ещё в полях белеет снег, 

  • А воды уж весной шумят — 
  • Бегут и будят сонный брег, 
  • Бегут, и блещут, и гласят… 
  • Они гласят во все концы: 
  • «Весна идёт, весна идёт, 
  • Мы молодой весны гонцы, 
  • Она нас выслала вперёд! 
  • Весна идёт, весна идёт, 
  • И тихих, тёплых майских дней 
  • Румяный, светлый хоровод 

Толпится весело за ней!..»

Краткий анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева по плану

1. История создания

Стихотворение «Весенние воды» было написано в 1830 году. Ф. И. Тютчев в тот момент находился в Германии и встречал весну. Поэт часто бывал за границей, но всегда тяготел по родине.

Находясь в Германии, он испытывал тоску по России. В это время года он искал сходства между европейской и русской весной.

Впервые произведение вышло в печать спустя два года после написания в 1832 году в журнале «Телескоп».

2. Литературное направление

Стихотворение «Весенние воды» написано в период романтизма.

3. Род

По роду произведение относится к лирике.

4. Жанр

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики.

5. Проблематика

Ф.И. Тютчев в стихотворении «Весенние воды» показывает свою любовь к природе и всему окружающему миру. Текст проникнут переживаниями, связанными с наступлением весны.

Поэт не ставил перед собой задачи поднять какую-то проблему. Не найти здесь и философских размышлений о жизни, родине, времени.

6. Тема

Главная тема произведения – пробуждение природы с наступлением весны.

Описывая происходящие процессы, связанные с переменой времени года, Тютчев подмечает признаки того, что весна уже на пороге.

Зима еще не сдает свои права: снег в полях лежит, но тая, превращается бурный ручей. Талой водой ознаменована первая песня весны.

7. Идея

Идея стихотворения заключается в том, чтобы показать связь между природой и человеком.

Весна – это олицетворение любви, радости и вдохновения. Она не просто украшает внешний вид улиц, лесов и городов, но и преображает внутренний мир человека. Внутри всё цветет, поднимается настроение.

Размышляя о цепочке «человек – природа», автор приходит к вопросу о смысле жизни. Человек – это неотъемлемая часть природы. Он подчиняется её законам. Следовательно, смысл жизни заключается в самой жизни, сне, пробуждении, радости и печали.

8. Пафос

Стихотворение проникнуто радостью и восторгом.

Долгожданная весна вот-вот придет. Она принесет не только особое состояние души, но и навеет ощущения грядущих перемен. Мысль о том, что зима идёт на спад пробуждает лирического героя от зимней спячки.

Любые изменения климата всегда отражаются на настроении человека. Предчувствие весны, тепла, солнечного света рождает в сердце радостное настроение.

9. Система образов

В стихотворении один образ – это весна. Её «гонцы» доносят людям признаки смены времени года.

Образ весны олицетворяет возрождение души, пробуждение внутренних сил человека. Картина весны воссоздает черты молодой девушки.

Читайте также:  10 интересных фактов о Есенине

10. Центральные персонажи

Ф.И. Тютчев в третьей строфе стихотворения вводит группу персонажей. Это «хоровод… майских дней». Они поддержат и укрепят власть весны.

Но им еще предстоит появиться, а пока, описывая природные процессы, поэт рисует месяц март.

11. Лирический герой

Лирический герой – человек с душой тонкой организации. Почувствовав изменения в природе, он переживает каждый момент. Лирическое «я» будто оживает вместе с окружающей его действительностью, на тонких струнах предвещает теплые дни.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения «Весенние воды» поделен на две части. Каждая из частей характеризует настроение автора в начале и конце поэтического текста.

  • Первая часть начинается с описания не пробудившейся земли, которая еще находится под покровом снега.
  • Еще в полях белеет снег,
    А воды уж весной шумят –
    Бегут и будят сонный брег,
  • Бегут, и блещут, и гласят…

В ночное время температура воздуха охладевает, оттого и зима не отступает. Днем теплое солнце прогревает землю, снег медленно тает и образует ручьи.

Вторая часть стихотворения посвящена описанию майских дней. Ведь именно в мае приходит настоящая весна. Лирический герой наполняется внутренней жизненной силой, вдохновением. То же самое происходит с природой.

