Анализ романа Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Оскар Уайльд — один из ярких представителей английской классической литературы девятнадцатого века. Наиболее резонансным творением автора является роман «Портрет Дориана Грея». Анализ произведения поможет разобраться, почему после издания оно считалось спорным, порицалось критиками и высшим обществом викторианской Англии, но, несмотря ни на что, смогло получить признание народа.

История написания и первые публикации

Анализ романа Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Образ главного героя, молодого Дориана Грея, настолько захватил Оскара Уайльда, что он написал четырнадцать глав своего романа в короткий срок, в первые три недели июля 1890 года.

Публикация романа не обошлась без скандала. Чопорная английская публика не желала признавать в главном герое отражение эпохи.

Но от обычных читателей книга получила хорошие отзывы, отлично продавалась и приносила автору неплохой доход.

В начале 1891 года Уайльд переиздал свое сочинение, написав к нему особое предисловие. Его строки стали своеобразной декларацией эстетизма, пропагандирующего преобладание прекрасной формы над содержанием. В роман было добавлено шесть глав, содержащих новые детали повествования.

Существует несколько мнений, касающихся точного определения жанра «Портрета Дориана Грея». Его называют:

  • философским романом;
  • романом воспитания;
  • аллегорической повестью.

Композиция и список персонажей

Согласно композиционным принципам, книгу можно разделить на пять основных частей. Встреча трех центральных героев происходит в экспозиции романа. Завязкой является сцена, в которой художник дарит натурщику его портрет.

Звучит монолог Грея о молодости и старении. Далее происходит развитие действия, занимающее бо́льшую часть произведения до момента кульминации — смерти Бэзила. Развязка романа совпадает с его концовкой, главный герой умирает.

В сюжет произведения заложено два конфликта. Основной конфликт происходит между Греем и реальностью, к которой он отказывается принадлежать, заявляя, что не желает стареть и хочет навечно сохранить свою красоту и молодость.

Побочные конфликты возникают между героями и причудливо переплетаются друг с другом.

В романе упоминается множество персонажей. Но активную роль в развитии его сюжета играют всего пять человек:

Анализ романа Уайльда «Портрет Дориана Грея»

  • Главный герой романа — двадцатилетний молодой человек Дориан Грей. Характеристика его довольно скудна. Известно, что он обладает прекрасной внешностью и двойственным характером. Романтизм и тяга к прекрасному сочетаются в нем с порочностью и способностью пойти на преступление. В начале произведения ему 20 лет, в конце около 40.
  • Бэзил Холлуорд — художник, который создал злосчастный портрет главного героя. В начале романа восхищается красотой и молодостью Грея. В конце книги Холлуорда ужасает то, во что превратился его идеал.
  • Лорд Генри Уоттон — циничный антагонист художника и покровитель Грея. Проповедует гедонизм, ведет порицаемый образ жизни и склоняет своего протеже к пороку.
  • Сибилла Вэйн — актриса, возлюбленная Грея, с которой у него был непродолжительный роман. Ушла из жизни по собственной воле.
  • Джеймс Вэйн — брат Сибиллы, обуреваемый местью. Погибает, так и не наказав Грея.

Краткое содержание

В первой главе романа происходит встреча трех персонажей: Уоттона, Холлуорда и Грея. Молодой натурщик приходит в восторг от портрета, написанного художником, и произносит пламенную речь. Монолог пронизан восхищением собственной красотой. Кроме того, Грей печалится, что с течением времени он будет стареть и дряхлеть, а его портрет останется молодым и прекрасным.

Пожилой лорд, обладающий скверной репутацией циника и распутника, прислушивается к речи Грея и усмехается. Между Уоттоном и Греем завязывается странная дружба.

Вскорости Грей влюбляется в очаровательную Сибиллу Вэйн, актрису, знаменитую ролью Джульетты. Девушка отвечает ему взаимностью, но теряет голову от любви.

Она перестает выступать на сцене, и Дориан быстро теряет к ней интерес. Сибилла убивает себя.

Анализ романа Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Дориан проводит все свое время в компании порочного лорда Генри. Он ведет праздный образ жизни и предается многочисленным грехам. Несмотря ни на что, Грей сохраняет свою молодость и безупречный внешний вид. Однако его портрет, написанный в день знакомства со старым лордом, претерпевает ужасающие изменения.

За двадцать лет, предшествующие началу второй части романа, внутреннее мироощущение Грея полностью меняется. Он становится полной копией своего порочного учителя. Внешне он по-прежнему молод и хорош собой, однако на его портрет невозможно смотреть без отвращения.

Случайная встреча Грея с Холлуордом заканчивается трагически. Художник пытается вразумить старого друга, но Дориан приходит в ярость и убивает его.

