Анализ стихотворения «чем они живут» («их образ жизни»)

Анализ стихотворения «Чем они живут» («Их образ жизни»)

  • Как серебристый виноград.
  • Вспорхнула искорка мгновенья,
  • Когда июль дохнул зимой —
  • Для новых дум, для вдохновенья,
  • Для невозможности самой.
  • И поднял я бокал высоко,–
  • Блеснули мысли для наград.
  • Я пил вино, и в грезах сока
  • В моем бокале таял град

Стихотворение описывает летний град – то есть момент проникновения зимы в летнюю жарцу, момент соединения несоединимого. Для Северянина этот момент подобен моменту творчества, вдохновения, также сопрягающего в одно целое то, что казалось несоединимым. В стихотворении множество аллитераций – многократно повторяются сочетания звуков «гр», «пр» и «бр» («грома», «град», «запрыгал», «серебристый» «виноград», «наград», «грезах», иногда согласные разделены гласным: «парома», «вспорхнула»), явно звукоподражательные, изображающие рокот грома и стук града; часто в одной строке несколько слов начинаются на одну согласную – «гневом грома», «метнулась молния», «запрыгал у парома», «для новых дум»); вторая строфа подчеркнуто аранжирована звуком «х», отсутствующим в других строках – «вспорхнула», «дохнул», «вдохновенья»; этот звук будто бы изображает тот вздох, то прерывистое дыхание, которое обычно для вдохновения. Град в воде напоминает виноград – и вот уже он тает не в воде, а в вине, серебристая зима проникает в душу лета, невозможное становится возможным.

2) Стихотворение «Ананасы в шампанском».

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо, остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно. И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован. Там кого-то побили.

Ананасы в шампанском! Это – пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс.

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка на Марс!

Начало второй строфы – звукопись времени с ворвавшимися в быт новыми, тогда магически звучавшими словами: аэроплан, экспресс, автомобиль… В нервном ритме стихотворения – ритм начала века.

“Ананасы в шампанском” – ведь это символ времени, его неожиданность и острота, его открытия, его извивы и изыски, эксцентрическое соединение прежде несовместимого.

Как сжато, как ярко и выразительно – гениально!

Заключение

Анализ стихотворения «Чем они живут» («Их образ жизни»)

Игорь Северянин. Истинный поэт и глава петербургских эго-футуристов. Сам по себе Северянин был действительно выдающимся талантом. Он – единственный из всех футуристов, о ком восторженно отзывался Валерий Брюсов: “Не думаю, чтобы надобно было доказывать, что Игорь Северянин – истинный поэт. Это почувствует каждый, способный понимать поэзию, кто прочтет “Громокипящий кубок”. Помимо Брюсова, об истинности и серьезности поэтического дарования Северянина в разное время говорили и писали А. Блок, Ф. Сологуб, О. Мандельштам, М. Горький, Вл. Маяковский, А. Толстой, Вс. Рождественский и многие другие.

Игорь Северянин первым из русских поэтов использовал слово “футуризм”, вернее “эго-футуризм”, выпустив в 1911 году сборник “Пролог. Эго-футуризм”.

В 1912 году он и К. Олимпов выпускают листовку-манифест “Скрижали Академии эго-поэзии (Вселенский футуризм)”. В этом же году он со своей группой – “Ассоциацией эго-футуристов”, в которую входили: К. Олимпов, И. Игнатьев, В.

Гнедов и другие, опубликовал в газете “Дачница” несколько статей. В этих статьях “Ассоциация”, образованная еще в 1911 году, объявила себя футуристами. Два положения в этих статьях раскрывали основы программы эго-футуристов.

Первое – истинно футуристическое расширение границ языка, так как “существующими в нашем богатом языке словами они [футуристы] не могли бы передать всех обуревающих их головы идей, впечатлений и понятий”.

Второе положение – принятие треугольника в качестве своего символа, так как он “является эмблемою посредника между нашими “Ego” [Я] и Вечностью”.

По мнению Валерия Брюсова, который, правда, весьма пренебрежительно относился к футуристам, как ни старался смотреть на них непредвзято, успехи эти были более чем сомнительны.

