Анализ стихотворения Э. Асадова «Письмо с фронта»

Стихотворение «Письмо с фронта» состоит из 8 строф, причем 7 из них – это четверостишия, а одна строфа имеет 6 строк. Композиция стихотворения последовательная. Его можно разделить на 5 смысловых частей.

  1. Первая часть – 1-я строфа. В данной части автор указывает лицо, к которому обращается. Первая строфа отражает все нежные чувства, которые испытывает поэт к своей маме, которые даже не может передать словами: «Тебя вспоминаю, такую родную, такую хорошую — слов даже нет!».
  2. Вторая часть – это последующие 2 строфы. Эти четверостишия посвящены воспоминаниям автора о маме, о том, как она грустила, радовалась. Также в данной части автор пытается представить маму, читающую данное письмо.
  3. Третья часть – это шестистишие, в котором автор пишет: «Мы были беспечными,… мы, всё, что имели, не очень ценили, а поняли, может, лишь тут, на войне… Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!» Эти строки передают авторскую тоску по былому, тоску по упущенным счастливым моментам, которые были потрачены, оказывается, не совсем правильно, также данные строки передают его положительную настроенность, надежду на то, что они, молодые ребята, возвратятся с ужасной войны и будут ценить жизнь по достоинству.
  4. Четвертая часть – это следующая строфа, которая возвращает поэта в реальное время. Он пишет о происходящем сейчас, о времени написания данного письма. Пишет, что всё вокруг замерло, будто позволило поэту написать письмо родной маме.
  5. Пятая часть – это три последние четверостишия, которые возвращают читателя к главному образу произведения – матери. Автор пишет, что сражается и за жизнь, и за неё родную, и за всю страну, пишет, что в этом ему помогает именно она, которая находится всегда рядом, пишет, что ему не страшно идти в бой, так как он благословлён ею – мамой.

Письмо Виктора Павленко

Анализ стихотворения Э. Асадова «Письмо с фронта»

«Здравствуй, дорогая мамочка, шлю тебе свой горячий красноармейский привет и сообщаю, что я жив, здоров, чего и вам желаю.

Чувствую себя еще лучше, чем до ранения. Ранило меня, как я тебе уже писал, в поясницу. В прорыве между Оршей и Витебском. В госпитале лежал в г. Ярцево Смоленской области.

Мама, деньги, которые ты мне выслала, я еще не получил. Сфотографироваться, конечно, есть возможность, но нет денег. Мама, напиши подробней, что с Николаем Борисовичем. Ну а пока писать кончаю, остаюсь ваш сын Виктор.

Привет всем родным и знакомым. Виктор».

Виктор Павленко погиб 25 января 1945 года под Кенигсбергом.

Основная идея

Данная строфа — это смысл стихотворения «Письмо с фронта».

Автор верит в силу материнской любви, знает, что её благословение – это невидимый и непробиваемый щит! Возможно, именно этот щит спас его в 1944 году, когда под Севастополем поэт получил тяжёлое ранение, но выжил, став впоследствии героем Советского Союза! Такова главная мысль произведения «Письмо с фронта».

Вам также может понравиться

«Письмо с фронта» Э. Асадов

  • Мама! Тебе эти строки пишу я,
    Тебе посылаю сыновний привет,
    Тебя вспоминаю, такую родную,
  • Такую хорошую – слов даже нет!
  • Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
    Немного лентяя и вечно не в срок
    Бегущего утром с портфелем под мышкой,
  • Свистя беззаботно, на первый урок.
  • Грустила ты, если мне физик, бывало,
    Суровою двойкой дневник «украшал»,
    Гордилась, когда я под сводами зала
  • Стихи свои с жаром ребятам читал.
  • Мы были беспечными, глупыми были,
    Мы все, что имели, не очень ценили,
    А поняли, может, лишь тут, на войне:
    Приятели, книжки, московские споры –
    Все – сказка, все в дымке, как снежные горы…
  • Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!
  • Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
    Застыли орудья, как стадо слонов,
    И где-то по-мирному в гуще лесов,
  • Как в детстве, мне слышится голос кукушки…
  • За жизнь, за тебя, за родные края
    Иду я навстречу свинцовому ветру.
    И пусть между нами сейчас километры –
  • Ты здесь, ты со мною, родная моя!
  • В холодной ночи, под неласковым небом,
    Склонившись, мне тихую песню поешь
    И вместе со мною к далеким победам
  • Солдатской дорогой незримо идешь.
  • И чем бы в пути мне война ни грозила,
    Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
    Я знаю, что ты меня благословила,
  • И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

«Письмо с фронта» Эдуарда Асадова (1923–2004) написано в разгар Великой Отечественной войны. Это биографическое стихотворение входит в список лучших произведений о войне, но при этом выделяется среди них благодаря своей необычной атмосфере и настроению.

