Анализ романа «Страдания юного Вертера» (И. В. Гёте)

Меню статьи:

В XVIII веке развиваются и тесно взаимодействуют различные художественные направления: барокко, классицизм, рококо, сентиментализм, а также течение, которое вскоре станет романтизмом.

При этом в большинстве случаев эти направления оказываются полностью или частично связанными со сферой просветительского мышления, просветительской идеологии.

В этом ключе написано и произведение «Страдания юного Вертера», принадлежащее перу Иоганна Вольфганга Гете.

Творчество Гете в контексте становления сентиментализма

Главными художественными направлениями этой эпохи являются просветительский классицизм, рококо и сентиментализм. Стоит отметить, что сентиментализм был рожден самим духом Просвещения.

Термин «сентиментализм» закрепился относительно поздно, когда уже существовал как стиль и направление.

В основе сентиментализма лежит своеобразный культ чувства и чувственности, осознание способности чувствовать, сопереживать, сочувствовать, что является выдающейся чертой личности, высшим критерием подлинной человечности.

В связи с этим сентиментализм весьма часто и обоснованно называли чувственным направлением в искусстве. Сентименталистов интересовала не столько действительность, сколько реакция на события героя, психологическое состояние, а также мир мыслей и чувств персонажа.

В связи с этим излюбленными жанрами, в которых наиболее ярко проявил себя сентиментализм, становятся философско-метафизическая и одновременно пейзажная лирика (прежде всего, элегия), описательно-дидактическая поэма, возрожденные и обновленные Георгики, а также идиллия, которые воспевали сельский труд на лоне природы.

Свое место занимает и «мещанская» трагедия, «трогательная», или «слезная», комедия и особенно – социально-психологический роман.

В прозе сентименталисты предпочитали вести повествование от первого лица, использовали исповедальные формы изложения (письма, дневник, исповедь). Писатели стремились к предельному «вживанию» в своих героев, вкладывали в свои произведения весь спектр чувств и эмоций.

Наиболее полно сентиментализм как направление проявил себя в литературе и театре. В сентиментализме чувства, а не разум, являются доминантой «человеческой природы».

Необходимо также отметить, что перестройка мира в сентиментализме возможна только путем высвобождения и совершенствования «естественных» чувств. Поэтому и герой и наделяется способностью сопереживать, чутко воспринимать происходящее вокруг и откликаться на это.

Сентименталисты исходили из представления, что человек – творение природы и соответственно этому наделен задатками «чувственности» и «природной добродетели».

Поздний сентиментализм и характерные черты направления

Поздний «предромантический» сентиментализм питает интерес к иррациональному, загадочному в человеческой душе и в мире.

Так что появление так называемого «готического» романа, повести – не только свидетельство интереса к захватывающему приключенческому сюжету, но и к миру таинственного, рокового, непознаваемого, то есть всего того, что станет важнейшим предметом художественной рефлексии в романтической литературе XIX века.

Это, безусловно, подтверждает то, что сентиментализм на позднем этапе плавно перетекает в предромантизм и готовит почву для романтизма (наиболее очевидно это видно на примере Германии).

Особенности представлений как сентименталистов, так и представителей Просвещения в целом, обусловили и форму выражения мыслей писателей.

Просветители – с целью повышения уровня образованности людей, а сентименталисты – для более тонкой передачи внутреннего мира человека, начали обращаться к неакадемическим, доступным широкому кругу читателей жанрам. Эти жанры были способны дать ясное изложение знаний – с одной стороны, с другой – эмоций.

При этом использование писателями художественного творчества было необходимо отнюдь не только и не столько как средство сделать более понятными, простыми свои идеи, сколько как особый способ философствования.

Как один из основных стилей Просвещения, сентиментализм нашел своих последователей во многих западноевропейских странах. Сентиментализм зародился в Англии, но впоследствии стал явлением общеевропейским: направление транслировало общие идеи, которые приобретали в каждой стране собственную интерпретацию.

Величайшее проявление сентиментализм получил в литературе таких стран, как Англия, Франция, Германия и Россия. Таким образом, основные черты сущности человека эпохи Просвещения и идеальное и материализованное выражение этих качеств в духовности отразились в обращении просветителей к природе.

Это придало большего значения вопросам воспитания как средства формирования нового «естественного» человека, а также привело к возникновению новых жанров искусства.

Немецкий сентиментализм

Впоследствии основные черты, характеризовавшие сущность человека эпохи Просвещения, перестают быть революционными, становятся привычными, заменяясь новыми взглядами. Важнейшим признаком сентиментализма в Германии литературоведы называют особый взгляд на природу человека, отражающий те изменения, которые происходили в просветительской идеологии.

Сентиментализм уникально сочетает в себе интернациональные и национальные источники.

Исходя универсальных принципов человеческой природы, в каждой стране сентиментализм решает в том числе специфические проблемы, представляет национальный колорит и тематическое своеобразие английского сентиментализма, французской школы Руссо и немецкого движения «Бури и натиска».