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!…

13. Композиция

Композиция одночастная с последовательно развивающимся повествованием (линейная). В основе лежит одна музыкальная тема – приход весны. Творчеству Тютчева свойственна композиция из трех строф.

В первой строфе поэт знакомит читателя с первыми признаками весны: таяние льдов и снегов, первые ручьи, которые торжественно «шумят» и «гласят». Среди разнообразных предвестников весны Ф.И. Тютчев выбрал именно весенние ручьи.

Во второй строфе журчание ручьев сливается в один голос «Весна идет!». Приход весны подобен шествию волшебной королевы, о которой её гонцы гласят во все концы земли.

В третьей строфе поэт говорит о конкретном месяце, когда весна окончательно сменит зиму – май. Все, что было до этого – это ранняя весна с еще лежащими снегами, заморозками и ветрами. Майские дни будут радовать цветением яблонь и цветов во всем своем великолепии.

14. Художественное своеобразие произведения

Звукопись в тексте стихотворения делает описание более динамичным. В первой строфе делается акцент на аллитерации на буквы: «б» – задается ритмичность, подвижность и активность ручьев; «ш» – создается атмосфера шума воды.

Также в первой строфе повторяется 6 раз звук «у», а звуки «б» и «г» в том же количестве подчеркивают движение воды. Ассонанс же на букву «о» во второй строфе передает говор и крик весенних ручьев.

15. Размер, рифма, строфика

  1. Стихотворение написано четырехстопным ямбом.
  2. Рифма используется перекрестная (АБАБ) мужская (ударение падает на последний слог в строке).
  3. Текст произведения – это три катрена (четверостишия).

16. Средства художественной выразительности

Картину ранней весны украшает обилие эпитетов. Поэт прибегает к следующим эпитетам: «румяный, светлый хоровод», «сонный берег», «тихих, тёплых майских дней».

Особую роль играет олицетворение. Образ весны становится одушевленным за счет глаголов в словосочетаниях: «ручьи гласят», «майские дни толпятся».

Эпитет в сочетании с олицетворением «румяный хоровод» создает образ веселого девичьего, людского хоровода.

Смысловую нагрузку несут сложные метафоры «воды уж весной шумят», «бегут и будят сонный брег», «бегут и блещут, и гласят», «они гласят во все концы». Все метафоры соединяются в единую канву произведения и дополняют друг друга новыми подробностями. Расширяясь, они становятся информативными и создают цельный образ весны.

17. Значение произведения

В творчестве Ф.И. Тютчева пейзажная лирика занимает особое место. Однако среди всех произведений во главе угла стоит именно стихотворение «Весенние воды».

Расцвет не только природы, но и жизненных сил в «Весенних водах» связан с посетившим его творческим вдохновением и надеждами на светлое будущее.

Поэт настолько сильно чувствовал любые изменения в природе, что мог легко и непринужденно передать их в своих стихотворениях. Он смог проникнуться очарованием весеннего настроения, будучи на чужбине, где весна всё та же.

18. Актуальность

Стихотворение актуально по сей день. Каждый из нас чувствует прилив радости и воодушевления с наступлением весны.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это стихотворение, ведь оно не только о весне, но и о предчувствии чего-то приятно, чудесного, свежего, каких-то невероятных перемен. Благодаря этому произведению неизбежно улучшается настроение.

20. Чему учит

Стихотворение учит внимательно относиться к природе и ее переменам. Так хорошо замечать прекрасные моменты, которые происходят вокруг нас. Ловить прекрасное в привычных вещах очень важно, ведь это делает нашу жизнь ярче и насыщеннее.

«Весенние воды» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – эпитеты, метафоры, сравнение, идея – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Стихотворение “Весенние воды” Тютчев написал во время заграничной поездки. Он вспоминал о Родине, и чувства к ней вылились в прекрасные поэтические строки. Краткий анализ “Весенние воды” по плану содержит всю необходимую информацию об этом произведении. Его можно использовать на уроке литературы в 5 классе как основной материал.

