Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»

Главная / Разное /  

Александр Пушкин был либерально настроенным гражданином, проповедующим активную жизненную позицию. Он часто критиковал представителей власти за то, что они не могут обеспечить благополучия и процветания народу – движущей силе России. Одним из таких обличающих стихотворений является «Деревня».

Небольшой анализ для 9 класса

Стихотворение «Деревня» относится к произведениям, которые были написаны Пушкиным в Петербурге. Создать это стихотворение подвигло автора общение с революционерами. Особенно повлияли на это разговоры с Рылеевым и Чаадаевым.

Крепостное право — главная тема «Деревни». Пушкин показывает, как губительно действует крепостничество на людей. Помещики жестоки и несправедливы к крестьянам. Чтобы показать это наиболее ярко, поэт прибегает к противопоставлению.

Первая часть — это идиллия. А.С. Пушкин воспевает красоту природы, ее покой и умиротворенность. Везде царит гармония.

Вторая часть – обличение крепостничества. Мы видим, как страдает народ, ка он нищенствует. Унижения и бесправие — основные черты этого строя.

Лирический герой выступает здесь, как ценитель этой гармонии и красоты. Но вторая часть доказывает, что он не простой романтик, он активный борец, который прекрасно понимает суть монархии.

К сожалению, его одиночный голос не может изменить существующее положение. Поэтому все, о чем он говорит, остается только мечтой.

Его голос взволнован и тревожен, об этом говорят такие эпитеты, как «барство дикое», «тягостный ярем».

Призыв на борьбу с крепостным правом только еще начинает зарождаться в творчестве А.С. Пушкина. Но вскоре в его произведениях эта тема станет ведущей.

История создания

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»

Стихотворение было написано в тяжелый творческий период поэта. В 1819 году после ссылки, находясь под домашним арестом в селе Михайловское, в этом произведении он открыто заявил о крепостничестве, превращающем часть населения великой страны в рабов.

Его основная идея — необходимость отменить крепостное право. Пушкин хотел акцентировать внимание читателя на несправедливое и жестокое отношении к народу путем противопоставления, разделив стихотворение как бы на две части. Такое убеждение поэта окончательно утвердилось от общения с И. С. Тургеневым , который готовил записки для Александра I об отмене крепостного права.

Александр I узнал о том, что народу предоставляется возможность читать запрещенные стихотворения декабристов и поручил князю Васильчикову прекратить распространение их стихов. Адъютант Васильчикова Чаадаев послал для рассмотрения Александру I «Деревню», но он не нашел предлога для наказания поэта и повелел отблагодарить Пушкина за светлые и добрые чувства в его произведении.

«Деревня», анализ стихотворения Александра Пушкина

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»

Когда молодой поэт Александр Пушкин после окончания Лицея становится коллежским секретарем в Петербурге, он и не догадывается, что уже через три года лично сам император Александр I будет готов сослать его в Сибирь или даже на Соловецкие острова. Только благодаря вмешательству близких друзей — Николая Карамзина, Василия Жуковского, Александра Тургенева — приговор был заменен ссылкой на юг России.

За что же так разгневался русский император, победивший Наполеона, царь-освободитель, в честь которого на Дворцовой площади был воздвигнут знаменитый «Александрийский столп»? За вольнолюбивые стихи юного Пушкина. Александр I даже упрекнул тогдашнего директора Лицея Егора Антоновича Энгельгардта в том, что царскосельский выпускник «наводнил Россию возмутительными стихами» .

В этот период Пушкин работал над своей поэмой «Руслан и Людмила», начатой еще во времена обучения в Царскосельском лицее. Однако, вырвавшись на свободу после шестилетнего нахождения в стенах Императорского лицея, Александр стал писать о «вольности святой».

Свое первое произведение, оду, он так и назвал — «Вольность». И если основной своей целью поэт ставил «на тронах поразить порок», то есть осудить тиранов, попирающих закон, то в стихотворении «Деревня».

написанном два года спустя (в 1819 году), Пушкин гневно осудил крепостничество.

  • Стихотворение имеет двухчастную композицию. В первой части, представляющей своеобразную пастораль, герой предстает этаким поэтом-мечтателем: он надеется уединиться на лоне природы, оказаться вдали от «суетных оков»:
  • Приветствую тебя, пустынный уголок,
  • Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

Этот непритязательный деревенский пейзаж гораздо дороже поэту, чем «порочный двор Цирцей» и «роскошные пиры». Сельский мир рождает в душе героя душевное спокойствие и чувство свободы. В этом «пустынном уголке» он не только от «суетных оков освобожден». но учится находить блаженство в истине, а также боготворить закон «свободною душой» .

Герой был уверен, когда он уединится в деревне и отдастся творчеству, поэзии, он обретет спокойствие и вдохновение. Но действительность разрушила все эти сладкие мечты: поэт увидел не только мирный и прекрасный пейзаж.

Он был потрясен увиденным зрелищем беззакония, рабства и несправедливости. Поэтому вторая часть этого лирического произведения представлена читателю описанием «барства дикого».

которое присваивает себе «и труд, и собственность, и время земледельца» .