Вертер как результат влияния Руссо

Эпистолярный роман Гете «Страдания юного Вертера» является выдающимся произведением немецкого и европейского сентиментализма, по сути – лирическим дневником талантливого сентиментального юноши. Творчество Гете – это некое продолжение традиций сентиментализма эпистолярного романа Руссо.

В своей художественной практике Гете творчески опирался на опыт французской литературы XVII–XVIII веков. Свидетельством духовной близости Гете и Руссо и оказался анализируемый нами роман, написанный в 1774 году. Произведение создано в том же жанре эпистолярного романа, к которому Гете обращался еще в детстве в процессе игрового обучения языкам.

Также к этому жанру приходил и Руссо в тексте «Юлии, или Новой Элоизы».

Гете писал, что в произведении рассказывается о молодом человеке… наделенном глубоким и чистым чувством и большой впечатлительностью, который живет в плену возвышенных мечтаний, изнуряет себя размышлениями и, наконец, утомленный пагубными пристрастиями, а особенно безграничной любовью, пускает себе пулю в висок…

Анализ романа «Страдания юного Вертера» (И. В. Гёте)

Прототипом Вертера становится Карл Вильгельм Иерузалема, который был коллегой Гете в имперском суде в Верцлари. Из-за любви к замужней женщине молодой человек покончил с собой. Следует отметить, что из-за личных переживаний Гете рассказ о страданиях Вертера звучит особенно искренне и взволнованно.

История же, рассказанная в «Новой Элоизе», во многом похожа на роман Гете. Сен-Пре и Вертер – каждый герой любит женщину, которая отвечает ему взаимностью, но при этом не имеет возможности заключить с возлюбленной брак. Оба героя с уважением относятся к соперникам.

Но если Сен-Пре, который потерял свое счастье, находит силы работать и двигаться дальше, то Вертер оказывается слабее духом и накладывает на себя руки.

Современников Руссо и Гете захватила поэзия чувств, картина жизни, которая волновала человеческое сердце. Для читателей романа переживания главного героя, имели не только личное значение.

Взаимосвязь природы и внутреннего мира героев

Гете изображает своеобразное духовное, внутреннее путешествие. При этом окружающая действительность не удовлетворяет писателя, и Гете, в стиле Руссо, говорит о пресыщении цивилизацией.

Отраду герой произведений немецкого писателя находит в общении с природой, чувствуя счастье лишь рядом с теми, кто является настоящим «ребенком природы». Например, Лотта – возлюбленная главного героя произведения – тоже представлена на страницах романа в роли «дитя природы».

Девушка естественна, искренна и… настоящая. Любовь сравнивается Вертером с красотой природы.

Таким образом, Гете, подобно Руссо, касается социального неравенства в романе, показывает насколько низки в душе аристократы, которые отделяют себя какой-то невидимой чертой богатства и социального статуса от людей «третьего сословия». Кроме того, в романе налицо представлена оппозиция «культура – природа», в целом характерная для Просвещения.

Также стоит отметить, что в оппозиции «Вертер – Альберт» чувствуется как плодотворное влияние Руссо. Это не что иное, как противопоставление чувства и разума. Так и в романе Гете: с одной стороны, писатель изображает тонкость чувств, уязвимость, мечтательность, страстность Вертера, с другой – трезвую разумность, стабильность, суховатую добродетель Альберта.

Гете как бы задает вопрос: кому из героев легче выстоять, выдержать натиск реальности. Безусловно, таким, как Альберт, легче твердо устоять на ногах и более уверенно идти по земле. И Лотта понимает, что именно Альберт поможет ей поднять на ноги детей, за которых женщина чувствует огромную ответственность.

Симпатии Лотты к Альберту искренние, но любит героиня по-настоящему только Вертера.

Образ Вертера в произведении Гете

Натура Вертера – это характер человека, который не знает состояния покоя, сердце персонажа – «маленький больной ребенок», согласно собственным словам Вертера. Герой, безусловно, не доверяет своему сердцу.

Вертер также осознает, что способен переживать только экстремальные состояния, порывы чувств.

Роман немецкого писателя не случайно открывается признанием Вертером своей вины: герой оставил влюбленную в него девушку Леонору, и это заставило персонажа окунуться в мрачные размышления о человеческой натуре, о душе.

Обращаясь к своему корреспонденту, Вильгельму, Вертер обещает исправиться. Пожалуй, можно с абсолютной уверенностью сказать, что роман «Страдания юного Вертера» пронизан мотивам философии Руссо.

Эти мотивы проявляются через сходство взглядов на социально-политическую картину мира и отождествление человека с частью природы.

Для произведений Гете и Руссо характерны поэтизация природы и «чувственность» главного героя, соблюдение мотивов отказа от порочной цивилизации.

В жизни Вертера выделяются словно три отдельные эпохи. Переходя из одного периода к другому, жизненные перипетии неизбежно вели молодого человека к полному опьянению чувствами.

Фигура Вертера чрезвычайно противоречива: осознание раздробленности внутреннего мира персонажа говорит о том, что душу угнетает конфликт не с окружающими людьми, а, прежде всего, с самим собой.