Шел 1943 год, поэту было всего 20 лет. Только недавно отзвучал последний звонок в школе, а юноша уже на фронте. Однако страшные годы войны не сломили дух молодого поэта. Вместо того чтобы зачерстветь и огрубеть душой в этих тяжелейших условиях, Асадов поддерживает себя и своих близких стихотворениями, полными надежды и жизнелюбия.

Именно таково «Письмо с фронта». Оно обращено к самому дорогому человеку в жизни поэта – маме. Эмоциональное начало – «Мама!» – сразу заставляет читателя откликнуться.

Несмотря на то, что оно повествует о том, как меняется человек на войне, как ему приходится нелегко, произведение не оставляет тяжелых мыслей и горечи. Этот эффект достигается благодаря тому, что автор использует легкие живые образы, сравнения и метафоры.

Например, говоря об огнестрельных орудиях, поэт сравнивает их со стадом слонов. Казалось бы, это совершенно неподходящий образ, ведь слоны не ассоциируются с жестокостью и насилием.

Однако он точно передает отношение автора, который сохраняет оптимистичный настрой.

Автор не называет пули их настоящими именами, а использует метафору «свинцовый ветер». От этого снаряды не становятся менее опасными, но так автору удается избежать упоминания смерти, тем самым снижая напряжение читателя.

Композиционно стихотворение делится на несколько частей. Первые три четверостишия имеют форму abab и рассказывают о прошлом лирического героя. Обращаясь к матери, он напоминает ей и себе о счастливых годах детства и юности. От этих строк веет настоящим душевным теплом, которое призвано согреть сердца и матери, и сына и укрепить в них надежду.

  1. Четвертая строфа подводит промежуточный итог повествованию. Здесь автор размышляет о том, что прежде он и его сверстники не ценили обычных мирных вещей, но теперь их отношение изменилось:
    Все – сказка, все в дымке, как снежные горы…
  2. Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!
  3. И даже здесь есть место уверенности, что все обойдется и всем удастся вернуться домой.
  4. Остальные четыре строфы словно меняют цвет. Если воспоминания в начальных строках были окрашены в теплые тона, то здесь все предстает серым: «В холодной ночи, под неласковым небом…»

Но и в таких условиях герой не намерен сдаваться. Многим читателям и на фронте, и в тылу эта решимость помогла выстоять и приблизить победу, в которую так верит автор.

Асадов Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Эдуард Асадов

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую — слов даже нет!

  • Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
    Немного лентяя и вечно не в срок
    Бегущего утром с портфелем под мышкой,
  • Свистя беззаботно, на первый урок.
  • Грустила ты, если мне физик, бывало,
    Суровою двойкой дневник «украшал»,
    Гордилась, когда я под сводами зала
  • Стихи свои с жаром ребятам читал.
  • Мы были беспечными, глупыми были,
    Мы все, что имели, не очень ценили,
    А поняли, может, лишь тут, на войне:
    Приятели, книжки, московские споры —
    Все — сказка, все в дымке, как снежные горы…
  • Пусть так, возвратимся — оценим вдвойне!
  • Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
    Застыли орудья, как стадо слонов,
    И где-то по-мирному в гуще лесов,
  • Как в детстве, мне слышится голос кукушки…
  • За жизнь, за тебя, за родные края
    Иду я навстречу свинцовому ветру.
    И пусть между нами сейчас километры —
  • Ты здесь, ты со мною, родная моя!
  • В холодной ночи, под неласковым небом,
    Склонившись, мне тихую песню поешь
    И вместе со мною к далеким победам
  • Солдатской дорогой незримо идешь.
  • И чем бы в пути мне война ни грозила,
    Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
    Я знаю, что ты меня благословила,
  • И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

Анализ стихотворения «Письмо с фронта» Асадова

Эдуард Аркадьевич Асадов – из плеяды поэтов военного времени. Его пронзительное «Письмо с фронта» вобрало в себя все невысказанные слова вчерашних мальчишек тех трудных лет.

Читайте также:  Стихи про катю, екатерину: красивые стихотворения с именем известных русских поэтов классиков

Стихотворение написано в 1943 году. Его автору в эту пору 20 лет, и он добровольцем ушел на Великую Отечественную войну. Совсем немного оставалось до ранения, ослепившего его до конца жизни. По жанру – патриотическая лирика с исповедальным мотивом, по размеру – амфибрахий с перекрестной, смежной и кольцевой рифмовкой, 8 строф.