По его мнению, рядовые эго-футуристы вовсе не создали ничего стоящего, тем более нового, все их творчество – лишь перепевы того же Игоря Северянина и прочих.

К сожалению, творчество этих поэтов практически не сохранилось до наших дней, о них, собственно, и известно лишь потому, что среди них был Игорь-Северянин.

Как бы то ни было, об Игоре-Северянине стоит сказать вне зависимости от его вклада в футуризм. Это был выдающийся поэт, вспыхнувший ярчайшей звездой на сияющем небосклоне Серебряного века. Звезда, которая вспыхнула и угасла, поскольку, как писал в 1922 году все тот же Брюсов, “Северянин чрезвычайно быстро “исписался”. Ну так что же? Вечная память поэту, да останутся с нами его творения.

Анализ стихотворения Северянина «Чем они живут» («Их образ жизни»)

Анализ стихотворения «Чем они живут» («Их образ жизни»)

Guru · 07.11.2016

Поэт Игорь Северянин больше известен, как эпатажный эгофутурист и смелый словотворец, но немногие знают его поздние стихи, отличающиеся классической простотой формы и ясностью мысли.

Он расстается со «стилическим выкрутасом и безвыкрутасной поэмой» и начинает писать по-новому, уделяя больше внимания смыслу, а не внешней стороне произведения.

Если ранняя поэзия Северянина представляет особый интерес для любителей футуризма и словотворчества, то его работы времен эстонской эмиграции понравятся тем, кто, образно говоря, ценит конфетку, а не обертку. Сам Северянин о произошедшей поэтической метаморфозе писал вот что:

  1. Не из задора, не для славы Пишу онегинской строфой Непритязательные главы
  2. Где дух поэзии живой.

В поисках духа поэзии футурист стал классиком. одним из тех, кого когда-то «сбрасывал с корабля современности». Коллеги по цеху не осудили его, а, напротив, приветствовали перемену.

Например, Марина Цветаева так отзывалась о его творческом вечере, где он предстал перед публикой в новом амплуа: «Он больше чем: остался поэтом, он — стал им».

Как бы то ни было, в Эстонии поэт, похоже, нашел себя: женился, обзавелся семьей, внес огромный вклад в перевод эстонской поэзии на русский язык, много выступал и написал очень значимые сборники. Его талант не угас на чужбине. а расцвел еще ярче.

Разбор стихотворения Северянина «Чем они живут?» («Их образ жизни»)

Одно из самых популярных стихотворений периода зрелости Игоря Северянина – это гневное обличение обывательского образа мыслей под заголовком «Чем они живут?». Поэт со свойственной ему язвительностью и горячностью бросает в лицо мещанам обвинения в примитивизме сознания, скупости сердца и порочности души.

Духовную нищету эти люди прикрывают «политикой, раздорами и войнами, нарядами и картами, обжорством и питьем, интригами и сплетнями, заразными и гнойными, нахальством, злобой, завистью, развратом и нытьем». Они занимаются чем угодно, лишь бы не делать действительно важных вещей, только бы избежать трезвой мысли и сильного чувства, которые в нас пробуждает искусство.

Несчастные «нищие» не понимают, что жить всей этой пошлостью невозможно, что такая жизнь – рутинное прозябание в прекрасном и многогранном мире, что они существуют без высшей цели. Люди удовлетворены, но не счастливы – типичное состояние современного общества потребления.

Актуальность стихотворения «Чем они живут» заключается в том, что там описана наша общая беда: пресыщенность тела и голод духа.

Главная проблема в стихотворении «Чем они живут?» обозначена автором как «поэтов и мыслителей, художников не ведают, боятся, презирают их и трутнями зовут».

Люди разучились думать, любоваться и мечтать, ведь, по сути, это бесполезные занятия: прибыли никакой, а время то идет. Народу надо только хлеба (обжорство, питье, наряды) и зрелищ (войны, интриги, раздоры, сплетни).

Духовная жизнь не существует для них, ведь мыслители, художники и поэты забыты. Обыватели пребывают в косности, в застое, так как не видят красоты мира, отвергают ее и боятся. Как говорил Оскар Уайльд, все самое красивое – бесполезно.