Избавившись от тела, он продолжает жить как ни в чем не бывало. Однако судьба вновь преподносит ему серьезную проблему. Происходит встреча с братом давно погибшей Сибиллы Вэйн. Джеймс хочет отомстить Дориану за нелепую смерть сестры. К счастью Грея, ему удается избежать расправы из-за случайной трагедии, произошедшей с Вэйном.

Внезапное спасение Дориана не приносит облегчения, а лишь тяготит его. Старик, смеющийся над ним с его собственного портрета, вызывает сильнейшее омерзение. Грей совершает отчаянный акт, закалывая изображение ножом. На следующий день в доме находят тело обезображенного старика с раной в груди, глядящего пустыми глазами на портрет прекрасного молодого человека.

Мотивы и основная мысль романа

Основная мысль провокационного произведения заключается в создании реалистичного описания жизни лицемерного высшего общества, показательно соблюдающего внешние правила приличия. Антигерои Уайльда живут, старательно пряча свою порочность под масками благочестивых людей. Однако помыслы их ужасны, а души черны.

В смысловое ядро романа включены следующие концепты:

  • красота и отвращение;
  • ответственность и безнаказанность;
  • истинное и ложное;
  • порок и благочестие;
  • духовное и дьявольское.

Анализ романа Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Проблематика философско-эстетического романа, написанного Оскаром Уайльдом, многогранна, она сочетает несколько важных для автора тем и мотивов. Очевидной проблемой является тема отношений искусства и реальной жизни. Согласно Уайльду, чистое, искреннее искусство всегда побеждает лживую и изворотливую человеческую натуру.

Второй проблемой романа является гедонизм его героев. Последователи гедонизма считают, что единственной терминальной ценностью для человека является удовольствие. Поэтому пути его получения возводятся в абсолют. Однако жизнь без морали способна привести к краху, что автор и демонстрирует на примере образа Дориана Грея.

Очередной важный мотив, который заботит Уайльда, — судьба художника. Он раскрывается в сюжетной линии Бэзила Холлуорда. Автор подчеркивает истинную силу искусства, способного обнажать суть вещей, скрытых от нечуткого к правде человеческого взора.

Тема отчаяния, появляющаяся в итоговых главах произведения, отражает закономерный итог жизни главного героя, осознавшего тщетность собственного существования. Путь, который был избран Греем, привел к отчаянию и к чувству полного одиночества. Это стало причиной его сумасшествия и смерти.

Источники вдохновения Уайльда

Основным направлением творчества, к которому принадлежат работы Оскара Уайльда, является модернизм. Однако ему присущи и черты декаданса. Создавая гениальное произведение, автор протестовал против порочной жизни британского общества, лишь на словах отличающегося чопорностью.

Кратко говоря, он стремился обнажить пороки и продемонстрировать тайные страсти, кипящие среди лицемерной английской знати.

Анализ романа Уайльда «Портрет Дориана Грея»

В главном герое романа можно найти черты культовых литературных персонажей, живущих в мрачных произведениях других авторов. Чаще всего Дориана Грея сравнивают с Фаустом из одноименной трагедии Гете (1774), а лорда Генри — с Мефистофелем. Это сравнение оправдано мистической атмосферой романа и тем, что Фауст, как и Грей, получает от своего искусителя вечную молодость в обмен на душу.

Литературные параллели прослеживаются и с такими произведениями, как:

  • «Мельмот Скиталец» (1813) Ч. Р. Метьюрина;
  • «Шагреневая кожа» (1831) О. де Бальзака;
  • «Наоборот» (1884) Ж. К. Гюисманса.

Считается, что именно после прочтения романа Метьюрина Уайльд задумал написать свою книгу. Сравнение произведений оправдано присутствием общих деталей. В частности, образа стареющего портрета, полотнище которого отражает внешние проявления грехов вечно молодого героя.

Анализ романа Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Советский лингвист В. В. Виноградов, изучавший как русскую, так и зарубежную литературу, нашел некоторое сходство книги Уайльда с повестью Н. В. Гоголя, называющейся «Портрет» (1833). Оба произведения имеют сходный смысл, они наполнены мистицизмом и обличают пороки времени. Однако связь героя и портрета в книгах описана по-разному, и проблематика их отношений отличается.

Создавая портрет молодого прожигателя жизни, Оскар Уайльд намеренно не озвучил все подробности порочной жизни Грея. Он стремился придумать такого персонажа, в отражении которого плохой человек мог бы увидеть себя, найти в нем собственные грехи. Возможно, именно поэтому книга столь сильно шокировала викторианскую публику и вызвала серьезнейший резонанс.

К сожалению, бессмертное произведение Оскара Уайльда редко проходят в школе в рамках подготовки к ЕГЭ по литературе. Однако его прочтение не будет лишним, ведь оно заставит задуматься над действительно серьезными вещами и, возможно, убережет от напрасных ошибок.