Стихотворение построено на контрасте «барства дикого» и «рабства тощего». но выражено противопоставление и на уровне лексики, и даже на уровне интонации.

Если сначала тон повествования размеренный, сосредоточенный, то во второй части созерцание сменяется негодованием. В речи героя появляются ораторские выражения с характерными риторическими восклицаниями и вопросами.

Поэт использует оценочную лексику, несущую эмоционально выразительную нагрузку: «тягостный ярем». «мысль ужасная». «насильственной лозой» .

Так поэт-мечтатель превращается в истинного гражданина: он выступает уже не просто от частного лица, а от имени всех передовых людей, стремящихся к освобождению народа от крепостного права.

Понимая, что в стране все решает царь, поэт надеется, что рабство будет отменено «по манию царя».

зато вслед за этим должна начаться новая эра, ознаменованная «прекрасной зарей» над «отечеством свободы просвещенной» .

Стихотворение полно обличительного пафоса, старославянизмов и античных образов (сказалось влияние классицизма), торжественных и высокопарных оборотов. После публикации первой части стихотворения, которая носила название «Уединение», император Александр I велел поблагодарить Пушкина за добрые чувства, а после распространения второй части этот же царь сослал поэта на юг России.

Композиция

По смыслу стихотворение «Деревня» можно разделить на две части. 

  1. В первой лирический герой наслаждается встречей с любимым «пустынным уголком», восхищается красотой «мирных» пейзажей. Он бродит по знакомым местам, обращает внимание на каждую деталь, чувствует все запахи, слышит все звуки. В этом крае лирический герой обретает душевную гармонию. Он избавляется от суеты, шумных балов, встреч и наедине с природой постигает великие истины бытия («Учуся в истине блаженство находить»).  
  2. Во второй части стихотворения лирический герой говорит о том, какая мысль омрачает его душу. «Среди цветущих нив и гор» невозможно не заметить убогую жизнь крестьян, их вечные страдания. Безвольные, невежественные, порабощенные, они вынуждены работать на других людей, не имея права ни на собственное мнение, ни на надежды, ни на достойные условия жизни. В конце произведения звучит отчаянный возглас поэта. Он мечтает застать те дни, когда «по манию царя» рабство покинет этот уголок, и наступит свободная, счастливая жизнь для этих бедных людей. 

Главные герои и их характеристики

Лирический герой может ценить природу и чувствовать слияние с миром. Поэт рисует блаженную картину: нивы, луга, «сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «мирный шум дубрав». Потом лирическое «Я» автора меняется.

Из восторженного ценителя красоты он превращается в ярого оппозиционного критика, который понимает недочеты социального устройства своей родины.

Он не оставляет в покое и себя, говоря о том, что его дар недостаточно пронзителен, чтобы пронять черствые сердца.

Примечателен образ помещиков: «Барство дикое, без чувства, без закона…». Это невежественные, алчные и порочные люди, которые пируют за счет «рабства тощего». Поэт сочувствует крестьянам, в частности «девам юным», которые «цветут для прихоти бесчувственной злодея».

Пушкин много времени проводил в своих загородных усадьбах, поэтому много знал и видел, как иные соседи обращаются с крепостными. Причем автор подмечает, что у господ нет оснований считать себя выше простонародья, ведь и барин, и холоп в одинаковой мере невежественны и дики.

Только один возвышается за счет своего страдания и праведного труда, а второй лишь падает в наших глазах, потому что является несправедливым тираном.

Это интересно: 269,Анализ стихотворения А, с, пушкина «осень»

Лирический герой

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»

Герой произведения глубоко сожалеет о том, что он не в силах «сердца тревожить», поэтому никак не может повлиять на произвол в стране. Его мечта — посмотреть на «зарю свободы», чтобы помещики перестали присваивать «и собственность, и время земледельца».

Структура стихотворения

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»

На первый взгляд, читатель отмечает положительные моменты и не подозревает о том, что картина патриархальной идиллии может быть нарушена. На фоне гармонии и великолепии природы можно отметить только удовольствие от собственного труда поэта, он утешен и вдохновлен, творит и отдыхает от волнений и забот столичной жизни, показывая как душа его лирического героя открыта для постижения истины.

Во второй части стихотворения автор нарушает сложившуюся гармонию, и его спокойное размышление наводит его на мысли о том, что спрятано в этой картине благополучия, которую он описывал. Поэт и сам осознает, что идиллия основана на беззаконии и несправедливой власти помещиков, что является произволом по отношению к крестьянам.

Стихотворение А. С. Пушкина «Деревня» написано «высоким стилем». Пушкин применяет торжественные слова и выражения («оракулы веков», «внемля», «роптанью»). Особая выразительность отмечается в использовании заглавной буквы, таким способом поэт передает его высокое значение («Закон», «Владельца», «Судьбой»).

Поэтический стиль Пушкина меняется резко, как и ритм стихотворения, а также ямб, который ранее плавно колебался (шесть стоп с паузой и более — цезура — далее до пяти-четырех стоп), а потом стал звучать совершенно иначе (за «длинной» строчкой шестистопного ямба идут относительно шесть «коротких» строк). Строка «нo мысль ужасная здесь душу омрачает» подводит читателя к мысли, что идиллия несет в себе иную картину жителей деревни. Он говорит о том, что крестьяне несвободны, и их судьба им не принадлежит.