Читайте также:  Тема жизни и смерти в русской лирике

Значит, искусство в этом царстве пользы и банального потребительского расчета гонимо и не понято, как честный менестрель при дворе властолюбивого тирана.

Единственное, что действительно увлекает таких людей – это делать потомство. Достаточно грубое и резкое замечание в адрес благопристойного потребителя. Неугодная правда в том, что кроме секса, похабных развлечений и агрессивной демагогии, «пиплу», который «хавает», ничего не любо.

Чудовищно узкий круг интересов замыкается на чувственном наслаждении. Поэт хочет донести до нас предзнаменование: если общество продолжит «развитие» в том же духе, нас ожидает «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли . писателя, который придумал свою знаменитую антиутопию всего лишь через 9 лет (1932г.

) после того, как Северянин написал «Чем они живут?» (1923г.). В 1921 году и наш соотечественник Евгений Замятин написал роман в жанре «антиутопия» , где тоже пророчил людям скорое погребение всех их идеалов и целей под толстым липким слоем рабства внутреннего, что порождает рабство личности в масштабе государства.

Художники всего мира били тревогу в те годы, чтобы предупредить человечество, не допустить такого ужасного будущего.

Некоторые исследователи утверждают, что Северянина на стихотворную филиппику вдохновило положение его соотечественников. ведь в революции он, как и многие художники, разочаровался. В стихотворении «Чем они живут?» творцы названы «трутнями». Трутень – это мужская особь пчелы, которая живет только за счёт других. Такое оскорбительное клеймо неслучайно.

В агрессивной риторике советских полемистов свободный художник непременно оценивался, как лентяй, обуза и тунеядец (в дальнейшем даже появилась статья УК, где за тунеядство предусматривалось реальное наказание, которое в свое время получит поэт Иосиф Бродский ).

Слово «трутень» по отношению к творцу было привычно и понятно для человека той эпохи, как для нас ясно что-нибудь вроде фразы «двойные стандарты» или слова «контрсанкции». Эта отсылка к терминологии СССР дает основание полагать, что Северянин имел в виду советское общество.

В двадцатые годы в советском союзе уже наступала реакция, неизменно следовавшая за революцией, поэтому многих художников, поэтов и мыслителей уже коснулись первые репрессивные меры. Стало понятно, что новая власть боится и презирает честных и непредвзятых творцов.

Северянин когда-то горячо приветствовал перемену строя, но позднее почувствовал себя обманутым, ведь режим не смягчился, а, напротив, стал пожирать своих певцов, регламентировать искусство и подавлять свободный творческий импульс. Возможно, именно обида и злоба на предательскую ложь революции 17-го года вдохновили поэта на гневное стихотворение «Чем они живут?».

Размер стихотворения «Чем они живут?» напоминает не онегинскую строфу, а некрасовскую поэзию, точнее стихотворный размер (ямб) в поэме «Кому на Руси жить хорошо», отличающийся свободой выражения и гибкостью стиха.

Текст стихотворения Игоря Северянина «Чем они живут?» («Их образ жизни»)

Они живут политикой, раздорами и войнами, Нарядами и картами, обжорством и питьем, Интригами и сплетнями, заразными и гнойными, Нахальством, злобой, завистью, развратом и нытьем. Поэтов и мыслителей, художников не ведают, Боятся, презирают их и трутнями зовут. Зато потомство делают, трудясь над ним, как следует, И убежденно думают, что с пользою живут.

20 января 1923 г.

Игорь Северянин анализ стихотворений

Анализ стихотворения «Чем они живут» («Их образ жизни»)

Начало ХХ века в России отметилось появлением авангардизма и его разных поэтических направлений. В 1911 году возникла группа эгофутуристов, главой которых стал Игорь Северянин.

«Futurum» в переводе с латыни означает «будущее, а «Ego» – «я». Отрицая все традиции русской поэзии, они пытались создать новый язык, конструировали новые слова, декларировали новую мораль, где центром внимания поэта становится его собственное «я».

Эгофутурист Игорь Северянин – самый яркий представитель этой эпатажной поэзии. Его сборники «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском» были невероятно популярны, а его «поэзоконцерты» собирали полные залы и вызывали ажиотаж.