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенние воды.
  • История создания – написано это произведение в 1830 году в Германии, где Тютчев встретил весну и поразился тому, как все похоже на его родную Россию.
  • Тема – пробуждение природы с приходом весны.
  • Композиция – все три строфы объединены общей идеей, композиция одночастная с последовательно развивающимся повествованием.
  • Жанр – пейзажная лирика.
  • Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.
  • Эпитеты – “сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, теплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.
  • Метафоры – “воды уж весной шумят”, “воды – гонцы весны”.
  • Олицетворения – “воды бегут”, “весна идет”, “дни толпятся”.

История создания

Тютчев довольно часто ездил за границу, однако долгое пребывание за пределами родины всегда вызывало у него тоску. В 1830 году он находился в Германии, где и встретил первые весенние дни. Сильно скучая по России, он находит утешение в том сходстве, которое имеют европейская и русская весна. Этому времени года он посвящает стихотворение “Весенние воды”.

Обладая способностью тонко чувствовать природу и подмечать малейшие перемены, которые с ней происходят, поэт создал настоящую поэтическую картину, на которой смена времен года предстает во всей своей первозданности.

Способность выразить словами все то, о чем шепчут вода и ветер, позволила Тютчеву создать настоящий шедевр.

Несмотря на то, что он очень любил зиму и расставался с ней всегда с грустью, поэт не смог устоять перед юным напором весны.

Впервые произведение вышло в печать спустя два года после написания – в 1832 году в журнале “Телескоп”.

Тема

Основная идея стиха – пробуждение природы с приходом весны, которому радуется все. Описывая происходящие в окружающем мире процессы, Тютчев зорко подмечает все признаки, возвещающие приход весенних дней.

Так, несмотря на то, что снег в полях еще лежит, он стремительно превращается в воду, растекающуюся бурными ручьями. Талые воды – это самая первая песня весны, под которую все и вся пробуждается от зимней сонливости.

Очень скоро молодая весна придет и окончательно прогонит холода до следующей зимы.

Главная мысль произведения заключается в том, что уже одно только предчувствие весны, предчувствие тепла и обновления, вызывает в сердце человека радость.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф и имеет одночастную композицию.

В первой строфе поэт показывает картину пробуждения природы, первый признаком которого является таяние снега. Он еще лежит на полях, но уже начал таять – и собираться в ручьи, которые показывают людям, что ждать тепла осталось недолго. Они приносят надежду и радость всему миру, пробуждая в том числе человеческие души.

Во второй строфе создается образ ручьев как глашатаев весны – она выслала их вперед, чтобы все услышали благую весть о ее скором приходе. Лирический герой слышит их голоса и радуется тому, как громко они рассказывают о предстоящем времени возрождения.

И третья строфа – это очень яркое предчувствие того, что скоро на смену холодам придет май с его прекрасными теплыми днями. И дней этих будет много – они “толпятся” за весной целым хороводом.

Весна по сути своей беспокойна, как и молодость, это всегда непоседливость, которая вызывает восторг и вместе с тем легкую грусть у людей зрелых, которые понимают, что никогда больше не будут вот так нестись сломя голову просто от счастья жить.

Жанр

Определить жанр этого произведения несложно, поскольку это замечательный образец пейзажной лирики, которую так любил Тютчев.

Используя такой стихотворный размер, как четырехстопный ямб, поэт передает ощущение движения, журчания воды, радостные эмоции, которые буквально видают в воздухе. Перекрестная рифма способствует усилению этих ощущений.

Средства выразительности

Произведение очень динамично, что достигается использованием множества глаголов, которые описывают бег весенних вод, стремительный и неудержимый. Тютчев использует достаточно классические средства выразительности:

  • Эпитеты – “сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, теплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.
  • Метафоры – “воды уж весной шумят”, “воды – гонцы весны”.
  • Олицетворения – “воды бегут”, “весна идет”, “дни толпятся”.
Читайте также:  Сочинение: Образ Земляники в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Метафоры очень выразительны, а эпитеты – максимально точные, использованные не для поэтических “красивостей”, а как словесные “мазки” на холсте. Сравнение природы и мира людей, достигнутое через олицетворения, также очень точное.

ПредыдущаяСледующая

Анализ стихотворения «Весенние воды» (Ф.И. Тютчев)

Анализ стихотворения «Весенние воды», которое написал Федор Иванович Тютчев, позволяет познакомиться с историей создания произведения, а так же узнать некие особенности его написания. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, с помощью которого вам будет намного проще изучить стихотворение.