Читайте также:  Какую роль в достижении целей играет чтение книг?

Автор ясно показывает противопоставление и сменяет плавные и нежные образы в первой части («праздная воля», «лоно счастья и забвенья») на язвительные и жесткие образы во второй части («мысль ужасная», «невежества убийственный позор»). Кроме этого, во второй части стихотворения меняются поэтические формулы, а не принцип их использования. Среди привычных поэтических оборотов заметна сатирическая картина мира, которая так же условна, как образы поэта.

В финале автор выражает надежду, что еще увидит своими глазами отмену крепостного права, которая будет совершена «по манию царя».

Структурный анализ произведения позволяет заключить, что применима следующая литературная техника:

  1. Шестистопный ямб, который чередуется с четырехстопным ямбом;
  2. Мужская рифма в 1-й и 3-ей строках чередуется с женской рифмой во 2-й и 4-ой строках;
  3. Присутствуют изобразительно-выразительные средства;
  4. Художественные средства отражены в противоречивых частях стихотворения.

Темы и проблемы

  • Главная проблема произведения – несправедливость крепостного права. Пушкин стремится показать его несвободу и жестокость. Пока одни люди безгранично властвуют над другими, в обществе будет назревать напряженность, да и страна с таким микроклиматом не будет развиваться гармонично.
  • Тема природы. Автор восхищается деревенским пейзажем, его вдохновляют красоты деревенской глуши, где к природным богатствам прибавляются духовные и нравственные ценности: честный труд, большое и здоровое семейство, гармония с окружающим миром.
  • Проблема невежества. Поэт сетует на то, что ему не дано достучаться до злых сердец помещиков, которые, вероятно, и не читают его стихов, да и вообще ничего не читают. Поэтому им и кажется, что рабство – это нормальное явление, что они действительно имеют право тиранить крестьян и красть у них последнее достояние.
  • Тема творчества. Автор возмущен, что судьба обделила его «витийства грозным даром». Он полагает, что его строки недостаточно убедительны для власть имущих. В этом призыве очевидна самокритика Пушкина, его вечное стремление в совершенству.
  • Проблема бесправия крестьян. Описывается не только порочность господ, но и тяжкое бремя их рабов. Девушки обречены стать игрушкой для барина, а добродетельными женами и матерями. Молодые люди – всего лишь физическая сила для новых нужд помещика, их жизни скоротечны и безрадостны от изнуряющего труда.
  • Антитеза деревни и города. Сельская местность предстает идеальным уединенным местом, где любой человек может стать лучше и найти силы стряхнуть лень с души. А вот столичный лоск только нагоняет тоску и провоцирует праздность мысли и духа. Там одно притворство, здесь же поэт обрел истину.

Картинка к стихотворению Деревня

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»

Средства выразительности

В произведении поэт использует средства выразительности. При помощи них он создает панорамную картину деревни, передает эмоции, переполняющие лирического героя.

В тексте часто встречаются метафоры: «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (о деревне), «лоно счастья и забвенья», «мельницы крылаты», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».

Дополняются пейзажи и размышления эпитетами – «роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «прихоть бесчувственная», «измученные рабы».

Послушать стихотворение Пушкина Деревня

Поделитесь в соц.сетях:

Анализ стихотворения Пушкина Деревня 6, 9 класс

1819 год. Александру Пушкину 20 лет. Он молод и полон жажды справедливости. Ему претят чванство и изнеженность высших особ, тупость и бюрократизм чиновников.

До 1825 года еще 6 лет, декабристы еще не вышли на площадь. Среди друзей поэта зреет недовольство царской властью, ее отношение к простому народу.

На короткое время Александр Сергеевич приезжает в село Михайловское, где он напишет свою негодующую оду «Деревня».

Петербургская жизнь и творчество этого периода – время активного участия поэта в общественно-политической жизни России, участия в тайном кружке декабристов, творческого союза с поэтами Рылеевым, Чаадаевым. Молодого Пушкина волнует общественное устройство страны, отсутствие свободы простых людей, Жестокость власти самодержавия, позор рабской системы крепостничества.

Произведение «Деревня» отражает самое главное в общественно-политическом укладе России – крепостное право.

Это пламенное стихотворение продолжает традиции «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева и написано как социально-политический монолог. Стихотворение состоит из двух частей.

Первая – созерцательная, где все хорошо, спокойно и сердцу отрадно. Вторая – гражданская речь общественного трибуна, борца за права людей, униженных и оскорбленных.

Деревня для героя Пушкина – спокойный идиллический уголок тихой гармонии, наполненный покоем и радостью. Здесь в «приюте спокойствия, трудов и вдохновенья» его герой душевно свободен, отдается мечтам. Этому способствует сама природа – «светлые ручьи», прохладный, цветущий сад, полосатые нивы.

Пушкин приукрашивает эти образы, создавая идиллию. Вторая половина оды посвящена другой стороне жизни деревни. Поэт праведно негодует. Жестокость и богатство помещиков, страшная правда неравенства крестьян, абсолютно бесправное положение крестьян не дают поэту спокойно смотреть на это.