«Ананасы в шампанском» – одно из самых известных стихотворений Северянина, оно написано в 1915 году. В нем просматривается любимая урбанистическая тема: город, технические достижения, стремительный темп жизни.

Неспроста каждое предложение в нем – односоставное и с восклицательным знаком в конце. Общей картинки нет, только обрывочное мелькание «видеокадров», из которых складывается противоречивое впечатление: среди мчащихся экспрессов, автомобилей и самолетов идет жизнь салонная, изысканная, элегантная на фоне «ветропросвистов» и «стрекота аэропланов».

В этой красивой жизни царят ананасы и шампанское, что-то норвежское и что-то испанское, вдохновение, поцелуи, нервные девушки. Но неожиданно, как 25-ый кадр, среди вечернего блеска мелькает сцена… драки. Это грубо и совершенно неприемлемо для беспечной, яркой, искристой салонной жизни.

И тогда, если уж нельзя избежать низменности, приходит решение: «трагедию жизни» претворить «в грезо-фарс». Не обошлось и без неожиданных неологизмов: «ветропросвист», «крылолет», «порывно», «грезо-фарс». Они «осмысленны» и придают стихотворению своеобразную экстравагантность, провозглашенную программой эгофутуристов.

“Кензель”. Для справки: кензелем в литературоведении называют форму стихотворения, включающего в себя три пятистишия. «Кензель» написан в 1911 году. Его очень любили слушать поклонники в исполнении Северянина на многочисленных выступлениях в разных городах. Буквально после первых слов «В шумном платье муаровом…» раздавались восторженные аплодисменты.

Стихотворение рисует перед нами изысканный, экзотический мир, принадлежащий таинственной женщине. Она идет по ночной, «олуненной» аллее, ассоциируясь с морем («проходите морево»), потому что платье у нее шумное, муаровое (шелк, переливающийся разными оттенками) тальма (накидка) «лазорева».

Утонченная, «изящная», «эстетная», она производит чарующее впечатление на фоне лунной ночи и песочной дорожки, «от листвы разузоренной», подобно меху ягуара. Красота и тайна женщины вызывают мысли о любви. Конечно, ей «предназначено» «любовное упоенье», ведь для такой неземной женщины «ночь всегда новобрачная». Но «найдется ли пара» подобному чуду? Вряд ли

Она сядет в бензиновый ландолет, доверив жизнь «мальчику в макинтоше резиновом», закроет ему глаза своим «жасминовым», «шумным», «муаровым платьем»… Что последует за этим? Разбитый автомобиль, погубленная жизнь, мимолетная, ничего не значащая связь? Неологизмы в стихотворении доступны и экстравагантны, они усиливают ассоциации, увлекают в волшебный и таинственный мир.

А. Блок был обеспокоен отсутствием темы в лирики И. Северянина. Критики упрекали его за манерность, вычурность, будуарность, салонный дендизм и даже пошловатую изысканность. Конечно, есть и это.

Но нельзя не заметить, что поэт порою ироничен и самоироничен, а это свойственно умным и глубоким людям. Главное, что его поэзия отличается тончайшим лиризмом, изысканностью, элегантностью, изумительным чувством ритма.

Его стихи задевают эстетические чувства, открывают красоту человеческой души и богатство переживаний.

Читать

  • Игорь Северянин
  • Сочинения в пяти томах
  • Том 4. Классические розы

Классические розы

  1. Ее Величеству Королеве Югославии Марии
  2. с искренним восхищением почтительно
  3. подношу в дар свою книгу
  4. Автор
Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое материнская любовь» по тексту Астафьева

Стихи 1922–1930 гг.

Королеве Марии

  • Однажды в нашей северной газете
  • Я Вас увидел с удочкой в руках, —
  • И вспыхнуло сочувствие в поэте
  • К Жене Монарха в солнечных краях.
  1. И вот с тех пор, исполнена напева,
  2. Меня чарует все одна мечта.
  3. Стоит в дворцовом парке Королева,
  4. Забрасывая удочку с моста.
  • Я этот снимок вырезал тогда же,
  • И он с тех пор со мной уже всегда.
  • Я не могу себе представить даже,
  • Как без него в былые жил года.
  1. Мне никогда уж не разубедиться
  2. В мечте, над финской созданной волной,
  3. Что южная прекрасная царица
  4. Владеет поэтической душой!