История создания

Стихотворение «Весенние воды» поэт написал в 1830 году, но в печать оно попало лишь через два года в журнал «Телескоп». В это время Федор Иванович проживал в Германии. Ему очень не хватало природы России, которую он так сильно любил. Тоска по Родине так же имела место быть, поскольку поэт являлся настоящим патриотом родной земли.

Приход весны поэту приходится встретить вдали от родного края. Единственное, что немного успокаивало автора, это то, что весенние дни в Германии были очень похожи на весну в России. В его строках слышится любовь и надежда на приход теплых дней, поэтому Тютчев детально описывает всю прелесть пробуждения природы после зимней спячки.

Стоит вспомнить о том, что творчество не являлось основным занятием поэта. Это было больше хобби для души, а все основное время он тратил совершенно на иной вид деятельности. Свои стихотворные труды он демонстрировал лишь самому близкому и родному кругу людей. Именно родные настояли на том, чтобы Тютчев придал огласке свои труды.

Поэзия Тютчева имеет особую ценность, поскольку была написана не для широкой публики, поэтому впитала в себя все самые интимные и искренние переживания поэта, которыми принято делиться лишь с самыми близкими людьми.

Жанр, размер

В лирике Федора Ивановича в большей части проявляется романтизм. В анализируемом стихотворении это особенно отчетливо видно. Больше всего в произведении видны чувства и переживания лирического героя. Автор идеализирует природу, показывая читателю все её прелести.

«Весенние воды» — это пейзажная лирика. В самом центре стихотворения описывается природа. Лирический герой каждой клеточкой своего тела ощущает приближение весны. Да, снег ещё не до конца сошел, но в воздухе уже начинает пахнуть теплом и уютом. Больше всего о приходе весны напоминают весенние воды, которым герой уделяет особое внимание.

Природа начинает просыпаться после длительной зимней спячки, и торопится поскорее возродиться.

Размер написания – это четырехстопный ямб, рифма – перекрестная.

Композиция

Стихотворение «Весенние воды» состоит из трех строф, каждая из которых включает в себя четыре строки.

Первая строфа произведения показывает пробуждение природы.

  • Еще в полях белеет снег,
  • А воды уж весной шумят —
  • Бегут и будят сонный брег,
  • Бегут и блещут и гласят…

Природа до конца еще не проснулась от зимней спячки, но в воздухе уже витает аромат весны.

Во второй части произведения читатель видит монолог ручьев, которые спешат оповестить о том, что пришла долгожданная весна.

Третья строфа произведения знакомит читателя с новым образом – хороводом теплых майских дней. Они с нетерпением ждут, когда же смогут наступить в полную силу.

Образы и символы

В роли лирического героя перед нами предстает человек, которому удается прочувствовать и передать каждое дуновение весны.

Он замечает даже самое незначительное изменение в природе и спешит поделиться им с читателем. Более того, вместе с приходом весны, он сам начинает оживать и пробуждаться.

Автор показывает неимоверную связь человека с природой, и то, как она способна влиять на наши чувства и настроения.

Образ вены показан одушевленным. Каждый из её гонцов торопится рассказать людям о главном событии – приходе весны. В каждом элементе кипит жизнь, что не остается незамеченным нашим лирическим героем. Весна отображает возрождение человеческой души и тела, символизируя начало новой жизни.

Темы, проблемы

Основной темой стихотворения можно назвать приход весны. Автор передает это все через лирического героя, который наделен невероятной чуткостью, способный отметить даже самые незначительные изменения в окружающем мире. Он наслаждается природой, любуется ею, о чем с воодушевлением рассказывает читателю. Весна – это своего рода ренессанс человеческой души.

Так же автор показывает ту незримую, но очень сильную связь человека с окружающим миром. Он просыпается вместе с природой, у него появляются новые силы и желание жить и творить.

Настроение стихотворения радостное, поскольку лирический герой чувствует начало счастливых перемен. Зима закончилась, поэтому впереди теплые и счастливые дни. Пусть снег еще не растаял, это нисколько не огорчает лирического героя.

Он, наконец-то, пробудился от зимней спячки и готов на новые подвиги.