Смысл книги Портрет Дориана Грея – Оскар Уайльд | Какой Смысл

Одна из самых фантастических, но в тоже время и нравоучительных книг 19 века. «Портрет Дориана Грея» — это невероятная история о том, как портрет впитал в себя душу человека и отражал на себе все ее изменения.

Один из главных персонажей книги – это молодой и прекрасный внешне юноша, которого зовут Дориан Грей. Ему едва исполнилось 20 лет, и он случайно оказался в высшем обществе, где познакомился с художником Бэзилом, который, увидев юношу, решил запечатлеть его портрет.

Читайте также:  Анализ стихотворения «чем они живут» («их образ жизни»)

Смысл названия книги «Портрет Дориана Грея»

Смысл названия книги «Портрет Дориана Грея» отсылает читателей к главной вещи, вокруг которой завязывается действие в романе. Портрет является необыкновенным, он способен воплотить в жизнь главное желание героя: не стареть с возрастом, всегда оставаться красивым и молодым.

Дориан совсем юн, наивен и добросердечен, он красив как внешне, так и внутренне. Однажды Дориан знакомится с лордом Генри, это знакомство оказывается роковым для Дориана. Лорд Генри умен, интересен, он любит выдвигать шокирующие гипотезы. Дориан слушает его и все сказанное лордом Генри воспринимает за правду.

О чем книга «портрет дориана грея»

Анализ романа Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Размышляя, о чем книга «Портрет Дориана Грея»необходимо рассматривать произведение с разных сторон. Нужно видеть, как Дориан меняется, воспринимая сказанное лордом Генри за чистую монету. Все, что говорит лорд Генри, Дориан мечтает воплотить в жизнь. Они искренне восхищается своим новым другом, не понимая, что некоторые высказывания носят ироничный характер.

Однажды Дориан влюбляется в красивую и прелестную актрису, которую зовут Сибила. Девушка юна, чиста и наивна. Она одаривает молодого человека своей искренней любовью. Молодые люди заводят страстный роман.

Однако, Дориан начинает играть чувствами своей возлюбленной, чем доводит девушку до самоубийства.

Некоторое время Дориан переживает на счет смерти девушки, ведь он ее искренне любил, но вскоре лорд Генри успокаивает героя, и Дориан забывает о своем горе.

Дориан начинает вести развязную жизнь, он имеет беспорядочные любовные связи, устраивает непотребства. О Дориане ходят по городу различные противоречивые слухи, которые шокируют людей, знавших Дориана прежде. Моральный облик главного героя резко падает, но на его лице это никак не отражается, зато портрет героя начал изменяться, начиная со смерти Сибилы.

Портрет искажается, на нем появляется злая усмешка и следы употребления вредных веществ и ведения разгульного образа жизни. Каждый опрометчивый шаг и дурной поступок запечатлевает на себе портрет.

Художник, нарисовавший портрет, Бэзил приходит в гости к Дориану, чтобы поговорить с ним, помочь герою разобраться в себе.

Бэзил не верит, что Дориан, тот светлый и добрый юноша, которого помнил художник, стал злым и опасным человеком. Герой показывает художнику его портрет и упрекает Бэзила в своих грехах.

Поведав Бэзилу правду про портрет, Дориан решает убить художника. Воплотив свое решение в жизнь, Дориан избавляется от трупа.

Главного героя постоянно преследует паранойя, он начинает опасаться всего вокруг и постепенно сходить с ума. Дориан со временем понимает, что устал от разгульной жизни. Он пытается сделать доброе дело, чтобы оно отразилось на портрете, возродило его душу. Однако, у Дориана ничего не получается. Им движут не искренние побуждения, а собственно тщеславие.

Обозлившись на себя самого и на свою злую судьбу, Дориан решает уничтожить свой портрет, так как именно он, по мнению героя, является единственным свидетельством разгульной и злой жизни. Когда герой вонзает нож в портрет, то с ужасом понимает, что портрет приобретает изначальные черты, а он, Дориан, умирает и превращается в старого, гнилого человека, на котором запечатлены все его пороки.

Смысл произведения «Портрет Дориана Грея»

Смысл произведения «Портрет Дориана Грея» заключается в том, что каждый поступок человека, любое его действие неизбежно остается на лице вечным отпечатком.

Главный герой был юн и добр, но чужое мировоззрение его изменило, он поддался влиянию лорда Генри, который, сам того не желая, испортил юношу, привив ему новый взгляд на мир.

Дориан Понял, что ему все разрешено, он чувствовал себя безнаказанным, однако, наказание нашло его.

Смысл финала романа «Портрет Дориана Грея» готовит о том, что ничто не проходит незамеченным. В результате, каждый получает то, что он заслужил. Дориан позволил себе разгульный образ жизни, он имел вредные привычки: пристрастился к опиуму, развратничал с разными женщинами.