Одурманенный красотой и желаниями, Вертер совсем утратил ориентацию в море душевных страстей. Но вместе с этим таинственным и долгожданным чувством Вертер столкнулся и с властью социума.

Мораль произведения и идеи, воплощенные в образе Вертера

Гете, с помощью обращения к литературе. Выразил идеи о том, что достоинство человека кроется не в предках и даже не в самом человеке. Устами Вертера в мир пришла еще одна истина:

Люди везде одинаковые… и я знаю, что мы не равны, но стою на том, что тот, кто считает, что нужно держаться вдали от так называемого простонародья, чтобы сохранить свое достоинство, поступает так же позорно, как и трус, скрывающийся от своего врага, чтобы не подчиниться ему…

Читайте также:  Сочинение: Люди дна (по пьесе Горького «На дне»)

Анализ романа «Страдания юного Вертера» (И. В. Гёте)

Вертера поразило не только превосходство знати по отношению к простым людям, но и то, как можно любить рационально. Такая любовь предполагает, что человек отбрасывает чувства, но рискует в этом прагматизме и чистой рациональности утратить человечность. Но первое увлечение всегда сильнее, чем кажется. Первая любовь не гаснет:

Такая любовь, верность и страсть – не поэтическая выдумка. Она живет, она существует в своей величайшей чистоте среди того класса людей, который мы считаем невежественным и грубым. А мы, ученые, отупели от своей учености…

Для Вертера Шарлотта была единственной отрадой в жизни, но именно эта девушка и стала погибелью для главного героя:

Бедняга! Может, ты сумасшедший? Может, ты обманываешь сам себя? Что значит эта бурная, бесконечная страсть? У меня только и молитвы, к ней, в моем воображении нет другого образа, кроме нее, весь мир для меня только в ней одной. Побыть несколько часов с ней – для меня большое счастье, но счастливые минуты промелькнут, и я вынужден снова расставаться с ней. Ох, Вильгельм, куда меня время заводит мое сердце!..

Это обращение к другу Вильгельма или скорее – к самому себе. Возникает ощущение, что разговоры или письма к Вильгельму – это всего лишь выведение на первый план, на свет (из тени) другой части себя, что скрывается в глубинах естества.

Вертер не может полностью согласиться с педантом Альбертом – женихом возлюбленной, а затем и мужем: герой видит, как вокруг происходит вырождение аристократии, и бурно воспринимает негативные настроения знати по отношению к людям низшего сословия и их чувствам:

Человек остается человеком, – снова повторяет он, – и крохи ума, которые могут быть в человеке, весят слишком мало, а то и вовсе молчат, когда бушуют страсти и вытесняют все другие человеческие чувства…

Эволюция и динамика главного героя Гете

Персонаж немецкого писателя сам не понимает, какое место будет занимать в этой жизни, и наивно повторяет, что:

…мы, люди, часто сетуем на то, что радостных дней нам даровано мало, а плохих множество, но, по моему мнению, это неправда. Если бы мы воспринимали открытым сердцем то добро, что Бог нам дарит каждый день, то у нас бы хватило силы выдержать бедствие, если бы оно постигло нас…

Можно заметить, как кардинально изменятся мысли главного героя за небольшой период времени. Молодой Вертер представляет поколение тогдашней бунтующей молодежи.

Руководствуясь трезвостью ума, молодые люди говорят о любви, что человеку при природе нужен человек. У этого поколения завышенные требования к окружающим людям.

Эти требования и определяли тот непримиримый и неизбежный конфликт с общественным устройством и самим собой.

Анализ романа «Страдания юного Вертера» (И. В. Гёте)

Мы раскрыли смысл одного из этапов жизни Вертера. Теперь пришел черед второго периода. Для Вертера важным стал день, когда герой постиг, что его отличие от других людей, а также благородные духовные порывы нельзя реализовать.

Нравственным потрясением становится отъезд от Шарлотты, которую Вертер не может загубить, в далекий город, где герой ищет утешение от любви, трудясь в посольстве. Но душа, уже познавшая любовь, породила неудержимый характер, который не способен ни к каким компромиссам с собой и обществом.

Зависимость, зацикленность на собственных чувствах без взаимности в итоге стоила Вертеру ума:

Нет, все в порядке, все в порядке! Я – ее муж? О Боже, который создал меня, если бы ты подарил мне такое счастье, то я бы беспрестанно молился тебе целую жизнь.

Я не хочу жаловаться, прости мне мои слезы, прости мои бесполезные желания! Она – моя жена? И я бы мог прижать к себе это самое милое в мире создание? Меня аж жуть берет, Вильгельм, когда Альберт обнимает ее стройный стан! Иногда я не понимаю, как другой может ее любить, как он смеет любить, когда только я так искренне, так горячо ее люблю и, кроме нее, ничего другого не знаю, не знаю, не имею!..