В этой части показана вся бесчеловечность и ужас рабства крестьян. Здесь два главных образа – «барство дикое», и «рабство нищее». Стихотворение одно, и посвящено оно деревне, но каждая часть вроде бы о разных деревнях. Красивой, прекрасной, радующей душу и сердце природе противопоставляется страшная картина крепостничества.

Пушкин специально применяет прием сравнения, чтобы было отчетливее видно уродство и жестокость крепостного права.

Построение произведения, лексика, все изобразительные средства этого произведения создают постепенно возрастающую эмоциональную экспрессию. Эпитеты первой части Александр Сергеевич подбирает легко, они читаются плавно, отражая романтическую красоту деревни, воспевая русскую природу.

Вторая половина произведения – громкая обличительная речь, в которой звучит праведный гнев автора.

Эпитеты становятся резкими и хлёсткими: «измученные рабы», «на пагубу людей избранное судьбой», «неумолимый владелец». Заключает свою оду Пушкин надеждой, что когда-нибудь он увидит неугнетенный народ и просвещенную Россию.

Все стихотворение при жизни Пушкина напечатать никто не осмелился. В 1824 и 1826 годах была напечатана только первая часть стихотворения.

Полный текст стихотворения «Деревня» в России был напечатан в 1970 году, после отмены крепостного права.

Анализ стихотворения Деревня Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин написал много прекрасных сказок, поэм, стихотворений. Это были произведения о природе, о русских людях, о любви, о жизни народа.

 В 1819 году поэт приезжает в поместье матери в Михайловское, где пишет стихотворение «Деревня», в котором выражает негодование по поводу изнурительной жизни крестьян и грезит об отмене крепостного права. В стихотворении переплетаются темы социального неравенства и природы.

Произведение относится к вольнолюбивой лирике Пушкина, потому что в нём поэт затронул тему свободы. В стихотворении переплетаются два жанра – элегия и политическая сатира. Это грустное, эмоциональное произведение, отражающее положение народа: беззаконие помещиков и бесправие крестьян.

Идея стихотворения состоит в том, чтобы отобразить жестокость общественного устройства: тяжёлую жизнь крестьян и бессердечность помещиков. А также показать, что даже прекрасная и умиротворенная картина природы никогда не скрасит безрадостное существование крепостных.

Стихотворение состоит из пяти строф с разным количеством строк. Произведение написано разностопным ямбом. Рифмовка используется перекрёстная и кольцевая.

Поэт использует антитезу, чтобы противопоставить умиротворенный, гармоничный мир деревни тяжёлому положению крестьян, поэтому стихотворение мысленно можно поделить на две большие части.

В первой части автор также применяет антитезу, противопоставляя спокойный, идилличный мир природы миру разгульного светского общества.

Поэт описывает красоту и безмятежность деревенской природы с помощью эпитетов: «мирный шум», «душистыми скирдами», «светлые ручьи», «лазурные равнины».

Светская же жизнь для лирического героя – это «порочный двор цирцей» и «роскошные пиры, забавы, заблужденья».

Деревня для поэта – источник вдохновения. Здесь, уединившись ото всех, герой постигает труды «оракулов веков», которые дают ему ответы на важные вопросы и побуждают к написанию новых произведений.

Поэт не может спокойно смотреть на такое неравноправие в обществе и глубоко переживает за судьбу угнетённых крестьян. Он жалеет, что ему не дарован «витийства грозный дар», чтобы «сердца тревожить». Иными словами, герой сожалеет, что не обладает ораторским красноречием, чтобы призвать общество к борьбе с крепостным правом.

В конце произведения автор желает застать «народ неугнетённый» и «рабство падшее», он верит, что произойдёт отмена крепостного права и в обществе наступит равноправие.

В стихотворении поэт отобразил жестокость общественного устройства: тяжёлую жизнь крестьян и бессердечность помещиков. А также показал, что даже прекрасная и умиротворенная картина природы никогда не сможет скрасить безрадостное существование крепостных.

6, 9, 10 класс по плану

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»

  • Анализ стихотворения Барто Снегирь
    В этом прекрасном и очень глубоком по своему смыслу произведению, автор показывает, как может манятся психология ребенка, который увидел прекрасное, неземное существо, которое делает его более добрым и понимающим.
  • Анализ стихотворения Ахматовой Стихи о Петербурге
    Санкт-Петербург и Царское село играют одну из главных ролей в стихотворениях поэтессы. Естественно, ведь её жизнь тесно связана с ними. Санкт-Петербург – очень красивый город, но годы революции, крови, злости, насилия, новой идеологии
  • Анализ стихотворения Гумилева Заблудившийся трамвай 11 класс
    Тяжелое время наступило для России. С 1917 года страна погрузилась в ужасы гражданской войны. Началась борьба за власть между различными классами населения. Много кто хотел хоть как-то добраться или ухватить кусочек власти. Многие поэты
  • Анализ стихотворения Заболоцкого Некрасивая девочка
    Если подробно изучить данное стихотворение, то можно сделать определённый вывод, что писатель главного героя описывает в виде неряшливой девочки. Она вызывает смех практически у каждого читателя
  • Анализ стихотворения Фета Еще весны душистой нега
    Афанасий Афанасьевич Фет открывает своим творчеством мир настоящей красоты и гармонии. В поэзии Фета оживают, наполняются даже самые простые, на первый взгляд пейзажи.