На портрете отобразились все грехи его обладателя: портрет старел, на нем появились следы сифилиса, который заработал его хозяин, посещая различные бордели. Внешне Дориан не старел и выглядел все так же прекрасно, однако душа его уже прогнила, что было отображено на портрете.

Дориан привык видеть во всех своих грехах чужую вину, он не желал признавать самого себя виновником всех бед, произошедшим с ним. Герой романа так и не осознал, что в первую очередь, он сам виновен во сем, что с ним произошло.

Автор, на примере своего героя, решил показать читателям, как опасно и вредно дурное воспитание. Дориан подвергся влиянию лорда Генри, который зародил в душе героя злые помыслы.

Именно лорд Генри подтолкнул Дориана, молодого и доброго юношу, к распутствам и преступлениям.

Стоит отметить, что сам лорд Генри, не смотря на свои рассуждения и идеологию, по ним не жил, многие свои мысли он выражал иронично, ставя своеобразный эксперимент над главным героем.

Напишите в х своё мнение, о чем книга «Портрет Дориана Грея». Мы с нетерпением будем ждать!

2170. Анализ произведения Уайльда Портрет Дориана Грея Русский язык

История создания

Оскар Уайльд написал свой роман в 1891 году. Критики отнеслись к роману враждебно. Его находили безнравственным, хотя дело обстояло как раз наоборот. В какой-то момент Уайльду пришлось значительно сократить  роман. В настоящее время его можно прочесть как в сокращенной, так и в полной версии.

Жанр

«Портрет Дориана Грея» принято относить к жанру философского романа. В этом произведении сочетается множество литературно-художественных жанров, стилей и направлений. Сама история Дориана Грея носит характер аллегории, притчи.

Читая «Портрет Дориана Грея», невозможно не вспомнить историю Нарцисса. Кроме того, можно провести параллели с литературными произведениями, такими как «Фауст» Гете или как «Шагреневая кожа» Бальзака.

В целом можно утверждать, что в романе переплетены черты реализма, романтизма, фантастики, модернизма.

Главные герои

Главные герои книги – Дориан Грей, Бэзил Холлуорд и Генри Вэйн. Также к главным героям можно отнести Сибилу Вэйн и ее брата, Джеймса Вэйна. Обо всех них уже шла речь, за исключением Джеймса Вэйна. Джеймс посвящает свою жизнь мести за погибшую сестру. Он долго разыскивает и выслеживает Дориана, но в итоге погибает.

Смысл книги

Смысл книги состоит  в том, чтобы передать авторское кредо. Заключается это  кредо в следующем: настоящий художник – это тот, кто создает прекрасное, а искусство не имеет ничего общего с жизнью. Оно, по мнению Уайльда, подобно зеркалу, отражающему того, кто в него смотрится.

Мораль

Конечно, читатель может вывести для себя некую мораль из «Портрета Дориана Грея», но стоит помнить о том, что в предисловии к роману Уайльд как бы предупреждает: «Художник не моралист»,- и добавляет, что морализирование для художника непростительно, т.к. оно ведет к манерности.

Далее Уайльд постулирует: художнику «дозволено изображать все», порок, равно как и добродетель служат материалом для творчества.

Но если уж пойти наперекор автору и взяться искать в его произведении мораль, то, скорее всего, она заключается в том, что, хоть в красоте и содержится великая сила, но стремиться любому человеку следует, прежде всего, к тому, чтобы с юности сохранить незапятнанность души.

Именно это и не удалось сделать главному герою, Дориану, и именно из-за этого он и терзается более всего перед смертью. Жизнь одна, изменить прошлое невозможно – вот о чем стоит всегда помнить.

Проблематика

В романе Уайльд поднимает целый ряд проблем. Их можно условно разбить на эстетические и этические. К эстетическим проблемам можно отнести все, что автор говорит по поводу искусства: роли и миссии художника, о стилях искусства, о критиках и т.д.

К этическим относятся, безусловно, нравственные проблемы: проблема самоопределения, проблема становления, проблема нравственного выбора, проблема влияния на личность другого человека и т.д.

  Кроме того, автор обращается к проблеме соотношения эстетики и этики в искусстве и в жизни, и эта проблема – одна из центральных.

Тематика

Тематика неразрывно связана с проблематикой. Герои романа рассуждают на различные темы, но чаще всего звучат тема искусства и его соотношения с действительностью, тема красоты и тема влияния искусства и красоты на людей, тема нравственного выбора, тема борьбы добра и зла.

Сюжет

«Портрет Дориана Грея» Уайльда.… О чем эта книга? Дать простой и краткий ответ на этот вопрос, наверное, невозможно. Просто потому, что трактовать сам вопрос можно по-разному. Но в любом случае, ясно, что здесь должна идти речь о содержании.

Только дело в том, что «Портрет Дориана Грея» настолько философичен, что если, к примеру, отвечая на поставленный вопрос, попытаться просто пересказать литературный сюжет, то этого будет недостаточно.