Философский подтекст страданий Вертера

Вертер не понимает, что ему нужно в жизни, герой потерялся во времени и даже не знает, кем является. Поэтому Вертера постоянно преследует мысль, что он – только путник в этом мире, приглашенный и временный гость. Ежедневные воспоминания о Лотте наталкивают Вертера на философские размышления, на постижение неизвестного.

Время от времени герой хватает нить действительности за скользкий конец. Наиболее философским периодом жизни Вертера стал последний – третий этап жизни героя.

На этом этапе появляется новая женщина – еще одна безответная, но такая желанная любовь. Для Вертера последней каплей на пути в бездну было возвращение молодого человека в маленький городок и встреча с Шарлоттой. Когда Вертер увидел бывшую возлюбленную, юноша ощутил в душе невыносимую пустоту. И сквозь этот туманный, неясный бред Вертер помнит, что Шарлотта замужем.

Из своих переживаний Вертер делает выводы, что человеческая натура имеет свои пределы, она может сносить радость, боль, страдания лишь до определенной степени и погибает, когда мера перейдена…

В последних письмах к Лотте молодой человек, вроде, и каялся за свою страсть, но одновременно хотел навсегда исчезнуть с лица земли и остаться рядом с возлюбленной хотя бы в виде песчинки.

Естественное в образе Вертера сопоставляется с человеческим, герой осмысливает свой уход как признак возрождения экзальтированной любви в чем-то новом, высшем.

Молодой человек не испытывает страха перед смертью, поскольку страдания и боль делают Вертера духовно совершенным.

Анализ романа «страдания юного вертера» (и. в. гёте) – Literature Teacher

Анализ романа «Страдания юного Вертера» (И. В. Гёте)

  • Подлинную мировую известность принёс Гёте роман «Страдания юного Вертера» (1774), вошедший в историю литературы как образец сентименталистской прозы, на который ориентировались все писатели-сентименталисты.
  • «Страдания юного Вертера» (в некоторых переводах «Страдания молодого Вертера») представляет собой роман в письмах, или эпистолярный роман.
  • Этот жанр был особенно распространён в середине XVIII века, и предшественниками Гёте в этом жанре были английский писатель Сэмюэль Ричардсон и французский классик сентиментализма Жан-Жак Руссо.

Первую, большую часть произведения занимают письма пылкого и чувствительного юноши Вертера к своему другу Вильгельму, в которых герой изливает свои любовные переживания и отношения с миром, вторая часть составляет приписку «от издателя к читателю». Таким образом, Гёте показывает своего героя в двух ракурсах: исповедальном и со стороны. Благодаря такому повествовательному приёму Гёте предвосхищает реализм литературы XIX и XX веков.

Сюжетная основа романа «Страдания юного Вертера» такова: герой уезжает из родных мест и поэтому вынужден рассказывать своему другу о себе в письмах, что определяет форму романа. Вскоре Вертер встречает прекрасную девушку — Лотту и влюбляется в неё.

Влюблённость героя перерастает в страстное чувство — исключительную любовь, подчинить которую голосу рассудка, как того требуют обстоятельства, невозможно. Лотта не может ответить на любовь Вертера, потому что у неё есть жених Альберт, впоследствии ставший её мужем.

Вертер, Лотта и Альберт представляют классический любовный треугольник, который характерен для романтизма: Вертер жаждет гармонии души, полноты жизни и любви, Альберт разумен и рассудочен, и выбор Лотты склонился в его пользу.

Конфликт Вертера с миром носит сложный характер, он не только потрясён безответной любовью, но также подвергается унижению в обществе, оказавшись жертвой сословных предрассудков, будучи человеком небогатым и скромного происхождения.

Безнадёжность и отчаяние, отсутствие какой-либо поддержки, одиночество толкают Вертера на самоубийство. Непримиримый конфликт с миром, невозможность для человека счастья и душевного покоя Гёте выразил в строках, ставших эпиграфом к юбилейному изданию «Вертера»:

Тебе уйти, мне — жить на долю пало,

Покинув мир, ты потерял так мало.

Фабула произведения кажется очень простой, даже банальной, особенно если мы читаем его сегодня. Поэтому так важно понять, что вызывало столь сильное переживание в современниках Гёте и почему этот роман вызывает интерес у читателей до сих пор.

Роман «Страдания юного Вертера» стал «открытием человека», подтверждением его права на частную жизнь, достойное место в обществе, свободный жизненный выбор. Книга Гёте была написана на пороге эпохальных политических потрясений в Европе, заявив о самом главном — как изменился современный человек.

Через пятнадцать лет после выхода романа Гёте в свет началась Великая французская революция, которая уничтожила французскую монархию, изменила весь прежний общественный строй. Роман «Страдания юного Вертера» был настольной книгой будущего завоевателя Наполеона, в расцвете своей славы он беседовал с Гёте, обсуждая любимую книгу своей юности.

Роман оказал влияние вместе с европейскими политическими идеями и на русскую литературу, например, повесть А.Н. Радищева «Дневник одной недели» по форме и описанию сильных чувств и характеру размышлений молодого человека напоминает героя Гёте.