Лирический герой – сам автор. Произведение следует особенностям эпистолярного жанра, начинается с приветствия, затем идут воспоминания о прошлом, о мирной жизни, потом – описание сегодняшнего дня, наконец, обещание сражаться «за жизнь, за тебя, за родные края». Вместо прощания: утром в бой ухожу. Интонация ностальгическая, чуть с улыбкой.

Временами ее сменяет более сдержанная нота. «Ты меня благословила»: перед отправкой на фронт мать благословила сына и обещала молиться. Материнское слово – самое сильное, считает поэт. В первой строфе он не может подобрать слов, чтобы выразить свою нежность. Ты такая, такая! Хорошая, родная, самая лучшая мама на свете.

Собственно, с обращения «мама» юноша и начинает это письмо. Кто знает, не будет ли оно последним… Герой вспоминает двойки в школе, обиды из-за пустяков, книжки, приятели – все кажется сказкой.

Неужели можно было жить вот так? Но война не обесценила все эти маленькие человеческие радости, напротив: возвратимся – оценим вдвойне! Для мамы он подбирает безобидные сравнения, чуть смешит ее: орудья, как стадо слонов. Пишет о кукушке. Как раньше, помнишь, мама? Льется прямая речь. «Ты здесь, ты со мною». «Стихи свои с жаром читал»: Э.

Асадов примерно с 8 лет сочинял стихи. Эпитеты: неласковым небом, свистя беззаботно, сыновний привет, далеким победам, солдатской дорогой. «Ты знай, я не сдамся!» Уменьшительные суффиксы: мальчишку, книжки. Инверсия проходит через все стихотворение, начиная с первой строфы: пишу я, читаешь письмо ты, грустила ты.

Много перечислений: были, имели, беспечными, глупыми. Сравнение: все – сказка, как снежные горы. Метафора: свинцовый ветер. В стихотворении два основных образа: мать и сын, ожидание победы и встречи.

Стихотворение «Письмо с фронта» Э. Асадова относится к его ранней лирике. Тема матери – одна из главных в его творчестве этого времени.

Читать стих поэта Эдуард Асадов — Письмо с фронта на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Урок внеклассного чтения в 9-м классе по теме «Слово может согреть, окрылить и спасти…» (Э.Асадов)

Цель урока: развитие у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера.

Оборудование: портрет поэта Э. Асадова, стенгазета с материалами о жизни и творчестве поэта, выставка книг Э. Асадова и К. Дмитриной (поэт г. Кыштыма).

Книга – источник знаний, Ваш друг, советчик!

ХОД УРОКА

Учитель: «Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил.

Словно задушевные друзья, они охотно беседуют с нами…учат нас, ободряют, утешают и как зримо являют далёкие от наших глаз вещи…», – сказал Ян Амос Каменский. – Ребята, прокомментируйте высказывание Каменского.

Что вы можете добавить к словам великого педагога? Сегодня на уроке мы познакомимся с интересным человеком – кышымской поэтессой К.Ф. Дмитриной, которая расскажет о поэте Э.Асадове, о том, какую роль в жизни Клавдии Фёдоровны сыграли книги Э. Асадова.

  • Начну я с чтения стихотворения, строки из которого я взяла в качестве темы сегодняшнего урока.
  • Слово может согреть, окрылить и спасти, Осчастливить и льды протаранить. Слово может нам тысячи бед принести,
  • Оскорбить и безжалостно ранить.
  • А поэтому скажем себе сурово: «Чтобы не было в жизни ненужных бед, Надо думать, ребята, над каждым словом,
  • Ибо слов невесомых на свете нет!»

– Как вы понимаете эти слова? Это стихотворение из сборника Асадова «Не проходите мимо любви».

В предисловии к этому сборнику есть такие строки: «Читательница из уральского городка Кыштым пишет: «…Помните, дорогой Эдуард Аркадьевич, Вы нам очень нужны и дороги, Вас по праву можно назвать своим УЧИТЕЛЕМ! Спасибо, спасибо, спасибо!…

Я говорю, что люблю Вас, мой дорогой человек, что я обречена любить Вас одного из всех поэтов до конца дней своих, что я благодарю небо за то, что оно подарило мне встречу с Вашим творчеством, за то, что Вы есть на этом свете…» Эта читательница и есть Клавдия Фёдоровна Дмитрина, которая пришла сегодня к нам.

К.Ф. Дмитрина. Есть поэты, чьи имена вроде бы знают все, но читатели не могут вспомнить ни одной строчки из их поэзии. Есть поэтические строки, имя автора которых уже успели позабыть.