Читайте также:  Анализ стихотворения Федора Ивановича Тютчева «Еще земли печален вид…»

К сюжету здесь надо обязательно прибавить передачу философского содержания – только тогда ответ будет более менее полным.

Тем не менее, начинать с чего-то надо, и потому пусть это будет сюжет. В романе рассказывается история Дориана Грея, человека с потрясающе красивой внешностью, с которого в те годы, когда Дориан был совсем еще молод, был написан великолепный портрет.

Художник его написавший – Бэзил Холлуорд – считал этот портрет лучшим из своих полотен.  Холлуорд искренне любил своего натурщика Дориана, и, по собственным словам художника, он вложил в портрет Дориана Грея слишком много души.

Закончив работу над портретом, он и не думает о том, чтобы продать портрет, а сразу же дарит его Дориану.

Приятель Холлуорда, лорд Генри Уоттон, открывает Дориану глаза на то, что он, Дориан, невероятно красив. Юноша, взглянув на свой портрет, влюбляется в свой собственный образ. Он не может сдержать слез при мысли, что когда-нибудь его красота уйдет, и он состарится и сделается некрасивым.

Возможно, изначально в Дориане и правда, как это казалось Холлуорду, было много хорошего.

Но проходят годы, а Дориан, внешне оставаясь все таким же прекрасным, как в тот далекий летний день, когда был написан портрет, совершает все больше и больше гнусных поступков. Лорд Уоттон практически завладел душой Дориана.

  Он, не хуже Мефистофеля, постоянно искушает его, подкидывает ему все новые и новые идеи и советы, следуя которым Дориан губит человеческие судьбы и все больше погружается в пучину греха.

Дориан становится все более и более бессердечным и жестоким. Но ни годы, как это уже говорилось, ни пороки не находят отпечатка на его внешности. Все дело в портрете. Довольно быстро Дориан заметил это странное свойство портрета: стареть начал портрет и все пороки Дориана стали отпечатываться на нем. Дориан решил эту проблему просто: он спрятал портрет так, чтобы никто его не видел.

По вине Дориана происходит самоубийство Сибилы Вэйн, актрисы, которая была влюблена в Дориана, и в которую, как думал сам Дориан, он тоже был влюблен. Но Дориан достаточно легко переживает ее смерть. Он не склонен страдать от мук совести. Их «переживает» за него его портрет. Человек, изображенный на нем, с годами становится все более и более безобразным, все более и более неузнаваемым.

Заканчивается роман тем, что Дориан убивает художника Бэзила Холлуорда, затем пытается порезать портрет, после чего все возвращается к тому, что и должно было быть: тело Дориана, превратившегося в уродливого старика, находят возле портрета прекрасного юноши. Таков сюжет романа, а о смысле речь еще пойдет впереди.

Все сочинения

Анализ романа «Портрет Дориана Грея»

«Портрет Дориана Грея», анализ романа

В этом романе наиболее полно воплотился эстетический идеал Уайльда: абсолютизация творчества и творческой личности, противопоставление внутреннего мира человека бездушной, грубой реальности, провозглашение наслаждения смыслом существования (гедонизм). Тему соотношения эстетических проблем с этичными нормами общества писатель сделал главной, начав с предисловия, а закончил экспериментом над жизнью главного героя – Дориана Грея.

Предисловие к роману состоит из 25 афоризмов, которые декларируют эстетическую программу автора. В парадоксальном виде повторяются основные принципы эстетизма: «Художник – творец прекрасного», «Раскрыть себя и утаить создателя – этого жаждет искусство», «Избранными являются те, для кого прекрасное означает лишь одно – Красоту».

Писатель не оставил без внимания и вопросы моральности искусства, разделив эти понятия как несовместимые. «Этические предпочтения творца приводят к манерности стиля», «Пороки и добродетели для творца – материал искусства».

Но, не смотря на это, жизнь главного героя демонстрирует опасность искусственного разъединения этических и эстетических принципов.

Сюжет

Автор поставил Дориана Грея в фантастическую ситуацию: ему даны вечные молодость и красота, а стареет и становится уродливым, ужасным его изображение на портрете. Богатый, красивый юноша погрузился в мир наслаждений вслед за своим учителем лордом Генри Уоттоном, который подсказал идею вечной молодости, любуясь портретом Дориана в мастерской художника Безила Холлуорда.

Художник, пораженный чистотой юного Грея, вложил в портрет свои мечты, чувства, свое видение красоты, «самого себя». Прекрасное произведение искусства получило часть души творца, способную влиять на других и покорять их.

Но Дориана Грея привлекли не чувства Безила, а идеи лорда Генри, по мнению которого человек должен не доверять искусству, не учиться у него красоте, а самостоятельно искать ее в жизни.