Анализ стихотворения «Деревня» (А. С. Пушкин)

Анализ стихотворения «Деревня» (А. С. Пушкин) открывает читателям в авторе художника и борца за свободу. История создания этого произведения непростая. Написано оно в 1819 году, когда в России остро стоял крестьянский вопрос.

Пушкин в это время увлекается революционными идеями декабристов, его взгляды на общественный строй такие же революционные, но пока еще поэт не попал в опалу Александра I, поэтому император одобряет «Деревню».

Читайте также:  Анализ стихотворения «Осень» (А. С. Пушкин)

Но опубликовать стихотворение в тот же год не получилось, а после декабристского восстания деятельность поэта была под жестким контролем власти. Впервые свет увидел анализируемое произведение только в 1826 году с внесенными поправками и под названием «Уединение».

Сегодняшний же вариант был опубликован уже 1829 году, тогда же вернулось к нему и первоначальное название.

Пушкин всей душой болел за простых крестьян, столетиями притесняемых помещиками. В начале 19 века многие писатели касались темы крепостничества в своем творчестве. Не смог обойти стороной ее и Пушкин.

И «Деревня» — далеко не единственное произведение, раскрывающее тему несправедливости власти по отношению к народу. Будь то власть императора или помещика, который с молчаливого согласия монарха творил произвол над своими крестьянами.

Пушкин раскрывает главную тему через тему природы, тему творчества и проблемы невежества русского человека. Основная же мысль стихотворения заключается в том, чтобы показать, что именно крепостной строй тормозит Россию в развитии.

Ведь помещики, пользуясь богатствами земли, разоряют ее из-за своего невежества, угнетают народ, который, в свою очередь, такой же невежественный, потому что ему не дают возможности развиваться.

         Стихотворение написано шестистопным ямбом, а его композицию можно разделить на две части, противоположные по эмоциональной и смысловой составляющим.

         В первой части автор восхищается деревенскими пейзажами и наслаждается состоянием покоя и умиротворения, которого поэту так не хватало, когда он жил в городе.

Мы читаем эти строки, и перед глазами возникают картины неспешной сельской жизни: раскиданные крестьянские «хаты» вдали, сад, который дает прохладу в жаркий день, ручьи, «лазурные равнины», поля, стада, мельницы, рыбак на берегу.

Автор называет эти картины неподвижными, наверное, потому, что жизнь в деревне протекает неспешно, и порой кажется, что она совсем застыла.

На самом деле есть и в деревне своя динамика. Только деревня живет в одном ритме с природой. Здесь более естественная среда для человека. Поэтому и работается, и отдыхается в деревне легче.

Для Пушкина деревня – «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Поэт целиком отдается упоению тишиной и забвению. Здесь во всем гармония, поэтому и вдохновение Пушкина посещает чаще.

Но Пушкин не только создает прекрасные картины природы, но противопоставляет деревню городу. Для него это два совершенно разных мира. В городе автор был будто бы скован «суетными оковами», стал заложником общественного мнения. Деревня же дает ему все, что нужно для спокойной и безмятежной жизни.

Совсем другим настроением окрашена вторая часть стихотворения. Ее открывает противительный союз «но», который сразу дает понять читателям, что чем-то душевная гармония лирического героя нарушена и в деревне:

  • Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
  •      Среди цветущих нив и гор
  • Друг человечества печально замечает
  • Везде невежества убийственный позор.

Невежами поэт называет помещиков, которые присвоили себе труд земледельца. Истинным же хозяином земли поэт считает крестьян. Это они возделывают поля, они отдают себя работе на земле.

«Барство дикое» — так называет поэт помещиков и всех, кто потворствует рабству. Поэт считает это незаконным, хотя в действительности крепостничество было разрешено. Но не о том законе говорит лирический герой.

Он говорит о законе Божьем. Это против него идет власть.

Пушкин сочувствует нелегкой крестьянской жизни. Ему невыносимо больно за то, что юные девушки «цветут» лишь для удовлетворения барской прихоти, ими пользуются, как вещью. Жаль поэту и молодых и крепких юношей, которые вынуждены потратить свое здоровье, ломая спину ради благополучия барина, и ждет их только участь «измученных рабов».

В основе второй части тоже лежит антитеза. Автор противопоставляет «барство дикое» «рабству нищему». И та и другая социальная прослойка прозябает в невежестве, но разница лишь в том, что крестьянский талант задушен уже в самом его зародыше. А вот барство добровольно отказывается от внесения вклада в просвещение русского человека.

Последние строки больше похожи на мольбу лирического героя. В них он выражает надежду на то, что когда-то придет конец рабству народа, вот только увидит ли он это, доведется ли автору увидеть свободного крестьянина?  

Пушкин щедро снабдил стихотворение средствами художественной выразительности.

Метафоры: «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «лоно счастья и забвенья», «мельницы крылаты», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца» и эпитеты «роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «прихоть бесчувственная», «измученные рабы» в основном служат автору для передачи настроения автора и его отношения к проблеме.