Белград

18-XII-1930

Классические розы

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

  • Как я молил весенние морозы
  • Не трогать их холодною рукой!
  • Мятлев. 1843
  1. В те времена, когда роились грезы
  2. В сердцах людей, прозрачны и ясны,
  3. Как хороши, как свежи были розы
  4. Моей любви, и славы, и весны!
  • Прошли лета, и всюду льются слезы…
  • Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…
  • Как хороши, как свежи ныне розы
  • Воспоминаний о минувшем дне!
  1. Но дни идут — уже стихают грозы.
  2. Вернуться в дом Россия ищет троп…
  3. Как хороши, как свежи будут розы,
  4. Моей страной мне брошенные в гроб!

1925

Чаемый праздник

Чаемый праздник

(запевка)

О России петь — что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь — что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь — что тоску забыть,

Что Любовь любить, что бессмертным быть!

1925

Кто же ты?

  • Гой ты, царство балагана!
  • Ты, сплошная карусель!
  • Злою волей хулигана
  • Кровь хлебаешь, как кисель…
  1. Целый мир тебе дивится,
  2. Все не может разгадать:
  3. Ты — гулящая девица
  4. Или Божья благодать?

1925

Предвоскресенье

  • На восток, туда, к горам Урала,
  • Разбросалась странная страна,
  • Что не раз, казалось, умирала,
  • Как любовь, как солнце, как весна.
  1. И когда народ смолкал сурово
  2. И, осиротелый, слеп от слез,
  3. Божьей волей воскресала снова, —
  4. Как весна, как солнце, как Христос!

1925

Что нужно знать

  • Ты потерял свою Россию.
  • Противоставил ли стихию
  • Добра стихии мрачной зла?
  • Нет? Так умолкни: увела
  • Тебя судьба не без причины
  • В края неласковой чужбины.
  • Что толку охать и тужить —
  • Россию нужно заслужить!

1925

И будет вскоре…

  1. И будет вскоре весенний день,
  2. И мы поедем домой, в Россию…
  3. Ты шляпу шелковую надень:
  4. Ты в ней особенно красива…
  • И будет праздник… большой, большой,
  • Каких и не было, пожалуй,
  • С тех пор, как создан весь шар земной,
  • Такой смешной и обветшалый…
  1. И ты прошепчешь: «Мы не во сне?…»
  2. Тебя со смехом ущипну я
  3. И зарыдаю, молясь весне
  4. И землю русскую целуя!

1925

Или это чудится?

  • Или это чудится?
  • Или это так?
  • Тихо шепчет: «Сбудется:
  • К свету этот мрак.
  • Только не растаскивай
  • Скопленных лучей».
  • Чей ты, голос ласковый?
  • Чьих ты блеск очей?
  1. Возникает гридница.
  2. Смотришь, — ничего.
  3. Слышится, — не видится.
  4. Что за колдовство!
  5. Проплывает утица
  6. На призывный кряк.
  7. Или это чудится?
  8. Или это так?

1929

В тот май

  • Был май. На подстриженной Стрелке
  • Уже продавали фиалки.
  • Детишки играли в горелки,
  • И нежились горизонталки.
  1. И шины колясок хрустели,
  2. Прижатый тревожили гравий.
  3. Был май, и на майской пастэли
  4. Все было в Островской оправе.
  • Белесо ночела столица
  • За Невками и за Невою.
  • И были обвеяны лица
  • Сиренью в тот май неживою…
  1. Болотной, чахоточной, белой
  2. Обвеяны были сиренью.
  3. Дышали уста Изабеллой —
  4. Чуть терпкой, чуть тленною ленью…
  • Была обреченность и гибель
  • В глазах, в Островах, в белой жути.
  • И в каждой-то каменной глыбе
  • Был сказ о последней минуте.
  1. Угаслыми были горелки
  2. И зяблыми горизонталки
  3. В тот май полумертвый на Стрелке,
  4. Где мертвыми стали фиалки…

Читать Том 4. Классические розы онлайн (полностью и бесплатно) страница 19

1927 г.