Между художником и лордом разгорается борьба за душу и красоту юноши, победу в которой на первых же страницах романа получает лорд Генри, наверное, потому, что его слова упали на благодатную почву.

Дориан Грей пошел за своим новым учителем без долгих раздумий, променяв собственную душу на поиск вечных наслаждений.

С помощью фантастических приемов автор материализовал слова юноши: «Если бы я мог остаться навечно молодым, а старел бы портрет. За это… за это… я отдал бы все».

И портрет, созданный Безилом, принял на себя, и груз времени, и моральную ответственность за жажду острых ощущений.

Наслаждение всегда требует жертв. Первой данью стала любовь к юной актрисе Сибилле Вейн. Но любовь быстро прошла, когда Сибилла, влюбившись в юного красавца, больше не смогла изображать любовь на сцене.

Не получив наслаждения от представления, Дориан Грей грубо оттолкнул девушку не только от себя, но и от жизни, она отравилась. Это было первое преступление, которое отразилось на портрете.

Сначала оно напугало Дориана, но эгоизм победил: он спрятал портрет и начал новую жизнь.

Эта новая жизнь была двойной. В обществе Грей – блестящий денди, кумир молодежи. Жадный до новых, необычайных ощущений, вечный юноша, меблировал свой дом с пышностью, собрал коллекцию гобеленов и редчайших парфюмов, драгоценных камней и экзотических музыкальных инструментов. Простор романа замкнут в границах комнат, шкатулок, флаконов. Нет описаний природы, это мертвая красота Дориана Грея.

Дориану вскоре стало мало изысканных вещей и одинокой жизни. От светских салонов он перешел к грязным притонам, опиумным курильням, за ним потянулись темные сплетни. Первый кому Дориан открыл тайну портрета, был Безил.

Он показал этот портрет как насмешку, брошенную в ответ на попытки художника вразумить юношу. Безила устрашает настоящее лицо Дориана, бывший некогда прекрасным портрет теперь изображает сластолюбивого старика, изуродованного пороками и злодеяниями.

Но и сам Грей не может не ужасаться этому зрелищу, он начинает винить Безила в своих пороках и поведении, в порыве ярости Дориан убил художника кинжалом, от трупа он избавился, растворив его в азотной кислоте.

Слишком поздно Дориана начинают терзать муки совести, он начинает завидовать всем людям чья совесть чиста и непорочна, в конце концов он решает, что портрет является его собственной совестью и решает от него избавиться и тем самым облегчить свои душевные муки.

С тем же кинжалом, которым ранее лишил жизни Безила, Дориан бросается на ужасный портрет. Проснувшиеся от крика слуги обнаружили труп уродливого старика рядом с портретом прекрасного юноши, выяснить что это труп Дориана Грея удалось только по кольцам на пальцах…

  • Прочитав анализ «Портрета Дориана Грея», обратите внимание на другие сочинения:
  • По произведению: «Портрет Дориана Грея»
  • По писателю: Уальд Оскар

Фрейдистская интерпретация романа «Портрет Дориана Грея», которая понравится всем любителям скрытых смыслов

Вряд ли на планете есть человек, который не слышал о «Портрете Дориана Грея». Это единственный роман Оскара Уайльда, и его считают самым успешным произведением писателя. Одни только экранизации чего стоят: более 30 фильмов снято по этой книге. Кроме того, в романе столько тайных смыслов, что хватило бы не на один десяток головоломных исследований.

AdMe.ru взглянул на главного героя с необычного угла, а именно через призму фрейдистских теорий. При подготовке материала мы во многом опирались на статью «Персонаж Дориана Грея: формализм и психоаналитическая интерпретация».

Дориан считает своим единственным достоинством юность и безупречную красоту, а потому боится их потерять. В итоге он зацикливается на мысли о вечной молодости и готов даже продать душу дьяволу ради ее обретения. Это называется подавлением: герой не в состоянии принять старость как естественный процесс и пытается задвинуть эти мысли в самый дальний уголок своего разума.

Палочкой-выручалочкой для Дориана становится портрет, который принимает на себя все внешние изменения персонажа. Считается, что картина здесь олицетворяет бессознательное.

В современном мире подавление мыслей о старости происходит, разумеется, без помощи волшебного портрета. В нашем распоряжении есть фильтры для фотографий, фотошоп, инъекции, косметические средства, а в особых случаях и пластические операции.

© Dorian Gray / Ealing Studios

Согласно теории Зигмунда Фрейда, каждая личность состоит из 3 ипостасей: слепые инстинкты, социальные установки и внутренние моральные движки. Персонажи книги вместе и составляют это единое психическое целое. При этом у каждого из них своя роль:

  • Дориан Грей — молодой и неопытный, эгоистичный.
  • Лорд Генри — авторитет для Дориана, носитель идеологии гедонизма, умеет вести себя в соответствии с требованиями общества.
  • Бэзил Хэллоуорд — положительный герой, который пытается противостоять эгоистическому началу и является носителем морали.
Читайте также:  Сны в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

К сожалению, по сюжету книги Дориан избавляется от Бэзила, который пытается наставить его на путь истинный. Инстинкты захватывают героя, и он отказывается даже от социальных норм и правил, целиком и полностью отдаваясь во власть удовольствий.