«Деревня» — это боль поэта за судьбу русского человека, выраженная в прекрасных стихах. Крепостной строй официально отменен уже больше ста лет назад, но думаю, что и сейчас бы Александр Сергеевич вряд ли смог бы сказать, что его мечта сбылась. Наверное, поэтому оно не теряет своей популярности до сих пор.

«Деревня» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – смысл, средства выразительности, эпитеты, композиция

Деревенская атмосфера дарила душе А. С. Пушкина умиротворение, в то же время поэта угнетало бесправие крестьян. Эти смешанные чувства отразились в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Школьники изучают его в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Деревня» по плану.

История создания

А.С.Пушкин начал писать произведение в 1819 году. Первая половина XIX века связана с усилением недовольства среди населения, требовавшего отмену крепостного права, поэтому многие литературные деятели затрагивали тему рабства в своих произведениях. Стихотворение «Деревня» также находится среди них.

Первоначальную версию произведения Пушкин отказался публиковать, ведь всегда подходил к созданию стихотворений с трепетом перфекциониста.

В 1825 году поэт решил напечатать своё доработанное творение, однако из-за недавно произошедших событий в России, которые заставили властей ожесточить цензуру (восстание декабристов в 1825 году), в текст пришлось вносить поправки.

В 1826 году стихотворение было опубликовано под названием «Уединение». «Полная версия» произведения была опубликована лишь в 1829 году.

Особенности поэзии Пушкина

  Творчество Есенина: темы, мотивы, особенности стиля

Творчество великого поэта делится на несколько этапов. Однако все они объединены рядом тем и особенностей, которые возникли еще в ранний период становления Пушкина.

Особенно сильно повлияло на формирование художественного сознания писателя общение с декабристами и известными литераторами.

Также на развитие его литературных способностей оказали влияние русский фольклор и западноевропейская культура и литература.

Второй этап творчества поэта, относящийся к послелицейской поре, отражает анализ стиха «Деревня».

Пушкин в этот период вел активную политическую и общественную жизнь, особенно остро его волновала необходимость принятия реформ, которые помогли бы изменить самодержавное устройство России.

Последующие периоды творчества поэта связаны со ссылками. В них начинают преобладать романтические, философские, а позднее и реалистические мотивы.

Жанр, направление, размер

  • В произведении нельзя выделить один конкретный жанр. В нём присутствует и послание (обращение к деревне), и элегия (размышления о жизни, грустные рассуждения о современном обществе, ярко выраженная тоска лирического героя).
  • Также нельзя однозначно определить направление. Романтизм в произведении ощущается с первых строк: герой идеализирует природу, осуждает общество и презирает цивилизацию. Он находит себя в уединении, подробно останавливается на состоянии своего внутреннего мира. В то же время автор делает акцент на социальной проблематике, не свойственной романтизму. Он подробно описывает проблемы крепостной России и делает это без прикрас, останавливаясь на самых зверских проявлениях «барства дикого». Это признаки реализма. Произведение относится и к пейзажной лирике (описание картин сельской природы), и к философской (размышления о нелегком положении крестьян, о сущности жизни, о свободе). Чаще всего такие произведения относят к вольнолюбивой лирике.
  • Стихотворение «Деревня» написано шестистопным ямбом, в нём отчетливо прослеживаются все виды рифмовки: перекрестная, кольцевая, параллельная.

Композиция

По смыслу стихотворение «Деревня» можно разделить на две части.

  1. В первой лирический герой наслаждается встречей с любимым «пустынным уголком», восхищается красотой «мирных» пейзажей. Он бродит по знакомым местам, обращает внимание на каждую деталь, чувствует все запахи, слышит все звуки. В этом крае лирический герой обретает душевную гармонию. Он избавляется от суеты, шумных балов, встреч и наедине с природой постигает великие истины бытия («Учуся в истине блаженство находить»).
  2. Во второй части стихотворения лирический герой говорит о том, какая мысль омрачает его душу. «Среди цветущих нив и гор» невозможно не заметить убогую жизнь крестьян, их вечные страдания. Безвольные, невежественные, порабощенные, они вынуждены работать на других людей, не имея права ни на собственное мнение, ни на надежды, ни на достойные условия жизни. В конце произведения звучит отчаянный возглас поэта. Он мечтает застать те дни, когда «по манию царя» рабство покинет этот уголок, и наступит свободная, счастливая жизнь для этих бедных людей.

План анализа

Чтобы провести анализ стихотворения необходимо придерживаться определенного плана, который может включать в себя:

  1. Историю создания произведения, его тему и идею.
  2. Стихотворный размер.
  3. Композицию.
  4. Лирическое «я».
  5. Изобразительно-выразительные средства.

Это интересно: кто такой антагонист, значение слова?

Образы и символы

Произведения А.С.Пушкина насыщено многими образами и символами.