Но есть вечно звучащие и зовущие имена и строки, которые помнят, любят, носят на протяжении всей жизни целые поколения людей. Эдуард Асадов относится к таким поэтам. Он известен, любим миллионами читателей в мире. Тридцать семь книг, выпущенных им за годы творчества, давно уже стали классикой.

Такие его стихи, как «Трусиха», «Они студентами были», «Падает снег», «Что такое счастье» и другие многие знают наизусть.

  1. Дорожите счастьем, дорожите! Замечайте, радуйтесь, берите Радуги рассветы, звёзды глаз –
  2. Это всё для вас, для вас, для вас.

Услыхали трепетное слово – Радуйтесь. Не требуйте второго. Не гоните время. Ни к чему.

Радуйтесь вот этому, ему!

Сколько песне суждено продлиться? Всё ли в мире может повториться? Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз…

Разве будет это тыщу раз!…

(Э. Асадов «Дорожите счастьем, дорожите!..»)

Светлая поэзия Э. Асадова помогает познать себя, понять, что такое жизнь и что главное в этой жизни. Главные темы творчества Асадова – любовь, природа, человеческие взаимоотношения, Родина. Творчество поэта всегда было патриотичным, его волновала судьба родной страны,

втянутой в пучину раздоров, не всегда продуманных перемен. Оценку сложившейся в стране ситуации поэт даёт с позиции человека, гражданина, патриота своей страны, горячо любящего свой народ.

  • Как жаль мне, что гордые наши слова «Держава», «Родина» и «Отчизна» Порою затёрты, звенят едва
  • В простом словаре повседневной жизни.
  • Я этой болтливостью не грешил. Шагая по жизни путём солдата, Я просто с рожденья тебя любил
  • Застенчиво, тихо и очень свято.

Какой ты была для меня всегда? Наверное, в разное время разной. Да, именно разною, как когда,

Но вечно моей и всегда прекрасной!..

(Э. Асадов «Родине»)

Учитель: Когда началась война, семнадцатилетний Эдуард обратился во Фрунзенский райком комсомола города Москвы с просьбой отправить его добровольцем на фронт. Вчерашний школьник был направлен в артиллерийские войска. Сначала Асадов был наводчиком грозного орудия.

А в 1943 году, став офицером, уже командовал батареей. В самую лютую и тяжёлую пору войны 1941 – 1942 годов сражался, защищая Ленинград, а затем воевал на Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах.

И сколько бы нервов и сил ни забирала война – поэзия была его счастьем и мукой, отдыхом и трудом…

Ученик:

Мама! Тебе эти строки пишу я, Тебе посылаю сыновний привет, Тебя вспоминаю, такую родную, Такую хорошую, слов даже нет! Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку, Немного лентяя и вечно не в срок Бегущего утром с портфелем под мышкой, Свистя беззаботно, на первый урок… Мы были беспечными, глупыми были, Мы всё, что имели, не очень ценили, А поняли, может, лишь тут, на войне: Приятели, книжки; московские споры – Всё – сказка, всё в дымке, как снежные горы… Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!..

(Э. Асадов «Письмо с фронта»)

Учитель: Стихи Э. Асадов писал всюду: в воинских эшелонах, в коротких перерывах между боями и в землянке на отдыхе при свете ночной коптилки. Так уж вышло, что фронтовая судьба Э.

Асадова была связана с двумя городами: Ленинградом и Севастополем. В боях за освобождение Севастополя в ночь с 3 на 4 мая 1944 года, проявив самоотверженность и волю, смелость, гвардии лейтенант Асадов был тяжело ранен и потерял зрение.

Жизнь словно бы рухнула, погасла, оборвалась…

…Что было потом? Литературный институт им. Горького при Союзе писателей СССР в Москве. Учёба, работа, мечты. Первыми литературными наставниками его в те годы были К. Чуковский, А. Сурков, П. Антокольский. Уже будучи студентом Литинститута, Асадов сумел заявить о себе как поэт со своим голосом, мироощущением, красками: «Весна в лесу», «В тайге», «Стихи о рыжей дворняге»:

Читайте также:  Отзыв о фильме «Книга джунглей» Джона Фавро

Ученик:

Хозяин погладил рукою Лохматую рыжую спину: – Прощай, брат! Хоть жаль мне, Но всё же тебя я покину. Швырнул под скамейку ошейник И скрылся под гулким навесом, Где пёстрый людской муравейник Вливался в вагоны экспресса. Собака не взвыла ни разу, И лишь за знакомой спиною Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою…

К.Ф. Дмитрина: Много трудностей было в жизни Э. Асадова. От него ушла любимая жена. Но он не сломался, нашёл в себе силы понять, простить…Спасло любимое дело. Жизнь и судьба Эдуарда Асадова – яркий пример того, что человек может преодолеть любые испытания, найти силы для продолжения жизни, когда кажется, что их уже нет…

Однажды я открыла томик стихов Э. Асадова, чтобы не расставаться с ними уже никогда. Я завела большую общую тетрадь, переписала в неё самые любимые, самые дорогие мне стихи.