© Dorian Gray / Ealing Studios, © FaceApp

Сибила олицетворяет женское начало в главном персонаже. Дориан под давлением общества отвергает девушку, что имеет сразу 2 объяснения:

  • герой не готов принять собственную женскую сущность и совершает самопредательство, поскольку ставит общественное мнение выше своих чувств (в символическом смысле).
  • Дориан неспособен стать ответственным человеком и выполнять свои обещания (в прямом смысле).

Своего рода это испытание характера, которое Грей с треском проваливает (не без влияния лорда Генри). Именно этот момент в книге является переломным: после гибели Сибилы у героя остается только один путь — вниз, по наклонной.

Если бы Дориан сумел принять женское начало в себе, то романа бы не получилось. Поскольку считается, что мужчины с развитыми женскими качествами более чувствительны и эмпатичны, а значит, не способны на сделку с дьяволом.

Интересно, что по сравнению с большинством экранизаций в книге отношения героя с Сибилой поданы более нежно: там нет и намека на совместно проведенные ночи. Беременности, как следствие, тоже нет.

© Dorian Gray / Ealing Studios, © FaceApp

И в книге, и в фильме Дориан собственноручно уничтожает сущность, изображенную на портрете. Это в буквальном смысле героический поступок. Так он отказывается от «младенческого» мышления, эгоистического начала и гедонизма. Герой поднимается над жалостью к себе и наконец находит силы посмотреть настоящему «я» в лицо.

Этот переход можно считать инициацией: ребенок перестает быть ребенком, вырастает над собственными желаниями и превращается во взрослого человека.

Вот так даже за простой волшебной историей может скрываться большая человеческая проблема. Какую из экранизаций «Портрета Дориана Грея» смотрели вы? Можете назвать какой-то психологический момент из фильма, который поразил вас больше всего?

"Портрет Дориана Грея" О. Уайльда

Оскар Уайльд (1854–1900 гг.), глава английского эстетизма, опубликовал свой единственный роман “Портрет Дориана Грея” в 1891 году.

В романе рассказывается история, перекликающаяся с фантастическим сюжетом “Шагреневой кожи” Бальзака: юный красавец Дориан Грей высказывает пожелание, чтобы он навсегда остался внешне таким же, как в момент завершения его портрета, и с этого мига на протяжении двадцати лет действия романа он сохраняет все очарование юности, а портрет, спрятанный в его доме, отражает его настоящую жизнь, накапливая следы порока и преступлений. Символика волшебного предмета у Уайльда менее философична, чем у Бальзака, сведена к эстетической проблематике. Портрет Дориана, выполненный его приятелем Бэзилом Холлуордом, как всякое истинное произведение искусства, отражает его истинную сущность; искусство — вот правдивое свидетельство, вот верное зеркало жизни героя. Попытка Дориана в финале романа уничтожить надежно спрятанный портрет завершается его собственной гибелью, а произведение искусства неуничтожимо. Портрет в своей первозданной красоте будет жить вечно:

Войдя в комнату, слуги увидели на стене великолепный портрет своего хозяина во всем блеске его дивной молодости и красоты. А на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее. И только по кольцам на руках слуги узнали, кто это.

Таким образом, в самом сюжете романа заложена главная идея эстетизма о безусловном превосходстве искусства над реальной жизнью.

Параллельно выстраиваются истории Дориана и его портрета, которые поменялись местами по отношению к законам природы, к самому течению времени: живой человек преодолевает его поток, отказываясь стареть, а произведение искусства начинает жить во времени телесной жизнью.

Остановка героя во времени, вечная молодость, как правило, ассоциируются с мотивами сделки с дьяволом, и в роли искусителя невинного поначалу Дориана выступает светский остроумец, славящий аморальность, новый гедонизм, а на деле ведущий вполне благопристойное существование, — лорд Генри Уоттон.

Лорд Генри открывает глаза юноше на его красоту, заражает его духом погони за удовольствиями, учит его ценить молодость и жить одним днем. Забавный циник лорд Генри легко привязывает к себе Дориана, разрушая его дружбу с Бэзилом Холлуордом, и Дориан становится учеником лорда Генри.

Но лорд Генри — Мефистофель лишь на словах, Дориан же становится дьяволом на деле, буквально понимая и воплощая на практике все поучения своего старшего друга.