  1. Убедительность и правдоподобие сюжетным событиям романа придаёт то обстоятельство, что в их основу легли факты из биографии самого писателя и его жизненные наблюдения.
  2. Летом 1772 года Гёте проходил практику в суде города Вецлар, в этот период он был платонически влюблён в невесту приятеля Шарлотту Буфф, что помогло ему позже при описании чувств Вертера.
  3. На создание основных образов романа также повлияли жизненные впечатления: самоубийство друга, Карла Вильгельма Иерузалема, из-за несчастной любви, восхищение Гёте другой девушкой — Максимилианой фон Ларош, ставшей прототипом Лотты в романе.

В своём романе Гёте поставил очень важную для человека проблему выбора: не принимать в жизни активного участия, не противиться её жестоким законам и уйти из неё или трудом и верой в возможное счастье и правду на земле утверждать жизнь. Конечно, роман оказал на многих трагическое воздействие, однако Гёте своей собственной жизнью доказывал правильность жизнеутверждающего пути человека.

Читайте также:  Сочинение: почему важно уметь контролировать свои эмоции?

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2016

Источник:

Анализ романа Гете «Страдания юного Вертера»

Анализ романа «Страдания юного Вертера» (И. В. Гёте)

Ему посчастливилось родиться не подданным мелкого деспота, а гражданином вольного имперского города Франкфурта-на-Майне, в котором семья его занимала высокое и почетное место. ервые стихотворные опыты Гете относятся к восьмилетнему возрасту.

Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения, так что к 19 годам, когда тяжелая болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приемами версификации и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил.

Специально сохранен был стихотворный сборник Аннетте, и пасторальная комедия Капризы влюбленного. В Страсбурге, где в 1770-1771 Гете завершил юридическое образование, и в последующие четыре года во Франкфурте он был лидером литературного бунта против принципов, установленных И. Х. Готшедом (1700-1766) и теоретиками Просвещения.

В Страсбурге Гете встретился с И. Г. Гердером, ведущим критиком и идеологом движения “Бури и натиска”, переполненным планами создания в Германии великой и оригинальной литературы.

Восторженное отношение Гердера к Шекспиру, старинной англ поэзии и народной поэзии всех наций открыло новые горизонты перед молодым поэтом, чей талант только начал раскрываться.

Гете написал Геца фон Берлихингена) и, используя шекспировские “уроки”, начал работу над Эгмонтом (Egmont) и Фаустом (Faust); помогал Гердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в манере народной песни.

Гете разделял убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Эта убежденность стала на всю жизнь его главным творческим принципом.

В этот период пылкое счастье, каким его наполняла любовь к Фридерике Брион, дочери пастора, воплотилась в яркой образности и задушевной нежности таких стихов, как Свидание и разлука, Майская песнь и С разрисованной лентой; укоры же совести после расставания с нею нашли отражение в сценах покинутости и одиночества в Фаусте, Геце, Клавиго и в ряде стихотворений.

Сентиментальная страсть Вертера к Лотте и трагическая его дилемма: любовь к девушке, уже обрученной с другим, — часть собственного жизненного опыта Гете.

Одиннадцать лет при веймарском дворе (1775-1786), где он был другом и советником молодого герцога Карла Августа, коренным образом изменили жизнь поэта. Гете находился в самом центре придворного общества.

Но более всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Шарлоттой фон Штайн.

Эмоциональность и революционное иконоборчество периода “Бури и натиска” отошли в прошлое; теперь идеалами Гете в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы.

Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди. Свободные строфы его стихов спокойны и безмятежны по содержанию и ритмике, но мало-помалу форма становится жестче, в частности Гете предпочитает октавы и элегические двустишия великой “тройки” — Катулла, Тибулла и Проперция.

Когда в 1805 скончался Шиллер, троны и империи содрогались — Наполеон перекраивал Европу. В этот период он писал сонеты к Минне Херцлиб, роман «Избирательное сродство» и автобиографию.

В 65 лет, надев восточную маску Хатема, он создал «Западно-восточный диван», сборник любовной лирики. притчи, глубокие наблюдения и мудрые раздумья о человеческой жизни, нравственности, природе, искусстве, поэзии, науке и религии озаряют стихи Западно-восточного дивана.

  • в последнее десятилетие жизни поэта он заканчивал Вильгельма Мейстера и Фауста.

«Страдания юного Вертера», анализ романа Гете

«Страдания юного Вертера» – автобиографический роман 25-летнего И. В. Гёте, опубликованный анонимно в 1774 году. Он построен как лирический дневник юного Вертера в виде его писем, большая часть которых адресована его другу Вильгельму.

Летом 1772 года, во время прохождения практики в имперском камеральном суде Вецлара, Гёте познакомился с Шарлоттой Буфф. Так же, как и в романе, знакомство произошло на танцевальном вечере. В 1773 году Шарлотта вышла замуж за юриста Иоганна Кёстнера. Если Гёте и был опечален по этому поводу, то во всяком случае не настолько, чтобы дело дошло до самоубийства.