Это бальзам на все случаи моей истерзанной бытом души! Как Э. Асадов умеет лечить! Читаю, и душа замирает, звенит тихо, светло.

Какая-то далёкая нежная музыка, которую непременно к концу заменит могучий хор звуков – высоких, сильных, жизнеутверждающих!

Ученик:

Живу для людей и пишу для людей, Всё время куда-то спешу и еду, Ведь каждая встреча – это победа В душах людских и судьбе моей… …цель моя – это живым стихом Сражаться, пока моё сердце бьётся, С предательством, ложью, со всяким злом, За совесть и счастье людей бороться. В награду же выпало мне за труд, Без всякого громкого утвержденья, Сияние глаз, улыбок салют И миллионных сердец биенье. И, пусть без регалий большого званья, Я, может, счастливее всех стократ, Ибо читательское признанье, А если точней, то народа признанье –

  1. Самая высшая из наград!
  2. (Э. Асадов «Ответ читателям»)

– Ребята, есть вопросы?..

Учитель. Спасибо, Клавдия Фёдоровна, за интересный рассказ! Ребята! Если вас заинтересовало творчество Эдуарда Асадова, вы можете взять книгу у меня, в школьной или городской библиотеке. По желанию, можно выучить стихотворение поэта наизусть.

– Урок окончен, до свидания!

24.03.2016

Э.Асадов «Письмо с фронта»

Край мой застенчивый, край уральский,

Край, что не схож ни с каким иным.

В 1938 году маму, которая была учителем от Бога, пригласили работать в столицу. Последние классы Эдуард учился в московской школе.

После спокойного и деловитого Свердловска Москва казалась шумной, яркой и торопливой. С головой ушел в учёбу, стихи, кружки.

Эдуард Асадов считал своими учителями знаменитых поэтовПушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина.Он стоял перед выбором, куда пойти учиться – в литературный институт или в театральный.

И вот 14 июня 1941 года – выпускной бал в московской школе, где учился Асадов. А ровно через неделю – все планы нарушила начавшаяся война. И он, не дожидаясь призыва, с первых же дней уходит на фронт добровольцем. Ему было тогда 17 лет.

Вчерашний школьник был отправлен в артиллерийские войска. Сначала он был наводчиком, а уже в 1943 году, став офицером, командовал батареей.

И сколько бы сил и нервов ни забирала война, поэзия была его счастьем и мукой, отдыхом и трудом.

Стихи он писал всюду…Так уж вышло, что фронтовая судьба Эдуарда Асадова была связана главным образом с двумя городами: Ленинградом и Севастополем – двумя бастионами славы и мужества Великой Отечественной войны.

Он воевал так, как надо, считая победу высшей задачей своей жизни. Он воевал, а дома его ждала мама.

Э.Асадов «Письмо с фронта»

http://asadove.ru/pismo-s-fronta/

Бой под Севастополем,который состоялся в мае 1944-го года, стал для Эдуарда роковым. Его батарея оказалась во время боя полностью уничтоженной, однако остался запас боеприпасов. Отчаянный и смелый Асадов принял решение отвезти на машине эти боеприпасы в соседнюю часть.

Ехать пришлось по открытой и хорошо обстреливаемой местности. Поступок Эдуарда можно было бы назвать опрометчивым, однако, благодаря смелости молодого человека и запасу боеприпасов, стал возможным перелом в сражении. Разорвавшийся рядом с машиной снаряд смертельно ранил его, осколком была снесена часть черепа. Взрывом мины Э. Асадову вырвало глаза.

Любой врач уверенно бы сказал, что у человека, получившего такое ранение, очень мало шансов выжить. И он не способен не только воевать, но и вообще двигаться. А Эдуард Асадов не вышел из боя.

Иван Семенович Стрельбицкий в книге «Ради вас, люди» пишет: «Рейс сквозь смерть на старенькой грузовой машине, по залитой солнцем дороге, на виду у врага, под непрерывным артиллерийским и минометным огнем, под бомбежкой – это подвиг.