Сахара антрепризы

Гайдаров, Гзовская, Нелидов(Как хорошо иметь друзей!)В Берлине были в роли гидов(Я в прозе жизни ротозей…)Среди Сахары антрепризыМне импресарио ища,Искусно все мои капризыПрикрыв обширностью плащаДоброжелательства к поэту…И вот нашли мне целых три,Которым, правда, алтариИскусства чужды, но монетуАнтрепренеры свято чли,И живо вечер испеклиНа пламени моих горений,Чтоб эмигрантская толпаВпивала звуковые pas«Мороженого из сирени»,Ландо моторного Зизи,Ленивой Нелли в будуареИ той развратнице в муаре,Какую, как ты ни грузиВ шампанское под ананас,Не пустят все же на Парнас!Но автору за мастерскуюСкульптурность вход всегда открыт,Где Фету Пушкин говорит:— О Северянине тоскую!..

1923 г.

У Гзовской

Очей незримые ирисыБлагоуханно-хороши.Ах, нет утонченней актрисыИ артистичнее души!Нередко, невзирая на ночь,Засиживались впятером.— Читайте, милый «Северяныч»,И мы Вам с радостью прочтем, —Твердила ласково и мягкоОна, прищурясь и куря.

И пенил душу я в честь Вакха,Живя, сверкая и горя!Красив, как римлянин, ГайдаровВстает и всех лазорит он:Нам звоном бархатных ударовВиолончелит баритон.

Ольга Владимировна сценкиРассказывает про детей,Как мальчик плакал из-за пенки,Иль эпизод из жизни швей…Подносит нам «видатель видов»,Ироник с головы до ног,Он, обаятельный Нелидов,Колюче-лавровый венок.

Столичный житель, из АзовскаКакой-нибудь провинциал,Пред кем блеснула «пани Гзовска»,Ответно чувствами бряцалС ней, несмотря на тьму и на ночь,Нам было ярко и светло.И был целован «Северяныч»,Как матерью дитя, в чело…

1923 г.

Грустная гнусь

Позвал меня один знакомый,Веселой жизни акробат,Рокфором городским влекомый,В берлинское кафэ «Трибад».

Был вечер мглистый и дождливый,Блестел и лоснился асфальтС его толпою суетливой.Мы заказали «Ривезальт».

Смотря на танцы лесбиянок —Дев в смокингах и пиджачках,На этих гнусных обезьянокС животной похотью в зрачках…

И было тошно мне от этойСтоличной мерзости больной,От этой язвы, разодетойВ сукно и нежный шелк цветной.

Смотря на этот псевдо-лесбос,На этот цикл карикатур,Подумал я: «Скорее в лес бы,В зеленолиственный ажур!»

И церемонно со знакомымПростясь, я вышел на подъезд,Уколот городским изломом,С мечтой: бежать из этих мест.

1923 г.

Прогулки в Tiergarten

Мы часто по Unter den LindenХодили в Tiergarten нагой,И если б Рейхстаг не был вправо,Его мы задели б ногой.

Не очень-то люб нам парламентЗа то, что в нем партий очаг.А мы беспартийные птицыС природой в нептичьих очах…

Не нравится нам и TiergartenОн тощ, как немецкий обед…Но больше всего не по вкусуВ том парке «Аллея Побед».

«Аллея Побед» — это значит,Что «эти» напали на «тех»,Что «те» побежденные пали,А «эти» содеяли грех…

Мы в поисках вечных природы,Хотя получили ErgarzХодили по Unter den LindenВ Tiergarten в кольце из палацц…

1923 г.

Их образ жизни

Чем эти самые живут,Что вот на паре ног проходят?Пьют и едят, едят и пьют —И в этом жизни смысл находят…

Надуть, нажиться, обокрасть,Растлить, унизить, сделать больно…Какая ж им иная страсть?Ведь им и этого довольно!

И эти-то, на паре ног,Так называемые люди«Живут себе»… И имя БлокДля них, погрязших в мерзком блуде, —Бессмысленный, нелепый слог…

1923

Чем больше — тем меньше

Чем больше книг сухих, научных,Тем меньше лирики в сердцах.Чем больше лиц научно-скучных,Тем меньше смеха на устах.

Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое жизненные ценности» по тексту Токаревой

Чем больше поездов курьерских,Тем меньше девственных лесов.Чем больше сабель офицерских,Тем меньше борон и плугов.

Чем больше фабрик граммофонных,Тем меньше трудных арф в домах.Чем больше трубок телефонных,Тем меньше тонов в голосах.

Чем больше объявлений брачных,Тем меньше браков по любви.Чем больше песенок кабачных,Тем меньше трелят соловьи.

Чем больше танцев ресторанных,Тем меньше ценящих балет.Чем больше войн и боли в ранах,Тем меньше, меньше в жизни лет!..

1923 г.

Уничтожьте партийность!

Партийность — источник всех зол и всех бед:Отбросьте партийность и ждите побед,  Побед окрыленного духа.Одна только партия пусть да живет,И будет ей доброе имя: Народ  Желанное имя для слуха.

Нет партий в природе, и, если кричишь,Что кошка ест птицу, то кошка не чиж:  Пусть в птицу вцепляется кошка.Но ты не животное, ты — Человек,Кто б ни был ты — негр, англичанин иль грек —  Подумай об этом немножко…

Зверей дрессировка культурит. ЛюдейКультурит величье вселенских идей,  Религия, музы, наука.Культурит еще человеческий родКрылатое светлое слово: Вперед,  Любовь, всепрощенье и мука.

Так бросьте партийность — причину вражды,Устройте повсюду селенья-сады,  Мечтайте о солнечном чуде.Будь счастлив, живуший в долинах у рек,Будь счастлив, что имя твое: Человек!  Что все человечество — Люди!

1923

Не говорите о культуре

Пока нужны законы людям,  Не говорите о культуре.Пока сосед грозит орудьем,  Не говорите о культуре.Пока земля льет кровь людскую,  Не говорите о культуре.Пока о братстве я тоскую,  Не говорите о культуре.Пока есть «бедный» и «богатый»,  Не говорите о культуре.Пока дворцы идут на хаты,  Не говорите о культуре.Пока возможен в мире голод,  Не говорите о культуре.

Пока на группы мир расколот,  Не говорите о культуре.Пока есть «иудей» и «эллин»,  Не говорите о культуре.Пока смысл жизни обесцелен,  Не говорите о культуре.Пока есть месть, вражда, погромы,  Не говорите о культуре.Пока есть арестные домы,  Не говорите о культуре.

Пока нет равенства и братства,  Но есть запрет и есть цензура,Пока возможно святотатство,  Культура ваша — не культура!

1928 г.

Чем они живут

Они живут политикой, раздорами и войнами,Нарядами и картами, обжорством и питьем,Интригами и сплетнями, заразными и гнойными,Нахальством, злобой, завистью, развратом и нытьем.

Поэтов и мыслителей, художников не ведают,Боятся, презирают их и трутнями зовут.Зато потомство делают, трудясь над ним, как следует,И убежденно думают, что с пользою живут!..

1928 г.

Жаждущие войн

Культурный зверь на двух ногах —Я утверждаю — жаждет крови:Ему в войне открыты новиРазбогатиться на скорбях…

Убив, ограбить мертвеца —Пленяющая ум возможность…Итак, да здравствует безбожностьИ беззастенчивость лица!

Растлить девицу на войне —Не преступленье, а геройство.Так зверь, войны постигший свойство,Не просто зверь, а зверь вдвойне.

В слюнявой жажде грабежа,От нетерпения дрожа,Двуногий зверь стремится в битву…

Прими, о Бог, мою молитву,Святую скорбь мою пойми:Не называй зверей людьми!..

1923 г.

Как вы относитесь к цыганам? | Добро, зло, мораль, нравственность, этика, нравы

 Всем нам, хоть раз в жизни, приходилось сталкиваться с цыганами. И не всегда такие встречи обходились без потерь для наших кошельков и здоровья.  Помню едва сумел отделаться от настойчивых приставаний цыганки и то благодаря тому, что мимо проходил милиционер.  Потом правда кто-то посоветовал осенять их крестом и посылать к  Богу.  Помогает, люди они верующие и сами верят во множество примет.