  • Так, в центре произведения находится многозначный образ русской деревни . Для лирического героя это не только воплощение душевной гармонии, восхищение красоты природы, умиротворение, открытие истин, но и отражение страшной страницы истории России – рабства. Среди пейзажных видов невозможно не разглядеть нищету крестьян, вынужденных усердно трудиться во благо «барства дикого». Их безвольной жизни нельзя не сочувствовать, не сострадать. Поэтому лирический герой испытывает внутреннее противоречие, находясь в «приюте трудов и вдохновения», но видя вокруг несправедливость, горе и страх.
  • Образ лирического героя раскрывается в его мировоззренческой позиции — «друг человечества». Он — совестливый и добродетельный поэт, который даже не верит в то, что наделен даром слова, ведь его строки бессильны против тирании. Его чуткое сердце страдает от того, что вокруг царит несправедливость. Но он не только сожалеет, он пытается исправить ошибки общества, направляя все силы размышления на создание мощного призыва, который разбудит людей и вынудит их отказаться от рабства. Он жертвует забавами и наслаждениями, чтобы направить все силы на работу. Таким образом, лирический герой посвящает свою лиру народу, и в его готовность посвятить себя общественным нуждам является прекрасным мотивирующим примером для дворянства того времени. Недаром Пушкина так любили декабристы и так боялся царь.
  • Образ «барства дикого» представлен во всей красе: это люди без чести и совести, равнодушные к горю других. Они растлевают крестьянских девушек «для прихоти бесчувственной», а их братьев и отцов принуждают к труду, который истощает их силы. Но владелец неумолим, и судьбы народа его не волнуют, он присвоил его, как делает это разбойник.
  • Образ крестьянства нарисован мрачными красками: «рабство тощее», «невежества убийственный позор», «тягостный ярем до гроба все влекут». Люди лишены воли, не имеют прав даже на надежду, ведь в любой момент барская прихоть может перечеркнуть их жизнь. В такой атмосфере безнадежности нет стимула к чему-то стремиться, поэтому само крестьянство не может спасти себя из плена. «Толпы измученных рабов» обречены на вымирание.
  • Образ России обладает подчеркнутой двойственностью. С одной стороны, город, где процветают пороки и суета. Забавы приравниваются к заблуждениям, и иллюзорность света автор подчеркнул упоминанием Цирцеи — героини древнегреческой легенды, которая обманом удерживала знаменитого Одиссея в своем плену. Эту Россию он противопоставляет другой — деревенской, где «барство дикое» помыкает «тощим рабством» и распространяет нищету, невежество, оскудение на русских землях. Автор отчетливо показывает взаимосвязь двух миров: пока в одном цветет незаслуженная праздность, в другом надрывается от непосильной ноши трудовой народ.
Читайте также:  Сочинение: почему важно уметь контролировать свои эмоции?

Система образов

Автор строит свое произведение на явном противопоставлении, что отражается в системе образов.

Сначала перед мысленным взором восхищенного читателя предстает деревенский пейзаж. Здесь царит природная красота, умиротворение, покой.

На таком фоне особенно уродливо выглядит реальность крепостничества:

Не видя слез, не внемля стона, На пагубу людей избранное судьбой, Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца.

Читатель как будто получает пощечину, от которой невозможно отмахнуться. Его глаза раскрываются, и эффект от такого резкого перехода получается поразительный: мало кто не задумается над поднятым Пушкиным вопросом, мало кто не обратит внимание.

Именно так и работает гениальная литература: поэт становится пророком, голосом народа, проводником истины и правды. Рисуя яркие художественные образ, он добивается невероятной силы и мощи слова.

Барство предстает чем-то диким, страшным, ужасающим. Оно довлеет над крестьянами, делая их жизнь невыносимой.

Темы, настроения, проблемы

В стихотворении «Деревня» А.С.Пушкина есть многогранная тематика и злободневная проблематика.

  1. Основная тема — двойственность деревенской жизни . С одной стороны, там красиво и отрадно, с другой — бедно и мрачно. Довольство природы противостоит нужде ограбленных крестьян. Все результаты их труда скапливаются у господ и растрачиваются в их бесконечной мотовской игре. Автор описал все стороны жизни российской глубинки и столкнул ее противоречия в одной элегии.
  2. С самых первых строк ощущается неразрывная связь человека и природы . Лирический герой обретает гармонию с собой среди спокойных пейзажей, среди родных видов. Именно они пробуждают его творческие силы. Деревенскую красоту он противопоставляет городской суете и делает вывод, что его место в глубинке, где он может свободно мыслить и творить. Если природа дает, то цивилизация в образе города забирает, если в деревне поэт находит свою музу и внемлет оракулам, то за ее пределами он связан условностями общества и ослеплен его иллюзиями.
  3. Окружающая обстановка настраивает его на философские размышления. Он думает об истинах жизни: нельзя завидовать глупцу, необходимо жить и мыслить свободно, никогда не внимать роптанью «толпы непросвещенной» (раскрывается темы свободы, поэта и толпы ). Герой, находясь наедине с собой, освобождается от предрассудков и заблуждений. Он обретает мудрость и силу, чтобы достучаться до людей.
  4. Во второй части стихотворения поднимается основная проблема – рабство и тирания , сковавшие деревню. Лирический герой описывает ужасы безвольной жизни зависимого человека, беззаконие и порочность его владельца. Он сострадает крестьянину, но находит, что этого недостаточно. Он понимает, что решение проблемы нужно искать даже не в поэзии, которая бессильна повлиять на всех, а в политике. Он призывает монарха повлиять на ситуацию, но сомневается, что доживет до этого дня.
  5. Еще одна важная проблема — бессилие поэта и поэзии . Автор с горечью признает, что ему не дано достучаться до людей и помочь рабам освободиться. Он сетует на «бесплодный жар», который разгорелся в его душе, и жалеет о своей неспособности решить общественные проблемы даром убеждения. Только тяжелая рука монарха может сотворить перемены, но будет ли на то его воля? Едва ли.
  6. Настроение в стихотворении двойственное: в первой части оно наполнено радостью открытий и внутреннего преображения, а во второй оно пропитано сочувствием и сожалением: не только об участи крестьян, но и о собственной беспомощности.