Ехать почти на верную гибель ради спасения товарищей – это подвиг…Поминутно теряя сознание, он продолжал командовать, выполняя боевую операцию и вести машину к цели, которую теперь он видел уже только сердцем. И блестяще выполнил задание.

Подобного случая я за свою долгую военную жизнь не помню…»

Эдуард Аркадьевич вспоминал: “Что было потом? А потом был госпиталь и двадцать шесть суток борьбы между жизнью и смертью. “Быть или не быть?” в самом буквальном смысле этого слова. Когда сознание приходило – диктовал по два-три слова открытку маме, стараясь избежать тревожных слов.

Когда уходило сознание, бредил…И вот самое трудное: приговор врачей – “Впереди будет все… Все, кроме света…” И вот это-то мне предстояло принять, выдержать и осмыслить, уже самому решать вопрос “Быть или не быть?” А после многих бессонных ночей, взвесив все и ответив: “Да”, поставить перед собой самую важную для себя цель и идти к ней, уже не сдаваясь.

Асадов продолжал писать стихи – для себя, в стол, нигде их не публикуя. И несмотря ни на что, стихи эти были светлые. Своей любовью к жизни поэт страстно хотел поделиться, но… Его останавливало сомнение в своем предназначении, таланте.

Эдуарду же нужен был прямой и ясный ответ, без малейшей скидки. Поэтому он отправил стихи Корнею Чуковскому, так как Корней Иванович был не только автор веселых детских книжек, но и жесткий и зубастый критик. Через несколько дней пришел ответ: «Дорогой Эдуард Аркадьевич! …От души благодарю Вас за письмо и за доверие.

Однако же сразу должен предупредить, что, оценивая стихи, не кривлю душой и не стараюсь «подсластить пилюлю», как бы ни была она горька. Тем более с Вами. Тут я считал бы это просто кощунственным». Ну а дальше, после такого «предупредительного грома» блеснула и молния. От посланных стихов остались, пожалуй, только фамилия Асадова и даты.

Самым же неожиданным был вывод: «…Однако, несмотря на все сказанное выше, с полной ответственностью могу сказать, что Вы – истинный поэт. Ибо у Вас есть то поэтическое дыхание, которое присуще только поэту! Желаю успехов. К. Чуковский». Эти слова сделали для Асадова больше, чем многие лекарства и витамины.

Он всегда был благодарен веселому и колючему старику за эти искренние и светлые слова.

Двадцатилетним Э. Асадов вступил в мирную жизнь с черной повязкой на лице. Поэзия вернула его в строй, дала ему силы. Он поступил и успешно закончил Литературный институт имени М. Горького и никогда не жаловался, что ему трудно учиться, писать и жить в темноте.

Личная жизнь.Когда он ушел на фронт, у него не было любимой девушки. Не успел еще влюбиться – ведь ему было всего семнадцать лет.

С детства перед глазами у него был пример родителей, которые искренне любили друг друга. И мальчик преклонялся перед искренними чувствами, о них он мечтал и их воспевал в своих стихах.

Прабабушка Асадова происходила из дворянской петербургской семьи, и в юные годы в нее влюбился английский лорд, которому она ответила взаимностью. Но счастью молодых людей мешали родственники. Однако влюбленные решили остаться верны себя и обвенчались вопреки воле старших. Этой историей Асадов восхищался с детских лет. И представлял себе настоящую любовь именно такой.

Когда поэт раненый лежал в госпитале после войны, его навещали знакомые девушки. За год шестеро из них предложили Эдуарду пожениться. Это дало молодому человеку сильный духовный заряд, он поверил в то, что у него есть будущее.

Одна из этих шести девушек стала женой начинающего поэта. (и в 1948году Асадов женился на артистке Центрального детского театра Ирине Викторовой. Родился сын, но семейная жизнь как-то не сложилась, и они расстались, полюбила другого.

Читайте также:  Сочинение 15.3 «взаимоотношения детей и родителей» по тексту екимова

)

Со второй женой Асадов познакомился в 1961-ом году. Галина Разумовская была мастером художественного слова, артисткой и трудилась в «Москонцерте», читая стихи на вечерах и концертах. Там она познакомилась с творчеством поэта и начала включать его стихи в программу своих выступлений. Они начали общаться, а вскоре поженились.

К несчастью, детей супругам Бог не дал… Но Асадовы прожили счастливую жизнь. И поэт писал настолько проникновенные стихи о детях, что остается только удивляться, откуда ему знакомы такие отеческие чувства.