— В этом году в Москве возросло количество краж, совершенными цыганами под видом сотрудников социального обеспечения. Полицейские задержали четыре преступные группы, в каждой из которых было по 3–4 человека, — рассказывает член общественного совета ГУ МВД России по ЦФО Ярослав Свинцов.

— Некоторые из них покупали у врачей данные о болезнях граждан и информацию о месте проживания людей, а затем приходили к ним под видом медицинских работников продавать дорогостоящие лекарства — обычные БАДы.

Другие цыгане просто под предлогом подарка от правительства проникали в квартиры и обворовывали жильцов.

— Мошенничеством у цыган обычно занимаются женщины, а мужчины просто сидят дома и ждут наживы, — рассказывают сотрудники правоохранительных органов. — Причем женщины к преступлениям привлекают детей, даже к продаже наркотиков. Чтобы обезопасить себя от тюрьмы, героин, амфетамин и другие запрещенные вещества они передают их покупателям через несовершеннолетних.

Как показывает зарубежный опыт, попытки наладить с цыганскими диаспорами конструктивные отношения у властей терпели неудачу. Так, Латвия пыталась интегрировать цыган в современное общество, потратив на это, по сообщению местной прессы, 1 млн латов.

Но практической пользы ни одно мероприятие по интеграции не принесло. Франция пыталась покончить с проблемой кардинальным образом — разгоняя лагеря цыган, депортируя с выплатой им компенсации.

Сегодня министр внутренних дел Франции Мануэль Вальс признал, что мера потерпела крах: приток мигрантов, желающих получить компенсации, увеличился. За год страна истратила на них €2,8 млн.

Сейчас в правительстве согласован комплекс мер, который должен улучшить материальное положение и имидж кочующего народа.

Разработан и прошел межведомственные согласования комплексный план мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыганской этнической общности в РФ на 2012–2014 годы.

В конце сентября документ был утвержден межведомственной рабочей группой, после чего Минрегионразвития согласовало его с Минобрнауки, Министерством культуры и Министерством печати и массовых коммуникаций.

Сейчас документ поступил на подпись к вице-премьеру Дмитрию Козаку.

— Эта программа — исторический момент для цыган. Цыгане 500 лет живут в России, и впервые на правительственном уровне решаются их проблемы. Главная цель программы — интеграция цыганского народа в современное общество.

Для этого утверждены специальные меры во всех значимых областях — в образовании, здравоохранении, СМИ, трудоустройстве, — рассказала «Известиям» один из авторов программы ведущий научный сотрудник Центра европейских и американских исследований ИЭА РАН, председатель Федеральной национально-культурной автономии российских цыган Надежда Деметр. 

Спецпрограмма, по ее словам, нужна для того, чтобы цыганский народ, численность которого составляет, по разным оценкам, от 180 тыс. человек до 1 млн, перестал быть обделенным на фоне остальных народов России, имеющих свои автономии и отдельные строки в бюджете.

Важная проблема, которую должна решить программа, — это образование цыган. Из-за низкого уровня образования цыгане становятся неконкурентоспособными на рынке труда.

При этом, по словам Деметр, нет ни одного цыганского ребенка, который не желал бы учиться, но для этого нет условий, отсутствуют школы рядом с цыганскими деревнями, нет транспорта для доставки детей и программ их адаптации. В итоге около 80% цыганских детей вообще не посещают школу или уходят из нее во 2–3 классе.

Часто это происходит, потому что дети «не успевают» за сверстниками из-за плохого знания языка. Одна из мер программы предполагает организацию занятий русским для цыганских детей. Кроме того, процесс получения образования цыганскими детьми будут тщательнее курировать социальные службы.

Также предусмотрены меры, которые обеспечат цыганам доступ к здравоохранению, трудоустройству и возможности для организации бизнеса — в частности, планируется помощь в развитии фермерских хозяйств.

Должны быть решены и бытовые проблемы — цыганам, не имеющим паспортов, упростят их выдачу.

Семьям, чьи дома не оформлены по закону, также помогут с легализацией жилья, поскольку в ряде деревень остро стоит вопрос о сносе цыганских домов.

Что вы думаете о  цыганах?

Ссылка на основную публикацию