Однако же самоубийство от несчастной любви примерно в то же самое время всё же имело место в Вецларе. Застрелившийся Карл Вильгельм Иерузалем, тоже молодой юрист, был другом Гёте. Некая Элизабет Герд, которую Иерузалем безответно любил, решила выйти замуж за другого, что и стало причиной самоубийства молодого юриста.

Иерузалем выстрелил себе в голову в своей квартире 29 октября 1772 года и умер на следующий день – всё точно так, как описано в романе Гёте. Романист изменил лишь день самоубийства.

Ведь само уже решение покончить с собой именно в один из тех дней, когда мирные обыватели готовятся в тихом семейном кругу встретить Рождество, было неким вызовом со стороны Вертера.

Направление и художественный метод

Именно этот элемент вызова устоявшимся общественным нормам сближает роман молодого Гёте с преромантическим движением «Бури и натиска». С другой стороны, этот роман часто связывают и с развитием сентиментализма.

Сентиментализм как художественный метод европейской литературы сложился уже в 60-е годы XVIII века. В 1761 году была опубликована «Юлия, или Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо, а в 1768 году «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Лоренса Стерна.

Гёте подражает Стерну в «отборе впечатлений» путешественника: его Вертера интересуют не общепризнанные достопримечательности, а, наоборот, никому неизвестные и ничем не примечательные места.

И даже задумав посетить некую достопримечательность, Вертер недолго обманывает самого себя и честно признаётся другу: «Я надумал посетить н-ские рудники, но дело вовсе не в рудниках. Я хочу быть поближе к Лотте – вот и всё. Я смеюсь над собственным сердцем… и потворствую ему».

Если лейтмотивом «путешествия сердца» Гёте обязан Стерну, то Руссо он обязан контурами своего «треугольника».

Вольмар любит свою жену Юлию, но страсть его «ровна и сдержанна», ибо он всегда поступает, как «подсказывает ему разум».

Наставляемый Вольмаром, Сен-Пре начинает постигать «сладостную прелесть» невинных дружеских отношений с Юлией. Гёте, однако же, показывает нам изнанку такого «треугольника».

Двухтомник «Творений Оссиана» (1765), сентиментальная мистификация Джеймса Макферсона, – ещё один важный источник «подлинности» и «сердечности» чувств Вертера, торжественно заявившего в одном из писем, что теперь эти книги заменили ему доселе наиболее им ценимый двухтомник Гомера. Достаточно сказать, что роковое для главных героев физическое не вполне, но всё же сближение происходит именно после того, как Вертер читает Лотте пространный отрывок из собственного (т. е. гётевского) перевода одной из Оссиановых поэм.

И, наконец, «Эмилия Галотти» — трагедия в пяти действиях Г. Э. Лессинга, литературная новинка того самого 1772 года, в конце которого Вертер покончил с собой.

Её находят раскрытой на столе, за которым он и застрелился: она лишний раз подтвердила «неизбежность добровольного ухода» в «некоторых обстоятельствах». Девушка потеряла любимого жениха, теперь ей неизбежно угрожает роль фаворитки нелюбимого, но всесильного принца.

Узнав об этом, она берётся за кинжал, и ей на помощь приходит её родной отец, ибо «кинжал не для слабой женской руки». Отец закалывает дочь, спасая её от бесчестия.

Стремление хладнокровно разобраться в «некоторых обстоятельствах», с неизбежностью приводящих к самоубийству, особенно роднит просветителя Гёте с просветителем Лессингом. А логику сентиментализма – логику верховенства «сердца» над «разумом» – Гёте (в экспериментальных целях) доводит до абсурда.

Ведь если невозможность удовлетворить «влечение сердца» ставит крест, причём навсегда (?!), на всех остальных возможностях и человек на самом деле в это верит, то в таком случае суицид для него действительно «неизбежен». Такая «безупречная» логика героя романа была всерьёз воспринята его юными читателями. Это привело к явлению, ставшему известным как «эффект Вертера».

В год 200-летнего юбилея романа оно получило научное описание и объяснение в трудах американского социолога Дэвида Филлипса.

Он исследовал волну самоубийств, прокатившуюся по всей Европе в конце XVIII века в подражание герою Гёте, сравнив это явление со статистическими данными своего времени, согласно которым каждое новое сообщение о суициде в средствах массовой информации в течение последующей недели резко повышает количество самоубийств именно среди молодёжи.

Парадоксальным аргументом в защиту автора романа от обвинения в том, что все эти самоубийства были им спровоцированы, может служить именно его автобиографизм.

Ведь если бы Гёте своё сердечное влечение к прелестям Лотты Буфф поставил во главу угла, он оказался бы на месте Вертера-Иерузалема.

Но логический, научный (в духе Просвещения) разбор сентиментальных влечений как раз и помог автору романа не оказаться на месте его героя.

Жанр, композиция, фабула, сюжет

Роман состоит из Книги первой, Книги второй и эпилога «От издателя к читателю». При этом голос автора («издателя») звучит лишь в эпилоге (но и там приводятся письма Вертера), в то время как все события Книги первой и Книги второй мы узнаём только из собственных писем Вертера.