Элективный курс «Письма с фронта»

Программа элективного курса «Письма с фронта», составленная Киреевой Н.А., учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 59», рассчитана для обучающихся 10 класса.

Она предусматривает углубленное изучение литературы во взаимосвязи с другими видами искусств: музыкой, живописью, кинематографией – затрагивает проблемы не только литературоведческого характера, но и эстетического развития обучающихся на пороге вступления во взрослую жизнь. Знания, умения и навыки, которые обучающиеся приобретают в процессе изучения данного курса,  помогут сформировать эстетические ценности в процессе становления личности школьника.

Данный курс содержит сведения о произведениях, изучаемых не только на уроках литературы, но и за пределами школьной программы.

Это делает программу более насыщенной и помогает расширить кругозор любителей словесности.

Помимо этого знакомство с данным материалом сопровождается не только устными размышлениями о прочитанном или услышанном, но и письменными, что способствует развитию творческих способностей обучающихся.

Программа  элективного курса «Письма с фронта» рассчитана на 17 часов. Она включает в себя занятия как теоретического плана, так и практического. Уроки интегрированной направленности способствуют более глубокому формированию личностной и коммуникативной компетенций школьников.

  • Содержание программы
  • Введение
  • На пути к возрождению эпистолярного жанра …(2 часа)
  • «Моды на письма давно уже нет…» (Л. Рубальская) Беседа (1 час)

Вы согласны с поэтессой? Кто из вас получает письма?  От кого эти письма? Интересно их читать?

А вы сами пишете письма?  Что вам проще: написать письмо или позвонить по телефону? Почему? «Бутылочное письмо». Фронтовые письма.  «Треугольники-птицы… Оригами войны». Что же значит слово «письмо» в современном мире? Из каких композиционных частей оно состоит? Викторина «Угадай героя» (см. приложение).

Эстетический и медицинский аспекты каллиграфии (1 час)

Практическое занятие по книге Исаевой Е.Л. «Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку».

Хотели бы вы без особого труда обнаружить у себя скрытые таланты и наклонности? Или научиться читать мысли, чтобы узнать о человеке буквально все, не донимая его нескромными вопросами? Из истории графологии. Практическая графология. Анализ собственного почерка.

Письма с фронта в литературе и других видах искусства 20 века (15 часов)

Письма с фронта. Их роль в жизни людей  (1 час)

Память, хранящаяся в треугольниках с фронта. Документы огромной силы. Фронт и почтовая корреспонденция. Летопись времён военного лихолетья. Архивы, где хранятся письма фронтовиков. Роль этих писем в жизни многих семей.

К. Симонов «Жди меня». Анализ стихотворения. Искусство слова в аудиозаписи (1 час)

История создания произведения. Это стихотворение посвящено актрисе Валентине Серовой, вдове военного лётчика, с которой поэт познакомился в 1940 году. Вера и любовь – своеобразный талисман поэта. Уметь выразительно читать стихотворение.

А. Дементьев «Письмо отца». Песня Е. Мартынова на стихи А. Дементьева

 (1 час)

Жизнь и творчество Андрея Дмитриевича Дементьева. История создания стихотворения «Письмо отца». Образ лирического героя. Средства выразительности. Музыка на стихи А. Дементьева.

Анализ стихотворения Э. Асадова «Письмо с фронта» (1 час)

Основная мысль стихотворения Э. Асадова «Письмо с фронта». В его письме воспоминания о далёком  беспечном детстве, о беззаботной школьной жизни.

Эти воспоминания греют душу ему, и согреют матери, когда она прочтёт строки письма.

Звучит сожаление о том, как беспечно воспринимал он в мирное время всё, что имел, и надеется, что вдвойне оценит это, вернувшись, непременно вернувшись с войны.  Выразительные средства при анализе данного стихотворения.

Песня на стихи А.Суркова, муз. К. Листова «В землянке» («Бьется в тесной печурке огонь…»). Анализ (1 час)

История создания стихотворения. Тема, основная мысль. Любовь и война, смысл жизни, семья и т.д. Художественные и языковые особенности для передачи основной мысли этого стихотворения. Литература и музыка. Жизнь в музыке.

Анализ стихотворения Людмилы Кириевской «Письма с фронта» . Посвящается всем, кто воевал с фашизмом (1 час)

История создания стихотворения. Тема, основная мысль. Любовь и война, смысл жизни, семья и т.д. Художественные и языковые особенности для передачи основной мысли этого стихотворения. Литература и музыка. Жизнь в музыке.