Он доводит до самоубийства свою возлюбленную, молодую актрису Сибиллу Вэйн, ведет двойную жизнь светского денди и завсегдатая притонов Ист-Энда, он порочит репутации и становится убийцей Бэзила Холлуорда. Портрет только фиксирует его грехи, но не контролирует его жизнь.

Сэр Генри хочет сделать Дориана воплощением своего идеала о слиянии искусства и светского образа жизни. Сам он никогда не пойдет на преступление: “Убийство — всегда промах. Никогда не следует делать того, о чем нельзя поболтать с людьми после обеда” (глава 19).

Дориан слишком простодушен и наивен, слишком чувствителен и недалек, чтобы сохранять ту эмоциональную незаинтересованность, холодность, которую предполагает идеал его друга. В Дориане живо моральное чувство, поэтому так сильно воздействуют на него упреки бывшего друга, Холлуорда, поэтому он не может позволить ему уйти живым из его дома.

Начало морального падения Дориана — история с Сибиллой Вэйн — изображено еще достаточно детально, но по мере роста масштаба его преступлений автор предпочитает говорить о них загадочными намеками, дающими простор читательскому воображению для того, чтобы дорисовать картины зла. Разумеется, морализм Уайльда не так прямолинеен, как морализм викторианского романа, однако, в соответствии с традицией нравственного урока, столь сильной в английском романе на протяжении всей его истории, в “Портрете Дориана Грея” моральная сторона, лишившись назидательности, составляет важнейшую сторону романа:

Вот ее суть: всякая чрезмерность, как в том, что человек приемлет, так и в том, от чего он отказывается, несет в себе свое наказание.

Однако эта традиционная задача романа в восприятии читателя отходит на второй план перед завораживающими картинами эстетско-декадентской среды конца века. Уайльд рисует духовный и бытовой облик новых героев — апостолов культа красоты.

Действие романа разворачивается в студиях художников и в изысканных светских гостиных, в атмосфере, пронизанной пряной красотой жонкилий и орхидей, роз и жимоло- сти, восточного искусства и английского комфорта. Эта утонченно-культурная атмосфера сама по себе пробуждает в человеке чувственное начало.

В попытке проникнуть в тайны чувственной жизни человека начинает Дориан собирать свои коллекции, описанию которых недаром уделено столько места в романе: коллекции благовоний, музыкальных инструментов, драгоценных камней, вышивок и гобеленов, живописи.

Полнотой чувственных ощущений пронизан стиль романа, автор стремится передать мир во всем разнообразии восприятий всех органов чувств. Уже это смакование красоты, сладострастное погружение в наслаждение было вызовом викторианским нормам, и уж совсем эпатировала добропорядочную публику эстетическая программа, изложенная автором в предисловии к роману.

Предисловие представляет собой собрание афоризмов, любимого жанра Уайльда. Оскар Уайльд был непревзойденным мастером беседы; слава острослова пришла к нему много раньше, чем литературная слава. В уста лорда Генри Уоттона в романе вложено такое количество парадоксов, что их блеск вскоре начинает утомлять.

Однако парадоксы предисловия к роману, пожалуй, самая широко цитируемая часть литературного наследия Уайльда, потому что нигде больше с такой полнотой он не выразил суть эстетского отношения к жизни, свое убеждение в том, что искусство стоит вне морали: “Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все.

.. всякое искусство совершенно бесполезно”. Это положение уже выдвигала теория “искусства для искусства”, но эстетизм идет еще дальше, утверждая, что “жизнь подражает искусству”; “искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь”.

В предисловии Уайльд бросает вызов косной критике, стремящейся непременно понять, что хотел автор сказать своим произведением, тогда как “художник не стремится ничего доказывать”, его дело — “совершенное применение несовершенных средств”.

Своеобразно подводит Уайльд итоги литературного развития своего века: “Ненависть девятнадцатого века к Реализму — это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале. Ненависть девятнадцатого века к Романтизму — это ярость Калибана, не находящего в зеркале своего отражения”.

Эстетизм и символизм противопоставляли себя непосредственному литературному прошлому, как видим, в равной степени дистанцируясь от романтизма и реализма; эстеты и символисты сознательно приняли флоберовскую установку на элитарного читателя и считали себя создателями подлинно современного искусства. Предложенное здесь прочтение “Портрета Дориана Грея” сквозь призму бальзаковской и викторианской традиции акцентирует связи эстетизма с литературой предыдущего, XIX столетия, но задумайтесь об этом произведении исходя из того, что вам известно о ницшеанстве и фрейдизме, — и перед вами предстанет иной текст, в котором главными окажутся черты литературы будущего XX века. Такой же пограничный характер носит и повесть “Сердце тьмы”, только в ней связи с будущей литературой проступают много отчетливей, чем у Уайльда.

другие темы главы “Литература рубежа ХIX–ХХ веков”:

 Перейти к оглавлению книги “Зарубежная литература”

Ссылка на основную публикацию