Вряд ли, однако, это даёт нам основание отнести «Вертера» к жанру эпистолярного романа, которому свойствен прежде всего диалогизм, сопоставление разных точек зрения, – в то время как ответов на письма Вертера мы не видим, нам представлена лишь его субъективная точка зрения. Таким образом, жанр гётевского романа точнее было бы определить как «лирический дневник».

Читайте также:  Биография Оскара Уайльда: жизнь и творчество

«История эта очень проста», – утверждает «издатель» в начале своего обращения к читателю. Но это именно тот случай, когда простота фабулы с лихвою окупается сложностью сюжета.

Так, например, мы можем только догадываться (вместе с автором писем, исполненных то горьких разочарований, то робких надежд) о подлинных чувствах Лотты. А её колебания в финале отнюдь не вносят какой-либо ясности в этот вопрос.

Так же мало, в сущности, мы знаем твёрдых психологических фактов об Альберте, к которому Вертер явно несправедлив (хотя и старается быть к нему справедливым или, во всяком случае, утверждает, что старается).

Кроме главной «простой» истории, в романе с десяток вставных историй: они тоже по-своему просты, но все вместе образуют очень сложный узор, долженствующий свидетельствовать о сложности человеческого сердца и его примате над всеми и всяческими увещеваниями разума.

Особо следует выделить троекратно вплетённую в основную нить повествования историю простого деревенского парня, сперва трогательно влюблённого в свою хозяйку-вдову, затем чуть не ставшего насильником и наконец ставшего убийцей.

А также историю простой деревенской девушки, соблазнённой и покинутой: эту историю Вертер обсуждает с Альбертом в их дискуссии о правомерности самоубийства.

Кратко, но выразительно здесь обрисованы психологические мотивы и внутренняя эволюция девушки, решившейся в конце концов утопиться в местном озере, и этот сценарий её поведения впоследствии лёг в основу катехизиса русского сентиментализма – «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина.

По произведению: «Страдания юного Вертера»

По писателю: Гете Иоганн Вольфганг

"Страдания юного Вертера": анализ произведения Гете – Гете И. Зарубежная литература

Подлинную мировую известность принёс Гёте роман «Страдания юного Вертера» (1774), вошедший в историю литературы как образец сентименталистской прозы, на который ориентировались все писатели-сентименталисты.

«Страдания юного Вертера» (в некоторых переводах «Страдания молодого Вертера») представляет собой роман в письмах, или эпистолярный роман.

Этот жанр был особенно распространён в середине XVIII века, и предшественниками Гёте в этом жанре были английский писатель Сэмюэль Ричардсон и французский классик сентиментализма Жан-Жак Руссо.

Первую, большую часть произведения занимают письма пылкого и чувствительного юноши Вертера к своему другу Вильгельму, в которых герой изливает свои любовные переживания и отношения с миром, вторая часть составляет приписку «от издателя к читателю». Таким образом, Гёте показывает своего героя в двух ракурсах: исповедальном и со стороны. Благодаря такому повествовательному приёму Гёте предвосхищает реализм литературы XIX и XX веков.

Сюжетная основа романа «Страдания юного Вертера» такова: герой уезжает из родных мест и поэтому вынужден рассказывать своему другу о себе в письмах, что определяет форму романа. Вскоре Вертер встречает прекрасную девушку — Лотту и влюбляется в неё.

Влюблённость героя перерастает в страстное чувство — исключительную любовь, подчинить которую голосу рассудка, как того требуют обстоятельства, невозможно. Лотта не может ответить на любовь Вертера, потому что у неё есть жених Альберт, впоследствии ставший её мужем.

Вертер, Лотта и Альберт представляют классический любовный треугольник, который характерен для романтизма: Вертер жаждет гармонии души, полноты жизни и любви, Альберт разумен и рассудочен, и выбор Лотты склонился в его пользу.

Конфликт Вертера с миром носит сложный характер, он не только потрясён безответной любовью, но также подвергается унижению в обществе, оказавшись жертвой сословных предрассудков, будучи человеком небогатым и скромного происхождения.

Безнадёжность и отчаяние, отсутствие какой-либо поддержки, одиночество толкают Вертера на самоубийство. Непримиримый конфликт с миром, невозможность для человека счастья и душевного покоя Гёте выразил в строках, ставших эпиграфом к юбилейному изданию «Вертера»:

Тебе уйти, мне — жить на долю пало,

Покинув мир, ты потерял так мало.

Фабула произведения кажется очень простой, даже банальной, особенно если мы читаем его сегодня. Поэтому так важно понять, что вызывало столь сильное переживание в современниках Гёте и почему этот роман вызывает интерес у читателей до сих пор.

Роман «Страдания юного Вертера» стал «открытием человека», подтверждением его права на частную жизнь, достойное место в обществе, свободный жизненный выбор. Книга Гёте была написана на пороге эпохальных политических потрясений в Европе, заявив о самом главном — как изменился современный человек.