В. Кондратьев «Привет с фронта». Значение эпистолярного жанра (1 час)

Эпистолярным жанром писатель как бы приближает своих героев и ту страшную войну к нам, сегодняшним. Ведь мы думаем, что эта война была очень давно, а людям, ее пережившим, кажется, что она была совсем недавно.

Отзыв о фильме «Письмо с фронта» режиссёра Ивана Киасашвили (1 час)

Действие фильма происходит в годы Великой Отечественной войны. Раненый солдат Юра полюбил медсестру Нину, но так и не решился ей признаться. Из первого письма Нина узнала о его любви – и ждала новых писем, не зная, что Юра погиб.

Рассказ Е. Габриловича «Фронтовое письмо» (1 час)

Жизнь в письмах. Судьбы солдат. Боль, утраты, переживания, любовь и т.д.

А.В. Митяев. Сборник рассказов «Письмо с фронта». Анализ одного из рассказов (по выбору обуч-ся) (1 час)

Книга “Письмо с фронта” Митяева Анатолия Васильевича – сборник рассказов о Великой Отечественной войне. Автор – участник войны, проработавший четверть века в “Пионерской правде” и в “Мурзилке”. Он хорошо знает запросы и возможности своих читателей. Рассказы, как теперь говорят, остросюжетны. Их герои зримы, у каждого свой особый характер.

Действия развертываются в условиях фронтовой обстановки: тут и оружие того времени, и детали солдатского быта. Язык повествований чист и ясен. Особенность рассказов в том, что их завязка – не выдумка писателя, а реальное событие.

Поскольку рассказы далеки от очерков и в них много авторского, действующим лицам автор дал имена фамилии солдат своего взвода – в память о фронтовом товариществе.

Анализ фронтовых писем. Прослушивание аудиозаписи (1 час)

Фронтовые письма – бесценное свидетельство “живой” социальной истории. На фронт уходили молодые парни и девушки из разных социальных слоев, и воздействие войны на них было разным.

По письмам фронтовиков можно проследить эволюцию и становление личности.

Изучение фактологической информации писем и одновременно лингвистический анализ в сочетании с их внешней атрибутикой позволяют приблизиться к воссозданию живого образа защитника Отечества, а тем самым, понять глубинные истоки Великой Победы. 

Обзорный анализ сборника М. Дорошиной, В. Дьячкова «Письма Великой Отечественной» (1 час)

В сборник включены письма с фронта участников Великой Отечественной войны. Письма фронтовиков родным и близким позволяют глубже понять, психологию, мировоззрение, истоки искреннего патриотизма поколения победителей.

РР Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта» (1 час)

Картина А. Лактионова позволяет окунуться в историю нашей страны. Представление школьников о войне через живопись и литературу.

РР Устный рассказ по картине А.Ф. Васильевича «Письмо с фронта» (1942) (1 час)

Представление школьников о войне через живопись и литературу.

Итоговое занятие. «Письма, опалённые войной» в искусстве 20 века (1 час)

Письма-«треугольники» войны. Работа корреспондентов в период Великой Отечественной войны. Цена писем с фронта. Защита проектов.

Автор материала: Киреева Н.А.

Литература

  1. Асадов Э. Зарницы войны. Повесть. Стихи. Поэмы. М: Военное издательство, 1989
  2. Белозерова В.Г. Особенности развития каллиграфической традиции. ДВГТУ., 2003. С. 187-191.
  3. Вольперт Л. И. «…за две строчки перехваченного письма» //Вышгород». Таллинн. 1999. N 2.
  4. Дорошина М., Дьячков В. Письма Великой Отечественной. Архивный отдел Тамбовской области, 2005
  5. Исаева Е.Л. Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку. Рипол Классик, 2010
  6. Кондратьев В. Привет с фронта. Художественная литература, 1995
  7. Митяев А. Письмо с фронта. Белый город, 2015
  8. Симонов К. Жди меня. Детская литература, 2010

Электронные ресурсы

  1. medialingua.ru
  2. ru, karelianholidays.ru
  3. nasledie-rus.ru
  4. net›literaturovedenie…m_dostoevskii_novye…
  5. http://www.pagez.ru/
  6. com›?open_file=1269038114
  7. info›rlit/andreev/oteatre.html

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ ЭЛЕКТИВА

Архив с материалами (объём 27,1 МБ) включает файлы:

1. Программа элективного курса 10 кл. “Письма с фронта”

  1. 2. Презентация “Фронтовые письма”
  2. 3. Сборник “Письма Великой Отечественной”
  3. 4. Ива Столярова “Письмо с фронта”
  4. 5. Людмила Кириевская “Письма с фронта” – стихи
Ссылка на основную публикацию