Все ждут прихода весны. Автору удается показать то, насколько прочная связь между темой природы и внутреннего мира человека. Данную связь он показывает на примере того, что как только пробудилась природа – настроение лирического героя так же улучшилось.

В данном произведении отсутствуют философские размышления, касающиеся жизни. Здесь показана лишь красота природы и любовь к ней человека. Главной идеей стихотворения выступают мысли, которые возникают у лирического героя с приходом весны.

Средства художественной выразительности

  1. В стихотворении «Весенние воды» Федор Иванович Тютчев использует различные тропы.
  2. Например, с помощью приема звукописи автору удается придать динамики произведению, а благодаря аллитерации создается ощущение подвижности.

     

  3. Присутствует в стихотворении и большое количество эпитетов, с помощью которых поэту удается создать невероятные картины природы, которые поразили читателя своей неповторимостью.

Федор Иванович использует олицетворения, благодаря которому образ весны становится живым.

Так же в стихотворении используются метафоры.

Основная мысль

Главной мыслью стихотворения «Весенние воды» стала та самая незримая связь человека и природы. Мы можем видеть перемены настроения лирического героя с приходом весны. Весенние деньки наполняют человеческие души счастьем, надеждой, любовью и желанием жить. Изменения касаются не только окружающего мира, который начинает просыпаться и оживать, а и внутреннего мира человека.

Здесь присутствует едва уловимое размышление о жизни. Если взять во внимание то, что человек – это неотъемлемая часть природы, то людям необходимо жить в полной гармонии с окружающим миром, не пытаясь изменить законы природы.

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

  • Они гласят во все концы:
    «Весна идет, весна идет,
    Мы молодой весны гонцы,
  • Она нас выслала вперед!
  • Весна идет, весна идет,
    И тихих, теплых майских дней
    Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!..»

Анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева

Ф. Тютчев был преданным поклонником русской природы. Основная часть его творчества посвящена родному пейзажу. Стихотворение «Весенние воды» было написано Тютчевым еще в молодости (1830 г.

), но оно сразу же стало очень популярным и прославило имя начинающего поэта. Оно было создано за границей.

Несмотря на то, что Тютчев утверждал о значительном сходстве весны в Европе и России, это свидетельствует об огромной любви поэта к своей родине и удивительной способности по памяти описывать ее красоту.

Тютчев использует характерную для его творчества композицию из трех строф. В первой дается описание первых признаков приближающейся весны. Зима еще не отступила («белеет снег»), но в природе уже заметны значительные изменения.

Они связаны с неуклонным таянием снега и выражаются в появлении первых ручьев, которые сопровождаются совершенно новыми торжествующими звуками («шумят», «гласят»).

«Весенние воды» выводят природу из длительной спячки и символизируют возрождение жизненных сил.

Тютчев использует олицетворение в описании весенних ручьев. Они превращаются в одушевленные существа, которые «бегут» и «будят» весь необъятный мир. Во второй строфе этот прием усиливается благодаря введению прямой речи.

Звуки ручьев сливаются в один ликующий призыв: «Весна идет!». Они выступают в роли главных глашатаев весны, призванных оповестить природу о скором чудесном преображении.

Шествие весны можно сравнить с появлением волшебной королевы, гонцы которой повсюду распространяют радостное известие о ее приходе.

В третьей строфе появляется еще одна волшебная группа персонажей, являющихся спутниками весны, которые призваны поддержать и укрепить ее власть. «Хоровод… майских дней» следует за своей королевой.

Ранняя весна еще ограничена остатками зимнего могущества: снегом, ночными заморозками, холодными ветрами. Только в мае зима окончательно уступит свои права, и природа расцветет во всем своем великолепии.

Благодаря большому количеству глаголов стихотворение очень динамично, точно передает ощущение стремительности талых вод. Эмоциональность подчеркнута рефреном «весна идет».

Стихотворение «Весенние воды» создает в душе радостное и светлое настроение. Первые ручьи символизируют расцвет не только природы, но и человеческих жизненных сил. Они связаны с творческим вдохновением и надеждами на счастливое будущее.

Читать стих поэта Федор Тютчев — Весенние воды на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Ссылка на основную публикацию