Через пятнадцать лет после выхода романа Гёте в свет началась Великая французская революция, которая уничтожила французскую монархию, изменила весь прежний общественный строй. Роман «Страдания юного Вертера» был настольной книгой будущего завоевателя Наполеона, в расцвете своей славы он беседовал с Гёте, обсуждая любимую книгу своей юности.

Роман оказал влияние вместе с европейскими политическими идеями и на русскую литературу, например, повесть А.Н. Радищева «Дневник одной недели» по форме и описанию сильных чувств и характеру размышлений молодого человека напоминает героя Гёте.

Убедительность и правдоподобие сюжетным событиям романа придаёт то обстоятельство, что в их основу легли факты из биографии самого писателя и его жизненные наблюдения.

Летом 1772 года Гёте проходил практику в суде города Вецлар, в этот период он был платонически влюблён в невесту приятеля Шарлотту Буфф, что помогло ему позже при описании чувств Вертера.

На создание основных образов романа также повлияли жизненные впечатления: самоубийство друга, Карла Вильгельма Иерузалема, из-за несчастной любви, восхищение Гёте другой девушкой — Максимилианой фон Ларош, ставшей прототипом Лотты в романе.

Переплетение биографических фактов, которые со временем исчезают в памяти и утрачивают своё значение, со свободной и вдохновенной поэтической фантазией, по замечанию Гёте, и приводит к тому, что всё описанное в романе читатель воспринимает как написанное «только для него одного».

В своём романе Гёте поставил очень важную для человека проблему выбора: не принимать в жизни активного участия, не противиться её жестоким законам и уйти из неё или трудом и верой в возможное счастье и правду на земле утверждать жизнь. Конечно, роман оказал на многих трагическое воздействие, однако Гёте своей собственной жизнью доказывал правильность жизнеутверждающего пути человека.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2016

Анализ романа Страдания юного Вертера Гёте – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

История создания

«Страдания юного Вертера» были написаны в 1774 году. Это второй успешный роман Гете. Он содержит несколько автобиографической информации. Писатель выразил в нем свою платоническую любовь к Шарлотте Буфф. Мотив суицида главного героя был навеян историей друга  Гете, Карла Вильгельма Иерузалема, который совершил самоубийство от неразделенной любви к замужней женщине.

Сюжет

Вертер приехал в небольшой город, чтобы спокойно провести время. Он много рисует и общается, но почти ничего не читает. Однажды на балу он познакомился с Шарлоттой и сразу в нее влюбился. Однако, девушка была помолвлена с другим молодым человеком. Вертер знал это, но никак не мог заглушить в себе любовь.

Он часто бывал в гостях у девушки. Они много гуляли, общались. Скоро приехал ее жених — Альберт. Он очень деликатно относился к Вертеру. Но он стал замечать, что в их компании есть кто-то лишний. Тогда Вертер устроился на службу и уехал в другое место, но долго не продержался там.

Он вернулся на родину, но вскоре опять приехал в город, где живёт Шарлотта. Она уже вышла замуж за Альберта и была счастлива. Вертер очень поменялся. Он стал импульсивным, вспыльчивым. Однажды в канун рождества он навестил Шарлотту. В этот момент он поцеловал ее. Девушке не понравилось это.

Она попросила Вертера больше не приходить к ней. Тогда Вертер написал ей письмо и совершил самоубийство.

Главные герои

В произведении три главных героя — Вертер, Шарлотта и Альберт. Вертер — романтичный и эмоциональный молодой человек. Для него характерна порывистость, страстность. Он влюбился в Шарлотту и стремился отдаться ей без остатка. Шарлотта — старшая дочь в многодетной семействе. Ее мать умерла и она была за старшую.

У нее было восемь братьев и сестер. Шарлотта с нежностью и любовью заботилась о них. Это чувственная, умная, красивая и обаятельная девушка. Альберт — рациональный и спокойный молодой человек. Снаружи он кажется бесчувственным, однако, в глубине его души кроятся все его чувства. Он очень любит Шарлотту.

Для него характерна деликатность и тактичность.

Жанр произведения — сентиментальный роман в письмах. Такая необычная форма позволяет автору сосредоточить внимание на чувствах главного героя, его эмоциях, переживаниях.

Считается, что это произведение написано в рамках сентиментализма, который возник после классицизма, и просуществовал совсем немного.

На связь с этим направлением указывает не только сосредоточение внимания на чувствах, но и близость героев к природе.

«Страдания юного Вертера» поднимают проблему неразделенной любви, одиночества, а также нравственного выбора между чувством и долгом.

Суть романа заключается в том, что автор показал то, до чего может довести несчастная любовь.

Гете хотел показать любовь в разных ее проявлениях, а также показать то, как она влияет на человека.

Также суть романа заключается в том, что перед каждым человеком когда встает вопрос нравственного выбора (на примере Шарлотты, которая выбирала между мужем и Вертером), в котором необходимо избрать долг.

Картинка к сочинению Анализ романа Страдания юного Вертера Гёте

ПредыдущаяСледующая

Ссылка на основную публикацию