Тема произведения

В стихотворении автор рассматривает две темы: красота пейзажей деревни и угнетённые крестьяне. Автор мастерски сочетает их в произведении так, что они дополняют друг друга и образуют общую картину.

В первых четырёх строфах писатель повествует о красоте деревенских пейзажей, при помощи которых поэт выражает собственное «Я». Пушкин признаётся, что ради этого умиротворённого уголка он покинул шумный город с пирами и празднованиями. Здесь он может спокойно творить, так как только в этом месте идеи для творчества сами возникают в голове поэта.

Далее автор описывает природу деревни во всех красках. Он охватывает каждый уголок, который вызывает у него восхищение. Александр Сергеевич через строки стихотворения передаёт читателю лёгкость и свободу, которые присуще природе в тех краях. Поэт считает, что именно эта деревня является местом, в котором зарождается творчество.

После описания пейзажей писатель раскрывает другую сторону жизни в деревне. Он описывает нелёгкую судьбу бедных крестьян, которые пали под гнётом богатых бояр. Они смогли забрать у простых людей всё: дома, труд, время. Поэт не скрывает того, что всё это было сделано при помощи насилия.

В последних строках своего стихотворения он надеется на то, что когда-нибудь крестьяне смогут освободиться и не бояться за свою жизнь.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – осуждение крепостного права и обличение устройства российского общества. Лирический герой сочувствует крестьянину, который вынужден до гроба нести свое тяжкое бремя, изнемогать в постоянных работах на своего владельца.

Он наблюдает за тем, как увеличиваются эти «толпы измученных рабов».

Герой с грустью смотрит на состояние жизни простого народа, стремится голосом своим «сердца» встревожить, но все напрасно: либо он не наделен таким даром, либо сами люди глухи к пророку, ведь наслаждения и заблуждения города не дают им подумать о судьбе страны.

Смысл авторской позиции понять несложно: Пушкин намеренно хвалит деревню, где так хорошо думать и творить. Это намек на то, что элита просто не видит жизни России, не вылезая из шикарных палат.

Только на лоне природы можно прислушаться к себе и понять, куда стоит направить свои силы и возможности. Там же человек может наглядно рассмотреть, как живется обреченному на нищету трудовому крестьянству.

Все эти условия и впечатления эффективнее поэтического слова докажут необходимость перемен.

Идея

Автор восстает против жестокости самодержавия и желает свободы для своих соотечественников, которых он считает равными себе, к какому бы сословию они не принадлежали. Он пытается донести людям идею о том, что в такой несправедливости больше невозможно жить.

Кроме того, смысл «Деревни» заключается в том, чтобы показать контраст между красотами и благами русской земли и теми, кто ею распоряжается. Барство разоряет страну, угнетает народ, в нем же самом нет никакой пользы, потому что такая власть только развращает душу. Основная мысль стихотворения в том, что поэт всеми силами хочет приблизить «свободы просвещенной прекрасную зарю».

Средства выразительности

В стихотворении «Деревня» А.С.Пушкин использовал различные тропы, без которых невозможен подробный разбор произведения.

  • Основное средство художественной выразительности – контраст. В начале произведения поэт рисует мирные картины природы в деревне, которые вдохновляют его на создание произведений, а затем он описывает «темную» часть своего уголка – рабство. В последней части появляются страшные картины жизни крепостных людей, изображен их нелегкий труд.
  • Широко распространены антитезы: «барство дикое» сталкивается с «рабством тощим», довольство и изобилие природы противопоставляется позорной нужде, в которой живут крестьяне.
  • В этих частях особое внимание следует уделить эпитетам: «мирный шум дубров» и «рабство тощее», «светлые ручьи» и «толпы измученных рабов».
  • Поэт также использует олицетворение: шумят ручьи, везде «подвижные картины».
  • Столь же распространены метафоры: деревня – «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «мельницы крылаты», «лоно счастья и забвенья».

Анастасия Сметанова

Тематика

В стихотворении мы наблюдаем смешение разнообразных тем.

Тут есть описание прекрасной природы. Автор красноречиво рисует умиротворенные пейзажи и признается в своей любви к деревенскому уединению, тишине, создающей атмосферу, идеально подходящую для раздумий, неторопливых размышлений.

На этом фоне особенно страшно и чужеродно выступает тема порабощения народа, барского самодурства и беззакония по отношению к крепостным крестьянам.

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Ссылка на основную публикацию